• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Особенности подвижных игр и руководство двигательно-игровой деятельностью в разных возрастных группах

    Вельмесева М.Ю.,

    инструктор по физической культуре

    МБДОУ детского сада № 402 «Золотая рыбка»

    г. Нижнего Новгорода

    Физкультура и спорт полезны для здоровья - об этом знают все. И о том, что движение необходимы для физического и психического развития ребёнка, пишется почти во всех книгах о воспитании детей.

    В практике детского сада широко используются разные виды игр, но среди многообразия следует выделить те, в которых все играющие вовлекаются в активные двигательные действия, обусловленные сюжетом и правилами и направленные на достижение определённой условной цели, поставленной перед детьми взрослыми или самими участниками.

    Подвижным играм как виду деятельности присущи изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство из них связаны с проявлением двигательных способностей; скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость.

    Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли и правила, вторые сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, в третьих - сюжет, действия обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательностью.

    Все игры для дошкольников построенные на движении, можно разделить на две большие группы: подвижные игры с правилами и спортивные .

    Подвижные игры с правилами - это игры, разные по содержанию, организации, сложности правил и двигательным заданиям:

    Сюжетные («У медведя во бору», « Хитрая лиса»). Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире, явлениях природы, профессиях, средствах транспорта, образе жизни и повадках животных и птиц;

    Бессюжетные («Ловишки», «Салки»). Такие игры очень близки к сюжетным, но в них нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, главная роль, взаимосвязанные игровые действия всех участников;

    Игровые упражнения («По мостику», «Через ручеёк»). В них отсутствуют игровые действия группы детей, каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от него самого и его возможностей.

    Игры - забавы (пробежать в мешке, ударить по мячу с закрытыми глазами). Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования.

    К спортивным играм - относятся игры по упрощённым правилам или элементы игр в городки, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей.

    Организация подвижных игр

    Подвижные игры и упражнения проводятся ежедневно:

      • в утренние часы (до завтрака)
      • перед и между занятиями
      • на утренней или вечерней прогулке


    Дни физ. Нагрузок


    Дни без физ. нагрузок


    1младшая гр.


    Вечерняя прогулка





    2младшая гр.


    Вечерняя прогулка





    Средняя гр.


    Вечерняя прогулка





    Старшая гр.


    Вечерняя прогулка





    Подготовит. гр.


    Вечерняя прогулка




    При подборе и проведении игр и упражнений воспитателю следует учитывать характер занятий, предшествующих прогулке. Наиболее эффективно проходят игры после рассматривания картинок, повторения стихов, конструирования. В это время можно вводить новую игру, требующую от детей внимания для усвоения правил или двигательного задания. После более сложного вида деятельности: математика, пересказ литературного произведения, когда требуется от ребёнка усиленное внимание, целесообразнее провести знакомые игры. В дни физкультурных и музыкальных занятий п/игры проводятся больше во второй половине дня и должны они быть малой и средней подвижности, хороводные.

    Важно чтобы круглый год (при благоприятных погодных условиях) дети могли поиграть и поупражняться на свежем воздухе, удовлетворяя свою потребность в движении, совершенствуя свои двигательные навыки в ОВД, подвижных и спортивных играх.

    Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию на прогулке, построенная на подвижных играх.

    Занятие, построенное на п/играх, целесообразно использовать для снятия напряжения после занятий с повышенной интеллектуальной нагрузкой, для закрепления движений в новых условиях, для получения положительных эмоций.

    Вводная часть такого занятия может быть не долгой, так как подготовку организма к физической нагрузке продолжит игра средней или малой подвижности.

    В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности, совершенствующие виды движений.

    Заключительная часть составляют игры, снижающие нагрузку, малой подвижности, хороводные.

    Особенности подвижных игр и руководство игрой

    1-ая младшая группа

    Кругозор детей этого возраста мал, внимание не устойчиво, поэтому для них рекомендуются игры с простыми и доступными правилами и сюжетом. Действующие лица хорошо знакомы детям, встречаемы в повседневной жизни (кот, птички) или с которыми его легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку. Правила очень просты и тесно связаны с сюжетом.

    Большое место в этом возрасте занимают игровые упражнения, в них включены простейшие двигательные задания (принеси флажок, догони мяч).

    Во время игры все малыши выполняют одинаковые роли и движения, несколько образов в игру не вводится. Ведущую роль выполняет только взрослый.

    Маленькие дети довольно плохо усваивают все тонкости игры, поэтому целесообразно проводить одну и ту же игру 2-3 раза подряд, далее предложить знакомую, а затем вновь вернутся к первой игре.

    Воспитателю приходиться часто совмещать роль в игре и руководство игрой, однако малышей это ни сколько не смущает. Очень важно, чтобы педагог, участвуя в игре, давал образец движений и подсказывал ход игры.

    2-ая младшая группа

    При подборе и проведении игр важно учитывать предшествующий вид деятельности, дети лучше усваивают новые игры, если перед игрой они рассматривали картину, повторяли стихотворение или конструировали, так как дети не утомлены и смогут воспринять новое двигательное задание. После сложных занятий, требующих от ребёнка усиленного внимания, сосредоточенности, н. развитие математических представлений, лучше не предлагать малышам новых игр, а повторить знакомые.

    В данном возрасте в играх появляются задания, связанные с запоминанием предметов, форм, с различением основных цветов, звуков («Найди свой цвет», «Беги к флажку»), большинство игр имеют развёрнутые сюжеты и обусловленные роли («Кот и мыши», «Поезд») название игры как правило, определяет игровое поведение. В этом возрасте ребёнок уже может принимать на себя главную роль. Воспитательная и образовательная сторона п/игр усиливается, если при повторении они немного видоизменяются (не пройти, а пробежать) или усложняются. В данном возрасте объяснение игры сопровождается показом игровых действий, в дальнейшем объяснение сюжета и правил предшествуют игре.

    В этом возрасте уже нужно добиваться точного выполнения правил и условий игры.

    Средняя группа

    Двигательная активность детей средней группы во многом обусловлена большим запасом навыков и умений, хорошей пространственной ориентировкой, стремлением выполнять движения совместно, проявляя выдержку, сообразительность. Ребёнку уже интересны более сложные движения, требующие ловкости, скорости, точности. Они с удовольствием соревнуются, кто дальше прыгнет или кто больше соберёт. Усложняются взаимодействия в игре где результат зависит от согласованности действий в игре («Найди пару», «Цветные автомобили»), от умения быстро и организованно построиться в звенья, считаясь с интересом товарищей.

