• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Исследователи классифицируют партии по разным осно­ваниям. По идеологическому признаку партии бывают либе­ральные, консервативные, социал-демократические, комму­нистические, фашистские и др. На политической арене действуют и клерикальные партии, ориентирующиеся на ре­лигиозные учения. Многие из них имеют в настоящее время довольно широкую поддержку избирателей, так как провоз­глашают общечеловеческие ценности, прежде всего нравст­венного характера: справедливость, милосердие, духовное са­моочищение и пр. Есть и националистические партии. Они используют рост национального самосознания народа в сво­их эгоистических политических целях, нередко навязывая сепаратистские, шовинистические платформы, враждебные другим соседним нациям. (Приведите примеры.)
    В зависимости от программных установок различают партии крайне левые, левые, центристские, правые, крайне правые. К крайне левым относятся партии коммунистичес­кого толка, к левым - социалистические и социал-демокра­тические. Центристские - это умеренные партии, стремя­щиеся к компромиссам, сотрудничеству и стабильности. Правыми считаются либеральные и консервативные партии, а крайне правыми - партии фашистские и неофашистские. Данная классификация является относительной и подвижной, особенно для партий колеблющихся и расположенных «слева» и «справа», но ближе к центру.
    По отношению к проводимой политике различают, как вы уже знаете, партии правящие и оппозиционные.
    По организационной структуре различают партии кад­ровые и массовые.
    Кадровые партии являются результатом сотрудничества низовых избирательных комитетов граждан и парламент­ских групп в верхах. Задача их в том, чтобы мобилизовать в конкретном избирательном округе нотаблей (влиятельных лиц). Они призваны привлекать во время выборов как мож­но большее число избирателей из различных слоев незави­симо от их идеологической ориентации. Иными словами, кадровые партии в первую очередь занимаются подбором ка­дров, способных эффективно организовать избирательную кампанию. В них обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство. При этом партийный курс вырабатывают партийные боссы. К данному типу пар­тий относятся в основном западноевропейские партии кон­сервативной и либеральной ориентации.
    Массовые партии в большинстве своем сформировались вне парламента и, как правило, на базе общественно-поли­тических движений. Вспомните: когда и как были созданы в России первые политические партии? Чьи интересы они выражали? В чем особенности программных установок этих партий?
    Массовые партии придерживаются определенной идеоло­гии, имеют четкие программно-политические установки и сложную организационную структуру с разветвленной сетью местных организаций. Главная особенность партий этого ти­па - массовое членство. Причем члены партии не только пла­тят взносы, но и активно участвуют в делах партии. Это ча­ще всего левые партии. В XX в. их организационные особенности заимствовали представители других политичес­ких направлений - фашисты, христианские демократы и да­же консерваторы.
    Выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном по­рядке, во втором - человек становится членом определен­ной партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию. Так, в лейбористскую партию Ве­ликобритании, а также в социал-демократические партии Швеции, Норвегии, Ирландии на коллективных началах входят профсоюзы. Поэтому здесь члены профсоюзов явля­ются одновременно членами этих партий. Для коммунисти­ческих партий характерно исключительно прямое членство.
    Различают партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, зафиксирован­ная в уставах, предписывает всем депутатам от данной пар­тии подчиняться распоряжениям ее руководящих органов и решениям парламентской группы. Слабая структурирован­ность партии означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования. Подчеркнем, что сила и слабость структуры партии не зависят от того, массовая она или кадровая. Например, в Англии консерваторы - кадровая партия, а лейбористы - партия массовая, но обе подчиняются жесткой партийной дисциплине в парламенте.
    Наряду с кадровыми и массовыми партиями в конце 50-х гг. XX столетия возник новый тип партий - универ­сальные партии. Их нередко именуют «партиями для всех» или партиями избирателей. Эти партии не имеют идеологи­ческих ориентации и обращаются не к определенным соци­альным группам, а ко всем избирателям. Они выстраивают­ся вокруг одного (чаще всего общенационального) лидера и предлагают обществу идеи согласия, баланса интересов раз­личных социальных групп. Иными словами, для универ­сальной партии уже не столь важно массовое членство, сколько массовость избирателей.
    Политические партии обеспечивают взаимосвязь государ­ства и гражданского общества, что выражается в их функ­циях. Напомним, что важнейшая из них - представительст­во во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера по­литических целей и требований. Цели воплощаются в пред­выборных партийных программах, разработка которых то­же партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принад­лежит также функция политической социализации граж­дан. Суть ее - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Пар­тии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, т. е. выполняют функцию политической мо­билизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и полити­ческих баталиях, работая в той или иной комиссии, чело­век приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Имен­но так начинали свою карьеру многие известные политические деятели, например М. Тэтчер, В. Брандт. Следователь­но, отбор и воспитание политических лидеров и элит - еще одна функция партий.


