• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    В 1971 году окончил Ленинградский государственный университет имени А.А. Жданова. Доктор физико-математических наук.

    С 1971-1991год работал младшим научным сотрудником, заведующим лабораторией, заместителем директора по научной работе, ведущим научным сотрудником Физико-технического института имени Иоффе АН СССР в Ленинграде.

    С 1991-1993 год - вице-президент АО "Центр перспективных технологий и разработок", Санкт-Петербург.

    С 1994-2001 год - генеральный директор Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга.

    С 2000 года - председатель научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".

    С 2001-2002 год - заместитель Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    С июня 2002 года - первый заместитель Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    С декабря 2003 года – врио Министра промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    9 марта 2004 года назначен Министром образования и науки Российской Федерации.

    Награжден Почётной грамотой Правительства Российской Федерации.

    (Официальный сайт Правительства РФ)

    * * *

    Фурсенко, Андрей
    Министр образования и науки РФ
    [справка]

    Lenta.ru

    В конце марта 2004 года Фурсенко во время встречи с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II заявил о намерении ввести в школе изучение религиозных предметов. При этом он особо отмечал, что речь идет о преподавании основ религиозной культуры, причем не только православной , . Впоследствии Фурсенко неоднократно настаивал на том, что предметы, связанные с изучением религии, должны преподаваться в общеобразовательных школах в рамках историко-культурологических дисциплин . Осенью 2006 года Фурсенко критиковал введение в ряде регионов в составе регионального компонента образовательного стандарта, который не требовал согласования с федеральным центром, предмета "Основы православной культуры" (ОПК) - выступал против обязательного изучения в школах ОПК и за введение истории основных религий , .

    На посту министра Фурсенко продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы "Единого государственного экзамена" (ЕГЭ - проводимый в виде теста единый экзамен во всех российских школах, по результатам которого школьники могли бы поступать в вуз), начатое его предшественником Владимиром Филипповым. И хотя первоначально (в апреле 2004 года ) Фурсенко критически отзывался о ЕГЭ, заявляя в частности, что прием в вузы по результатам массового единого экзамена не совместим с понятием профессионального высшего образования, уже в августе, накануне нового учебного года, он сообщил СМИ, что единый экзамен вскоре станет основной формой проверки знаний российских школьников и что ни сворачивать введение ЕГЭ, ни принижать его значение для высшей школы подконтрольное ему министерство не будет , , . С осени 2004 года ЕГЭ проводился как эксперимент в ряде регионов РФ. В августе 2006 года правительство РФ одобрило законопроект, согласно которому с 2009 года ЕГЭ будет введен повсеместно. Однако под давлением части ректорского корпуса, недовольной этим нововведением, и в частности ректора МГУ Виктора Садовничего, в документе были предусмотрены исключения, позволяющие крупнейшим российским университетам принимать абитуриентов помимо процедуры ЕГЭ, например по итогам специализированных всероссийских олимпиад , , , . В январе 2007 года закон о введении ЕГЭ был принят Госдумой, в феврале - Советом Федерации и подписан президентом РФ Путиным , .

    Кроме введения ЕГЭ Фурсенко также продолжил начатое в 2002 году присоединение России к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны были быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо готовившего специалистов одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру, а также замену аспирантуры докторантурой , . Реформа высшего образования встретила значительное сопротивление со стороны ректоров, профессоров и преподавателей. По данным СМИ, лишь 20 процентов вузов поддерживало преобразования, предлагаемые правительством , . В частности, ректор МГУ Садовничий призвал подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно. Он отмечал, что введение новых стандартов разрушит сложившиеся школы российского технического и естественнонаучного образования , . В итоге в марте 2007 года правительство РФ одобрило законопроект о переходе на двухуровневую систему подготовки студентов, в котором, наряду с утверждением двухуровневой подготовки по ряду специальностей, предусматривалось, что выпускники профильных технических и медицинских вузов и факультетов по-прежнему будут получать диплом специалиста , , .

