• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Выдвижение социальных целей среди приоритетов современного экономического развития привело к формированию социальной политики государства. Социальная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения страны. Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских структур, общественных фондов, партий и т.п.
    Основными целями социальной политики являются:
    обеспечение полной и рациональной занятости населения;
    смягчение неравенства в распределении доходов населения;
    защита здоровья нации;
    экологическая безопасность;
    нейтрализация негативных последствий рыночной экономики;
    обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения страны;
    создание условий сохранения социальной стабильности.
    В связи с этим основными направлениями социальной политики государства можно считать:
    гарантирование членам общества минимального дохода;
    поддержание и развитие способностей членов общества и прежде всего способностей к труду;
    обеспечение членов общества приемлемым уровнем социальных услуг;
    обеспечение защиты от безработицы и инфляции;
    обеспечение при возникновении неблагоприятной ситуации адресной поддержки гражданам.
    В соответствии с этим решаются следующие задачи: либерализация бизнеса и поощрение малого предпринимательства, реализация программ занятости, помощь нетрудоспособным, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры, реализация специальных программ по защите малообеспеченных слоев населения.
    Способом реализации социальной политики государства является система социальной защиты и социальных гарантий. Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения его граждан. Социальные гарантии представляют собой систему обязательств общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда их необходимых потребностей.
    Социальная защита экономически активного населения осуществляется по нескольким направлениям:
    меры государства, связанные с подготовкой квалифицированной трудовой деятельности;
    меры, обеспечивающие доступность реализации способностей в процессе трудовой деятельности;
    меры, связанные с обеспечением процесса трудовой деятельности;
    меры, направленные на создание новых рабочих мест;
    поддержание работников, лишившихся возможности трудовой деятельности.
    Основными элементами системы социальных гарантий являются такие гарантии, как обязательства общедоступности и бесплатности образования, обязательства реализации способностей в процессе трудовой деятельности, обязательства недопустимости принудительного труда и обязательства минимизации потерь в связи с прекращением трудовой деятельности.
    Реализация социальной политики государства может иметь социальный и рыночный подходы. Социальный подход предполагает, что общество должно гарантировать каждому члену доходы, не позволяющие ему опуститься ниже «черты бедности». При этом помощь должна быть оказана только тем, кто в ней нуждается, и должна быть «под силу» государственному бюджету, иначе она превратится в инфляционный фактор и ухудшит положение малоимущих. Рыночный подход основан на том, что задача государства – не доходы гарантировать, а создавать каждому члену общества условия для проявления экономической активности и повышения дохода. Первый подход опирается на принцип социальной справедливости, а второй – на экономическую рациональность. В процессе осуществления социальной политики возможно сочетание обеих принципов.
    Показателем результативности использования каждого из подходов решения социальных проблем или их сочетания должна выступать динамика уровня жизни населения страны.
    Различают два вида социальной политики: либеральный и социал-демократический. Либеральный вариант социальной политики делает ставку на «экономического человека». В качестве наиболее приемлемых направлений социальной защиты признается высокоорганизованный и достойно оплачиваемый труд, личные сбережения и вложения населения в человеческий, физический и денежный капитал. Конфликты и противоречия, возникающие в обществе, рассматриваются как стандартные спутники современной социальной жизни. Социальная ответственность государства сводится до минимума. Социал-демократический вариант высокую ответственность за стабильность и социальный прогресс возлагает на современное государство. Государство обязано четко обеспечивать социальный минимум уровня жизни, не допускать чрезмерной социальной дифференциации. Для этого варианта социальной политики характерно наличие высокоэффективной системы социальной защиты, доступность широким слоям населения социальной инфраструктуры (образование, наука, культура, здравоохранение, средства массовой информации), а также доминирование в обществе партнерских отношений. Таким образом, социал-демократический вариант социальной политики предполагает достижение такого состояния общества, которое характеризуется стабильностью социально-экономического положения всех его членов. По направленности и по своему содержанию социал-демократический вариант наиболее полно соответствует задачам переходной экономики.
    Наиболее важными мерами социальной политики В Республике Беларусь в современных условиях являются:
    создание адресной системы социальной защиты;
    упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий, организаций и фирм путем их включения в тарифные ставки и должностные оклады;
    введение налоговых и кредитных льгот для предприятий и фирм, создающих дополнительные рабочие места и принимающих на работу многодетных женщин, инвалидов, молодежь;
    уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, размеров оплаты труда и мировой практики;
    регулярный пересмотр минимальной заработной платы в национальной экономике в связи с ростом цен;
    развитие страховой медицины;
    создание республиканской организации труда по типу МОТ (Международной организации труда).

