• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В. А. Грингмутом. Деятельность по созданию РМП Грингмут начал сразу после Манифеста 18 февр. 1905. В марте - нач. апр. он опубликовал в газете «Московские ведомости» цикл статей о необходимости создания монархической партии и ее задачах.

    24 апр. 1905 состоялось первое собрание кружка единомышленников, по результатам которого при редакции «Московских ведомостей» было создано Центральное бюро (этот день и стало принято считать днем рождения РМП).

    Затем был большой перерыв, и следующие собрания прошли только 1 и 9 сент. 6 окт. на собрании были обсуждены программа и план выборной кампании. Однако революционные выступления побудили членов создаваемой партии к более активным действиям. Собрание 18 окт., прошедшее на следующий день после выхода известного Манифеста, как писал Грингмут, «под свист и улюлюканье уличной толпы» положило начало борьбе с революционерами. На собрании 20 нояб. были приняты решения: заключить тесный союз с др. патриотическими организациями для совместной борьбы с революцией; обратиться к Государю с заявлением о верности коренного Русского Народа присяге и о желании укреплять Самодержавие. Результатом объединительной деятельности стало создание Всенародного Русского Союза, объединившего все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.). А 1 дек. 1905 состоялся Высочайший прием депутации от правых организаций, во время которого с приветственным и ободрительным словом к Императору Николаю II от имени русских монархистов обратился основатель РМП В. А. Грингмут. После того, как 6 дек. появилось обращение, зовущее к открытому бунту, по инициативе Грингмута на Красной площади состоялось всенародное моление за Царя и Родину. Несмотря на неприкрытый революционный террор, в назначенный час к центру города пришли многие тысячи православных русских людей, которые во главе с архипастырями молились Богу об умирении Отечества. В 1906 началась планомерная работа по организационному и идейному обеспечению деятельности РМП. Было открыто несколько отделов партии: 5 марта - в Егорьевске, 6 марта - в Богородске, 10 марта - в Павловском Посаде, 11 мая - в Бронницах, 19 июня - в ИвановоВознесенске, 29 июня - в Рязани. Появилось также и 3 отдела в самой Москве: Дорогомиловский, Лефортовский и Басманный. В др. городах начали возникать партии с аналогичным названием (самая известная - в Киеве), но они организационно не были связаны с московской РМП. С 5 февр. по 17 дек. 1906 состоялось 11 собраний РМП, наиболее важными из них были собрания 26 февр., 9 июля и 8 авг. 26 февр. на 2-м общем собрании с обстоятельным докладом выступил председатель партии В. А. Грингмут: он прочитал текст ответа Государя на телеграмму РМП, принятую на первом общем собрании 5 февр.; рассказал об итогах 1-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 8–12 февр. 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания); дал разъяснение о подготовке к выборам в Государственную Думу; проинформировал о деятельности провинциальных отделов. Отдельную речь произнес Грингмут об историческом значении Царских слов, сказанных депутации монархистов Иваново-Вознесенска «Самодержавие Мое останется таким, каким оно было встарь». Собрание, пропев народный гимн «Боже, Царя храни», заслушало специальное воззвание «Православные люди, радуйтесь», составленное К. П. Степановым, а также приняло решение избрать слова Государя девизом для нагрудного знака монархиста. На собрании с речами также выступили В. Г. Орлов, Л. В. Геника, К. Н. Пасхалов, Л. Н. Бобров, А. С. Шмаков, Б. В. Назаревский и др. 8 июля 1906 в день Казанской иконы Божией Матери Император Николай II распустил революционную Государственную Думу.

    Монархисты, давно чаявшие этого, на следующий день провели собрание, на котором приняли решение поднести к образу Богородицы в Казанском соборе серебряно-вызолоченную с эмалью лампаду, украшенную драгоценными камнями с надписью «Русские монархисты в призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю Самодержцу Всероссийскому в память 8 июля 1906». Роспуск Думы обрадовал монархистов, однако вскоре появились слухи, что правительство ведет закулисные переговоры с представителями либеральных партий. Эти слухи, а также общая нестабильная ситуация в стране побудили РМП направить Всеподданнейший адрес Государю, принятый общим собранием 8 авг. В адресе выражалась надежда, что распущенная Государственная Дума будет теперь навсегда упразднена. При этом, не ставя никаких условий и выражая полное повиновение Царской воле, члены РМП предлагали по крайней мере изменить избирательное законодательство: «Если же Ты, Великий Государь, решил еще продолжить опыт с Государственною Думою, то мы исполним Твою Волю и приложим все старания к достижению возможно лучших результатов на предстоящих выборах; но таких результатов мы ни в каком случае не достигнем, если выборы будут происходить на основании прежних избирательных законов и в особенности, если в них будут принимать участие евреи». Однако, избирательный закон был изменен только после опыта со II Думой. Адрес заканчивался призывом-мольбой к Монарху: «Родимый Ты наш Кормилец, внемли воплю русской души, сними, наконец, путы с русского духа, дай Русским людям возможность жить по-русски с Неограниченным Самодержавным Царем во главе, и тогда народ Твой богатырь встанет во весь свой рост, вздохнет всею грудью и, уповая на милость Божию, покажет своим изменникам и другим народам, что рано они собрались петь по нас панихиду. Прости, Великий Государь, за наши слезы, - сил нет переносить наше унижение и наши страдания». В 1906 в качестве своего рода диспут-клуба при РМП начало функционировать Русское Монархическое Собрание, которое призвано было обсуждать программно-теоретические вопросы монархического движения. Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В. А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в «Московских ведомостях». В к. 1905 (н. 1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей «сохранение Самодержавия». Необходимость реформ не отрицалась, но, Русская Монархическая Партия - хоругвь во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде «Православие, Самодержавие и Русская народность». Программа провозглашала Православную Церковь «залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа», выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа.

    Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать. Реформы должны основываться также на «свободном развитии Русской национальной и культурной идеи по всей Империи, но без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения». Это означало, прежде всего, что должны сохраняться: единство и целость Российской Империи, единый русский государственный язык, единый русский закон, единая русская государственная школа. Отвергая идею законодательного органа, Программа РМП предлагала оригинальный способ участия народа в высшем государственном управлении - через реорганизацию Государственного Совета. Теперь в нем заседают бывшие государственные деятели, имеющие служебный опыт, но не имеющие жизненного, - считал Грингмут,- поэтому они не приносят должной пользы. И предлагал назначить в Госсовет выдающихся русских деятелей, имеющих заслуги не только на государственном поприще, но и в др. сферах, которые могут быть советниками Царя в делах законодательства. Однако они не должны ограничивать Государя своими решениями. Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного. В решении крестьянского вопроса РМП выступала против «незаконных методов ликвидации малоземелья» (захват чужой собственности, принудительное отчуждение крупных владений), ибо неприкосновенность «имущественных прав - важнейший залог здорового развития и процветания государства и прочного укрепления народной нравственности». Проблема малоземелья должна решаться исключительно законными мерами: повышением производительности земли, распространением дешевого мелкого кредита, организацией сельскохозяйственных школ, широкой организацией переселения не только крестьян, но и помещиков. Все эти меры требовали, прежде всего, энергичной помощи со стороны правительства, которое, напротив, в целях привлечения иностранного капитала забросило сельское хозяйство и сосредоточило усилия только на промышленности. У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета «Московские ведомости» и т. д. В целях противодействия образованию внутри партии фракций специально оговаривалось, что «принцип оспаривания основных положений не допускается», кто не согласен хотя бы с одним из них, в партию не вступает или исключается из нее. В 1907 главные усилия Грингмута и др. лидеров РМП были направлены на сплочение патриотических сил. 18 февр. было заключено соглашение об объединении двух крупнейших монархических организаций Москвы - РМП и Московского отдела СРН - в единый Монархический Союз Русского Народа. Основные условия соглашения были следующими: основатель и председатель СРН Н. Н. Ознобишин становился почетным председателем новой партии, а Грингмут - действующим; полное слияние планировалось осуществить с 1 янв.

    1908; в течение 1907 сохранялось раздельное делопроизводство и финансы, но проходили объединенные собрания (всего было проведено 8 таких общих собраний). 15 апр. была торжественно освящена хоругвь РМП, которую исполнил известный иконописец, поставщик Высочайшего Двора В. П. Гурьянов при содействии проф. живописи В. М. Васнецова и инокинь Иоанновского монастыря.

    Хоругвь представляла собой несколько видоизмененную копию знамени кн. Д. И. Пожарского, чем подчеркивалась преемственность служения монархистов Богу, Царю и Отечеству. Внезапная кончина основателя партии и признанного вождя московских монархистов В. А. Грингмута (а 17 дек. 1906 он был избран пожизненным председателем партии) нанесла серьезный удар по деятельности РМП. Ряд проектов председатель партии обеспечивал лично своим высочайшим авторитетом, влиянием в высших сферах и просто необходимым уровнем компетентности по целому ряду вопросов. Преемником Грингмута на всех постах в монархических организациях Москвы стал прот. И. И. Восторгов, бывший его заместителем при жизни. С 1908 РМП была преобразована в Русский Монархический Союз. Десятилетие основания РМП как ввиду войны, так и ввиду расколов в монархическом движении, широко не отмечалось, откликнулись только «Московские ведомости», опубликовавшие 24 апр. 1915 редакционную статью, посвященную юбилею.

    Просвещение. В начале XX в. расширяется сеть начальных школ, которые делились на земские, школы Министерства просвещения и церковноприходские. Только в государственных начальных школах обучалось 6 млн детей. Грамотность населения старше 8-летнего возраста составляла около 40 %.

    Промышленный подъем, вызванный реформами С.Ю. Витте, увеличил потребность страны в специалистах различных отраслей экономики. Это способствовало росту высшего, в основном университетского, образования. Хотя количество университетов почти не изменилось (в 1909 г. открылся университет в Саратове), на порядок выросло число студентов (в середине 90-х годов XIX в. - 14 тыс., в 1907 г. - 35,5 тыс.). Расширилась сеть высших технических учебных заведений, в 1916 г. их стало 16. Получило распространение высшее частное образование (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева). Было открыто около 30 женских вузов. Существовали специальные учительские семинарии, готовившие по ускоренной программе преподавателей школ. Кадры для самих семинарий и средних учебных заведений готовили 47 педагогических институтов. В 1903 г. открылся женский педагогический институт в Санкт-Петербурге.

    В начале века для ликвидации неграмотности среди взрослого населения возникали народные университеты, просветительные народные общества, где бесплатно преподавали многие видные русские ученые. По количеству издаваемых книг в первое десятилетие XX в. Россия занимала третье место в мире после Германии и Японии. Выпускалось более 1000 легальных газет. Самым популярным журналом была “Нива”. В 1905 г. правительство сняло предварительную цензуру периодических изданий. Следует отметить просветительскую деятельность издателя и книготорговца И. Д. Сытина, типографии которого массовыми тиражами выпускали “Библиотеку для самообразования” и другие книги для народа. В первое десятилетие XX в. в Российской империи существовало более 10 тыс. общественных и народных библиотек. В это же время начинается развитие русского кинематографа. В период с 1908 по 1917 г. было создано 2 тыс. игровых фильмов отечественного производства. По замечанию многих современников, отличительной чертой начала века была тяга низших слоев населения к знаниям.

