• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Классификация игровых ситуаций и характеристика основных видов Игровые ситуации - один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации. Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные. Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила – это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый – злой, честный – лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи: коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Для развития полноценного игрового общения педагоги активно используют такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Наряду с ситуациями-иллюстрациями мы успешно используем в образовательном процессе ситуации-упражнения. Теперь у нас ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций можно на любых уроках начальной школы. Участие младших школьников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний школьников и повышает эффективность обучения. В начальной школе можно использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Как уже показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация. а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровой ситуации; это разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи - коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют эти задачи, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет нашим педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» школьной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались». Это дает нам возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости - уходить от неприятных ситуаций. Игровые обучающие ситуации позволяют нам успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи. Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, педагоги при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Игровые ситуации, которые решали задачи языкового развития, преобразуются нами так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми. Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация – драматизация. Для детей младшего школьного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Особое внимание педагогу следует обратить на организацию подготовительного периода работы над создаваемой пьесой, в процессе которого решаются не только художественные, но и воспитательные задачи. Именно здесь происходит первое проникновение в замысел автора, понимание типичности или исключительности ситуации, воспроизведение композиции, сюжетных, смысловых кульминаций и понимание героев. Учитель помогает ребятам овладеть культурой языка произведения, проанализировать основные его компоненты. Установка на игровую ситуацию – драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения. Для создания речевой ситуации, позволяющей правдиво раскрыть образ героя, учащемуся необходимо придумать и передать в действиях или слове то, что лишь намечено автором. Творческое воображение в этом случае также должно быть активным, но в строгом соответствии с замыслом автора. Игровая ситуация требует от детей поиска вариативности в применении выразительных средств в соответствии с характерами тех героев, с которыми им приходится общаться. О том, что игра-драматизация как средство формирования навыков выразительного чтения является эффективной, свидетельствует следующее: при работе над другими произведениями с более усложненными сюжетами и характерами персонажей подготовительные этапы занимают значительно меньшее время, так как опыт работы над произведениями у детей накапливается и помогает им проявлять возросшую самостоятельность и элементы творчества в работе над образами, сюжетом, текстами. На последнем этапе игры-драматизации ребята самостоятельно исполняют все роли в произведении. Воспитательная ценность игры-драматизации детей, построенной на максимальном проявлении их самостоятельности, сформулирована в следующих словах Л.С. Выготского: «Так же точно, как пьесу, нужно предоставлять детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка будут связывать и смущать подмостки и все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенные на детскую сцену; ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающее на долю ребенка со стороны взрослых». Игровая ситуация – соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности учащихся. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок – месяц, четверть. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением – соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным. Среди игровых ситуаций, которые могут применяться педагогами на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность ученика, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми. Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования школьников. В арсенале банка игр каждого учителя, воспитателя группы продленного дня есть педагогически управляемые коллективные ролевые игры, воспитательный потенциал которых реализуется только при условии педагогического руководства ими. Самостоятельное развертывание их школьниками крайне затруднительно, поскольку они требуют подготовительного периода, продолжаются довольно долго во времени, многие из них предполагают экспертную функцию, осуществление которой не всегда по силам самим школьникам без педагога-руководителя. Как правило, эти игры нацелены на выполнение определенных педагогических задач. Деловая игровая ситуация – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности на уроке. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. (Много таких игровых ситуаций встречается на страницах учебника «Математика», автор Акпаева А.Б.) такие игры должны занимать достаточно большое место в учебном процессе, расширяя кругозор детей, повышая их интерес к учебе. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игровой ситуации. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игровой ситуации всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс. Многие игровые ситуации такого характера можно использовать на разных уроках, меняя лишь содержание. Используя игровые ситуации на уроках, учитель обучает детей, не переутомляя их, приковывает внимание к материалу урока, заставляет напряженно мыслить. Применение дидактических игровых ситуаций повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если игровая ситуация методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игровые ситуации воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулирует и активирует познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся. В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

