• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    7. «Оккупай Уолл-стрит», или неистовое молчание как новое начало

    Что делать теперь с последствиями движения «Оккупай Уолл-стрит», когда протесты, начавшиеся далеко (Ближний Восток, Греция, Испания, Великобритания), добрались до центра и, набрав новую силу, распространяются по всему миру? Во время одной акции в Сан-Франциско 16 октября 2011 года, ставшей отголоском «Оккупай Уолл-стрит», какой-то парень обратился к толпе с приглашением участвовать в ней, как если бы это был хепенинг в стиле хиппи 1960-х: «Они спрашивают нас, какова наша программа. У нас нет программы. Мы здесь, чтобы хорошо провести время». Такие заявления позволяют увидеть одну из наиболее главных опасностей, с которыми сталкиваются протестующие: опасность не устоять перед самолюбованием, приятным времяпрепровождением на «оккупированных» пространствах. Сами по себе карнавалы мало чего стоят, их истинная ценность выяснится на следующий день, насколько изменится наша обычная повседневная жизнь. Протестующим надо полюбить тяжелую и упорную работу - они только в начале пути, а не в конце. Их основное послание в том, что табу сломано, мы больше не живем в лучшем из возможных миров, нам теперь позволено, мы даже обязаны думать об альтернативах. Следуя подобию гегелевской триады западные левые прошли полный круг: после отказа от так называемого «эссенциализма классовой борьбы» ради множественности антирасистских, феминистских и других форм борьбы «капитализм» вновь возникает как имя подлинной проблемы.

    Поэтому первый урок, который следует извлечь, состоит в следующем: не осуждайте людей и их пристрастия. Проблема не в коррупции или жадности, проблема в системе, которая развращает тебя. Решение не содержится в лозунге «Мэйн-стрит или Уолл-стрит», но в изменении системы, в которой Мэйн-стрит не может функционировать без Уолл-стрит.

    Публичные фигуры, начиная с папы римского, забрасывают нас призывами бороться с культурой чрезмерного стяжательства и потребления - этот отвратительный спектакль дешевого морализаторства является, по сути, идеологической операцией в чистом виде: побуждение к преуспеванию, вписанное в саму систему, переводится в разряд личных грехов, в частную психологическую склонность. Как выразился один из близких к папе богословов, «нынешний кризис - это не кризис капитализма, а моральный кризис». Давайте вспомним знаменитую шутку из «Ниночки» Эрнста Любича: когда герой заходит в кафе и заказывает кофе без сливок, официант отвечает:

    «Извините, у нас закончились сливки, есть только молоко. Могу ли я принести вам кофе без молока?» Не этот ли самый фокус видели мы во время крушения восточноевропейских коммунистических режимов? Люди, которые протестовали, хотели свободы и демократии без коррупции и эксплуатации, а получили они свободу и демократию без солидарности и справедливости. И аналогичным образом католический богослов старательно подчеркивает, что протестующие должны бороться с моральной несправедливостью, жадностью, потребительством и т. д., но не с капитализмом. Надо поблагодарить этого богослова за честность, с которой он открыто формулирует ту фикцию, которая имплицитно присутствует в морализаторской критике: делать особый акцент на морали - значит препятствовать критике капитализма. Приводящая сама себя в движение циркуляция капитала остается, более чем когда-либо, предельным воплощением Реального в нашей жизни - зверем, которого по определению невозможно контролировать. Это приводит нас ко второму запрету: необходимо отбросить слишком простенькую критику «финансового капитализма» - как если бы был еще какой-то капитализм…

    Впереди долгий путь, и скоро мы столкнемся с очень сложными вопросами - вопросами не о том, чего мы не хотим, а о том, чего мы в самом деле ХОТИМ. Какая организация общества сможет заменить существующий капитализм? Какого рода лидеры нам нужны? Какие органы, в том числе контроля и подавления? {55} Альтернативы, которые были у нас в ХХ веке, очевидно оказались не работающими. Хотя и заманчиво наслаждаться удовольствиями «горизонтальной организации» протестующих толп, их эгалитарной солидарностью и свободными дебатами - такими, когда не ясно заранее, к чему они приведут, - но необходимо также помнить то, что писал Гилберт Кит Честертон об одном из своих собеседников: «Он считал, что открытый разум - самоцель; а я убежден, что мы открываем разум, как и рот, чтобы что-то туда вложить». Это относится также и к политике во времена неопределенности: свободные дискуссии должны будут вылиться не только в какие-то новые господствующие означающие, но и в конкретные ответы на старый ленинский вопрос: «Что делать?»

    Надо не поддаться соблазну нарциссизма проигранного дела и любования возвышенной красотой восстаний, обреченных на поражение. Поэзия поражения нашла свое наиболее яркое выражение в записи Брехта о господине Койнере: «"Над чем вы трудитесь?" - спросили господина К. Господин К. ответил: "У меня много хлопот, я подготавливаю свое следующее заблуждение"» {56} . Тем не менее этой вариации старого беккетовского мотива «лучшей ошибки» (fail better) здесь недостаточно: необходимо сконцентрироваться на результатах, которые остаются после поражения. К сегодняшним левым в полной мере возвращается проблема «определенного отрицания»: какое новое позитивное общественное устройство должно сменить старое после того, как возвышенный энтузиазм исчерпает себя? Именно здесь мы сталкиваемся с фатальной слабостью протестов: они выражают подлинную ярость, которая не способна превратиться в минимальную позитивную программу социально-политических изменений. Они выражают дух восстания без революции.

    Если мы вглядимся в хорошо известный манифест испанских indignados (негодующих), мы будем удивлены. Первое, что бросается в глаза, - это подчеркнуто аполитичный тон: «Некоторые из нас считают себя прогрессистами, другие - консерваторами. Кто-то из нас верующие, а кто-то нет. У некоторых из нас есть ясно определенные идеологии, а другие аполитичны, но мы все озабочены и рассержены той политической, экономической и социальной ситуацией, которую мы видим вокруг себя: коррупцией среди политиков, предпринимателей, банкиров, которые оставляют нас без помощи, без возможности участвовать в принятии решений». Они озвучивают свой протест от лица «неоспоримых истин, которых мы должны придерживаться в нашем обществе: право на жилье, труд, культуру, здравоохранение, политическое участие, свободное личное развитие, а также гарантии прав потребителей на здоровую и счастливую жизнь». Отрицая насилие, они призывают к «этической революции. Вместо того чтобы ставить деньги выше людей, мы снова поставим их им на службу. Мы народ, а не продукты. Я не продукт того, что я покупаю, для чего я покупаю и у кого я покупаю». Легко представить себе честного фашиста, легко соглашающегося со всеми этими требованиями: «ставить деньги выше людей» - да, это именно то, что делают еврейские банкиры; «коррупция среди политиков, предпринимателей, банкиров, которые оставляют нас без помощи» - да, нам нужны честные капиталисты, способные служить своей нации, а не финансовые спекулянты; «Мы народ, а не продукты» - да, мы народ, который связан живыми узами принадлежности к нации, а не к рынку; и т. д. И кто будет действующей силой такой «этической революции»? Хотя весь политический класс, правые и левые, отвергаются как коррумпированные и движимые жаждой власти, тем не менее манифест состоит из серии требований, обращенных - к KOMy? {57} Не к самому народу: indignados (еще) не заявляют, что никто за них этого всего не сделает, что (перефразируя Ганди) они сами должны быть тем изменением, которое они хотят увидеть.

    Реагируя на парижские протесты 1968 года, Лакан сказал: «То, к чему вы стремитесь как революционеры, - это новый хозяин. Вы его получите» {58} . Хотя такой диагноз/прогноз как универсальное высказывание о всяком революционном подъеме должен быть отвергнут, он содержит в себе крупицу истины: кажется, что замечание Лакана нашло свою цель в indignados (и не только). В той мере, в какой их протест остается на уровне истерической провокации Господина, без позитивной программы нового порядка, который должен сменить старый, он в действительности функционирует как (скрытый, конечно) призыв к Господину.

    Мы уже имели возможность взглянуть на этого нового господина в Греции и Италии, Испания, видимо, последует за ними. В качестве своего рода иронического ответа на отсутствие экспертных программ у протестующих новая тенденция сегодня заключается в замене политиков при правительствах «нейтральными» правительствами деполитизированных технократов (главным образом банкиров, как в Греции и Италии). Разноцветные политики ушли, их место заняли серые эксперты. Эта тенденция очевидно ведет нас к постоянному чрезвычайному положению и приостановке политической демократии (вспомните, как Брюссель реагировал на политические события в Греции: паникой - на перспективу референдума, облегчением - на назначение нового премьер-министра из экспертов). Оборотной стороной этой аполитичной технократии является сужение свободы, различимое по всей Европе, включая Турцию, которая все больше предстает новым образцом авторитарного капитализма. Целый ряд мрачных признаков (вроде ареста в 2011 году более сотни журналистов по вздорному обвинению в подготовке свержения исламистского правительства) указывает на то, что экономическое благосостояние и либерализм могут быть прикрытием для становления авторитарного исламизма. Другими словами, Турция в самом деле далека от популярного на Западе образа страны, которая может служить моделью толерантного исламизма.

