• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Чем социальные революции отличаются от реформ? Чем характеризуется постиндустриальное общество?

    Подумай: Что общего между развитием общества и эволюцией в мире природы? Можно ли считать революции "локомотивами истории"? В чем состоят глобальные проблемы человечества?

    Изменчивость и стабильность . Па уроках истории вы неоднократно убеждались в том, что с течением времени усложняются формы общественного устройства, меняется образ жизни людей, совершенствуются технологии. Это свидетельствует о развитии общества. При этой источники этого развития находятся в самом обществе. Рассматривая на уроках истории крупные событии, значимые социальные процессы, ведущие к преобразованию общественной жизни, вы всегда выявляли их причины, основные движущие силы.

    Интенсивность, глубина общественных изменений оценивались по-разному. Многие философы, социологи, историки поддерживали идею эволюционного развития. Сторонники эволюционизма подчеркивали постепенность изменений, преемственность в развитии различных сторон общества. Проявлением преемственности может служить следование традициям, которые существуют в каждом обществе.

    Есть традиции, сложившиеся столетия назад, есть возникшие сравнительно недавно. К последним можно отнести, к примеру, ежегодное новогоднее обращение главы нашего государства к народу.

    Отрицать постепенный, эволюционный характер многих изменений в обществе не приходится. Вместе с тем проведение прямых аналогий между обществом и природой не позволяет понять специфику общественных явлений. Так, вряд ли к обществу в полной мере применимо положение о необратимости изменений. История знает примеры регресса, упадка, возврата к более примитивным формам организации. (Вспомни такие факты из курса истории.) В отдельных случаях возврат к более простым структурам служил гарантией выживания: именно печка, колодец и собственный огород, а не городская квартира без тепла и света помогали выжить людям в годы военного лихолетья.

    Иной взгляд па проблему отстаивали последователи марксизма. Согласно этому учению решающую роль в обновлении общества играют социальные революции. Именно их К. Маркс называл "локомотивами истории". Истоки революции, по его мнению, лежат в непримиримом конфликте тех социальных сил, которые олицетворяют уходящий экономический строй, с классами, заинтересованными в утверждении новых порядков. В ходе революции передовой класс свергает реакционный строй, берет власть в свои руки и осуществляет назревшие перемены во всех сферах жизни общества. Таким образом происходит качественный скачок в развитии общества.

    Теория выглядит достаточно абстрактной, по сами революции, как вы знаете из курса истории, вполне реальные события, которые имели место во многих странах и часто коренным образом меняли сложившийся порядок. Не случайно ряд революций назвали великими (вспомни какие). Однако, хотя революционные изменении были значительными, они не всегда отвечали интересам широких слоев общества, а нередко расходились с представлениями самих "застрельщиков революции". Нередко революционные действия и политика новых властей усиливали трудности, уже существовавшие в обществе, утверждались диктатуры, превосходящие по своей жестокости прежние режимы. Эти черты социальных революций заставили историков и политологов отнестись более сдержанно к оценке позитивной роли революции в истории, а политиков если и призывать к революциям, то только "бархатным", лишенным элементов гражданской войны и диктаторских замашек лидеров. В современной науке эволюционная теория развития общества и теория качественных скачков не противоречат, а дополняют друг друга.

    Одной из очевидных закономерностей общественных изменении является возрастание их темпа за последние два-три века.

    Социологи иллюстрируют тенденцию к ускорению социальных изменений следующими расчетами: если представить себе историю человечества как одни сутки (т. е. 24 ч), то окажется, что земледелие было изобретено в 23 ч 36 мин, цивилизация появилась в 23 ч 5 7 мин, а современные общества - в 23 ч 59 мин 30 с. Однако за эти 30 с произошло, возможно, столько же изменений, сколько за весь «день человечества».

    Оглянитесь вокруг себя - подавляющее большинство вещей, с которыми вы имеете дело в повседневной жизни, создано не ранее середины прошлого века.

    Мнения. При оценке процесса ускорения общественного развития высказываются различные точки зрения. Один считают, что это явление - свидетельство общественного прогресса: люди создают более комфортную для себя среду существования (сокращают расстояния, облегчают коммуникацию, производят все больше удобных и красивых вещей). Другие уверены, что ускорение общественного развития приходит в противоречие с практически неизменными физиологическими и психологическими свойствами человека. В результате люди перестают справляться с творениями собственной деятельности, увеличивается число техногенных аварий и катастроф, мир становится менее безопасным.

