• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

    Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

    Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

    В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

    Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

    Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юридических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

    Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.

    Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

    Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

    Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

    Еще по теме 28. Институты государственной власти.:

    1. а) Соотношение государственной власти и социальной власти; государственной власти и политической власти
    2. 2.Основные признаки государственной исполнительной власти ее место в системе разделения властей. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.
    3. 13. СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

    Институты государственной власти.

    Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

    Парламент является высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

    Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

    В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

    Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

    Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

    Как видно, механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.

    Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

    Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

    Законодательная власть.

    Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

    Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

    Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.

    Функции парламента:

    · законодательная – деятельность по принятию законов.

    · представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

    Полномочия парламента.

    · Принятие законов.

    · Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

    · Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

    · Определение внешнеполитического курса государства.

    Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные . Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

    Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики , в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

    Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

    Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

    Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

    Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

    Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

    Парламент состоит из трех основных структурных элементов :

    1. партийные депутатские фракции организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

    2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

    3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

    Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

    Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

    Выделяют четыре стадии законодательного процесса .

    1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

    2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

    · Флибустьерство – затягивание прений.

    · Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

    · Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

    · Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

    · «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

    4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.


    1. Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия.

    2. Исполнительная власть. Понятие, полномочия и функции правительства.

    3. Место судебной власти в системе органов государственной власти.

    4. Глава государства. Место и роль президента в системе органов государственной власти.

    5. Местное управление и самоуправление.

    1. Законодательная власть. Понятие парламента, его структура и полномочия . Для решения проблемы злоупотребления властью служит теория и практика разделения властей. У истоков разработки этой концепции стоят французский философ Шарль Монтескье и английский философ Джон Локк. «Все погибло бы, – писал Ш. Монтескье в своем трактате «О духе законов», – если бы в одном и том же лице или учреждении… были соединены… три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц». В настоящее время принцип разделения государственной власти на три самостоятельные ветви закреплен в конституциях многих государств.

    Конституцией Республики Беларусь также предусмотрено, что государственная власть осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ст. 6 содержит 4 универсальных элемента теории разделения властей. К ним относятся:

    1) существование трех ветвей государственной власти: законодательной, исполнительной и судебной;

    2) относительная самостоятельность и независимость законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в пределах своих полномочий;

    3) взаимодействие ветвей власти;

    4) взаимное сдерживание и уравновешивание органов государственной власти.

    Законодательная власть – это, прежде всего, один из видов государственной власти, который в единстве с другими ветвями власти является механизмом функционирования демократии. Законодательная власть представлена системой органов государства, имеющих и реализующих право на принятие законов. Она является институтом государственной власти, представляющей интересы социальных групп, общества в целом. Органы законодательной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Основным назначением этих органов является законодательная деятельность.

    Как отмечает Д. Локк, «законодательная власть по необходимости должна быть верховной и все остальные власти в лице каких-либо членов или частей общества проистекают из нее и подчинены ей». Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно законодательная власть устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны.

    Главенствующее положение законодательных органов в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы ее действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.

    Основным институтом государственной власти, реализующим законодательную власть, является парламент. Парламент (от фр. Parler – говорить) – высший представительный коллегиальный орган государства. Парламент возник в Англии в 13 в., и в настоящее время существует в большинстве государств мира.

    Общая характеристика парламента как института государственной власти предусматривает наделение парламента властными полномочиями. Обычно они закреплены в конституции государства в форме прерогатив, в рамках которых парламент вправе принимать политические решения. Важно и то, что любой парламент представляет собой собрание государственных деятелей, которые принимают только коллегиальные решения и несут за них коллегиальную ответственность.

    Парламент является представительным органом, и данная характеристика означает, что хотя бы часть в него членов избрана народом и представляет его интересы. В ряде стран в законодательном органе состоят одновременно и выборные и назначаемые члены. Эти органы следует считать парламентами, даже если выборное начало в них отражено слабо. Например, в Брунее султан назначает 11 депутатов, и только 10 членов парламента избираются. В Великобритании власть в верней палате парламента вообще передается по наследству, и ее депутаты практически не несут ответственности перед избирателями.

    Только законотворчеством деятельность парламента не ограничивается. В предмет его деятельности входят также утверждение бюджетов, принятие учредительных решений (о конституции, династии), представительство нации, государства (например, принятие присяги главы государства, выражение доверия правительству), участие во внешней политике (ратификация и денонсация международных договоров), решение вопроса о войне и мире.

    Структура парламента достаточно сложна. Основным ее элементом является сама коллегия депутатов. Государственное право обычно требует, чтобы собрание депутатов было реально работающим органом. В частности, одним из условий принятия решений является присутствие определенного количества депутатов. В большинстве случаев это половина от общего количества членов палаты.

