• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Общественность бурлит из-за конструкции из палок и мётел, которую художник Николай Полисский сам построил и на Масленицу сам поджег. И большинству, далекому от искусства архитектуры, дела нет до названия акции -- "Пламенеющая готика", а между прочим, в нем важная составляющая этого действа. А также объяснение, почему костерок был сделан как бы в форме католического собора. Взгляните, какой на самом деле это представление изящный каламбур, ведь это словосочетание -- важная часть истории искусства.


    Термин "пламенеющая готика" придумал еще в 1851 году английский историк Эдуард Фримен.

    Прилагательным "flamboyant " ("пламенеющий") обозвали определенный кусок средневекового готического искусства, потому что контуры и силуэты в это время стали похожи на языки пламени.

    Вообще у историков искусства как-то принято давать периодам и стилистикам прозвища.

    Например, Возрождение делят на 3 периода: раннее и позднее -- это простенько, а вот посрединке находится "Высокое Возрождение". Если придумывать архитектурный перформанс, иллюстрирующий этот термин, то, например, надо взять кучу статуй Ренессанса и прикрепить их к потолку, чтобы смотреть на них можно было только задирая голову.

    У различных кусков готического искусства прозвища более разнообразные и любопытные: лучистая готика, интернациональная, перпендекулярная, кирпичная, куртуазная, ланцетовидная...
    Раздолье филологам.

    Конкретно "пламенеющая" -- период поздней готики в эпоху позднего средневековья, который царил в некоторых странах с 14 века до начала 16 века, в особенности во Франции -- эпицентре всего готического искусства.

    Готика вообще вся глобально искусство извивистых линий, но в этот перид они стали особенно извивистыми, кривыми, спиральными, языками пламени. Это видно и в архитектурных элементах, особенно арках и витражах, и в том, как складки лежат на картинах. Это самый роскошный и избыточный период готики, и этим он прекрасен и завораживающ.

    Готический собор эпохи пламенеющей готики действительно визуально, если напрячь воображение, всеми своими линиями стремился ввысь, к небесам, к Богу, как пламя, как огонь. Это делалось и подсознательно, и специально -- потому что устремление к Богу, как вы понимаете, было главной задачей идеологии того времени.

    Так что когда Николай Полисский соорудил гигантское чучело Масленицы в виде собора, и поджег его -- это он очень круто и наглядно воплотил в жизнь старую метафору. На мгновение в реальной жизни явилось то, что средневековые архитекторы пытались увековечить в камне -- храм, как гигантский костер человеческих душ, устремленный к небесам, к Богу.

    На несколько минут он смог сделать огонь строительным материалом и построить из него здание (т.е. именно огонь был строительным материалом, а не ветки).

    Впрочем, уточню, что готический стиль архитектуры использовался не только для культовых сооружений, но и для светских -- например, здание английского парламента, замков (например, с заставки Уолта Диснея) и т.п.
    То есть "готическое здание" -- это не равно "церковь", люди!


    фото: Известия


    фото: Лентач


    • И еще, коллеги-журналисты, НЕ используйте, пожалуйста, слово "костел ". Так следует называть только польские, украинские, западенские и проч. славянские католические храмы. В данном случае паспорта у сооружения нет, ничего в его архитектурном силуэте не говорит о том, что это здание из славянских католических земель. Тут просто обобщающий образ готической архитектуры. Слово "храм" или "собор" -- это корректно.

    Огромные города, обнесенные крепостными стенами, большие, прекрасно укрепленные замки, вооруженные до зубов рыцари на лошадях, грандиозные соборы с витражами, контрфорсами и горгульями - вот как мы обычно представляем себе Европу в XII-XIV вв. Эта эпоха называется «эпохой готики» в честь архитектурного стиля. Термин «готический» первоначально имел негативную окраску: он был введен итальянскими гуманистами эпохи Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским».

    Готические храмы украшают цветные стекла, или витражи. Цветные стекла получались путем добавления различных красителей в расплавленное стекло. Стекло изготавливалось в виде небольших пластин, технология создания больших листов еще не была известна. Для того, чтобы сделать витраж большого размера, маленькие кусочки стекла соединялись с помощью свинцовых полос. Попадая в интерьер храма с ярко расцвеченными витражами, мы до сих пор испытываем душевный трепет. Людей эпохи Средневековья это зрелище должно было потрясать и вдохновлять. В готике есть свой собственный набор декоративных элементов, абстрактные элементы классических ордеров - дентикулы, меандр, и т.д. - были заменены орнаментами, которые изображают различные природные формы, порой очень точно. Орнаменты в виде трилистника (клевер) и четырехлистника и разнообразные лиственные орнаменты - приметы нового стиля. Скульптура (гротески, горгульи) может быть забавной и устрашающей. В орнаментах окон впервые появляется массверк - орнамент готики, в основе которого нет конкретной органической формы, он создан при помощи циркуля. Формы этого орнамента чрезвычайно разнообразны: розы, украшения, составленные из частей круга, в виде рыбного пузыря и т.д. Орнаменты в готике использовались произвольно, а не в соответствии с правилами, как в классической архитектуре.

