• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    1. Конец 1970-х- первая половина 1980-х гг. стали временем нарастания и обострения системного кризиса тоталитарного социализма.

    Кризис назревал в:

    • экономике;
    • политике;
    • международных отношениях.

    Двумя главными проблемами экономики СССР в конце 1970-х - начале 1980-х гг. были:

    • неспособность командно-административной системы удовлетворить элементарные экономические нужды страны (тотальный дефицит товаров, их низкое качество, временами - отсутствие продовольствия);
    • наметившееся отставание СССР от развитых стран мира.

    В 1960 - 1980-е гг. в странах Запада произошла технологическая информационная революция. Началась компьютеризация. Если в 1930-е гг. все решала тяжелая промышленность, то в 1960 - 1980-е гг. все стали решать высокие технологии. В СССР высокие технологии имелись в ВПК, космонавтике, но в остальных сферах они отсутствовали. В СССР почти не было компьютеров, которые на Западе были почти у каждого; даже в 1980 г. на большинстве заводов имела место ручная сборка, в то время как в ведущих государствах все было автоматизировано. Низкие стандарты были в машиностроении, других сферах. При таком развитии СССР рисковал отстать от остального ми­ра на 30 - 50 лет.

    Другой проблемой стал острый политический и нравственный кризис:

    • начавшееся при Л.И. Брежневе оздоровление партаппарата остановилось в середине 1970-х гг.;
    • началось «прирастание» аппаратчиков к своим должностям от Генерального секретаря до секретаря парткома;
    • произошло духовное перерождение партаппарата - практически исчезла вера в коммунистические идеалы, появились ярко выраженные корыстные интересы, цинизм;
    • постепенно от дел стал отходить сам Л.И. Брежнев. Тяжело больной Л.И. Брежнев после принятия Конституции СССР 1977 г., начиная с 1978 г. несколько раз подавал в отставку, однако не был отпущен на пенсию своим окружением, которое не желало нарушения сложившегося баланса сил. В результате страна практически осталась без лидера и развивалась на самотек;
    • в СССР разрасталась коррупция, особенно в национальных республиках;
    • в Грузии, Азербайджане, Узбекистане, иных республиках, Москве сложился класс подпольных дельцов («цеховиков»); происходило сращивание криминального бизнеса и партийной элиты;
    • в самом обществе царили пессимизм и двойная мораль. Системный кризис тоталитарного социализма выплескивался и за пределы СССР.

    2. В 1968 и 1980 гг. в двух наиболее «благополучных» социалистических странах - Чехословакии и Польше - произошли массовые антисоветские и антикоммунистические выступления. Особенно болезненным для СССР стал кризис в Чехословакии.

    • в январе 1968 г. к власти в ЧССР пришло новое руководство во главе с Александром Дубчеком;
    • новое руководство провозгласило своей целью построение «социализма с человеческим лицом» и начало реформы;
    • в ходе реформ начались переосмысление социализма, раскрепощение народа; у значительной части чехословацкого общества - разочарование в социализме сталинско-брежневского типа;
    • часть руководства Чехословакии и часть общества заняли радикальную позицию - выход из Варшавского договора, максимальное удаление от СССР, объединение с западной цивилизацией; по стране начали распространяться антисоветские и антикоммунистические настроения;
    • несколько раз руководство СССР пыталось вынудить чехословацкое руководство «навести порядок», подписывались различные документы, однако процессы в Чехословакии уже были неподвластны руководству А. Дубчека - повернуть их вспять оно не могло и не хотело;
    • в ночь на 21 августа 1968 г. армии СССР и стран Варишвского договора (кроме Румынии) вторглись в Чехословакию и заняли территорию страны;
    • армия Чехословакии не оказала никакого сопротивления, хотя имелись жертвы в результате столкновений молодежи и войск;
    • в итоге под давлением войск в 1969 г. к власти в ЧССР пришло новое пробрежневское руководство во главе с Г. Гусаком, реформы А. Дубчека прекращены, ЧССР возвращена в «социалистический лагерь».