    Наука. К началу XX в. в России существовала Академия наук с развитой системой отраслевых институтов, а также университеты с многочисленными научными обществами. Всероссийские съезды ученых продолжали играть роль координирующих центров для научных сил страны. Передовые знания распространялись с помощью многочисленной периодики (журналы “Вокруг света”, “Природа”, “Наука и жизнь” и др.). Ведущие ученые страны часто выступали с публичными лекциями. В России развивались новые научные отрасли: воздухоплавание и электротехника, гидро- и аэродинамика (Н.Е. Жуковский). В 1913 г. были построены первые русские самолеты. Продолжалась научная деятельность К.Э. Циолковского, который заложил теоретические основы будущих космических полетов. Русская наука развивалась в тесном контакте с мировой. Открытия российских ученых - физика П.Н. Лебедева, естествоиспытателя В.И. Вернадского, физиологов И.П. Павлова и И.И. Мечникова -были с интересом восприняты международной научной общественностью. Павлов и Мечников были удостоены Нобелевских премий. Развитие естествознания привело к переоценке многих философских теорий. Материализм и марксизм теряли последователей в среде русских интеллектуалов. Эти перемены отразились на общественных науках. По мнению многих видных ученых, центр философии переместился из Германии в Россию. В начале века публикуются труды религиозных философов-идеалистов B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского, в которых утверждался примат духовности. Новые имена появляются в экономической науке (М.И. Туган-Барановский) и в истории (С.Ф. Платонов, Н.П. Павлов-Сильванский).

    Художественная культура. Начало века считается временем “переоценки ценностей” в духовной сфере. Интеллектуалы и творцы бросают прежнее увлечение социальными проблемами и переходят к рассмотрению чувств и переживаний отдельной личности. Это явление в искусстве получило название “декадентства”. Сторонники этого направления призывали в своих произведениях уйти от серой действительности в грезы, в мистику, в запредельные миры. Возникло такое течение, как модернизм, которое отображало жизнь через субъективное восприятие художника-творца.

    В литературе продолжали творить такие корифеи русской словесности, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, молодые И.А. Бунин и А.И. Куприн. Среди революционно-демократических слоев растет популярность М. Горького (A.M. Пешкова). Рядом с реализмом в русской литературе на рубеже веков возникает новое, модернистское направление. Модернизм был сложным течением, внутри которого можно выделить несколько направлений, преобладавших на разных этапах его развития. Это символизм, футуризм, акмеизм и т. п. Каждое из них выдвигало собственную эстетическую программу, но все они отрицали принципы реалистического искусства. Модернисты выступали за “чистое и свободное” творчество, отражающее чувственный мир индивидуальности, а не социальные проблемы. К символистам могут быть отнесены Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок, А. Белый (Б.Н. Бугаев). Другие направления модернизма (футуризм, акмеизм) представляли В.В. Маяковский, А.А. Ахматова, СМ. Городецкий, Н.С. Гумилев, А. Крученых.

    В условиях “наэлектризованности” общественной жизни чрезвычайно возросла роль театра. Новые подходы к этому виду творчества разрабатывали режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко (Московский Художественный театр). Также формировалась эстетика символического, условного театра, связанная с экспериментами В.Э. Мейерхольда. В 1904 г. в Санкт-Петербурге открылся театр В.Ф. Комиссаржевской, где с большим успехом шли пьесы М. Горького.

    В музыке также происходят значительные перемены. Расширяется сфера музыкального образования, новые консерватории открыты в Саратове, Одессе, Киеве. В 1906 г. в Москве СИ. Танеевым созданы Народная консерватория и Дом песни. Как и в других видах искусства, в музыке повысился интерес к внутреннему миру человека. Усиливаются лирические начала в произведениях русских композиторов - Н. А. Римского-Корсакова, А.И. Скрябина, СВ. Рахманинова. В начале XX в. центрами музыкальной жизни России были Мариинский и Большой театры, которым составляли конкуренцию многочисленные частные оперы. Именно в частной опере СИ. Мамонтова раскрылся талант известного певца и актера Ф.И. Шаляпина, ставшего в один ряд со звездами русского вокала Л.В. Собиновым и А.В. Неждановой.

    В изобразительном искусстве наряду с творчеством передвижников появляются новые направления. Искания в русской живописи связаны с именами таких художников, как М.А. Врубель, М.В. Нестеров, В.А. Серов, К.А. Коровин. В творчестве последнего нашел наиболее яркое выражение русский импрессионизм. Заметно возрождение интереса живописцев к культуре Древней Руси (В.М. Васнецов, Н.К. Рерих). В 1898 г. в Санкт-Петербурге под патронатом княгини М. Тенишевой возникли художественное объединение “Мир искусства” и журнал с таким же названием. Вокруг журнала объединились А.Н. Бенуа, Л.С Бакст, Е.Е. Лансере. Главной целью “мирискусников” было преобразить жизнь “посредством прикосновения к прекрасному”. Это движение, помимо живописи, охватило архитектуру, скульптуру, поэзию, оперное искусство и балет. Видным деятелем этого направления был СП. Дягилев, который знакомил Европу с русскими талантами и устраивал с просветительской целью выставки в российских городах. Большой успех имели дягилевские “Русские сезоны” в Париже. С 1907 г. в изобразительном искусстве появляются новые объединения: “Голубая роза”, “Бубновый валет”, “Ослиный хвост” и т. п. Творчество художников, входящих в эти группы, несло отпечаток модернизма (М.С. Сарьян, П.П. Кончаловский, М.Ф. Ларионов). К 1913 г. относится возникновение русского авангарда, сыгравшего большую роль в развитии мировой живописи. Основателями этого направления считаются художники К.С. Малевич, В.В. Кандинский, К.С. Петров-Водкин, М.З. Шагал, П.Н. Филонов.

