• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка

    Проект «Радуга поведения»

    В старшей группе

    Воспитатели: Васильева А.К.

    Рузляева Е.В.

    Кузнецк 2016

    Название проекта : «Радуга поведения»

    Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по созданию новой нормы (нормотворчество), которая основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков поведения – дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

    Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.

    Тип проекта: практико-ориентированный.

    Характеристика проекта по длительности : краткосрочный

    1. Введение

    Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому мы педагоги – практики включились в активную поисковую, инновационную деятельность.

    В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Мы, считаем, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике мы решили использовать: нормативную проектную деятельность.

    В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.

    Дети дошкольного возраста могут анализировать предложенную ситуацию с трех различных позиций: нормативно – стабилизирующей, смыслообразующей и преобразующей. За этими тремя позициями лежит определенное понимание структуры познавательных способностей. Организация проектной деятельности невозможна без учета этих позиций на каждом этапе ее реализации.

    Таким образом , актуальность данного проекта обусловлена:

    Проблемами регуляции поведения детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

    Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.

    Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать свои поступки и поступки других.

    Цель проекта: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, осознание детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.

    Задачи для детей:

    • Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
    • Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.
    • Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения

    Задачи для родителей:

    • создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
    • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду,
    • уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.

    Задачи для педагогов:

    • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

    Участники проекта:

    1. Педагоги: воспитатели группы, помощники воспитателя.
    2. Дети старшей группы.
    3. Родители и другие члены семьи.

    Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

    Дети:

    • овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
    • проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
    • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;

    Родители:

    • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
    • повышение педагогической компетентности родителей.

    Педагоги : проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

    3. Основная часть

    1. Подготовительный этап

    Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

    • изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
    • скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;
    • разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

    2 . Основной этап реализации проекта:

    Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.

    1. Содержание деятельности родителей:
    • Выбор фотографий, для стенда «Радуга поведения».
    • Участие в оформлении стенда в группе.
    • Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализа поведения за день.
    • Участие в оформлении фотовыставки «Наш любимый детский сад».

    Мероприятие

    - Анкета для родителей

    Приложение 1

    Раздел 1 «Я и мои родные» (беседы, игры, игровые ситуации, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации) Приложение 2

    Развитие умения давать моральную оценку своим поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию.

    Раздел 2 «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям» (игры, игровые ситуации, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации)

    Приложение 3

    Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

    Раздел 3

    «Любому поведению свой цвет».

    Оформление фотовыставки «Наш любимый детский сад»

    Приложение 4

    Создать совместно с детьми «знаки», в определенной цветовой гамме, учить детей анализировать свои поступки и поступки сверстников. Выбор фото совместно с родителями для стенда «Радуга поведения».

    3.Заключительный этап.

    Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

    • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;
    • данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога;
    • возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
    • считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.
    • на начальном этапе проекта было проведено анкетирование родителей.

    Перспектива на будущее:

    Разработать перспективу проекта “Радуга поведения” в подготовительной группе, создать «Книгу правил» с условными цветовыми или иными обозначениями.

    Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа, прежде всего нравственного воспитания детей дошкольного возраста, воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности.

    Считаем, что задачей современного педагога является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

    Приложение 1

    Анкета для родителей

    Уважаемые родители!

    Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально - нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

    Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на целый день?

    Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?

    • Чем вас сегодня кормили?
    • Что интересного было в дошкольном учреждении?
    • Что ты сегодня натворил?
    • Как ты себя сегодня вел в детском саду?

    Что вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребенка в детском саду?

    • Я много об этом читал, знаю многое.
    • Я мало что знаю об этом.
    • Не знаю ничего.

    Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребенка в детском саду и дома?

    • Да, знаю.
    • Знаю, но хотелось бы знать больше.
    • Не знаю ничего.

    Нужен ли Вам совет по улучшению поведения ребенка дома и в детском саду и оказания ему разумной помощи?

    • Да, он необходим.
    • Нет.

    Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

    • Да, это единственный способ воздействия на ребенка.
    • Да, но я избегаю этого.
    • Нет, это неверно.

    Приложение 2

    Раздел 1 «Я и мои родные»

    Занятие. Почему мы обижаем близких нам людей?

    Цели: 1. Учить детей различать понятия «добро» и «зло».

    1. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
    2. Формировать осознание моральной стороны поступков.

