• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Федеральный закон
    О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации

    от 30.12.2015 № 468-ФЗ


    Принят Государственной Думой
    22 декабря 2015 года

    Статья 1

    Внести в Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст. 1861; 1996, № 50, ст. 5610; 2003, № 27, ст. 2700; 2005, № 10, ст. 763; 2010, № 23, ст. 2792; 2011, № 7, ст. 901; 2014, № 52, ст. 7557) следующие изменения:
    1) в статье 35:
    а) часть шестую после слов «вооруженного нападения с их стороны,» дополнить словами «совершения ими террористического акта»;
    б) в части восьмой слова «иных органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие» исключить;
    2) в статье 36 слова «Федеральным законом «О полиции» заменить словами «Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

    Статья 2

    Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; № 46, ст. 4537; 2002, № 19, ст. 1794; № 30, ст. 3033; 2003, № 2, ст. 156; № 27, ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 10, ст. 763; 2006, № 17, ст. 1779; № 31, ст. 3452; 2007, № 28, ст. 3348; № 31, ст. 4008; № 50, ст. 6241; 2008, № 52, ст. 6235; 2010, № 31, ст. 4207; № 42, ст. 5297; 2011, № 1, ст. 32; № 29, ст. 4282; № 30, ст. 4589; № 50, ст. 7366; 2013, № 19, ст. 2324; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6689; 2014, № 19, ст. 2335; № 26, ст. 3365, 3384) следующие изменения:
    1) часть третью статьи 7.1 изложить в следующей редакции:
    «Органы федеральной службы безопасности без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевую технику, боевое ручное стрелковое и холодное оружие, принятое на вооружение органов федеральной службы безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке, другое служебное и гражданское оружие (далее - оружие) и боеприпасы к нему.»;
    2) в части первой статьи 13:
    а) пункт «у» изложить в следующей редакции:
    «у) применять боевую технику, оружие, специальные средства, принятые на вооружение органов федеральной службы безопасности, физическую силу, а также разрешать военнослужащим органов федеральной службы безопасности хранение и ношение табельного оружия и специальных средств;»;
    б) дополнить пунктом "я.1" следующего содержания:
    «я.1) осуществлять действия, предусмотренные пунктом «я» настоящей части, и получать, учитывать, хранить, классифицировать, использовать, выдавать и уничтожать биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев и (или) ладоней рук человека, позволяющие установить его личность, в рамках осуществления пограничного контроля в отношении лиц, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, при наличии у таких лиц признаков, указывающих на возможность их склонения к террористической деятельности, вербовки или вовлечения иным способом в террористическую деятельность. Перечень указанных признаков и порядок получения, учета, хранения, классификации, использования, выдачи и уничтожения указанных биометрических персональных данных, получения биологического материала и осуществления обработки геномной информации в рамках пограничного контроля определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.»;
    3) статью 14 изложить в следующей редакции:

    «Статья 14. Право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы

    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы лично или в составе подразделения (группы), а командиры (начальники) имеют право отдавать приказы об их применении в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    Порядок применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности боевой техники определяется Правительством Российской Федерации.
    В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, военнослужащий органов федеральной службы безопасности при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении органов федеральной службы безопасности оружие.
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, участвующие в защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, применяют боевую технику, оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации».
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение такого вреда осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

    4) дополнить статьей 14.1 следующего содержания:

    «Статья 14.1. Проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

    Органы федеральной службы безопасности защищают право каждого на неприкосновенность жилища.
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не вправе проникать в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
    Проникновение военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:
    а) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
    б) для задержания лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;
    в) для пресечения преступления;
    г) для установления обстоятельств несчастного случая;
    д) для задержания лиц, застигнутых на месте совершения ими деяния, содержащего признаки преступления, и (или) скрывающихся с места совершения ими такого деяния.
    При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, военнослужащие органов федеральной службы безопасности вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, осуществляющие проникновение в жилое помещение, обязаны:
    а) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников органов федеральной службы безопасности или может повлечь иные тяжкие последствия;
    б) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;
    в) не разглашать ставшие известными им в связи с проникновением в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;
    г) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте проникновения в жилое помещение.
    О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилое или иное помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
    О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности на земельный участок при обстоятельствах, указанных в части четвертой настоящей статьи, в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируется в порядке, установленном руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, собственник земельного участка или его законный представитель, если такое проникновение было осуществлено в его отсутствие, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
    О каждом случае проникновения военнослужащих органов федеральной службы безопасности в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан в течение 24 часов письменно уведомляется прокурор или суд (судья) в случаях, предусмотренных федеральным законом.
    Органы федеральной службы безопасности принимают меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью четвертой настоящей статьи.»;

    5) дополнить статьей 14.2 следующего содержания:

    «Статья 14.2. Порядок применения оружия, специальных средств и физической силы

    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности перед применением оружия, специальных средств и физической силы обязаны предупредить лиц, в отношении которых предполагается применение оружия, специальных средств и физической силы, о том, что они являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности, о своем намерении, предоставив им при этом возможность и время для выполнения законных требований военнослужащих органов федеральной службы безопасности. В случае применения оружия, специальных средств и физической силы в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из военнослужащих органов федеральной службы безопасности, входящих в подразделение (группу).
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право не предупреждать о своем намерении применить оружие, специальные средства и физическую силу, если промедление в их применении создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников органов федеральной службы безопасности либо может повлечь иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на объекты, специальные грузы и транспортные средства органов федеральной службы безопасности.
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при применении оружия, специальных средств и физической силы действуют с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются оружие, специальные средства и физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны стремиться к минимизации любого ущерба.
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате применения оружия, специальных средств или физической силы, первую помощь, а также принять меры по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок.
    О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности оружия, специальных средств или физической силы в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов уведомляется прокурор.
    О каждом случае применения оружия, а также о каждом случае применения физической силы или специальных средств, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, военнослужащие органов федеральной службы безопасности обязаны доложить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего органа федеральной службы безопасности (подразделения органа федеральной службы безопасности) не позднее 24 часов с момента появления реальной возможности представить соответствующий рапорт.
    В составе подразделения (группы) военнослужащие органов федеральной службы безопасности применяют оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с настоящим Федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (старшего группы).»;

    6) дополнить статьей 14.3 следующего содержания:

