• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Из истории развития средств массовой информации (СМИ). Эволюция журналистики. Качество информационных технологий. Виды, функции, влияние на культуру средств массовой информации. Роль СМИ в формировании активности, в политической жизни общества.

      реферат , добавлен 22.11.2008

      Понятие, критерии, особенности использования и виды средств массовой информации. Анализ гарантий свободы массовой информации. Специальные правила регистрации и освобождение от них для средств массовой информации. Сущность форм выражения информации.

      контрольная работа , добавлен 05.03.2010

      Основные функции и сущность средств массовой информации. Главные модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти. Мотивы и формы сотрудничества и проблемы взаимоотношений государственной власти и средств массовой информации.

      курсовая работа , добавлен 10.11.2014

      Деятельность средств массовой информации, отражающая состояние региональных социально-политических систем и процессов. Средства массовой информации: понятие, виды, значение. Роль средств массовой информации в политическом пространстве Санкт-Петербурга.

      дипломная работа , добавлен 17.05.2011

      Современное состояние рынка телерадиокоммуникационных, печатных и электронных средств массовой информации в Республике Дагестан. Проблема "свободы слова" и обеспечение государственной безопасности в условиях глобальной угрозы международного терроризма.

      дипломная работа , добавлен 30.08.2013

      Политическое прогнозирование как способ познания политических процессов. История развития средств массовой информации. Функциональные особенности СМИ в современном обществе. Политическое прогнозирование под воздействием средств массовой информации.

      курсовая работа , добавлен 12.04.2014

      Роль средств массовой информации в формировании личности человека. Особенности влияния на личности будущих специалистов, таких элементов информационного общества, как традиционные средства массовой информации, сеть Интернет, телевидение, телефония.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2014

    СМИ, как убеждены многие, это "четвертая власть". Настолько влияние газет, журналов, ТВ, радио и онлайн-источников заметно в современном обществе. Какова роль и функция СМИ? Каким образом осуществляется законодательное регулирование медиа-сферы? Какие новшества нас могут ожидать в этом аспекте?

    Определение термина "СМИ"

    Согласно популярной трактовке, - это учреждения, которые созданы для публичной трансляции в общество или локальные его группы различных сведений посредством тех или иных технологических каналов. СМИ, как правило, имеют целевую аудиторию и тематическую (отраслевую) направленность. Есть политические средства массовой информации, есть СМИ деловой направленности, научной, развлекательной и т. д.

    Технологические каналы, о которых идет речь, сейчас принято подразделять на оффлайновые (именуемые также "традиционными") и онлайновые. К первым относятся печатные газеты и журналы, радио, телевидение. Ко вторым - их аналоги, которые функционируют в Интернете в виде статей на веб-страницах, ТВ- и радиотрансляций в режиме онлайн, а также видео- и аудиороликов, выкладываемых как запись и иных способов представления контента при помощи цифровых технологий (флеш-презентаций, HTML5-скриптов и т. д.).

    Возникновение СМИ

    Вместе с тем, как считают некоторые эксперты, прообразы СМИ существовали уже в те времена, когда человечество еще не изобрело не то чтобы и алфавита, но даже и полноценного языка. Наскальные рисунки древности, считают некоторые ученые, уже могли выполнять ряд функций, характерных для тех, которые выполняют современные средства массовой информации. Например, посредством них одно кочевое племя могло сообщить (намеренно или случайно) другому, которое приходило на их место, о том, какие ресурсы присутствуют на данной территории - вода, растительность, минералы, дать общие сведения об особенностях климата, (например, нарисовать солнце) или же отобразить элементы теплой одежды на рисунках.

    Однако "массовость" СМИ обрели, конечно же, только по факту изобретения носителей информации, предполагавших техническую возможность тиражирования источников в большом количестве копий. Это позднее средневековье - время, когда появились первые газеты. На рубеже 19-20-го веков были изобретены телефон, телеграф, чуть позже - радио и ТВ. К тому моменту сообщества развитых стран начали испытывать ощутимые потребности в коммуникации в силу процессов, отражающих аспекты политического строительства, социально-экономические проблемы, назревавшие по факту интенсификации производства и внедрения новых рыночных механизмов. Власть и бизнес стали активно задействовать доступные технологии для коммуникации с сообществом. Этот тренд быстро приобрел массовый характер, и появились средства массовой информации в том виде, в котором мы знаем их сегодня.

    СМИ получили огромную востребованность, прежде всего, в политической среде. Они превратились в ключевой механизм коммуникации между властью и обществом, а также в эффективный инструмент дискуссии между различными политическими организациями. СМИ стали ресурсом, контроль над которым мог гарантировать способность тех или иных заинтересованных групп управлять сознанием людей в масштабе всего общества или отдельных его представителей. Появилась власть

    СМИ наделены специфическими функциями. Рассмотрим их.

