• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В начале XX века в государственном устройстве и политической жизни России произошли значительные перемены. Революционные события 1905-1907 гг. заставили правящие круги пойти на существенное ограничение самодержавной власти. Впервые в истории России был создан общегосударственный представительный орган - Государственная дума. Население получило политические права, стала реальностью многопартийная система. Все это привело к изменениям в избирательном праве. В период первой русской революции сложилась система избирательного законодательства, определявшая порядок формирования Государственной думы и Государственного Совета. Существующее законодательство о выборах органов земского и городского самоуправления не претерпело изменений.

    В основе избирательной системы, определенной «Положением о выборах в Государственную думу» от 6 августа 1905 года, лежал старый принцип выборов по сословиям. Конституционное право России. Под ред. А.В.Малько. Юристъ. М.2000. Выборы планировались многоступенчатыми, т.е. неравными для разных сословий, и косвенными, так как депутаты Думы избирались не непосредственно избирателями, а посредством выборщиков. Из-за высокого имущественного ценза право участия в выборах получили не все жители России. В частности, избирательных прав лишались рабочие.

    17 октября 1905 года был обнародован Манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка». Вслед за публикацией Манифеста были изданы новые законодательные акты, составившие правовую базу деятельности Государственной думы: Указ «Об измени положения о выборах в Государственную думу» (11 декабря 1905 г.), Манифест «Об изменении Учреждения Государственного Совета и пересмотре «Учреждения Государственной думы» (20 февраля 1906 г.), а также новое «Учреждение Государственной думы» (Указ от 20 февраля 1906 г.). Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов.- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА. М, 2008.

    Избирательная система, установленная Указом от 11 декабря 1905 года была наиболее прогрессивной в российской истории до 1917 года. Новый закон декларировал снижение имущественного ценза, что давало возможность участвовать в выборах фабричным рабочим. По данной системе были проведены выборы в I-ю (февраль-март 1906 г.) и II-ю (январь-февраль 1907 г.) Государственные думы.

    Новое избирательное законодательство вызвало широкие дискуссии в обществе. Одни называли его антидемократичным, считая, что выборы при этой системе не могут быть всеобщими и равными. Их оппоненты утверждали, что всеобщего и равного избирательного права вообще реально не существует, так как оно всюду ограничено многочисленными цензами (имущественным, возрастным, образовательным, оседлости), отстраняющими от участия в выборах лиц, не способных сделать свой выбор осознанно.

    Первая избирательная кампания по выборам в Государственную думу показала, сколь разнообразны мнения о выборах. Наибольших успехов на выборах в I Государственную думу добилась конституционно-демократическая партия - ее фракция насчитывала 153 депутата. Весьма представительной была и крестьянская группа (трудовики) - 107 депутатов. Правые партии потерпели сокрушительное поражение, не проведя ни одного из своих кандидатов. Ожидания правительства получить управляемую Думу не оправдались. Не стала таковой и II-я Дума.

    С весны 1907 года, когда революционное движение явно пошло на убыль, правительство приступило к разработке нового избирательного закона 3 июня 1907 года был обнародован манифест «О роспуске Государственной думы и времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу» и вместе с ним новое «Положение о выборах в Государственную думу». Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов // Отв. редактор - д.ю.н. А.В. Иванченко. М., 1999. С. 45. Этот документ содержал целый ряд более консервативных норм по сравнению с действовавшим до этого избирательным законом. Новые законодательные акты способствовали формированию более лояльного и управляемого состава парламента. Именно по этой системе избирались III и IV Государственные думы.

    Деятельность нового общероссийского представительного учреждения определялась документами, утвержденными Николаем II 20 февраля 1906 года: «Манифестом об учреждении Государственного Совета и пересмотре учреждения Государственной думы», а также Указами «О переустройстве учреждения Государственного Совета» и «Учреждение Государственной думы». Представительный и законодательный орган России состоял из двух равноправных палат - Государственного Совета и Государственной думы. Обе палаты созывались и распускались указами императора. Срок полномочий депутатов Государственной думы длился 5 лет, однако Дума могла быть распущена императором и до истечения этого срока. Законы определяли, что одно и то же лицо не могло быть одновременно членом Государственного Совета и Государственной думы.