    В ходе реформы образования Фурсенко неоднократно делал непопулярные, но важные, по его мнению, заявления. В январе 2005 года он сообщил, что, по его мнению, стипендию должны получать только отличники и социально незащищенные студенты , а в январе 2006 года отметил, что в российских школах в полтора раза больше учителей, чем необходимо. По его словам, нехватка учителей в школах является мифом. Таким образом, заключил министр "это и есть резерв для увеличения финансирования школ и повышения зарплаты" . В мае того же года Фурсенко заявил, что число бюджетных мест в вузах будет сокращаться. Необходимость сокращения, по его мнению, была продиктована общим уменьшением населения и перепроизводством специалистов, невостребованных на рынке труда , .

    Во время публичных выступлений Фурсенко по вопросам образования с ним не раз происходили разнообразные неприятные инциденты. Так, в марте 2005 года его закидали яйцами на встрече со студентами в красноярском Доме учителя , в сентябре после совместной пресс-конференции с министром образования ФРГ он получил пощечину от активистки Национал-большевистской партии , в ноябре был освистан на свердловском форуме "Молодежь меняет мир" . Комментируя случившееся, Фурсенко заявлял, что "яйца, свист, пощечины - это попытка слабых людей добиться того, чтобы диалог разорвался". Однако, настаивал министр, "никакие попытки к этому не приведут", так как он "будет вести диалог до тех пор, пока будут собеседники" , .

    При активном участии Фурсенко была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий - Российской академии медицинских наук (РАМН), Российской академия образования (РАО), Российской академии сельскохозяйственных наук (РАСХН), Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) и Российской академии художеств (РАХ). В ноябре 2006 года Госдума приняла поправки в закон "О науке и государственной научно-технической политике", согласно которым президент РАН утверждался президентом РФ, а президенты отраслевых академий - правительством. Кроме того, правительством утверждались уставы академий , . Фактически, по мнению СМИ, это означало утрату академиями своего традиционно независимого статуса . В декабре 2006 года эти изменения одобрил Путин . Необходимость реформы Фурсенко и правительство объясняли тем, что академии недостаточно эффективно управляли своим имуществом и финансовыми средствами , . В свою очередь представители научного сообщества, в том числе президент РАН Юрий Осипов, еще в 2005 году заявляли, что конечной целью преобразований является отъем имущественных комплексов, которыми обладали научные учреждения ... (полностью)

    * * *

    Апрельские тезисы Андрея Фурсенко

    ... Фурсенко | За последние пять лет количество учеников в России уменьшилось на 25 процентов - с 20 до 15 миллионов. А количество учителей сократилось меньше, чем на 10 процентов. При этом у нас сегодня на одного учителя приходится меньше 10 учеников. Средняя цифра по Европе - 15. Проблему необходимо решать, при этом абсолютно ясно, что мы не можем принимать жестких мер. У нас есть школы, в которых всего по десять учеников. И таких школ чуть ли не 10 процентов от общего количества, в основном в селах и деревнях.

    Обеспечить качественное образование для ребят в такой школе крайне сложно. Интересный опыт был реализован в Тюмени. Область перешла на отраслевую систему оплаты труда, когда зарплата зависит не от количества часов, а от числа учеников, которых учит учитель. Учителей стало меньше! Появилась возможность разумно распорядиться деньгами и добиваться того, чтобы меньшее количество учителей обеспечивало высокое качество образования за достойную зарплату.
    ...

    РГ | Бизнесмен Олег Дерипаска заявил о своем желании купить Российскую экономическую академию им. Плеханова, и ее ректор вроде бы не против. Это что, начало приватизации вузов?

    Фурсенко | Нет, никто не говорит о покупке. Речь шла исключительно о создании некоммерческой организации, в которой никому из участников этого партнерства не будет принадлежать собственность. Мы говорим не о передаче собственности, а о передаче вуза. Олег Дерипаска готов участвовать в существенном финансировании образовательного учреждения при условии, что он вместе с представителями государства сможет контролировать прохождение денежных средств и организацию образовательного процесса.

    РГ | То есть бизнесмен становится меценатом вуза, занимается благотворительностью?

    Фурсенко | Он спонсирует деятельность вуза и хочет точно знать, что деньги, которые он вкладывает, идут на те цели, которые были заявлены при организации некоммерческой организации.

    РГ | Министерство поддерживает такую инициативу?