    В 1980 - 1981 гг. в Польше начались массовые антиправительственные выступления, которыми руководил рабочий профсоюз «Солидарность» под руководством Леха Валеты. Польское руководство подавило беспорядки собственными силами. В декабре 1981 г. в Польше бьию введено военное положение, начались репрессии.

    3. Несмотря на кризисы в соцстранах, СССР предпринял попытку экспортировать социализм. 27 декабря 1979 г. СССР, сделав ставку на одну из марксистских афганских группировок во главе с Бабраком Кармалсм, ввел войска в Афганистан и попытался вместе с афганскими коммунистами (партия НДПА) построить в феодальном Афганистане просоветское социалистическое общество. Данная политика привела к 10-летней полномасштабной войне 1979 - 1989 гг., которая стала дестабилизирующим фактором в СССР, унесла жизни более 15 тыс. советских солдат, привела к резкому охлаждению обстановки в мире.

    4. Война в Афганистане привела к новому витку холодной войны:

    • нормальные советско-американские отношения были прерваны на 6 лет;
    • большинство капиталистических стран во главе с США бойкотировало Олимпиаду 1980 г. в Москве;
    • в ответ на это в 1984 г. СССР и социалистические страны бойкотировали Олимпийские игры в США, Лос-Анджелесе;
    • в 1983 г. США начали развертывание новых ракет средней дальности в Европе;
    • президент США Р. Рейган провозгласил СССР «империей зла» и- объявил о создании в будущем «космического щита» - системы противоракетной обороны, которая бы сбивала советские ракеты из космоса (программа «звездных войн’);
    • в 1983 г. СССР сбил южнокорейский пассажирский самолет, вторгшийся в советское воздушное пространство, который был принят за самолет-разведчик.

    Проходившая гонка вооружений, разрушавшая бюджет СССР, превышала всякий здравый смысл.

    Ядерные арсеналы во много раз превышали необходимое количество. Например, в 1983 г. один только город Киев в случае войны должен бы был подвергнут 40 ядерным ударам одновременно, когда для полного уничтожения города было достаточно 1 - 2 ядерных ракет. Аналогичные планы существовали в отношении других городов. Мир стоял на пороге глобальной ядерной катастрофы.

    5. После смерти Л.И. Брежнева в 1982 г. в СССР была предпринята попытка реформ. Данные реформы связаны с именем Юрия Владимировича Андропова (1914 - 1984), бывшего в 1956 г. послом СССР в восставшей Венгрии, председателем КГБ в 1967 - 1982 гг. и избранного новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в 1982 г. Реформы Андропова имели поверхностный, косметический характер. В основном они касались наведения дисциплины и порядка в стране, преследования теневого бизнеса. В частности, было инициировано «хлопковое дело», по которому в крупных хищениях хлопка были обвинены ряд высших руководителей Узбекистана. Начавшиеся реформы прервались преждевременной смертью тяжело больного Ю.В. Андропова в начале 1984 г.

    6. Новый лидер партии и СССР - престарелый Константин Устинович Черненко (1911 - 1985) - также провозгласил реформы. Черненко был первым, кто объявил о начале в СССР «перестройки» и ввел в оборот данный термин. Однако на это мало кто обратил внимание. На деле началась только реформа школы 1984 г., других каких-либо значимых реформ не проводилось. Как и Ю.В. Андропов, К.У. Черненко в период нахождения в должности Генерального секретаря ЦК КПСС в силу крайне плохого здоровья был практически недееспособен.

    Через 1 год и 1 месяц после своего избрания, 10 марта 1985 г., К.У. Черненко скончался после тяжелой продолжительной болезни. Через несколько часов, 11 марта 1985 г., новым Генеральным секретарем ЦК КПСС в спешном порядке был избран 54-летний М.С. Горбачев, который был на 20 лет младше своих предшественников. В СССР началось время перемен.

