• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Иллюстрация: Право.ru/Петр Козлов

    Треть кандидатов в судьи, которые получают одобрение квалифколлегий, не получают одобрение президентской кадровой комиссии. Год от года этот показатель растет. Такие данные озвучил Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, выступивший перед членами квалифколлегий. Он рассказал, по каким причинам чаще всего отказывают претендентам на судейские кресла уже после того, как они были одобрены самим судейским сообществом.

    Желающие стать судьями проходят несколько стадий отбора. Наибольший объем проверок приходится на квалификационные коллегии: на "внутреннюю" проверку со стороны самого судейского сообщества, однако тем, кому повезло получить добро от коллег, предстоит преодолеть еще одно препятствие - так называемый "президентский фильтр" - комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей при президенте. В последние годы именно на этом этапе отсеиваются всё больше кандидатов, которые ранее уже были рекомендованы на должности региональными квалифколлегиями.

    32% кандидатов, представленных президенту в 2017 году, не получили назначения на должности, озвучил неутешительные цифры Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров. Показатель в последние годы только ухудшается. Так, в 2015 году число непрошедших отбор составило 23% от числа рекомендованных в судьи, в 2016 году - 28%, а в первой половине текущего года - уже 37%.

    В этом процессе есть регионы-лидеры: Ингушетия, Дагестан, Чечня, Якутия. Но есть и обратные примеры: Тульская, Костромская, Рязанская, Свердловская области, где не было ни одного подобного случая, заметил Федоров.

    Почему отклоняют кандидатов

    Если говорить об основных причинах, которые обсуждаются при отклонении кандидатур, то их структура несколько изменилась.

    проходит со дня объявления вакансии судьи до его назначения. 63% этого срока занимают процедуры, которые предшествуют представлению кандидата главе государства.

    По словам представителя президентской кадровой комиссии, в 2015-2016 годах преобладали сообщения кандидатом недостоверных сведений о доходах и имуществе и вопросы, связанные с конфликтом интересов. Но в 2017 году распространение получила такая тема, как предоставление кандидатом недостоверной информации в конкурсных документах. За 2016 год таких случаев было 18%, в 2017 году - уже 23%. Наиболее часто не указываются сведения о предпринимательской деятельности родственников и сведения о привлечении кандидата и родственников к административной ответственности.

    "Бывают случаи, когда кандидат не мог располагать полной объективной информацией или неумышленно искажают сведения - это принципиально отличается от предоставления недостоверных сведений. В таких случаях при подробном обсуждении в квалифколлегии и отражении этого в протоколе мы относимся к этим вещам по-другому", - заметил Федоров.

    Из 30 документов

    в личном деле кандидата в судьи в администрацию президента в электронном виде поступает только один - это представление президента РФ о назначении судьи.

    Количество кандидатов, отклоненных в связи с конфликтом интересов, по сравнению с 2016 годом возросло на 18%.

    "Положение ст. 3 закона о статусе судей не исключает рассмотрения судьей дел в ситуации конфликта интересов. Важно, чтобы он проинформировал о таком возможном конфликте стороны процесса и это было отражено в соответствующем протоколе. В этом случае мы полагаем, что ситуация исчерпана", - пояснил Федоров.

    Кроме того, "неожиданно часто" - в 13 % случаев - одним из мотивов отклонения становится низкое качество работы кандидата.

    Квартирный вопрос и другие проблемы

    Антон Федоров рассказал о случаях необоснованных преимуществ, связанных со статусом судьи. "Таких случаев немного", - признал он.

    Один из них - жилищная тема. "С 2005 года отменены положения законодательства, которые предусматривали раннюю возможность передачи судьям жилых помещений в собственность бесплатно. В настоящее время существует единственный механизм специального обеспечения судей жильем - это предоставление служебных помещений. Отчуждение этого жилья в собственность законодательство сегодня не допускает", - подчеркнул Федоров, отметив, что подобные единичные нарушения, когда через судебные решения такое жилье обращается в собственность, имели место.

    В самом судейском сообществе рассчитывают на изменение норм законодательства, касающихся жилья для судей. Так, глава Суддепа Александр Гусев, выступавший перед членами ККС днем ранее, заявил о подготовке законопроекта, который позволит судьям приватизировать служебное жилье. "Получается, что единственной категорией госслужащих, которые обеспечены не жильем, а гостиницей, остаются судьи. Прокурорам разрешили это делать [приватизировать жилье], судьям - нет", - отмечал Гусев. По его словам, вопрос о возможности передачи жилья судье в законопроекте предлагается решать совместной комиссии ВС, Совета судей и Суддепа.