    1. Раскройте смысл понятия.

    ^ Гражданское общество -

    2. Используя текст учебника, сформулируйте основные цели гражданского общества.

    3. Напишите, какие различия существуют между формальными и неформальными организациями.

    Выберите из приведенного ниже списка примеры формальных и неформальных организаций и запишите их номера в соответствующие строчки.

    Примеры: 1) профессиональный союз металлургов; 2) дворовая футбольная команда; 3) ассоциация преподавателей университетов России; 4) клуб подготовки к рождению ребенка; 5) объединение соседей по подъезду; 6) негосударственный центр детского творчества; 7) дачный кооператив; 8) товарищество собственников жилья; 9) демократическая политическая партия; 10) негосударственный пенсионный фонд; 11) союз предпринимателей России; 12) фонд помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации; 13) организация ветеранов войны; 14) городской союз композиторов.

    Формальные:

    Неформальные:

    4. Студенты одного из российских университетов обсуждали, что такое гражданское общество. Ознакомьтесь с высказанными мнениями и прокомментируйте их. Ответьте на вопросы и выполните задания.


    1. «Гражданское общество - это общество, где человек является высшей ценностью, признаются, соблюдаются и защищаются его права». Разделяете ли вы это мнение? Аргументируйте свою позицию.

    2. «Для меня гражданское общество - это прежде всего общество, в котором каждый отвечает за свои поступки сам, не пере­кладывая свою ответственность ни на кого другого.
    Гражданское общество - это такое общество, в котором нет равнодушных к происходящим событиям.

    Также я считаю, что наличие гражданского общества определяется существованием так называемого среднего класса. Хотелось бы добавить, что средний класс это не только материальное благосостояние, но и определенный духовный уровень».

    Как вы понимаете связь между ответственностью гражданина и функционированием гражданского общества?

    Почему члены гражданского общества должны быть сопричастны к происходящим событиям, даже если они не затрагивают личные интересы граждан?

    Как существование среднего класса связано с гражданским обществом?


    1. «В моем понимании в гражданском обществе установлена правовая связь человека с государством, государство защищает гражданина, а тот, пользуясь своими правами, в свою очередь, выполняет определенные обязанности, которые заключаются главным образом в соблюдении законов».
    Приведите пример такой связи человека с государством.

    Используя все приведенные мнения, сделайте вывод о том, что такое гражданское общество.

    5. В 2007 г. один из фондов изучения общественного мнения провел среди граждан России опрос на тему: «Есть ли в России гражданское общество?»

    Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.

    Затрудняюсь ответить

    25%


    33

    Нет

    25

    Есть

    42

    Затрудняюсь ответить

    Сформулируйте результаты опроса:


    1. Граждане, отрицавшие существование гражданского общества в России, приводили следующие доводы: а) люди разобщены, каждый заботится только о себе; б) отсутствует национальная идея; в) нищета, люди плохо живут, нет заботы о людях; г) отсутствуют законность и порядок в стране; д) не соблюдаются права человека; е) велико социальное расслоение.

      1. Какие из этих доводов действительно относятся к гражданскому обществу? Укажите только буквы.

      2. Кратко поясните свой выбор.

    1. Граждане, признававшие существование в России гражданского общества, приводили следующие аргументы: а) в России есть законы, соблюдаются законность и порядок; б) есть народ - есть гражданское общество, оно есть в любой стране; в) у нас в стране демократия; г) у нас патриотизм, сплоченность общества.

    1. Какие из аргументов не имеют отношения к гражданскому обществу?

    2. Кратко поясните свой выбор.

    1. Предположите, почему значительное количество опрошенных граждан затруднились с ответом.

    2. Как бы вы ответили на этот вопрос социологов, если бы принимали участие в опросе? Почему?

    6. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.

