• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Все государственные и муниципальные бюджетные учреждения обязаны формировать план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД). Требования к составлению такого документа регламентированы Приказом Министерства финансов РФ за номером 81н от 28 июля 2010 года. В него периодически вносятся коррективы. Поэтому каждому заказчику необходимо знать актуальную информацию по этому вопросу.

    Что такое ПФХД и кто его должен составлять

    Под планом финансово-хозяйственной деятельности понимается документ, который используется в процессе образования расходов и доходов предприятия. Он может составляться только на финансовый год или финансовый год и плановый период. Это будет зависеть от закона о бюджете. Из 7-ФЗ и 174-ФЗ следует, что ПФХД должны быть открытыми для всех граждан России. Для этого документ публикуется на официальном сайте учреждения в сети Интернет.

    К ПФХД действующим законодательством предъявляются следующие требования:

    1. План формируется на этапе распределения бюджета на следующий финансовый год.
    2. Составляется с применением кассовой методики в рублях.
    3. Все суммы указываются с точностью двух знаков после запятой.
    4. Документ, составляется по структуре и форме, утвержденной Правительством.

    Формировать план финансово-хозяйственной деятельности обязаны все автономные учреждения, а также бюджетные предприятия, которые получают субсидии из федерального бюджета в соответствии с постановлениями органов местного самоуправления.

    Цели формирования

    Возложение на государственные учреждения обязанности составлять план преследует следующие цели:

    • Грамотное планирование поступлений денежных средств на счета и их последующий рациональный расход.
    • Вычисление финансовых показателей и анализ их сбалансированности.
    • Планирование мероприятий, которые способствуют повышению эффективности расходования средств учреждения.
    • Предотвращение образования просроченной кредиторской задолженности.
    • Эффективное управление расходами и доходами организации.

    Правильно составленный документ позволит эффективно управлять всеми финансами. Контролирующие органы при необходимости могут провести проверку и выявить имеющиеся нарушения. Это помогает приостановить разгул коррупции в стране.

    Связь ПФХД с проведением госзакупок

    Все бюджетные учреждения обязаны проводить закупки необходимых им товаров и услуг по действующему 44-ФЗ. При этом на них возлагается обязанность составлять план закупок, а также план-график. Эти документы выкладываются в открытый доступ и делают работу компании более «прозрачной».

    План закупок составляется предприятием на основании плана финансово-хозяйственной деятельности. При этом суммы планируемых закупок в обоих документах должны совпадать. Согласно действующим нормам план закупок формируется и визируется в течение 10 рабочих дней со дня утверждения ПФХД. Такой порядок для заказчиков федерального уровня определен постановлением Правительства за №552 от 05 июня 2015 года. Для муниципальных организаций аналогичные правила предусмотрены Постановлением Правительства за номером 1043 от 21 ноября 2013 г.

    Формируемый на основе ПФХД план закупок должен содержать в себе все планируемые траты, информацию о закупке технически сложных товаров, сведения о необходимости организации общественного обсуждения приобретения отдельных товаров или услуг. Составленный документ в электронном виде публикуется в ЕИС.

    Что входит в состав ПФХД

    Структура ПФХД определена Правительством РФ. Документ должен содержать следующие части:

    1. Залоговочная. Она позволяет описать основные данные компании, а также временной промежуток, единицы измерения и так далее. В ней обязательно должны быть указаны: наименование документа, дата его формирования, реквизиты учреждения, год, на который составляется план.
    2. Содержательная. В ней указываются основные показатели финансово-хозяйственной деятельности компании. Должна состоять из текстовой и табличной области. В документе отражаются цели и виды деятельности компании, перечень оказываемых за плату услуг, общая стоимость недвижимого имущества, находящегося на балансе организации, стоимость движимого имущества и другая информация.
    3. Оформляющая. Позволяет детализировать участников процесса планирования. В ней указываются конкретные должностные лица, на которых возложена обязанность по составлению документа. Именно эти люди и будут нести ответственность за правильность формирования плана.

    При составлении плана учитываются средства, предназначенные для выполнения государственных заданий, а также инвестирования в капитальные объекты недвижимости, предоставляемые на конкурентной основе. В плане кроме всего должны быть детализованы расходы на поддержание в нормальном состоянии инфраструктуры, в том числе и проводимые по закупкам в рамках 223-ФЗ.

