• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Социальный ландшафт Северной Англии в 1970-80-е годы

    Другая Англия в объективе фотографа, запечатлевшего жизнь рабочего класса с зоркостью талантливого документалиста и нежностью сопричастника.

    Тиш Мурта родилась третьим из десяти детей в небогатой семье в портовом городе Саут-Шилдс, недалеко от Ньюкасл-апон-Тайн. В 16 лет ушла из школы, чтобы работать продавцом хот-догов, затем – на бензоколонке. Перемены в её жизни начались с вечерних курсов фотографии в Колледже искусств Ньюкасла. Там её идиосинкратический взгляд приметил Дэвид Хёрн, британский фотограф из агентства Magnum, который записал Тиш на курс документальной фотографии в Ньюпортский колледж искусств.

    После учёбы Тиш вернулась в Ньюкасл и начала работать дома. «Моя мама искренне сопереживала людям, которых документировала… Она хотела им помочь, как могла, с помощью своей фотокамеры», – рассказывает Элла Мурта, дочь фотографа. Выставка её работ «Безработица среди молодёжи», прошедшая в 1981 году, вызвала обсуждение этой проблемы в Палате общин.

    «Безработица в целом всегда была сложной жизненной реалией в западной части Ньюкасла, – объясняет Элла. – Район построили в XIX веке, полагаясь на тяжёлое машино- и судостроение. Эти отрасли когда-то составляли сердцевину экономики, и последствия промышленного спада обернулись длительными и тяжёлыми последствиями. Но проблема безработицы среди молодёжи была очень новой, и связанные с ней проблемы проявлялись по-новому».

    После смерти фотографа в 2013 году её дочь решила, что пора трудам матери получить заслуженное признание. Собрание её работ можно посмотреть на официальном сайте и в Instagram . Архив чёрно-белых документальных фотографий Тиш Мурты состоит из нескольких частей: «Паб Ньюпорта» (1976-78); «Дети Элсвика» (1978); «Молодёжные джаз-банды» (1979); «Безработица среди молодёжи» (1980); «Лондон ночью» (1983) и «Снова Элсвик» (1987-1991).

    Тиш Мурта с предельной честностью запечатлела социальный пейзаж Северной Англии в 1970-80-е годы. Работа этого фотографа правдивая, эмоциональная и глубоко личная, хотя и документальная.

    Целью данной работы является рассмотрение эволюция внутренней и внешней политики в 80-90 г в Великобритании.

    «Неоконсервативная политика» Маргарет Тетчер, Джоржа Мейджора и переход к новому лейборизму Энтони Блера.

    В отечественной литературе исследования Великобритании широко представлены. Отдельные аспекты британской экономики 70- 97 гг-в рассматриваются в работах В.Н. Зуева, Е.С. Хесина и других. В фундаментальных работах таких известных российских англоведов как С.П. Перегудов в общем контексте исследования внимание уделяется вопросам взаимоотношений Великобритании и ЕС и многие другие проблемы.

    В группе работ, посвящённых внешней политике Великобритании, своей основательностью привлекают труды Н.К. Капитоновой, в которых автор, опираясь на многочисленные источники, исследовала основные цели и приоритеты внешней политики Великобритании. В первой работе существенное внимание уделяется экономическим и политическим мотивам участия Великобритании в Европейском Сообществе. Одна из глав второй книги посвящена Британии и ЕС (в период пребывания Джона Мейджора на должности премьер-министра) и перспективам развития отношений в XXI веке.

    Вопросы истории Великобритании и её политической системы в отечественной науке изучены достаточно глубоко. Авторство наиболее важных работ по Великобритании принадлежит Ал.А. Громыко, С.П. Перегудову, В.И. Попову. В своей работе «Тэтчер и тэтчеризм» С.П. Перегудов одним из первых в отечественной науке представил понятие тэтчеризма. Автор указал на роковую роль европейских вопросов для консерваторов: противостояние евроскептиков и евроэнтузиастов вызвало раскол в партии, что в конечном итоге привело к отставке Маргарет Тэтчер.

    Большой интерес представляют работы советского посла в Великобритании (в 1980-1986 гг.) В.И. Попова, чьи выводы и суждения основываются на опыте, полученном в процессе взаимодействия с первыми лицами европейских государств. В частности автор отмечает существенную роль личных отношений европейских лидеров в формировании европейской политики их государств. Л.М. Замятин, преемник В.И. Попова на должности посла, предоставляет читателям своей книги возможность более полно понять личность британского премьер-министра Маргарет Тэтчер.

    1. В 1972 партия насчитывала около 3 млн. членов. Огромную власть в Консервативной партии имеет лидер партии, который в случае победы партии на парламентских выборах становится премьер-министром. Лидер не обязан подчиняться решениям ежегодных конференций Консервативной партии. Большое влияние на политику партии оказывает фракция Консервативной партии в палате общин. Основным звеном партийной организации на местах являются Ассоциации избирательных округов.

    Придя к власти, леди Тэтчер повела борьбу с влиянием профсоюзов и начала приватизацию многих национализированных отраслей индустрии. Символом времени стали забастовки шахтеров и углубление социальных противоречий в стране, хотя за границей первую женщину-премьера Великобритании уважали все больше.

    В этот же период перемены происходили в массовых общественных настроениях. Появилось ощущение опасно обострившейся социальной напряженности. Многие политики и комментаторы оценивали ситуацию как " национальный кризис доверия". Зуев М.Н. Англия и Общий рынок. - М., 1988 с15

    Условия благоприятствовали избранию на пост лидера партии радикально, четко формулирующего взгляды и в то же время нетрадиционного политика, отвечающего настроениям пришедшего в движение мелкобуржуазного актива партии. Таким лидером стала в 1975-г. Маргарэт Тэтчер.

    Для понимания политического мировоззрения Тэтчер важно иметь в виду ее социальное происхождение. Она не принадлежит к традиционному британскому истеблишменту, а является выходцем из мелкой буржуазии, сохранив прочные симпатии к этой среде. Этим во многом объясняется тот факт, что важными элементами идеологической концепции тэтчеризма стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским моральным ценностям", уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д. Замятин. Л.М. Тэтчеризм // Международная жизнь. 1989. №6 С.54.

    М. Тэтчер предложила совершенно новую экономическую программу развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватизма. Она отвергала жесткое государственное регулирование экономикой, т.е. идею кейнсианстваю.

    • 2. Новое правительство провело анализ накопившихся экономических проблем и пришло к выводу, что для выхода страны из данной ситуации необходимо устранить ряд недостатков в социально- экономической системе:
    • 1) в стране чрезмерная власть оказалась в руках профсоюзных лидеров, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок;
    • 2) в Англии действовало чрезмерное налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы - стандартная ставка 33 % подоходного налога поднималась до 83%;
    • 3) чрезмерная инфляция;
    • 4) чрезмерная власть в руках государства, осуществляемая медлительной и становящейся все более громоздкой бюрократией. Зуев М.Н. Англия и Общий рынок. - М., 1988 с 23

    Консервативное правительство М.Тэтчер всему этому решило положить конец. Идеологической основой новой политики являлись несколько основополагающих элементов:

    • а) свободное предпринимательство;
    • б) личная инициатива;
    • в) крайний индивидуализм.

    Важными элементами идеологической концепции "тэтчеризма" Терин введен С.П. Перегудовым в работе Тэтчер и тэтчеризм. - М., 1996 стали провозглашенный консерваторами возврат к "викторианским ценностям" - уважение к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, примат права личности и т.д.