    Еще по теме 11.3. Цели и задачи социальной политики современного государства:

    1. 12.3. Основные понятия, цели и задачи\r\nрегиональной политики
    2. § 1. Теоретические и конституционно-правовые подходы к пониманию социального государства и социальной государственности в Казахстане и России на современном этапе
    3. Содержание, задачи, цели и принципы финансовой политики

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

    Социальная политика - это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком - сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

    Социальная политика - политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.

    В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.

    Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

    Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает 4 основных сектора жизни общества:

    а) демографию (естественное воспроизводство населения);

    б) труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);

    в) личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);

    г) социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).

    В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты - важный элемент гражданского общества, их поддержка - характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.

    Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

    1) быстрый рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества;

    2) формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации;

    3) развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.

    Итак, субъекты социальной политики - это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

    Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:

    1) объективность;

    2) государственность;

    3) многосубьектность и объектность;

    4) солидарный (перераспределительный) характер отношений;

    5) конкретно-исторический характер отношений.

    Признавая, что социальная политика является важнейшей составляющей частью деятельности общества и государства, большинство современных государств полагает в основу своей деятельности или хотя бы в основу своих политических деклараций следующие принципы: принцип социальной справедливости; принцип индивидуальной социальной ответственности; принцип социальной солидарности; принцип социального партнерства; принцип социальной компенсации; принцип социальных гарантий; принцип субсидиарности (поддержки).

    Принципы социальной политики в большинстве своем были выработаныв процессе организации развития общества и приобрели новое содержание в ходе разработки основ эффективного государства. В настоящее время наиболее приоритетными должны являться два принципа: социальная солидарность и индивидуальная социальная ответственность.

    Следует отметить, что особенности нынешнего состояния российского общества обуславливают семь главных принципов российской социальной доктрины, определяющей социальную концепцию развития страны, ее социальную политику и соответствующие программы действий:

    1. Оптимальное сочетание либерализма и социальных гарантий. В исторической ситуации, когда еще не сложились соответствующие предпосылки и значительная часть населения не способна адекватно реагировать на трудности переходного периода, проведение чисто либеральной политики, как показал российский опыт, приводит к социальному кризису, к блокированию социальной адаптации, к дезориентации отдельных групп граждан и, как следствие, к его интенсивной маргинализации.

    2. Радикальное повышение трудовой мотивации, ориентированной на все группы в целом и каждый слой населения - в отдельности. Социальная парадигма развития исходит из того, что локомотив экономической динамики - это трудоспособные граждане, обладающие квалифицированным трудовым потенциалом, высокой социальной активностью и мобильностью, способностью легально адаптироваться к сложившимся условиям и реализовать эффективные модели своей деятельности.

    3. Центральное место среди социальных институтов сегодня занимает семья, которая оказывает определяющее влияние не только на демографические процессы в обществе, но и на состояние социального капитала. Он органически взаимосвязан с семьей, через формирование здоровья человека.

    4. Активизация местного самоуправления и организаций гражданского общества (благотворительные структуры и социальные инициативы). Наряду с опорой на семью социальная политика призвана поддерживать восстановление и обновление специализированных институтов, основанных на ценностях свободы, человеческой солидарности и взаимопомощи.

    5. Пятый принцип касается взаимодействия федеральных и региональных усилий, кардинальная проблема которых - определение их взаимной ответственности.

    6. Учёт гендерных и национально-этнических аспектов состояния населения. Конкретные шаги и этапы преобразования социальной сферы предусматривают соотнесение с гендерной асимметрией и состоянием отдельных этносов в стране.

    7. Наконец, следует учитывать технологии построения социальной программы действий, а также выработку стратегии и тактики в рамках социальной политики. Речь идет об эшелонировании мероприятий во времени.

    Основой социальной политики должны стать поддержка сильных, жизнеспособных групп и защита слабых, неприспособленных, не имеющих достаточных средств для успешного существования в жестких условиях рыночной экономики. Вместе с тем один из важных моментов стратегии развития - установка на повышение профессионализма, самоотдачи, проявление инициативы граждан.