    Ход занятия

    В начале занятия игровой персонаж кукла Маша, ведет с детьми беседу, какие добрые дела сделали они для своих родителей? Выслушиваются ответы детей и самые яркие, гуманные поступки детей воспитатель ставит в пример, словесно хвалит.

    Детям предлагается послушать стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине».

    Какой поступок совершил ребенок? Почему?

    Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то…»

    Рисование на тему «Моя семья» позволяет диагностировать характер семейных взаимоотношений и положение ребенка в семье.

    Домашнее задание: Проявлять заботу о своих родителях, а утром рассказать воспитателю какие добрые дела сделали дома.

    Проигрывание проблемной ситуации

    «Вечером забирать из детского сада Лешу пришла мама. Мальчик привык, что это делал всегда папа, с которым они, не торопясь, могли еще прогуляться в парке. В присутствии воспитателя и сверстников Леша начал капризничать, требовать, чтобы за ним пришел отец».

    Правильно ли поступил мальчик?

    Что чувствовала в этой ситуации мама?

    Кого вам жалко в этой ситуации?

    Как бы вы поступили на месте мальчика?

    Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:

    • мальчик капризничает;
    • мальчик сердится;
    • мама успокаивает сына;
    • мама огорчается;
    • мальчик и мама радуются.

    Упражнение «Закончи предложение». «Папа рассердился, потому что я…», «Когда я вижу, что папа огорчен, то …».

    Приложение 3

    Раздел 2 «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям»

    Занятие. Друг в беде не бросит

    Цели: 1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

    1. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.
    2. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма песенку: «Настоящий друг»:

    Дружба крепкая не сломается,

    Не расклеится от дождей и вьюг.

    Друг в беде не бросит,

    Лишнего не спросит –

    Вот что значит настоящий

    Верный друг.

    Мы поссоримся и помиримся,

    «Не разлить водой!» - шутят все вокруг.

    В полдень или в полночь

    Друг придет на помощь –

    Вот что значит настоящий

    Верный друг.

    В конце песни педагог отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Во время обсуждения пословицы педагог обращает внимание детей на моральный подтекст пословицы.

    Список используемой литературы

    1. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
    2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.
    3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
    4. Семенака С.И. Учимся сочуствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
    5. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П.., Нилова Т.А. Азбука общения. – СПб,: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
    6. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2006.

    Проект

    «Создание условий для развития речи

    у детей 5-6 лет посредством элементарных математических представлений

    и дидактических игр»

    2015-2016 уч.г

    «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития

    Игра - это огромное светлое окно,

    Через которое в духовный мир ребёнка,

    Выливается живительный поток представлений, понятий.

    Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

    В. А. Сухомлинский

    Актуальность:

    Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие .

    Математика обладает уникальным развивающим эффектом . Ее изучение способствует развитию памяти , речи , воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков , а в приобщении детей к материалу , дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

    Обучение математике немыслимо без использования игр (математических, дидактических, физкультминуток). Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.

    Математическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии речи детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно, но также у детей развивается речь, память мышление.

    Цель:

    Создание условий для развития речи у детей дошкольного возраста, посредством элементарных математических представлений и дидактических игр.

    Задачи:

    • Составить подборку игр по ФЭМП, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
    • Использовать разработанный материал на НОД по математике с детьми 5-6 лет.
    • Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать.
    • Формирование базисных математических представлений, речевых умений.

    Ожидаемый результат:

    Сформированный у воспитанников группы интерес к математическим играм; стремление играть в них, и на основе этого: формирование элементарных математических представлений;

    Активизация познавательного интереса дошкольников;

    Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;

    Умение решать логические задачки.

    Срок реализации проекта: проект долгосрочный (2017 -2018 учебный год)

    Проект разработан в соответствии с задачами программы «От рождения до школы»под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой.

    Участники проекта: Дети старшей группы, воспитатели, родители (законные представители).

    Роль родителей в реализации проекта

    • изготовление настольных, дидактических игр.
    • Занятия с детьми дома.

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

    Месяц

    Направление работы

    СЕНТЯБРЬ

    Подбор литературы по теме проекта.

    Анкетирование.

    Работа с документацией.

    Планирование работы с детьми.

    ОКТЯБРЬ

    Продолжить изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей. Работа над предметно-развивающей математической средой группы

    Игровые задания: «Путешествие по сказочному лесу» («Воспитатель в ДОУ» №6 2009 г.стр.52)

    НОЯБРЬ

    Составление картотеки «Игры по ФЭМП»

    Занимательные истории про числа и цифры.