    В скульптуре на смену эстетике классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения. Она отразилась в творчестве ваятелей П.П. Трубецкого, А.С. Голубкиной, СТ. Коненкова.

    В целом культура и искусство начала XX в. отличались сложностью философских и художественных исканий, разнообразием течений и групп, каждая из которых выступала с собственными лозунгами и манифестами.

    «Союз Михаила Архангела»

    «СОЮЗ РУССКИХ ЛЮДЕЙ» (СРЛ) возник из кружка «Московских дворян» в марте 1905 года. Руководителями СРЛ были крупные дворяне - землевладельцы и консервативная интеллигенция: среди 48 членов-учредителей 31 человек был из дворянского сословия, 4 - из духовенства, 2 - почетных гражданина, 4 - купца, 2 - крестьянина. Наиболее известны из них архиепископ Анастасий, князь В.Мещерский, графы Петр и Павел Шереметевы, граф Гудович, князь А.Г.Щербатов, А.Трубецкой, Ф.Голицын, В.Урусов, князь Гагарин, известный историк Д.И.Иловайский и другие.

    Печатные органы «Союза русских людей» - газеты «Гражданин», «Русское дело», «Кремль», «Временник Союза русских людей» и другие.

    Партийная программа содержала следующие положения:

    • - созыв сословного Земского собора в противовес Государственной думе по причине того, что «политические партии всегда преследуют лишь свои личные, эгоистические цели. Власть в таком парламенте всегда принадлежит тем, у кого меньше совести, больше денег и наглости. Интеллигенция и бюрократия в России состоит их «жидов» или людей, ими одурманенных или подкупленных, что несложно, так как большая часть банков и торговли принадлежит евреям… От этой «ожидовелой» интеллигенции идет революционная зараза…»;
    • - уравнять евреев в правах с иностранными подданными, то есть лишить российского гражданства, закрыть евреям доступ на государственную службу и правительственные учебные заведения, изгнать евреев из армии и лишить избирательных прав, закрыть еврейские газеты, сохранить еврейскую черту оседлости»;
    • - ввести бумажные деньги вместо введенной С.Ю.Витте золотой валюты, которая способствует закабалению страны сильными западными государствами;
    • - ввести государственное планирование экономики.
    • 14 октября 1905 года «Союз русских людей» через «Московские ведомости» обратился к народу с призывом образовывать при церковных приходах боевые дружины для борьбы с забастовками. Наибольшую активность в создании черных сотен в Москве проявил князь А.Г.Щербатов, одной из первых жертв его боевиков стал большевик Н.Э.Бауман.

    В мае 1907 года «Союз русских людей» объединился с «Союзом русского народа».

    «РУССКАЯ МОНАРХИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ» (РМП) - образовалась 24 апреля 1905 года, о чем сообщила газета «Московские ведомости». В числе организаторов были яркий оратор В.А.Грингмут, князь Д.Н.Долгоруков, барон Г.Г.Розен, потомственный дворянин Л.В.Геника, бывший народоволец Л.А.Тихомиров. Социальный состав партии был разнородным: за счет дворян, помещиков и консервативной интеллигенции формировались руководящие органы на местах; рядовой состав партии состоял из городской мелкой буржуазии, монархически настроенных рабочих и крестьян. Доступ в партию евреям был запрещен.

    Монархисты резко выступали против ограничения самодержавия представительными органами в лице Государственной думы и Государственного совета; призвание православной церкви заключалось, по мнению монархистов, в укреплении самодержавной власти. Социальная часть программы заключалась в формуле - «поднятие народного благосостояния» с помощью самодержавия. Монархисты обещали царю полное содействие при условии, если он решится на применение диктаторских мер.

    В России функционировали свыше 60 местных организаций РМП. Кроме того, ее поддерживали организационно не входящие многочисленные «патриотические общества»: например, такие как «Окраинный русский союз» в Вильно и Минске, народно-монархическая партия в Астрахани и Саратове.

    На выборах в І Государственную думу партия потерпела сокрушительное поражение, поэтому при выборах во ІІ Думу выступала в блоке с «Союзом русского народа» и другими черносотенными организациями. 18 февраля 1907 года монархисты объединились с «Союзом русского народа», но в 1909 году вышли из него; во главе монархической партии встал протоиерей И.И.Восторгов. В 1911 году партия была переименована в «Русский монархический союз» , продолжавший издавать «Московские ведомости» (редактор Л.А.Тихомиров). После Февральской революции партия прекратила свое существование.

    «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ СОЮЗ ИМЕНИ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА» (1908 - 1917). Имя Михаил, по замыслу основателей, должно было олицетворять и разящий небесный меч Архангела, и имя первого царя династии Романовых Михаила Федоровича. Партия возникла в результате откола части черносотенцев от «Союза русского народа», таких как протоиерей И.И.Восторгов, депутат В.М.Пуришкевич и другие. В отличие от «Союза русского народа» в «Союзе Михаила Архангела» было меньше представителей низов, но многие представители духовенства. Средства приходили не столько от членских взносов, сколько от пожертвований и правительственных субсидий.