    ? А какого твое мнение по этому поводу?

    Факты. За минувшее столетие мировое потребление воды возросла в 6 раз. Почти 90 % сточных вод не подвергается очистке. По данным ООН, более полутора миллиардов человек лишены возможности пить чистую воду.

    Большое опасение вызывает наступающее глобальное потепление. В ряде стран летняя температура бьет все рекорды, все чаще возникают тайфуны и штормы, растет их разрушающая сила.

    Человечество ищет пути разрешения экологического кризиса. Отдельные страны и регионы осуществляют практические меры, направленные на восстановление лесов, снижение загрязняющих выбросов в атмосферу, борьбу с опустыниванием земель и т. д. Однако эту глобальную проблему, как и другие, без общих усилий не решить. В начале 1990-х гг. был провозглашен новый подход к решению экологических проблем, основанный на идее устойчивого развития. Среди принципов этого подхода выделим следующие:

    Необходимо удовлетворять элементарные потребности всех людей; одна из главных причин экологического кризиса - нищета;
    - необходимо согласовывать образ жизни тех, кто располагает большими материальными средствами, с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии;
    - размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся потенциалом экосистемы Земли.

    От людей сегодня требуется признать ограниченность ресурсов планеты и изменить свой образ жизни с учетом зтого факта. (Разделяешь ли ты этот призыв? Что лично ты готов сделать для этого?)

    Появление общемировых проблем показало взаимозависимость стран и регионов. Начавшаяся в конце минувшего века глобализация усилила ее. При этом отдельные глобальные проблемы приобрели еще большую остроту.

    Проверь себя

    1. В чем выражается эволюционный характер развиния общества? чем эволюция в обществе отличается от эволюции в природе?
    2. Какое воздействие на общественное развитие оказывает социальная революция?
    3. Чем может быть вызвана необходимость проведения реформ?
    4. Каковы основные отличия реформ от революций?
    5. Что способствовало глобализации в различных сферах общества ?
    6. К каким последствиям ведет прогресс глобализации?
    7. Какие проблемы относят к глобальным?
    8. Способствует ли процесс глобализации решению общемировых проблем? Обоснуй свой вывод.

    В классе и дома

    1. Приведи примеры революций, известных тебе из курса истории. Есть ли что-то общее в причинах, проявлениях революционных событий в различных странах? Если да, назови.
    2. Как повлияли революционные события в стране на ее последующее развитие? Покажи на любом примере.
    3. С момента изобретения радио понадобилось 40 лет, чтобы число слушателей в США достигло 50 млн. Число пользователей персональными компьютерами достигло этой цифры через 15 лет после их разработки, 50 млн человек стали использовать сеть Интернет менее чем через 5 лет после ее появлении.
    Какой процесс в общественном развитии иллюстрируют эти факты?
    4. По мнению ряда исследователей, истоки современной глобализации следует искать в XVI в.- в эпохе Великих географических открытий. Попробуй обосновать или опровергнуть этот тезис.
    5. Некоторые называют глобализацию не «всемирным братством», а «всемирным пиратством». Справедлива ли такая оценка? Обоснуй свой вывод.

    Говорят мудрые

    «Мы изменили свое окружение так радикально, что теперь должны изменить себя, чтобы жить в этом новом окружении».