    Внесение изменений в ПФХД

    Если в течение года у организации появились незапланированные расходы, то допускается внесение изменений в ПФХД. При этом корректируется план закупок и план-график. Обновленные показатели не должны вступать в противоречие с ранее внесенными данными. Рейтинг 4.15 (10 Голосов)

    Как составить и изменить план ФХД на 2017 год

    Главный редактор справочной системы "Экономика ЛПУ"

    План ФХД составляют бюджетные и автономные учреждения, чтобы обобщить информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. В данной рекомендации рассмотрим, как составить или изменить план ФХД.

    Основные изменения формирования плана ФХД на 2017 год

    При формировании плана ФХД на 2017 год учтите изменения, которые Минфин России внес в приказ № 81н.

    Главное изменение: к проекту плана ФХД на 2017 год необходимо приложить обоснования или расчеты плановых показателей, которые использовали при его формировании.

    В этом году экономисту необходимо обосновать показатели проекта плана ФХД на 2017 год и плановый период. Информацию представьте учредителю в таблицах. Их заполните отдельно по кодам финансового обеспечения по следующим затратам:

    – расходы персоналу;

    – уплата налогов, сборов и иных платежей;

    – расходы на закупки.

    Минздрав России утвердил форму таких таблиц в приложении к приказу № 81н. Учтите: учредитель может изменить их формат. Например, ввести новые графы, строки, дополнительные реквизиты и показатели. Если какие-либо затраты не включены в план ФХД, таблицу по ним не заполняйте.

    Пример: Расчет (обоснование) расходов на оплату земельного налога

    Суть изменений

    До внесения изменений

    После внесения изменений

    Обоснования (расчеты) плановых показателей по расходам:

    – выплаты персоналу (зарплата, командировки);

    – выплаты по уходу за ребенком;

    – социальные и иные выплаты населению;

    – безвозмездные перечисления организациям;

    – прочие расходы (кроме закупок);

    – закупки товаров, работ, услуг

    На 2017 год нужно обосновать показатели проекта плана ФХД. Вместе с проектом плана отправьте учредителю расчеты плановых показателей.

    Минфин России утвердил формы расчетов и правила, как их составлять

    Таблица 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)»

    1. Изменили название графы 5:

    «субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания»

    «субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из федерального бюджета , бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета)»

    2. Изменили, как заполнять показатель поступления от грантов по строке 120 графы 10:

    На 2016 год учитывали только гранты из бюджета в виде субсидий

    В плане на 2017 год учитывайте гранты из бюджета и гранты от физлиц и организаций

    Как заполнить план ФХД

    План ФХД составляют автономные и бюджетные учреждения (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Закона от 12 января 1996 г. , п. 7 ч. 13 ст. 2 Закона от 3 ноября 2006 г.).

    Минфин России утвердил Единые требования к Плану ФХД (приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н).

    План ФХД составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель. Об этом сказано в пунктах 2, 4, 16 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н, и пункте 2 письма Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 02-03-09/429.

    План ФХД составьте на периоды, как утверждено законом (решением) о бюджете:

    – финансовый год – на один год;

    – финансовый год и плановый период – на очередной год и плановый период.

    Учредитель в своем порядке вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей Плана ФХД. Например, по временному интервалу или в разрезе видов медицинской помощи.

    Чтобы составить План ФХД на 2017 год показатели и сведения внесите в отдельные таблицы. Так, в таблицу 1 включите показатели финансового состояния. В таблицу 2 включите показатели по поступлениям и выплатам. При этом выплаты по расходам на закупку товаров, работ, услуг отразите в отдельной таблице 2.1. Сведения о средствах во временном распоряжении учреждения отразите в таблице 3. Справочную информацию включите в таблицу 4.

    План ФХД состоит из заголовочной, содержательной и оформляющей частей. Данные в табличной части отразите в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой (п. 4 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 01.01.01 г. № 81н).