    Новые строительные технологии

    Стрельчатая арка и крестовый нервюрный свод были в эпоху готики самыми передовыми конструкциями. В романике полукруглые арки иногда видоизменялись, приобретая слегка заостренную форму. Но стрельчатая арка стала широко применяться только после 1150 г. Принято считать, что стрельчатая арка символизирует стремление к небесам, к Богу. Однако стрельчатые арки использовались не только в храмовой архитектуре. Они есть в замках, городских укреплениях, ратушах и других светских постройках, в мебели и декоративных предметах. В кафедральном соборе в Уэльсе, например, вершина стрельчатой арки вообще обращена вниз. Каким бы значением современные исследователи ни наделяли стрельчатую арку, ее использование - попытка решить технические проблемы, возникавшие при строительстве больших соборов.

    В Романике использование простых полуцилиндрических сводов иногда делало невозможным устройство окон, достаточно больших, чтобы хорошо осветить внутреннее пространство собора. Крестовые своды дали возможность разгрузить стену и сделать большие верхние окна. Оставалась одна проблема: квадратные в плане ячейки боковых нефов также должны быть перекрыты крестовыми сводами, соответствующими сводам центрального нефа (из-за этого боковые своды получались слишком широкими и такими же сложными и дорогими в строительстве, как и своды центрального нефа); или каждый пролет должен быть поделен на две части так, чтобы боковым нефам соответствовали своды, ширина которых была бы в два раза меньше, чем ширина сводов центрального нефа. Этот подход применялся при строительстве целого ряда церквей, например церкви Сант Амброджо в Милане или кафедральных соборов в Майнце и Вормсе в Германии. Другая проблема возникала из-за того, что крестовый свод, перекрывающий квадратную в плане ячейку, если его боковые арки были полуциркульными, должен был иметь диагональные арки эллиптической формы, либо его диагональные арки должны были быть выше, чем боковые. В первом случае своды выглядели приплюснутыми, а во втором каждый свод превращался в подобие купола, который разбивал центральный неф на несколько отдельных отсеков, нарушая таким образом целостность пространства. Кроме того, более ранние своды возводились с помощью деревянных кружал, заполнявших пространство, которое нужно было перекрыть. Поскольку своды становились все больше, желательно было свести к минимуму необходимость использования этих временных конструкций. Этого удалось добиться за счет того, что сначала с помощью кружал стали возводить ребра крестового свода (нервюры), а затем эти «ребра» использовались как опора для деревянных лесов, необходимых, чтобы заполнить промежутки между ребрами. Нервюры трудно было спроектировать и построить в форме эллипса, или их нужно было делать выше, чем щековые арки. Если свод перекрывал прямоугольную, а не квадратную в плане ячейку, проблема усугублялась, поскольку щековые и диагональные арки свода сильно отличались по высоте.

    Решение проблемы заключалось в том, чтобы сделать диагональные арки полуциркульными, а боковые арки должны быть уже, но их высота при этом остается прежней. Геометрическое решение этой проблемы требовало использования эллиптических щековых арок, но эллипс - сложная фигура, он - не часть круга, поэтому не может быть вписан в окружность. Средневековый архитектор и средневековый каменщик не были готовы проектировать и возводить эллиптические арки. В эпоху готики решением была арка, которая могла иметь любую высоту при любой ширине, и ее можно было бы вписать в круг.

    Получившаяся в результате арка была стрельчатой - компромисс, который позволял получить эллипс, но ее было легче проектировать и возводить. Как только нервюрные стрельчатые своды получили распространение, появилась возможность перекрыть пролет любой формы - квадратной, прямоугольной и даже трапециевидной (5.7-5.9). В таких сводах четыре боковые и две диагональные арки имеют одинаковую высоту, что позволяло коньковому брусу тянуться по всей длине центрального нефа в виде непрерывной линии, которая визуально объединяет внутреннее пространство.

    Последняя проблема касается контрфорсов, которые могли бы гасить распор сводов. Внутри распор сводов гасился соседними сводами, но наружные стены должны быть укреплены конструкцией, которая была бы выше боковых нефов и не мешала бы свету проникать через большие окна, расположенные в верхнем ярусе центрального нефа. Это могли бы быть каменные контрфорсы, но смущало, что они будут сильно давить на боковые нефы. Решением проблемы стало использование одного или нескольких ярусов аркбутанов - полуарок, передающих распор сводов контрфорсам, замечательный элемент средневекового кафедрального собора. В верхних и нижних частях стен, больше не испытывающих ни давления массы, ни распора, стало возможным размещать витражи.

    Средневековые гильдии помогали каменщикам постигать стереометрию, которая используется для того, чтобы из камней можно было выкладывать своды сложной формы. Некоторые соборы были спроектированы и построены лучше других. Например, собор в Шартре (начат ок. 1145) не был столь совершен по своему конструктивному решению, как собор в Бурже (1195-1275), где двойные боковые нефы были окружены двойными легкими контрфорсами, для создания которых не требовалось много материалов, но которые отличались невероятной прочностью и красотой. Анализ сооружений доказывает, что строительство не было бессистемным. Можно наглядно продемонстрировать, что так же, как в Древнем Египте или Древней Греции, при строительстве готических зданий использовались математические концепции. Западный фасад собора Нотр-Дам в Париже можно по делить на ряд квадратов, б единиц в ширину и 9 в высоту. Снова и снова используется золотое сечение, получаемое при помощи несложных геометрических вычислений, для которых использовались обычная веревка и колышки. Простой прямоугольный треугольник со сторонами 3-4-5 использовался для определения прямого угла, а также как основа для модульного планирования. Доказано, что соотношение ширины и высоты южной башни Шартрского собора составляет 1:6, что соответствует коэффициенту колебаний нот сексты.