    Применение игровых технологий для художественно-эстетического развития детей - одно из приоритетных направлений моей работы.
    Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую эмпатии, доброжелательность, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазии ребёнка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребёнка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослыми. В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми – тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.) встроенных в основное содержание обучения.
    Сначала игровые технологии использовала как игровые моменты, которые очень важны, в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребёнок не чувствовал себя обделённым вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки» и «Выдувание мыльных пузырей». В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима. Изучила исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой, которые составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе.
    Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на всё их окружение, прививать любовь ко всему живому.Детские интересы наиболее ярко проявляются в игре, и воздействовать на развитие интересов легче всего через игру. Интеграция даёт возможность активнее использовать игровые формы работы на занятиях. Поэтому я использую множество игровых приёмов с целью стимулирования познавательных интересов. В построении занятий применяю и художественно - развивающие игры. Например, такие как «Подбери цвета, которые художник использовал в своей картине, «Холодные и тёплые цвета», «Найди картинку по палитре» и другие. Так же в занятия включала нетрадиционные техники рисования. Их использование доставляло детям множество положительных эмоций, дарило неожиданные открытия, раскрывало новые возможности использования знакомых бытовых предметов в качестве художественных материалов.
    Мой опыт посвящен проблеме развития творческих способностей детей 4-5 лет в процессе рисования нетрадиционными техниками.
    Надо ли знакомить маленьких детей с основными видами и жанрами, различными техниками и материалами, которые используют живописцы, графики, скульпторы, дизайнеры? С этими вопросами сталкивается каждый взрослый, занимающийся с дошкольниками изобразительным искусством. Что мы знаем о детских рисунках, мыслях и желаниях изобразить? Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает о вещах. Его еще незрелой нервно-мышечной координации недостаточно для объяснения своей манеры рисования и тех форм и характеристик, которые он придает предметам. Ребёнок выделяет из действительности только то, что кажется, достойным внимания и помогает ему объяснить себе, что происходит вокруг него, пренебрегая остальными деталями.
    Со временем ребёнок начинает выражать в рисунках более развитый взгляд на окружающий мир и отказывается от первоначального способа изображения внешнего мира, придавая ему всё большее правдоподобие, точность и реальность.
    Но очень часто мы, взрослые, требуем от ребёнка быстрого выполнения задания, не давая возможности подумать и поэкспериментировать. При этом ребёнок обычно вспоминает знакомый ему вариант решения этой задачи или слепо копирует действия взрослого. Творчество же требует большей самостоятельности и независимости от известных решений. Поэтому воспитание и развитие творческих способностей требует от ребёнка и взрослого времени и терпения.
    Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, А.В. Рождественская.
    Однако практический аспект реализации развития художественных способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования способностей, меняются детские поколения и соответственно должна измениться технология работы педагогов. В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
    В работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
    Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.
    Мои наблюдения в педагогической практике за изобразительной деятельностью детей группы (среднего дошкольного возраста) показали, что дети очень любят рисовать, рисуют с большим удовольствием, однако для получения изображения пользуются традиционными материалами.
    Исходя из полученных наблюдений, я определила влияние на развитие творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
    Цель исследования: проверить влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей у детей 4-5 лет.
    Задачи исследования:
    1.Изучить и проанализировать нормативно-правовую основу и психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
    2.Выявить особенности развития творческих способностей детей.
    3.Подобрать наиболее оптимальные методы и приёмы для развития творческих способностей в процессе рисования нетрадиционными техниками.
    4.В процессе обучения проверить целесообразность и успешность применения тех или иных приёмов.
    5.Осуществить самооценку своей педагогической деятельности.

    ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ детей среднего дошкольного возраста.