    Беседы с воспитателями.

    ДЕКАБРЬ

    Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.

    Проведение НОД, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)

    ЯНВАРЬ

    Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм», «Игры Воскобовича»)

    ФЕВРАЛЬ

    Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на НОД и в совместной деятельности воспитателя и детей.

    Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару)

    МАРТ

    Проведение открытой НОД для педагогов по математике с использованием занимательных математических игр.

    Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.

    Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»

    АПРЕЛЬ

    Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»

    Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.

    Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)

    МАЙ

    Анализ проведенной работы.

    Разработка плана по самообразованию на новый учебный год

    Сотрудничество с родителями:

    Беседа для родителей: «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала»

    Открытая НОД для родителей «В гостях у математики»

    Оформление папки-передвижки: «Занимательная математика дома в повседневной жизни»

    Индивидуальные беседы.

    Литература по теме:

    1. «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

    2. «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина

    3. З.А. Михайлова. «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

    4. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

    5.Н.В.Степанова. «Дидактические игры по математике»

    «Подбери игрушку»

    Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

    Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

    «Подбери фигуру»

    Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал.

    Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются.

    Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».

    «Назови и сосчитай»

    Содержание. Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, веши, а сегодня они научатся считать звуки. В. предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

    «Назови свой автобус»

    Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

    Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

    «Хватит ли?»

    Цель: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависит от размера.

    Содержание. В. предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет: «Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство ж неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.

    «Собери фигуру»

    Цель: учить вести счет предметов, образующих какую-либо фигуру.

    Содержание. В. предлагает детям подвинуть к себе тарелочку с палочками и спрашивает: «Какого цвета палочки? По сколку палочек каждого цвета? Предлагает разложить палочки каждого цвета так, чтобы получились разные фигуры. После выполнения задания дети еще раз пересчитывают палочки. Выясняют, сколько палочек пошло на каждую фигуру. Педагог обращает внимание на то, что палочки расположены по-разному, но их поровну - по 4 «Как доказать, что палочек поровну? Дети раскладывают палочки рядами одну под другой.

    «На птицефабрике»

    Цель: упражнять детей в счете в пределах, показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают.

    Содержание . В.: «Сегодня мы пойдем на экскурсию - на птицефабрику. Здесь живут куры и цыплята. На верхней жердочке сидят куры, их 6, на нижней - 5 цыплят. Сравнивают курочек и цыплят, определяют, что цыплят меньше чем курочек. «Один цыпленок убежал. Что нужно сделать, чтобы курочек и цыплят стало поровну? (Нужно найти 1 цыпленка и вернуть курочке). Игра повторяется. В. незаметно убирает курицу, дети ищут маму-курицу для цыпленка, и т. д.

    «Расскажи про свой узор»

    Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

    Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг - от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

    «Вчера, сегодня, завтра»

    Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

    Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

    «Почему овал не катится?»

    Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы

    Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал.

    «Посчитай птичек»

    Цель: показать образование чисел 6 и 7, научить детей вести счет в пределах 7.

    Содержание. Педагог выставляет на наборном полотне в один ряд 2 группы картинок(снегирей и синичек(на некотором расстоянии одну от другой и спрашивает: «Как называют этих птиц? Поровну ли их? Как проверить?» Ребенок размещает картинки в 2 ряда, одну под другой. Выясняет, что птиц поровну, по 5. В. добавляет синичку и спрашивает: «Сколько стало синичек? Как получилось 6 синичек? Сколько было? Сколько добавили? Сколько стало? Каких птиц получилось больше? Сколько их? Каких меньше? Сколько их? Какое число больше:6 или 6?Какое меньше? Как сделать, чтобы птиц стало поровну по 6. (Подчеркивает, если одну птицу убрать, то тоже станет поровну по 5). Убирает 1 синицу и спрашивает: «Сколько их стало? Как получилось число 5». Снова добавляет по 1 птичке в каждом ряду и предлагает всем детям сосчитать птиц. Аналогичным образом знакомит с числом 7.

    «Встань на место»

    Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.

    Содержание. В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.

    «Где фигура»

    Цель: учить правильно, называть фигуры и их пространственное расположение: посередине, вверху, внизу, слева, справа; запоминать расположение фигур.

