• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Добавлен на сайт:

    Согласовано

    [подпись] [должность, подпись, Ф. И. О. руководителя профсоюзной организации]

    1. Общая часть

    1.1. На уровне трудового коллектива бригадная форма организации и оплаты труда в наибольшей степени способствует привлечению работников к управлению трудовым процессом.

    1.2. Бригадная форма организации и оплаты труда способствует повышению эффективности работы, рациональному использованию рабочего времени, развитию заинтересованности в успешной работе всего коллектива.

    1.3. Бригадная форма работы вводится в целях повышения качества работы и усиления материальной заинтересованности работников.

    1.4. Основными целями внедрения бригадной формы организации труда являются:

    Решение кадровых проблем - членам бригады выгодно выполнять плановый объем работы меньшими силами, подменять временно отсутствующего работника и т. п.;

    Нацеливание всех работников на конечный результат работы, что предполагает обязательную зависимость фонда оплаты труда от объемных показателей с надлежащим качеством;

    Стимулирование выполнения необходимой работы, не входящей в функциональные обязанности работников, путем повышения коэффициента трудового участия;

    Улучшение организации труда;

    Улучшение учета трудового вклада работников - коэффициент трудового участия более точно учитывает трудовой вклад работника, чем надбавки за сложность и напряженность, доплаты за совмещение профессий и увеличение объема работ.

    1.5. Решение работников о создании бригады принимается на общем собрании и оформляется протоколом. Протокол собрания направляется на рассмотрение руководителю организации.

    1.6. В случае принятия положительного решения руководитель организации заключает трудовой договор с бригадой.

    2. Планирование и учет деятельности бригады

    2.1. Виды работ, выполняемых бригадой: [вписать нужное].

    2.2. Объем работ: [вписать нужное].

    2.3. Лимит численности работников: [вписать нужное].

    2.4. Фонд заработной платы: [вписать нужное].

    2.5. Сроки выполнения работ: [вписать нужное].

    3. Права и обязанности бригады

    3.1. Бригада имеет право:

    3.1.1. выносить на рассмотрение работодателя и профсоюзной организации следующие предложения:

    О зачислении работников в бригаду и исключении из нее;

    О применении мер общественного воздействия или наложения дисциплинарных взысканий на членов бригады;

    О выдвижении лучших работников бригады на премирование;

    3.1.2. на получение надбавок к должностному окладу за применение в работе достижений науки и передовых методов труда, сложность, напряженность и высокое качество работы и другие виды морального и материального поощрения;

    3.1.3. обсуждать и принимать решение о личном вкладе каждого члена бригады в трудовой процесс в размере доплат и премий (на основе коэффициента трудового участия - КТУ);

    3.1.4. ходатайствовать о наложении взысканий за невыполнение должностных обязанностей, нарушение инструкции по охране труда и технике безопасности, трудовой дисциплины;

    3.1.5. выходить с предложениями о выборе бригадира или о его переизбрании;

    3.1.6. выдвигать предложения по вопросам совершенствования организации труда, его условий, отдыха и быта, по текущим и перспективным планам социально-экономического развития коллектива бригады и организации в целом.

    3.2. Бригада обязана:

    3.2.1. выполнять условия трудового договора с работодателем;

    3.2.2. нести коллективную ответственность за результаты своей работы и осуществление возложенных на нее задач;

    3.2.3. выполнять работу в установленные сроки;

    3.2.4. повышать производительность труда;

    3.2.5. обеспечивать высокое качество работы;

    3.2.6. рационально использовать оборудование, инструментарий, рабочее время;

    3.2.7. бережно относиться к имуществу работодателя;

    3.2.8. соблюдать трудовую и производственную дисциплину;

    3.2.9. наряду с коллективной ответственностью нести персональную ответственность в соответствии со своими обязанностями;

    3.2.10. своевременно и точно выполнять задания и указания бригадира по производственным вопросам.