    И. Випер (1894-1964). американский ученый

  • 8.Философские взгляды Аристотеля.
  • 9.Религиозно-схоластический характер средневековой философии. Борьба номинализма и реализма.
  • 10.Общая характеристика философии Нового времени.
  • 11 .Френсис Бэкон - основатель английского эмпиризма. Обоснование им экспериментальной науки. "Новый Органон".
  • 12.Рационалистическая направленность научной и философской деятельности р.Декарта.
  • 13.Монистический характер философской онтологии т.Гоббса и б.Спинозы. Господство идеи механистического детерминизма в решении социальных и этических проблем.
  • 14.Традиция эмпиризма в учении о познании д.Локка. Социально-политические взгляды д.Локка.
  • 15.Особенность философской онтологии и гносеологии в воззрениях г.Лейбница.
  • 16. Субъективно-идеалистическая философия д.Беркли. Логическое завершение эмпиризма в учении д.Юма.
  • 17.Французский материализм 18 века. Критика идеализма и религии.
  • 18.Вопросы теории познания в учении и.Канта. Теория чувственного познания и его априорных форм. "Критика чистого разума".
  • 19. Этика и.Канта. Моральный закон как категорический императив. "Критика практического разума".
  • 20.Философия абсолютной идеи Гегеля. Основные черты гегелевской диалектики.
  • 21.Антропологический материализм л.Фейербаха. Сущность его критики идеализма и религии. Этика "человеколюбия".
  • 23.Русская философия конца XIX - начала XX в.В. Философия всеединства: в.Соловьев и его последователи.
  • 24.Развитие представлений о сущности материи в работе в.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"
  • 25. Позитивизм и его разновидности.
  • 3 Этапа в эволюции позитивизма:
  • 26.Экзистенциализм - философия существования. С.Кьеркегор, ж.-п. Сартр, к. Ясперс.
  • 27.Философия и её основные разделы: онтология, гносеология и аксиология.
  • 28. Познание как предмет философского анализа. Многообразие форм познания.
  • 29. Понятия «бытие» и «субстанция» в философии. Материалистический и идеалистический подходы в решении основного вопроса философии ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»
  • 30. Движение как атрибут материального мира. Движение и развитие. Проблема самодвижения и саморазвития.
  • 31. Пространство и время как основные формы бытия. Субстанциональная и релятивистская концепции. Философское значение достижений современной науки в исследовании пространства и времени.
  • 32. Теория отражения в философии. Отражение и информационные воздействия.
  • 33. Проблема сознания в философии. Сущность, структура и основные функции сознания. Сознательное и бессознательное.
  • 34. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение. Проблемы искусственного интеллекта.
  • 35. Диалектика как учение о развитии. Основные принципы, законы, категории диалектики, их взаимосвязь.
  • Соотношение законов и категорий философии
  • 36. Детерминизм как принцип причинности и закономерности. Индетерминизм.
  • 38. Категории диалектики, выражающие универсальные связи бытия: единичное и общее, явление и сущность.
  • 39. Категории диалектики, выражающие связи детерминации: причины и следствия, необходимости и случайности, возможности и действительности.
  • 40. Диалектика категорий, выражающих структурные связи: содержание и форма; целое и часть; элемент, структура, система.
  • 41. Чувственное, рациональное и интуитивное в познании.
  • 42. Понятие истины. Соотношение абсолютного и относительного в истине. Истина и заблуждение. Критерий истины. Проблема истинности и достоверности знания.
  • 43. Проблема метода в философии. Метафизика, диалектика, эклектика, софистика.
  • 44. Философия как методология научного познания. Структура научного знания: науки естественные и гуманитарные, фундаментальные и прикладные.
  • 45. Исторический и логический методы познания, метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • 46. Системный подход в научном познании. Структурный, функциональный и генетический аспекты системного подхода.
  • 47. Моделирование как метод познания. Виды моделей и их познавательная роль.
  • 48. Сущность научной проблемы. Гипотеза как форма развития науки. Структура научной теории и ее сущность.
  • 49. Общество как особая система. Основные сферы жизнедеятельности общества, их общие закономерности развития и функционирования общества. Общественное бытие и общественное сознание, их соотношение.
  • 50. Объективные условия и субъективный фактор в истории. Фатализм, субъективизм и волюнтаризм.
  • 51. Движущие силы и субъекты исторического развития.
  • 52. Общество и природа. Природная среда как постоянное и необходимое условие существования общества. Экологическое равновесие и экологический кризис.
  • 53. Социальная эволюция и революция, их сущность. Объективные и субъективные предпосылки социальной эволюции и революции
  • 55. Экономический базис и надстройка, их функции и структура. Экономический и технико-технологический базисы формации.
  • 56. Общественные отношения, их структура. Понятие общественного прогресса и его критерии.
  • 57. Труд как основа развития общества и материального производства. Способы производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений.
  • 58.Социальная структура и ее основные элементы: классы, социальные группы, слои и страты.
  • 59. Классы и социальные группы, их возникновение, сущность и развитие. Социально-классовые отношения в различных общественно-экономических формациях.
  • 60.Исторические формы социальной общности людей. Родоплеменные общности, народности, нации. Проблемы межнациональных отношений.
  • 61.Социальная сущность семьи. Исторические формы и перспективы развития семьи.
  • 62. Политическая система общества и её основные элементы. Федерализм и суверенность.
  • 63.Происхождение, сущность, признаки и функции государства. Типы и формы государства.
  • 65. Культура и её индивидуальные, классовые, общечеловеческие, национальные и интернациональные компоненты. Культура и цивилизация.
  • 66.Наука и ее роль и место в современной культуре и практика.
  • 67.Политика и политическое сознание, их роль в общественной жизни.
  • 68.Право и правосознание, их сущность и особенности. Правовые отношения и нормы.
  • 69.Понятие морали, её происхождение и сущность. Нравственное сознание и его функции.
  • 70.Искусство и эстетическое сознание, их сущность и функции. Эстетическое начало в человеческой деятельности.
  • 71.Происхождение религии, сущность, корни и роль в жизни общества. Религиозное и атеистическое сознание.
  • 72.Понятия "человек", "индивид", "личность". Биосоциальная сущность человека. Личность как продукт общественно-исторического развития.
  • 53. Социальная эволюция и революция, их сущность. Объективные и субъективные предпосылки социальной эволюции и революции