    Государственная дума имела право принимать законы, отменять или изменять их, за исключением Основных Государственных Законов, право пересмотра которых принадлежало только императору. Проекты законов, одобренные Думой, поступали на обсуждение Государственного Совета. Принятые обеими палатами, они направлялись на утверждение императора. Законопроекты, не принятые Государственным Советом или Государственной думой, признавались отклоненными. Свод Основных Государственных Законов устанавливал равенство обеих палат в процессе законотворчества. В компетенцию Государственной думы входили законодательная деятельность, утверждение бюджета и контроль над его исполнением, установление налогов и повинностей.

    Депутаты Думы имели право запроса к должностным лицам. На основании закона от 6 июля 1908 года депутатам Думы устанавливалось ежегодное казенное довольствие в размере 4 200 рублей. Оно выдавалось ежемесячно но 350 рублей. Каждому члену Государственного Совета полагалось суточное довольствие в размере 25 рублей. Избирательный процесс в Российской Федерации. Социологические и политико-правовые аспекты// Л.В. Туманова, М.А. Туманов. М., 2004. С. 55.

    Для избрания депутатом требовалось личное согласие кандидата. Чиновники, состоявшие на государственных должностях и избранные в Думу, были обязаны оставить службу. Депутатами не могли быть избраны лица, не владеющие русским языком.

    Остановимся на характеристике основных черт избирательного права Российской империи 1905-1907 гг. В нем отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство. Выборы были косвенными, многоступенчатыми, имели классовый и цензовый характер. Законом устанавливался высокий возрастной ценз: к участию в выборах допускались мужчины, достигшие 25-летнего возраста. Женщины права голоса не получили. Кроме того, избирательных прав лишались военнослужащие, студенты, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. народы, ведущие кочевой образ жизни), иностранные подданные.

    Не допускались к выборам и осужденные за преступления, находящиеся под следствием или судом по обвинению в совершении преступления, недееспособные, лишенные духовного сана или звания, осужденные за уклонение от воинской повинности. Не могли участвовать в них должностные лица - губернаторы и вице-губернаторы, градоначальники и их помощники, а также служащие полиции.

    Для участия в выборах устанавливался имущественный ценз, дополнительно не допускавший к ним некоторые слои общества, например, рабочих. Все лица, получившие избирательные права, были разделены на несколько курий, поставленных в неодинаковые условия.

    «Положение» от 6 августа 1905 года устанавливало выборы двоякого рода - по городам и губерниям. 26 крупнейших городов Российской империи (Санкт-Петербург, Москва, Баку, Варшава, Вильно, Казань, Киев, Лодзь, Нижний Новгород, Тифлис, Тула, Ярославль и другие) выделялись в особые избирательные округа. Их население избирало депутатов Думы, минуя выборы на губернских съездах. В этих городах применялась двухступенчатая система, при которой избиратели, обладавшие цензом, должны были вначале делегировать выборщиков (160 в столицах, 80 - в других городах), а последние уже избирали самих членов Думы.

    Другой, более сложный порядок устанавливался для губерний. Здесь создавались губернские избирательные собрания, состоявшие из выборщиков. Последние избирались тремя съездами: городских избирателей, уездных землевладельцев и уполномоченных от волостей и станиц. Выборы в городах были двухступенчатыми. Съезды городских избирателей состояли из лиц, обладавших определенным имущественным цензом.

    На съездах уездных землевладельцев собирались лица, владевшие в уезде землей в размере от 100 до 800 десятин или недвижимым имуществом (кроме торгово-промышленного) стоимостью не ниже 15 000 рублей. Более мелкие собственники также были представлены здесь своими уполномоченными. Последние также избирались на особом съезде. Таким образом, для мелких землевладельцев предписывались трехступенчатые выборы.

    Наконец, для крестьян устанавливалась четырехступенчатая система выборов. Крестьянский сельский сход избирал уполномоченных на волостной сход. Тот, в свою очередь, выдвигал из своей среды двух уполномоченных на новый съезд, который избирал выборщиков в губернское избирательное собрание.

    Закон от 11 декабря 1905 года, сохраняя основы избирательниц системы, установленной «Положением» от 6 августа, расширил состав электората. Право голоса получили фабрично-заводские рабочие и демократические слои городского населения. Для них закон вводил новую, четвертую курию. Для четвертой курии устанавливалась трехступенчатая избирательная система. Благодаря этому, на первый план выдвигались мелкие предприятия и меньшинство рабочих могло получить на выборах перевес над большинством.

