• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Уже более года работает сайт «Российская общественная инициатива». Каковы результаты? Можно ли на что-то повлиять общественными инициативами?

    Кто инициировал общественную инициативу?

    В 2012 году по поручению Президента России («майский указ» № 601) Правительство РФ утвердило Концепцию формирования механизма публичного представления предложений граждан Российской Федерации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации предложений, получивших поддержку не менее 100 тыс. граждан Российской Федерации в течение одного года.

    На базе Концепции был издан Указ Президента РФ 4 марта 2013 года № 183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», который вступил в силу сразу после подписания. Однако о необходимости внедрения института общественной инициативы Владимир Путин упомянул в том же году в своем послании Федеральному Собранию. Общественная инициатива стояла в его речи в одном ряду с необходимостью широкой общественной дискуссии, «причем с практическими результатами, когда общественные инициативы становятся частью государственной политики и общество контролирует их исполнение». Тогда же Президент поручил разработать . Такой закон был принят 21 июля 2014 года (№ 212-ФЗ). Президент говорил и о том, что «все законопроекты, ключевые государственные решения, стратегические планы должны проходить гражданское, так называемое «нулевое», чтение с участием НКО, других институтов гражданского общества». Эти функции он возлагал на общественные советы при органах власти.

    Из этого экскурса в историю общественной инициативы очевидно, что развитие общественной инициативы – дело государственной важности, которому дал старт сам Президент .

    Кто курирует общественную инициативу?

    По Указу Президента РФ создали сайт «Российская общественная инициатива». Ответственной за процесс размещения предложений и голосования за них была назначена некая некоммерческая организация «Фонд информационной демократии», которая была создана еще в 2012 году. Учредителем и Президентом Фонда является Илья Массух, бывший сотрудник IBMи бывший заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Среди разрешенных видов деятельности Фонда значатся следующие: исследование конъюнктуры рынка и выявление общественного мнения, деятельность в области права, издательская деятельность, рекламная деятельность, прочее финансовое посредничество и консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.

    Таким образом, формально контроль общественной инициативы не достался министерству связи, а ушел в частные руки.

    Какие вопросы могут быть поставлены в общественной инициативе?

    Согласно Указу Президента РФ общественная инициатива может вноситься совершеннолетними гражданами России по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления через интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» («РОИ»). Здесь мы видим всего два направления: социально-экономическое развитие страны и совершенствование государственного управления. В такие направления можно при желании вписать практически любой вопрос. Если, например, надо вынести на интернет-голосование вопрос о безопасности, то это будет «государственное управление в сфере безопасности». Если нужно внести инициативу по вопросу прав человека, то это «государственное управление в сфере прав человека». Это говорит о том, что уточнение направлений, по которым может быть внесена общественная инициатива, фактически ничего не конкретизирует. Поэтому более уместно ограничение сфер инициатив путем обозначения запретов.

    Указ Президента содержит несколько групп таких запретов. Первая группа – требования к тексту инициативы. Текст не должен содержать нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни или здоровью граждан, призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

    Вторая группа запретов – требования законности. Инициатива должна соответствовать Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, в том числе в области прав, свобод и законных интересов граждан. Что это означает? Например, что нельзя вынести на голосование проект новой конституции России. Нельзя предложить что-то принципиально новое в сфере государственного управления, если это пойдет вразрез с основами конституционного строя.

    Третья группа запретов – требование соответствия закону о референдуме. Иными словами, на голосование по общественной инициативе нельзя вынести те вопросы, которые нельзя вынести на референдум. Какие это вопросы?

    Статья 6 закон о референдуме называет следующие вопросы, которые не могут быть вынесены на референдум:

    1) об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;

    2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Государственной Думы, о проведении их досрочных выборов либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

    3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ (это касается, например, губернаторов субъектов РФ и министров);

    4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

    5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором РФ;

    6) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

    7) отнесенные Конституцией РФ, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

    Получается, что народ даже через инструмент общественной инициативы (очень ненадежный инструмент) не сможет выразить свое отношение, например, к главе Правительства, которое не справляется с управлением страной.

