• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    БРИКС – так называется собрание пяти развитых государств, территориально расположенных в разных уголках мира: в Америке (Бразилия), Африке (ЮАР), Азии (Индия, Китай) и Европе/Азии (Россия). Основное качество этих стран – все они находятся в состоянии непрерывного экономического роста, несмотря на разницу уровня развития. БРИКС не является союзом или организацией с общими комитетами и структурами. На данный момент его можно назвать элитарным клубом стран, которые собираются вместе для консультаций, взаимопомощи, обмена опытом, построении совместных проектов.

    История создания БРИКС

    Переговоры и встречи на уровне министерств иностранных дел произошли в 2006 году, на фоне обостряющихся кризисных тенденций. Это были только четыре страны, без ЮАР. Первый саммит четырех государств, тогда еще БРИК, собрался в 2009 году на территории Российской Федерации. С тех пор саммиты стали организовываться ежегодно, поочередно в каждом государстве, с активным участием их лидеров. К концу 2010 года в объединение включили страну Африки – ЮАР, и с февраля официальное название БРИК обогатилось последней буквой, образовав БРИКС.

    Страны БРИКС

    Удачный тандем развивающихся государств обуславливается в первую очередь соотношением сильных и недостающих сторон. Так, ресурс либо потенциал, который у одного государства в изобилии – заполняет нехватку либо неразвитость у партнера по БРИКС.

    • Сильная сторона России, важная для Китая и Индии, являются энергетические возможности страны.
    • Бразилия отличается хорошо развитым сельским хозяйством, поставками железной руды.
    • Индия – лидер экспорта специй и чая.
    • ЮАР – сокровищница золота и алмазов. Богата редкими минералами, такими как марганец и хром.
    • Китай – передовик по части высококвалифицированных трудовых ресурсов.

    Экономика БРИКС

    Говоря об экономических показателях, приводят суммируемые данные стран-участниц саммитов. В БРИКС включены государства, самые густонаселенные в мире. Общий процент – 40% от населения земли. Территориально – 25% суши. По состоянию на 2013 год, общий ВВП – 16 трлн. 39 млн. дол. США. – 21% от мирового.

    Со времен начала сотрудничества стран в рамках БРИКС, рост ВВП ежегодно прибавлял 6-7%. Этому способствовали программы по сближению отдельных секторов экономики стран, налаживание поставок импорта и экспорта на новые рынки сбыта, такие как страны Африки. Достаточно нестабильным для показателей роста стал прошедший год. Впрочем, не только для содружества, но и других стран, в том числе Европы и Америки.

    Однако обозначились важные моменты, способные внести существенные изменения в экономическую карту мира. Так, планируется создание альтернативы МВФ. Банк развития БРИКС и пул валютных резервов, возможно не привязанные к международным валютам, будут в скором времени выполнять функции по кредитованию слабых мест в экономике государств, выделять средства под совместные научные проекты и производство.

    Так, в очереди перспективных разработок, находятся отрасли микробиологии и фармакологии. Вторым важным приобретением для государств может стать энергетический союз, анализирующий изменения на мировом рынке и разрабатывающий стратегии по эффективному использованию ресурса для БРИКС-партнеров. Не последнюю роль отводится безопасности информационно-экономического пространства. Страны БРИКС готовы к разработке альтернативного канала международной сети интернет.

    Задачи БРИКС

    • Взаимодействие между странами-участницами в вопросах экономического и культурного развития.
    • Поиск решений экономических проблем мирового и локального масштаба.
    • Мониторинг и выявление внешнеполитических проблем, поиск решений в кризисных политических ситуациях.
    • Усовершенствование технологии производства, научное развитие.
    • Повышение качества жизни граждан государств.
    • Решение вопросов экологии.

    Общие итоги

    Эксперты и институты, которые следят за развитием БРИКС, по-разному оценивают жизнеспособность взаимного сотрудничества государств. Это обуславливается разными темпа роста отдельных членов группы, низкими показателями прошлого года, изменениями в политической ситуации в мире. Однако, несмотря на сложности, БРИКС показывает консолидацию своих сил и готовность продолжать более тесное сотрудничество.

    Пример этому – создание банка развития, активный поиск и открытие новых рынков сбыта, старт совместных инвестиционных проектов. Последние события на фоне общемировых разногласий, скорее могут поспособствовать сильных лидеров пяти государств к переходу, если не к отношениям в рамках союза, то к расширению сотрудничества в рамках группы БРИКС и за ее пределами.

    БРИКС -- группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Главенствующее положение в союзе занимает Россия, с 1 января 2015 года.

    Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks -- «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики.

    Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

    Бразилия -- богата сельскохозяйственной продукцией;

    Россия -- богатые минеральные ресурсы;

    Индия -- дешёвые интеллектуальные ресурсы;

    Китай -- мощная производственная база;

    Южно-Африканская республика -- природные ресурсы.

    Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран (43 % от населения планеты) обусловливает дешевизну труда в них, что является препятствием для высоких темпов экономического роста.

    Базовая цель межрегионального проекта БРИКС -- создание условий для эффективного сотрудничества и существенного усиления экономического и технологического потенциала стран-участниц, что обеспечит устойчивое экономическое развитие и укрепит финансовую и социальную стабильность внутри стран через взаимную справедливую экономическую интеграцию и отраслевую координацию. В результате страны БРИКС смогут занять более выгодную позицию в условиях экономической глобализации, в том числе за счет внутригруппового замещения импорта.

    Экономики стран опираются на основные ресурсы друг друга, тем самым осуществляя наиболее выгодное взаимодействие внутри группы БРИКС. Это также позволяет поднимать уровень политического влияния, которое как никогда важно в сегодняшней мировой ситуации. Конфликты, которые происходят повсеместно на Ближнем Востоке и Украине, заставляют власти наиболее сильных государств задумываться о благополучии своего народа на ближайшее будущее. Рост террористической угрозы также требует адекватного проведения внешней политики.

    На фоне плотного экономического взаимодействия и роста политического влияния стран БРИКС, союз выполняет одну из важнейших ролей как формы борьбы против явления, называемого «золотой миллиард». Понятие, которое трактуется как современный дисбаланс между количеством населения и потребления природных мировых ресурсов, было введено государствами, лидеры которых убеждены в перенаселенности планеты. Еще в 70-е годы на страницах изданий изредка появлялось выражение «золотой миллиард», которое означало сокращение численности населения до 1 млдр «избранных» человек. Основными приверженцами этой идеи являются лидеры развитых капиталистических стран: США (311 млн), Канада (32,3 млн), Австралия (22,5 млн), страны Евросоюза (500 млн человек на 28 стран), Япония (127,4 млн), Израиль и Южная Корея. Название «золотой миллиард» сложилось из суммы численности населения этих стран. Страны БРИКС являются главным противником этой теории. Превращаясь в полноценную международную структуру, группа постепенно наращивает экономический потенциал, тем самым вытесняя основных идейных лидеров «золотого миллиарда» с влиятельных политических мест.

    Сокращение BRIC было впервые предложено Джимом О’Нейлом (англ. Jim O"Neill), аналитиком Goldman Sachs в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS. По мнению Goldman Sachs, к 2050 году суммарно экономики стран группы по размеру превысят суммарный размер экономик самых богатых стран мира (Большой семёрки).

    Последовательность букв в слове определяется не только благозвучием, но и тем, что само слово в английской транскрипции BRICS очень похоже на английское слово bricks - «кирпичи», таким образом, данный термин используется в качестве обозначения группы стран, за счёт роста которых во многом будет обеспечиваться будущий рост мировой экономики и фондовых рынков в частности.

    Goldman Sachs не предполагал наличие координации экономических политик между странами БРИК. Тем более не предполагалось, что страны БРИК образуют некий экономический блок или официальную торговую ассоциацию, как Европейский союз . Однако, со временем появились признаки, что «четыре страны БРИК стремятся сформировать политический клуб» или «союз», и таким образом преобразовать «свою растущую экономическую власть в большее геополитическое „влияние`». Один из недавних признаков - саммит министров иностранных дел стран в 2008 года в Екатеринбурге , а также саммит глав стран членов БРИК 2009 года там же.

    Страны-участницы

    Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

    • Бразилия - богата сельскохозяйственной продукцией;
    • Россия - крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;
    • Индия - дешёвые интеллектуальные ресурсы;
    • Китай - обладатель дешёвых трудовых ресурсов;
    • Южно-Африканская республика - природные ресурсы.

    Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста. В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».

    Потенциал БРИК

    Goldman Sachs утверждает, что экономический потенциал Бразилии , России , Индии и Китая таков, что они могут стать четырьмя доминирующими экономическими системами к 2050 году. Тезис был предложен Джимом О’Нейлом, глобальным экономистом в Goldman Sachs. Эти страны занимают более чем 25 % суши в мире, 40 % населения и имеют объединённый валовой внутренний продукт (ВВП) 15,435 трлн $. Почти в каждом сравнении они будут наибольшим глобальным объектом. Эти четыре страны среди самых больших и наиболее быстро растущих формирующихся рынков.

