• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    — это система взглядов, представлений, идей, выражающих интересы того или иного общества или социальной общности.

    Политическая идеология концентрирует свое внимание на политических идеях, теориях, интересах. Она представляет собой определенную концепцию осмысления и интерпретации политического бытия с точки зрения интересов и целей определенной политической элиты.

    Идеологию можно представить как форму корпоративного сознания, как идеологическую доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть.

    Каждая идеология имеет свою точку зрения на ход политического и социально-экономического развития общества, свои методы и средства решения стоящих перед обществом задач. Поэтому основной функцией политической идеологии является овладение общественным сознанием. К. Маркс считал, что когда идеи овладевают массами, то они становятся материальной силой.

    Политической идеологии присущи следующие :

    • выражение и защита интересов определенной социальной общности (группы, класса, нации);
    • внедрение в общественное сознание своих критериев оценки политических событий, политической истории;
    • интеграция (объединение) людей на базе общих оценок, ценностных ориентаций, политических представлений;
    • организация и регулирование поведения людей на основе общеидеологических норм и ценностей;
    • обоснование мотивов политического поведения и мобилизация социальных общностей на реализацию поставленных задач;
    • легитимизация власти: рациональное обоснование (оправдание) деятельности правящей элиты.

    Необходимо отметить, что идеология является духовным орудием элит. Именно элиты разрабатывают (обновляют) и внедряют политическую идеологию в широкие социальные слои, пытаясь привлечь на свою сторону максимальное число приверженцев своих идей. Естественно, что эти элиты преследуют прежде всего свои личные цели и интересы.

    Выделяют три основных уровня функционирования политической идеологии:

    • теоретико-концептуальный, на котором формируются основные положения и обосновываются идеалы и ценности определенного класса, нации, социальной общности;
    • программно-политический, на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся на язык программ и лозунгов, формируется нормативная основа для принятия управленческих решений и политического поведения граждан;
    • актуализированный , который характеризует уровень освоения гражданами идей, целей, принципов конкретной идеологии. На этом уровне определяется степень влияния идеологии на практическую деятельность людей.

    Основные виды политической идеологии

    Устоявшейся классификации политической идеологии не существует. Причиной данного положения является сложность рассматриваемого явления. Необходимо уяснить признаки, по которым выделяют хорошо известные виды политической идеологии.

    Борьба идей по вопросам развития общества — древнее явление. Однако только с XVII в. политико-идейные течения стали оформляться в различные организации и учения, активно противостоящие друг другу. Одним из самых ранних таких учений является традиционализм. Это религиозно монархическое охранительное учение, представленное Ж. Боссюэ («Политика, извлеченная из Священного Писания») и другими политическими авторами. Данное направление политической мысли дало в XVIII в. начало политической идеологии консерватизма, которая стала ответом на идеологию либерализма, выразившую идеи Просвещения и Французской революции.

    Таким образом, традиционализм (впоследствии — консерватизм) и либерализм как разновидности теоретических моделей устройства общества разделились в соответствии с оценкой роли государства в политической системе общества. Это первое основание деления политических идеологий. Одно направление в различных его модификациях отстаивает идею сохранения («консервирования») традиционно ведущей, даже подавляющей роли государства в общественной жизни. Второе направление начиная с эпохи буржуазных революций пропагандирует реформизм , изменение функций государства, ослабление в той или иной степени его роли в управлении политическими процессами.

    Исторически за этими направлениями политической мысли закрепились названия «правые» и «левые»: во времена Великой французской революции на заседаниях Национальной ассамблеи в 1789 г. слева or спикера сидели депутаты — сторонники перемен в общественном устройстве в направлении свободы и равенства, справа — противники перемен, стремившиеся к сохранению монархических и дворянских привилегий.

    Реформизм уже в XVIII в. разделился на течения радикального и умеренного толка. Это второе основание деления — по глубине предлагаемых преобразований. К радикальным политическим идеологиям относятся анархизм , проповедующий немедленное уничтожение государства как органа управления обществом, и марксизм, выступающий за постепенное полное отмирание государства. К умеренным политическим идеологиям можно отнести либерализм, социал-демократизм и их модификации.

    За прошедшие столетия идеи укрепления государственности оформлялись в таких подвидах консерватизма, как монархизм, клерикализм, национализм, расизм (в том числе фашизм) и др.

    Основные идеи некоторых политических идеологий следующие.

    Либерализм

    Стал исторически первой политической идеологией, родоначальниками которой были Дж. Локк и А. Смит. Их идеи обосновывали процесс становления самостоятельного индивида — представителя зарождавшейся буржуазии. Экономически активная, но политически бесправная буржуазия выразила свои притязания на власть в либеральной доктрине.

    Базовые ценности либеральной идеологии — священность и неотчуждаемость естественных прав и свобод личности (права на жизнь, свободу и частную собственность), их приоритет над интересами общества и государства. Индивидуализм при этом был главным социальным и экономическим принципом. В социальной сфере этот принцип воплощался в утверждении абсолютной ценности человеческой личности и равенстве всех людей, признании неотчуждаемости человеческих прав на жизнь. В экономической сфере пропагандировалась идея свободного рынка ничем не ограниченной конкуренции. В политической сфере был сформулирован призыв признать права всех индивидов и групп на управление общественными процессами, осуществить разделение властей, идею правового государства с ограниченными возможностями вмешательства в жизнь общества.

    Консерватизм

    Базовыми ценностями называет порядок, стабильность и традиционализм. Эти ценности проистекают из политической теории, согласно которой общество и государство являются результатом естественной эволюции, а не договора и объединения граждан, как считает либерализм. Логика прогресса задана свыше, поэтому нет необходимости вмешиваться в ход исторического развития. Принципы частной собственности, рынка и свободного предпринимательства есть естественный результат развития общества. Политическими идеалами консерватизма являются сильное государство, четкая политическая стратификация, когда власть принадлежит элите, а свобода есть осознанная лояльность граждан и групп.

    Коммунизм

    Коммунизм как идеология сформировался на основе марксизма. В противовес господствовавшему в XIX в. либерализму марксизм сформулировал учение о построении справедливого общества, в котором будет покончено с эксплуатацией человека человеком и будут преодолены все виды социального отчуждения человека: от власти, собственности и результатов труда. Такое общество было названо коммунистическим. Марксизм стал мировоззрением пролетариата, появившеюся в результате произошедшего промышленного переворота.

    Базовые ценности при этом следующие:

    • общественная собственность на средства производства материальных благ;
    • классовый подход к регулированию социальных отношений (главная цель — защита интересов неимущих слоев в ходе классовой борьбы за искоренение частной собственности на средства производства; пролетарская революция — путь достижения этой цели);
    • воспитание нового человека, презревшего материальную выгоду, ориентированного на моральные стимулы к труду;
    • забота об общественных интересах взамен индивидуализму, труд на общее благо («кто не работает, тог не ест»);
    • идеал равенства и принцип эгалитаризма, т. е. «равенство результатов» против «равенства возможностей» в либерализме;
    • коммунистическая партия как главный механизм интеграции элементов социальной структуры (для полной реализации этой функции партия должна срастись с государством, которое под ее руководством постепенно заменится системой общественного самоуправления).

    Социалистическая демократия

    Социал-демократизм стал сегодня политической доктриной центристских сил. Его идеи зарождались как «левая» идеология, как одно из течений внутри марксизма. Основы социал-демократизма сформировались в конце XIX в. и вошли в историю как социал-реформизм. Их признанный основоположник — немецкий политический философ Э. Бернштейн. В книге «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», других работах он отверг многие положении марксизма: обобострении противоречий буржуазного общества, о необходимости революции и диктатуры пролетариата как единственного пути к социализму и др. По его мнению, новая обстановка в Западной Европе позволяет добиться утверждения социализма путем ненасильственною демократического давления на политические и экономические позиции буржуазии, осуществления структурных реформ во всех сферах общественной жизни, развития различных форм кооперации. Многие из этих идей вошли в политическую доктрину современной социал-демократии. Эта доктрина была сформулирована в концепции демократического социализма. Главными ценностями провозглашены идеалы: свобода; справедливость; солидарность. Социал-демократы убеждены, что демократические принципы должны распространяться на все сферы: экономика должна быть плюралистической; возможность трудиться и получать образование должна быть обеспечена всем; и т. д.

    Национализм

    Рассмотрим национализм. Часто это понятие воспринимается негативно, что, по существу, не совсем верно. Можно говорить о наличии двух типов национализма: созидательного и разрушительного. В первом случае он способствует сплочению нации; во втором — направлен против других народов и несет угрозу не только для чужого, но и для своего общества, превращая национальность в верховную и абсолютную ценность, которой подчиняется вся жизнь.

