• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Гражданская война в Сирии, продолжающаяся почти пять лет, еще ждет своего детального описания. Одним из самых интересных разделов будущей истории борьбы с радикальными исламистами и их союзниками, безусловно, станет анализ действий сирийских ВВС, во многом определивших ход этой войны.

    Силы особого внимания

    ВВС Сирии всегда считались одними из лучших в арабских странах - что неудивительно, учитывая летное прошлое Хафеза Асада, руководившего страной с 1971 по 2000 год, и его бессменного министра обороны Мустафы Тласа, с 1972 по 2002 год возглавлявшего военное ведомство. Качество арабских ВВС часто воспринимается через призму катастрофического разгрома в шестидневной войне с Израилем в 1967 году, однако в последующих конфликтах, несмотря на очевидное техническое и оперативное превосходство израильских ВВС, сирийцы выделялись на фоне соседей и лучшей подготовкой пилотов, и высоким уровнем организации.

    В конце 1980-х прогресс сирийских ВВС приостановился: после распада СССР страна перестала получать военную технику на льготных условиях (а зачастую и бесплатно), а экономика Сирии не позволяла покупать новые самолеты по коммерческим ценам. Впрочем, беспокойства по этому поводу в Дамаске не проявляли: отношения с Израилем, стабилизировавшиеся до состояния худого мира, устраивающего обе стороны, позволяли не думать о возможной войне, а для наиболее вероятных внутренних конфликтов хватило бы и ранее поставленного - тем более что полученные в 1980-х годах ударные самолеты Су-24МК, Су-22М4, МиГ-23БН, истребители МиГ-23МЛ и МиГ-29 на тот момент считались вполне современными машинами.

    Тем не менее в начале 2000-х годов Сирия рассматривала возможность обновления своих ВВС с помощью России - в частности, сирийские военные проявляли интерес к истребителям Су-27, но информация о поставках этих самолетов Дамаску осталась неподтвержденной. Насколько можно судить, реально возобновившееся сотрудничество в сфере авиатехники сводилось в основном к ремонту имеющихся самолетов и вертолетов. Сократились и возможности боевой подготовки, что впоследствии сказалось на потерях - при лучшей подготовке пилотов их было бы меньше.

    В четвертом номере журнала Moscow Defense Brief за 2012 год была опубликована статья Михаила Барабанова Russian Interests in Syria: Myths and Reality, в которой сообщалось, что в 2007 году были подписаны два контракта: один из них предусматривал поставку 12 истребителей МиГ-29М/М2, другой - 8 истребителей-перехватчиков МиГ-31Э. В начале 2012 года был подписан на поставку 36 новейших учебно-боевых самолетов Як-130, оборудование которых позволяет, в частности, выполнять и задачи ударных машин, в том числе с применением высокоточного оружия. Предполагалось, что эти контракты станут первыми ласточками, и в 2010-е годы парк ВВС Сирии радикально обновится и не менее радикально сократится - как минимум за счет вывода устаревших истребителей МиГ-21 и ранних модификаций МиГ-23.

    Реализовать эти планы, однако, не удалось: сначала финансовые проблемы Дамаска, а затем начавшиеся волнения, переросшие в гражданскую войну, сделали для сирийских ВВС куда более актуальными вопросы поддержания боеготовности имеющихся самолетов и вертолетов, независимо от их морального устаревания.

    Война до последнего МиГа

    Боевые действия, начавшиеся в 2011 году и охватившие большую часть территории страны в 2012-2013-м, заставили Дамаск использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы, включая устаревшую технику. Десятки самолетов и вертолетов были потеряны на захваченных антиправительственными силами базах, однако в подавляющем большинстве это были выработавшие свой ресурс самолеты, числившиеся в строю лишь номинально. Практически все машины, способные летать, довольно быстро сосредоточились в центре и на западе Сирии, главным образом на авиабазах Мезе (Дамаск), Шайрат (Хомс), Аль-Тайяс (близ Пальмиры), Квейрис (в районе Алеппо), на аэродромах близ Латакии и Дейр-эз-Зора.

    В ходе боевых действий использовались практически все типы самолетов, имеющиеся в распоряжении Дамаска, кроме разве что истребителей-перехватчиков МиГ-25П (в боеспособности которых к 2011 году уже были большие сомнения, а целей в этой войне для них не было точно). Сирийские ВВС несли значительные потери - по некоторыми источникам, было утрачено свыше 130 самолетов и вертолетов, однако достоверность этой оценки вызывает сомнения.