    Однако Goldman Sachs не утверждал, что эти четыре страны создадут политический союз (такой как Европейский союз или любая официальная торговая ассоциация, как АСЕАН). Тем не менее, эти страны предприняли шаги по увеличению своего политического сотрудничества - главным образом ради влияния на положение в основных торговых соглашениях или, через неявную угрозу политического сотрудничества, как способ извлечь политические выгоды из США - такие как предложенное ядерное сотрудничество с Индией.

    Показатели БРИК

    На долю входящих в БРИК стран приходится 26 % территории Земли, 42 % населения планеты (2,83 млрд человек) и 14,6 % мирового ВВП . Бразилия , Россия, Индия и Китай производят около 40 % пшеницы (свыше 260 млн т), 50 % свинины (более 50 млн т), более 30 % мяса птицы (свыше 30 млн т), 30 % говядины (около 20 млн т) от общемирового показателя. В странах БРИК сосредоточено 32 % (0,5 млрд га) общемировых пахотных земель. Бразилия, Россия, Индия и Китай обладают значительным интеграционным потенциалом, реализация которого позволит более эффективно влиять на глобальные процессы.

    «The Economist» издаёт ежегодные таблицы социально-экономической национальной статистики в своём «Карманном мире в цифрах» (англ. Pocket World in Figures). Прогнозирование мирового ранжирования стран БРИК и экономических систем в соответствии с разными категориями создаёт камень преткновения для понимания общего в экономических основах БРИК. Экономические аргументы дают возможность причислить к БРИК, например, Мексику, тогда как включение ЮАР в эту группу необосновано. Работа Goldman Sachs, опубликованная в декабре 2005, объяснила, почему Мексика не была включена в оригинальный БРИК. Согласно работе, среди взятых во внимание стран только у Мексики и, возможно, у Кореи есть потенциал, чтобы конкурировать с БРИК, но эти страны обладают экономиками, которые основатели БРИК решили исключить первоначально, потому что они рассматривались как более развитые; Мексика становится шестой по величине экономикой, заняв позицию перед Россией .

    2019: Россия создала цифровую платформу для обмена данными между учёными в БРИКС

    21 сентября 2019 года стало о создании в России цифровую платформу, которую другие страны БРИКС (Бразилия , Индия , Китай , ЮАР) будут использовать для отбора новых исследовательских проектов и создания транснациональных команд ученых. Решение обеспечит открытый обмен научными знаниями и данными о командах учёных, рассказал ТАСС первый заместитель министра образования и науки России, академик РАН Григорий Трубников .


    По его словам, на основе российской цифровой платформы можно будет создавать «виртуальные распределённые исследовательские коллективы» для решения различных задач. Замминистра также подчеркнул, что использование цифровой инфраструктуры и открытых данных является новым трендом научного сообщества стран БРИКС.

    В 2019 году участники БРИКС поддержали около 30 многосторонних научных проектов, а общее количество транснациональных исследовательских заявок составляет около 300.

    Григорий Трубников говорит, что страны БРИКС планируют сосредоточить усилия своих ученых на разработке инновационных проектов. В то же время это не помешает БРИКС продолжать развивать фундаментальные и поисковые исследования.


    В сентябре 2019 года министр финансов России Антон Силуанов заявил, что к 2030 году страны БРИКС будут занимать более половины мировой экономики.

    2018: Соглашение о создании объединенной киберполиции

    Главы стран БРИКС подписали в августе 2018 года в ходе прошедшего в Йоханнесбурге саммита итоговую декларацию о сотрудничестве в различных сферах. В числе прочего, в документе фигурирует пункт о создании объединенной киберполиции.

    По словам члена Научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации Андрея Манойло, в подписаном документе особое внимание уделено сотрудничеству стран БРИКС в сфере обеспечения коллективной информационной безопасности , в том числе в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Создание объединенной киберполиции призвано помочь организовать противодействие актуальным киберугрозам, таким как информационный терроризм, экстремизм, а также операции информационной войны и масштабные хакерские атаки.

    «Поскольку реальные проблемы в плане обеспечения информационной безопасности и защиты от операций информационной войны есть у всех, даже у Китая , стремящегося отгородиться от этих угроз своими «Золотыми щитами» и сравнительно недавно принятым новым законом о кибербезопасности 2016 года, копирующем «пакет Яровой». При всей высокой степени накачанности кибермускулатуры, у России , Китая, Индии , Бразилии и ЮАР по-прежнему остаются проблемы, связанные с обеспечением безопасности и защитой государственного суверенитета, которые в принципе невозможно решить на национальном уровне», - отметил специалист.