    В последнее время Советом Европы рассматриваются вопросы стратегии в области социальной сплоченности в XXI веке: государства-члены должны принять идею социальной сплоченности в качестве конкретного и активного направления политики, поставив ее в центр своих моделей развития. Целью такой политики должно стать активное, справедливое и социально сплоченное общество, в котором политика экономического развития и политика развития социального работают в тандеме.

    В целом, каких бы исторических условиях ни протекала социальная политика, какой бы ее исторический тип ни складывался, всегда есть круг более или менее схожих, постоянных, типовых, возобновляющихся проблем, которые и составляют ее реальное содержание.

    Определяя функции социальной политики с позиции её роли в развитии общества (человеческого потенциала), обычно выделяют следующие направления социальной политики современного государства:

    1. Обеспечение социальной безопасности.

    2. Обеспечение политической устойчивости власти.

    3. Обеспечение такого распределения власти в хозяйстве (собственности), которое признавалось бы большинством справедливым.

    4. Налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и экономического эффекта, которая более или менее устраивает подавляющее большинство населения.

    5. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности.

    6. Обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой из его социальной группы.

    Что касается Российской Федерации, принятая в 1993 году в России Конституция в статье 7 провозгласила: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В противовес данному положению важным является заявление Президента РФ Д.А. Медведева о необходимости перехода России к «эффективном государству» за счёт всесторонней модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии, активизации гражданского общества.

    Вопросы для обсуждения

    1. Дайте определение социальной политики.

    2. В чем вам видятся изменения, которые должны произойти в социальной политике современной России?

    3. Назовите главную цель и функции социальной политики.

    Выдвижение социальных целей среди приоритетов современного экономического развития привело к формированию социальной политики государства. Социальная политика – это деятельность государства, направленная на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и повышения благосостояния населения страны. Социальная политика предполагает совместную деятельность государства и профсоюзов, а также предпринимательских структур, общественных фондов, партий и т. п.

    Основными целями социальной политики являются : смягчение неравенства в распределении доходов населения; обеспечение полной занятости; защита здоровья нации; экологическая безопасность; нейтрализация негативных последствий рыночной экономики; обеспечение благоприятных условий жизни и труда всего населения страны; создание условий сохранения социальной стабильности.

    В соответствии с этим решаются следующие задачи: реализация программ занятости, помощь нетрудоспособным, обеспечение доступности и развитие сфер образования, медицины, социального страхования и культуры, реализация специальных программ по защите малообеспеченных слоев населения.

    Способами реализации социальной политики государства являются система социальной защиты и социальных гарантий. Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом по обеспечению устойчивости общественно нормального материального и социального положения его граждан. Социальные гарантии представляют собой систему обязательств общества перед своими членами по определенному удовлетворению ряда их необходимых потребностей.

    Для Республики Беларусь являются актуальными следующие мероприятия социальной политики:

    Создание адресной системы социальной защиты;

    Упорядочение льгот, надбавок и доплат, выплачиваемых за счет средств предприятий, организаций и фирм путем их включения в тарифные ставки и должностные оклады;

    Введение налоговых и кредитных льгот для предприятий и фирм, создающих дополнительные рабочие места и принимающих на работу многодетных женщин, инвалидов, молодежь;

    Уточнение стоимости «потребительской корзины» с учетом динамики цен, размеров оплаты труда и мировой практики;

    Регулярный пересмотр минимальной заработной платы в национальной экономике в связи с ростом цен;

    Развитие страховой медицины.

    14. Современное мировое хозяйство Вопросы

    14.1 Мировое хозяйство. Основные формы международных экономических отношений

    14.2 Международная экономическая интеграция

    14.3 Понятие и виды внешнеэкономической политики

    14.4 Валютные отношения: понятие и виды. Валютные системы

    14.1 Мировое хозяйство. Основные формы международных экономических отношений

    Мировое хозяйство - это совокупность национальных хозяйств, объединенных участием в международном разделении труда и связанных системой международных экономических отношений.

    Объективной основой развития мирового хозяйства является международное разделение труда. В основе разделения труда лежит специализация стран на производстве каких-то видов продукции. Обмен продукцией специализации является необходимым условием процесса воспроизводства. Международное разделение труда обусловлено следующими причинами: природно-климатическими различиями; географическим положением стран; многообразием социально-экономических условий.