    Готические соборы и церкви

    Хотя описать «типичный» готический собор в принципе можно, все же его отличает огромное разнообразие форм. Например, собор в Альбиво Франции (1202-1390) построен из кирпича, боковые нефы в нем отсутствуют, зато центральный очень широкий, а контрфорсы «спрятаны» в толще высоких наружных стен. Готические церкви, которые по размеру были меньше соборов, также отличаются разнообразием форм. Доминиканская церковь в Тулузе (1260-1304) представляет собой зальное пространство, перекрытое двумя рядами сводов, поддерживаемых высокими колоннами, расположенными вдоль центральной оси здания с очень необычным и эффектным интерьером. Знаменитая королевская часовня Сент Шапель (1242-1248) имеет низкие нефы с высоким объемом над ними. Опорная конструкция уменьшена до тонких каменных ребер, промежутки между которыми заполнены витражами, так что интерьер залит светом.

    Самый высокий из завершенных соборов Франции Нотр-Дам в Амьене - самый совершенный образец сооружений такого типа. Серый камень оживляют мраморные полы и цветные витражи. Высота центрального нефа (42 м) производит ошеломляющее впечатление. Церковь Сен-Маклу в Руане (ок. 1463-1520 гг) представляет собой образец позднеготического стиля, который называется стилем «пламенеющей готики». Узоры, напоминающие языки пламени, которые дали название этому стилю, видны на окнах в дальнем конце хора. Церковь не такая большая, как кафедральные соборы, но в ее убранстве использованы самые красивые элементы «пламенеющего» стиля, особенно это касается западного портала.

    Светские готические постройки

    В эпоху готики помимо соборов возводилось еще много разнообразных сооружений. В этот период было построено много небольших церквей. Иногда они имели каменные своды, но чаще деревянные перекрытия, как в светских постройках. Городские ратуши, здания цеховых гильдий, таможни строились в готическом стиле. Лондонский Вестминстерский зал (1397-1399), единственная сохранившаяся часть Вестминстерского дворца, имеет деревянные перекрытия, состоящие из стропил, т.н. ригелей. Стрельчатые арки опираются на консоли, что позволяет перекрывать большее пространство, чем это возможно с помощью обычной стропильной конструкции.

    Усложнение социальной структуры общества привело к появлению сооружений самого разного назначения. Больница, где ухаживали за больными и немощными, была частью монастырского комплекса. Больница в Боне во Франции (ок. 1443) - это комплекс двухэтажных зданий, с трех сторон окружающих внутренний двор, в которых располагались различные госпитальные службы, с четвертой стороны двор замыкал готический зал, служивший главной палатой. Она представляла собой просторное помещение с занавесями и кроватями для пациентов. Кровати расположены на некотором расстоянии от стены, образуя проход для персонала. Посетители и ходячие больные могли прогуливаться по центру зала (где также проходили церковные службы), в то время как врачи и обслуживающий персонал незаметно передвигались по залу - такая система во многих отношениях лучше того хаоса, который царит в современных лечебных учреждениях. Зал перекрыт деревянным сводом. Больница размещалась здесь вплоть до 1948 г.

    В этот период появлялись все новые колледжи и университеты, а библиотеки колледжей стали настолько большими, что для них нужны были отдельные помещения, а иногда даже целые здания. Крупная библиотека Даремского колледжа и более скромная библиотека Сент-Джонс-Колледжа в Оксфорде (1555) - примеры залов с деревянными перекрытиями, оборудованных полками и столами. Самым большим зданием в колледже была капелла, примером может служить капелла Королевского колледжа в Кембридже с веерными сводами (1446-1515) и трапезная, где за ужином собирались все студенты. Трапезная представляла собой увеличенный в размерах главный зал, служивший основным жилым помещением в средневековом замке. Трапезная в Сент-Джонс-Колледже в Оксфорде (1555) имеет сводчатые окна и двери, обшитые дубовыми панелями стены и сводчатые деревянные перекрытия.

    Новые типы торговых зданий появлялись медленно. Лавка ремесленника или торговца по-прежнему оставалась комнатой на нижнем этаже дома, в котором хозяин жил со своей семьей (а нередко и кое-кто из работников). Со временем новые формы коммерции привели к появлению помещений большего размера. В Валенсии в Испании шелковая биржа (Лонха де ла Седа, 1483-1498) помещается в большом готическом зале с крестовыми сводами. Во многих европейских городах сохранились залы с деревянными перекрытиями, где арки образуют крытые торговые ряды. Прекрасным примером такого сооружения является крытый рынок в Кремье во Франции.

    Строительство замков продолжалось не одно столетие. Несколько больших замков относятся к самому концу этого периода, когда с изобретением пороха эпохе замков пришел конец. Замки эпохи готики имели более продуманную планировку и были лучше приспособлены для жизни, чем раньше. Интерьеры некоторых замков прекрасно сохранились. От замков в Карнарвоне и Конви (оба начаты в 1283) в Уэльсе теперь остались лишь внешние стены. Например, в замке Стоксей в Шропшире (1258-1305) сохранились каменные стены, окна с готическими арками и деревянные перекрытия главного зала. Замок Бодиам в Суссексе (1368-1369) имеет симметричный квадратный план. На углах, а также в центре каждой из сторон квадрата высятся башни. Палаццо Веккьо во Флоренции (1298-1314) напоминало средневековую крепость, хотя это была ратуша. Во дворце Ка д"Оро в Венеции (ок. 1420) орнаменты демонстрируют изысканность итальянской готики.