    Принято считать, что этническое происхождение — это самая обшая характеристика, объединяющая нацию. Если люди говорят о себе как о якутах, русских, евреях и т. д., значит, они указывают на этнос, но когда называют себя россиянами, то включают в это понятие политический компонент — гражданство. США, Россия или Швейцария, например, включают несколько этнических групп. И наоборот, люди, принадлежащие к одному этносу, могут проживать в разных странах. Немцы живут в ФРГ, Лихтенштейне, а у австрийцев и швейцарцев — германское происхождение. Нацией является совокупность разных этносов, тесно взаимодействующих, объединяющихся в границах данной страны и отождествляющих себя с ней.

    В идеологии национализма происходит слияние идеи этноса с идеей страны для этого этноса. На данной основе возникают движения, настойчиво требующие совмещения политических границ с этническими границами. Национализм может согласиться с присутствием «ненационалов» во имя нации или ратовать за их ас- си милицию, изгнание, даже уничтожение. Большинство исследователей настаивают на патологической природе национализма, его страхе перед инородным и оттого ненависти к нему, на близости к расизму и шовинизму. Тем самым национализм превращаемся в одну из наиболее опасных современных идеологий.

    Фашизм

    В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, защищающих интересы отдельных социальных групп, фашизм опирается на идею расового превосходства и призывает к интеграции населения вокруг целей национального возрождения.

    Фашизм (от ит. fascio — пучок, связка) — это идеология, пропагандирующая шовинистический национализм, дополняющийся расизмом и антисемитизмом. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался свой, специфический фашизм. Классические образцы — итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм). Фашисты были не только крайними националистами, но прежде всего радикальными государственниками. Для фашистских теоретиков именно государство во главе с вождем — воплощение группового сознания.

    Исторические формы фашизма были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом конца 20-х гг. XX в. В этих условиях классические либеральные ценности перестали быть основными мотивами человеческой деятельности и факторами интеграции общества. Процессы обнищания населения, разрушения прежней социальной структуры и появления значительных маргинальных и люмпенских групп обесценивали либеральные идеалы свободной личности. В такой ситуации вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства. Особенно актуальными они стали для Германии, поскольку национальное самосознание ее населении было более всего унижено поражением в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Немецкая модель фашизма отличалась высоким уровнем тоталитарной организации и откровенным расизмом. Несмотря на поражение Германии в 1945 г. и запрет этой идеологии, фашизм время от времени возникает вновь в виде неофашистских партий. Экономические трудности, межнациональные противоречия и другие кризисные феномены провоцируют неофашистские проявления.

    Анархизм

    Анархизм занимает во многом противоположные фашизму позиции в отношении государства. Анархизм (греч. anarchia — безначалие, безвластие) — это:

    • идеология, провозглашающая своей высшей целью достижение равенства и свободы с помощью упразднении любых форм и институтов власти с их принудительным характером в пользу ассоциаций, основанных на добровольном сотрудничестве между индивидами и группами;
    • любые направленные против государства идеи, а также соответствующая им практика.

    Ряд анархистских идей появился еще в античные времена. Но развитая теоретическая система анархизма была создана английским писателем В. Годвином, выдвинувшим в «Исследовании о политической справедливости» (1793) концепцию общества без государства. Разработка экономической основы анархизма и включение этого понятия в научный оборот были осуществлены немецким мыслителем М. Штирнером («Единственный и его собственность», 1845). Он предложил эгоистическую версию экономического анархизма («союз эгоистов»), состоящую во взаимном уважении и в обмене товарами между независимыми производителями.

    В развитие анархистской доктрины внесли большой вклад русские мыслители. М. А. Бакунин отстаивал («Государственность и анархия», 1873) идею революционного уничтожения государства и создания свободной федерации крестьянских и пролетарских сообществ, коллективно владеющих орудиями труда (коллективистская версия анархизма). П. А. Кропоткин на основании сформулированных им биосоциальных законов взаимной помощи призвал («Взаимная помощь как фактор эволюции», 1907; «Современная наука и анархия», 1920) перехолить к федерации свободных коммун путем уничтожения частной собственности и государства (коммунистическая версия анархизма).

    Современные формы анархизма отличаются большим разнообразием. Сегодня в литературе можно встретить упоминания об анархизме экологическом, контркультурном, этнонациональном и т. д. Явный неоанархистский потенциал имеет движение антиглобалистов (один из идеологов — итальянец Т. Негри).

    Роль идеологии в политике

    Идеология в политике призвана заниматься обоснованием интересов и ценностей тех или иных социальных слоев, классов, этносов, концессий. Каждая идеология стремится доказать правомерность своих взглядов, идей, ценностей и несостоятельность других. Так, В. И.Ленин ввел категорию «научная идеология». Он считал, что в домарксистских идеологиях содержались лишь научные элементы, но только марксизм может считаться научной идеологией.

    Политическая идеология разрабатывается и обосновывается представителями политических элит для распространения среди населения. И чем больше людей становятся приверженцами той или иной идеологии, тем больше шансов у данной элиты завоевать политическую власть.

    Политическая идеология способна объединить большие группы людей для достижения определенных целей. Она придает смысл и направление общественному движению. При этом важно, чтобы основные положения данной идеи выражали интересы этих людей. Фашизм в Германии в 30-х гг. XX в. приобрел массовый характер, потому что в своих выступлениях Гитлер затрагивал самые насущные проблемы немецкого народа и обещал в ближайшее время их решить. Большевики обещали измученному войной, голодом и разрухой народу, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и многие поверили этим популистским обещаниям. Оболваненный коммунистической идеологией народ сам способствовал приходу к власти политических авантюристов (большевиков).

    Политическая идеология способна сплотить и разъединить людей, сделать их союзниками или врагами, воинами или пацифистами. Поэтому идеология является мощным оружием в политической борьбе.

    Отсутствие в стране, в обществе доминирующей, способной объединить и мобилизовать людей на достижение общественных целей идеологии делает общество и государство аморфным образованием, где каждый преследует свои личные или групповые цели и интересы, отвергая социальную ответственность за будущее страны.

    В период борьбы с тоталитарной коммунистической идеологией в России (конец 80-х — начало 90-х гг. XX в.) был взят курс на деидеологизацию страны. В ст. 13 Конституции РФ закреплено, что ни одна идеология не может устанавливаться в качестве государственной. На законодательном уровне эта статья должна способствовать идеологическому плюрализму. Политика — это также борьба идей, в которой побеждает наиболее привлекательная (отвечающая интересам большинства) идеология. Обычно правящий класс является носителем доминирующей идеологии. В России таким «классом» является партия «Единая Россия», которая, по сути, не имеет достаточно внятной, привлекательной для масс идеологии. Поэтому реальная власть «Правящего класса» не подкреплена идеологической властью.

    Совсем не обязательно, чтобы идеология была направлена против кого-то. Людей могут объединять и вполне гуманистические идеи общенационального масштаба, например идеи процветания страны, идеи борьбы с бедностью, идеи сохранения населения и др.

    молодежь управление экстремизм протестный

    Первой из социальных групп следует рассмотреть молодежь. Сегодня среди российской молодежи нет жесткого политического размежевания, и аполитичность выступает существенной чертой, характеризующей молодое поколение. Разуверившись во всех властных структурах, большинство молодых людей индифферентно относится к любым формам социально-политической деятельности. Молодежь раздроблена не только по возрастным, но и по социальным группам, сильно отличающимся по своим интересам.

    В результате новой ситуации, возникшей вследствие запрета политической деятельности в трудовых и учебных коллективах, политика переместилась из производственной и учебной сферы в сферу свободного времени молодежи, и поставила новые молодежные организации в состояние конкуренции с традиционными досуговыми структурами. В конкретных российских условиях эта конкуренция оказалась неравной. Молодежные структуры не сумели завоевать ни признания, ни авторитета у широких слоев подрастающего поколения. И если около половины молодых людей считают целесообразным существование в России молодежных организаций, то лишь 7-10% сами готовы вступить в них.

    Чаще всего, с точки зрения программной деятельности, молодежные союзы идут по пути ухода от политики в сторону выражения профессиональных интересов различных категорий молодого поколения.