    Фото: Mohammed Al-khatieb / AFP / East News

    Некоторые офицеры ВВС России, уже в ходе боевых действий бывавшие в командировках в Сирии в рамках военно-технического сотрудничества, анализируя некоторые случаи потерь сирийской авиатехники, прежде всего вертолетов, утверждали, что выкладываемые террористами видеоролики демонстрировали поражение одних и тех же машин, уничтожение которых фиксировалось несколькими камерами с разной дистанции и направлений, а при последующей обработке видео «продавалось» по нескольку раз. «Продавалось» в буквальном смысле: основные группировки антиправительственных сил, будь то умеренная оппозиция или радикалы, установили свою систему премий за успехи в боях, и уничтоженные самолеты и вертолеты оценивались очень высоко.

    Пытаясь свести все тематические материалы воедино, можно прийти к выводу, что боевые потери ВВС Сирии, то есть машины, не вернувшиеся с боевого задания по всем причинам, от поражения ПВО противника, до аварии, а также списанные из за боевых повреждений, без учета захваченной или расстрелянной на базах техники, составляют более 40 вертолетов, подавляющее большинство которых - транспортные и многоцелевые Ми-8/Ми-17 в различных вариантах, а также две единицы боевых Ми-25 (экспортный вариант вертолета Ми-24Д) и 25-30 боевых самолетов. В это число входят около десяти МиГ-21 различных серий, шесть или семь учебно-боевых самолетов L-39, в том числе L-39ZA, адаптированных для штурмовых задач, четыре истребителя-бомбардировщика МиГ-23БН (включая один сбитый ВВС Турции 23 марта 2014 года), один истребитель МиГ-23МЛ, пять истребителей-бомбардировщиков Су-22М и три фронтовых бомбардировщика Су-24МК (включая сбитый израильскими силами ПВО 23 сентября 2014 года).

    В настоящее время нет достоверных сведений о потерях вертолетов SA-342 Gazelle, которые Сирия закупала в конце 1970-1980-х годах во Франции. Возможно, их использование ввиду отсутствия запчастей из-за введенных странами Запада санкций крайне ограничено, и, скорее всего, единичные «Газели» просто не успели налетать достаточно, чтобы попасть под результативный огонь противника.

    Не понесли потерь и истребители МиГ-29 - скорее всего потому, что их использование для ударных задач было довольно ограниченным, а истребители, занимающиеся патрулированием воздушного пространства и сопровождением ударных машин близ границы с Турцией, боевики просто не могли достать.

    Так или иначе, общие потери достаточно велики: Сирия потеряла примерно половину имевшегося до начала войны парка вертолетов Ми-8/17 и примерно 15 процентов пригодного к полетам парка боевых самолетов.

    Незамеченный подвиг

    Пресса последних лет стала стесняться громких слов, однако то, что сделали ВВС Сирии (не умаляя заслуг ряда подразделений армии и ополчения), можно без преувеличения назвать подвигом. Страдая от нехватки запчастей, современных боеприпасов, топлива, на самолетах, зачастую вылетавших назначенный ресурс, с пилотами, у которых не было нужных часов налета для отработки противодействия средствам ПВО, сирийская военная авиация продолжала выполнять свои задачи. Иногда - в немыслимых условиях, как в осажденном Дейр-эз-Зоре, где истребители МиГ-21 поднимались в воздух фактически под минометным огнем, атакуя противника, окопавшегося в нескольких сотнях метров от взлетной полосы. При этом шансы остаться в живых «в случае чего» были минимальны: авиационно-спасательная служба в ВВС Сирии не слишком хорошо развита, а при попадании в руки террористов расстрел был самой легкой участью, грозившей пилоту.

    Фото: Дмитрий Виноградов / РИА Новости

    Нехватка запчастей решалась «каннибализацией» ранее списанных машин, нехватка боеприпасов - изготовлением кустарных авиабомб, но до бесконечности так продолжаться не могло: современная авиация, даже с учетом неприхотливости и ремонтопригодности советских самолетов второго-третьего поколений, все же весьма чувствительна к поставкам необходимого оборудования, и без внешней помощи сирийские ВВС однажды перешли бы ту грань, за которой последовало бы обвальное крушение боеспособности и переход к эпизодическим вылетам единичных «оставшихся в живых».

    Переход за эту грань откладывали несколько факторов. Во-первых, проблемы с оснащением и подготовкой у противника - террористические группировки, имея достаточное количество оружия, так и не получили современных переносных зенитных комплексов (видимо, спонсоры и радикалов, и умеренной оппозиции догадывались о возможных последствиях для самих себя). Основным средством ПВО боевиков оставалось стрелковое оружие и малокалиберная зенитная артиллерия с крайне ограниченным числом ПЗРК старых типов. Подготовка расчетов этой импровизированной ПВО также оставляла желать лучшего, что зачастую спасало сирийских пилотов, позволяя им компенсировать недостаток собственной подготовки многократными заходами на цель, которых не простил бы любой профессиональный расчет зенитной установки.