    Содержание. В. объясняет задание: «Сегодня мы будем учиться запоминать, где какая фигура находится. Для этого их нужно назвать по порядку: сначала фигуру, расположенную в центре (посередине), затем вверху, внизу, слева, справа». Вызывает 1 ребенка. Он по порядку показывает и называет фигуры, место их расположения. Другому ребенку показывает. Другому ребенку предлагают разложить фигуры, как он хочет, назвать их место расположения. Затем ребенок становится спиной к фланелеграфу, а воспитатель меняет фигуры, расположенные слева и справа. Ребенок поворачивается и отгадывает, что изменилось. Затем все дети называют фигуры и закрывают глаза. Педагог меняет местами фигуры. Открыв глаза, дети угадывают, что изменилось.

    «Палочки в ряд»

    Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине.

    Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.

    «Части суток»

    Цель: упражнять детей в различении частей суток.

    Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

    Содержание. В. чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

    1.Утром мы во двор идем,

    Листья сыплются дождем,

    Под ногами шелестят,

    И летят, летят, летят…

    2.Случится в солнечный денек

    Ты в лес уйдешь поглуше

    Присядь попробуй на пенек

    Не торопись… Послушай…

    3.Вот уж вечер.

    Роса.

    Блестит на крапиве.

    Я стою на дороге,

    Прислонившись к иве…

    4.Плакали ночью желтые клены:

    Вспомнили клены,

    Как были зелены…

    «Кто быстрее найдет»

    Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме.

    Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д.

    В заключение В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?

    «Прогулка в сад»

    Цель: познакомить детей с образованием числа 8 и считать до 8.

    Материал. Наборное полотно, цветные изображения 8 больших, 8 маленьких яблок картинки, на которых нарисовано 6 и 5, 4 и 4 предмета.

    Содержание. На наборном полотне в один ряд на некотором расстоянии друг от друга размещаются цветные изображения 6 больших яблок, 7 маленьких яблок. В. задает вопросы: «Что можно сказать о величине яблок? Каких яблок больше (меньше)? Как проверить?» Один ребенок считает большие. Другой маленькие яблоки. Что нужно сделать, чтобы сразу стало видно, каких яблок больше, каких меньше? 3атем вызывает ребенка и предлагает ему найти поместить маленькие яблоки под большими, точно одно под другим, и объяснить, какое число больше, какое меньше. В. уточняет ответы детей: «Правильно, теперь хорошо видно, что 7 больше чем 6. Где 7 яблок, 1 лишнее. Маленьких яблок больше (показывает 1 лишнее яблоко), а там, где 6, 1 яблока не хватает. Значит 6 меньше 7, а 7 больше 6.

    Демонстрируют оба способа установления равенства, количество яблок доводят до 7. В. подчеркивает, что яблоки разного размера, но стало их поровну. - По 7. Далее педагог показывает детям способ образования числа 8, используя те же приемы, что и при образовании числа 6 и 7.

    «Сделай столько же движений»

    Цель: упражнять в воспроизведении определенного количества движений.

    Содержание. В. строит детей в 2 шеренги друг против друга и объясняет задание: «Вы будете выполнять столько движений, сколько предметов нарисовано на карточке, которую я покажу. Считать надо молча. Сначала выполнять движения будут дети, стоящие в этой шеренге, а дети из другой шеренги будут их проверять, а потом наоборот. Каждой шеренге дают по 2 задания. Предлагают выполнить несложные упражнения.

    «Матрешки»

    Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

    Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

    Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

    «Сложи дощечки»

    Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

    Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

    Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

    «Какое число рядом»

    Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному.

    Материал. Мяч.

    «День и ночь»

    Цель: закреплять знания детей о частях суток.

    Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.

    Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.

    Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».

    «Угадай»

    Цель: закрепить навыки счета в пределах (…).

    «Незаконченные картинки»

    Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм.

    Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка.

    «Про вчерашний день»

    Цель: показать детям, как необходимо беречь время.

    Жил-был мальчик по имени Сережа. На столе у него стояли часы-будильник, на стене висел толстый и очень важный отрывной календарь. Часы вечно куда-то спешили, стрелки никогда не стояли на месте и всегда приговаривали: «Тик-так, тик-так - береги время, упустишь - не догонишь». Молчаливый календарь свысока посматривал на часы-будильники, ведь он показывал не часы и минуты, а дни. Но однажды - и календарь не выдержал и заговорил:

    Эх, Сережа, Сережа! Уже втрое ноября, воскресенье, уже подходят к концу эти сутки, а ты еще уроки не сделал. …

    Так-так, - сказали часы. - Подходят к концу вечер, а ты все бегаешь и бегаешь. Время летит, его не догонишь, его упустил. Сережа только отмахнулся от надоедливых часов и толстого календаря.

