• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Известный российский юрист и политик, доктор юридических наук (1991), профессор, Генеральный прокурор Российской Федерации (c сентября 1993 по февраль 1994). В начале 1990-х годов был известен тем, что, будучи избранным в Верховный Совет СССР, уступил своё место Борису Ельцину, тем самым повлияв на дальнейшие события в истории России.


    Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию. В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в г. Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом. С 1960 проходил срочную службу в армии в инженерных войсках. В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 - в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экономического права в качестве доцента кафедры трудового, экономического и сельскохозяйственного права (1975-1991). В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений. С 1991 до 1993 год - заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время - кафедра государственного и муниципального права).

    Политическая деятельность

    Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области). В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч. После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности». Алексей Иванович считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. В том же месяце избран российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР.

    После ликвидации союзного парламента вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1992-1993 гг. был председателем Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ развития межнациональных отношений, а также экономического и социального возрождения сибирского казачества. Являлся автором идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района, поддержал передачу всех культовых сооружений области в собственность соответствующих конфессий. С февраля 1993 по февраль 1994 - член Президентского Совета, принимал участие в подготовке референдума 1993 года, как компетентный специалист участвовал в разработке соответствующих профилю деятельности глав проекта новой Конституции РФ. В период конституционного кризиса 1993 года полностью поддержал действия Президента в его противостоянии с Верховным Советом.

    Генеральный прокурор России

    В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России». 5 октября 1993 года, сразу после разгона Верховного Совета, был назначен Генеральным прокурором РФ согласно указу президента Б. Н. Ельцина. Сменил в этой должности В. Г. Степанкова, сотрудничавшего с Верховным Советом после указа о его роспуске. Назначен по рекомендации В. В. Илюшина, победившего в аппаратной борьбе с А. В. Коржаковым, предлагавшим на должность А. Н. Ильюшенко. На этом посту руководил завершением расследования уголовных дел, связанных с попытками путча в августе 1991 года и государственного переворота в октябре 1993 года. Подал в отставку с должности 26 февраля 1994 года после того, как проявил принципиальность и отказался (вопреки распоряжению Ельцина и беспрецедентному давлению со стороны его Администрации) препятствовать выполнению постановления Государственной Думы об амнистии участников событий 1991 и 1993 гг. Заявлял, что на протяжении всей работы в прокуратуре испытывал постоянное давление и вмешательство в расследование «политических дел сверху». Однако, воспользовавшись спором о разграничении конституционных полномочий между Президентом и Федеральным Собранием, объявил, что был принужден к отставке, и выразил желание продолжить работу, однако после месячных консультаций с сенаторами согласился сложить полномочия. Официально отправлен в отставку решением Совета Федерации 25 апреля 1994 года.

    С февраля 1994 года занимался организацией Партии народной совести, реально существовавшей только в Омске. В числе возможных союзников своей партии называл блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» и петербургскую Региональную партию центра. В апреле 1995 года после учредительного съезда партии, как её председатель, заявил, что достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию широкого блока центристских сил с Партией самоуправления трудящихся С. Н. Фёдорова и Народной партии России Т. Х. Гдляна. В декабре 1995 года баллотировался кандидатом в депутаты Государственной Думы 2-го созыва от Партии самоуправления трудящихся (партия не преодолела пятипроцентный барьер).

    Персональные данные

    В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Координационная функция местных Советов депутатов трудящихся в современный период (на материалах Восточной Сибири)». Доктор юридических наук (1991 г., тема диссертации «Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР»). Научная проблематика работ А. И. Казанника крайне широка: в 1960-е гг. - советское государственное право, с 1970-х гг. - правовая охрана природы. Сегодня в круг его интересов входят проблемы научной организации управленческого труда и делопроизводства в государственных учреждениях.

    Имеет звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (май 2006 г., «за заслуги в развитии юридической науки и подготовке юридических кадров»)

    Женат, имеет двоих сыновей. Увлекается пешим туризмом, переплыл на байдарке оз. Байкал, чтением классической литературы.