    Глава 5. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участие населения в местном самоуправлении.

    Статья 27. Территориальное общественное самоуправление.

    1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

    Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.


    1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

    2. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан. <...>
    6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жите­лей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

    Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста. <.>

    8. Органы территориального общественного самоуправления:


    1. представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

    2. обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

    3. могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

    4. вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

    1. Составьте план текста.

    2. Что закон называет территориальным местным самоуправлением?

    3. Где, согласно закону, осуществляется территориальное местное самоуправление?

    4. Какие способы осуществления территориального местного самоуправления предусмотрены законом?

    5. Заполните таблицу о направлениях деятельности территориаль­ного местного самоуправления, исходя из содержания документа.

    6) Сделайте вывод о том, какова роль территориальных органов местного самоуправления в развитии гражданского общества.

    Тема 6. Участие граждан в политической жизни

    1. Как гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства?

    2. Используя текст учебника, объясните основные принципы изби­рательного права в демократическом обществе.

    Всеобщее избирательное право -

    Равное избирательное право -

    Прямые выборы -

    3. Объясните, чем различаются выборы в органы власти и референдум.

    4. Ознакомьтесь с результатами социологических опросов и выполните задания.

    1) Граждане отвечали на вопрос: «Результаты, каких выборов в наибольшей степени влияют на вашу жизнь и на положение дел в стране?» Результаты опроса представлены в виде таблицы. Внимательно ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.


    ^ Варианты ответов

    Влияют (% от числа опрошенных)

    на мою жизнь

    на жизнь страны

    Президентские выборы

    23

    54

    Парламентские выборы (выборы в Государственную Думу)

    4

    11

    Выборы в законодательные собрания регионов

    5

    3

    Выборы в органы местного самоуправления

    27

    10

    Никак не влияют

    20

    12

    Все влияют

    7

    3

    Затрудняюсь ответить

    14

    7

    Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на их жизнь? Объясните почему.

    Какие выборы, по мнению опрошенных граждан, в наибольшей степени влияют на жизнь страны? Объясните почему.

    Чем различается оценка гражданами влияния любых выборов на их жизнь и жизнь страны?

    Правомерно ли сделать вывод о том, что значительная часть граждан не видит влияния выборов на свою жизнь и жизнь страны? Аргументируйте свой ответ, используя данные опроса.

    2) Во многих случаях граждане недовольны политиками, за которых они голосовали на выборах. Граждане отвечали на вопрос: «Кого за это надо винить в первую очередь?»

    Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Вниматель­но ознакомьтесь с ними и выполните задания.

    Предположите, чем объясняется мнение опрошенных граждан.

    5. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «О референдуме Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задания.

    Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод.

    ^ Глава 1. Общие положения

    Статья 1. Референдум Российской Федерации

    Статья 2. Принципы проведения референдума


    1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

    2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств.

    3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов.

    4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно.

    5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также - гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью при­нудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

    6. Голосование на референдуме (далее - голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

    1. Как вы понимаете фразу «референдум... является высшим непосредственным выражением власти народа»?

    2. Какие вопросы, согласно закону, не могут быть вынесены на референдум?

    3. Как закон защищает равноправие граждан при проведении референдума?

    4. Что означает норма, прописанная в пункте 4 статьи 2 закона?

    5. Почему участие граждан в референдуме объявлено добровольным?

    6. С каким вопросом, проблемой вы обратились бы в органы государственной власти? Составьте обращение в органы государственной власти по любому интересующему вас вопросу.

    Тема 7. Политические партии и движения

    1. Раскройте смысл понятий.

    Общественно-политическое движение -

    Политическая партия -

    2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?

    3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.

    До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.

    «цель»

    «социализация»

    «мобилизация»

    «элита»

    4. Прочитайте текст и выполните задания.

    Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей яв­ляется идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

    Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические пар­тии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)

    1) Заполните таблицу.

    Сформулируйте результаты опроса.

    Выскажите предположение о причинах такого результата.


    1. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.

    1. Объясните смысл высказываний.
    «Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).

    «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

    ^ Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»

    1. Кратко ответьте на вопросы.

    1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

    9) В чем состоит различие выборов и референдума?

    10) Какую организацию называют политической партией?

    2) Каковы главные особенности политической власти?

    3) Что называют суверенитетом государства?

