• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Путч 1993 года

    После распада СССР, в 1991г. появляется новое государство - Россия, Российская Федерация. В его состав вошло 89 регионов, включая 21 автономную республику.

    В этот период страна находилась в экономическом и политическом кризисе, следовательно надлежало создать новые органы управления, сформировать российскую государственность.

    К концу 80-х годов, государственный аппарат России состоял из двухступенчатой системы органов представительной власти Съезда народных депутатов и двухпалатного Верховного Совета. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

    Суть конфликта

    В условиях, когда Российская Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над новой редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", предписывавший Верховному Совету РФ и Съезду народных депутатов (согласно Конституции, - высшему органу государственной власти РФ) прекратить свою деятельность.

    Конституционный суд РФ, собравшись на экстренное заседание, пришёл к заключению, что данный указ в двенадцати местах нарушает российскую Конституцию и, согласно Конституции, является основанием для отрешения президента Ельцина от должности. Верховный Совет отказался подчиниться неконституционному указу президента, квалифицировал его действия как государственный переворот. Было принято решение о созыве X Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Частям милиции, подчинившимся Ельцину и Лужкову, был отдан приказ о блокаде Белого дома.

    Случайные фото природы
    Оборону Белого дома возглавили вице-президент Александр Руцкой и председатель Верховного Совета Руслан Имранович Хасбулатов. После многочисленных нападений подразделений ОМОН на демонстрантов на Смоленской площади, у Кузнецкого моста, других улицах Москвы, сторонники Верховного Совета (стихийно собравшиеся жители Москвы и Подмосковья, других городов РФ, а также стран постсоветского пространства) прорвали блокаду ОМОНА, взяли под контроль одно из зданий мэрии (бывшее здание СЭВ, из окон которого обстреливались демонстрации]), а затем предприняли попытку проникнуть в одно из зданий телецентра Останкино (возможно, с целью получить выход в эфир на Центральном телевидении). Штурм здания мэрии прошёл без жертв, но у телецентра бойцы верных президенту формирований открыли по штурмующим и демонстрантам огонь на поражение.

    4 октября в результате штурма и танкового обстрела Белый дом был взят под контроль войсками, верными Ельцину. В ходе октябрьских событий погибло по официальным данным около 150 (по неофициальным источникам 2783) человек и перестала существовать система советов, радикально изменилась система власти в России: вместо парламентской была установлена президентская республика. В 1994 г. арестованные участники октябрьских событий были амнистированы Государственной Думой РФ. Хотя ни один из них не был осуждён, все они согласились на амнистию.

    Предыстория конфликта

    Введение поста Президента при сохранении практически неограниченных полномочий Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации породило в России проблему двоевластия, которая осложнилась расколом общества на сторонников немедленного проведения радикальных экономических реформ ("шоковая терапия"), которые объединились вокруг президента Бориса Ельцина, и консерваторов, объединившихся вокруг Верховного Совета, председателем которого после избрания Ельцина президентом стал Руслан Хасбулатов.

    Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции. Ельцин настаивал на изменении формы правления в России, передаче полномочий Съезда народных депутатов президенту. Сторонники Верховного Совета настаивали на сохранении верховной власти за представительными органами, хотя Съезд время от времени принимал поправки, расширяющие полномочия президента.

    Противостояние двух органов власти приняло весьма тяжёлые формы. В мае 1993 г. во время демонстрации произошло столкновение с ОМОНом, несколько человек погибло.

    20 марта 1993 года Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил, что только что подписал указ о введении "особого порядка управления". Конституционный Суд РФ, еще не имея подписанного указа президента, признал его действия, связанные с телеобращением, неконституционными, и усмотрел наличие оснований для отрешения президента от должности. Однако, как выяснилось чуть позже, в действительности неконституционный указ не был подписан. Созванный IX (Внеочередной) Съезд народных депутатов предпринял попытку отрешить президента от должности (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя ВС Р.И. Хасбулатова), но для импичмента не хватило 72 голосов.

    29 марта 1993, после провала попытки импичмента, Съезд назначил на 25 апреля референдум с 4 вопросами. Позиции президента и Верховного Совета кардинально расходились по всем этим вопросам. Противоречивые результаты референдума были истолкованы президентом и его окружением в свою пользу.

    1 сентября 1993 года, Б. Ельцин временно, "в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений", отстранил от исполнения обязанностей вице-президента А.В. Руцкого, который в последнее время неоднократно выступал с жёсткой критикой президента и правительства. Действовавшая Конституция и законодательство нормы о возможности отстранении вице-президента президентом не содержали. Обвинения в коррупции, в связи с которыми проводилось расследование, позже подтверждены не были.

    3 сентября ВС принял решение направить в Конституционный Суд ходатайство с просьбой проверить соответствие Основному Закону положений указа президента РФ от 1 сентября в части, касающейся временного отстранения от исполнения обязанностей вице-президента Александра Руцкого. По мнению парламентариев, издав этот указ, Борис Ельцин вторгся в сферу полномочий судебных органов государственной власти. До разрешения дела в Конституционном Суде действие указа

    Ход конфликта

    21 сентября президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин издал указ № 1400 "О поэтапной конституционной реформе в РФ", которым предписывал Съезду народных депутатов и Верховному Совету Российской Федерации прекратить свою деятельность, и выступил с телевизионным обращением к народу. Одновременно в Доме Советов были отключены связь, электричество, водоснабжение и канализация, силы МВД начали оцепление Дома Советов России. Верховный Совет и его сторонники объявили о совершении Ельциным "государственного переворота".

    Конституционный Суд Российской Федерации, собравшийся в ночь с 21 на 22 сентября, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ № 1400 - основой для отрешения президента от должности. Верховный Совет, по представлению Конституционного суда, объявил о прекращении полномочий президента согласно ст.121-6 Конституции РФ, и временном переходе президентских полномочий к вице-президенту А.В. Руцкому. Ст.121-6 действовавшей Конституции РФ гласила:

    Статья 121-6. Полномочия Президента Российской Федерации не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства Российской Федерации, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти, в противном случае они прекращаются немедленно.

    Фото современной Москвы

    Верховный Совет принял также постановление о созыве 22 сентября Чрезвычайного Съезда народных депутатов. Вовремя Съезд открыт не был, так как некоторые из органов исполнительной власти, выполняя распоряжение Ельцина, предприняли попытку сорвать проведение Съезда. Разосланные депутатам телеграммы с оповещением не были доставлены (депутаты узнавали о событиях в Москве только из сообщений информационных агентств). Депутатам из регионов не выдавали билеты, в некоторых регионах их задерживала милиция. Поступали угрозы физической расправы. К вечеру 23.09 сумело прибыть более 400 депутатов, что, вместе с присутствующими, составило 638 человек (при кворуме в 628 - две трети от общего числа депутатов; за ночь число депутатов увеличилось до 689). Это позволило в 22: 00 открыть Съезд. Съездом, с соблюдением всех законных процедур и при наличии необходимого кворума, были утверждены постановления ВС о прекращении президентских полномочий Ельцина и переходе их, согласно Конституции, к вице-президенту Руцкому, а действия Ельцина квалифицированы как попытка "государственного переворота".

    23 сентября Ельцин издал указ, обещавший депутатам материальные льготы и крупное единовременное вознаграждение (многими депутатами это было воспринято как попытка "подкупа"). Также Ельцин подписал указ о назначении досрочных выборов президента РФ на 12 июня 1994 года (впоследствии этот указ был отменён) и передаче имущества Верховного Совета администрации президента.

    23 сентября неизвестные совершили попытку напасть на здание объединённого командования Вооружённых Сил СНГ. Им удалось частично разоружить охрану, но та открыла огонь, и нападавшие скрылись с места происшествия. В результате стрельбы погибли два человека - милиционер и мирная жительница, наблюдавшая за происшествием из окна. Многие СМИ обвинили в происшествии депутатов Верховного Совета. Сами депутаты свою причастность отрицали, считая происшествие провокацией с целью создать повод для полной блокады Дома Советов, и последующей расправы.

    Спираль Бруно и поливальные машины вокруг Белого Дома

    24 сентября, под предлогом ограждения москвичей от "вооружённых боевиков, засевших в парламенте", доступ в Дом Советов был полностью блокирован, и вновь прибывающие депутаты уже не могли попасть внутрь. Они собирались в зданиях московских райсоветов. Дом Советов окружён сплошным кольцом поливальных машин, заграждением из спирали Бруно (запрещённой Женевскими конвенциями к использованию на гражданских объектах, и частями внутренних войск и ОМОНа, имевших на вооружении, помимо бронежилетов, дубинок и касок также автоматы, спецсредства "Черёмуха", БТРы и водомётные установки.

