• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Думская монархия в лицах. Председатели Совета Министров.

    17 октября 1905 года вышел Манифест Императора Николая II , ознаменовавший собой фактический конец Самодержавной монархии в России. По новой редакции «Основных государственных законов», Император сохранял за собой всю полноту исполнительной власти, но его законодательные права были ограничены. Законы могли быть приняты лишь после их одобрения Государственной Думой и Государственным Советом.
    Это новое государственное устройство получило название «Думской монархии ».
    19 октября 1905 года была проведена реформа исполнительной власти - вышел Высочайший указ Правительствующему сенату «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». Учреждался Совет министров - в составе министров и главноуправляющих отдельными частями, «принадлежащими к общему министерскому устройству», с правом прочих главных начальников участвовать в Совете «по предметам своего ведомства». Председатель Совета министров назначался императором и имел право:
    1. Участвовать по делам всех ведомств в Государственной Думе и Государственном совете и замещать в этих учреждениях любого министра или главноуправляющего.
    2. Входить к императору с всеподданнейшими докладами по делам, рассмотренным в Совете министров и требующим Высочайшего разрешения, а также по прочим делам по собственному усмотрению.
    3. Запрашивать необходимые сведения и объяснения у начальников отдельных ведомств и частей управления.
    4. Приглашать на заседания Совета лиц, не имеющих статуса члена Совета министров.
    5. Вносить дела на рассмотрение Совета министров.
    6. Контролировать всеподданнейшие доклады министров и главноуправляющих, присутствовать при таких докладах императору.
    За время существования Думской монархии Председателями Совета Министров было 7 человек, один из которых (И.Л.Горемыкин) дважды назначался на этот пост.

    Председатели Совета Министров Российской Империи :

    1. гр. Витте Сергей Юльевич (1849 - 1915)
    сын Юл.Фед.Витте (1814-1868) и Екат. Андр.Фадеевой (1819-1898).
    женат 1-ым браком на Над.Андр.Иваненко (ум.1890), 2-ым браком на Матильде Ив. Нурок (1863-1924), детей не имел.
    Министр путей сообщения в 1892 г.
    Министр финансов 1892 - 1903 гг.
    Председатель Комитета Министров 1903-1905 гг.
    Председатель Совета Министров с 19.10.1905 г. по 22.04.1906 г.
    последний чин - действительный тайный советник (1899 г.)

    2. Горемыкин Иван Логгинович (1839-1917)
    сын Логг.Ив.Горемыкина (1809-1864) и Кап.Ив.Манкошеевой (1818-1856)
    женат на Алекс.Ив. Капгер (1845-1917) и имел детей: Александру (1817-1917), Татьяну (1872-1965) и Михаила (1879-1927)
    Министр внутренних дел в 1895-1899 гг.
    Председатель Совета Министров с 22.04. по 08.07. 1906 г. и с 30.01.1914 г. по 20.01.1916 г.
    последний чин - действительный тайный советник 1 класса (1916 г.)
    Убит вместе с женой и дочерью во время разбойного нападения.

    3. Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911)
    сын Арк. Дм.Столыпина (1822-1899) и кн.Нат.Мих.Горчаковой (1827-1889),
    женат на Ол.Бор. Нейдгардт (1859-1944) и имел детей: Марию(1885-1985), Наталью (1891-1949), Елену (1893-1985), Ольгу (1895-1920), Александру (1897-1987) и Аркадия (1903-1990).
    Министр внутренних дел в 1906 -1911 гг.
    Председатель Совета Министров с 08.07.1906 г. по 11.09.1911 г.
    последний чин - гофмейстер двора (1906 г.).
    Убит террористом.

    3. гр. Коковцев Владимир Николаевич (1853-1943)
    сын Ник.Вас. Коковцева (1814-1873) и Агл. Ник. Страховой, женат на Анне Фед. Оом (1860-1950), имел дочь Ольгу (1881 -после 1945).
    Министр финансов в 1904 -1905 и 1906-1914 гг.
    Председатель Совета Министров с 11.09.1911 г. по 30.01.1914 г.
    последний чин - действительный тайный советник (1905 г.)
    Умер в эмиграции.

