• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Русская народная игра «Жмурки» – это, возможно, самая популярная народная подвижная игра за последние 200-300 лет. Она сумела прорвать все сословные перегородки! В «Жмурки» играли в помещичьей усадьбе и крестьянкой избе, в светских салонах и на городских гуляньях. Популярной она остается до наших дней. Играть в подвижную игру «жмурки» можно и на улице и в помещение. Существует огромное количество вариантов «Жмурок». Но главное остается неизменным: водящему-жмурке завязываю глаза, он должен вслепую поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого поймал.

    Русская народная подвижная игра «Обыкновенные жмурки»

    Считалкой выбирают ведущего и завязывают ему глаза платком. Он – жмурка. После этого, жмурку отводят в центр комнаты или игровой площадки. Перед тем как начать игру, жмурку поворачивают вокруг себя несколько раз и ведут с ним диалог. Например, такой:
    -Где стоишь?
    -Где на мосту!
    -Что пьешь?
    -Квас!
    -Лови мышей, а не нас!
    После этих слов все игроки разбегаются по площадке, а жмурка должен их ловить. Игроки стараются ходить неслышно, уворачиваются от жмурки, приседают, могут проходить мимо водящего на четвереньках и т.д. Самые ловкие и смелые, могут подойти к водящему совсем близко, легонько похлопать его по плечу или сказать что-нибудь. Например «Я тут!» или «М-я-я-у». Что-то выкрикивать, находясь на большом расстоянии от жмурки, не разрешается. Водящему мало поймать игрока. Он еще должен, не снимая повязки, его узнать. Тот, кто пойман и угадан, становиться новым жмуркой.
    При всей простоте у подвижной игры «Жмурки» есть довольно точные правила. Границы территории, на которой проходит игра, четко и заранее оговариваются. Выбегать игрокам за них нельзя. Если за эти границы выходит водящий-жмурка, то игроки кричат ему «Огонь! Горишь!». Точно так же предупреждают жмурку, если он подошел слишком близко к какому-нибудь предмету и рискует удариться. Но словом «Огонь!» нельзя обманывать жмурку, отвлекая от игрока, попавшего в трудное положение.

    Русская народная подвижная игра в жмурки «Слепой козел»

    Правила игры точно такие же, как в обыкновенных жмурках. Меняется лишь прелюдия к игре.
    После того как выбрали водящего и завязали ему глаза, жмурку подводят к входной двери (или месту, которое дверь будет символизировать – где-то на границе игровой площадки). Жмурка стучит в дверь. Между ним и игроками происходит такой диалог:
    Дети: «Кто там?»
    Водящий: «Слепой козел»
    Дети хором ему отвечают:
    Козел слепой.
    Не ходи к нам ногой.
    Иди в кут,
    Где холсты ткут,
    Там тебе холстик дадут!
    Водящий опять стучит в дверь.
    Дети: «Кто там?»
    Водящий: «Дядька Апанас!»
    Дети: «Дядька Апанас, лови шибче нас!»
    После этого все дети разбегаются. Жмурка старается их поймать и узнать.

    Русская народная подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»

    Все дети встают в круг и берутся за руки. Таким образом, ограничивается игровое пространство. Считалкой выбирают сначала жмурку, а потом того, кого он будет ловить. Жмурке завязывают глаза и ставят в середину круга. Второму ребенку дают в руки колокольчик.
    Все дети хором говорят:
    Первенчики, другеньчики,
    Звенят, звенят бубенчики!
    Один, два, три,
    Не зевай, лови!
    После этих слов игра начинается. Ориентируясь на звук колокольчик, в который должен постоянно звенеть убегающий ребенок, жмурка ловит его. Затем выбирают новую пару и игра повторяется. При этом можно уже не считаться, а поручить и выбор жмурке.
    Можно играть и в две-три пары одновременно, если в игре принимает участие большое количество народу. Причем правила можно усложнить. Например, одна пара – с колокольчиком, вторая с трещоткой, а третья с дудочкой. Каждый жмурка должен поймать ребенка именно со «своим» музыкальным инструментом.
    Для игры в обычной квартире, очень хорошо подходит такой вариант этой подвижной игры, как

    Одна из самых любимых детских подвижных игр - это Жмурки . Наверное нет такого взрослого, который бы не вспомнил эту игру из своего детства и нет такого ребенка, который бы в нее не играл. В эту подвижную забаву можно играть веселой компанией на улице или в большом просторном зале. Самый главный в игре "жмурящийся" - водящий с завязанными глазами, который пытается поймать прячущихся от него игроков. К слову, в европейских странах аналогичная игра называется "слепая курица", "слепая муха" и даже "слепая корова".

    Есть много разновидностей этой веселой детской игры. Свой вариант жмурок есть в каждом дворе. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты жмурок-пряталок.

    Если вы знаете другой вариант этой игры, то обязательно напишите его в комментарии, и я опубликую его на сайте. Пусть наши детки выбирают себе самую интересную игру Жмурки.