    К зданию Верховного Совета - Белому дому начали приходить граждане: москвичи, жители Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и многих других городов и областей России. Вокруг стихийно образовался бессрочный митинг. Среди участников митинга было много лиц из различных организаций и общественных объединений (в том числе, представители возрождённого Казачества, чернобыльцы, шахтёры, общественные организации инвалидов, "Союз офицеров", Союз социально-правовой защиты военнослужащих, военнообязанных и членов их семей "Щит" и многие другие). В октябрьских событиях непосредственное участие принимали вооруженные соратники РНЕво главе с А.П. Баркашовым. Впоследствиие баркашовцы назвали эти события "полем чести". Большинству этих организаций было впоследствии отказано в праве участия в выборах в ФС указом Ельцина .

    После неудачи переговоров при посредничестве патриарха Алексия в Ново-Огарёво, началась блокада Верховного Совета силами ОМОН МВД. В здании Верховного Совета были на некоторое время включены электроэнергия и водопровод, затем их снова отключили.

    В 14: 00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.

    В 15: 25 участники демонстрации, прорвав оцепление на Крымском мосту, деблокировали Дом Советов. При прорыве получили ранения 2 сотрудника ОМОН (сбиты грузовиками МВД). Демонстранты были обстреляны ОМОНом, отступившим к зданию мэрии (бывшее здание СЭВ). По информации ВС, 7 убитых, десятки раненых. Кроме того, погибли 2 сотрудника МВД (один из них - полковник, пытавшийся запретить войскам стрелять). Сторонники президента обвинили в этом сторонников ВС. По информации ВС, все погибшие пострадали от пуль солдат МВД.

    В 16: 00 Б.Н. Ельцин подписал указ о введений чрезвычайного положения в Москве. У Белого Дома состоялся митинг, на котором Руцкой призвал демонстрантов взять штурмом здание мэрии и телецентр в Останкино. Руслан Хасбулатов на том же митинге призвал штурмом взять Кремль и заключить Ельцина в Матросскую Тишину.

    В 16: 45 здание мэрии занято митингующими. ОМОН и внутренние войска отступили, оставив военные грузовики с ключами в замках зажигания, а также гранатомёт.

    Демонстранты, возглавляемые Анпиловым и Макашовым, двинулись в сторону телецентра в Останкино (некоторые были на оставленных войсками у мэрии грузовиках) и в 17: 00 потребовали предоставления им прямого эфира. Около 20 человек из них были вооружены автоматами, кроме того, у них был один ручной противотанковый гранатомёт РПГ-7, оставленный внутренними войсками. Одновременно с демонстрантами прибыли БТРы дивизии Дзержинского. Здания телецентра охранял, среди прочих, отряд МВД "Витязь" во главе с подполковником С.И. Лысюком. Митингующие потребовали предоставить им прямой эфир. Когда им было отказано, они предприняли попытку проникнуть в здание, протаранив стеклянные двери одним из оставленных войсками грузовиков. Сразу после этого выстрелом с крыши одного из зданий был ранен один из митингующих, затем произошёл взрыв у пролома на месте дверей (осколками были ранены стоявшие рядом демонстранты), и одновременно внутри здания среди бойцов Витязя произошёл взрыв неустановленного взрывного устройства, во время которого погиб рядовой спецназа Ситников Н.Ю. По версии сторонников президента, озвученной всеми СМИ, это был выстрел из гранатомёта РПГ-7 В-1 со стороны демонстрантов

    Однако, следствием с достоверностью установлено, что выстрел из гранатомёта, имевшегося у нападавших, не производился. Доказано, что на месте гибели рядового взрыва боевой части гранаты не было. Следы использованного взрывчатого вещества найдены не были (только осколки). В связи с этим, экспертами и следователями высказывалось предположение, что взорвано было одно из не оставляющих следов спецсредств, имевшихся в распоряжении "Витязя", с целью мобилизовать бойцов на открытие огня по толпе.

    В 19: 12 после взрыва спецназ и БТРы открыли шквальный огонь из автоматического оружия по толпе, собравшейся у телецентра, что привело к гибели по меньшей мере 46 человек, среди убитых немало иностранных журналистов. Телерадиовещание в Останкино было временно прекращено по чьему-то распоряжению.

    В 20: 45 Е.Т. Гайдар по телевидению обратился к сторонникам президента Ельцина с просьбой собираться у здания Моссовета, взятого под контроль Министерством безопасности. Из собравшихся отбирают людей с боевым опытом, и формируют отряды для захвата и охраны объектов, таких как московские райсоветы. Используются отряды и из гражданских лиц, в том числе, женщин. Сооружены баррикады на Тверской улице и в примыкающих улицах и переулках. У Моссовета проходит митинг. Гайдар получил у С.К. Шойгу оружие для раздачи демонстрантам.

    По указанию министра обороны П.С. Грачёва в Москву прибыли танки Таманской дивизии. Утром в районе стадиона "Красная Пресня" из-за несогласованности действий произошли вооружённые стычки между "таманцами" и БТРами "дзержинцев", между "дзержинцами" и вооружёнными людьми из "Союза ветеранов Афганистана", также принимавшими участие в конфликте на стороне Ельцина. Были погибшие и раненые, как среди солдат, так и среди случайных прохожих. Один из БТР’ов "дзержинцев" загорелся от выстрела бойцов Таманской дивизии, командир погиб. Принимавшие участие в этих столкновениях были награждены орденами и медалями, двоим присвоено звание "Герой России".

    Ночью с 3 на 4 октября был подготовлен план штурма Белого дома, в котором приняли участие около 1700 человек, 10 танков и 20 бронетранспортёров; акция была крайне непопулярной, контингент пришлось набирать из состава пяти дивизий, около половины всего контингента офицеры или младший начальствующий состав, а танковые экипажи набрали почти целиком из офицеров.

    Командиры спецгрупп "Альфа" и "Вымпел" на переговорах с руководителями Верховного Совета о мирной сдаче (04.10.1993).

    В 9: 20 утра расположенные на Калининском (Новоарбатском) мосту танки начали обстрел верхних этажей здания Верховного Совета. Всего в обстреле участвовало шесть танков Т-80, выпустивших 12 снарядов. В 15: 00 отрядам специального назначения "Альфа" и "Вымпел" было приказано взять Белый дом штурмом. Командиры обеих спецгрупп перед тем, как выполнить приказ, попытались договориться с руководителями Верховного Совета о мирной сдаче. "Альфа", пообещав защитникам Дома Советов безопасность, сумела к 17: 00 уговорить их сдаться. Спецподразделение "Вымпел", чьё руководство отказалось выполнять приказ о штурме, впоследствии было передано из ФСБ в состав МВД, что привело к массовому уходу в отставку его бойцов. После 17 часов, по договорённости со сторонниками Ельцина, начался массовый выход оборонявшихся из Верховного Совета. По заверениям штурмовавших никаких обстрелов не должно было быть. Однако выходящие из здания не прошли и 100 метров, когда поверх голов был открыт огонь. Спустя несколько минут штурмовавшие начали чуть ли не в упор расстреливать покидающих здание. По словам очевидцев, именно в этот момент было наибольшее число убитых. Пришедшие на следующий день родственники пропавших людей могли видеть на одном из ближайших стадионов, вдоль стены уложенные труппы до трёх рядов. На многих из них были пулевые отверстия по центру лба, как при контрольном выстреле. Перед тем, как покинуть здание Верховного Совета, Руцкой демонстрировал перед телекамерами автомат Калашникова, из которого не было произведено ни одного выстрела. Также он продемонстрировал небольших размеров картонную коробку, в которой находились кассеты с записями переговоров, в том числе Ельцина и Лужкова. Была продемонстрирована запись, на которой отчётливо слышен голос, похожий на голос Лужкова, призывающий ОМОН и спецназ "Альфа" ""расстреливать беспощадно"". В видеоряде фильма "Тайная Россия" также присутствуют кадры одного из залов Верховного Совета, где на уровне сердца видны более 30 выстрелов снайперских винтовок. По словам Руцкого - это стрельба на поражение по тем людям, которые находились в этот момент в Верховном Совете. Также Руцкой указал, что в коридорах Верховного Совета находилось к окончанию штурма более 400 трупов защитников Верховного Совета.

    Руководители защиты Белого Дома, некоторые участники, а также множество лиц, не участвовавших в противостоянии, были арестованы, и, по сведениям правозащитников, подвергнуты избиениям и унижениям. При этом правозащитным центром "Мемориал" "зафиксирован случай, когда есть серьезные основания подозревать что гибель человека… наступила в результате побоев в милиции".

