• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Продолжаем наш тур по маленьким городам Португалии. В сравнении с другими, правда, Томар выглядит не таким уж маленьким — здесь не просто две улицы, а есть целый старый город с центральной площадью и красивейшим собором, вход в который закрыт огромным бархатным покрывалом.

    Здесь есть прекрасные двух-трехэтажные дома, вполне себе живые — в них располагаются магазинчики и врачебные практики.

    Здесь широкие пешеходные улицы, а вот свободное место, чтобы припарковаться, приходится искать.

    Здесь даже названия улиц и площадей не просто написаны на красивейших кафельных табличках, но и снабжены поясняющими подписями. Например, Алвеш Редол — видный писатель родом из провинции Рибатежу, где и находится Томар.


    Знаете, что делают эти три веселых парня, обменивающиеся шутками с проходящими мимо полицейскими? Они медленно идут по улице и, ловко орудуя палочками для еды, собирают в пакет разный мелкий мусор, бумажки и окурки.


    И в чем подвох, спросите вы? Зачем ехать в этот Томар? Уж явно не на домики смотреть.

    И снова вы правы, мои проницательные друзья! Главная причина ехать в Томар — это тамплиеры. О них здесь говорит буквально все.

    Духовно-рыцарский орден Бедных Рыцарей Христа и Храма Соломона был создан в начале XII столетия для защиты паломников, отправляющихся в Святую землю — а через двести лет, став одной из самых могущественных и богатейших организаций Средневековья, и положив начало современным финансам (тамплиеры изобрели чеки, расчет сложного процента по кредитам, принцип двойной записи в бухучете и много чего еще), был разгромлен французским королем Филиппом IV Красивым, одним из своих крупнейших должников. Папа римский Климент V, тоже задолжавший храмовникам немалую сумму, особо не возражал и упразднил орден.


    Расправа над тамплиерами была тщательно спланирована и осуществлена четко и в срок. Сперва верхушку тамплиеров подвергли показательному процессу, но после того, как юристы ордена выстроили блестящую защиту, о которую разбивались любые доводы обвинения, маскарад закончился, и их запытали и сожгли на костре. Но главный вопрос, который интересовал всех участников мероприятия, остался без ответа: где деньги, Зин?

    Тамплиеры были сказочно, баснословно, невероятно богаты, однако в захваченных замках и поместьях удалось найти не так уж много золота. Есть много версий, по которым часть тамплиеров сбежала то ли в Великобританию, то ли в еще не открытую тогда Америку, то ли в саму Атлантиду, увезя с собой большую часть богатств ордена. Одна из таких версий — не хуже и не лучше прочих — указывает на Португалию.

    Замок Томар был основан тамплиерами в середине XII столетия, а после разгрома ордена стал центральной резиденцией Ордена Христа — новой организации, созданной королем Динишем I и получившей все земли и владения, которые до этого принадлежали тамплиерам. Символика и устав ордена, который просуществовал аж до XIX века, поразительно напоминали символику и устав тамплиеров, а в финансах рыцари Ордена Христа были ничуть не менее успешны, чем их предшественники. По официальной версии, король Диниш I опирался на рыцарей для войн с неверными во время реконкисты, но поговаривают, что ему кое-что тоже перепало.

    Сейчас монастырь Конвенту-де-Кристу, бывший замок Томар, входит в список ЮНЕСКО и является одним из самых красивых и величественных сооружений в Португалии.

    Круглая башня-ротонда, которую вы уже видели на нескольких фотографиях выше, построена в подражание арабской мечети Купол Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме. Тамплиеры ошибочно считали ее частью Храма Соломона, и такое подражание исламским святыням тоже было использовано против них на обвинительном процессе.

    Поднимаем голову, и что же мы видим? Уж не тамплиерский ли это крест?.. Нет-нет, что вы, это крест Ордена Христа, а тамплиеры тут совершенно не при чем.

    Кельи и жилые помещения монастыря достаточно аскетичны. Не удивлюсь, если по ночам тут ходят призраки.

    Но в остальном обстановка очень красивая — живопись, скульптура, роспись.

    Архитектурный стиль мануэлину, в котором строилась часть замка, немыслим без клуатра — внутреннего дворика с галереей, которых мы с вами видели преизрядно. Впрочем, и в Конвенту-де-Кришту этих двориков тоже не один, а целых восемь.