    Основными формами международных экономических связей (отношений) являются:

    Международная торговля;

    Международная миграция капитала;

    Международная миграция рабочей силы;

    Международное производственное и научно-техническое сотрудничество;

    Валютные отношения в мировой экономике.

    Международная торговля. Международная (мировая) торговля – это торговля товарами и услугами в мировом масштабе. Мировую торговлю характеризуют следующие показатели: экспорт, импорт, торговый баланс, внешнеторговый оборот, экспортная квота.

    Экспорт – это вывоз товаров и услуг за границу. Импорт – это ввоз товаров и услуг из-за границы.

    Торговый баланс – это разность между экспортом и импортом товаров. Торговый баланс может быть активным или пассивным. Активный торговый баланс достигается, когда экспорт превышает импорт. Пассивный торговый баланс имеет место, когда импорт превышает экспорт. В случае пассивного торгового баланса у страны возникает внешний долг перед иностранными поставщиками. Именно пассивный торговый баланс является хронической проблемой для Республики Беларусь

    Внешнеторговый оборот – это совокупная стоимость экспорта и импорта, выраженная в одинаковом масштабе цен.

    Экспортная квота показывает отношение стоимости экспорта к стоимости ВВП. Если экспортная квота превышает 25%, то экономика страны признается зависимой от мировой конъюнктуры. В Республике Беларусь экспортная квота находится в диапазоне 50% – 60%.

    Международная миграция капитала. Международная миграция капитала - это система отношений, регулирующих ввоз ссудного капитала из-за границы и вывоз ссудного капитала за границу.

    Ввоз ссудного капитала обусловлен или необходимостью оперативной стабилизации национальных финансовой и банковской систем, или необходимостью ускоренной модернизации национальной экономики.

    Вывоз ссудного капитала преследует следующие цели: увеличение массы получаемой прибыли; сохранение и расширение рынков сбыта. Вывоз ссудного капитала осуществляется в формах инвестиций и кредитов.

    Инвестиции подразделяются на прямые и портфельные . Капиталовложения в зарубежные предприятия, обеспечивающие контроль над ними со стороны инвестора, называются прямыми инвестициями (создание за границей филиалов, дочерних компаний, совместных предприятий). Портфельные инвестиции – это вложения капитала в ценные бумаги с целью получения дохода, а не установления контроля за хозяйственной деятельностью иностранного предприятия.

    Международные кредиты предоставляется или иностранному правительству, или иностранным предпринимателям для реализации их инвестиционных проектов.

    Для иностранных заемщиков кредиты более привлекательны, чем инвестиции, т. к. они не уменьшает степень их контроля за предприятиями. Однако, кредиты в отличие от инвестиций создают для страны реципиента проблему долговой зависимости от внешних кредиторов.

    Международная миграция рабочей силы. Международная миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую. Выделяют два аспекта миграции рабочей силы: эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция - перемещение части трудовых ресурсов за национальные границы. Иммиграция - приток трудовых ресурсов из-за рубежа.

    Основные причины трудовой миграции - экономические, т. е. безработица и национальные различия в уровнях заработной платы. Импорт рабочей силы высокого качества позволяет экономить средства на обучение специалистов, повышать конкурентоспособность товаров. Однако принимающие страны (реципиенты) сталкиваются с обострением проблемы занятости, ухудшением экономического положения собственных трудящихся, обострением социальных конфликтов.

    Для стран-доноров международная трудовая миграция способствует поступлению в страну валюты (ежегодно Индия, Индонезия, Турция получают 2 – 3 млрд. долларов в виде переводов эмигрантами денежных средств на родину), новых технологий, накоплению опыта работы, изменению профессиональной и квалификационной структуры занятости, уменьшает остроту проблемы занятости.

