• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Перемены в ведущих странах мира, наметившиеся на рубеже 1960-х - 1970-х гг., привели к изменениям на международной арене. В СССР и в США, на Востоке и Западе Европы начался поиск новых подходов к реальностям мировой политики.

    Кризис политики «холодной войны». В 1970-е гг. лидеры ведущих стран мира поняли, что политика, основанная на принципах «холодной войны» и делящих мир на два враждебных лагеря терпит кризис. На протяжении «холодной войны» ни СССР, ни США не смогли создать перевес сил, который бы дал уверенность в победе в случае конфликта.

    На начальном этапе «холодной войны» США обладали монополией на ядерное оружие, а СССР имел перевес в обычных вооружениях. В 1950-е гг. в СССР и в США почти одновременно были изобретены водородные бомбы (в 1 тыс. раз более разрушительные, чем атомные).

    Появились межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) - средства доставки ядерного оружия, стратегические бомбардировщики с большей дальностью полета, атомные подводные лодки - носители баллистических ракет.

    Впервые в истории территория США стала уязвимой. С увеличением ядерных арсеналов обе страны оказались способны нанести друг другу невосполнимый ущерб. В новых условиях у обеих сверхдержав, возник интерес в предотвращении ядерной катастрофы. Сверхдержавы стремились избегать перерастаний региональных столкновений в глобальную войну.

    Тупик в «холодной войне» привел к кризису политики блокового противостояния:

    • 1. Государства беспокоились, что их безопасность будет принесена в жертву соперничества между СССР и США.
    • 2. Идея выхода их ОВД стала лозунгом реформаторов в Восточной Европе.
    • 3. Трещины появились в системе союзов США, СЕНТО и СЕАТО (Ближний и Средний Восток) развалились, из НАТО в 1960-е гг. вышли Франция и Греция.
    • 4. Страны, освободившиеся от колониальной, зависимости стремились к расширению внешнеэкономических связей.
    • 5. В условиях противостояния двух военно-блоковых систем существовали ограничения на торгово-экономические, научно-технические связи.
    • 6. Холодная война мешала углублению международного разделения труда и оптимальному использованию мировых ресурсов.

    Симптомом кризиса двухполюсной модели мира стало возникновение и усиление Движения неприсоединения. Индия первая страна, которая после обретения независимости отказалась присоединиться к военным блокам. К 1980 г. более 100 стран пошли по этому пути. Движение неприсоединения не дало СССР создать блок стран социалистической ориентации, а США сформировать прочную систему союзов в Азии и Африке.

    Популярность приобрели антивоенные пацифистские идеи. В 1960-1970-е гг. наметился подъем независимого антивоенного движения. Недовольство политикой США и СССР выражали социал-демократы Западной Европы, еврокоммунисты, новые левые.

    Противостояние военно-блоковых систем стало тормозом для решения основных проблем мирового развития, источником трудностей во многих районах мира.

    Карибский кризис стал ярким примером того, что ядерная война не только средство политической манипуляции, но и реальная угроза человечеству. После решения «ядерного» вопроса на Кубе, враждующие государства вступили в новую фазу международного диалога, главной целью которого стало недопущение возможных военных конфликтов.

    Разрядка напряженности

    Уже в 1963 году, США И СССР вступили в переговоры, на которых согласовывались меры по снижению риска развязки ядерной войны. В этом же году были подписаны соглашения, согласно которым, каждая сверхдержава значительно ограничивалась в объемах производства оружия массового уничтожения и прекращала всевозможные ядерные испытания.

    В 1970 году был подписан договор о нераспространении ядерного потенциала, в том числе запрещалась его продажа третьим государствам. В период 70-х годов руководством США и СССР было инициировано множество официальных встреч, благодаря которым уже к началу 1979 года вопрос о ядерной безопасности фактически был решен.

    Разрядка напряженности в международных отношениях смогла породить некоторые иллюзии о скором завершении «холодной войны» - кроме «ядерного» вопроса, правительства сверхдержав обсуждали и варианты дальнейшего политического и экономического сотрудничества.

    Тем не менее, ни одна сторона не имела конкретных планов на сближение исключая возможность ядерной атаки, и СССР, и США продолжали наращивать военную мощи и критиковать пути социального развития друг друга. Идеологический и экономический занавес продолжал существовать.