    Фурсенко | Мы считаем, что идея правильная, а вот как это прописать в законе - сложный вопрос. Нам предстоит поработать над этим. ... (полностью)

    * * *

    Андрей Фурсенко: судьбу ребенка должны определять его суммарные достижения

    ... – Помимо среднего образования существует образование высшее. Вот статистика, которая немножко так с толку сбивает. Количество вузов в России вместе с филиалами – 3200, а динамика роста снижения населения такова, что, по большому счету, любой желающий сегодня, вне зависимости от единого госэкзамена, портфолио, олимпиад, любой желающий может поступить в вуз. Вот правильно ли это? Зачем это нужно?

    – Мы должны ужесточать лицензионные требования.

    – Вот я, собственно, к этому и подводил.

    – И по поводу этих лицензионных требований сегодня выстраивается новая система, новые требования. Эти требования должны быть предъявлены не только к помещениям вуза, не только к количеству преподавателей, к количеству методических пособий, но и к тому, как эти преподаватели учат своих студентов.

    – А как это можно проверить?

    – А проверить это можно за счет того, что время от времени проводить, что называется, федеральные проверки, например. Вот у нас были в школах, помните, городская контрольная? Или, может быть, даже в советские времена всесоюзная контрольная была.

    – Ну, городская точно…

    – Городская контрольная. Наверно, это правильно, и мы это будем делать, когда обследование вузов будет касаться не только санитарных условий, в которых учатся студенты, или наличия преподавателей со степенями, соответствующими методическими пособиями, но проверка будет касаться знания выпускников вузов или студентов, чтобы определить качество подготовки. ...

    (Приоритетные национальные проекты)

    * * *

    Дозубрим до понедельника

    Новые Известия, 26.01.09

    На днях министр образования РФ Андрей Фурсенко заявил, что вузам уже дано указание переводить успешно обучающихся «платников» на бесплатные места, которые освобождаются при отчислении неуспевающих. Закон «О высшем и послевузовском образовании» позволяет это сделать в порядке, предусмотренном уставом вуза. ...(полностью)

    Александр Александрович Фурсенко (11 ноября 1927 года, Ленинград — 30 июня 2008 года) — советский и российский историк, академик АН СССР (1990). Первый среди российских учёных послевоенного поколения заложил основы серьёзного академического изучения истории США. По выражению американского историка Роберта Бирнса, «один из самых компетентных советских специалистов по истории США в двадцатом столетии».

    В 1946 году после окончания школы поступил на исторический факультет Ленинградского государственного университета. Специализировался на вновь созданной кафедре истории международных отношений, которую возглавлял известный учёный профессор Николай Павлович Полетика. Но несмотря на то, что формально свои научные исследования студент Фурсенко проводил под руководством Полетики, своим подлинным научным руководителем он считал профессора Бориса Александровича Романова. В 1951 году Фурсенко окончил университет, защитив дипломную работу, посвящённую дальневосточной политике в XIX веке. В том же году он поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института истории АН СССР, где продолжал исследовательскую работу уже под непосредственным руководством Романова.

    Работал младшим, старшим, главным научным сотрудником, с 1988 года — заведующим отделом всеобщей истории Ленинградского отделения Института истории СССР АН СССР (сменил на этом посту В.И. Рутенбурга).

    С 1987 — член-корреспондент АН СССР, с 1990 — академик АН СССР. С 1996 по 2002 г. — член Президиума РАН, академик-секретарь Отделения истории РАН.

    1986-1998 гг. — член исполкома Международной ассоциации экономической истории как представитель России. С 1999 — член Европейской Академии (Academia Europaea). Член комиссии по правам человека при Администрации Санкт-Петербурга. Почётный консул Республики Филиппины в Санкт-Петербурге. Читал лекции в зарубежных университетах.

    Автор фундаментальных работ в области истории США, международных отношений и внешнеэкономической политики России. Является автором и редактором следующих трудов: «История США», «История внешней политики и дипломатии США» (1994), «Становление американского государства» (1992), «Словарь американской истории» (1997). Документированная история Карибского кризиса («One Hell of a Gamble: Khrushev, Castro and Kennedy, 1958-1964»), написанная им в соавторстве с американским исследователем Т. Нафтали, стала бестселлером в США и выдержала два издания в России.