    М. Тэтчер намеревалась остановить процесс долговременного спада экономики путем политики "монетаризма", сокращения расходов и налогообложения, обуздания власти профсоюзов, отказа в субсидиях обанкротившимся предприятиям и "приватизации" принадлежавших государству отраслей промышленности. Она выступила против корпоративизма, коллективизма и кейнсианства. Она считала, что инфляция представляет большую опасность, чем безработица. Поэтому одним из первых шагов, предпринятых консерваторами, было принятие законов, которые значительно сузили почти безграничные права профсоюзов на объявление забастовок. А в 1980, 1982 и 1984 гг. были приняты законы, которые позволили правительству выстоять в борьбе с забастовочным движением, в частности во время забастовок шахтеров в 1984-1985 гг. и печатников в 1986 г.

    В 1979 г. на долю национализированных отраслей промышленности приходилось 10 % валового национального продукта, и многие из этих отраслей стали символом лености и неэффективности. Как показала практика исторического развития, без подстегивания конкуренцией или страхом банкротства стремление к повышению эффективности ослабевает. Поэтому одним из важнейших элементов программы М. Тэтчер являлась приватизация обобществленного сектора. Хесин Е.С. Великобритания // Справочник «Энциклопедия стран мира. М., «Экономика» 2004.

    С августа 1984 г. по май 1987 г. в частную собственность были переданы 9 важнейших концернов, или около 1/3 всей собственности государства в промышленности, в том числе телекоммуникации и предприятия газовой промышленности. В октябре 1987 г. правительство провело еще более крупную операцию - продажу акций нефтяной компании "Бритиш петролеум". Следующими отраслями в списке денационализации стали сталелитейная промышленность, а затем электроэнергетика и водоснабжение. Широкая продажа этих отраслей промышленности значительно увеличила число держателей акций, которые были непосредственно заинтересованы в доходности своих предприятий. В 1979 г. число владельцев акций составляли 7 % избирателей, т.е. мужчин и женщин старше 18 лет, в 1988 г. -20 %. По числу акционеров Великобритания занимала второе место в мире после США.

    Государственные компании, которые пока еще не стали предметом приватизации, тоже подвергались перестройке. Им были предоставлены большая хозяйственная самостоятельность и финансовая автономия. Отношения государства с такими компаниями все больше строились на основе контрактов. Государственные предприятия были выведены из системы искусственного благоприятного климата, в котором они раньше находились. В частности, цены на произведенные ими товары и услуги более не поддерживались специальными мерами, а полностью определялись условиями рынка.

    Правительство М. Тэтчер всячески стремилось создать "здоровую конкуренцию" универсальным принципом экономического прогресса, причем эта конкуренция все больше переносилась в сферу ценообразования, где соперничавшие компании в борьбе друг с другом были вынуждены снижать цены.

    Еще одно важное направление в экономической программе консерваторов -- это упор на развитие мелкого и среднего бизнеса. Мелкий и средний бизнес стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании. Он успешно уживался с крупными монополиями, дополнял их даже в самых современных отраслях, а также в сфере услуг.

    Небольшие, хорошо технически оснащенные мелкие и средние фирмы оказались в состоянии гибко реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры, чего нельзя было сказать о многих гигантах промышленного производства.

    Правительство активно поддерживало и защищало транснациональные корпорации, в которых британский капитал играл важную роль. Одной из важнейших специфических особенностей английской экономики была высокая степень "интернационализации" в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок, имели высокий уровень капиталовложений, развитую базу. В первую очередь это химическая и аэрокосмическая отрасли, остальные же большей частью были связаны с международными корпорациями.

    3. Следствием проводимой правительством М. Тэтчер экономической политики был экономический рост страны в 80-е гг. в среднем на уровне 3-4 % в год, что было выше, чем в других западноевропейских странах. Каждую неделю в среднем создавалось 500 новых фирм. За 80-е гг. производительность труда в среднем росла на уровне 2,5 % в год, уступая лишь Японии. Конотопов М.В., Сметанин С.И -История экономики М.: Академический Проект, 2000. - 2-е издание - 368с.

    Еще более убедительным был рост эффективности использования основного капитала - капиталоотдачи. Англия, кроме Японии, была единственной из развитых стран, где этот показатель возрос по сравнению с 70-ми гг. Большое значение в программе перестройки британской экономики уделялось вопросам приватизации жилья. Значительная часть населения в Англии арендовала дома у местных властей, что тяжким бременем ложилось на местный бюджет, а в итоге - на плечи государства. Правительство М. Тэтчер поставило задачу сделать большинство англичан собственниками своего жилья. С этой целью правительство провело через парламент закон, заставлявший местные власти продавать дома по льготным ценам жильцам-арендаторам. Итогом такой деятельности правительства стало то, что значительно увеличился процент домовладельцев - с 52 до 66 % к 1989 г. там же

    В последующие годы этот процесс продолжался.

    Важнейшими мерами, стимулировавшими развитие, экономики Англии, явились принятие закона о снижении стандартной ставки подоходного налога, сокращение численности государственного аппарата и затрат на его содержание. Так, центральные министерства были сведены до минимума-- их насчитывалось 16, причем среди них практически не было отраслевых. Государство устранялось от прямого вмешательства в решение сугубо хозяйственных задач.

    Достаточно трудноразрешимой задачей для правительства М.Тэтчер оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь благодаря перечисленным мерам наметились сдвиги: если в 1980 г. она составляла 16 %, то уже в 1983 г. упала до 4 % и в последующие годы колебалась в пределах 6 %. Зуев М.Н. Англия и Общий рынок. - М., 1988 с 25

    Подъем в экономике начался с середины 1985 г., хотя в последующие два года он не отличался стабильностью. Со второй половины 1987 г. наряду с заметным ускорением темпов развития экономики обозначились и другие признаки перехода к новой стадии подъема -- расширились объемы предоставленных кредитов, достигли "пика" курсы акций, возросли и без того высокие цены на жилье.

    Быстро росло производство в базисных и наукоемких отраслях обрабатывающей промышленности, а также в жилищном строительстве. Тем не менее, удовлетворить спрос в полном объеме удавалось только с помощью небывалого по своим масштабам притока зарубежных товаров. Среди компонентов спроса особенно устойчиво за годы подъема расширялось личное потребление. Это было вызвано повышением доходов населения на 5,0 % и резким снижением нормы сбережений до 1,3 %.

    Важную роль в стимулировании потребительских расходов населения играло также активное использование кредитов. Снятие ограничений в кредитной сфере, внедрение современной расчетной электронной техники подстегнули конкуренцию, кредит стал более доступным для широких масс населения. В 1988 г. сумма предоставленного потребительского кредита финансовыми домами, строительными обществами, другими специализированными обществами, а также по банковским кредитным карточкам возросла до 42 млрд. ф.ст. В структуре потребления опережающими темпами росли расходы на товары длительного потребления, выросшие на 12 % в 1988 г. против 6,8% в 1987 г., и в первую очередь на автомобили, бытовую электронику, персональные компьютеры, жилье. Конотопов М.В., Сметанин С.И -История экономики М.: Академический Проект, 2000. - 2-е издание - 368с.