    Итак, закон устанавливал сложную систему косвенных выборов: двух-, а для мелких землевладельцев, крестьян и рабочих, - трех- и четырехступенчатую. Разное количество ступеней выборного процесса приводило к тому, что выборщики от курий представляли различное число избирателей.

    «Положение о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907 года изменило избирательное законодательство. Оно лишало избирательных прав жителей окраин Российской империи: Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской и Якутской областей. Представительство других окраин было существенно ограничено.

    Законодательство от 3 июня 1907 года существенно сужало электорат низших сословий. Теперь в земледельческой курии один выборщик избирался от 230 человек (ранее от 2 тысяч). Городская курия была разделена на две категории: в первой (состоятельные граждане) один выборщик избирался от 1 тысячи избирателей, а во второй - от 15 тысяч. В Государственной думе резко сокращалось представительство малоимущих слоев населения. С введением «Положения» от 3 июня 1907 г. избирательным правом могли воспользоваться лишь 15 процентов населения Российской империи.

    В законодательстве Российской империи не было конкретных положений о проведении избирательной кампании. В нем практически отсутствовали нормы, касающиеся предвыборной агитации. Для организации выборов и проведения голосования создавались избирательные участки. В каждом из них имелись избирательные комиссии в составе председателя и двух членов. Избрание выборщиков происходило путем тайного голосования через баллотировку шарами. Таким же образом избирались депутаты Государственной думы в губернском избирательном собрании.

    Выборы в городское собрание проводились с помощью избирательных записок (бюллетеней). Специально изданные «Правила о порядке производства выборов в городское избирательное собрание» определяли следующую процедуру голосования: каждый избиратель лично вручал свой бюллетень председателю избирательной комиссии. Он содержал имя, отчество и фамилию кандидата, за которого голосовал избиратель. Число кандидатов в бюллетене не должно было превышать число необходимых для избрания по каждому участку. Бюллетень не должен был содержать никаких отметок, знаков, исправлений и подчисток ни на лицевой, ни на оборотной стороне. В противном случае он признавался недействительным. Получив заполненный бюллетень, председатель комиссии в присутствии избирателя опускал его в особый ящик с отверстием на крышке.

    Выборы проводились в течение одного дня с 9-ти часов утра до 9-ти вечера одновременно на всех участках. Подсчет голосов производился избирательной комиссией на следующий день и это же время. При этом могли присутствовать избиратели.

    Таковы в общих чертах основные положения и особенное и российского избирательного законодательства конца XIX - на чала XX в. Революция 1905-1907 гг. внесла в его содержание существенные перемены. Новые политические права, несмотря на их ограниченность, способствовали приобщению к выборам широких слоев населения. Несмотря на то, что в российском избирательном праве отсутствовали такие принципы, как всеобщность и равенство, сформированный на его основе представительный орган - Государственная дума - стал одним из важнейших элементов российском политической системы начала XX века.

    Принятые во время Февральской революции правовые акты, регулировавшие избирательную практику, положили начало принципиально новому этапу в истории российского избирательного права. На их основе впервые демократическим путем были избраны органы земского и городского самоуправления и проведены выборы во Всероссийское Учредительное собрание.

    Временное правительство в декларации от 2 марта 1917 года провозгласило немедленную подготовку к созыву Учредительного собрания, которое должно было установить форму правления и принять конституцию страны. Правительство обязалось провести выборы в Учредительное собрание на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования. На тех же принципах планировалось провести выборы в органы местного самоуправления.

    21 мая 1917 года были изданы «Временные правила о производстве выборов губернских и уездных земских гласных», постановление «О волостном земском управлении» и «Наказ о производстве выборов волостных земских гласных». Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Учебное пособие // Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. Ростов-на Дону, 2004. С. 123. Сословные и имущественные ограничения, присущие прежнему земскому законодательству, отменялись. Выборы стали всеобщими, равными и прямыми с тайным голосованием. Активным избирательным правом наделялись российские граждане «обоего пола всех национальностей и вероисповеданий», достигшие 20 лет. От участия в выборах отстранялись лица недееспособные, осужденные по приговору суда и монашествующее духовенство. Аналогичные нормы содержало и новое законодательство о выборах органов городского самоуправления.