    Четвертая группа требований к инициативе – это актуальность и обоснованность. Насколько общественная инициатива актуальна и насколько предложенное решение проблемы обосновано, решает Фонд информационной демократии. На вынесение решения у Фонда есть не более двух месяцев. Если он сочтет решение проблемы недостаточно обоснованным, либо нарушающим иные рассмотренные выше требования, то общественная инициатива не размещается на интернет-ресурсе. То есть некая частная структура является первым фильтром на пути общественных инициатив.

    Как работает общественная инициатива?

    Если общественная инициатива не нарушает установленные запреты, она размещается на интернет-ресурсе. Выглядит это как текст с обоснованием необходимости решения определенной проблемы, практические результаты и конкретные решения проблемы. Вместе с этим может размещаться текст проекта правового акта и пояснительная записка к нему. В течение года проводится голосование, голосовать могут граждане России, достигшие 18 лет, предъявившие свой паспорт при регистрации на портале госуслуг.

    Для инициатив разного уровня нужно набрать разное количество голосов «за»: на федеральном уровне – не менее ста тысяч; на региональном – для регионов с населением свыше 2 млн. человек – сто тысяч, для остальных – 5% от населения региона; на муниципальном – 5 % от населения муниципалитета. Можно голосовать и против инициативы, формально они впоследствии не вычитаются из голосов, поданных «за» инициативу. Но можно предположить, что большое количество противников инициативы может повлиять на мнение экспертной рабочей группы.

    Если инициативу поддержало необходимое число граждан, она направляется на рассмотрение в экспертную рабочую группу соответствующего уровня. Например, на федеральном уровне руководит экспертной группой Министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Эта рабочая группа – второй фильтр на пути инициативы. Но не последний. Именно экспертная рабочая группа в течение двух месяцев решает, реализовать или отклонить инициативу.

    В экспертную рабочую группу федерального уровня входят определяемые Правительством РФ представители федеральных органов исполнительной власти, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, членов Общественной палаты РФ, представители бизнес-сообщества и общественных объединений. Принципы формирования рабочих групп других уровней – аналогичные.

    Указ Президента не называет никаких критериев, по которым экспертная группа оценивает одобренные гражданами инициативы. Это могут быть те же критерии, которые положены в основу для размещения инициативы на интернет-ресурсе: актуальность проблемы и обоснованность ее решения (плюс поддержка граждан). По сути, решение экспертной группы может быть абсолютно произвольным.

    Если экспертная группа вынесла положительное заключение по общественной инициативе, она также подготавливает решение о разработке соответствующего нормативного правового акта или принятии иных мер по реализации инициативы. То есть если для реализации идеи нужен федеральный закон, экспертная группа должна решить, что надо его разработать и внести в Государственную Думу. Кто разрабатывает проект закона, и кто вносит его в Думу? Вероятно, эта задача встает перед Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Так или иначе, Госдума или иной орган будет третьим фильтром на пути общественной инициативы.

    Каковы результаты?

    На сайте «РОИ» нет единой статистики как по сферам, волнующим граждан, так и по соотношению внесенных и реализованных инициатив. Среди принятых гражданами инициатив значится 15 инициатив. Из 15 инициатив 9 уже реализованы в нормативных правовых актах. Из них 8 федеральных инициатив были реализованы несмотря на то, что не набрали 100 тысяч голосов. О чем это говорит? Например, о том, что государство и так собиралось решить заявленную гражданами проблему (не было конфликта типа «граждане требуют, а государство против»). Значит, роль сайта «РОИ» здесь нулевая.

    Какие это были инициативы? Отмена «нулевого промилле», отмена «мобильного рабства», введение возможности выбора банка для перевода зарплаты, введение «диагональной зебры» на пешеходных переходах, разрешение изготавливать дубликаты госномеров транспортных средств, и другие. Некоторые из них действительно полезны большому числу граждан, но все они решают лишь маленькие, частные проблемы – ничего глобального.

    Единственная реализованная инициатива муниципального уровня набрала всего 2 голоса «за» и 3 – «против». Очевидно, что граждане начали «пробивать» свою инициативу другими способами, и сайт «РОИ» им никак не помог.