    Другой признак мануэлину — причудливая, изящная декоративная лепнина.


    Миниатюрные статуи, выполненные с вниманием к мельчайшим деталям, и уже изрядно поизносившиеся и поросшие мхом.

    Некоторые, впрочем, еще очень даже ничего.

    Ну и знаменитое окно, которое называют одним из символов мануэлину и печатают в каждом путеводителе.

    Глядя на Конвенту-де-Кришту, начинаешь понимать, куда делось золото тамплиеров. Оно, конечно, не уехало ни в какую Америку или Атлантиду. Вот оно! Все тут! Все сто пятьдесят тысяч рублей ноль ноль копеек, как любил говорить Остап Сулейман-Берта Мария Бендер.

    Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но нельзя было унести. Оно перешло на службу другим людям. Стоит только побывать в Томаре и своими глазами увидеть остатки его былого величия — и это становится настолько очевидно, что даже неловко говорить об этом вслух.

    Томар (Tomar) – это живописнейший городок, расположившийся в 140 километрах от столицы Португалии, в центре страны, на берегах речки Набан. Город славится своей уникальной историей, которую рассказывают не только учебники в школе, но и воспевают литературные романы.
    Это город трагически погибших тамплиеров. Город-загадка, таящий в себе немало преданий, одно из которых о запрятанных сокровищах в замке. Город, где каждый камень безмолвно таит драму минувших лет.

    История города Томар началась в далеком XII веке, когда тамплиеры помогли изгнать мавров с португальских земель и получили в благодарность кусок земли между реками Мондегу и Тежу. Именно на этой земле тамплиеры создали мощную крепость , вокруг, которой постепенно начал возводится город Томар. Кстати, первая легенда, связанная с этим городом, гласит, что холм, на котором начал создаваться город, был указан священным видением.

    Гуалдин Паиш, первый величайший магистр знаменитого ордена тамплиеров, стал основателем замка, который спустя некоторое время обрел статус резиденции магистра. В этой же резиденции расположился штаб для всех португальских тамплиеров. Орден тамплиеров начал стремительное процветание. Его богатство и власть раздражало высокопоставленных лиц Церкви, и настал коварный момент, когда папа римский Климент V предъявил рыцарям ордена жестокое обвинение в ереси. Начались массовые аресты и судебные процессы по делу тамплиеров. Орден был официально распущен, а несчастных тамплиеров ждала ужасная участь. Часть из тамплиеров замучили до смерти пытками. Часть людей сожгли. Кого-то приговорили к различным тюремным срокам, включая пожизненные сроки, а часть людей окончили свою жизнь, влача жалкое существование в монастырях. Таким образом, были уничтожены великие тамплиеры.

    Несмотря, на, то, что тамплиеров стерли с лица земли, плоды их трудов хранятся и поныне. Португальский король Диниш I быстро среагировал на действия папы Климента V и создал новый орден Христа, которому перешли все сокровища тамплиеров, включая земли и замки.

    Тамплиерский замок имеет внушительный вид. Семь крытых галерей заботливо охватывают замок, на территории которого возведена высокая церковь-ротонда, напоминающая своей формой пирамиду. Внутри церкви хранятся великолепные произведения искусства: скульптуры, картины и фрески, тщательно восстановленные после разрушения временем.

    Также на территории крепости сооружен прекрасный монастырь Ордена Христа , достопримечательностью которого являются три необычные окна с романтическими мотивами океана в стиле мануэлино (окна главного фасада дома Капитула). Морские мотивы посвящены великой эпохе географических открытий. Простирающиеся кверху водоросли, причудливой формы кораллы, спутавшиеся тугие корабельные канаты, символы королевского двора и пленяющий крест, символизирующий орден Христа – все это вызывает непередаваемые впечатления. Обязательно рассмотрите их с детьми.

    В монастыре выделена территория под готическое монастырское кладбище. Здесь похоронено множество исторических религиозных фигур прошлого времени. Место пропитано смесью скорби и философских раздумий о бренности человеческого существования. Замок Тамплиеров в Томаре и Монастырь Ордена Христа внесены в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

    В общем, настраивайтесь на то, что львиную долю времени своей прогулки вы посвятите осмотру этих основных достопримечательностей Томара, и скучно при этом вам не будет.