    Сыновья — Андрей Александрович (с 2004 — по 2012) министр образования и науки; Сергей Александрович (с 2003 — генеральный директор компании «Лентрансгаз»; 2010-2012 — президент Российского футбольного союза).

    Книги (5)

    Адская игра. Секретная история Карибского кризиса 1958-1964

    Книга российского и американского историков освещает наиболее драматический период «холодной войны» — Карибский кризис, когда человечество стояло на грани ядерной катастрофы. Основанный на ранее скрытых за семью печатями материалов архивов США и СССР, включая документы Н.С. Хрущева, его ближайшего окружения и КГБ, — это первый полный отчет о самом опасном противостоянии великих держав во второй половине XX века.

    Шаг за шагом, день за днем в книге показан путь к роковому дню 22 октября 1962 года, который мог стать последним в истории человечества.

    Династия Рокфеллеров

    Книга представляет исторический очерк трех поколений американских миллиардеров Рокфеллеров.

    Она рассказывает о том, как сколотил свое состояние основоположник этого богатейшего в мире семейства Джон Д. I, как развивалась «империя» Рокфеллеров при его преемниках. Возникновение первого американского треста, методы, при помощи которых Рокфеллер завоевал монополию, тайные политические махинации и империалистическая политика на международной арене — обо всем этом рассказано на страницах книги.

    Главное внимание уделяется истории клана Рокфеллеров за последние 20 лет. Значительное место отведено политической деятельности представителей нынешнего поколения этой финансовой династии, прежде всего — Нельсона Рокфеллера, видного деятеля республиканской партии, дважды претендовавшего на пост президента США. Наряду с этим в книге даны оценка состояния Рокфеллеров, описание их владений и частной жизни.

    Президенты и политика США. 70-е годы

    Книга рассказывает о политическом развитии Америки в 70-е годы в период пребывания на посту президента республиканца Р.Никсона, Дж.Форда, демократа Дж.Картера. Отдельная глава посвящена приходу к власти Р.Рейгана.

    В монографии рассматриваются политические, социальные и экономические проблемы 70-х годов, использованы документы, воспоминания участников событий, советская и зарубежная литература.

    Книга предназначена для историков и специалистов-международников.

    Россия в контексте мировой истории

    В нем отражены важнейшие события того времени; биографии известных деятелей; понятия, характеризующие особенности становления и развития американского государства. Поскольку и авторы, и читатели смотрят на Америку со стороны, было важно показать ее во взаимоотношениях с внешним миром, определить место США в сообществе наций. Поэтому особое внимание уделено истории внешней политики, и в частности русско-американским отношениям.

    Словарь содержит более 1450 статей.

