• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Российская многопартийность

    Понятие «многопартийность» относится к двум периодам отечественной истории. Первая многопартийность появилась в России как завоевание Первой русской революции 1905 - 1907 гг. 17 октября 1905 г., в момент высшего подъёма Всероссийской политической стачки, издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (разработан при участии графа С. Ю. Витте) - законодательный акт, провозглашавший гражданские и некоторые политические свободы. В том числе свободу создания легальных политических партий. В 1905 г. были легализованы партии, созданные до Манифеста, и появились новые.

    Российские партии начала XX в.

    Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Образована 8-9 марта 1898 г. в г. Минске.

    Партия социалистов-революционеров (эсеров). Образована в январе 1902 г.

    Конституционно-демократическая партия (кадеты), «партия народной свободы». Образована в октябре 1905 г.

    Союз 17 октября (октябристы) Образована в октябре 1905 г.

    Союз русского народа. Образован в ноябре 1905 г.

    Русская монархическая партия. Возникла весной 1905 г.

    Особенность первой русской многопартийности.

    Первые политические партии в России появились до начала революции 1905 - 1907 гг. Причём это были революционные партии (РСДРП и ПСР).

    - Значительное число партий, их многообразие даже в рамках одного направления.

    - Различные расколы, размежевания, дробления и слияния не миновали почти ни одну организацию.

    Формирование партий шло не «снизу», когда из рядов той или иной социальной группы, класса выделялись наиболее активные её члены для отстаивания общих интересов, а, наоборот, «сверху», когда представители фактически одного социального слоя - интеллигенции - поделили между собой сферы полномочного представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому состав не только руководящего ядра политических партий, но зачастую и рядовых членов был по преимуществу интеллигентским.

    Вторая российская многопартийность появилась в ходе «перестройки». По мере утраты политической инициативы КПСС в Советском Союзе усилился процесс формирования новых политических партий. Создание многопартийности свидетельствовало о появлении ростков гражданского общества, росте политического сознания населения, осознавших себя гражданами, от которых зависит будущее страны.

    Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя в мае 1988 г. Демократический союз. Лидер - В. Новодворская. Первоначально программные задачи ДС формулировались как «ненасильственное изменение политической системы страны с целью создания представительной демократии на всех уровнях… радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и др.»»

    Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Лидер - В. Жириновский. Образована в 1989 г. Первоначально партия выдвинула пять основных принципов: правовое государство, многопартийная система, многоукладная экономика, президентская форма правления, деидеологизация всех общественных институтов.

    Крестьянская партия России (КПР). Председатель партии Ю. Черниченко. Партия образовалась в сентябре 1990 г. Основная цель партии - «возрождение крестьянина - хозяина, крестьянина - собственника и защита его политических, экономических и социальных интересов». Партия выступала за ликвидацию «ликвидацию колхозно-совхозной монополии», за «многообразие форм собственности на землю с приоритетом частного владения землёй и правом купли-продажи её».

    Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ). Учредительный съезд партии состоялся в ноябре 1990 г. Основу её членов составили представители «Демократической платформы в КПСС», вышедшие из её рядов на XXVIII съезде. Сопредседателями партии были В. Лысенко, В. Шостаковский и В. Сулакшин. Новая партия выдвинула в качестве главных «старые, но нереализованные лозунги большевиков: «Землю — крестьянам», «Фабрики - рабочим», «Власть - Советам», «Мир - народам».

    Демократическая партия России (ДР). Учредительная съезд данного движения (выросшего из соответствующего из избирательного блока) проходил в Москве в октябре 1990 г. В состав движения первоначально вошли 30 политических партий и непартийных организаций либерально-демократического направления, из которых наиболее активную роль в учреждении ДР сыграли представители ДПР, РПРФ, РХДД, СДПР, КДП (ПНС), ПСТ, КПР, обществ «Апрель», «Мемориал», «Щит» и др. На съезде были выработаны основные принципы деятельности ДР: «гарант общественного согласия и опора будущему президенту», «идеологическая опора альтернатива КПСС», «ненасильственное решение национальных, социальных проблем и других вопросов». В течении первого года деятельности ДР была самым массовым и популярным демократическим движением в стране. С её помощью на президентских выборах был выдвинут и победил единый кандидат демократических сил - Б. Ельцин, а также мэры Москвы и Ленинграда Г. Попов и А.Собчак. В дни августовского политического кризиса ДР стала основным политическим организатором сопротивления ГКЧП. Однако после августа 1991 г. в деятельности ДР наступил перемол. Главная цель демократов - свержение монополии КПСС - была достигнута, и разъединение единых ранее политических сил стало неизбежным. Начался распад ДР на радикал-демократов и умеренных демократов, завершившийся организационным размежеванием.

    Особенности второй многопартийности

    В силу неразвитости гражданского общества партии возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы.

    Малая численность большинства партий (количество членов вновь образующихся партий часто ограничивается руководством в центре и на местах).

    - Нередко партии проявляют активность лишь в период предвыборных кампаний.

    - Недифференцированность социальных интересов осложняет формирование идеологии, программ партии.

    - Партии часто организуются на основе личностных симпатий, а не единства убеждений.

    Тенденции увеличения числа политических партий, политического веса ряда из них в жизни общества, а в дальнейшем сокращения политических, возможно, создание двух политических объединений сменяющих друг друга у власти.

    - Отсутствие центристских партий

    Черты сходства первой и второй многопартийности

    1) Значительное число партий даже в рамках одного направления.

    Например, в 90-е годы XX века возникли: Российская партия коммунистов (РКП), Союз коммунистов (СК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ).

    2) Создание партий «сверху».

    3) Неразвитость гражданского общества обусловила создание партий представителями одной социальной группой - интеллигенцией.

    4) Многочисленные размежевания и дробления.

    5) Незначительное влияние политических партий на политическую жизнь страны.

    6) При всём многообразии партий и движений в центре политической борьбы в 90-е годы, как и в 1917 г. оказались два направления - коммунистическое и либеральное .

    Уважаемые школьники и студенты!

    Уже сейчас на сайте вы можете воспользоваться более чем 20 000 рефератами, докладами, шпаргалками, курсовыми и дипломными работами.Присылайте нам свои новые работы и мы их обязательно опубликуем. Давайте продолжим создавать нашу коллекцию рефератов вместе!!!

    Вы согласны передать свой реферат (диплом, курсовую работу и т.п.?

    Спасибо за ваш вклад в коллекцию!

    Становление многопартийности в РФ

    Дата добавления: март 2006г.

    СТАНОВЛЕНИЕ МНОГОПАРТИЙНОСТИ В РФ.
    ПЛАН.
    Введение.

    Современный период становления многопартийности...
    Заключение.
    Введение.

    Наша жизнь стремительно меняется. Изменяются и наши взгляды. Долгие годы привычным было утверждение о громадной и всеобъемлющей роли государства, которое как бы заполняло своей деятельностью все клетки, ячейки общества, да и жизнь граждан. Общество рассматривалось, как государственно-организованное, и оно как будто и не имело собственных контуров. Объём “негосударственного” был невелик и считался малозначительным. Государство было господином судьбы, а общество.... подвижным фоном его существования.

    Носителем государственной власти в нашей стране выступала Коммунистическая партия, полностью контролирующая общественную идеологию и политические процессы, подавляющая любые проявления инакомыслия, уклонения от участия в строительстве социализма.

    Сужение общественной жизнедеятельности, узурпация государством всего и вся неминуемо стали приводить к застойным, а то и кризисным явлениям экономического и политического характера, признакам паралича общественной мысли и действия.... Теперь в нашей стране взят курс на построение демократического правового государства. Это декларируется статьёй первой Конституции Российской Федерации. Но настоящая демократия невозможна в условиях существования только одной партии. Это подразумевает собой однобокость, узость общественной идеологии, невозможность плюрализма мнений. Именно поэтому в России признаётся идеологическое и политическое многообразие - многопартийность (ст. 13 Конституции).

    Многопартийность и демократия как конституционные категории не могут быть реализованны друг без друга. Формирование многопартийной системы возможно только в условиях демократии. В свою очередь демократия немыслима без политических партий, борющихся за власть, используя при этом конституционные формы и методы. ”Ни один большой народ, - писал Ю. С. Гамбаров, автор одной из первых в России монографий о политических партиях, - никогда не управлялся и не мог управляться сам собой. На деле все демократии управляются политическими партиями”(1).