    Предполагается, что объединенная киберполиция будет работать по принципу Интерпола и иметь наднациональный характер, однако деятельность нового правоохранительного органа будет ограничиваться странами-участницами БРИКС.

    2017: Концепция безопасного функционирования и развития интернета

    Глава Минкомсвязи отметил, что интернет и информационные технологии сегодня стоит рассматривать, как некий инфраструктурный базис для цифровой экономики. «Все больше отраслей и домашних хозяйств переходит на те или иные цифровизированные процессы, поэтому нам важно обеспечить стабильное развитие интернета, нам важно сделать так, чтобы он надежно функционировал, чтобы никто не мог оказать какого-то влияния», – пояснил Никифоров.

    Он считает, что сейчас нужно определить международный и национальный уровни регулирования цифровизации общества и зафиксировать в концепции. «Национальное законодательство в разных странах отличается, это нормально, но при этом важно понимать, что национальное законодательство в сфере регулирования тех или иных аспектов применения цифровых технологий и функционирования интерфейсов тоже может отличаться. Что-то может быть разрешено в одной стране и запрещено в другой. Нужно к этому относиться с уважением», – подчеркнул он.

    Никифоров, выражая беспокойство по поводу существующей в мире монополии на информационные платформы, отметил: «Мы считаем, что цифровая экономика невозможна без единого доверительного отношения в информационном пространстве, а это невозможно сделать без того, что мы на настоящих нормах международного права, не каких-то выдуманных соглашениях, а прямо на основе международного права, прямо в ООН должны утвердить вот эти подходы. Должны быть некие понятные и прозрачные международные правила, в рамках которых определено, кто же что имеет право делать, как мы обеспечиваем безопасность в интернете, как мы обеспечиваем безопасность персональных данных наших граждан, как мы управляем критической инфраструктурой, чтобы никто не мог какие-то помехи внести в работу. И сегодня нет ни одного международного документа, который как-то это определял».

    МЕТ ОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИА ЛЫ ДЛЯ ПОДГОТ ОВКИ ВРЕМЕННЫХ СОТРУДНИКОВ

    К ОРГАНИЗАЦИИ ВСТРЕЧ БР ИКС

    3. ЦЕЛИ , ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    БРИКС ............................. ....................................................................... .......................................

    УЧАСТНИКИ БРИКС .................................................................. .......................................

    МЕХАНИЗМ РАБОТЫ И ФОРМАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИ Я БРИКС .................

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО РОССИИ В БРИКС В 2015 ГОДУ .....................................

    СЕРВИСЫ , ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ УЧАСТНИКАМ ......... .....................................

    Информационная поддержка участников ................................................

    Информационные письма.......................................................................

    Офицер связи..... .....................................................................................................................................

    Регистрация и Аккредитация .................................................................................................................

    Контактное лицо делегации на рабочем уровне..................................................................................

    Онлайн регистрац ия и аккредитация участников................................................................................

    Доступ на площа дку проведения мероприятия...................................................................................

    Визовая поддержка у частников мероприятий БРИКС .....................................................................

    Размещение ............... ..................................................................................................................................

    Транспортное обеспечение ......................................................................................................................

    Закрепленный авт омобиль для глав делегаций....................................................................................

    Шаттлы............... .....................................................................................................................................

    Общественный тр анспорт и такси.........................................................................................................

    Личный транспорт..................................................................................................................................

    Помещения и сервисы на площадке проведения мероприятия .......................................................

    Культурная программа ............................................................................................................................

    Меры безопасности . ..................................................................................................................................

    8. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ .......................................................... .....................................

    1. Общая информация

    БРИКС (англ. BRICS) - неформальное межгосударственное объединение Федеративной Республики Бразилия, Российской Федерации, Республики Индия, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Рес публики (Brazil, Russia, India, China, South Africa).

    Термин-акроним Б РИК был предложен в 2001 году Джимом О"Ниллом (Jim O"Neill), руководителем отдела глобальных экономических исследований американской финансово-инвестиционной компании «Голдман Сакс», для обозначения четырех экономик мира с наибол ее динамично растущими объемами ВВ П - Бразилии, России, Индии и Китая. Терм ин получил распространение среди ведущих финансовых компаний, которые с начала 2000-х годов стали создавать инвестиционные фонды, специализирующиеся на операциях с ценными бумагами Бразилии, России, Индии и

    их значение как одной из главных движущих си л

    природных ресурсов.