    Печатным органом был еженедельный журнал «Прямой путь» , многие деятели печатались в газете «Колокол» (не путать с герценовским), еженедельнике «Зверобой» и других.

    Программа в значительной части совпадала с программными требованиями «Союза русского народа»: та же защита православной церкви, помещичьего землевладения, тот же великодержавный шовинизм и антисемитизм, борьба с революцией и прогрессивной печатью; однако «Союз Михаила Архангела» признавал необходимость Государственной думы, лишая избирательных прав лишь евреев, поляков и кавказцев.

    После Ленского расстрела «Союз Михаила Архангела» признал рабочий класс политической силой и при поддержке правительства создал ряд черносотенных профсоюзов на предприятиях. С 1908 по 1913 годы Союз создал 22 академические корпорации, а В.М.Пуришкевич в феврале 1914 года стал председателем «Всероссийского Филаретовского общества» народного образования.

    В годы Первой мировой войны Союз активно действовал в тылу русской армии, требовал твердой рукой подавить революционное брожение и довести войну до победного конца; 17 декабря 1916 года В.М.Пуришкевич принял участие в убийстве Г.Е.Распутина. С падением самодержавия деятельность «Союз Михаила Архангела» прекратилась, многие его члены примкнули к кадетам.

    Русская монархическая партия (РМП), одна из крупнейших право-монархических организаций, основанная В.А. Грингмутом .

    Деятельность по созданию РМП Грингмут начал сразу после Манифеста 18 февраля 1905. В марте - начале апреля он опубликовал в газете «Московские ведомости» цикл статей о необходимости создания монархической партии и ее задачах. 24 апр. 1905 состоялось первое собрание кружка единомышленников, по результатам которого при редакции «Московских ведомостей» было создано Центральное бюро (этот день и стало принято считать днем рождения РМП). Затем был большой перерыв, и следующие собрания прошли только 1 и 9 сент. 6 окт. на собрании были обсуждены программа и план выборной кампании. Однако революционные выступления побудили членов создаваемой партии к более активным действиям. Собрание 18 окт., прошедшее на следующий день после выхода известного Манифеста, как писал Грингмут, «под свист и улюлюканье уличной толпы» положило начало борьбе с революционерами. На собрании 20 ноября были приняты решения: заключить тесный союз с др. патриотическими организациями для совместной борьбы с революцией; обратиться к Государю с заявлением о верности коренного Русского Народа присяге и о желании укреплять Самодержавие.

    Результатом объединительной деятельности стало создание Всенародного Русского Союза, объединившего все наличные московские монархические организации (РМП, Союз Русских Людей (СРЛ), Московский Союз Русского Народа (СРН), Общество Русских Патриотов, Кружок москвичей и др.). А 1 дек. 1905 состоялся Высочайший прием депутации от правых организаций, во время которого с приветственным и ободрительным словом к Императору Николаю II от имени русских монархистов обратился основатель РМП В. А. Грингмут. После того, как 6 дек. появилось обращение, зовущее к открытому бунту, по инициативе Грингмута на Красной площади состоялось всенародное моление за Царя и Родину. Несмотря на неприкрытый революционный террор, в назначенный час к центру города пришли многие тысячи православных русских людей, которые во главе с архипастырями молились Богу об умирении Отечества.

    В 1906 началась планомерная работа по организационному и идейному обеспечению деятельности РМП. Было открыто несколько отделов партии: 5 марта - в Егорьевске, 6 марта - в Богородске, 10 марта - в Павловском Посаде, 11 мая - в Бронницах, 19 июня - в Иваново-Вознесенске, 29 июня - в Рязани. Появилось также и 3 отдела в самой Москве: Дорогомиловский, Лефортовский и Басманный. В др. городах начали возникать партии с аналогичным названием (самая известная - в Киеве), но они организационно не были связаны с московской РМП. С 5 февр. по 17 дек. 1906 состоялось 11 собраний РМП, наиболее важными из них были собрания 26 февр., 9 июля и 8 авг. 26 февр. на 2-м общем собрании с обстоятельным докладом выступил председатель партии В. А. Грингмут: он прочитал текст ответа Государя на телеграмму РМП, принятую на первом общем собрании 5 февр.; рассказал об итогах 1-го Всероссийского съезда Русских Людей в Санкт-Петербурге 8-12 февр. 1906 (Всероссийский съезд Русского Собрания); дал разъяснение о подготовке к выборам в Государственную Думу; проинформировал о деятельности провинциальных отделов. Отдельную речь произнес Грингмут об историческом значении Царских слов, сказанных депутации монархистов Иваново-Вознесенска «Самодержавие Мое останется таким, каким оно было встарь». Собрание, пропев народный гимн «Боже, Царя храни», заслушало специальное воззвание «Православные люди, радуйтесь», составленное К. П. Степановым, а также приняло решение избрать слова Государя девизом для нагрудного знака монархиста. На собрании с речами также выступили В. Г. Орлов, Л. В. Геника, К. Н. Пасхалов, Л. Н. Бобров, А. С. Шмаков, Б. В. Назаревский и др. 8 июля 1906 в день Казанской иконы Божией Матери Император Николай II распустил революционную Государственную Думу. Монархисты, давно чаявшие этого, на следующий день провели собрание, на котором приняли решение поднести к образу Богородицы в Казанском соборе серебряно-вызолоченную с эмалью лампаду, украшенную драгоценными камнями с надписью «Русские монархисты в призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю Самодержцу Всероссийскому в память 8 июля 1906». Роспуск Думы обрадовал монархистов, однако вскоре появились слухи, что правительство ведет закулисные переговоры с представителями либеральных партий. Эти слухи, а также общая нестабильная ситуация в стране побудили РМП направить Всеподданнейший адрес Государю, принятый общим собранием 8 авг. В адресе выражалась надежда, что распущенная Государственная Дума будет теперь навсегда упразднена. При этом, не ставя никаких условий и выражая полное повиновение Царской воле, члены РМП предлагали по крайней мере изменить избирательное законодательство: «Если же Ты, Великий Государь, решил еще продолжить опыт с Государственною Думою, то мы исполним Твою Волю и приложим все старания к достижению возможно лучших результатов на предстоящих выборах; но таких результатов мы ни в каком случае не достигнем, если выборы будут происходить на основании прежних избирательных законов и в особенности, если в них будут принимать участие евреи». Однако, избирательный закон был изменен только после опыта со II Думой.