    Роль политических партий в жизни общества.

    Чисто исторически возникновение партий относится к концу XVII - началу XVIII столетий, к тому периоду, когда начали формироваться политические системы государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие этот процесс войны за создание США, буржуазные революции во Франции и Англии, другие политические события в Европе показывают, что рождение партий отражало раннюю стадию борьбы сторонников различных направлений становящейся новой государственности: аристократов и буржуа, федералистов и антифедералистов, якобинцев и жирондистов, католиков и протестантов.

    Становление этого политического института является результатом ограничения власти абсолютной монархии, развитием представительной системы(включение в политическую жизнь “третьего сосоловия”) и формированием всеобщего избирательного права. Партии стали законными формами борьбы с монархами за ограничение их прав, а также орудиями артикуляции интересов различных групп избирателей. Для того, чтобы говорить о роли партий в жизни общества необходимо четко обозначить суть понятия “партия”.

    Партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объеденяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей(идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе. Партия является звеном вертикальной связи государства и народа, звеном, учавствующим практически во всех фазах политического процесса: от артикуляции интересов до принятия и осуществления решений. Деятельность партий является одним из важнейших механизмов распределения и перераспределения властных ресурсов в государстве и обществе.

    Устойчивые связи и отношения партий между собой, а также с государством и другими политическими институтами в совокупности составляют партийную систему. Политологи различают обычно три вида партийных систем: однопартийную, двухпартийную и многопартийную.

    Однопартийная система существует в странах с автолитарным политическим режимом, где многопартийность ликвидирована и установлена монополия одной политической партии(бывший СССР, КНР, Куба). Двухпартийная система(бипартизм) - на политической арене длительное время господствуют две политические партии, попеременно сменяя друг друга(США, Великобритания). Многопартийная система - ни одна партия не распологает абсолютным большинством в парламенте и поэтому вынуждена идти на различные политические союзы с целью создания каолиционного правительства(Италия, Бельгия, Нидерланды).

    Как показывает опыт политического развития, оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества выступаютмногопартийные системы. Хотя множество аналитиков и государственных деятелей(Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев) указывает на преимущества бипартизма(характерно развитое, благополучное общество, которое не хочет никаких существенных изменений и в котором две различные партии выражают по сути дела единую стратегию общественного и политического развития, расходясь друг с другом лишь в вопросах тактики), для нашего же общества, находящегося на острие крутых преобразований с характерными для него процессами вымывания среднего слоя, постоянных размежеваний внутри основных политических группировок, поляризации позиций в рамках самого общества по вопросам о целях и средствах осуществляемых реформ, двухпартийная система в обозримом будущим представляется совершенно невозможной.

    История формирования многопартийности в России.

    Развитие могопартийности в России предполагает необходимость рассмотрения правового регулирования и стимулирования этих процесов, истории появления и совершенствования ряда институтов, касающихся этой сферы. В связи с этим можно кратко освятить основы правового воздействия на многопартийность в предыдущие десятилетия, раскрыть проблемы и тенденции в ходе перестройки и реформирования общества, уяснить степень эффективности действия правовых актов в настоящее время - чтобы понять, что целесообразно делать сейчас для развития гражданского общества и демократического правового государства.

    В течение предыдущих столетий России не только была чужда многопартийность, но даже и однопартийность: самодержавие не допускало политического инакомыслия в виде существования политических партий. Под воздействием первой русской революции 1905 года Манифестом Николая II были дарованы свободы, в том числе образования и официального функционирования “благонадёжных” партий, которые стали учавствовать в выборах, издавать газеты и журналы, выступать с программами преобразования общества и государства, иметь фракции в первом российском парламенте - Государственной Думе.

    Революции 1917 года дали новый толчок многопартийности, развёртыванию деятельности партий по формированию и отражению общественного мнения, созданию и обеспечению деятельности государственных институтов, участию в подготовке и принятии политических решений. Апогея эта деятельность достигла к концу 1917 года во время выборов в Учредительное собрание, предназначенного определить дальнейшую судьбу страны. В это время в России действовало более 50 политических партий. Но “первой и самой главной задачей большевики считали разрушение сверху донизу всего, что осталось от старого режима - и царского, и “буржуазного”(демократического) сохранившихся органов самоуправления, политических партий и их печати.... ”(2). Большевистская партия с первых дней после Октябрьского переворота 1917 г. взяла курс на вытеснение с политической арены всех других партий.

    Компартия однозначно выразила свою позицию в отношении многопартийности в резолюции XI съезда РКП(б): “Чтобы закрепить победу пролеториата и отстоять в обостреннейшей гражданской войне диктатуру его, пролетарскому авангарду пришлось лишить свободы организации все те политические группировки, которые были враждебны Советской власти”(3). Были разгромлены все некоммунистические партии. Настала пора, когда выходцы из других партий должны были отречься от своих “заблуждений”. Тому, кто не хотел отрекаться, грозили Соловки. Это позоляет сделать вывод, что основы большевизма (идеологические, политичекие, организационные) были несовместимы с деями и практикой многопартийности, что и привело к её ликвидации в условиях большевистскрго режима....

    Далее в течение нескольких десятилетий вообще отсутствовала какая-либо возможность возникновения политических партий. Существующее диссидентское движение не стремилось к патрийной организации и прежде всего с опасностью репрессий. Известный правозащитник Л. Тимофеев пишет: “Коммунистический режим и Родина в официальном лексиконе сделались синонимами. Даже попытка создания политической партии, оппозиционной коммунистам, квалифицировалась, как измена Родине”(4).

    Изменения, если допустить возможность таковых, в этом обществе могли бы носить лишь самый поверхностный характер; предположение же, что такое государство способно выступить инициатором серьёзных реформ, казалось немыслимым. Длительный период политической косности и консерватизма, казалось, подтверждал эту точку мнения. С одной стороны “олигархия стариков”, отождествлявших собственное реакционное правление со “смыслом истории”, уверенный в себе аппарат, освященный и вдохновляемый “научным марксизмом”, олицетворяющим “знание”; с другой - горстка диссидентов, безрассудных оппозиционеров, осуждаемых и гонимых. А между ними - аморфная полуобразованная масса индивидов, свыкшихся с двойной моралью.

    Что произошло, что изменилось с тех пор? Почему в нашей стране появилась возможность существования политических партий, как независимых идеологических субстанций?

    Инициатором реформ были не низы (в этом случае произошло бы то, что называется восстанием), но М. С. Горбачев, Генеральный секретарь ЦК КПСС, подтолкнутый глубоким кризисом всей страны, своими реформами произвел революцию в России. Не стану говорить о её причинах - это тема отдельного разговора, но именно последствия этих реформ являются темой моего реферата. Я считаю, что именно реформы Горбачёва являются источником формирования многопартийности в России. Большую часть внимания необходимо уделить лозунгу реформы: “гласность”. Бывшая поначалу политическим лозунгом, направленным прежде всего на оживление и “модернизацию” государственной идеологии, потерявшей всякое доверие общества и ставшей препятствием для развития страны, гласность помогла быстро освободить долго, по меньшей мере десятилетие, сдерживаемые силы, направленные на либерализацию режима. Она позволила выйти на поверхность мнениям, существовавшим в среде неформальных объединений и очагов свободомыслия, возникших и развившихся в предыдущий период.

    Современный период становления многопартийности.

    Немецкий социолог Макс Вебер делил историю развития политических партий в Европейских странах на три основных периода, когда они представляли собой: а) аристократические группировки;

    Б) политические клубы;
    в) современные массовые партии(5) .

    Аналогичный путь в своём развитии прошли политические партии России. Возникновение многопартийности в нашей стране связано с массовым образованием в 1986-1988 гг. различных неформальных объединений. Эти организации назывались по разному: клубы, союзы, комитеты, советы, фонды, движения, редакции, ассоциации, общества, но правельнее называть их клубами, потому что задачей, которую они в то времы выполняли, было просто дать людям с похожими взглядами найти друг друга и общаться друг с другом, выговориться. То есть общение членов клубов друг с другом было главной социальной функцией этих организаций. В конце 1987 - середине 1988 г. стали создаваться народные фронты в поддержку перестройки, союзы, демократические движения, ставившие своей целью повышение эффективности проводимых реформ (Демократическая перестройка, Перестройка - 88, Народное действие, Социалистическая инициатива, Московский народный фронт и другие). Особенностью этих объединений являлось то, что они были образованы реформаторами-коммунистами (Ю. Афанасьев, С. Станкевич, Т. Гдлян и другие), отчаявшимися реформировать КПСС изнутри, как планировал Горбачев. Следующий этап был связан с выборами, которые впервые в СССР проводились на альтернативной основе и которые были всё более свободными: сначала выборы делегатов на XIX партконференцию КПСС в 1988 году, потом выборы народных депутатов СССР в 1989 году, потом выборы народных депутатов РСФСР в 1990. Почему данные выборы представляют для моей темы интерес?