    Функции средств массовой информации

    Базовой функцией эксперты называют информационную. Она заключается в ознакомлении сообщества или конкретных групп, его формирующих, со сведениями, отражающими события, прогнозы. Также информационная функция может выражаться в опубликовании теми или иными участниками политического процесса или сведений с целью информирования не только общества, но также и значимых фигур или организаций своего уровня. Это может выражаться, например, в публикации профильных интервью, где предприниматель рассказывает о конкурентных преимуществах своей фирмы - такого рода информация может быть рассчитана на прочтение не столько со стороны целевых клиентов, сколько теми, кто может считаться конкурентами фирмы или же, например, потенциальными инвесторами. При этом формы преподнесения информации могут быть разными. Среди основных можно выделить две - в виде фактов и в виде мнений (или посредством сбалансированного смешивания этих двух моделей).

    Ряд экспертов считает, что СМИ выполняют образовательную (и в какой-то мере социализирующую) функцию. Она заключается в передаче целевым группам граждан или обществу в целом знаний, которые помогают повысить уровень вовлеченности в те или иные процессы, начать понимать то, что происходит в политике, в экономике, в обществе. Также образовательная функция СМИ важна с той точки зрения, что целевая аудитория понимает язык читаемых источников, становится постоянной, заинтересованной в получении новых сведений. Влияние средств массовой информации на уровень как таковой образованности, конечно, не столь велик. Этой функцией, в свою очередь, призваны заниматься школы, вузы и иные учебные заведения. Однако СМИ могут гармонично дополнять те знания, которые человек получает в образовательных учреждениях.

    Социализирующая функция СМИ может заключаться в содействии людям в приобщении к реалиям общественного окружения. Средства массовой информации могут дать людям ориентиры в выборе тех ценностей, которые будут способствовать скорейшей адаптации к специфике социально-экономического и политического процессов.

    Кто кого контролирует?

    СМИ, если говорить о демократических режимах, также выполняют функцию контроля над теми или иными явлениями в политике и экономике. При этом субъектом, который его выполняет, призвано быть само общество. Взаимодействуя со СМИ, социум (как правило, в лице отдельных активистов, выражающих интересы определенных групп) формирует соответствующую проблематику, а сами средства массовой информации делают ее публичной. Власть, в свою очередь, или же субъекты экономических активностей, предприятия, отдельные деятели бизнеса, будут вынуждены реагировать на соответствующие запросы общества, "отчитываться" за обещания, за реализацию тех или иных программ, решение актуальных проблем. В ряде случаев контроль дополняется функцией критики. этом смысле не меняется - главное, донести соответствующие замечания и предложения до широких масс. А затем, в свою очередь, транслировать ответную реакцию властей или бизнесов.

    Одна из специфических функций СМИ - артикуляционная. Она заключается в том, чтобы дать возможность обществу, опять же, в лице активистов, представляющих чьи-то интересы, выражать свое мнение публично, доносить его до иных аудиторий. С артикуляционной соседствует также и мобилизационная функция СМИ. Она предполагает наличие каналов, при помощи которых те же самые активисты, которые отражают чьи-то интересы, включаются в процесс политического или экономического характера. Они становятся не просто представителями чьих-то взглядов, но также и непосредственными фигурами на уровне власти или бизнеса.

    СМИ и закон

    Российские средства массовой информации, как и СМИ в большинстве стран мира, работают в соответствии с установленными нормами закона. Какого рода нормативными актами регулируется деятельность медиа-сферы в РФ? Основной источник права у нас - Закон "О средствах массовой информации", который вступил в силу в феврале 1992 года. Однако принят он был еще в декабре 1991-го. Поскольку тогда СССР еще формально существовал, орган, принявший этот акт, именовался Верховным Советом России. А подписывал его Президент РСФСР, Борис Николаевич Ельцин. Предшествующим данному правовому акту считается советский Закон "О печати", вступивший в силу в августе 1990 года. Эксперты отмечают тот факт, что оба источника права разрабатывали в основном одни и те же авторы.

    История российского законодательства о СМИ

    Какие нормативно-правовые акты предшествовали двум, что мы назвали выше? Историки отмечают, что законы, регулирующие деятельность СМИ, действовали еще до Октябрьской революции. Однако после смены власти они были отменены. Очень скоро, однако, появился Декрет о печати, подписанный в октябре 1917 года. В нем было сказано, что, как только новая политическая система обретет стабильность, какое-либо административное воздействие на работу печатных изданий будет прекращено. Предполагалось, что будет свобода слова, ограниченная лишь в возможных мерах ответственности перед судебными органами. Правда, принятие закона, который бы закреплял эти положения, так и не состоялось, вплоть до 1990 года.

