• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Вместо частных конфликтов возникает один макро конфликт - стихийный бунт, военный переворот, революция или гражданская война, которые требуют от общества очень высокой социальной платы.

    Консенсус как средство решения конфликта

    Консенсус (от латинского consensus - согласие, единодушие) - состояние согласия основных социальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемых решений, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода форму связи граждан между собой и с обществом в целом. Принцип консенсуса предполагает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базируется на признании неотъемлемых прав личности. Попытки игнорировать консенсус как метод решения спорных вопросов в плюралистическом обществе неизбежно порождает противоборство сторон, приводят к конфронтации.

    Термин "консенсус" был введен в научный оборот О. Контом, в сочинениях которого он имел две трактовки:

    1. Без консенсуса нельзя мыслить элементы системы в качестве развивающихся, ибо движение предполагает согласованность. На этом основании он объявил консенсус основополагающим моментом социальной статики и динамики.

    2. Консенсус - субъективное согласование, т.е. форма социальной солидарности, особым способом связывающей человечество в единый коллективный организм - "Великое существо".

    Консенсус как средство решения конфликтов использовался в период буржуазной демократии. Механизм плюралистического выбора, имеющий ключевое знание, "сегодня приводит к консенсусу в той мере, в какой мнение тех, кто предлагает варианты программ, становится мнением некоего декларированного большинства, хотя в действительности, как правило, это политика, существующая благодаря терпимости индифферентных масс"

    В современном либерально-демократичесом государстве «консенсус распространяется лишь на максимально гибкие процедуры решения конфликтов внутри общества. В тоталитарном государстве требуется полное, безоговорочное согласие, которое при необходимости внушается с помощью соответствующей, приспособленной для этого пропаганды»В авторитарном обществе «властьимущие не терпят внешнего проявления инакомыслия в отношении а целей, та и средств политики».

    Следовательно в любом государстве должны существовать политические институты, способные справиться с конфликтом и обладающие монополией на законное принуждение. Объективно конфликт и консенсус являются неразрывно связанными в политической практике как неотъемлемые элементы социальной системы Процесс институализации конфликтов предполагает три относительно самостоятельных этапа: предупреждение возникновения конфликта, контроль за его протеканием, разрешение конфликта.

    Современная политическая наука выделяет следующие пути и методы управления конфликтами.

    ü стратегические, ориентированные на предупреждение конфликтов и кризисов на основе научного прогноза и упреждающего создание правовых, политических, экономических и социально-психологических институтов и условий для стабильного развития социальной системы.

    ü тактические, включающие контроль и урегулирование возникающих конфликтов с использованием силовых средств по отношению к их участникам посредствам налаживания переговорного процесса.

    ü оперативные, которые предполагают разовые действия по ограничению конфликта и устранению его последствий.

    В условиях консенсусной демократии стратегические, тактические и оперативные пути управления конфликтами взаимодополняют друг друга.

    Относительная оценка уровня консенсуса в обществе может быть «дана на основе трех различных параметров; во-первых, системы правил и регулирующих механизмов разрешения конфликтов, возникающих внутри этой системы; в третьих, метода разрешения конфликта»

    Для либерально демократического государства характерна демократия, т.е. низкий уровень оппозиции к существующему внутри государства своду правил и механизмов разрешения политических конфликтов, что является свидетельством легитимности существующего государственного строя и стабильности государства; низ0ий уровень конфликтности относительно существующей власти, т.е. речь идет о характере и интенсивности политических расхождений между партиями; широкие возможности создания коалиции, наличие эффективного механизма предупреждения конфликта, заложенного в корпоративных отношениях.

    Таким образом, полнота реализации принципа консенсуса и содержание консенсусной демократии обусловлены такими факторами, как формы правления, тип политического режима, направленность деятельности партий и общественных движений, исторические, этнические, религиозные, культурные особенности страны и т.д.