    Попытка определить содержание способностей к изобразительной деятельности предпринималась неоднократно разными исследователями. В отличие от содержания способностей к другим видам деятельности, содержания, структура этих способностей в определенной степени раскрыты и представлены в психолого-педагогической литературе.
    К.С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности, которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет качество последней».
    Изобразительное творчество – это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.
    При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.
    Развивая творческие способности надо помнить, что ребёнок – не пустой сосуд, который мы наполняем. Он субъект творчества, маленький художник. В нашей совместной работе главное исходит от него, хотя сам он пока не имеет об этом представления. Никто, кроме него, не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. А дело воспитателя - вести занятия так, чтобы перед маленьким художником всегда стояла именно творческая задача, хотя бы и самая элементарная.
    Творческая активность ребенка характеризуется исследователями в тесной взаимосвязи с его познавательными возможностями (С.В.Гусарова, Н.Г.Морозова, В.Д.Шадриков, Г.И.Щукина, В.С.Юркевич), с уровнем мышления и умственным развитием (Л.А.Венгер, Л.В.Занков, В.Т.Кудрявцев, Н.С.Лейтес, Н.Н.Поддьяков, О.К.Тихомиров). Продуктивное воображение, составляющее основу творческой деятельности, рассматривается как центральное психическое новообразование дошкольного возраста (Л.С.Выготский), как важный показатель личностной готовности ребенка к обучению в школе (В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, А.И.Кириллова, Е.Е.Сапогова и др.).
    Для развития художественного творчества необходимы определённые условия:
    а) опыт художественных впечатлений образов искусства;
    б) некоторые знания, умения в области разных видов художественной деятельности;
    в) система творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
    г) создание проблемных ситуаций, активизирующих творческое воображение («Дорисуй», «Придумай сам», «Что забыл нарисовать художник?»);
    д) материально обогащенная среда для занятий художественной деятельностью.
    Используя для развития художественно-творческих способностей детей изобразительное искусство, следует помнить, что изобразительное искусство обладает своим языком, который помогает художнику выразить мысли, чувства, свое отношение к действительности. Посредством языка искусства жизнь отражается художником во всем многообразии. В последнее десятилетие все более актуальным становится использование интегративных принципов организации освоения содержания образования (Т.С.Комарова, Н.М.Конышева, М.В.Крулехт, Н.А.Малышева).
    Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия, аккуратности, желания доводить начатое дело до конца.
    В работе с дошкольниками я исходила из того, что творческий труд должен быть положительно мотивирован, не нести в себе отрицательных эмоций и переживаний. В соответствии с этим,с детьми среднего дошкольного возраста была проведена предварительная работа по формированию мотивационной готовности к предстоящей творческой деятельности.
    Обучение детей в основном строилось на использовании вербальных методов и приемов обучения с проблемно-поисковой и прогностической направленностью. С детьми проводились беседы, читались и анализировались стихотворения, рассказы, создавались проблемные ситуации, позволяющие ребенку самостоятельно, творчески подойти к правильному осознанию и разрешению возникшего противоречия («сегодня у нас на занятии нет кисточек, но волшебница нам оставила листики мятой бумаги. Как при помощи этой бумаги можно нарисовать ёжиков?»)
    Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в детском учреждении и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. С этой целью проводилось прежде всего анкетирование родителей по изучению художественных интересов детей (приложение 1). Необходимо было показать родителям необходимость развития у детей творческих способностей. Не менее важным считаю работу по обогащению знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования (использовались различные методы работы: папки-передвижки, консультации для родителей, выставки рисунков в нетрадиционных техниках.)
    Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.
    При формировании у детей мотивационной готовности к художественно-творческой деятельности были реализованы следующие педагогические условия:
    1.Обеспечение предметно-развивающей среды играми, наглядными и дидактическими пособиями, вспомогательными устройствами, материалами и инструментами, способствующими проявлению и развитию детского творчества в процессе рисования нетрадиционными техниками.
    2.Создание атмосферы креативного взаимодействия между детьми и педагогом:
    - проявление доброжелательности к детям, создание атмосферы сотрудничества в процессе рисования, отказ от критики и отрицательных оценок творческой деятельности ребенка;
    - поощрение высказываний и реализации детьми оригинальных идей, нестандартных решений, стремления ребенка к саморазвитию, самовыражению; учет и формирование в художественно-творческой деятельности продуктивного мышления каждого из детей.
    В исследовании также учитывала, что система основных знаний и представлений является важнейшей предпосылкой, условием успешного осуществления творческой трудовой деятельности. В связи с этим дошкольникам сначала сообщались необходимые знания, которые затем закреплялись и переводились в практический план.
    Считаю, что свою творческую активность дети в полной мере могут проявить на занятиях в кружке «Радуг красок ». Мной были разработаны занятия в кружке, охватывающие разнообразные виды нетрадиционных техник рисования.
    Реализация когнитивного компонента творческой активности обеспечивалась соблюдением системы мер:
    -рациональным соотношением объяснительно-иллюстративных и исследовательских, эвристических методов обучения;
    -расширением кругозора детей за счет самостоятельного, творческого использования ими различных источников информации (книга, компьютер, телевизор, слово воспитателя и т.д.);
    -контролем усвоения сообщаемых дошкольникам знаний на каждом из этапов проводимых занятий;
    -использованием тренинговых заданий, направленных на повторение, закрепление ранее изученного материала;
    -приоритетным использованием интегративных принципов освоения предлагаемого содержания (интеграция с художественной литературой, игровой, театрализованной и др. видами детской деятельности);
    -переносом усвоенных знаний и представлений, способов деятельности в творческий ручной труд.
    При формировании данного компонента творческой активности,старалась уйти от сообщения детям знаний в готовом виде за счет привлечения их к самостоятельному, инициативному поиску информации. Этому способствовало решение дошкольниками «открытых» задач, предполагающих возможность поиска и нахождения нескольких правильных ответов.
    Работа по развитию практико-ориентированного компонента творческой активности предполагала обучение детей технологиям и приемам работы с основными, доступными данному возрасту инструментами и приспособлениями (ножницы, карандаш, линейка, кисть, стека), материалами (ткань, нити, картон, бумага различных сортов и видов), вариантами отделки готового изделия (раскрашивание, аппликация и др.).
    Основными методами и приемами, используемыми при формировании у дошкольников данного компонента творческой активности, были: беседа; инструктаж с пропущенным действием; тренировочные упражнения на креативное применение умений; решение проблемно - практических ситуаций; вариативные задания на поиск рациональных способов действия; экспериментирование с художественными материалами и способами их обработки; выполнение интегративных творческих работ, их анализ и оценка; игровые задания с креативной динамикой.
    Место, роль, характер использования отдельных методов существенно менялся. Так, на начальном этапе приобщения дошкольников к творческой трудовой деятельности большое значение придавалось использованию развернутых объяснений, повторению с целью закрепления нового материала. На этапе самостоятельного применения имеющихся знаний, умений и навыков в практических обстоятельствах использовались вариативные творческие работы и задания.
    В процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий, работ творческого характера дошкольникам давалась установка на выражение ими индивидуальности, самобытности, инициативы, свободы выбора. Для этого детям предъявлялись вопросы поискового характера, такие как: «Подумай, как выполнить данную работу, с чего ты начнешь?», «Какими инструментами будешь работать?», «Какие материалы и в каком количестве тебе понадобятся?», «Из какого еще материала можно изготовить это изделие, как его лучше оформить?» и т.д.
    Одним из основных условий развития творческой активности на занятиях кружка «Радуга красок» являлось создание ситуаций незавершенности, ориентирующих детей на поиск наибольшего количества конструктивных решений игровых проблемных ситуаций. Выполняя работу, дошкольники не получали готовых рецептов по воссозданию конкретного образа, повторению заранее заданной педагогом последовательности операций. Детям объяснялись только общие принципы работы, а способ решения поставленной задачи они находили сами. С этой целью широко использовался прием «оживления» (перевоплощения) исходной детали. Детям были предложены задания оживить листик дерева, ватную палочку, трубочку и т.п. Данные задания были особенно популярны у детей 4-5 лет, так как позволяли им на одной основе создавать самые разные художественные образы.
    Постепенно дошкольники подводились от выполнения заданий по образцу к заданиям творческого характера, по собственному замыслу.
    Эффективность разработанной методики можно оценить при помощи диагностических методик. Было установлено, что большинство детей теперь характеризуется высоким (47) и средним (21%) уровнями развития творческой активности, низкий уровень составляет лишь 2% .
    Выводы.

    Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
    При развитии творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования ставятся следующие задачи:
    1. развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;
    2.развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;
    3. привлекать детей к работе с разнообразными материалами;
    4. Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца;
    5. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития творческих способностей дошкольников.
    Одно из условий проявления творчества в процессе рисования - организация интересной содержательной жизни ребенка: организация повседневных наблюдений за явлениями окружающего мира, общение с искусством, материальное обеспечение, а также учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детской деятельности, организация атмосферы творчества и мотивация задания. Формирование мотивов изобразительной деятельности от принятия, удержания, выполнения темы, поставленной педагогом, до самостоятельной постановки, удержания и выполнения темы является одной из важных задач обучения.
    Занимательность работы по ручному труду способствуют развитию у детей внимания - повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.
    В настоящее время есть множество средств, которые позволяют ему знакомиться с предметами в натуральном виде, а также через фотографии, схемы, чертежи, рисунки, модели, с помощью художественной литературы.
    Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
    Создание доброжелательной атмосферы, близкая мотивация деятельности, широкое использование игровых приемов обучения, дидактических игр является важным стимулом в воспитании трудолюбия.

    На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В ФГТ игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). Ее характеризуют следующие моменты:

    — она имеет короткий и несложный сюжет;

    — оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

    — в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;

    — воспитатель проводит и руководит всей игрой.

    Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

    1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами

    Аналоги — это игрушки, которые изображают объекты природы. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

    2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

    Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их только увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.