    Во-первых, как я уже сказал, это были первые альтернативные выборы(ранее все кандидаты назначались). Во-вторых, КПСС была настолько большой (18 миллионов) и настолько сросшейся с государством, что она фактически была не отдельной партией, а определённым срезом общества; в ней были представлены практически все существовавшие в обществе позиции, политические течения, которые впервые получили возможность самоопределиться в выборе своего представителя. Это привело к образованию фракций в КПСС, которые в дальнейшем подорвали её способность действовать как консолидированная политическая сила и, что особенно важно, разорвали КПСС изнутри, в результате чего из неё выделилось несколько небольших партий (в октябре 1988 года- Ассоциация научного коммунизма, в июле-сентябре 1989 года Объединённый фонд трудящихся, в апреле 1990 года -движение ”Коммунистическая инициатива ”, на базе которого позже, в конце 1991 года была образована Российская коммунистическая рабочая партия).

    В-третьих, выборы способствовали значительной политизации населения, что выразилось и в интересе к политике и в первых массовых митингах и демострациях, которые прокатились по всей стране именно в мае-июне 1988 года. И, наконец, в-четвёртых, во время избрания делегатов политически активные граждане стали образовывать клубы избирателей, группы поддержки и другие объединения избирателей. Наиболее активны в этом отношении были избиратели демократической ориентации, но не только они, в частности, тогда же образовалось довольно много групп с коммунистической идеологией. При этом такие коммунистические группы находились в весьма жесткой оппозиции к официальному руководству КПСС, обвиняя его в отрыве от народных масс, коррупции, ревизионизме и предательстве коммунистических идеалов. Эти коммунистические группы призывали бороться на два фронта: против засилья бюрократии и против попыток свернуть с социалистического пути развития. Демократы призывали к уничтожению всевластия правящей бюрократии и социалистической справедливости, декларировали необходимость возвращения страны на западный путь развития. Очень активны были национально-демократические движения в нерусских республиках. Менее активны были русские националисты.

    Особенностью кампании 1988 года было то, что такие группы чаще всего образовывались не столько для выборов “хорошего” делегата, сколько для отстранения “плохого”, именнонегативные лозунги встречали наибольший отклик населения. Важным шагом не пути к многопартийности стала отмена III Съездом народных депутатов СССР конституционного положения о руководящей роли КПСС и легализация таким образом принципа политического плюрализма(начало 1990 года). На этой основе вскоре был принят Закон СССР об общественных объединениях от 9 октября 1990 г. , определивший правовые параметры создания и деятельности политических партий. Это положило начало становления многопартийности.

    Начиная с этого периода, я выделил бы два периода формирования многопартийности в России:

    #До 6 ноября 91 года, когда был принят Указ Президента Российской Федерации “О деятельности КПСС и КП РСФСР”, ликвидирующий в России компартию как особую политическую организацию - основу прежней тоталитарной системы. #Образование партий а РФ после ликвидации КПСС.

    Особенность первого периода, по моему мнению, заключалась в необходимости различным политическим движениям преодолевать сопротивление КПСС в борьбе за гегемонию на советской политической арене. Большая часть движений образовывалась как оппозиция КПСС.

    Ядром антикоммунистической оппозиции в стране являлась новая политическая сила - Демократическая Россия.

    Именно эта сила доминировала на политической сцене в 1990 - 1991 г. г. Это движение сформировалось на базе депутатского блока Демократическая Россия (около ста народных депутатов РСФСР), межрегиональной депутатской группы, действовавшей в рамках союзного парламента, и Московского объединения избирателей, своеобразного клуба московской либеральной интеллигенции. Учредительный съезд движения ДемРоссия состоялся 20-21 октября 1990 г. в Москве. Среди делегатов съезда было 165 представителей общественных организаций и партий, 23 - народных депутата СССР, 104 - народных депутата РСФСР. Лидерами движения на том или ином этапе являлись - Ю. Афанасьев, А. Мурашев, Л. Понаморев, Г. Попов, Г. Якунин, Г. Старовойтова, О. Румянцев, И. Заславский, М. Аксючиц, М. Астафьев, Ю. Болдырев, Л. Баткин, В. Шейнис, Ю. Черниченко, Ю. Рыжов, Т. Гдлян. Триумф Демроссии - избрание в июне 1991 г. президентом РСФСР - Б. Ельцина. Коммунистический тоталитаризм был опрокинут либерализмом как антитезой несвободы. Либеральные лозунги свободы и прав человека сцементировали в единый антикоммунистический блок партии и приверженцев различных политических доктрин и взглядов. Именно идеалы либерализма смогли собрать под свои знамена многие миллионы, неожиданно выплеснувшиеся на площади и улицы восточно-европейских столиц, а затем крупнейших советских городов.

    На это же время приходится и пик массовых ожиданий российской интеллигенции немедленных и щедрых даров свободы. Казалось, что с крахом коммунизма быстро и легко реализуются на практике либеральные лозунги свободы и демократии. Идеология либерализма, ставившая в центре социального мироустройства принципы гражданской свободы, воплотилась в лозунгах политической демократии, плюрализма, правового государства, гражданского общества, многопартийности. В период бури и натиска антикоммунистической революции эти лозунги объединяли несоединимое - партии либерал-коммунистов, социал-демократов, национал-патриотов, клеро-монархистов и многих других. С крахом КПСС развалился и этот еще недавно единый антикоммунистический блок партий. Распад протолиберального потока демократии на многопартийные ручейки нанес первый жесткий удар по мифологизированному сознанию российской интеллигенции - митинговое объединение, демократическая всесоборность оказались иллюзией. После “августа” достаточно быстро обнаружилась и мнимость многих демократических институтов и процедур.

    После крушения КПСС в результате августовских событий 1991 г. и распада Союза в декабре того же года процесс становления многопартийности в России вступил в качественно новую стадию. Если до этого политическая активность партий и движений самой разной ориентации была по приемуществу направлена против КПСС и отождествлявшегося с ней союзного центра, то теперь они были вынуждены искать новую основу для самовыражения и самоидентификации. Этого требовали и новые социально-политические реалии с характерными для них процессами стремительного социального расслоения, вызванного началом “шоковых” реформ. Впервые в 1992 году правительство приступило к энергичному реформированию существующего порядка и прежде всего - экономики. Изменения, происходившие в обществе в 1991-1992 гг. отразились и на российском политическом спектре. В этот период сложились и институционально оформились основные субъекты политической жизни, противостояние которых и в настоящее время определяет характер социально-политической ситуации в стране. В целом эти годы стали для формирующихся российских партий периодом не слишком заметной вовне, но вместе с тем напряженной внутренней работы по формированию своих идейно-политических платформ и поиску собственной социальной базы.

    Новые группировки сложились в соответствии с их отношением к проводившимся реформам и тому прошлому, которое эти реформы предполагали заменить. Реформатоы-демократы, либералы отрицали прошлое как господство коммунистической ортодоксии и экономической иррациональности и предполагали его скорейший демонтаж путем радикальной либерализации российской экономики и открытия ее мировому рынку. Кроме того, реформисты признают распад СССР необратимым и неизбежным и ориентированы на построение новой государственности в рамках Российской Федерации. Этот блок - наследник демократического блока предшествующего этапа, хотя это не просто его продолжение. Крупнейшие силы этого блока: Движение “Демократическая Россия”, предвыборный блок (и одноименное движение) “Выбор России”, Республиканская партия, Социал-демократическая партия, Партия экономической свободы, Российское движение демократических реформ.