    Заголовочная часть

    В заголовочной части Плана ФХД укажите:

    – в грифе «УТВЕРЖДАЮ»: должность уполномоченного утверждать план, его подпись с расшифровкой и дату. Предельную дату, чтобы утвердить План ФХД, устанавливает учредитель (письмо Минфина России от 22 октября 2013 г. № 12-08-06/44036);

    – дату, когда составили документ;

    – наименование учреждения;

    – наименование подразделения, если План ФХД составляет подразделение;

    – наименование учредителя;

    – дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (подразделение): адрес фактического местонахождения, ИНН, КПП;

    – финансовый год (финансовый год и плановый период);

    Такие правила установлены пунктом 8 Требований, утвержденных приказом Минфина России от 01.01.01 г. № 81н.

    Как заполнить показатели по поступлениям и выплатам

    Показатели Плана ФХД по поступлениям и выплатам заполняйте на этапе, когда Минфин России формирует проект бюджета на очередной финансовый год (плановый период). Основание для подготовки – информация от учредителя о планируемых объемах расходных обязательств:

    – целевых субсидий;

    – бюджетных инвестиций по полномочиям госзаказчика .

    После того как утвердят закон (решение) о бюджете, показатели Плана ФХД уточните.

    Показатели по поступлениям

    Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

    – субсидий на выполнение госзадания;

    – целевых субсидий;

    – грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых по результатам конкурса;

    – поступлений от приносящей доход деятельности.

    Данные о субсидиях, грантах в форме субсидий и бюджетных инвестициях формируйте с учетом сумм по подразделениям на основании информации учредителя. А подразделения составляют эти данные на основании информации от головного учреждения.

    Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации.

    Если в течение года вы получаете доходы, которые не учли в Плане ФХД, то внесите в него изменения.

    Если учредитель принял решение о возврате остатка целевой субсидии в бюджет, суммы возврата отразите в разделе плановых показателей по поступлениям отдельной строкой со знаком минус (письмо Минфина России от 24 января 2013 г. № 02-06-10/225).

    Показатели по выплатам

    Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

    – на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;

    – социальные и другие выплаты населению;

    – налоги, сборы и другие платежи;

    – безвозмездные перечисления организациям;

    – прочие расходы;

    – закупку товаров, работ, услуг.

    Общую сумму расходов на закупки товаров, работ, услуг детализируйте в плане-графике по Закону. А если проводите закупки по Закону, то в плане закупок.

    Плановые объемы выплат формируйте с учетом нормативных затрат. Для федералов порядок расчета устанавливает Правительство РФ. А значения нормативов – учредитель (п. 14 постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. № 000).

    На местах порядок расчета утверждают органы власти субъектов и местная администрация.

    При этом в законодательстве нет указаний на то, что плановые объемы выплат должны строго соответствовать по объему и назначениям нормативным затратам. Поэтому учреждения самостоятельно определяют объемы выплат в пределах общей суммы субсидий на госзадание. В том числе перераспределяют средства по видам расходов, при этом обязательно уточняют показатели Плана ФХД.

    Если учреждение перераспределяет средства субсидий из-за экономии, то отнеситесь внимательно к тому, на что вы хотите их потратить. Так, Минфин России допускает возможность расходовать сэкономленные средства субсидий на выплаты сотрудникам (командировочные, премии и т. п.) или, например, на выплату единовременного пособия учащемуся-сироте за прошлые годы.

    Об этом сказано в письмах Минфина России от 30 декабря 2014 г. № 02-07-10/69030, от 17 октября 2014 г. № 02-05-10/52622, от 29 января 2013 г. № 02-13-06/293, от 8 бухгалтерской отчетности бюджетные и автономные учреждения представляют учредителю отчет об исполнении Плана ФХД.

    Оформляющая часть

    Оформляющая часть Плана ФХД должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за его содержание:

    – руководителя учреждения или подразделения (уполномоченного им лица);

    – руководителя финансово-экономической службы или другого уполномоченного руководителем лица;

    – исполнителя документа.

    Кто утверждает План ФХД

    У бюджетных и автономных учреждений есть различия в порядке утверждения Плана ФХД.

    План ФХД бюджетное учреждение формирует и передает учредителю, чтобы он его утвердил. Но по распоряжению учредитель вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения.