    Начиная с 2006 года, страны БРИК проводят регулярные встречи на различных уровнях, что позволяет говорить о создании нового международного объединения.

    В связи с присоед инением Южно-Африканской Республики к БРИК с 2011 года группа стала носить наз вание БРИКС (BRICS).

    БРИКС не является интеграционным объединением типичного формата, а представляет собой, прежде всего, диалоговую платформу валютно-экономического сотрудничества и обсуждения политического взаимодействия ведущих развивающихся стран.

    Одним из наибо лее перспективных и судьбоносных направлений развития Объединения сегодня является создание собственных кредитно-финансовых институтов

    Банка Развития (объем уставного капитала - 100 млрд. долларов) и Пула Валютных Резервов (еще 100 млрд. долларов). По оценкам российских экспертов, Банк, скорее всего, может начать работать в 2015 году.

    2. История создания и институциализация БРИКС

    2.1. Становление формата взаимодействия БРИК

    Практическое взаимодействие в рамках БРИК началось 2 0 сентября 2006 года , когда по инициативе президента России Владимира Путин а " на полях " сессии

    Генассамблеи ООН в Нью Йорке состоялась пе рвая встреча глав

    внешнеполитических ведомств в этом формате. В ней при няли участие министры иностранных дел России, Бразилии, Китая и министр обороны Индии, которые

    выразили заинтересованность в развитии многопланового сотрудничества в четырёхстороннем формате.

    В 2006-2008 годах встречи в рамках БРИК проходили на ур овне глав МИД. Принципиально важный шаг к формированию нового объединения был сделан

    9 июля 2008 года, когда на саммите «Группы восьми» в Тояко (Япония) по инициативе российской стороны со стоялась встреча Президента России Дмитрия Медведева с Президентом Бразилии Луисом Лулой да Силва, Премьер-министром Индии Манмоханом Сингхом и Председателем КНР Ху Цзиньтао. Встреча подтвердила твердое намерение участников укреплять взаимное сотрудниче ство, распространяя его, прежде всего, на сфер у международных финансово-экономических отношений. Был также дан политический импульс развитию диалога по проблемам национальной и международной безопасности.

    После этого дважды встречались министры финансов стран БРИК (в бразильском Сан-Паулу 7 ноября 2008 года и в Лондоне 13 марта 2009 года), а 29 мая 2009 года Президент России Дмитрий Медведев встретился в Кремле с представителями стран группы БРИК, отвечающ ими за вопросы безопасности (секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым, Министром - руководител ем Секретариата по стратегическим вопросам при Президенте Федеративной Респу блики Бразилия Роберто Мангабейра Унгером, советником Премьер-министра Ре спублики Индия по национальной безопасн ости Маянкоте Келатх Нараянаном и членом Государственного совета КНР Дай Бинго).

    Первый официал ьный саммит БРИК прошел по предложению российской стороны 16 июня 200 9 года в Екатеринбурге . По итогам встречи было принято Совместное заявление лидеров стран БРИК, в котором опреде лены цели деятельности объединения, а именно - развитие «последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества ме жду нашими странами. Диалог и сотрудничество стран БРИК служат не только об щим интересам стран с формирующимися ры ночными экономиками и развивающихся стран, но и строительству гармони чного мира, в котором были бы обесп ечены прочный мир и общее процветание». В документе была также подчеркнута приверженность стран БРИК продвижению ре формы международных финансовых ин ститутов с точки зрения ее соответствия реаль ным изменениям в мировой экономике. В числе итоговых

    документов встречи - совместное заявление по проблеме глобальной

    взаимодействия.

    Первые шаги по созданию собственных финансовых структур БРИК были предприняты на саммите в Бразилии (г. Бразилиа, апрель 2010 г.). Тогда был подписан Меморандум о сотруд ничестве между Внешэконмбанком, Банком развития Китая, Национальным банком социально-экономического развития Бразилии и Экспортноимпортным банком Индии.

    2.2. Расширение БРИК и институциализация БРИКС

    В 2010 г. президент ЮАР Джейкоб Зума заявил о намерении его страны присоединиться к БРИК.

    21 сентября 2010 г. в Нью-Йорке на 65-й сессии Генассамблеи ООН состоялась шестая встреча минист ров иностранных дел стран БРИК, в рамках которой был обсужден вопрос расши рения состава объединения и констати рован сложившийся на уровне министров иностранных дел консенсус в пользу кандидатуры ЮАР.