    Другой блок выступал за сохранение старого порядка вещей, прежде всего старой государственности (СССР, Российская империя). Впрочем, этот старый порядок понимается различными течениями этого блока по-разному. Главное, ято объединяет их в один блок - идеи сильной государственности, своеобразия пути России, анти-западничество. Этот блок называют националистами и коммунистами, комуно-фашистами, патриотами. Автор предлагает называть его традиционалистским или фундаменталистским блоком. Он в какой-то мере является наследником блока КПСС предшествующего этапа.

    Третий блок не имеет предшественников в предыдущей стадии, он оформился как таковой в первой половине 1992 года непосредственно под влиянием начавшихся кардинальных экономических реформ. Его лидеры поддерживают общее направление реформ в сторону рыночной открытой экономики и общества западного типа, но призывают проводить эти реформы в более медленном темпе и в более щадящем режиме как для населения, так и для существующих прдприятий. Важнейшим инструментом такой политики является государство, которое должно, по их предложению, сохранить свой котроль над экономикой в течение еще долгого периода. Они полагают распад СССР крупнейшей ошибкой и предлагают восстановить единое союзное государство, но сделать это строго добровольно, постепенно, через тесный экономический союз в качестве первого этапа. Этот блок называют чаще всего центристским. Автор предлагает называть его протекционистским блоком, ибо основная его идея, объединяющая самые различные силы, - протекционизм со стороны государства по отношению, во-первых, к российской промышленности, во-вторых, по отношению к социально слабым слоям.

    Таким образом к середине 1992 г сложилась трех-блоковая структура. Следующий виток активизации деятельности партий на политической арене был стимулирован углублением конфликта между представительной и исполнительной ветвями власти. События сентября-октября 1993 г. резко изменили общественную и политическую ситуацию в Росии. Страна вступила в постсоветский период своего развития.... Но это уже тема отдельного разговора.

    Заключение.

    Важно отдавать себе отчет в том, что существующая на данный момент множественность партий - это объективное следствие неразвитости постсоветского гражданского общества. На мой взгляд ни одна из существующих партий или политических движений не имеет сегодня массовой социальной опоры. В этих условиях политика носит верхушечный характер, сама власть приобретает качества самодавлеющего надстроечного, надпартийного рычага реформ. Это, очевидно, является характерным на нынешнем этапе политической эволюции России, не игнорирующей насилие. В этой связи необходимо отметить все увеличивающуюся в России тенденцию скатывания к тоталитаризму(6).

    Приостановить стихию распада можно двумя путями(их сочетание было бы наиболее оптимальным) - снизу, путем создания гражданского общества (через социальную самоидентификацию различных групп, многопартийность, создание ткани естесственной саморегуляции общественного организма, механизмы взаимоадаптации и примирения интересов, где рынок - малая часть дела), и сверху, путем строительства сильного демократического правового государства. На пути к созданию гражданского общества лежит простреливаемое и заминированное всеми сюрпризами неокапитализма(инфляция, безработица, массовое обнищание, преступность, жестокая борьба за выживание) пространство рыночной экономики. Патерналистская политика тоталитарного государства оказывается в прошлом, само государство выступает неожиданно ослабшим, раздираемым внутренней борьбой различных политических сил и партий.

    Резкое ухудшение условий социального существования, отождествленное с введением новых демократических принципов, вызывает резкий протест населения, желание вернуться к старому.

    Это трудный, социально и политически неустойчивый этап движения к гражданскому обществу.

    В наших условиях, делающих невозможным введение в одночасье гражданского общества и правового государства, многопартийность получает значение как гарант движения к такому обществу. Это путь - жердочка, по которой мы можем перейти из нынешнего состояния в общество цивилизованное.

    Список использованной литературы.

    1. Гамбаров Ю. Политические партии в их прошлом и растоящем. Спб. , 1905. 2. Пайпс Р. Создание однопартийного государства в советской России(1917-1918 гг.)//Полит. исследования. 1991. № 1. С. 218.

    3. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М. , 1983. Т. 2. С. 500.

    4. Тимофеев Л. Зачем приходил Горбачев? М. , 1992. С. 104.
    5. Вебер М. Избранные произведения. М. , 1990.

    6. В. В. Лапаева. Становление многопартийности в России. //Государство и право. № 8 -1995 г.

    7. Право и ногопартийность в России. (Сборник статей и материалов). М. , 1994 г. 8. Политические проблемы теории государства. М. , 1993 г.

    9. Конститцуионный строй россии. Выпуск 2. М. , 1995 г.
    10. Н. Верт. История советского государства. М. , 1992 г.

    Рассмотрим основные этапы создания политико-правовых предпосылок становления новой государственности России последней четверти 20 века.

    В Конституции СССР 1977 года отсутствовало положение о политическом плюрализме. В то же время в ст. 7 первой главы, помимо профессиональных союзов, ВЛКСМ, кооперативных организаций, содержалось упоминание и о других общественных организациях, призванных участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических вопросов. Однако все «другие общественные организации» накрепко привязывались к КПСС, а также к определенным органам государственного управления. В соответствии с принятым ВЦИК и СНК РСФСР еще в 1932 году «Положением о добровольных обществах и союзах» говорилось, что в случае нарушения добровольными обществами и их союзами общей политики советской власти орган, осуществляющий наблюдение и контроль за деятельностью данного общества, может принимать меры вплоть до ликвидации общества. Тем самым создание общественной организации ставилось в жесткие идеологические рамки. Всякая самодеятельность, политическая активность, попытки создания неподконтрольных политических структур подавлялись репрессиями властей. В результате была сформирована сеть общественных организаций, которые существовали исключительно за счет поддержки административно-командной системы.

    Со второй половины 80-х годов отношение к политическому плюрализму стало меняться. В 1985 году А. Яковлев написал М. Горбачеву записку с обоснованием необходимости разделения КПСС на две партии, которые бы образовали демократическое поле соперничества, обе эти партии должны были действовать на основе обновленной марксистско-ленинской идеологии.

    В 1986 году на встрече с работниками средств массовой информации М. Горбачев говорил: «... многие из наших консервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли, и действия и в партии и в государстве связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок. И здесь, на нынешнем этапе развития общества, такой своеобразной оппозицией могла бы стать наша пресса». Из этого высказывания можно сделать предположение, что, во-первых, М. Горбачев понимал необходимость наличия оппозиции; а, во-вторых, допускал в дальнейшем, на следующем этапе развития общества, создание оппозиционных политических партий.

    На законодательном уровне ситуация стала меняться во второй половине 1986 года. На фоне призывов реформаторов к раскрепощению творческой энергии людей, к активной жизненной позиции Положение 1932 года выглядело явным анахронизмом и даже стало подвергаться робкой критике в печати. С учетом этого Президиум Верховного Совета СССР принял «Положение о любительском объединении, клубе по интересам». По сравнению с Положением 1932 года в новом документе был значительно облегчен процесс образования самодеятельных объединений. Контроль и общее руководство за деятельностью подобных объединений возлагались на организации-учредители, в качестве которых могли выступать учреждения культуры, спорта, Дома и Дворцы молодежи, учебные заведения, жилищно-эксплуатационные организации и т.п., а на министерства и ведомства ложился лишь общий контроль, что значительно сужало вмешательство властных структур в деятельность любительских объединений. Именно с этого времени на базе объединения легализующихся кружков стали возникать первые общественно-политические объединения.

    Бурному росту политической активности способствовало и то, что с конца 1986 году практически прекратились аресты по ст. 70 (антисоветская агитация и пропаганда) и ст. 190, п. 1 (распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный общественный строй) УК РСФСР. Начался процесс освобождения политических заключенных.

    Ст. 70 и 190 были главным правовым инструментом для наказания инакомыслящих. В ходе реформирования политической системы соответствующие статьи УК РСФСР стали входить в явное противоречие с реалиями дня. В связи с этим Президиум ВС СССР 8 апреля 1989 года принял Указ «О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления».

    Вызывала вопросы ст. 11, которая предусматривала наказание за публичное оскорбление или дискредитацию высших органов государственной власти и управления СССР, иных государственных органов, образуемых или избираемых Съездом народных депутатов или Верховным Советом СССР, либо должностных лиц, назначаемых, утверждаемых или избираемых Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом СССР, а равно общественных организаций и их общественных органов, созданных в установленном законом порядке и действующих в соответствии с Конституцией СССР. Обе статьи могли толковаться довольно широко. Появился новый термин «дискредитация», а четкого определения его не существовало. Непонятно было и то, как отличать понятие «дискредитация» от правомерной критики.