    Делать уроки Сережа стал тогда, когда за окном наступила темнота. Ничего не видно. Глаза слипаются. Буквы по страницам бегают, как черные муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:

    Тик-так, тик-так. Сколько часов потерял, прогулял. Посмотри на календарь, скоро воскресенье уйдет, и ты его больше никогда не вернешь. Посмотрел Сережа на календарь, а на листке уже не второе число, а третье, и не воскресенье, а понедельник.

    Целые сутки потерял, - говорит календарь, целый день.

    Не беда. Что потеряно, то найти можно, - отвечает Сережа.

    А вот пойди, поищи вчерашний день, посмотрим, найдешь ты его или нет.

    И попробую, - ответил Сережа.

    Только он это сказал, как что-то его подняло, закружило, и оказался он на улице. Осмотрелся Сережа и видит - подъемный краг тащит к верху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители поднимаются все выше и выше. Работа у них так и спорится. Ни на что не обращают внимание рабочие, спешат дом построить для других людей. Закинул Сережа голову и как закричит:

    Дяденьки, видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?

    Вчерашний день? - спрашивают строители. - А зачем тебе вчерашний день?

    Уроки сделать не успел. - Ответил Сережа.

    Плохо твое дело, - говорят строители. Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний сегодня обгоняем.

    «Вот чудеса„ - думает Сережа. - Как можно завтрашний день обогнать, если он еще не пришел?» И вдруг видит - мама идет.

    Мама, где бы мне вчерашний день найти? Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял. Только ты не беспокойся, мамочка, я его обязательно найду.

    Вряд ли ты его найдешь, - ответила мама.

    Вчерашнего дня уже нет, а есть от него только след в делах человека.

    И вдруг прямо на земле развернулся ковер с красными цветами.

    Вот наш вчерашний день, - говорит мама.

    Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.

    «Машины»

    Цель: закрепить знания детей и последовательности чисел в пределах 10.

    Материал. Рули трех цветов (красный, желтый, синий) по количеству детей, на рулях номера машин -изображение числа кружков 1-10. Три круга того же цвета - для стоянок машин.

    Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают рули - каждой колонне одного цвета. По сигналу все бегут по групповой комнате. По сигналу «Машины! На стоянку!»- все «едут» в свой гараж, т. е. дети с красными рулями, едут в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров. Начиная с первого, В. проверяет порядок номеров, игра продолжается.

    «Путешествие в оранжерею»

    Цель: познакомить детей с образованием числа (2-10), упражнять в счете в пределах (3-10).

    « Чиним одеяло»

    Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей.

    Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».

    «Живые числа»

    Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 10.

    Материал. Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

    Дети меняются карточками. И игра продолжается.

    Вариант игры . «Числа» строятся в обратном порядке от 10 до 1, пересчитываются по порядку.

    «Сосчитай и назови»

    Цель: упражнять в счете на слух.

    Содержание. В. предлагает детям считать на слух звуки. Он напоминает, что делать это надо, не пропуская ни одного звука и не забегая вперед («Внимательно слушайте, сколько раз ударит молоточек»). Извлекают (2-10) звуков. Всего дают 2-3 гадания. Далее В. объясняет новое задание: «Теперь считать звуки будем с закрытыми глазами. Когда сосчитаете звуки, откройте глаза, молча отсчитайте столько же игрушек и поставьте их в ряд». В. отстукивает от 2 до 10 раз. Дети выполняют задание. Отвечают на вопрос: «Сколько игрушек вы поставили и почему?»

    «Новогодние елочки»

    Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

    Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

    Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

    «Путешествие по комнате»

    Цель: учить находить предметы разной формы.

    Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.

    «Кто быстрее назовет»

    Цель: упражнять в счете предметов.

    «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет»

    Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги.

    Содержание. Педагог объясняет задание: «Будем учиться идти в нужном направлении и считать шаги. Поиграем в игру «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Я заранее спрятала игрушки. Сейчас буду вызывать вас по одному и говорить в каком направлении надо идти и сколько шагов сделать, чтобы найти игрушку. Если вы будете точно выполнять мою команду, то придете правильно». Педагог вызывает ребенка и предлагает: «Сделай 6 шагов вперед, поверни налево, сделай 4 шага и найди игрушку». Одному ребенку можно поручить назвать игрушку и описать ее форму, всем детям - назвать предмет такой же формы (задание делят по частям), вызывают 5-6 детей.