    Локальные конфликты

    Значительно усложняли дипломатические отношения и локальные конфликты в 70-х годах, в которых обе сверхдержавы принимали весьма активное участие. В середине 70-х годов внимание мировой общественности было обращено на военные противостояния в Азии, в частности гражданская война во Вьетнаме.

    СССР выступило на защиту Северного Вьетнама, пытаясь при помощи коммунистической идеологии объединить враждующие регионы в одно государство. В это время в конфликт вступили США, которые пытались поддержать капиталистический юг государства.

    Опасаясь того, что Вьетнам станет еще одной коммунистической страной и пополнить ряды соцлагеря, США приступили к бомбардировке Северного Вьетнама. Военный конфликт распространился на соседние государства Камбоджу и Лаос. Война во Вьетнаме стала первым препятствием на пути международного диалога СССР и США.

    На протяжении этого периода правительство СССР активно способствовало в становлении многих государств, освободившихся от монополий. Итоги подобного вмешательства имели негативные последствия Советское государство значительно израсходовало материальные ресурсы, и вызвало открытое неодобрение капиталистического Запада.

    Кризис политической разрядки

    К концу 70-х годов становилось понятным, что дальнейшее сотрудничество между сверхдержавами невозможное. Точку в международном диалоге поставил СССР, вторгшись на территорию Афганистана с интернациональной миссией.

    Правительство США не замедлило с официальными комментариями, назвав СССР «империей зла» и открыто разорвав все прежние политические контакты с Союзом.

    Развитие системы партнерских отношений в России 90-х гг. XX в. происходит в качественно новых условиях. А именно, перехода экономики на рыночные отношения, в условиях острого глубокого кризиса всей системы общественных отношений, всех социальных и экономических институтов. Кризис сопровождается нарушением экономических и социальных связей, спадом производства, сломом существовавшей в течение семидесяти лет советской системы управления и становлением новой государственности.

    Формирующаяся система социального партнерства в России сопряжена с кардинальными изменениями трудовых отношений, с созданием нового механизма заключения коллективных договоров и соглашений, применением цивилизованных процедур разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, конфликтов.

    Социальное партнерство в России, как и в других, индустриально развитых странах, базируется на единых принципах, сформулированных Международной Организацией Труда (МОТ), законодательных и нормативно-правовых актах стран мирового сообщества. МОТ, возникшая в 1919 г., за время своего существования создала концепцию социального партнерства, приняла важнейшие нормативные документы, составляющие своего рода Международный кодекс труда. В них дана развернутая правовая основа социального партнерства, сформулированы положения о правовом статусе сторон партнерских отношений. В конвенциях МОТ раскрываются важнейшие вопросы о свободе объединений работников и работодателей, их правах на коллективные переговоры, коллективные договора и соглашения; о формах и методах сотрудничества между властными структурами, организациями трудящихся и предпринимателей; о путях достижения согласия, примирения, компромисса и консенсуса.

    Существенную роль в правовом обеспечении системы социального партнерства играют рекомендации МОТ: «О коллективных договорах» (1951 г.), «О сотрудничестве на уровне предприятия (1952 г.), «О сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабах (1960 г.). «О содействии переговорам (1981 г.) и др. Обязательную юридическую силу для различных стран-членов МОТ имеют лишь нормы Конвенций в случае их ратификации на государственном уровне. Рекомендации МОТ ратификации не подлежат, но их желательно учитывать при разработке национального законодательства.

    Советским Союзом ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43. В Генеральном Соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2000-2001 гг. предусматривается ратификация 11 Конвенций МОТ.

    В России в условиях перехода к рыночной экономике формируется новая правовая база социального партнерства. В ноябре 1991 г. издан Указ Президента РФ «О социальном партнерстве и разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов)». В марте 1992 г. принят Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях», а в 1995 г. внесены в него дополнения и изменения. Данные правовые и законодательные акты конкретизировали уровни социального партнерства по типам (видам) коллективных договоров и соглашений; ввели соответствующую международным нормам процедуру коллективных переговоров, подготовки и заключения соглашений; установили ответственность сторон за выполнение принимаемых договоренностей.