    А. И. Казанник считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Совет Национальностей Верховного Совета выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина. В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. Тогда же был делегирован Верховным Советом РСФСР в Совет Республик Верховного Совета СССР.

    После отзыва из союзного парламента 12 декабря 1991 года вернулся к научно-педагогической деятельности. В 1992-1993 годах был председателем Комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ развития межнациональных отношений, а также экономического и социального возрождения сибирского казачества. Являлся автором идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района, поддержал передачу всех культовых сооружений области в собственность соответствующих конфессий.

    С февраля 1993 по февраль 1994 года - член Президентского Совета, принимал участие в подготовке референдума 1993 года, как компетентный специалист участвовал в разработке соответствующих профилю деятельности глав проекта новой Конституции Российской Федерации. В период конституционного кризиса 1993 года полностью поддержал действия президента Российской Федерации в его противостоянии с Верховным Советом России.

    Генеральный прокурор Российской Федерации

    В октябре 1993 года стал сопредседателем омского регионального отделения движения «Выбор России».

    5 октября 1993 года, сразу после разгона Съезда народных депутатов и Верховного Совета, был назначен в нарушение конституции, указом президента Б. Н. Ельцина Генеральным прокурором Российской Федерации (по действовавшей на тот момент конституции генерального прокурора мог назначать только Верховный Совет). Сменил на этом посту В. Г. Степанкова. Назначен по рекомендации В. В. Илюшина, победившего в аппаратной борьбе с А. В. Коржаковым, предлагавшим на должность А. Н. Ильюшенко.

    На этом посту руководил завершением расследования уголовных дел, связанных с событиями 19-21 августа 1991 года и с разгоном Съезда народных депутатов и Верховного Совета в октябре 1993 года. Подал в отставку с должности 26 февраля 1994 года после того, как проявил принципиальность и отказался (вопреки распоряжению Ельцина и беспрецедентному давлению со стороны его Администрации) препятствовать выполнению постановления Государственной Думы об амнистии участников событий 1991 и 1993 гг. Заявлял, что на протяжении всей работы в прокуратуре испытывал постоянное давление и вмешательство в расследование «политических дел сверху». Однако, воспользовавшись спором о разграничении конституционных полномочий между Президентом и Федеральным Собранием, объявил, что был принужден к отставке, и выразил желание продолжить работу, однако, после месячных консультаций с сенаторами согласился сложить полномочия. Официально отправлен в отставку решением Совета Федерации 25 апреля 1994 года.

    Партийная карьера

    С февраля 1994 года занимался организацией Партии народной совести, реально существовавшей только в Омске. В числе возможных союзников своей партии называл блок «Явлинский-Болдырев-Лукин» и петербургскую Региональную партию центра.

    В апреле 1995 года после учредительного съезда партии, как её председатель, заявил, что достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию широкого блока центристских сил с Партией самоуправления трудящихся С. Н. Фёдорова и Народной партии России Т. Х. Гдляна.

    В декабре 1995 года баллотировался кандидатом в депутаты Государственной Думы 2-го созыва от Партии самоуправления трудяихся (партия не преодолела пятипроцентный барьер).

    На государственной службе

    В марте 1996 года назначен заместителем губернатора Омской области, председателем комитета по делам национальной политики, религии и общественных объединений администрации Омской области. 30 сентября 2003 года добровольно подал в отставку.

    Персональные данные

    В 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Координационная функция местных Советов депутатов трудящихся в современный период (на материалах Восточной Сибири)». Доктор юридических наук (1991), тема диссертации - «Региональные проблемы правовой охраны природы в СССР»). Научная проблематика работ А. И. Казанника крайне широка: в 1960-е гг. - советское государственное право, с 1970-х гг. - правовая охрана природы. Сегодня в круг его интересов входят проблемы научной организации управленческого труда и делопроизводства в государственных учреждениях.