    Что посмотреть еще:
    Оказавшись в историческом центре города Томар, обязательно стоит прогуляться по его средневековым узким улочкам, пропитанным неповторимым колоритом прошлых лет. Невольно мерещатся таинственные фигуры, закутанные в темные плащи. На ум приходит легенда о сказочных сокровищах тамплиерах, которые успели спрятать. Возможно, в паутине этих изящных улочек можно отыскать сокровища…

    Главная городская церковь Иоанна Крестителя (Сау Жуау Батишта ), построенная в XV в. украшена элементами, конечно же, в стиле мануэлино. Знатоки выделяют в ней изумительный портал и 8-угольную колокольню.
    На площади перед ней (площадь — в очаровательную шахматную клеточку) высится памятник Великому магистру Гуалдину Паишу.

    Недалеко, в самом сердце города находится самая древняя португальская синагога (Rua Joaquim Jacinto, 73). Её открыли в 1430-1460 годах. На сегодняшний день там размещается удивительный Еврейский музей имени Абрахама Закуту , внутри, которого можно увидеть старинные еврейские надгробия и множество священных предметов, отданных музею еврейскими общинами со всех уголков земного шара.

    Если решите отдохнуть – спуститесь к реке Набан, где есть парк отдыха.

    В Томаре есть свой личный праздник Фесташ-душ-Табулейруш (1-я неделя июля). Раз в четыре года начинается фантастический фестиваль, в процессе которого женщины несут на головах чудесные цветы и источающие сдобный аромат хлеба. Во время захватывающей процессии музыканты от души играют на своих инструментах, а лазурные небеса озаряются разноцветными вспышками фейерверка. День спустя после шествия всем раздаются освященный хлеб и вина.

    Томар дарит возможность перенестись в прошлое, и это путешествие навсегда сохранится в памяти, вызывая тягучую ностальгию по таинственному городу. Попробуйте донести это настроение до своего ребенка-школьника.
    Бывшая вотчина тамплиеров ненавязчиво пригласит к размышлению о событиях минувших дней. Казалась бы там, на дверях с тайнами давно стоит крепкий засов, но оказываясь на месте, где разворачивались важнейшие исторические события, чувствуешь, что вот-вот проглянет лучик истины. А тайна спрятанных храмовниками сокровищ нестерпимо терзает любопытные умы, вызывая самые занимательные догадки.

    Город Томар – как добраться

    Конечно, удобнее всего на машине. Бесплатные парковки можно найти даже в центре, недалеко от монастыря.
    поезд идет с вокзала Oriente, дорога займет у вас примерно 2 часа.



    Город Томар находится в 100 км к северу от Лиссабона. Томар известен своим замком тамплиеров, построенным аж в 1160-е годы. Замок включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    // capi4ca.livejournal.com


    Немножко информации.

    На холме в 1169 году был построен замок - резиденция Великого Магистра ордена португальских тамплиеров Гуалдина Пайша. Целью ордена была помощь в освобождении Португалии от мавров.

    Опасаясь могущества этого ордена, папа Клемент V обвинил членов ордена в ереси и распустил его. Но португальский король Диниш I создал новый орден Христа на базе старого, передав ему все земли и замки ордена тамплиеров.

    Одним из Великих Магистров ордена Христа был Генрих Мореплаватель. Во время эпохи Великих географических открытий все португальские первооткрыватели, в том числе и Васко-да-Гама, совершали свои плавания именно под флагом ордена Христа.

    Замок Томар огромен. Секретные подземные ходы не открывают до сих пор. По легенде, именно в этом замке спрятаны клады - богатства могущественного ордена.

    Сам замок мы увидели издали, он расположен на вершине холма. У подножия, вокруг замка, вырос город Томар.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Приехали к замку.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    План. Мы там, где желтый круг, перед входом в замок. В 16 веке на территории замка построили монастырь. В центре - белый круг. Это главное здание монастыря - круглая церковь-ротонда. Внутри нее такой же круглый алтарь. Перед церковью - парк.

    // capi4ca.livejournal.com


    Поднимаемся к замку.

    // capi4ca.livejournal.com


    Мощная крепостная стена.

    // capi4ca.livejournal.com


    Еще одни ворота.

    // capi4ca.livejournal.com


    Перед нами круглая церковь - ротонда.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Слева - парк. В парке есть такие скамеечки!