    Вспомните поразительный случай в Турции, когда в 2011 году министр внутренних дел Идрис Наим Сахин произнес речь, достойную честертоновского «полицейского-философа». Он заявил, что турецкая полиция бросает в тюрьму без каких-либо обвинений и суда тысячи членов Партии мира и демократии, чтобы они убедились в том, что действительно были свободны до ареста. Короче, их посадили с целью разъяснить, что они допускают прагматическое противоречие, утверждая, (1) что в Турции нет свободы и что (2) их посадили в тюрьму (то есть лишили свободы) незаконно. Вот речь Сахина: «Свобода… О какой свободе вы говорите? Если так, не жалуйтесь, когда оказались в тюрьме. Если снаружи нет свободы, то теперь какая вам разница? А если вы все-таки жалуетесь, то значит снаружи свобода есть. Есть даже свобода говорить "я хочу разделения этой страны, свободы и автономии недостаточно, я хочу бунтовать" или что-нибудь еще в таком роде. Вы это не можете отрицать. Единственное, на что у вас нет свободы - это говорить о существующих свободах, реальность которых вы отрицаете. Вы отказываетесь признать их. У вас нет свободы говорить о существовании свободы, в которой вы живете, потому что вы давно уже заложили ваши головы, сердца, ваши мысли. Вы не свободны говорить это. У вас нет свободы сказать, что существующие свободы, которыми вы в полной мере пользуетесь, существуют. Нанося удар по вам, а также по тем, кто заставляет вас говорить, мы пытаемся сделать вас свободными, так же как и вашу организацию, сепаратистов и тех, кто с ними связан. Это то, что мы делаем. Это очень глубокая, очень тонкая работа» {59} .

    Сама вздорность этого рассуждения указывает нам на «безумные» основания законного порядка власти. Первая посылка, на которой оно основывается, очень проста: если вы утверждаете, что в нашем обществе нет свободы, то не протестуйте, когда вас свободы лишают, так как нельзя лишиться того, чего у вас не было. Интересней вторая посылка: поскольку существующий порядок - порядок свободы, те, кто восстает против него, в действительности порабощены, неспособны принять свою свободу - они лишают себя основополагающей свободы принять социальное пространство свободы. Таким образом, когда полиция вас арестовывает и «бьет» по вам, в действительности она вас освобождает, освобождает от самостоятельно на себя наложенного рабства. Арест подозрительных бунтарей и их пытки становятся, таким образом, «очень глубокой, очень тонкой работой», обладающей метафизическим достоинством… Хотя эта линия рассуждений может показаться основанной на довольно примитивном софизме, тем не менее она содержит зерно истины: действительно нет свободы вне социального порядка, который, ограничивая свободу, обеспечивает ее пространство. Но это же зерно истины - наилучший контраргумент: именно потому, что институциональное ограничение нашей свободы есть сама форма нашей свободы, имеет значение, каким образом это ограничение организовано, каковы конкретные формы этого ограничения. Уловка власть имущих, которую иллюстрирует турецкий полицейский-философ, заключается в том, чтобы представить свою форму этого ограничения в качестве формы свободы как таковой, так что всякая борьба против них будет борьбой против общества как такового.

    Ситуация в Греции выглядит более перспективной, чем в Испании, возможно из-за недавних традиций прогрессивной самоорганизации (исчезнувших в Испании после падения режима Франко). (Впрочем, в Греции правый национализм тоже переживает подъем, направляя свою ярость как на Европейский Союз, так и на африканских иммигрантов; левые откликаются на этот националистический поворот, негодуя против ЕС, вместо того чтобы критически посмотреть на свое собственное прошлое - например, проанализировать, каким образом правительство Андреаса Папандреу стало ключевым этапом в установлении греческого «клиентельного» государства.) Но даже в Греции протестное движение, кажется, достигло своего пика в том, что касается народной самоорганизации: протестующие поддерживают пространство эгалитарной свободы при отсутствии какой-либо центральной власти, которая бы ее регулировала, публичное пространство, где каждому выделяется равное количество времени для выступления и т. д. Когда протестующие начали обсуждать, что следует делать, как пойти дальше простых выражений негодования (нужно ли организовать новую политическую партию и т. д.), большинство согласилось с тем, что необходима не новая партия или прямая попытка взять власть в государстве, а движение гражданского общества, целью которого было бы оказывать давление на политические партии. Этого, однако, очевидно недостаточно, чтобы добиться реорганизации по-новому всей социальной жизни, - тут необходима организованная сила, способная быстро принимать решения и реализовывать их со всей необходимой жесткостью.

    Таким образом, мы можем увидеть в этом развитии ситуации также и вызов. Недостаточно отбросить деполитизированное экспертное правление как наиболее откровенную форму идеологии; нужно также начать серьезно думать о том, что предложить взамен господствующей экономической организации, нужно изобретать альтернативные формы организации и экспериментировать с ними, искать ростки нового в том, что есть уже сейчас. Коммунизм - это не только и даже не столько карнавал массового протеста в условиях обездвиженной системы. Коммунизм - это также и прежде всего новая форма организации, дисциплина, тяжелая работа. Что бы мы ни говорили о Ленине, он в полной мере осознавал эту настоятельную потребность в новой дисциплине и организации.

    Именно поэтому не следует слишком беспокоиться по поводу нападок на «Оккупай Уолл-стрит». На прямую консервативную критику легко ответить. Разве протесты чужды американским обычаям? Когда консервативные фундаменталисты утверждают, что Америка - христианская страна, неплохо бы вспомнить, что такое христианство: Святой Дух, свободное эгалитарное сообщество верующих, соединенных любовью. Это протестующие проникнуты Святых Духом, в то время как на Уолл-стрит работают язычники, почитающие ложных идолов (например, статую быка). Неистовы ли протестующие? Да, язык их высказываний может показаться неистовым (оккупация и т. п.), но они неистовы только в том смысле, в каком неистовым был Махатма Ганди. Они неистовы, потому что хотят положить конец происходящему, - но что такое это насилие по сравнению с насилием, необходимым для поддержания гладкого функционирования системы глобального капитализма? Их называют неудачниками, но может быть настоящие неудачники - это те, кто сидит на Уолл-стрит, за которых нам пришлось поручиться своими сотнями миллиардов? Их называют социалистами, но в США уже существует социализм для богатых. Их обвиняют в неуважении чужих прав собственности - но спекуляции на Уолл-стрит, которые привели к краху 2008 года, уничтожили гораздо больше созданной тяжким трудом собственности, чем могли бы уничтожить протестующие, занимайся они этим днями и ночами, - подумайте только о тысячах домов, потерявших своих хозяев. Они не коммунисты, если коммунизм означает систему, которая заслуженно рухнула в 1990 году, - и не забывайте, что те коммунисты, которые до сих пор находятся у власти, руководят одной из самых безжалостных капиталистических систем (в Китае). Успех китайского государственного капитализма - это зловещий знак того, что длительный союз капитализма и демократии скоро закончится разводом. Протестующих можно назвать коммунистами только в одном смысле - они заботятся об общем: общем знании, общей окружающей среде, которым угрожает система. Их отвергают как мечтателей, но настоящие мечтатели - это те, кто думает, что все может бесконечно продолжаться так, как сейчас, только с небольшими косметическими изменениями. Они не мечтатели, они те, кто будит от кошмарного сна. Они ничего не разрушают, они просто реагируют на то, как система постепенно разрушает сама себя. Мы все знаем классическую сцену из мультиков: кот добегает до края пропасти, но продолжает бежать дальше и падает только тогда, когда смотрит под ноги и видит пропасть. Протестующие лишь напоминают властям, что надо посмотреть вниз.

    Но это самая простая часть вопроса. Протестующим нужно остерегаться не только врагов, но и ложных друзей, которые якобы поддерживают их, а на самом деле вовсю работают над размыванием движения. Точно так же, как нам предлагают обезжиренное мороженое, безалкогольное пиво и кофе без кофеина, власть имущие попытаются превратить демонстрации в беззубое морализаторство. В боксе термин «клинч» означает захват тела противника одной или двумя руками, чтобы предотвратить или затруднить атаку. Реакция Билла Клинтона на движение Уолл-стрит - прекрасный пример политического «клинча». Клинтон думает, что протесты, «если взвесить…положительная вещь», но он обеспокоен туманностью требований: «Они должны быть за что-то, а не только против, потому что если быть только против, то созданный вами вакуум заполнит кто-нибудь другой». Клинтон предположил, что демонстранты поддерживают предложенный Обамой план по решению проблемы занятости, который, по его словам, создаст «в ближайшие полтора года несколько миллионов рабочих мест». Как уже говорилось, важно не поддаться такому требованию и не трансформировать энергию протеста в набор «конкретных» требований. Демонстранты вышли на улицы потому, что им надоело жить в мире, где, чтобы чувствовать себя спокойно, достаточно рециклировать банку из-под кока-колы, пожертвовать пару долларов благотворительному фонду или купить в Старбаксе капучино, 1 % от цены которого пойдет на борьбу с глобальными проблемами.