    Путь к консенсусу предполагает сложный и длительный процесс обмена требованиями, встречными предложениями, которые обоснованы, объяснены с точки зрения пользы, справедливости, взаимной выгоды сторон, участвующих в конфликте.

    «Именно таким образом политические и законодательные программы прокладывают путь к исполнительным учреждениям, законопроекты проводятся через законодательные органы, административные нормы, находят поддержку у бюрократии. Проблема поиска соглашений в этих системах обширна и сложна не только в силу многообразия интересов и идей, но и потому, что процесс формирования и реализации политики открыт для различных влияний и интересов, и правительство вынуждено реагировать на многочисленные противоречивые требования».

    Наиболее благоприятные условия достижения политического консенсуса возникают при всеобщей распространенности норм приверженности легитимным процедурам, идеям всеобщего благосостояния, стремлению разрешить противоречия интересов личности, этических, экономических, религиозных, лингвистических и иных групп. Роль примирения различных интересов призваны решать политические институты, законодательные органы, суды, коалиционные политические партии, публичные школы. «Гражданское согласие на основе консенсуса усиливает легитимностный характер политической системы, делает ее более стабильной, укрепляет взаимосвязь с гражданским обществом. При этом различают два вида консенсуса: персонифицированный и общественный. Персонифицированный консенсус распространяется на тех, кто занимает ключевые позиции в государственных органах и общественных органах и принимает решение, влияющее на жизнедеятельность людей. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между подавляющим большинством граждан по наиболее важным социальным проблемам.

    Консенсусу в обществе может способствовать система контроля за конфликтной ситуацией. Она включает:

    ü Взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы.

    ü привлечение арбитров, беспристрастный подход которых конфликтующим сторонам гарантирован.

    ü полное использование существующих или принятых новых правовых норм, административных актов и процедур, способствующих сближению позиций противоборствующих сторон.

    5.___

    2. Взаимосвязь каких сфер общества раскрывается в данном отрывке? Свое мнение обоснуйте, ссылаясь на текст. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 9.9. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите наименования групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право. Количество строк таблицы является примерным.

    Основные группы прав и свобод

    Права и свободы

    Часть III . Сочинение-эссе.

    Задание 9.10. Уважаемые участники!

    Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

    1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

    2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. ()

    3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

    4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

    5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

    6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

    Часть I .

    Задание 10.1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

    1.1. Билль, шариат, закон, обычай, указ._______________________________________

    _________________________________________________________________________

    9. Когда производительность труда растет медленно, тогда уменьшается себестоимость продукции.

    10. Курортный сбор относится к местным налогам на территории РФ.

    Задание 10.4. Найдите в приведенном перечни признаки понятия «право» и впишите их буквенные обозначения:

    А. является совокупностью социальных норм

    Б. находится в строгом соответствии с нормами морали

    В. носит общеобязательный характер

    Г. носит системный характер

    Д. не требует обязательного признания государством

    Е. регулирует все общественные отношения

    Ж. не носит персонифицированный характер

    И. определяет исключительно границы возможного поведения

    К. определяет исключительно границы возможного и должного поведения

    Л. имеет формальную определенность

    Ответ: _________________________________________

    Задание 10.5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены характерные черты двух различных социально-исторических типов общества.

    1 . Формирование данного типа общества связано с распространением крупного машинного производства. 2. Происходит переходом от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг. 3. Господства собственников сменяется господством носителей знаний и профессиональных умений. 4. Важнейшую роль играет процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни. 5. Утверждаются принципы свободной конкуренции, стремление к извлечению максимальной прибыли. 6. Классовое деление уступает место профессиональному. 7. Возникают социальные группы предпринимателей и наемных работников. 8. Происходит становление демократии, гражданского общества и правового государства. 9. По мнению ряда исследователей, теоретические науки начинают преобладать над прикладными. 10. В ряде стран противоречия становления этого типа общества привели к возникновению тоталитарных режимов. 11. Идет процесс гуманизации производства и управления, повышения роли человеческого фактора, экономической психологии в хозяйственной деятельности.