    Еще одна ситуация, на которую обратил внимание Федоров, говоря о судейских нарушениях, - обжалование за пределами сроков постановления о привлечении к административной ответственности. "В этих случаях, как правило, за рулем находился другой человек. Суд удовлетворяет жалобу судьи, виновное лицо избегает наказания. Хочу обратить ваше внимание, что жалобы иных категорий граждан в подобной ситуации не удовлетворяются", - предупредил он.

    Также проблемным для кандидатов в судьи остается и вопрос фактических брачных отношений, указал Федоров. В ходе изучения кандидатов много внимания уделяется информации об их супругах и близких родственниках, что должно обеспечить прозрачность в вопросах, актуальных для тех, кто обращается в суд, заметил он. Однако при появлении информации о незарегистрированных отношениях, информации, которой изначально не было в материалах дела кандидата, "порой выясняются вещи животрепещущие", указал представитель кадровой комиссии.

    Еще одним вопросом, который может стать проблемным для кандидатов, может быть гражданство. "Надо уделять внимание на то, чтобы у кандидатов, которые ранее проживали на территории других государств, не было второго гражданства", - заметил спикер.

    Жесткость отбора и дефицит кадров

    Собравшихся больше интересовали другие моменты - например, какие шансы получить назначение у адвоката или прокурора. Вопрос особенно актуален для регионов, которые ощущают сильный дефицит судейских кадров. Судя по ответу Антона Федорова, препятствий к этому нет, однако добиваться назначения лучше не в своем субъекте, а в соседнем: тогда вопросов к кандидату относительно конфликта интересов не будет.

    Пока у нас с вами отсутствует единая линейка, которой мы пользовались бы при отборе кандидатов на должности судей.

    Антон Федоров, начальник управления президента РФ по вопросам государственной службы и кадров

    Комиссия по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности образована в целях координации деятельности по развитию топливно-энергетического комплекса, обеспечению промышленной, энергетической и экологической безопасности и эффективного воспроизводства минерально-сырьевой базы.

    Комиссия по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров

    Основными задачами Комиссии являются подготовка предложений Президенту по совершенствованию правового и организационного обеспечения государственной службы, по выработке государственной политики в области формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров, по вопросам стратегии развития кадрового потенциала. Кроме того,

    Комиссия рассматривает предложения по совершенствованию законодательства о государственной службе, материалы по вопросам реформирования и развития государственной службы и проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам государственной службы, по выработке рекомендаций высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по совершенствованию работы с резервом управленческих кадров в субъектах Федерации и его эффективному использованию.

    В задачи Комиссии также входит рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам формирования и эффективного использования резерва управленческих кадров, по вопросам подготовки управленческих кадров, мониторинг и анализ практики применения законодательства о государственной службе, информирование Президента о положении дел в этой области и рассмотрение по поручению Президента иных вопросов, относящихся к компетенции Комиссии.

    Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами

    Комиссия по вопросам военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами образована в целях разработки для Президента Российской Федерации предложений, касающихся основных направлений государственной политики в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами.

    Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов

    Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов образована в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов.

    Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом

    Межведомственная комиссия по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, образована в целях организации управления Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и контроля за ходом её реализации.

    Комиссия по государственным наградам

    Комиссия по государственным наградам образована в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по решению вопросов награждения государственными наградами Российской Федерации и присвоения почётных званий Российской Федерации.

    Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий

    Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий образована в целях содействия реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина при исполнении Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года №1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий».

    Комиссия по вопросам гражданства

    Комиссия по вопросам гражданства образована в целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по решению вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища.

    Комиссия по вопросам кадровой политики в правоохранительных органах

    Основными задачами Комиссии являются рассмотрение представлений руководителей правоохранительных органов и подготовка предложений Президенту Российской Федерации о назначении лиц, претендующих на замещение высших должностей в правоохранительных органах, о продлении срока службы военнослужащим, сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим, замещающим высшие должности в правоохранительных органах; оценка служебной деятельности лиц, претендующих на замещение высших должностей в правоохранительных органах, и лиц, замещающих высшие должности в правоохранительных органах, их профессиональных и личностных качеств, рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения ими требований антикоррупционного законодательства; рассмотрение иных вопросов кадрового обеспечения деятельности правоохранительных органов.

    Комиссия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России

    Комиссия по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации образована в целях совершенствования деятельности по обеспечению достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации, определённых Президентом.

    Комиссия по делам ветеранов образована в целях обеспечения взаимодействия федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с осуществлением социальной защиты ветеранов.