    Многие парламенты, образуя единый орган, состоят не из одной, а из двух палат. Деление парламента на две палаты служит цели защиты избирателей от их собственных заблуждений, препятствуя превращению законодательного органа в выразителя сиюминутных интересов общества. Именно по этой причине сроки полномочий палат парламента различаются. Причем полномочия верхней палаты обычно длиннее нижней, что в купе с более консервативным составом позволяет принимать взвешенные решения, сдерживая возможный радикализм нижней палаты парламента.

    Полномочия палат парламента неодинаковы. Если конституцией предусмотрена отставка правительства по решению парламента, если допускается досрочный роспуск депутатов, то эти решения, как правило, принимаются нижней палатой. Основную нагрузку в законодательной работе также несут нижние палаты парламентов, а верхние утверждают принятые решения.

    В структуру парламента входят и его руководящие органы. Прежде всего, к ним относятся председатели (спикеры) парламентов или палат. Председатель руководит работой парламента и его беспристрастность является одним из важных обстоятельств, способствующих снижению накала парламентской борьбы.

    В парламенте создаются постоянно действующие органы, обычно именуемые комиссиями, комитетами. В них принимают участие депутаты от различных партийных фракций, а также специалисты в соответствующей сфере. Как правило, комиссии, комитеты не имеют решающих полномочий. В целом их задача состоит в подготовке законопроектов решений, принимаемых парламентом. Парламентские комитеты и комиссии могут быть постоянными и временными. В большинстве стран постоянные комиссии создаются для выполнения законопроектной работы по заранее определенному кругу вопросов –бюджетные, военные, социально-экономические и прочие.

    Частью парламента являются и партийные фракции. Их возглавляют партийные лидеры. Роль фракций в парламенте может быть весьма значительной. Именно крупнейшая фракция или группа фракций, образующая парламентское большинство, предварительно определяют кандидатуры правительства в парламентских республиках. За ними может быть закреплено и право законодательной инициативы.

    Вспомогательную часть в структуре парламента представляют собой специальные, консультативные службы. В Республике Беларусь к таковым, например, относится Секретариат Палаты представителей Национального собрания.

    Парламентом Беларуси в соответствии с Конституцией является Национальное собрание. Оно состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики. Депутаты Палаты представителей (всего 110) избираются в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.

    Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях местных Советов депутатов базового уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, а также 8 членов назначает Президент.

    Срок полномочий парламента – четыре года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверии, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение премьер-министра. Полномочия обеих палат могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения палатами парламента Конституции Республики Беларусь. Основным назначением парламента – Национального собрания Республики Беларусь – является его законодательная компетенция.

    Палата представителей имеет следующие полномочия:

    – рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тыс. граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

    – рассматривает проекты законов по всем направлениям внутренней и внешней сфер деятельности страны; назначает выборы Президента;

    – дает согласие Президенту на назначение премьер-министра, заслушивает доклад премьер-министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет программу, а отклонение программы означает выражение вотума недоверия правительству;

    – рассматривает по инициативе премьер-министра вопрос о доверии правительству;

    – принимает отставку Президента, выдвигает обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления.

    Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов, отменяет решения местных Советов депутатов, рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, полной или частичной мобилизации.

    Совет Республики обладает обширными полномочиями при решении кадровых вопросов. Он дает согласие на назначение Президентом высших должностных лиц, избирает 6 судей Конституционного Суда и 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов.

    Любой законопроект вначале рассматривается в Палате представителей, а затем в Совете Республики и окончательно подписывается Президентом. Решения Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлений, решения Совета Республики – в форме постановлений.

    2. Исполнительная власть. Понятие, полномочия и функции правительства. Органы исполнительной власти (органы государственного управления) – это исполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества.

    Органы исполнительной власти предназначены, в первую очередь, для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. На них возлагаются все ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

    В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер.

    Существенные признаки исполнительной власти – это ее универсальный и предметный характер. Первый признак отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют непрерывно и на всей территории государства. Этим они отличаются от законодательных и судебных органов. Другой признак означает, что исполнительная власть, также, в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. В руках исполнительной власти находится весьма грозная сила, ведь существование государственной власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Среди них особая роль принадлежит вооруженным формированиям: армии, органам безопасности, милиции (полиции). Здесь чрезвычайно важны действенные механизмы сдержек и противовесов, эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство – правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор).

    Исполнительная власть реализуется государством через правительство и его органы на местах. Правительство осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов государства, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится административный аппарат.