    Информационная война

    Сторонников законодательной власти в правительственных и проправительственных СМИ называли "красно-коричневыми", "коммуно-фашистами", "путчистами" и "мятежниками". Сами они себя называли "защитниками Конституции" и "защитниками Парламента". Они также высказывали возражения против того, чтобы называть их "оппозицией", так как представляли высшую (согласно Конституции) государственную власть (Съезд), и две из трех существующих ветвей власти - законодательную (ВС РФ) и судебную (КС РФ).

    В англоязычных СМИ основная ось конфликта обозначена между supporters of parliament (сторонники парламента) или defenders of the Parliament (защитники парламента) с одной стороны и part of Moscovites, who supported Yeltsin (часть москвичей, поддерживавшая Ельцина), police (полиция) и elite divisions of Russian military forces (элитные подразделения русских вооруженных сил) - с другой.

    Большую роль в конфликте приписывают "провокаторам" и "снайперам Коржакова" (по другой версии - снайперы Руцкого, ветераны "горячих точек"), которые стреляли по милиционерам с целью спровоцировать их на решительные действия.

    В 2004 году, в годовщину событий, около 20 партий и общественных объединений левого фланга подписали обращение к народу, где расстрел Белого Дома назван "крупнейшим в истории терактом", который "породил множество подражателей". Авторы обращения утверждают, что "почерк ельцинских головорезов" прослеживается во взрывах домов, самолётов и убийствах детей в Беслане. Стоит отметить, что ответственность за взрывы самолётов и теракт в Беслане взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев, а взрывы жилых домов, как установил суд, были осуществлены по заказу исламских экстремистов, связанных с международными террористическими организациями.

    Освещение деятельности сторонников Верховного Совета в СМИ. Цензура

    23 сентября правительство Черномырдина издало постановление, передающее в ведение правительства издания, учредителем которых являлся Верховный Совет, такие как "Российская газета", "Юридическая газета России", журнал "Народный депутат", теле - и радиопрограммы "РТВ-Парламент", а также издательство "Известия Советов народных депутатов Российской Федерации". Издание "Российской газеты", бывшей печатным органом ВС РФ, приостановлено. Некоторые газеты выходили с белыми пятнами или рекламными объявлениями на месте материалов, снятых цензурой.

    Несколько газет, таких, как "Советская Россия", "Правда", "День" и "Гласность", высказывались в поддержку Верховного Совета. После штурма Белого Дома эти газеты были запрещены, однако, через несколько месяцев, после принятия новой Конституции и выборов в Думу, получили возможность возобновить деятельность.

    На центральном телевидении, руководство которым находилось в руках сторонников Б. Ельцина, сразу после начала конфликта была закрыта телепрограмма ВС РФ "Парламентский час" (РТР), а также еженедельные авторская программа В. Политковского "Политбюро" и ток-шоу А. Любимова "Красный квадрат" (ГТРК "Останкино"), "Времечко" и др., в которых высказывались критические замечания в адрес Ельцина. Только одна телепрограмма, "600 секунд", выходившая на телевидении Петербурга, освещала деятельность сторонников Верховного Совета в неотрицательном свете. Эта программа была закрыта сразу после штурма Белого Дома. По словам члена совета директоров телекомпании "Останкино" А. Малкина, председатель компании В. Брагин заявил ему, что "нам вся правда сейчас не нужна, а когда будет нужна, я скажу". По заявлению члена президентского совета А. Миграняна, Ельцин не знал о введении цензуры, и от него никаких цензурных инициатив не исходило. Бывший пресс-секретарь Ельцина П. Вощанов сказал, что хорошо знает многих людей из президентской команды, и поэтому берет на себя смелость утверждать: "Этому режиму не нужна свободная пресса".

    "Нулевой вариант"

    Наряду с двумя основными сторонами конфликта, каждая из которых намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти, в конфликте косвенно участвовала и третья сила. К ней, в частности, относилось большинство региональных органов власти (представленных в тот период в Москве Советом Федерации, ещё не являвшимся официальным государственным органом и верхней палатой парламента), а также большинство вооружённых формирований, которые часто принято считать "нейтральными". Официальной позицией третьей силы был так называемый "нулевой вариант", по которому все нормативные акты и решения противостоящих сторон откатываются на период "до издания Указа № 1400", а для разрешения конфликта объявляются внеочередные одновременные перевыборы Президента и Съезда народных депутатов России по действующей Конституции. По мере относительно мирного развития конфликта такая позиция пользовалась всё большей поддержкой в народе и силовых органах. Однако она не устраивала обе активные стороны конфликта по понятным причинам:

    Б.Н. Ельцин и его окружение могли рассчитывать на победу на выборах президента, однако после этого им пришлось бы работать со Съездом народных депутатов, имевшим всё те же неограниченные полномочия, но который уже нельзя было бы обвинить в том, что он избран давно и поэтому уже не представляет народ России. В таких условиях вполне реальной была корректировка политико-экономического курса и отстранение либеральных политиков от реальной власти;

    А.В. Руцкой как вице-президент не имел шансов на победу на президентских выборах против Ельцина, однако в качестве вице-президента, исполняющего обязанности "узурпатора", он мог рассчитывать на поднятие своей популярности на выборах;

    Р.И. Хасбулатов к моменту роспуска Съезда народных депутатов утратил свой избирательный округ (Чеченская Республика), поскольку Чечня фактически отделилась от России, прекратив подчиняться российским законам, платить налоги в федеральный бюджет и т.п. Но даже в случае избрания по другому округу, что было маловероятно, он не имел шансов возглавить новый Верховный Совет России, поскольку даже в имевшемся Верховном Совете его избрание стало результатом сложной политической ситуации при уходе Ельцина с этого поста, и даже в сентябре 1993 года поднимался вопрос о его немедленной замене Бабуриным;

    Многие из назначенных Руцким министров и близких к Руцкому и Хасбулатову участников конфликта связывали свои судьбы с этими лидерами оппозиции, в связи чем вероятно, что они опасались результатов одновременных перевыборов;

    В рядах оппозиции многие считали необходимым отстранить Ельцина от власти и не допускать к выборам Президента как преступника, совершившего попытку государственного переворота.

    К 3 октября 1993 года обозначились признаки того, что в случае продолжения мирных переговоров или противостояния без решительных действий с любой стороны, "нулевой вариант" становится основным. Поскольку он не устраивал ни одну из активных сторон конфликта, Ельцин принял решение о силовом решении проблемы, а лидеры оппозиции (в первую очередь, Хасбулатов и Руцкой) вместо того, чтобы удержать прорвавшихся на помощь Съезду людей от необдуманных действий, направили их на захват телецентра в "Останкино" и даже Кремля.

    Результаты

    Запущенность конфликтов, а также неспособность бывшего советского руководства правильно оценить характер, интенсивность и степень опасности латентных конфликтов, предвидеть последствия "перестройки" и "гласности" - привели почти к мгновенному их перерастанию в открытые и неконтролируемые конфликты. Если к этому добавить особенности политической субкультуры российской интеллигенции (точно описанные еще в "Вехах"), отсутствие в обществе легальных и иных легитимных механизмов разрешения конфликтов, то острота и разрушительность их проявления были во многом предопределены.

    Конфлитогенность страны не только не уменьшилась, но даже увеличилась в связи с начавшейся в конце 1991 г. - начале 1992 г. быстрой и крайне болезненной, а для части общества насильственной трансформацией его сначала в постсоциалистическое, а затем и в постсоветское общество. Всего лишь за несколько лет россияне оказались в совершенно ином политико-географическом и государственном пространстве после распада СССР и в иной социально-экономической и политической системе. Глубокие изменения и резкая дифференциация в социально-политической стратификации и структуре общества, падение жизненного уровня большинства населения сопровождались и частично вызывались радикальным перераспределением собственности и власти. Коренной ломке подверглись практически все стороны жизни общества и человека. Особенно болезненным для старшего и среднего поколений явилось радикальное отрицание всего прошлого. И если, согласно многочисленным опросам общественного мнения, для одних это оказалась долгожданной и желанной революцией, то для других - контрреволюцией, унижением страны и обессмысливанием их прошлого и настоящего.