    Вторым существенным фактором стала помощь извне, в первую очередь - из России. Начавшаяся в 2012 году и расширившаяся в следующие два года, она позволила замедлить темпы снижения боевого потенциала, а затем и остановить его. Ключевую роль сыграли поставки запчастей, позволившие поддерживать техническую готовность авиапарка, и организационная помощь в виде военных советников на месте и запущенной вновь подготовки летного, технического и командного состава ВВС в России.

    В этих условиях сирийская авиация выполняла практически весь объем задач - от поддержки блокированных баз до точечных ударов. По некоторым сведениям, 2014 года вылет бомбардировщика Су-24МК с полученной из России управляемой авиабомбой решил судьбу древней твердыни госпитальеров - Крак де Шевалье близ Хомса, которая в 2013 году была захвачена террористами. Высокоточный боеприпас проделал брешь в укреплениях, которой воспользовались сирийские спецназовцы, ворвавшиеся в замок и уничтожившие боевиков. Этот шаг позволил сохранить историческую крепость: обычный для сирийской армии многодневный артобстрел превратил бы ее в руины. ВВС Сирии оказались единственной силой в распоряжении Дамаска, способной эффективно поддерживать собственные войска и в обороне, и в наступлении, однако число боеготовных машин в силу потерь и физического износа неуклонно уменьшалось и заставляло задуматься о перспективах этой поддержки и войны в целом.

    Главной проблемой сирийских ВВС была разведка и целеуказание. Там, где противника удавалось оперативно идентифицировать и "привязать к месту", удары с воздуха имели сокрушительный эффект, но нехватка современных разведывательных средств делала такие успехи нечастым явлением. Террористы, придерживающиеся тактики маневренной войны с активным использованием небольших мобильных подразделений, научились выходить из под ударов, и немногочисленная группировка сирийских БПЛА и самолетов-разведчиков не позволяла своевременно отслеживать их перемещения. Изменить эту ситуацию удалось только с появлением в регионе российской авиагруппы.

    Война шла с переменным успехом, и, отражая атаки террористов в одних местах, сирийцы были вынуждены отступать в других - к лету 2015 года ситуация стала критической. В этот момент, однако, уже началась подготовка российской операции, вскоре радикально изменившей обстановку.

    Новые условия

    Операция российских воздушно-космических сил в Сирии, официально 30 сентября 2015 года, позволила дать сирийским ВВС отдых - почти все современные машины были выведены на ремонт и модернизацию. По имеющейся информации, сирийские Су-24МК получили новый прицельно-навигационный комплекс СВП-24 и другое оборудование, что расширило номенклатуру используемых боеприпасов и позволило резко поднять точность бомбометания неуправляемыми авиабомбами. Это резко повысило эффективность их действий - теперь в каждом вылете сирийские Су-24 благодаря новому оборудованию и прошедшим переподготовку летчикам могли поражать , как и модернизированные российские бомбардировщики того же типа.

    По некоторым данным, модернизация коснулась и как минимум части сирийских МиГ-29, однако некоторые специалисты полагают, что под модернизацию замаскировали все же состоявшиеся поставки МиГ-29М, которые были заказаны Дамаском еще в 2000-х.

    Насколько можно судить, в настоящее время именно группировка Су-24 составляет боевое ядро сирийских ВВС, и самолеты этого типа совершают до 30 вылетов в сутки. В то же время используются и самолеты других типов: истребители-бомбардировщики Су-22М4, численность которых оценивается примерно в 25-30 исправных машин, МиГ-23БН, которых насчитывается примерно столько же, истребителей МиГ-23МЛ/МЛД и МиГ-21, которых, по разным оценкам, осталось примерно по 50-60 исправных машин для каждого типа. Число вылетов старых машин сложно оценить в виду недостатка информации, но в основном они используются для поддержки войск на поле боя.

    Ввод российской авиагруппы и обновление парка ударных машин сирийских ВВС позволили резко сократить использование над полем боя учебно-боевых самолетов L-39. Нагрузка на сирийскую армейскую авиацию тоже снизилась - над полем боя появились российские вертолеты Ми-24П, которые были быстро опознаны на видео даже не столько по внешним отличиям от сирийских Ми-25, сколько по почерку: полеты на сверхмалых высотах и больших скоростях с интенсивным маневрированием до этого позволяли себе очень немногие сирийские вертолетчики.