    4. Штюрмер Борис Владимирович (1848-1917)
    сын Вл. Вильг. Штюрмера (1819-1890) и Эрм.Ник. Паниной (1830-1874), женат на Елиз.Вас.Струковой (1865-1917), и имел сыновей: Георгия (1880-после 1917) и Владимира (1883 - после 1917).
    Председатель Совета Министров с 20.01. по 10.11. 1916 г.
    Министр внутренних дел в 1916 г.
    Министр иностранных дел в 1916 г.
    последний чин - обер-камергер двора (1916 г.)
    Умер в заключении.

    5. Трепов Александр Федорович (1862-1928)
    сын Фед.Фед.Трепова (1809-1889) и Веры Вас.Лукашевич (1821-1866), женат на Соф. Дм. Казиной (1863-1941), имел дочерей: Софью (1884-1947) и Елену (1885-1960).
    Министр путей сообщения в 1915-1916 гг.
    Председатель Совета Министров с 10.11. по 27.12.1916 г.
    последний чин - егермейстер двора (1905 г.).
    Умер в эмиграции.

    6. кн. Голицын Николай Дмитриевич (1850-1925)
    сын кн. Дм.Бор.Голицына (1803-1864) и Соф.Ник.Пущиной (1827-1876), женат на Евг.Андр.Грюнберг (1864-1934) и имел детей: Дмитрия (1882-1928), Николая (1883-1931),Александра (1885-1974), Софью (1886-1891), Евгения (1888-1928), Ольгу(1891-1892).
    Председатель Совета Министров с 27.12.1916 по 02.03.1917 г.
    последний чин - действительный тайный советник (1914 г.).
    Репрессирован большевиками.

    Учреждение этого ведомства последовало в 1861 г. в связи с невозможностью правильной организации координации деятельности отдельных министров, продолжавших практику представления докладов Императору в обход Комитета Министров. Функционально это учреждение существует в России и по сей день, претерпев существенные изменения в 1906 г. В советский период с 1917 по 1946 г. он существовал как Совет народных комиссаров (СНК), затем вновь был переименован в Совет Министров, затем в Кабинет Министров (1990 - 1991 гг.), а сейчас просто Правительство России.

    Конечно, вряд ли правильно сравнивать Совет Министров дореволюционной России с нынешним правительством; если это делать формально, фактически, строго функционально между Совмином Российской империи и Правительством Российской Федерации имеется гораздо больше общего, нежели это можно было бы себе представить. Немаловажным для такого функционального сравнения является еще и то, что статус и полномочия Императора по Осн. гос. зак. от 24 апреля 1906 г. представляют собой разительное сходство со статусом и полномочиями Президента РФ.

    Итак, Правительство Российской империи в качестве единой корпорации министров существует с 1861 г. Всего исследователи истории этого учреждения выделяют во времени его существования несколько периодов: 1857 - 1861 гг. - время становления; 1861 - 1881 гг. - активная работа министров в Совете; 1881 - 1905 гг. - эпоха номинального существования этого органа; 1906 - 1914 гг. - становление новой организации и практики уже единого правительства: 1914 - 1917 гг. - эпоха войны, потребовавшая от Совета Министров новой организации, отвечавшей требованиям военного времени. Каждый из этих периодов имеет свои особенности, приведшие к изменениям в ту или иную сторону роли Совета.

    Состав Совета Министров в первый период его существования целиком был обусловлен функциональным предназначением этого органа: Император - председатель, все министры и главноуправляющие ведомств - члены. Впрочем, Император мог назначить к присутствию в нем и других лиц. В случае обсуждения Советом мер законодательного характера в его состав входил Государственный секретарь, начальник Государственной канцелярии - структурного подразделения Госсовета.

    Радикальное изменение состава и компетенции Совмина состоялось в ходе широкой конституционной реформы 1905 - 1906 гг. Потребность в обновлении роли и места Совета очень четко и емко выразил барон Б.Э. Нольде: "С одной стороны, общее признание, что надо чем-то гарантировать единство действий глав отдельных управлений, и, с другой стороны, что такое единство делается настоятельным требованием политической жизни, раз рядом с управлением создаются строго обособленные органы власти законодательной" [Нольде. 1911. С. 121 - 122] . Характерно при этом то, что по времени такая коренная реформа Совета совпала с изданием Манифеста от 17 октября 1905 г., выражением чего послужило опубликованное Высочайшее повеление от 18 октября 1905 г.: "Государь Император Высочайше соизволил повелеть Председателю Комитета Министров статс-секретарю графу Витте принять меры к объединению деятельности министров впредь до утверждения законопроекта о Совете Министров" (ПВ. N 222. 18 октября 1905). Фактически данное Повеление санкционировало подготовленный к тому времени проект нового Положения о Совете Министров , которое и было утверждено в качестве закона (Именным указом) 19 октября 1905 г., явившегося позднее источником гл. 5 Осн. гос. зак. от 23 апреля 1906 г., при дальнейшей кодификации - гл. 11 Св. осн. гос. зак. Т. I Св. зак. изд. 1906 г.