    Важные изменения произошли в политике государственного контроля над распространением информации. В 1987 году была образована межведомственная комиссия по рассмотрению списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети. На основе работы комиссии были открыты для свободного доступа и получили право на перепечатку 7930 ранее запрещенных изданий. Таким образом, книги, журналы, научные труды, составляющие целый пласт культуры и истории, вводились в широкий оборот.

    В 1989 году произошла либерализация контроля за ввозом литературы из заграницы, от контроля полностью были освобождены «материалы, опубликованные в социалистических и развивающихся странах, издания коммунистических и рабочих партий всех стран, материалы ООН и других международных организаций, членами которых является СССР». Через систему «Союзпечати» началось распространение газет и журналов капиталистических стран.

    Облегчение цензурных ограничений в сфере распространения информации способствовало политизации масс.

    Важной правовой предпосылкой можно считать и процессы, связанные с реальным обеспечением политических свобод граждан. Речь идет прежде всего о реализации права на свободу митингов, собраний, демонстраций. Углубление демократизации вело к возрастанию общественно-политической активности граждан. Только за первую половину 1988 года было проведено около 600 митингов и собраний, уличных шествий, в которых принимали участие сотни тысяч граждан. Столь бурная активность требовала ее упорядочения, введения в правовые рамки.

    Первые временные правила, регламентировавшие проведение массовых мероприятий, были утверждены в Москве 11 августа 1987 года исполкомом Московского городского Совета народных депутатов. Этими правилами предусматривался разрешительный порядок проведения данных мероприятий. После принятия ряда региональных положений, регламентирующих проведение вышеуказанных мероприятий, 28 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР».

    Демократические новации в правовую систему и общественное сознание входили непросто. В качестве примера остановимся более подробно на вышеприведенном Указе.

    Указ устанавливал не уведомительный, а разрешительный порядок осуществления конституционных свобод. Граждане должны обращаться за разрешением в исполком Совета народных депутатов. А исполком уже принимал решение: разрешить или запретить митинг, демонстрацию либо другое мероприятие (п. 3). Причем Указ предоставлял исполкомам широкие возможности для собственного усмотрения: они могли запретить мероприятие, если цель его проведения противоречила Конституции СССР, конституциям союзных и автономных республик либо угрожала общественному порядку и безопасности граждан (п. 6). Столь широкая формулировка позволяла исполкомам - органам сугубо правоприменительным - по своему усмотрению толковать не только цели митингов и демонстраций, но и сами конституционные нормы (путем сравнения тех и других) - прерогатива, которую еще только предполагалось предоставить будущему Комитету конституционного надзора в ходе реформы государственной системы.

    Вместе с тем, несмотря на недостатки Указа, нельзя не отметить, что в тех исторических условиях принятие даже такого ограниченного положения являлось еще одним шагом вперед на пути к становлению демократического общества. Конституция СССР согласно ст. 50 давала право на собрания, митинги, демонстрации, но не существовало процедуры получения разрешения и правил проведения этих мероприятий. С принятием Указа от 28 июля 1988 года данная статья Конституции СССР заработала

    Принципиальное значение имел отказ от законодательного закрепления монопольного положения КПСС в политической жизни.

    Внеочередной Третий Съезд народных депутатов СССР (март 1990 года) внес в гл. 1 Конституции СССР, посвященную политической системе, ряд принципиальных изменений. Прежде всего ст. 6 в ее новой редакции закрепляла право КПСС, других политических партий, а также профсоюзов, молодежных и иных общественных организаций и массовых движений участвовать в управлении государственными и общественными делами преимущественно через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов. По существу, данная формулировка не только закладывала основы формирования многопартийности как системы, но и ориентировала политические партии на работу с избирателями и парламентскую деятельность.

    С 1 января 1991 года вступил в действие Закон СССР «Об общественных объединениях». В его преамбуле говорилось о том, что право на объединение является неотъемлемым правом человека и гражданина. В статье 1 говорилось и о том, что общественными объединениями признаются и политические партии, а в ст. 16 впервые давалось определение партии. Не допускались создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью или методом действий насильственное изменение конституционного строя. Таким образом, допускалась деятельность организаций, призывающих к мирному, парламентскому способу изменения существующего строя, что свидетельствовало о воплощении в жизнь реального политического плюрализма.

    Согласно ст. 11 и 12 устав объединения регистрировался Министерством юстиции СССР. Отказ в регистрации устава мог быть обжалован в суд и рассматриваться в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством. Закон позволил Министерству юстиции СССР приступить к юридической регистрации политических партий, многие из которых де-факто к этому времени уже существовали. 11 апреля 1991 года в Минюсте СССР регистрируется КПСС, а на следующий день - ЛДПСС. 12 апреля можно считать официальной датой возрождения многопартийной системы в стране.

    15 января 1991 года в Российской Федерации было принято постановление Президиума Верховного Совета РСФСР «О порядке регистрации уставов политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений в РСФСР». В нем отмечалось, что впредь, до принятия Закона РСФСР о политических партиях, регистрацию уставов партий следует производить применительно к правилам, установленным Законом СССР «Об общественных объединениях».

    Начальным этапом образования современных россий- ских партийных структур считается период возникновения в советском обществе неформальных организаций, которые появились в стране во второй половине 80 годов XX в., то есть в период горбачевской «перестройки».

    В апреле 1985г.

    В советском обществе «сверху» было по- ложено начало преобразованию социально-политической и экономической системы СССР. В относительно короткий срок «демократизация» и «гласность» стали самыми популяр- ными словами и приобрели большую известность.

    Расширяющаяся гласность как проявление политическо- го плюрализма в форме множественности точек зрения, мне- ний, взглядов, явилась важной предпосылкой формирования многопартийности.

    В ходе постепенной поляризации социальных сил СМИ взяли на себя некоторые функции политических партий. Вы- ражая точку зрения определённых социальных слоев и групп населения, они способствовали формулировке и пропаганде их программных целей и задач. Многие из них были фор- мально партийными изданиями, некоторые именовали себя «независимыми», но на самом деле занимались пропагандой идей и программ определённых групп интересов и групп дав- ления и стремились воздействовать на общественное созна- ние в нужном им направлении.

    Надо признать, что деятельность СМИ была в высшей степени политически профессиональной. Они создавали эф- фект выражения ими интересов достаточно широких слоев населения, хотя за ними стояли относительно небольшие, но хорошо организованные, финансово состоятельные группы, способные в случае необходимости поддержать в материаль- ном отношении соответствующую газету, еженедельник, про- грамму или канал на телевидении или радио.

    КПСС вынуждена была пойти на «внутреннюю пере- стройку», согласиться с рождением фракционности в КПСС. И хотя одни лидеры партии не хотели этого замечать, другие, опасаясь негативных последствий для себя, явно пытались принизить опасность для КПСС этого явления, остается фак- том, что фракционеры, прикрываясь различной демократи- ческой фразеологией, были выразителями интересов новых появившихся социальных групп в стране.

    Поскольку ключевым фактором при образовании поли- тических партий является социальный интерес, то необходи- мо согласиться с Б.Ф. Славиным, что «полный политический монизм вообще не возможен, если нет социальной однород- ности общества»1.

    Не случайно поэтому, что в условиях практически соци- альной неоднородности общества именно в КПСС - правя- щей партии - стали образовываться, так называемые, разные платформы. Не находя возможности реализации своих соци- альных интересов в рамках КПСС, фракционеры искали дру- гие пути. Поэтому важной особенностью процесса формиро- вания многопартийности в России было то, что в 80-е гг. XX века в КПСС в условиях «перестройки» возникла «демократи- ческая оппозиция» в самой КПСС как продукт реформизма, к которому призывал М.С. Горбачёв.

    Появление платформ в КПСС привело к созданию по- литических структур разной ориентации, многие из которых впоследствии все более дистанцировались от нее и в конеч- ном итоге заявили о полном идейном и организационном раз- рыве с компартией. В 1990 году в номинально единой КПСС уже были образованы разные Платформы, в том числе правая «Демократическая платформа в КПСС» (январь 1990 г.), ле- воцентристское «Движение коммунистической инициативы» (январь 1990 г.), центристская «Марксистская платформа в КПСС» (апрель 1990 г.), крайне левая «Большевистская плат-

    1 См. Славин Б.Ф. О политическом плюрализме / Политический плю- рализм в современной России: Материалы сессии Академии политической науки.М.,2001. С. 55.