    4) Каковы основные виды политических режимов?

    5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

    6) Каковы важнейшие признаки правового государства?

    7) Что называют гражданским обществом?

    8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

    2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

    а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется


    1. правом 3) экономикой

    2. политикой 4) суверенитетом

    б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?

    А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

    Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. оба суждения верны

    4. оба суждения неверны

    в) Что отличает государство от других политических организаций?


    1. исключительное право издавать законы

    2. определение перспектив развития общества

    3. разработка политических программ

    4. выдвижение политических лидеров

    г) Что характеризует демократический режим?


    1. командно-административные методы управления

    2. всесторонний контроль государства за жизнью общества

    3. господство исполнительной власти

    4. равенство граждан перед законом

    д) Верны ли следующие суждения о референдуме?

    А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

    Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. оба суждения верны

    4. оба суждения неверны

    3. В каждом из заданий запишите верный ответ.

    А) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.


    1. законодательная власть сосредоточена в руках монарха

    2. единоличный глава государства

    3. наследственный порядок преемственности власти

    4. ответственность правительства перед парламентом


    б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответствен­но перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

    В) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ^ Признаки Формы государственного

    устройства

    1) единая структура государства А) унитарное государство

    На всей территории страны Б) федеративное государство


    1. существуют два уровня государственного аппарата

    2. двухпалатная структура парламента

    3. административно-территориальное образование
    не имеет собственного гражданства

    1. объединение субъектов, обладающих относительной
    политической самостоятельностью

    Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.


    1

    2

    3

    4

    5

    г) Ниже приведен ряд положений. Все они, за исключением одного, относятся к внутренним функциям государства. 1) Охрана законности и правопорядка; 2) формирование государственного бюджета; 3) обеспечение государственного суверенитета; 4) развитие международного сотрудничества; 5) осуществление социальной политики.

    Найдите и выпишите номер положения, выпадающего из этого ряда.

    4. В романе писателя-фантаста описана такая ситуация: «Телеэкран работал не только на прием, но и на передачу. Он ловил каждое слово, если его произносили не слишком тихим шепотом; мало того, покуда Уинстон оставался в поле зрения мутной пластины, он был не только слышен, но и виден. Конечно, никто не знал, наблюдают за ним в данную минуту или нет. Часто ли и по какому расписанию подключаются к твоему кабелю полиция мыслей - об этом можно только гадать. Не исключено, что следили за каждым - и круглые сутки».

    Какому политическому режиму соответствует эта ситуация?

    5. В государстве Z президент - глава государства, полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Правительство формируется президентом из представителей победившей на выборах в парламент партии при вотуме доверия парламента.

    Какова форма правления государства Z?

    6. Прочитайте извлечения из текста Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», ответьте на вопросы и выполните задание.

    Глава I. Общие положения

    Статья 9. Гражданство детей

    2. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет необходимо его согласие.

    Гражданство Российской Федерации ребенка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства Российской Федерации он станет лицом без гражданства.


    1. Гражданство ребенка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишенных родительских прав. В случае изменения гражданства ребенка не требуется согласие его родителей, лишенных родительских прав.
    ^ Глава II. Приобретение гражданства

    Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке

    6. В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке... ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

    А) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

    Б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;

    В) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

    1) Какие условия определяют гражданство детей?

    2) Можно ли сказать, что при решении вопроса о гражданстве детей российское законодательство стремится максимально учесть интересы ребенка? Аргументируйте свою точку зрения.

    3) Гражданка РФ вышла замуж за гражданина Испании, в России у них родились дети. Через несколько лет супруги развелись, отец уехал на свою родину. Мать с детьми остались в России. Гражданами какого государства считаются дети? Подчеркните в тексте соответствующую статью.

    7. Граждане, опрошенные на выходе с одного из избирательных участков, так мотивировали свое участие в выборах:


    1. Каждый гражданин должен участвовать в выборах.

    2. Необходимо участвовать в выборах, чтобы изменить ситуацию в своем регионе, стране к лучшему.

    1. Если я не буду участвовать в выборах, моим голосом могут воспользоваться для подтасовки результатов.

    2. Я всегда участвую в выборах.

    3. Голосуя, я могу выразить свой протест против политики властей.

    4. Нужно участвовать в выборах, иначе не будет демократии.

    5. В результате выборов к власти придут новые люди.