    Наиболее значимые решения, порождающие юридические последствия и ответственность за их исполнение, правительство издает в форме регламентарных актов (постановлений). Помимо собственно регламентарной власти правительство может иметь право на издание актов делегированного законодательства. Правительства (премьер-министры) большинства стран обладают правом законодательной инициативы и могут оказывать решающее воздействие на законодательный процесс.

    За проводимый курс и осуществляемую управленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответственность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приводит к отставке правительства и по общему правилу к его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания властей) может, не выходя в отставку, прибегнуть к досрочному роспуску парламента (нижней палаты) и проведе­нию внеочередных всеобщих выборов.

    Таким образом, правительство – это коллегиальный орган исполнительной власти государства, осуществляющий всю полноту этой власти на соответствующей территории.

    Правительством в Республике Беларусь является Совет Министров – коллегиальный центральный орган государственного управления, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

    Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед парламентом.

    Конституция не содержит исчерпывающего перечня лиц, входящих в состав правительства. В соответствии со статьей 6 оно состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров, а также ряда руководителей республиканских органов управления. Количество членов Правительства определяется Президентом.

    Формирование правительства осуществляется Главой государства, который самостоятелен в своем выборе. На практике Премьер-министр вносит на рассмотрение Президенту соответствующие кандидатуры. В Конституции Республики Беларусь срок полномочий правительства конкретно не определяется. В ней сказано, что оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, что приводит срок полномочий правительства к сроку полномочий Президента.

    К исключительной компетенции Совета Министров относятся вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирование и использование государственных внебюджетных средств, проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь, основные направления ее внутренней и внешней политики.

    Согласно закону для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров в составе Премьер-министра и его заместителей.

    В статье 108 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что правительство издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Беларуси. Премьер-министр вправе в пределах своей компетенции издавать распоряжения. Постановления правительства должны соответствовать не только Конституции, законам и декретам, но и указам Президента Республики Беларусь. Постановления правительства могут отменяться указами Президента, а также признаваться не имеющими юридической силы полностью или частично Конституционным Судом. Национальное Собрание Республики Беларусь правом отмены актов Правительства не наделено, однако оно может обратиться с соответствующим предложением к Президенту либо в Конституционный Суд.

    3. Место судебной власти в системе органов государственной власти. Судебная власть является третьей ветвью государственной власти, которая играет особую роль в механизме разделения властей. Эта власть призвана сдерживать законодательную и исполнительную, что является одним из условий обеспечения равновесия властей в государстве.

    Только судебная власть, но никак не законодательная или исполнительная, отправляет право­судие. В этом гарантии и независимости суда, и прав и свобод граждан и государственности в целом. Важно, что суд не только реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, но и выступает как своеобразный арбитр в процессе законотворчества. Тем самым суд выступает в качестве «сдержки и противовеса» по отноше­нию к двум другим ветвям власти.

    Основная функция судебной власти – правоохранительная, а важнейший способ ее реализации – правосудие, осуществляемое государственными органами в строго определенной процессуальной форме. Решения органов судебной власти общеобязательны, они имеют силу закона и обеспечены принудительным исполнением. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит исключительно судам. Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.

    Вопросы борьбы с преступностью определены как приоритетные для всей системы правоохранительных органов, судов и прокуратуры, как их основная задача.

    Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь (ст. 116). Конституционный Суд формируется на паритетной основе: 6 судей назначаются Президентом, 6 судей избирает Совет Республики. Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь назначается из числа судей Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет.

    Согласно статье 38 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат, а статья 9 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» предусматривает, что нормативные акты, признанные Конституционным Судом не соответствующими конституции, считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.

    Конституционный Суд Республики Беларусь вправе вносить палатам парламента, Президенту, Совету Министров и в другие государственные органы предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменения и дополнения, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению.

    Конституционный Суд Республики Беларусь не имеет права возбуждать дела по собственному усмотрению и по ходатайству граждан. Эта функция принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики Национального Собрания, Верховному Суду Республики Беларусь, Высшему Хозяйственному Суду Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь.

    4. Глава государства. Место и роль президента в системе органов государственной власти . Институт главы государства встречается почти во всех политически организованных странах. Государственное право наделяет его многими функциями и полномочиями, прерогативами и привилегиями. Конкретный их набор зависит от статуса главы государства, формы правления.