    Комиссия по делам инвалидов является совещательным органом при Президенте Российской Федерации, образованным в целях обеспечения взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации.

    Комиссия по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС

    Комиссия по вопросам развития авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС образована в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций при формировании и реализации единой государственной политики в области авиации общего назначения и навигационно-информационных технологий на основе глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также стратегий развития и программ в указанных сферах.

    Военно-промышленная комиссия Российской Федерации

    Военно-промышленная комиссия Российской Федерации является постоянно действующим органом, образованным в целях реализации государственной политики в сфере оборонно-промышленного комплекса, военно-технического обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности.

    Общественная комиссия по определению кандидатур на присуждение Государственной премии за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности

    Общественная комиссия по определению кандидатур на присуждение Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности создаётся в целях рассмотрения и отбора кандидатур на присуждение Государственной премии за выдающиеся достижения в области правозащитной деятельности и Государственной премии за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности.

    Комитет Кудрина предложил реформировать судей

    Кадровую комиссию при президенте хотят отстранить от назначения судей

    Комитет гражданских инициатив (КГИ) бывшего вице-премьера Алексея Кудрина, юридическая компания «Пепеляев Групп» и Институт проблем правоприменения подготовили исследование о проблемах судебной системы и путях ее реформирования. Исследование (есть в распоряжении РБК) основано на опросе 255 экспертов, в том числе участников VI Петербургского международного юридического форума. Еще часть респондентов отвечали на вопросы на официальных сайтах организаций и на сайте экспертного совета при правительстве.

    Более 80% респондентов назвали главной проблемой зависимость судей от председателей судов и от органов власти.

    Причина этого кроется в самой системе назначения судей, согласились опрошенные эксперты. Сейчас все претенденты на должность судьи или председателя суда сначала проходят отбор в квалификационной коллегии судей. В случае положительного заключения коллегии их данные передаются в кадровую комиссию при президенте, которая может либо отклонить их кандидатуру, либо представить ее для назначения президенту. При слиянии Верховного суда и Высшего арбитражного суда в 2014 году многие судьи из арбитражной системы и судов областного звена не прошли отбор именно в кадровой комиссии при президенте.

    Роль кадровой комиссии в таком назначении непрозрачна, делают вывод авторы исследования. Существующий порядок «позволяет исполнительной власти оказывать существенное влияние на судебную власть через механизм переназначения председателей и заместителей председателей судов, назначения действующих судей на вышестоящие должности», - пишет один из авторов доклада Кирилл Титаев.

    Для исправления ситуации необходимо запретить кадровой комиссии при президенте выбирать судей, сочли более половины опрошенных экспертов.

    Такие же кадровые проблемы обозначались и в концепции судебной реформы 1991 года, вспоминает судья Мосгорсуда в отставке Сергей Пашин. По его словам, в кадровую комиссию при президенте преимущественно входят представители силовых ведомств. «Они ведут целенаправленный отбор послушных судей, которые будут выносить удобные решения», - говорит судья в отставке.

    Полностью упразднять кадровую комиссию не стоит, нужно лишь изменить ее состав - ввести в нее правозащитников и адвокатов, полагает Пашин. Сейчас руководителем комиссии является председатель ВС Вячеслав Лебедев. Она состоит из 15 человек, среди которых советники и помощники президента, замгенпрокурора Виктор Гринь, замминистра МВД Михаил Ваничкин и первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов, а также председатель Совета по правам человека Михаил Федотов и член Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена.

    Источник РБК в судебном сообществе считает, что кадровая комиссия в последнее время действительно ужесточила требования к судьям. «Некорректно говорить, что именно в этом кроется корень зла», - считает собеседник РБК. Многие кандидаты не получают рекомендацию по объективным причинам, которые вскрываются как раз после проверок кадровой комиссии. При этом недовольство работой кадровой комиссии есть и в судебном сообществе, говорит он.

    Зависимость судей - не единственная проблема, которую отметили респонденты. 83% опрошенных считают, что судьи сильно загружены работой. Для их разгрузки необходимо увеличить штат судей и работников аппаратов, предложили более половины респондентов.

    Более 73% респондентов согласились с предложением ограничить полномочия председателей одним сроком длительностью три года. А более половины опрошенных сочли, что перед назначением на должность судьи должны получить опыт работы за пределами судебной системы. В последние годы, по данным авторов исследования, судейский корпус почти полностью пополнялся из сотрудников аппаратов судов и бывших работников прокуратуры. Еще 70% опрошенных назвали недостатком системы «предсказуемость судебного процесса».