    Автономное учреждение передает План ФХД на рассмотрение наблюдательному совету, который по итогам выносит заключение. Его копию учреждение направляет учредителю для ознакомления. А затем с учетом заключения наблюдательного совета План ФХД утверждает руководитель учреждения.

    План ФХД подразделения, в том числе с учетом изменений, утверждает руководитель бюджетного (автономного) учреждения. Причем утвердить План ФХД нужно в сроки, которые установит учредитель.

    Когда вносить изменения в План ФХД

    Чтобы внести изменения в План ФХД, составьте новый План ФХД. Новые показатели не должны противоречить показателям в части кассовых операций по выплатам, которые были проведены до внесения изменений.

    Изменения в показатели по поступлению и выбытию

    Когда нужно внести изменения? Сделайте это, если в течение года у учреждения появились незапланированные доходы или расходы. В частности, изменения вносите:

    в показатели по доходам, если поступит:

    – страховая выплата по ОСАГО или КАСКО в результате ДТП с автомобилем учреждения;

    – возмещение расходов , которые учреждение произвело ранее (например, возмещение больничных, от военкомата за время военных сборов);

    в показатели по расходам, если:

    – у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если расходы учреждения увеличились или уменьшились;

    – образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.

    Внимание: когда составляете План ФХД, старайтесь учесть все ожидаемые доходы и спланировать расходы учреждения в течение предстоящего года.

    В плане ФХД бюджетные учреждения обобщают информацию об ожидаемых доходах и плановых расходах. Что учесть и как внести показатели в План бюджетному учреждению – в статье.

    Единые требования к плану финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н. План составляйте в порядке и по форме, которые установит учредитель. Особенности для обособленных подразделений также определяет учредитель.

    Федеральные учреждения формируют План ФХД в системе «Электронный бюджет » (письмо Минфина России от 15.12.2016 № 21-03-04/75209). Рассмотрим, как заполнить план ФХД бюджетного учреждения на 2019 год.

    Порядок заполнения показателей в плане ФХД для бюджетных учреждений

    В плане финансовой деятельности заполните заголовочную, содержательную и оформляющую части.

    Текстовая часть

    В текстовой части плана укажите цели и виды деятельности учреждения, перечень платных услуг или работ, общую балансовую стоимость движимого (в т. ч. ОЦДИ) и недвижимого имущества. А также другую информацию, которую требует учредитель.

    Табличная часть

    В табличной части плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2019 год укажите:

    • показатели финансового состояния (о нефинансовых и финансовых активах, об обязательствах);
    • плановые показатели по поступлениям и выплатам.

    Как заполнить показатели финансового состояния бюджетного учреждения

    Показатели финансового состояния отразите в плане ФХД на последний отчетный период перед датой его составления. В табличной части обособленно приведите:

    • стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества;
    • сумму дебиторской задолженности по доходам и по расходам;
    • сумму просроченной кредиторской задолженности.

    Это установлено в пункте 8 приказа № 81н.

    Образец плана ФХД бюджетного учреждения на 2019 год

    Перед сдачей плана ФХД обязательно

    Показатели по поступлениям в плане финансово-хозяйственной деятельности

    Плановые показатели по поступлениям формируйте в разрезе:

    • субсидий на выполнение госзадания;
    • целевых субсидий;
    • субсидий на капвложения;
    • грантов:
    • поступлений от оказания услуг (выполнения работ) по основным видам деятельности, которые учреждения оказывают на платной основе;
    • поступлений от приносящей доход деятельности;
    • поступлений от реализации ценных бумаг.

    Данные о приносящей доход деятельности в плане ФХД бюджетного учреждения

    Данные о поступлениях от приносящей доход деятельности формируйте исходя из планируемого объема работ (услуг) и стоимости их реализации. Такой порядок установлен в пунктах 8.1, 10 требований приказа № 81н.

    Если в течение года получите доходы, которые не учли в Плане ФХД, внесите в него изменения.

    Расходы бюджетных учреждений и план ФХД

    Плановые показатели по выплатам формируйте в разрезе выплат, которые направлены:

    • на выплаты сотрудникам и начисления на зарплату;
    • на социальные и другие выплаты населению;
    • на налоги, сборы и другие платежи;
    • на безвозмездные перечисления организациям;
    • на прочие расходы;
    • на закупку товаров, работ, услуг.