    «Статья 14.3. Применение оружия

    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять оружие в следующих случаях:
    а) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
    б) для пресечения попытки завладения оружием, специальными грузами, транспортными средствами, боевой техникой органов федеральной службы безопасности;
    в) для освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;
    г) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья, собственности, государственной власти, общественной безопасности и общественного порядка, пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
    д) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
    е) для отражения группового или вооруженного нападения на объекты органов федеральной службы безопасности, здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов;
    ж) для пресечения побега из мест принудительного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
    Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах «д» и «е» части первой настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности также имеют право применять оружие:
    а) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования военнослужащих органов федеральной службы безопасности об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
    б) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудников органов федеральной службы безопасности;
    в) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 14.1 настоящего Федерального закона;
    г) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.
    Запрещается применять оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен военнослужащему органов федеральной службы безопасности, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности, либо террористического акта.
    Военнослужащий органов федеральной службы безопасности не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении людей, если в результате его применения могут пострадать случайные лица, за исключением случаев применения огнестрельного оружия в целях предотвращения (пресечения) террористического акта, освобождения заложников, отражения группового вооруженного нападения на критически важные и потенциально опасные объекты или объекты, здания, помещения, сооружения органов государственной власти.»;

    7) дополнить статьей 14.4 следующего содержания:

    «Статья 14.4. Гарантии личной безопасности вооруженных военнослужащих органов федеральной службы безопасности

    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 14.3 настоящего Федерального закона.
    При попытке лица, задерживаемого военнослужащим органов федеральной службы безопасности с обнаженным оружием, приблизиться к военнослужащему органов федеральной службы безопасности, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его оружию военнослужащий органов федеральной службы безопасности имеет право применить оружие в соответствии с пунктами "а" и "б" части первой статьи 14.3 настоящего Федерального закона.»;

    8) дополнить статьей 14.5 следующего содержания:

    «Статья 14.5. Применение специальных средств

    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:
    а) для отражения нападения на граждан, сотрудников органов федеральной службы безопасности, объекты, специальные грузы и транспортные средства органов федеральной службы безопасности;
    б) для пресечения преступления или административного правонарушения;
    в) для пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему органов федеральной службы безопасности;
    г) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
    д) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление или воспрепятствовать исполнению военнослужащим органов федеральной службы безопасности возложенных на него служебных обязанностей;
    е) для доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, для конвоирования и охраны задержанных лиц, а также для пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления военнослужащему органов федеральной службы безопасности, причинения вреда окружающим или себе;
    ж) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участков;
    з) для пресечения массовых беспорядков и блокирования движения групп лиц, совершающих противоправные действия;
    и) для защиты объектов органов федеральной службы безопасности и пресечения действий групп лиц, нарушающих их деятельность;
    к) для обезвреживания, уничтожения взрывных устройств, взрывоопасных объектов (предметов) и других аналогичных устройств и предметов, а также муляжей таких устройств и предметов.
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение оружия.
    Военнослужащим органов федеральной службы безопасности запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудников органов федеральной службы безопасности.
    Иные ограничения, связанные с применением военнослужащими органов федеральной службы безопасности специальных средств, могут быть установлены руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
    Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частью третьей настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным пунктами «а» - «ж» части первой статьи 14.3 настоящего Федерального закона.»;

    9) дополнить статьей 14.6 следующего содержания:

    «Статья 14.6. Применение физической силы

    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в следующих случаях:
    а) для пресечения преступления или административного правонарушения;
    б) для задержания и доставления в служебные помещения органов федеральной службы безопасности, других государственных органов лиц, совершивших преступления или административные правонарушения;
    в) для преодоления противодействия законным требованиям военнослужащих органов федеральной службы безопасности.
    Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации разрешено применение специальных средств или оружия.»;

    10) в статье 16:
    а) часть третью дополнить пунктом «ж» следующего содержания:
    «ж) употребления ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача.»;
    б) часть пятую изложить в следующей редакции:
    «Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности, имеющие зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество, обязаны в срок, определенный руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, принять меры по его отчуждению. В случае невозможности принятия таких мер в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли указанных лиц, такие меры должны быть приняты в течение одного года со дня, когда стало возможно их принятие. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.»;
    11) в статье 16.1:
    а) дополнить новыми частями шестой и седьмой следующего содержания:
    «Типовые должностные регламенты по воинским должностям утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
    На военнослужащих и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности оформляются личные дела. Порядок ведения и хранения личных дел военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и не должен противоречить законодательству Российской Федерации.»;
    б) части шестую - восьмую считать соответственно частями восьмой - десятой;
    12) в статье 16.2:
    а) часть шестую изложить в следующей редакции:
    «Военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности допускается устанавливать контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, а также в некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, в порядке и на условиях, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.»;
    б) дополнить частями седьмой - девятой следующего содержания:
    «Сотрудникам органов федеральной службы безопасности, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач оперативно-служебной деятельности.
    Военнослужащие и гражданский персонал органов федеральной службы безопасности могут размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
    В целях обеспечения собственной безопасности органов федеральной службы безопасности руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности может определять виды транспорта и маршруты проезда военнослужащих и гражданского персонала органов федеральной службы безопасности с одной части территории Российской Федерации на другую ее часть в случаях, если такой проезд наземным транспортом возможен транзитом через территорию иностранного государства, а также устанавливать размеры и порядок компенсации военнослужащим и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности дополнительных расходов, связанных с таким проездом.»;
    13) дополнить статьей 16.3 следующего содержания:

    «Статья 16.3. Служебное удостоверение

    Служебное удостоверение сотрудника органов федеральной службы безопасности является документом, подтверждающим личность, должность, права и полномочия, предоставленные сотруднику органов федеральной службы безопасности настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право на хранение и ношение табельного оружия и специальных средств.
    Образцы служебных удостоверений, порядок выдачи служебных удостоверений и категории сотрудников органов федеральной службы безопасности, которым выдается служебное удостоверение, определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
    При исполнении сотрудниками органов федеральной службы безопасности служебных обязанностей им могут выдаваться нагрудные знаки (жетоны), позволяющие идентифицировать их личность, в случаях и порядке, которые определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.".

    Статья 3

    Статью 17 Федерального закона от 10 января 1996 года № 5-ФЗ «О внешней разведке» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 143; 2000, № 46, ст. 4537; 2004, № 35, ст. 3607; 2007, № 8, ст. 934; 2014, № 26, ст. 3365) дополнить частями тринадцатой - пятнадцатой следующего содержания:
    «Военнослужащим, государственным гражданским служащим и работникам органов внешней разведки Российской Федерации допускается устанавливать контакты с лицами, в отношении которых заведомо известно, что они являются иностранными гражданами, обращаться в зарубежные средства массовой информации, иностранные, международные организации, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, а также размещать свои персональные данные в социальных сетях, блогах (микроблогах) и иных сетевых сообществах информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке и на условиях, которые определяются руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации.
    Военнослужащим и государственным гражданским служащим органов внешней разведки Российской Федерации, их супругам и несовершеннолетним детям запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, если это не обусловлено решением задач разведывательной деятельности.
    Военнослужащие, государственные гражданские служащие и работники органов внешней разведки Российской Федерации, имеющие зарегистрированное за пределами Российской Федерации право собственности на имущество, обязаны в срок, определенный руководителем органа внешней разведки Российской Федерации либо руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации, принять меры по его отчуждению. В случае невозможности принятия таких мер в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находится имущество, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли указанных лиц, такие меры должны быть приняты в течение одного года со дня, когда стало возможно их принятие. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.».