    Адрес заканчивался призывом-мольбой к Монарху: «Родимый Ты наш Кормилец, внемли воплю русской души, сними, наконец, путы с русского духа, дай Русским людям возможность жить по-русски с Неограниченным Самодержавным Царем во главе, и тогда народ Твой богатырь встанет во весь свой рост, вздохнет всею грудью и, уповая на милость Божию, пока-жет своим изменникам и другим народам, что рано они собрались петь по нас панихиду. Прости, Великий Государь, за наши слезы, - сил нет переносить наше унижение и наши страдания». В 1906 в качестве своего рода диспут-клуба при РМП начало функционировать Русское Монархическое Собрание, которое призвано было обсуждать программно-теоретические вопросы монархического движения. Первоначальные программные положения РМП разрабатывались В. А. Грингмутом весной-летом 1905 в его статьях, опубликованных в «Московских ведомостях». В к. 1905 (н. 1906 эти публикации были сведены в единую Программу. РМП объявляла своей главной задачей «сохранение Самодержавия». Необходимость реформ не отрицалась, но, во-первых, их предлагалось проводить только после прекращения смуты, а, во-вторых, они должны основываться на триаде «Православие, Самодержавие и Русская народность». Программа провозглашала Православную Церковь «залогом укрепления Самодержавия и благоденствия Русского Народа», выдвигала требования сохранения ее первенствующего положения в Империи и ее роли духовного и нравственного руководителя государства и народа. Вторая основа реформирования - неограниченное Самодержавие - без него, согласно Программе, Россия просто не может существовать. Реформы должны основываться также на «свободном развитии Русской национальной и культурной идеи по всей Империи, но без стеснения местных национальных особенностей, не имеющих политического значения». Это означало, прежде всего, что должны сохраняться: единство и целость Российской Империи, единый русский государственный язык, единый русский закон, единая русская государственная школа. Отвергая идею законодательного органа, Программа РМП предлагала оригинальный способ участия народа в высшем государственном управлении - через реорганизацию Государственного Совета. Теперь в нем заседают бывшие государственные деятели, имеющие служебный опыт, но не имеющие жизненного, - считал Грингмут, - поэтому они не приносят должной пользы. И предлагал назначить в Госсовет выдающихся русских деятелей, имеющих заслуги не только на государственном поприще, но и в др. сферах, которые могут быть советниками Царя в делах законодательства. Однако они не должны ограничивать Государя своими решениями. Программа требовала сохранения сословного строя Русского Народа, особенно духовного, дворянского и крестьянского сословий. В решении вопроса о бюрократии Программа исходила из того, что парламентаризм сам по себе не даст хорошей бюрократии. Освободить от дурной бюрократии может только Неограниченный Самодержец путем привлечения к суду всех неисправных чиновников по почину любого верноподданного. В решении крестьянского вопроса РМП выступала против «незаконных методов ликвидации малоземелья» (захват чужой собственности, принудительное отчуждение крупных владений), ибо неприкосновенность «имущественных прав - важнейший залог здорового развития и процветания государства и прочного укрепления народной нравственности». Проблема малоземелья должна решаться исключительно законными мерами: повышением производительности земли, распространением дешевого мелкого кредита, организацией сельскохозяйственных школ, широкой организацией переселения не только крестьян, но и помещиков. Все эти меры требовали, прежде всего, энергичной помощи со стороны правительства, которое, напротив, в целях привлечения иностранного капитала забросило сельское хозяйство и сосредоточило усилия только на промышленности.

    У РМП не было отдельного устава, однако ряд необходимых уставных требований содержался в Программе: членами партии могли быть только русские подданные обоего пола, всех сословий и вероисповеданий (за исключением евреев); официальным органом партии объявлялась газета «Московские ведомости» и т. д. В целях противодействия образованию внутри партии фракций специально оговаривалось, что «принцип оспаривания основных положений не допускается», кто не согласен хотя бы с одним из них, в партию не вступает или исключается из нее.