    3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

    Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы,. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природ.

    Хочется предложить вашему вниманию конспекты ИОС типа путешествий.

    Помнится был такой мультипликационный фильм «Лошарик», сказочный персонаж -лошадка сделанная из воздушных шариков. Он и послужил героем нашей игры

    Тема «Путешествие Лошарика в лес»

    Старшая группа

    Дидактические задачи:

    О.о.«Познание»:

    — формировать обобщенное представление о диких животных, птицах;

    — уточнить представления детей о лесных зверях – медведе, волке, лисе, зайце;

    — формировать представление о лесе как сообществе;

    — убеждать детей в полезности всех видов животных и растений;

    — учить устанавливать причинно — следственные связи между флорой и фауной смешанного леса.

    О.о.«Социализация»:

    — способствовать творческому использованию в играх представление о природе.

    О.о.«Здоровье»

    О.о.«Коммуникация»:

    — развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами,

    Воспитательные задачи:

    — воспитывать у детей способность положительно относится к природе;

    — воспитывать бережное отношение к природе.

    Материалы, оборудование:

    Картинки диких животных, лесных птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц.

    Лошарик вбегает со словами:

    Лошарик к детишкам в дет.сад прибежал

    «Я по лесу бегал, кого-то встречал

    Но так и не понял – кто встретился мне?

    Быть может детишки — поможете мне?»

    Воспитатель знакомит детей с Лошариком, пришедшим к ним в гости.

    Лошарик здоровается с детьми и рассказывает, что был в лесу и встретил там кого-то, но кого точно не знает.

    Воспитатель удивлён, что Лошарик не знает что такое лес и как там живут звери которые ему повстречались?

    Выясняется, что он про лес совсем ничего не знает!

    Воспитатель предлагает Лошарику отправиться вместе с ребятами в лес на экскурсию. Дети садятся на стульчики (автобус), покупают у кондуктора билеты и доезжают до станции «Лесная».

    Лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.

    Воспитатель загадывает детям загадки о диких животных и о лесе.

    Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке.

    Воспитатель рассказывает детям, что в каждом лесу много различных птиц.

    Воспитатель загадывает детям загадки про птиц.

    Дети называют птиц, и показывают их на картинке.

    Воспитатель благодарит детей за правильные ответы.

    Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

    Ребятам предлагается рассказать гостю о жизни зверей, которые ему повстречались.

    Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводит лето и зиму.

    Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются.

    Ответы детей.

    Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.

    Ответы детей.

    (Самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).

    Воспитатель предлагает детям объяснить Лошарику основные правила поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т.п.)

    Лошарик благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

    Дети садятся в автобус, и возвращаются в детский сад. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.

    По приезду в детский сад ребятам предлагается выразить свои впечатления в рисунках, и организовывается выставка детских творческих работ.

    Тема « Мы идём в зоопарк»

    Средняя группа

    Дидактические задачи:

    О.о.«Познание»

    — расширить представления дошколь​ников о диких животных;

    — познакомить с животными, занесен​ными в Красную книгу;

    О.о. «Социализация»

    — способствовать использованию в играх представление о редких животных

    О.о.«Здоровье»

    — формировать начальные представления о здоровом образе жизни

    О.о.«Коммуникация»

    — развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами

    — поощрять попытки делиться с детьми и взрослыми своими впечатлениями.

    Воспитательные задачи:

    — Воспитывать бережное отношение к животным.

    Материалы, оборудование: картонные коробки, игрушки (картинки) зверей, билеты, корм для животных, скребки, совочки, магнитофон, диски с записью голосов птиц и животных.

    Из картонных коробок воспитатель делает «клетки», в которых находятся «животные» (игрушки или картинки). На входе в зоопарк работает касса, где кассир продаёт билеты. Кон​тролер, пропуская посетителей и отрывая билеты, просит де​тей не подходить близко к «клеткам», не кормить животных. На территории зоопарка детей встречает экскурсовод (эту роль берет на себя воспитатель), который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством. Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

    Экскурсовод возле каж​дой «клетки» ведет с детьми разговор: выясняет, что они зна​ют про это животное, задавая им вопросы.

    Ответы детей.

    А затем коротко дает новую, небольшую по объему информацию.

    При посетителях зоопарка организовать раздачу корма, чистку «клеток». Эти ролевые действия, выполняемые детьми, поддерживают игро​вую ситуацию и позволяют ребятам получать новые сведения.