    6. Все мои близкие и друзья участвуют в выборах.

    7. Участвуя в выборах, я могу помочь симпатичному мне кандидату, близкой по взглядам партии.

    Какой(ие) из приведенных доводов за участие в выборах вы считаете наиболее серьезным(и)? Почему?

    8. Участники телевизионного ток-шоу обсуждали проблему «Молодежь и политика». Основной спор разгорелся при обсуждении вопроса о том, должна ли молодежь до двадцати пяти лет активно участвовать в политической жизни страны, в осуществлении политической власти.

    Противники активного участия молодежи в политике высказали следующие соображения: «Молодые еще, не созрели для такого дела, жизненного опыта нет»; «политика - дело людей старшего возраста»; «бессознательные, не могут принимать самостоятельного решения»; «у молодежи силен стадный инстинкт, и ими можно легко управлять»; «они еще не разбираются в поли­тике»; «у молодежи плохие взгляды на жизнь, они хотят иметь все и сразу, а ничего для этого не делать»; «им ни до чего нет дела, на уме одни развлечения»; «молодежь должна в школу ходить, какая политика?»; «пусть лучше делом займутся, болтунов у нас и так хватает»; «работать нужно, а не политикой заниматься»; «а что от них толку? свободы действий им все равно не дадут»; «взрослые некорректно ведут себя в политике, а молодежь тем более подвергается экстремизму»; «политикой должны заниматься профессионалы, участие молодых - это гражданская активность».

    Сформулируйте основные аргументы противников активного участия молодежи в политике и приведите контраргументы. Заполните таблицу.


    Сделайте вывод о том, должны ли молодые люди активно участвовать в осуществлении политической власти.

    ^ ГЛАВА II. ПРАВО

    Политическая партия -

    2. Каковы основные различия между общественно-политическим движением и политической партией?

    3. Ниже перечислены важнейшие функции политических партий в современном обществе. Приведите примеры реализации каждой функции. Заполните таблицу.

    До начала выполнения заданий вспомните значение понятий. При необходимости обратитесь к словарю.

    «цель»

    «социализация»

    «мобилизация»

    «элита»

    4. Прочитайте текст и выполните задания.

    Граждане демократических государств раз в несколько лет призываются к избирательным урнам, чтобы отдать свой голос в пользу представителей той или иной партии или политического движения, которые, на взгляд избирателей, выражают их интересы. Если избирателям близка политическая идеология, выступающая за сохранение существующего общественного порядка, в первую очередь морально-правовых отношений, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности, то они отдают свои голоса консервативной партии. Сторонники либеральной партии исходят из посылки, что политической свободы не может быть там, где государство полностью контролирует экономику, не оставляя места для частной инициативы; в то же время не может быть подлинной экономической свободы, если отсутствует политическая свобода и не соблюдаются права человека. Для либералов определяющей яв­ляется идея автономии личности и ее первичности по отношению к обществу и государству.

    Приверженец таких ценностей, как свобода, справедливость, солидарность, равенство, коллективизм, таких идей, как обобществление собственности в рамках смешанной экономики, широкое использование механизмов государственного регулирования экономики, создание и развитие системы социального обеспечения, проголосует за социал-демократические или коммунистические пар­тии, занимающие соответственно «левоцентристскую» и «левую» позиции партийно-политического спектра. (По материалам открытой интернет-энциклопедии «Википедия»)



    1) Заполните таблицу.

    5. Граждане России отвечали на вопросы одной из социологических служб: «Как вы считаете, партии оказывают или не оказывают влияние на положение дел в вашем регионе? И если оказывают, то значительное или незначительное?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. Внимательно ознакомьтесь с ними и выполните задания

    Сформулируйте результаты опроса.

    Выскажите предположение о причинах такого результата.

    6. Какие проблемы вашего населенного пункта, региона могли бы стать основой программы регионального отделения политической партии? Составьте агитационную листовку регионального отделения этой политической партии.

    7. Объясните смысл высказываний.

    «Политическая партия - это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» (И. Ильин).

    «Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).


    Вопросы к итоговому уроку по главе «ПОЛИТИКА»

    1. Кратко ответьте на вопросы.

    1) Какие отношения в обществе регулирует политика?

    9) В чем состоит различие выборов и референдума?

    10) Какую организацию называют политической партией?