    Посмотрим инициативы, которые набрали больше 100 тысяч голосов, но не были реализованы.

    Недавняя громкая инициатива Алексея Навального о ратификации статьи 20 Конвенции ООН против коррупции , как несоответствующая Конституции РФ. Как же она тогда вообще попала на сайт, если она не соответствует требованию законности? Значит, Фонд недостаточно компетентен для фильтрации инициатив? Но в случае с ратификацией статьи 20 Конвенции ООН против коррупции больше интересно другое. Еще в 2013 году внушительная группа депутатов в количестве более 100 человек внесла аналогичный проект по ратификации статьи 20 (№ 216235-6), и это не единственная подобная инициатива. Законопроект получил отрицательный отзыв Правительства РФ и разгромное заключение Правового управления, однако никто из них не ссылался на неконституционность статьи 20 Конвенции. Проект остается на рассмотрении Госдумы, он не отклонен до сих пор.

    Такая картина может демонстрировать судьбу общественной инициативы, правдами или неправдами проникшей в стены Государственной Думы, но не пользующейся поддержкой власти. Например, если экспертная группа поддержала бы инициативу Навального, был бы внесен очередной проект в Государственную Думу. А там проект можно мариновать сколь угодно долго, либо просто отклонить. И неважно, сколько людей поддержало инициативу – 100 тысяч или 500 тысяч.

    Кроме того, экспертная группа отклонила инициативы о запрете чиновникам покупать дорогие автомобили, об отмене «мигалок» для чиновников, об отмене «закона против интернета», об отмене закона о пошлинах на товары зарубежных интернет-магазинов, а также инициатива «Мой дом – моя крепость».

    В настоящее время проходит голосование по инициативам, касающимся изменения правил платных парковок и отмены эвакуации транспортных средств, которые за 4 месяца набрали уже по 25 тысяч голосов. Платные парковки и эвакуация автомобилей очень не нравятся гражданам (преимущественно москвичам), но очень нравятся властям (московским, в частности). И то и другое приносит в казну немалый доход. Известно, что само введение платных парковок и эвакуации машин и передача соответствующих полномочий регионам было пролоббировано московскими властями. И уже можно предсказать, по каким основаниям эта инициатива не пройдет «второй фильтр» - экспертную группу. Например, по инициативе о запрете «мигалок» в заключении экспертов было сказано, что более половины голосов было подано жителями Москвы, еще 8 тысяч голосов – жителями Санкт-Петербурга, значит, это не актуально для всей России.

    Целый блок инициатив отражает негативное отношение народа к чиновникам и связанной с ними олигархии. К таким инициативам можно отнести следующие:

    «Разработать механизм отзыва гражданами РФ государственных деятелей всех уровне»;

    «Запретить фирмам родственников госслужащих и депутатов любого ранга участвовать в государственных тендерах»;

    «Проверить кандидатские и докторские диссертации работников госкорпораций, органов власти, предприятий со 100% госучастием на плагиат»;

    «Закрепление в ПДД РФ ответственности чиновников за состояние дорог при аварийных ситуациях»;

    «Указывать информацию о зарплатах чиновников (с премиями и надбавками) за последние 3 месяца работы на бейджах, именных табличках на кабинетах и при цитировании в СМИ»;

    «Установить заработную плату руководителям госкорпораций в размере, не превышающем 5-ти кратный размер средней заработной платы работников этой корпорации»;

    «Запретить продажу сырья и энергоресурсов на внешнем рынке по ценам ниже внутреннего рынка», и другие.

    Из этой краткой выборки видно, что народ волнует безответственность власти и сверхдоходы руководителей госкорпораций и чиновников на фоне обеднения населения . Каковы шансы на то, что власть пойдет навстречу народу по этим вопросам и одобрит инициативы, направленные против себя? Шансы практически нулевые.

    Почему «РОИ» не работает?

    Приведенный выше анализ общественных инициатив, решение по которым принято, привел нас к парадоксальному выводу: государство реализовало инициативы, не набравшие необходимого количества голосов, и запороло инициативы, поддержанные более чем 100 тысячами граждан . Почему так?