    «Мы не знакомы с результатами данного исследования и в этой связи не можем объективно оценить его фундаментальность», - сообщил РБК руководитель пресс-службы Верховного суда Павел Одинцов.

    Получить хоть сколько-то объективный результат, не опрашивая действующих специалистов из судебной сферы, достаточно сложно, особенно когда речь идет о такой категории, как «качественные исследования», обратил внимание Одинцов. «Если взять экспертное интервью у проигравшего арбитражный процесс адвоката или группы адвокатов, экс-судьи, отправленного в отставку из-за служебного несоответствия, следователя, дело которого развалилось при рассмотрении в суде, вряд ли оценка будет объективной. Если изначально настаивать на том, что судьи зависят от председателей, а секретари судебных заседаний на всю жизнь ангажированы и профессионально деформированы, результат исследования тоже будет предсказуемым. Одним словом, при составлении технического задания исследования крайне важно понимать, какова мотивация и целеполагание исследователей», - сказал Одинцов.

    Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов

    Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов - консультативный орган при Президенте Российской Федерации по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов.

    Положение о Комиссии утверждено Указом Президента РФ от 4 октября 2001 года № 1185 (с последующими изменениями и дополнениями) , а актуальный состав Комиссии - Указом Президента РФ от 16 сентября 2008 года № 1362.

    Задачами Комиссии, согласно Положению о ней, признаются:

    • подготовка с учётом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рекомендаций Президенту Российской Федерации по представлению в соответствии со статьями 83 и 128 Конституции Российской ФедерацииСовету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей, в том числе председателей и заместителей председателей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
    • подготовка с учётом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рекомендаций Президенту Российской Федерации по назначению на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, а также районных судов;
    • подготовка Президенту Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, касающегося процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;
    • подготовка Президенту Российской Федерации предложений, направленных на совершенствование единой государственной политики в области подбора кадров на должности судей федеральных судов.

    Функции Комиссии следующие:

    • рассмотрение внесённых в установленном порядке и с учётом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах материалов по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей, в том числе председателей и заместителей председателей, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, районных судов, а также иных материалов, связанных с подбором кандидатов на должности судей федеральных судов, и подготовка по указанным материалам предложений Президенту Российской Федерации;
    • участие в подготовке проектов федеральных законов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, касающихся процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;
    • подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту Российской Федерации.

    Организация деятельности Комиссии

    Материалы по назначению на должность всех федеральных судей, за исключением Председателей Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ, Комиссия рассматривает в течение двух месяцев со дня их внесения.

    В случае недостаточности материалов Комиссия вправе отложить рассмотрение вопроса по конкретной кандидатуре, но не более чем на один месяц.

    Заседание Комиссии проводит председательствующий, избираемый на каждом заседании по предложению секретаря Комиссии большинством голосов членов Комиссии, присутствующих на заседании.

    Заседания Комиссии проводятся, как правило, один раз в месяц.

    Заседание Комиссии считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины ее состава.

    Решение Комиссии принимается простым большинством голосов её членов, присутствующих на заседании.

    Решения Комиссии оформляются протоколом, а также заключением по каждому вопросу повестки дня заседания и подписываются председательствующим на заседании и секретарём Комиссии.

    По состоянию на сентябрь 2009 года в Комиссию входят следующие лица:

    • Александров А. И. - председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству (по согласованию)
    • Бобровский Н. Л. - заместитель начальника Контрольного управления Президента Российской Федерации
    • Брычёва Л. И. - помощник Президента Российской Федерации - начальник Государственно-правового управления Президента Российской Федерации
    • Винниченко Н. А. - директор ФССП России - главный судебный пристав Российской Федерации
    • Гусев А. В. - Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (по согласованию)
    • Дубик С. Н. - начальник Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы
    • Жуйков Д. С. - начальник Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан
    • Иванов А. А. - Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (по согласованию)
    • Крашенинников П. В. - председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству (по согласованию)
    • Кротов М. В. - полномочный представитель Президента Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации
    • Кузнецов В. В. - председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (по согласованию)
    • Кутафин О. Е. - президент Московской государственной юридической академии, член Общественной палаты Российской Федерации
    • Лебедев В. М. - Председатель Верховного Суда Российской Федерации (по согласованию)
    • Мовчан С. Н. - аудитор Счётной палаты Российской Федерации (по согласованию)
    • Мокрецов М. П. - руководитель ФНС России
    • Памфилова Э. А. - председатель Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
    • Сидоренко Ю. И. - председатель Совета судей Российской Федерации (по согласованию)
    • Смирнов С. М. - первый заместитель директора ФСБ России
    • Суслов Н. Н. - заместитель начальника Управления - начальник департамента Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам (секретарь Комиссии)
    • Туманов В. А. - председатель Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования правосудия
    • Чиханчин Ю. А. - руководитель Росфинмониторинга
    • Шипов В. В. - директор департамента Аппарата Правительства Российской Федерации
    • (Пока оценок нет)