    В конце марта 1917 года было образовано Особое Совещание для подготовки проекта «Положения о выборах в Учредительное собрание». 25 мая оно приступило к работе. Авторы проекта ответственно подошли к своим обязанностям. Они особенно настаивали на соблюдении всех формальностей процедуры по организации выборов. Все это затягивало подготовку проекта, и сроки выборов в Учредительное собрание откладывались.

    Создатели избирательного законодательства пришли к единому мнению о том, что выборы должны быть всеобщими, равными, прямыми. Но сама система выборов (пропорциональная или мажоритарная), способ их проведения в действующей армии, на флоте, в удаленных регионах страны вызывали мною споров.

    Существенные разногласия возникли и по вопросу о возрастном цензе. Представители кадетов предлагали его ограничить 21 годом, Петроградский Свет настаивал на снижении ценза до 20 лет, а большевики предложили предоставлять избирательные права с 18-летнего возраста. Немало трений возникало и по поводу лишения избирательных прав различных групп населения.

    К сентябрю 1917 года работа над проектом была завершена. 2 октября 1917 года Временное правительство утвердило «Положение о выборах в Учредительное собрание», а также инструкцию по его применению и роспись числа членов Учредительного собрания. Постников А.Е. «Избирательное право России». М.: Изд.Группа Инфра. М-НОРМА, 2008. С.211 Сами выборы предстояло провести 12 ноября 1917 года. Новый закон соответствовал уровню передовых избирательных законов своего времени и даже превосходил их по некоторым положениям. Таким образом, этим документом предусматривало введение системы выборов по спискам, выдвигавшимися политическими партиями.

    Впервые в России были отменены цензы: имущественный, грамотности, оседлости, а также ограничения по национальному и религиозному признакам. Законом предусматривался ряд гарантий для участия в выборах нерусского населения. Например, статья 60 «Положения» устанавливала возможность перевода избирательного бюллетеня на язык любой национальности.

    Существенно расширен был состав избирателей. Впервые право голоса было предоставлено женщинам (вслед за Новой Зеландией, Австралией и скандинавскими странами), в то время как в подавляющем числе государств женщины были лишены этого права. Уникальным явлением было предоставление избирательных прав военнослужащим. Минимальный возраст для участия в выборах устанавливался в 20 лет. Права участия в выборах лишались глухонемые, умалишенные, находившиеся под опекой, осужденные к лишению свободы, каторжным работам, ссылке, несостоятельные должники, военнослужащие-дезертиры, члены царской семьи.

    Для проведения выборов Россия делилась на территориальные округа. Повсеместно создавались избирательные участки. «Положение» определяло компетенцию и порядок работы избирательных комиссии всех уровней: от Всероссийской по делам о выборах в целительное собрание («Все выборы») до участковых; правила составления списков избирателей. Голосование проводилось подачей избирательных записок (бюллетеней).

    Избирательный бюллетень, единая форма которого устанавливалась окружной комиссией, содержал один из списков кандидатов, номер этого списка и название предложившей его партии. Каждому избирателю выдавалось именное удостоверение, по предъявлении которого он допускался к голосованию. Голосование проводилось в помещении, где были установлены закрытые кабины. Здесь запрещалась агитация, не допускалось присутствие вооруженных лиц, а также пьяных.

    Выборы проводились в течение трех дней. Каждый избиратель должен был проголосовать лично. Предъявив именное удостоверение одному из членов комиссии, он получал специальный конверт, заверенный печатью избирательной комиссии, а затем удалялся в закрытую кабину. Там он должен был вложить в конверт избирательный бюллетень с тем кандидатским списком, которому отдавал свой голос. Затем заклеенный конверт передавался председателю участковой избирательной комиссии. Последний в присутствии ее членов опускал конверт в специальный ящик. По окончании голосования ящики с бюллетенями опечатывались и оставлялись в этом же помещении, у дверей которого выставляюсь охрана.

    При подсчете голосов, прежде всего, определялось количество конвертов. Затем они вскрывались и подсчитывались бюллетени. Те из них, которые не отвечали установленным правилам, содержали помарки, подчистки или другие знаки, либо подписанные избирателями, признавались недействительными. Если в конверте обнаруживалось более одного бюллетеня, они также признавались недействительными.