    В течение 90-х гг. XX столетия в России приняты важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, обеспечивающие необходимую правовую базу развития системы социального партнерства. Наиболее значительны законы РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (декабрь 1995 г.); «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (январь 1996 г.); «О российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» (май 1999 г.). В них заложены основные принципы партнерских отношений: равноправия сторон, добровольности, взаимной ответственности, приоритетности примирительных методов и процедур при согласовании различных интересов и регулировании социальных конфликтов. В законодательных актах зафиксированы права на проведение забастовок, акций протеста, демонстраций, организуемых профсоюзами и другими общественными организациями трудящихся. Конфронтация, борьба признаются в партнерских отношениях сторон, но не как методы насилия и подавления, а лишь как возможные варианты регулирования и разрешения противоречий.

    Развитие социального партнерства, повышение эффективности его функционирования достигается также на основе формирования правовой базы в регионах. В 2000 г. законы о социальном партнерстве приняты более чем в 30 субъектах РФ. Кроме того, в ряде регионов утверждены законодательные акты, регулирующие отдельные наиболее существенные стороны партнерских отношений. Социальное партнерство как система отношений равных и равноправных субъектов опирается на юридические и моральные принципы ответственности за нарушение партнерских обязательств.

    Существенную роль в повышении ответственности участников партнерских отношений должностных лиц за выполнение принятых на себя обязательств должны играть органы государственной власти, а также трехсторонние комиссии. Им предоставлено право вносить предложения о привлечении к ответственности лиц, не обеспечивающих выполнение достигнутых соглашений по урегулированию трудовых конфликтов. Члены данных комиссий могут при необходимости посещать предприятия и организации, независимо от формы собственности, знакомиться с трудовыми и социально-бытовыми условиями работающих, а также с отчетами, статистическими и другими материалами.

    По настоящему партнерские отношения строятся на верности слову и заключенному договору, соглашению, на уважении законов и национальных традиций, умении и готовности довести начатое дело до соответствующего результата. Ответственность предполагает признание и осуществление в отношениях между партнерами правовых и моральных норм, регулирующих организацию работы партнеров и обеспечивающих наиболее благоприятные условия для развития взаимоотношений между всеми участниками. Именно на этой основе формируется и поддерживается этика партнерских отношений как высоко нравственная социальная ценность, предполагающая недопустимость обмана или незаконной конкуренции.

    В общественном сознании глубоко укоренилась идея, что жизненный мир человека и человечества есть диалектическое единство и борьба противоположностей. Общественное сознание без особого напряжения отражает жизненный мир с помощью таких парных категорий, как «добро и зло», «плюс и минус», «левое и правое», «прогрессивное и негативное», «революция и контрреволюция». Между тем человеческий интеллект, интересы, потребности, ценностные установки усиливают потенциал не столь явно выраженных и определенных категорий, а состояний смешанных, многоаспектных, основывающихся на поиске меры согласия, примирения крайностей, на соблюдении определенных норм и принципов общественных отношений, развития социального мира.

    Мера согласия, мера цивилизованности, ориентация на взаимосогласованное сосуществование выступают фундаментальным свойством человеческого жизнебытия и важнейшим критерием социальных отношений. Сложная диалектика согласия и противостояния, миролюбия и конфронтации, индивидуализма и коллективизма проявляется в социальном партнерстве как определенном типе договорных отношений и одном из важнейших способов человеческого жизнебытия.

    Уровень согласования интересов, мера согласия выступают в качестве одного из исходных критериев социального партнерства. Низкий уровень согласования интересов, потребностей, ценностных установок субъектов социальных отношений создает условия для неприязненных, а порой и конфронтационных отношений.