    Говорить о победе в сирийской войне рано, даже несмотря на растущие объемы помощи Дамаску со стороны Москвы и Тегерана, - равно как и предполагать, чем в принципе она может закончиться. Но самое главное уже произошло: очевидно, что ни умеренной оппозиции, ни радикалам разных направлений не удалось добиться крушения сирийского государства и одержать победу над его армией. Подчиняющиеся Башару Асаду войска и отряды ополчения прекратили отступать, более того - начали зачистку от боевиков стратегически важных районов Латакии и Алеппо, выходя к границе с Турцией. Как пойдут боевые действия дальше, особенно с учетом объявленного перемирия, сказать пока сложно, но перелом уже очевиден, как и значимый вклад в этот успех сирийских ВВС.

    Силы ПВО Сирии отреагировали на этот удар, сбив израильский F-16.

    После этого Израиль атаковал 12 целей внутри Сирии, среди которых были не только предполагаемые места расположения иранских сил, но и базы ПВО Сирии. Эту операцию Иерусалим назвал самой крупной атакой на ПВО Сирии со времен Первой ливанской войны 1982 года.​ По данным Сирийского центра мониторинга прав человека (SOHR), атака была произведена в три раунда, в результате погибли минимум шесть человек — бойцы сирийской армии и их союзники из других стран.​

    Израильский F-16 был сбит ракетой из зенитно-ракетного комплекса С-200, сконструированного в СССР еще в 1960-е годы, уверен эксперт Российского совета по международным делам Антон Мардасов. Ранее правительственные силы Сирии утверждали, что использовали С-200, но до нынешнего дня сохранялись сомнения в способности системы нести полноценное боевое дежурство, пояснил РБК Мардасов.

    Американский исследовательский центр Eurasia Group предполагает, что в рамках политики сдерживания Тель-Авив продолжит демонстрировать Ирану и Сирии готовность продолжать авиаудары, цитирует агентство Reuters аналитическую записку экспертов центра. «Однако следующий подобный инцидент может легко подтолкнуть стороны к региональному конфликту», — предупреждает Eurasia Group.

    «Есть вероятность, что иранский беспилотник использовался как приманка для израильтян, после чего последовал удар системой ПВО, но подтвердить это трудно», — отметил Мардасов.

    Переговоры на троих

    После крушения истребителя премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху созвонился с российским президентом Владимиром Путиным и госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. «Наша позиция ясна: Израиль защитит себя от любой агрессии и попыток нарушить его суверенитет. Я заверил Путина в том, что это наше право и обязанность — защищать себя от атак со стороны Сирии», — сообщил о содержании беседы Нетаньяху.

    Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху (Фото: Алексей Никольский / Sputnik / Reuters)

    На сайте Кремля по этому поводу лаконично сказано , что российская сторона высказалась за то, чтобы стороны избегали любых шагов, способных привести к раскручиванию противостояния в регионе.

    Представитель госдепартамента Хизер Нойерт после разговора Нетаньяху с Тиллерсоном выразила «беспрекословную поддержку» действиям Израиля по защите суверенитета.

    «Просчитанная Ираном эскалация угрозы и его попытки расширить сферу влияния ставят под угрозу всех жителей региона — от Йемена до Ливана», — заявила Нойерт, добавив, что США продолжат оказывать сопротивление «пагубной активности» Тегерана.

    Москва уже выступает как посредник в контактах между Израилем и Сирией с Ираном, чтобы не допустить эскалации противостояния, уверяют дипломатические источники The Times of Israel.

    По мнению Мардасова, у России нет ни желания, ни возможностей кардинальным образом повлиять на действия Ирана: «Во-первых, Тегеран является тактическим союзником Москвы. Во-вторых, Иран уже создал в юго-западной Сирии, на границе с Израилем, мощную зону влияния с опорой на местные силы, помимо иностранной поддержки. Максимум возможного для усмирения Тегерана — шаги по разведению сил или же попытка размыть иранское влияние в проправительственном ополчении».

    Опасное небо

    За последнюю неделю противостояние в небе над Сирией ожесточилось. 3 февраля отряды вооруженной сирийской оппозиции сбили российский штурмовик Су-25 в провинции Идлиб на северо-западе Сирии, пилот Роман Филипов погиб в бою на земле. 10 февраля были сбиты не только иранский беспилотник и израильский F-16, но и турецкий вертолет T129 ATAK.

    Растущие авиапотери стали последствием обострения противоречий между всеми участниками сирийского конфликта, начавшегося после военной победы над «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая группировка), отмечает Мардасов. «Теперь эти противоречия трудно закамуфлировать под борьбу с терроризмом. Все более явственная многогранность сирийского конфликта и приводит к таким инцидентам», — добавил эксперт.