    Общий подсчет голосов производился окружной избирательной комиссией, которая определяла поименный состав членов Учредительного собрания в своем округе. Особый раздел «Положения о выборах» допускал некоторые исключения из общего порядка избирательной кампании. В ряде округов: Аму-Дарьинском, Архангельском, Закаспийском, Камчатском, округе КВЖД, Олонецком, Ордынском, Прикаспийском, Якутском, а также в Финляндии и русской армии, действовавшей во Франции и на Балканском полуострове, выборы проводились по мажоритарной системе.

    На окраинах России разрешалось в случае необходимости проводить голосование посредством баллотировки шарами или другими заменяющими их знаками. Допускалось продление сроков голосования. «Положение» содержало также особые правила о порядке выборов в действующих армии и флоте.

    Очевидно, что все эти меры должны были обеспечить подлинно демократический характер выборов, дать возможность проявить свободное волеизъявление наибольшему числу избирателей.

    Предпосылками для принятия решения о создании Государственной Думы послужили революционные события в стране с начала 1905 года, которые вынудили Николая Второго пойти на определенные уступки населению России. Основой революционных действий являлся вопрос об изменении власти в стране, перевод ее на демократический вектор развития. Народ требовал ограничения самодержавия, учреждения народного представительства, проведения всеобщих выборов на основе равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Законодательство о Государственной думе формировалось в несколько этапов.

    На первом этапе , в августе 1905 г., оно не было радикальным. Ду­ма провозглашалась представительным органом, избираемым сроком на 5 лет, на основе цензового и сословного избирательного права. в выборах могли участвовать только мужчины старше 25 лет (кроме военных; осуждённых или привлечённых к ответственности по обвинениям в серьёзных преступлениях и некоторых др. категорий), владевшие (единолично или коллективно) недвижимостью. По традиции избирательного права лишались женщины (они не имели этого права так­же в Англии, Германии, Франции), военнослужащие срочной службы (считалось, что армия выражает сугубо государственные интересы и в по­литике не участвует),бродячие инородцы (кочевые и полукочевые народы в силу образа жизни).



    Остальное население, которое могло участвовать в выборах, делилось на три курии: землевладельцев, городских избирателей и крестьян. Выборы предполагались многостепенные.

    На первом этапе избирались «выборщики», а из них – депутаты Думы. Крестьянство как главная опо­ра монархии должно было дать 42 % выборщиков, две другие курии соответственно 34 % и 24 %. Для двух первых курий устанавливался до­вольно высокий имущественный ценз, благодаря которому от выборов устранялись средние спои населения: мелкие собственники, наемные рабо­чие, интеллигенция. Целью введения цензов, которые не допускали к выборам значительную часть населения России, являлось недопущение в Государственную Думу представителей «вольнодумства».

    Дума должна была состоять из 524 депутатов, однако практически до самого своего роспуска (время работы: с 27 апреля 1906 года по 8 июля 1906 года, 72 дня) она находилась не в полном составе. Причинами этому послужили неоднократные отмены и 2 переносы выборов в некоторых регионах страны из-за революционных выступлений народных масс. Таким образом избиралось 330 членов Думы. Кроме того, 51 депутат (1 от губернии) избирался крестьянскими выборщиками из своего состава, 3 депутата (по одному от Донского, Астраханского и Оренбургского казачьих войск) – казачьими выборщиками также из своего состава. 20 крупнейших городов имели отдельное представительство, избирая двухстепенным голосованием 28 членов Думы.

    На этом этапе Дума мыслилась как орган, совмещающий черты запад­ного парламента и старинных Земских соборов Московской Руси. Глав­ным в ней было законосовещательное начало. Дума должна была осущест­влять предварительную разработку и обсуждение законодательных предпо­ложений, передаваемых затем через Государственный совет на утверждение царю. Дума не могла иметь право голоса по вопросам бюджета и рас­пускалась досрочно по указу царя.

    Следующим шагом правительства в направлении придания государст­венному строю России конституционных черт явился подготовленный Витте Манифест 11 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государст­венного порядка», непосредственным поводом к изданию которого послу­жила октябрьская политическая стачка. Манифест устанавливал полити­ческие права и свободыдля граждан России: неприкосновенность лично­сти, свободу совести, свободу слова, свободу собраний и союзов (профсоюзов и партий). Он предоставил избирательные права всем слоям населения, лишенным их по закону августа 1905 г. Государственная дума в манифесте меняла свое значение и приобретала черты развитого парла­мента. Она провозглашалась законодательным органом, поскольку «никакой закон не мог иметь силу без одобрения Государственной ду­мой», а избранники народа могли на деле участвовать в контроле за за­конностью действий государя.