    форма в КПСС» (июль 1991 г.).1 Появление вышеназванных Платформ непосредственно привело к формированию «мно- гопартийности» в КПСС, тем самым ускорив раскол КПСС.

    В то же время внутри этих Платформ тоже существова- ло размежевание, которое, в конце концов, привело к их ор- ганизационному расколу. Так, на основе раскола «Демокра- тической платформы в КПСС» возникли «Демократическое движение коммунистов» (в ноябре 1990 г.) и «Республиканс- кая партия Российской Федерации» (в ноябре 1990 г.).2 В 1991 г. в «Марксистской платформе в КПСС» произошел раскол, следствием которого явилось возникновение новых образова- ний, в том числе «Союза коммунистов», «Российской партии коммунистов» А.В. Крючкова, «РКП - КПСС» А.А. Пригари- на и др.3

    Итак, новое социальное расслоение, появление новых со- циальных групп как внутри классов, так и вне их, а, следова- тельно, и новых социальных интересов - следующая важная предпосылка появления многопартийности в нашей стране. К концу 80-х гг. социологи выделяли как минимум одиннад- цать социальных групп: передовой в профессионально-квали- фикационном и социально-политическом отношениях слой рабочих; основной (наиболее многочисленный) слой рабочих средней квалификации с обычной технической вооружённос- тью труда; слой рабочих, развращённый длительной практи- кой получения незаработанного дохода и привыкший давать обществу меньше, чем берёт от него; колхозное крестьянство; научно-техническая интеллигенция (специалисты народного хозяйства, учёные естественно-технического профиля); хо- зяйственные руководители сферы материального производс- тва; ответственные работники торговли, бытового обслужива- ния населения; мелкие социалистические предприниматели;

    1 Политические партии России: история и современность. Под ред. Зе- велеваА.И. и др.М.,2О00.С.551-553.

    2 Аналитический справочник. С. 144.

    3 Осадчий И. О многопартийности в современном российском комму- нистическом движении //Диалог. 1998.№4.С.68.

    социальная и гуманитарная интеллигенция (педагоги, врачи, журналисты, писатели, художники, учёные общественного и гуманитарного профиля и т.д.); ответственные работники ап- парата политического управления, т. е. партийных, государс- твенных и общественных органов; политические руководите- ли общества.1

    Усложнение социальной структуры общества в 70-80-е годы, выделение различных, неравных по доходам, социаль- ному статусу, образованию, стартовым возможностям и т.д. . групп населения обусловили дифференциацию потребностей, интересов, стремление к формированию различных ценнос- тных систем. Так, В.Ф. Левичева прямо указывает: «Причи- ны возникновения и массовости подобных самодеятельных объединений следует искать в усложнении всей социальной структуры нашего общества, расширении реального многооб- разия интересов различных социальных групп».2

    Тенденция демократизации постепенно приводила к за- метному повышению демократического сознания советского народа, квозникновению многочисленных самодеятельных формирований, которые в самом начале ставили целью углуб- ление и поддержку «перестройки».3

    В то же время в публицистике, прессе, научной литерату- ре их называли по-разному: неформальные, самодеятельные организации, молодежные группы и объединения, инициа- тивные организации и т.д. Наиболее частыми были словосо- четания, содержащие в себе определение «неформальные».4 Это организации московские: «Клуб социальных инициатив»,

    1 См. Заславская Т. И. О стратегии социального управления перестрой- кой / Иного не дано. М., 1988. С. 17.

    2 Левичева В.Ф. Неформальные самодеятельные объединения. Соци- ологический очерк. М., 1989. С. 12; Алексеева Т.А. Плюрализм: истоки и концепция / Политический плюрализм в современной России. Материалы сессии Академии политической науки. М., 2001. С.44.

    3 Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков.Аналитический справочник. Спб.,1999.С.ЗЗ.

    4 Данилов А.А, Засорин С.А. Новые политические партии и движения Российской Федерации..Краткий справочник лектора М.1991.С.З.

    общественно политический клуб - «Судьба человека», группы «Демократия и гуманизм», «Гражданское достоинство», «Де- мократическая перестройка», «Народное действие», «Мемо- риал»; питерские - Клуб «Перестройка», «Дельта», «Земля и вселенная» и другие.1

    Появление во второй половине 80-х гг. большого коли- чества так называемых «неформальных» объединений, орга- низаций и движений, которые ставили перед собой задачи, связанные с решением социальных, экологических и нацио- нальных проблем, - является важнейшей предпосылкой фор- мирования многопартийности.2

    Необходимо отметить, что первоначально властные структуры КПСС не собирались мешать деятельности нефор- малов, поскольку были «уверены в своей способности напра- вить активность масс в русло, подконтрольное КПСС».3 Бо- лее того, сами правящие круги были рады видеть и открыто одобряли возникновение и деятельность неформалов. В 1986 году на одной из встреч с работниками средств массовой ин- формации М.С. Горбачев указал, что «многие из наших кон- сервативных проявлений, ошибок и просчетов, вызывающих застой мысли и действия и в партии, и в государстве, связаны с отсутствием оппозиции, альтернативы мнений, оценок».4 Затем М.С. Горбачев даже назвал их «социалистическим плю- рализмом».5

    Так, при поддержке высшего руководства, количество не- формальных организаций быстро возрастало. По оценке экс- пертов, во второй половине 80 г. XX века на территории СССР существовала достаточно разветвленная сеть неформальных

    1 Политические партии, неформальные организации и независимая пресса СССР: Краткий справочник. Под отв. ред. Левичева В.Ф. М.,1990.

    2 См. Рединская Т.В. Партии и многопартийность в России в Новое и Новейшее время. М., 2006.

    3 Зеленко Б.И. Политические партии и развитие гражданского обще- ства в России: политические правовые аспекты. М.,2001.007.

    4 Ненашев М.Ф. Заложник времени: заметки, размышления, свиде- тельства. М.,1993.С351.

    5 Власть и оппозиция. М, 1995.С.296.

    организаций: около 100 всесоюзных, более 200 республиканс- ких и около 800 местных общественных организаций».1

    Страну буквально захлестнула волна всевозможных обще- ственных самодеятельных организаций и движений, способ- ных к массовым действиям: рабочие комитеты, Ассоциации крестьянских хозяйств России, Союз трудящихся Кузбасса, Союз арендаторов СССР, союзы кооператоров, профсоюзы кооперативов и другие. Активно развивались комитеты обще- ственного самоуправления по месту жительства.2

    Авторы вступительной статьи к сборнику "Новейшие по- литические партии и течения в СССР", доктора философских наук Б. Ф. Славин и В. П. Давыдов утверждают, что "к концу 80-х годов в стране насчитывалось более 60 тысяч различного рода неформальных образований, объединений, находив- шихся в постоянном движении, изменении".3 Эти объедине- ния имели периодические издания, которые на 1 ноября 1989 года включали ежегодно 540-550 единиц; под влиянием кото- рых находилось не менее 20 миллионов человек взрослого населения страны.4

    Постепенно всевозможные общественные самодеятель- ные организации и движения политизировались; официаль- ные власти и партаппарат встретили их без понимания, что подтолкнуло неформалов к политизации, а затем и формиро- ванию на этой основе политических партий.

    Одна из предпосылок формирования многопартийности - диссидентское движение. Хотя оно вначале не рассматривало себя в качестве политической оппозиции или партии, испове- довало принципы непартийности, неполитичности, неидео- логичности, постепенно диссидентская интеллигенция стала втягиваться в политическую деятельность. Поэтому вполне

    1 Громов А.В. Кузин О.С. Неформалы. Кто есть кто? М.Д990.С. 12-15.

    2 Федоринов В.Е. Указ. соч. С. 41.

    3 Новейшие политические партии и течения в СССР. Документы и ма- териалы. - Москва, 1991. - С. 12.

    4 Реформирование России: мифы и реальностям.: "Academia", 1994. С. 27.

    естественным было то, что немало представителей этой ка- тегории лиц оказалось в органах государственной власти раз- личных уровней, возглавляя массовые движения и партии.