    Почти с самого начала гражданской войны в Сирии в различных средствах массовой информации стали появляться сообщения о применении против мятежников тяжелой техники и авиации. Вне зависимости от правдивости, эти в свое время стали еще одним поводом для критики и обвинений в сторону администрации сирийского президента Б. Асада. Немного позже появились более достойные подтверждения того, что сирийские военные действительно используют в своих операциях боевые самолеты и вертолеты, однако это использование в большинстве случаев сводится к транспортной функции. Удары по противнику если и производятся, то достаточно редко ввиду характерных особенностей гражданской войны.


    На момент начала вооруженного конфликта ВВС Сирии были одними из самых многочисленных в регионе. В то же время, количество в этом случае почти не переходит в качество. Самым новым боевым самолетом сирийской военной авиации является советский/российский истребитель МиГ-29. Согласно различным источникам, общее количество таких самолетов всех модификаций не превышает 75-80 единиц. Не так давно сирийское руководство намеревалось модернизировать имеющиеся МиГ-29, однако воплощению этих планов помешала война. В результате самым массовым типом самолетов в сирийских военно-воздушных силах остается МиГ-21. Общее число этих самолетов оценивается в 140-200 бортов. Столь большая разница в оценках вызвана строгим режимом секретности, установленным сирийским военным руководством. Однако даже секретность не может значительно повысить боевой потенциал истребителей МиГ-21 и вывести их на современный уровень. Из-за этого такие самолеты используются в основном для разведки. Вторые по численности самолеты ВВС Сирии – МиГ-23. Их насчитывается более сотни. При этом имеется информация об уничтожении, как минимум, двух таких истребителей-бомбардировщиков. Один из них сгорел на аэродроме в результате обстрела инсургентами в марте этого года, другой якобы был сбит ими же в августе. Объективного подтверждения второй удачи повстанцев нет, да и не предвидится. Наконец, в составе ВВС Сирии имеется несколько десятков фронтовых бомбардировщиков Су-24 и перехватчиков МиГ-25. Общее их количество незначительно и вряд ли может оказать серьезное влияние на ход какого-либо серьезного конфликта.


    Вертолетный парк сирийских военно-воздушных сил, как это видно из его состава, скорее, приспособлен к решению транспортных задач. Большинство винтокрылых машин – более сотни – это вертолеты семейства Ми-8. Общее количество ударных вертолетов трех моделей не превышает 75-80 единиц. Это Ми-24 советского производства, французские SA-342 и доработанные соответствующим образом Ми-2. Кроме вертолетов транспортные функции в сирийских ВВС выполняют около двадцати самолетов семи типов, в основном советского производства.

    Как видим, численные показатели ВВС Сирии на фоне других стран региона выглядят значительными. В то же время, большое количество старой техники нисколько не повышает боевой потенциал этого рода войск. Главной причиной таких проблем являются экономические процессы, происходившие в последние десятилетия по всему Ближнему Востоку. По состоянию на 2009 год общие сирийские ассигнования на военно-воздушные силы составляли около 3,5% от валового внутреннего продукта. Для сравнения, лет 25-30 назад эта часть бюджета превышала порог в двадцать процентов. В то же время, за последние годы значительно вырос бюджет на закупку новых вооружений и техники. В девяностых годах среднегодовые вложения в новую технику не превышали 550-600 миллионов долларов. В последние годы перед гражданской войной эти показатели увеличились до нескольких миллиардов в год. Тем не менее, в 2007 году, во время проведения Израилем операции «Фруктовый сад», боевой потенциал сирийских ВВС не позволил отразить атаку вражеских самолетов.

    Помимо экономических затруднений быстрому обновлению не только ВВС, но и всех вооруженных сил Сирии мешает и внешнеполитическая ситуация. В 2003 году Дамаск подвергся международным санкциям из-за подозрений в сотрудничестве с иракскими вооруженными формированиями, появившимися после свержения С. Хусейна. Даже после смягчения отношения к Сирии почти каждый контракт на поставку вооружений и техники становился предметом скандала той или другой величины. К примеру, в 2007 году, вскоре после удачного израильского удара, появились слухи о возможной покупке Сирией российских самолетов МиГ-31 в экспортной конфигурации. Такие перехватчики могли бы прийти на смену устаревшим МиГ-25 и значительно улучшить способности сирийских ВВС по защите воздушного пространства своей страны. Однако почти сразу несколько третьих стран выразили свое беспокойство по поводу таких поставок и усомнились в предназначении самолетов. Вялые споры вокруг МиГ-31 для Сирии шли до конца весны 2009 года, когда в СМИ появились сообщения о приостановке переговоров из-за финансовых проблем Дамаска. В конце концов, в октябре 2010 года руководство «Рособоронэкспорта» успокоило всех «взволнованных» и официально заявило, что никакого контракта не было.