    Протесты на Уолл-стрит, таким образом, - это только начало, но начинать нужно именно так, с формального отказа, который важнее, чем позитивное содержание, - только такой жест открывает пространство нового. Протестующих на Уолл-стрит непрерывно бомбардируют вечным вопросом: «Да чего же вы хотите?» Стоит вспомнить, что это архетипический вопрос, который начальник-мужчина обращает к истерической женщине: «Ах, все эти твои стенания и жалобы - сама-то ты знаешь, чего хочешь?» В психоаналитическом смысле протесты - это действительно истерические действия, провоцирующие начальника, подрывающие его власть, а вопрос «Да чего же вы хотите?» стремится как раз помешать дать истинный ответ. Его скрытый смысл - это «скажи мне это в удобных мне понятиях или заткнись!» Таким образом, мы действительно блокируем процесс перевода зачаточных форм протеста в конкретные проекты.

    Искусство политики состоит, помимо прочего, в том, чтобы настаивать на определенном требовании, которое, будучи совершенно «реалистичным», в то же время угрожает самой сущности господствующей идеологии: то есть на таком требовании, которое, с одной стороны, кажется абсолютно целесообразным и оправданным, но с другой стороны, фактически неисполнимо (в США, например, это требование общедоступности здравоохранения). После демонстраций на Уолл-стрит мы должны призывать людей выдвигать именно такие требования - однако не менее важно при этом оставаться вычтенным из прагматического поля переговоров и «реалистичных» предложений.

    Угрозу такой стратегии смогла четко распознать Энн Эпплбаум. Как я уже говорил, символ Уолл-стрит - это металлическая статуя быка в ее центре, и простым людям в последнее время досталось немало его дерьма. И вот в то время как обычная и ожидаемая реакция самой Уолл-стрит - это непристойная чушь (bullshitting), Эпплбаум предложила в «Вашингтон пост» ее более утонченную ароматизированную версию, вплоть до ссылок на Монти Пайтон. (Она делает едкое замечание, что «живой микрофон» - повторение слов выступающего собравшейся вокруг него толпой - напоминает известную сцену из «Жизни Брайана», в которой толпа слепо повторяет произносимые Брайаном слова «Мы свободные индивиды, мы не слепая толпа». Это замечание, конечно, крайне несправедливо: оно игнорирует то обстоятельство, что демонстранты были вынуждены прибегнуть к такому способу коммуникации, так как полиция запретила им использовать громкоговорители - повторение лишь позволяло лучше слышать слова выступавших. Тем не менее необходимо признать и то, что процедура механического повторения скоро стала самоценным ритуалом, производящим свое собственное jouissance, экономика которого может быть подвергнута критике.) Поскольку предложенная Эпплбаум негативная версия клинтоновского призыва выдвигать конкретные предложения являет нам идеологию в чистом виде, ее слова заслуживают быть процитированными. Отправным пунктом ее рассуждений служит то, что протесты по всему миру «схожи в своей расфокусированности, незрелости и особенно в нежелании действовать посредством существующих демократических институтов. В Нью-Йорке участники шествия скандировали "Именно так выглядит демократия", но в действительности демократия выглядит совсем не так. Так выглядит свобода слова. Но демократия выглядит гораздо скучнее. Она включает в себя институты, выборы, политические партии, правила, законы, судебную систему и множество других далеко не пленительных видов деятельности, пожирающих время. /…/ В то же время в определенном смысле неспособность международного движения "Оккупай" произвести на свет четкие законодательные инициативы можно понять: истоки глобального экономического кризиса и возможные решения по выходу из него по определению находятся за пределами компетенций местных и национальных политиков.

    Возникновение международного протестного движения без связной программы поэтому не случайно: оно отражает более глубокий кризис, у которого нет никакого очевидного решения. Демократия основана на правлении закона. Демократия работает только в определенных границах и среди людей, которые ощущают свою принадлежность к одной нации. "Глобальное сообщество" не может быть национальной демократией. А национальная демократия не может рассчитывать на лояльность ворочающих миллиардами глобальных хедж-фондов, с их штаб-квартирами в налоговых гаванях и их служащими, разбросанными по всему миру.

    В отличие от египтян на площади Тахрир, с которыми открыто сравнивают себя протестующие в Лондоне и Нью-Йорке, мы на Западе все-таки имеем демократические институты. Они созданы для того, чтобы отвечать, пусть несовершенно, стремлению данной нации к политическим переменам. Но им не под силу справиться с желанием глобальных политических перемен, так же как они не могут контролировать то, что происходит за их границами. Хотя я по-прежнему верю в экономические и духовные преимущества глобализации - наряду с открытыми границами, свободой передвижения и свободной торговлей - глобализация, очевидно, начала подрывать легитимность западных демократий.

    "Глобальные активисты", если они не будут действовать более осторожно, сделают упадок демократий только еще более скорым. Протестующие в Лондоне кричат: "Мы требуем новых решений!" Отлично, у них есть способ принятия решений, он называется Британская политическая система. И если они не найдут для себя возможности пользоваться ею, то будут только еще больше ее ослаблять» {63} .

    Первое, что необходимо отметить - это сведение протестов на площади Тахрир к требованиям демократии по западному образцу, и стоит нам на это поддаться, как тут же сравнение протестов на Уолл-стрит с египетскими становится смешным: как могут протестующие здесь требовать то, что у нас уже есть, то есть демократические институты? Таким образом, теряется из виду общее недовольство глобальной капиталистической системой, которое, очевидно, приобретает тут и там различные формы.

    Но самая потрясающая часть рассуждений Эпплбаум, с загадочным зиянием в ее аргументации, находится в конце. После того как она допускает, что незаслуженные экономические последствия глобального капиталистического рынка оказались, ввиду их интернационального характера, вне контроля демократических механизмов, которые, по определению, действуют лишь в пределах национальных государств, Эпплбаум делает необходимое заключение, что «глобализация, очевидно, начала подрывать легитимность западных демократий». До этого места все в порядке, мы можем сказать: да, это как раз то, на что обращают внимание протестующие - что глобальный капитализм подрывает демократию. Но вместо того, чтобы сделать единственный возможный дальнейший вывод, что нам нужно начать думать над тем, как расширить демократию за пределы ее государственно-многопартийной формы, которая, очевидно, упускает деструктивные последствия экономической жизни, вместо этого Эпплбаум делает крутой поворот и начинает корить протестующих за то, что они ставят точно такие же вопросы. Ее последний параграф заслуживает того, чтобы его повторить: «"Глобальные активисты", если они не будут действовать более осторожно, лишь ускорят упадок демократий. Протестующие в Лондоне кричат „Мы требуем новых решений!" Отлично, у нас есть способ принятия решений, он называется Британская политическая система. И если они не найдут для себя возможности пользоваться ею, то будут только еще больше ее ослаблять». Итак, поскольку глобальная экономика вне зоны действия демократической политики, всякая попытка распространить демократию еще и на эту зону только ускорит упадок демократии. И что мы тогда можем сделать? Активней пользоваться существующей политической системой, которая, по словам самой Эпплбаум, уже ни на что не способна. Но здесь надо дойти до конца: сегодня нет недостатка в антикапитализме, мы, скорее, видим избыток критики в адрес капиталистических ужасов: книги, газеты, специальные расследования и телевизионные репортажи в изобилии рассказывают нам о компаниях, безжалостно загрязняющих нашу окружающую среду, о коррумпированных банкирах, которые продолжают получать жирные бонусы, в то время как государство спасает их банки с помощью общественных денег, о потогонках, где дети вынуждены работать сверхурочно и т. д. Во всем этом изобилии критики есть, однако, подвох: что в ней обычно не ставится под вопрос, какой бы жесткой эта критика ни казалась, - это демократически-либеральная рамка борьбы против таких эксцессов капитализма. Цель критики (прямой или подразумеваемой) в том, чтобы демократизировать капитализм, распространить демократический контроль на экономику посредством давления средств массовой информации, через парламентские расследования, более суровые законы, честные полицейские расследования и т. д. - но при этом никогда не ставится под вопрос демократическая институциональная рамка (буржуазного) государства закона. Она остается «священной коровой», к которой даже самые радикальные формы такого «этического антикапитализма» (Форум в Порту-Аллегри, Сиэттлское движение) не осмеливаются прикоснуться.

    Именно здесь ключевое прозрение Маркса сохраняет свое значение, сегодня, пожалуй, больше чем когда-либо: Маркс считал, что вопрос о свободе не должен рассматриваться главным образом в политической сфере, понимаемой узко (имеет ли страна свободные выборы? Независимы ли судьи? Свободна ли пресса от скрытого давления? Уважаются ли права человека?). Ключ к действительной свободе находится, скорее, в «аполитической» сети социальных связей, от рыночных до семейных, где необходимые изменения, если только мы хотим настоящих улучшений, будут не политической реформой, а изменениями в «аполитичных» социальных производственных отношениях. Мы не решаем голосованием, кто чем владеет, каковы отношения на заводе и т. п., все это остается процессам вне сферы политического, и было бы иллюзией ожидать, что действительно можно все это изменить, «расширяя» демократию до этой сферы, скажем, организуя «демократические» банки под народным контролем. Радикальные изменения в этой области должны быть произведены за пределами сферы законных «прав» и т. п.: в таких «демократических» процедурах (которые, конечно, могут сыграть и позитивную роль) не имеет значения, сколь радикален наш антикапитализм, решение ищется в приложении демократических механизмов - которые, никогда не надо забывать, есть часть государственного аппарата «буржуазного» государства, обеспечивающего бесперебойное функционирование капиталистического производства. Именно в этом смысле Бадью был прав в своем, казалось бы, странном заявлении: «Сегодня врага зовут не Империя или Капитал. Его зовут Демократия» {64} . Именно «демократическая иллюзия», принятие демократических механизмов как окончательной рамки всяких изменений, препятствует радикальному изменению капиталистических отношений.