    4. Права и обязанности бригадира

    4.1. Бригадир имеет право:

    4.1.1. принимать участие в определении объема работы для каждого члена бригады;

    4.1.2. вносить предложения работодателю о зачислении работников в бригаду и исключении из нее с учетом мнения коллектива бригады;

    4.1.3. вносить предложения о моральном и материальном поощрении членов бригады;

    4.1.4. вносить с учетом мнения коллектива бригады предложения работодателю о применении мер общественного воздействия или наложения дисциплинарных взысканий на отдельных членов бригады за неисполнение возложенных на них обязанностей, нарушение правил внутреннего трудового порядка.

    4.2. Бригадир обязан:

    4.2.1. осуществлять контроль за объемом, качеством и своевременностью выполнения работы членами бригады;

    4.2.2. выполнять указания (распоряжения) работодателя;

    4.2.3. организовывать работу бригады;

    4.2.4. своевременно и в полном объеме вести документацию бригады, передавать ее на утверждение и оплату;

    4.2.5. знать организацию и оплату труда в бригаде;

    4.2.6. своевременно доводить задания до членов бригады, производить их расстановку в соответствии с производственной необходимостью и квалификацией;

    4.2.7. контролировать соблюдение членами бригады порядка и сроков выполнения заданий;

    4.2.8. контролировать качество работы членов бригады, принимать меры по предупреждению и исправлению обнаруженных дефектов и недостатков силами бригады;

    4.2.9. обеспечивать соблюдение членами бригады производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего распорядка труда, правил техники безопасности, пожарной безопасности и общественного порядка;

    4.2.10. приостанавливать работу в случаях, когда существует угроза здоровью или жизни работников, немедленно сообщая об этом работодателю;

    4.2.11. немедленно информировать работодателя о случаях производственного травматизма, простоях, нарушениях трудовой и производственной дисциплины членами бригады;

    4.2.12. организовать работу по оказанию помощи молодым работникам бригады в освоении основной и смежных профессий, развивать наставничество;

    4.2.13. вести документально учет трудового вклада каждого члена бригады в общие результаты труда бригады;

    4.2.14. участвовать во внедрении мероприятий по повышению производительности труда в бригаде, совершенствованию организации трудового процесса, рациональному использованию всех видов ресурсов.

    4.3. Бригадир несет ответственность за:

    4.3.1. организацию труда в бригаде и выполнение работ надлежащего качества;

    4.3.2. несвоевременную выдачу заданий членам бригады;

    4.3.3. недостаточный контроль и снижение качественных показателей;

    4.3.4. непринятие мер к исправлению дефектов в работе;

    4.3.5. несвоевременное принятие мер по устранению нарушений правил охраны труда, техники безопасности, трудовой дисциплины.

    5.1. Во главе с бригадиром создается совет бригады.

    5.2. Совет бригады избирается на общем собрании членов бригады в количестве [значение] человек.

    5.3. Совет бригады проводит работу, направленную на повышение производительности труда, его качества, создания благоприятного психологического климата в бригаде, улучшения подбора и расстановки кадров, укрепление трудовой дисциплины.

    5.4. Основные функции Совета бригады:

    5.4.1. внесение на рассмотрение работодателя предложений по повышению эффективности труда в бригаде;

    5.4.2. помощь членам бригады в освоении передовых методов и приемов работы, внедрение мероприятий НОТ;

    5.4.3. укрепление трудовой дисциплины, улучшение использования рабочего времени;

    5.4.4. повышение квалификации работников, помощь в освоении профессии начинающим работникам;

    5.4.5. рассмотрение и утверждение предложений по определению КТУ членам бригады.

    6. Оценка трудовой деятельности членов бригады

    6.1. Важнейшим условием успешного внедрения бригадной формы организации и оплаты труда является оценка трудовой деятельности как бригады в целом, так и каждого из ее членов.

    6.2. Оценка труда и, следовательно, размер доплат и премий необходимо определять способами оптимально простыми, доступными для понимания каждого члена бригады.

    6.3. Каждый работник должен быть уверен, что результаты его работы, как и результаты труда его коллег, достаточно полно учитываются, и решение вопроса о размерах доплат и премий будет основываться на оценке качества и количества труда каждого.