    Еще одна , которую можно считать примером трудностей с обновлением вооруженных сил, произошла этим летом. Самый обычный рейс самого обычного сухогруза под названием Alaed вызвал шквал критики и чуть ли не скандал. Из каких-то источников стало известно, что на борту судна перевозятся три вертолета Ми-25 сирийских ВВС, отремонтированные и модернизированные в России. Кроме того, «народная молва» приписала сухогрузу и другой груз военного назначения: некие зенитные ракетные комплексы. Несмотря на специфику применения этого вида вооружений, гипотетические поставки ЗРК тоже стали объектом критики. И все же со временем та история забылась и сторонники сирийских повстанцев переключились на другие, более актуальные темы.

    В целом, состояние ВВС Сирии выглядит неоднозначным, а проблемы с обновлением парка техники только прибавляют пессимизма в оценках. Стоит отметить, что даже имеющимися силами сирийские военные летчики вполне способны решать те задачи, которые ставятся перед ними в настоящее время. Однако только при продолжении войны с инсургентами. Если же сирийская война пойдет по тому же сценарию, что и война в Ливии, то военно-воздушные силы Дамаска вряд ли смогут серьезно ответить на угрозы. Учитывая «традиционную» для стран НАТО методику ведения локальных войн, можно предположить, что в случае международной операции против Сирии главным элементов ее обороны станут войска ПВО. Именно они теоретически могут дать отпор воздушному нападению. К сожалению, сирийская ПВО тоже может не справиться с отражением атак, но в настоящее время количественный и качественный состав военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны не позволяет строить смелые планы.

    В результате ВВС Сирии оказываются в специфическом положении: они не могут достойно противостоять зарубежной агрессии и в то же время имеют слишком большой ударный потенциал для большинства задач, возникающих в ходе гражданской войны. К примеру, удары истребителей-бомбардировщиков МиГ-23, по вполне понятным причинам, возможны только во время боев на больших открытых пространствах. В свою очередь, городские бои практически полностью исключают использование авиации, за исключением транспортных вертолетов для быстрой переброски подразделений в нужный район. Таким образом, к экономическим проблемам сирийских военно-воздушных сил добавляются еще и вопросы тактического характера. Обе эти проблемы «совместными усилиями» очень сильно мешают как ВВС, так и всем вооруженным силам Сирии в целом.

    По материалам сайтов:
    http://globalsecurity.org/
    http://periscope2.ru/
    http://sipri.org/
    http://defense-update.com/

    Война в Сирийской Арабской Республике, которая идёт с марта 2011 года, привела к существенному ослаблению авиации правительственных сил. При этом состав авиасоединений не пополняется уже много лет, что грозит стране ещё более серьёзными военно-политическими последствиями.

    Обзор ВВС Сирии

    В ходе ожесточённых боёв авиация правительственных войск продолжает наносить удары по позициям боевиков. Однако большие потери в технике поставили вопрос о срочном пополнении и модернизации авиапарка страны.

    Если бросить ретроспективный взгляд, в этой связи необходимо отметить, что ещё с конца 1950-х годов СССР оказывал огромную помощь Сирийской Арабской Республике; благодаря масштабным поставкам достаточно современной советской авиатехники ВВС Сирии до конфликта были одними из сильнейших в регионе.

    В настоящее время, несмотря на успехи нашей авиации в борьбе с терроризмом, со стороны Запада идёт всесторонняя подготовка к новому этапу действий против Дамаска. При этом необходимо учесть тот факт, что бандформирования с помощью наводчиков и предателей проводят регулярные атаки авиабаз, в ходе которых гибнут лучшие пилоты. Командование сирийской армии неоднократно распространяло заявления, в которых говорилось, что эти рейды тщательно планируются именно против лётного состава. Опытный лётчик в Сирии - желанная мишень для экстремистов, и такой способ «подавления ВВС» не только эффективен, но и гораздо дешевле применения крылатых ракет.

    В ходе боевых действий Военно-воздушные силы Сирии понесли огромный урон не только в ходе обороны авиабаз, но и от атак террористов с земли с применением зенитной артиллерии и ПЗРК. Кроме того, многие самолёты и вертолёты были списаны из-за нехватки запчастей. Причём особенно большие трудности испытывают эскадрильи, оснащённые более устаревшими машинами (МиГ-21бис, МиГ-23БН/МиГ-23МФ, Су-22М).