    В1907 главные усилия Грингмута и др. лидеров РМП были направлены на сплочение патриотических сил. 18 февр. было заключено соглашение об объединении двух крупнейших монархических организаций Москвы - РМП и Московского отдела СРН - в единый Монархический Союз Русского Народа. Основные условия соглашения были следующими: основатель и председатель СРН Н. Н. Ознобишин становился почетным председателем новой партии, а Грингмут - действующим; полное слияние планировалось осуществить с 1 янв. 1908; в течение 1907 сохранялось раздельное делопроизводство и финансы, но проходили объединенные собрания (всего было проведено 8 таких общих собраний). 15 апр. была торжественно освящена хоругвь РМП, которую исполнил известный иконописец, поставщик Высочайшего Двора В. П. Гурьянов при содействии проф. живописи В. М. Васнецова и инокинь Иоанновского монастыря. Хоругвь представляла собой несколько видоизмененную копию знамени кн. Д. И. Пожарского, чем подчеркивалась преемственность служения монархистов Богу, Царю и Отечеству.

    Внезапная кончина основателя партии и признанного вождя московских монархистов В. А. Грингмута (а 17 дек. 1906 он был избран пожизненным председателем партии) нанесла серьезный удар по деятельности РМП. Ряд проектов председатель партии обеспечивал лично своим высочайшим авторитетом, влиянием в высших сферах и просто необходимым уровнем компетентности по целому ряду вопросов. Преемником Грингмута на всех постах в монархических организациях Москвы стал прот. И. И. Восторгов, бывший его заместителем при жизни. С 1908 РМП была преобразована в Русский Монархический Союз.

    Десятилетие основания РМП как ввиду войны, так и ввиду расколов в монархическом движении, широко не отмечалось, откликнулись только «Московские ведомости», опубликовавшие 24 апр. 1915 редакционную статью, посвященную юбилею.

    А. Степанов

    Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008.

    Литература:

    Омельянчук И. В. Черносотенное движение в Российской империи (1901-1914). Монография. Киев, 2006;

    Русская Монархическая партия. М., 1906;

    Собрание статей Владимира Андреевича Грингмуга. Вып. III и IV. М., 1910;

    Владимир Андреевич Грингмут. Очерк его жизни и деятельности. М., 1913;

    Русская Монархическая партия // Московские ведомости. 1915. № 93.

    В Российской империи .

    Инициатором создания Русской Монархической партии стал редактор «Московских Ведомостей» Владимир Андреевич Грингмут , выходец из Германии . В его газете от 2 марта 1905 года в статье «Организация монархической партии» говорится об объединении революционных, разрушительных сил в стране и указывается на необходимость противопоставить анархии единую, сильную монархическую партию, «создать общую всероссийскую дружину вокруг царского престола». Уже в мае начинается наполовину стихийная организация монархических партий в ряде городов и сёл империи. При редакции газеты «Московские Ведомости» создаётся Центральное бюро (в доме на Страстном бульваре, где находилась типография и редакция газеты). Первыми вождями партии становятся Грингмут и протоиерей Восторгов, талантливый публицист и оратор. Партия объединяла титулованную знать, дворян и священников. Программа была опубликована 15 октября 1905 года. Основное отличие от других правых организаций состояло в том, что партия не признавала самого принципа народного представительства и выступила категорически против славянофильского лозунга «народу мнение - Царю власть». 5 февраля 1905 года газета писала: «Московские Ведомости» в течение более сорока лет всегда неизменно называли политику уступок правительства перед революционными требованиями политикой жалкого бессилия, вызывающей не уменьшение, а более дерзкое усиление этих требований". Далее проводилась мысль, что никакое представительство не может претендовать на то, что оно суть мнение народа и выражает его интересы. Сам Царь есть представитель народа и ответчик за него перед Богом.

    По мысли членов Монархической партии, формула русской государственности выглядела следующим образом: твёрдая самодержавная власть, опирающаяся на дворянство и духовенство с восстановленным патриаршеством и приходской жизнью, на верную царю бюрократию и на весь православный народ, беспощадно истребляющая крамолу. Русская Монархическая партия отводила решающую роль Церкви. Сам Грингмут был женат на русской и принял православие . Партия находилась под непосредственным покровительством св. Иоанна Кронштадтского .

    Заседания, собрания, чтение докладов проходили в здании Исторического музея и Епархиальном доме. Собрания начинались молитвой, церковными песнопениями, а заканчивались принятием текстов всеподданнейшего адреса или изъявлением соболезнования семьям погибших от революционеров.

    Газета «Московские Ведомости» постоянно подвергалась преследованию властей, а Грингмут в 1906 году был привлечён к суду за напечатание «Руководства черносотенца-монархиста». В вину ему ставилось «возбуждение вражды одной части населения против другой». Грингмут отверг обвинения и объяснил, что то, что еврейская печать называет погромами, есть реакция людей на насилия над ними.

    Серьёзный удар по партии нанесла смерть Грингмута 28 сентября 1907 года . Исполнение многих проектов основатель партии обеспечивал лично своим непререкаемым авторитетом, влиянием в высших кругах и просто обширными знаниями в разнообразных областях жизни. Преемником Грингмута стал его заместитель Восторгов. В

    Монархическая партия имеет главной своей задачей сохранение Монархической Самодержавной Власти Русских Царей. Монархическая партия ставит себе, первую по времени, задачу способствовать всеми законными мерами прекращению внутренней смуты, в том убеждении, что никакие внутренние реформы, в которых так нуждается Россия, не могут принести благих плодов, коль скоро они будут проводиться под натиском теперешнего революционного движения.