    Социализирующаяся молодежь находится под влиянием родителей, которые воспитывались еще в советский период, политических институтов. Единого для любой ситуации механизма, активизирующего ценности, не существует. Возникающие противоречия решаются как в зависимости от иерархии ценностей, так и от степени активизации различных ценностей в ситуации. Российскому обществу, пережившему серьезную смену системы ценностей, пришлось столкнуться с конфликтом ценностей. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с политическими и социальными ценностями. То, что в России существуют и взаимодействуют различные системы ценностей, оказывает большое влияние на общественное сознание. В ходе переосмысления ценностей осуществляются переходы к различным базовым иерархиям: для некоторых групп населения характерно принятие в большей или меньшей степени новых ценностей и норм, в других группах происходит укрепление традиционных ценностей.

    Можно сделать вывод, что состояние политического поведения молодежи (студенчества), также как и общества в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия не носят пока характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.

    Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы.

    Отношение же современной власти носит характер достаточно нейтральный, и не связывается ни с какими ожиданиями на позитивные перемены. Таким образом молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций.

    Но, вместе с тем, студенчество, молодежь в целом, может стать реальной политической силой. Вся проблема в отсутствии единого молодежного легитимного лидера, который мог бы консолидировать разрозненные студенческие группы и объединения.

    Другая социальная группа - пенсионеры. После событий августа 1991 года, обесценивания вкладов населения в банках, большинство людей пенсионного возраста оказались за чертой бедности. Отличие политической активности пенсионеров России от Западных людей того же возраста в том, что пенсионеры за рубежом менее политически активны, в целом. Кто-то из них может быть членом муниципального совета или даже представлять какую-либо политическую организацию. Но участвовать в митингах, протестовать - это дело молодежи и работающих людей среднего возраста. Т.е. тех людей, кто является реальными субъектами общественно-политической жизни.

    В России все по другому. Активная, работоспособная часть населения демонстрирует относительную политическую пассивность и абсентеизм, очень опасные во время переходного периода. А пенсионеры являются наиболее дисциплинированной, политически активной частью общества, дающий почти стопроцентный показатель на выборах.

    Это объясняется привычкой, выработанной годами Советской власти, когда явка на выборах составляла 99, 99% от общего количества избирателей. И люди старшего возраста продолжают "давать" эти проценты. А младшие поколения и люди среднего возраста не так сильно подвержены привычке голосования и относятся к этому акту пассивно.

    Участие пенсионеров в митингах объясняется психологическим эффектом поддержки. Многие пенсионеры живут одни, без детей, круг общения их узок. А на митинге, демонстрации они встречают людей, близких им по возрасту и по решаемым проблемам. Вместе вспоминают молодость, а, так как жили при власти коммунистов, то и поддерживают их же.

    Стоит отметить, что с каждым годом активных сторонников КПРФ все меньше. Это и заслуга государства, повышающего пенсии, и объективные причины. Ошибочно приписывать всем людям пожилого возраста приверженность "красным" взглядам и идеям. Многие пенсионеры вместе с молодыми людьми приветствуют те преобразования, которые происходят в нашем обществе на протяжении последних лет. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2001. - 559 с.

    Теперь следует рассмотреть предпринимателей и деловых людей. Прежде всего необходимо отметить тот факт, что к реальной власти, в Думу, в губернаторы, представители деловых кругов почти не стремятся. Но влияние на власть, властные отношения, людьми бизнеса оказывается достаточно умело и носит, часто скрытый характер. Россия в данном случае не является исключением. Во всех странах мира влияние на власть оказывают крупные финансово-промышленные группировки. Политической партии, отражающей интересы людей бизнеса не существует.

    Причина, по-видимому, именно в вышеназванной разобщенности деловых кругов России. Они еще не вполне осознали свою корпоративность, необходимость консолидирования усилий в достижении политических и экономических целей. Каждый бизнесмен - сам по себе, сам за себя. В регионах становление производительного капитала происходит также с определенными трудностями.

    Политическая партия, отражающая интересы людей бизнеса, просто необходима. "Теневой" сектор предпринимательства становится все обширнее. Высокие, часто неоправданно, налоги; таможенные тарифы - вот главные причины "ухода" бизнеса в тень".

    Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: промышленники и предприниматели, обеспечивая отечественный рынок товарами и услугами, как никто реально оценивают всю сложность и многообразие политического процесса в современной России. Они готовы к любому диалогу с властью, с целью повышения эффективности работы экономических направлений российского рынка товаров и услуг. Политический консенсус, полифоничность решений для деловых людей России стоят очень многого. Ведь от стабильности в политической жизни общества напрямую зависит экономическая стабильность, так необходимая бизнесменам.

    Отдельно стоит рассмотреть отношение к власти и политическим отношениям в частности, менеджеров. Эта формация общества представляется интересной для изучения по той причине, что именно от управленцев всех рангов зависит эффективная работа многих отраслей жизни России. Что же главное ждет сообщество менеджеров от власти? Прежде всего, стабильности, прозрачности в отношениях с бизнесом, власти разумных законов. Стабильность необходима для преемственности власти; что, в свою очередь, гарантирует продолжение стратегического курса на развитие рыночной экономики и сильного правового государства. Интересен тот факт, что менеджеры, как и бизнесмены, ожидают от власти реализации комплекса государственных мер, позволяющих развивать эффективный законопослушный бизнес, защищенный от чиновничьего произвола и посягательств криминала.

    Как считают менеджеры, речь может идти даже о диктатуре закона. Но только в том случае, если в России будет стабильная и непротиворечивая законодательная база. Сами менеджеры ждут от власти привлечение наиболее успешных управленцев в государственные структуры, причем не обязательно только в правительство. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов/Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001. - 115 с.

    Проанализировав политическое поведение различных социальных и возрастных групп в современной России, следует сделать определенные выводы:

    Во-первых, наблюдается общая пассивность социальных групп по отношению к политическому процессу. Наибольшую активность проявляют люди старшего возраста, пенсионеры. Но их активность носит пассивный характер, так как выражается, в основном, в участии в митингах и демонстрациях. Менее всего проявляют политическую активность молодежь. И это является одной из особенностей российского политического процесса.

    Во-вторых, и это также важный факт, не наблюдается тенденции к объединению людей бизнеса с целью создания единой партии для выражения своих политических и экономических интересов. Это, в свою очередь, не способствует повышению эффективной работы институтов государства.

    Таким образом, можно установить, что политическое поведение различных социальных и возрастных групп в России неоднозначно и многоаспектно.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • Введение
    • Глава 1. Теоретическое описание политических процессов в современной России
    • 1.1 Понятие "политический процесс" и его формы
    • 1.2 Характеристика политического участия
    • 1.3 Политическое поведение разных социальных групп в современной России
    • 1.4 Особенности политического экстремизма в России
    • Глава 2. Исследование политических взглядов молодежи
    • 2.1 Программа исследования
    • 2.2 Анкета
    • 2.3 Результаты исследования
    • 2.4 Анализ результатов
    • Заключение
    • Список используемой литературы:

    Введение

    Актуальность темы. В наше время более четко стало видно влияние политики, политических инструментов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время, по всей видимости, нет другой страны, где так ярко проявились бы парадоксы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, СМИ и аполитическая пассивность этого же населения; возникновение массы новых инструментов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства. Существование данных парадоксов и выделяет особенности политического процесса в России на современном этапе.

    Объект исследования - политически активное население.

    Предмет исследования - политические процессы, протекающие в настоящий момент.

    Цель исследования - понимание динамики и тенденций развития политических процессов, затрагивающих население.

    Задачи:

    Исследование форм политических процессов;

    Изучение политических настроений различных социальных групп;

    Определение важности политических решений для населения.

    Степень научной разработанности : Исследованию теоретико-методологических основ политического процесса посвящены труды таких теоретиков, как: А. Бентли, В. Парето, Д. Трумэн, Р. Доуз, С. Хантингтон, Р. Дарендорф, Дж. Мингейли, Д. Истон, Г. Алмонд, Г. Пауэлл.

    В российской политологии теоретическим осмыслением политических процессов занимались такие специалисты как: М.В. Ильин, А.А. Дегтярев, Б.И. Кретов, P.M. Нуреев, А.Ю. Шутов, А.И. Соловьев, А.А.

    Гипотеза

    Глава 1. Теоретическое описание политических процессов в современной России

    1.1 Понятие "политический процесс" и его формы

    Политический процесс - одна из центральных и, вместе с тем, весьма специфическая категория политической науки.

    Правда, некоторые ученые отождествляют ее с понятием политики в целом (Р. Доуз). Другие же, напротив, видят специфику политических процессов либо в результатах функционирования политической системы (Т. Парсонс), либо в динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти (Р. Дарендорф), либо в поведенческих аспектах реализации субъектами своих интересов и целей (Ч. Мэрриам).