    Помощник президента Российской Федерации с мая 2012 года. Бывший министр образования и науки РФ, занимал этот пост в кабинетах Владимира Путина (2008-2012), Виктора Зубкова (2007-2008) и Михаила Фрадкова (2004-2007). Ранее - исполняющий обязанности министра промышленности, науки и технологий (2003-2004), первый заместитель министра промышленности, науки и технологий, заместитель министра (2001-2003). В 1992-2001 годах возглавлял "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). Член совета при президенте РФ по реализации национальных проектов, глава межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Председатель научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад". Доктор физико-математических наук. Непосредственный исполнитель реформы образования и науки.
    Андрей Александрович Фурсенко родился 17 июля 1949 года в Ленинграде. В 1966 году он поступил на математико-механический факультет Ленинградского государственного университета. В 1971 году Фурсенко начал работать в Физико-техническом институте имени Иоффе (ФТИ), был стажером-исследователем, научным сотрудником, заведующим лабораторией, заместителя директора по научной работе. В 1978 году Фурсенко стал кандидатом физико-математических наук, в 1990 году - получил докторскую степень.
    В 1991 году Фурсенко покинул ФТИ и занялся коммерцией. Он принимал участие в создании банка "Россия". В 1991-1992 годах Фурсенко был вице-президентом АО "Центр перспективных технологий и разработок" (ЦПТР). В 1992-2001 годах он возглавлял ОАО "Региональный фонд научно-технического развития" (РФНТР). В ноябре 2000 года Фурсенко стал председателем научного совета Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад".
    В декабре 2001 года Фурсенко был назначен заместителем министра промышленности, науки и технологий (министерство возглавлял Илья Клебанов), в июне 2002 года - первым заместителем министра. В декабре 2003 года он стал исполняющим обязанности министра промышленности, науки и технологий в правительстве Михаила Касьянова. В марте 2004 указом президента РФ Фурсенко был назначен министром образования и науки во вновь сформированном кабинете Михаила Фрадкова.
    На посту министра Фурсенко заявлял о необходимости ввести в школе изучение истории религий и выступал против обязательного изучения "Основ православной культуры" (ОПК). Он добился принятия в январе 2007 года закона о повсеместном введении с 2009 года "Единого государственного экзамена" (ЕГЭ), а также одобрения правительством РФ законопроекта о частичном переходе на двухуровневую систему подготовки студентов, включающую бакалавриат и магистратуру, что стало очередным шагом на пути присоединения России к Болонской декларации. Фурсенко выступал за сокращение количества бюджетных мест в вузах. При нем была завершена реформа Российской академии наук (РАН) и отраслевых академий - они были окончательно подчинены государству.
    После отставки правительства Фрадкова в сентябре 2007 года Фурсенко сохранил свой пост в новом кабинете, который возглавил Виктор Зубков.
    В мае 2008 года в должность президента России вступил Дмитрий Медведев, новым премьер-министром был утвержден Владимир Путин. В новом правительстве Фурсенко вновь стал главой Министерства образования и науки. После того как в 2012 году Путин вернулся на пост президента России, а премьер-министром стал Медведев, Фурсенко на посту министра образования и науки сменил ректор Московского института стали и сплавов (МИСиС) Дмитрий Ливанов. 22 мая 2012 года был обнародован указ о назначении Фурсенко помощником президента Путина. 26 июня того же года Фурсенко возглавил управление президента по научно-образовательной политике.
    Фурсенко является членом совета при президенте РФ по реализации национальных проектов и главой межведомственной рабочей группы по национальному проекту "Образование". Фурсенко женат, у него есть сын.


    В начале восьмидесятых на военных сборах довелось мне познакомиться с сыном министра здравоохранения. Неожиданно в разговоре выяснилось, что лечить зубы он летает в Вену. То есть папа студента, советский министр ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, советскому здравоохранению не очень доверял. Вскоре умер Л.И.Брежнев, а через пару лет я познакомился с Андрюшей Брежневым, его внуком. Андрюша мне рассказывал, что смерть дедушки застала его в Лондоне, где он, студент, учился. "Вызвали, говорит, 10 ноября в посольство, не объяснив зачем, посадили в самолет и отправили в Москву. Посреди учебного года, сволочи. Не дали доучиться", - с возмущением рассказывал он. Ну доучился в МГИМО, бывает.

    Так что все эти железняки, астаховы и прочие оборотни, с экранов телевизоров убеждающие нас: "Где родился, там и пригодился", а сами отправляющие своих жен рожать во Францию, а детей учиться в Англию, они не на пустом месте появились. Это та уродливая раковая опухоль на теле общества, которая зародилась в советское время и называлась "Номенклатура".

    Вот есть у президента Путина в администрации такой помощник, курирующий российское образование. Все его знают. Зовут его Андрей Александрович Фурсенко. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. Папа Андрея Александровича преподавал у Владимира Владимировича, а сынок его стал непосредственным соседом дачника Путина в кооперативе "Озеро". Выбрали в начале 2000-го года Владимира Владимировича президентом, и вскоре он перетащил соседа в Москву. Стал Андрей Александрович сначала замом министра промышленности, науки и технологий, потом первым замом министра промышленности, науки и технологий, а затем и. о. министра промышленности, науки и технологий. После чего Владимир Владимирович поручил ему ответственный пост министра образования и науки, на коем Андрей Александрович находился долгих восемь с лишним лет. Как мы знаем, за этот период российское образование и наука пришли в полную негодность, а Андрей Александрович Фурсенко оставил о себе самую недобрую память.

    Так вот. У Андрея Александровича есть сын. Назвали в честь дедушки Александром. После средней школы отправился учиться в США. Степень бакалавра получил в 2001 году в New York University - одном из лучших частных университетов США (СКАН). Известно, что учился он там четыре года. Стоимость обучения между 1997 и 2001 годами - в среднем $22000 в год без учета стоимости проживания в Нью Йорке.