    Проект «РОИ» был инициирован «сверху», самим государством в лице Президента РФ. Реализует его близкая к государству некоммерческая организация, которая выступает «первым фильтром» на пути инициатив. Она пропускает на свою интернет-площадку инициативы, направленные против власти. Но следующие «фильтры» - это уже органы власти, которые уже не пропустят что-то вредное для себя или то, с чем они просто не согласны.

    Сама идея правотворческой инициативы граждан не нова. Даже при ее введении в России ссылались на зарубежный опыт. Практика гражданских инициатив есть в США, Европейском Союзе (Лиссабонский Договор о внесении изменений в учредительные договоры ЕС). Народная законодательная инициатива существует в Швейцарии, Италии, Австралии, Перу, Испании, США, ФРГ и предусмотрена конституциями Албании, Польши, Словении, Румынии, Латвии и Литвы.

    Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в РФ», разработанный Минюстом России, предусматривает возможность введения правотворческой инициативы граждан на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Однако этот проект еще не внесен в Госдуму, да и нормы о правотворческой инициативе граждан – диспозитивные, то есть необязательные. Даже включение института правотворческой инициативы граждан в устав субъекта РФ не гарантирует реализации этого института (такая ситуация сложилась, например, в Московской области).

    Общественная инициатива отличается от правотворческой инициативы граждан тем, что вторая предусматривает непосредственное внесение гражданами законопроекта в парламент . Институт общественной инициативы ставит дополнительные препятствия на пути инициативы. При этом сам проект нормативного правового акта также разрабатывается не «обществом», а государством. Это и плюс, и минус одновременно. С одной стороны, у граждан нет необходимых познаний для самостоятельной разработки пакета законодательной инициативы. С другой стороны, нет гарантий, что государство при разработке своего проекта точно отразит волю общества, инициировавшего проект.

    Проект «РОИ» также критиковался за возможные фальсификации результатов голосований – вбросы электронных голосов, которые подтверждаются выявленными статистическими аномалиями. Если «РОИ» - государственный проект, то проявление в нем «чуровщины» закономерно.

    При возможных минусах непосредственной правотворческой инициативы граждан в законодательные органы они не могут стать оправданием отказа от такого института. В то же время «общественная инициатива» в нынешнем виде с ее дополнительными «фильтрами» на пути волеизъявления граждан может быть безболезненна упразднена. Хотя в отсутствие непосредственной гражданской законодательной инициативы такая общественная инициатива – это лучше чем ничего.

    В проекте Конституции России, разработанном Центром Сулакшина, предусматривается народная законодательная инициатива. Группы граждан, обладающих избирательным правом, в количестве не менее 100 000 человек имеют право непосредственно вносить проекты законов в парламент в порядке законодательной инициативы. Данный институт по проекту Конституции России выступает в качестве одной из гарантий народовластия.

    Действующая власть не заинтересована в том, чтобы реализовывать в законодательстве интересы граждан, поэтому изобретает некие подделки вроде «РОИ», имитирующие демократические институты. Но когда народ поймет, что большая часть его инициатив блокируется по надуманным основаниям, его неприязнь к власти только усилится.

    Механизмы запущенной в 2013 году по указу Президента системы «Российская общественная инициатива» (РОИ) нуждаются в совершенствовании, в особенности на региональном и муниципальном уровне. В частности, речь идёт о возможном упрощении регистрации участников обсуждений. А органы власти нужно обязать учитывать петиции и предложения граждан в их работе либо открыто аргументировать, почему они не могут быть учтены. К таким выводам пришли участники заседания Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при председателе Совета Федерации. При модернизации этой системы нужно учитывать практики регионов по созданию сервисов для обратной связи с гражданами, считает министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов. Чтобы защитить права граждан при проведении общественных обсуждений, Открытое правительство и Общественная палата намерены инициировать ряд изменений в законодательство.