    Пересмотреть процесс подбора судей с упором на независимость судебной власти рекомендуют России эксперты Группы государств против коррупции (ГРЕКО). После посещения нашей страны зарубежными аналитиками был подготовлен оценочный доклад, более 30 страниц которого посвящены антикоррупционным требованиям к российскому судейскому сообществу. О реализации этих предложений РФ должна будет информировать секретариат организации до апреля 2019 года. Надо сказать, что российские власти всегда серьезно относились к рекомендациям ГРЕКО и старались их выполнять (о рекомендациях в отношении прокурорских работников читайте на сайт ).

    О судейской честности

    По мнению группы экспертов ГРЕКО (ГЭГ), в рамках общего процесса отбора судей ККС честность все-таки «принимается во внимание». Этому, в частности, способствует психологическая оценка претендентов. Тем не менее ГЭГ считает, что, несмотря на определенную процедуру для таких оценок, объективных критериев, определяющих качества честности и этического поведения, которые ожидаются от кандидатов, «не существует».

    Авторы доклада приняли во внимание мнение общественности относительно уровня коррупции в судебных органах, а также регулярное возбуждение дел против судей, вовлеченных в различные противозаконные схемы. Поэтому они отмечают важность выбора не только кандидатов с высокой квалификацией, но и тех, «чья честность означает, что они защищены от внешнего давления, конфликтов интересов и т. д.». Рекомендация ГРЕКО такова: определить объективные критерии, которыми следует руководствоваться при применении требований к честности в процессе отбора, назначения и продвижения судей, и непременно сделать их доступными для общественности.

    Пагубное влияние председателей судов

    Председатели судов, отмечает ГЭГ, «играют значительную роль» в процессе отбора кандидатов. И хотя их участие в алгоритме назначения в определенный момент названо «разумным», сам способ вовлечения должен быть четко указан в соответствующих нормативных правовых актах. Это необходимо для предотвращения «какого-либо неофициального влияния на результат процесса со стороны председателей судов».

    Фигуры подобного масштаба, сетуют аналитики, не только имеют «некоторую степень влияния» на предложенного для назначения кандидата - вновь назначенный судья, скорее всего, «будет перед ними в долгу». Эксперты обеспокоены отсутствием четких подробных положений закона о роли председателей судов в процессе отбора судей (а также в общем о карьере судей, попадающих в их подчинение) и об их потенциальном пагубном влиянии на прозрачность данных процедур.

    Третьей власти не хватает независимости от Кремля…

    Рассматривая работу кадровой судейской комиссии при президенте, ГЭГ прямо указывает: их российские собеседники «ясно дали понять», что роль главы государства в назначении судей «является не просто церемониальной, а фактически решающей».

    Группа экспертов считает, что полномочия исполнительной власти в рамках процедуры отбора вплоть до окончательного назначения судей таковы, что «потенциально могут оказать отрицательное влияние на независимость судей». В связи с этим ГРЕКО рекомендует пересмотреть процесс подбора служителей Фемиды так, чтобы лучшим образом сохранить разделение властей и независимость судебной власти от исполнительной. Вместе с тем нужно «значительно усилить» роль именно судебной власти в процессе отбора кандидатов на должности судей, которые затем будут назначаться президентом.

    …а мировым судьям - пожизненных сроков

    В докладе подчеркивается: мировые судьи являются единственными судьями, которые не имеют права на пожизненное пребывание в должности в Российской Федерации. ГЭГ опасается, что такая система приводит к возникновению рисков, особенно при коротких сроках нахождения в должности, так как создает возможности «для ненадлежащего давления» на мировых судей, которые желают повторного назначения. В свою очередь это приводит к «искажению процесса принятия решений».

    Экспертная группа придерживается мнения о том, что гарантия независимости мировых судей и отсутствия внешнего влияния на них возможна лишь в случае предоставления судьям неопределенных сроков полномочий. Безопасность нахождения в должности и принцип несменяемости названы в документе «ключевыми элементами независимости судей». ГРЕКО рекомендует российским властям «искать пути повышения стабильности» срока пребывания в должности мировых судей.

    Долой браки с адвокатами!