    Одновременно по закону от 19 октября был преобразован высший ор­ган исполнительной власти. Хотя министерства остались подчиненными императору, их действия были объединены и скоординированы в рукахпремьер-министра. Совет министров мог действовать самостоятельно, без вмешательства императора, что можно расценивать как шаг к формирова­нию принципов ответственности между парламентом и министрами.

    Следующим этапом формирования законодательства о Государствен­ной думе стал закон от 11 декабря 1905 г. Он был принят в

    В декабре 1905 года внесены изменения в Положение о выборах царским указом от 11 декабря 1905 года, которые существенно скорректировали избирательное законодательство. Всего было учреждено четыре курии: землевладельческая, городская, рабочая и крестьянская. По представительству они существенно различались – 1 выборщик от 2 тысяч населения в землевладельческой, от 4 тысяч – в городской, от 30 тысяч – в крестьянской и от 90 тысяч – в рабочей куриях. Очевидно, что избранную по таким правилам Государственную Думу нельзя было считать всенародно избранным представительным органом.

    В съезде городских избирателей право участия имели лица, отвечающие требованиям ценза «квартирной самостоятельности», т.е. в течение года и более нанимающие квартиру (пример заявления о не включении в списки приводится), или же платившие такое же время квартирный налог. Для мелких собственников устанавливались трехступенные выборы, так как они были представлены на съездах уполномоченными, избираемыми на особом съезде. Для крестьян устанавливались четырехступенные выборы: 1 – сельский сход; 2 – волостной сход; 3 – съезд уполномоченных от волостных сходов (по 2 крестьянина от каждого схода); 4 – выборщики, избранные этим съездом в губернское избирательное собрание. Таким образом, сначала крестьянский сельский сход избирал уполномоченных на волостной сход, затем волостной сход избирал двух уполномоченных на новый съезд и он уже избирал выборщиков в губернское избирательное собрание. В губернском избирательном собрании выборщики от крестьян выдвигали из своего круга одного члена Государственной Думы, после чего все собрание избирало остальных депутатов Думы.

    Внесенные 11 декабря 1905 года изменения в Положение о выборах предоставили право голосования фабрично-заводским рабочим, т.е. была введена «рабочая» курия. В выборах уполномоченных от рабочих могли участвовать любые рабочие – мужчины, а уполномоченными – только достигшие 25 лет и работающие на предприятии не менее 6 месяцев.

    Для контроля за соблюдением избирательного законодательства, рассмотрения заявлений и жалоб в период избирательной кампании создавались губернская и уездные по делам о выборах в Государственную Думу комиссии. Губернскую возглавлял председатель окружного суда.

    Губернское или городское избирательное собрание проходило под председательством губернского предводителя дворянства или городского головы. Собрание считалось правомочным избрать членов Государственной Думы, если на нем присутствовало не менее половины общего числа выборщиков. При отсутствии кворума собрание распускалось и собиралось вновь через 7 дней. Новое собрание считалось состоявшимся независимо от числа выборщиков.

    6 Августа 1905 г.

      Государственная Дума учреждается для предварительной разработки и обсуждения законодательных предположений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховой самодержавной власти.

      Государственная Дума образуется из членов, избираемых населением Российской империи на пять лет...

    Из положения о выборах в Государственную думу

    6 Августа 1905 г.

    3. Избрание членов Государственной думы... производится губернским избирательным собранием. ... под председательством губернского предводителя дворянства... из выборщиков, избираемых съездами: а) уездных землевладельцев; б) городских избирателей [необходим имущественный ценз - ст. 16, а следовательно рабочие лишались избирательных прав - ред.]; в) уполномоченных от волостей и станиц. ...

    6. В выборах не участвуют: а) лица женского пола; б) лица моложе двадцати пяти лет; в) обучающиеся в учебных заведениях; г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; д) бродячие инородцы и е) иностранные подданные.

    Государственная дума в России: в документах и материалах /Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С.32, 39.

    Большевики призвали рабочих и крестьян к активному бойкоту булыгинской Думы, и выборы в Думу не производились. Нарастающий подъем революции и Всероссийская октябрьская политическая стачка 1905 года смели Думу (ред.).

    Манифест об усовершенствовании государственного порядка

    17 Октября 1905 г.