    Наибольший прирост капиталовложений в 1988 г. был зафиксирован в автомобилестроении (почти на 1/3) и в целлюлозно-бумажной и полиграфической отраслях (на 1/4). Наиболее высокие объемы инвестиций отмечались в химической промышленности. Следует также отметить, что продолжались или завершались программы технической реконструкции и модернизации ряда базовых отраслей - общего электротехнического машиностроения, текстильной и др. Все это способствовало быстрому росту производства инвестиционных товаров, который составил 10 %. Вместе с тем исключительно высокие темпы роста импорта продукции обрабатывающей промышленности были достигнуты за счет того, что компании предпочитали переоснащать производство зарубежным оборудованием. Значительные масштабы импорта в таких наукоемких отраслях, как электронная, оргтехника и оборудование по обработке данных, которые фактически соответствовали размерам английского рынка, вызывали беспокойство правительства. там же

    В годы подъема усилился дисбаланс внешней торговли. С 1985 г. темпы роста объема импорта товаров в 3 раза опережали экспорт. Рост курса фунта стерлингов на 5,2 % в 1988 г. ухудшил конкурентоспособность английских экспортеров и способствовал импорту готовых товаров, что в итоге привело к дефициту платежного баланса. В условиях в целом благоприятной конъюнктуры занятость в экономике возросла на 1,2%. Подавляющее большинство получивших работу трудились в сфере услуг, в обрабатывающей промышленности численность занятых сократилась.

    Параллельно с расширением занятости снижалась безработица. В феврале 1989 г. без работы оставалось 1,9 млн. человек, или 6,8 % рабочей силы, против 2,6 млн., или 9,8 %, в декабре 1987 г. В сентябре 1988 г. правительство М.Тэтчер объявило о начале реализации программы профессионального обучения безработных стоимостью1,4 млрд. ф.ст. Программа была рассчитана на ежегодное обучение производственным специальностям и последующее трудоустройство около 600 тыс. человек, длительное время находившихся без работы. Хесин Е.С. Великобритания // Справочник «Энциклопедия стран мира. М., «Экономика» 2004.

    Таким образом, можно отметить, что с момента начала перестройки в британской экономике наметились серьезные сдвиги и изменения. В целом в 80-е гг. Британия была единственной из ведущих стран мира, где совокупный показатель эффективности производства увеличивался, в других государствах он либо не менялся, либо снижался.

    4. В целом если раньше консерватизм был непопулярным термином, то в конце 70-х гг. он вновь приобрел популярность, об этом говорит победа консервативной партии во главе с М. Тэтчер в Англии три раза подряд.

    В качестве важного шага в направлении преодоления наметившегося во второй половине 70 - начале 80-х гг. "кризиса доверия" Современный консерватизм. - М., 1992 консерваторы предлагают восстановление авторитета и престижа власти и правительства. Продолжая развивать традиционный постулат консерваторов о том, что власть - предпосылка всех свобод, они придают первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. По их мнению, современное "производственное общество" нуждается в повиновении и послушании, и государство для достижения этих целей вправе принимать соответствующие меры.

    Подлинный порядок в обществе зиждется, по их мнению, на образовании, дисциплине и институтах, а свободу может обеспечить только сильное государство. Современный консерватизм. - М., 1992

    Консерваторы в правы, рассматривая власть и необходимость подчинения дисциплине как важный атрибут государственности. И действительно, где нет дисциплины, закона и порядка, там нельзя говорить об эффективности и дееспособности государственно-политических институтов, об их полной легитимности в глазах основных категорий населения. там же В современных условиях позиции консерваторов по данному кругу вопросов приобретают дополнительную значимость, что в глазах части населения увеличивает их притягательность. Тем более, что представители почти всех национальных вариаций консерватизма пытаются привести новые аргументы в пользу традиционного для него синтеза индивидуализма и авторитета государства, индивидуальной свободы и всеобщей воли.

    Для приверженцев традиционалистского или патерналистского консерватизма характерен больший, чем у "новых правых" и неоконсерваторов, упор на традицию, тесно привязанную к религии. Причем американские "новые правые" отдают предпочтение модернизированным формам вероисповедания через так называемые "электронные церкви". Их европейские единомышленники выступают вообще за отказ от иудеохристианской традиции и возрождения язычества. Неоконсерваторы, по крайней мере значительная их часть, являются приверженцами либеральных церквей или же деистами. Традиционалистские консерваторы склонны в большей степени поддерживать католицизм и протестантизм в их традиционных ипостасях. У них под традицией подразумеваются универсальные, трансцендентные ценности и принципы, которые пронизаны религиозным духом. Отказ от этих ценностей и принципов рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе.

    На рубеже 80-90-х гг. в социально- экономической и политической жизни Великобритании появились тревожные признаки. Так, серьезным просчетом консервативного кабинета М.Тэтчер стало проведение весной 1990 г. реформы местного налогообложения, предусматривавшей введение нового избирательного закона. Экономические выгоды оказались незначительными, а социально- психологические последствия крайне отрицательно сказались на престиже правительства, социально- экономическая политика которого вызывала "раздражение" у многих англичан. В 1990 г. новым лидером консерваторов и премьер-министром Великобритании стал Дж. Мейджор. М. Тэтчер подала в отставку.

    5. Новый премьер Великобритании практически не изменил экономической программы М. Тэтчер, и первая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной государственной политики в области финансирования наукоемкого производства, мелкого и среднего бизнеса. Попов В.И. Джон Мейджор // МЭМО. - 1991. - № 7

    В первый год правления Мейджора мировая экономика переживала спад, первые признаки которого были заметны еще во время правления Маргарет Тэтчер. Экономика Великобритании из-за этого также оказалась не в лучшем положении. Ожидалось поэтому, что на всеобщих выборах 1992 года консервативная партия, возглавляемая Мейджором, скорее всего проиграет лейбористской, во главе которой стоял Нейл Киннок. Однако Мейджор не согласился с этим и стал проводить кампанию в «уличном» стиле, выступая перед избирателями в духе своих прежних речей в округе Ламберт. Яркие выступления Мейджора контрастировали с более гладкой кампанией Киннока и привлекли симпатии избирателей. Консервативная партия выиграла выборы, хотя и получила непрочное парламентское большинство в 21 место, а Мейджор во второй раз стал премьер-министром.

    Всего через 5 месяцев после начала второго срока премьерства Мейджора разразился финансовый кризис, вошедший в историю как «Чёрная среда». Кризис был спровоцирован валютными спекулянтами (самым известным из которых был Джордж Сорос), которые сыграли на противоречиях в европейской валютной системе и вызвали резкое падение курса британского фунта. Правительство Великобритании вынуждено было пойти на девальвацию фунта и выйти из европейской валютной системы. Мейджор признавал, что был очень близок к отставке в дни кризиса, и даже написал письмо с просьбой об отставке на имя королевы, хотя так и не отправил его. С другой стороны, министр финансов правительства Норман Ламонт (28 ноября 1990 г. -- 27 мая 1993 г.) говорил, что Мейджор был спокоен в эти дни. там же

    Несмотря на это, в автобиографии Ламонт последовательно критикует Мейждора за его неспособность принять чёткое решение и его отказ вывести фунт из европейской валютной системы в самом начале кризиса. По мнению Ламонта, из-за этого миллиарды фунтов были потрачены зря на бесплодные попытки удержать курс фунта в необходимых пределах, хотя было уже ясно, что сделать это скорее всего не удастся.