    Во времена позднего Средневековья богатые люди начинают предпочитать замкам большие дома, иногда со рвом и подъемным мостом, но уже без укрепленных стен и башен. В Англии многие дома феодалов хорошо сохранились. Так же, как и в замке, зал остается главным помещением. В одном конце зала обычно находится вестибюль, получивший название «screens» (ширма, перегородка) из-за того, что он был отделен от основного помещения деревянной перегородкой. Она также служила опорой для балкона - галереи менестрелей, где выступали музыканты и артисты - и соединялась с кухней и кладовыми. На другом конце зала помещалась платформа, где стоял стол, предназначавшийся для членов семьи хозяина дома и важных гостей, остальные гости рассаживались на лавках за временными столами в центре. Камин служил источником тепла. Помещения меньшего размера, имевшие разное назначение - гостиные, спальни, часовни, - были сосредоточены вокруг внутреннего двора. Громадный Хэддон-Холл в Дербишире - прекрасный образец английского поместья, он датируется XIV в. (хотя отдельные части перестраивались позднее). Прекрасно сохранился красивый главный зал во дворце Пензхерст-Плейс в графстве Кент (1341-1348). Отличительной чертой более скромного по размерам Литтл-Мортон-Холла в графстве Чешир (XVI в.) является фахверк. Старомодные комнаты, дымоходы, ров и подъемный мост, несмотря на позднюю дату постройки, по сути, являются средневековыми.

    Замки Франции, например замок в Ланже (ок. 1490) или замок Ла Бред (ок. 1290) хорошо сохранились, хотя последующие добавления несколько исказили их облик. Замок Пьерфон (ок. 1390), один из самых впечатляющих замков Франции, был «отреставрирован» в XIX в. под руководством Виолле ле Дюка, в результате средневековая архитектура была практически утрачена. Швейцарские замки в Аигле (XIII в.) и замок Шильон (1Х-ХШ вв.) в основном выглядят так же, как в Средние века, хотя мебель и мелкие детали интерьера не сохранились. Многие комнаты имеют каменные готические своды. В главных комнатах обычно есть большой камин; как правило, он представляет собой выступающий из стены очаг, а не углубление в стене. Окна маленькие, со стеклами в свинцовых переплетах и деревянными ставнями. Каменные скамьи под окнами позволяли сидеть в потоке солнечных лучей. Многие предметы мебели были переносными, а иногда временными, хотя в покоях богатых людей стали появляться кровати с балдахином, защищавшим от холода и посторонних глаз. Об интерьерах замков мы во многом узнаем благодаря миниатюрам в манускриптах. Хотя художники Средневековья были не знакомы с законами перспективы, интерьеры на миниатюрах выглядят очень реалистично, в точности передан цвет мебели, тканей и мелкой утвари.

    Интерьеры присутствуют на иллюстрациях к библейским и религиозным текстам, на них персонажи помещены в обстановку современной художнику эпохи; на других миниатюрах запечатлены праздники, пиршества, свадьбы, коронации и другие события. К примеру, на миниатюре Лойса Льеде (ум. в 1478) сыновья Св. Марии появляются на свет в средневековой спальне. Мы видим огромный камин, готическую кровать с балдахином, на которой лежит молодая мать, рядом стоит готическое кресло и колыбель для новорожденного. Постельное белье, подушки, простыни и одеяла из цветных тканей. Этот же художник запечатлел свадебный пир в зале с выложенным плиткой полом; на балконе музыканты играют на трубах. Столы покрыты красивыми скатертями. в готических шкафах хранятся тарелки и кубки. Слуги подают гостям закуски, которые они берут руками.

    На картинах нидерландского художника Роберта Кампена (1375-1444), обычно отождествляемого с мастером из Флемаля, изображен интерьер эпохи позднего Средневековья. в центральной части триптиха «Благовещение» можно видеть большой камин с экраном. Рядом стоит деревянная скамья с перекидной спинкой, на пышных подушках можно сидеть лицом к огню или, наоборот, повернувшись к столу. На столе стоит серебряный подсвечник с одной свечой и кувшин с цветами. Свет проникает через окна, закрытые ставнями на петлях, которые открываются при помощи веревки.

    Художники Средневековья чаще всего изображали интерьеры домов знати. В доме простых людей были одна, максимум две комнаты, земляной или дощатый пол, голые каменные или деревянные стены и минимум мебели - скамьи, стол, сундук или буфет. Кровати, особенно в северных районах, представляли собой деревянную конструкцию, по форме напоминавшую ящик, зачастую такой короткий, что спать в нем приходилось полусидя. Очаг или камин служил для обогрева и приготовления пищи. Свечи уже прочно вошли в обиход, поэтому появились разные подсвечники, от простых до изящных настольных или настенных.

    В эпоху позднего Средневековья также начинают развиваться торговля и ремесла, в городах появляются магазины, в том числе при мастерских. Художники той эпохи часто изображали мастерские, булочные, мясные лавки и т.д. Фасад магазина обычно выходил на улицу, товары раскладывались на столе или прилавке, в задней части магазина находился склад. Помещение имело строго утилитарный характер, какие-либо украшения отсутствуют. В эпоху позднего Средневековья мало кто из торговцев был настолько богат, чтобы жить в больших, удобных и красивых домах. Такие дома встречались только в городах; жизнь в сельской местности во времена, когда транспорта почти не было, не отличалась ни безопасностью, ни комфортом. Собственных лошадей могли иметь только знатные люди, и передвигаться по разбитым дорогам лучше всего было пешком. Во многих европейских городах сохранились дома зажиточных горожан. Дома больших размеров напоминали маленькие дворцы. Например, дом банкира Жака Кёра (XV в.) в Бурже во Франции - это по сути дворец с внутренним двором, лестницами в башнях, сводчатыми галереями, двускатными крышами и слуховыми окнами. В доме богатого коммерсанта зал оборудован камином, покрытым великолепной резьбой. Деревянные двери также украшает чудесная резьба, под потолком проходит карниз с изящным орнаментом. Зал перекрыт простым деревянным потолком. В интерьере есть изображения королевского герба. Интерьеры украшают покрытые резьбой двери и камины, а также яркие росписи потолков. в главных комнатах были гобелены. Сидели на простых стульях или креслах. Простые доски на козлах в более позднее время были заменены готическими столами. Стены в домах знати стали украшать гобеленами, которые утепляли помещение и радовали глаз прекрасными образами.

