• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Рабочая тетрадь по Обществу 9 класс Котова Лискова

    1)

    Гражданин может принимать участие в политической жизни, приняв участие на выборах, референдумах и работая в законодательных органах.

    2) Основные принципы избирательного права в демократическом обществе.

    Всеобщее избирательное право - право, принадлежащее всем гражданам, которые достигли 18-ти лет.
    Равное избирательное право - право, когда избиратель имеет только один голос.
    Прямые выборы - право избирать Президента, депутатов Государственной Думы.
    Тайное голосование - когда другим избирателям неизвестно за кого проголосовал избиратель.

    3) Различия между выборами в органы власти и референдумом:

    Выборы - это когда голосованием выбирается кандидат или список кандидатов на определенную должность. Референдум - это форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования.

    4) Ознакомьтесь с данными соц опросов и ответьте на вопросы.

    1) Какие выборы, по мнению граждан, влияют на их жизнь?
    Выборы в органы местного самоуправления, потому что людей беспокоят проблемы в их городе. Это проблемы бытового уровня, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Все эти проблемы решаемы, но только нужно приложить усилия со стороны самоуправления.

    Какие выборы, по мнению граждан, влияют на жизнь страны?
    Президентские выборы, потому что президент - это глава государства, который имеет большие полномочия, по сравнению с другими должностями, например депутаты.

    Чем различается оценка гражданами влияния выборов на их жизнь и на жизнь страны?
    Выборы Президента влияют на политический строй государства, а выборы в органы местного самоуправления существенно влияют на жизнь города, в котором живут граждане.

    Можно ли сделать вывод, что значительная часть граждан не видит влияние выборов на свою жизнь и жизнь страны?
    Да, согласен. Если сложить ответы граждан(затрудняюсь ответить, никакие не влияют), то выходит подавляющее большинство.

    2) Предположите, чем объясняется мнение опрошенных граждан.
    Политики во время выборных компаний обещают перемены в лучшую сторону для граждан, а действия - никаких.

    5) Ответьте на вопросы.

    1 - Это дает народу свободу выбора. Народ самостоятельно принимает решение, то есть влияют на формирование государства(участвуют).

    2-3 - подчеркните противоречащих Конституции Российской федерации, отмены или... таких прав и свобод.
    Граждане РФ имеют право участвовать... от других обстоятельств.

    4 - Эта норма означает, что равноправие граждан, где каждый гражданин РФ имеет право участвовать в референдуме.

    5 - По Конституции РФ государство не вправе оказывать воздействие на граждан и принуждать их. Каждый гражданин вправе сам решить для себя, участвовать или нет, и за какой пункт голосовать.

    6) С каким вопросом вы бы обратились в органы государственной власти?

    Задал бы вопрос про ремонт плохих дорог и повышение заработной платы учителям и медицинским работникам.

    Пример подобного обращения:
    Я, ФИО , постоянно проживаю по адресу: АДРЕС , обращаюсь в администрацию города ГОРОД с просьбой ремонта асфальтового покрытия по улице ПИШЕМ УЛИЦУ . Прошу Вас уважаемая Администрация принять меры. С Уважением, ИМЯ

    Каждый гражданин может оказывать влияние на политический процесс в своей стране. Для этого необходимы такие факторы как культура демократии и политическая сознательность личности.

    Участие граждан в политической жизни

    Именно непосредственное участие граждан в политической жизни государства является важной основой формирования политических процессов.

    Зачастую гражданская политическая жизнь неустойчива, в разные периоды она обладает разной динамикой. Это обусловлено тем, что в ней принимают участия самые разные слои населения.

    Подобная социальная дифференциация порождает деятельность различных социально - политических сил, в частности политических партий и организаций.

    Политический процесс

    Политический процесс – это система политических состояний и событий, изменения в которой происходят ха счет деятельности и взаимодействия отдельных субъектов политической жизни.

    Ярким примером является смена политических партий и лидеров, которые поочередно приходят к власти. По масштабам действия, политические процессы делятся на два основных вида: внешнеполитические и внутриполитические.