    Выдвинуть собственную инициативу или поддержать любую другую на портале РОИ может каждый гражданин России старше 18 лет, зарегистрированный на портале госуслуг. Чтобы инициатива федерального уровня была рассмотрена, она должна набрать 100 тысяч голосов «за» в течение года. Инициативы федерального уровня, получившие достаточную поддержку граждан, поступают на рассмотрение экспертной рабочей группы федерального уровня, которую возглавляет министр РФ Михаил Абызов. Порог рассмотрения инициатив регионального уровня составляет для регионов с населением свыше 2 млн также 100 тысяч, для остальных - 5% от населения региона. Для муниципалитетов - 5% от их населения.

    С момента запуска портала необходимое количество голосов набрали 13 петиций федерального уровня, все они были рассмотрены экспертной рабочей группой, а заключения по итогам общественного обсуждения были направлены в органы власти для учёта в их текущей работе. Что касается инициатив регионального и муниципального уровня, то ни одна из них не была рассмотрена экспертными рабочими группами соответствующего уровня.

    Возможно, стоит подумать об усовершенствовании системы классификации общественных инициатив, разобраться, насколько заключения экспертной рабочей группы являются обязательными и окончательными, как механизм общественной инициативы вписан или не вписан в законотворческий процесс. Стоит подумать и о формировании единой электронной системы обратной связи органов власти с институтами гражданского общества и повышать уверенность граждан в эффективности системы электронного голосования», - сказал Николай Фёдоров.

    На федеральном уровне система в целом работает, однако у граждан пока нет возможности проследить, как учитываются их предложения в работе органов власти, согласен Михаил Абызов.

    По основным предложениям, которые федеральная группа выработала и направила в органы исполнительной власти, мы проводим мониторинг качества их исполнения. Тем не менее, есть некоторые проблемы. Не все предложения своевременно учитываются и на их основании вырабатываются государственные решения. Я согласен, что надо думать о механизме, возможно, обязательного учёта тех предложений, которые разрабатываются», - сказал министр.

    Для реализации механизма на региональном уровне, по его словам, также созданы все информационные возможности, но до сих пор на уровне субъектов РФ и муниципалитетов по-настоящему РОИ и институты петиций не заработали. Причина, по мнению министра, в том, что система на этом уровне предусматривает обязательную идентификацию граждан через систему электронной цифровой подписи (ЭЦП), а это затруднительно и затратно для простого гражданина. Эту систему нужно модернизировать и сделать более приближенной к потребительским запросам простого человека, приняв во внимание и опыт субъектов РФ по созданию сервисов для получения обратной связи от граждан, считает Михаил Абызов. В качестве примера он привёл московский сервис «Активный гражданин» и подмосковный «Добродел», в рамках которых мнение граждан учитывается по другой, более простой модели.

    Эти системы более комфортны для простых людей. Москвой и Московской областью создана хорошая государственная инфраструктура, которая надлежащим образом поддерживает качественную реализацию инициатив, предложений и замечаний, которые собираются. Само по себе народное голосование и сбор предложений не будут работать, если люди не будут видеть, каким образом власть учитывает и по какой причине отклоняет поддержанные инициативы. С учётом этих практик надо посмотреть, какие изменения можно внести в систему РОИ, возможно, для региональных и муниципальных модулей изменить параметры регистрации основных участников. Необходимо более активно в эту работу включаться руководителям субъектов РФ, чтобы наиболее значимые вопросы не стесняясь выносить на народное обсуждение и получать ту самую обратную связь, для которой и создавалась система Открытого правительства», - считает министр.

    Региональных чиновников необходимо обучать использованию подобных сервисов, подчеркнул Михаил Абызов. Он напомнил, что ранее было принято решение о создании на базе университета государственного управления Правительства Москвы курсов для обучения представителей регионов по работе с подобными системами. При этом регионам может быть предложено готовое «облачное» решение, что позволит им избежать дополнительных затрат на внедрение и эксплуатацию электронных сервисов.

    Основные затраты здесь будут связаны с организацией государственной службы и созданием другой культуры государственного управления. Мы ориентированы сегодня иногда на то, чтобы ответить автоматически, "для галочки", а здесь нужно будет реагировать и чётко указывать, как реализовано предложение. На сегодняшний день это качественно умеют делать единицы регионов: Москва, Московская область, Татарстан и некоторые другие субъекты РФ», - сказал Михаил Абызов.