    6.4. Оценка трудовой деятельности отдельных членов бригады осуществляется с помощью коэффициента трудового участия (КТУ).

    6.5. Использование КТУ способствует более строгому учету выполнения функциональных обязанностей членов бригады, повышает роль коллектива в решении вопросов улучшения работы, является основой для определения размеров заработной платы членов бригады.

    6.6. КТУ устанавливается по итогам работы каждого месяца и утверждается советом бригады/общим собранием бригады.

    6.7. Величина КТУ определяется системой показателей, которые можно разбить на две группы, повышающие и понижающие величину КТУ.

    6.8. Показатели, повышающие КТУ: повышение качества работы, систематическое выполнение работ по смежной профессии, инициатива, направленная на максимальное использование оборудования, предотвращение потерь рабочего времени, внедрение НОТ, выполнение наряду со своей работой обязанностей временно отсутствующих членов бригады (в случае болезни, отпуска, командировки), освоение передовых методов труда, высокая культура производства, участие в общественной жизни, наставничество, строгое соблюдение инструкций по технике безопасности.

    6.9. Показатели, снижающие КТУ: некачественное выполнение работ, несвоевременное выполнение распоряжений бригадира, повлекшее снижение качества работы бригады, несоблюдение производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка, нарушение правил техники безопасности и производственной санитарии, невыполнение функциональных обязанностей.

    6.10. Фактически КТУ каждому члену бригады устанавливается коллективом бригады в зависимости от индивидуального вклада работника в общие результаты с учетом показателей, повышающих или понижающих КТУ.

    7. Организация оплаты труда в бригаде

    7.1. Организация оплаты труда в бригаде основывается на следующих принципах:

    7.1.1. каждый член бригады получает должностной оклад с учетом количества отработанных часов (гарантированная часть заработной платы);

    7.1.2. размер доплаты к должностному окладу каждому члену бригады рекомендуется определять с помощью КТУ;

    7.1.3. членам бригад за увеличение против действующих норм объема выполненных работ при обеспечении надлежащего качества выполнения работ производится доплата в размере до [значение] % должностного оклада. Кроме того, при наличии неиспользованного фонда заработной платы, выделенного для бригады, может производиться премирование членов бригады в зависимости от личного вклада в пределах до [значение] % их должностного оклада.

    7.2. Бригадиру производится доплата за руководство бригадой в размере [значение] % должностного оклада.

    7.3. Работникам, включенным в бригаду, доплата за совмещение профессий и исполнение обязанностей временно отсутствующего работника не производится.

    7.4. Применение бригадной формы организации и оплаты труда работников не лишает членов бригады права на надбавки, премирование, предусмотренные действующим законодательством.

    7.5. При оценке труда каждого члена бригада учитываются 4 критерия: объем работы - отношение фактически выполненного объема к максимально оплачиваемой нагрузке, замечания руководства, замечания коллектива, общественная работа.

    7.6. Доплаты за работу в ночное время и сверхурочное время, за работу в праздничные дни производится в установленном порядке и не включается в бригадный заработок при распределении по КТУ.

    7.7. Заработная плата членов бригады при бригадной форме организации и оплаты труда включается в средний заработок во всех случаях его исчисления (для оплаты отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, при исчислении пенсий и в других случаях).

    8. Контроль объема и качества работы бригады

    8.1. Контроль объема и качества работы членов бригады осуществляется на следующих уровнях:

    8.1.1. непосредственно в бригаде - осуществляет бригадир и члены бригады;

    8.1.2. на уровне организации - руководитель организации.

    8.2. Замечания по работе бригады или отдельных ее членов учитываются при подведении итогов работы за месяц, при расчете КТУ.