    «Кого больше»

    Цель: учить детей видеть равное количество разных предметов и отражать в речи: по 5, по 6 и т. д.

    Содержание. «Сегодня утром я ехала в детский сад на автобусе, - рассказывает В., - в трамвай вошли школьники. Среди них были мальчики и девочки. Подумайте и ответьте, больше было мальчиков девочек, если девочек я обозначила большими кругами, а мальчиков – маленьких» - педагог указывает на фланелеграф, на котором 5 больших и 6 маленьких кружков, расположенных вперемешку. Выслушав детей, В.спрашивает: «А как сделать, чтобы еще быстрей увидеть, что девочек и мальчиков было поровну?» Вызванный ребенок раскладывает круги в 2 ряда, один под одним. «Сколько было школьников? Давайте все вместе сосчитаем».

    «Незнайка в гостях»

    Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

    Содержание. В. обращается к детям: «Мы с вами еще раз поучимся делать так, чтобы разных предметов было поровну». Он указывает на стол и говорит: «Утром я попросила Незнайку к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил игрушки и карточки? (Незнайка ошибся). Выслушав ответы детей, В. предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Дети по очереди пересчитывает ют игрушки и кружки на карточках. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

    «Услышь и посчитай»

    Цель: учить одновременно, считать звуки и отсчитывать игрушки.

    Материал: подносы с мелкими игрушками.

    Содержание. В. обращается к детям: «Сегодня мы снова будем считать звуки и отсчитывать игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание будет потруднее. Надо будет одновременно считать звуки, и пододвигать к себе игрушки, а затем сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько игрушек вы поставили. Всего дается 3-4 задания.

    «Незаконченные картинки»

    Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной величины.

    Вариант № 2.

    «Разделим пополам»

    Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам.

    Демонстрационный материал : полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал : у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке.

    Содержание. В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее по полам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д. ».

    Аналогично: с кругом.


    05.03.17

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №33

    п. Новый Надеждинского района»

    ТЕМА: «Математика повсюду, математика везде»

    воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 33.

    п. Новый

    2016 г.


    ТИП ПРОЕКТА

    УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

    ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ

    СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

    практико-ориентированный

    воспитанники дошкольного возраста, педагоги

    активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями

    долгосрочный (реализуется в течение учебного года)

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА


    Паспорт проекта

    Название проекта: «Математика повсюду, математика везде».

    Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.

    Срок реализации : долгосрочный (в течение 2016/2017 учебного года)

    Место проведения: МБДОУ ЦРР ДС № 33 п. Новый

    Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, их родители

    Охватываемые образовательные области (ОО):

    познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, музыка

    Структура проекта. Актуальность.

    В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.


    Цель:

    Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.


    Задачи проекта.

    Обучающие задачи:

    • развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
    • развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов.
    • закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.
    • закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету.
    • совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе.
    • совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.

    Задачи проекта.

    Развивающие задачи:

    • развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

    Задачи проекта.

    Воспитательные задачи:

    • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

    Предполагаемый результат:

    • Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
    • Активизация мышления, памяти, внимания, воображения.
    • Сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
    • Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

    ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

    • Подготовительный
    • Организационный
    • Заключительный

    1 этап - подготовительный

    (октябрь, ноябрь)

    1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

    2. Создание развивающей среды в группе

    3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.

    4.Подбор материала для продуктивной деятельности.

    5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.

    6. Разработка конспектов НОД, викторин.

    7. Выбор диагностического инструментария.

    2 этап - основной, практический

    (декабрь – апрель)

    Раздел программы

    Формы и метода работы

    Игровая деятельность

    Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания.

    Речевое развитие и чтение художественной литературы

    Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, потешек, пальчиковых игр на закрепление счета.

    Продуктивная деятельность

    Изготовление математического фриза, изготовление альбома «Веселый счет», лепка и украшение цифр и геометрических фигур, составление аппликации из геометрических фигур, рисование цифр, раскрашивание раскрасок.

    Физическое развитие

    Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.

    Познавательная деятельность

    Открытые занятия, математические викторины.

    Театрализованная деятельность

    Математический театр, пальчиковый театр.

    Работа с родителями

    Анкетирование родителей, домашняя игротека, выставка работ, сделанных родителями, выпуск стенгазеты, консультации для родителей, изготовление дидактических игр.


    3 этап - заключительный

    (май, июнь)

    • Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.
    • Создание презентации по итогам реализации проекта.
    • Разработка методических рекомендаций для педагогов.