    Обоснование показателей плана ФХД бюджетного учреждения

    Обоснования составляйте раздельно по каждому источнику финобеспечения. И только если учредитель установил, что расходы в Плане ФХД по источникам не разделяются, расчеты не делите. Об этом сказано в пункте 11 приказа № 81н.

    Утверждение плана ФХД бюджетного учреждения

    План ФХД подразделения, в том числе с учетом изменений, утверждает руководитель бюджетного учреждения. Причем утвердить План ФХД нужно в сроки, установленные учредителем.

    План ФХД бюджетное учреждение формирует и передает учредителю, чтобы он его утвердил. Учредитель вправе наделить таким полномочием руководителя бюджетного учреждения. Для этого учреждение издает распоряжение. Этот порядок установлен пунктом 22 требований, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н.

    План финансово-хозяйственной деятельности – один из основных внутренних документов, которые государственные и муниципальные учреждения разрабатывают, утверждают и используют в процессе формирования доходов и расходов. Как составить План ФХД, каковы особенности ведения ПФХД с точки зрения организации учета и подготовки отчетности учреждения, уточняется в этой статье.

    Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности

    Необходимость разработки плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также обеспечения его открытости и доступности закреплена нормой подпункта 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Из текста этой нормы также следует, что порядок разработки ПФХД учреждения утверждается учредителем в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

    Общие правила составления и утверждения Плана ФХД государственного (муниципального) учреждения установлены Требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее – Требования № 81н). На момент написания статьи последние изменения в Требования № 81н вносились приказом Минфина России от 27 декабря 2013 г. № 140н. При этом в Требования № 81н:

    • внесен ряд корректив технического характера, обусловленных изменением терминологии Бюджетного кодекса РФ;
    • введена дополнительная норма, обязывающая детализировать в Плане ФХД общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки товаров, работ, услуг;
    • включено требование об отражении в графе 4 ПФХД сведений об объекте капитального строительства (это условие вступило в силу с 1 января 2015 года, то есть его следовало учесть при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности на 2015 год).

    Отраслевые и ведомственные органы управления (министерства и службы) разрабатывают и утверждают дополнительные требования к ПФХД подведомственных учреждений с учетом отраслевых особенностей, обязательные для применения учреждениями соответствующей сферы деятельности. Кроме того, специфические требования к плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения могут устанавливать органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

    Учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана финансово-хозяйственной деятельности, установленных общими требованиями к ПФХД, в том числе утвердить типовую форму Плана ФХД. Кроме того, учредитель может установить предельные сроки утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности, которые обеспечат деятельность учреждений на основании Плана ФХД с самого начала очередного финансового года.

    Составление и применение Плана ФХД

    План финансово-хозяйственной деятельности учреждения составляется:

    • на финансовый год – если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год;
    • на финансовый год и плановый период – если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

    Во втором случае предполагается, что показатели ПФХД ежегодно уточняются и переутверждаются в течение планового периода. Если учреждение использует в очередном году прошлогодние остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание, нужно отразить в Плане ФХД объемы планируемых выплат, источником финансового обеспечения которых выступают такие остатки субсидий. В этой ситуации план финансово-хозяйственной деятельности учреждения также нужно утвердить заново.

    Следует иметь в виду, что пунктами 21 и 22 Требований № 81н установлены различные схемы утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности (как в первоначальной редакции, так и уточненных) для бюджетных и автономных учреждений:

    • ПФХД автономного учреждения утверждается руководителем учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения;
    • ПФХД бюджетного учреждения утверждается учредителем, однако учредитель может предоставить право утверждения Плана ФХД руководителю самого учреждения.

    В соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения используют:

    • субсидии на выполнение государственного и муниципального задания (в том числе переходящие остатки субсидий);
    • субсидии на иные цели;
    • средства от оказания платных услуг;
    • поступления из других разрешенных законодательством РФ источников.