    I. Форма правления
    Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.
    Формы государственного правления подразделяются на:
    - монархические (единоличные, наследственные)
    - республиканские (коллегиальные, выборные)
    1.1. Монархия - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Основными признаками классической монархической формы управления являются:
    - существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно (царь, король, император, шах);
    - наследственный порядок преемственности верховной власти;
    - представительство государства монарха по своему усмотрению;
    - юридическая безответственность монарха.
    Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, а в основном формальные черты монархического управления.
    В свою очередь монархия делится на: - абсолютную; - ограниченную (парламентарную);- дуалистическую; - теократическую;

    Парламентарную.
    Абсолютная монархия - такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу.
    Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не вправе изменить конституцию. Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической.
    Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:
    - правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент;
    - лидер партии, обладающий наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
    - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
    - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
    Примерами такой монархии можно считать - Великобританию, Бельгию, Данию и др.
    При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871-1918), сейчас в Марокко.
    1.2. Республика - это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.
    Общими признаками республиканской формы правления являются:
    существование единоличного и коллегиального главы государств;
    выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
    осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа;
    юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
    обязательность решений верховной государственной власти.
    Республиканская форма правления в окончательном виде сформировалась в Афинском государстве. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.
    Насчитывается несколько основных разновидностей республиканского правления. В свою очередь они делятся по форме государственного устройства на: парламентарные; президентские
    Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективу ответственность перед парламентом в своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента, правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
    Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики:
    внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
    ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
    более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
    Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное количество голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в России в 1991 г.
    II. Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти. В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства.
    По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы: - унитарное;
    - федеративное; - конфедеративное.

    2.1.Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Унитарное государство характеризуется следующими признаками: унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
    Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления.
    К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия.
    2.2. Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
    Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств: 1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д. 2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы. 4. В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
    Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.
    3.3. Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
    конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
    конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
    сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
    государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
    III. Формы государственного режима

    Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
    Государственный режим - важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим -понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).
    Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). Поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.
    3.1. Антидемократические режимы
    Антидемократические режимы характеризуются следующими признаками:
    определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности;
    антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;
    ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);
    личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;
    Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.
    3.2. Демократический режим
    Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов. Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:
    режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;
    реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;
    создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;
    История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

    1)Монархия - форма правления, при которой в системе высших органов власти имеется монарх. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.

    Монарх - лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно.

    Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:

    1. Абсолютные монархии;

    2. Ограниченные или конституционные монархии, которые в свою очередь делятся на:

    А)дуалистические;б)парламентские.

    Абсолютные монархии характеризуются полнотой власти монарха, в этом случае в руках монарха сосредоточена вся полнота власти.Некоторые считают, что в чистом виде такого рода монархий не сохранилось. Если же таковые и имеются, то к ним можно отнести Объединенные Арабские Эмираты, государства Саудовской Аравии.

    Конституционные (ограниченные) монархии характеризуются тем, что власть монарха ограничена Конституцией, на основании которой в государстве действуют два института высшей власти: монарх и парламент, которые делят между собой полномочия. В зависимости от объема полномочий монарха конституционные монархии можно разделить на дуалистические и парламентарные.

    Дуалистическая монархия характеризуется тем, что парламенту принадлежит законодательная власть, а монарх возглавляет исполнительную власть, обладая реальными властными полномочиями в этой области. Примерами могут служить Марокко, Иордания, Кувейт.

    Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх лишен реальных полномочий и в области законодательной, и в области исполнительной власти. Он выполняет представительские функции, представляет государство во внешних сношениях, выполняет роль главы государства. Должность монарха существует как дань традициям, обусловлена культурно-историческим наследием страны. Большинство современных монархий являются именно таковыми, например, Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Япония.



    Республика - форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит органу, избираемому населением на определенный срок. Среди высших органов власти в республике выделяют: парламент, правительство и президент.

    В зависимости от распределения полномочий между парламентом и правительством республики делятся на:

    А) парламентские;б)президентские.

    Парламентские республики. Центральное место принадлежит парламенту, который формирует правительство. Правительство, в свою очередь, несет политическую ответственность перед парламентом. Президент также избирается парламентом, выполняет роль главы государства. Такая форма осуществления власти - парламентаризм - форма государственного правления, характеризуемая наличием разделения властей и привилегированным положением парламента. Парламентские республики строятся на принципах разделения властей и парламентаризма.