    История стиля

    В позднее Средневековье внутреннее убранство храмов становится более пышным. Скульптура на стенах и колоннах перекликается с деревянной резьбой скамей и кафедры священника. Канделябры, литургические принадлежности и облачение из вышитых тканей придавали интерьеру готической церкви пышность и красочность. На алтаре часто находился триптих, состоящий из центральной и двух боковых панелей, боковые панели в сложенном виде должны были полностью закрывать центральную. Задние поверхности боковых панелей также могли быть покрыты неяркими росписями или резьбой, так что, когда во время службы триптих открывался, он начинал сиять яркими красками. Узоры на стенах и в нижней части сводов также были цветными. Стенные росписи часто воссоздаются заново, иногда они скрыты под более поздними наслоениями или вовсе уничтожены, так что стены имеют цвет натурального камня.

    Готика в разных странах

    Франция

    Готические соборы Франции - примеры самых удачных конструктивных решений. Готическая архитектура постепенно видоизменялась. Для разных периодов развития французской готики используются следующие термины:

    • Ранняя и высокая готика: эти термины относятся к периоду с 1150 г. по 1250 г. Например, Шартрский собор включает элементы как ранней, так и высокой готики. Многие из самых великолепных французских соборов - соборы в Амьене, Лане, Шартре, Бурже и Бове - являются образцами высокой готики.
    • Лучистый стиль: лучистый (или декоративный) стиль - это стиль 1230-1325 гг., когда всему зданию и его частям придаются легкие, тянущиеся в высоту формы. Огромные круглые окна (розы), встречающиеся во многих французских соборах, типичны для этого стиля. Сент Шапель в Париже - самое известное сооружение в этом стиле.
    • Пламенеющий стиль: этот термин относится к последней фазе французской готики. Для него характерны сложные замысловатые узоры. Церкви Сен-Оуэн и Сен-Маклу в Руане - примеры «пламенеющего стиля».

    Аббатство Сен-Дени, расположенное к северу от Парижа, было основано в V в. Церковь аббатства перестраивалась в каролингскую и романскую эпоху, но работы, предпринятые при настоятеле Сугерии ок. 1130 г. и продолженные в XIII в. аббатом Климентом, превратили здание в самый ранний образец готического стиля. Церковь в плане имеет форму латинского креста. Центральный неф состоит из семи прямоугольных пролетов, по обеим сторонам от него тянутся боковые нефы, хор состоит из трех пролетов и оканчивается полукруглой апсидой. Вокруг хора есть деамбулаторий. Весь объем перекрыт стрельчатыми сводами, высота которых одинакова в центральном нефе, трансепте и хоре, - таким образом создается единое пространство. Опоры тонкие, кажется, что стены целиком состоят из витражей.

    Соборы в Сансе, Лане, Нотр-Дам в Париже, построенные позднее, восходят к церкви аббатства Сен-Дени. Однако собор в Шартре с его великолепными башнями (построенными на несколько столетий позже), который начал строиться в романском стиле, отходит от этой схемы. Войти в собор можно с запада, каждый портал (всего их три) украшен скульптурой. Количество дверей - три - связано с Троицей. Зритель попадает в центральный неф, который утопает в полумраке. Над аркадой тянется узкая полоска трифория без окон. Расположенные над ним окна украшены витражами. Каждый проем расчленен массверком на два высоких стрельчатых проема с розой в верхней части. Вправо и влево от средокрестья расходятся трансепты, хор на востоке с трех сторон окружен двойным обходом и венцом капелл. Сложно организованное мистическое пространство собора, тонущее во мраке, побуждает к размышлениям о вечности.

    На витражах изображены апостолы, святые, пророки и мученики. Двадцать два витража в деамбулаторий рассказывают легенду о Карле Великом. Окна верхнего ряда расположены слишком высоко, поэтому разглядеть все детали сложно, но богатство красок все равно производит впечатление. Вернемся к западному фасаду - над входом расположены романские арочные окна и огромная роза. С севера и юга также есть порталы и пять узких окон с розой над ними.

    Собор в Реймсе (начат в 1211 г.) - формально более «совершенный» готический собор; собор в Амьене (начат в 1220 г.) с его невероятно высоким нефом выглядит более впечатляюще. Собор в Бове, строительство которого началось примерно в то же время, был еще больше, но в 1573 г. рухнула центральная башня, и стало ясно, что предел в области высотного строительства достигнут. Центральный неф собора так никогда и не был достроен, поэтому до нас дошли только трансепт и хор.