    В течение 7 месяцев после черной среды Мейджор сохранял состав своего правительства неизменным, но затем, исходя из политической целесообразности, предложил Ламонту (ставшему крайне непопулярным) другой правительственный пост (министр по делам окружающей среды). Оскорбившись Ламонт подал в отставку, а ключевой пост канцлера казначейства занял политический тяжеловес -- Кеннет Кларк. там жеЗатянувшаяся пауза на фоне продолжавшегося кризиса была воспринята наблюдателями, как неспособность премьера принимать решения, и популярность Мейджора еще больше упала.

    После вынужденного выхода Великобритании из европейской валютной системы британская экономика восстанавливалась довольно быстрыми темпами. Этому способствовала гибкая экономическая политика с плавающим валютным курсом и низкой ставкой рефинансирования, а также то, что падение курса фунта повысило привлекательность британских товаров за рубежом, и экспорт резко вырос.

    Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 августа 1993 г. подписала Маастрихтские соглашения. Этот договор был логическим развитием экономических и политических отношений, сложившихся между рядом европейских государств и Англией в рамках ЕЭС. При его полной реализации Европейский союз должен превратиться, по сути, в экономическую "сверхдержаву", по крайней мере равную США и значительно превосходящую Японию. Договор предусматривает введение единой денежной единицы, "отмену" границ и создание надгосударственных органов регулирования экономических и политических вопросов. Конотопов М.В., Сметанин С.И -История экономики М.: Академический Проект, 2000. - 2-е издание - 369с.

    В первой половине 90-х гг. в экономике Великобритании происходили позитивные процессы. Так, достаточно стабильно рос валовой внутренний продукт и сокращалась безработица. Если в первом квартале 1993 г. ВВП составлял 2,5 %, то в первом квартале 1994 г. - 4 %; уровень безработицы в первом квартале 1993 г. равнялся 10,5 %, в первом квартале 1994 г. - 9,9, а в четвертом квартале1994 г. - 8,9 %. там же

    Особенно важным достижением нового правительства явилось улучшение торгового баланса.

    За период с 1991 по 1995 г. удалось обеспечить благоприятное сочетание устойчиво высоких темпов роста и самых низких за период с начала 60-х гг. темпов инфляции. Кроме того, заметно улучшилось состояние платежного баланса, который в 1995 г. впервые начиная с 1987 г. был сведен с активным сальдо. Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно сложной для партии консерваторов. Хотя в своей предвыборной программе в 1997 г.

    Дж. Мейджор пообещал избирателям постепенное снижение подоходного налога на 20 % и государственных расходов до 40 % ВНП, а также строительство более преуспевающей Британии, на выборах все же победили лейбористы.

    6. Новый премьер Тони Блэр практически не изменил основному экономическому курсу консерваторов, признав, что "тори сделали немало верных шагов в 80-е годы..." Кустарев А. Евроремонт в Британии: Э. Блэр экспериментирует с традициями // НВ. - 1997. - № 34 . Он пообещал, что главными своими задачами будет, во-первых, считать борьбу с безработицей, во-вторых, введение минимума заработной платы, в-третьих, подписание социальной хартии ЕС, против которой выступали консерваторы, чтобы не связывать себя обязательствами, которые могли бы отрицательно сказаться на конкурентоспособности национальной продукции, в-четвертых, развитие системы образования и совершенствование технической подготовки. Кроме того, он пообещал создать ассамблеи Шотландии и Уэльса, провести референдум о целесообразности перехода к "евро" и о внесении поправок в конституцию, а также ввести скользящий налог.

    Важным моментом в программе Т. Блэра стал отказ от национализации, что привлекло на его сторону многих представителей бизнеса. "В политике важно ставить перед собой выполнимые цели, - говорит он, - и очень четко сосредоточиться на том, что надо делать». там же

    Блэр занял пост лидера Лейбористской партии 21 июля 1994. Блэр заявил о пересмотре идеологической платформы партии и положений, касающихся общественной собственности и роли профсоюзов в принятии партийных решений. Блэр стремился представить лейбористов как поборников закона и порядка, перехватив традиционную предвыборную тему консерваторов, а также выразил поддержку вступлению Великобритании в Европейский союз.Когда Дж. Мейджор объявил дату парламентских выборов -- 1 мая 1997, Блэр начал кампанию под лозунгом "Новые лейбористы" и заявил о своей поддержке экономической политики консерваторов. Кроме того, платформа лейбористов содержала призывы к децентрализации правительственной власти (деволюции) в Шотландии и Уэльсе, ликвидации права голоса для наследственных пэров в палате лордов и принятию закона о минимальной заработной плате, а также к жестким мерам против несовершеннолетних правонарушителей. На выборах Лейбористская партия одержала внушительную победу, получив 44% голосов и добившись подавляющего большинства в парламенте (419 из 659 мест).

    Одним из первых шагов Блэра на посту премьер-министра стало освобождение Банка Англии от обязанности консультироваться с правительством по вопросу о процентных ставках. Блэр занял конструктивную позицию в отношении мирных переговоров в Северной Ирландиии и Шин фейн (политического органа Ирландской республиканской армии). Его усилия увенчались историческим мирным соглашением конфликтовавших партий в апреле 1998. Блэр продолжал поддерживать мирный процесс, несмотря на возобновление насилия в регионе в 1998.

    В течение первого года правления Блэр оставался непопулярной фигурой среди британских левых политиков, которые считали его предателем фундаментальных принципов Лейбористской партии, однако активно продолжал курс на приватизацию государственных предприятий и реформу системы социального обеспечения.

    7. М Тэтчер, безусловно, стремится к поиску самостоятельной роли в формировании узловых аспектов отношений Запад-Восток. Она претендует, и не без оснований, на роль политического лидера Западной Европы. Перегрудов С.П. Маргарэт Тэтчер. // Вопросы истории 1988. №10 С.69.

    Популярность Тэтчер весной и летом 1982 года достигла своего апогея, что во многом обусловило ее победу на выборах 1983 года. В результате конфликта с Аргентиной Тэтчер получила блестящую возможность добиться крупного успеха.

    После победы на Фолклендских островах Тэтчер стала героиней. "Далеко от дома, сражаясь в исключительно неблагоприятных по первоначальной оценке условиях, Тэтчер и ее солдаты решительно отбили нашествие аргентинцев." Фолклендский конфликт продемонстрировал, что свой "решительный подход" Тэтчер не ограничивает сферой внутренней политики. там же

    Придя к власти, она взяла курс на укрепление военно-политического сотрудничества с США и НАТО. Общая сумма военных расходов за 1979-86 гг. выросла на 30%, и пот доле этих расходов в совокупном национальном продукту она к концу 80-х стояла на первом месте среди всех западноевропейских участников НАТО. Замятин. Л.М. Тэтчеризм // Международная жизнь. 1989. №6 С55

    Курс на "жесткое противостояние" с Советским Союзом и другими странами- участниками Варшавского договора последовательно выдерживался и в области политических отношений с этими государствами. Но Тэтчер сознавала жизненную необходимость выхода из "холодной войны" - тупика, в который чуть было не завела человечество гонка вооружений и конфронтация. Но подобные опасения не сделали Тэтчер сторонницей запрещения ядерного оружия.

    Мейджор занял пост премьер-министра незадолго до того, как началась война в Персидском заливе. Он играл в этой войне одну из ключевых ролей. В частности, именно он убедил американского президента Джорджа Буша-старшего объявить территорию иракского Курдистана запретной зоной для полетов иракской авиации. Это помогло защитить курдов и мусульман-шиитов от преследований со стороны режима Саддама Хусейна.