    В данной статье даются только приблизительные данные об авиапарке ВВС САР. Ниже отображён примерный его количественный состав в начале и в ходе конфликта:

    Тип и марка летательного аппарата*

    Поставлено (данные на март 2011 года)

    В строю

    (данные на июнь 2016 года)

    Самолёты

    МиГ-23/МиГ-27

    Су-20/Су-22М

    L-39ZA »Альбатрос»

    Ил-76Т/Ил-76М

    Вертолёты

    Свыше 100 вертолётов

    Более 40 машин

    SA 342J «Газель»

    Ми-14ПЛ/Ми-14ПС

    Свыше 20 вертолётов

    Нет данных

    *Примечание: Включены все поставленные модификации.

    Кроме того, необходимо отметить ещё один факт, который негативно повлиял на состояние ВВС Сирии. Речь идёт об элементарной халатности со стороны сирийского командования, которое в начале войны не приняло меры к заблаговременной маскировке самолётов и вертолётов в капонирах, а слабые части охранения либо были уничтожены террористами, либо бросили машины в укрытиях.

    За время своего правления Башар Асад неоднократно пытался модернизировать авиапарк армейской авиации. В частности, сирийцы желали приобрести у России истребители-перехватчики Су-27 и МиГ-31Э. Особый интерес к новой авиатехнике Дамаск проявляет с 2003 года после агрессии Запада против соседнего Ирака. Однако израильтяне и американцы приложили все усилия к тому, чтобы оружейные контракты не состоялись. Западу есть от чего нервничать: по оценкам военных экспертов, при наличии у Сирии даже шести-восьми МиГ-31Э, риск потерь при проведении операции против Дамаска ощутимо возрастает.

    Весьма запутанным остаётся и вопрос о поставках в Сирию учебно-боевых самолётов Як-130. На первых порах было заказано 36 машин данного типа на общую сумму 550 млн. долларов, однако и этот контракт, по существу, повис в воздухе.

    В этой сложной обстановке сирийцам необходимо наращивать экономические связи с оставшимися союзниками (хотя в условиях политической блокады это крайне трудная задача), а Россия, несмотря на окрики Запада, должна поставлять авиатехнику правительственным войскам. Если этого не произойдёт, то можно смело сказать, что даже в случае победы над экстремистами сирийская авиация постепенно прекратит своё существование. Какие последствия будут для сирийской государственности, говорить не надо, комментарии излишни.

    Кому война, а кому - мать родна

    На фоне существенного ослабления Сирии быстро нашлись желающие поживиться за её счёт. В этой ситуации недруги Башара Асада действуют по принципу: «Слабость - это повод к насилию». Рассмотрим лишь самых главных врагов Дамаска:

    Первый враг - Турция. Анкара считает Сирию зоной своих особых геополитических интересов, при этом она не желает её делить с кем бы то ни было, тем более что в САР есть природные ресурсы, в частности, богатые месторождения нефти и газа.

    Второй проамериканский вассал - Израиль. В Сирии прекрасно помнят череду арабо-израильских войн второй половины XX века, инициатором которых, как правило, был Тель-Авив. Разумеется, израильские провокации осуществлялись и осуществляются до сих пор под патронажем США.

    Третья фактическая сторона конфликта - арабские монархии Персидского залива, которые оказывают обильную помощь экстремистам разных мастей; тем самым Саудовская Аравия, Кувейт и другие сателлиты Запада не только обслуживают интересы Вашингтона, но и стремятся упрочить свои экономико-политические позиции.

    Участие наших лётчиков в антитеррористической операции ещё раз красноречиво показывает, что потенциальные агрессоры считаются только с силой, поэтому в нынешней ситуации России уходить из САР нельзя (постоянные нарушения режима перемирия тому подтверждение).

    Если рассматривать возможность гипотетического конфликта между Сирией и НАТО, необходимо учитывать, что в случае агрессии Североатлантического альянса сирийские ВВС, при всём их боевом опыте, накопленном в Шестидневной войне 1967 года, войне «Судного дня» 1973 года, ливанской кампании 1982 года и нынешней антитеррористической бойне, в конечном итоге, обречены на гибель. Даже учитывая качество российского оружия и моральный дух сирийской армии, правительственные войска способны продержаться против натовцев всего лишь один-два месяца. Даже в случае военной помощи со стороны Ирана у Сирии нет шансов на победу (правда, общественное мнение Запада будет взбудоражено потерями сил западного альянса). Единственное, что может как-то помочь сирийским войскам - применение противокорабельных ракет с целью уничтожения авианосных ударных групп противника, а также проведение масштабных диверсий на военных аэродромах Турции и стран Персидского залива, но главное - Россия должна удержать завоёванные военно-политические позиции в пользу законного правительства Башара Асада.