    Как отмечают аналитики ГРЕКО, в 2016 году IX Всероссийский съезд судей принял тревожащее : исключить три положения, связанные с беспристрастностью судей, из Кодекса судейской этики. Они требовали от судей избегать ситуаций, когда близкие родственники заинтересованы в разбирательстве, а также когда личные отношения со сторонами разбирательства могут вызвать подозрения или создать впечатление отсутствия беспристрастности. Судьи также были обязаны воздерживаться от действий, которые могут привести к конфликту интересов.

    ГЭГ считает, что эти положения представляют собой важные гарантии беспристрастности судей. Эксперты напоминают о принципе, согласно которому правосудие должно не только осуществляться, но и «быть видимым в действии». В том, что указанные положения закреплены как в законодательстве, так и в КСЭ (не имеющем приоритета над кодифицированными правилами отвода судей), «противоречия нет». ГРЕКО рекомендует возвратить в кодекс все исключенные из него положения, связанные с беспристрастностью и честностью судей.

    У судей слишком много иммунитета

    ГЭГ обеспокоена и тем, что помимо иммунитета, связанного с непосредственным исполнением судебных обязанностей, судьи также пользуются другой формой неприкосновенности. Речь идет о том, что до начала любого уголовного расследования в их отношении, а также судебного преследования требуется согласие ККС. Это, по мнению аналитиков, «выходит за рамки строго функционального иммунитета, связанного с отправлением правосудия».

    Авторы доклада убеждены: действующее законодательство «необоснованно является слишком широким». Процедура получения согласия квалифколлегии «неизбежно продолжительна» по времени и может препятствовать проведению расследований коррупционных правонарушений. ГРЕКО считает, что преступления, не связанные с отправлением правосудия, должны подвергаться расследованию и судебному преследованию без необходимости конкретного согласия со стороны судебных органов в качестве основного правила. Иммунитет судей должен быть ограничен деятельностью, связанной с их участием в отправлении правосудия, причем «в максимально возможной степени».

    Указ Президента РФ от 4 октября 2001 г. N 1185
    "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов"

    25 ноября 2003 г., 29 июля 2004 г., 28 июня 2005 г., 12 февраля 2007 г., 12 января 2010 г., 2 февраля 2013 г., 25 июля, 19 декабря 2014 г., 29 октября 2018 г.

    В целях обеспечения реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов постановляю:

    1. Образовать Комиссию при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.

    3. Признать утратившими силу:

    распоряжение Президента Российской Федерации от 7 февраля 1994 г. N 64-рп (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 7, ст.557);

    распоряжение Президента Российской Федерации от 25 июля 1994 г. N 400-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 14, ст.1625);

    распоряжение Президента Российской Федерации от 6 марта 1995 г. N 111-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 11, ст.985);

    распоряжение Президента Российской Федерации от 19 октября 1995 г. N 467-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 43, ст.4054);

    распоряжение Президента Российской Федерации от 18 октября 1997 г. N 433-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст.4964);

    распоряжение Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 г. N 262-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 32, ст.4081);

    распоряжение Президента Российской Федерации от 11 октября 1999 г. N 380-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.5026).

    4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

    Президент Российской Федерации

    Москва, Кремль

    Положение
    о Комиссии при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов

    С изменениями и дополнениями от:

    28 июня 2005 г., 12 февраля 2007 г., 12 января 2010 г., 2 февраля 2013 г., 25 июля, 19 декабря 2014 г., 29 октября 2018 г.

    I. Общие положения

    1. Комиссия при Президенте Российской Федерации по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов (далее именуется - Комиссия) является консультативным органом при Президенте Российской Федерации по обеспечению реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по назначению судей федеральных судов.

    2. Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

    Положение о Комиссии утверждается Президентом Российской Федерации.

    II. Основные задачи и функции Комиссии

    3. Основными задачами Комиссии являются:

    подготовка с учетом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рекомендаций Президенту Российской Федерации по представлению в соответствии со и Конституции Российской Федерации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, в том числе Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации;

    подготовка с учетом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах рекомендаций Президенту Российской Федерации по назначению на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов;

    подготовка Президенту Российской Федерации предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, касающегося процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;

    подготовка Президенту Российской Федерации предложений, направленных на совершенствование единой государственной политики в области подбора кадров на должности судей федеральных судов.