    Внутриполитические процессы могут происходить как на общегосударственном, так и на региональном уровне.

    Политическое участие

    Политическое участие является действиями гражданина, главной целью которых является получение возможности влияния на реализацию и принятие государственных решений, а также на выбор представителей в государственных институтах власти. Это понятие характеризует степень вовлеченности граждан в политический процесс.

    В правовом государстве политическое участие представляет собой право гражданина избирать и быть избранным в органы власти, право объединения в общественные организации, право на демонстрации и митинги, право доступа к государственным службам и должностным лицам, право свободного обращения в государственные органы.

    Политическая культура

    Политическая культура – это понятие, которое состоит из трех составляющих: разносторонние политические взгляды гражданина, ориентация на духовные ценности демократичного общества, владение обществом права на политическое воздействие.

    Политические знания представляют собой систему знаний о политических идеологиях, формах государства, о институтах власти, а также о методах реализации их функций. Политическая культура не может существовать без определенных политических знаний.

    Политические знания порождают следующую ступень правовой культуры – духовную ориентацию общества. Каждый член социума решает, какой вид государственного управления или политическая идеология подходит его мировоззрению.

    Гражданин, имеющий духовную ориентацию, основанную на политических знаниях, может активно и беспрепятственно участвовать в политическом процессе.

    Формы участия граждан в политике

    Жизненная система человечества устроена так, что всегда есть власть, влияющая и управляющая некоторой массой людей: будь то власть в отдельной стране, в семье или, скажем, в преступной группировке. Но даже, несмотря на то, что влияние власти видится неоспоримым и самодостаточным фактором, нельзя отрицать и влияние общности на власть. Безусловно, сила этого обратного влияния зависит, по большей части, от режима, режима политического, если мы говорим о нем в масштабах страны или государства.

    Скажем, при демократической форме правления, теоретически, гражданам предоставлена большая возможность влияния на власть. Политическое участие, предполагаемое для демократического общества, - всеобщее, равноправное, инициативное. Каждый отдельный гражданин имеет право на участие в жизни страны, на защиту своих интересов, на возможность выразить свое недовольство какими-либо факторами, теоретически самостоятельно выбрать себе «власть», или просто проявить интерес к политике как к сфере доступной деятельности. Политическое участие в демократическом обществе - свободно и выступает для граждан средством для выражения чувства долга перед страной, средством для достижения своих целей, реализации потребности в самовыражении. Такое участие обеспечивается государством в плане предоставления различных правовых норм и процедур и равномерного распределения ресурсов участия, таких, как деньги, доступ к СМИ, образование, «прозрачное» видение осуществления, собственно, власти и так далее. Так же, демократическое общество допускает, в определенных рамках, такое выражение протеста граждан, как митинги, демонстрации, забастовки, петиции. Такого рода мероприятия служат как инструментом политического обучения граждан, так и доказательством, собственно, того, что государство является действительно демократическим и каждый гражданин имеет право на самовыражение.

    При тоталитарном строе все и всё находится под полным контролем государственных органов. И власть стремится к мобилизационному вовлечению населения в политическое участие, создавая видимость всеобщей политизации, которые, естественно, практически не учитывает мнение граждан. При этом режиме влияние общности на власть минимально ограниченно, а часто и просто номинально. Соответственно, и политическое участие граждан обусловлено сугубо потребностями власти, и является более всего средством контроля подвластной массы. Безусловно, такой режим, хоть и является жестким и всячески подавляет несогласные мнения, имеет больше всего шансов на такое мощное политической участие недовольных и не имеющих права слова граждан, как бунты и революции. И, более чем демократическое, имеет возможность насильственным образом сменить свою режимную политику на противоположную. Тоталитарный режим присущ, обычно, малоразвитым странам, так как является скорее пережитком прошлого, нежели адекватной формой взаимоотношений людей и власти. Исключение составляет, к примеру, Япония, как пример азиатского типа правления, которая являет собой высокоразвитую культуру и, вроде бы, должна быть полностью демократическим обществом со всеми признаками свободного политического участия граждан. Однако многовековые традиции сыграли свою роль и большая часть граждан этой страны спокойно живет под тоталитарным режимом, ставшим настолько привычным, что кажется практически демократическим и не вызывает существенных нареканий у самого населения.