    5.1. Озаглавьте колонки таблицы.

    5.2. Впишите в колонки таблицы порядковые номера предложений,

    отражающих характерные черты соответствующих типов.

    Задание 10.6. Во многих школах края имеются общешкольные уголки символики, но и в отдельных кабинетах оформлены стенды. Для оформления используются изображения символики Российской Федерации и Хабаровского края. Ученики оформили уголок в классе. Найдите ошибку(ки) в подписи к изображениям:

    А. Государственный герб Российской Федерации

    Б. Государственный флаг Российской Федерации

    В. Государственный флаг Хабаровского края

    Г. Государственный герб Хабаровского края

    Ответ:

    А________________________________________________________________________________

    Б________________________________________________________________________________

    В________________________________________________________________________________

    Г._______________________________________________________________________________

    Задание 10.7. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина. Укажите:

    1) Краткое определение термина.

    2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

    7.1. Бонапартизм

    1. _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. _____________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7.2. Линчевание.

    1. _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    7.3. Маниловщина.

    1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    2. _______________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Задание 10.8. Замените выделенный курсивом

    8.1. По существующим тестам на

    ____

    8.2. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.__________________________________

    8.3. В мире концентрация капитала через союзы многих лиц для ведения какого-либо промышленного или торгового предприятия, члены которых участвуют в деле лишь в известной доле всего собранного для ведения дела капитала, породила тресты, в которых предприятия лишены производственной и коммерческой самостоятельности и «доверены» единому управлению.

    ________________________________________________________________________________

    8..4. Сторонники социального происхождения системы воззрений на жизненное назначение человека, охватывающее понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни считали, что идеал единства отражает потребность любого сообщества в стабильности, порядке и взаимопомощи .__________________________________________________________

    Часть II . Сочинение-эссе.

    Задание 10.9 Уважаемые участники! Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

    1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

    2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. ()

    3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

    4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

    5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

    6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

    ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

    МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА УЧЕБНЫЙ ГОД

    Часть I .

    Задание 11.1. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните , почему вы так решили.

    1. Вексель, акциз, чек, акция, облигация.__________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    2. Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество_____________________________

    _____________________________________________________________________________

    Б. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.

    В. Предприниматель взял в аренду офис.

    Г. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.

    Д. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.

    Е. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.

    Ж. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил договор о послепродажном гарантийном обслуживании.

    Ответ: _______________________________________________________________________

    Задание 11.4. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

    1. Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летнего С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь?

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    2. Депутатская фракция Государственной Думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.

    Каково должно быть заключение экспертов с позиций международного и внутреннего законодательства? ____________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Задание 11.5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

    Типы обществ

    Текстовые фрагменты

    1 . Аграрное общество

    2 . Индустриальное общество

    3. Информационное общество

    А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

    Б . По высказыванию всероссийского старосты - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

    В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

    Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

    Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

    З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А. де Токвиль)

    Задание 11.6. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

    1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10.Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.


    Задание 11.7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

    1. По существующим тестам на совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи можно судить о вербальных навыках, необходимых для достижения успеха в современных индустриальных обществах с развитым традиционным образованием.

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    2. Согласно Марксу интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов рынка, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их групп, организованных для достижения конкретных целей, характеризующихся наличием общего интереса среди их членов.

    Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

    Антагонизм – непримиримое противоречие.

    Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

    Арбитр – третья сторона в конфликте.

    Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

    Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

    Внутриличностный конфликт – конфликт внутри психического мира личности; представляет собой столкновение ее противоположно направленных мотивов.

    Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

    Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).

    Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

    Групповые конфликты – конфликты, возникающие в системах социального взаимодействия: «личность-группа» или «группа-группа».

    Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

    Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

    Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

    Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам.

    Инцидент – 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

    Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

    Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.

    Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис – это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

    Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

    Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

    Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

    Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

    Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

    Конфликтогены – это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

    Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

    Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

    Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

    Маргиналы – неадекватные, неприспособившиеся к социальным условиям люди.

    Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

    Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника – медиатора.

    Межличностные конфликты – противоборство личностей в процессе социального взаимодействия, возникающее на основе противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий.

    Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

    Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

    Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

    Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

    Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.

    Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

    Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

    Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

    Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

    Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

    Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

    Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.

    Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

    Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

    Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

    Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

    Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

    Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

    Социальная напряженность – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

    Статус – реальное положение личности в системе внутригруппо-вых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

    Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

    Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

    Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

    Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

    Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

    Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

    Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

    Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

    Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

    - 30.79 Кб

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

    Реферат

    ТЕМА. Консенсус и конфликт в политике

    Введение………………………………………………………… ……………..….3

    1. Понятие консенсуса в политике ………………………………………………4

    2.Источники и формы политических конфликтов………..........………………. 5

    3.Структура политического конфликта…………………………........... ………..7

    4.Способы и методы разрешения конфликтов……..........…………………… ...9

    Заключение…………………………………………………… ………………….12

    Список литературы………………………………… ……………………………14

    Введение

    Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая конфликтология. Если политика - всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.

    Конфликт становится политическим тогда, когда в его содержании обнаруживается стремление субъектов выразить и отстоять собственные интересы, реализация которых ведет к изменению системы властных отношений.

    Политический конфликт - острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимным проявлением различных политических интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической и государственной власти, овладения ведущими позициями в институтах и властных структурах, борьбы за право на влияние или доступ к принятию важных решений по вопросам власти и собственности в обществе.

    1. Понятие консенсуса в политике

    Консенсус - (лат. consensus - согласие) метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствия принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. Принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений. Метод консенсуса признан также в ряде органов ООН, применяется на международных конференциях и совещаниях, проводимых в её рамках. Одно из многих слов, ведённое в оборот в начале демократических реформ в целях манипуляции общественным мнением. Замена русских слов, составляющих большие однокоренные гнёзда и имевших устоявшиеся коннотации (побочные смыслы), на иностранные или изобретённые слова приняла на радио и телевидении России такой размах, что вполне можно говорить о семантическом терроре, который наблюдался в 30 е годы в Германии. Сегодня о вторжении в язык с целью программировать поведение известно так много, что вдумчивый человек может использовать это знание в личной практике. Художественное осмысление дал писатель Дж. Оруэлл со своим образом « новояза » в романе-антиутопии «1984» . Дж. Оруэлл дал фантастическое описание тоталитарного режима , главным средством подавления в котором был новояз - специально изобретённый язык, изменяющий смысл знакомых слов. Таким образом, слово «консенсус» - это самый что ни на есть типичный представитель нового демократического новояза, при помощи которого порабощается народ .

    2. Источники и формы политических конфликтов

    Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

    Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

    Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

    Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

    Различают три основных типа политических конфликтов.

    1. Конфликт интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога»; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.

    2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

    3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом, этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

    В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: 1.межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), 2.государственным (субъекты - ветви власти, политические партии и т.д.), 3.региональным (субъекты - региональные политические силы), местным.

    Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

    Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность «верхов» управлять по-старому, наличие «субъективного фактора», то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия.

    3. Структура политического конфликта

    Как уже отмечалось выше, конфликт выступает как один из видов социального взаимодействия и соответственно имеет определенную структуру. Структуру конфликта можно определить, как совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов социального конфликта.

    Участники конфликта (индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции и др.). Нет участников - нет конфликта.

    Предмет конфликта (само противоречие, точка пересечения интересов конфликтующих сторон. Следует отметить, что существуют конфликты, не имеющие предмета. Их называют нереалистичные конфликты. Это противоборство, обусловленное не наличием у сторон противоположных целей, но необходимостью разрядки напряжения для одной или обеих сторон.)