    Сложность в формулировании конкретной программы имеет глубокие причины. Протестующие обращают внимание на два основных момента. Во-первых, разрушительное социальное воздействие глобальной капиталистической системы: сотни миллиардов теряются из-за необузданных финансовых спекуляций и т. п. Во-вторых, экономическая глобализация медленно, но уверенно подрывает легитимность западных демократий. Из-за своей интернациональной природы крупные экономические процессы не могут контролироваться демократическими механизмами, которые по определению ограничены национальными государствами. Таким образом, люди все больше воспринимают институциональные формы демократии как неспособные отстаивать их жизненные интересы. За множеством (часто путаных) заявлений движения «Оккупай Уолл-стрит» можно, таким образом, услышать два основных тезиса: (1) недовольство капитализмом КАК СИСТЕМОЙ - проблема заключается в капиталистической системе как таковой, а не в отдельных фактах коррупции; (2) осознание того, что существующие формы представительной многопартийной демократии недостаточны, чтобы бороться с эксцессами капитализма, то есть что демократия должна быть изобретена заново. Это приводит нас к наиболее важному моменту протестов на Уолл-стрит: как распространить демократию за пределы формы многопартийного государства, которое очевидно бессильно, когда сталкивается с разрушительными последствиями экономической жизни? Есть ли имя у такого переизобретения демократии за пределами многопартийной представительной системы? Да: диктатура пролетариата.

    В своей недавней книге с лихо закрученным названием «Саркози: хуже, чем ожидалось/Другие: ожидайте xудшего» {65} Бадью изложил подробную аргументацию против участия в «демократическом» голосовании: даже если выборы действительно «свободные» и даже если один из кандидатов явно предпочтительнее другого (например, антирасист против анти-мигрантского популиста), надо воздержаться от голосования, поскольку сама ФОРМА многопартийных выборов, организованных государством, коррумпирована на формально-трансцендентальном уровне. Значение имеет сам акт голосования, участия в процессе, который сигнализирует принятие формы как таковой независимо от конкретного выбора, который мы делаем. Исключение в этом общем правиле может быть лишь в том редком случае, когда соперничество кандидатов подспудно разрушает саму форму голосования. То есть следует помнить круговой парадокс, которым поддерживается «свободное голосование» в наших демократических обществах: во время демократического голосования мы свободны выбирать при условии, что мы делаем правильный выбор - именно поэтому, когда выбор неправильный (как это было с ирландским голосованием против конституции ЕС, или когда греческий премьер-министр еще только предложил референдум), он трактуется как ошибка, и истеблишмент немедленно навязывает повторные выборы, чтобы дать стране шанс исправить свою ошибку и сделать правильный выбор (или, в случае Греции, само предложение референдума отвергается как ложный выбор).

    Именно поэтому не нужно бояться сделать единственно верный вывод из того неудобного для либеральных демократов факта, что египетская весна закончилась (на данный момент, но исход борьбы еще не предрешен) победой на выборах исламистов, роль которых во время протестов против Мубарака была незначительной: «свободные выборы» или подлинно освободительное восстание - тут надо выбрать что-то одно. Как сказал бы Руссо, именно толпа на площади Тахрир, пусть и не образуя большинство математически, воплощала подлинную volont generale - и, в случае «Оккупай Уолл-стрит», именно небольшая толпа в парке Цукотти действительно представляла собой «99 процентов» и была права в своем недоверии к существующей демократии.

    Конечно, тут остается проблема, как институционализировать коллективное принятие решений за рамками многопартийной демократии? Кто будет действующей силой этого переизобретения? Или, грубо говоря: кто знает, что вообще сегодня делать? Сталкиваясь с требованиями протестующих, интеллектуалы явно оказываются не в положении тех, кому полагается знать: они не могут сделать эти запросы операциональными, перевести их в предложения точных и детализированных мер, действительно реализуемых. С закатом коммунизма XX века, интеллектуалы навеки утратили роль авангарда, который знает законы истории и может вести неискушенных правильной дорогой. Люди на улице, однако, тоже не знают этого: «люди» как новая фигура «субъекта, которому полагается знать» - это миф партии, которая претендует на то, чтобы действовать от их имени, и примеров этому много, от руководящего указания Мао «учиться у крестьян» до знаменитого обращения Хайдеггера к его знакомому старому крестьянину в коротком тексте «Почему мы остаемся в провинции?» 1934 года спустя месяц после отставки с поста ректора Фрайбургского университета: «Недавно меня вторично пригласили в Берлинский университет. В таких случаях я уезжаю из города в свой уединенный домик. И слушаю, что скажут мне горы, и леса, и крестьянские усадьбы. Я иду к своему старинному, семидесятипятилетнему крестьянину. Он уже читал в газете, что меня зовут в Берлин. Что он скажет мне? Он не спеша поворачивается в мою сторону и своими ясными глазами всматривается в мои глаза, его губы плотно сжаты, он кладет мне на плечо свою верную руку и… чуть заметно покачивает головой. И это значит: безоговорочное HeT!» {66} .

    Можно только догадываться о том, что на самом деле думал старый крестьянин, - по всей вероятности, он знал, какого ответа ждал от него Хайдеггер, и вежливо сказал именно это. Таким образом, никакая мудрость простых людей не сообщит протестующим, warum bleiben wir на Уолл-стрит. Не существует Субъекта, который знает, таковым не являются ни интеллектуалы, ни простые люди. Не тупик ли это, когда слепой ведет слепого или, точнее, каждый из идущих полагает другого зрячим? Нет, потому что незнание каждого из них несимметрично: ответы у людей есть, они только не знают вопросов, на которые у них есть ответы. Джон Бергер писал о «множествах», которые оказались не с той стороны Стены (отделяющей тех, кто преуспел, от тех, кому не повезло): «Множества имеют ответы на вопросы, которые еще не были поставлены, и они способны пережить стены. Вопросы пока не задаются, потому что для этого требуются слова и понятия, которые звучат правдиво, а те, что используются для именования событий сейчас, утратили всякий смысл: Демократия, Свобода, Производительность и пр. С новыми понятиями вопросы скоро будут поставлены, поскольку история подразумевает именно такой процесс спрашивания. Скоро ли? В течение одного поколения» {67} .

    Клод Леви-Строс писал, что запрет на инцест - это не вопрос, не загадка, а ответ на вопрос, который мы не знаем. К требованиям протестующих на Уолл-стрит следует относиться так: интеллектуалам не нужно браться за них сразу как за вопросы, на которые надо взять и придумать ясные ответы, предложить программы действий. Эти требования сами суть ответы, и интеллектуалам следует предложить вопросы на эти ответы. Ситуация тут как в психоанализе, если пациент знает ответ (его симптомы и есть ответ), но он не знает вопрос, то сформулировать вопрос - задача психоаналитика. Только в такой упорной работе сможет возникнуть и программа движения.

    В давно почившей Германской Демократической Республике ходил такой анекдот. Немецкому рабочему предложили работу в Сибири. Понимая, что почта будет просматриваться цензорами, он предупредил друзей: «Давайте договоримся об условном знаке: если вы получите от меня письмо, написанное обычными синими чернилами, в нем правда. Если оно будет написано красными чернилами, то в нем ложь». Через месяц друзьям приходит от него первое письмо, написанное синими чернилами: «Здесь здорово: в магазинах всего навалом, еда - в изобилии, квартиры - большие и хорошо отапливаются, в кино крутят западные фильмы, много красивых девчонок, готовых к делу, - вот только красных чернил нет». Не находимся ли мы до сих пор в такой ситуации? У нас есть все свободы, которые мы хотим; единственное, чего не хватает, - это «красных чернил»: мы «чувствуем себя свободными», потому что у нас нет языка, чтобы выразить нашу несвободу. Это отсутствие красных чернил означает, что сегодня все основные понятия, которые мы используем для описания современного антагонизма - «война с терроризмом», «демократия и свобода», «права человека» и т. д., - являются ложными, мистифицирующими наше восприятие ситуации, вместо того чтобы позволять думать над ней. Наша задача сегодня - дать протестующим красные чернила.

    Из книги Иосиф Бродский. Большая книга интервью автора Полухина Валентина

    МОРТОН-СТРИТ, 44 Божена ШеллкроссИз книги "Reszty nie Tizeba", Кативице, 1993 годМортон-стрит расположена на задах улиц Кристофер и Бликер. Начинаясь в шумной Вест-Виллидж, она достигает берега Гудзона. Иосиф Бродский живет на Мортон-стрит с 1977 года. На улице снег и непогода, а здесь -

    Из книги Дом с привидениями автора Бушков Александр

    3. Московский оголец на Бейкер-стрит А теперь настало время поговорить о самом шумном, самом приметном и самом специфическом представителе племени российских олигархов - Борисе Абрамовиче Березовском. Коего иные впечатлительные люди готовы считать едва ли не демоном, а

    Из книги Империализм доллара в Западной Европе автора Леонтьев А.