    Идейно-политическая поляризация общества отягощена такими особенностями российской политической культуры, как ее идеологическая дихотомичность (каждого расставляют по ту или иную сторону баррикад), отсутствие традиции политического компромисса (не наши - значит враги, и их следует уничтожать, если они не сдаются). Эти особенности политической культуры наложили отпечаток и на выборы 1993, 1995 и 1996 годов, подрывая одну из их основных функций - достижение консенсуса в обществе. В самом деле, избирательные кампании даже называющих себя демократическими на этих выборах партий и лидеров строились преимущественно на обличении "красно-коричневых" и запугивании избирателя реставрацией коммунизма. Так что избиратели были, по существу, лишены возможности серьезно разобраться в состоянии общества, его экономики и культуры, причинах кризисов и конфликтов. Вместо того, чтобы обсуждать реальные пути выхода из кризиса и нахождения согласия, лидеры и партии зачастую соревновались (как правило, заочно) в поисках компроматов и обвинений. Поэтому избиратели были загнаны, особенно на президентских выборах 1996 г., в искусственную ситуацию дихотомичного выбора между режимом "тоталитаризма", "национал-большевизма" с его эгалитарной бедностью и "антинародным" режимом "переродившейся верхушки КПСС" и "компрадорской буржуазии", ограбившими 80% россиян и развалившими страну, ее экономику, культуру и армию.

    Для России в последние 6-8 лет дополнительные трудности в поисках политического компромисса и согласия создает сочетание обострения "чисто" политических конфликтов с политизацией экономических, трудовых, социальных, этнических и иных конфликтов. Особую опасность представляет этнизация политических конфликтов и политизация этнических конфликтов, приводящие к наиболее опасным - насильственным их формам. Таковыми являются в первую очередь вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Таджикистане, в Чечне. Причин этнополитических конфликтов множество, начиная от искажений и ошибок национальной политики в Советском Союзе, последствий его развала, заполнения образовавшегося в результате этого развала идейно-ценностного вакуума этнической идентичностью, эксплуатация региональными элитами национальных чувств в борьбе за власть и собственность в своих регионах и с Москвой, обострения противоречий между стремлением каждого народа к самоопределению, возрождению культурной самобытности и объективными процессами интеграции, укрепления исторически сложившейся духовной общности народов России - и завершая такими причинами как экономический кризис и социально-экономическое неравенство между отдельными регионами, наличие взаимных территориальных и иных претензий в ряде регионов (особенно Северного Кавказа), наличие беженцев и переселенцев, ухудшение экологической обстановки, рост преступности с этнической окраской, пробелы и несовершенство регулирующего межнациональные отношения законодательства и т.п.

    Важной причиной политических конфликтов в России является сама ускоренная модернизация сверху, порожденные ею кризисы, реальные или мнимые несправедливости, в совокупности подорвавшие в сознании части населения легитимность государственно-правовых институтов, да и самой политической системы. Об этом, в частности, свидетельствует низкий престиж органов всех трех ветвей власти, подавляющего большинства политических лидеров и государственных деятелей .

    Каковы в столь конфликтогенной ситуации в России пути и средства поиска политических компромиссов и согласия? Сегодня их достижение в немалой степени зависит от позиций противоборствующих лидеров и элит. От того, способны ли они считаться с уже реально существующим социально-политическим плюрализмом, а не дихотомичностью общества, удовлетворить основные его потребности, поступиться частью власти и собственности ради смягчения и устранения основных угроз обществу, выполнять достигнутые компромиссные договоренности в немалой степени зависит судьба страны. Легитимации государственно-политических институтов и проводимой ими политики могут значительно способствовать также подлинно свободные, равные и конкурентные выборы в условиях многопартийной системы, предполагающие как минимум отсутствие монополии на СМИ, злоупотреблений финансовыми и политико-властными ресурсами и убежденность большинства избирателей в том, что политические партии, кандидаты на выборные должности, избирательные комиссии и другие участники и организаторы выборов равноправны и полностью выполняют избирательные законы и инструкции, а сами эти законы и инструкции справедливы.

    В этой связи следует отметить, что на результаты выборов 1996 г. и, что самое главное, на их оценку с точки зрения справедливости и равенства, несомненно, влияет несопоставимая разница в объеме и характере ресурсов, которыми располагали претенденты на пост Президента РФ. Оставляя в стороне выявившееся несовершенство избирательного законодательства, острую критику части избирателей вызвала фактически полная монополия одного из кандидатов на самые влиятельные виды СМИ - на телевидение и радио. Раздражение некоторых избирателей вызывало и превращение ведущих членов правительства, начиная с его Председателя, в центральный штаб, а глав администраций многих регионов и их подчиненных - в фактические региональные штабы по выборам Б.Н. Ельцина. Помимо бросающейся в глаза чрезвычайной дороговизны его собственной избирательной кампании (отсутствие достоверных данных о ее стоимости - другой источник недовольства части граждан), негативную оценку некоторых избирателей получили многомиллиардные раздачи долгов и субсидий из госбюджета действующим Президентом РФ, которые проводились, по существу, в рамках его избирательной кампании .

    Трагичным исходом могут обернуться регулярно предлагаемые обществу такие рецепты решений политических конфликтов и достижения стабильности как перенос или даже отмена выборов, роспуск оппозиционного парламента, запрещение политических партий, установление "демократической диктатуры", или режима личной власти во имя "порядка и борьбы с преступностью". Об этом неоспоримо свидетельствуют данные проведенного по заказу Центризбиркома в мае 1996 года исследования по представительной общероссийской выборке (авторы исследовательского проекта: В. Г.Андреенков, Е. Г.Андрющенко, Ю.А.Веденеев, В.С. Комаровский, В.В. Лапаева, В.В. Смирнов). Почти 60% россиян рассматривают выборы в качестве основного средства формирования органов власти. То, что выборы стали одной из базовых политических ценностей для большей части российского общества, подтверждается и тем, что только 16,4% респондентов одобряют использование отказа от участия в выборах как средства воздействия на власть. В то время как 67,1% не одобряют абсентеизм избирателей.

    Гражданственную зрелость российского избирателя подтверждают и другие данные названного исследования. Так, основным мотивом (44,8% респондентов) его голосования за конкретного кандидата является оценка того, что он может сделать для России. Об устойчивости этой позиции свидетельствуют ответы на вопрос о мотивах участия респондентов в выборах депутатов Государственной Думы в декабре 1995 г.: 42,6% руководствовались прежде всего исполнением своего гражданского долга, а 23% не хотели, чтобы другие решали за них, кому быть у власти.

    Вместе с тем, в политическом сознании соотечественников есть ряд неблагоприятных для достижения политического согласия аспектов. Прежде всего, это довольно большая доля граждан, отрицательно относящихся к деятельности федеральных органов всех трех ветвей власти:

    к Совету Федерации - 21,6%
    к Конституционному Суду - 22,4%
    к Государственной Думе - 38.9%
    к Президенту РФ - 42,5%

    Это означает, что не менее, чем каждый пятый (а в случае с Президентом - почти каждый второй) россиянин является потенциальным сторонником оппозиции. Само по себе наличие недовольных органами государственной власти и управления не опасно, если граждане полагают, что своим участием в выборах они могут изменить ситуацию в стране. Однако 25,7% соотечественников в той или иной степени в это не верят.

    Другим институтом демократического общества, выступающим посредником между гражданином, с одной стороны, и государственными органами, госслужащими и государственными руководителями, обеспечивающими ненасильственное разрешение конфликтов, с другой, являются политические партии. Увы, в нашей стране политические партии эту посредническо - консенсуальную роль сегодня играть не в состоянии. Только 20,4% граждан считают себя сторонниками какой-либо политической партии; принадлежность кандидата к определенной политической партии занимает лишь четвертое место среди тех обстоятельств, которые избиратель учитывает при выборе, за кого ему голосовать; за голосование только по партийным спискам выступает лишь 8,6% избирателей, а за смешанную избирательную систему, при которой часть депутатов избирается по партийным спискам, выступает еще 13,1%. Таким образом, мы можем констатировать негативно-отчужденное отношение к политическим партиям большинства россиян.

    Для достижения компромиссов и согласия в обществе, наряду с использованием всего известного арсенала разрешения политических конфликтов, необходима их юридизация. Речь идет в первую очередь о разрешении конфликтов в рамках конституционно-правовых норм и посредством преимущественно судебно-правовых институтов и процедур. Это, в свою очередь, предполагает восстановление конституционного баланса исполнительной и законодательной ветвей власти. Слишком велика опасность того, что когда-нибудь тот или иной Президент РФ воспользуется беспрецедентными для демократического общества огромными конституционными полномочиями для установления в очередной для России раз авторитарного режима.