    Статья 4

    1. Сотрудники органов федеральной службы безопасности, а также военнослужащие и государственные гражданские служащие органов внешней разведки Российской Федерации, их супруги и несовершеннолетние дети, имеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона счета (вклады), наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеющие и (или) пользующиеся иностранными финансовыми инструментами либо получившие их в порядке наследования после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны в срок, определенный руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности либо руководителем органа внешней разведки Российской Федерации (руководителем федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится орган внешней разведки Российской Федерации), закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов, если иное не обусловлено решением задач оперативно-служебной или разведывательной деятельности. Если указанные лица не могут выполнить требования, предусмотренные настоящей частью, в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными компетентными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады), осуществляется хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке и (или) имеются иностранные финансовые инструменты, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от их воли, такие требования должны быть выполнены в течение трех месяцев со дня, когда стало возможно их выполнение. Каждый случай невыполнения таких требований подлежит рассмотрению в установленном порядке на заседании аттестационной комиссии.
    2. В случае невыполнения требований, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, по истечении сроков, указанных в части 1 настоящей статьи, сотрудники органов федеральной службы безопасности и сотрудники органов внешней разведки Российской Федерации могут быть уволены со службы (работы) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Президент
    Российской Федерации
    В.ПУТИН
    Москва, Кремль
    30 декабря 2015 года
    № 468-ФЗ

    Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 80
    "Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации"

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    2. Признать утратившими силу:

    постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208 "Об утверждении Порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4921);

    постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 273);

    постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1028 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4541).

    Правила
    применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации
    (утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 80)

    С изменениями и дополнениями от:

    1. Настоящие Правила регулируют порядок применения оружия (стрелковое, артиллерийское, стрелково-пушечное, ракетное) и боевой техники (корабли, катера, патрульные суда (далее - пограничные корабли), вертолеты и самолеты (далее - летательные аппараты) при осуществлении защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее - государственная граница) в пределах приграничной территории, охраны внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее природных ресурсов, охраны континентального шельфа Российской Федерации и его природных ресурсов, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    2. Оружие и боевая техника применяются в соответствии с настоящими Правилами:

    а) военнослужащими пограничных и иных органов федеральной службы безопасности в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, экипажей пограничных кораблей и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности федеральной службы безопасности (далее - сотрудники), при выполнении ими своих служебных обязанностей;

    б) военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    3. Оружие и боевая техника применяются против лиц, российских и иностранных морских, речных судов, других транспортных средств, нарушивших установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации правила пересечения государственной границы, правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальном море, во внутренних морских водах, правовые режимы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно - нарушители, суда-нарушители).

    4. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    5. В случае предотвращения попыток угона за границу воздушного судна без пассажиров оружие и боевая техника применяются сотрудниками, когда воздушное судно находится на земле в пределах территории аэродрома (аэропорта).

    6. При обнаружении иностранных подводных лодок и других подводных транспортных средств, зашедших (пребывающих) в пределы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации не в надводном положении, командир пограничного корабля (летательного аппарата) докладывает об их обнаружении на управляющий командный пункт и действует по его указанию.

    Командный пункт, управляющий пограничным кораблем (летательным аппаратом), оповещает об обнаружении подводной лодки взаимодействующий командный пункт Военно-Морского Флота.

    По прибытии в район обнаружения подводной лодки противолодочного корабля (самолета или вертолета) Военно-Морского Флота пограничный корабль (летательный аппарат) устанавливает с ним связь и передает контакт с подводной лодкой.

    7. Оружие пограничных кораблей (летательных аппаратов) может применяться при преследовании судов-нарушителей по горячим следам во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации, а также за их пределами до захода этих судов в территориальное море своей страны или третьего государства, если:

    а) преследующие пограничные корабли (летательные аппараты), другие силы и средства федеральных органов исполнительной власти, оказывающие им содействие в пределах их компетенции, удостоверятся при помощи находящихся в их распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно-нарушитель или одна из его шлюпок (другое плавучее средство), которые действуют совместно и используют преследуемое судно-нарушитель в качестве судна-базы, находятся во внутренних морских водах, в территориальном море или (в зависимости от случая) в исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации;

    б) преследование судна-нарушителя было начато только после подачи пограничным кораблем (летательным аппаратом) зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну-нарушителю увидеть или услышать этот сигнал, который судно-нарушитель игнорирует, предпринимая попытки скрыться;

    в) преследование осуществлялось непрерывно с момента его начала до принятия решения о применении оружия.

    8. Летательный аппарат, с которого отдается приказ об остановке, до принятия решения о применении оружия по судну-нарушителю, должен сам активно преследовать судно-нарушитель, пока какой-либо пограничный корабль (летательный аппарат), а также другие государственные суда и летательные аппараты, оказывающие содействие в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, вызванные преследующим летательным аппаратом, не прибудут на место для продолжения преследования, если только преследующий летательный аппарат не может сам задержать судно-нарушитель.

    Право применения оружия при преследовании судна-нарушителя по горячим следам прекращается, когда судно-нарушитель входит в территориальное море своего или третьего государства.

    9. При применении оружия и боевой техники сотрудники, командиры пограничных кораблей (летательных аппаратов) обязаны:

    а) подать нарушителю (судну-нарушителю) принятые в международной практике предупредительные команды (сигналы) об остановке, предоставив возможность их увидеть или услышать для выполнения предъявленного требования;

    б) предупредить нарушителя (судно-нарушитель) о намерении применить оружие и боевую технику, если не будет выполнено требование об остановке, кроме случаев их применения без предупреждения;

    в) убедиться, что нарушитель (судно-нарушитель) не выполняет поданных команд (сигналов) и не реагирует на предупреждение о намерении применить оружие и боевую технику;

    г) принимать меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации или пресечения вооруженных провокаций на государственной границе;

    д) прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей в ходе преследования и задержания нарушителя (судна-нарушителя) и (или) недопущению наступления иных тяжелых последствий (попадание пуль (снарядов, ракет) в третьих (посторонних) лиц, другие суда и летательные аппараты);

    е) обеспечить предоставление медицинской помощи раненым;

    ж) незамедлительно докладывать непосредственным командирам (начальникам) о каждом случае и обстоятельствах применения оружия и боевой техники и действиях нарушителя (судна-нарушителя);

    з) соблюдать требования о мерах безопасности, предусмотренные инструкциями (руководствами, наставлениями и уставами), при применении соответствующих видов оружия и боевой техники.