    Наряду с относительно спокойными периодами развития общества есть и такие, которые отмечены бурно протекающими историческими событиями и процессами, вносящими глубокие изменения в ход истории. Эти события и процессы объединяются понятием социальная революция .

    Слово "революция" означает коренное преобразование, переход от одного качественного состояния в другое. В обществе известны различные революции: в производительных силах, науке, технике и культуре. В отличие от них социальная революция - это качественные изменения в общественных и прежде всего - в производственных отношениях. Согласно материалистическому пониманию истории, социальные революции - закономерное явление, форма перехода от одной ОЭФ к другой.

    Социальные революции происходят тогда, когда старая общественно-экономическая система, исчерпав возможности своего развития, с необходимостью должна уступить место новой.

    Экономической основой социальной революции является конфликт между ПС и не соответствующими им ПО. Революция направлена на ликвидацию этих старых ПО и на этой основе всей системы общественных отношений, всей надстройки.

    Социальная революция включает в себя в большинстве случаев и революцию политическую, переход власти от одних классов и социальных групп к другим. Необходимость политической революции обусловлена тем, что для изменения экономических отношений надо преодолеть сопротивление социальных групп, которые являются носителями старых производственных отношений. Они держат в своих руках политическую власть, используют государственную машину для продления своего руководящего положения в обществе и сохранения старых производственных отношений.

    Важным моментом революции является вопрос о ее движущих силах, т. е. о действии тех классов и социальных групп, которые заинтересованы в победе революции и активно за нее борются. Происходящие в настоящее время реформы в России носят характер революции, так как речь идет о замене не оправдавших себя ПО другими соответствующими прогрессу производства и обществу. Революцию следует рассматривать как диалектическое отрицание старого. Отказ от старых производственных отношений должен сопровождаться сохранением всего положительного, что накоплено народом за десятилетия предшествующего развития.

    В современных условиях наиболее приемлемы стали "мягкие", "бархатные" революции, при которых экономические и социальные преобразования, формирование качественно иных, соответствующих достигнутому уровню НТП производственных отношений происходит с помощью политических средств и методов, механизмов демократии, не допуская гражданских войн, то есть мирным путем.

    Общественные преобразования в ряде стран проходили и проходят не путем скачков, переворотов, а более или менее спокойным эволюционным путем, то есть путем постепенных количественных изменений в производственных отношениях, не влекущих за собой резких переходов, скачков, катаклизмов при минимуме социальной напряженности, в обстановке принятия большинством населения предлагаемого политического курса.

    54. Цивилизационный и формационный подходы к анализу исторического развития. Общественно-экономическая формация, её структура и роль в познании общественных явлений. Понятие исторической эпохи и цивилизации.

    Имеется 2 подхода к периодизации истории человечества: формационный и цивилизационный.