    Структура ПФХД

    Требованиями № 81н определена структура Плана ФХД и общие рекомендации по группировке и детализации данных. При этом Требования № 81н содержат указания на обобщение данных по укрупненным группам доходов и расходов. В частности, формируются плановые показатели, как минимум, в разрезе следующих видов выплат (разумеется, если учреждение производит выплаты той или иной группы):

    • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
    • оплата услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг;
    • арендная плата за пользование имуществом;
    • оплата услуг по содержанию имущества;
    • прочие услуги;
    • безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям;
    • пособия по социальной помощи населению;
    • приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов;
    • приобретение ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами);
    • прочие расходы;
    • иные выплаты, не запрещенные законодательством РФ.

    Вместе с тем, учредитель может предусматривать детализацию плановых показателей по выплатам до уровня групп и статей КОСГУ, а по группе «Поступление нефинансовых активов» – с указанием кода группы КОСГУ.

    Кроме того, при организации бухгалтерского учета доходов и расходов учреждения необходимо учитывать потребности бухгалтерской отчетности. В форме Отчета об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) предусмотрена детализация доходов и расходов более низкого уровня. Так, например, расходы по коду КОСГУ 210 в отчетности раскрываются по отдельным подстатьям (211, 212 и 213). Поэтому, по мнению автора, целесообразно при формировании структуры Плана ФХД ориентироваться и на структуру формы указанного Отчета.

    Если учреждению выделяются субсидии на иные цели, а также субсидии на капитальные вложения в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, дополнительно к ПФХД составляется еще один документ – Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016).

    Требования № 81 не содержат указаний на необходимость составления ПФХД обособленно по каждому источнику финансирования (виду деятельности). Однако учредителям предоставлены соответствующие полномочия детализации при разработке нормативных актов, регулирующих порядок составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.

    Доходы и расходы учреждения в Плане ФХД

    В общем случае доходы и расходы учреждения не связаны между собой. При этом направление сумм доходов на возмещение расходов, которые с получением этих доходов не связаны, в бухгалтерском учете требует использования счета 030406000. Подобные суммы обособленно отражаются в отчетности (в том числе, расшифровываются в Пояснительной записке).

    Между некоторыми видами доходов и расходов все-таки есть взаимосвязь. Так, из текста пункта 6 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ следует, что доходы, полученные от передачи в аренду имущества (код КОСГУ 120), направляются на возмещение расходов на содержание такого имущества.

    Разделом 8 Комментариев (комплексных рекомендаций) Минфина России от 29 октября 2013 года по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ, разъяснено, что поступления от приносящей доход деятельности (в том числе от оказания бюджетным учреждением платных услуг) поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуются в соответствии с Планом ФХД. Субъект РФ или муниципалитет не вправе установить порядок расходования таких средств, поскольку планируемые поступления от оказания бюджетными и автономными учреждениями платных услуг (работ), в том числе в рамках государственного (муниципального) задания, не считаются доходами бюджета. Если основные платные услуги включены в государственное (муниципальное) задание, то размер субсидии на государственное (муниципальное) задание будет уменьшен на объем средств, планируемых к поступлению от потребителей таких услуг (работ).

    Российское законодательство не требует, чтобы показатели по выплатам, отраженные в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения, соответствовали по объему и назначениям нормативным затратам, использованным при расчете субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Таким образом, учредитель не вправе требовать от учреждения расходования поступлений от приносящей доход деятельности на возмещение затрат, связанных с выполнением государственного или муниципального задания. При этом учреждение может самостоятельно менять структуру расходов в части утвержденного норматива и возмещать часть затрат за счет собственных средств.

    С учетом сказанного можно заключить, что при составлении плана финансово-хозяйственной деятельности по отдельным видам расходов целесообразно вводить дополнительные строки в зависимости от того, за счет средств по какому КФО будут возмещаться расходы, либо разработать дополнительные формы к Плану ФХД, в которых будут расшифровываться расходы по видам финансового обеспечения (видам деятельности).

    Дополнительная группировка поступлений и выплат в ПФХД

    Еще одна особенность составления плана финансово-хозяйственной деятельности и организации бухгалтерского учета для целей отчетности связана с группировкой поступлений и выплат по направлениям. В Плане ФХД поступления и выбытия группируются по счетам – открытым в территориальном органе Казначейства России и в кредитных организациях. В Отчете (ф. 0503737) введена дополнительная группировка – по поступлениям и выплатам, проводимым через кассу учреждения, а также по доходам и расходам, исполненным некассовыми операциями.

    Документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в учреждениях не содержат определения и перечня некассовых операций. Некоторые виды таких операций перечислены в письмах Минфина России и Казначейства России, которые не имеют нормативного характера, но содержат разъяснения по заполнению отдельных форм отчетности. Так, в соответствии с пунктом 4.5.4 совместного письма Минфина России, Казначейства России от 29 декабря 2014 г. № 02-07-07/68722 / 42-7.4-05/2.1-823, в составе некассовых операций отражаются показатели, сформированные в результате операций:

    • по исполнению обязательств с удержанием санкций, исчисленных согласно гражданско-правовому договору (контракту) при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств;
    • по удержанию из заработной платы работников сумм возмещения недостач материальных ценностей, сумм на погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или на хозяйственные расходы и иные аналогичные операции.

    Кроме того, в письме Минфина России от 15 апреля 2015 г. № 02-07-07/21402 приведен пример, из которого можно заключить, что к некассовым операциям, в частности, относятся:

    • удержание из заработной платы работников сумм задолженности по авансовым отчетам;
    • зачет требований по возврату задолженности по авансу согласно авансовому отчету;
    • зачет требований по уплате пени за нарушение поставщиком сроков оказания услуг.

    Таким образом, можно сделать вывод, что некассовыми считаются не только операции, которые не отражаются на счетах учета денежных средств (касса и счет учреждения в банке или казначействе), но и операции, в результате которых не возникает дебиторской или кредиторской задолженности, связанной с последующим движением денежных средств.

    Еще один вывод: некассовые операции (за исключением операций по зачету взаимных требований) на этапе составления плана финансово-хозяйственной деятельности, как правило, невозможно спрогнозировать.

    Тем не менее, по мнению автора статьи, подобные поступления (в частности, по удержанию сумм материального ущерба, взысканию или взаимозачету сумм финансовых и иных санкций за нарушение условий хозяйственных договоров), нужно учитывать при уточнении показателей Плана ФХД в течение календарного года. Это обусловлено тем, что полученные дополнительные доходы могут быть направлены на финансирование дополнительных расходов, которые отражаются не только в Отчете по ф. 0503737, но и в прочих формах бухгалтерской отчетности.

    Если в течение года появились незапланированные расходы, внесите изменения в план финансово-хозяйственной деятельности, план закупок и план-график. Разберемся, как и когда скорректировать планы.

    План ФХД: когда внести изменения

    Общая сумма, которую учреждение планирует потратить на закупки, должна быть расшифрована в таблице 2.1 плана ФХД. Расшифровку делают по периодам размещения заказов раздельно на оплату контрактов, которые заключили до начала очередного финансового года, и по году начала закупки (текущему, очередному и т. д.).

    Кроме того, с 2017 года план финансово-хозяйственной деятельности в части плановых показателей по выплатам детализируют по кодам видов расходов и подтверждают расчетами (обоснованиями) (приказ Минфина России от 29 августа 2016 г. № 142н).

    Расчеты (обоснования) плановых показателей составляют по расходам:

    • на выплаты персоналу (зарплата, командировочные);
    • на выплаты по уходу за ребенком;
    • на страховые взносы;
    • на социальные и иные выплаты населению;
    • на налоги, сборы и другие платежи;
    • на безвозмездные перечисления организациям;
    • на прочие расходы (кроме закупок);
    • на закупки товаров, работ, услуг.

    Если нужно внести изменения в показатели расходной части плана ФХД, то учреждение обязано составить новый план (п. 19 приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н). Это происходит, когда:

    • у учреждения изменились потребности в товарах, работах или услугах. Например, если его расходы увеличились или уменьшились;
    • образовалась экономия средств в результате выполнения госзадания. В таком случае указанные средства перераспределите на другие выплаты в зависимости от потребности учреждения.

    Общую сумму расходов бюджетного учреждения на закупки, которая отражена в плане ФХД, надо детализировать в плане закупок для государственных или муниципальных нужд (п. 11.1 приказа № 81н). Соответственно, если в план ФХД учреждение вносит изменения, нужно скорректировать и расчеты (обоснования), а также план закупок.