    Большинство игр имеют развернутые сюжеты, определяющие содержание движений, во многих играх есть роль водящего, как правило она одна,но при усложнении игры можно вводить второго водящего н. «У медведя во бору» два медведя.

    Объяснение игры должно быть кратким, касаться только самого важного, стихотворный текст игры заучивается детьми прямо во время игры.

    В средней группе воспитатель уже редко выполняет роль ведущего, в течении года нужно привлекать выполнять ведущие роли всех детей. В данном возрасте на роль водящего дети выбираю сами.

    Нельзя по ходу игры давать указания, добиваться точности выполнения - это снижает эмоциональный настрой игры их активность, замечания по нарушению правил делаются по окончанию игры н. тебя бы не поймал медведь, если бы ты не толкал ребят.

    Правила в играх для средних детей усложняются; ловить только прикоснувшись, пойманным отходить в сторону. Внимание воспитателя должно быть направлено не на увеличение количества игр, а на повторение и усложнение уже знакомых, для того чтобы дети к концу года могли сами организовать игру с небольшой группой сверстников.

    Повторяется игра на 2-3 занятиях, прогулках, затем через некоторое время снова возвращаемся к ней. При повторении можно усложнять содержание и правила игры, видоизменять организацию детей.

    Старшая группа

    В этой возрастной группе содержание п/игр ещё более усложняется в связи с расширением кругозора детей, включаются новые образы и сюжеты, знакомые из книг, рассказов воспитателя, кинопросмотров, в на которых играх идёт отражение разных профессий («Пожарные на учении», «Охотник и зайцы»). Большое место в старших группах занимают бессюжетные игры типа «Ловишки», а также с элементами соревнования, в начале года индивидуальные, затем группами.

    Ответственные роли в игре выполняют сами дети, воспитатель напоминает правила и следит за их выполнением, смотрит, как дети выполняют игровое движение, подаёт сигналы. Однако иногда участие воспитателя необходимо, он может взять на себя роль и показать, как нужно быстро двигаться, чтобы поймать много детей, этот приём очень оживляет игру, способствует эмоциональному настрою.

    При распределении ролей, как правило, используются считалки, воспитатель участвует только когда необходимо создать равные по силе звенья или команды.

    Объяснение игры в старшей группе происходит не только в ходе игры, а непосредственно перед игрой. Воспитатель объясняет содержание игры от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.

    В старшей группе детей уже интересует не только процесс игры, но её результат, поэтому подведение итогов имеет большое воспитательное значение. Важно справедливо отметить выигравших, пояснить, что даже хороший результат при нарушении правил не приведёт к выигрышу.

    Подготовительная группа

    В подготовительной группе дети более самостоятельны в организации п/игр. Ребёнку известно большое количество игр их содержание и правила, он представляет себе и возможную двигательную и эмоциональную их насыщенность. Это позволяет выбирать игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

    В этой группе особенно велико значение игр и упражнений для закрепления и совершенствования у детей навыков в основных видах движений, развитие физических качеств: быстроты, силы, ловкости. Дети начинают действовать наиболее эффективными способами с максимальной мобилизацией усилий для достижения результата, проявляя положительные морально - волевые качества.

    Проявление физических и морально - волевых качеств более всего способствует участие ребёнка в таких играх, где важен общий результат, который зависит от взаимодействия участников игры. Особенно это проявляется в эстафетах.

    В подвижных играх для тетей 7-го года занимательность сюжета уже не имеет большого значения, поведение детей теперь уже регулируют игровые правила, которыми ребёнок сознательно руководствуется.

    Требования точного выполнения правил способствуют воспитанию выдержки, дисциплинированности, чувства ответственности. Эмоциональность п/игр, заинтересованность детей приводят к тому, что старшие дошкольники всё чаще организуют их сами, по собственной инициативе.

    Объясняя новую игру, педагог добивается, чтобы дети представляли весь её ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Первичное объяснение трудных моментов игры может сопровождаться показом. Распределение ролей должно быть равным по силам, дети уже сами начинают понимать разумное распределение сил.

    Очень важно подведение итогов. Воспитатель помогает детям осознать, как важно достижение положительного результата по правилам, а не результат любыми способами. Это предупреждает возможные негативные проявления, снижает излишнюю возбудимость, азарт.

    В подготовительной группе все дети должны научится самостоятельно организовывать и проводить п/игры, очень важно поощрять игровое творчество детей.


    Подвижные игры различаются также: по сложности движений; по содержанию сюжета; по количеству правил и ролей; по характеру взаимоотношений между играющими; по наличию соревновательных элементов и словесного сопровождения.
    С детьми первого года жизни проводятся игры-забавы («Прятки», «Коза рогатая», «Сорока-белобока», «Поехали-поехали», «Догоню-догоню» и др.), вызывающие у детей звуки, движения, смех, радость, удовольствие.
    На втором году жизни используются бессюжетные игры («Принеси мяч, игрушку», «Подними ноги выше», «Передай мяч», «Скати с горочки», «Догони собачку», «Все скорей ко мне», «Доползи до погремушки», «Кто дальше», «Спрячем игрушку», «Птицы машут крыльями», «Ловля бабочек», «Деревья качаются», «Паровоз», «Мишка» и др.). В этих играх дети выполняют одно движение (ходьба, бросание) в индивидуальном темпе, но постепенно они переходят от индивидуальных действий к совместным.
    В дальнейшем в игры включаются более сложные движения и количество движений увеличивается.
    Сюжеты игр также усложняются. Подвижные игры для малышей отличаются простотой сюжета (к примеру, птицы летают и возвращаются домой, автомобили едут и останавливаются).
    Количество ролей в играх детей младшего возраста незначительно (1-2). Главную роль выполняет воспитатель, а малыши изображают одинаковые персонажи, например педагог - кот, все дети - мыши («Кот и мыши»). В играх детей более старшего возраста количество ролей увеличивается (до 3-4). Здесь уже, например, есть пастух, волк, гуси («Гуси-лебеди»), кроме того, роли распределяются между всеми детьми.
    Постепенно увеличивается количество правил, усложняются взаимоотношения между детьми. В младших группах правила очень просты и носят подсказывающий характер, количество их невелико (1-2), они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу: на один сигнал дети выбегают из дома, на другой - возвращаются на свои места. Со временем вводятся ограничения действий: убегать в определенном направлении; пойманным отходить в сторону.
    В играх с элементами соревнования сначала каждый действует сам за себя (кто раньше всех успеет принести предмет), потом вводится коллективная ответственность: соревнующиеся делятся на группы, учитывается результат всего коллектива (чья группа попадет большее количество раз в цель); проводятся соревнования на качество выполнения (чья колонна лучше построится; кто ни разу не уронит мяч), а также на скорость (кто быстрее добежит до флажка).
    Подвижные игры детей младшего возраста часто сопровождаются словами - стихами, песнями, речитативом, которые раскрывают содержание игры и ее правила; объясняют, какое движение и как надо выполнить; служат сигналами для начала и окончания;, подсказывают ритм и темп («По ровненькой дорожке», «Лошадки» и др.). Игры, сопровождающиеся текстом, даются и в старших группах, причем слова нередко произносятся хором («Мы - веселые ребята» и др.)
    Текст задает ритм движению. Окончание текста служит сигналом к прекращению действия или к началу новых движений. Вместе с тем произнесение слов - это отдых после интенсивных движений.