    Цивилизационный подход к истории: вся история человечества разбивается на различные цивилизации. Считается, что существует 3 цивилизации: 1) аграрная; 2) индустриальная; 3) информационно-компьютерная. Но был и доцивилизационный период – «период дикости и варварства». Цивилизация обозначает следующую за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к целенаправленным, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, что создает важнейшую предпосылку культуры. В качестве основы для выделения формы цивилизации берутся географические, религиозные и др.признаки. Под цивилизациями понимают автономные, уникальные культуры, проходящие известные циклы развития . Эпоха (от греч. epoche, буквально - остановка), продолжительный период времени, характеризующийся значительными событиями, явлениями, процессами в природе, общественной жизни, науке, искусстве и т. д.; качественно новый период развития.

    Деление на цивилизации определяется главной формой человеческой деятельности.

    1-я цив-ция– надо было обеспечить себя; 2-я цив-ция – промышленное производство; 3-я цив-ция – компьютерные технологии.

    Формационный подход (разработан Марксом), основным понятием явл-ся ОЭФ. Согласно ему, человечество проходит 5 этапов (формаций), которые нельзя перескочить (первобытно – общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический). ОЭФ - исторически определённый тип общества, представляющий собой особую ступень в его развитии; "... общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером"(Маркс, Энгельс).

    ОЭФ - общество, основывающееся на определенной ступени своего развития с присущим ему способом производства, ПО, а также возвышающимися над ними другими общественными отношениями, общественным сознанием, хозяйственным, бытовым и семейным укладом. Для классовой ОЭФ хар-на и своя социальная структура, ядром которой являются классы.

    ОЭФ впервые выработана марксизмом и составляет краеугольный камень материалистического понимания истории. Оно позволяет: 1) отличить один период истории от др. 2) вскрыть общие и существенные черты развития разных стран 3) позволяет рассмотреть человеческое общество в каждый период его развития как единый социальный организм 4) позволяет свести стремления и действия отдельных людей к действиям больших масс, классов, интересы которых определяются их местом в системе общественных отношений данной формации.

    В обществе действуют исторические закономерности – необходимость перехода одних ОЭФ в др, связь и преемственность м\у ними. Отличной от других ОЭФ ее делают качественные ПО – это эк.скелет (структура), а все др. отношения (общественное сознание и его формы) - плоть и кровь.

    Главными элементами в структуре ОЭФ являются базис и надстройка. Ленин: базис - экономический скелет общественной формации, надстройка - взаимосвязанная система общественных явлений, порожденных экономическим базисом и активно влияющих на него. Надстройка состоит из 1) идеологические отношения, 2) идеи, теории, взгляды, чувства, эмоции, их отражающие, 3) соответствующие им общ.учрежденя и организации . Революционный переход от одной формации к другой связан прежде всего с заменой одного базиса другим, в соответствии с чем более или менее быстро происходит переворот во всей надстройки.

    Материалистическая философия: ПО - главные и определяющие, объективный критерий для различения определенных ступеней развития в общественной жизни. Это базис, от характера которого зависит и образ жизни людей, и все другие общественные явления. Однако при этом нельзя упускать из виду, что сами ПО определяются уровнем развития ПС, что существует закон соответствия , согласно которому данному уровню развития ПС соответствуют не любые, а определенные, необходимые и от воли людей не зависящие ПО. Надстройка формируется с четко определенной целью укреплять и развивать породивший ее базис. В условиях современного развития ПС и многообразия собственности усиливается роль политической надстройки (особенно государства) в консолидации сил нации для решения задач прогрессивного развития страны.

    Надстройка оказывает сильное обратное воздействие на базис. Она может способствовать развитию базиса, а может тормозить его развитие. Активность надстройки вытекает из того, что это сфера практической деятельности людей, которые реализуют свои интересы, стремятся либо изменить, а иногда и самым радикальным образом преобразовать (вплоть до военных способов решения проблем) сложившуюся систему производственных отношений. На это их толкают прежде всего материальные интересы.