    Цензура и гласность

    Большевики, как отмечают историки, почти сразу по факту установления своей власти закрыли несколько десятков газет, ввели цензуру. Деятельность советских СМИ не регулировалась никаким законом и находилась, как считают эксперты, под прямым контролем КПСС и Совмина СССР. Взаимодействие средств массовой информации и власти в СССР происходило фактически в одностороннем порядке. Функционеры центральных органов или же подчиненные им лица в составе структур на уровне союзных республик и входящих в их состав субъектов, как отмечают историки и юристы, принимали соответствующие постановления, касающиеся ключевых аспектов редакционной политики, назначали ведущих должностных лиц в изданиях, решали организационные вопросы. Аналогичная ситуация имела место также в сфере радио и телевидения. Таким образом, в СССР легально функционировали исключительно государственные средства массовой информации.

    Однако во второй половине 80-х в стране появилась гласность. Практика прямого вмешательства властей в деятельность СМИ как-то не увязывалась со складывающейся действительностью в этой сфере. Де-факто издательства стали играть огромную роль в социально-политическом развитии СССР. Но де-юре они были бесправны. Издательства не имели возможности, как отмечают некоторые эксперты, распоряжаться прибылью от реализации огромных тиражей. В результате руководство страны приняло решение разработать закон о средствах массовой информации, который бы юридически закрепил ту значимость, которую приобрели СМИ в эпоху гласности. Необходимо было создать медиа-сферу, действующую независимо от линии партии.

    Так, с 1 августа 1990 года в СССР открылась возможность для функционирования СМИ в рамках гласности. Единственным механизмом, который многие эксперты посчитали отголоском времен цензуры, стала обязательная регистрация СМИ, требовавшая соблюдения некоторых формальностей. Таких, как, например, определение лица или организации, учреждающей средство массовой информации, - закон предписывал это делать.

    Новый закон о СМИ?

    Принятый формально еще в СССР, правовой акт, регулирующий деятельность СМИ, в силе до сих пор. Однако за все время существования закона в него регулярно вносились периодические поправки. И сегодня дискуссии на предмет того, не подредактировать ли данный правовой акт в очередной раз, вписать ту или иную норму, не утихают. Конечно, речь о принятии принципиального закона пока не идет (во всяком случае, публичных данных, известных широкой общественности, об этом нет). Однако предложений о различного рода поправках, которые бы влияли на деятельность средств массовой информации в России, достаточно много.

    В числе самых свежих, которые приняты Госдумой, та, что касается ограничения во владении долей в СМИ для иностранцев. Что конкретно здесь имеется в виду? До последнего времени в акционерных долях и уставном капитале российских СМИ иностранцы могли присутствовать в каких угодно пропорциях (исключая сферу радио и телевидения). Осенью 2014 года Госдума в трех чтениях приняла поправки к закону о СМИ, по которым с 2016 года зарубежные инвесторы смогут владеть не более чем 20% от активов российских средств массовой информации.

    Ограничение доли иностранцев

    С последствиями принятия закона в новой редакции может столкнуться, как считают эксперты, не одно средство массовой информации. Примеры имеются в большом количестве. Велика доля иностранцев в активах таких издательств, как Sanoma Independent Media, Bauer, Hearst Shkulev и многих других. Обойти нормы закона, полагают юристы, проблематично. Нормы, изложенные в акте, не допускают, чтобы иностранцы владели долями в медиа-активах через посредническую цепочку из разных юрлиц. К чему это может привести?

    Эксперты считают, что результатом вступления поправок в силу может стать желание некоторых медиа-брендов прекратить деятельность в РФ. Во многом потому, полагают аналитики, что у владельцев СМИ не будет возможности выстраивать редакционную политику в желаемом формате. В связи с чем узнаваемость стиля медиа-бренда может потерять в качестве, читатели перестанут покупать соответствующие издания, а владелец понесет убытки. По мнению ряда экспертов, целесообразность закона может вызывать сомнения в связи с тем, что самые чувствительные для законодателя сферы медиа-пространства в России (политика, социум) иностранцами контролируются не столь значительно. Гораздо больше зарубежного влияния в "глянцевых" изданиях, практически не имеющих отношения к делам государственной важности.

    Закон о блогерах

    В числе других нашумевших инициатив российского законодателя - поправки, связанные с деятельностью блогеров. В соответствии с ними, владельцы Интернет-порталов (или страниц в социальных сетях и иных подобных им онлайн-проектов) в определенном выражении приравниваются к СМИ, если аудитория на соответствующих страницах превышает 3 тыс. пользователей ежедневно. Правда, в данном случае поправки касаются не закона "О средствах массовой информации", а другого правового акта, относящегося к регулированию сферы информационных технологий.