    Имеет звание «Заслуженный юрист Российской Федерации» (май 2006 г., «за заслуги в развитии юридической науки и подготовке юридических кадров») Награждён юбилейной медалью им. А. Ф. Кони.

    В декабре 2012 года Алексею Ивановичу Казаннику присвоено почетное звание «Заслуженный профессор ОмГУ им. Ф. М. Достоевского» за выдающийся вклад в развитие научной, образовательной и культурно-воспитательной деятельности университета.

    Женат, имеет двоих сыновей. Увлекается пешим туризмом, чтением классической литературы, переплыл на байдарке оз. Байкал.

    Ссылки

    • Кто есть кто в Омске. А. И. Казанник
    • Алексей Казанник. Жизненный путь.
    • Казанник Алексей Иванович
    • Интервью А. И. Казанника корреспонденту «Независимой газеты» 12 апреля 1994 года
    День рождения 26 июня 1941

    известный российский юрист и политик, доктор юридических наук

    Биография

    Родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области Украины в многодетной крестьянской семье. Отец и двое старших братьев погибли во время Великой Отечественной войны. Матери с тремя оставшимися детьми удалось пережить оккупацию.

    В 1959 году по окончании средней школы по комсомольской путёвке уехал на строительство «Магнитки» в Темиртау Карагандинской области (Казахская ССР), где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой»: трудился плотником на строительстве металлургического комбината. В августе 1959 года стал очевидцем разгона демонстрации местных рабочих, бастовавших против роста цен на продовольствие и сокращения трудовых расценок. По его словам, эти события укрепили его решимость стать юристом.

    С 1960 года проходил срочную службу в армии в инженерных войсках.

    В 1963 году поступил на юридический факультет Иркутского государственного университета, в 1968 - в аспирантуру того же университета; работал ассистентом, старшим преподавателем на кафедре государственного права и советского строительства. Занимался проблемами координации в системе местных советов, специализировался сначала на конституционном праве зарубежных стран. Позднее, перейдя на преподавательскую работу на юридический факультет Омского государственного университета, являлся также специалистом в области экологического права в качестве доцента кафедры трудового, экологического и сельскохозяйственного права (1975-1991).

    В 1970-х годах начал заниматься проблемами экологии; в эти годы он был лектором общества «Знание», выступал на различных предприятиях, посвящённых данной тематике. В 1979 году, вскоре после ввода советских войск в Афганистан, в одной из своих лекций дал этому событию отрицательную оценку, что послужило причиной его отстранения от публичных выступлений.

    С 1991 до 1993 год - заведующий кафедрой государственного права, управления и советского строительства юрфака ОмГУ (в настоящее время - кафедра государственного и муниципального права).

    Политическая деятельность

    Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР по Омскому национально-территориальному избирательному округу № 22 (Омская и Тюменская области).

    В своей предвыборной программе призывал отказаться от дорогостоящих программ (БАМ, переброс стока северных рек на юг, строительство гигантских гидроэлектростанций), высказывался за сокращение Вооружённых Сил (с предоставлением твёрдых социальных гарантий военнослужащим, увольняемым в запас). Проявил себя противником административного нажима в аграрной политике и выступил за смягчение налоговой политики в аграрном секторе, за долгосрочные кредиты, создание системы льгот и стимулирование аренды. Призвал разработать конституционный механизм отстранения от власти высших должностных лиц государства в случае нарушения ими Конституции и злоупотребления служебным положением. Предложил создать законодательную базу охраны природы, ввести платное природопользование и экологический всеобуч.

    После избрания вошёл в состав Межрегиональной депутатской группы, с 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу». В эти годы работал в Комитете Верховного Совета СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, был известен как основной разработчик законопроекта «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности».