    В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы

    Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

    Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности

    Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    центр развития ребенка - детский сад №41

    «ЧЕБУРАШКА»

    Игровые технологии в детском саду

    Подготовил: Морозова Т.М

    Воспитатель, специалист по изобразительной деятельности

    Мытищи,2013

    Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как

    деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

    Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

    Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека

    (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

    В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

    В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

    К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

    Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа “Магазин”, “Запомни узор” и “Нарисуй, как было” и другие.

    Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, развитие мышления ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.

    Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками.

    Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления.

    На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

    Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-

    волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в

    соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры,

    которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

    Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект

    Их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду:

    Они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся

    более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

    Роль игровых технологии в формировании условий повышения

    Качества образовательного процесса в ДОУ

    К.п.н., педагогический колледж Волкова Э.И.

    Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

    Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

    Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателей доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

    В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели-

    педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

    Это связано с тем, что игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве

    ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

    Исследования Л.А. Венгера, Н.Я. Михайленко, К.С. Егоркиной, Е.В. Зворыгиной, Н.Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении.

    В деятельности с помощью игровых технологий мы развиваем у детей психические процессы. Приведем примеры.

    Игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

    Для детей З-х лет возможна организация игровой ситуации типа “Что катится?” - воспитанники при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?” Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и круг. Педагог вместе с ребенком делает вывод, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: “Шарик катится, а кубик - нет”. Затем воспитатель учит малыша рисовать квадрат и круг (закрепляются знания).

    Игровые технологии могут быть направлены и на развитие внимания.

    В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей, снова используя игровые приемы.

    К примеру, игровая ситуация на внимание: “Найди такой же” - воспитатель может предложить

    малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине), игрушек “такой же”, как у него. Или игра “Найди ошибку”, где взрослый специально допускает ошибку в своих действиях (к примеру, рисует на заснеженном дереве листья), а ребенок должен ее заметить.

    Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие

    Наглядно-действенное - это мышление в действии. Оно развивается в процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с предметами и игрушками. Образное мышление - когда ребенок научился сравнивать, выделять самое существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры. Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

    С помощью игровых технологий развиваются и творческие способности ребенка. В том числе, речь идет о развитии творческого мышления и воображения. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазирования.

    Зарубежные исследователи, Данский и Силверман, получили экспериментальные данные, подтверждающие гипотезу о том, что использование игровых технологий в работе с детьми могут повысить способность ребенка к продуцированию нестандартных идей и выработке оригинальных решений, способствует формированию индивидуального стиля когнитивной деятельности.

    Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

    Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Однако существует аспект их использования, который направлен на повышение качества педагогического процесса через решение ситуативных проблем, возникающих в ходе его осуществления. Благодаря этому игровые технологии оказываются одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они могут быть использованы для нивелирования отрицательных факторов, влияющих на снижение его эффективности. Приведем пример.

    Не нуждается в доказательствах то, что в наше время работать с детьми труднее, чем даже 5-6 лет назад, так как год от года растет число детей с различными трудностями в поведении, и справиться с этим помогает один из методов игровых технологий - игровая терапия.

    Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии.

    Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

    Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять своим поведением, легче переносить запреты, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми, легче вступают в сотрудничество, более “пристойно” выражают гнев, избавляются от страха. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

    Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.

    Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

    Подводя итоги сказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования, как говорит М.М. Поташник.


    Игровые ситуации - один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности .

    Определение игровой ситуации по словарю Д.Н. Ушакова «Совокупность обстоятельств, условий, создающих те или иные отношения, обстановку или положение». Под игровой ситуацией понимается совокупность обстоятельств воспитательного взаимодействия и взаимоотношений, воспитывающих и воспитываемых, которые требуют принятия решения и соответствующих действий или поступков со стороны участников.

    Элементами игровой ситуации выступают как цели воспитания, так и объекты воспитательного воздействия, а также и субъекты воспитательного воздействия, которые активно решают поставленную задачу и приводят в действие игровую ситуацию. Игровые ситуации многообразны. Объединять их может тот факт, что их возникновение основывается на взаимодействии субъектов педагогического процесса, вступивших в контакт.

    Так как игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которую никакая другая деятельность дать не может. Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии. На протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос .

    Влияние игровых ситуаций на развитие личности ребенка заключается в том, что через них он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в них приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игровые ситуации способствуют развитию чувств и волевой регуляции поведения. Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Игровая ситуация имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.