    По результатам саммита в Китае (г. Санья, апрель 201 1 г.), на котором ЮАР присутствовала в качестве полноправного члена, было заключен о рамочное соглашение о финансовом сотрудни честве в рамках межбанковского механизма БРИКС. Помимо сугубо финансовых вопросов, в ходе саммита в Санье страны БРИКС в очередной раз высказались за мирное урегулирование ливийского вопроса.

    Саммит БРИКС в Индии (г. Нью-Дели, март 2012 г.) был посвящен проблемам глобальной экономики, антикризисным мерам, а также пр облеме урегулирования ситуации вокруг Сири и и Ирана. Также стороны обсудили возможности создания совместного банка развития и механизмы сближения своих фондовых площадок. В числе итоговых документов было соглашение о предос тавлении кредитов в национальных валютах.

    Президент РФ Дмитрий Медведев на саммите в Нью-Д ели рассказал о своем видении стратегической цели БРИКС, которую он сформулир овал, как «постепенную трансформацию группы в полноформатный механизм взаимодействия по важнейшим вопросам мировой эконо мики и политики».

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что начиная с 2011 года, страны

    обнародованы Этеквинс кая декларация и Этеквинский план д ействий. В декларации была дана оценка текущей мировой политической и эко номической ситуации, отражены общие подходы стран БРИКС по актуальным вопросам многостороннего сотрудничества. План действий конкретизировал работу БРИК С на следующий год, а также определил новые перспективныенаправления взаимодействия.

    План совместных действий охватил, кроме традиционны х сфер сотрудничества БРИКС, информационную безопасность, борьбу с наркотрафиком и обмены в сфере образования. Кроме того, в присутствии лидеров были подп исаны многосторонние соглашения о финансировании совместных проектов в сфере зеленой экономики, строительства инфраструктуры в Африке и Декларация о соз дании Делового совета БРИКС . Там же был о объявлено о подписании Декларации об учреждении

    Консорциума экспертных центров стран БРИКС и о выходе совместной статистической публи кации стран БРИКС.

    Важнейшим результатом VI саммита БРИКС (г. Форталеза и г. Бразилиа, июль

    2014 г.) стало подписание Соглашения о создании Нового банка и Договора о создании Пула условных валютных резервов БРИКС. Согласно принятым решениям, в

    совокупности эти институты будут располагать ресурсами объемом 200 млрд. долларов США. Пул валютных резервов объемом 100 млрд. долларов США создается для

    Международного валютного фонда, борьба с наркоугрозой, использование и развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на основе международного

    сотрудничества и общепризнанных норм и принципов международного права, создание условий для безбарьерн ой торговли.

    3. Цели , основные принципы и направлен ия деятельности БРИКС

    Согласно Совместному заявлению лидеров стран БРИК, принятому на первом Саммите объединения (г.Екатеринбург, июнь 2009 г.), целями деятельности объединения являются:

    развитие « последовательного, активного, прагматичного, открытого и транспарентного диалога и сотрудничества между ст ранами-участницами,

    строительство гармоничного мира, в котором были бы обеспечены прочный

    мир и общее процветание».

    Одним из наиболее важных направлений деятельности в рамках осуществления поставленных целей страны БРИКС считают реформировани е мировой финансовоэкономической архитектуры в соответствии со следующими принципами:

    демократичн ость и прозрачность принятия и выполнения решений в международных финансовых организациях,

    прочная правовая основа,

    совместимос ть деятельности эффективных национальных институтов регулирования и международных органов, устанавл ивающих стандарты,

    укрепление управления рисками и надзорной практики.

    Согласно мнени ю экспертов российского Национа льного Комитета по Исследованию БРИКС (НКИ БРИКС) основными направлениями консультационного процесса в рамках БРИКС сегодня являются:

    Международное торгово-экономическое и инвестиц ионное сотрудничество, реформа изжи вшей себя валютно-финансовой архитектуры и установление более демократичного и справедливого международного финансовоэкономического порядка;

    Становление многостороннего мира и методов сетевой дипломатии, в том числе посред ством создания интеграционных механ измов в рамках своих регионов с ко мплиментарным характером;

    Усиление сотр удничества стран БРИКС в рамках глобальных и региональных организаций с целью сохранения международного мира и безопасности, а также сохранение ООН как центральной организации мирового регулировани я;

    Создание и укрепление внешних связей БРИКС с веду щими развивающимися странами и международными организациями;

    Сотрудничество на основе равенства, взаимодополняемости и взаимной выгоды в экономической и научно-технической областях, с учетом значительной ресурсной базы стран БРИКС, крупней ших трудовых ресурсов, емких внутренних рынков, целей экономической м одернизации и высоких технологий, п родовольственной и энергетической безопасности, а также ввиду улучшения качества жизни собственного населения;

    Формирование новой идеологии международных отношений, основанной на принципах совместимости и равенства различных ц ивилизаций, культур и идеологий как идентичности нового века.