    Какого рода обязательства, характерные для СМИ, должны будут выполнять Прежде всего, это предоставление настоящей фамилии, имени и отчества. Также блогер обязан указать электронный адрес, для того чтобы с ним можно было вести юридически значимую переписку. В свою очередь, ФИО и e-mail блогер или же хостинг-провайдер сайта, где размещается проект, должен перенаправить в Роскомнадзор.

    В блоге не должна публиковаться информация, которая может, в силу своего содержания и направленности, противоречить нормам законодательства. Например, становятся недопустимыми необоснованные и затрагивающие в негативном выражении интересы других лиц высказывания, суждения, публикация компрометирующих и личного характера сведений.

    Под системой СМИ понимается некая совокупность разнообразных изданий (печатных, аудиовизуальных). В силу особой значимости печати, радио и телевидения в жизни общества и государства с точки зрения информирования, формирования общественного мнения, возможностей идеологического воздействия, в исследовательской литературе нередко особо акцентируется внимание на общественно-политической составляющей их функционирования. И с учетом этого система СМИ характеризуется как "совокупность изданий, определяемая, с одной стороны, политикой государства, а с другой, - потребностями общества на каждом историческом отрезке времени".

    Типологическая характеристика СМИ -- их классификация по общности каких-либо признаков. Параметры типологизации, то есть признаки, которые учитываются при типологической характеристике, могут быть различны. Как правило, за основу принимаются форма распространения (носитель), регион распространения, форма собственности, аудитория, время выхода, периодичность, формат.

    По форме распространения (по носителю) различают печатные (газеты, журналы, бюллетени и т.д.) и аудиовизуальные средства массовой информации (радио, телевидение). Принимая во внимание способ распространения сигнала электронных СМИ, можно выделить эфирное, кабельное, спутниковое вещание.

    Регион распространения - территория, на которой распространяется то и иное издание, либо сигнал телерадиовещателя. Распространение транснациональных СМИ не ограничивается границами одного государства, их продукция доступна для аудитории разных стран. Общенациональные СМИ охватывают территорию всей страны, либо ее большую часть. Региональные издания, радио и телевидение обслуживают отдельные регионы, границы которых определены рамками государственно-административного деления, либо части страны, которые идентифицируются по политическим, национальным, культурным и другим условиям развития. Городские и местные СМИ распространяются соответственно на территории городов, либо небольших населенных пунктов.

    Форма собственности - одна из характеристик СМИ как субъекта рыночных отношений, является основанием для анализа средств массовой информации с точки зрения источников финансирования, вложенного капитала. В процессе развития СМИ сформировались три основных типа изданий и вещательных компаний с различными формами собственности: частные, государственные, общественные.

    СМИ - частные предприятия - осуществляют деятельность на средства частных лиц, организации, корпораций, в основе их функционирования лежит частный капитал. Различают несколько видов частных СМИ. К наиболее распространенным можно отнести индивидуальные предприятия, холдинги, конгломераты.

    В индивидуальных (или фамильных) предприятиях собственность на контрольный пакет акций переходит из поколения в поколение представителям одного и того же круга владельцев (чаще одной и той же семьи). Под эгидой таких предприятий выпускается, как правило, одно издание или один вид прессы.

    Холдинги или многоотраслевые концерны, корпорации, "цепи" - группы компаний и предприятий печати, радио, телевидения, связанные между собой общими финансовыми интересами.

    Конгломераты - объединения смешанных групп, охватывающие различные сферы деятельности. Предприятия-конгломераты объединяют разнородные производства, выпускающие отличные друг от друга виды продукции.

    Государственные СМИ находятся в собственности государственных структур и обычно значительную часть финансирования получают из госбюджета.

    Общественные СМИ, согласно принципам функционирования, ограждены от влияния большого бизнеса и государства. Это достигается за счет использования особых источников финансирования и методов управления. Финансовыми поступлениями общественных медиа - компаний могут быть абонентская плата (налоги за пользование телевизионными и радиоприемниками), доходы от рекламы, государственные субсидии, благотворительные взносы и т.д.

    Денежные доходы формируются таким образом, чтобы СМИ не попали под полный финансовый контроль той или иной структуры. Управление общественными средствами массовой информации, как правило, осуществляется наблюдательными советами. В наблюдательные советы входят представители политических партий, общественных организаций, государственной власти, других объединений, имеющих авторитет и признание в обществе. Эти управленческие структуры осуществляют контроль над распределением финансовых средств, определяют информационную политику СМИ, следят за соблюдением правила пропорционального распределения эфирного времени (общественная форма собственности характерна для электронных средств массовой информации) между различными партиями и организациями. Такой порядок дает возможность координировать деятельность СМИ в соответствии с интересами общества и обычно декларируется специальными законодательными актами.