    Карибский кризис наглядно показал политическим элитам обеих сверхдержав, что балансирование на грани войны может привести к непоправимым для них последствиям. Его разрешение открыло новую фазу развития отношений СССР и США и новый этап в «холодной войне».
    Разрядка международной напряженности. Прежде всего обе сверхдержавы приступили к осуществлению согласованных мер по понижению риска ядерной войны. Первым шагом в этом направлении было подписание соглашения (1963) о прекращении ядерных испытаний в трех сферах - воздушной, водной и на земле. Были установлены системы прямой связи между столицами ядерных держав, достигнуты договоренности о сотрудничестве в деле нераспространения ядерного оружия (1970). Договор о нераспространении ядерного оружия уменьшал риск его появления в зонах конфликта. СССР и США пришли к соглашению об установлении потолка на число носителей ядерного оружия (договор ОСВ-1) и ограничении систем противоракетной обороны (1972). Договор об основах взаимоотношений между СССР и США (1972) зафиксировал признание двумя державами недопустимости возникновения ядерной войны, их обязательство проявлять сдержанность во взаимоотношениях. Наконец, в 1979 г. был подписан договор ОСВ-2, установивший ограничения на качественные параметры совершенствования ядерного оружия. Вошли в постоянную практику встречи руководителей СССР и США на высшем уровне.
    Большое значение для понижения риска ядерного конфликта имело снижение уровня напряженности на европейском континенте, где основные силы двух военных блоков непосредственно противостояли друг другу. В 1971 г. было подписано компромиссное соглашение СССР, США, Великобритании и Франции по Западному Берлину, неопределенность статуса которого служила источником постоянной напряженности. Это дало возможность начать совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работа которого позволила подписать в 1975 г. в Хельсинки его Заключительный акт. Документ зафиксировал взаимные обязательства стран Европы, США и Канады уважать целостность существующих границ государств, их суверенитет, базовые права человека, принимать меры по укреплению безопасности и взаимного доверия в Европе, развивать взаимовыгодное сотрудничество.
    Разрядка международной напряженности породила немало иллюзий относительно возможности прекращения « холодной войны». Однако, поскольку ее причины не были преодолены, разрядка выступила лишь формой признания невозможности достижения победы в «холодной войне» военным путем. В то же время попытки изменить соотношение сил в глобальном масштабе не прекращались. Продолжалось наращивание военной мощи, активизировались усилия, направленные на использование идеологического, политического, экономического давления на выбор пути развития народов. Особое место в глобальном соперничестве заняли локальные конфликты, участие в которых великих держав варьировалось от малой до высокой степени вовлеченности.
    Локальные конфликты в 1970-е гг. С середины 1960-х гг. на протяжении почти десятилетия наибольшее внимание мировой общественности привлекала война в Юго-Восточной Азии. Попытки союзного СССР Северного Вьетнама объединить страну методами поддержки революционного, партизанского движения побудили диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США.
    Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов вызовет цепную реакцию в соседних странах и приведет к полному подрыву влияния США в Юго-Восточной Азии, Вашингтон перешел от поставок оружия к прямому военному вмешательству. Война распространилась на Лаос и Камбоджу. Авиация США подвергала бомбардировке города Северного Вьетнама.
    Война во Вьетнаме осложнила и замедлила развитие советско-американского диалога. Однако руководство СССР, учитывая уроки Карибского кризиса, оказывая военную, экономическую помощь Вьетнаму, избегало прямого военного столкновения с США.
    Значительное влияние на международную обстановку оказали арабо-израильские конфликты. С момента создания государства Израиль (1948) вспыхнула война между ним и соседними арабскими странами, которые долгое время отрицали право Израиля на существование. С приходом к власти в Египте и Сирии националистически ориентированных военных режимов, стремящихся с помощью СССР решить задачи развития, Израиль стал основным союзником США на Ближнем Востоке. Войны 1967 г. и 1973 г. между Израилем и его соседями закончились поражением арабских стран. СССР и США оказывали военно-техническую помощь своим союзникам. В то же время они сотрудничали в ограничении масштабов конфликта, используя механизмы ООН.