    Главой государства могут быть:

    монарх, то есть суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанное политической ответственностью;

    президент, то есть выборное должностное лицо, законно властвующее в силу прямого или опосредованного народного доверия и ответственное перед народом;

    коллегиальный орган со статусом президента. Например, в Швейцарии функции главы государства выполняет Федеральный совет, состоящий из семи равноправных членов. Они по очереди избираются на пост председателя (президента) сроком на один год. Государство Судан возглавляет Верховный совет. Коллегиальный орган (хунта) может стать во главе государства не только на законных основаниях, но и в силу узурпации;

    несколько равноправных выборных должностных лиц, в совокупности возглавляющих государство. Так, в Сан-Марино учрежден сдвоенный институт главы государства – два равноправных капитан-регента.

    Выполняя представительскую функцию во внутригосударственных отношениях, глава государства использует право обращении к нации, подписывает от имени государства соглашения с субъектами федерации и другие соглашения (например, по социально-политичес-ким вопросам с профсоюзами и партиями), решения о помиловании, награждениях и другие. Монархи и президенты, представляя свое государство, в некоторых странах назначают часть депутатского корпуса, то есть вводят в состав парламента депутатов, не связанных прямой ответственностью перед избирателями, но выражающих общегосударственный интерес. Кроме того, главы государств возбуждают судебное производство в конституционных и других судебных инстанциях. Главы государств (их представители) ведут правовые споры в интересах государства. Главы государств участвуют в формировании правительства, а также иных государственных органов, например судов. Монархи, президенты причастны к военной политике, к руководству вооруженными силами.

    Кроме того, глава государства участвует в законодательном процессе (законодательная инициатива, назначение части депутатов, промульгация, т. е. подписание, введение в действие и опубликование решений парламента). С главой государства связана координация деятельности законодательных и административных органов – право созыва и роспуска парламента, проведения консультаций с руководителями палат и парламентских фракций, право обращаться с посланиями к парламенту. Эти права могут приобрести исключительное политическое значение. Так, если послание президента Конгрессу США представляет собой политическую программу, то обращение мексиканского президента не только выполняет роль законодательной инициативы, но и действует как предписание лидера господствующей партии парламентскому большинству.

    Главе государства обычно приписывают роль символа единства нации и государства, его воспринимают как арбитра между различными политическими силами, партиями. Его считают гарантом устойчивости, территориальной целостности, безопасности государства, гражданской свободы.

    Монарх представляет собой очень распространенную разновидность главы государства. В настоящее время в своих странах, включая государства, входящие в федеративные союзы, царствует около 40 коронованных особ. Как всякий глава государства, монарх наделен формальными или действительными полномочиями политического характера.

    Правовое положение президента значительно скромнее, что не относится к его политическим полномочиям. Как правило, полномочия главы государства ограничены временем. Хотя и нужно иметь в виду, что должность президента может быть занята пожизненно лицом, о котором сделана соответствующая оговорка в основном законе. Но при любых условиях президентство не наследуется.

    Институт президентства является одним из основных элементов государственной власти в странах с республиканской формой правления. В настоящее время должность президента существует более чем в 140 странах.

    Институт президентства – изобретение западное. Сам термин «президент» происходит от латинского слова «praesidens », т. е. «сидящий впереди». В античные времена президентом называли председательствующих на различных собраниях. Термин «президент» начал употребляться только с конца XVIII в., когда был учрежден первый институт президентства в США.

    Замещение президентской должности совершается на основании выборов, которые могут быть прямыми, косвенными или парламентскими. Вступление на пост президента и пребывание в этой должности обычно сопровождается рядом условий. Президент должен состоять в гражданстве, удовлетворять возрастному цензу, не может выполнять какую-либо оплачиваемую работу, быть депутатом, состоять на другой службе, участвовать в управлении объектами, приносящими доход, и вообще в коммерческой деятельности.

    Как и монарх, глава республиканского государства обладает неприкосновенностью. Покушения на него могут быть квалифицированы как преступления, которые уголовный закон преследует более жестко, чем посягательства в отношении других граждан.

    Президент – лицо ответственное. Однако режим его ответственности особый. Политическая ответственность главы республики весьма условна. Это ответственность перед избирателями. Причем выразить свое негативное отношение к политике президента избиратели могут, как правило, только на очередных выборах и лишь при условии, если президент будет повторно баллотироваться. Ответственность президента перед гражданами отражается на успехах его политической партии, которой избиратели могут отказать в поддержке, если посчитают деятельность главы государства неудачной.

    Государственное право регулирует отношения, связанные с выбытием президента до истечения срока его полномочий. Оно может состояться в случае его смерти, отрешения от должности (импичмента), невозможности выполнения обязанностей главы государства.

    Действующая редакция Конституции Республики Беларусь традиционную триаду властей также дополняет четвертой – президентской властью.