    Д.В.Хухлаева, "Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях", М., 1984 г.

    Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

    Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

    Когда снятся вещие сны?

    Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
    .

    Магия приворота

    Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

    Характеристика подвижной игры

    Подвижные игры берут начало в народной педагогике, имеют национальные особенности. Теорию и методику подвижных игр разрабатывали К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Е.А. Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В. Гориневский, Е.Н. Водовозова, Т.И. Осокина, А.В. Кенеман и др. П.Ф. Лесгафт определял подвижную игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

    Подвижная игра - это сложное эмоционально-окрашенная двигательная деятельность обусловленная правилам (А.Р. Кенеман).

    Подвижная игра оказывает всесторонне влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка. Двигательная активность детей в процессе игры вызывает: усиление всех жизненно-важных функций, обменных реакций.

    Педагогическая игра служит методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков.

    П.Р. Лесгафт писал: "В играх применяется все то, что усваивается при систематических занятиях, поэтому все производимые движения и действия вполне должны соответствовать силам и умению занимающихся и производится с возможно большей точностью и ловкостью". Это положение подтверждается работниками советских педагогов (М.М. Контрович, Л.И. Михайлова, А.И. Быкова, Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева и др.), которые разработали методику проведения подвижной игры в детском саду.

    В процессе подвижной игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Ребенок действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения.

    Подвижная игра наиболее характерна для детей дошкольного возраста. Игровая деятельность, в какой бы норме она не выражалась, всегда радует ребенка, а подвижные игры многообразными моментами веселой неожиданности особо благотворно влияет на повышение жизненного тонуса у детей.

    В этом источнике радостных эмоций заключается великая воспитательная сила.

    Н.И. Крупская в одном из своих выступлений говорила: "игра учит ребят организованности, она ребят воспитывает". В высказываниях Н.И. Крупской подчеркивается так же значение игры для физического развития, которые физически укрепляют, развивают трудовые навыки, меткость глаза, развивают ловкость.

    Характерная особенность подвижной игры - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

    Развитие самостоятельности и творчества в подвижных играх предопределяется их творческим характером. Начальный этап формирования творчества начинается с подражания. Двигательному творчеству ребенка помогает воображение, приподнятое эмоциональное состояние, проявление двигательной самостоятельности, придумывание сначала совместно с педагогом, а затем и самостоятельно новых вариантов игр. Наивысший уровень самостоятельности и творчества проявляется в умении ребенка самостоятельно организовывать и проводить знакомые ему подвижные игры.

    Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка целесообразно использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией, обеспечивая их совершенствование. Естественно проявляются физические качества - быстрота реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки и др. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

    Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, координация движений. Например, для того чтобы увернуться от "ловишки", надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и много раз, одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

    Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д.

    Игре принадлежит большая роль в формировании личности. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств -- выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. Дети усваивают смысл игры, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей.

    Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

    В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

    Большое значение имеют подвижные игры и для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость. Подвижная игра учит искренности, товариществу.

    В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счете и т.д.

    Гигиеническое значение игр усиливается возможностью их широкого использования в природных условиях. Игры в водоёмах, в лесу, на воде и т.д. - ни с чем не сравнимое средство закаливания и укрепление здоровья. Полноценно использовать естественные факторы природы особенно важно в период роста и развития молодого организма.

    Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все физиологические процессы. Таким образом, подвижные игры - действенное средство разностороннего развития.

    Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих. Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

    Правила - обязательные требования для участников игры. Они обусловливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности, а также инициатива играющих в рамках правил игры.

    Для удобства практического использования игры классифицируются. Отличают элементарные подвижные игры и спортивные игры - баскетбол, хоккей, футбол и др., подвижные игры - игры с правилами. В детском саду используются преимущественно элементарные подвижные игры.

    Подвижные игры классифицируются по следующим признакам:

    По возрасту (для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста или в соответствии с возрастной группой детского сада);

    По преобладающему виду движений (игры с бегом, прыжками, лазаньем и ползанием, катанием, бросанием и ловлей, метанием);

    По физическим качествам (игры для развития ловкости, быстроты, силы, выносливости, гибкости);

    По видам спорта (игры, подводящие к баскетболу, бадминтону, футболу, хоккею; игры с лыжами и на лыжах, в воде, на санках и с санками, на местности);

    По признаку взаимоотношений играющих (игры с соприкосновением с противником и игры без соприкосновения);

    По сюжету (сюжетные и бессюжетные);

    По организационной форме (для занятий физкультурой, активного отдыха, физкультурно-оздоровительной работы);

    По подвижности (малой, средней и большой подвижности - интенсивности);

    По сезону (летние и зимние);

    По месту занятий (для спортивного зала, спортивной площадки; для местности, помещений);

    По способу организации играющих: командные и некомандные (с разделением на команды, игры-эстафеты; условия игр предполагают двигательные задания, одинаковые для команды, итоги игры подводятся по общему участию всех членов команды; игры без разделения команды - каждый играющий действует самостоятельно в соответствии с правилами игр).

    Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования»

    Методическая разработка

    «Подвижные игры как основная форма двигательной деятельности дошкольников»

    Составитель: Воронина Елена Валерьевна

    Ревда, 2016

    Введение

    Федеральный государственный стандарт дошкольного образования разработан с учетом основных принципов, среди которых: реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательскй деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребека. [ 2]

    По определению отечественных психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева), игра – есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения.

    Игра способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

    Наши дети живут в условиях постоянно меняющейся действительности. На смену увлекательным дворовым играм пришли не менее увлекательные – компьютерные. Многие ребята перестали выходить во двор, отдавая предпочтение малоподвижным видам деятельности: компьютерным играм, занятиям с конструкторами, просмотру мультфильмов. Для ребёнка малоподвижный образ жизни – это потеря здоровья, нарушение физического и интеллектуального развития.