    В эпоху Блэра внешняя политика впервые за долгое время стала ключевым вопросом для британского общества. Причем ее, формирование прежде всего зависит от самого премьера, который нередко идет на конфликт с министерством иностранных дел. У МИДа, как и у любого политического института со своей историей и традициями, существуют собственные представления о том, как нужно действовать в той или иной ситуации. Причем некоторые стереотипы британской дипломатической элиты вызывают недоумение многих экспертов-международников. Например, никто до сих пор не может понять, почему Foreign Affairs был настроен так просербски во время косовского конфликта, что это, по словам Джона Мэйджера, привело к самой значительной англо-американской размолвке со времен суэцкого кризиса. Сложно объяснить и фанатичную приверженность традиционному арабизму, который давно уже доказал свою неэффективность. Проарабские симпатии британских дипломатов особенно нелепо выглядят в тот момент, когда премьер выступает в роли крестоносца Терентьев А.В. Внешняя политика Тони Блэра // МЭМО. 2005. №9

    Исходя из вышесказанного, отметим, что по своему "политическому долголетию" М. Тэтчер пережила остальных лидеров, которые было после нее да и лидеров других западных государств. Это обстоятельство дало основание аппарату премьер-министра говорить о ней как о "самом опытном" руководителе стран запада. Но на мой взгляд, более бесспорным является то, что при ней, особенно после фолклендских событий, отмечаются повышение личной роли премьер-министра, и не только в процессе принятия внешнеполитических решений, но и в ходе их реализации, а также и во внутренней политике.

    Избрание Маргарет Тэтчер на пост премьер-министра в 1979 году ознаменовало начало нового периода, успешного для консерваторов.

    Она предложила совершенно новую экономическую программу развития, радикальным образом отличающуюся от всех прежних программ. Такая стратегия экономического развития вошла в историю под названием неоконсерватизма.

    Новый премьер Великобритании Дж. Мейджор практически не изменил экономической программы М. Тэтчер, и первая половина 90-х гг. была логическим продолжением в развитии частного предпринимательства и активной государственной политики в области финансирования наукоемкого производства, мелкого и среднего бизнеса.

    Вторая половина 90-х гг. оказалась достаточно сложной для партии консерваторов. Хотя в своей предвыборной программе в 1997 г. Дж. Мейджор пообещал избирателям строительство более преуспевающей Британии, на выборах все же победили лейбористы.

    Блэр стал для партии лейбористов идеальным политическим лидером, в большой степени решившим исход парламентских выборов 1997 года в пользу своей партии.

    Отмечаются повышение личной роли премьер-министра в ходе реализации внешнеполитических решений.

    Список источников и литературы

    • 1) Замятин Л.М. Тэтчеризм // Международная жизнь. 1989. №6
    • 2) Зуев М.Н. Англия и Общий рынок. - М., 1988
    • 3) Перегудов С.П.Тэтчер и тэтчеризм. - М., 1996
    • 4) Хесин Е.С. Великобритания // Справочник «Энциклопедия стран мира. М., «Экономика» 2004.
    • 5) Современный консерватизм. - М., 1992
    • 6) Попов В.И. Джон Мейджор // МЭМО. - 1991. - № 7
    • 7) Кустарев А. Евроремонт в Британии: Э. Блэр экспериментирует с традициями // НВ. - 1997. - № 34
    • 8) Перегрудов С.П. Маргарэт Тэтчер. // Вопросы истории 1988. №10
    • 9) Терентьев А.В. Внешняя политика Тони Блэра // МЭМО. 2005. №9

    Великобритания вышла из войны с подорванными эконо­мическими и политическими позициями. Значительная часть торгового флота была потеряна, ослабли позиции метрополии в колониях и доминионах. В 1946 г. выпуск промышленной про­дукции составил 90% от уровня 1937 г. Постепенно усиливалась ее зависимость от США.

    На первых послевоенных выборах избиратели отдали пред­почтение лейбористам, программа которых предусматривала широкие социальные преобразования.

    Проводя в жизнь свою программу, правительство К.Эттли национализировало ряд отраслей промышленности - угольную, газовую, сталелитейную, электроэнергетическую, железные до­роги, средства связи, транспорт. Владельцам была выплачена крупная компенсация. Была повышена зарплата, введены посо­бия по безработице, улучшена система социального страхова­ния, введено бесплатное медицинское обслуживание. Проводя активную социальную политику, лейбористская партия видела в этом шаг на пути к социалистической Великобритании.

    Однако реформы лейбористов не дали быстрых экономи­ческих результатов. В стране сохранялась карточная система, выросли налоги. Тяжелым оставалось финансовое положение страны. Англия пережила несколько финансовых кризисов. В условиях экономических и финансовых трудностей Англия при­няла участие в «плане Маршалла». В 1949 г. Великобритания ста­ла членом НАТО. На очередных парламентских выборах (1950 г.) лейбористы получили столь незначительное большинство, что их правительство было не в состоянии управлять страной. По­этому на внеочередных выборах 1951 г. победу одержали кон­серваторы. Премьер-министром вновь стал Уинстон Черчилль.

    Сделав серьезные выводы из своего поражения в 1945 г., они не посягнули на систему социального обеспечения и медицин­ского обслуживания. Были денационализированы только стале­литейная промышленность и транспорт.

    Консерваторы правили в Англии 13 лет. Результатом их поиска выхода из экономических трудностей была денациона­лизация ряда отраслей хозяйства, сокращение импорта, умень­шение расходов на здравоохранение, народное образование, жилищное строительство, социальное страхование. К середине 50-х годов экономическое положение страны несколько улуч­шилось. Однако устойчивых темпов развития экономики до­биться не удалось. Спады производства происходили в 1956, 1958, 1961-1962 г. Нестабильность экономического развития, сокращение расходов на социальные нужды не могли не отра­зиться на жизненном уровне трудящихся.

    Традиционным оставался только внешнеполитический курс. Усиливались союзнические отношения с США. Англия стала членом СЕАТО и Багдадского пакта. В 1956 г. Англия вместе с Францией и Израилем участвовала в войне против Египта, противилась дальнейшей деколонизации. В Западной Европе Англия пыталась повысить свою роль. Потерпев неудачу со вступ­лением в ЕЭС, консерваторы создали в 1958 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). После этого улучши­лись отношения с Советским Союзом.

    В конце тринадцатилетнего правления консерваторов обо­значились новые экономические проблемы и трудности. Разра­зился политический скандал, вызванный сомнительными свя­зями военного министра.

    На очередных парламентских выборах в октябре 1964 г. кон­сервативная партия потерпела поражение. Лейбористское пра­вительство возглавил Г.Вильсон. Лейбористы вновь национа­лизировали сталелитейную промышленность, удовлетворили некоторые требования трудящихся. Были повышены пенсии на 20%, ограничивались права домовладельцев произвольно по­вышать квартплату. Несколько позже правительство взяло курс на сдерживание роста заработной платы и ограничение забас­товочной борьбы. В 1967 г. была проведена девальвация фунта стерлинга на 14,3%. Это отразилось на положении трудящихся. В 1968 г. были повышены налоги и одновременно сокращены рас­ходы на социальные программы.