    Значение Учреждения Совета Министров 1905 г. по условиям того времени трудно переоценить, так как этот акт явился очень подробным законом, регулировавшим статус и полномочия единого Правительства России. Самым главным нововведением закона было учреждение постоянно действующего главы правительства - Председателя Совета Министров и существенное сужение практики всеподданнейших докладов министров в обход самого Совета. Окончательно практику таких докладов искоренить не удалось. В частности, это обусловливалось приданием ведомству трех министров: иностранных дел, Двора и уделов военного статуса, определяющегося скорее положениями ст. ст. 8, 12 - 14 Осн. гос. зак. от 23 апреля 1906 г. и ст. 14 Указа от 19 октября 1905 г. как ведомств, находящихся в прямом подчинении Императора. В остальном только Председатель Совета Министров мог теперь входить со всеподданнейшими докладами, которые требовали резолюции Государя (ст. 7 Указа от 19 октября 1905 г.); министры, в случае необходимости получения такой резолюции, обязаны были вносить свой доклад в предварительном порядке в Совет: "Такие всеподданнейшие доклады вносятся на рассмотрение Совета его Председателем или же, по соглашению его с подлежащим министром или главноуправляющим отдельною частью, докладываются сими последующими непосредственно Государю Императору, при том в случае надобности в присутствии Председателя Совета Министров" (ст. 17 отд. I Указа от 19 октября 1905 г.). Однако после успокоения страны Император de facto возобновил прежнюю практику заслушивания всеподданнейших докладов. Впрочем, она не была соизмерима с прежней, кроме того, всегда следует помнить, что законодательство предоставляло такое право Императору по ведомству трех вышеупомянутых министров. В добавление к трем министрам дальнейшая практика установила право самостоятельного доклада Государю в обход Совмина Государственного контролера, обер-прокурора Синода, таким же правом пользовались и председатели внесоветских органов: Совета обороны, Адмиралтейств - совета, Комитета финансов и некоторые другие.

    Другой важнейшей новеллой в отношении Совета Министров явилось учреждение поста Председателя Совмина - формального премьера, главы правительственной коллегии страны. Несмотря на явную новизну этого органа, отсутствие прямых аналогий, как говорил барон Б.Э. Нольде, "председатель не pimus inter pares , каким являются председатели многих наших административных коллегий; его должность не почетное удаление от дел, скрашенное внешним почетом и правом руководить прениями авторитетной коллегии, какой была, например, должность дореформенного председателя Комитета Министров. Напротив, Председатель Совета Министров пользуется такими правами по отношению к другим членам Совета, которые ставят их в подчиненное по отношению к нему положение, и, вооруженный этими правами, он является представителем Совета перед Верховной властью, с одной стороны, и перед законодательными учреждениями - с другой" [Нольде. 1911: 175] . Нам же представляется возможным увидеть в этой административной фигуре кумуляцию компетенции и прав некоторых высших должностных лиц Империи.

    Прежде всего представляется возможным указать на должность Председателя Комитета Министров, чье формальное положение главы коллегии и вытекающие отсюда процедурные права (руководство заседанием и т.п.) унаследовал глава правительства; также представляется возможным указать на сферу компетенции министра внутренних дел, который, по признанию современников, до конституционной реформы являлся фактическим премьером - лицом, несшим всю полноту ответственности за формирование и осуществление внутренней политики Империи. Одновременно с этим можем сослаться на четкую юридическую формулу, выведенную бароном Б.Э. Нольде в его превосходном исследовании, которой он пытался объяснить природу власти Предсовмина: "Если закон по общему правилу не налагает на Монарха обязанности управлять при участии Совета Министров, то, напротив того, обязанность обращения к Совету Министров в делах управления самым категорическим и определенным образом возложена на министров. В этом основной источник авторитета и влияния этой коллегии на дела управления. Этот авторитет и влияние почерпается Советом не сверху, не путем делегации ему части прав Монарха, а снизу, путем делегации ему части полномочий отдельных министров" [Там же. С. 193] .