    А. И. Казанник считал необходимым осуществление контроля над профильными министерствами со стороны соответствующей комиссии Верховного Совета, высказывался за право Съезда и Верховного Совета выражать недоверие правительству и отдельным министрам. На I Съезде народных депутатов СССР после избрания в Верховный Совет выступил с заявлением об отказе от этого места в пользу Б. Н. Ельцина . В октябре 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного Суда, но избран не был. В том же месяце избран российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР.

    Алексей Иванович родился 26 июля 1941 года в селе Перепись Городнянского района Черниговской области. В 1959 году по окончании средней школы уехал на строительство Магнитки в Темиртау Карагандинской области, где работал столяром в строительном управлении «Жилстрой» треста «Казметаллургстрой».

    С 1960 года проходил службу в армии в железнодорожных войсках. После окончания в 1967 году юридического факультета Иркутского государственного университета работал там же ассистентом, старшим преподавателем, доцентом кафедры государственного права и советского строительства.

    Защитил кандидатскую диссертацию по проблемам координации в системе местных советов. С 1975-го по 1989 год - доцент, с 1989-го по 1993 год - заведующий кафедрой государственного права управления и советского строительства Омского государственного университета. Специализировался сначала на «Конституционном праве зарубежных стран», потом перешел на «Экономическое право».

    С 1994 года - профессор кафедры государственного и муниципального права Омского госуниверситета. Доктор юридических наук. В 1989 году был избран народным депутатом СССР по 22-му Омскому национально-территориальному избирательному округу (Омская и Тюменская области).

    На I съезде народных депутатов СССР был избран в Верховный Совет СССР, однако свое депутатское место уступил Борису ЕЛЬЦИНУ. Тогда же вошел в состав Межрегиональной депутатской группы. С 1990 года был также членом группы «За радикальную военную реформу».

    В октябре 1991 года на V съезде народных депутатов РСФСР баллотировался в члены Конституционного суда, но избран не был. Отвечая на вопрос об отношении к КПСС, высказал мнение, что КПСС должна понести реальную ответственность за свою деятельность, и для этого необходимо судебное разбирательство по типу Нюрнбергского процесса.

    В том же месяце избран Российским Верховным Советом в новый состав Верховного Совета СССР. Работал в комитете ВС СССР по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов. Кроме того, разработал законопроект «О судебной ответственности политических партий и массовых движений, совершивших преступление против своего народа, мира и человечности».

    После ликвидации парламента СССР вернулся к научно-педагогической деятельности.

    В 1992 году стал председателем комитета по делам национальностей, религий и общественных организаций администрации Омской области. Принимал участие в разработке программ экономического и социального возрождения сибирского казачества. Является одним из авторов идеи создания в Омской области Азовского немецкого национального района.

    С февраля 1993 года - член Президентского консультационного совета при Борисе ЕЛЬЦИНЕ. Принимал участие в подготовке референдума в апреле 1993 года, в разработке проекта Конституции. Полностью поддерживал «президентский» проект Конституции Российской Федерации. Высказывался за созыв Учредительного собрания с целью принятия Конституции.

    5 октября 1993 года назначен Генеральным прокурором РФ. Подал в отставку с этой должности в феврале 1994 года, после того как Госдума приняла решение об амнистии членов ГКЧП и участников событий 3-4 октября 1993 года, а окружение президента ЕЛЬЦИНА попыталось «давить» на КАЗАННИКА, чтобы он не выполнял решение Думы об освобождении РУЦКОГО, ХАСБУЛАТОВА и их сторонников.

    С февраля 1994 года занимался организацией Партии народной совести. В апреле 1995 года после учредительного съезда партии заявил, что достигнута договоренность о сотрудничестве по созданию широкого блока центристских сил с Партией самоуправления трудящихся Святослава ФЕДОРОВА и Народной партии России Тельмана ГДЛЯНА и Николая ИВАНОВА.

    Однако Партии народной совести не удалось набрать на выборах необходимого количества голосов.