    Согласно статье 79 Конституции Республики Беларусь Президент призван обеспечивать «взаимодействие органов государственной власти, осуществлять посредничество между органами государственной власти», т. е. взять ветви государственной власти под свой патронаж, сдерживать и уравновешивать последние, быть арбитром в спорах между ними. Эта тенденция – объективная реальность, присущая не только Беларуси, но и многим современным государствам.

    Белорусский институт президентства в своей основе содержит французскую модель. Современное представление о президентстве основывается на отождествлении его с Главой государства.

    Время отсчета нынешней системы государственной власти в Республике Беларусь правомерно вести с 1996 года, когда на республиканском референдуме был принят президентский вариант новой редакции Конституции с совершенно новой моделью государственного устройства и с функцией Главы государства.

    Президент Республики Беларусь по Конституции занимает особое место в государственном механизме и системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет политической ответственности перед ними.

    Белорусская президентская модель власти имеет свою специфику при президентской системе правления, которая выражается в следующем:

    – полномочия особого института президентской власти во всех сферах государственного управления;

    – объединяет все власти для согласованного и эффективного функционирования;

    – посредничество Президента выведено за сферу публичных властей и распространено на отношения органов государственной власти, государства и общества;

    – президентские полномочия с точки зрения разделения властей не вписываются в классическую триаду власти и в Конституции выделены в отдельную главу.

    Главные отличительные черты белорусской модели президентства, своеобразие белорусской концепции разделения властей заключается в признании президентской власти в качестве четвертой ветви власти, что, таким образом, отодвигает институт СМИ на место пятой власти в обществе.

    Президентские полномочия, по существу, охватывают все направления организации и осуществления государственной власти и, тем самым, обеспечивают прямое влияние на формирование идеологии законодательной, судебной и, в особенности, исполнительной власти и госаппарата.

    Кстати отметить, что идея о необходимой конституционности четвертой ветви власти отнюдь не белорусская. Ее родоначальником считается французский политический деятель Б. Констан (1767–1830), который разработал учение о четырех властях для пересмотра и развития представлений о разделении властей в конституционной монархии. Суть концепции в том, что три классические ветви власти следует дополнить еще одной, которая заботилась бы о бесконфликтном, согласованном функционировании других властей.

    Наделение Президента Республики Беларусь таким «вневластным» статусом и объемом полномочий позволяет осуществлять конституционные функции по формированию основных направлений внутренней и внешней политики, защиты суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности, поддержки стабильности в государстве, гражданского мира, а также обеспечения единства государственной власти, устойчивого управления и согласованного функционирования ветвей власти.

    Структурно-функциональное содержание института президентства в государственном механизме Беларуси также раскрывает роль Главы государства в формировании идеологии белорусского государства. В политической системе общества Президент Беларуси выполняет по Конституции следующие функции:

    1) гарантийную. Президент – гарант самой Конституции, суверенитета, независимости и территориальной целостности государства, прав и свобод человека и гражданина, экономической и политической стабильности.

    2) арбитражно-интегративную функцию как исходную из «вневластного» характера президентской власти. Конституция ставит Президента в качестве арбитра в отношениях между ветвями власти для согласованного взаимодействия, стабильного сотрудничества и единства, а не в качестве лица, сосредотачивающего в своих руках властные полномочия других ветвей власти.

    Одной из форм реализации арбитражно-интегративной функции является Обращение Президента к народу, к избирательному электорату о проведении референдума по спорному вопросу или досрочному роспуску Парламента. Это позволяет цивилизованным путем решать конфликты между ветвями власти, которые могут возникать на основе двойной демократической легитимности, т. к. Президент и Парламент избираются на демократических выборах.

    3) контрольную функцию. Она обеспечивается контрольными полномочиями Президента по Конституции или установленными им фактически: отчетность правительства, прямое подчинение ряда министерств и ведомств Главе государства, отмена нормативных актов правительства – в отношении исполнительной власти. В отношении Парламента и Суда – это фактически складывающиеся отношения, например, приостановление Президентом действия решений Советов, постановка вопроса перед Конституционным Судом о наличии фактов систематического и грубого нарушения Палатами Парламента Конституции. Всё это подтверждает реальный контроль Главы государства в управлении обществом.

    Отметим особо и то, что роль Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина выведена на один уровень с ролью гаранта всего конституционного строя.

    5. Местное управление и самоуправление. Местное управление – это разновидность административной деятельности, предметом которой являются отношения локального характера, интересы местных сообществ (коммун, общин, территориальных коллективов), обеспечивающие некоторое сочетание местных интересов с государственными. Местное управление регулируют не только муниципальное и административное, но и государственное право. Оно определяет общие условия местного управления.