    4. Основными функциями Комиссии являются:

    рассмотрение внесенных в установленном порядке с учетом мнения полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах материалов по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей, в том числе председателей и заместителей председателей, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, а также иных материалов, связанных с подбором кандидатов на должности судей федеральных судов, и подготовка по указанным материалам предложений Президенту Российской Федерации;

    участие в подготовке проектов федеральных законов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Президентом Российской Федерации, касающихся процедуры подбора кандидатов на должности судей федеральных судов и порядка наделения полномочиями судей федеральных судов;

    подготовка ежегодных докладов о деятельности Комиссии и представление их Президенту Российской Федерации.

    III. Порядок работы и обеспечение деятельности Комиссии

    5. Комиссия в целях решения своих основных задач имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также от организаций и должностных лиц, в том числе от полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.

    5.1. Материалы по кандидатурам на должности судей, указанных в абзаце втором пункта 4 настоящего Положения, за исключением Председателя Верховного Суда Российской Федерации, рассматриваются Комиссией в течение двух месяцев со дня их внесения в установленном порядке.

    В случае если Комиссия не получила необходимые материалы, запрошенные в установленном порядке в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, она вправе отложить рассмотрение материалов по кандидатуре на должность судьи федерального суда, но не более чем на один месяц.

    5.2. Предложения о представлении Президентом Российской Федерации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, судей Верховного Суда Российской Федерации, в том числе первого заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации - председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, а также предложения по назначению на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, других федеральных судов направляются Президенту Российской Федерации в течение одного месяца со дня заседания Комиссии, на котором были рассмотрены материалы по кандидатурам на должности судей, указанных в

    Достаточно нелестный портрет среднестатистического российского судьи нарисовали в Институте проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, проанализировав опросы служителей Фемиды и обширную базу документов судейских квалификационных коллегий. У «обычного» судьи, как выяснилось, зачастую не все так гладко с профессиональным образованием, а его профессиональное кредо подчас далеко от ценностей судейской профессии.

    Как судейский корпус дошел до жизни такой и можно ли повернуть ситуацию вспять – об этом обозреватель Legal.Report беседует с научным руководителем института, экспертом по судебной реформе «кудринского» Центра стратегических разработок Вадимом Волковым.

    Вадим Волков. Фото: eu.spb.ru

    Время судей-заочников

    – Как рождался – и каким получился собирательный судейский образ?

    – В 2013 году мы проводили опрос судей и впервые получили данные о структуре судейского корпуса и карьерах. Средний возраст судьи, по нашей информации, 43 года. Женщины составляют 65% от общего числа, однако среди председателей судов – 64% мужчин.

    – Что-нибудь стало для вас сюрпризом?

    – Например, что 45% судей имеют заочное юридическое образование. А последние данные Суддепартамента говорят нам о том, что среднестатистический судья выносит оправдательный приговор один раз в семь лет. Кстати, обработаны данные по гендерному составу за 2015 год – доля женщин растет, среди вновь назначаемых судей в среднем по стране это уже 68%. Остальные характеристики еще в процессе обобщения, однако мы уже ожидаем небольшой рост доли заочного образования и снижения среднего возраста судьи.

    – Какими путями юристы попадают в судейское кресло?

    – На период 2013 года 30% судей пришли из аппарата судов, 21% – из прокуратуры, 17% – из органов следствия. Вместе с тем 16% – выходцы из негосударственного сектора, включая адвокатов, и 10% – из госсектора. Здесь я отмечу, что в 1990-е годы набор шел равномерно – из всех юридических профессий.

    – И что изменилось с тех пор?

    – Изменения есть, и довольно существенные. Аппаратный карьерный трек вытесняет все остальные. Мы совсем недавно проанализировали 2369 текстов заключений квалифколлегий по результатам рассмотрения заявлений на соискание должности судьи за 2014-2015 годы, ряд других новых документов. По нашим данным, среди судей, в первый раз подающих документы, лишь 44% имели несколько мест работы до этого, а опыт 56% судей ограничен исключительно работой в аппарате судов. Что касается переназначенных судей, а это, можно считать, характеристика существующего судейского корпуса, 78% имели больше одного места работы и 22% – только аппаратный опыт. Это все же очень серьезный сдвиг в части качества и разнообразия юридического опыта.

    – Нет, но повышает шансы. Вот цифры: из тех, кто без данного опыта, ККС отклонили 47% кандидатов, при этом «зеленый свет» получили почти столько же – 53%. А из тех, кто имеет аппаратное прошлое, отклонено только 37,5% кандидатур – рекомендовано же 62,5%.

    – Сколько же претендентов в среднем отсеивает фильтр квалифколлегий?