    Конфликтные действия (т.е. непосредственное конфликтное взаимодействие. Их можно разделить на активно-конфликтные (вызов) и пассивно-конфликтные (ответ на вызов). Некоторые авторы к конфликтным действиям относят «избегание конфликта» или «приспособление к конфликту». Правомерно эти понятия рассматривать не как конфликтные действия, а как конфликтное поведение. Конфликтные действия можно разделить на наступательные и оборонительные. Наступательные связаны со стремлением причинить вред, ущерб противной стороны. Оборонительные - с защитой своих позиций).

    Условия конфликта (физическая, социальная среда. Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной. Например, наличие социальной или экологической напряженности, уровень преступности, качество работы правоохранительных органов, низкая покупательная способность населения в регионе и др.)

    Последствия конфликта (они сказываются не только на участниках, но и на состоянии социума, на перспективах будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий. Следует отметить, что последствия социальных конфликтов интерпретируются в обществе неоднозначно).

    4. Способы и методы разрешения конфликтов

    Центральная проблема конфликтов - их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

    Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.

    Компромисс определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью называются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил.

    Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

    Консенсус - универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

    Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие, оно подразумевает:

    Предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.)

    Разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

    С учетом основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

    Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

    Существуют четыре способа разрешения конфликтов:

    1. соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

    2. соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

    3. соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

    4. застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

    Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры - ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

    Заключение

    Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.

    В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения, детерминированную несовместимостью коренных интересов субъектов политики, установкой на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов. В трансформирующихся обществах политический конфликт может проявляться в острых и своеобразных формах.

    Главная функция конфликтов заключается в коррекции, главным образом в положительную сторону, аспектов политической системы, так как только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

    В современных условиях конфликты в России - единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

    Список литературы

    1. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2001. - 88-89 с., 369-373 с.

    2. Соколов С.В. Социальная конфликтология: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 158 - 161с.

    3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: - Юристъ, 2001. - 481-498 с., 505с.

    4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. 46-48 с., 78-84с., 230-245с.

    5. Санистебан Л.С. Основы политической науки. М, 1992. С. 86

    6. Введение в теорию международного конфликта. Учебное пособие. М. , РАГС. 1996. С.12

    7. В.В.Лунев. Преступность в межнациональных конфликтах.//Социологические исследования. 1995. № 4 4.Способы и методы разрешения конфликтов
    Заключение
    Список литературы

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

    ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ ЗАДАНИЙ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

    МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА 2008-2009 УЧЕБНЫЙ ГОД

    11 класс

    Часть I .

    Задание 11.1. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните, почему вы так решили.

    1. Вексель, акциз, чек, акция, облигация.__________________________________________

    ____

    2. Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество_____________________________

    3. Хабаровский край, г. Москва, Камчатский край, Ванинский район_________________

    _____________________________________________________________________________

    Задание 11.2. «Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «Да», если не согласны – «Нет». Внесите свои ответы в таблицу.

    1. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.

    2. В случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства.

    3. Онтология является философской дисциплиной, изучающей общество

    4. Деньги позволяют накапливать сокровища в наиболее ликвидной форме.

    5. Субкультура – автономное, целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей.

    6. В соответствии с законом адвокатская деятельность не является предпринимательской.

    7. Результат познания зависит от возрастных и индивидуальных характеристик субъекта познания.

    8. Согласно закону стоимости величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товаров.

    9. Наличие фрикционной безработицы свидетельствует об углублении кризисных процессов в экономике.

    10. Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков.

    Задание 11.3. Найдите в приведенном ниже списке юридические факты, которые являются действиями.

    А. Новобрачные получили в подарок загородный дом.

    Б. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.

    В. Предприниматель взял в аренду офис.

    Г. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.

    Д. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.

    Е. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.

    Ж. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил договор о послепродажном гарантийном обслуживании.

    Ответ: _______________________________________________________________________

    Задание 11.4. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

    1. Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летнего С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь?

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    2. Депутатская фракция Государственной Думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.