    Когда Верховная Власть восторжествует над внутренней смутой, тогда настанет, по убеждению Монархической партии, наиболее удобное время для основательных, зрелообдуманных государственных реформ, и тогда Монархи-ческая партия употребит все свои усилия на то, чтобы эти реформы имели своею целью результаты, выраженные в следующих Основных постоянных Положениях, из которых вытекают изложенные ниже выводы, относящиеся преимущественно к переживаемому ныне критическому времени. <…>

    XIII. Улучшение крестьянского быта поднятием сельско-хозяйственной культуры, правильной организацией сельского кредита, учреждением сельских земледельческих школ, а также целесообразным землеустройством и расселением, в особенности же рациональным ведением переселенческого дела. Малоземелье, которым страдают многие крестьяне центральных губерний, является, несомненно, одним из источников их тяжёлого экономического положения. <…>

    Монархическая партия, видящая в неприкосновенности имущественных прав важнейший залог здорового развития и процветания Государства и прочного укрепления народной нравственности, не допускает мысли, чтобы естественный прирост населения в наших центральных губерниях влёк за собой преступные насилия в виде захвата чужой собственности или принудительного отчуждения крупных владений для удовлетворения мелких собственников. <…>

    XIV. Содействие развитию плодотворного национального народного труда во всех областях его применения… Признавая, что источником материального благосостояния народа является производительный труд, Монархическая партия ставит своею задачей попечение о всестороннем развитии его в интересах благоустройства как частного, так и государственного хозяйства России…

    Монархическая партия считает своей обязанностью, по мере сил и возможности, заботиться о повышении производительности нашего сельского хозяйства и русской промышленности в должное равновесие.

    Какую главную задачу ставит перед собой Монархическая партия? Что следует сделать для преодоления кризисных явлений? Какой партии, будучи современником, вы бы отдали предпочтение? Аргументируйте свой выбор.

    Заключение

    В начале XX в. за неполных два десятилетия российское общество существенно продвинулось по пути превращения из традиционного в модернизированное. Изменения носили комплексный, многомерный характер, охватывая экономику, социальную структуру, просвещение, духовную жизнь, правовые отношения, политический строй.

    Развивалась промышленность, внедрялись новые технологии, постепенно ручной труд заменялся машинным производством. Рост промышленности и торговли вёл к урбанизации – увеличению масштабов роста городских поселений, к концентрации в них наёмной рабочей силы.

    В то же время сохранение помещичьей собственности на значительную часть земельного фонда, неотлаженность отношений между трудом и капиталом тормозили развитие внутреннего рынка. Сохранялась диспропорция в распределении и потреблении товаров и услуг.

    Возросла роль социальной мобильности населения и индивидуальной инициативы – важных условий успешной модернизации. Но сословная структура общества, оберегаемая государством, тормозила экономиче-ское и культурно-историческое развитие. Сохранение устоев патриархальной семьи, неравноправности женщин сдерживало материальный и духовно-нравственный прогресс.

    Повысилась ценность знания, общей культуры и квалифицированного труда, но цивилизационные достижения были недостаточными, основная часть населения страны, особенно многонациональных регионов, оставалась неграмотной.

    В ходе модернизации политического строя не был преодолён рубеж, отделявший самодержавие от конституционной монархии западноевропейского образца. Становление учреждений представительной власти (Государственная дума), системы многопартийности не затронуло в главном сословных преимуществ дворянства и всемогущества имперской бюрократии.

    Завязанные в сложный узел политические, экономические, социальные, культурные и другие противоречия препятствовали формированию гражданского общества и правового государства. Национальные интересы не осознавались властью как потребности развития всего общества, а сводились больше к династическим и державным интересам монархии.

    Консерватизм власти, распространение либеральных и революционно-социалистических взглядов, тяжкие испытания Первой мировой войны усугубили внутренние конфликты, присущие обществу в условиях незавершённой модернизации.

    Несмотря на то что в царствование Николая II были такие государственные деятели, как Витте и Столыпин, он не использовал в полной мере их таланты преобразователей, склоняясь к консервативной части своего окружения. Как обычно у Романовых, на первом месте в системе государственных приоритетов у Николая II находились великодержавные интересы. И защита самодержавия в ущерб реформам не могла не привести Империю к гибельному финалу. Последний удар авторитету самодержавия нанесла война. В феврале 1917 г. бунтующий народ совершил революцию, которая положила конец трехсотлетнему правлению династии Романовых.

    1. Подумайте, почему 300-летняя монархия Романовых рухнула без сопротивления. К этому привела политика Николая II или другие более глубокие причины? 2. В чём заключались основные особенности и противоречия процесса модернизации России?

    3. Историки убедительно доказали, что в России имелись все условия для революции: нежелание продолжать войну, разложение императорского двора, рост пролетариата и его требований, окостеневшие рамки старого режима, мешавшие молодой буржуазии. Никто, однако, не доказал, что самодержавие должно было рухнуть без сопротивления в феврале 1917 г. (из «Истории Российской империи» М. Я. Геллера).

    Можете ли вы добавить какие-либо причины к уже перечисленным?

    4. В каких событиях мировой истории Россия приняла участие в начале XX в.? Как вы оцениваете роль России в этих событиях?

    5. Сравните отношение к Первой мировой войне различных политических партий. Охарактеризуйте призывы и лозунги различных политических сил: «За веру, царя и отечество»; «Война до победного конца!»; «Превращение современной империалистической войны в гражданскую». Какие политические силы стояли за ними? Почему война с каждым годом усиливала раскол общества?

    6. Какие оценки участия России в Первой мировой войне вам известны и какие историографические направления они отражают?

    7. Кто из российских учёных в начале XX в. был удостоен Нобелевской премии? Какие достижения стоят за этими наградами?

    8. Кому из российских актёров удалось покорить сцены европейских театров?

    9. Почему в Европе возникает устойчивый интерес к русской культуре?