    2) Каковы главные особенности политической власти?

    3) Что называют суверенитетом государства?

    4) Каковы основные виды политических режимов?

    5) Какие виды демократии существуют? Чем они различаются?

    6) Каковы важнейшие признаки правового государства?

    7) Что называют гражданским обществом?

    8) Как граждане могут участвовать в политической жизни общества?

    2. Выполните задания и ответьте на вопросы. В каждом из заданий обведите кружком номер одного правильного ответа.

    а) Сфера деятельности, связанная с реализацией общезначимых интересов с помощью власти, называется

    1) правом 3) экономикой

    2) политикой 4) суверенитетом

    б) Верны ли следующие суждения о разделении властей?

    А. Принцип разделения властей предполагает господство законодательной власти над исполнительной.

    Б. Принцип разделения властей является обязательным для демократического государства.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) оба суждения верны

    4) оба суждения неверны

    в) Что отличает государство от других политических организаций?

    1) исключительное право издавать законы

    2) определение перспектив развития общества

    3) разработка политических программ

    4) выдвижение политических лидеров

    г) Что характеризует демократический режим?

    1) командно-административные методы управления

    2) всесторонний контроль государства за жизнью общества

    3) господство исполнительной власти

    4) равенство граждан перед законом

    д) Верны ли следующие суждения о референдуме?

    А. Референдум направлен на свободное волеизъявление граждан по наиболее важным для всего общества вопросам.

    Б. Референдум, как и выборы, предполагает голосование за кандидатуры или партии.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) оба суждения верны

    4) оба суждения неверны

    3. В каждом из заданий запишите верный ответ.

    а) В приведенном списке указаны черты сходства и различия абсолютной и конституционной монархии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - номера черт различия.

    1) законодательная власть сосредоточена в руках монарха

    2) единоличный глава государства

    3) наследственный порядок преемственности власти

    4) ответственность правительства перед парламентом

    б) Найдите в приведенном ниже списке черты, характерные для парламентской республики, и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1) Президент избирается всенародным голосованием; 2) правительство формирует победившая на выборах партия; 3) президенту не дано право роспуска парламента; 4) президент является главой государства и исполнительной власти; 5) правительство ответствен­но перед парламентом; 6) существует пост премьер-министра. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

    Ответ:________________

    в) Установите соответствие между признаками и формами государственного устройства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Понятие политической партии означает особый вид общественной организации, задача которой принять участие в управлении государством или органами местного самоуправления (городом, например). Партия может также ставить целью полный захват государственной власти.

    Первые политические партии в современном понимании появились в XIX веке в некоторых западных странах после введения всеобщего избирательного права : Прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.д.

    Интересен тот факт, что более трети россиян, согласно опросам, не понимают, для чего нужны политические партии. Для этого рассмотрим цели и функции политических партий.

    Функции политических партий.

    1. Формирование общественного мнения .
    2. Политическое воспитание граждан государства.
    3. Выражение позиций граждан по социальным вопросам.
    4. Доведение этой позиции до общественности и органов власти.
    5. Выдвижение своих кандидатов на выборах разного уровня.

    Виды политических партий.

    По социально-классовому критерию:

    1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
    2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
    3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

    По организации партии:

    1. Кадровые партии - состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория - представители элиты. Финансируются из частных источников.
    2. Массовые партии - централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

    По степени вовлеченности в государственную власть:

    1. Правящие - имеющие большинство в парламенте.
    2. Оппозиционные - противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
    3. Не участвующие - те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.
    1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
    2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
    3. Центристы (демократы).
    4. Смешанные.

    По структуре организации:

    1. Классического типа - с четкой организацией и постоянным членством.
    2. Движенческого типа - в них членство является формальным.
    3. Политические клубы - свободное членство.
    4. Авторитарно-собственнического типа - партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

    По типу идеологии:

    1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
    2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
    3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
    4. Коммунистические партии. За полное равенство , общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
    5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
    6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
    7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
    8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

    Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы - розовые, а либералы - желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов - белый (иногда - пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный - цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов - цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

    Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством . Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности - массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.