    3. Уолл-стрит по стопам Гитлера Как только гитлеровская Германия подписала себе и своим союзникам по «оси» смертный приговор разбойничьим нападением на Советский Союз, представители американских монополистических кругов открыто провозгласили курс на установление

    Из книги Итоги № 25 (2012) автора Итоги Журнал

    7. Механика закабаления Западной Европы Уолл-стритом Закон от 3 апреля 1948 г., так называемые «двусторонние соглашения» и, наконец, практика осуществления американской «помощи» в достаточной степени раскрыли тот механизм, при помощи которого американские монополии

    Из книги Итоги № 44 (2012) автора Итоги Журнал

    Кабаре-оккупай / Искусство и культура / Театр Кабаре-оккупай / Искусство и культура / Театр Кирилл Серебренников повязал Михаилу Булгакову шикарную белую ленточку Когда после спектакля я перебирала в голове эпитеты, подбирая тот

    Из книги Газета Завтра 995 (52 2012) автора Завтра Газета

    Уолл-стрит рулит / Дело / Капитал / Загранштучки Уолл-стрит рулит / Дело / Капитал / Загранштучки Американский фондовый индекс S&P 500 впервые за 17 лет принес наибольшую доходность среди самых популярных инструментов для инвестиций по всему миру. С

    Стрит-арт и мораль Алексей Касмынин 20 марта 2014 0 Культура Общество Выставка художника, которого прозвали «Русским Бэнкси» У Московского Музея cовременного искусства на Гоголевском бульваре висят афиши, расчерченные чёрной краской из баллончика. "Тег" или

    Из книги Тайная история американской империи [Экономические убийцы и правда о глобальной коррупции] автора Перкинс Джон М

    6 мая и Оккупай Абай 1 мая в Москве и других городах прошли традиционные демонстрации, приуроченные ко Дню труда. Наряду с массовыми демонстрациями, организованными официальными профсоюзами и партией власти, состоялись акции левых сил. Сюрпризом стало шествие,

    Из книги Тысяча миль в поисках души автора Стрельников Борис Георгиевич

    60 Финансовый рычаг для воздействия на Уолл-стрит Содружество организаций MoveOn привлекает к политике простых американцев, не имеющих возможности участвовать в политической жизни. Все мы, а нас 3,3 миллиона по всей Америке - от плотников и неработающих матерей,

    Из книги Христос родился в Крыму. Там же умерла Богородица. [Святой Грааль – это Колыбель Иисуса, долго хранившаяся в Крыму. Король Артур – это отражение Христ автора Носовский Глеб Владимирович

    «Коричневые» с 33-й стрит По тротуару топали фашисты. Человек двадцать. Колонной по четыре в ряд. Коричневые гимнастерки со свастикой на рукавах были перетянуты портупеями. Икры ног облегали блестящие кожаные краги.Был жаркий летний день. Фашист в первой шеренге на ходу

    Из книги автора

    8. Неистовое постановление сената о Коммоде-Христе В целом мы описали соответствие между императорами Коммодом и Андроником-Христом. На этом можно было и завершить данную главу. Но мы не смогли пройти мимо яркого сюжета, хорошо раскрывающего мятежную атмосферу

    Захвати Уолл-Стрит (англ. Occupy Wall Street) - акция гражданского протеста в американском городе Нью-Йорк, проходящая начиная с 17 сентября 2011 года по настоящее время. Цель участников акции - длительный захват улицы Уолл-Стрит в финансовом центре Нью-Йорка с целью привлечения общественного внимания к преступлениям финансовой элиты и призыв к структурным изменениям в экономике.

    По последним данным, полиция Нью-Йорка арестовала более 700 человек, перекрывших движение на Бруклинском мосту во время акции протеста против «финансового терроризма» в США. Ранее сообщалось о 500 арестованных. Аресты начались после того, как демонстранты заблокировали движение на мосту со стороны Манхэттена. Ранее участники акции разбили палаточный городок на Уолл-стрит, в котором оставались около двух недель.

    (Всего 30 фото)

    1. Участники движения «Захвати Уолл-стрит» идут маршем в направлении Нью-Йоркской фондовой биржи на Манхэттене в Нью-Йорке, 26 сентября 2011 года. (AP Photo/Louis Lanzano)

    2. Участники движения «Захвати Уолл-стрит» держат транспаранты во время марша в Нью-Йорке, 17 сентября 2011 года. Надписи на транспарантах: "Остановим Коррупцию", "Я не могу себе позволить лоббирование. Я принадлежу к 99-ти процентам." В течение двух последних недель разочарованные американцы выступали против и социального неравенства и корпоративной алчности на улице Уолл-стрит. (CC BY SA Carwil Bjork-James)

    3. Нью-йоркский полицейский стоит возле заграждения, окружающего бронзовую статую «Атакующий бык», которая символизирует Уолл-стрит и финансовый район Нью-Йорка, 17 сентября 2011 года. (CC BY David Shankbone)

    4. Служащие идут по тротуару в толпе людей, которые протестуют против существующей экономической системы, в финансовом районе Нью-Йорка, 19 сентября 2011 года. Активисты движения "Захвати Уолл-Стрит" выражают свое недовольство растущим в обществе социальным неравенством, высоким уровнем безработицы, а также тем, что политики прежде всего помогают корпорациям (Michael Nagle/Getty Images)

    5. Участник движения «Захвати Уолл-стрит» в маске Гая Фокса держит транспарантс надписью: "1-процентная верхушка, почему вы не платите налоги?!". Снимок сделан в финансовом районе Нью-Йорка, 17 сентября 2011 года. (CC BY SA Carwil Bjork-James)

    6. Полицейские установили заграждения, когда люди, выступающие против действующей экономической системы, наводнили улицы и тротуары финансового района города Нью-Йорка, 19 сентября 2011 года. (Michael Nagle/Getty Images)

    7. Нью-йоркские полицейские натягивают сетку, чтобы перекрыть путь участникам движения «Захвати Уолл-стрит» и любопытным прохожим, 25 сентября 2011 года. (CC BY Paul Weiskel)

    8. Служащие идут на работу в толпе людей, выступающих против действующей экономической системы, в Нью-Йорке, 19 сентября 2011 года. Демонстранты организовали акцию по примеру арабских "революций через социальные сети", выдвинули лозунг "Капитализм не работает!" и обвинили банки в несправедливых кредитах и ипотечных займах. (Michael Nagle/Getty Images)

    9. Бизнесмены смотрят на демонстрантов, выступающих против корпоративной алчности, на улице Уолл-стрит в Нью-Йорке, 26 сентября 2011 года. (Spencer Platt/Getty Images)

    10. Полиция задерживает участника движения «Захвати Уолл-стрит» во время марша в Нью-Йорке, 25 сентября 2011 года. По последним данным, полиция Нью-Йорка арестовала более 700 человек, перекрывших движение на Бруклинском мосту во время акции протеста против "финансового терроризма" в США. Ранее сообщалось о 500 арестованных. (CC BY Paul Weiskel)

    11. Полиция задерживает девушку во время марша участников движения «Захвати Уолл-стрит» в Нью-Йорке, 25 сентября 2011 года. Аресты начались после того, как демонстранты заблокировали движение на мосту со стороны Манхэттена. (CC BY Paul Weiskel)

    12. Демонстранты, выступающие против корпоративной алчности, идут маршем из парка Zucotti Рark на улицу Уолл-стрит в Нью-Йорке, 20 сентября 2011 года. Надписи на плакатах: "Пришло время сердечного приступа жирных котов", "Кастрируем Золотого Тельца". (AP Photo/John Minchillo)

    13. Участники акции протеста «Захвати Уолл-стрит» сидят у ноутбуков в финансовом районе Нью-Йорка, 20 сентября 2011 года. У акции до настоящего времени не существует ярко выраженного лидера, тем не менее мысль о подобном протесте родилась в группе Adbusters, некоммерческой организации, известной своей анти-капиталистической и анти-консумеристической позицией. Активную поддержку оказывают хактивисты «Анонимы». (CC BY Paul Weiskel)

    14. Журналистка российского телеканала «RTV International» берет интервью у участников движения «Захвати Уолл-стрит», которые расположились лагерем в финансовом районе Нью-Йорка, 20 сентября 2011 года. (CC BY Paul Weiskel)

    15. Бывший губернатор Нью-Йорка Дэвид Паттерсон (в центре) беседует с участниками акции протеста «Захвати Уолл-стрит» в парке Zucotti Park в финансовом районе Нью-Йорка, 29 сентября 2011 года. (Reuters/Lucas Jackson)

    16. Транспаранты с лозунгами лежат на тротуаре в Зуккоти-парке в Нью-Йорке, где собрались демонстранты, выступающие против действующей экономической системы, 19 сентября 2011 года. (Michael Nagle/Getty Images)

    17. Журналистка записывает репортаж на фоне участников акции протеста «Захвати Уолл-стрит» в Нью-Йорке, 19 сентября 2011 года. (CC BY Paul Weiskel)

    18. Демонстранты призывают оккупировать Уолл-стрит в Нью-Йорке, 17 сентября 2011 года. (AP Photo/Frank Franklin II)

    19. 30 сентября 2011 года участники движения прошли маршем возле штаб-квартиры нью-йоркской полиции. Около 1000 человек несли транспаранты с критикой действий правоохранительных органов. Акция протеста состоялась после того, как во время одной из демонстраций полицейские брызнули слезоточивым газом в четырех женщин. На фото: Участник движения «Захвати Уолл-стрит» говорит с нью-йоркскими полицейскими, 17 сентября 2011 года. (CC BY SA Mike Fleshman)