    Для разграничения типов местного управления следует назвать следующие критерии: а) правовое положение территориальных сообществ граждан; б) состав интересов, осуществление которых возлагается на систему органов местного управления; в) средства контроля, которыми располагает государство в отношении территорий; г) условия формирования местных органов управления.

    С учетом этих критериев выделяются четыре разновидности местного управления: федерализм, самоуправление, децентрализация и централизация. Следует заметить, что в одном государстве иногда существует несколько типов местного управления.

    Местное самоуправление в Республике Беларусь является элементом конституционного строя, а также одной из форм осуществления власти народа. Это форма активного участия, организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц, на основе собственной материально-технической базы и привлеченных средств.

    Согласно Конституции (ст.117), в Республике Беларусь существует система местного управления и самоуправления, включающая 4 элемента: местные Советы депутатов; исполнительные и распорядительные органы; органы территориального общественного самоуправления; местные референдумы, собрания и другие формы прямой демократии.

    Система местного самоуправления включает также органы территориального самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и др. органы, в т. ч. единоличные). Местное самоуправление реализуется и через проведение местных референдумов, собраний граждан и иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.

    Особо значимое место занимают местные выборные представительские сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы депутатов, которые составляют систему Советов в Республике Беларусь. Единство данной системы обеспечивается общностью правовых норм, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они решают в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории. По Конституции Республики Беларусь местные Советы депутатов избираются гражданами в административно-территориальных единицах сроком на 4 года.

    В Республике Беларусь установлены 3 территориальных уровня Советов:

    первичный – сельские, поселковые, городские (городские районного подчинения) Советы;

    базовый – городские (городов областного подчинения) и районные Советы;

    областной – областные Советы, Минский городской Совет.

    В соответствии со статьей 12 Закона РБ «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Советы депутатов являются основным звеном местного самоуправления и представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь. Они обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

    К исключительной компетенции местных Советов депутатов относят:

    – утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

    – установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;

    – определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;

    – назначение местных референдумов. Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы на основании действующего законодательства принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

    Таким образом, институты государственной власти, реализуя возложенные на них функции, играют важнейшую роль в политической системе общества. Ветви власти не только реализуют государственную власть, но и являются выразителями интересов общества.

    Особенно важным в этом направлении является деятельность парламента и президента, так как именно эти институты государственной власти избираются народом. Получая кредит доверия, эти органы должны стоять на страже конституционного порядка. Сложившаяся система институтов государственной власти, в каждом конкретном случае, становится маркером существующего баланса сил в той или иной политической системе.

    Контрольные вопросы

    1. Почему законодательная власть занимает важнейшее место в системе ветвей власти.

    2. В чем особенности функционирования исполнительной власти?

    3. Укажите функции судебной власти.

    4. Выделите место Главы государства в системе органов власти.

    5. Какова значимость органов местного управления?

    2. Процесс становления института президентства в РФ..3

    3. Государство – ведущий институт политической системы.

    3.1 Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства……5

    4. Заключение……………………………………………10

    Введение

    Понятие «политический институт» обозначает: 1)определенные группы людей, уполномоченные обществом выполнять социально политически значимые, причем безличные, функции; 2)созданные в обществе организации для выполнения людьми тех или иных необходимых функций; 3)совокупности материальных и иных средств деятельности, позволяющих представляющим общество организациям или группам лиц выполнять установленные политические функции; 4) совокупности политических ролей и норм, реализация которых имеет жизненно важное значение для каких-то социальных групп или общества в целом.

    Словом, политический институт – это система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных (символических средств) и на основе фиксированных норм. Государство, его органы и учреждения, партии – суть политические институты. В отличие от социальных политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление публичной власти в обществе; служат удовлетворению политических потребностей и интересов; выполняют управленческие функции и выступают интегративным фактором, поскольку призваны поддерживать санкционированный обществом порядок, согласовывать интересы и регулировать возникающие социальные и политические конфликты.

    Политические институты, как и политические отношения и интересы, изменяются вместе с изменением общественных организмов, которым они присущи, а также по мере понимания людьми природы и роли институтов в данной исторической ситуации.