    В рамках этих различных подходов политический процесс обнажает свои важнейшие источники, состояния, элементы. В то же время при всех различиях теоретической интерпретации политического процесса, считается общепризнанным, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики, сложившейся не в соответствии и намерениями лидеров или программ партий, а в результате действия самых разнообразных внешних и внутренних факторов. Иначе говоря, политический процесс показывает, как индивиды, группы, институты власти со всеми своими стереотипами, целями, предрассудками взаимодействуют друг с другом и с государством, реализуя специфические роли и функции. А так как ситуации, стимулы и мотивы человеческого поведения постоянно изменяются, политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и явлений.

    Раскрывая содержание с политической точки зрения через реальные формы исполнения субъектами своих ролей и функций, политический процесс демонстрирует, как осуществление этих ролей воспроизводит или разрушает различные элементы политической системы, показывает поверхностные или глубинные ее изменения, переход от одного состояния к другому. Политический процесс раскрывает характер движения, социодинамики, эволюции политической системы, изменение ее состояний во времени и пространстве.

    Анализируя содержание политического процесса, можно сказать, что он раскрывает в основном две фундаментальные формы политического волеизъявления граждан. Прежде всего, это различные способы презентации рядовым участником политического процесса своих интересов в различных видах артикуляции и агрегирования последних (в участии в выборах, референдумах, членстве в политических партиях), а так же формы принятия и реализации управленческих решений, осуществляемых политическими лидерами и элитами.

    В содержательном смысле политический процесс охватывает все реальные действия рядовых граждан и представителей элит, которые могут как поддерживать правящий режим, так и находиться к нему в оппозиции. В политическом процессе взаимодействуют различные субъекты политики и факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере общества.

    С содержательной точки зрения реализация различными политическими субъектами своих функций выражает происходящее в обществе распределение власти, осуществление политической мобилизации граждан, принятие решений, контроль за этапами и другие формы политической активности инструментов, групп и лиц, причем не только признаваемые правящим режимом, но и обладающие нелегитимным характером. Поэтому в политическом процессе присутствуют и такие формы политической активности населения, как заговоры, террор, деятельность нелегальных партий и организаций. Впрочем, они обычно находятся на периферии политической жизни Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России СПб.: Питер, 2009. - 395 с. .

    Политический процесс выступает в качестве функциональной характеристики политической жизни в целом, определяя исполнение субъектами власти своих специфических ролей и функций. Он выражает вполне определенную совокупность действий, осуществляемыми субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих прав и прерогатив в политической сфере.

    Применительно к обществу в целом политический процесс раскрывает взаимодействие социальных и политических структур и отношений, то есть показывает, как общество формирует государственность, а государство, в свою очередь, "завоевывает" общество. С точки же зрения внутреннего содержания политический процесс выражает как бы технологию осуществления власти, представляя собой совокупность относительно самостоятельных локальных взаимодействий субъектов, структур и институтов, связанных теми или иными специфическими целями и интересами в поддержании (или изменении) системы правления.

    Учитывая названные черты политического процесса, можно сказать, что он раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменений ее состояний во времени и пространстве. Политический процесс представляет собой совокупность действий институализированных и неинституализированных субъектов по осуществлению своих специфических функций (дисфункций) в сфере власти, и в конечном счете ведущих к развитию или упадку политической системы общества.

    Политический процесс - это "совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели; в узком смысле - деятельность социальных субъектов по осуществлению политических решений".

    Специфическая особенность политических процессов заключается в том, что их невозможно изучать как единую массу. В совокупности политических процессов выделяются две группы: общие и частные. Политические процессы этих групп отличаются не только масштабом охвата общественной жизни, но и содержанием, формами протекания, целями и результатами. Поэтому изучение политических процессов не может быть организовано иначе как в раздельном постижении общих и частных политических процессов. Однако сразу стоит отметить, что эти две группы процессов нередко связаны между собой. Более того, частные политические процессы могут оказывать существенное влияние на содержание, формы и скорость протекания общего политического процесса.

    Итак, что понимается под общим политическим процессом? Общий политический процесс охватывает все общество и ведет к смене состояния его политической системы.

    Частные политические процессы - это различные, исключительно многочисленные формы политической активности общества, направленные на реализацию определенных политических целей, не затрагивающих состояние политической системы общества в целом. Соответственно частные политические процессы проявляются в исполнении представителями власти своих непосредственных функций (в частности, по управлению обществом). Эти процессы также отражают различные пути презентации различными политическими партиями, общественными движениями и отдельными гражданами своих политических интересов (например, участие в выборах, референдумах, а также в митингах, уличные шествиях и т.д.). К частным политическим, процессам относятся различные формы принятия и реализации управленческих решений. Процессы могут протекать на государственном уровне, в регионе, городе, деревне, внутри разных социально-демографических групп, классов, наций; в трудовых коллективах, в политических партиях и т.д. Несмотря на великое множество и разнообразие частных политических процессов, их реализация не ведет к существенным изменениям политической системы общества Например, не ведет к смене тоталитаризма демократическим политическим режимом или к замене монархии республикой и др.

    Как уже было отмечено, данные две группы политических процессов имеют свои закономерности развития, свои механизмы, формы, цели. Вначале следует рассмотреть общий политический процесс.

    В совокупности протекающих в обществе политических процессов исследователи выделяют форму, которая отражает движение политической системы в целом, смену ее состояний, затрагивающую все общество. Речь идет о процессе политического развития государства. Следует уточнить, что общий политический процесс не есть простая сумма частных процессов. Он отличается от частных не только масштабом, содержанием, но также и формами.

    Общий политический процесс протекает в трех известных формах: эволюция, революция, кризис.

    Эволюция - основная и наиболее распространенная форма, означающая постепенные изменения политической системы страны (количественные и качественные): в расстановке политических сил, в политическом режиме (нарастание демократических или антидемократических тенденций), в структурах политической власти и т.д.

    Постепенность перемен, как характерная черта эволюции общественной системы, предполагает, что в отдельные периоды общий политический процесс протекает в формах, которые не выводят политическую систему за рамки сложившихся отношений между институтами политической власти и гражданами. Попытки политических нововведений отступают на второй план в сравнении с установившимися традициями и преемственностью в политической жизни.

    Однако в рамках эволюционной формы общий политический процесс часто выражается в качественных и количественных изменениях политической системы. Эти перемены отражают развитие политической системы. Как правило, речь идет о том, что политическая власть находит адекватные меняющемуся соотношению политических сил внутри страны и на международной арене методы организации политической жизни и управления страной. С учетом интересов различных групп населения используются новые и более гибкие стратегии и технологии властвования. Эволюционный режим развития политического процесса позволяет решать политические проблемы по мере их возникновения и, что особенно важно, позволяет избегать насилия и разрушения того, что еще не устарело.

    Политическая революция, как правило, сопровождается многочисленными жертвами, гибелью и трагедией миллионов людей.

    Наконец третьим состоянием (формой) общего политического процесса является политический кризис. Его главный показатель - потеря властными структурами контроля над развитием крайне обострившихся противоречий. Эта форма общего политического процесса характеризуется разбалансированностью деятельности политических институтов, слабой управляемостью экономической и других сфер, нарастанием недовольства народа и т.д. Причины политического кризиса в основном лежат в области экономических и социальных отношений. Поэтому для преодоления политического кризиса необходимо проведение реформ в различных сферах, в том числе и в политической. В отличие от политической революции политические кризисы, как правило, не ведут к смене государственного строя, однако это драматические периоды в судьбах общества.

    Очевидно, что с развитием общества меняется соотношение форм общего политического процесса, меняются тенденции. В частности, с уверенностью можно сказать, что политическая революция все более становится угасающей закономерностью в политической жизни общества. Тот факт, что революция как форма общего политического процесса в современном мире становится все более редким явлением, имеет свои причины.

    Другая важная тенденция в развитии общего политического процесса в наши дни - нарастающая его демократизация. В данном процессе сокращается диапазон использования насилия для достижения политических целей. Внутри стран и в международной жизни происходит демократизация политических институтов. В рамках общего политического процесса все шире применяется механизм согласования интересов различных социальных слоев общества и отдельных граждан, поиск и достижение консенсуса. В этом отношении примечателен, например, такой факт из практики ООН: на 13-й сессии Генеральной Ассамблеи данной организации с помощью консенсуса единогласно было принято 35% резолюций, а на 40-й сессии - уже 70%.

    Итак, общий политический процесс отражает динамику политической системы общества в целом, смену ее состояний. Другими словами, речь идет о смене форм государственного устройства (форма правления, методы осуществления власти, национально-территориальная организация), а также политического режима (тоталитаризм, авторитаризм, демократия).