    Международное производственное и научно-техническое сотрудничество . Наиболее распространенной формой международных связей в сфере науки и техники выступает коммерческий обмен научно-техническими знаниями. К основным формам такого обмена относят:

    Торговлю лицензиями. Лицензия - это разрешение, выдаваемое патентовладельцем (лицензиаром) другому лицу или фирме (лицензиату) на промышленное и коммерческое использование изобретения в течение обусловленного срока за определенное вознаграждение;

    Инжиниринг. Инжиниринг - предоставление технологических знаний, необходимых для приобретения, монтажа и использования купленных или арендованных машин и оборудования);

    Лизинг. Лизинг - долгосрочная аренда машин и оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения и иных объектов с последующим выкупом по остаточной стоимости. Арендная форма экспорта машин и оборудования экономически выгодна для обеих сторон: арендатор получает возможность использовать дорогостоящую технику без больших начальных капитальных вложений, арендодатель расширяет сбыт при относительном снижении риска потерь от неплатежеспособности заказчика.

    Валютные отношения. В связи с существованием национальных масштабов цен возникает проблема единообразного измерения цен товаров, производящихся в различных странах. Валюта – это национальная денежная единица, которая может измерять денежные единицы других стран. Развитие мировой торговли требует применения тех или иных валютных систем, особенности которых будут рассмотрены ниже.

    Государство с закреплёнными за ним социальными обязательствами, счи­тается социальным. Цель социального государства самая благая - это забота о человеке, причём, забота, гарантированная самим социальным государством.

    Эта цель обеспечивает политическую стабильность в обществе. Иногда в спе­циальной литературе цель социального государства трактуется иначе и подме­няется целями социальной политики государства. Это не верно, так как соци­альная политика априори присуща государству. Здесь надо исходить из того, что социальной деятельностью в государстве занимаются различные организа­ции - федеральные, региональные, общественные, частные, но основным субъ­ектом социальной деятельности является социальное государство. Задача та­кого субъекта - быть гарантом социальных потребностей индивидов, их все­стороннего развития и мобильности в обществе, посредством чего можно обес­печить себе политическое сохранение и общественное охранение. В этом за­ключается феномен социального государства.

    В социальном государстве человеку, личности на основе её потребностей и способностей предоставлена свобода социального выбора (статусного). Это обеспечивает социальную мобильность и, наряду с высокоразвитой экономикой такого государства, служит важным гарантом его политической стабильности. Человек, будучи удовлетворённым уровнем жизни, имея возможность свобод­ного развития и достойного существования, не будет стремиться к спонтанному реформированию общественного бытия. А изменение его собственного статуса будет зависеть от индивидуальной работоспособности, профессионализма, ин­теллектуальных и нравственных качеств. Такой подход обеспечивает стабиль­ность социальной структуры общества, а также политическую стабильность го­сударства, что и является главной целью социального государства.

    Таким образом, целью социального государства является создание усло­вий для поддержания стабильного социально-политического и экономического развития обгцества{\"^б16-"19}.

    Эта цель является именно целью государства, а не какой-либо отдельной социальной структуры общества. Человек, социальная группа, социальный ин­ститут в соответствии с целью социального государства осуществляют профес­сиональную деятельность по всему спектру сфер общественной жизни - в эко­номике и экологии, управлении и педагогике, науке и искусстве, медицине и физической культуре, обороне и общественной безопасности. А вся система от­ношений, сложившаяся в результате этой деятельности, гарантирует стабиль­ность, всесторонность и целостность развития, отвечающую потребностям че­ловека, общества и государства.

    Роль социального государства

    Она заключается в его практическом предназначении и соответствует це­ли, а также задачам, отражающим реальные потребности общества в процессе его развития или конкретного исторического этапа.

    ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    Соблюдение прав и свобод личности;

    Сглаживание социального неравенства путём перераспределения дохо­дов между различными социальными слоями через налогообложение, госбюд­жет, социальные программы;

    Финансирование и поддержка фундаментальных и прикладных научных исследований и программ социальной направленности;

    Поиск баланса между рыночной экономикой и государственным воздей­ствием на неё для обеспечения достойной жизни граждан;

    Обеспечение максимальной трудовой занятости населения;

    Поддержка социально незащищённых категорий населения;

    Охрана труда и здоровья;

    Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

    Установление гарантированного минимального размера заработной пла­ты;

    Поддержка благотворительной деятельности (предоставление налоговых льгот предпринимателям, именная госпропаганда в СМИ и т.п.).

    Роль, которую играет социальное государство, соответствует выпол­няемым им задачам.

    ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

    Они представлены по-разному в теоретических построениях ряда иссле­дователей. Так, современный немецкий политолог Ханс-Юрген Урбан выде­ляет четыре функции.