    • СанПиН 1.4.2.3049 -13

    Информационное обеспечение:


    Организационное обеспечение: * Пошив костюмов к сказке * Изготовление декораций * Подбор и изготовление атрибутов Материально-техническое обеспечение: * Проектор, ноутбук, экран * CD-диски, видеокассеты. * Подборка определенного песенного материала. * Репродукции, иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». * Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, настольный). * Набор инструментов для элементарного музицирования.

    Методическое обеспечение

    * Составить перспективный план работы над спектаклем.

    * Разработать конспект с инсценировками и мини-сценками.

    * Сценарий развлечения.

    * Подобрать и оформить методический материал по театру музыкальных сказок


    Ресурсное обеспечение проекта:

    Нормативно-провавое обеспечение.

    • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
    • СанПиН 1.4.2.3049 -13
    • Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
    • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росиии) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

    Информационное обеспечение:

    • Подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта.
    • РМО и ГМО на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей, педагогические советы учреждения.
    • Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, воспитатели.




    Цель проекта:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    В настоящее время одним из важнейших направлений в развитии математических способностей детей дошкольного возраста, а так же для успешного освоения начальной программы предматематического образования, ребёнок должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой, ориентироваться в пространстве.

    Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

    Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

    Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
    Одной из задач педагога является - обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания (типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Коля». Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамидка, впереди Тани - окно, над головой Тани - лампа».
    Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

    В настоящее время активно используются счётные палочки - это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки.

    Основные особенности данного дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

    Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое представление о понятии, отработать навык счёта, измерения, вычисления.

    Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки в пространстве, умению составлять изображения из счётных палочек во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

    Задачи:
    1.Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах.
    2.Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
    3.Развивать умение работать со счётными палочками, составлять рисунок по образцу и самостоятельно.

    4.Развивать умения ориентироваться в пространстве (лево, право, вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол).
    5.Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

    Интеграция образовательных областей: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, изобразительна деятельность, физическое воспитание, игровая деятельность). ……………………………………………..

    Количество участников проекта: коллективный.


    Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года – старшая и подготовительная к школе группа).


    Требования к использованию технологии проектного обучения:

    1.Наличие познавательной проблемы.
    2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    3.Самостоятельная деятельность детей.
    4.Использование исследовательских методов (эксперименты, опыты, наблюдения и др.).


    План реализации проекта:

    1.Выбор темы проекта.
    2.Выбор целей и задач.
    3.Определение форм и методов работы.

    Проект, включает три этапа:

    Подготовительный

    Исследовательский

    Заключительный (обобщающий).

    Подготовительный этап. ………………………………………………..

    Проводились беседы, познавательно-математические опыты.

    Через формирование элементарных математических представлений знакомили детей с геометрическими фигурами, учили работать со счётными палочками, ориентироваться в пространстве (лево, право, вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол).

    Через исследовательскую деятельность находили геометрические фигуры и ориентировались в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

    Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх геометрические фигуры, ориентировались в пространстве.

    1. С детьми был проведен мониторинг, с помощью которого выявили уровень знаний по определению выявлять свойства геометрических фигур. Для этого использовались следующие дидактические игры и упражнения "Домино", "Чем похожи домики", "Из каких фигур сложены предметы", "Закрась лишнюю фигуру", "Какая геометрическая фигура лишняя?».

    Д/у "Домино"

    Цель : Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

    Материал: логические фигуры.

    Ход игры:

    Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.

    Д/у "Чем похожи домики?"

    Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.

    Материал: геометрические фигуры.

    Ход игры:

    Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены. Чем они похожи?

    Д/у "Из каких фигур сложены предметы?"

    Цель: Учить различать геометрические фигуры по форме, путем сопоставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.

    Ход игры:

    Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которых сложены дом, машина, ракета, качель.

    Д/у "Закрась лишнюю фигуру"

    Цель: учить решать логическую задачу на сходства и различие.

    Ход игры:

    Закрасьте лишнюю фигуру. Почему закрасили именно ее? Как называется геометрическая фигура, которую вы закрасили? А как называются остальные фигуры?

    Д/у "Какая геометрическая фигура лишняя".

    Цель: Учить решать логическую задачу на сходства и различие, на нахождение пропущенной фигуры.