    Процесс становления института президентства в РФ

    Президентство – принципиально новый государственный институт в России, который внес значительные изменения в существующую в момент его учреждения прежнюю советскую форму организации власти. В 1990 – 1991 гг. Был закреплен пост Президента Союза ССР, появились президенты в республиках бывшего Союза. В1991 г. учрежден пост Президента РФ, создание этого института мотивировалось необходимостью укрепления исполнительной власти. Российское государство сделало важный шаг в сторону изменения формы государства. Президентская власть была призвана наладить действенное государственное управление, исполнение законов. Ее определенная самостоятельность по отношению к представительным органам, укрепление ее с помощью единой системы исполнительной власти должны были обеспечить устойчивость системы управления обществом, предпосылку стабилизации обстановки в стране.

    Учреждение президентства происходило на фоне углубляющегося экономического и политического кризиса, обострения межнациональных отношений, в условиях ослабления исполнительной власти, ее единства. Реализация законов проходила трудно, не принимались необходимые меры по их осуществлению со стороны органов государственного управления, усиливалась рассогласованность союзного и республиканского законодательства. К тому же представительным органам не удавалось сформировать эффективно действующие органы государственного управления, обеспечить с ними должное взаимодействие. Не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

    При создании института президентства в России использовался зарубежный опыт. Этот институт распространен в мире, имея заметные особенности в разных странах. В одних государствах – президент возглавляет государство, а также правительство, исполнительную власть, играет фактически ведущую роль в управлении страной, обладая большим объемом прав. В других – это парламентарные республики – президентство представляет собой в значительной мере формальную структуру. В этом случае реальные функции управления выполняет правительство, а глава его и занимает первое место в системе исполнительной власти. В мировой практике встречается сочетание черт парламентарной и президентской республик – смешанные формы правления, которые оказали влияние на конструирование института президентства в России.

    Наконец, различно избирается и сам президент. Всенародное его избрание обычно свойственно тем странам, где реальная исполнительная власть концентрируется в руках президента, во всяком случае, там он, как правило, играет существенную роль в государстве. При организации президентской власти в Российской Федерации использовался опыт разных государств, но естественно, в Российской Федерации она имеет свои особенности.

    Несмотря на исторически короткий период своего существования, отечественный институт президентства претерпел заметные изменения. Статус Президента Российской Федерации по Конституции РФ 1993г. заметно отличается от правового положения Президента, закрепленного в 1991 г. Тогда Президент Российской Федерации рассматривался как глава исполнительной власти, руководивший Правительством, подотчетным и ответственным не только перед ним, но и перед федеральными законодательными органами. Он был наделен правом вето, которое, однако, легко преодолевалось простым большинством голосов Верховного Совета, а в отношении актов Съезда Народных Депутатов Российской Федерации у него такого права не было. Организация власти представляла собой конгломерат черт президентской, смешанной, а также советской формы правления; принцип разделения властей проводился непоследовательно. В Конституции сохранились положения о полновластии высшего представительного органа, его всеобъемлющей компетенции оставались положения о распорядительных полномочиях законодательных органов, что, конечно, влияло на юридический статус главы исполнительной власти.

    Понятие Конституции Российской Федерации 1993г. означало начало нового этапа в развитии президентской власти в Российской Федерации. В ее основе теперь лежит иная концепция, в основном характерная для смешаной формы правления с преобладанием президентских элементов. Законодательный орган приобрел черты парламента, действующего в режиме разделения властей. Внесены большие изменения и новшества в правовой статус Президента Российской Федерации, он усилен.

    Государство – ведущий институт политической системы

    1.Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства.

    В научной литературе существует несколько концепций происхож­дения государства. Теократическая концепция связывает возник­новение государства с божьим установлением.

    Патриархальная теория рассматривает государственную власть как опекунскую, отеческую, возникающую в результате со­единения родов в племена, племен в общности.

    Договорная концепция выводит государство из соглашения между правителями и подданными, заключаемого в целях организа­ции общественной жизни. Государство здесь выступает как орган всеобщего примирения людей, которые в естественном состоянии постоянно конфликтуют.

    В XIX в. возникла «теория завоевания», основателем которой был Л. Гумплович. Он считал, что государство возникло как резуль­тат порабощения слабых групп более организованными и более сильными.Марксизм объясняет возникновение государства, развитием производства, имущественной и классовой дифференциацией, стремлением экономически господствующего класса закрепить свое положение и по­литически. Переходной формой к государству признается выделе­ние прослойки вождей.

    Современная теория государства является юридической, ибо основание государства она видит в правах народов и связывает власть с правами человека, т. е. основными требованиями определен­ной меры свободы человека по отношению к власти. Эти требования и права народов признаны и зафиксированы в принципах и нормах международного права. Таким образом, современная общая теория государства рассматривает его как правовую форму организации и функционирования политической власти с точки зрения междуна­родного права.