    1.2 Характеристика политического участия

    В каждом государственно организованном обществе складывается та или иная вовлеченность граждан в политику. Однако сама идея необходимости участия людей в политической жизни понимается учеными по-разному. Так, многие последователи руссоистских, марксистских и ряда иных традиций в политической мысли настаивают на необходимости практически стопроцентного участия граждан в политической жизни. Например, Ленин неоднократно говорил о неизбежности при социализме "прямого, обеспеченного законами участия всех граждан в управлении государством". Некоторые теоретики (Л. Гудмен, Т. Хейден, Ф. Фонон) также убеждены в недостаточности участия граждан в "символической" политике (т.е. голосовании) и требуют обязательного вовлечения населения в процесс принятия решений. В значительной мере подобного рода идеи представлены и в современных теориях партисипаторной демократии.

    В то же время теоретические (и идеологические) оппоненты данной точки зрения полагают, что "единственными средствами участия, доступными для граждан, являются голосование на выборах и дискуссии". Еще более пятидесяти лет назад американский ученый Липманн высказал мысль, что ожидать от среднего американца интереса к делам государства, значит предполагать у него едва ли не патологическую потребность в политических знаниях и действиях

    Проблема участия, которое подразумевает не только политическое участие граждан в жизни страны, но и другие деятельностные аспекты, рассматривается как одна из важнейших характеристик современного общества.

    На фоне сравнительно высокого вербального интереса к политике явным диссонансом выглядит уровень непосредственной вовлеченности населения в реальный политический процесс. То есть, реальное состояние политического участия населения сегодня характеризуется явным противоречием между достаточно высоким уровнем эмоциональной включенности и очень низким уровнем инструментальной активности, не считая периодов участия граждан в разного рода выборных компаниях.

    Что побуждает человека к политическому участию? Этот вопрос давно интересует политологов. Именно политическая практика, реальные политические процессы поставили на повестку дня проблему овладения психологическими знаниями о человеке. Все ведущие политические партии заинтересованы в надежных средствах воздействия на поведение граждан. Постоянной заботой политиков является мотивация участия граждан в официальной политике.

    Политическое участие населения во многом определяется его политической активностью и информированностью. Так, на вопрос "имеет ли место политическая жизнь в вашем городе (районе)?" 45 % опрошенных респондентов ответили, что "да, имеет, в виде предвыборной агитации", 13% опрошенных считают, что политическая жизнь вообще не имеет места. И лишь 9% считают, что у нас постоянно действуют политические партии и общественные организации. Аналогичный процент респондентов полагает, что политическая жизнь имеет место в виде политических скандалов (например, по поводу коррупции, злоупотреблений или "грязных" избирательных технологий).

    На сегодняшний день данное убеждение среди населения имеет весомую основу. Так как недовольство большинства населения вплотную подошло к пределам, за которыми обычно начинается паралич структур власти. Для большей части населения характерно безразличное, равнодушное отношение к политике, к критической жизни вообще, характерно уклонение от участия в ней.

    По данным опроса лишь только 6 % из числа опрошенных респондентов лично принимают участие в политической деятельности. Соответственно 94 % респондентов не принимают участие в политической деятельности вообще. Во многом это объясняется тем, что в делах страны ничего не зависит от простого народа, народ потерял веру в себя и в свои силы, народ просто устал. Происходящая сейчас утрата или резкое снижение самоуважения и осознание своей идентичности ставит человека на грань психологической катастрофы, информационного и эмоционального стресса. В результате можно прогнозировать у одних групп людей апатию, у других, напротив, бурную, во многом неосознаваемую и трудно предсказуемую активность, направленную на улучшение своего положения. Провокатором этих состояний выступает разрыв в психологическом состоянии и ощущение прошлого и настоящего. Если в прошлом психологически ведущей чертой была определенность, уверенность в завтрашнем дне, то теперь она для многих утрачена.

    В ходе исследования также был задан вопрос: "Проявляете ли вы инициативу в организации политических (предвыборных) мероприятий (сбор подписей в пользу кандидатов и политических блоков, объединений)?". Постоянно занимаются такой деятельностью лишь 1 % из числа опрошенных респондентов, 3 % занимаются от случая к случаю, 5 % занимаются в период избирательных кампаний. Как правило, политической деятельностью занимается та часть населения, которая имеет непосредственное отношение к политике. Но, несмотря на свой малочисленный состав, для нее характерен значительный интерес к политике и большая информированность в этой сфере.

    А 89 % опрошенных респондентов не занимаются такой деятельностью вообще. Данную часть населения можно охарактеризовать как пассивных граждан, которая отрицательно или нейтрально относится к личному участию в политических отношениях. В то же время они бывают хорошо политически информированы, что объясняется высоким уровнем их общего образования.

    В принципе, в приливах и отливах политической активности, равно как в некоторой отстраненности большинства граждан от политики нет ничего экстраординарного.

    Более того, рационально-активистская модель политического участия вовсе не предполагает участия всех, всегда в одинаковых формах. Согласно признанным авторитетам в этой области Алмонда и Веберу, она предполагает комбинацию "сбалансированной политической культуры, в которой политическая активность или вовлеченность в политику и рациональность уравновешены пассивностью, традиционностью и обязательствами по отношению к локальным ценностям".

    Подобная ситуация характерна для любого стабильного, демократически организованного общества, правда, при наличии ряда сопутствующих условий. Во-первых, наличие публичной сферы, в которой власть порождается, присваивается и распределяется на основе соперничества и конкуренции различных субъектов и где собственно формируется общественное мнение. Во-вторых, функционирование отлаженных постоянно действующих механизмов общения власти и общества. Всем очевидно, что подобные механизмы в России пока не сложились, поскольку в России преобладает подданическая политическая культура, для которой характерна ориентация большинства на пассивное отношение к политической системе, на общее признание особого авторитета руководства. Носитель подобного типа политической культуры инстинктивно или сознательно отстраняется от участия в политической жизни, так как не готов к этому в силу незнания и непонимания или неприятия механизмов и принципов функционирования политической системы. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006. - 28 с.

    Среди политологов, особенно на Западе, достаточно широкое распространение получила точка зрения о том, что одним из очень важных, хотя и косвенных индикаторов степени вовлеченности в политику является готовность населения принимать участие в разного рода протестных акциях.

    Учитывая, что сегодня почти 70 % населения страны испытывает серьезные затруднения материального характера, следовало бы ожидать наличие высокого уровня протестного потенциала. Результаты же исследований свидетельствуют о противоположном.

    58 % опрошенных респондентов придерживаются позиции нейтралитета, ни в каких акциях принимать участия они не собираются. И лишь только 16 % респондентов будут принимать участие в подписании писем и петиций, 11 % опрошенных собираются обратиться в СМИ. Все прочие формы и каналы политического участия не достигают и 7 %. И дело здесь не только в апатии населения, а, скорее всего, в "национальном характере" россиян, их великом терпении, дело в "русской душе".

    Проведенное исследование позволяет утверждать, что политическое участие, активность, информированность населения сегодня находится не на должном уровне. Сегодня характерно преобладание пассивного политического участия над активным. Наиболее остро стоит проблема политической активности личности, от которой все больше зависит и сама политика, и судьба демократических процессов.

    Согласно общепринятому мнению, ключевым фактором, влияющим на характер и направленность политического участия, является уровень политической культуры общества, выражаемый, в свою очередь, принятием и освоением демократических ценностей и институтов. То есть предполагается, что чем выше значимость в общественном сознании демократических ценностей и свобод, тем выше и уровень политического участия граждан. И напротив, низкая оценка значимости демократических прав и свобод способна вызывать у значительной доли населения апатию и отчуждение от политической сферы.

    В России за последние годы традиционными формами политического участия граждан стали: политический протест, выражающийся в забастовках и пикетах; участие граждан в работе политических и общественных партий и организаций; участие населения в выборах в органы власти. Теперь следует рассмотреть эти три формы подробнее.

    Политический протест представляет собой разновидность негативной реакции индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретное действие отдельных органов государства и политических оппонентов. Постепенно акции политического протеста становились все более распространенными. Бастовали врачи, учителя, добиваясь повышения заработной платы, улучшения условий труда.