    Таким образом, назрела острая проблема поиска путей физического оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребёнка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Решать эту проблему нужно в совокупности социально – педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребёнка. Этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей. [ 5 ]

    1. Характеристика подвижной игры как основной формы двигательной деятельности дошкольников

    Подвижная игра – это игра, построенная на движениях. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом (замыслом, темой) данной игры. Правила уточняют права и обязанности участников, определяют способы ведения и учета результатов игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные, творческие двигательные действия (с предметами или без них), выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила, и двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием игры обусловливается её форма, т.е. такая организация действий участников, которая предоставляет возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели, удовлетворения самим процессом игры.

    В старшем дошкольном возрасте, наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старших групп по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил. Все игры детей развиваются под руководством взрослых. Педагоги знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, оказывают помощь в организации и проведении игр.

    2. Виды подвижных игр

    Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы. Сюжетные игры (например: «Два Мороза», «Где ты хитрая лиса?») имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д.), игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

    Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах. Бессюжетные подвижные игры например: «Ловишки», «Перебежки» не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными наличием правил, ролей, взаимообусловленностью игровых действий всех участников. Эти игры связаны с выполнением конкретного двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве.

    В старшем дошкольном возрасте широко используются подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового), например: «Чья команда быстрее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто быстрее до мяча») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты), то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

    К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

    В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках, ? и др.), остальные дети являются зрителями. Игры-забавы, аттракционы доставляют зрителям много радости.

    К сложным подвижным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В дошкольном возрасте используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.

    Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

    Гибкое применение известных принципов классификации предоставляет педагогам широчайшие возможности для рационального использования игрового метода развития двигательной активности, будь то задача преимущественного развития физических качеств или формирования и совершенствования координированных и экономных движений, образования умения быстро входить в нужный ритм и темп физической деятельности, ловко, быстро и целесообразно выполнять разнообразные двигательные задачи, определенным образом отвечающие требованиям, которые предъявляет жизненно практическая деятельность.

    Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

    Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подобные игры, во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей. Всякая нагрузка начинает восприниматься легко и с любопытством, даже холодовая нагрузка, без которой невозможно закаливание.

    Воспитателям важно творчески подходить к проведению непосредственно образовательной деятельности по физической культуре и при необходимости самостоятельно составлять игровые задания, содержащие такие виды движений, в которых ребенок особенно нуждается в данный момент.

    Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Разнообразные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов; во многом успех игры зависит от выбора места ее проведения и подготовки этого места к игре, объяснения правил, разделения на команды и выбора водящих. Что касается дозировки в процессе игры, то не рекомендуются чрезмерные мышечные напряжения, целесообразно обеспечить оптимальные нагрузки. Интенсивные нагрузки следует чередовать с отдыхом.

    Разнообразие двигательных действий в подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

    3. Содержание и методика проведения игр в различных возрастных труппах

    Для каждого возраста разработаны свои подвижные игры в детском саду, которые учитывают психологические и физиологические особенности того или иного возраста. Организация мероприятий предполагает обязательные игры в детском саду, когда участниками развлекательно-игровых действий становятся и сказочные герои, и сами ребята. После проведения игр в детском саду, останутся довольными и дети, и родители! Именно поэтому грамотная организация игр в детском саду подарит каждому ребёнку незабываемые эмоции. [ 6]

    Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей; времени года, особенностей режима, места проведений, интересов детей.

    Играя в знакомую игру, дети сами вспоминают ее основные правила и ход. Если возникает необходимость что-то уточнить, воспитатель делает это, подчеркивая наиболее ответственные, важные моменты.

    В зависимости от сюжета игра проводится одновременно со всеми детьми или с небольшой подгруппой. Ознакомление с новой сюжетной подвижной игрой – дается после предварительной работы. В качестве предварительной работы можно использовать:

      чтение художественных произведений; беседы, просмотр кино- и видеофильмов;

      организация наблюдения за природой, повадками животных, деятельностью людей различных профессий (водители, пожарные, спортсмены и др.);

      подготовка атрибутов игры (вместе с детьми или в их присутствии).

    В объяснении несюжетной игры – раскрывается последовательность игровых действий, правил и сигналов, указание местоположения играющих и игровых атрибутов, используя пространственную терминологию (в мл.гр. – с ориентированием на предмет, в ст. – без них).

    Объяснение игр с элементами соревнования включает в себя уточнение правил, игровых приемов, условий соревнования («Кто быстрее добежит до стула», «Чья команда не уронит мяч» и др.), можно разбить детей на команды, в конце оценить результат;

    Роли распределяются с помощью считалки или по желанию (в мл.гр. – водящий – воспитатель);

    Очень важно, подводя итоги, оценить положительные качества детей, назвать тех, кто удачно выполнил свои роли, проявил смелость, выдержку, взаимопомощь, творчество, а затем проанализировать причины нарушения правил.

    Повысить интерес к игре, усложнить умственные и физические задачи, совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка можно используя вариантность подвижных игр.

    Подвижная игра проводится на каждом физкультурном занятии; при этом, как и ранее, особое внимание уделяется воспитанию выдержки, настойчивости, формированию умения проявлять волевые и физические усилия. С этой целью следует организовывать такие подвижные игры, в которых от результата каждого зависит общий результат команды (игры-эстафеты, игры с элементами соревнований, упражнения на дорожке препятствий). Одну и ту же игру целесообразно проводить не менее чем на двух занятиях, предусматривая такое их сочетание с физическими упражнениями, чтобы не возникала перегрузка одних и тех же групп мышц.

    4. Вариантность игр

    Существуют различные варианты подвижных игр. Вариантность позволяет использовать их более целесообразно, с учетом подготовленности детей. Подвижные игры можно постепенно усложнять, но последовательность действий и эпизодов остается при этом постоянной. Изменения должны быть всегда обоснованными.

    Можно, например, усложнять двигательные задания, увеличивая расстояние (для бега, прыжков, метаний), или вводить новые виды движений (ходьбу и бег между предметами, по мостику в игре «Поезд» и др.) Возможны также изменения темпа движения, увеличение числа «ловишек», количества детей в подгруппе, усложнение правил (например, сначала все бегут и занимают любое место, а затем только определенное). Другой пример: в одном варианте дети помогают воспитателю ловить мышек, в другом, белее сложном самостоятельно выполняют роль кошки. Усложняются и взаимодействия играющих: вначале дети просто бегут, а затем убегают от ловящего («Ловишки», «Ловишки с ленточками», «Ловишки вприсядку», «Не оставайся на полу»).

    Варианты подвижных игр может создавать сам воспитатель, учитывающий уровень умственного и физического развития детей своей группы и предусматривающий постепенное повышение» к ним требований. К составлению новых вариантов игры можно привлекать самих детей, особенно в старших группах.