    10. Выбор конкретных видов оружия и боевой техники, способов их применения и правильное управление ими осуществляются:

    а) в составе пограничного наряда, осмотровой группы, патруля, расчета или подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, а также в местах дислокации либо в иных местах расположения (расквартирования) подразделений пограничных органов - соответствующими командирами (начальниками) или старшими, а также самостоятельно сотрудниками;

    б) в составе экипажа пограничного корабля (летательного аппарата) - командиром пограничного корабля (летательного аппарата), который несет личную ответственность за применение штатного вооружения.

    11. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать предупреждение, за исключением случаев их применения без предупреждения.

    Предупреждение о применении оружия и боевой техники осуществляется путем подачи нарушителю (судну-нарушителю) принятых в международной практике предупредительных команд (сигналов) с требованием остановиться с дистанции, позволяющей нарушителю (судну-нарушителю) увидеть или услышать такие команды (сигналы).

    12. Если нарушитель (судно-нарушитель) не подчиняется командам (сигналам) и пытается скрыться, сотрудниками, пограничным кораблем (летательным аппаратом) производятся предупредительные выстрелы.

    13. Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает:

    а) в составе пограничного наряда - старший пограничного наряда либо самостоятельно сотрудники в зависимости от сложившейся обстановки;

    б) на пограничном корабле (на борту летательного аппарата) - командир пограничного корабля (летательного аппарата);

    в) на патрульном судне - командир осмотровой группы;

    г) при нахождении на судне-нарушителе сотрудника, пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, - старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, либо сотрудник самостоятельно в зависимости от сложившейся обстановки.

    14. При производстве предупредительных выстрелов пограничный наряд, осмотровая группа, экипаж пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники должны принять меры по обеспечению собственной безопасности на случай открытия ответного огня.

    15. Перед применением оружия на поражение, за исключением случаев его применения без предупреждения, в зависимости от складывающейся обстановки предупредительные выстрелы могут производиться из стрелкового, артиллерийского, стрелково-пушечного или ракетного оружия.

    16. Сотрудниками при выполнении своих служебных обязанностей в составе пограничных нарядов, осмотровых групп и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, предупредительные выстрелы из стрелкового оружия производятся вверх, после окрика нарушителю "Стой, стрелять буду!".

    17. Экипажами пограничных кораблей при производстве предупредительных выстрелов из артиллерийского или стрелкового оружия выполняются следующие действия:

    а) пограничный корабль приводится в боевую готовность N 1 (если этого не было сделано ранее);

    б) визуально и с помощью технических средств осматривается район, уточняются местонахождение и направление движения всех судов и летательных аппаратов, находящихся в районе;

    в) по данным технических средств определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения;

    г) стрельба выполняется тремя выстрелами (очередями) только вверх с углом возвышения и в секторах, гарантирующих непопадание в судно-нарушитель, а также в другие суда и летательные аппараты, находящиеся в районе;

    д) стрельба ведется короткими очередями, одиночными выстрелами из одной артиллерийской установки или короткими очередями из стрелкового оружия;

    е) подача команд на производство стрельбы и управление артиллерийским оружием осуществляется лично командиром пограничного корабля;

    ж) в целях обеспечения мер безопасности выставляются (назначаются) контролеры, команды и действия личного состава пограничного корабля регистрируются средствами объективного контроля, а там, где они не предусмотрены, - записываются наблюдателями групп записи, при этом запись наблюдателя ведется с момента объявления боевой тревоги и до получения командиром пограничного корабля доклада об осмотре каналов стволов артиллерийских установок, бланки групп записи сохраняются на пограничном корабле в течение года как отчетный документ;

    з) запись в вахтенном (навигационно-вахтенном) журнале пограничного корабля о чистоте каналов стволов и расходе боеприпасов производится лично командиром корабля.

    18. Применение стрелкового оружия для производства предупредительных выстрелов пограничными кораблями допускается только в крайних случаях, когда применение артиллерийского оружия затруднено или невозможно.

    19. При производстве пограничными кораблями предупредительных выстрелов из стрелкового оружия:

    а) стрельба производится в направлении, обеспечивающем визуальное (зрительное) наблюдение такой стрельбы с останавливаемого судна-нарушителя;

    б) огонь ведется трассирующими пулями, очередями;

    в) стрельба выполняется сотрудником, назначенным командиром пограничного корабля.

    20. При производстве предупредительных выстрелов из штатного вооружения (стрелкового, стрелково-пушечного, ракетного) экипажами летательных аппаратов:

    а) с помощью бортовых технических средств и визуально уточняются местоположение всех объектов в районе и направление их перемещения, определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения;

    б) стрельба производится в секторе, обеспечивающем безопасность всех объектов, находящихся в этом районе, с гарантированным непопаданием в судно-нарушитель и ведется на малой или предельно малой высоте;

    в) предупредительные выстрелы (очереди, пуски) выполняются в двух заходах лично командиром экипажа летательного аппарата или по его команде одним из членов летного экипажа либо личным составом пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, находящегося на борту летательного аппарата;

    г) использование предусмотренного для этого вида летательного аппарата штатного вооружения осуществляется при визуальном контроле экипажа или включенных средствах объективного контроля.

    21. О производстве предупредительных выстрелов и действиях нарушителя (судна-нарушителя) старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, командир пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники незамедлительно докладывают непосредственному начальнику, за исключением ситуаций, когда такой возможности не имеется, в том числе и в связи с выходом из строя технических средств связи.

    22. Если после производства предупредительных выстрелов нарушитель (судно-нарушитель) продолжает не подчиняться командам (сигналам) и предпринимает попытки скрыться или оказывает сопротивление, оружие применяется на поражение.

    23. Решение о применении оружия на поражение принимается:

    а) в составе пограничного наряда - старшим пограничного наряда, его непосредственным начальником, которому подчинен пограничный наряд;

    б) в составе осмотровой группы - командиром осмотровой группы.

    24. Решение о применении оружия на поражение пограничными кораблями (летательными аппаратами, в том числе летательными аппаратами, базирующимися на пограничных кораблях) принимается начальником пограничного органа или лицом, исполняющим его обязанности.

    25. Самостоятельно принимают решение о применении оружия и боевой техники сотрудники, командир пограничного корабля (летательного аппарата) для необходимой обороны или в условиях крайней необходимости, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для их жизни и здоровья, жизни и здоровья других граждан, опасность повреждения или уничтожения для пограничных кораблей (летательных аппаратов), других судов, летательных аппаратов и может повлечь иные тяжкие последствия (дорожно-транспортные происшествия, катастрофы, диверсии и другие общественные бедствия), а также при отсутствии связи с соответствующим начальником (командиром) и в случаях применения оружия без предупреждения.

    26. Приказ о применении оружия на поражение пограничным кораблем (летательным аппаратом) должен быть доведен до командира пограничного корабля (летательного аппарата) в установленном порядке.