    // capi4ca.livejournal.com


    Мы с дочерью были здесь 10 лет назад, в 2003 году. Приехав снова, я узнала это место по скамеечкам:)

    // capi4ca.livejournal.com


    Идем внутрь замка.

    // capi4ca.livejournal.com


    Слева - красивый вход.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Но мы сначала пойдем в эту часть монастыря.

    // capi4ca.livejournal.com


    Вход в монастырь.

    // capi4ca.livejournal.com


    Вверх - колокольня.

    // capi4ca.livejournal.com


    Заходим во внутренний дворик.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    На территории монастыря есть кладбище.

    // capi4ca.livejournal.com


    Здесь похоронен брат Васко да Гамы - Диого да Гама.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Часть монастыря находится вот в таком виде. Какие скамеечки у окон! Как в плацкартном вагоне, боковые места:)

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Теперь идем в круглую церковь.

    // capi4ca.livejournal.com


    Мы в этой части монастыря.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Внутри церкви - круглый алтарь. Он на реконструкции. Считают, что такой алтарь потому, что рыцари заезжали в церковь прямо на лошадях.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Внутренний дворик.

    // capi4ca.livejournal.com


    Окно в стиле мануэлино. Считается, что этот стиль "выражает впечатление европейца, впервые увидевшего неизвестные заморские страны. Рождение этого архитектурного направления пришлось на время расцвета Португалии как морской державы".

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Есть еще одно окно в стиле мануэлино.

    // capi4ca.livejournal.com


    Стены со стороны океана зарастают мхом, но счищать все, значит, повреждать поверхность. Летом мох исчезает сам.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Поднимемся еще выше, на крышу. Вот по такой винтовой лестнице.

    // capi4ca.livejournal.com


    И вот мы наверху.

    // capi4ca.livejournal.com


    Поднялись по узкой лестнице и вышли из этой башни.

    // capi4ca.livejournal.com


    Окно в стиле мануэлино слева с торца.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Воду зимой собирали в колодец. Слева виден сток.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Возвращаемся к главному входу в церковь.

    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    // capi4ca.livejournal.com


    Томар — Последняя Обитель Тамплиеров

    Томар лежит на берегах реки Набан в 140 км.
    к северо-западу от Лиссабона в одном из самых плодородных на всём Пиренейском полуострове
    в округе Сантарэй.
    Этот небольшой, живописнейший городок Португалии появился благодаря тамплиерам. Он начал расти вокруг Томарского замка, построенного тамплиерами на месте первого римского поселения под названием Sellium. Основал и замок и город в 1160 г. Гуалдин Паиш — португальский крестоносец, рыцарь тамплиеров , находившийся на службе у короля Португалии Афонсу Энрикеша , первый Великий магистр Ордена Тамплиеров в Португалии , по замыслу которого по структуре Иерусалима были разработаны план и архитектура города .
    Томар — это город, где скрыто немало тайн, одна из которых, это тайна о спрятанных в замке сокровищах, Томар — это последний оплот легендарных тамплиеров.

    Тамплиеры. Кто они?

    История пока не даёт точного ответа на этот вопрос. Слишком много либо забыто, либо специально замалчивается. Но от этого тамплиеры для любителей древности становятся только более загадочными, таинственными и привлекающими
    к себе всеобщее внимание.

    К концу XI века в Западной Европе сложились благоприятные обстоятельства для похода в Малую
    Азию с целью освобождения Иерусалима и Гроба Господня от
    владычества мусульман и создания там христианских государств. За это участникам похода были обещаны различные привилегии.
    Эта идея настолько охватила христианский мир государств Западной Европы, что уже к середине 1097 года было создано объединённое войско численностью до 300 000 человек, готовых к крестовому походу на Св. Землю.

    .
    Вскоре это войско, в котором находилось и около 4000 рыцарей-крестоносцев, переправилось через Босфор, высадилось в Азии и осадило Иерусалим.
    В 1099 г. город был взят.
    А теперь вопрос — кто же всё-таки тамплиеры?