    Достоинства парламентской республики. Народ влияет на власть, избирает парламент. Правительство подотчетно парламенту. Эту форму правления можно считать наиболее демократичной.Недостатки парламентской республики. Характерна неустойчивость исполнительной власти. Возникают коалиционные правительства, правительства меньшинства. Часты правительственные кризисы, отставки правительства. В неподготовленном обществе введение такой формы правления грозит анархией. Недостатком может считаться и в некоторой мере формальный характер разделения властей, который проявляется в том, что и парламент, и правительство подчиняются одному и тому же лицу - председателю правительства, лидеру партий в парламенте, набравшей больше всех голосов. Следствие такой практики - утрата роли оппозиции, делегированное законодательство, т. е. парламент передаёт свои полномочия в области издания законов правительству и реального разделения властей нет.

    Эти недостатки можно устранить, изменив избирательное законодательство.

    Президентские республики. В них полномочия между теми же самыми органами - парламентом, правительством, президентом - разделяются. Президент выступает как глава государства и одновременно обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти. Президент не зависим от парламента, избирается народам. И у Президента и у парламента один и тот же источник власти - народный суверенитет, потому эти две структуры равноценны, равнозначны.

    В зависимости от степени полномочий Президента выделяют:

    Классическую президентскую республику (США).

    Смешанную республику - или полупрезидентскую форму правления, - в которой наличествуют черты и парламентской, и президентской республик. Здесь имеется глава правительства, правительство формируется парламентом, но Президент имеет реальные полномочия в исполнительной власти (Россия, Франция по Конституции 1958 г., Португалия и др.).

    Суперпрезидентскую республику - складывается в авторитарных режимах, где отсутствует или слабо развито разделение властей. Президент практически осуществляет всю полноту власти. Эта форма правления характерна для стран, в которых установлена военная диктатура.

    Достоинства президентской республики как формы правления:

    1. народ имеет больше возможностей влиять на власть;

    Форма государства - это совокупность его внешних характеристик, определяющих способ организации и устройства государства. Форма государства включает в себя три элемента: форму правления, форму государственного устройства, форму государственного (политического) режима.

    Форма правления характеризует состав высших органов государственной власти, порядок их формирования, организацию, а также их взаимоотношения с населением. В истории существования государств известны две формы правления: монархия и республика.

    Монархия - такая форма правления, при которой вся государственная власть принадлежит единоличному праву (монарха) и которая, как правило, передается по наследству. Монархии подразделяются на абсолютную, сословно-представительную (ограниченную, или дуалистическую), конституционную (парламентарную).

    Абсолютная монархия является не только данью прошлому, но существует и по сей день, например, в Саудовской Аравии и Омане. Король Саудовской Аравии или султан Омана создают при себе лишь совещательный орган - совет (ашура). Престол наследует не личность, а правящая семья, которая сама из своих членов выбирает, кого провозгласить королем.

    Сословно-представительная (дуалистическая) монархия появилась в Европе в XVII в. как выражение определенного компромисса между буржуазией и дворянством. В настоящее время дуалистических монархий в Европе нет. Как форма государственного правления, она сохранилась в Иордании, Марокко, Княжестве Бутан.

    Основные черты дуалистической монархии:

    • 1) власть монарха передается по наследству;
    • 2) монарх назначает правительство, которому передается законодательная власть;
    • 3) вся остальная власть принадлежит монарху, которому подотчетно правительство.

    Конституционная (парламентарная) монархия. В современном мире к государствам с такой формой правления относятся: Великобритания, Испания, Япония, Дания, Голландия, Швеция, Норвегия, Тайланд и др.

    Основные черты конституционной (парламентарной) монархии:

    • 1) правительство формируется из парламентского большинства;
    • 2) лидер победившей на выборах партии становится премьер-министром;
    • 3) правительство подотчетно перед парламентом, а не перед монархом;
    • 4) законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом, так как он не обладает правом отлагательного вето;
    • 5) монарх не может присутствовать на заседании правительства;
    • 6) монарх является символом государственности, играет в основном церемониальную роль (например, в Японии);
    • 7) единственной чертой, которая сохранилась от подлинной монархии в рамках парламентарной монархии, является престолонаследие.