    Необходимо отметить тот факт, что в России протестное участие носит выраженный неконвенциональный характер, т.е. действия, не соответствующие законным и традиционным нормам режима. Захваты зданий, забастовки, несанкционированные митинги и демонстрации, применение физической силы по отношению к политическим противникам. Вместе с тем, как показывает опыт проведения подобных акций в странах Западной Европы и США, они могут иметь конвенциональный характер, соответствуя юридическим нормам. Так, демонстрации и пикеты часто осуществляются для защиты гражданских и социальных прав населения, закрепленных законодательно. Чаще всего участники таких акций протестуют против нарушения неких договоренностей (закрепленных в виде законов, формальных и неформальных норм) со стороны органов власти или других политических субъектов. Они не выступают за кардинальные преобразования политической системы, а призывают лишь к корректировке проводимого политического курса. Поэтому в странах стабильной демократии уровень протестной активности населения, часто конвенциональной по своей сути, может рассматриваться как один из показателей зрелости гражданского общества.

    В качестве одной из форм политического протеста может рассматриваться электоральный абсентеизм, точнее, абсентеизм, связанный с определенной протестной мотивацией неучастия в выборах (недоверие или неудовлетворенность правилами игры, неверие в возможность повлиять на процесс принятия политических решений, недоверие основным политическим силам). Как показывают результаты социологических опросов, мотивация значительной части российских избирателей, не участвующих в парламентских выборах, носит протестный характер. Удачной формой протестного поведения на выборах является голосование за определенных политических лидеров или политические силы либо голосование против всех. Такое голосование может являться выражением недоверия (протеста) не только к проводимому политическому курсу, но и ко всему политическому режиму в целом и его отдельным институтам (например, политическим партиям). К сожалению, очень многие соотечественники не осознают тот факт, что их неучастие в выборах как раз и ведет к фальсификации результатов. Как известно, невыданные бюллетени для голосования заполняются в угоду определенным политическим силам.

    Известно, что не все субъекты политического процесса ведут себя протестно. Многие граждане, участвуя в политике, не выражают никакого протеста. Не все граждане довольны проводимым политическим курсом, нормами политической жизни и т.д. Однако, далеко не все недовольные выражают намерение принять участие в протестных акциях и еще меньше граждан участвует в политике, совершая протестные действия.

    Для того, чтобы различить степень недовольства, готовности принять участие в протестных акциях и действительный уровень протестной активности в науке существуют понятия "протестная активность" и "протестный потенциал". Под протестной активностью понимают охват (вовлеченность) граждан различными формами протестной активности и его динамику. Под протестным потенциалом понимают намерение (склонность) граждан участвовать в протестных акциях, при определенных условиях (например, "если бы рабочие моего завода вышли на улицу с требованием отставки правительства, я, возможно, принял бы участие в демонстрации"; это совсем не означает, что рассуждающий так человек реализует свои намерения в действительности).

    Наиболее массовой формой политического участия в России является, как известно, участие населения в выборах. Исследователи неоднозначно оценивают сложившуюся ситуацию. Е.Г. Морозова, например, пишет, что часто постановка вопроса об укладывающихся в определенное число формул голосования встречает у отечественных исследователей скептическое отношение. Одни утверждают о непредсказуемости российского электората и неспособности каких бы то ни было теоретических моделей и формул объяснить электоральный выбор в России. Другие утверждают, что результаты выборов прогнозируемы, ибо прямо зависят от финансовой поддержки кандидатов, степени умений принятых ими профессионалов по избирательным технологиям, доступа к СМИ. Белов А.А., Елисеев С.М. Политические процессы и институты в современной России: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006. - 74 с.

    1.3 Политическое поведение разных социальных групп в современной России

    молодежь управление экстремизм протестный

    Первой из социальных групп следует рассмотреть молодежь. Сегодня среди российской молодежи нет жесткого политического размежевания, и аполитичность выступает существенной чертой, характеризующей молодое поколение. Разуверившись во всех властных структурах, большинство молодых людей индифферентно относится к любым формам социально-политической деятельности. Молодежь раздроблена не только по возрастным, но и по социальным группам, сильно отличающимся по своим интересам.

    В результате новой ситуации, возникшей вследствие запрета политической деятельности в трудовых и учебных коллективах, политика переместилась из производственной и учебной сферы в сферу свободного времени молодежи, и поставила новые молодежные организации в состояние конкуренции с традиционными досуговыми структурами. В конкретных российских условиях эта конкуренция оказалась неравной. Молодежные структуры не сумели завоевать ни признания, ни авторитета у широких слоев подрастающего поколения. И если около половины молодых людей считают целесообразным существование в России молодежных организаций, то лишь 7-10% сами готовы вступить в них.

    Чаще всего, с точки зрения программной деятельности, молодежные союзы идут по пути ухода от политики в сторону выражения профессиональных интересов различных категорий молодого поколения.

    Социализирующаяся молодежь находится под влиянием родителей, которые воспитывались еще в советский период, политических институтов. Единого для любой ситуации механизма, активизирующего ценности, не существует. Возникающие противоречия решаются как в зависимости от иерархии ценностей, так и от степени активизации различных ценностей в ситуации. Российскому обществу, пережившему серьезную смену системы ценностей, пришлось столкнуться с конфликтом ценностей. В современной России налицо тяжелый кризис идентичности во многих группах общества, особенно в том, что касается самоидентификации с политическими и социальными ценностями. То, что в России существуют и взаимодействуют различные системы ценностей, оказывает большое влияние на общественное сознание. В ходе переосмысления ценностей осуществляются переходы к различным базовым иерархиям: для некоторых групп населения характерно принятие в большей или меньшей степени новых ценностей и норм, в других группах происходит укрепление традиционных ценностей.

    Можно сделать вывод, что состояние политического поведения молодежи (студенчества), также как и общества в целом, в достаточно высокой степени фрагментировано. Отдельные группы молодежи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения современной России. Но все эти различия не носят пока характер острого антагонизма и не приводят к сверхполитизированности.

    Молодежь существенно отличается от старших поколений тем, что она практически лишена иллюзий о том, что кто-то может за них решить их собственные проблемы.

    Отношение же современной власти носит характер достаточно нейтральный, и не связывается ни с какими ожиданиями на позитивные перемены. Таким образом молодое поколение относится к политике и власти как к некоторым данностям, которые не вызывают ни восторга, ни особо резких отрицательных эмоций.

    Но, вместе с тем, студенчество, молодежь в целом, может стать реальной политической силой. Вся проблема в отсутствии единого молодежного легитимного лидера, который мог бы консолидировать разрозненные студенческие группы и объединения.

    Другая социальная группа - пенсионеры. После событий августа 1991 года, обесценивания вкладов населения в банках, большинство людей пенсионного возраста оказались за чертой бедности. Отличие политической активности пенсионеров России от Западных людей того же возраста в том, что пенсионеры за рубежом менее политически активны, в целом. Кто-то из них может быть членом муниципального совета или даже представлять какую-либо политическую организацию. Но участвовать в митингах, протестовать - это дело молодежи и работающих людей среднего возраста. Т.е. тех людей, кто является реальными субъектами общественно-политической жизни.

    В России все по другому. Активная, работоспособная часть населения демонстрирует относительную политическую пассивность и абсентеизм, очень опасные во время переходного периода. А пенсионеры являются наиболее дисциплинированной, политически активной частью общества, дающий почти стопроцентный показатель на выборах.

    Это объясняется привычкой, выработанной годами Советской власти, когда явка на выборах составляла 99, 99% от общего количества избирателей. И люди старшего возраста продолжают "давать" эти проценты. А младшие поколения и люди среднего возраста не так сильно подвержены привычке голосования и относятся к этому акту пассивно.

    Участие пенсионеров в митингах объясняется психологическим эффектом поддержки. Многие пенсионеры живут одни, без детей, круг общения их узок. А на митинге, демонстрации они встречают людей, близких им по возрасту и по решаемым проблемам. Вместе вспоминают молодость, а, так как жили при власти коммунистов, то и поддерживают их же.

    Стоит отметить, что с каждым годом активных сторонников КПРФ все меньше. Это и заслуга государства, повышающего пенсии, и объективные причины. Ошибочно приписывать всем людям пожилого возраста приверженность "красным" взглядам и идеям. Многие пенсионеры вместе с молодыми людьми приветствуют те преобразования, которые происходят в нашем обществе на протяжении последних лет. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2001. - 559 с.

    Теперь следует рассмотреть предпринимателей и деловых людей. Прежде всего необходимо отметить тот факт, что к реальной власти, в Думу, в губернаторы, представители деловых кругов почти не стремятся. Но влияние на власть, властные отношения, людьми бизнеса оказывается достаточно умело и носит, часто скрытый характер. Россия в данном случае не является исключением. Во всех странах мира влияние на власть оказывают крупные финансово-промышленные группировки. Политической партии, отражающей интересы людей бизнеса не существует.