    Распад колониальных империй и стремление многих лидеров вновь возникших или ранее отсталых государств к ускоренному развитию, в том числе и за счет использования в своих интересах соперничества великих держав, в 1970-е гг. стали важной причиной напряженности в международных отношениях. Руководители СССР и союзных ему стран, особенно Кубы, сочли, что перед ними открывается возможность повлиять на соотношение сил в мире за счет государств, ранее не игравших заметной роли в соперничестве «двух лагерей».
    Итогом явились вовлечение СССР и Кубы в конфликт между Сомали и Эфиопией, во внутренние конфликты Анголы и Мозамбика, демонстрации солидарности с освободительными движениями на юге Африки, с революционным движением в Никарагуа.
    Возрастающая активность СССР в «третьем мире» вызывала неоднозначную реакцию в странах Запада. С одной стороны, учитывалось, что СССР распыляет ресурсы, ослабляя себя и не получая существенных выгод. С другой стороны, существовали опасения, что с ростом масштабов советского присутствия в развивающихся странах могут оказаться подорваны позиции стран Запада и в жизненно важных для них регионах.
    Попытки США и их союзников добиться от СССР разграничения сфер влияния, распространения разрядки на весь мир были отвергнуты советским руководством. США пытались оказывать давление на СССР ограничениями на торговлю, методами военного давления. В США этот курс определяли как партнерство и соперничество, ставя на первый план то первое, то второе, в зависимости от ситуации.
    К концу 1970-х гг. стал очевидным кризис политики разрядки. В США все чаще высказывались упреки по адресу СССР, что он превратил политику разрядки в «улицу с односторонним движением», пользуется уступчивостью стран Запада.
    Обострение глобального противоборства в начале 1980-х гг. Крушение союзного США шахского режима в Иране в 1978 г., победа революционного движения в Никарагуа, ввод советских войск в Афганистан в 1979 г. вызвали волну панических настроений в Вашингтоне. Правящая элита США всерьез опасалась проигрыша в «холодной войне», утраты позиций в нефтедобывающих странах, в Центральной Америке.
    Пришедшая к власти в Вашингтоне в 1980 г. республиканская администрация Р. Рейгана взяла курс на восстановление убедительности политики взаимного ядерного устрашения. Характеризуя СССР как «империю зла», тоталитарное государство с неограниченной склонностью к экспансии, с которым, как когда-то с фашистской Германией, не может быть компромиссов, правящие круги США ограничили контакты с СССР. Были прерваны переговоры по вопросам вооружений, закрыта линия прямой воздушной связи между СССР и США. Значительно расширена помощь всем силам и группировкам, противостоящим советскому влиянию в Афганистане, Никарагуа, Анголе, других «горячих точках», антикоммунистическим силам в Восточной Европе. США ускорили реализацию военных программ. В 1983 г. Р. Рейган объявил о начале работ по концепции «Стратегической оборонной инициативы» (СОИ) - системе космических вооружений, призванных обеспечить эффективную защиту от ракетно-ядерного оружия.
    В 1983 г. обострение отношений достигло своего апогея. Высадка войск США на Гренаде, небольшом островном государстве в Карибском море, где у власти находился союзный Кубе режим, стала демонстрацией решимости Вашингтона идти на прямое применение силы.
    Новое политическое мышление и завершение «холодной войны». Жесткий курс администрации Р. Рейгана поставил лидеров СССР перед дилеммой: идти по пути силовых ответов, наращивания военной мощи либо искать иные подходы к развитию советско-американских отношений. Первый путь сулил новые витки гонки вооружений, дополнительные сложности для утратившей динамизм советской экономики.
    Поиск возможностей диалога начался со встреч лидеров СССР и США - М.С. Горбачева и Р. Рейгана в Женеве (1985) и в Рейкьявике (1986). Они не завершились конкретными договоренностями, но зафиксировали стремление сторон к исключению риска ядерной войны из жизни народов.
    Развитие и реализация новых подходов связана с деятельностью первого президента СССР М.С. Горбачева и предложенной им в 1987 - 1988 гг. концепцией нового политического мышления, позволившей завершить «холодную войну».
    Во-первых, предполагалось признать, что ядерная война будет катастрофой для всего человечества, что угрозы применения ядерного оружия, равно как и обладание им, перестали служить достижению рациональных политических целей. Этот вывод стал основой выдвижения далеко идущих программ сокращения вооружений, вплоть до ликвидации ядерного оружия к 2000 г.
    Во-вторых, новое политическое мышление определяло высшим приоритетом обеспечение выживания человечества, решение глобальных проблем, связанных с ядерной, экологической угрозой, развитием освободившихся стран. Учитывая, что эти проблемы можно решить только объединенными усилиями всех народов, главной целью политики становилось взаимодействие государств, создание между ними атмосферы доверия.