    Итак, Председатель Совета Министров как глава Правительства Империи осуществлял общее руководство деятельностью Совета: он получил право всеподданнейших докладов, которым ранее пользовался каждый министр (ст. 7 отд. I Указа от 19 октября 1905 г.); представлял Совет и любое из министерств по делам общего управления в Думе и Госсовете (ст. 6 отд. I. Там же ); он требовал от подчиненных ему министров предоставления всех необходимых сведений (ст. 8 отд. I. Там же ); приглашал на заседания Совета своей властью необходимое количество экспертов; санкционировал осуществление министрами мер по законодательным проектам и по делам общего управления (ст. 13. Там же ). Вместе с тем предполагавшееся в прежних проектах наделение Предсовмина широкой дисциплинарной властью, например предполагалось предоставить ему единственному право представлять Императору кандидатуры на тот или иной министерский пост, право инициировать перед ним отставку того или иного министра, не состоялось. Вместо этого принята была статья неопределенного содержания: "Предположения начальников ведомств, принадлежащих к министерскому устройству, о замещении главных должностей высшего и местного управления поступают на обсуждение Совета Министров" (ст. 15 отд. I Указа от 19 октября 1905 г.). Одновременно с этим к ведению исключительно Императора относились назначения по ведомствам: военному, иностранных дел, Двора и уделов. Председатель не наделялся правом решающего голоса в случае разделения мнений членов Совмина поровну (ст. 16. Там же ).

    По составу Совмин периода 1906 - 1917 гг. не претерпевал серьезных изменений, единственное новшество - это упразднение председательствования в нем Императора, хотя ст. 5 отд. I Указа от 19 октября 1905 г. предусматривала случаи, когда "Императорскому Величеству благоугодно председательствовать в Совете Министров, Председатель Совета участвует в нем на правах члена". Членами Совета являлись все министры и главноуправляющие ведомств, состоящих на правах министерств, начальники прочих учреждений присутствовали на заседаниях Совета Министров "лишь по предметам своего ведомства" (ст. 2 отд. I. Там же ). Как мы указывали выше, Предсовмина мог приглашать на заседания Совета экспертов.

    Дальнейшая практика существования Совета Министров как коллегиального правительственного органа была подвержена разноплановым, подчас противоположным влияниям и направлениям. Огромное значение для положения Совмина имели и личностные качества его Председателя. В этой связи история правительственной коллегии после 1906 г. может делиться на два периода: при П.А. Столыпине и после него. Мощь и государственный ум Петра Аркадьевича Столыпина, планы его реформ по преобразованию государственного управления России, осуществись они, как знать, не прошло бы по стране "красное колесо". Другая сумма влияний выражалась в интенсификации управления различными отраслями государственной жизни. В этой связи привлекает внимание практика создания межведомственных комитетов под эгидой Совмина: малый Совмин (так он именуется в литературе), посвященный рассмотрению технических и малозначительных дел, подведомственных Совету; Особое совещание по делам Великого княжества Финляндского, созданное в 1907 г. в связи с изменением статуса Императора - Великого князя: между ним и этой провинцией после 1906 г. стала Государственная Дума (подробно этот вопрос мы рассмотрели выше); Комитет по заселению Дальнего Востока, образованный в 1909 г. в рамках общей столыпинской аграрной реформы, и др.

    Вместе с тем расширение общей государственной политики, направленной на вмешательство государства в экономику, ставило перед правительством задачу более широкого и глубокого регулирования различных областей жизни общества. Мы бы погрешили против истины, если бы не упомянули и обратных тенденций, во главе которых стоял Император; они были направлены к постепенной ревизии всех конституционных актов 1905 - 1906 гг. Об этом достаточно много писалось до революции и после. Если оставить в стороне непозволительный тон, составлявший отличительную черту советской историографии по этому вопросу, то в целом придется согласиться, что во многом советские историки были правы. Но во многом - не значит, что во всем. Личность Николая II, убитого большевиками вместе с детьми, обязывает видеть в его попытках "реставрации" доконституционных порядков лишь шаги к улучшению далеко не идеального порядка управления Россией после 1906 г. Он понимал эти шаги так, как мог, но это вовсе не повод к предвзятой обструкции его политики; очевидно, что речь в данном случае может идти только о той системе ценностей, которой он руководствовался, и о той, которой руководствуются его хулители.