    Периодичность определяется частотностью выхода издания в определенный период времени. Различают ежедневные (выходят 4-5 раз в неделю и чаще), выходящие 2-3 раза в неделю, еженедельные, ежемесячные, выходящие раз в квартал, раз в полгода, ежегодные издания и т.д. Издания также могут не иметь регулярной периодичности выхода.

    В вещательной журналистике этим словом обычно обозначается целостная модель программы или канала (музыкальный, информационно-музыкальный формат). Для печатной продукции установлены стандартные размеры полос - А2 (большой формат, характерный для качественной общенациональной прессы), A3 (половина большой газетной полосы, таким форматом обычно выходят массовые газеты), А4 (формат журналов новостей).

    Исходя из того, для какой аудитории предназначено печатное издание, телевизионный либо радиоканал, можно выделить универсальные и специализированные средства массовой информации. Кроме того, аудиторный признак характеризует социальный и политический аспект функционирования СМИ и является основной категорией при описании массовой и качественной журналистики.

    Универсальные СМИ (издания общеполитической тематики, общего профиля) рассчитаны на широкую аудиторию. Общественно-политическая, культурная и другая самая разнообразная информация, представленная в таких изданиях, предназначена для любого человека, интересующегося текущими событиями.

    Специализированная периодика, телевизионные и радиопрограммы предназначены для отдельных групп потребителей информационного продукта. Эти группы могут различаться по социально-демографическим характеристикам (пол, возраст, образование, уровень доходов), по национальной и расовой принадлежности, по личным интересам и т.д. Тематически специализированные СМИ ориентированы именно на тот сегмент аудитории, который они обслуживают. Скажем, в журналах для домохозяек без особого труда можно отыскать кулинарные рецепты и полезные советы по ведению домашнего хозяйства, а спортивные передачи и даже целые телевизионные каналы знакомят болельщиков с подробностями событий из области спорта.

    Термины "массовая" и "качественная" журналистика в большей степени используются для характеристики печатной продукции. Эти виды прессы отличаются друг от друга содержанием, формой подачи материалов. Однако определяющим в данном случае является аудиторный признак.

    Массовая пресса ориентирована на людей с невысоким уровнем образования, ее читатели - те, кто хочет отдохнуть, поразвлечься, узнать о разного рода скандалах и сенсациях. Содержание популярных, массовых изданий носит развлекательный, сенсационный характер. Им не свойственна высокая степень аналитичности, и как следствие практически отсутствуют материалы публицистических жанров. Для массовой периодики характерным является обилие иллюстраций, фотографий, крупные броские заголовки. Однако не следует рассматривать массовую печать как нечто второсортное, как продукцию низкого профессионального уровня. Вернее будет вести речь об особых правилах и стандартах, которые присущи данному виду журналистики.

    Качественные СМИ предназначены для политиков, представителей деловых кругов, управленцев, тех, кто управляет и обладает политической и экономической властью, а также следит за развитием событий в этой области. Такие издания, как правило, учреждены и задействованы политически влиятельными группами людей, институтами общества (либо государственными институтами) для реализации их общественно значимых интересов и потребностей. Качественной прессе свойственна аналитичность. Графическая модель издания имеет строгий характер, умеренно используются иллюстрации и фотографии.

    Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами».

    В России, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро.

    В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ.

    Принципиальное значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия (ч.1-3 ст.13), а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29).

    Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29) Конституция Российской Федерации. М., «Юридическая литература», 1997г.

    Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

    Закон «О средствах массовой информации», принятый парла-ментом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распростра-нению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать тех-нические устройства, предназначенные для производства и рас-пространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства мас-совой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами -- но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмеши-ваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в дого-воре о регулировании взаимоотношений, который обязаны зак-лючить учредитель и редакция, имеется явное указание на допус-тимость подобного вмешательства.

    В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спон-сорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данно-го положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учре-дитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций пред-стают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора пре-вращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются.

    Со времени принятия данного закона Верховным Советом Рос-сийской Федерации вступили в силу около тридцати других и не-сколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств мас-совой информации. Далее следует краткое перечисление соответ-ствующих федеральных законов.

    Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клеве-ту как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репута-цию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законода-тельства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информацион-ными технологиями.

    Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).

    Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищае-мые государством сведения в области его военной, внешнеполи-тической, экономической, разведывательной, контрразведыватель-ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение ко-торых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание Закон РФ от 21.07.1993г. «О государственной тайне».// СЗ РФ. 1993. №30. Ст. 3124.

    Закон «О порядке освещения деятельности органов государствен-ной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. За-кон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых дол-жны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российс-кой Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Прези-дента.

    Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обя-занности физических и юридических лиц, участвующих в предос-тавлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицен-зий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государ-ственные органы имеют право приоритетного использования лю-бых сетей и средств связи независимо от ведомственной принад-лежности и форм собственности».