    Необоснованность нарастающих усилий ряда политических сил, причем с внешне различными идейно-ценностными ориентациями, доказать не только готовность большинства россиян к авторитарному режиму, но даже желательность для них такого режима, показывают данные того же исследования. Достаточно сказать, что три основы демократии: свобода в политической сфере (свобода выборов), свобода в экономической сфере (свобода предпринимательства) и свобода в сфере информации и прав человека (свобода слова) в общей сложности интериоризированы и поддерживаются 54% граждан страны. С другой стороны, лишь 5,3% россиян полагаются исключительно на назначение "сверху" как способ формирования органов власти, так как не верят в способность рядовых граждан эффективно осуществлять функцию отбора руководителей. То, что лишь незначительная часть населения сохранила в радикально-консервативной форме характерную для дореволюционной и, частично, советской России авторитарно-патерналистскую политическую культуру, подтверждает доля сторонников абсолютной монархии (1,9%) и конституционной монархии (3,6%) как наиболее подходящих для нашей страны форм государственной власти (правления).

    Все это дает серьезное основание для отказа от попыток авторитарно-насильственного решения проблем страны и для поиска демократического согласия в обществе. Тот факт, что и вновь избранный Президент РФ и его основной соперник сделали заявления о своей готовности к сотрудничеству и компромиссам, внушает определенную надежду. Не использовать такую возможность было бы непростительной и опасной ошибкой для России.

    В России была ликвидирована вся структура Советской власти, "двоевластие" закончилось. На переходный период в России установился режим личной власти Б.Н. Ельцина. Деятельность Конституционного суда была приостановлена. Ельцин своими указами отменял нормы действующей Конституции, законодательства. В связи с этим, многие известные юристы, государственные деятели, политологи, политики, журналисты, а также историки отмечали, что в стране установлена диктатура.12 декабря 1993 года был проведён референдум по принятию новой Конституции, согласно которой в России устанавливалась президентская республика с двухпалатным парламентом.

    От участия в выборах были отстранены партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях на стороне Верховного Совета, как участники вооруженного мятежа. Руководители и многие участники защиты Белого дома и штурмов мэрии и Останкино были арестованы и после выборов нового парламента амнистированы.

    По мнению бывшего руководителя следственной группы Леонида Прошкина, амнистия, похоронившая уголовное дело № 18/123669-93, устраивала всех потому, что "вопреки воле руководства следователи Генеральной прокуратуры расследовали действия не только сторонников Верховного Совета, но и правительственных сил, во многом повинных в сложившейся ситуации и в тяжких последствиях происшедшего".

    По официальным данным, число погибших во время беспорядков составило 150 человек, число раненых 389 .

    В результате проведенного расследования Комиссии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по дополнительному изучению и анализу событий, происходивших в городе Москве 21 сентября - 5 октября 1993 года, действия Б. Ельцина были осуждены и признаны противоречащими Конституции РСФСР, действовавшей на тот момент. По материалам следствия, проведенного Прокуратурой РФ, не было установлено, что кто-либо из погибших был убит из оружия, имевшегося в распоряжении сторонников ВС.

    Заключение

    Каждая из сторон конфликта намеревалась добиться отстранения от власти противоположной стороны с сохранением и упрочением своей власти

    Также, Одной из причин конфликта стал вопрос об изменении действовавшей Конституции, внесения поправок в закон, т.к конституция, принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г не подходила к новому государственному строю и многие пункты конституции утратили силу за истечением времени.

    Прошло время с октября 1993 года, когда конфликт ветвей власти привел к боям на московских улицах, расстрелу Белого дома и сотням жертв. Но об этом, как оказалось, уже мало кто помнит. У многих наших соотечественников расстрельный октябрь сливается в памяти с августом 1991 года и попыткой государственного переворота, осуществленной так называемым ГКЧП. Поэтому и виновных в октябрьской драме они все чаще пробуют искать в 1991 году.

    Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов.

    По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

    Назад в раздел

    Недельный тур, однодневные пешие походы и экскурсии в сочетании с ком фортом (трекинг) в горном курорте Хаджох (Адыгея, Краснодарский Край). Туристы проживают на турбазе и посещают многочисленные памятники природы. Водопады Руфабго, плато Лаго-Наки, ущелье Мешоко, Большую Азишскую пещеру, Каньон реки Белой, Гуамское ущелье.

    Противостояние законодательной и исполнительной власти в России завершилось кровавыми событиями в октябре 1993 г . Одной из главных причин конфликта было принципиальное расхождение во взглядах по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России. Правительство во главе с Б.Н. Ельциным и Е.Т. Гайдаром выступило защитником радикальных рыночных реформ , а Верховный Совет РСФСР во главе с Р.И. Хасбулатовым и вице-президентом России А.Б. Руцким сопротивлялся реформам, противопоставляя рынку регулируемую экономику .

    В декабре 1992 г. В.С. Черномырдин

    В.С.Черномырдин

    сменил Е.Т. Гайдара на посту главы правительства. Но ожидаемой смены курса не произошло, были лишь внесены некоторые коррективы в монетаристский курс, что вызвало еще большее негодование законодателей. Политическая обстановка в России в 1993 г. все более накалялась.

    Важной причиной нарастания антагонизма между двумя ветвями власти являлось и отсутствие у них опыта взаимодействия в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

    Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. В выступлении по телевидению 21 сентября он объявил о прекращении полномочий Съезда народных депутатов и Верховного Совета . Тогда же вступил в силу президентский указ “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”. Он фактически вводил временное президентское правление и означал радикальную ломку всего существующего государственно-политического и конституционного строя.

    Верховный Совет, размещавшийся в Белом доме, отказался подчиниться указу президента и приравнял его к государственному перевороту. В ночь с 21 на 22 сентября Верховный Совет привел к присяге в качестве Президента Российской Федерации вице-президента А. Руцкого . 22 сентября Верховный Совет постановил дополнить Уголовный кодекс РФ статьей, карающей антиконституционную деятельность, невыполнение его и Съезда решений и воспрепятствование его деятельности “вплоть до расстрела”. В тот же день служба охраны Белого дома начала раздачу оружия гражданским лицам.

    В течение 10 дней конфронтация между исполнительной и законодательной ветвями власти развивалась по нарастающей. 27 — 28 сентября началась блокада Белого дома, окруженного нарядами милиции и ОМОН. В ночь с 3 на 4 октября у зданий телевидения и в них самих прошли кровавые стычки, телевизионные передачи прерывались, но атаки отрядов Верховного Совета были отбиты. Указом Б.Н. Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение , в столицу начался ввод правительственных войск. Ельцин объявил действия Белого дома “вооруженным фашистско-коммунистическим мятежом”.

    Введение в столицу войск в 1993 г.

    Утром 4 октября правительственные войска начали осаду и танковый обстрел Белого дома . К вечеру того же дня он был взят, а его руководство во главе с Р. Хасбулатовым и А. Руцким арестовано.

    В результате штурма Белого дома были жертвы с обеих сторон, и, несомненно, октябрь 1993 г. стал трагической страницей в российской истории. Вина за эту трагедию лежит на плечах российских политиков, столкнувшихся осенью 1993 г. не только в борьбе за свои политические цели , но и, в неменьшей степени, в борьбе за власть .

    В сентябре 1993 г. Б.Н. Ельцин издал Указ, в соответствии с которым на июль 1994 г. назначались досрочные президентские выборы . В заявлении Президента РФ от 8 октября, т.е. уже после разгрома оппозиции, подтверждалось, что выборы в высший законодательный орган состоятся в декабре.

    Что происходило в Москве 25 лет назад.

    25 лет назад противники президента Бориса Ельцина вышли на улицы с целью захвата Белого дома. Это переросло в кровавое противостояние солдат и оппозиционеров, а результатом событий 3-4 октября стало новое правительство и новая Конституция.

    1. Октябрьский путч 1993 года. Кратко о том, что произошло

      3-4 октября 1993 года произошел Октябрьский путч - это когда расстреливали Белый дом, захватывали телецентр Останкино, а по улицам Москвы ездили танки. Все это произошло из-за конфликта Ельцина с вице-президентом Александром Руцким и председателем Верховного совета Русланом Хасбулатовым. Победил Ельцин, вице-президента сняли, Верховный совет распустили.

    2. В 1992 году Борис Ельцин выдвинул кандидатуру Егора Гайдара, который к тому времени активно проводил экономические реформы, на пост Председателя правительства. Однако Верховный совет жёстко раскритиковал деятельность Гайдара из-за высокого уровня нищеты населения и космических цен и выбрал Виктора Черномырдина в качестве нового Председателя. В ответ Ельцин выступил с жёсткой критикой депутатов.

      Борис Ельцин и Руслан Хасбулатов в 1991 году

    3. Ельцин приостановил действие Конституции, хотя это было незаконно

      20 марта 1993 года Ельцин объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления страной». Через три дня Конституционный Суд РФ признал действия Ельцина неконституционными и основанием для отрешения президента от должности.