    – На этой стадии отсеивается 40% кандидатов, соответственно, 60% получают рекомендацию. Это довольно значительный отсев, и здесь мы должны учитывать еще предварительный отбор на уровне рекомендаций председателей судов. Их с большей вероятностью получают те, кто уже работает в судах, то есть сотрудники аппарата. Поэтому «на входе» в ККС мы видим такой перекос. На следующем этапе – фильтре кадровой комиссии при президенте – отсеивается еще 20-25% кандидатов в судьи.

    Риски замкнутого трека

    – Чем, по-вашему, чревата распространенность аппаратного типа построения судейской карьеры?

    – Когда мы смотрим на карьерные треки – откуда, из каких юридических областей приходят в судейское кресло, – то понимаем сразу несколько вещей. Это, во-первых, говорит нам кое-что про престиж профессии судьи относительно других профессий. Это свидетельствует и о том, какова кадровая политика судебной системы. И администрации президента относительно судебной системы.

    У нас есть три фильтра. Первый – председательский, неформальный, основанный на полномочиях председателя суда рекомендовать судью на должность и соглашаться с назначением. Второй – ККС, это председатели плюс судейское сообщество, третий – кадровая комиссия при президенте, которая отражает установки Верховного суда, силовиков и АП. Так вот, если в 1990-е и даже в начале 2000-х годов в судьи шли из разных профессий – прокуроров, адвокатов, следователей, юристов коммерческих и государственных организаций, аппарата суда и из науки, то сейчас мы видим, что доминирует набор из аппарата суда. Выходит, судебная система замкнулась и реально воспитывает кадры внутри самой себя.

    – Работа секретарей суда и судебного заседания – это вообще юридическая профессия?

    – Лишь с очень большой натяжкой. И получается, что системе не нужен внешний опыт, не нужны опытные юристы. А нужны работоспособные и исполнительные кадры, хорошо знающие букву закона и ориентирующиеся на позиции вышестоящих руководителей. Это и реакция на высокую нагрузку, и средство повышения дисциплины внутри судебной системы, и адаптация этой системы к рискам, связанным с пожизненным назначением судей.

    – Это касается всех судов?

    – Прежде всего – судов общей юрисдикции. Мы имеем здесь ограничение опыта судьи – юридического и жизненного, преобладание аппаратных ценностей, неспецифических для судейской профессии. В конце концов сужение базы набора в судьи приводит к снижению правового профессионализма и внутренней независимости.

    Предсказуемый судья-клерк

    – Причины данного явления обсуждаются не первый год…
    – Да, они предельно ясны – высокая нагрузка на судей, их зависимость от аппарата. При этом играет роль еще и очень низкая зарплата самого аппарата. Поэтому были по-тихому введены дополнительные стимулы к работе, в частности, приказ Судебного департамента от 27.07.2006 №69 – требование обязательного юридического образование для секретарей судебного заседания, что обеспечивает юридический стаж, чтобы стать судьей. Потому карьерный трек «секретарь – помощник – судья» становится действительно массовым и это уже не временное решение, а осознанная кадровая политика.

    – И страдает качество правосудия?

    – Судьи с ограниченным жизненным и профессиональным опытом, с преобладанием канцелярского опыта будут иметь меньшую предрасположенность к принятию независимых судебных решений. Размываются, как я уже говорил, ценности судейской профессии, вместо них – ценности общебюрократического свойства. Только в нашей стране совмещаются профессии судебного клерка и судьи! В остальных странах они разделены. И из одной в другую не попадают.

    – Есть ли способы отделить одно от другого?

    – Надо отменить требование высшего юридического образования для секретарей – блокировать аппаратный трек. Повысить зарплаты работникам аппарата судов с нынешних 12-18 тысяч рублей хотя бы до 30-40 тысяч. Работа помощником судьи, кстати, важна для судейской профессии, это ценный опыт, но он не должен быть единственным! Важно и снизить нагрузку на судей, тут способы такие: повышение пороговой суммы иска для госорганов, судебных пошлин, устранение лишних процедур, введение обязательного претензионного порядка рассмотрения по некоторым категориям дел (как сейчас налоговые и антимонопольные). Изменить политику ККС и полномочия председателей судов.

    В долгосрочной перспективе, мы считаем, необходимо создать независимый от ведомств Федеральный центр подготовки судей, где обучение до момента назначения на должность длится 6-10 месяцев. А само назначение должно зависеть от результатов обучения, от экзаменов, иначе не будет стимулов хорошо учиться. Целесообразно ввести специализированные программы для судей и тестирование на профпригодность. Думаю, будет полезно использовать зарубежный опыт – например, французской l’Ecole Nationale de la Magistrature, национальной школы подготовки судей и прокуроров.