    Причина, по-видимому, именно в вышеназванной разобщенности деловых кругов России. Они еще не вполне осознали свою корпоративность, необходимость консолидирования усилий в достижении политических и экономических целей. Каждый бизнесмен - сам по себе, сам за себя. В регионах становление производительного капитала происходит также с определенными трудностями.

    Политическая партия, отражающая интересы людей бизнеса, просто необходима. "Теневой" сектор предпринимательства становится все обширнее. Высокие, часто неоправданно, налоги; таможенные тарифы - вот главные причины "ухода" бизнеса в тень".

    Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод: промышленники и предприниматели, обеспечивая отечественный рынок товарами и услугами, как никто реально оценивают всю сложность и многообразие политического процесса в современной России. Они готовы к любому диалогу с властью, с целью повышения эффективности работы экономических направлений российского рынка товаров и услуг. Политический консенсус, полифоничность решений для деловых людей России стоят очень многого. Ведь от стабильности в политической жизни общества напрямую зависит экономическая стабильность, так необходимая бизнесменам.

    Отдельно стоит рассмотреть отношение к власти и политическим отношениям в частности, менеджеров. Эта формация общества представляется интересной для изучения по той причине, что именно от управленцев всех рангов зависит эффективная работа многих отраслей жизни России. Что же главное ждет сообщество менеджеров от власти? Прежде всего, стабильности, прозрачности в отношениях с бизнесом, власти разумных законов. Стабильность необходима для преемственности власти; что, в свою очередь, гарантирует продолжение стратегического курса на развитие рыночной экономики и сильного правового государства. Интересен тот факт, что менеджеры, как и бизнесмены, ожидают от власти реализации комплекса государственных мер, позволяющих развивать эффективный законопослушный бизнес, защищенный от чиновничьего произвола и посягательств криминала.

    Как считают менеджеры, речь может идти даже о диктатуре закона. Но только в том случае, если в России будет стабильная и непротиворечивая законодательная база. Сами менеджеры ждут от власти привлечение наиболее успешных управленцев в государственные структуры, причем не обязательно только в правительство. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов/Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001. - 115 с.

    Проанализировав политическое поведение различных социальных и возрастных групп в современной России, следует сделать определенные выводы:

    Во-первых, наблюдается общая пассивность социальных групп по отношению к политическому процессу. Наибольшую активность проявляют люди старшего возраста, пенсионеры. Но их активность носит пассивный характер, так как выражается, в основном, в участии в митингах и демонстрациях. Менее всего проявляют политическую активность молодежь. И это является одной из особенностей российского политического процесса.

    Во-вторых, и это также важный факт, не наблюдается тенденции к объединению людей бизнеса с целью создания единой партии для выражения своих политических и экономических интересов. Это, в свою очередь, не способствует повышению эффективной работы институтов государства.

    Таким образом, можно установить, что политическое поведение различных социальных и возрастных групп в России неоднозначно и многоаспектно.

    1.4 Особенности политического экстремизма в России

    Политический экстремизм выражает приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

    Поведение экстремистов, в отличие от умеренных радикалов, также выступающих за решительные политические мероприятия, не вписывается в рамки закона, нарушает конституцию страны, как и другие государственные и международные правовые нормы. Политический экстремизм - это всегда правовой нигилизм.

    В качестве субъектов политического экстремизма могут выступать как отдельные лица и партии, так и целые государства. Примером экстремизма на международной арене может служить внешняя политика тоталитарных режимов, выражающаяся в экспорте различных глобалистских идей: "пролетарской революции" (СССР), "нового порядка" (нацистская Германия), "исламской революции" (фундаменталистский Иран).

    В России ныне представлено большое количество форм политического экстремизма. Фундаментом для экстремизма служит:

    а) затяжной социально-экономический кризис, затронувший все слои и части общества;

    б) обнищание и падение уровня жизни значительной части населения;

    в) тотальная криминализация общественной жизни, включая властные структуры;

    г) потери единых целей "общего дела".

    Экстремизм в современной России обнаруживается в массовом выходе политической жизни из правовых норм, прежде всего в виде этнических консолидированных и вооруженных сепаратистских движений. Особое место, в данном случае, занимают радикальные исламисты, которые своими незаконными действиями подвергли опасности гражданский мир и территориальную целостность российского государства. Эта форма политического экстремизма наиболее ярко проявила и, к сожалению, проявляется до сих пор в чеченском конфликте. Со стороны чеченских вооруженных формирований имели место многочисленные нарушения международно признанных норм и правил ведения войны, например, стремление перенести войну в глубь России, захват людей в рабство и обмен их на своих пленных сторонников, террор против мирных жителей.

    Экстремизм - более широкое понятие, охватывающее не только насильственные действия, но и агрессивные высказывания в адрес власти; несанкционированные митинги; вызывающее, неконвенциональное поведение.

    Глава 2. Исследование политических взглядов молодежи

    2.1 Программа исследования

    Гипотез а - среди молодежи преобладают либеральные взгляды.

    База исследования: количество респондентов составило 50 человек, из которых 28 - юноши, 22 - девушки в возрасте от 18 до 22 лет.

    При выполнении исследования использовался метод массового опроса с использованием анкетирования.

    Объект исследования - российская молодежь

    Предмет исследования - политические взгляды молодежи

    Цель - узнать политические взгляды молодежи

    З адачи:

    Узнать у представителей молодежи их мнение о действующей власти;

    Определить планы молодежи на будущее.

    2.2 Анкета

    1. Ваш пол

    а) Мужской

    а) За представителей действующей власти

    б) За оппозицию

    в) Не хожу на выборы

    а) Устраивает

    б) Не устраивает

    в) Затрудняюсь ответить

    а) Положительно, но такие методы неприемлемы

    б) Положительно, люди таким методом отстаивают свою позицию

    в) Отрицательно

    г) Затрудняюсь ответить

    а) Довольны

    б) Недовольны

    в) Затрудняюсь ответить

    6. Хотели бы вы, чтоб уровень жизни населения улучшился или вас устраивает нынешнее положение общества?

    а) Устраивает

    б) Не устраивает

    7. Что, по вашему мнению, более важно для улучшения уровня жизни?

    а) Продолжение планомерного развития государства

    б) Резкая смена политического курса

    в) корректировка действующих политических процессов

    а) Положительно

    б) Отрицательно

    в) Затрудняюсь ответить

    9. Как часто, по вашему мнению, действующая власть ошибается при выборе тех или иных решений?

    а) Постоянно

    б) Иногда

    в) Никогда

    2.3 Результаты исследования

    1. Ваш пол

    3. Вас устраивает политический режим в современной России?

    а) Устраивает

    б) Не устраивает

    в) Затрудняюсь ответить

    4. Как вы относитесь к недавней ситуации в Украине и революционных действиях в восточных странах?

    5. В вашем окружении больше людей довольны или недовольны действующим правительством?

    6. Хотели бы вы чтоб уровень жизни населения улучшился, или вас устраивает нынешнее положение общества?

    8. Как вы относитесь к либерально настроенным партиям?

    9. Как часто по вашему мнению действующая власть ошибается при выборе тех или иных решений?

    а) Постоянно

    б) Иногда

    в) Никогда

    2.4 Анализ результатов

    С небольшой разницей, но моя гипотеза насчет либеральных взглядов молодежи подтвердилась. Современная молодежь действительно придерживается либеральных политических взглядов. Их интересуют новые реформы и преобразования. Настораживает то, что более 60% респондентов недовольны в полной мере работой действующей власти, но при этом за оппозицию активно выступают лишь чуть более 30%. Главным аргументом в пользу моей гипотезы служит тот факт, что более 60% опрошенных положительно относится к либерально настроенным партиям. Мнение у юношей и девушек во всех вопросах примерно одинаковы по соотношению, за исключением того факта что девушки чуть более лояльно относятся к сегодняшним реалиям, в то время как юноши более активно высказывают свое недовольство и хотят что-либо изменить.

    Заключение

    Проанализировав политическое поведение различных социальных и возрастных групп в современной России, показав особенности участия этих групп в политическом процессе государства, рассмотрев динамику и системность особенностей, их взаимосвязь друг с другом, приведя способы и виды, а также формы участия российских граждан в политике, удалось установить закономерности политических процессов в современной России.

    Была дана теоретическая характеристика политического процесса. Рассмотрено само понятие "политический процесс", продемонстрированы структурные компоненты и формы данного явления.