      28 марта за импичмент президента высказались 617 депутатов при необходимых 689 голосах. Ельцин остался у власти.

      25 апреля на всенародном референдуме большинство поддержало президента и правительство и высказалось за проведение досрочных выборов народных депутатов. 1 мая произошли первые столкновения ОМОНа и противников президента.

    4. Что за Указ №1400 и как он обострил ситуацию?

      21 сентября 1993 года Ельцин подписал указ №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и ВС, хотя прав у него на это не было. В ответ Верховный совет заявил, что этот указ противоречит Конституции, поэтому он не будет исполнен и Ельцин лишается полномочий президента. Ельцина поддержало Министерство обороны и силовые структуры.

      В последующие недели члены ВС, народные депутаты и вице-премьер Руцкий фактически оказались заперты в Белом доме, где были отключены связь, электричество и вода. Здание было оцеплено милицией и военнослужащими. Белый дом охраняли добровольцы из числа оппозиционеров.

      X Чрезвычайный Съезд народных депутатов в Белом доме, где электричество и вода отключены

    5. Штурм «Останкино»

      3 октября сторонники ВС вышли на митинг на Октябрьскую площадь и затем прорвали оборону Белого дома. После призывов Руцкого, протестующие с успехом захватили здание мэрии и двинулись на взятие телецентра «Останкино».

      К моменту начала захвата телебашню охраняло 900 солдат с военной техникой. В какой-то момент среди солдат раздался первый взрыв. За ним сразу последовала беспорядочная стрельба в толпу по всем без разбора. Когда оппозиционеры пытались скрыться в соседней Дубовой роще, то их зажали с обеих сторон и начали расстреливать с БТР и с оружейных гнёзд на крыше «Останкино».

      Во время штурма «Останкино», 3 октября 1993 года.

      В момент штурма телевещание было остановлено

    6. Расстрел Белого дома

      В ночь на 4 октября Ельцин принимает решение о взятии Белого дома с помощью бронетехники. В 7 утра танки начали расстрел здания правительства.

      Пока шёл обстрел здания, снайперы на крышах стреляли в столпившихся людей около Белого дома.

      К пяти часам вечера сопротивление защитников было полностью подавлено. Руководители оппозиции, в том числе Хасбулатов и Руцкой, были арестованы. Ельцин остался у власти.

      Белый дом 4 октября 1993 года

    7. Сколько людей погибло во время Октябрьского путча?

      По официальным данным при штурме «Останкино» погибло 46 человек, при расстреле Белого дома - примерно 165 человек, однако свидетели сообщают, что жертв было намного больше. На протяжении 20 лет появляются разные теории, в которых цифры меняются от 500 до 2000 погибших.

    8. Итоги Октябрьского путча

      Верховный совет и Съезд народных депутатов перестали существовать. Была ликвидирована вся система Советской власти, существовавшая с 1917 года.

      До выборов 12 декабря 1993 года вся власть была в руках у Ельцина. В тот день была выбрана современная Конституция, а также Государственная Дума и Совет Федерации.

    9. Что было после Октябрьского путча?

      В феврале 1994 года все арестованные по делу Октябрьского путча были амнистированы.

      Ельцин пробыл на посту президента до конца 1999 года. Конституция, принятая после путча в 1993 году, действует и сейчас. Согласно новым государственным принципам, у президента больше полномочий, чем у правительства.

    Опираясь на все открытые источники информации, мы попытались выяснить с точностью до нескольких минут, что происходило в центре Москвы 20 лет назад.

    16:00 МСК. Мужчина в камуфляжной форме заявил журналистам. Что он – боец спецподразделения «Альфа» и войдет в Белый дом, чтобы начать переговоры о капитуляции его защитников.

    15:50 МСК. Похоже, противостояние подошло к концу. По Белому Дому раскиданы листовки под названием «Завещание защитников Белого дома». В послании говорится: «Сейчас, когда вы читаете это письмо, нас уже нет в живых. Наши изрешечённые пулями тела горят в стенах Белого дома».

    «Мы по-настоящему любили Россию и желали восстановления порядка в стране. Чтобы у всех людей были равные права и обязанности, чтобы нарушать закон запрещено было всем, независимо от должности. У нас не было планов побега за границу».

    «Простите нас. Мы тоже прощаем всех, даже мальчиков-солдат, которых послали стрелять в нас. Это не их вина. Но мы никогда не простим эту дьявольскую банду, которая села на шею России. Мы верим, что в конце концов нашу Родину освободят от этого бремени».

    15:30 МСК. Верные президенту Ельцину войска возобновили обстрел Белого дома.

    15:00 МСК. Спецподразделения «Альфа» и «Вымпел» получили приказ штурмовать Белый дом. Однако командование заявляет, что еще какое-то время будет вести переговоры, пытаясь убедить защитников здания сдаться.

    14:57 МСК. Защитники Белого дома утверждают, что не имеют понятия о том, что за снайперы засели на крыше.

    По словам бывшего первого замминистра внутренних дел РСФСР Андрея Дунаева, на его глазах офицер милиции был застрелен снайпером. «Мы побежали на крышу, откуда послышался выстрел, но там уже никого не было. Судя по тому, как всё произошло, виноваты в этом не были ни КГБ, ни министерство внутренних дел. Это совершил кто-то ещё, может быть, даже агент иностранной разведки», - предположил Дунаев.

    14:55 МСК. Один из офицеров группы «Альфа» убит снайпером.

    «Погиб один из наших бойцов, молодой лейтенант Геннадий Сергеев. Его группа подъехала к Белому дому на БМП. На асфальте лежал раненный солдат, его надо было эвакуировать. Однако в этот самый момент снайпер выстрелил Сергееву в спину. Но выстрел был не из Белого дома – это точно. Это позорное убийство имело только одну цель – спровоцировать «Альфу», чтобы бойцы ворвались в здание и поубивали там всех», - рассказал командир группы «Альфа» Геннадий Зайцев.

    14:50 МСК Неизвестные снайперы без разбора палят по толпе вокруг Белого дома. Мишенями для выстрелов становятся и сторонники Ельцина, и милиционеры, и обычные люди. Погибли двое журналистов и женщина, двое солдат ранены.

    14:00 Короткое затишье у Белого дома. Несколько защитников здания вышли, чтобы сдаться.

    13:00: По словам бывшего народного депутата Вячеслава Котельникова, на разных этажах Белого дома в Москве уже было множество жертв.

    «Когда я шёл с одного этажа здания на другой, меня сразу же поразило, как много было везде крови, мёртвых и изуродованных тел. Некоторые из них были обезглавлены, у других были оторваны конечности. Эти люди погибли, когда по Белому дому начали стрелять из танков. Впрочем, довольно скоро эта картина перестала шокировать меня, потому что я должен был выполнять свою работу».

    12:00: Фонд «Общественное мнение» организовал телефонный опрос москвичей. Как выяснилось, 72% респондентов поддерживали президента Ельцина, 9% были на стороне парламента. 19% респондентов на вопросы отвечать отказались.

    11:40: Из-за неслаженных действий милицейских оградительных кордонов, нескольким подросткам удалось прорваться на парковку перед Белым домом. Агрессивно настроенная молодежь попыталась завладеть оружием, брошенным ранеными. Об этом объявил командующий Таманской дивизией. Было также угнано несколько машин.

    11:30: Помощь медиков потребовалась 192 пострадавшим. 158 из них были госпитализированы, 19 впоследствии скончались в больницах.

    11:25: Перед зданием возобновилась ожесточённая перестрелка. Договорённость о прекращении огня была нарушена. При этом в Белом доме оставались люди.

    11:06: На Смоленской набережной и на Новом Арбате собрались толпы людей, желавших посмотреть на штурм Верховного Совета. Разогнать зевак милиции не удалось. По словам фотографа Дмитрия Борко, в толпе было много подростков и женщин с детьми. Они стояли в непосредственной близости от здания и, казалось, совсем не заботились о своей безопасности. 11:00: Объявлено о прекращении огня, чтобы здание Белого дома могли покинуть женщины и дети.

    10:00: Защитники Белого дома заявили, что в здании множество погибших в результате танкового обстрела.

    «Когда начали стрелять танки, я был на 6 этаже, - рассказал один из очевидцев событий. - Там было множество гражданских лиц. Все безоружные. Я думал, что после обстрела солдаты ворвутся в здание и попытался найти какое-нибудь оружие. Я открыл дверь комнаты, где недавно разорвался снаряд, но войти не смог: все было залито кровью и усыпано фрагментами тел».