    Когда внести изменения в план закупок

    Внести изменения в план закупок нужно не позднее 10 рабочих дней после того, как учредитель утвердил план ФХД.

    Проверьте, чтобы показатели планов соответствовали друг другу (см. табл. 1).

    Таблица 1. Соответствие показателей плана ФХД и плана закупок

    Наименование показателя

    План ФХД

    План закупок

    Общая сумма, запланированная на закупку товаров, работ, услуг

    Графа 7 строка 2001 таблицы 2.1 «Показатели выплат по расходам на закупку товаров, работ, услуг учреждения (подразделения) на 20__ г.»

    Раздел «Итого по бюджетной классификации» строка «Итого объем финансового обеспечения, предусмотренного на заключение контрактов»

    Код вида расходов по бюджетной классификации

    Вид расходов, указываемый в графе 3 таблицы 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения) на 20__ г.»

    Разряды 30-33 идентификационного номера закупки

    Рассмотрим на примере, какие показатели в планах должны соответствовать после того, как учреждение внесло в эти документы исправления.

    Пример. У учреждения «Альфа» возникла потребность приобрести антивирусную программу. Бухгалтер составил новый план финансово-хозяйственной деятельности и отправил его на утверждение учредителю.

    Показатели нового плана финансово-хозяйственной деятельности на 2017 год:

    • 7 000 000 руб. - выплаты по расходам в общей сумме, в том числе:
    • 5 406 980 руб. - на закупки всего, в том числе по видам расходов:
    • 120 000 руб. - КВР 242;
    • 5 286 980 руб. - КВР 244.

    Соответствие показателей в планах смотрите в образце.

    Образец. Показатели плана ФХД и плана закупок

    После того как изменили план ФХД и план закупок, внесите правки и в план-график, так как он формируется на основании плана закупок (п. 2 ст. 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

    Одним из ключевых показателей запланированной закупки является ее идентификационный код, который уникален для каждого лота и соответствует коду, указанному в плане закупок.

    Сроки для внесения изменений и размещения информации о них такие же, как и у плана закупок.

    Напомню их:

    • в течение 10 рабочих дней после утверждения плана ФХД вносят и утверждают изменения;
    • в течение трех рабочих дней с даты изменения размещают информацию на сайте.

    Как организовать документооборот

    В учреждении план финансово-хозяйственной деятельности и предложения по внесению в него изменений формирует бухгалтерия, а план закупок и план-график - контрактная служба (контрактный управляющий). Избежать ошибок и штрафов, налагаемых на учреждение и сотрудников, можно только при согласованной работе этих служб.

    Четкого взаимодействия между службами можно достигнуть, если установить зоны ответственности по планированию закупок и закрепить их в графике документооборота (см. табл. 2).

    Таблица 2. График документооборота по взаимодействию служб

    Наименование документа

    Место представления

    Срок представления

    Срок обработки

    Должность, Ф. И. О. ответственного

    Проект расчетов (обоснований) к изменяемому плану ФХД

    Контрактная служба

    До момента внесения изменений

    Специалист бухгалтерии

    В течение двух рабочих дней (проверка наименований, сумм)

    Специалист контрактной службы

    Утвержденный план ФХД с расчетами (обоснованиями) после внесения изменений

    Контрактная служба

    В течение одного рабочего дня после утверждения

    Специалист бухгалтерии

    В течение семи рабочих дней (внесение изменений в план закупок и план-график)

    Специалист контрактной службы

    Измененные план-график и план закупок

    Бухгалтерия, руководитель учреждения

    В день внесения изменений

    Специалист контрактной службы

    В течение двух рабочих дней после представления (сверка суммовых показателей и утверждение)

    Специалист бухгалтерии, руководитель

    Утвержденные план-график и план закупок

    Информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»

    В течение трех рабочих дней с момента утверждения

    Специалист контрактной службы

    Бюджетное учреждение вправе выбрать и согласовать для себя и иную схему движения документов. Важно, чтобы соблюдались требования законодательства по факту и срокам внесения изменений.