    В целом, отношения между партнёрами по БРИКС стро ятся на основе Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, а также следующих принципов, согласован ных между участниками объединения на саммите 2011 года:

    открытость, прагматизм, солидарность, неблоковый харак тер, ненаправленность против третьих сторон.

    4. Участники БРИКС

    Страны БРИКС символично представляют все континенты, отражая интересы всего развивающегося м ира. Они находятся примерно на одном этапе экономического развития. Все они расположены вне границ «золотого миллиарда». Их объединяет новое видение мирового порядка, международной финансово-экономической системы.

    Входящие в объединение государства являются авторитетными участниками ведущих международных организаций и структур (ООН, «Груп па двадцати», Движение неприсоединения, «Группа 77»), а также региональных объединений: Российская Федерация - Содружества независимых государств, Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического союза; Российская Федерация и КНР - Шанхайской организации сотр удничества, Азиатско-

    Тихоокеанского экономического сотрудничества; Бразилия - Союза южноамериканских наций, Южноамериканского общего рынка, Сообщества латиноамериканских и карибских государств; ЮАР - Африканского союза, Сообщества развития юга Африки; Индия - Ассоциации регионального развития стран Южной Ази и.

    Активное развити е объединения и его растущий вес на международной арене ставят на повестку дня вопрос о расширении состава стран-у частниц. БРИКС носит "инклюзивный характер", его структура открыта для всех стран, однако решение по вопросу расширения может быть принято только на основе кон сенсуса. Чтобы создать возможность для включения новых участников, должны быть выработаны и согласованы путем внутренних консультаций специальные процедурные правила.

    Желание вступить в объединение уже изъявили Арге нтина, Иран, Египет и Индонезия. По мнению эксперта Банка «Голдман Сакс» Джима О"Нила, Мексика и Южная Корея, занимаю щие 13-е и 15-е места в мире по номинальному ВВП, также имеют право и потенциал для вступления в БРИКС.

    Однако на данный момент обсуждение возможных кандид атур и включение новых членов заморожено. По словам су-шерпы РФ в БРИКС Вадима Лукова, главной задачей на данном этапе развития объединения является «наладить качественную работу уже существующих форматов сотрудничества».

    При этом, несмотря на мораторий на обсуждение возможности расширения, страны-участницы БРИ КС активно развивают взаимодействие с другими игроками на международной арене. Так, Концепцией председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС предусмотрено введение в практику проведения «мероприятий в формате «аутрич» с участием р уководителей крупных развивающихся стран, международных и региональных организ аций».

    Экономическая и политическая гегемония США и ЕС пошатнулась. Группа БРИКС, объединившая пять крупных стран, изменила мировой порядок в сторону многополярных международных отношений.

    Аббревиатуру БРИК предложил в 2001 году экономист Джим О’Нил по отношению к четырем странам мира, отметившимся экономическим ростом и ростом ВВП (валового внутреннего продукта): к Бразилии, России, Индии и Китаю. В 2009 году к группе присоединилась ЮАР, и она стала называться БРИКС. Вскоре этот термин получил широкое распространение для обозначения объединившихся стран с развивающимися экономиками, которые после финансового кризиса 2008 года стали основными двигателями мирового развития. Этот альянс поставил под вопрос неоспоримую гегемонию США и Европейского союза, а также способствовал усилению тенденции расширения полюсов в международных отношениях.

    В странах БРИКС проживает 43 % населения планеты. Они располагают огромной территорией — почти 38,5 млн км.

    Штаб-квартира нового банка БРИКС будет расположена в Шанхае (Китай)

    Четыре из них входят в десятку экономик мира с самыми высокими показателями ВВП: Китай — вторая позиция (после США), Индия — третья, Бразилия -седьмая, Россия — девятая. ЮАР имеет наименьший вес, но является ключевой, поскольку это единственная африканская страна-участница в группе. В сумме экономики этих пяти государств уже составляют 21 % ВВП мира и двигают 20 % международных инвестиций. По прогнозам, к 2050 году страны БРИКС могут стать ведущими экономиками мира. Их активное развитие не только придает им ощутимый вес в мировой экономике, но и усиливает политическую роль. Это наблюдалось в войне в Сирии, когда позиция стран БРИКС в ООН предотвратила открытое вмешательство в конфликт США и НАТО.