    Структура игр, их правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность движений.

    Заключение

    В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

    У детей всех возрастов огромная потребность в игре, и очень важно использовать подвижную игру не только для совершенствования двигательных навыков, но и для воспитания всех сторон личности ребенка. Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

    Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

    Литература

    1. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

    2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    3. Харченко Т.Е. «Организация двигательной деятельности детей в детском саду» С. П., Детство – Пресс 2010г.

    4. http :// constructor . zavalam . net / view . php ? no =17164

    5. http :// www . beldou 2. ru /? p =396

    6. http :// www . deti - club . ru / podviznie _ igri _ v _ detskom _ sadu

    7. http :// www . ignom . ru / books / phizicheskoe _ vospitaniye / p 30. html

    8. http :// www . resobr . ru / materials /46/40215/

    Приложения

    Картотека считалок к подвижным играм

    Аты-баты - шли солдаты,
    Аты-баты - на базар,
    Аты-баты - что купили?
    А ты-баты - самовар,
    Аты-баты - сколько стоит?
    Аты-баты - три рубля,
    Аты-баты - кто выходит?
    Аты-баты - это я!

    Вышел месяц из тумана,
    Вынул ножик из кармана,
    Буду резать, буду бить,
    Все равно тебе водить.

    Если чиж летит к стрижу,
    Ты выходишь, я вожу.
    Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.

    Ехал Грека через реку,
    Видит Грека - в реке рак.

    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку Греку - цап!

    Ежик, ежик, чудачок,
    Сшил колючий пиджачок.
    Встал в кружок и ну считать
    Нам водилку выбирать

    Завтра с неба прилетит
    Синий-синий-синий кит.
    Если веришь - стой и жди
    А не веришь - выходи!

    До-ре-ми-фа-соль-ля-си!
    Едет кошка на такси,
    А котята прицепились
    И бесплатно прокатились!

    Ехал мужик по дороге.
    Сломал колесо на пороге.

    Сколько гвоздей?
    Говори поскорей,
    не задумывайся!

    Дора, Дора, помидора,
    Мы в саду поймали вора.
    Стали думать и гадать,
    Как нам вора наказать.
    Мы связали руки-ноги
    И пустили по дороге.
    Вор шел, шел, шел -
    И корзиночку нашел!
    В этой маленькой корзинке
    Есть помада и духи.
    Ленты, кружева, ботинки -
    Что угодно для души!

    Зайчишка-трусишка
    По полю бежал,
    В огород забежал,
    Капустку нашел,
    Морковку нашел,
    Сидит грызет.
    Хозяин идет!

    Трынцы-брынцы, бубенцы, Раззвонились удальцы.
    Диги, диги, лиги, дон, Выходи скорее вон

    Тили-тили тесто,
    Жених и невеста
    Бегают по кругу,
    Не видя друг друга,
    Ты невесту забирай
    И из круга выбывай

    Чики-чики, чики-чок,
    Ночью песни пел сверчок,
    Мы его искать пошли,
    Зажигали фонари,
    Заглянули под кусток,
    Под пушистый лопушок.
    Где там спрятался сверчок?
    Пойти его дружок!

    Шла кукушка мимо сада,
    Поклевала всю рассаду.
    И кричала: ку-ку, мак -
    Отжимай один кулак!

    Шалуны-балуны,
    Выбегайте во дворы.

    Становитесь-ка играть,
    Воеводу выбирать,
    Воевода - из народа
    Выходи из хоровода.
    А ты, добрый молодец,
    Становись в самый конец

    Шишел-мышел,
    Взял да вышел!

    Зернышки в кармане

    Зернышки в кармане кто найти готов?
    В торт запек кондитер двадцать пять дроздов.
    Вырвалось из торта птичье тюр-лю-лю,
    Снилось ли такое блюдо королю?
    Был король в конторе, вел доходам счет.
    Королева в зале ела бутерброд.
    За двором служанка вешала белье,
    Дрозд туда и сразу хвать за нос ее.

    Дора, Дора, помидора

    Дора, Дора, помидора,
    Мы в саду поймали вора,
    Стали думать и гадать,
    Как нам вора наказать.

    Раз, два – деревья

    Раз, два – деревья.
    Три, четыре – вышли звери.
    Пять, шесть – падает лист.
    Семь, восемь – птицы в лесу.
    Девять, десять – это синички
    Подняли красные личики.
    Мы связали руки, ноги
    И пустили по дороге.
    Вор шел, шел, шел
    И корзиночку нашел.
    В этой маленькой корзинке
    Есть рисунки и картинки.
    Раз, два, три!
    Кому хочешь - подари!

    Меня грамоте учили

    Раз, два, три, четыре-
    Меня грамоте учили:
    Не считать, не писать,
    Только по полу скакать.
    Я скакала, я скакала,
    Себе ноженьку сломала.
    Стала ноженька болеть,
    Стала маменька жалеть.
    Пожалела, поругала
    И за доктором послала.
    Доктор едет на быке
    С балалаечкой в руке

    Свинка ходит по бору

    Свинка ходит по бору,
    Щиплет лебеду–траву,
    Она рвет, не берет,
    Под березку кладет

    Простокваша - просто прелесть!

    Простокваша -
    Просто прелесть,
    Простокваша -
    Песни пелись:
    Просто-ква,
    Просто-ша,
    Простокваша хороша!

    Начинается считалка

    Начинается считалка:
    На березу села галка,
    Две вороны, воробей,
    Три сороки, соловей

    За морями, за горами

    За морями, за горами,
    За железными столбами,
    На пригорке теремок,
    На дверях висит замок.
    За ключом-ка ты иди
    И замочек отомкни.

    Хочешь, котик, молоко?

    Хочешь, котик, молоко?
    Нам до дома далеко,
    Ждет нас долгий-долгий путь.
    Здесь налево повернуть,
    Через речку видишь мост?
    Я поймал тебя за хвост!

    Алфавит

    А, Б, В, Г, Д, Е, Ж -
    Едет жаба на еже.
    3, И, К, Л, М, Н, О -
    Зайка, глянь ко мне в окно.
    Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
    А у щуки - чешуя

    Катилась апельсина

    Катилась апельсина
    До города Берлина,
    Уроки не учила
    И двойку получила

    Ветер за море летал

    Ветер за море летал,
    Ветер певчих птиц считал.
    Посчитал всех до одной!
    А потом взял выходной.
    Наша очередь считать!
    Раз, два, три, четыре, пять!