    В-третьих, предлагалось отказаться от логики и идеологии противостояния, найти баланс интересов на основе взаимных уступок, строгого соблюдения международно-правовых норм, в том числе и относящихся к соблюдению гражданских прав и свобод.
    Выдвижение новой концепции само по себе не могло обеспечить прекращение «холодной войны». Первоначально новое политическое мышление было воспринято в странах Запада как тактический ход, призванный дать СССР и его союзникам пропагандистские преимущества, выигрыш времени для решения внутренних проблем. Однако реальные шаги советской дипломатии вскоре убедили правящие круги стран НАТО, что речь идет о переменах в советской политике. В 1987 г. СССР согласился ликвидировать ракеты средней дальности не только в Европе, но и в Азии, в обмен на отказ США от размещения ракет такого же класса в Европе. В 1988 г. было объявлено о крупных односторонних сокращениях советских вооруженных сил. В 1990 г. страны Варшавского договора и НАТО подписали соглашение о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в Европе, согласно которому СССР пошел на значительные односторонние уступки, приняв идею контроля за выполнением соглашения на своей территории, что ранее им отвергалось. В 1991 г. был подписан договор СССР и США по сокращению стратегических вооружений.
    Еще более значительные перемены произошли в сфере взаимоотношений СССР с союзными ему режимами. СССР вывел войска из Афганистана, обязался уважать свободу социального и политического выбора народов, что сняло преграды на пути демократических революций в странах Восточной Европы, в том числе и в ГДР. В вопросе объединения Германии, что отвечало стремлениям подавляющего числа немцев, СССР также отказался от каких-либо предварительных условий, дал согласие на вывод своих войск с территории бывшей ГДР.
    Большое влияние на международный климат оказала позиция, занятая СССР в 1990 г. в связи с нападением Ирака на Кувейт. Несмотря на традиционную близость с режимом С. Хусейна, советская дипломатия поддержала в Совете Безопасности ООН решение о применении санкций, включающих военные, против Ирака как страны, совершившей агрессию. Это был первый случай со времени антигитлеровской коалиции, когда СССР признал правомерным использование Соединенными Штатами военной силы против третьей страны. Итогом стала проведенная США (1991) операция «Буря в пустыне», приведшая к освобождению Кувейта.
    Ситуация в мире 1990-1991 гг. уже не характеризовалась ведущими политическими деятелями мира как продолжающая традицию «холодной войны». Какое-то время в странах Запада существовали опасения, что односторонний выход СССР из «холодной войны» является тактическим маневром. Но с развитием процессов демократизации в стране, тем более с распадом СССР, прекращением существования этого полюса мировой силы, стало очевидно, что происходит смена модели миропорядка.
    ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
    ИзДелийскойдекларацииопринципахсвободногоотядерногооружияиненасильственногомираот 27 ноября1986 г., подписаннойруководителямиСССРиИндии:
    «Сегодня человечество находится на решающем поворотном этапе своей истории. Ядерное оружие грозит уничтожить не только все, что было создано человеком на протяжении веков, но и самого человека и даже жизнь на Земле. В ядерную эпоху человечество должно выработать новое политическое мышление, новую концепцию мира, дающую надежные гарантии выживания человечества. Люди хотят жить в более безопасном и более справедливом мире. Человечество достойно лучшей участи, чем быть заложником ядерного ужаса и отчаяния. Необходимо изменить сложившуюся мировую ситуацию и построить мир, свободный от ядерного оружия, свободный от насилия и ненависти, страха и подозрительности. Мир, доставшийся нам в наследство, принадлежит нынешнему и грядущим поколениям. И это требует, чтобы приоритет отдавался общечеловеческим ценностям. Должно признаваться право каждого народа и каждого человека на жизнь, свободу, мир и стремление к счастью. Необходимо отказаться от применения силы и угрозы применения силы. Должно уважаться право каждого народа на собственный выбор - социальный, политический, идеологический. Должна быть отвергнута политика, рассчитанная на превосходство одних над другими. Наращивание ядерных арсеналов, разработка космических вооружений подрывают общепризнанное убеждение, что ядерная война никогда не должна быть развязана и в ней не может быть победителей lt;...gt;
    Построение свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира требует революционной перестройки в умах людей, воспитания народов в духе мира, взаимного уважения и терпимости. Следует запретить пропаганду войны, ненависти и насилия и отказаться от стереотипов мышления категориями врага в отношении других стран и народов»