    . Примерно в 1119 г. французский дворянин Гуго де Пейн с группой из восьми рыцарей основал там духовно-рыцарский католический орден. Рыцари в присутствии патриарха Иерусалима приняли три монашеских обета. Для них в храме Иерусалима выделили место под резиденцию и разработали устав.
    С того времени членов Ордена стали называть Рыцарями Христа и Храма Соломона или Храмовниками, (Тамплиерами — фр. templiers от temple - храм) .
    Орден перешёл на службу храма Гроба Господня и обязался защищать
    вновь образованное Иерусалимское государство и охранять паломников, направлявшихся в
    Иерусалим, от грабителей и мусульман.
    Для того, чтобы с этим справиться, большая часть тамплиеров возвратилась
    на родину и начала во Франции, Англии и др. странах Европы бурную кампанию
    по
    вербовке в Орден желающих и достойных уважения людей.
    По завершении компании численность Ордена составила около 20000 человек.

    Со временем в результате своей деятельности Орден стал сказочно богат,
    богатство тамплиеров росло как на дрожжах.
    В XII-XIII в.в. они владели в некоторых странах Бл. Востока и Европы обширными
    земельными угодьями и замками, к тому же Папа римский предоставил им ещё и огромные церковные и юридические привилегии. Основной задачей тамплиеров оставалась защита от мусульман вновь образованных на Ближнем Востоке христианских государств.

    Для увеличения богатства тамплиеры стали активно заниматься финансовой деятельностью. Именно ими было положено начало современным финансам.
    Ими были изобретены чеки, произведён расчет сложного процента по кредитам, разработан принцип двойной записи в бухгалтерском учете и т.д. и т.п.

    Одновременно тамплиеры оказывали монархам Европы разного рода услуги,
    в т. ч. и военную помощь.

    Тамплиеры в Португалии

    Во время португальской Реконкисты мать
    короля Афонсу Энрикеша графиня Дона Тереза, правившая в то время Португалией,
    обратилась к Ордену Тамплиеров с просьбой оказать военную помощь по освобождению территории Португалии от мавров. И уже, ставший королём Афонсу I, заручившись поддержкой Ордена, весной 1147 г. начинает отвоевание территории округа Сантарэй и 15 марта 1147 г. освобождает её. За оказанную помощь король пожаловал Ордену между реками Мондегу и Тежу землю.

    В 1157 г. первым Великим магистром Ордена Тамплиеров в Португалии становится
    Гуалдин Паиш. Для защиты португальского королевства от нападений мусульман
    Иберии Гуалдин Паиш начинает восстановление и строительство нескольких
    новых пограничных замков: в Алмоуроле, Иданье, Церере, Монсанто, Помбале, в т.ч. и в Томаре.
    Первый камень в фундамент замка в Томаре был заложен по приказу Гуалдина Паиша в 1160 г.
    Местная легенда, связанная с этим городом, гласит, что выбор места для строительства замка пал по мистическим причинам и божественному вдохновению на холм, на котором обосновались тамплиеры. Это как будто-бы будет частью небольшой цепочки из семи холмов: национальный лес на семи холмах Томара, Иерусалим и Рим на семи холмах и семь колонн Константинополя.

    Возведённый на высоте 150 м, замок представлял
    из себя
    крепость с круглыми угловыми башнями, которые стали непреодолимым препятствием для арабов . И даже когда около 1190 г. многократно превосходящие войска мавров под началом могущественного халифа Абу Юсуф Аль-Мансура осадили замок, то и после продолжительной осады
    они так и не смогли его взять. Тамплиерам удалось
    отстоять замок. По этому поводу
    в июле в Томаре проходит ежегодный праздник
    Ордена Тамплиеров, посвящённый освобождению города от осады 1190 г. Праздники проводятся с 2013 г.

    Самым древним и главным сооружением замка является величественная круглая церковь — Ротунда.
    Есть основания полагать — возводилось церковь
    подобно арабскому Куполу Скалы на Храмовой горе в Иерусалиме или храму Гроба Господня и представляет собой шестнадцатиугольный высокий барабан, в центре которого – восьмиугольный алтарь.
    .

    Внутреннее убранство Ротунды изысканно украшено
    поздней
    готической живописью, скульптурами и картинами. Колонны центрального восьмиугольника и стены имеют полихромные статуи святых и ангелов, стены и потолки окрашены готическими узорами и вставками, изображающими жизнь Христа. Это отражало богатство и влияние ордена.