    Во внешней политике в этот период Англия ориентирова­лась на США, активизировала свою деятельность в НАТО, под-

    держивала американскую политику в Индокитае, расистские режимы в Южной Африке и Южной Родезии. Позитивные сдви­ги происходили в советско-английских отношениях. С 1967 г. Англия начала добиваться вступления в «Общий рынок».

    В конце 60-х годов обострилась ирландская проблема. Ка­толическое меньшинство Ольстера начало в 1968 г. борьбу за гражданские права, вылившуюся в длительный конфликт с британскими властями. Не прекращалась и забастовочная борь­ба трудящихся. Активизировалось движение сторонников мира. Рабочий класс, коммунисты, сторонники мира требовали из­менения внешнеполитического курса.

    В 70-е годы Англия вступила, имея обострившееся эконо­мическое положение. Ее роль в мировом капиталистическом хозяйстве продолжала падать. Доля Англии в промышленном производстве капиталистического мира сократилась с 10,2% в 1948 г. до 5,4% в 1975 г. По основным экономическим показате­лям она занимала в середине 70-х годов пятое место среди про-мышленно развитых государств.

    Серьезные кризисные спады пережила экономика Англии в 1970-1971 и 1974-1975 г. К концу 70-х годов экономическое положение страны вновь ухудшилось. Замедлились темпы про­мышленного развития, возросла инфляция. Быстрыми темпа­ми росла безработица. В 1979 г. количество безработных превы­сило 3,3 млн. человек, что составляло 13% самодеятельного населения. Сокращались размеры пособий по безработице и другие социальные программы. Трудящиеся ответили усилени­ем забастовочного движения.

    В острой политической борьбе проходили парламентские выборы 1979 г. Программы лейбористской и консервативной партий резко отличались одна от другой. Избиратели отдали предпочтение консерваторам. Премьер-министром стала Мар­гарет Тэтчер. Во внутренней политике главный упор был сде­лан на развитие частного предпринимательства. Были сделаны решительные шаги по сокращению государственного регули­рования экономики. Снижались налоги. Борьба с инфляцией определялась в качестве главной задачи. Урезались социальные расходы, велось наступление на заработную плату трудящихся. Активно проводилась приватизация в интересах многих англи­чан. К частным владельцам за несколько лет перешло более 2/3 предприятий государственного сектора. Одновременно было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60% англичан стали обладателями собственного жилья.

    Правительство М.Тэтчер стремилось ограничить деятельность профсоюзов, ослабить их влияние на английских трудящихся. В 1980, 1982 и 1984 г. были приняты законы, которые значительно сузили право профсоюзов на проведение забастовок. Несмотря на это, в 80-е годы классовая борьба и демократическое движе­ние английских трудящихся продолжались. Требования бастую­щих касались, в основном, повышения заработной платы, со­хранения рабочих мест, права коллективов предприятий или профсоюзов участвовать в обсуждении проблем модернизации производства. Для британского рабочего движения антипрофсо­юзные законы консервативного правительства по-прежнему яв­ляются труднопреодолимым препятствием.

    В 80-е годы заметно активизировалось антивоенное движе­ние. Оно было направлено против милитаристской политики консервативного правительства, против угрозы ядерной вой­ны. В антивоенное движение включились различные слои насе­ления, организации и учреждения. Активное участие в движе­нии за мир принимали ученые, общественные деятели, представители государственной англиканской церкви. Одной из крупнейших антивоенных организаций стало «Движение за ядер­ное разоружение». В 1986 г. оно насчитывало 350 тыс. человек. Многие участники антивоенного движения применяли тактику «ненасильственных прямых действий». Создавались «лагеря мира», проводились мощные антивоенные демонстрации, мас­совые манифестации.

    Консерваторы с мая 1979 г. по настоящее время находятся у власти. Впервые в британской истории им удалось прервать колебания традиционного двухпартийного маятника на столь продолжительный срок. За этот период Англия смогла выйти из социально-экономического кризиса, когда ее называли «боль­ным человеком Европы». Она укрепила свои позиции в пятерке наиболее развитых стран капиталистического мира, повысила свой авторитет и роль в международных делах. За годы правле­ния консерваторов созданы благоприятные условия для ожив­ления частного предпринимательства. Консерваторы стремятся представить Великобританию «нацией собственников», обес­печивая себе максимальную поддержку избирателей. В течение 80-х - начала 90-х годов на долю мелкого бизнеса приходились 21% товарооборота и 36% рабочей силы страны (в 1979 г. -27%). В настоящее время каждый восьмой взрослый занят ин­дивидуальным бизнесом. Развитие малого бизнеса способству­ет созданию значительного числа рабочих мест.

    Придя к власти, консерваторы резко изменили внешне­политический курс страны. Еще более тесными стали связи с США. Англия поддержала американский план размещения в Западной Европе ракет средней дальности, проводила курс на перевооружение своих ядерных сил. В 1966 г. они подписали со­глашение об участии в разработке программы «звездных войн».

    Большое место во внешней политике Англии занимали отношения с другими странами ЕЭС. В середине 80-х годов за­метно укрепились советско-английские контакты. Начали рас­ширяться экономические, политические, научно-технические и культурные связи.

    В 1990 г. М.Тэтчер ушла в отставку с поста лидера консер­вативной партии и премьер-министра. На смену ей пришел Джон Мейджор, занимавший пост министра финансов. Оставаясь на позициях неоконсерватизма, он и его правительство продол­жали курс на приватизацию государственных компаний, на увеличение налоговых льгот для предпринимателей, на укреп­ление права собственности. Вместе с тем Мейджор отменил подушный налог и обещал «осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требова­ний британцев».

    В 1992 г. на очередных парламентских выборах вновь побе­дили консерваторы, получив абсолютное большинство мест в палате общин. Это была четвертая победа подряд консервато­ров. Премьер-министром остался Д.Мейджор.

    После спада производства в 1990 - 1992 г. вновь начался подъем экономики. В 1993 г. темпы прироста ВВП к предыдуще­му году составили 2%, а в 1994 - 3,8%. В целом консервативная стратегия экономического развития увенчалась успехом. Обес­печено стабильное финансовое положение страны. Внутренние и внешние долги не растут. Уровень инфляции заметно снизил­ся. Платежный баланс положителен, однако, торговый баланс отрицателен. В первую очередь это касается отраслей машино­строения. В настоящее время Великобритания ввозит больше промышленной продукции, чем вывозит. Положительное же сальдо платежного баланса обеспечивается за счет экспорта нефти, «невидимых статей», таких, как туризм, фрахт судов и приток финансовых средств в одну из столиц финансового мира. 1 мая 1997 г. в Великобритании прошли парламентские выборы.

    После 18 лет пребывания у власти консерваторы потерпели сокрушительное поражение от лейбористов. Премьер-министром стал лидер лейбористской партии Тони Блэр, который при­шел к власти под лозунгом третьего пути.

    Отличительной особенностью парламентских выборов 1997 г. было то, что консерваторы проиграли выборы при хорошем экономическом положении. Лейбористам досталось широкое наследство. ВВП Великобритании составил к концу XX в. более 1 трлн. 150 млрд. долларов, а на душу населения в год приходи­лось около 20 тыс. долларов.

    Социально-экономическая политика лейбористов в пер­вые четыре года отражала принципы нового лейборизма: соче­тание социальных ценностей с развитием рыночной экономи­ки. Уже к концу 1998 г. были приватизированы около 100 государственных компаний. Это привело к сокращению госсек­тора на 2/3.