    В 1996 году назначен заместителем губернатора Омской области, председателем комитета по делам национальной политики, религии и общественных объединений администрации Омской области.

    30 сентября 2003 года добровольно подал в отставку. Получив несколько предложенний о работе остановился на должности первый проректора Омского юридического института, где проработал до сентября 2007 года, параллельно преподавал и преподает сейчас на кафедре государственного и муниципального права ОмГУ.

    Основные монографии: «Административно-правовая охрана природы бассейна оз.Байкал». Иркутск, 1977; «Координация в системе функций местных Советов». Томск, 1980; «Региональные проблемы правовой охраны природы в России». Омск, 1998.

    «Никогда не представлял, что русские с украинцами будут воевать. Я бы никогда не стал стрелять в брата, лучше бы сам умер».

    Раскол Украины и мягкотелость Януковича. Крым отколется антиконституционно. В Малороссии просто нет кандидатов в президенты - все плохи. Церковь не объединит государство - ей остается только молиться. Майдана в России не будет.

    Алексей Казанник прервал медийное молчание и дал интервью нашим коллегам из «ДГ». «СуперОмску» мнение бывшего популярного депутата и бывшего генерального прокурора, не побоявшегося противостоять самодуру Ельцину, показалось весьма любопытным.

    Итак, Алексей Казанник и его видение событий на Украине и в России.

    Алексей Иванович, эксперты говорят, что сепаратистские настроения в Киеве были спровоцированы западными идеологами, чтобы подготовить площадку для наступления на Россию и Белоруссию. Вы согласны с такой трактовкой? В чем причины политиче-ского конфликта и чем он грозит?

    Это не просто конфликт. Это государственный переворот. Что касается Запада, то он сейчас преследует цель расколоть Россию, чтобы наша страна стала его придатком.
    Если Украина вступит в Совет Европы и в НАТО, с Черного моря уберут российский флот. Но самое страшное, что на территории Украины могут появиться иностранные военные базы НАТО. Нас ждут большие проблемы, если события будут развиваться именно так. Но этого сценария нельзя исключать и сейчас.

    Владимир Путин получил одобрение Совета Федерации на возможный ввод российских войск в Украину. Как вы считаете, должна ли Россия участвовать в урегулировании конфликта подобным образом?

    Я очень обеспокоен сложившейся ситуацией. Никогда не представлял, что русские с украинцами будут воевать. Я бы никогда не стал стрелять в брата, лучше бы сам умер. Но, думаю, если все-таки ввод войск состоится, то многие украинцы воспримут это с радостью, как освобождение от нацистских сил. Уже сейчас в приграничные с Украиной регионы бегут люди.

    - Россия готова принять такой поток беженцев?

    Я не думаю, что наплыв людей увеличится. МИДом РФ уже ведутся международные переговоры о недопустимости притеснения русских в Украине. К тому же Россия может в любое время прибегнуть к санкциям. Запад уже грозил Януковичу санкциями, заморозил счета в зарубежных банках. А если будут ущемлять этнических русских, Россия не будет безучастно наблюдать.

    Лозунги Майдана разделяют не все украинцы. В Севастополе волнения, Симферополь собирается проводить референдум о статусе автономии...

    Результаты референдума вполне предсказуемы. Крым стремится отделиться не от Украины, а от нелегитимной власти. Конечно, сопротивляться беспорядкам трудно. Участники мятежа уже выискивают тех, кто сотрудничал с законной властью, чтобы их наказать. Угрожают даже священнослужителям. А люди не сотрудничали, они исполняли свой долг.

    Кстати, о священнослужителях. Поможет ли изменить ситуацию обращение святейшего патриарха Кирилла к Украинской православной церкви?

    Церковь может лишь молиться Богу, призывать к человеколюбию и разуму. Увы, в этих условиях церковь ничего другого не может и не должна делать. К тому же Украинская православная церковь поддерживает сторону государственного переворота. Поэтому не думаю, что там прислушаются к призывам патриарха.