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
    1. Охарактеризуйте значение советско-американских соглашений по стратегическим вооружениям, значение разрядки в Европе.
    2. Какие причины вызвали обострение советско-американских отношений в конце 1970-х - начале 1980-х гг.? Чем оно было опасно для мира и человечества?
    3. Объясните, как вы понимаете смысл концепции нового политического мышления? Каково ее значение в преодолении противостояния СССР и США?
    4. Когда и каким образом завершилась «холодная война»?

    Тема урока: Период партнерства и соперничества между СССР и США

    План:

    Кризис политики «холодной
    войны»
    Разрядка и её перспективы
    Кризис разрядки: причины и
    последствия

    Кризис политики «холодной войны»

    1950-е гг. – новый этап в гонке вооружений:
    – водородные бомбы;
    – МБР;
    – стратегические бомбардировщики с большой дальностью
    полёта;
    – атомные подводные лодки – носители баллистических
    ракет.
    ИТОГ: в 1960 г. США – 4000 боеголовок, СССР – 500;
    в 1980 –е гг. – 15 тыс., 10 тыс.
    (для непоправимого урона цивилизации – 300 ядерных
    боеприпасов)
    Общий интерес в предотвращении ядерной катастрофы

    Общий интерес в предотвращении ядерной катастрофы!

    Угроза перерастания локальных конфликтов в глобальные;
    «Холодная война» мешала углублению международного
    разделения труда;
    Движение неприсоединения (Индия, 1955 г. – конференция в
    Бандунге – 29 стран, в 1970-е гг. – 50 стран, в 1980-е гг. – более
    100).
    Пацифизм (1950 г. – Всемирный Совет Мира; независимое
    антивоенное движение – новые левые, еврокоммунизм).
    ИТОГ: блоковая политика – тормоз
    на пути решения проблем
    мирового развития

    Разрядка и её перспективы

    1963 г. – договор между СССР, США,
    Великобританией о запрете ядерных
    испытаний в 3-х сферах;
    1970 г. – прямая связь между столицами
    ядерных держав, договорённости о
    сотрудничестве в деле нераспространения яд.
    орудия.
    1972 г. – ОСВ-1
    1979 г. – ОСВ-2 (ограничения на качественные
    параметры совершенствования яд. ор.; Д.
    Картер)
    ОСВ - ОГРАНИЧЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
    ВООРУЖЕНИЯ (был введен предел)

    Проблема безопасности в Европе (проблема 2-х Германий)

    1955 г. – дип. отношения между СССР и
    ФРГ
    1971 г. – компромиссное соглашение СССР,
    США, Великобритании, Франции по Зап.
    Берлину (что СССР не признаёт его частью
    ФРГ)
    1972 г. – дип. отношения между ГДР и ФРГ
    (приняты в ООН)

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе известный как Хельсинкский заключительный акт

    подписанный главами 35 государств в столице
    Финляндии Хельсинки 30 июля - 1 августа
    1975 года.
    Совещание было созвано по предложению
    (1965) социалистических государствучастников Варшавского договора.

    Кризис разрядки: последствия

    1) Уменьшен риск третьей мировой войны;
    возможность развития торговоэкономических отношений Востока и
    Запада;
    2) Уменьшение бремени гонки вооружений;
    3) Придание динамизма во
    взаимоотношениях СССР и стран ОВД

    Однако!

    СССР и страны ОВД реализацию
    Хельсинского Заключительного акта лишь
    на сферу внешней политики – борьба с
    диссидентством (А.И. Солженицын)
    Запад – новая волна недоверия к СССР и
    соцстранам:
    1979 г. – война в Афганистане;
    1979 г. – СССР поддержал революцию в
    Никарагуа

    Афганская война 1979-1989 гг.

    Афганская война
    1979-1989 гг.
    И
    ИТОГ: погибло 14 тыс. советских
    военнослужащих

    «Империя зла» - Р. Рейган

    40-й президент США
    (1981-1985 и 19851989 годы), от
    Республиканской
    партии.
    33-й губернатор
    штата Калифорния
    (1967-1975).

    Контроль!

    Разрядка – это

    Разрядка – это политика,
    направленная на снижение
    агрессивности противостояния
    стран социалистического и
    капиталистического лагерей.