      июня 2001 г. состоялись очередные парламентские вы­ боры. Существенных изменений в расстановке политических сил не произошло. Главные политические партии - лейбори­ стская и консервативная почти повторили показатели преды­ дущих выборов.

      начале XXI века Великобритания, как и другие ведущие страны Западной Европы, добилась значительных успехов в социально-экономическом развитии. В стране сложилась исклю­ чительно благоприятная конъюнктура. В последние годы пока­ затели экономического роста составили 2,75% в год. Безработи­ ца была самая низкая за последнее десятилетие - 5-6%. Инфляция считалась до 2% в год, это значительно лучше, чем у большинства стран ЕС.

    Основными приоритетами «новых лейбористов» и на пред­стоящее 4-летие остаются: превращение государства благосос­тояния в «государство социальных инвестиций», всестороннее развитие общего, среднего и высшего образования, совершен­ствование профессиональной подготовки, борьба с безработи­цей, значительное улучшение сферы здравоохранения.

    Британский фотограф Дафидд Джонс (Dafydd Jones) провел 80-е, документируя разнообразные балы, приемы и университетские вечеринки во всем их пьяном великолепии. В преддверии сезона новогодних гуляний мы предлагаем вам посмотреть на происходящее там бурное веселье и, возможно, позаимствовать некоторые идеи или же, наоборот, заранее задуматься о последствиях…

    Первые попытки курения сигар во время первого бала дебютантов, который мне довелось фотографировать.

    Член клуба «Буллингдон», уснувший на скамейке во время Майского бала в честь окончания учебного года в колледже Крайст-Чёрч, Оксфорд, 26 июня 1981 года.

    Лорд Ньюалл и танцовщица лимбо на вечеринке, организованной миссис Юсуф Мазанди, Лондон, 6 мая 1982 года.

    Миссис Мазанди с семьей бежали от революции, которая только что произошла в Иране. Мне кажется, ее муж работал на шаха. После прибытия в Лондон она стала приглашать английскую аристократию на свои вечеринки в Белгравии. Ее вечеринки были куда более неформальные и расслабленные, чем обычные званые ужины. Помню, во время одной из них, пока все танцевали на столах, Найджел Демпстер прокричал: «Если бы только аятолла нас сейчас видел!», заставив всех присутствующих на мгновение замолчать.

    Шарлотта Стокдейл, примерно 1985 год.

    Бал скандального Общества Пирса Гавестона, 1983 год.

    Это была последняя из вечеринок «Пирса Гавестона», которую я фотографировал. Дресс-кодом вечеринки был обозначен «Сад земных наслаждений» Босха.

    Мой стиль фотографирования вечеринки - попытаться показать самые интересные моменты. Я знал этих ребят и не думаю, что они играли специально для меня. Я не выглядел как профессиональный фотограф, и люди далеко не всегда замечали, что я снимаю. Я использовал маленькую камеру Olympus RC, способную фокусироваться при слабом освещении. Она остается малоизвестной классикой. На самом деле большая часть этого вечера проходила весьма скучно. Возможно, поэтому они и схватились за сифоны.

    Леди Хенриетта Батхерст на Балу Золушки. Отель «Дорчестер», декабрь 1980 года.

    Бал Золушки - благотворительное мероприятие, собирающее деньги для детей, пострадавших от насилия. Для эры панка публика здесь оказалась весьма ординарная. Я ни на кого не работал. Одетый в смокинг из секонд-хенда, я как-то убедил организаторов меня пустить. В отличие от современных мероприятий, я не помню там ни одного другого фотографа. Я оставался на балу недолго, потому что мне надо было успеть на последний поезд назад в Оксфорд.

    Майский бал Нью-колледжа, Оксфорд, июнь 1986 года.

    Дебютантка в пруду с лилиями. Чарльз Макдауэлл толкает Поп Винсент во время танцевального вечера Мартин Беттс, Аскот, 23 июля 1982 года.

    Не очень хорошая идея - устраивать вечеринки у пруда. Я, помню, выпил бокал вина, что немного затормозило мою реакцию, и успел поймать этот кадр в самый последний момент. Торчащие посередине камыши выглядят как огромные брызги и добавляют снимку драматизма. Еще несколько человек закончили вечер в этом пруду, включая и саму хозяйку. К сожалению, этот момент я упустил.

    «Горящая лодка», колледж Ориел, Оксфорд, 1984 год.

    Каждый год колледж, победивший в четырехдневной регате гребцов Eights Week, поджигал старую лодку после праздничного ужина. Каждый раз мне приходилось пробираться туда до того, как двери открывались для посторонних. Я старался оставаться незаметным, пока не услышу громкие крики и ликование, а затем появлялись гребцы и загоралась лодка. Для меня этот снимок символизирует 80-е, Большой взрыв и времена Тэтчер. Он также весьма неплохо смотрится вверх ногами как абстрактная композиция.

    Празднования после соревнований гребцов в Кембридже, июнь 1984 года.

    Александр Фиджис-Уолкер танцует с Сарой Фазакерли на балу колледжа Тринити, Кембридж, 15 июня 1981 года.

    В июне 1981-го я ни на кого не работал в качестве фотографа, но провел неделю, снимая Майские балы в честь окончания учебного года в Кембридже. Я спал большую часть дня, а ночью снимал. В этот вечер я фотографировал незваных гостей, пытающихся пробраться на вечеринку, а потом стемнело и охрана расслабилась, так что все желающие могли просто пройти. Момент, запечатленный на этом снимке, - раннее утро, поэтому света было немного. Моя камера стояла на медленной выдержке. Они как бы на мгновение застыли в этой замечательной позиции.

    Благотворительный Бал перьев в Hammersmith Palais, Лондон, декабрь 1981 года.

    Эта фотография весьма достоверно показывает, что происходило на этих молодежных балах. Недавно она участвовала в выставке, организованной журналом «Татлер». На открытии выставки оказалась женщина, с радостью узнавшая себя на снимке по колготкам и сережке.

    Хаммерсмит, примерно 1985 год.

    Танцы в пруду на свадьбе Ари Кэмпбелл-Макнаир-Уилсон и Ника Эшли, Хэмпшир, 1984 год.Наташа и Бенджамин Фрейзер на рассвете уезжают с вечеринки, организованной Джоном Аспиналлом в Порт-Лимпне, 1981 год.

    Великобритания в 80-е гг. ХХ в.- начале XXI в.

    1. Политика тэтчеризма и ее корректировка Дж. Мэйджором.

    2. ʼʼНовый лейборизмʼʼ Т. Блэра и Г. Брауна.

    В 1979 ᴦ. премьер-министром Великобритании стала М. Тэтчер, чье правительство перешло к проведению неолиберальныхных реформ, получивших название политики тэтчеризма. Сущность тэтчеризма заключалась в сокращении госрегулирования, поощрении частной инициативы, внедрении в повсœедневную жизнь британцев принципа ʼʼопоры на собственные силыʼʼ.

    Главными направлениями тэтчеризма в экономике стали: приватизация государственных предприятий; сокращение налогов на предпринимателœей; борьба с инфляцией путем сокращения социальных расходов; ликвидация ограничений предпринимательской деятельности; государственная поддержка мелкого и среднего бизнеса.