    Волнения с головой накрыли Крым. По существу, у Крымской автономии есть право на отделение, присоединение к России?

    Нет. Конституция этого не предусматривает. В законе написано: каждый народ имеет право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства, но не должен разрушать единство и территориальную целостность государства, в состав которого он входит.

    - Алексей Иванович, многие сейчас обвиняют уже, видимо, бывшего президента Украины в мягкотелости…

    Вы знаете, обидно, что Виктор Янукович вел себя нерешительно. Если демонстрации переходят в массовые беспорядки, то их надо подавлять самым жестким образом. Иначе это приведет к огромнейшим жертвам. Это же тягчайшее преступление, направленное против государственной безопасности. А все преступления должны сурово и оперативно пресекаться.

    На определенном этапе Виктор Янукович согласился вернуться к Конституции 2004 года. Это могло спасти ситуацию?

    Я убежден: власть ни в коем случае не должна была капитулировать. К организаторам массовых беспорядков нужно проявлять жесткость. А Янукович, к сожалению, оказался нерешительным политиком. Вспомните, ему в январе позвонил вице-президент США Джо Байден с предостережением от введения чрезвычайного положения в Украине. Но на тот момент Януковичу так и надо было поступить.

    - Ввести комендантский час и прочие ограничения?

    Совершенно верно. Но Янукович испугался это сделать. Фактически президент сдал свое правительство и свой народ. А потом он и вовсе ударился в бега. Неужели так трудно понять, что чем больше дается уступок, тем больше это воспринимается как слабость власти? Теперь уже поздно вспять идти.

    Фактически на Украине уже стартовала кампания по выборам президента. Среди возможных кандидатов и радикалы, и более умеренные политики: Дмитрий Ярош, Виталий Кличко, Михаил Добкин, Юлия Тимошенко. По вашему мнению, кто из этих кандидатов может стать оптимальным вариантом для Украины?

    На Украине сейчас нет ни одной оптимальной для народа кандидатуры. Я не вижу у руля страны ни одного разумного человека. Каждый из заявленных людей несет раскол. Они поддерживают и отстаивают только интересы Западной Украины. Поэтому все эти кандидатуры неприемлемы. Особенно это касается Тимошенко.

    Вообще, эти выборы таят в себе большую опасность. После них украинский раскол может усугубиться. Боюсь, что это неминуемо. Поэтому я против этих выборов, они нелегитимны. Нужно было, чтобы Янукович проработал до конца срока президентских полномочий. Хотя сам он уже не сможет повлиять на исход событий. Слишком далеко все зашло.

    - Как вы считаете, в России Майдан может повториться?

    Нет, потому что у нас есть закон о митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании. Владимир Путин внятно и жестко сказал: «Мы будем действовать в рамках закона». Любые беспорядки и бесчинства будут сразу пресекаться.

    Активисты «Правого сектора» призывают изгнать русских с Украины. Не получим ли мы картину, когда русские националисты выйдут на площадь с криками: «Хохлы, геть отсюда!»?

    Думаю, что нет. Вспомните события в Южной Осетии. Были лишь высказывания отдельных националистов об изгнании грузин за пределы страны. В России такого не будет. Россия - многонациональная, многоконфессиональная страна. У нас с молоком матери впитано уважительно относиться ко всем народам.

    Справка:

    Алексей Иванович Казанник, заслуженный юрист РФ, профессор, доктор юридических наук.

    Весной 1989 года был выдвинут кандидатом в народные депутаты СССР.

    На I Съезде народных депутатов СССР выступил с заявлением об отказе от мандата в пользу Б. Н. Ельцина.

    В октябре 1991 года был избран депутатом в новый состав Верховного Совета СССР.

    С сентября 1993 года по февраль 1994 года - Генеральный прокурор России.

    С 1996 по 2003 год - заместитель губернатора Омской области.

    В настоящее время - профессор ОмГУ имени Достоевского.