    Шли утята

    Раз, два - шли утята.
    Три, четыре - шли домой.
    Вслед за ними плелся пятый,
    Впереди бежал шестой,
    А седьмой от всех отстал,
    Испугался, запищал:
    - Где вы, где вы?
    - Не пищи.
    - Мы тут рядом поищи.

    Высоко-превысоко

    Высоко-превысоко
    Кинул я свой мяч легко.
    Но упал мой мяч с небес,
    Закатился в темный лес.
    Раз-два-три-четыре-пять,
    Я иду его искать.

    Тра-та-та! Тра-та-та!

    Тра-та-та! Тра-та-та!
    Вышла кошка за кота,
    За Кота Котовича,
    За Петра Петровича!
    Он усат и полосат,
    Ну не кот, а просто клад!

    Кто живет у нас в квартире?

    Раз, два, три, четыре,
    Кто живет у нас в квартире?
    Папа, мама, брат, сестренка,
    Кошка Мурка, два котенка,
    Мой щенок, сверчок и я -
    Вот и вся моя семья!
    Раз, два, три, четыре, пять -
    Всех начну считать опять.

    Снился ёжик

    Вышел ёжик из тумана,
    Вынул ножик из кармана.
    Вынул камешки и мел,
    Улыбнулся, как умел.
    Подарил мне всё, что вынул,
    И опять в тумане сгинул

    Считалочка

    Я скажу вам по секрету -
    У меня секретов нету.
    Нету, не было и нет.
    Это ваш теперь секрет

    Щи-талочка

    Чищу овощи для щей.
    Сколько нужно овощей?
    Три картошки, две морковки,
    Луку полторы головки,
    Да петрушки корешок,
    Да капустный кочешок.
    Потеснись-ка ты, капуста,
    От тебя в кастрюле густо!
    Раз-два-три, огонь зажжен.
    Кочерыжка, выйди вон

    Считалочка

    Кто
    Съел
    Алычу?
    Я не ел – и молчу.

    Ты не ел
    Алычи.
    И ты молчи.
    Алыча неспелая…

    И никто не ел ее.
    А кто съел ее,
    Кислую,
    Неспелую,
    Косточку проглотил,
    Тот
    Давно
    Не водил.

    Наша Маша

    Наша Маша
    Рано встала,
    Кукол всех
    Пересчитала:
    Две Матрешки
    На окошке,
    Две Аринки
    На перинке,
    Две Танюшки
    На подушке,
    А Петрушка
    В колпачке
    На дубовом
    Сундучке!

    Петушок

    Петушок,
    Петушок,
    Покажи свой
    Кожушок!

    Кожушок
    Горит огнем.
    Сколько перышек
    На нем?

    Раз-два-три-четыре-пять,
    Невозможно
    Сосчитать!

    Ночная считалка

    Раз-два-три-четыре-пять!
    Шесть-семь-восемь-девять-десять!
    Надо, надо, надо спать
    И не надо куролесить.
    Кто не спит, тот выйдет вон.
    Кто уснул, увидит
    Сон.

    Из поземки

    Из
    Позёмки
    Ветерок
    Свил
    Серебряный
    Шнурок
    И на нём
    Привёл
    В тайгу
    Белогривую
    Пургу!

    От ноля

    От ноля
    И до ноля
    Не дойти
    Без костыля,
    Не добраться
    Без лошадки,
    Без витой
    Ватрушки
    Сладкой,
    Без винтовки
    Со штыком,
    Без кошёвки
    С облучком,
    Без шелкова
    Кнутика,
    Без кривого
    Прутика,
    Без шаров
    И бубенца
    Не отъехать
    От крыльца!

    Барсучиха

    Барсучиха-бабушка
    Напекла оладушков.
    Угостила двух внучат -
    Двух драчливых барсучат,
    А внучата не наелись,
    С рёвом
    Блюдцами
    Стучат!

    Майским вечером

    Майским вечером
    К Пеструшке
    На блины
    Пришли подружки:
    Три несушки,
    Три клоктушки.
    Сколько курочек
    В избушке?

    Перл и Берл

    Перл и Берл затеяли готовку.
    Перл и Берл пирог пекли в духовке.
    Перл и Берл стихи слагали ловко:
    Таскали перлы из перловки

    Ор и Рони

    Ор и Рони ехали на пони.
    Ноги, ноги, ноги.
    Сколько? Много-много.
    А точнее? Восемь:
    На одних подковки,
    А другие босы

    Сорока

    Раз, два, три, четыре, пять.
    Мы собрались поиграть.
    К нам сорока прилетела
    И тебе водить велела.

    Воробей

    Среди белых голубей
    Скачет шустрый воробей,
    Воробушек-пташка,
    Серая рубашка,
    Откликайся, воробей,
    Вылетай-ка, не робей!

    Мышки

    Раз, два, три, четыре!
    Жили мышки на квартире,
    Чай пили,
    Чашки били,
    По три денежки платили!
    Кто не хочет платить -
    Тому и водить!

    Коза

    Шла коза по мостику
    И махала хвостиком.
    Зацепила за перила,
    Прямо в речку угодила.
    Кто не верит? Это он!
    Выходи их круга вон!

    Баран

    Шёл баран
    По крутым горам,
    Вырвал травку,
    Положил на лавку.
    Кто травку возьмёт,
    Тот водить пойдёт!

    Свинка

    Ходит свинка по бору,
    Рвёт траву-мураву,
    Она рвёт и берёт,
    И в корзиночку кладёт.
    Этот выйдет,
    Вон пойдёт!

    Прятки

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем в прятки мы играть.
    Небо, звёзды, луг, цветы,
    Ты пойди-ка поводи

    Заяц

      Заяц белый,
      Куда бегал?
      - В лес дубовый!
      - Что там делал?
      - Лычки драл!
      - Куда клал?
      - Под колоду!
      - Кто украл?
      - Родион.
      - Выйди вон!

      Раз, два

    Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь,

    Восемь, девять, десять,
    Выплывает
    Белый месяц!
    Кто до месяца дойдёт,
    Тот и прятаться пойдёт

    Конь ретивый

    Конь ретивый с длинной гривой
    Скачет, скачет по полям
    Тут и там! Тут и там!
    Сюда мчится он –
    Выходи из круга вон!

    Вышла чашка погулять

    Раз-два-три-четыре-пять -
    Вышла чашка погулять.
    Мимо чайник пролетает -
    Чашку чаем наполняет:
    - Буль-буль!..
    Ой-ёй-ёй!
    Нужен сахар кусковой!

    Раз-два-три-четыре-пять -
    Вышел сахар погулять.
    Мимо ложка пролетает -
    Сахар в чашке растворяет:
    - Дзынь-дзынь!..
    Ой-ёй-ёй!
    Нужен пряник расписной!