    27. Начальник пограничного органа или лицо, исполняющее его обязанности, принимает решение о применении сотрудниками оружия и боевой техники по захваченному на земле и предполагаемому к угону воздушному судну после получения информации об отсутствии на его борту пассажиров, поступившей от эксплуатанта воздушного судна и (или) диспетчерской службы аэропортов (аэродромов), обеспечивающей посадку и вылет.

    29. Обо всех случаях применения оружия и боевой техники сотрудниками, пограничными кораблями (летательными аппаратами), повлекших гибель нарушителей либо иные тяжкие последствия (общественные бедствия и другое), уполномоченные должностные лица пограничных органов незамедлительно в установленном порядке докладывают руководителю федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и информируют соответствующего прокурора.

    30. О каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против нарушителей, являющихся гражданами иностранных государств (против иностранных судов- нарушителей), уполномоченные должностные лица Федеральной службы безопасности Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают в Министерство иностранных дел Российской Федерации и информируют соответствующего прокурора.

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Утвердить прилагаемые Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    2. Признать утратившими силу:

    постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208 "Об утверждении Порядка применения оружия военными кораблями и летательными аппаратами Федеральной пограничной службы Российской Федерации при охране исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 43, ст. 4921);

    постановление Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 г. N 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите государственной границы Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 273);

    постановление Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 1028 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1996 г. N 1208" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4541).

    Председатель Правительства Российской Федерации

    В. Путин

    Правила применения оружия и боевой техники при охране государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации

    1. Настоящие Правила регулируют порядок применения оружия (стрелковое, артиллерийское, стрелково-пушечное, ракетное) и боевой техники (корабли, катера, патрульные суда (далее - пограничные корабли), вертолеты и самолеты (далее - летательные аппараты) при осуществлении защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее - государственная граница) в пределах приграничной территории, охраны внутренних морских вод, территориального моря Российской Федерации и их природных ресурсов, охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации и ее природных ресурсов, охраны континентального шельфа Российской Федерации и его природных ресурсов, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    2. Оружие и боевая техника применяются в соответствии с настоящими Правилами:

    а) военнослужащими пограничных органов федеральной службы безопасности в составе пограничных нарядов, осмотровых групп, экипажей пограничных кораблей, авиационных подразделений и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности федеральной службы безопасности (далее - сотрудники), при выполнении ими своих служебных обязанностей;

    б) военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, иных войск и воинских формирований Российской Федерации, привлекаемыми на основании планов взаимодействия и совместных решений соответствующих федеральных органов исполнительной власти к охране государственной границы, в том числе для участия в пограничных поисках и операциях, а также оказания содействия в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    3. Оружие и боевая техника применяются против лиц, российских и иностранных морских, речных судов, других транспортных средств, нарушивших установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации правила пересечения государственной границы, правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальном море, во внутренних морских водах, правовые режимы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно - нарушители, суда-нарушители).

    4. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

    5. В случае предотвращения попыток угона за границу воздушного судна без пассажиров оружие и боевая техника применяются сотрудниками, когда воздушное судно находится на земле в пределах территории аэродрома (аэропорта).

    6. При обнаружении иностранных подводных лодок и других подводных транспортных средств, зашедших (пребывающих) в пределы внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации не в надводном положении, командир пограничного корабля (летательного аппарата) докладывает об их обнаружении на управляющий командный пункт и действует по его указанию.

    Командный пункт, управляющий пограничным кораблем (летательным аппаратом), оповещает об обнаружении подводной лодки взаимодействующий командный пункт Военно-Морского Флота.

    По прибытии в район обнаружения подводной лодки противолодочного корабля (самолета или вертолета) Военно-Морского Флота пограничный корабль (летательный аппарат) устанавливает с ним связь и передает контакт с подводной лодкой.

    7. Оружие пограничных кораблей (летательных аппаратов) может применяться при преследовании судов-нарушителей по горячим следам во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации, а также за их пределами до захода этих судов в территориальное море своей страны или третьего государства, если:

    а) преследующие пограничные корабли (летательные аппараты), другие силы и средства федеральных органов исполнительной власти, оказывающие им содействие в пределах их компетенции, удостоверятся при помощи находящихся в их распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно-нарушитель или одна из его шлюпок (другое плавучее средство), которые действуют совместно и используют преследуемое судно-нарушитель в качестве судна-базы, находятся во внутренних морских водах, в территориальном море или (в зависимости от случая) в исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации;

    б) преследование судна-нарушителя было начато только после подачи пограничным кораблем (летательным аппаратом) зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну-нарушителю увидеть или услышать этот сигнал, который судно-нарушитель игнорирует, предпринимая попытки скрыться;

    в) преследование осуществлялось непрерывно с момента его начала до принятия решения о применении оружия.

    8. Летательный аппарат, с которого отдается приказ об остановке, до принятия решения о применении оружия по судну-нарушителю, должен сам активно преследовать судно-нарушитель, пока какой-либо пограничный корабль (летательный аппарат), а также другие государственные суда и летательные аппараты, оказывающие содействие в охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, вызванные преследующим летательным аппаратом, не прибудут на место для продолжения преследования, если только преследующий летательный аппарат не может сам задержать судно-нарушитель.

    Право применения оружия при преследовании судна-нарушителя по горячим следам прекращается, когда судно-нарушитель входит в территориальное море своего или третьего государства.

    9. При применении оружия и боевой техники сотрудники, командиры пограничных кораблей (летательных аппаратов) обязаны:

    а) подать нарушителю (судну-нарушителю) принятые в международной практике предупредительные команды (сигналы) об остановке, предоставив возможность их увидеть или услышать для выполнения предъявленного требования;

    б) предупредить нарушителя (судно-нарушитель) о намерении применить оружие и боевую технику, если не будет выполнено требование об остановке, кроме случаев их применения без предупреждения;

    в) убедиться, что нарушитель (судно-нарушитель) не выполняет поданных команд (сигналов) и не реагирует на предупреждение о намерении применить оружие и боевую технику;

    г) принимать меры по недопущению попадания пуль (снарядов) на территорию сопредельного государства, за исключением случаев отражения вооруженного вторжения или нападения с территории этого государства на территорию Российской Федерации или пресечения вооруженных провокаций на государственной границе;

    д) прилагать усилия к уменьшению возможного ущерба и сохранению жизни людей в ходе преследования и задержания нарушителя (судна-нарушителя) и (или) недопущению наступления иных тяжелых последствий (попадание пуль (снарядов, ракет) в третьих (посторонних) лиц, другие суда и летательные аппараты);

    е) обеспечить предоставление медицинской помощи раненым;

    ж) незамедлительно докладывать непосредственным командирам (начальникам) о каждом случае и обстоятельствах применения оружия и боевой техники и действиях нарушителя (судна-нарушителя);

    з) соблюдать требования о мерах безопасности, предусмотренные инструкциями (руководствами, наставлениями и уставами), при применении соответствующих видов оружия и боевой техники.