    Следующая предпосылка формирования многопартий- ности кроется в многонациональном факторе страны. Не- решённость некоторых проблем национального характе- ра способствовала интенсивному процессу формирования политизированных объединений, организаций и движений. Новые политические партии, фронты, движения преврати- лись в существенный фактор в политической жизни общества в национальных регионах страны. С лета 1987 года в стране формируются «народные фронты», многочисленные клубы и ассоциации.1

    Таким образом, во второй половине 80-х годов XX в. сло- жились политические, социально-экономические и социаль- но-психологические предпосылки для быстрого и широкого формирования и развития политизированных групп, клубов, ассоциаций, движений, на основе которых происходило об- разование партий самых различных политических и идеоло- гических оттенков.

    В резолюции XIX партконференции «О демократизации советского общества и реформе политической системы» была дана положительная оценка факту возникновения новых об- щественных движений. В ней, в частности, отмечалось: «Как позитивное явление следует рассматривать возникновение в последнее время ряда новых общественных ассоциаций и объединений, ставящих своей целью содействие делу социа- листического обновления».2

    В то же время, конференция не высказала своего отноше- ния к необходимости создания в советском обществе много- партийной системы. И все же, именно после конференции ус- корился процесс создания «протопартий». Эти политические

    1 Становление многопартийности в Восточной Европе в 1990-е годы (на материалах Болгарии, Венгрии, Восточной Германии, Польши, России, Словакии и Чехии). / Отв. ред. Ю.Н. Игрицкий. ML, 1996. С.50. 2 Тамже.Т.2.С140.

    формирования включали в себя группу идеологов и организа- торов, несколько представителей в парламенте и собственное информационное издание.1 Именно тогда, как свидетельству- ет анализ материалов о деятельности 362 политизированных групп и объединений, содержащийся в работе В.Н.

    Бере- зовского и И.Н. Кротова, образовалось большинство новых организаций, состоялись их учредительные собрания, были приняты программные и другие документы, определяющие направления их работы.2

    При этом надо заметить, что рейтинг КПСС, как пока- зывали результаты социологических исследований, в то вре- мя оставался еще достаточно высоким. Отмечая общее для страны тяготение к многопартийности, следует обратить вни- мание на тот факт, что даже к середине 1990 г. новые поли- тические институты не обрели в глазах населения признаков полноценных политических партий, отвечающих идеалу мно- гопартийности. Лишь 2,4% респондентов социологического опроса, проведенного Л.Седовым, заявляло о своем полном доверии политическим движениям и 10% - о частичном; со- ответственно 25% выражало частичное и 36% полное недове- рие.3

    За 1988-1989 гг. выросла политизация самодеятельного движения и на этой основе началось образование политичес- ких партий. В мае 1989 г. была учреждена «Либерально-демок- ратическая партия Советского Союза» (ЛДПСС).

    В период борьбы за демонтаж коммунистического строя термин «либерализм» часто использовали новообразованные политические силы либеральной ориентации как синоним для обозначения принадлежности к антикоммунистическим силам. Одновременно в качестве идеологии либерализм, с

    1 Россия сегодня. Политические портрет в документах 1985-1990 гг. М., 1991. С.22.

    2 См.: Березовский В.Н., Кротов Н.И. Неформальная Россия: о «не- формальных» политизированных движениях и группах в СССР (опыт спра- вочника). М., 1990. С. 21-22.

    3 См.: Горизонт. - 1990. №8. С. 13-15.

    его ярко выраженной антикоммунистической ориентацией стал базой, на которой консолидировались оппозиционные КПСС, политические силы российского общества.

    В мае 1988 г. Демократический союз (ДС) провозгла- сил себя первой партией, оппозиционной КПСС63. В своем программном заявлении ДС отмечал, что «осуждает систему политического правления, возникшего в октябре 1917 г., от- вергает не только сталинизм, но и культ Ленина, идеологию ленинизма как фундамент тоталитарного строя».1 На первом съезде (в мае 1988 г.) ДСсформулировал первоначальные зада- чи, включавшие защиту права человека, создание представи- тельной демократии на всех уровнях, радикальное преобразо- вание экономики на основе свободной конкуренции различ- ных форм собственности и т.п. Своим политическим принци- пом ДС считал «изменение существовавшего государствен- ного строя революционным, но мирным путем». Но на пятом съезде ДС некоторые лидеры выдвинули идею «вооруженного сопротивления массовым убийствам в республиках, где про- исходит национально-демократическая революция».2

    Вслед за ДС в 1989 г. либеральное направление пополни- ли «Союз конституционных демократов», «Демократическая партия», «Либерально-христианская партия», «Христианско- демократический союз России», союз «Щит», общество «Ме- мориал».

    В 1990 году организационно оформились наиболее замет- ные представители либерального движения - «Партия кон- ституционных демократов», «Конституционно-демократи- ческая партия», «Российское христианско-демократическое Движение», «Российская христианско-демократическая пар- тия», «Свободная демократическая партия России», «Партия свободного труда, Либерально-демократическая партия».

    Роль координирующего центра либеральной демократии стали играть Демократическая партия России (ДПР). На уч- редительной конференции этой партии (в мае 1990 г.) и на I

    1 Краткий справочник лектора. С.9.

    2 Ишин В.В, Засорин С.А. Указ соч. С.48.

    съезде (в декабре 1990 г.) подчеркивалась антикоммунисти- ческая направленность, а значит радикальная оппозицион- ность ее деятельности. Понятно, что в период «перестройки» лозунг «борьба с КПСС» объединял все партии и организации демократического крыла в их стремлении к власти - несмотря на множество различий по другим вопросам.

    Еще в процессе выработки программных документов ДПР пережила ряд расколов: первый привел к отделению Свобод- ной демократической партии, второй - к образованию фрак- ции свободных демократов, с последующим выходом ее из ДПР.1

    Оба размежевания произошли в процессе выработки идеологических и организационных принципов деятельнос- ти партийных образований. В принятых, в конечном итоге, программных документах подчеркивалось, что ДПР создана для активного противодействия попыткам «реставрации пре- жних порядков». Вместе с тем, прогнозируя социальные пре- образования в обществе, партия ориентировала своих членов на обеспечение ненасильственного процесса модернизации России.

    1990 год стал годом активного создания политических партий в стране. Состоялись учредительные съезды социал- демократической партии, ЛДПР, христианско-демократичес- кой, конституционно-демократической, социалистической, республиканской, монархической партий и других организа- ций, объявивших о создании на всесоюзном или российском уровне политических партий соответствующего направления. Наличие у них программных документов, уставов, централь- ных органов и первичных организаций на местах, фиксиро- ванное членство, издание газет, активная пропагандистская деятельность позволяют сделать вывод о перерастании в 1989- 1990 годах политизированных общественных объединений в партии.

    1 Для демократической партии кровь недопустима. Интервью с предсе- дателем ДПР Н.Травкиным и его заместителем М.Толстым // Диалог. 1991- №12. С.61.

    Объединение нескольких политических организаций в единую партию считалось эффективным способом создания партийной структуры. В июне 1990 г. образовался «Центрист- ский умеренно-радикальный блок» на основе нескольких партий и организаций, включающих в себя «Либерально-де- мократическую партию Советского Союза» - ДПСС, «Россий- ский демократический форум», «Конституционно-демокра- тическую партию», «Партию конституционных демократов», «Союз демократических сил им. А.Д. Сахарова», «Демократи- ческую партию РФ» (фракцию Каспарова), «Российский на- родный фронт» (фракцию Иванова), «Партию мира» и «Пар- тию городских и сельских хозяйств».1

    В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР изме- нил редакцию ст. 6 Конституции СССР, изъяв из нее положе- ние о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы. Кроме того, в новой редакции ст. 51 Конституции СССР была закреплена возможность об- разования и других политических партий в стране. «Граждане СССР, - говорилось в ней, - имеют право объединяться в по- литические партии, общественные организации, участвовать в массовых движениях, которые способствуют развитию по- литической активности и самодеятельности, удовлетворению их многообразных интересов»2. Тем самым была заложена конституционная основа для формирования легальной мно- гопартийности в СССР.

    Рост многопартийности заставил законодателя принять меры к тому, чтобы как-то упорядочить этот процесс, поста- вить его в определенные правовые рамки. В октябре 1990 г. принимается Закон СССР «Об общественных объединениях». По существу, это была вторая в российской истории попытка модернизировать форму политического правления в условиях

    1 Данилов А.А, Засорин С.А. Новые политические партии и движения Российской Федерации. Краткий справочник лектора. М.1991.С.42.