    В принципе же, демократия по праву является признаком прогрессивного общества и, по сути своей, более устойчива, нежели тоталитарность в плане устойчивости единовременной власти. Сдерживаемое недовольство всегда опасно, а другом всегда легче управлять, чем врагом. Поэтому в демократическом обществе власть старается поддерживать образ дружественной сущности, предоставляя гражданам предпочтительно равномерно распределенные средства к существованию, возможности для самореализации и саморазвития, свободу самовыражения в любой сфере деятельности и выражая заботу о здоровье и внимание к проблемам. Это обеспечивает максимальный учет интересов граждан, помогает преодолеть недоверие к власти и обеспечивает политическое участие большого количества граждан в жизни общества. Что, в свою очередь, расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, который способствует оптимизации работы структуры, повышает ее эффективность и стабильность политической системы. Участие граждан в политике так же обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами и предотвращает злоупотребления властью.

    Наиболее эффективным фактором стимуляции граждан на политическое участие является социально-экономический статус, в первую очередь определяемый уровнем образования, профессией и доходом. Безусловно, высокий уровень материального комфорта является определяющим в плане благоприятного отношения к политической системе. Соответственно, чем ниже социальное положение, тем более вероятным становится негативный настрой в отношении системы.

    Вместе с этим, влияние оказывают также такие факторы, как пол и возраст. Например, общеизвестно, что активность гражданина возрастает к середине жизни, а затем вновь идет на спад. Женщины менее склонны к политическому участию, что, однако, обусловлено строением традиционного порядка. Как известно, в принципе, в мире более развит патриархальный строй и есть определенные стереотипы и представления о социальной роли женщин, порой, мало учитывающие изменения, связанные с прогрессом общества, несмотря на значительное повышение образовательного уровня. К тому же, чаще всего женщины, особенно при низких стандартах жизненного уровня, просто не имеют времени для участия в политике. Традиционное определение мужчины как лидера, а женщины как жены и матери, заставляет женщин большую часть своей жизни посвящать не своим интересам, а интересам семьи и детей, практически лишаясь раскрытия личностного потенциала.

    Это, впрочем, является некоторым отступлением. Помимо всего вышеперечисленного, немаловажную роль также оказывает мотивация гражданина к участию в деятельности страны. Наиболее распространенными мотивами являются:

    Мотив интереса и привлекательности политики как сферы деятельности;

    Мотив познавательный, где политическая система выступает в качестве средства для познавания мира вокруг и, также, с учетом сложности этой системы для понимания, в качестве повышения собственного статуса в глазах себя и окружающих;

    Мотив власти, желания управлять другими людьми;

    Мотив денежный, так как политическая деятельность является высокооплачиваемой деятельностью;

    Мотив традиционный, когда политика принята в кругу семьи или друзей;

    Мотив идеологический, когда система жизненных ценностей совпадает с идеологическими ценностями политической системы;

    Мотивы ложные, но формирующие нужную реакцию у масс, так называемая пропаганда.

    Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. В любой политической системе, при доминанте одного, присутствуют различные признаки и противоположного, вне зависимости от политической системы.

    Обычно среди этих вариантов выделяют два основных типа: автономное и мобилизационное участие.

    Автономное участие – это свободная добровольная деятельность индивида, вызванная его желание поучаствовать в политической жизни страны, преследуя личные и групповые интересы.

    Мобилизационное участие же напротив, носит принудительный характер. Его стимулируют такие факторы, как страх, принуждение, традиции. Как правило, такой вид участия является инициативой правящей группировки и направлен на поддержку ее политической системы, на демонстрацию ее благородных целей и положительного отношения к народу. Естественно, такой род участия ни в коей мере не предусматривает выражения личного мнения индивида или группы, однако создает, зачастую, ложное, но нужное власти представление о положении в стране.

    Так же принято выделять активные и пассивные формы участия граждан в политике, каждое из которых можно отнести к приемлемым или неприемлемым в плане морали или закона. В плане активных форм участия есть несколько подразделений.