    Ход игры:

    Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

    2.Выявлен уровень умений ориентироваться в пространстве при помощи дидактических игр:

    Игра «Отгадай, кто где стоит» . Перед детьми - несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

    Игра «Что изменилось?» . На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

    Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним - мартышка, последним - мишка» или «В середине - большой чайник, справа от него - голубая чашка, слева - розовая чашка».
    Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.

    Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине - большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу - цветы, вверху и внизу - волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

    Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
    Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,- трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
    В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

    Игра «Найди игрушку» . «Ночью, когда в группе никого не было,- говорит воспитатель,- к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
    Игра «Путешествие по комнате» . Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.

    3. Выявлен уровень умений выкладывать рисунок из счётных палочек.


    Исследовательский этап. ……………………………………………………… ………………………………………………………….
    Выбрать геометрическую фигуры и исследовать их, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
    В самостоятельной изобразительной деятельности дети рисуют геометрические фигуры; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина. Выкладывают разнообразные картинки из счётных палочек по образцу и придумывают свои фигурки и изображения. Ориентируются на плоскости листа, рисуют бабочку в верхнем правом углу, а цветок в левом нижнем углу, солнце вверху по середине и т.д.

    Заключительный, обобщающий этап. ……………………………………..

    В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, итоговые открытые мероприятия

    Екатерина Семиряжкина
    Проект для старшей группы «В мире Математики»

    Актуальность проекта

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

    Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает одно из первых мест. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

    Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

    Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

    Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

    Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности

    В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.

    Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.

    Цель проекта:

    создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    Формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

    Развивающие:

    Развитие мыслительных операций: аналогии, систематизации, обобщения, наблюдения.

    Воспитательные:

    Воспитание интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.

    Участники проекта:

    Воспитатели

    Дети старшей группы

    Родители

    Ожидаемый результат:

    Использование в работе игровых ИКТ заданий;

    Создание в каждой группе математических уголков;

    Расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;

    Срок реализации проекта:2 недели

    Реализация проекта:

    Первый день:

    1. Выставка литературы по теме «В мире Математики»

    2. Д/и «Подбери фигуру»

    Второй день:

    2. Д/и «Подбери игрушку»

    3. Чтение р. н. с. «Волк и семеро козлят»

    Третий день:

    1. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Три поросёнка»

    2. П/и «Найди свой домик»

    3. НОД «Играем с Машей и Медведем»

    Четвёртый день:

    1. Д/и «Назови и сосчитай»

    2. Просмотр диска «Математика для дошкольников»

    3. НОД «Путешествие на Планету Радости»

    Пятый день:

    1. Чтение Ш. Перро «Дюймовочка»

    2. П/и «Куда пойдёшь и что найдёшь»

    Шестой день:

    1. Развивающая сказка «Четыре лебедя»

    2. П/и «Переправа»

    3. Просмотр мультфильма «Козлёнок, который считал до десяти»

    Седьмой день:

    1. НОД «Приключения Колобка в стране Математики»

    2. Конкурс поговорок на тему «Весёлые числа»

    Восьмой день:

    1. Развивающая сказка «Умная неделя»

    2. П/и «Сосчитай правильно»

    Девятый день:

    1. Д/и «Расскажи про свой узор»

    2. Конкурс на тему «Математические задачки – шутки»

    Десятый день:

    1. Досуг «В мире Математики»

    На протяжении всего проекта

    1. Разгадывание загадок

    2. Заучивание стихов

    3. Математические пословицы и поговорки

    Литература:

    1. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва, издательство АСТ,1997

    2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2011

    3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 2012

    4. Интернетресурсы

    5. Лебеденко Е. Н. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003

    6. «Математика для дошкольников» Выпуск №2

    7. Учебно-дидактический комплект «Игровая математика»

    8. Шорыгина Т. А. «Точные сказки» Москва 2004 развивающая сказка «Четыре лебедя»

    9. Шорыгина Т. А. «Точные сказки» Москва 2004 развивающая сказка «Умная неделя»

    Публикации по теме:

    Занятие по математике для старшей группы «Путешествие в страну Математики» Занятие по математике для старшей группы: «Путешествие в страну Математики» Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной.

    Конспект НОД для детей старшей группы «В королевстве Математики» НОД с детьми старшей группы по теме: «В королевстве Математики» Цель:повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного.

    Тема: «Путешествие в королевство Математики» Цели: Развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.

    Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы КВН «Мы – математики» Участвуют две команды детей: «Умники» и «Знатоки» Цель. Проверить.

    Математический проект «В мире форм» для старшей группы Пояснительная записка. Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер,.