  • В начале 40-х гг. XVII в. генерал-губернатор Голландской Индии решил выяснить, является ли Австралия частью Южного материка и соединена ли с ней Новая Гвинея.
  • Внешняя политика как часть идеологии белорусского государства
  • Политические партии играют важную роль в обществен­ной жизни демокра тического общества. Назовите любые три функции политической партии в политической системе общества и проиллюстрируйте каждую из них конкретным примером

    1. выражение властно значимых интересов отдельных групп (парламентская фракция политической партии представляет интересы среднего класса, добиваясь принятия законодательства, регламентирующего деятельность среднего и малого бизнеса и налоговых льгот)

    2. разработка политических программ (политическая партия представила свою программу развития гражданского общества)

    3. политическая социализация граждан и привлечение их к участию в политической жизни (политическая партия провела серию митингов в поддержку демократических реформ…)

    Сформулируйте четыре суждения, раскрывающие раз­личные функции поли тических партий в современном обще­стве

    Мы уже говорили о необходимости партий в представительном порядке, о выгодах и невыгодах, проистекающих из их борьбы. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах. В силу этого политическое движение здесь происходит не иначе, как посредством взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество. Здесь лежит главный источник политической жизни в конституционных государствах.

    Партии естественно возникают на почве общественного мнения. Необходимость дисциплины и организации для совокупного действия превращает неустроенную массу свободных случайных мыслей в более или менее крепкие и прочные силы, способные быть субъектами политических действий.

    При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе. Наоборот, там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос. С другой стороны, только при политической свободе могут образовываться настоящие партии, ибо только тогда появляется возможность и необходимость действовать сообща на политическом поприще, достигать известных целей постоянными и совокупными усилиями многих. Но одной свободы для этого недостаточно; необходимо, чтобы в обществе существовали нужные для партий элементы, чтобы развит был политический смысл, чтобы определились основные направления, чтобы люди группировались около некоторых созданных ими начал, наконец, чтобы выработались политические нравы, которые создаются всякой общественной деятельностью, требующей совокупных усилий. Одним словом, только созревшее общественное мнение рождает настоящие политические партии. И при этих условиях они возникает не вдруг, а слагаются медленно, в политической борьбе, должны пройти через многие испытания прежде, нежели получат надлежащую крепость и силу. Поэтому не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством.



    (Б.Н. Чичерин)



    С2. Укажите с опорой на текст любые четыре условия превращения политических партий в «субъекты политических действий»

    С3. Какими словами автор характеризует организованные и неорганизованные партии в обществе? (Выпишите по одному авторскому суждению, характеризующему каждую их этих групп партий) Приведите подтверждающий авторскую характеристику пример деятельности одной из существующих (или существовавших) организованных партий.

    С4. Некоторые думают, что парламентское правление начинается сразу после избрания партийных представителей в органы власти. Разделяет ли это мнение автор? Подтвердите ответ словами из текста и приведите пример, иллюстрирующий справедливость данного суждения.

    С1. 1. Политическая свобода призывает общественные силы к участию в государственных делах 2. главный источник: взаимодействия тех разнообразных течений и направлений, на которые разделяется общество
    С2. 1. наличие дисциплины в партийных рядах 3. наличие организации для совокупного действия 4. наличие политической свободы 5. развитие политического смысла 6. определение основных направлений своей деятельности 7. объединение людей около некоторых созданных ими начал 8. выработка политических нравов 9. общественная деятельность, требующая совместных усилий 10. сформировавшееся общественное мнение
    С3. 1а. При организованных партиях есть возможность рассчитывать, направлять разрозненные стремления к общей цели; чем партии устойчивее, чем больше они срослись с историей народа, более определилась их программа, тем правильнее течет политическая жизнь, основанная на свободе 1б. там, где партия представляет только смутное брожение бесконечно разнообразных направлений, там из политической свободы рождается один хаос 2. пример: в США действуют уже более полутора столетий крупные партии республиканцев и демократов, программы которых развиваются с учетом изменений в стране и мире, отражая интересы избирателей.
    С4. 1. Не разделяет 2. не надо думать, что установлением представительного порядка немедленно водворяется парламентское правление. Оно невозможно, пока партии не накопили опыта работы и не доказали свою способность управлять государством. 3. в странах, осуществляющих переход к демократии, партийные коалиции, возникшие в парламентах в результате досрочных выборов, отличаются неустойчивостью и неумением принимать консолидированные решения.

    С6.С помощью трех примеров проиллюстрируйте особенности правления партии консервативного толка.