    Англия

    Средневековые соборы Англии ориентируются на французские соборы, поэтому можно говорить о тесных контактах между архитекторами и строителями по обоим берегам Ла-Манша. Возможно, соборы в Англии и Франции возводили странствующие архитекторы. Английская готика никогда не была такой эффектной, как французская, но ей присуще разнообразие, каждое здание имеет свой собственный неповторимый вид.

    Собор в Солсбери (1220-1266) построен в стиле ранней английской готики и может считаться прототипом английских готических соборов. Собор в Уэльсе (1175-1338) с его перевернутыми арками средокрестия кажется нам более интересным и оригинальным. В английской готике иногда использовался веерный свод, получивший свое название из-за сходства с опахалом из пальмовых листьев. Центральный неф кафедрального собора в Эксетере (XIV в.) перекрыт веерными сводами. Собор построен в стиле, который в Англии называется «украшенная готика». Своды центрального нефа со множеством нервюр возвышаются над пространством храма. Массивная перегородка, отделяющая центральный неф от хора, некогда присутствовавшая в большинстве соборов, сохранилась и служит опорой для огромного органа, появившегося здесь позднее.

    Монастырские постройки с веерными сводами в Глостере и восьмиугольные залы капитула в Солсбери, Линкольне, Йорке и Уэлсе изначально являлись частью монастырских комплексов. Часто говорят о сильном французском влиянии в Вестминстерском аббатстве (1045-1519). Готический монастырь и зал капитула сохранились наряду с фрагментами более раннего нормандского аббатства, тогда как капелла Генриха VII построена в стиле «перпендикулярной готики». Об английских соборах известно достаточно, чтобы назвать имена некоторых зодчих той эпохи: Уиильям Джой в Уэльсе, Хью Херланд и Уильям Уинфорд в Винчестере, Генри Иевель в Вестминстере. Каменщики работали под руководством высококвалифицированных специалистов, которые разрабатывали план собора и руководили строительством.

    Поскольку многие соборы строились в течение длительного времени, различные части здания часто относятся к разным стилям. Устоявшаяся терминология выглядит так:

    • Нормандский стиль - английское название романского стиля. Нормандские сооружения датируются 1066-1200 гг.
    • Ранний английский стиль - этот термин относится к готическому стилю XIII века. Соборы в Линкольне и Уэллсе в основном относятся к раннему английскому стилю; собор в Солсбери - яркий пример этого стиля. Для него характеры стрельчатые арки и своды с простым декором.
    • Украшенный стиль - стиль, характерный для XIV в. Примерами могут служить собор в Эксетере и центральный неф собора в Линкольне. Отличительной чертой этого стиля являются резные орнаменты, основной элемент которых - изогнутые листья.
    • Перпендикулярный стиль - термин относится к стилю, существовавшему в XV в. Вертикальные членения окон и веерные своды - вот характерные черты этого стиля. Примеры - капелла Королевского колледжа и верхние части башен в Линкольне и Йорке.

    Остальная Европа

    Готический стиль распространился из Франции в другие страны, так что готические постройки есть почти во всех уголках Европы.

    Интерьеры готических церквей в Нидерландах отличаются холодной простотой и хорошим освещением, возможным благодаря многочисленным окнам с прозрачными стеклами. В Германии Кёльнский собор (начат в 1270) тщательно повторяет французские образцы. В соборе Св. Стефана в Вене центральный и боковые нефы имеют одинаковую высоту, а значит нет трифория и верхних окон, в этом случае внутреннее пространство называется зальным. Примеры готических церквей в странах Бенилюкса (Нидерландах и Бельгии) - собор в Турне и церковь Синт-Баво в Гарлеме.

    В Испании кафедральный собор в Леоне (начат в 1252) напоминает собор в Амьене, в то время как соборы в Толедо (начат в 1227) и Барселоне можно сравнить с Нотр-Дамом в Париже. В испанских соборах огромные, украшенные резьбой рередос позади алтаря являются основным элементом интерьера наряду с богато украшенными металлическими решетками, или рейяс, которые отделяли центральный неф от хора. В грандиозном соборе в Севилье (1402-1519), на месте которого ранее возвышалась мечеть, двойные боковые нефы, почти такие же по ширине и высоте, как и центральный неф с плоской крышей.

    Итальянская готика не могла избежать влияния римской архитектуры. Итальянская архитектура редко использует возможности готики в полной мере, кажется, сразу перейдя от романского стиля к ренессансу. Миланский собор (начат в 1390) - самый большой готический собор в Италии. В плане он имеет форму латинского креста, высокий центральный и двойные боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, внутри и снаружи собор богато украшен. Внутреннее пространство собора перегружено декором, одновременно восхищая и разочаровывая. Собор в Сиене (1245-1380) построен в стиле, близком к романскому, чередование светлых и темных полос в колоннах и обрамлении окон придает интерьеру особую прелесть. Западный фасад изобилует готической скульптурой, как в Миланском соборе.

    В кафедральном соборе во Флоренции (Санта Мария дель Фьоре, 1296-1462) средокрестие восьмиугольной формы, это наводит на мысль о том, что первоначально собор имел центрическую планировку, которую длинный центральный неф превратил в базиликальную. Строители не смогли перекрыть восьмиугольное в плане средокрестие, только в эпоху Ренессанса над собором был возведен громадный купол.

    Сжигание гигантского арт-объекта в виде собора высотой с пятиэтажный дом, уже вызвало большой резонанс.

    Автором проекта «Пламенеющая готика» стал художник, основатель арт-парка Никола-Ленивец и фестиваля Архстояние Николай Полисский. Он уже сооружал масленичные конструкции в Никола-Ленивце последние несколько лет и в этот раз решил воплотить свою давнюю мечту с созидающим огнем.