    Каково должно быть заключение экспертов с позиций международного и внутреннего законодательства? ____________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Задание 11.5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

    Типы обществ

    Текстовые фрагменты

    1 . Аграрное общество

    2 . Индустриальное общество

    3. Информационное общество

    А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

    Б . По высказыванию всероссийского старосты М.И. Калинина - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

    В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

    Экономия времени и денежных средств.

    Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

    Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

    Д . Чрезмерные капиталовложения в тяжелую промышленность подорвали финансовую систему страны. Нехватка средств заставила государство прибегнуть к принудительным внутренним займам. В течение многих лет граждане СССР «подписывались на заем» в размере одно- двухнедельного заработка.

    Е . А рыцари без ссор и беззлобно проводят остаток дня, соревнуясь между собой. Кто берет верх в той игре, которою развлекался, того Артур награждает каким-либо щедрым подарком. По истечении трёх первых дней этих празднеств, созываются все, кого он возвысил и кто ему подчинен, и он жалует их всевозможными милостями.

    Ж .Наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни; наука становится массовым видом деятельности.

    З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А.де Токвиль)

    Задание 11.7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

    1. По существующим тестам на совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи можно судить о вербальных навыках, необходимых для достижения успеха в современных индустриальных обществах с развитым традиционным образованием.

    _____________________________________________________________________________

    2. Согласно Марксу интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов рынка, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их групп, организованных для достижения конкретных целей, характеризующихся наличием общего интереса среди их членов.

    _____________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    3. Разве Эсхил и Софокл не создали свои великолепные трагедии много раньше, чем Аристотель построил на основании их творений первую систему представлений о прекрасном в природе и искусстве, разве какая-нибудь теория вдохновила Шекспира?___________________________________________________________________

    ____________________________________________________________________________

    4. От обыденной жизни эта форма свободного самовыражения человека, не связанная с достижением утилитарной цели, доставляющая радость сама по себе, обособлена прежде всего отведенными для нее пространством и временем, и с этой обособленностью связано ее качество как культурной формы, которая может и повторяться и стать традицией

    Задание 11.8. Прочитайте текст и выполните задания к нему

    «Власть (1) варьируется от состояния полной анархии до жестокой диктатуры. В сущности антиномия (2) между ними делает достижение более или менее приемлемого положения между этими двумя крайностями весьма трудным делом. Как показывает исторический опыт, всякая анархия , (3) беспорядок, революция (4) кончаются установлением самых крайних форм всевластия. Если в обществе господствует нетерпимость, хаос, война всех против всех, то рано или поздно это кончается установлением той или иной формы диктатуры . (5) В новое время более или менее приемлемое решение данной проблемы было найдено на путях создания политической демократии и правового государства. Государство основано на силе, в правовом государстве эта сила узаконена, более того, она строго подчинена нормам права . (6) В правовом государстве четко и точно определены как формы, пути и механизмы деятельности государства, так и пределы свободы (7) граждан, гарантируемые правом. Это значит, что государство связано правом; оно вправе разрабатывать и принимать тот или иной закон, но само в свою очередь обязано действовать в рамках этого закона, подчиняться ему. Более того, оно подсудно своим собственным судам и может быть осуждено ими. Соответственно представление о правовом государстве ассоциируется с двумя основополагающими принципами: порядок в государстве и защищенность граждан. Отцам-основателям либерального мировоззрения (8) принадлежит идея, что в государстве должны властвовать не отдельные личности (9), а право и законы».

    1. Дайте определение всем выделенным курсивом терминам.

    2. Какие еще, помимо указанных в тексте, признаки правового государства вы знаете? Назовите их.

    3. Какая словесная формула, выдвинутая известным английским философом XVII века, использована в тексте? Назовите этого философа. В каком контексте он ее использовал?

    ОТВЕТ:

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Часть II. Сочинение-эссе.

    Задание 11.9 Уважаемые участники! дПеред вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

    1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

    2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. (Ж.П. Сартр)

    3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

    4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

    5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

    6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

    • < Назад
    • Вперёд >