    10. Выбор конкретных видов оружия и боевой техники, способов их применения и правильное управление ими осуществляются:

    а) в составе пограничного наряда, осмотровой группы, патруля, расчета или подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, а также в местах дислокации либо в иных местах расположения (расквартирования) подразделений пограничных органов - соответствующими командирами (начальниками) или старшими, а также самостоятельно сотрудниками;

    б) в составе экипажа пограничного корабля (летательного аппарата) - командиром пограничного корабля (летательного аппарата), который несет личную ответственность за применение штатного вооружения.

    11. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать предупреждение, за исключением случаев их применения без предупреждения.

    Предупреждение о применении оружия и боевой техники осуществляется путем подачи нарушителю (судну-нарушителю) принятых в международной практике предупредительных команд (сигналов) с требованием остановиться с дистанции, позволяющей нарушителю (судну-нарушителю) увидеть или услышать такие команды (сигналы).

    12. Если нарушитель (судно-нарушитель) не подчиняется командам (сигналам) и пытается скрыться, сотрудниками, пограничным кораблем (летательным аппаратом) производятся предупредительные выстрелы.

    13. Решение о производстве предупредительных выстрелов принимает:

    а) в составе пограничного наряда - старший пограничного наряда либо самостоятельно сотрудники в зависимости от сложившейся обстановки;

    б) на пограничном корабле (на борту летательного аппарата) -командир пограничного корабля (летательного аппарата);

    в) на патрульном судне - командир осмотровой группы;

    г) при нахождении на судне-нарушителе сотрудника, пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, - старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, либо сотрудник самостоятельно в зависимости от сложившейся обстановки.

    14. При производстве предупредительных выстрелов пограничный наряд, осмотровая группа, экипаж пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники должны принять меры по обеспечению собственной безопасности на случай открытия ответного огня.

    15. Перед применением оружия на поражение, за исключением случаев его применения без предупреждения, в зависимости от складывающейся обстановки предупредительные выстрелы могут производиться из стрелкового, артиллерийского, стрелково-пушечного или ракетного оружия.

    16. Сотрудниками при выполнении своих служебных обязанностей в составе пограничных нарядов, осмотровых групп и иных подразделений, предназначенных для обеспечения пограничной деятельности, предупредительные выстрелы из стрелкового оружия производятся вверх, после окрика нарушителю "Стой, стрелять буду!".

    17. Экипажами пограничных кораблей при производстве предупредительных выстрелов из артиллерийского или стрелкового оружия выполняются следующие действия:

    а) пограничный корабль приводится в боевую готовность N 1 (если этого не было сделано ранее);

    б) визуально и с помощью технических средств осматривается район, уточняются местонахождение и направление движения всех судов и летательных аппаратов, находящихся в районе;

    в) по данным технических средств определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения;

    г) стрельба выполняется тремя выстрелами (очередями) только вверх с углом возвышения и в секторах, гарантирующих непопадание в судно-нарушитель, а также в другие суда и летательные аппараты, находящиеся в районе;

    д) стрельба ведется короткими очередями, одиночными выстрелами из одной артиллерийской установки или короткими очередями из стрелкового оружия;

    е) подача команд на производство стрельбы и управление артиллерийским оружием осуществляется лично командиром пограничного корабля;

    ж) в целях обеспечения мер безопасности выставляются (назначаются) контролеры, команды и действия личного состава пограничного корабля регистрируются средствами объективного контроля, а там, где они не предусмотрены, - записываются наблюдателями групп записи, при этом запись наблюдателя ведется с момента объявления боевой тревоги и до получения командиром пограничного корабля доклада об осмотре каналов стволов артиллерийских установок, бланки групп записи сохраняются на пограничном корабле в течение года как отчетный документ;

    з) запись в вахтенном (навигационно-вахтенном) журнале пограничного корабля о чистоте каналов стволов и расходе боеприпасов производится лично командиром корабля.

    18. Применение стрелкового оружия для производства предупредительных выстрелов пограничными кораблями допускается только в крайних случаях, когда применение артиллерийского оружия затруднено или невозможно.

    19. При производстве пограничными кораблями предупредительных выстрелов из стрелкового оружия:

    а) стрельба производится в направлении, обеспечивающем визуальное (зрительное) наблюдение такой стрельбы с останавливаемого судна-нарушителя;

    б) огонь ведется трассирующими пулями, очередями;

    в) стрельба выполняется сотрудником, назначенным командиром пограничного корабля.

    20. При производстве предупредительных выстрелов из штатного вооружения (стрелкового, стрелково-пушечного, ракетного) экипажами летательных аппаратов:

    а) с помощью бортовых технических средств и визуально уточняются местоположение всех объектов в районе и направление их перемещения, определяются дистанция до судна-нарушителя и элементы его движения;

    б) стрельба производится в секторе, обеспечивающем безопасность всех объектов, находящихся в этом районе, с гарантированным непопаданием в судно-нарушитель и ведется на малой или предельно малой высоте;

    в) предупредительные выстрелы (очереди, пуски) выполняются в двух заходах лично командиром экипажа летательного аппарата или по его команде одним из членов летного экипажа либо личным составом пограничного наряда, осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, находящегося на борту летательного аппарата;

    г) использование предусмотренного для этого вида летательного аппарата штатного вооружения осуществляется при визуальном контроле экипажа или включенных средствах объективного контроля.

    21. О производстве предупредительных выстрелов и действиях нарушителя (судна-нарушителя) старший пограничного наряда, командир осмотровой группы или иного подразделения, предназначенного для обеспечения пограничной деятельности, командир пограничного корабля (летательного аппарата), сотрудники незамедлительно докладывают непосредственному начальнику, за исключением ситуаций, когда такой возможности не имеется, в том числе и в связи с выходом из строя технических средств связи.

    22. Если после производства предупредительных выстрелов нарушитель (судно-нарушитель) продолжает не подчиняться командам (сигналам) и предпринимает попытки скрыться или оказывает сопротивление, оружие применяется на поражение.

    23. Решение о применении оружия на поражение принимается:

    а) в составе пограничного наряда - старшим пограничного наряда, его непосредственным начальником, которому подчинен пограничный наряд;

    б) в составе осмотровой группы - командиром осмотровой группы.

    24. Решение о применении оружия на поражение пограничными кораблями (летательными аппаратами, в том числе летательными аппаратами, базирующимися на пограничных кораблях) принимается начальником пограничного органа или лицом, исполняющим его обязанности.