    В социальной сфере правительство Тэтчер первоначально главный упор сделало на сокращение социальных расходов. Оно ограничило рост зарплат, сократило размер пособий и уменьшило число их получателœей. С середины 80-х годов на первое место в социальной политике вышла политика ʼʼнародного капитализмаʼʼ. Суть этой политики заключалась в том, чтобы превратить наемных рабочих в мелких собственников. Инструментами политики ʼʼнародного капитализмаʼʼ стали продажа муниципального жилья в собственность жильцов, продажа акций приватизируемых компаний лицам со средними доходами и рабочим этих предприятий, помощь государства наемным рабочим по открытию собственного бизнеса.

    Политика неоконсервативных реформ поначалу вызвала сильное недовольство британцев. Профсоюзы попытались путем забастовок заставить правительство изменить курс. В ответ Тэтчер обвинила профсоюзы в том, что они тормозят модернизацию экономики, от которой выиграют всœе британцы. В 1980 и 1982 годах правительство Тэтчер приняло два закона, которые ограничили возможности проведения забастовок, усилили наказания за участие в стачках и запретили профсоюзам принуждать рабочих вступать в профсоюз. В 1983 ᴦ. Тэтчер подавила забастовку печатников и заставила их профсоюз выплатить крупный штраф. Пиком борьбы между правительством и профсоюзами стала забастовка шахтеров в 1984-1985 годах, вызванная решением правительства закрыть нерентабельные шахты. Тэтчер отказалась пойти на уступки шахтерам и убедила британцев в том, что закрытие шахт выгодно для экономики страны. Шахтеры не получили поддержки населœения и проиграли борьбу с правительством. Эта твердость Тэтчер в борьбе за проведение своей политики закрепила за ней прозвище ʼʼжелœезной ледиʼʼ.

    Политика М. Тэтчер имела успех. После спада 1980-1983 гᴦ., вызванного началом реформ, в 1983 ᴦ. начался экономический подъем, который длился до 1990 ᴦ. В это время Великобритания развивалась быстрее других стран Западной Европы. В 80-е годы инфляция сократилась в 3 раза, снизился уровень безработицы, доходы населœения выросли на 30 % (средняя зарплата составила 900 ф. ст.), 1/3 англичан стали владельцами акций.

    При этом в конце 80-х годов в Великобритании стала расти инфляция. Стремясь снизить ее, Тэтчер в 1990 ᴦ. ввела подушный налог на всœех британцев старше 18 лет. Это вызвало широкое недовольство населœения, а популярность Тэтчер резко упала. Одновременно внутри Консервативной партии усилилось недовольство осторожной политикой Тэтчер в вопросах европейской интеграции. Почувствовав изменение ситуации, Тэтчер в 1990 ᴦ. ушла в отставку с поста премьер-министра.

    Новым главой правительства стал консерватор Дж. Мейджор, ранее занимавший пост министра финансов в кабинœете Тэтчер.
    Размещено на реф.рф
    Он продолжил политику тэтчеризма, но при этом отменил подушный налог и активизировал участие Великобритании в интеграционном процессе. В годы правления Мейджора страна развивалась динамично, а в 1997 ᴦ. ее экономика находилась в самом лучшем положении за всœе послевоенные годы.

    Несмотря на это, на выборах в мае 1997 ᴦ. победу одержали лейбористы во главе с Т. Блэром. Причины их победы заключались в следующем:

    1) политика тэтчеризма привела к резким разрывам в доходах британцев, к упадку ряда старых промышленных центров, к превращению части населœения в маргиналов;

    2) британцы устали от однообразной политики консерваторов;

    3) молодой и энергичный Блэр был симпатичнее британцам, чем пожилой и замкнутый Мэйджор

    4)лейбористы выдвинули программу, основанную на установках новой партийной доктрины, получившей название ʼʼновый лейборизмʼʼ.Партия высказалась против государственного вмешательства в экономические процессы и против повышения социальных расходов, ведущего к обострению социально-экономических проблем. Роль государства ЛПВ видела в том, чтобы осуществлять ʼʼсоциальные инвестицииʼʼ в виде развития образования и профессиональной подготовки, предоставляя людям возможность повысить уровень доходов и изменить социальный статус. Социальная помощь должна предоставляться только лицам, остро в ней нуждающимся, но и в данном случае пособия должны стимулировать получателœей к проявлению активности для решения проблем.

    Т. Блэр практически не изменил экономическую стратегию правительства по сравнению с политикой консервативного правительства Дж. Мэйджора. Ориентирами по-прежнему оставалось приоритетное развитие частного сектора, минимальное государственное вмешательство в экономические процессы, всœемерное поощрение предпринимательской активности, модернизация организационно-технологической базы производства.

    Прикрываясь интересами экономического развития, лейбористы продолжили снижение прямых налогов при одновременном расширении налоговой базы за счёт сокращения налоговых льгот. Лейбористы также сохранили систему налогового стимулирования сбережений населœения для финансирования инвестиций. В итоге в Великобритании установился один из наиболее низких уровней прямого налогообложения среди развитых стран мира. Но неизбежным следствием такой налоговой политики стало неуклонное повышение косвенных налогов, что сказалось на динамике роста доходов рядовых британцев.

    Тем не менее, реальные доходы населœения выросли благодаря финансовой политике лейбористов, нацелœенной на борьбу с инфляцией и дефицитом государственного бюджета. Государственные расходы сосредоточились на развитии социальной инфраструктуры: образовании, профессиональном обучении, создании рабочих мест для молодежи, здравоохранении. В 1999 ᴦ. были приняты программы по защите детства, решению проблемы материнства несовершеннолетних, борьбы с наркоманией. Одновременно для борьбы с безработицей правительство Т. Блэра продолжило курс консерваторов на создание ʼʼгибкогоʼʼ рынка рабочей силы.

    Сдержанность в социальной политике лейбористы постарались компенсировать при помощи конституционных реформ, В 1997 году они разрешило Шотландии иметь свой парламент, в 1998 ᴦ. согласились с восстановлением парламента в Ольстере, провели реформу Палаты лордов.

    Курс правительства Блэра получил широкую поддержку британцев, что позволило лейбористам вновь победить на выборах 2001 ᴦ. и 2007 гᴦ. Но череда коррупционных скандалов и просчеты во внешней политике привели к снижению популярности Т. Блэра. Одновременно в партии усилились оппозиционные Т. Блэру группировки.

    Уход Т. Блэра в 2007 ᴦ. с поста лидера партии и переход руководства к Г. Брауну мало повлияли на отношение населœения к лейбористам. Неспособность правительства быстро справиться с начавшимся в 2008 ᴦ. экономическим кризисом привела к поражению ЛПВ на выборах 2010 ᴦ. Неудача вызвала вопрос о дальнейшей стратегии лейбористов. Возглавивший партию в сентябре 2010 ᴦ. Э. Милибэнд подверг критике политику ʼʼтретьего путиʼʼ и заявил о крайне важно сти вернуться к традиционным ценностям партии.

    Великобритания в 80-е гг. ХХ в.- начале XXI в. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Великобритания в 80-е гг. ХХ в.- начале XXI в." 2017, 2018.

  • -

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД Блеск кометы Рекомендуемые критерии оценки Возможное... .


  • - XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ... .


  • - XXI век

    XX век XIX век Планеты в ранних 1800-х Меркурий Венера Земля Марс Веста Юнона Церера Паллада Юпитер Сатурн Уран В середине XIX столетия астрономы начали понимать, что объекты, которые они открыли в течение последних 50 лет (такие как...