    Но для эффективной работы с гражданами нужно двигаться по всем направлениям: не только использовать новые технологии, но и «выходить» к гражданам лично, подчеркнул министр. Только так, по его мнению, можно существенным образом изменить качество принимаемых решений.

    Для того чтобы обеспечить защиту прав граждан при проведении различных общественных обсуждений и учёт их мнений властями, планируется внести изменения в законодательство.

    Мы с Общественной палатой предполагаем для построения более эффективной системы обратиться с инициативой по внесению дополнений и уточнений в законы об общественном контроле и об Общественной палате, чтобы предусмотреть обязательность некоторых норм и процедур, которые в большей степени защищали бы интересы граждан при проведении общественных обсуждений», - сообщил Михаил Абызов.

    Секретарь Общественной палаты Александр Бречалов, в свою очередь, также отметил важность работы на региональном уровне, в особенности с обращениями граждан. Он напомнил, что в федеральном законодательстве есть нормы, которые регулируют работу чиновников по обращениям граждан. Между тем, как показывает практика прямых линий с Президентом РФ, на уровень главы государства жалобы выносятся, когда люди обратились ко всем чиновникам регионального уровня, но не дождались решения проблемы.

    В Общественную палату поступает более 25 тыс. обращений каждый год. Почти 70–80% - это предложения и проблемы, которые точно можно решить на региональном уровне. Мы с коллегами поставили в ключевые показатели нашей эффективности одним из первых пунктов качество работы с обращениями граждан. Считаю, что нам вместе нужно усилить работу в этом направлении», - сказал секретарь Общественной палаты.

    Основные приоритеты системы «Открытое правительство» были определены в майских указах Президента. За последние годы, по словам Михаила Абызова, совместно с Государственной Думой, Советом Федерации и регионами удалось создать фундамент инфраструктуры, которая позволяет учитывать мнение граждан по широкому кругу государственных решений и обсуждаемых проблем.

    В апреле 2013 года в рунете появился портал Общественная инициатива. Его создание было санкционировано непосредственно президентом РФ и закреплено соответствующим указом. Цель работы данного портала – предоставить любому гражданину страны возможность напрямую обращаться к органам власти, подписывать петиции и участвовать в продвижении общественных проектов путем голосований. Проект находится по адресу roi.ru. Голосование и любые другие действия на нем доступны только пользователям портала Госуслуги – отдельной регистрации на сайте не предусмотрено. Далее подробный разбор, как работать с данным сервисом.

    Возможности портала

    На сайте общественных инициатив каждый зарегистрированный пользователь может предложить свою петицию, касающуюся общественной жизни страны, региона, города и т.д. Согласно президентскому указу, регламентирующему работу портала, петиция, набравшая более 100 000 голосов «за», переходит на рассмотрение рабочей группы, организованной при правительстве специально для этих целей.

    Важно! С 2016 года в Госдуму также передается информация об инициативах, набравших от 35 000 голосов поддержки.

    После рассмотрения комиссия решает, стоит ли развивать предложенную идею. Ее могут принять и отправить в работу либо отклонить с объяснением причин на портале.

    Какие инициативы можно продвигать?

    Требования к предложениям, которые допустимо публиковать на портале общественных инициатив, закреплены в президентском указе № 183, принятом 4 марта 2013 года. На сайте работают модераторы, которые проверяют все внесенные предложения на соответствие этим критериям. После одобрения петиция публикуется в свободном доступе.

    Вносить можно предложения, касающиеся как изменений в федеральном законодательстве, так и улучшения качества жизни в конкретном населенном пункте. Например, именно благодаря данному сервису был организован один из пешеходных переходов в Ижевске и построен парадный фонтан в Курске.

    Кстати, возможность сохранения номера сотового телефона при смене оператора связи – тоже одна из общественных инициатив, реализованных с помощью портала рои.ру.

    Сколько голосов нужно для одобрения?