    25. Самостоятельно принимают решение о применении оружия и боевой техники сотрудники, командир пограничного корабля (летательного аппарата) для необходимой обороны или в условиях крайней необходимости, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для их жизни и здоровья, жизни и здоровья других граждан, опасность повреждения или уничтожения для пограничных кораблей (летательных аппаратов), других судов, летательных аппаратов и может повлечь иные тяжкие последствия (дорожно-транспортные происшествия, катастрофы, диверсии и другие общественные бедствия), а также при отсутствии связи с соответствующим начальником (командиром) и в случаях применения оружия без предупреждения.

    26. Приказ о применении оружия на поражение пограничным кораблем (летательным аппаратом) должен быть доведен до командира пограничного корабля (летательного аппарата) в установленном порядке.

    27. Начальник пограничного органа или лицо, исполняющее его обязанности, принимает решение о применении сотрудниками оружия и боевой техники по захваченному на земле и предполагаемому к угону воздушному судну после получения информации об отсутствии на его борту пассажиров, поступившей от эксплуатанта воздушного судна и (или) диспетчерской службы аэропортов (аэродромов), обеспечивающей посадку и вылет.

    28. Применение оружия на поражение прекращается при выполнении нарушителем (судном-нарушителем) требований об остановке, о следовании в указанном направлении или по указанному курсу и прекращении сопротивления.

    29. Обо всех случаях применения оружия и боевой техники сотрудниками, пограничными кораблями (летательными аппаратами), повлекших гибель нарушителей либо иные тяжкие последствия (общественные бедствия и другое), уполномоченные должностные лица пограничных органов незамедлительно в установленном порядке докладывают руководителю федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и информируют соответствующего прокурора.

    30. О каждом случае производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники против нарушителей, являющихся гражданами иностранных государств (против иностранных судов-нарушителей), уполномоченные должностные лица Федеральной службы безопасности Российской Федерации незамедлительно (но не позднее одних суток) сообщают в Министерство иностранных дел Российской Федерации и информируют соответствующего прокурора.

    Полномочия по применению и использованию оружия и боевой техники в защите и охране Государственной границы содержатся в законе Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и постановлении Правительства Российской Федерации от 3 января 1998 года № 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ", принятом во исполнении закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и регламентируют случаи, условия и порядок применения оружия в защите Государственной границы Российской Федерации.

    Обобщая особенности нормативного регулирования применения оружия и боевой техники, в законодательстве Российской Федерации, под правовыми основами следует понимать совокупность правил, определяющих обстоятельства, при наличии которых применение оружия является правомерным. Мы полагаем, что под порядком применения оружия следует выделить элементы правовых основ:

    Основания (случаи) применения оружия

    Условия применения оружия

    Собственно порядок применения оружия

    Пределы применения оружия

    Те обстоятельства, с возникновением которых законодатель полагает возможным применение оружия, трактуются как случаи (основания) применения оружия. Как правило, они являются результатом активных противоправных действий физических лиц, опасного поведения животного и являются определяющими для принятия решения о способе воздействия на правонарушителя.

    По смыслу статьи 35 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" в качестве обстоятельств, а именно, случаев, порождающих право применения оружия и боевой техники, выделяются:

    вооруженное вторжение на территорию РФ;

    угон за границу транспортных средств;

    пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами с нарушением установленных правил;

    нападение на граждан и др.

    В целях реализации положений Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" постановления Правительства Российской Федерации от 8 января 1998 года № 20, издан приказ Директора Пограничной Службы Федеральной службы безопасности РФ "Об объявлении постановления Правительства РФ от 3 января 1998 года № 20 "Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации" и утверждении правил производства предупредительных выстрелов и применения оружия и боевой техники военнослужащими органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации при защите Государственной границы Российской Федерации".

    Данные правила определяют, что "сотрудники (военнослужащие) … имеют право производить предупредительные выстрелы и применять оружие. Так, например, Правил предусматривают в качестве оснований применения оружия и производства предупредительных выстрелов, следующие случаи;

    противодействия законным требованиями о соблюдении установленных правил режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу и обеспечения собственной безопасности;

    задержания лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление:

    незаконного изменения прохождения линии Государственной границы на местности.

    Важную роль, в признании действий представителей власти, а именно сотрудников Федеральной службы безопасности, применяющих оружие правомерными независимо от противоправных общественно опасных действий физического лица, угрожающего поведения животного, то есть, являющиеся внешними по отношению к конфликту, образуют условия применения оружия.

    Существуют две группы условий. К первой группе условий применения оружия следует отнести те, которые возникают и существуют независимо от воли противодействующих сторон, а ко второй группе следует отнести обстоятельства, порождаемые активными волевыми действиями представителя власти, совершение которых предусмотрено нормой права и является одной из гарантий правомерности нанесения вреда правонарушителю.

    По смыслу законодательства, к первой группе условий применения оружия и боевой техники в охране Государственной границы РФ, относятся:

    а) условия, допускающие применение:

    отсутствие пассажиров в транспортных средствах, при попытке их угона;

    применение оружия допускается только в пределах приграничной территории;

    отсутствие возможности прекратить нарушение или задержать лиц, нарушающих установленные правила, с помощью других средств;

    исполнение служебных обязанностей или общественного долга и др.

    б) условия, исключающие применение:

    случайный характер пересечения Государственной границы;

    несчастный случай;

    пол и возраст нападающих и др.

    Для сотрудников Федеральной службы безопасности также важное значение имеют такие условия применения оружия, прописанные в Уголовном Кодексе РФ, как обстоятельства, вызывающие состояние необходимой обороны и крайней необходимости.

    В большинстве законодательных актов для обозначения правил, которые необходимо соблюсти до, и после применения оружия используется термин "порядок". Для сотрудников Пограничной службы Федеральной службы безопасности, в частности, такой порядок установлен в Постановлении Правительства РФ от 3 января 1998 года № 20. Внешне выраженными проявлениями условий, по смыслу вышеназванного постановления Правительства РФ являются:

    а) совершаемые до применения оружия:

    получение разрешения на применение оружия (в том случае, если представитель власти не имеет права применять оружие самостоятельно);

    информирование лица, в отношении которого может быть применено оружия об официальном положении должностного лица;

    ясное и конкретное изложение требования, с невыполнением которого связана возможность применения огнестрельного оружия (в зависимости обстоятельств, требования могут иметь форму жестикуляции посредством рук и оружия);

    производство предупреждения о применении данной меры принуждения. Предупреждение в зависимости от обстоятельств может быть выражено жестами, словами и предупредительными выстрелами;

    предоставление лицу, которому адресовано предупреждение, достаточного времени для выполнения правомерных действий;

    б) совершаемые после применения оружия:

    предоставление доврачебной помощи лицам, получившим ранения;

    охрана места происшествия;

    доклад о факте применения оружия и его результатах;

    информирование в некоторых случаях родственников и пострадавших лиц;

    уведомление прокурора в случае ранения или гибели людей.