    Закон «Об информации, информатизации и защите информа-ции» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации -- ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами инфор-мационного общества и информационных технологий. Закон оп-ределяет большое число понятий и задач, связанных с информа-цией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, име-ются также положения о доступе к информации Федеральный закон РФ от 25.01.1995г. «Об информации, информатизации и защите информации».// СЗ РФ. 1995. №3. Ст.1230.

    Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекла-мы и предлагает методы государственного и общественного конт-роля за рекламой. Этим законом введен полный запрет на телеви-зионную рекламу алкогольных напитков и табака с 1 января 1996 г.

    Закон «Об экономической поддержке районных (городских) га-зет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предус-матривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекоменда-ции общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Феде-ральный реестр и могут получать дотации на покрытие части зат-рат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.

    Закон «О государственной поддержке средств массовой инфор-мации и книгоиздания Российской Федерации» принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. и вступил в силу 1 января 1996 г. -- одновременно с рядом поправок в действующее налоговое и тамо-женное законодательство. Они предусматривают налоговые и иные льготы средствам массовой информации. При этом не делается различий между государственными и частными изданиями, изда-телями, агентствами новостей или вещательными организациями. Издания и программы эротического и рекламного характера ис-ключены из числа пользующихся льготами. Организации СМИ, которые выпускают и распространяют издания, книги и другую продукцию, связанную с образованием, наукой и культурой, ос-вобождаются от НДС и налогообложения прибыли в части, зачис-ляемой в федеральный бюджет. В законе предусмотрены другие федеральные налоговые и таможенные льготы, льготные расцен-ки на аренду помещений в зданиях (если они находятся в феде-ральной собственности) и льготные тарифы на услуги связи Федеральный закон РФ от 18.10.1995г. «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации».// СЗ РФ. 1995. №48. Ст.5128.

    В 1998 г. Государственная Дума приняла пакет законов, продле-вающих до января 2002 г. государственную поддержку СМИ в Рос-сии. Эти законы были поддержаны всеми думскими фракциями и приняты подавляющим большинством голосов. Данными закона-ми еще на три года продлевается действие закона о государствен-ной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации, который должен был утратить силу 1 ян-варя 1999 г. Несмотря на острый экономический кризис в России, Президент РФ подписал и тем самым ввел закон в действие сразу после того, как он был принят парламентом.

    С ослаблением финансовой инфраструктуры и резким сокра-щением рекламного рынка вещатели и издатели еще более, чем прежде, зависят от предоставляемых правительством унифициро-ванных налоговых и таможенных льгот, льготных тарифов на элек-тричество и услуги связи, низких расценок на аренду помещений, находящихся в государственной собственности -- все это предос-тавляется по действующим в настоящее время законам. Согласно пояснительной записке, которая сопровождает законопроекты, они замедлили процесс снижения доли информационных изданий и программ в СМИ и снизили темпы падения в книгопечатании.

    Закон «Об участии в международном информационном обмене» , принятый Государственной Думой 5 июня 1996 г. и подписанный Президентом России 4 июля 1996 г., представляет собой основной документ, регламентирующий вопросы международного информа-ционного обмена, в том числе средств массовой информации. Закон нацелен на обеспечение эффективного участия и сильных пози-ций России в международной информационной инфраструктуре. В нем обязанностями органов государственной власти называются такие задачи, как обеспечение субъектов Федерации иностранны-ми информационными продуктами и услугами, пополнение и за-щита информационных ресурсов (банков данных, архивов и т.п.), внедрение современных технологий и содействие информацион-ному обмену через государственные границы. Согласно закону, нельзя ограничивать вывоз из Российской Федерации массовой информации, документированной в материальной и идентифици-руемой форме. Закон дает некоторым правительственным учреж-дениям право контролировать различные аспекты международно-го, обмена информацией. В двух случаях вводится лицензирование деятельности по международному информационному обмену: когда информационные ресурсы вывозятся из России или государство платит за информацию, ввозимую в Россию для пополнения на-циональных банков данных.