    Таким образом, несмотря на колоссальное давление, Сирия должна противостоять шантажу Запада; без глубокой модернизации собственной боевой авиации страна, по существу, обречена на гибель. В свою очередь, России необходимо довести антитеррористическую операцию до победного конца.

    Ранее о перебазировке со ссылкой на источники в Пентагоне сообщил телеканал CNN . По словам опрошенных «Газетой.Ru» специалистов, вблизи Хмеймим нет аэродромов сирийских ВВС, которые могли бы прикрыть средства ПВО, размещенные на российской базе.

    ВВС Сирии не перемещали свои самолеты к российской военной базе Хмеймим, сообщил высокопоставленный источник «Газеты.Ru» в Минобороны.

    «Этого происходить не может, поскольку рядом с Хмеймимом нет ни одного аэродрома ВВС Сирии», - подчеркнул собеседник.

    По его словам, сообщение о перемещении сирийских самолетов ближе к аэродрому Хмеймим «следует расценивать исключительно как информационный вброс, причем весьма и весьма неквалифицированный».

    Ранее телеканал CNN со ссылкой на анонимный источник в Пентагоне сообщил, что власти Сирии переместили большинство своих самолетов ближе к российской военной базе, чтобы обезопасить технику и арсеналы от возможных ракетных ударов США и возглавляемой ими коалиции.

    По словам собеседника CNN, после обстрела 6 апреля крылатыми ракетами «Томагавк» сирийской авиабазы «Шайрат» началось перебазирование ВВС Сирии в Международный аэропорт Бассель-Асада в непосредственной близости от российской военной базы Хамеймим.

    Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать информацию о передислокации сирийских ВВС.

    «У Кремля нет комментариев на этот счет, мы не занимаемся вопросами дислокации самолетов, лучше обращаться в Министерство обороны», - сказал Песков журналистам.

    Ближайшие к Хмеймим аэродромы сирийских ВВС - Минакх, Алеппо, Афис (все три в провинции Алеппо), Абу ад-Духур и Хама, рассказали «Газете.Ru» собеседники среди военных.

    Однако все эти объекты достаточно далеки от российской военной базы - на расстоянии от нескольких десятков до сотен километров.

    Кроме того, не все они способны полноценно принимать и отправлять самолеты, особенно в провинции Алеппо, уточняют источники.

    Как ранее писала «Газета.Ru» со ссылкой на специалистов ПВО, возможности современных российских комплексов С-400 и С-300 в отношении крылатых ракет типа «Томагавк» ограничены радиусом около 25 км, а для прикрытия всей правительственной территории потребуется развертывание масштабной группировки ПВО с несколькими дивизионами.

    «Создается впечатление, что заявление относительно перебазирования авиации Башара Асада сделано неквалифицированным специалистом и исключительно в виде зондажа общественного мнения», - уточнил в разговоре с «Газетой.Ru» экс-начальник Главного штаба Войск ПВО, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Игорь Мальцев .

    По словам специалиста, самолеты могут перелететь на другую авиабазу достаточно легко, но на новом месте для них надо создавать все условия для боевой деятельности - перевезти запасы топлива, авиационных средств поражения, все средства обслуживания самолетов (от заправщиков до автономных пусковых устройств), создать необходимые условия для размещения летного состава. Проще усилить противовоздушную оборону конкретного аэродрома, чем организовывать перебазирование самолетов.

    Рядом с Хмеймим лишней взлетно-посадочной полосы (ВПП) нет, а уже нескольких сотен метров вполне достаточно, чтобы поразить ударом крылатых ракет сирийские самолеты и предотвратить повреждения российских, объясняет Мальцев.

    «Если же речь идет о совместном базировании сирийской и российской авиации, то, во-первых, наше командование на это никогда не пойдет, а во-вторых, на Хмеймим и так тесно. Наши-то самолеты на этой авиабазе стоят в несколько рядов, поскольку ее емкость относительно невелика», - считает военачальник.

    «Совместное базирование сирийской и российской авиации на авиабазе Хмеймим вряд ли возможно. Это вызовет множество трудностей, причем подчас непреодолимого характера. Проще, как бы странно это ни выглядело такое предложение, построить рядом еще одну авиабазу, сирийскую. Но самое главное - мы не находимся в состоянии войны с Соединенными Штатами Америки. И в планах военно-политического руководства России такого пункта нет», - говорит Волков.

    Официально ни в Минобороны России, ни в сирийском Генштабе перебазирование не комментируют.