    Термином «государство» обозначается особый тип социаль­ных явлений, характеризующийся следующими существенными чертами: а) отношение власти и подчинения; б) монопольным ис­пользованием насилия теми, кто владеет властью; в) наличием юри­дического порядка; г) относительным постоянством; д) институцио­нальным измерением. Основными элементами государства являются: территория, население, власть.

    Вторым составляющим элементом государства является население, т.е. человеческое сообщество, проживающее на его террито­рии и подчиняющееся его власти. Население государства может со­стоять из одного народа или быть многонациональным.

    Третьим составляющим элементом государства является власть, иными словами, отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общест­ва. Политическая элита принудительно навязывает власть, исполь­зуя для этого юридические нормы, чтобы направлять поведение масс в определенное русло. Исходя из этого, М. Вебер утверждает, что «го­сударство... - это отношение господства людей над людьми, основы­вающееся на легитимном насилии. Поэтому, чтобы государство су­ществовало, те, над кем осуществляется господство, должны при­знавать власть тех, кто господствует в данный момент».

    Итак, государство - это политическая целостность, образуе­мая национальной или многонациональной общностью, закреплен­ной на определенной территории, где поддерживается юридичес­кий порядок, установленный элитой, которая монополизирует институционализированную власть, обладая законным правом применения принуждения.

    В современной политологии настойчиво подчеркивается ин­ституциональный аспект государства. С точки зрения этого подхода, государство - это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основны­ми сферами общественной жизни.

    Гос. власть эффективно выполн. свои ф-ции там, где реализован принцип ее раздел.

    • на законодат. (парламент),
    • исполн. (глава гос-ва и пр-во)
    • судеб. (система судов).

    Законодат. власть. Высшим законод. и представ. органом гос-ва явл. парламент. Парламент бывает однопалатным (Дания, Швеция, Финляндия и пр.) и двухпалатным (США, Канада, Великобритания, Россия, Беларусь и пр.). Нижняя палата парламента избир. народом и ответственна за реш. всех повседневных вопросов внутр. и внеш. политики. Верхняя палата выступает экспертом работы нижней, рассм. принятые законопроекты с точки зрения их соответствия конституции. В Республике Беларусь законод. власть, наряду с парламентом, принадл. также избирательному корпусу и Президенту. Глава гос-ва вправе издавать декреты, имеющие силу закона.

    Для принятия правомочных решений определ. кворум (лат «quorum» — присутствие достаточно). Для эффект. работы парламента необходимы след. условия: высок. ур-нь образованности членов парламента; работа парламентариев должна быть организов. на профес. основе; необходима определ. структура парламента (его палат). Основ. элементом в каждой из палат явл. комиссии и комитеты, разрабатыв. основы закон-ва. Осн. ф-ции парламента: Законотворческая, Представительская, Ф-ция обратной связи, Формир. бюджета, иногда выделяют налоговые полномочия, Формир. гос. органов, Контроль над дея-тью прав-ва, Внешнеполит. ф-ции.

    Исполнительная власть. К исполнительной власти относятся глава гос-ва (монарх, президент), прав-во во главе с председателем (премьер-министр, канцлер и т.д.). Правительство — это исполн. власть, кабинет министров, управляющ. повседневными делами страны. Осн. ф-ции главы гос-ва: представительcкие ф-ции; полномочия в области гос. управления; полномочия в законод. сфере; полномочия в военной сфере; в области правосудия.; в сфере личн. статуса; в сфере госбезопасности; чрезвычайные; в эконом. сфере.

    В РБ Совет Министров формир. президентом. Премьер-министр назнач. президентом и одобряется Палатой представителей. Прав-во включ. в себя премьер-министра и пять его заместителей (один из них первый), ф-ции которых специализир. по определ. сферам дея-ти (промышленность, АПК, экономика и т.д.). Полномочия правительства: формир. гос. аппарата и рук-во его дея-тью; исполн. законов; составл. и исполн. бюджета; прогнозир. соц.-эконом. развития; рук-во отдельными отраслями хоз-ва, духовн. и соц. сферами; участие в законод. дея-ти; принятие нормативных актов, конкретизир. закон-во; ведение международ. переговоров и заключ. соглашений.

    Судебная власть. Суд — это орган, кот. применяет гос. санкции. Он назнач. наказание за наруш. общеобязательных правил, установл. гос-вом. Система судоустройства и судопроизводства основ. на след. принципах: независимость суда, кот. обеспечивается рядом гарантий, в том числе несменяемостью судей; коллегиальность при рассм. большинства дел; профессионализм судей; право на обжалование решений; гласность при рассм. абсолютного большинства дел; равноправие сторон в суд. процессе и состязательность при рассм. дел.