    «Идею собора, рождающегося из пламени, я вынашивал давно», - говорит Николай Полисский. «Он возводился артелью Никола-Ленивецких промыслов в течение нескольких месяцев.

    И в этот праздничный вечер Масленицы у гостей появилась краткая уникальная возможность поймать мгновение его сожжения, чтобы сохранить в памяти надолго. Всегда интересно посмотреть на огонь созидающий, рисующий образы в реальном времени»

    Собственно так, по словам Полисского, и должно работать искусство. Смысл акции как раз и состоит в скоротечности и непредсказуемости горения объекта, на создание которого было потрачено столько сил и времени.

    «Одно из определений искусства - его абсолютная иррациональность. Строим месяцами, а сгорит за один вечер. В этом есть чувство схватывания мгновения и неповторимости того, что ты созерцаешь.

    Когда мы впервые отмечали Масленицу, то сожгли Сенную башню, потому что не знали, что вообще с ней делать, пригласив Германа Виноградова. В этот раз мы создали проект, напоминающий вытянутое готическое строение.

    «Пламенеющая готика» должна была проявить себя в огненном обличье. Материалы для башни специально использовали бросовые: верхушки елок и сосен и некондиционное сено в рулонах, так что природа не пострадала»

    Полисский констатирует, что буквально сразу после акции получил в свой адрес ряд комментариев, в том числе от лиц духовенства, что в Никола-Ленивце произошло кощунственное действие. И он считает, что это ошибка. Вопросы политики, религии, национальностей и всякого рода разжигание конфликтов или оскорбления искренних чувств табуированы для деятельности художников в парке.

    «Ничего культового в моем арт-объекте не было, - естественно отсутствовали кресты, алтарь и любая религиозная символика. Это не копия какого-либо существующего культового сооружения и не имитация храма. Это просто костер, который выстроен в стиле готического здания…

    Масленица - это время, когда люди дают свободу всему природному внутри себя, готовы гулять и праздновать вплоть до катарсиса, после чего принимают духовную строгость и пост»

    Программа «готической Масленицы» в Николо-Ленивце не ограничилась только сожжением арт-объекта. Помимо этого, посетители парка смогли принять участие в архитектурных мастер-классах, традиционных народных конкурсах и ярмарке, провести время в поисках «Вселенского разума» и попутешествовать от одного арт – объекта, затерянного в снегах, до другого.

    Flamboyant ) - название, данное витиеватому стилю поздней готической архитектуры , популярному во Франции, Испании и Португалии в XV веке. В Англии мода на пламенеющую готику появилась и ушла во второй половине XIV века, а в XV веке главенствовал в основном готический «перпендикулярный стиль». В Германии в это же время царила «особая готика» (нем. Sondergotik ).

    Этот стиль произошёл от лучистой готики и был отмечен ещё большим вниманием к украшениям.

    Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь». Стиль мануэлино в Португалии и позднеготический стиль исабелино в Испании в конце XV века и начале XVI века стали ещё более экстравагантными продолжениями данного архитектурного стиля.

    Образцы пламенеющей готики

    • Церковь Сен-Маклу (Сен-Мало), Руан
    • Собор св. Вульфрама, Абвиль
    • Собор Святого Николая , Фрибур
    • Поперечные нефы (трансепты) кафедрального собора Нотр-Дам (фр.) русск. де Санлис
    • Миланский собор , Милан - редкий образец пламенеющей готики в Италии
    • Башня Сен-Жак (бывшая колокольня церкви Сен-Жак-ла-Бушери), Париж
    • Севильский кафедральный собор , Севилья - в частности, «пламенеющий» свод
    • Костёл святой Анны , Вильнюс
    • Шартрский собор , Шартр - шпиль северной башни

    См. также

    Напишите отзыв о статье "Пламенеющая готика"

    Литература

    • Кох Вильфрид Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности/Пер. с нем. - М.: ЗАО «БММ», 2006. - 528 с.:ил. ISBN 3-577-10480-5 (нем.), ISBN 5-88353-214-4 (рус.)

    Отрывок, характеризующий Пламенеющая готика

    В 5 часов утра еще было совсем темно. Войска центра, резервов и правый фланг Багратиона стояли еще неподвижно; но на левом фланге колонны пехоты, кавалерии и артиллерии, долженствовавшие первые спуститься с высот, для того чтобы атаковать французский правый фланг и отбросить его, по диспозиции, в Богемские горы, уже зашевелились и начали подниматься с своих ночлегов. Дым от костров, в которые бросали всё лишнее, ел глаза. Было холодно и темно. Офицеры торопливо пили чай и завтракали, солдаты пережевывали сухари, отбивали ногами дробь, согреваясь, и стекались против огней, бросая в дрова остатки балаганов, стулья, столы, колеса, кадушки, всё лишнее, что нельзя было увезти с собою. Австрийские колонновожатые сновали между русскими войсками и служили предвестниками выступления. Как только показывался австрийский офицер около стоянки полкового командира, полк начинал шевелиться: солдаты сбегались от костров, прятали в голенища трубочки, мешочки в повозки, разбирали ружья и строились. Офицеры застегивались, надевали шпаги и ранцы и, покрикивая, обходили ряды; обозные и денщики запрягали, укладывали и увязывали повозки. Адъютанты, батальонные и полковые командиры садились верхами, крестились, отдавали последние приказания, наставления и поручения остающимся обозным, и звучал однообразный топот тысячей ног. Колонны двигались, не зная куда и не видя от окружавших людей, от дыма и от усиливающегося тумана ни той местности, из которой они выходили, ни той, в которую они вступали.
    Солдат в движении так же окружен, ограничен и влеком своим полком, как моряк кораблем, на котором он находится. Как бы далеко он ни прошел, в какие бы странные, неведомые и опасные широты ни вступил он, вокруг него – как для моряка всегда и везде те же палубы, мачты, канаты своего корабля – всегда и везде те же товарищи, те же ряды, тот же фельдфебель Иван Митрич, та же ротная собака Жучка, то же начальство. Солдат редко желает знать те широты, в которых находится весь корабль его; но в день сражения, Бог знает как и откуда, в нравственном мире войска слышится одна для всех строгая нота, которая звучит приближением чего то решительного и торжественного и вызывает их на несвойственное им любопытство. Солдаты в дни сражений возбужденно стараются выйти из интересов своего полка, прислушиваются, приглядываются и жадно расспрашивают о том, что делается вокруг них.