    Однако увеличение богатства и усиление могущества Ордена стало предметом зависти у первых особ Европы и вызвало враждебность со стороны Рима.
    Папа Климент V увидел в этом слишком большую угрозу для Церкви и с королём
    Франции Филиппом IV сговорились уничтожить Орден, обвинив
    тамплиеров в отречении от Христа и осквернении Святого распятия. Членов Ордена подвергли жестоким преследованиям: тюрьмы, пытки и костры — таков был итог того решения.
    Имущество Ордена подверглось разграблению,
    а в марте 1312 г. Орден тамплиеров
    перестал
    существовать.

    Большая часть оставшихся тамплиеров ушла в Португалию, где нашла убежище
    и защиту у короля Португалии Диниша I,
    который и сам был членом Ордена.
    Долгое время рыцари жили по своим прежним законам. И только в 1318 г. Диниш реорганизовал Орден Т
    амплиеров в Орден Христа и сделал его правопреемником
    всех активов и имущества,
    а монастырь Конвенту-ду-Кришту объявил резиденцией Ордена Христа. Однако в жизни тамплиеров п рактически ничего не изменилось. Осталось всё то же и лишь Великий магистр не выбирался рыцарями, а назначался королём. В 1357 г. Томар официально стал столицей Ордена.

    Особую роль Орден начал выполнить в XV веке, когда Великим Магистром Ордена был принц Генрих Мореплаватель.



    Тамплиеры стали участвовать в морских экспедициях и совершать новые географические открытия, принося пользу и славу Португалии. Несколько веков каравеллы плавали под парусами с эмблемой Ордена. Богатства от морских экспедиций попадали в Томар, часть из которых расходовалась на развитие города и замка, а основные — накапливались в замке.

    Используя эти богатства, король Мануэл I начинает широкомасштабное строительство и превращает монастырь Конвенту-де-Кришту в комфортабельный
    и роскошной замок. Обустройство монастыря продолжили и преемники Мануэла I.
    Замок и дальше постоянно строился, расширялся и перестраивался на
    протяжении пяти столетий. За это время появилась
    различная масса сооружений, сочетающих в себе элементы разных стилей:
    романский, готику, мануэлино, ренессанс.



    Теперь это один из самых загадочных, самых таинственных и самых величественных замков
    тамплиеров в Португалии, а также фантастически уникальная монастырская крепость.
    В 1834 г. все религиозные ордена, включая Орден Христа, в Португалии были распущены. А в 1983 г. Конвенту-де-Кришту признан объектом ЮНЕСКО.

    Но за стенами замка скрываются не только строения разных стилей. За стенами,
    согласно легенде, спрятаны несметные сокровища и Священный Грааль —
    Главная христианская святыня, а под замком имеется тоннель, в который вход по неизвестным причинам закрыт. И будто-бы этот тоннель ведёт к сокровищам.
    По сей день находятся отчаянные искатели приключений, пытающиеся
    найти эти сокровища.

    Одновременно с преобразованием замка рос
    и развивался город, в котором было построено
    немало и других достопримечательностей.
    И не такой уж он и маленький, в нём проживает
    более 16 тыс. жителей. Есть там и высокие дома,
    и широкие пешеходные улицы, и торговые
    заведения, и религиозные здания.

    .

    В центре Томара, считающимся историческим
    районом, сохранились узенькие улочки,
    главная из которых Серпа Пинту выходит
    на площадь Республики, а на ней расположена
    еще одна важная достопримечательность —
    готическая церковь Сау-Жуао-Батишта.

    На площади напротив церкви
    Сау-Жуао-Батишта установлен памятник
    основателю города Гуалдину Паишу.

    Понравилось?
    Ставьте лайк и делитесь с друзьями в соц.сетях.

    Путешествие в старину

    О своих впечатлениях нам расскажет и покажет Анатолий Масляков, который вместе со своим "питерским другом Вовкой" исследовал Томарский замок вдоль, поперек и наискосок...


    Один из самых известных замков тамплиеров находится в португальском городе Томар.


    «Причём тут тамплиеры?» - подумал я. Все их загадки и отгадки во Франции. Как-то Португалия у меня с тамплиерами не вязалась. «Заманивают» - сказал я себе и начал читать. Ничего такого особенного не нашел, пока не дошел до Томара. Ах вот оно что - португальский король сохранил тайну преследуемых тамплиеров у себя в стране! В отличие от неблагодарного французского короля Филиппа IV, позарившегося на богатство ордена и уничтожившего его, хотя тамплиеры не раз спасали его, в том числе от разгневанной парижской толпы, португальский король Диниш I не забывал услуг тамплиеров португальской короне и дал им приют в своей стране, благоразумно переименовав храмовников в Орден Христа.