    20. Философ Корнел Уэст (в центре) беседует с участниками акции протеста «Захвати Уолл-стрит» в парке Zucotti Park возле финансового района в Нью-Йорке, 29 сентября 2011 года. (Reuters/Lucas Jackson)

    21. Демонстрантка стоит с транспарантом на котором написано: "Никто не порабощён так безнадёжно, как те, кто ложно думают, что они свободны. Гете", 28 сентября 2011 года. (CC BY David Shankbone)

    22. Участник движения «Захвати Уолл-стрит» спит под клеенкой в парке Zuccotti Park рядом с финансовым районом Нью-Йорка, 29 сентября 2011 года. Ожидается, что демонстранты будут оставаться в палаточном городке в Зукотти-парке всю зиму. (Reuters/Lucas Jackson)

    23. Люди проходят мимо участников движения «Захвати Уолл-стрит», которые спят в парке Zuccotti Park рядом с улицей Уолл-стрит, 27 сентября 2011 года. (Reuters/Brendan McDermid)

    24. Крис Паризи (в центре) стоит с транспарантом в парке Zucotti Park во время демонстрации, устроенной участниками движения «Захвати Уолл-стрит», в финансовом районе Нью-Йорка, 29 сентября 2011 года. (Reuters/Lucas Jackson)

    25. Демонстранты, выступающие против корпоративных прибылей, идут маршем по улице Уолл-стрит в финансовом районе Нью-Йорка, 26 сентября 2011 года. (Spencer Platt/Getty Images)

    26. Полицейские уносят участника марша, организованного движением «Захвати Уолл-стрит», в Нью-Йорке, 24 сентября 2011 года. 1 октября 2011 года полиция арестовала более 700 демонстрантов, участников движения Захвати Уолл-Стрит, которые запрудили проезжую часть в попытке пересечь Бруклинский мост (AP Photo/Tina Fineberg)

    27. Участник движения «Захвати Уолл-стрит» стоит с транспарантом и американским флагом в городе Нью-Йорке, 26 сентября 2011 года. (CC BY Sasha Kimel)

    28. Ник Галлоро из Беркли держит транспарант во время митинга против банковских учреждений в рамках кампании «Захвати Уолл-стрит» в Сан-Франциско, Калифорния, 29 сентября 2011 года. (Reuters/Stephen Lam)

    29. Служащая компании «Charles Schwab» (справа) не пускает группу демонстрантов у дверей во время митинга против банковских учреждений в рамках кампании «Захвати Уолл-стрит» в Сан-Франциско, Калифорния, 29 сентября 2011 года. (Reuters/Stephen Lam)

    30. Полиция задерживает группу демонстрантов в банковском центре «Chase» во время митинга против банковских учреждений в рамках кампании «Захвати Уолл-стрит» в Сан-Франциско, Калифорния, 29 сентября 2011 года. Впоследствии демонстранты были отпущены. (Reuters/Stephen Lam)

    » Occupy Wall Street.! » Что за этим стоит?

    Движение «Occupy Wall Street » все больше приковывает к себе внимание, становится все более значимым, все больше материалов о нем появляется в масс-медиа. При этом авторы часто расплываются по теме, концентрируют свое и читателя внимание на мелочах, упуская суть. Говорят, мол это молодежь фрондирует -все мы были еще недавно молодыми. У них нет работы — вот и недовольны. А так безобидная молодежь,забавляются, выпивают, слушают музыку, целуются и не только. .Не понимают что делают. В общем мелочь
    То что это сборище идиотов — сомнений нет. «Оккупируем Уолл Стрит — это тоже, как если бы кучка больных начала громить в отместку аптеки и больницы, отбирать у них их аппаратуру, призывать их закрыть- тех единственных, кто их способен вылечить.
    То что «Дети шалят» …Вот и это совсем не так. Проведенные исследования и опросы показали,что большинство «Оккупантов» работают, но не удовлетворены качеством своей работой и заработком. Одним словом из тех кто ищет работу, не связанную с таковой. При это, как выяснилось при опросах 30% «Оккупантов» готовы к насильным действиям. Похоже, этим и кончится.
    Опыт показывает,что за спиной молодых полезных идиотов всегда стоят те которые на гребне, вроде, «прогрессивного движения» , ими самими созданного, пришли к власти, использовав его как троянского коня: В «арабской весне» в Египте -«Братья мусульмане», в Ливии — Аль Кайда, за спиной «Наших» — Путин итд.

    У детективов есть основное положение: » Ищи кому это выгодно ….»
    Суть,определяющая наше отношение к движению «Оккупанты Уолл Стрит » , если взять вопрос, что называется быка за рога, в ответе на 2 ключевых проблемных вопроса:
    1 Полезно или вредно это Америке?
    2 Полезно или вредно это нам евреям?
    Ответ на эти ключевые проблемные основные вопросы в свою очередь зависит от рассмотрения ряда других более частных и казалось бы далеких от данной проблемы вопросов

    1.Почему это возникло?
    ————————————
    Движение недовольства, в основном молодежи,сегодня закономерно.На нашей планете и в частности в США сегодня многое не так как должно быть. Кризисы, рост числа обездоленных, бедных, национальные проблемы, безработица,отсутствие разумной цели в жизне, крах религии породили вакуум в материальной и духовной жизне общества в целом и у отдельного человека в частности.
    А согласно физиологической природе человека легче всего заполнять возникший вакуум и недовольствие — элементарной силой и агрессией, которые легко осуществимы и понятны всем, не требуют общего развития человека, огранки и шлифовки — у всех есть мускулы и глотка. «Долой буржуев» — лозунг нам знакомый и много напоминающий… Заполнить вакуум разумом, добром, миром, куда- куда сложнее — не у всех есть мозги и цивилизация. Да и Зло и Зависть штука многоликая — бывает и у умных и у дураков, и у богатых и бедных, у стоящих по иерархии выше и ниже.Человек одно из самых агрессивных существ на земле, а неопытная, не познавшая жизнь молодежь прежде всего,и проще всех подается зомбированию и феномену толпы

    2.Социализм или капитализм?
    ——————————————
    Частная собственность или государственная, социализм или капитализм?
    В основе Капитализма лежит Природа человека, его психология и менталитет.Это видно уже у маленьких детей которые первое что кричат- «Это мое!» Это базовый принцип даже высоко организованных животных.
    Социализм — придуманый сказочный общественно-политический и экономический строй, основанный на принципах равенства возможностей людей и их прав,а так же государственного регулирования экономики, приоритета общественной собственности. Это красивая, но полностью оторванная от реальности сказка., поскольку полностью противоречит природе человека основой которой является -Это мое, иерархия, агрессивность и др.
    Если что то общее для всех есть при социализме – то это бедность. Даже энтузиазм при социализме голый. При социализме человек ничего не имеет и хочет это раэделить с другими. .
    Социализм неизбежно переходит в охлократию, а затем в диктатуру и тоталитаризм
    Все это отчетливо было видно даже в социалистическом СССР: в колхозе разруха и пусто — на личном приусадебном участке порядок и всего полно. Основной инструмент государства СССР- сила аппарата устрашения, концентрационные лагеря, ссылки …
    Поэтому, основной лозунг «Оккупантов Уолл — стрита»:Долой буржуев! Отберем и разделим! Долой капитализм! Даешь социализм! — насквозь порочный, что хорошо понятно выхоцам из СССР.
    Этот лозунг придумали не «Оккупанты» .
    Это сегодня в США основнолй лозунг Б.Обамы и его сторонников.

    3 Б.Обама укрепляет или разлогает США?
    —————————————————————
    Этот вопрос даже не требует обсуждения.Он и так ясен. За 3 года правления Б.Обамы Америка несказанно ослабла и одряхлела. Долг страны вырос фантастически — до 15 триллионов долларов, Инфляция наростает, цена на золото прднялась в 10 раз: была недавно 200 за унцию, сегодня подходит к 2 000.
    Учитываемая безработица — официално 9 ,1% , реально 17 % .
    Войны в Ираке и Афганистане проиграны. Солдаты бесславно возвращаются домой.
    Медицинское обслуживание населения и образование, как в школах,так и в Колледжах и Университетах, с каждым днем ухудшается. Социальное обеспечение наших стариков рушится на глазах. Строительство новых домов заморожено,старые все больше на фолкложере. Все производство перенесено в Китай, Индию, Африку и др. Сами США почти ничего не производят Мораль в стране деградирует, семьи рушатся, зато резко увеличивается число жен мужского пола, что стало легальным итд
    Число белых жителей США с каждым годом уменьшается,а число иммигрантов легальных и не легальных растет. Черных, латинос, азиатов, исламистов в 2030 — 2040 гг будет уже больше чем выходцев из Европы, евреев, русских и др. Это кореным образом изменит лицо Америки, возможно, приведет к распаду США на 3 части.