    На обязанность правительства возлагаем мы выполнение непреклонной Нашей воли:

    1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

    2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе... те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, ... .

    3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий постановленных от Нас властей. ...

    Высочайшее повеление

    Государь император высочайше соизволил повелеть председателю комитета министров статс-секретарю графу Витте принять меры к объединению деятельности министров впредь до утверждения законопроекта о совете министров. ” Правительственный вестник“ 18 октября 1905г.

    Государственная дума в России: в документах и материалах / Сост. Калинычев Ф.И. М., 1957. С. 32, 90, 91.

    Избирательный закон 11 (24) декабря 1905 года

    Избирательный закон по выборам в Государственную думу, изданный в разгар московского вооруженного восстания 11(24) декабря 1905 г. в отличие от «совещательной» булыгинской Думы предусматривал создание «законодательной» Думы. К ранее установленным куриям - землевладельческой (помещики), городской (буржуазия) и крестьянской - прибавлялась рабочая курия и несколько расширялся состав городских избирателей при сохранении общего числа выборщиков от городской курии. Выборы были не всеобщие. Были лишены права голоса женщины, свыше 2 миллионов мужчин - рабочих мелких предприятий, кочевые народы, военнослужащие, молодежь до 25 лет. Выборы были неравные- 1 выборщик приходился на 2 тыс. избирателей землевладельческой курии, 7 тыс. городской, 30 тыс. крестьянской, 90 тыс. рабочей, т. е. 1 голос помещика приравнивался к 3 голосам городской буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.. Выборщики от рабочей курии составляли лишь 4% всех выборщиков в Государственную думу. По рабочей курии к выборам допускались рабочие с предприятий, имевших не менее 50 рабочих. Предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 посылали одного уполномоченного. Крупные предприятия посылали одного уполномоченного от каждой тысячи человек. Выборы были не прямые, а многостепенные. Для рабочих устанавливалась трехстепенная, а для крестьян - четырехстепенная избирательная система. Фактически выборы были не тайные.

    11 декабря 1905 г. во время вооруженного восстания в Москве, издается указ "Об изменении положения о выборах в Государственную думу", которым значительно расширяется круг избирателей. Практически все мужское население страны в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников, получило избирательные права. Право выборов не было прямым и оставалось неравным для избирателей разных категорий (курий).

    Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. Выборщики избирались четырьмя отдельными куриями избирателей: землевладельцами, городскими жителями, крестьянами и рабочими.

    Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков от губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

    Крестьянские выборы были четырехстепенными: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем - на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

    Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города. Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым.

    Избирательный закон от 11 декабря 1905 вводилась куриальная система выборов. Право голоса лишались женщины, военнослужащие, мужчины моложе 25-ти лет. На основе этого закона были избраны I и II Дума. Судьба их была печальна, обе были разогнаны царём. 3 июня 1907 года издан новый избирательный закон, по которому были избраны III и IV Дума.

    Избирательная система 1907 года -- система выборов по Положению о выборах в Государственную Думу от 03 июня 1907 года, принятому после роспуска II Думы. Избирательная система использовалась при выборах в Государственные Думы III и IV созыва. Установление этой избирательной системы увеличило представительство в Думе землевладельцев и состоятельных горожан, а также русского населения по отношению к национальным меньшинствам, что привело к формированию в III и IV Думах правительственного большинства. В то же время, усилившаяся непропорциональность избирательной системе привело к общему снижению доверия населения и к Думе, и к царскому правительству.

    Выборы по Положению 1907 года были непрямые, не предусматривавшие равного представительства и должны были проходить по куриальной системе: основными куриями (официально курии именовались списками избирателей) являлись: (волостная (то есть крестьянская); землевладельческая; 1я городская (высший избирательный ценз); 2я городская (низший избирательный ценз); рабочая).

    Избирательное право по волостной курии имели крестьяне-домохозяева, владевшие надельной либо частной землей и лично ведшие хозяйство. Эти избиратели не участвовали в избирательном съезде напрямую, а только избирали от каждых десяти дворов одного участника волостного схода, после чего волостной сход избирал двух уполномоченных на уездный избирательный съезд. Если крестьяне имели достаточно имущества для голосования в цензовых куриях, они могли записаться в эти курии взамен волостной.

    Для избирательного права в землевладельческой курии требовалось за год до выборов владеть в том же уезде, на выбор: количеством земли, имуществом, не составляющим торгово-промышленного заведения.