    Республика - форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Республики подразделяются на парламентские (Австрия, Италия, Германия), президентские (США), смешанного типа (Франция, Россия), суперпрезидентские (Аргентина, Гватемала и другие страны Латинской Америки).

    Признаки парламентской республики:

    • 1. Правительство формируется из числа депутатов парламента, которые являются членами партии, победившей на выборах.
    • 2. Правительство подотчетно парламенту и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность.
    • 3. Глава государства (президент) избирается парламентом или парламентской коллегией.
    • 4. Правительство остается у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства.

    Признаки президентской республики:

    • 1. Правительство назначается президентом и утверждается парламентом.
    • 2. Правительство подотчетно президенту, а не парламенту.
    • 3. Президент избирается населением страны путем прямых выборов или опосредованно, через коллегию выборщиков.
    • 4. Президент может одновременно являться главой правительства (например, в США).
    • 5. Президент обладает правом отлагательного вето на решения парламента, а также имеет право распустить парламент и объявить новые выборы.

    Признаки республики смешанного типа:

    • 1. Президент избирается населением и назначает правительство (признак президентской республики).
    • 2. Правительство несет ответственность перед парламентом, который, выразив недоверие правительству, может отправить его в отставку (признак парламентской республики).

    Форма государственного устройства определяет административно-территориальную организацию государства, характер взаимодействия составных частей центральных и местных органов власти. Различают три основные формы государственного устройства: унитарное государство, федерация, конфедерация.

    Признаки унитарного государства:

    • 1. Единые для всей территории высшие органы государственной власти, органы государственного управления и судебные органы.
    • 2. На всей территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство, единая денежная система, общая на логовая и кредитная политика.
    • 3. Унитарное государство может состоять из областей, краев, округов, провинций, которые не имеют атрибутов государственности. По степени зависимости местных органов власти от центральных унитарные государства подразделяются на централизованные и децентрализованные.
    • 4. В рамках унитарного государства допускается существование автономий (например, в составе Великобритании - Шотландия и Северная Ирландия).
    • 5. Межгосударственные отношения осуществляют только центральные органы.

    Признаки федеративного государства:

    • 1. Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких административно-территориальных образований в единое государство. Оно состоит из субъектов федерации (штаты, земли, области, республики и т.п.), которые имеют административные границы, свои органы власти, могут иметь даже свою конституцию и законодательство, но в рамках единого правового пространства.
    • 2. Федеративное государство имеет органы государственной власти и государственного управления, полномочия которых распространяются на все субъекты федерации.
    • 3. Субъекты федерации лишены права прямого представительства в межгосударственных отношениях и международных организациях.
    • 4. Конституционное законодательство не предусматривает одностороннего выхода субъекта федерации из состава государства (например, в конституциях США, Германии и Бразилии содержится даже запрет на подобного рода действия).
    • 5. Федеративное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными федеральными органами, а главнокомандующим является глава государства (президент).

    Признаки конфедерации:

    • 1. Это, как правило, временный союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. Субъекты конфедерации объединяются на основе соответствующих договоров и обладают правом свободного выхода из состава конфедерации.
    • 2. Как правило, отсутствует единое гражданство, хотя пересечение государственных границ предельно упрощено (без виз и деклараций).
    • 3. Субъекты конфедерации имеют собственные вооруженные силы. Объединение с вооруженными силами других субъектов конфедерации возможно в рамках военного союза.
    • 4. Парламент формируется представительными органами субъектов конфедерации, и его решения не имеют силы без их согласия.
    • 5. На уровне конфедерации нет общих судебных органов и весьма ограничены исполнительные органы власти.
    • 6. Отсутствует единая денежная система, единая система налогов и единый государственный бюджет.
    • 7. Конфедеративные государства недолговечны. Они распадаются на унитарные государства или превращаются в федерации.