    Еще одним элементом, составляющим правовые основы, являются пределы применения оружия. Под пределами следует понимать правил, устанавливающие границы допустимых действий должностных лиц по нанесению вреда правонарушителю.

    В законодательстве, определяющем полномочия сотрудников и военнослужащих Пограничной службы Федеральной службы безопасности по применению оружия термин "пределы" не употребляется, но правоограничения установлены. Усматривается несколько пределов ограничений.

    Первый предел ограничений - по территории. Например, абзац 1 статьи 35 закона РФ "О Государственной границе РФ" определяет допустимым применение оружия в пределах приграничной территории. Однако часть 3 ст.30 указанного закона предусматривает возможным использование предоставленных прав и за пределами приграничной территории в случаях пограничных поисков и операций сотрудников ФСБ на приграничной территории.

    Второй предел ограничений - по времени. В большинстве случаев оружие сотрудниками ФСБ во время выполнения своих обязанностей по защите и охране Государственной границы РФ.

    Третий предел ограничений - по субъектам применения. Усматривается три категории таких субъектов:

    лица с меньшими физическими возможностями (женщины, несовершеннолетние)

    пассажиры воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств

    лица, которые пересекли Государственную границу случайно или в результате несчастного случая.

    Четвертый предел - по размеру причиняемого вреда. Законодатель призывает сотрудников Федеральной службы безопасности стремиться, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным. Это требование очень актуально, так как вытекает из конституционных положений о высшей ценности человеческой жизни и здоровья. Во многом данное положение о минимизации вреда поглощается нормами Уголовного кодекса РФ о необходимой обороне.

    В данном параграфе мы провели систематическое рассмотрения порядка применения оружия сотрудниками ФСБ РФ, дали основания применения сотрудниками ФСБ России оружия, выяснили в каких случаях оно может применяться. Опираясь на ссылки законодательства, провели подробный анализ полномочий сотрудников органов Федеральной службы безопасности по применению оружия.

    В статье 36 закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" регулирует применение специальных средств в защите Государственной границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации военнослужащие применяют специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего действия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в соответствии с законом РФ "О милиции" .

    Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении пограничных органов, основания и правила их применения военнослужащими пограничных органов, а также военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации при защите Государственной границы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Так в частности закон РФ "О милиции" предусматривает, что при применении физической силы, специальных средств сотрудник обязан:

    предупредить о намерении использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований сотрудника, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан и сотрудников милиции, может повлечь иные тяжкие последствия, или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

    стремиться в зависимости от характера опасности правонарушения и лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, к тому, чтобы любой ущерб, причиняемый при этом, был минимальным;

    обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, предоставление доврачебной помощи и уведомление в возможно короткий срок их родственников;

    Кроме вышеназванных условий данный закон предусматривает запрет применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, организаций.

    Положение Правительства Российской Федерации от 24 июня 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечения собственной безопасности системы Федеральной службы безопасности Российской Федерации".

    Перечисленные в Постановлении специальные средства, физическая сила и служебные собаки используются для преодоления противодействия законным требованиям о соблюдении установленных правил режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и обеспечения собственной безопасности, а также задержания лиц, их нарушивших, когда применение иных способов пресечения правонарушений, исключая применение оружия и боевой техники, не обеспечивает выполнения возложенных на сотрудников (военнослужащих) обязанностей.

    В данной главе мы дали рассмотрели правовые основы применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности, дали их краткую характеристику и привели примеры.

    §2. Порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ России

    Аналогично предыдущей главе порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ можно разделить на четыре составных части:

    случаи применения специальных средств;

    условия применения специальных средств;

    собственно порядок применения специальных средств;

    пределы применения специальных средств.

    Правовое регулирование содержания всех вышеназванных элементов определяется в Постановлении Правительства РФ от 24 июля 1998 года № 634 "Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, и правил применения специальных средств при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории и обеспечении собственной безопасности системы Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"

    Случаями (основаниями) применения специальных средств в соответствии с Постановлением являются:

    воспрепятствование проверке документов у лиц и документов на транспортные средства и перевозимые на них грузы;

    нападение на военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите Государственной границы РФ в пределах приграничной территории;

    достаточные основания полагать, что лица намерены либо готовятся оказать вооруженное сопротивление;

    захват заложников, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и участков местности;

    поведение лиц, дающее основания полагать, что могут совершить побеги либо причинить вред окружающим или себе;

    невыполнение законных требований об остановке транспортных средств;

    иные противоправные действия, нарушающие деятельность Пограничной службы ФСБ России.

    Условиями применения специальных средств являются:

    предупреждение о намерении использовать их, предоставив при этом достаточно времени для выполнения требований военнослужащего (сотрудника), за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств создает непосредственную опасность жизни и здоровью военнослужащих и граждан, может повлечь иные тяжкие последствия или когда такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

    стремление, чтобы любой ущерб, причиненных при этом был минимальным;

    обеспечение лицам, получившим телесные повреждения, оказания доврачебной помощи;

    доклад по команде о применении специальных средств;

    соблюдение установленных мер безопасности при обращении со специальными средствами;

    в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости военнослужащие при отсутствии специальных средств вправе использовать в указанных целях любые подручные средства;

    физическая сила, в том числе боевые приемы борьбы, применяется для преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенным на сотрудников обязанностей.

    Пределы применения специальных средств:

    а) применение специальных средств допускается только при выполнении обязанностей по защите государственной границы РФ и в пределах приграничной территории;

    б) запрет применения специальных средств в отношении лиц, которые нарушили режим Государственной границы, пограничный режим или режим в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, если эти действия совершены явно случайной или в связи с несчастным случаем, воздействием неодолимых сил природы, а равно в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев совершения ими нападения либо оказания сопротивления, угрожающего жизни и здоровью военнослужащих и граждан РФ, участвующих на добровольных началах в защите государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории.

    В ходе работы над данным параграфом мы рассмотрели порядок применения специальных средств сотрудниками ФСБ, разделив на составляющие дали подробную характеристику каждому из элементов.

    Подводя итог параграфу, можно сделать вывод, что мы дали понятие порядку применения оружия и специальных средств сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ, детально рассмотрели и охарактеризовали особенности всех элементов данной сферы деятельности сотрудников ФСБ.

    Заключение

    Подводя итог проделанной работе следует отметить, что нами было проведено комплексное исследование в области такой сферы деятельности сотрудников Федеральной службы безопасности России, как применение оружия и специальных средств. Обобщая результаты проделанной работы мы можем утверждать, что применение и использование оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ является мерой государственного принуждения.

    В первой части курсовой работы мы сосредоточились на изучении нормативного правового материала, а именно правовых основ, касающихся применения оружия и специальных средств сотрудниками ФСБ. Здесь были приведены основные правовые акты, регулирующую данную сферу деятельности, как на уровне закона, так и на уровне подзаконного нормативного правового акта, им была дана характеристика.