    Правда, этот замок не совсем тамплиерский или - не только тамплиерский. Томарский замок (Convento de Cristo) был построен еще около 1160 года и был главной твердыней тамплиеров в Португалии. Замок осаждали мавры, но безуспешно.

    Скала! Однако, с роспуском ордена тамплиеров - 1312 год, так, на минуточку, судьба замка немного подвисла, как и всех остальных владений тамплиеров. Но предприимчивый португальский монарх Диниш подсуетился и создал орден Христа! И более того, уболтал Папу передать тамплиерские владения этому новому ордену, в который вошли оставшиеся без дела бывшие тамплиеры. Довольно скоро (1357) томарский замок был выбран главным оплотом ордена Христа. Позднее он был обращен в монастырь, а в наши дни является объектом культурного насления ЮНЕСКО. Невероятно красивая там архитектура.


    В томарском замке (и заодно в Томаре) я совместно с питерским другом Вовкой был аж целый день по дороге из Порту в Лиссабон. Сам городишко совсем крохотный, милый такой, европейский. Одна печалька - до большой воды довольно далеко. В городе есть речка, но совсем какая-то неубедительная. Томарский замок - это, естественно, главная достопримечательность Томара, однако по пути от ж/д станции к замку можно зарулить в еще пару приятных местечек. Как то: церквуха, парк, кладбище…


    И вот мы дошли до территории замка. И тут заблудились в трех соснах, и свернули не на ту тропинку. Жалеть не жалею, ибо дорожка шла по парку и вдоль замковых стен. Там никого не было. Чудное место!


    Правда, мы, отличившись особой сообразительностью, заметили, что что-то не так, только через час. Соответственно, назад к заветной развилке с отвороткой к замку топали еще час. Ноги уже гудели…


    Но тут мы увидели замок…Ах, как я люблю замки! Особенно снаружи. Увы, внутри они совсем не такие, какими мне бы хотелось их увидеть. Нет там никакого духа средневековья. Половина всех замков была обитаема чуть ли не до сегодняшнего дня - и соответственно дизайн внутренних апартаментов менялся с учетом моды - фарфоровые статуэтки, печки на изящных ножках… Тьфу! А вторая половина хуже того: побелена и совершенно не интересна - замок Дракулы, ага!


    Но нам очень хочется попасть внутрь и мы идём туда, гуляем по кулуарам, осматриваем все лестницы и закоулки, кельи монахов, залы и переходы.


    Климат раскрасил... Но красоту не испортишь.


    Тамплиерки. И ведь прекрасно выглядят, несмотря на возраст...


    Эти лестницы поражают. Это ведь надо суметь такое спроектировать и воплотить!Спрашивается - зачем так мучиться? Думаю, не только ради красоты. Чудится, что это символ, напоминание монахам о спиралевидных галактиках Вселенной.


    Знали монахи о числе Фибоначчи и золотом сечении? Архитекторы точно знали. И математики при португальских королях служили самые лучшие - арабы и евреи. Один из них Абрахам Закуту усовершенствовал астрономические таблицы так, что стало возможным определять широту места без использования солнечного меридиана. Он же сконструировал металлическую астролябию, более точную, чем деревянная.


    Находим знаменитое прямоугольное окно в стиле мануэлино, так называемое «жанела»: ненамного больше простой отдушины, его проем был облеплен со всех сторон морскими и подводными сувенирами, водорослями, ракушками, якорями, брамселями и швартовами - в прославление достижений здешних рыцарей на поприще океаноплавания. По сторонам окна, на чем-то вроде декоративной ленты, опоясывающей приоконные пилоны, я увидел высеченные знаки Подвязки. Как может быть символ английского ордена в португальской военной крепости? Гид не знал что отвечать, но через некоторое время, проводя нас по противоположному крылу, кажется, северо-восточному, обнаружил и показал нам знаки Золотого руна. Я не мог не подумать о тончайшей игре соответствий, объединяющих Подвязку с руном, руно с аргонавтами, аргонавтов с Граалем, Грааль с тамплиерами. Я вспоминал и бредни полковника Арденти, и какие-то страницы из сочинений одержимцев… И прямо подскочил, когда гид-португалец ввел нас в залу со сводчатым потолком, усеянным розетками. Из доброй половины розеток глядела бородатая, козлоподобная физиономия.