    Слайд 2

    Цель

    Ознакомиться и изучить стиль поздней готической архитектуры на примере Миланского собора.

    Слайд 3

    Готическая архитектура

    Готическая архитектура- архитектура Западной Европы в эпоху позднего Средневековья, примерно между 1150 и 1550. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской архитектуры. Для готики характерны: арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

    Слайд 4

    Пламенеющая готика (фр. Flamboyant) - название, данное витиеватому стилю поздней готической архитектуры, популярному во Франции, Испании и Португалии в XV веке. Этот стиль произошёл от лучистой готики и был отмечен ещё большим вниманием к украшениям. Название пламенеющей готики происходит от похожих на языки пламени узоров орнаментов и сильному удлинению фронтонов и вершин арок. Часты орнаменты в форме «рыбий пузырь». Севильский кафедральный собор Храм Святой Анны

    Слайд 5

    Миланский собор

    Миланский собор (итал. Duomo di Milano)

    Слайд 6

    Страна – Италия. Город – Милан. Тип здания – Базилика (тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа различных по высоте нефов). Архитектурный стиль - Пламенеющая готика. Посвящён Рождеству Пресвятой Девы Марии. 5-ая по величине церковь в мире 4-ый по величине в Европе после соборов Святого Петра в Ватикане, Святого Павла в Лондоне и Севильского собора в Севилье. По вместимости уступает среди готических храмов только Севильскому, а среди итальянских храмов - только собору Святого Петра в Риме.

    Слайд 7

    История

    Единственный в Европе беломраморный готический колосс строился несколько веков: первые блоки и фундамент храма заложили в 1386 году при легендарном правителе ДжанГалеаццоВисконти, а проект фасада, законченного в 1813 году Карлом Амати, утвердил Наполеон в 1805 году.

    Слайд 8

    На том месте, где стали возводить в 1386 году Дуомо (так называют его сами миланцы), в доисторические времена стояло кельтское святилище, при римлянах храм Минервы, потом церковь Санта-Текла, построенная в IV веке, а с VII века - церковь Санта-Мария-Маджоре, которую снесли, когда стали расчищать место для собора. Собор было решено строить в готическом стиле, до тех пор по эту сторону Альп не встречавшемся. Специалистов по готике пригласили из Франции и Германии, хотя первоначальный проект разрабатывал итальянец - Симоне де Орсениго. В течение 10 лет на посту главного архитектора сменяли друг друга немцы и итальянцы, пока в 1470 году собором не занялся ДжунифортеСолари. Он пригласил себе в консультанты Браманте и Леонардо, а те предложили разбавить готику более современными для того времени ренессансными элементами, в результате чего появился восьмиугольный купол в основании. В 1417 году главный алтарь недостроенного собора освятил папа Мартин V, а целиком собор начал функционировать в 1572 году, - после того как его торжественно открыл кардинал Карло Борромео.

    Слайд 9

    В 1769 году появился 106-метровый шпиль на высоте 108,5 метров с четырёхметровой статуей Мадонны из позолоченной бронзы. После этого появился декрет, что ни одно здание в Милане не должно заслонять собой святую покровительницу города.

    Слайд 10

    Готический стиль не терял в Италии своих последователй, и в этом стиле заканчивается миланский собор в 1813 году архитекторами Амати и Занойя. По заказу Наполеона Амати работал над фасадом, выходящим на площадь, и, следуя проекту первого зодчего, возвёл «каменный лес» из 135 мраморных игл, устремлённых в небо и передающих настроение готической архитектуры.

    Слайд 11

    Внешнее убранство

    В высоту здание достигает 157 метров. Внутренняя площадь Собора – 11700 квадратных метров. Собор может вместить до 40 000 человек Миланский Собор насчитывает 2245 различных скульптур. Это и статуи святых, и изображение сцен из библейских сюжетов, и животные.

    Слайд 12

    Внутреннее убранство

    Белый мраморный пол инкрустирован барочными узорами из черного и красного мрамора, воплотившими фантазии знаменитого итальянского живописца ПеллегриноТибальди. Уникальна работа статуи святого Варфоломея – покровителя рыбаков, с которого живьем содрали кожу. Скульптор - Марко д̀Аграте. Орган Дуомо включает в себя 180 регистров и 13200 труб. Витражи Миланского Дуомо создавались несколько веков. Из них самому древнему более 500 лет, он изображает житие Христа. А последний витраж установлен не так давно - в 1988 году.