    Раз-два-три-четыре-пять -
    Вышел пряник погулять.
    Рядом зубки поджидают -
    В прятки с пряником играют:
    - Хруст-хруст!..
    Ай-яй-яй!
    По столу растекся чай!

    Раз-два-три-четыре-пять -
    Вышла тряпка погулять.
    Тряпка в чае извозилась,
    Тряпка фыркала и злилась:
    - Раз-два-три-четыре-пять -
    Не хочу с тобой играть!

    Мышкина считалка

    Раз, два,
    Три, четыре.
    Сосчитаем дыры в сыре.
    Если в сыре много дыр,
    Значит, вкусным будет сыр.
    Если в нём
    Одна дыра,
    Значит, вкусным
    Был
    Вчера.

    Первая считалочка для Кошки

    Раз, два, три,
    Четыре, пять.
    Кошка учится считать.

    Потихоньку,
    Понемножку
    Прибавляет к Мышке
    Кошку.

    Получается ответ:
    – Кошка – есть,
    А Мышки - нет!

    Тигр вышел погулять


    Раз, два, три, четыре, пять,
    Вышел тигр погулять.
    Запереть его забыли.
    Раз, два, три, четыре, пять.

    Он по улице идет,
    Ни к кому не пристает,
    Но от тигра почему-то
    Разбегается народ.

    Кто на дерево забрался,
    Кто укрылся за ларек,
    Кто на крыше оказался,
    Кто забился в водосток.

    А на елке, как игрушки,
    Разместились две старушки.
    Опустел весь город мигом -
    Ведь опасны шутки с тигром.

    Видит тигр - город пуст:
    "Дай-ка, - думает, - вернусь.
    В зоопарке веселей,
    Там всегда полно людей!"

    Над горою


    Над горою солнце встало.
    С неба яблоко упало,
    По лазоревым лугам
    Покатилось прямо к нам!
    Покатилось, покатилось,
    В речку с мостика свалилось,
    Кто увидел - не дремли,
    Поскорей его лови!
    Кто поймал, тот молодец,
    Ведь считалочке конец!

    Шли бараны по дороге


    Шли бараны по дороге,
    Промочили в луже ноги.
    Стали ноги вытирать:
    Кто платочком,
    Кто тряпицей,
    Кто дырявой рукавицей!

    Зайчик


    Раз, два, три, четыре, пять,
    Негде зайчику скакать,
    Всюду ходит волк, волк,
    Он зубами щелк, щелк!
    А мы спрячемся в кусты,
    Прячься, заинька, и ты.
    Ты, волчище, погоди,
    Как попрячемся – иди

    Ехала карета


    Ехала карета темным лесом
    За каким-то интересом.
    Инте-инте-интерес -
    Выходи на букву "эс".

    Вышел Зайчик погулять


    Раз, два, три, четыре, пять.
    Вышел Зайчик погулять.
    Вдруг охотник выбегает,
    Прямо в Зайчика стреляет:
    Пиф-паф!
    Ой-ой-ой!
    Умирает Зайка мой...
    Принесли его домой-
    Оказался он живой!

    Кто не спит?


    Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять!
    Надо, надо, надо спать!
    И не надо куролесить!
    Кто уснул - тот видит сон,
    Кто не спит - тот выйди вон!

    Котята

    Вы послушайте, ребята,
    Я хочу вам рассказать:
    Родились у нас котята -
    Их по счёту ровно пять.

    Мы решали, мы гадали:
    Как же нам котят назвать?
    Наконец мы их назвали:
    РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

    РАЗ - котёнок самый белый,
    ДВА - котёнок самый смелый,
    ТРИ - котёнок самый умный,
    А ЧЕТЫРЕ - самый шумный,
    ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА -
    Те же хвост и голова,
    То же пятнышко на спинке,
    Так же спит весь день в корзинке.

    Хороши у нас котята -
    РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
    Заходите к нам, ребята,
    Посмотреть и посчитать.

    В дошкольной педагогике игра рассматривается как исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности ребенка, где творчески или косвенно отражаются явления окружающей действительности (труд и быт людей, имитация движений животных и др.). Игры, в которых ярко обнаружена роль движений, имеют общее условное название подвижных игр.

    Понятие "игра" является чрезвычайно многогранным и именно поэтому игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разного возраста, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка, методом организации ее жизни и неигровой деятельности.

    Подвижные игры являются одним из важных средств физического воспитания детей разного возраста. Игра, как и любая деятельность проводится с определенной целью, целью. Целевая установка и двигательная деятельность ее участников определяются сюжетом (фабулой) игры. Сюжет - это замысел (тема) и порядок двигательных действий, раскрывающих этот замысел или тему.

    Фабула - это краткое содержание двигательной деятельности, в которой двигательные действия представлены в последовательной связи. Согласно сюжету игры, ребенка вводят в определенный образ, в определенную роль, находясь в которой он имеет право выполнять одни двигательные действия и не выполнять другие.

    Выполняя ту или иную роль, ребенок погружается в мир фантазии, который дарит ему новые впечатления от мнимой деятельности. И это захватывает ребенка, способствует удовлетворению его биологической естественной потребности в постоянной деятельности, в развитии психических функций (представления), в новых впечатлениях, в эмоциональном потенциале.

    Вот почему дети любят быть котиками, мышками, зайчиками, волками, охотниками, космонавтами и т.д. В этом заключается целостность образа, роли, а, следовательно, и сюжета.

    Сюжет раскрывается с помощью правил. Правила - это положение, в которых отражается суть игры, соотношение всех их компонентов. Правила уточняют права и обязанности игроков, определяют способы ведения игры и ее результаты. Фролов В. Г. Физкультурные занятия игры и упражнения на прогулке. - М.: Просвещение, 2013. - 158 с.

    Результат игры всегда направлен на победу, на выигрыш. Выигрыш является постоянной составляющей структуры новой игры. Там, где есть выигрыш, действует стремление победы, там есть соревновательная деятельность. Итак, в основе игры лежит соревнование, которое осуществляется в соответствии с сюжетом игры и обуславливается ее правилам.

    Стоит отметить, что соревнования в игре является специфическим, поскольку позволяет импровизацию двигательных действий для достижения победы.

    Импровизация предполагает внезапное изменение ситуации, необходимость проявлять игрокам творческую инициативность двигательных действий. Но такая импровизация ограничивается правилами игры. Возможность импровизировать разнообразит игровую деятельность, удовлетворяет естественные потребности ребенка творить, потребность в новых впечатлениях. Импровизация делает привлекательным сам процесс игры, а не только ее результат.