    Есть в этом что-то бесовское. Бафомет!!! Ну, не обязательно он, но вот такие украшения были в консистории ордена.


    Венчают окно королевский символ Мануэла I армилярная сфера и крест - символ ордена Христа. Что за тайна в нём скрыта? Мы не разгадали. Все пишут о его красоте. Но сдается мне, что дело тут в зашифрованных символах. При нас в монастыре была группа российских туристов, которым экскурсовод долго рассказывала о символике окна. И всё в плоскости богатства и торговли. Вот мол артишок - символ богатства, эта мешок соли - основной доход того времени, вот канат - символ морских странствий, благодаря которым богатела португальская корона не без помощи рыцарей Ордена Христа и т.п. Как-то скучно.


    Считается, что корни и ветви пробкового дуба поддерживают бюст капитана и обвивают мачты. Но зачем у основания должен быть пробковый дуб? Мне милее версия, что это дерево познания добра и зла, или мировое древо.


    Где-то видел-слышал фразу, которой потом искал объяснение и подтверждение в сети, но безуспешно - мол, то ли британский, то ли испанский король был готов простить Португалии весь ее долг за это окно. Как это все должно было происходить, да и правда ли все это - увы, выяснить не получилось. Расскажите, если кто знает.


    Может из-за вот этого пояса? Считается, что это символ британского Ордена Подвязки. Почему бы монахи Ордена Христа стали изображать здесь символ светского Ордена Подвязки, основанного английским королём? Орден не монашеский, очень камерный - туда входит только 24 члена (утверждаемых королём) помимо членов английского королевского дома и других монарших домов Европы. Кстати все российские императоры, начиная с Александра I, были кавалерами Ордена Подвязки.


    К тому времени Англия уже вступила в торговый союз с Португалией. Возможно таким образом Орден Христа, так плотно связанный с португальскими королями и их морскими торговыми делами, решил скрепить «братские узы» с английской короной? Считается также, что цепь, которая окружает окно - это символ Ордена Золотого руна. Это другой светский орден Европы, основанный в 1430 году герцогом Бургундским Филиппом III Добрым. Благодарность герцогам Бургундским за их роль в создании Португалии?


    Роль Бургундии в вопросе появления Португальского королевства на карте Европы меня удивила. Вон как далеко занесло герцогов! В XI веке Генрих Бургундский просто помогал королю Кастилии в борьбе с маврами при помощи крестоносцев (читай тамплиеров). Благодарный кастильский король отдал ему в жёны свою дочь Терезу и в качестве приданого - графство Портукале. И как же повёл себя бургундский зять? Как только король умер, Генрих отказался признать власть кастильской короны и повёл войну против Кастилии. Как теперь принято говорить «отжал» Портукале без зазрения совести.


    И хотя Тереза (верная дочь своего отца) в пору своего регентства при несовершеннолетнем сыне Афонсу Энрикише (то есть Генриховиче) хотела вернуться к Кастилии, сын выступил против матери, разгромил её войска, изгнал её из страны и стал править единолично. Честно говоря, мне эта история образования королевства Португалии кажется какой-то нелицеприятной. И роль бургунцев в ней тоже.


    А что же в монастыре осталось именно от тамплиеров? Конечно Шарола, известная также как Ротонда тамплиеров.


    Церковь Шарола представляет собой высокую шестнадцатигранную башню, разделенную выступами контрфорсов, с окнами-бойницами. Считается, что форма алтаря повторяет в плане сорокаметровую в диаметре кувуклию Храма Гроба Господня в Иерусалиме, но также напоминает и формы Куббат-аз-Сахра на месте храма Соломона.


    Вот это действительно настоящий алхимический сосуд, имеющий кристаллическую структуру для преобразования человеческого духа. Здесь чувствуется дух тамплиеров, не только воинов и торговцев, но и алхимиков, хранителей сокровенных магических знаний Востока.


    Снаружи Ротонда выглядит очень грозно, а внутри это настоящий шедевр. Умели тамплиеры платить настоящим мастерам, вот те и старались. Все в сплошной символике - разбираться и разбираться знатокам. А обычным туристам, вроде меня, просто с открытым ртом ходить и восхищаться изысканности и красоте.