    Участие в выборных органах, таких, как выборы президента;

    Массовые акции, такие, как митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы, недовольные каким-либо действием правительства, как, например, идущие сейчас в Париже забастовки работников завода Continental, которые требуют пересмотреть решение о закрытии предприятия, расположенного в пригороде французской столицы;

    Одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес. Как, например, интересно высказал свое политическое участие иракский журналист, кинувший ботинком в Джорджа Буша, неординарно высказав свое мнение по поводу проводимой Америкой политики в отношении его страны;

    Участие в политических партиях и организациях, участие в управлении страной, в принятии законов;

    Участие граждан в опросах, в которых учитывается мнение граждан и, в теории, рассматриваемые в контексте каких-либо перемен;

    Обращения и жалобы в вышестоящие структуры отдельных людей или групп граждан;

    Лоббистская деятельность – политическое продвижение объекта, будь то закон или депутат, при использовании либо личной, либо денежной заинтересованности, либо при невозможности отказаться от предложения. В контексте этой деятельности могут рассматриваться как законные, так и незаконные, как, например, взятка, виды достижения целей;

    Сетевое участие, уже не слишком новый вид политического участия. Многочисленные блоги, электронные газеты, и другие ресурсы интернета. В частности, на личном опыте наблюдался вид политического участия на одном из сайтов, в процессе конфликта Украины и России, в то время как на правительственном уровне нижестоящим массам прописывался негатив в сторону «противника», на этом ресурсе люди вовсю обсуждали эту тему, что с той, что с другой стороны, и при этом громче всего звучали призывы о дружбе между народами и независимости межнациональных отношений от правительственных распрей.

    Если говорить о пассивных формах участия, то здесь стоит отметить:

    Социальная апатия как фактор недоверия граждан к правительству и, соответственно, всяческое неучастие в выборах;

    Игнорирование социальных мероприятий, вроде субботников, митингов и демонстраций, при приглашении или настоятельной рекомендации прийти на оные;

    Неделание чего либо, вызванное недовольством некоторыми действиями правительства. К примеру, маленькая выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя оскорбительной и не идет ее получать, мол, спасибо, не надо.

    В заключение хотелось бы добавить еще раз, что с развитием общества усиливается значение участия граждан в жизни общности. Об этом свидетельствует и то, какие средства политические движения, партии, государства выделяют на спонсирование нужных для их целей форм участия граждан в политике (выборы, демонстрации, акции протеста). Чем более демократично становится общество тем более возрастает роль значения социума в его жизни. И правильное понимание этого значения позволяет государство делать социум нужным и послушным рычагом своей деятельности, а социуму, осознающим свое значение, взамен позволяет получать наибольшую выгоду и наилучший результат от власти.


    Включено в политическую жизнь посредством различных форм политического участия), необходимо не только осуществление сетевой политики органами государственной власти и политическими партиями, но и повсеместное распространение компьютерных сетей, а также эффективное противодействие политическим проблемам, возникающим вследствие информатизации общества. Уже сегодня становится очевидным тот факт, ...

    ... ­ческих государствах мира никак не ставят под сомнение признание ими, равно как и международным сообщест­вом в целом (ООН), статуса личности, любого человека как источника власти, первичного и главного субъекта политики. Гарантировать такой статус личности, обеспе­чить реальное или потенциальное превращение каждого гражданина в сознательного и свободного субъекта (субъекта-партиципанта) политики и...

    Системы. Для России свойственна определенная гетерогенность, множественность субкультур с различными конфликтующими, а зачастую и противоборствующими установками, ценностями, ориетациями. Кроме того, российской политической культуре присущи конфликты не только интересов, установок, ориентаций, но и основополагающих ценностей. Поэтому переустройство России, особенно переход к демократии, немыслимо...

    При оценке политической стабильности в стране необходимо учитывать, с одной стороны, эффективность и надежность механизмов воспроизводства политической системы, с другой – демократическое содержание развития политических процессов. Политическая стабильность обычно характеризует устойчивое, поступательное развитие общества в соответствии с историческими и цивилизационными закономерностями его...