    5 сентября 1997 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на уча-стие в референдуме граждан Российской Федерации» . Он был под-писан Президентом РФ Б. Ельциным 19 сентября 1997 г. и вступил в силу 30 сентября 1997 г. Предвыборная агитация определяется в нем как «деятельность граждан Российской Федерации, кандидатов, из-бирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая избира-телей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них». Закон регламен-тирует агитацию во время проведения избирательных кампаний и референдумов, гарантирует всем зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и избирательным блокам равные ус-ловия доступа к средствам массовой информации в той форме и таким образом, какие они выберут самостоятельно. В законе уста-навливаются единообразные временные рамки предвыборной аги-тации: она должна начинаться в день регистрации кандидата и прекращаться за 24 часа до дня голосования. В течение трех дней до дня голосования, а также в самый этот день не допускается опуб-ликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами и референдумом. Закон ус-танавливает специальные правила для средств массовой информации, учредителями которых являются государственные и муници-пальные органы, и для СМИ, субсидируемых государством либо пользующихся предоставленными государством преимуществами или налоговыми льготами, которых нет у других средств массовой информации. В ст. 40 закона оговаривается, что такие общероссий-ские вещательные компании обязаны выделять всем зарегистри-рованным кандидатам и партиям не менее одного часа бесплатно-го эфирного времени по будням в то время, когда телепрограммы собирают наибольшую аудиторию. Соответствующие региональные станции должны предоставлять по 30 минут бесплатного эфирного времени в рабочие дни. Все другие средства массовой информации имеют право участвовать в избирательной кампании, но обязаны назначить единые условия для всех кандидатов. Как в случае бес-платного, так и платного эфирного времени, каждый кандидат или партия должны иметь право на получение равной доли време-ни, выделенного для предвыборной агитации.

    16 сентября 1998 г. российский парламент принял Федераль-ный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» . С момента вступления его в силу все принимаемые парламентом или правительством нормативные акты, касающиеся лицензиро-вания любых видов деятельности, должны соответствовать этому закону. В нем перечислены виды деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. В этот список входят телевизионное вещание и радиовещание; вещание дополнительной информации; предоставление услуг в области шифрования информации. Закон принят в новой редакции в 2001 г., которая вступает в силу в фев-рале 2002 г.

    Основные положения действующего закона таковы:

    · максимальный размер лицензионного сбора за выдачу ли-цензии не должен превышать десятикратного минимального раз-мера оплаты труда;

    · срок действия лицензии не может быть менее чем 3 года, если только соискатель лицензии не просит о более коротком сроке;

    · заявление на получение лицензии должно быть рассмотрено в течение 30 дней (или ранее) с момента официальной подачи заявления;

    · лицензирующие органы должны вести единые реестры вы-данных лицензий, и эти реестры должны быть открыты для обще-ственности;

    · лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если были нарушены лицензионные требования и ус-ловия, которые могут повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а так-же обороне страны и безопасности государства;

    · лицензия может быть аннулирована решением суда на осно-вании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, или органа государственной власти в соответствии с его компе-тенцией; основаниями для аннулирования лицензии являются: 1) обнаружение недостоверных или искаженных данных в доку-ментах, представленных для получения лицензии; 2) неоднократ-ное или грубое нарушение лицензионных требований и условий; 3) незаконность решения о выдаче лицензии.

    Российские эксперты отмечают, что данный закон необходим для эффективного осуществления бизнеса в России, так как мно-гие действующие правительственные акты относительно лицензи-рования противоречат федеральным нормативным актам и друг другу.

    Итак, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в отношении СМИ право призвано решать две основные задачи. Во-первых, оно должно создавать оптимальные условия для деятельности СМИ, прежде всего, обеспечить их независимость, разумеется, в социально допустимых пределах. Во-вторых, максимально ограничить возможности злоупотребления СМИ, использования их в антиобщественных целях. Задачи, как видно, не из простых. Едва ли какое-либо государство может быть уверено в том, что ему удалось их решить на достаточно удовлетворительном уровне Рихтер А.Г. Правовые основы свободы печати. М., «Дрофа». 2001г.

    Федеральное агентство по образованию

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


    Контрольная работа

    по Информационному праву

    тема: Понятие и виды средств массовой информации



    Литература


    1. Понятие средств массовой информации


    Средств массовой информации рассматривают в последнее время не столько в качестве средств общения, с помощью которых происходит передача сведений от человека к человеку или массам людей, сколько в облике института демократии, охраняющего интересы личности, общества и государства. Подобный акцент обусловлен, прежде всего, необходимостью дополнительной поддержки таких социальных ценностей, как свобода выражения мнений и убеждений, политический и идеологический плюрализм, свобода мысли и слова и т.п., которые гарантированны Конституцией РФ.

    Подход к средствам массовой информации как своеобразным выразителям мнений и инструментам получения и распространения общественно значимых сведений нашел свое отражение в Законе РФ «О средствах массовой информации», который развивает и конкретизирует принцип свободы массовой информации, закрепленный в части 5 ст. 29 Конституции РФ. Этот Закон является базовым в сфере правового регулирования отношений, возникающих по поводу организации деятельности средств массовой информации, их отношений с гражданами и организациями, порядка распространения массовой информации.

    Под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле- или видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

    Средства массовой информации должны соответствовать следующим критериям:

    массовость получателя (в отличие от различного рода изданий, предназначенных для конкретного лица или группы лиц);

    периодичность – для признания издания средством массовой информации необходим его неоднократный выход через определенные промежутки времени;

    форма изложения материала – печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма.