    Следовательно, основными компонентами двигательной деятельности в игре являются сюжет, соревнования и импровизация. Игра - это сюжетно-соревновательная деятельность, правила которой обусловливают импровизацию двигательных действий.

    Значение подвижных игр:

    • 1. Способствуют формированию и совершенствованию жизненно необходимых движений, всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья, воспитанию положительных моральных и волевых качеств.
    • 2. Положительно влияют на все системы организма.
    • 3. Возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.
    • 4. Удовлетворяют потребность растущего организма ребенка в движении, способствуют обогащению его двигательного опыта.
    • 5. Совершенствуют технику физических упражнений.
    • 6. Способствуют развитию у детей физических качеств.
    • 7. Эффективно влияют на умственное развитие, помогают уточнить представления об окружающем мире, различные явления природы, расширяют кругозор.
    • 8. Создают положительные условия для развития внимания, восприятия, уточнение определенных понятий, творческой фантазии, памяти.
    • 9. Способствуют развитию языка, скорости мышления, творчества и сообразительности.
    • 10. Игры является средством эстетического воспитания.

    Однако, подвижная игра как средство физического воспитания полезна только тогда, когда воспитатель знаком с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями дошкольников каждой возрастной группы, с методикой проведения игр и заботится о соблюдении соответствующих санитарно-гигиенических условий.

    Классификация подвижных игр:

    • 1. Сюжетные.
    • 2. Игровые упражнения (несюжетные).
    • 3. Игры с элементами спорта (городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей).

    В основу сюжетных подвижных игр положено жизненный рассвет ребенка, его представление об окружающем мире. Во время игры, дети воспроизводят движения, характерные для того или иного образа (как прыгает зайчик, как он скрывается от лисички). Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связанные с сюжетом. Например, зайцы прыгают в лесу, а охотники охотятся на них. Большинство сюжетных игр - коллективные. В них ребенок приучается согласовывать свои действия с действиями других игроков, а не капризничать, действовать организованно, как требуют правила.

    Для игровых упражнений (несюжетных игр) характерна конкретность двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Содержание игр-задач предоставляют доступные детям действия (добежать первым к условной полосе, попасть мячом в цель и т.д.). В играх с четкой задачей, благодаря контрастности содержания, действия детей приобретают целенаправленный, осмысленный характер. Многократное повторение движений в таких играх под контролем воспитателя способствует совершенствованию двигательных умений и интенсивному развитию соответствующих двигательных качеств. Дозировку упражнений в этих играх, в отличие от сюжетных игр, определяют конкретно, что является одной из их положительных сторон.

    Из несюжетных игр у детей очень популярны игры с использованием различных предметов. Двигательные задачи в этих играх конкретные: попасть шариком в кеглю, накинуть кольцо на палку и др. Их часто проводят в соревновательной форме между отдельными детьми или подгруппами. Эти игры могут проводиться как забавы во время прогулок, на физкультурном празднике, когда дети демонстрируют свои умения, ловкость, скорость в выполнении различных двигательных задач. Гуменюк С.В. Виховання гуманних якостей учнів основної школи у процесі занять фізичною культурою: автореф. дис... канд. пед. наук. - Т., 2009. - 19 с.

    Оптимальные условия для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников создаются при сочетании конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений, направленных в основном на четкое выполнение определенных двигательных действий и сюжетных игр. При таких условиях движения, усвоенные детьми ранее, совершенствуются в различных условиях.

    Проведение игр с элементами спорта требует четкого объяснения правил, обуславливающих процесс соревнований между отдельными детьми или командами. Обязательным является владение каждым ребенком двигательными навыками (техникой движений), которые определяют результат соревнований.

    Эффективность подвижных игр для решения задач физического развития во многом зависит от условий их проведения - эмоциональной насыщенности, контраста двигательного содержания, наличия просторного помещения и достаточного количества необходимых для детей предметов.

    Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки:

    К играм большой интенсивности относят те, основу которых составляют интенсивные движения: прыжки, бег в сочетании с метанием, преодоление препятствий. Интенсивность нагрузки колеблется в пределах 155-180 уд/мин.

    Игры средней подвижности предусматривают активное участие в них детей. Характер двигательной деятельности участников игры относительно спокойный (метание предметов в цель, ходьба в сочетании с другими движениями: подлезание под дугу, переступание через предметы). Частота сердечных сокращений при играх средней интенсивности составляет 130-154 уд/мин.

    Во время игр малой подвижности не все дети выполняют движения одновременно. Иногда активно двигается только часть из них, остальные находятся в статическом положении и наблюдают за действиями тех, кто играет. Движения, которые составляют содержание игры, выполняются в медленном темпе с интенсивностью до 130 уд/мин.

    Характеристика содержания упражнений игрового характера: забава, развлечение, эстафета, противоборство.

    Двигательная деятельность, в которой отсутствует один из перечисленных компонентов не может считаться игрой. Это упражнения игрового характера. К ним относятся: развлечение, забава, эстафета, противоборство. Кузьмичева Е.В. Подвижные игры для детей младшего школьного возраста: учебное пособие. - Физическая культура, 2008. - 112 с.

    Развлечение - импровизированная деятельность, в которой двигательные действия не ограничиваются правилами.

    Забава - сюжетная деятельность, правила которой позволяют на импровизацию двигательных действий.

    Эстафета - сюжетно-соревновательная деятельность, правила которой запрещают импровизацию двигательных действий. Подвижные игры: Учебное пособие для студентов вузов и ссуз физической культуры / Под ред. И.М. Короткова и Л.В. Былеевой. - М.: СпортАкадемПресс, 2012. - 229 с.

    Противоборство - соревновательная деятельность, правила которой обусловливают импровизацию двигательных действий (табл. 1.1).

    Таблица 1.1 Особенности содержания видов подвижной деятельности

    Значение упражнений игрового характера для развития организма детей.

    Проведение забавы способствует:

    • · изучению техники физических упражнений;
    • · удовлетворению естественных потребностей в движении;
    • · воспитанию красоты, плавности, легкости движений;
    • · развитию чувства ритма.

    Проведение эстафеты способствует:

    • · совершенствованию техники физических упражнений;
    • · развитию быстроты, ловкости;
    • · развитию волевых качеств;
    • · развитию нравственных качеств.

    Проведение противоборств способствует:

    • · постоянной мобилизации (сосредоточенность внимания)
    • · развитию силы, ловкости;
    • · проявлению волевых усилий. Дубогай А.Д. Психолого-педагогические основы формирования здорового образа жизни младших школьников / А.Д. Дубогай. - Дисс. ... докт. пед. наук. - К., 1991. - 350 с.