    Компенсаторная, или функция возмещения. Она обусловлена неравно­мерностью занятости населения в различных сферах деятельности при одно­временной поляризации их оплаты; а также увеличением численности самодея­тельного населения с неоднородным имущественным положением.

    Инвестиционная функция. Она служит для создания социальных пред­посылок модернизации, развития общественной инфраструктуры, образования и науки.

    Эмансипаторская функция. Она заключается в защите личности от со­циальных рисков, возникающих в условиях рыночной экономики под влиянием зависимости работника от размера заработной платы. Кроме этого, она предос­тавляет каждому гражданину возможность для индивидуального развития.

    Функция распределения и перераспределения. Эта функция присутствует практически у всех теоретиков социального государства[ 18,83-84].

    Согласно теоретической позиции Македонской Ж.Х., существуют две группы функций социального государства:

    Первая группа - защитная функция (обеспечение социальной безопасно­сти человека, его жизни и здоровья), регулирующая (проведение структурных реформ, перераспределение доходов), стабилизирующая (обеспечение социаль­ного согласия и партнёрства, социальной справедливости) и контрольно­охранительная (контроль существующего законодательства и действий собст­венников);

    Вторая группа - функции социального обеспечения, доступного здраво­охранения и образования, социальной защиты, сглаживания социального нера­венства, обеспечения занятости, предоставления социальных услуг.

    Функции социального государства - это функции, присущие государст­ву с развитой экономикой и правовыми отношениями, стабильной политиче­ской системой и высокими духовными качествами общества.

    Сущность, содержание и принципы социальной политики

    Определение 1

    Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей , а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

    Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.

    В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.

    Рисунок 1.

    Замечание 1

    Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

    Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает $4$ основных сектора жизни общества:

    • демографию (естественное воспроизводство населения);
    • труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);
    • личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);
    • социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).

    В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты – важный элемент гражданского общества, их поддержка – характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.

    Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

    1. быстрый рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества;
    2. формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации;
    3. развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.

    Определение 2

    Итак, субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

    Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:

    1. объективность;
    2. государственность;
    3. многосубьектность и объектность;
    4. солидарный (перераспределительный) характер отношений;
    5. конкретно-исторический характер отношений.

    Приоритетные направления социальной политики государства

    Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демог-рафическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения. Проблемы государственного регулирования занятости населения будут рассмотрены в следующей главе.

    В решении социально-экономических проблем социальная сфера занимает определяющее положение. Без разветвленной системы социальной сферы и ее нормального развития успешного осуществления социальной политики добиться невозможно. Напомним, что экономика - это система жизнеобеспечения человека и общества в целом. Существует также более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями, называемая социальной сферой экономики.

    Определение 3

    Социальная сфера - область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная деятельность прежде всего государства, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и общественных фондов в распределении материальных, духовных благ и услуг. Одним словом, все, что связано с благосостоянием людей, относится к социальной области экономики. Непосредственно к социальной экономике относят все виды социального обеспечения, т.е. денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям, которые не имеют собственных доходов и источников существования, либо обладают ими в ограниченной, недостаточной степени. Наиболее распространенным видом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. В России свыше 38 млн. пенсионеров при численности населения страны в $147,5$ млн. человек. Большинство из них пенсионеры по возрасту: женщины - $55$ лет, мужчины - $60$ лет. Для отдельных категорий населения пенсионный возраст еще ниже.

    Каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже установленного законодательством уровня - минимальная пенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы. Кроме пенсий из средств государственного и местных бюджетов выдаются разнообразные пособия и выплаты. Они могут быть постоянными, длительными и временными, возможно предоставление разовой, социальной помощи.

    Социальные гарантии

    Социальные гарантии - это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

    Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:

    • необходимый и достаточный объем;
    • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
    • адресность;
    • учет территориальных особенностей;
    • механизм доведения до получателя.

    Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования - федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

    В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

    Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

    В середине $80$-х гг. ООН выпустила рекомендацию, согласно которой часовая зарплата должна быть не менее $3$ долларов. Установлено, что зарплата менее $3$ долларов в час приводит к снижению мотивации к труду.

    В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет $1100$ рублей (т.е. около $40$ долл. в месяц, или примерно $0,2$ долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.