    В 2006 году была проведена первая совместная встреча Бразилии, России, Китая и Индии, а в 2011-м к ним присоединилась ЮАР. С того времени прошел еще ряд встреч, направленных в основном на реализацию совместных планов и демонстрацию единства и могущества. Но в 2014 году страны БРИКС перешли от слов к делу, приступив к запуску проектов.

    Банк развития стран БРИКС

    На общей встрече в Бразилии в июле 2014 года страны БРИКС утвердили создание собственного Банка развития. Это новое финансовое учреждение зарождается, по словам российского президента Владимирa Путина, с целью предоставить странам-участницам большую независимость от финансовой политики западных стран. По словам президента Бразилии Дилмы Руссеф, этот банк основывается не с целью господства, а для разрешения проблем безработицы и социального неравенства, которые являются следствием финансового кризиса.

    Китай имеет вторую самую развитую экономику в мире.

    Другим мотивом, подтолкнувшим страны БРИКС к созданию Банка развития, является то, что, по мнению участников союза, организации, которые устанавливают мировой экономический порядок (Всемирный банк и Международный валютный фонд), обслужывают только экономические интересы США и Европейского союза и блокируют участие на равных других развивающихся стран, набирающих вес на международной арене. Ввиду невозможности быть вовлеченными в эти организации страны БРИКС решили создать собственные аналогичные организации. Новый банк, который находится на этапе организации, будет иметь штаб-квартиру в Шанхае (Китай). Предполагается, что уставной капитал составит 100 млрд долларов США. В первые годы каждая из стран внесет по 2 млн долларов. Страны БРИКС поясняют, что банк примет новых членов, и их число в органах, принимающих решения, может достигнуть 55 %.

    Многие специалисты считают, что Индия и Китай станут основными поставщиками услуг и промышленных товаров в мире. Экономики обеих стран характеризуются активным развитием и обладают огромным потенциалом, чтобы претендовать на мировое господство.

    Умеренное развитие

    Пять стран-участниц группы БРИКС не прекратили своего развития в последние годы, несмотря на то что они пострадали от финансового кризиса, а Россия — еще и от международных санкций, хотя экономический рост существенно замедлился. Среди стран БРИКС наивысший показатель ВВП имеет Китай — 7,7 % мирового ВВП, за ним следуют Индия — 5 %, Бразилия — 2,5 %, ЮАР — 1,9 % и Россия — 1,3 %. В 2010 году показатели развития были намного лучше: Китай — 10,4 %, Индия — 10,3 %, Бразилия — 2,5 %, Россия — 4,5 %, ЮАР — 3,1 %.


    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

    В странах БРИКС низкие показатели уровня безработицы: Китай — 4,1 %, Бразилия — 5,7 %, Россия — 5,8 %, Индия — 8,8%. Исключение — ЮАР с 24,9 %.

    Приоритетом этой финансовой организации является поддержка инфраструктур, которые выступают главным объектом инвестиций для стран-основателей (Бразилии, России, Китая, Индии и ЮАР). Стремление стран БРИКС к укреплению союза позволит в будущем осуществить намеченные ранее проекты, в том числе возможное создание общей валюты и единой банковской системы или собственного рейтингового агентства. Таким образом, они уже начали формировать общее пространство. Одним из столпов стран БРИКС является то, что они дополняют одна другую благодаря своим основным производительным качествам: экономика Бразилии базируется на сельском хозяйстве, России — на полезных ископаемых, Индии — на недорогих интеллектуальных ресурсах, Китая — на мощной промышленности, ЮАР — на природных ресурсах. Макроэкономические показатели стран БРИКС постоянно растут, и постепенно повышается благосостояние широких слоев населения. Но все страны страдают от неравного распределения богатств. Это один из общественных вызовов. Другим важным вызовом является создание многополюсного мира без единоличных геге-моний, а также дипломатии, которая не базируется на военном разрешении различных конфликтов.

    Огромный потенциал

    Участники БРИКС осуществляют внутри собственных стран многочисленные проекты модернизации устаревших инфраструктур и строительства новых. Это привлекает инвесторов со всего мира, что особенно актуально в контексте мирового кризиса. Например, ожидается, что к 2018 году Бразилия инвестирует свыше 400 миллионов долларов в промышленные и гидроэлектрические установки, мосты, аэропорты, железные дороги, автострады, нефтеочистительные заводы, нефтепроводы и другие инфраструктуры. Кроме того, страны БРИКС привлекательны для инвесторов, поскольку проводимая ими политика позволяет вытянуть из нищеты значительную часть жителей, которых можно превратить в будущих потребителей товаров.