    На Родину Саша Фурсенко возвращаться не спешил. Он решил получить второе высшее образование на юридическом факультете в Stanford University. Снэнфорд Саша окончил в 2005 году. В списке выпускников юрфака Стэнфорда 2005 года находим его на пятой странице (внизу слева). Это в то время стоило $30000 в год (без стоимости проживания).

    После окончания Stanford University Александр Фурсенко получил лицензии на адвокатскую практику:

    Лицензированный адвокат в США обязан предоставлять достоверную информацию о месте своей работы и адресе в лицензирующей организации каждого штата, в котором он допущен к осуществлению адвокатской деятельности. При изменении адреса или места работы он обязан сообщать об этом в 30-дневный срок. Если предположить, что адвокат Александр Фурсенко не нарушает указанные правила, то сведения в трех лицензиях о том, что он работает адвокатом в крупной американской юридической фирме в США, приходится считать достоверными.

    В каждом штате процедура принятия в коллегию адвокатов штата предусматривает принесение присяги. Например, становясь адвокатом в штате Нью Йорк, Саша Фурсенко должен был торжественно заявить: "Я торжественно клянусь поддерживать конституцию Соединенных Штатов и конституцию штата Нью Йорк, и добросовестно выполнять обязанности адвоката наилучшим образом в меру моих возможностей".

    Это, конечно, просто замечательно, что сын, пока папа трудился на ниве российского образования, в это время получил два дорогостоящих высших образования в США и стал американским адвокатом. Более того, получил американское гражданство, завел семью и, согласно американской базе адресов, проживал в трех местах:

    Два года назад на вопрос, почему Россия занимает позорно низкую позицию в рейтинге университетов The Times Higher Education, Фурсенко-старший сообщил, что этим рейтингам верить нельзя, надо создавать свой. И действительно в феврале 2011 года В. Путин поручил министру Фурсенко разработать собственный российский рейтинг зарубежных университетов. Забавно, что сообщение об этом появилось, в том числе, на сайте того самого университета, который окончил сын Фурсенко ().

    Ну это понятно: для населения у нас будет один рейтинг вузов. А вот для детей номенклатуры - другой. Это же особый сорт людей. Им нельзя вместе со всеми. (

    Андрей Александрович Фурсенко – помощник президента РФ по научно-образовательной политике, ранее – министр образования и науки РФ (2004-2012 гг.).

    Детство Андрея Фурсенко

    Андрей Фурсенко родился 17 июля 1949 года, в интеллигентной ленинградской семье. Его отец, Александр Фурсенко, посвятил жизнь изучению истории, в течение своей научной деятельности был академиком РАН, работал секретарем в историческом отделении академии, изучал американскую политику XVIII-XIX веков и являлся выдающимся специалистом в этой области.

    Семья была вынуждена часто переезжать – этого требовала работа отца, поэтому Андрей Фурсенко сменил много школ, однако везде стабильно демонстрировал отличную успеваемость. Из всех предметов больше всего его привлекали точные науки. В школьные годы он также увлекался киносъемкой, вместе с друзьями снимал любительские фильмы. С удовольствием и много читал литературу самых разных направлений и жанров.

    Образование Андрея Фурсенко

    В 1966 году, после окончания школы, Андрей Александрович поступил на математико-механический факультет Ленинградского университета. Его специализацией была механика. В эти годы он принимал активное участие в общественной жизни: участвовал в добровольных дружинах, студенческих стройотрядах, был примерным комсомольцем, уже во время учебы в университете вступил в КПСС. В 1971 году Фурсенко закончил университет и поступил в аспирантуру, в 1978 году защитил кандидатскую диссертацию. Степень доктора физико-математических наук получил в 1990 году.

    Начало карьеры Андрея Фурсенко

    После аспирантуры Андрей Александрович долгое время работал в Ленинградском физико-техническом институте. Здесь, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице, он прошел путь от стажера-исследователя до заместителя директора, активно занимался научной деятельностью, участвовал в общественной и партийной жизни института, что дало хороший толчок для дальнейшей карьеры.