    Была прослежена динамика и особенности политического поведения трех возрастных и социальных групп: студенты (молодежь), пенсионеры (люди старшего возраста) и менеджеры-предприниматели (средний возраст). На примере этих групп мы попытались проследить политическое поведение российского электората. Мы выяснили, что в России большую политическую активность проявляют люди старшего возраста (пенсионеры), а наиболее пассивны - молодежь (студенты). Это объясняется нежеланием молодых людей участвовать в процессе "лжи и обмана", как они называют политику. Молодые люди видят, что государство не проявляет по отношению к ним поддержки и поэтому не стремятся иметь с ним отношения. Люди старшего возраста традиционно более дисциплинированы и активны в политическом процессе.

    Помимо этого были представлены степень и виды участия российских граждан в политике, показана их специфика. Выяснилось, что участие соотечественников часто приобретает неконвенциальные формы, выражающиеся в агрессивных действиях. Помимо этого, было показано, что граждане России не проявляют активности в работе политических партий и организаций. Это объясняется некоторой несформированностью в России у населения основ демократической политической культуры участия. Но в этом моменте наблюдается положительная динамика, из чего можно сделать вывод о перспективном будущем политического восприятия у наших соотечественников.

    В приведенной анкете удалось подтвердить гипотезу политических взглядах молодежи, о том, что молодое население в больше своей части либерально настроено, но это к счастью выражается не в агрессивной форме, а скорее желанием и стремление к различным реформа и преобразованиям в политической системе. Это вселяет веру в дальнейшее процветание нашей страны и показывает, что хоть современная молодежь не очень политически активна, ее основная часть в той или иной мере интересуется этим направлением, что уже является важным шагом на пути к дальнейшему политическому развитию.

    Список используемой литературы:

    1. Белов А.А., Елисеев С.М. Политические процессы и институты в современной России: Учебно-методическое пособие. СПб., 2006. - 74 с.

    2. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Политические отношения и политический процесс в современной России СПб.: Питер, 2009. - 395 с.

    3. Смолин О.Н. Политический процесс в современной России: учеб. пособие. М., 2006. - 28 с.

    4. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. - М., 2001. - 559 с.

    5. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Е.Ю. Мелешкиной. М., 2001. - 115 с.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Современные политические партии России. Общая характеристика молодежи как субъекта электорального процесса. Проблема молодежи в программах политических партий. Участие в избирательном процессе. Формы и методы привлечения российской молодежи к выборам.

      курсовая работа , добавлен 01.08.2016

      реферат , добавлен 11.03.2013

      Исследование политических партий и отношения к молодежи в Японии, Китае, Германии и Испании. Молодежные организации как основной инструмент участия молодежи в политике. Изучение законодательной базы и общих направлений реализации молодежной политики.

      реферат , добавлен 14.07.2015

      Понятие, особенности, классификация, типология общественно-политических движений. Отличие общественно-политических движений от политических партий. Теория либерализма и его суть. Динамика политических движений. Особенности динамики движений в России.

      реферат , добавлен 04.11.2010

      Понятие молодежи как социальной группы, ее особенности, протекающие процессы и характерные черты. Сущность политического сознания. Роль молодежи в политической жизни государства и методика формирования политического сознания у студенческой молодежи.

      курсовая работа , добавлен 28.02.2009

      Методологии системного анализа в изучении социально-экономических и политических процессов. Социологическое исследование на тему: "Социальное самочувствие населения" Вашего региона, либо города, поселка", опросник к исследованию. Понятие ранговой шкалы.

      контрольная работа , добавлен 16.05.2010

      Функции политической элиты. Сущность античных теорий политической элиты. Черты политического лидера. Отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных групп и слоев населения. Воплощение политических решений в жизнь.

      презентация , добавлен 22.05.2014

      Исследование политической мысли в классовых обществах древнего мира, её пути от мифа к теории. Анализ условий, благоприятствующих становлению разных политических систем, закономерностей их смены. Изучение биографии, взглядов и работ Платона и Аристотеля.

      реферат , добавлен 21.05.2012

      Изучение взглядов и теорий великих мыслителей прошлого их сравнение с современными политическими теориями и проблемами. Место российской политической жизни в общей системе политических знаний. Сущность и содержание основных политических идеологий.

      контрольная работа , добавлен 28.06.2010

      Понятие "имидж" и его составляющие. Место проблемы личности лидера в анализе российской политики. Особенности формирования имиджа политического лидера. Потребности и мотивы, влияющие на политическое поведение. Система важнейших политических убеждений.

    Вопрос 01. Какую роль в советской политической системе играла ВКП(б)?

    Ответ. ВКП (б) играла ключевую роль. Именно партия решала все кадровые Вопросы, то есть назначала всех должностных лиц от самых незначительных начальников до формального руководителя страны, именно поэтому действительным руководителем был генеральный секретарь партии. Потому все важнейшие Вопросы и новые законы обсуждались на Политбюро: политика партии была политикой страны в целом, потому что любой руководитель, не угодный партии, сразу лишался своего поста.

    Вопрос 02. Какими способами устанавливалось в стране идеологическое единомыслие?

    Ответ. Официальная идеология проникла во все сферы жизни: исходя из её требований готовились все материалы СМИ, подбирались книги в библиотеках, система образования должна была, прежде всего, построить мышление людей согласно нужному стандарту начиная с детства. Но главным инструментом установления идеологического единомыслия были репрессии – все инакомыслящие отправлялись в лагеря или на расстрел (суровым наказаниям подвергались даже за политические анекдоты, хотя официально людей наказывали, к примеру, за шпионскую деятельность или вредительство). Потому СМИ, система образования и т. п. неукоснительно придерживались генеральной линии партии, создавая соответствующее информационное пространство: всем хотелось остаться на свободе.

    Вопрос 03. Как вы думаете, какова была цель всеобщего охвата населения общественными организациями?

    Ответ. Во-первых, привлечение в общественные организации было дополнительным средством установить идеологическое единомыслие: члены организаций много времени проводили вместе в сопровождении нужных призывов руководителей, лозунгов. Во-вторых государство надеялось таким образом лучше организовать все виды производства в стране (включая производство духовных ценностей): каждое объединение получало своё задание от партии, что порой было эффективнее, чем дать задание определённому числу предприятий (например, писатели не работали на предприятиях, но были объединены в Союз писателей, через который партия давала им нужные установки).

    Вопрос 04. Каковы причины установления культа личности Сталина?

    Ответ. Причины.

    1) К культу личности шла вся история страны и партии после победы в Гражданской войне. Партия была единственным учителем народа, культ партии стал распространяться с начала советской власти. В партии не допускался плюрализм мнений, соответственно, несколько лидеров, в авторитете мог быть только один лидер, который руководил продвижением генеральной линии партии.

    2) Сталин сам активно работал для создания культа своей личности, потому что это гарантировало незыблемость его власти (не у кого не было и мысли об ином руководителе страны) и авторитета (решения Сталина выполнялись без обсуждений и сомнений).

    Вопрос 05. В чём вы видите социально-политический смысл массовых репрессий?

    Ответ. Предполагалось, что репрессии уничтожат ненужные в социалистическом обществе классы, остатки классово враждебных советской власти элементов. Но на самом деле репрессии затронули в большей или меньшей степени все слои и группы общества и саму партию. Социальную напряжённость по аналогии с другими историческими периодами репрессии должны были наоборот усилить, хотя этого, как ни странно, не происходило. Потому главный эффект – политический. Уничтожены были все политические враги Сталина, подавлено любое желание таковыми становиться (даже просто сомневаться в гениальности Сталина и правильности его действий) и взяты «заложники» (почти у всех чиновников высшего эшелона кто-либо из близких людей сидел, и было понятно, что в случае недовольства Сталина судьба его ухудшиться, и туда же могут попасть и другие близкие люди).

    Вопрос 06. В чём состояла противоречивость Конституции СССР 1936 г.? Какую роль был призван сыграть этот документ в жизни страны?

    Ответ. Конституция 1936 года обозначала переход от диктатуры пролетариата к социализму. Соответственно, она должна была определить основные принципы жизни общества при этом самом социализме. Конституция провозглашала высшим руководящим органом страны Верховный Совет СССР, однако партия продолжала производить все кадровые назначения, потому несмотря на конституцию, руководила страной по-прежнему одна коммунистическая партия.

    Вопрос 07. Какие факты свидетельствовали о свёртывании курса 20-х гг. на развитие национальных культур?

    Ответ. Факты:

    1) в мусульманских республиках закрывались мечети (также, как в 1920-е годы в христианских – церкви);

    2) в городах этих республик началась компания по искоренению мусульманских традиций;

    3) во всех республиках был свёрнут курс на развитие национальных языков и культур;

    4) в школах всех республик (кроме Грузии и Армении) русский язык стал изучаться как основной;

    5) общесоюзные меры, включая коллективизацию, не учитывали национальных особенностей.