    После публикации предложения на сайте рои голосование должно продолжаться в течение года. Количество голосов, необходимое для передачи предложения на рассмотрение в правительственную комиссию, зависит от уровня инициативы:

    • не менее 100 000 – для предложений общероссийского значения;
    • 100 000 – для региональных инициатив (касается регионов с населением более 2 000 000 человек);
    • 5% от числа жителей региона – для менее крупных регионов;
    • 5% от количества населения муниципалитета – для предложений муниципального значения.

    Срок экспертного рассмотрения предложения, преодолевшего необходимый порог, составляет 2 месяца. Решение, вынесенное по итогам работы над инициативой, обязательно публикуется на портале.

    Как работать с сервисом?

    Перед началом работы с сайтом инициатив необходимо создать на нем собственную учетную запись. Правилами сайта предусмотрено два типа учеток:

    • стандартная;
    • подтвержденная.

    Первая дает пользователю доступ к ограниченному набору функций, в который не входят создание петиций и голосование. Вторая открывает полный спектр возможностей портала. Такое разделение было принято с целью убрать возможность накрутки голосов под внесенными предложениями.

    Что нужно для регистрации?

    Вход на портал roi возможен только по логину и паролю, заведенным на сервисе Госуслуги. Причем просто завести учетную запись через интернет мало, ее необходимо подтвердить. В противном случае пользователю не будет доступен один из основных сервисов рои.ру – голосование. Госуслуги предлагают несколько способов подтверждения учетки:

    • с помощью визита в МФЦ;
    • путем ввода персонального кода из письма, отправленного порталом;
    • при помощи электронной подписи.

    Важно! Письмо будет отправлено пользователю в бумажном виде через Почту России. Среднее время доставки составляет около двух недель.

    Возможные проблемы со входом

    Оформив , пользователь может по имеющимся у него учетным данным заходить на сайт общественных инициатив. Кнопка входа находится в верхнем правом углу страницы сайта.

    • указан ли в учетной записи Госуслуг контактный email пользователя;
    • подтвержден ли электронный адрес.

    Если этот контакт в профиле отсутствует либо он не прошел подтверждение, зайти на сервис общественных инициатив будет невозможно. Система просто выдаст ошибку входа. В этом случае придется вернуться на Госуслуги и дозаполнить профиль.

    Важно: указание email необходимо, поскольку именно на него пользователю будет приходить вся информация о выдвинутых им инициативах и иных действиях, произведенных на сайте.

    Как участвовать в голосовании?

    На главной странице сайта рои опубликован перечень наиболее популярных инициатив, по которым идет голосование. Если посетителю портала нужна какая-то конкретная петиция, он может найти ее по номеру, воспользовавшись строкой поиска в верхней части страницы. Для тех, кто интересуется какой-то конкретной темой или предложениями, вынесенными в определенном регионе, на страничке также имеются соответствующие фильтры.

    Чтобы отдать голос, нужно просто выбрать определенное предложение из перечня, кликнув по его названию. На мониторе появится подробное описание инициативы, а внизу – форма для голосования. Нажав соответствующую кнопку (за или против), пользователь увидит сообщение о том, что его голос учтен. Такое же сообщение через минуту придет на его электронную почту.

    Как отслеживать петиции?

    Чтобы вовремя узнавать о появлении новых петиций, а также о судьбе инициатив, за которые был отдан голос, пользователи портала могут:

    • ежедневно посещать кабинет сайта;
    • подписаться на электронные почтовые уведомления;
    • вступить в одну из групп портала в социальных сетях.

    Лицам с активной гражданской позицией данный сервис, безусловно, будет полезен.

    Инициатор: Алексей Навальный, Фонд по борьбе с коррупцией

    Судьба: 25 февраля 2015 года федеральная рабочая группа признала разработку соответствующего нормативного правового акта нецелесообразной. По мнению её участников, предлагаемые изменения противоречат российской Конституции. При этом в экспертном заключении указано, что Российская Федерация согласовала 20-ю статью Конвенции в полном объеме ещё в 2006 году. Этот утверждение ранее оспаривали и . Рабочая группа лишь порекомендовала провести анализ действующего антикоррупционного законодательства. Стоит отметить, что окончательное решение по инициативе «Открытое правительство» смогло принять лишь со второго раза – на первом заседании не удалось собрать кворум.