    Гражданин – это более узкое понятие, это, прежде всего, лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями. Причем настоящий гражданин рассматривает свои права как обязанности и наоборот.

    Гражданство – это политическая и правовая принадлежность лица к конкретному государству или устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Согласно Конституции РФ гражданство России является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные законодательством. В соответствии со статьей 6 Конституции РФ нельзя лишать гражданства или права изменить его. Отношения гражданства регулируются законом «О гражданстве в Российской Федерации».

    Гражданин РФ имеет возможность принимать участие в общественных и государственных делах, в решении жизненно важных для себя проблем, используя политические права и свободы, закрепленные в Конституции России. К ним относятся право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; право равного доступа к государственной службе. Реализуя эти права, гражданин РФ, достигший определённого возраста, может стать членом законодательных органов как местного, так и федерального значения, может стать служащим государственного аппарата и т. д.

    Каждый гражданин, достигший совершеннолетия, может подавать индивидуально или коллективно обращения или петиции в органы государственной власти и местного самоуправления с предложениями по усовершенствованию законодательства.

    Важнейшими политическими правами граждан РФ являются: право на свободу мысли и слова; право объединяться в общественные организации; право собираться мирно, без оружия; проводить митинги и демонстрации.

    Осуществляя свои политические права и свободы, российский гражданин имеет возможность оказывать реальное влияние на принятие решений властью, активно участвовать в политической жизни страны

    Выборы, референдум.

    Термин "избирательное право” обозначает одно из субъективных прав граждан, предполагающие с одной стороны право участия в выборах в качестве избирателя, а с другой стороны самим быть избранным. Участвовать в голосовании можно с 18 лет. Избиратель имеет активное избирательное право, т.е. имеет право избирать. А пассивное избирательное право – это право гражданина РФ быть избранным. Пассивное избирательное право подразумевает возрастной ценз: в Гос. думу может быть избран гражданин 21 года, а на должность президента 35 лет. Ценз – условие допущения или ограничения участия в осуществлении прав. При выборах в Гос. думу и президенты РФ избиратели голосуют на избирательных участках, а организуют выборы, контролируют законность, подсчитывают голоса - избирательные комиссии. Демократические выборы проходят на основе всеобщего, равного избирательного права при тайном голосовании . Участие гражданина в выборах добровольно, ни кто не в праве оказывать воздействие на гражданина с целью участия или не участия его в выборах. Выборы в демократическом обществе периодические, т.е. выбираются лица на 2-4 года. Демократические выборы представительные и окончательные, т.е. только выборы определяют тех людей, которые получают власть. Им никто не может приказывать, они подчиняются КРФ и закону.


    Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

    Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

    Какие три формы участия граждан в политическом управлении названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите примеры того, каким образом граждане могут использовать каждую из указанных в тексте форм участия в политическом управлении.


    Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

    Гуманитарными науками выработано множество определений государства. Однако все они сводятся к следующему: государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

    Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной.

    Следующий признак государства - население. Оно представляет собой совокупность индивидов, объединённых не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающим взаимные права, обязанности и ответственность. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участии в референдумах, местном самоуправлении.

    Гражданство и общая территория проживания являются формально- юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т. д. Ещё одним немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий своё властное воздействие на всё население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

    Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

    В то же время государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

    В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства.

    Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

    (По В.В. Дьяконову )

    Пояснение.

    Ответ: 1. Реализация избирательного права;

    2. Государственная служба;

    3. Участие в референдумах, местном самоуправлении.

    В правильном ответе должны быть названы три формы участия граждан в политическом управлении:

    1) участие в выборах (например, граждане избирают депутатов представительных органов власти, в президентских и смешанных республиках - главу государства);

    3) участие в местном самоуправлении (например, участие в сходах граждан, в работе представительных органов местного самоуправления);

    4) государственная служба (например, граждане могут поступать на службу в органы государственного управления, избираться на выборные должности в представительные и исполнительные органы государственной власти).

    Могут быть приведены другие примеры участия граждан в политическом управлении.