    В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, который получил правовое закрепление в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации». Согласно данной статье в РФ не подлежат ограничениям, за исключениями случаев, установленных законодательством о средствах массовой информации:

    поиск, получение, производство и распространение массовой информации;

    учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;

    изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.

    Важнейшей гарантией свободы массовой информации выступает законодательно установленное правило о недопустимости цензуры массовой информации. Согласно ст. 3 Закона «О средствах массовой информации» цензура массовой информации понимается как требование от редакции средства массовой информации, выдвигаемое со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей. Не допускается и создание, а равно финансирование организаций, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации.

    Широко используя свободу массовой информации, не следует забывать о ст. 4 Закона «О средствах массовой информации», которая закрепляет тезис о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. Данная статья запрещает использовать средства массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. Запрещено использование в телевидеокинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей и оказывающих вредное влияние на их здоровье.

    Исходя из анализа понятия средств массовой информации и давая краткую характеристику их разновидностям, становиться ясно, что не законодателю, не разработчикам Закона «О средствах массовой информации» не удалось в полной мере и недвусмысленно определиться с таким важным вопросом, как вопрос об отнесении средства массовой информации к объекту права либо к его субъекту.

    Говоря иными словами, реализован популярный в последнее время метод обозначения «как бы», согласно которому средство массовой информации «как бы объект права» и в то же время «как бы субъект права».

    К объекту права средство массовой информации причислить весьма не просто, поскольку:

    ему придана способность продуцировать отдельные издания, выпуски, тиражи и программы;

    ему придана способность к осуществлению деятельности;

    средство массовой информации, как и юридическое лицо, должно быть учреждено , его деятельность может быть прекращена или приостановлена .

    Указанные признаки жизнедеятельности больше подходят к субъекту права нежели к его объекту. Но в числе поименованных юридических лиц, точнее их организационно-правовых форм, средства массовой информации не значатся. Поэтому оно не юридическая личность. Роль последней играет редакция зарегистрированного средства массовой информации.


    2. Виды средств массовой информации


    Из определения, указанного в статье 2 Закона РФ «О средствах массовой информации», следует, что средство массовой информации в его легальной интерпретации есть не что иное, как одна из форм распространения информации. Таких форм может существовать сколько угодно много, но наиболее значимые и известные из них законодатель выделил в отдельный перечень.

    К наиболее значимым средствам массовой информации относятся:

    периодическое печатное издание;

    радиопрограмма;

    телепрограмма;

    видео- и кинохроникальные программы;

    специализированные средства массовой информации.

    Периодическое печатное издание – издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём информацией с определенными реквизитами. К периодическим печатным изданиям относятся:

    газета – периодическое газетное издание, выходящее через краткие промежутки времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу.

    журнал – периодическое журнальное издание, содержащее статьи или рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, литературно-художественные произведения, имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

    альманах – сборник, содержащий литературно-художественные и научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку;

    бюллетень – периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации.

    К печатным изданиям также могут относиться иные издания.

    Радиопрограмма – совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма также является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

    Телепрограмма, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.

    Видео- и кинохроникальные программы – совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет в свет не реже одного раза в год. Видео и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет (иных материальных носителей), на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.

    Специализированные средства массовой информации – это та часть средств массовой информации, в отношении которых законом установлены специальные правила их регистрации или распространения продукции этих средств.

    Специальные правила регистрации определены для:

    средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

    периодические печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров;

    радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

    аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров.

    Вышеуказанные средства освобождены от регистрации.

    К специализированным средствам массовой информации, по основанию особенностей распространения их продукции, причислены эротические издания, представляющие собой периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.

    Кроме периодических печатных изданий радио-, теле-, видеопрограмм, кинохроникальных программ, иных форм периодического распространения массовой информации существуют так же иные средства массовой информации. Специфика данных средств массовой информации заключается в специфической форме внешнего выражения.

    В первую очередь, к таким средствам массовой информации относятся: тексты, созданные с помощью компьютеров, нераспечатанные тексты, хранящиеся в информационных банках данных компьютеров, средства массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений. При этом под базами данных понимается объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины.

    Специфические формы выражения информации представлены в законе системами телетекста, видеотекста и иных телекоммуникационных сетей – Internet, Fidonet и других сетей, обеспечивающих доступ неограниченному кругу лиц.


    Литература


    1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» // «Российская газета» от 8 февраля 1992 г. № 32

    2. Городов О.А. Информационное право: учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

    3. Тимошенко В.А., Смушкин А.Б. Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации». – М.: ООО «Новая правовая культура», 2006.


    Городов О.А. Информационное право: учебник – М., 2007. С. 112

    Абз. 6 ст. 2 Закона «О средствах массовой информации»

    Гл. II там же

    Ст. 7 там же

    Ст. 16 там жеНужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.