    4 Будет Б.Обама президентом на 1 или 2 срока?
    ———————————————————————-
    Хотя республиканцы все время говорят о падении рейтинга Обамы, ясного ответа на этот вопрос сегодня нет. Сторонники Обамы, если и уменьшаются по сравнению с 2008 г, то не намного.На первый взгляд это странно при коллапсе Америки по всем фронтам. Но обясняется это тем, что националный вопрос очень силен в США — все делятся на афро- американцев, латинос, евреев, азиатов, исламистов и др.У всех своя «комюнити». Большинство таких жителей США сидят на 2 стульях — тело и карман в США, а душа и любовь далеко на родине, Они голосуют в большинстве за Обаму,поскольку он за социализм и халяву, обеспечивает иммигрантов пособиями, прикрывает нелегальных иммигрантов, способствует их легализации.поддерживает леваков даже крайнего толка.
    В целом таких «американцeв » уже сегодня уже около 50% населения США
    Вот Обама и имеет практически непрбиваемые 46% электората и сегодня бьет практически всех республиканских кандидатов или с одним или двумя из них примерно на равных. Его задача добрать еще 5%-7% голосов и он будет практически непробиваем сегодня. Эти 5 -7 % голосов могут дать «Оккупанты»

    5 Американские евреи, Израиль и «Оккупанты»
    ——————————————————————-
    «Оккупанты Уолл — Стрит » все больше и больше сдвигаются в сторону антисемитизма и антиизраилизма. И название движения и его основные цели с самого начала были вызваны антисемитскими представлениями, что Уолл Стрит — это еврейская вотчина, что евреи — богатеи, буржуи прибрали страну в свои лапы, что они угнетатели,отобравшие Израиль у бедных палестинцев.
    Это мракобесие все больше эксплуатируется «Оккупантами» . Посмотрите только на лозунги которые они несут все больше и больше, на клипы которые они выставляют в интернете.Вот некоторые примеры которые приводит MIGnews:
    В клипе один из молодых демонстрантов спорит со старым евреем в ермолке. Молодой человек говорит: «Я работаю, заработываю семь долларов в час. У вас есть деньги. Вы из Израиля? Возвращайтесь в своей Израиль».
    Другой афро-американец из числа протестующих,в транспоранте обвиняет евреев в захвате Америки. «Самая маленькая группа в Америке управляет деньгами, средствами массовой информации и всеми другими вещами. На всем отпечатки пальцев еврейских банкиров. Я против евреев, которые грабят Америку.»
    Среди плакатов, которые можно увидеть в рядах протестующих, есть, например, такие — «Газа поддерживает оккупацию Уолл-стрит», » Евреи Банкиры Гитлера» . Был лозунг, призывавший зайти в Google и набрать следующие слова:» Скинем Уолл-Стрит евреев, еврейских миллиардеров, евреиский Федеральный резервный банк» итд, итд.

    Если подумать о, разрозненных на первый взгляд, фактах,приведенных выше, становится ясно кому выгодны и нужны сегодня «оккупанты Уолл — Стрит «, а кому они вредны.
    1. Они нужны тем кто хочет разрушить сегодняшнюю Америку. сделать ее социалистическим государством, в котором будет управлять сегодняшние меньшинства в США из Африики, Латинской Америки, Ближнего востока, Азии
    2 .Они нужны антисемитам, врагам Израиля и евреям
    3. Они нужны Б. Обаме и тем кто стоит за ним
    Всем остальным они только вредны: И патриотам Америки, и сторонникам частной собственности,
    и нам евреям. и вообще всем порядочным людям,кто хочет мира и процветания на земле.

    Вот из этих основополагающих положений и надо исходить в оценке движения «Оккупанты Уолл Стрит», Это серьезно. Сто лет назад в одной стране лозунг «Долой буржуев» уже привел к катастрофическим последствиям для всего мира, которые по сей день невозможно расхлебать.

    Движение «Захвати Уолл-стрит» анонсировало свою вторую годовщину «твитами», гласившими «мы возвращаемся домой». Под «домом» активисты имели ввиду сквер Зукотти в нижнем Манхэттене, где два года назад они разбили палаточный лагерь, ставший колыбелью и на пару месяцев символом движения. Сегодня, два года спустя, городские власти заблаговременно обнесли сквер Зукотти, который демонстранты окрестили «площадью Свободы», металлическими барьерами. Но дело даже не в превентивных действиях полиции: желающих вернуться «домой» оказалось не так уж много. Если два года назад против «коррупции и жадности» корпораций протестовали тысячи, сегодня на нижний Бродвей вышло не более пары сотен человек.

    Критики указывают, что движение «Захвати Уолл-стрит» так и не выдвинуло четких требований, не сформировало политической программы и не предъявило средствам массовой информации фотогеничных и эрудированных лидеров, которые могли бы эти требования и программу доступно объяснить массам. Однако сами активисты считают, что как раз в этом заключалась его сила: невозможность поместить «Захвати Уолл-стрит» в заранее определенные рамки сделала движение непредсказуемым и неуправляемым. Именно предвкушение неизвестного, перспектива выхода «за флажки» влекли неудовлетворенных реальностью идеалистов на баррикады.

    И именно это сделало движение опасным в глазах властей. Один за другим лагеря «захватчиков» в разных городах были разогнаны, зачастую с использованием грубой силы, в рамках, как теперь стало известно, скоординированной федеральной программы.

    «Годовщины по своей природе существуют в заранее определенных рамках, – написала в интернет-издании Salon Наташа Леннард, освещавшая «Захвати Уолл-стрит» с самого начала. – Годовщины революций и знаковых событий инакомыслия исторически служат инструментами нейтрализации тех самых бунтарских импульсов, которые изначально породили эти события».
    Именно в силу предсказуемости и ритуальности «юбилейных дат» посвященные им акции по определению лишены спонтанной энергии, которая вдохновляла и подпитывала участников движения два года назад.

    И все же, говорить о том, что движение «Захвати Уолл-стрит» растворилось, оставив лишь ностальгические воспоминания у его участников, нельзя. Придуманный движением ярлык «99 процентов» прочно вошел в обиход как политиков, так и обывателей. Никуда не делось и само явление, на которое указывает этот ярлык: проблема социально-экономического неравенства.
    На долю пресловутого 1-го процента (домохозяйств с доходом в 394 тысячи долларов в год) в прошлом году пришлось 20% доходов, заработанных в США. Как сообщил во вторник журнал Forbes, за пять лет, прошедших после финансового кризиса, сверхбогачи вернули себе богатство, потерянное во время рецессии, и установили новый рекорд. Совокупный объем состояния 400 богатейших людей Америки теперь оценивается в 2,02 триллиона долларов, что примерно равно годовому объему валового внутреннего продукта России. В то же время уровень бедности в США за тот же период не изменился: по данным Бюро переписи населения, 46 с половиной миллионов американцев, или 15% населения, живут ниже черты бедности.

    Во многом благодаря движению «Захвати Уолл-стрит» сегодня национальные дебаты о государственном долге и сокращении бюджета не обходятся без упоминания расширяющейся пропасти между богатыми и бедными и коррупции финансовых кругов. Мэр города Ричмонд, в штате Калифорния, Гэйл Маклафлин, участвовавшая в акциях «Захвати Уолл-стрит», сегодня стоит во главе инициативы, вынуждающей банки вступать в переговоры с домовладельцами, оказавшимися в результате финансового кризиса не в состоянии оплачивать ипотечные кредиты, вместо того, чтобы без разговоров отчуждать у них собственность. Элизабет Уоррен, поддерживавшая движение «Захвати Уолл-стрит», сегодня избрана в Сенат США, где она занимает видное место в Банковском комитете, регулирующем финансовые институты. В Нью-Йорке «общественный омбудсмен» Билл де Блазио, заявивший в интервью, что он не стал бы отдавать приказ о разгоне лагеря «Захвати Уолл-стрит» в парке Зукотти, сегодня является ведущим кандидатом на пост мэра города.

    Движение «Захвати Уолл-стрит» мутировало в различные низовые иницииативы и, лишившись физического присутствия в нижнем Манхэттене, как говорят активисты, «существует в диаспоре». Активисты движения, организовавшие бригады добровольцев для устранения последствий урагана «Сэнди» в прошлом году, заслужили неохотной похвалы даже от нью-йоркских властей. Они физически «защищают» домовладельцев, у которых банки грозят отобрать жилье из-за неспособности выплачивать ипотеку. Они выкупают у банков долговые обязательства и тем самым освобождают от необходимости их выплачивать тех, кто не может себе этого позволить. Они работают над созданием альтернативного банка, или «денежного кооператива», который должен предоставлять финансовые услуги по себестоимости. Все это происходит вдали от телевизионных камер.

    И некоторые из них все еще отмечают годовщины, устраивая остроумные шествия.

    Акция «Захвати Уолл-Стрит» длится уже семь недель, причем, демонстрации давно вышли за пределы Уолл-Стрит и даже за пределы США.

    В нескольких городах случились стычки между демонстрантами и полицией, в основном, в Окленде, штат Калифорния.

    В Нью-Йорке арестованы первые демонстранты, суд над которыми состоялся в конце прошлой недели. Тем временем, демонстрантам оказывается финансовая поддержка.

    Протестующие смогли собрать более полумиллиона долларов и теперь пытаются направить эти средства в нужное русло.