    Политические потрясения и экономические преобразования пятнадцати последних лет изменили Россию до неузнаваемости. Фактически мы живем в новой стране, без «предварительной подготовки» вступившей на путь капиталистического развития, стране с не вполне ясным политическим строем, не устоявшимся покуда экономическим укладом, массой социальных проблем практически во всех сферах общественной жизни. Формирование нового гражданского общества происходит в мучительных противоречиях и сопровождается беспрецедентными проблемами, возникающими то в отдельных отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, то в науке и образовании, то в социальном обеспечении, то в здравоохранении.

    Пертурбации периода «дикого капитализма» не обошли стороной и социально-культурную сферу. Культура и искусство, средства массовой информации и туризм, физическая культура и спорт, кинообслуживание и шоу-бизнес развиваются в наше время в условиях рынка, диктующего свои жесткие законы и основанные на конкуренции правила игры. Работающие в данной сфере люди - одни раньше, другие позже - поняли: жить, руководствуясь вчерашними стандартами и представлениями, дальше нельзя. Нужны новые парадигмы и концепции развития, оригинальные управленческие проекты и решения, инновационные технологии и методы работы, социальное партнерство и интеграция усилий по всем направлениям социально-культурной деятельности.

    Современные культурологи вполне обоснованно считают понятие социально-культурной деятельности непреложным атрибутом здорового общества и социальной практики. Наиболее значимыми составляющими этой деятельности являются: создание, освоение, сохранение и распространение ценностей культуры. Она может осуществляться как на общественно-самодеятельной основе, и тогда в её орбиту втягивается все население страны, так и на профессиональной основе, в этом случае её субъектами являются специалисты: писатель и композитор, библиотекарь и реставратор, педагог досуга и тележурналист. Чем шире круг заинтересованных субъектов, тем богаче содержание социально-культурной деятельности, тем разнообразнее ее организационно-методические формы или, говоря современным языком, технологии. На общественно-самодеятельном уровне досуговая деятельность может носить спонтанный, стихийный характер. В своих негативных проявлениях (бытовое пьянство, азартные игры, весьма сомнительные предпочтения в области кино, музыки и т.п.) такая деятельность способна нанести ощутимый вред обществу, в особенности подрастающим поколениям. На институционально - профессиональном уровне социально-культурная деятельность может носить вполне упорядоченный характер, поскольку в этом случае она строится на основе научных рекомендаций, носит адресный и планомерный характер, учитывает интересы и потребности различных социальных слоев и групп населения, осуществляется на адекватном организационном уровне, поддаётся социальному контролю и,что важнее всего подчеркнуть, способствует развитию общественной инициативы, расширению волонтёрского движения, привлечение к реализации различных социально-культурных проектов все большего числа социальных партнеров (инвесторов, спонсоров, меценатов и др.). Будем помнить, что страна вошла в рынок, и, надо думать, всерьёз и надолго (32; с.95-96).

    Общество - это динамическая система взаимодействия людей. Это одно из определений. Ключевое слово в нем - система, то есть сложный механизм, который состоит из сфер общественной жизни. В науке выделяется четыре таких сферы:

    • Политическая.
    • Экономическая.
    • Социальная.
    • Духовная.

    Все они не обособлены друг от друга, а, наоборот, взаимосвязаны. Примеры взаимодействия разберем подробнее в данной статье.

    Политическая сфера

    Сферы - это области, в которых удовлетворяются основные потребности общества.

    Политическая включает органы государственной власти и управления, а также различные политические институты. Она напрямую связана с аппаратами принуждения и подавления, которые легитимно применяют силу с одобрения всего общества. удовлетворяет потребности в безопасности, охране, поддержании правопорядка.

    К ней относятся:

    • Президент.
    • Правительство.
    • Органы государственной власти на местах.
    • Силовые структуры.
    • Политические партии и объединения.
    • Органы местного самоуправления.

    Экономическая сфера

    Экономическая сфера призвана удовлетворить материальные потребности общества. Если в политической жизни принимают участие только совершеннолетние граждане, то в этой - абсолютно все, в том числе старики и дети. Все люди - потребители с экономической точки зрения, а значит, прямые участники рыночных отношений.

    Ключевые понятия в экономической сфере:

    • Производство.
    • Обмен.
    • Потребление.

    В производстве участвуют фирмы, заводы, фабрики, шахты, банки и проч.