    Самые простые Жмурки

    Играют в Жмурки несколько человек. С помощью или по жребию выбирается водящий (вада иногда дети называют его вода). Игроки завязывают водящему плотной повязкой глаза (подсматривать в этой игре нельзя), раскручивают его на месте и "рассыпаются" в стороны. Жмурка должен поймать и опознать какого-либо игрока. Если угадал - пойманный игрок становится водящим.

    Когда дети раскручивают на месте жмурящегося, то вместе говорят приговорку:

    Кот, кот, на чем стоишь?
    - На крыльце (на квашне).
    -Что пьешь?
    - Квас!
    - Лови, дурень (мышей), а не нас.

    Вот еще один вариант приговорки:

    Где стоишь?
    - На мосту.
    - Что пьешь?
    - Квас.
    - Ищи три года нас!

    Слепой петух

    Этот вариант игры очень похож на простые жмурки. Выбранного водящего в этой игре садят на скамейку, раскручивают его и со словами: - Прощай слепой петух! разбегаются в стороны.

    Водящий с расставленными в сторону руками бегает по площадке (площадку следует обозначить перед игрой) и пытается поймать игроков. Расставленные в стороны руки вады и дали название этому варианту игры в жмурки.

    Жмурки или ЖПМ

    Этот вариант жмурок у детей часто сокращается до трехбуквенного обозначения "ЖПМ". Аббревиатура расшифровывается как:

    Ж - живой,
    П - полумертвый
    М - мертвый

    В этом варианте также есть жмурка - водящий с завязанными глазами и игроки, которые от него прячутся.

    Правила игры в ЖПМ

    Дети рисуют на земле (асфальте) большой круг. В центре круга со словами "ЖПМ-ЖПМ" раскручивают жмурку. Как только он останавливается дети распределяются в очерченном круге. Выходить за его пределы игрокам не разрешается.

    Если выбран Ж - живой, то игроки могут потихоньку перемещаться в кругу, чтобы водящий их не зажмурил.

    Если названа буква П - полумертвый, то игрок, к которому приближается жмурка может сделать 14 шагов в сторону.

    Если прозвучало М - мертвый, то все дети стоят смирно по своим местам и не могут сдвигаться и убегать от вады.

    Как только водящий "зажмурил" попавшего под руку игрока, он должен угадать кто перед ним. Если угадал правильно, то пойманный игрок становится жмуркой.

    Жмурки с колокольчиком

    Данная разновидность жмурок известна по , где медведь заставляет Машу прятаться от него, держа в руках колокольчик. В жмурках водящий пытается поймать игрока с колокольчиком в кругу, образованном другими участниками.

    Жмурки с колокольчиками менее интересна детям, т.к. большинство игроков в этом варианте остаются бездействовать, а играют только двое.

    Жмурки с голосом

    Жмурки с голосом - разновидность простых жмурок. Игроки берутся за руки и образуют вокруг водящего хоровод. Жмурка стоит в центре хоровода и когда игроки пройдут несколько кругов, командует "стоп". После этого слова жмурка указывает пальцем на одного из игроков. Тот, на кого указал жмурка, должен дать водящему руку. Задача вады угадать по голосу, кто из игроков перед ним.

    Жмурка может только 3 раза попросить игрока подать голос. Совсем необязательно говорить слово или слог, это может быть звук (мычание, мяуканье, карканье).

    Если вада угадал игрока, то жмуркой становится этот игрок, а водящий становится в хоровод на его место.

    Немного из истории игры Жмурки

    Исследователи считают, что игра Жмурки произошла от боязни людей болезней и смерти. Так как некоторые болезни сопровождаются потерей зрения, а люди всегда боялись заразиться, то они обходили стороной слепцов.

    В русском обиходе слово "жмурик" или "жмурка" обозначал мертвеца, упыря, (вспомните полуослепшую бабу-ягу и саму смерть в сказках). Русский народ, как правило, боялся мертвых и старухи смерти, вот на основании этого и появилась такая подвижная игра.

    И все же игра жмурки - это веселая детская забава, тренирующая ловкость и слух. В такой игре дети не будут скучать.

    Елена Анохина

    РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет)

    Елена Анатольевна Анохина

    Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, их можно использовать в работе со школьниками и дошкольниками, оздоровительном лагере и в свободное время в кругу семьи.

    Игра «Жмурки с колокольчиком»

    Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которог

    он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. За тем выбирается новая пара игроков.

    «Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

    Игра «Жмурки»

    Скок-поскок, скок-поскок,

    Зайка прыгнул на пенек,

    В барабан он громко бьет,

    В жмурки всех играть зовет.

    Проводится игра «Жмурки».

    Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

    Кот, кот, на чем стоишь?

    На квашне.

    Что в квашне?

    Лови мышей, а не нас!

    После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

    Игра с Солнцем

    В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

    Гори, солнце, ярче –

    Летом будет жарче,

    А зима теплее,

    А весна милее.

    Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.


    Игра «Перетяни веревку»

    На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.


    Игра «Горелки»

    Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

    Гори, гори ясно,

    Чтобы не погасло!

    Глянь на небо,

    Птички летят,

    Колокольчики звенят:

    Динь-дон, динь-дон,

    Выбегай скорее вон!

    По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

    Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

    «Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

    Игра «Веселые музыканты»

    Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки, играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

    Игра «Карусели»

    Продолжаем мы веселье,

    Вес бегом на карусели.

    К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

    Еле, еле, еле, еле

    Закружились карусели,

    А потом, потом, потом

    Все бегом, бегом, бегом.

    Тише, тише, не спешите,

    Карусель остановите.

    Раз-два, раз-два,

    Вот и началась игра.


    Игра «Колечко»

    Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

    Уж я золото хороню,

    Чисто серебро хороню!

    В высоком терему

    Гадай, гадай, девица.

    Гадай, гадай, красная!

    Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

    Игра «Баба Яга»

    Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки:

    Раз, два, три, в этот счёт выходишь ты!

    (Баба Яга становится в круг нарисованный на полу, на земле. Ребята бегают вокруг круга и дразнят Бабу Ягу, а Баба Яга старается помелом достать до детей, кого коснётся тот останавливается и замирает на месте, последний из детей становится Бабой Ягой).

    Дразнилка

    Баба Яга,

    Костяная нога,

    С печки упала,

    Ногу сломала

    Побежала в огород,

    Испугала весь народ

    Побежала в баньку

    Испугала зайку!

    Игра «Заря-заряница»

    Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

    Заря-заряница, Красная девица,

    По полю ходила,

    Ключи обронила,

    Ключи золотые,

    Ленты расписные.

    Один, два, три – не воронь,а беги, как огонь!

    На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет

    освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе

    следующего напарника.

    ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

    Игра "Каравай"

    Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

    Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

    Испекли мы Каравай.

    Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

    Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

    Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

    Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

    Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

    Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

    Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

    Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».


    Игра " Бояре, а мы к вам пришли"

    Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи. Первая команда идет вперед со словами:

    Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

    Дорогие, а мы к вам пришли!

    Другая повторяет этот маневр со словами:

    Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

    Начинается диалог:

    Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

    Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

    Первая команда совещается и выбирает кого-то:

    Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

    Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

    Диалог продолжается:

    Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

    Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

    Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

    Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

    Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

    Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

    Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

    Первая команда завершает:

    Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

    Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой.

    Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.


    Игра "Калачи"

    Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

    Бай – качи – качи - качи!

    Глянь - баранки, калачи!

    С пылу, с жару, из печи.

    По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.


    Спасибо за внимание!

    Одному из играющих - жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например: «Кот, кот, на чем стоишь?» - «На квашне» .- «Что в квашне?» - «Квас».- «Лови мышей, а не нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

    Правила

    1. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»

    2. Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.

    3. Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.

    4. Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.

    5. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

    Указания к проведению игры

    Игру можно проводить как в комнате, так и на участке. Граница игровой площадки должна быть точно определена, и выходить за нее участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».

    Дети должны бегать неслышно около жмурки. Смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и так же неслышно убежать; могут за спиной у жмурки произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»

    По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"

    Правила игры просты. Играют несколько человек. Человек должно быть не меньше двух, далее число не ограничивается, хотя вряд ли когда-нибудь одновременно в жмурки играло более 10-12 человек с одним водой. Воду, человека, который водит в игре, выбирают с помощью считалочки.
    Например:
    Вышел месяц из тумана,
    Вынул ножик из кармана.
    Буду резать, буду бить –
    Всё равно тебе водить!
    На кого выпадает последнее слово – тот и вода.

    2 шаг

    Для воды – ведущего готовят непрозрачную повязку из свернутого платка, которой плотно завязывают глаза, так чтобы не было возможности подсматривать это основное правило игры. Все остальные встают вокруг водящего и несколько раз поворачивают его вокруг оси, чтобы тот с закрытыми глазами поменял представление о пространстве.

    3 шаг

    После этого все разбегаются в разные стороны. Цель водящего – поймать или дотронуться до всех своих компаньонов по игре. Тем же, в свою очередь, следует подавать звуковые ориентиры, чтобы направить водящего. Это может быть колокольчик, хлопанье в ладоши, свист, голос. Игроки стараются устраивать водящему обманки, привлекая его звуками и стремительно перемещаясь в другом направлении. В одном из вариантов игры водящему нужно не просто дотронуться до игрока, но и опознать того в слепую.

    4 шаг

    Жмурки в 16-17 веках были забавой у знатных господ, которые так развлекались от скуки. Сегодня – это детская игра, развивающая координацию движений, чувство пространства и слуховую реакцию. Но также жмурки могут стать и приятным развлечением для взрослых, которые немного вспомнят детство или испытают новые эмоции, если привнесут в эту игру эротический момент.