    Весной 2015 года сторонники инициативы попытки внесения в Госдуму предложения о ратификации 20-й статьи через региональные парламенты.

    Обязать Российский футбольный союз и Минспорт России проводить рейтинговое интернет-голосование по кандидатурам на должность главного тренера сборной России по футболу, а также по кандидатурам в состав сборной РФ по футболу перед мировыми соревнованиями

    Инициатор: анонимно

    Судьба: На заседании федеральной рабочей группы 10 июня 2015 года идею подобных выборов поддержали. Несмотря на отрицательную оценку инициативы со стороны представителей РФС, Министерства спорта и Всероссийской организации болельщиков, экспертная группа поддержала идею и рекомендовала проводить рейтинговое голосование. «Предлагается сделать результат интернет-голосования необязательным, но рекомендательным, с тем чтобы спортивные чиновники осознавали свою ответственность за принятие решения и объясняли свою позицию, в случае отличного от результата интернет-голосования выбора», – указано в опубликованном на странице инициативы решении. , заключение группы имеет рекомендательный характер и РФС сможет самостоятельно принять или не принять предложения рабочей группы.

    Внести изменения в Трудовой кодекс (ТК РФ), предусматривающие проведение обязательной индексации заработной платы работников не реже одного раза в год на уровне не ниже фактических размеров инфляции

    Инициатор: Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей

    Судьба: 10 июня Рабочая группа признала нецелесообразным внесение в Трудовой кодекс Российской Федерации предлагаемых общественной инициативой изменений

    На портале «Народная инициатива» КПРФ аналогичная петиция. На сегодняшний день она набрала 1492 голоса из 20 000 необходимых.

    В апреле 2013 года по указанию Президента РФ был создан специальный интернет-проект, основная задача которого ставилась как сбор и донесение до власти мнений общественности. Российская общественная инициатива – это проект, позволяющий любому гражданину создавать обращения к власти и участвовать в подписании разнообразных петиций.

    Официальный сайт российской общественной инициативы располагается по адресу roi.ru. Для проведения на нем любой деятельности необходимо зарегистрироваться. Все пользователи портала Госуслуг могут пользоваться всем необходимым функционалом сайта РОИ. При входе на него под своей учетной записью, пользователь сможет ознакомиться со всеми обсуждаемыми инициативами, создать собственное обращение, отдать свой голос за ту или иную петицию.

    Процедура регистрации

    Специальная процедура регистрации на сайте российской общественной инициативы (РОИ) для пользователей сайта Госуслуг не предусмотрена. Туда можно заходить со своим логином и паролем, присвоенными при регистрации на портале Госуслуги. Используемая единая для обоих сайтов система аутентификации или идентификации пользователей позволяет это с лёгкостью делать. Поэтому ничего сложного в данной процедуре нет.

    Для того, чтобы воспользоваться всем функционалом сайта РОИ, необходимо перейти на roi.ru и в специальной форме ввода ввести свой номер сотового телефона в формате +7 900)00-00-000. Обратите внимание, что полный набор функций обоих порталов доступен только для пользователей, обладающих подтверждённой учетной записью. Повысить статус личного кабинета до данного уровня очень просто. Достаточно обратиться лично в любой из МФЦ с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность.

    Стандартный тип учетной записи не предоставляет возможности даже отдавать свой голос под той или иной петицией. Такие меры безопасности предприняты недавно. Они были введены с целью исключения возможностей искусственного повышения значимости того или иного инициированного документа.

    Голосование на сайте российской общественной инициативы

    Для того, чтобы провести голосование на сайте российской общественной инициативы, необходимо перейди на этот портал. В верхнем углу страницы с правой стороны находится специальная форма для входа. Введите в неё свои пароль и логин, Авторизуйтесь на портале.

    Далее необходимо отыскать в каталоге ту инициативу, за которую хотелось бы отдать свой голос. Также существует возможность оформить подписку. В этом варианте на адрес электронной почты будут приходить уведомления о изменении статуса отслеживаемых петиций и инициатив.