    Взаимодействие политической и экономической сферы

    Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Государственная дума РФ принимает законы, которые обязаны исполнять все граждане. Некоторые принимаемые нормативно-правовые акты могут влиять на изменение отраслей экономики. Например, лицензирование некоторых видов деятельности приводит к удорожанию определенной продукции вследствие дополнительных затрат, связанных с нововведением.

    Конкретные примеры взаимодействия сфер общества можно проиллюстрировать в свете недавних событий. Против Российской Федерации ввели международные экономические санкции. В ответ власти нашей страны ввели контрсанкции. В результате некоторые европейские продовольственные товары и медикаменты не поступают на российский рынок. Это привело к следующим последствиям:

    • Удорожание продуктов.
    • Отсутствие на полках многих товаров, аналогов которых в России не изготовляют.
    • Развитие некоторых секторов экономики: животноводства, садоводства и т. д.

    Но ошибочно полагать, что только власть влияет на бизнес, иногда бывает наоборот. Обратные примеры взаимодействия сфер общества, когда экономисты диктуют условия политикам, можно привести на практике лоббирования законов. Недавний пример - так называемый закон Ротенберга в России, по которому миллионерам, попавшим под санкции Запада, будут выплачены компенсации из государственного бюджета.

    Социальная сфера

    Социальная сфера удовлетворяет потребности общества в образовании, медицине, обслуживании, досуге и развлечениях. В нее входит повседневное общение граждан и больших групп людей.

    Политическая и социальная сферы

    Политика может повлиять на социальную жизнь страны. Можно привести следующие примеры взаимодействия сфер общества. Местные власти города запретили открывать любые увеселительные заведения: клубы, ночные бары и кафе в одном из криминальных районов на окраине города. В результате уровень преступности в нем упал, но жителям приходится добираться дольше до мест отдыха и развлечений.

    Следующий пример: в кризис районный муниципалитет испытывает С целью уменьшить затраты он решает закрыть одну из школ. В результате происходит сокращение педагогических работников, детей перевозят в другой населенный пункт каждый день, а деньги экономятся на содержание объектов, так как по закону все затраты на их обслуживание ложатся на местные власти.

    Социальная и экономическая сферы

    Экономическое развитие страны сильно влияет на социальную жизнь. Вот лишь некоторые примеры взаимодействия сфер общества. Финансовый кризис сократил реальные доходы населения. Граждане стали меньше тратить на развлечения и досуг, ограничивая походы в платные парки, спортивные клубы, стадионы, кафе. Потеря клиентов привела к разорению многих компаний.

    Взаимосвязь существует также между политикой, экономикой и социальным развитием страны. Приведем примеры взаимодействия сфер общества между собой. Нестабильность на Ближнем Востоке и ослабление курса рубля в два раза в совокупности с активным развитием привели к тому, что многие отменили традиционные поездки в Египет и Турцию и стали отдыхать в России.

    Этот пример можно разобрать на составляющие:

    • Политическая - нестабильность на Ближнем Востоке, меры властей по увеличению внутреннего туризма.
    • Экономическая - девальвация рубля привела к значительному увеличению цен на путевки в Турцию и Египет при сохранении внутренних цен.
    • Социальная - туризм относится именно к этой сфере.

    Духовная сфера

    Многие ошибочно предполагают, что духовная сфера относится к религии. Это заблуждение приходит из курса истории, где под соответствующими темами разбирают церковные реформы определенных периодов. На самом деле религия хоть и относится к духовной сфере, но не является ее единственной составляющей.

    Помимо нее, сюда относятся:

    • Наука.
    • Образование.
    • Культура.

    Что касается образования, то наиболее внимательные читатели зададут справедливый вопрос о том, что ранее мы относили его к социальной области, когда разбирали примеры взаимодействия сфер общества между собой. Но к духовной относится образование как процесс, а не как взаимодействие людей. Например, посещение школы, общение со сверстниками, учителями - все это относится к социальной области. Получение знаний, социализация (воспитание), самореализация и самосовершенствование - это процесс духовной жизни, который призван удовлетворить потребности в познании, совершенствовании.

    Духовная и политическая сферы

    Иногда на политику оказывает влияние религия. Приведем примеры взаимодействия сфер между собой. Сегодня Иран - религиозное государство: вся внутренняя политика, законы принимаются исключительно в интересах мусульман шиитского толка.