    Для избирательного права в 1й городской курии требовалось не менее года до выборов владеть в том же городе, на выбор: для городов губернских, областных, с градоначальствами и с населением не менее 20 тыс. человек - недвижимым имуществом стоимостью не менее 1000 рублей, требующим выборки свидетельства торговым предприятием - первых двух разрядов, промышленным предприятием - первых пяти разрядов.

    Для избирательного права) в 2й городской курии требовалось не менее года до выборов в том же городе, на выбор: уплачивать государственный квартирный налог, плачивать основной промысловый налог на личные занятия, получать содержание или пенсию по службе в государственных, земских, городских, сословных учреждениях или на железных дорогах.

    Для избирательного права в рабочей курии требовалось работать более шести месяцев на предприятии с численностью рабочих не менее 50. Рабочие не участвовали в избирательном съезде напрямую, а только избирали уполномоченных на съезд: от каждого предприятия с числом рабочих от 50 до 1000 - по одному, свыше 1000 - по одному от каждой полной 1000 рабочих. Рабочие могли быть избирателями только в рабочей курии, даже если они удовлетворяли цензовым требованиям других курий.

    Законодательные полномочия Государственной думы были указаны в п. 3 Манифеста 17 октября 1905 г. - «как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы». Это правило было закреплено в ст. 86 обновленных Основных законов Российской империи: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и восприять силу без утверждения Государя Императора». Но поскольку Манифест о создании Думы был вырван у Государя либерально-революционной общественностью в разгар так называемой "первой революции", к тому же закон о выборах в Думу был очень либеральным, первая Дума стала рупором революционных требований, неприемлемых для правительства, у которого оставалось право прекращения деятельности Думы, «если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходимость в такой мере».

    Согласно избирательному закону от 11 декабря 1905 г., выборы в первую Государственную думу проходили с 26 марта по 20 апреля 1906 г. через избрание выборщиков отдельно по четырем куриям: землевладельческой, городской, рабочей и крестьянской (к которой принадлежало 49 % всех выборщиков). Для первых двух Дум выборы были двухстепенные, для третьей - трехстепенные, для четвертой - четырехстепенные. РСДРП, национальные социал-демократические партии, Партия социалистов-революционеров и Всероссийский крестьянский союз объявили выборам в Думу первого созыва бойкот. Поэтому из 448 депутатов Госдумы первого созыва было 153 кадетов, 63 автономистов (члены Польского коло, украинских, эстонских, латышских, литовских и др. этнических групп), 13 октябристов, 97 трудовиков, 105 безпартийных и 7 прочих.

    Первое заседание Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце (после приема у Государя Николая II в Зимнем дворце). Председателем был избран кадет С.А. Муромцев. Товарищами председателя - князь П.Д. Долгоруков и Н.А. Гредескул, секретарем - князь Д.И. Шаховской (все кадеты).

    Первая дума проработала 72 дня. Обсуждались 2 проекта по аграрному вопросу: от кадетов (42 подписи) и от депутатов трудовой группы Думы (104 подписи). Предлагали создание государственного земельного фонда для наделения землей крестьянства. Кадеты хотели включить в фонд казенные, удельные, монастырские, часть помещичьих земель и предлагали отчуждение за рыночную цену той земли, которая сдается ими в аренду. Трудовики требовали отвести крестьянам землю по трудовой норме за счет казенных, удельных, монастырских и помещичьих земель, введение уравнительно-трудового землепользования, объявления политической амнистии, ликвидации Государственного совета, расширения законодательных прав Думы с ответственностью перед ней правительственных министров.

    13 мая 1906 г. было опубликовано заявление правительства о недопустимости принудительного отчуждения земли, были отвергнуты и все прочие требования Думы. Дума ответила решением о недоверии правительству и замене его другим. 6 июня появился еще более радикальный эссеровский проект, который предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России. Такая деятельность Думы, широко освещавшаяся в либеральной и революционной печати, стала причиной самовольных захватов земли в разных губерниях, разгрома помещичьих усадьб, убийств.

    8 июля 1906 г. правительство по инициативе министра внутренних дел Столыпина было вынуждено распустить Думу, разжигавшую смуту в народе. Часть депутатов собралась в Выборге, где 9-10 июля 200 депутатами было подписано революционное "Выборгское воззвание".