    Нападение Германии на Россию в августе 1914 г. поставило перед ней задачу организации управления армией и тылом, управления всем народным хозяйством. Немаловажную роль в реорганизации промышленности страны на военный лад сыграла система так называемых особых совещаний - уникальных органов управления отдельными отраслями промышленности. Совещания создавались под руководством соответствующего министерства, включая одновременно представителей промышленных кругов и рабочих. Всего по Закону от 17 августа 1915 г. было создано четыре особых совещания: по обороне; по перевозкам; продовольствию и топливу. Система возглавлялась Особым совещанием по обороне и действовала в теснейшем взаимодействии с органами военного и гражданского управления.

    19 октября (1 ноября) 1905 г. согласно указу Николая II «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» была возобновлена деятельность Совета министров. Все министерства и главные управления объявлялись частями единого государственного управления.

    Создание Совета министров в 1857-1861гг. не привело к появлению органа управления, способного устранить разрозненность и несогласованность в действиях министров и обеспечить хотя бы относительное единство деятельности центральных правительственных учреждений. Поскольку вся власть сосредоточивалась в руках императора, дела решались в основном посредством представления на высочайшее усмотрение всеподданнейших докладов, объективно несовместимых с принципом коллегиальности в управлении.

    В 1905 г., в связи с образованием Государственной думы, Совет министров был преобразован. На преобразованный Совет возлагалось «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам, как законодательства, так и высшего государственного управления».

    В состав Совета входили министры внутренних дел, финансов, юстиции, торговли и промышленности, путей сообщения, народного просвещения, военный, морской, императорского двора и уделов, иностранных дел, главноуправляющий землеустройством и земледелием, государственный контролёр и обер-прокурор Синода. Главы других ведомств участвовали в заседаниях Совета только при рассмотрении дел, непосредственно касавшихся компетенции их ведомств. Председателем Совета министров был не сам император, как это было ранее, а назначавшееся им лицо из числа министров.

    Председателями Совета министров с 1905 по 1917 гг. были: С.Ю.Витте (1905-1906); И.Л.Горемыкин (апрель-июль 1906); П.А.Столыпин (1906-1911); В.Н.Коковцов (1911-1914); И. Л. Горемыкин (1914-1916); Б. В. Штюрмер (январь-ноябрь 1916); А. Ф. Трепов (ноябрь-декабрь 1916); Н. Д. Голицын (1916-1917).

    Делопроизводство Совета министров велось его постоянной канцелярией (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета. Заседания Совета стали проводиться регулярно, несколько раз в неделю и фиксировались в специальных журналах.

    К кругу ведения Совета министров относились: направление законодательных работ и предварительное рассмотрение предположений министерств, ведомств, особых совещаний, комитетов и комиссий по законодательным вопросам, вносившимся в Государственную думу и Государственный совет ; обсуждение предложений министров по общему министерскому устройству и о замещении главных должностей высшего и местного управления; рассмотрение по особым повелениям императора дел государственной обороны и внешней политики, а также дел по Министерству Императорского Двора и уделов . Помимо этого, Совет министров обладал значительными правами в области государственного бюджета и кредита.

    Никакая, имеющая общее значение, мера управления не могла быть принята главами ведомств помимо Совета министров, однако из ведения Совета фактически были изъяты дела государственной обороны и внешней политики, а также дела Министерства Императорского Двора и уделов - они вносились на рассмотрение Совета министров лишь по особым повелениям императора или главами этих ведомств. Вне компетенции Совета министров также находилась ревизионная деятельность Государственного контроля, Собственная е. и. в. канцелярия и Собственная е. и. в. канцелярия по учреждениям имп. Марии.

    В связи с упразднением Комитета министров в 1906 г., к Совету министров перешло большинство оставшихся за Комитетом функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др.). Позднее, в 1909 г., для рассмотрения этих «комитетских дел» был образован так называемый Малый Совет министров.

    Совет министров прекратил свою деятельность 27 февраля (12 марта) 1917 г. в ходе Февральской революции . Функции Совета министров как высшего органа государственного управления перешли к образованному 2 (15) марта 1917 г. Временному правительству.

    Лит.: Витте С. Ю. Воспоминания. Т. 2-3, М., 1960; Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг. Т. 1. СПб., 1998; Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1968; Законодательные акты переходного времени... . СПб., 1909; Макаров С. В. Особое Совещание 17 января 1905 г. (К проблеме объединения министерского управления в Российской империи) // Правоведение. 1993. № 3; Макаров С. В. Преобразование Совета министров Российской империи в 1905 г.: Государственно-правовые проблемы // Правоведение. 1996. № 1; Совет министров // Большая советская энциклопедия. Т. 24. Кн. 1. М., 1977.