    09:45: Сторонники президента Ельцина с помощью мегафонов убеждают защитников Белого дома прекратить сопротивление. «Бросьте оружие. Сдавайтесь. Иначе вы будете уничтожены». Эти призывы раздаются снова и снова.

    09:20: Танки обстреливают верхние этажи Белого дома с Калининского моста (ныне Новоарбатский мост). Шесть танков Т-80 дали по зданию 12 залпов.

    «Первый залп разрушил конференц-зал, второй - кабинет Хасбулатова, третий - мой кабинет, - рассказывал бывший вице-президент и один из лидеров защитников Белого дома Александр Руцкой. - Я находился в помещении, когда в окно влетел снаряд. Он разорвался в правом углу комнаты. К счастью, мой стол стоял в левом углу. Я выбежал в полном шоке. Я не знаю, как вообще остался жив».

    9:15: Верховный Совет полностью оцеплен войсками, верными президенту Ельцину. Они также заняли несколько соседних зданий. Здание постоянно обстреливают из автоматов.

    09:05: В эфир вышло телеобращение президента Бориса Ельцина, в котором он назвал события, происходящие в Москве, «запланированным переворотом», организованным коммунистическими реваншистами, фашистскими главарями, частью бывших депутатов, представителей Советов».

    «Те, кто размахивает красными флагами, вновь обагрили Россию кровью. Они надеялись на внезапность, на то, что их наглость и беспримерная жестокость посеют страх и растерянность», - сказал Ельцин.

    Президент заверил россиян, что «вооруженный фашистско-коммунистический мятеж в Москве будет подавлен в самые кратчайшие сроки. Для этого у российского государства есть необходимые силы».

    09:00: Защитники Белого дома ответили огнём на выстрелы со стороны сторонников президента. В результате обстрела на 12 и 13 этажах здания начался пожар.

    08:00: БМП открыли прицельный огонь по Белому дому.

    07:50: В парке, прилегающем к Белому дому, началась перестрелка.

    07:45: Получившие ранения защитники Белого дома и тела погибших перенесены в один из вестибюлей здания.

    «Я видел около 50 раненых. Они рядами лежали на полу в вестибюле. Скорее всего, там же были и тела погибших. Лица лежавших в первых рядах были закрыты», - вспоминал Николай Григорьев, хирург и бывший министр здравоохранения Чувашии, который фактически руководил импровизированной медсанчастью осажденного Верховного Совета.

    07:35: Сотрудников службы безопасности Белого дома призывают покинуть здание.

    07:25: Пять БМП разрушили баррикады, сооружённые защитниками Белого дома и заняли позиции на Площади Свободной России - непосредственно перед зданием.

    07:00: У Белого дома продолжается перестрелка. Смертельно ранен капитан милиции Александр Рубан, который снимал всё происходящее с балкона гостиницы «Украина».

    06:50: У здания Белого дома в центре Москвы слышны первые выстрелы.

    «Нас подняли по тревоге в 06:45. Ещё заспанные, мы выбежали из здания и тут же попали под огонь. Мы легли на землю. Пули и снаряды свистели всего в десяти метрах от нас», - рассказала одна из защитниц Белого Дома Галина Н.

    Октябрь 93-го: Как США осуществили в России госпереворот

    4 октября 25 лет назад в России произошли события, которые чуть было не переросли в начало гражданской войны. Противостояние президента Ельцина и Верховного Совета дало надежду Западу на продвижение своего плана на постсоветском пространстве

    Весь 1993 год был сложным как для президента Бориса Ельцина, так и для Верховного Совета во главе с Русланом Хасбулатовым. А началось все с того, что Съезд народных депутатов в декабре 1992 г. обвинил Егора Гайдара в провале экономических реформ и не утвердил его кандидатуру на пост председателя правительства. Далее последовало обсуждение новой конституции. Прежняя действовала с 1978 года, и согласно ей, Верховный Совет РСФСР был высшим органом власти. Так было до развала Советского Союза.

    Фото: Зотин Игорь/Фотохроника ТАСС

    После в конституцию были внесены некоторые поправки о разделении властей. Но, несмотря на это, Верховный Совет, который являлся органом Съезда народных депутатов РФ, все равно был наделен огромными полномочиями. И, как считали в Кремле, сильно тормозил многие политические процессы. Но самое главное, мешал безгранично властвовать Борису Ельцину.

    Не надо забывать, что именно народные депутаты России и съезд народных депутатов вывели тогда из политического небытия Ельцина, избрали его председателем Верховного Совета, затем сформировали закон о президенте и рекомендовали его в президенты России, – поясняет политолог, публицист, народный депутат с 1990 по 1993 год Виктор Аксючиц. - Доверяя ему, съезд наделил его чрезвычайными полномочиями в экономике, гораздо больше, чем это предусмотрено законом о президенте. Но вместо того чтобы проводить реформы, он стал разрушать экономику, соответственно, страну, военно-промышленный комплекс, армию. Поставил для этого команду так называемых реформаторов - Гайдара, Чубайса. И только после того как стали очевидны совершенно бедственные итоги реформ, очень быстро в депутатском корпусе сформировалась оппозиция к политике Ельцина. И оппозиция становилась все больше по численности и все более радикальной по требованиям. И дальше встал вопрос о том, что через какое-то время Ельцин просто потеряет власть, ему будет объявлен импичмент, первая попытка которого была весной 1993 года, и этот импичмент недобрал совсем немного.

    Ельцин больше других был заинтересован в создании и скорейшем принятии новой конституции, которая должна была наделить президента значительно большими правами и полномочиями и ограничить власть и влияние депутатского корпуса. Таким образом, в стране возник конституционный кризис.

    В. Аксючиц. Фото: Телеканал «Царьград»

    Как потом пояснял глава Верховного Совета Руслан Хасбулатов, Ельцину все указания давали на Западе. Распад Советского Союза и приход к власти в России новой «элиты» во главе с Борисом Ельциным воспринимались в США как исключительно благоприятные условия для воплощения своих коварных замыслов. Надо было реализовывать план по созданию мировой «американской империи».

    «Красно-коричневая чума» или честные русские люди? Руцкой об октябре 93-го

    Особая роль в американском плане отводилась специальным консультантам, среди которых было много сотрудников ЦРУ. Более 30 из них работали в штатном правительстве РФ и давали рекомендации режиму Ельцина, в каком направлении следует двигаться дальше. Руслан Хасбулатов спустя некоторое время после событий октября 93-го писал, что Ельцин добровольно согласился на роль «марионетки США».

    Он советовался с консультантами и согласовывал с американцами «на высшем политическом уровне» состав правительства, политический, экономический, социальный курс государства и его внешнюю политику. Поэтому иные советчики в виде парламентариев ему были неугодны.

    Хасбулатов также не раз утверждал, что лично видел тогда расшифровку разговора канцлера Германии Гельмута Коля и Билла Клинтона, которые решали судьбу не только Верховного Совета, но и всего постсоветского пространства.

    Главным аргументом «западных коллег» было то, что парламент в России «националистический», во главе с чеченцем, кроме того, не поддается дрессуре и не столь послушен, как президент Ельцин. Поэтому, как считает Хасбулатов, именно Запад в ожидании начала гражданской войны в России спровоцировал расстрел Дома Советов (Белого дома) в начале октября 1993 года. По словам Виктора Аксючица, который был в 93-м народным депутатом, Ельцин и его окружение пошли на применение силы вполне осознанно.

    Это был государственный переворот. Насильственный, кровавый, с огромными жертвами, около тысячи человек было убито всего. Ельцину и его команде ничего не оставалось, как только подавить силой Съезд народных депутатов. К сожалению, была пропаганда жуткая в СМИ. С телеэкранов шел поток лжи. Депутатский корпус был изолирован сначала информационно, потом физически, колючей проволокой. На самом деле это была просто трусливая борьба за власть. Ельцин пил каждый день. Его окружение понимало, что кончится тем, что в лучшем случае его вместе с Ельциным лишат не только власти, но и состояния. И вот жизненный инстинкт и толкнул их на эту кровавую бойню.

    Б. Ельцин. Фото: www.globallookpress.com

    Устав от разногласий с Верховным Советом, Борис Ельцин 21 сентября 1993 года в специальном телеобращении заявил о том, что он издал указ 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», и провозгласил роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Как считает директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин, Ельцин тогда осуществил абсолютно незаконный силовой, кровавый либеральный переворот.

    Он выступал тогда Петрушкой. То есть от него требовалась лишь легализация этого кровавого сценария. На основании этого незаконного указа был уничтожен физически высший орган власти, Верховный Совет, который таковым являлся опять-таки по действующей конституции.