    Приведем исторический пример взаимодействия сфер общества. После Октябрьской революции 1917 года многие храмы были взорваны, а религия признавалась «опиумом для народа», то есть вредным наркотиком, от которого необходимо избавляться. Многие священники были убиты, храмы разрушены, на их месте образовывали склады, магазины, мельницы и т. д. Это отразилось и на социальной жизни: наблюдался духовный упадок населения, люди перестали чтить традиции, не регистрировали браки в церквях, вследствие чего союзы стали распадаться. Фактически это привело к разрушению института семьи и брака. Свидетелем свадьбы являлся не Бог, а человек, что, согласимся, разница огромная для верующего человека. Так продолжалось до Великой Отечественной войны, пока Сталин официально не восстановил деятельность Русской Православной Церкви на законных основаниях.

    Духовная и экономическая сферы

    Экономическое развитие влияет и на духовную жизнь страны. Какие примеры взаимодействия сфер общества между собой это доказывают? Психологи отмечают, что в период экономических кризисов наблюдается депрессивное состояние населения. Многие люди теряют работу, сбережения, их фирмы разоряются - все это приводит к психологическим проблемам. Но в России не развита практика частных психологов, как, например, в США. Поэтому возникают религиозные секты, которые втягивают «заблудшие души» в свои сети, из которых порой очень трудно вырваться.

    Другой пример - Южная Корея. Отсутствие полезных ископаемых и других ресурсов повлияло на то, что эта страна начала развивать науку и туризм. Это дало свои результаты - сегодня эта страна лидер в области электроники и входит в десятку самых развитых стран мира. Здесь столкнулись сразу политика, экономика и социальное развитие.

    Духовная и социальная сферы

    Грань между духовной и социальной жизнью очень тонкая, но мы попробуем разъяснить ее через примеры взаимодействия сфер жизни общества. Посещение учениками школы, поступление в институты - все это взаимоотношения двух сфер, так как люди общаются (социальная) и совершают различные обряды (духовная).

    Примеры взаимодействия сфер общества из истории

    Немного вспомним историю. Она также содержит примеры взаимодействия различных сфер общества. Возьмет реформы Столыпина в начале 20-го века. В России отменили общину, создали Крестьянские банки, которые выдавали кредиты переселенцем, сделали льготный проезд за счет государства, создали небольшую инфраструктуру в Сибири. В результате тысячи крестьян с малоземельного Юга и Поволжья хлынули на Восток, где их ждали заветные гектары свободной земли. Все эти меры позволили:

    • ослабить крестьянское безземелье в центральных губерниях;
    • освоить пустующие земли Сибири;
    • накормить хлебом людей и пополнить государственный бюджет налогами в будущем.

    Это служит ярким примером взаимодействия политики, экономики и социальной жизни страны.

    Другая ситуация - раскулачивание крестьян, в результате которого многие трудолюбивые рациональные хозяева остались без средств к существованию, а их место заняли тунеядцы из комбедов. В результате многие погибли от голода, а сельское фермерское хозяйство было разрушено. Этот пример показывает влияние необдуманных политических решений на экономику и социальную жизнь.

    Взаимодействие сфер общества: примеры из СМИ

    «Первый канал» объявил о принятии российскими властями решения бомбить террористов запрещенного в России « Исламского государства » . Также Федеральный канал сообщил, что власти намерены возобновить переговоры по турецкому газовому трубопроводу в Европу.

    Вся информация из источника, который относится к Она иллюстрирует примеры взаимодействия разных сфер общества. В первом случае политической и социальной, так как решение руководства нашей страны приведет к последствиям на Ближнем Востоке. История с показывает взаимосвязь политики и экономики. Соглашение между странами разовьет газовую отрасль и пополнит бюджеты обеих стран.

    Вывод

    Примеры взаимодействия между сферами общества доказывают, что мы живем в сложной системе. Изменение в одной подсистеме обязательно влияет на другие. Все сферы взаимосвязаны, но ни одна из четырех не является главной, доминантной, от которой зависят все остальные.

    В качестве надстройки выступает право. Оно не входит ни в одну из четырех, но и не выделяется в пятую. Право - скрепляющий инструмент над ними.