    Андрей Фурсенко в гостях у Владимира Познера

    В 1990 году Фурсенко был вынужден уйти из института, так как его директор, Жорес Алферов, не поддержал идею «коммерциализации» научных открытий и вкладывания заработанных средств в науку.

    С 1991 по 1993 год Фурсенко служил вице-президентом в Центре перспективных технологий и разработок под руководством Юрия Ковальчука. В 1993 году он лично познакомился с Владимиром Путиным , который в то время руководил комитетом по внешним связям и помог ускорить передачу здания крупного оборонного предприятия под научно-технический центр.

    В период с 1994 по 2001 Фурсенко занимал кресло генерального директора Регионального фонда научно-технического развития Санкт-Петербурга. В 1995 году присоединился к партии «Наш дом – Россия».

    Политическая карьера Андрея Фурсенко

    В 2001 года Андрей Фурсенко получил должность заместителя министра промышленности, науки и технологий. Через год он был повышен до первого заместителя, а еще через год – до исполняющего обязанности министра.

    В 2004 году политик получил новое и неожиданное для него назначение от только что вступившего в должность председателя Правительства России Михаила Фрадкова – Андрей Фурсенко был назначен министром образования и науки. Впоследствии он сохранил данную должность в Правительстве Виктора Зубкова, сформированном в 2007 году.

    Андрей Фурсенко о проблемах образования

    В 2008, после очередных выборов президента, он продолжил работу на своем посту в Правительстве под председательством Владимира Путина. При активном участии Андрея Александровича была разработана и внедрена программа реформы образования. Политик заявил о главной цели реформы следующее: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других» (2007 год, Международный форум на Селигере).


    Инициативу министра поддержал президент Дмитрий Медведев , 8 мая 2010 подписавший соответствующий законопроект, после этого трансформировавшийся в №83-ФЗ.

    Первым нововведением стало внедрение единого государственного экзамена (ЕГЭ) во всех 11 классах. Фурсенко считал, что ЕГЭ поможет искоренить коррумпированность в системе образования и получить честные оценки знаний выпускников. Реформа коснулась и высшего образования. В соответствии с Болонской системой оно было разделено на два цикла: бакалавриат (4 года) и магистратуру (2 года). Была проведена ревизия высших учебных заведений, по итогам которой более четверти (136 из 502) российских вузов были признаны неэффективными. Преподавательский состав подвергся сокращению.

    В январе 2011 года Фурсенко изменил список необходимых для поступлений в вузы экзаменов в связи с переходом на двухуровневую систему высшего образования. Приказ вступил в силу в мае того же года, за месяц до начала вступительных испытаний. Разразился скандал, и уже 12 мая Фурсенко заявил, что вернет прежний порядок экзаменов. Данная инициатива вызвала критику со стороны президента Дмитрия Медведева, который заявил, что Фурсенко «поставил на дыбы всю страну».


    В период пребывания Фурсенко на посту министра образования духовные семинарии прошли государственное лицензирование, духовные «ученые степени» были признаны наравне со светскими. В программу школ был включен курс основ религии: учащиеся могли изучить основы одной из четырех основных религий, или же выбрать историю религий или светскую этику.

    В 2012 году председателем правительства России стал Дмитрий Медведев, который не включил Фурсенко в состав нового Кабинета министров, однако Андрей Александрович был назначен помощником президента Владимира Путина по образовательной политике.


    В 2012 году Фурсенко был назначен ответственным за только что созданное Управление президента по научно-образовательной политике. Помимо этого он руководил рабочей группой по национальному проекту «Образование».

    Личная жизнь Андрея Фурсенко

    В 1979 году, еще будучи молодым специалистом, Андрей Александрович женился. В данный момент супруги находятся в разводе, Татьяна Фурсенко и их общий сын Александр Фурсенко (1979 г.р.) живут в США. После развода Андрей Фурсенко женился во второй раз, известно имя его избранницы – Надежда Смирнова.

    Что касается хобби, Андрей Фурсенко увлекается гольфом и любит плавать.

    Андрей Фурсенко сегодня

    В 2016 году Фурсенко по-прежнему занимал должность помощника президента, консультируя Владимира Путина по вопросам политики науки и образования. Среди главных задач – сокращение количества неэффективных вузов.

    Андрей Фурсенко о перспективах науки (февраль 2016 года)