    2 Третий (внеочередной) Съезд народных депутатов СССР, 12-15 мар- Ш 1990 г. Стенографический отчет. - Изд. Верховного Совета СССР. - М., 1990. Т. 1-3.

    острого системного кризиса, когда правящий режим оказался перед лицом стихийно нарастающего потока общественно- политической активности, угрожавшей самому его существо- ванию. Первая такая попытка, в начале века, как известно, за- кончилась неудачей. Царский режим не захотел тогда довести до конца демократическую трансформацию централизован- ной монархической власти по примеру западных государств, что привело к углублению пропасти между самодержавием и обществом и, в конечном счете, к краху режима. Спустя поч- ти сто лет, предпринималась новая попытка создать условия для формирования в России представительной, партийной демократии как института гражданского общества.

    Закон «Об общественных объединениях» заложил основы правового регулирования деятельности политических партий, сформулировал цели их создания, принципы деятельности, определил круг их прав и ответственности. Он заменил раз- решительный порядок образования политических партий на регистрационно-явочный, при котором партия как один из видов общественного объединения не должна была испраши- вать у государственных органов разрешения на свое создание. Однако определенные ограничения в данном случае были все же предусмотрены. В частности, не допускалось создание и деятельность политических партий, имеющих целью или ме- тодом действий: свержение, насильственное изменение конс- титуционного строя или насильственное нарушение единства территории страны, пропаганду войны, насилия и жестокос- ти, разжигание социальной, в том числе классовой, а также расовой, национальной и религиозной розни, совершение иных уголовно наказуемых деяний.

    Не допускалось членство в партиях иностранных граждан и лиц без гражданства, а также участие коллективных чле- нов - трудовых коллективов предприятий, учреждений, ор- ганизаций, объединений граждан. Законом не запрещалось вступление партий в международные неправительственные объединения, поддержка прямых международных контактов и связей, заключение соответствующих соглашений. В то же

    время получение финансовой и иной материальной помощи от иностранных государств, организаций и граждан для поли- тических партий не допускалось.

    В целях обеспечения политического плюрализма в Зако- не были зафиксированы многие апробированные в мировой Практике положения, относящиеся к правам политических партий. Это возможности партий: свободно распространять информацию о своих целях и деятельности; участвовать в формировании органов государственной власти и управле- ния; участвовать в выработке решений этих органов, пред- ставлять и защищать законные интересы своих членов в го- сударственных и общественных органах; осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

    Партиям было предоставлено также право выдвигать кан- дидатов в депутаты, в том числе единым списком, вести пред- выборную агитацию. Впервые они получили возможность оформлять группы своих сторонников - депутатов в соответс- твующих представительных органах.

    Было провозглашено равенство всех партий перед зако- ном, недопустимость вмешательства государственных орга- нов и должностных лиц в деятельность политических партий, равно как и вмешательство партий в деятельность государс- твенных органов и должностных лиц, кроме случаев, когда это предусмотрено законодательством.

    В соответствии с Законом государство призвано обеспе- чивать соблюдение прав и законных интересов политических партий и гарантировать условия для выполнения ими устав- ных задач. Вопросы, затрагивающие интересы политических партий, в предусмотренных законодательством случаях долж- ны решаться государственными органами и хозяйственными организациями с участием или по согласованию с соответс- твующими политическими партиями.

    Многопартийность стала новым явлением в политической жизни советского общества. С 1 января 1991 года, когда всту- пил в силу Закон Верховного Совета СССР «Об обществен- ных объединениях», альтернативные КПСС политические

    партии получили право на свое существование. Министерс- тво юстиции СССР приступило к юридической регистрации политических партий. 11 апреля 1991 года на основе нового закона была зарегистрирована КПСС, 12 апреля - Либераль- но-Демократическая партия СССР. Через год были зарегист- рированы уже 19 партий и движений.

    "Вторая волна" парообразования началась после авгус- товских событий 1991 года. Тогда, все сферы российского об- щества были поражены глубоким кризисом, ослабла полити- ческая система. О выборе путей развития развернулись жес- точайшие дискуссии, споры, противопоставлявшие разные альтернативы. Это было похоже на 1917 год, правда, тогда бо- ролись несколько политических лагерей - феодализм-капита- лизм-социализм. В 80-90-е годы противостояли два направле- ния - социализм и капитализм. Шаги перестройки 1985-1990 годов, развитие многоукладности в экономике, свободного товарного рынка способствовали поляризации социальных групп в обществе. И эти группы с неистовой целеустремлен- ностью стали создавать свои политические партии.

    В ноябре 1991 г. на основе движения «Коммунистической инициативы» была создана «Российская коммунистическая рабочая партия» (РКРП). Первоначально эта партия казалась крепкой и сплоченной. Но РКРП тоже не выдержала испыта- ния на организационную прочность.

    В ноябре 1991 г. «Демократическая партия России» (ДПР) и «Российская христианско-демократическая партия» (РХДД), «Конституционно-демократическая партия - Пар- тия народной свободы» (КДП-ПНС). вместе вышли из ДР и в феврале создали новое общественное движение -«Российское Народное собрание» (РоНС).1

    При этом надо заметить, что не все новые российские партии и движения имели достаточно прочную и постоян- ную социальную базу; во многих случаях они создавались под конкретных лидеров, не пользовались должным авторитетом в обществе и в большинстве своем не являлись массовыми.

    1 Аналитический справочник. С. 129.

    разновидность политической системы, в рамках которой существует конкуренция между несколькими партиями. «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность» (см. Конституция РФ. Ст. 13)

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    МНОГОПАРТИЙНОСТЬ

    форма политического представительства различных классов и слоев общества в условиях демократии. Многопартийная форма политических отношений в обществе принципиально отличается от монопартийных систем, встречающихся в современном обществе достаточно редко в некоторых авторитарных и тоталитарных обществах. В условиях европейской, или западной, цивилизации после разложения феодализма монопартийные политические системы возникали в условиях диктатур, например фашистских, или при социалистическом тоталитаризме. В процессе революционных преобразований России большевики уничтожили под разными предлогами все остальные партии, обвинив как представителей партий, так и партии в целом в буржуазной принадлежности. Буржуазия и все отношения, связанные с частной собственностью, были поставлены вне закона. Поэтому все, что выходило за рамки большевизма, в партийном отношении, политически и граждански, а зачастую, и физически, уничтожалось. Поэтому для стран бывшего социализма явление многопартийности является очень актуальным.

    Господство марксистско-ленинской идеологии в странах, которые несколько десятилетий жили в условиях недопущения даже мысли о возможности существования партий некоммунистического толка, многопартийность казалась основой для выхода из ситуации тоталитаризма. С другой стороны, проблема достаточно проста. До тех пор, пока существуют классы и слои населения, которые имеют разные политические интересы, в нормальном демократическом обществе будут существовать различные партии. Многопартийность сама по себе говорит лишь о формальном отсутствии тоталитаризма. Главное заключается в том, чтобы эти партии выражали интересы реальных социально-политических субъектов. Если в политическом пространстве нет реальных субъектов, которые могли бы в условиях демократии легально отстаивать свои законные интересы, то вместо политических партий действуют корпорации пассионариев, которые претендуют на роль новой элиты.

    Подобная ситуация сложилась в пореформенной России. Субъекты - носители капитала находятся в стадии становления. Поскольку они тесно связаны с теневым капиталом, они не могут прокламировать в полной мере своих интересов. Это обстоятельство приводит к тому, что партийные интересы новых носителей капитала в России существуют в форме опосредствованной идеологии и отстаиваются политическими субъектами самых разных ориентаций. Связи между носителями капитала и субъектами власти не афишируются. Сами по себе политические позиции еще не сформировались.

    Что же касается наемной рабочей силы, то ее маргинализированное положение не может быть ресоциализировано в ближайшем будущем. Поэтому в современной России кроме коммунистов нет реальной политической силы, которая бы в партийной форме боролась бы за преодоление сверхэксплуатации, которой подвергается наемная рабочая сила. Причем, коммунисты, являясь организаторами сверхэксплуатации при социализме, никак не признают этого обстоятельства. Возникает парадокс: они программно декларируют борьбу с тем социальным явлением, которое сами создавали на всем протяжении своего политического господства.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