    1. Демонстранты движения «Захвати Окленд» на тракторах с грузовыми контейнерами в порту города. Им удалось закрыть пятый самый оживленный порт США во время дня протестов нон-стоп. (AP Photo, Kent Porter, Santa Rosa Press Democrat)

    2. Демонстранты акции «Захвати Окленд» идут по порту города. Тысяч протестующих вышли на улицы Окленда во время акций протестов, забастовок и демонстраций, направленных на укрепление движения и закрытие коммерческих предприятий. (AP Photo/Noah Berger)

    3. Эту футболку Сара Роби расписала после того, как узнала, что правительство согласилось не вводить комендантский час в Нэшвилле, штат Теннеси. Демонстранты Нэшвилля готовы к арестам. Они говорят, что спокойной пойдут в суд, если их арестуют. Надпись на футболке: «Люди имеют право мирно собираться и подавать петицию правительству». (AP Photo/The Tennessean, John Partipilo)

    4. Кажется, на демонстрацию пошли даже снеговики. Фото сделано у входа в лагерь демонстрантов в Портленде, штат Мэн. (AP Photo/Robert F. Bukaty)

    5. Демонстранты акции «Захвати Нэшвилль» на Законодательной площади. (AP Photo/Mark Humphrey)

    6. Демонстранты акции «Захвати Лондонскую биржу» у входа в собор святого Павла. Надпись на табличках слева направо: «Заберите меня в Гаагу», «Верь мне, я банкир», «Верь ему, он банкир». (Ben Stansall/AFP/Getty Images)

    7. Марш демонстрантов «Захвати Уолл-Стрит» в знак солидарности с демонстрантами в Окленде. (AP Photo/John Minchillo)

    8. Активисты Коммунистического социалистического центра объединения Индии с плакатами на акции протеста против США в поддержку движения «Захвати Уолл-Стрит» в индийском городе Ахмедабад. (Reuters/Amit Dave)

    9. Манекен в костюме банкира висит на улице в рамках движения «Захвати Уолл-Стрит» над рисунками художника, известного как Above, в районе Уайнвуд, Майями. Надпись на стене гласит: «Дайте банкиру с Уолл-Стрит достаточно веревки, и он повесится». (AP Photo/Lynne Sladky)

    10. Демонстранты движения «Захвати Берлин» протестуют против финансовой системы в центре столицы. Надпись на красном баннере: «Кризис поколения». (AP Photo/Markus Schreiber)

    11. Несколько полицейских сопровождают арестованного демонстранта, которому распылили в лицо перечным газом, в центре города Тулса, штат Оклахома. Полиция предупредила, что демонстранты нарушают комендантский час и дала шанс уйти, прежде чем предпринимать силовые меры. (AP Photo/The Tulsa World, Jeff Lautenberger)

    12. Группа демонстрантов скандирует в вестибюле Университета Пенсильвании после марша от мэрии в Филадельфии. (AP Photo/Alex Brandon)

    13. Демонстранты движения «Захвати Фили», прошедшие маршем от городской мэрии, пытаются войти в здание в Филадельфии. (AP Photo/Matt Rourke)

    14. Демонстранты движения «Захвати Уолл-Стрит» на Таймс-Сквер в Нью-Йорке. Около 400 демонстрантов отнесли 7 тысяч писем с жалобами в офисы банков, обвиняя их в корпоративной алчности. (AP Photo/John Minchillo)

    15. 27-летний ветеран Джошуа Шепард (слева) из Сан-Франциско и 27-летний ветеран Кайл Куигли из Гаррисбурга лидируют в марше военных ветеранов мимо Нью-йоркской биржи в поддержку акции «Захвати Уолл-Стрит». (AP Photo/Bebeto Matthews)

    16. Молодой человек с плакатом с фотографией Мартина Лютера Кинга в центре Лос-Анджелеса. Называя себя членами 99% и требуя мира, который живет в демократии, а не в корпорократии, демонстранты разбили лагерь у мэрии города в знак солидарности с движением «Захвати Уолл-Стрит». (Frederic J. Brown/AFP/Getty Images)

    17. Полиция готовится разогнать демонстрантов акции «Захвати Мельбурн» в Австралии. Конфликт между полицией и демонстрантами разразился, когда полицейские попытались разогнать толпу из сотен протестующих, оккупировавших городскую площадь в течение недели. (Mark Dadswell/Getty Images)

    18. Демонстрант в спальном мешке, покрытом инеем, на тротуаре парка в Денвере, Колорадо. Демонстранты не ушли с улиц, даже несмотря на морозы. Некоторые пострадали от переохлаждения. (John Moore/Getty Images)

    19. Демонстранты акции «Захвати Уолл-Стрит» начали прикреплять к своим велосипедам лодочные аккумуляторы, которые они заряжали с помощью небольших генераторов, так как полиция конфисковала у них газогенераторы, ссылаясь на безопасность. (AP Photo/John Minchillo)

    20. Демонстранты акции «Захвати Мэн» греются и варят кофе в разбитом ими лагере у мэрии в Августе. (AP Photo/Robert F. Bukaty)

    21. Около сотни протестующих движения «Захвати Округ Колумбия» перекрыли дорогу, пройдя маршем по центральной дороге в Вашингтоне. (Chip Somodevilla/Getty Images)

    22. Рейд полиции Окленда на площади Франка Огавы. Поначалу правительство поддерживало демонстрантов, но затем заявило, что они нарушают закон и больше не могут ночевать на улицах. (AP Photo/Bay Area News Group, Jane Tyska)

    23. Полиция убирает демонстранта вместе с палаткой в Окленде. (AP Photo/San Francisco Chronicle, Noah Berger)

    24. Демонстранты акции «Захвати Уолл-Стрит» убегают от слезоточивого газа на 14-ой Стрит и Бродвее в Окленде. (AP Photo/Darryl Bush)

    25. Демонстранты спасаются от слезоточивого газа в Окленде. Были арестованы многие демонстранты. (AP Photo/Darryl Bush)

    26. Ветерана войны в Ираке Скотта Олсена и демонстранта движения «захвати Уолл-Стрит» уносят товарища в Окленде, Калифорния. В Олсена попала канистра со слезоточивым газом. Олсен был в критическом состоянии, но позже ему стало лучше, однако он до сих пор остается в больнице. (Kimihiro Hoshino/AFP/Getty Images)

    27. Девушка у мемориала в честь Скотта Олсена - ветерана войны в Ираке - в которого попала канистра со слезоточивым газом. (Justin Sullivan/Getty Images)

    28. Несколько из почти 200 демонстрантов акции «Захвати Форт Лодердейл» во Флориде. (AP Photo/J Pat Carter)

    29. Штурмовики против демонстрантов в лагере движения «Захвати Денвер». (John Moore/Getty Images)

    30. Палатки демонстрантов движения «Захвати Уолл-Стрит» в Зукотти-парке в Нью-Йорке. Первый снегопад стал настоящим испытанием для демонстрантов. (AP Photo/John Minchillo)

    31. Сторонники движения «Захвати Лондонскую биржу» во время массовой медитации на ступеньках собора святого Павла в Лондоне. Старший священник собора, который поддержал идею антикапиталистических демонстрантов разбить лагерь за пределами собора, ушел с поста, опасаясь, что движение может спровоцировать насилие. Другие старшие священники и политики попросили демонстрантов уйти с миром, так как собор планируют открыть для посетителей в пятницу после недельного закрытия из-за демонстраций. (AP Photo/Matt Dunham)

    32. Офицеры полиции охраняют работников корпорации «JP Morgan Chase» на Парк-Авеню в Нью-Йорке. (AP Photo/John Minchillo)

    33. 92-летний активист и музыкант Пит Сигер (справа) идет бок о бок с почти тысячей демонстрантов-сторонников акции «Захвати Уолл-Стрит» в Нью-Йорке. (AP Photo/John Minchillo)

    34. Демонстранта акции «Захвати Атланту» арестовывают после того, как он отказался покинуть парк Вудрафф. (AP Photo/David Goldman)

    35. Демонстранты сносят забор на площади Франка Огавы в Окленде. (Justin Sullivan/Getty Images)

    36. Штурмовики готовятся к разгону демонстрантов в Окленде. (Reuters/Stephen Lam)

    37. Небольшая группка агрессивно настроенной молодежи разбила окна банка «Wells Fargo» в Окленде. Тысячи демонстрантов акции «Захвати Уолл-Стрит» вышли на улицы Окленда, разрушая витрины зданий и перекрыв движение в одном из самых оживленных портов США. (AP Photo/Noah Berger)

    38. Символ анархии на входе офисного здания на Бродвее в Окленде. (AP Photo/Noah Berger)

    39. Демонстрант в противогазе снимает хаос на видеокамеру в облаке дыма от слезоточивого газа в Окленде. (Reuters/Stephen Lam)

    40. Демонстранты акции «Захвати Лондонскую биржу» маршируют перед второй территории «захвата» в Лондоне. Надпись на табличке: «Хватит - значит хватит». (Oli Scarff/Getty Images)

    41. Джин Аксникс (слева), описывающий себя как контр-демонстрант, участвует в митинге «Захвати города» в Дэвенпорте, штат Айова. (AP Photo/The Quad City Times, Jeff Cook)

    42. Демонстранты движения «Захвати Уолл-Стрит» на Бернском мосте в Портленде, Орегон. (AP Photo/Don Ryan)

    43. Диан МакИчерн со своими собаками мистером Сникерсом (слева), Сибисквитом и Раффианом (справа) в тундре рядом с Бетелем, Аляска. МакИчерн хотела принять участие в акции «Захвати Уолл-Стрит», поэтому собрала своих собак и вышла в тундру с написанным от руки знаком «Захвати тундру». (AP Photo/Courtesy of Diane McEachern)