    См. также в Президентской библиотеке:

    Об упразднении Комитета министров, передаче его функций в ведение Совета министров и установлении порядка ведения дел по Канцелярии Совета министров за период с 10 октября 1905 года по 7 января 1917 года. РГИА. Ф. 1276. Оп. 1. Д. 29 ;

    Полное собрание законов Российской империи: Собрание 3-е. СПб., 1908. Т. 25. № 26820. С. 759 .

    СОВЕТ МИНИСТРОВ, высший правительственный орган Российской Империи. Первоначально (окт. 1857) Совет министров был учрежден неофициально. С 12 нояб. 1861 он существовал официально, наряду с Государственным Советом и Комитетом министров. В состав Совета министров входили министры и приравненные к ним главноуправляющие ведомств, председатель Государственного Совета и председатель Комитета министров, а также - по особому назначению царя - другие высшие чиновники. Председателем Совета министров был царь, ему же принадлежала инициатива вынесения на рассмотрение Совета министров всех вопросов. Совет министров обсуждал дела общегосударственного характера, материалы и годовые отчеты о деятельности ведомств, доклады министров с предложением преобразований и реформ и др.

    Большинство заседаний Совета министров проходило в 1858-64. В 1870-х его заседания проводились редко, а с 11 дек. 1882 прекратились вообще. На предпоследнем заседании Совета министров (8 марта 1881) были отвергнуты проекты М. Т. Лорис-Меликова. Работа Совета министров возобновилась только в янв. 1905. В июне-июле 1905 Совет министров обсуждал подготовленные комиссией А. Г. Булыгина проекты нового законосовещательного учреждения, которое именно в совете получило название Государственной думы.

    19 окт. 1905 Советом министров был утвержден подготовленный председателем Комитета министров С. Ю. Витте проект закона «О мерах к укреплению единства в деятельности Министерств и Главных управлений». По этому закону Совет министров был преобразован, и на него было возложено «направление и объединение действий Главных начальников ведомств по предметам как законодательства, так и высшего государственного управления». Совет Министров, кроме того, рассматривал предварительные предложения начальников ведомств, совещаний и комиссий по вопросам законодательства перед внесением их в Государственную думу и Государственный Совет; «всеподданнейшие» доклады министров; обсуждал распоряжения начальников ведомств, имевшие общегосударственное значение, предложения начальников ведомств по общему устройству министерств и замене главных должностных лиц; утверждал уставы акционерных обществ.

    В состав Совета министров входили министры, главноуправляющие, государственный контролер, обер-прокурор Синода, а также председатель Государственного Совета и наместник Кавказа. Председатель Совета министров назначался царем из высших чиновников, пользующихся особым его доверием. Делопроизводство Совета министров велось постоянной канцелярией Совета министров (в XIX в. делопроизводство Совета министров вела канцелярия Комитета министров) во главе с управляющим делами Совета министров. Председатель Совета министров получил огромные права первого чиновника в государстве, ближайшего сотрудника царя. Относительно самостоятельными были в Совете министров министры: военный, морской, двора и государственный контролер, имевшие право выносить на рассмотрение Совета министров лишь те меры, которые находили нужными обсудить совместно. Заседания Совета министров проводились регулярно 2-3 раза в неделю и фиксировались в специальных журналах. С 1906 компетенция Совета министров расширилась. По ст. 87 Основных законов Российской Империи от 23 апр. 1906 в случае прекращения заседаний Государственного Совета и Государственной думы Совет министров обсуждал законопроекты и через председателя передавал их на утверждение царя как «высочайшие указы», которые вступали в действие без рассмотрения их в законодательном порядке. Это обеспечивало принятие любого закона без обсуждения в Государственной думе и Государственном Совете. Только между 1-й и 2-й Государственными думами (июль 1906 - февр. 1907) через Совет министров было проведено 59 чрезвычайных «указов» по ст. 87. После упразднения Комитета министров 24 апр. 1906 большая часть его административных функций (введение, продление и прекращение положений об усиленной и чрезвычайной охране, назначение местностей для водворения ссыльных, усиление личного состава жандармерии, полиции, надзор за городским и земским самоуправлением, учреждение компаний и др. - всего 42 категории дел в 1909) была передана в Совет министров.