    На данный момент Россия и Белоруссия являются ярким примером конфедерации. К перечисленным формам государственного устройства в некоторых источниках по теории государства и права добавляются еще как минимум три: содружество, сообщество и империя (например, Британское содружество наций).

    Подобные объединения являются не государственными образованиями, а лишь свободным конгломератом независимых государств. Что касается империи, то колониальные империи никогда не выступали в качестве отдельного государства, а империи классического типа (Римская или Российская) по сути, являлись федеративными или конфедеративными государствами.

    Понятие включает метод ее образования, сроки действия этой системы, права, а также способы взаимодействия элементов правления между собой и народом. Она же определяет силу влияния общественности на формирование правительственного состава.

    Изначально это понятие может пониматься в узком и широком смысле: в первом случае оно означает организацию только высших слоев правления, а во втором взаимодействие всех элементов государства.

    Критерии формы правления

    Перед тем, как приступить к описанию, важно выделить критерии, с помощью которых они определяются. Итак, основные формы правления представлены двумя видами: Они кардинально отличаются друг от друга:

    1. Способом, с помощью которого передается власть. Она может быть дана в качестве наследования или с помощью выбора населения.

    2. Ответственностью: в республике президент несет высокую ответственность перед обществом, а глава государства с монархией практически безответственен перед ним.

    3. Спектром полномочий между властными органами: республиканская власть более ограничена в своих действиях.

    Теперь рассмотрим детальнее каждую из них.

    Формы правления государства: монархия

    Это такая форма управления, когда государство возглавляет один человек - монарх. Этот человек получает властные права по наследству, и перед обществом государства, которым он управляет, не несет ответственности, а юридически его невозможно лишить власти.

    Рассмотрим несколько видов монархии:

    1. Абсолютная. Она представлена неограниченной властью главы: он высший орган, и в его руках абсолютная власть. В современном мире с таким правлением существует Оман и Саудовская Аравия.

    2. Ограниченная. В этом случае государством правит не один человек, а еще властные органы, которые монарху не подчинены. Власть между ними рассредоточена, а полномочия его ограничиваются традициями или конституцией. В зависимости от этого, такой вид правления разделяется на две категории: сословно-представительную монархию и конституционную. В первом случае власть ограничивается по критерию причастности к сословию, чаще всего она проявляется в совещательной форме. В конституционной форме власть монарха ограничивается Конституцией и вместе с этим в государстве присутствует парламент, состав которого формируется народом.

    Формы правления государства: республика

    При таком типе устройства органы власти, а, в частности, их состав, формируется народом. Представители власти обязательно несут ответственность перед гражданами страны в равной степени. Действия президента осуществляются от имени народа, а органы власти сформированы таким образом, чтобы быть независимыми друг от друга.

    Лимит действия избранных народом - особая мера, в которой выражается ответственность их перед гражданами страны. Власть дается на определенный срок, который может быть сокращен, если избранники не выполняют свои обязанности должным образом.

    Существует три вида республик:

    1. Парламентская, при которой парламент играет основную роль и имеет больше власти, чем президент. Именно он формирует правительство и отправляет его в отставку, если это необходимо. В Греции, Израиле и ФРГ именно такая форма республики, где президенты не обладают существенными полномочиями.

    2. Президентская. Отличительная черта этой формы правления государства в том, что основная власть сосредоточена в руках президента, который формирует правительство. В настоящее время она существует в США и на Эквадоре.

    3. Смешанная форма. В этом случае полномочия разделяются между парламентом и президентом.

    Таким образом, перечисленные типы правления имеют ряд достоинств и недостатков. На настоящий момент монархия не так распространена, и, вероятно, ее сложно представить сегодня как прогрессивный вариант. Народное правительство также не идеал правления, поскольку наличие множества ответственных лиц в результате приводит к тому, что не ответственен никто, а равномерное способствует и пустым спорам. В этом смысле монархическая форма правления подразумевает большую конкретику. Возможно, существует идеальная форма правления, о которой нам еще неизвестно, а может быть, она заключается в его отсутствии. Так или иначе, но республика и монархия - две крайности, между которыми находится народ, который должен мириться с одной из них.