    Верховный Совет счел тогда действия президента антиконституционными, объявив, что Ельцин совершил «госпереворот» и его полномочия прекращаются и переходят к вице-президенту Руцкому. Началось настоящее противостояние, заложниками которого стали обычные люди. Члены Верховного Совета и народные депутаты отказались покидать Дом Советов (Белый дом).

    Ельцин поручил милиции и военным оцепить здание и отключить его от всех коммуникаций. Те, кто остался внутри, собирались до последнего держать оборону с оружием в руках. Александр Руцкой, вице-президент России до октября 1993 года и один из главных участников тех событий, в эксклюзивном интервью телеканалу «Царьград» в программе «Обратная связь» поделился своими воспоминаниями:

    В Верховном Совете тогда было предостаточно проходимцев и предателей, которые в конечном итоге сбежали из Дома Советов в те драматичные дни. Первое бегство совершили 154 депутата под указ Ельцина о социальных гарантиях. Им обещали единовременную выплату в размере двух миллионов. Дальше предлагались квартиры, должности. Потом сбежали еще 115 человек. Дальше следующий вышел указ, о социальных гарантиях работникам аппарата Верховного Совета. 70% аппарата – опа, и сбежали. Фракция КПРФ – разбежалась тогда половина фракции, вместе с руководителем Рыбкиным. Зюганов ушел поднимать народные массы 24 сентября и без вести пропал. Тулеев, лидер шахтеров, пошел шахтеров поднимать и без вести пропал. Мы в Лефортово – а они в Государственную Думу и на посты министров.

    А. Руцкой. Фото: www.globallookpress.com

    3 октября сторонники Хасбулатова и вице-президента Руцкого после митинга на Октябрьской площади, который сопровождался столкновениями с милицией, пошли освобождать Дом Советов (Белый дом). С этого момента события стали развиваться стремительно. Прорвав все цепочки оцепления и разблокировав осажденных депутатов, толпа по призыву Руцкого отправилась брать штурмом здание мэрии на Новом Арбате.

    По воспоминаниям Руцкого, это решение было принято после того как из здания мэрии по демонстрантам был открыт огонь. Впрочем, разобраться сегодня, кто по кому тогда стрелял и, кто первым начал, весьма сложно. Огонь велся с разных точек и был порой беспорядочным.

    Так, выстрелами своих же сослуживцев у мэрии были случайно убиты двое сотрудников милиции Александр Бойко и Иван Шишаев. Не обходилось и без многочисленных провокаций. У телецентра Останкино события разворачивались еще более драматично. До сих пор никто не может сказать точно, сколько человек там погибло и пострадало. Официальная статистика даже спустя столько лет вызывает у всех участников этого кровавого конфликта весьма смутные сомнения.

    «Либерально-реформаторская верхушка, нарушая все законы, очень жестко подавила патриотическое сопротивление реформам не без участия американских и израильских спецслужб, которые и открыли огонь у Останкино, физически уничтожив от 2 до 3 тысяч мирных безоружных москвичей», – утверждает Валерий Коровин.

    Не все люди до конца понимали, что случилось и кому верить, потому что то, что происходило в те дни, больше напоминало смуту. Многие, тем не менее, остаться в стороне не могли и вышли на центральные улицы столицы, чтобы лично разобраться в происходящем.

    «На самом деле это было мирное стояние, повторяющее ситуацию августа 1991 года вокруг Дома Советов, – вспоминает Виктор Аксючиц. – Многие понимали, что надо выступить против разрушительных реформ и защитить парламентаризм, то есть демократию. Люди выражали свое категорическое несогласие с тем, что творил Ельцин со страной».

    4 октября все места на крышах зданий, прилегающих к Дому Советов, были заняты зеваками. Люди собрались посмотреть на расстрел Белого дома из танков. Тем временем за происходящим практически с тех же позиций наблюдали снайперы. Сотрудники ОМОН и «Альфы» сразу подметили, что у стрелков был иностранный почерк. И именно эти снайперы сеяли хаос и осуществляли провокации, открывая огонь на поражение, после чего молниеносно и незаметно меняли свои позиции.

    В самом Доме Советов атмосфера тогда царила угнетающая, но никто до последнего не верил в то, что танки начнут стрелять. Как потом рассказывали служащие Кантемировской танковой дивизии, они не могли перевести дух, когда им в результате отдали приказ ударить по центральному входу. Но Ельцин распорядился освободить Дом Советов от засевшей там банды.

    Ельцин и до 4 октября хотел расквитаться с депутатским корпусом, – рассказывает Виктор Аксючиц. – Как-то на съезде, еще до этих событий, выступал один депутат и говорил: я связан со спецслужбами, и я знаю, что приготовлены ядовитые газы, для того чтобы, если импичмент Ельцину состоится, всех депутатов отравить. Тогда над ним смеялись. А потом Коржаков в своих воспоминаниях, через несколько лет после того как его Ельцин убрал, описал - депутатов России действительно собирались отравить газами, если состоится импичмент. А уже через несколько лет после событий октября 93-го руководитель «Альфы » рассказал по телевизору, что им был отдан устный приказ расстрелять всех депутатов при штурме Дома Советов. «Альфа» сделала прямо наоборот - защитила депутатский корпус, спасла жизнь людям. Затем произошло то, что произошло.

    Депутаты и защитники Верховного Совета, после того как по ним открыли огонь, решили постепенно выходить из объятого огнем здания. К вечеру противостояние прекратилось. Хасбулатов, Руцкой и другие лидеры сопротивления были арестованы. Через год их всех амнистировали. 7 октября 1993 года был объявлен днем траура по погибшим.

    Социологи на протяжении двух десятилетий проводили регулярные опросы населения о том, как они расценивают события октября 1993 года. И если в середине 90-х значительная часть респондентов еще оправдывала применение силы Ельциным, то сегодня абсолютное большинство считает, что это было недопустимо. Но был ли тогда шанс избежать кровопролития и вооруженного конфликта?

    По мнению Виктора Аксючица, такая возможность была: «Даже если бы Ельцин, после того как издал указ 1400, объявил одновременные досрочные выборы депутатского корпуса и президента, то ситуация утихомирилась бы. Именно это я предлагал на Съезде народных депутатов, но это было отвергнуто изначально. И только через неделю после того как Дом Советов был уже под колючей проволокой и началась информационная блокада, съезд принял решение об одновременных досрочных выборах. Но об том никто уже не узнал. Это был реальный выход. Но Ельцину и его окружению нужно было подавить во всех отношениях народовластие в России. Как мне сказал потом Станкевич, который был народным депутатом Советского Союза, затем советником Ельцина, - это был показательный расстрел, чтобы все субъекты федерации понимали, что у нас есть сильная власть, и никто не думал о разрушении России, в том числе сепаратисты».

    Как считают многие политологи и непосредственные участники тех событий, октябрь 93-го окончательно убил демократию в нашей стране и стал платой за перспективы, которые мы имеем сегодня.

    «Если посмотреть на те события, то тут можно сказать, что команда Гайдара, Чубайса и прочих была полностью прозападная, находящаяся под контролем каких-то кураторов, - убежден Александр Руцкой, занимавший в 1993 году пост вице-президента РФ. - Они проводили реформы в стране не в интересах народа, не направленные на укрепление суверенитета. Расстреляв Верховный Совет и съезд, Ельцин открыл шлюзы. И во власть хлынули негодяи, проходимцы, воры, коррупционеры, предатели, нацеленные на уничтожение страны».

    В. Коровин. Фото: Телеканал «Царьград»

    Директор Центра геополитических экспертиз Валерий Коровин считает, что то, что произошло в октябре 93-го, иначе как драмой в отечественной истории не назовешь. Именно тогда в России произошла кровавая либеральная революция.

    Когда либералы навязывают свое мировоззрение, они действуют жестко, кроваво и не считаясь ни с чем. Либеральное меньшинство залило кровью государство ради осуществления прозападного, проамериканского по своей сути переворота, наплевав на позицию большинства. Если ты не либерал-демократ, тебя будут давить танками, расстреливать, колесовать, жечь и уничтожать. Осуществлять геноцид, который пережила Россия после октября 93-го, теряя по одному миллиону человек в год собственного населения».

    Самое страшное, что за гибель людей в начале октября 93-го так никто и не ответил и уже не ответит никогда. Канат власти перетянули, а про павших и невинно убиенных забыли. Впрочем, как и об остальных жертвах последующих за кровавым октябрем ельцинских реформ.

    Правда о расстреле Белого дома 1993 год