    1980-ым годом началась новая эпоха в истории СССР. В этом году завершился десятый пятилетний план по развитию народного хозяйства страны, прошли летние Олимпийские игры, не стало известного барда Владимира Высоцкого, набирала обороты Афганская война. Вернёмся на минутку к Высоцкому. В одной его песне имеются строки: «…пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю». Сейчас многие люди, современники Высоцкого, не раз вспоминают эти строки, дожив до наших дней. И всякий раз думают: «Как же он был прав». За 80-е годы Союз прошёл очень быстрый путь от великой сверхдержавы до разваливающейся страны. Старое уходило в небытие, на его смену пришло новое время – наполненное стремительными переменами, нестабильностью и… пошлостью. О последней мы и будем вести сегодня речь.

    Как правительство в больнице законы принимало

    В начале 80-х годов налицо стали проявляться все негативные последствия общественно-политического застоя страны. Абсолютно справедлива пословица, что «Рыба гниёт с головы». В народе аббревиатура СССР шутливо расшифровывалась как «страна самых старых руководителей». Средний возраст руководящих лиц страны превысил 72 года. Этот период ещё называли «Эпохой пышных похорон». В это время за короткий промежуток времени отошли в мир иной несколько видных государственных деятелей советского государства.

    В 1980 в автокатастрофе погиб П. Машеров, руководитель партии в Белорусской ССР. Ему было 62 года. В том же году в возрасте 76 лет умер глава Совета министров А. Косыгин. В 1982 не стало главного идеолога партии, «серого кардинала» М. Суслова (79 лет). Он был главным сторонником гонения на инакомыслящих, начала Афганской войны. Удостоился чести быть похороненным возле Кремлёвской стены рядом со Сталиным.

    Наконец, в том же 1982 ушёл из жизни глава государства Л. Брежнев, которому было 75 лет. Он стал главным олицетворением эпохи Застоя, именно при нём кадры стали несменяемыми, что, собственно, и привело к «Эпохе пышных похорон». В последние годы нахождения у руля государства Брежнев был уже тяжело больным человеком, в сутки он мог работать не больше 2-х часов.

    В 1983 не стало А. Пельше, которому было 84 года. Он возглавлял комитет партийного контроля в течение 17 лет. Через год ушёл из жизни «наследник» Брежнева Ю. Андропов (69 лет). Он дольше всех был руководителем службы госбезопасности КГБ – 15 лет. Однако в отличие от предшественников Андропов знал, что стране нужны кардинальные реформы. Однако времени на них у него не хватило: пробыв главой государства 15 месяцев бывший «гебист» отправился в мир иной.

    В том же 1984 скончался министр обороны Д. Устинов, активный сторонник Афганской войны и гонки вооружений. В следующем году не стало ещё одного руководителя СССР – К. Черненко. Ему было 73 года и он отличился тем, что правил страной всего 13 месяцев. Это был такой же больной человек, как и Брежнев, у него была астма и болезни сердца. Рядом с ним всегда находился кислородный аппарат, а заседание правительства иногда проходило в… Центральной клинической больнице.

    Естественно, что народ, глядя на постоянную смену старых и больных правителей самого большого государства в мире, воспринимал это по своему. Ходило множество анекдотов и шуток. Например. Начинается программа Вести. Диктор в чёрном костюме говорит: «Товарищи! Вы будете смеяться, но нас опять постигла тяжёлая утрата». Или вот ещё: не приходя в сознание к обязанностям приступил новый генеральный секретарь. Население как могло высмеивало эпоху застоя. Нужны были изменения.

    Время перемен

    И они наступили сразу после смерти Черненко в 1985-ом, когда к власти пришёл относительно «молодой» Горбачёв, которому было 54 года. Он провозгласил программу реформ и преобразований в государстве. Одной из реформ стала политика гласности. Ведь предыдущие десятилетия в стране действовала жёсткая цензура, нельзя было обсуждать запретные темы. Например, репрессии времён Сталина, внешнюю политику государства, если она не нравилась людям и… секс.

    Последний вариант был, пожалуй, самым животрепещущим для советского человека. Ведь он в первую очередь должен был работать на благо своей страны, в имя победы коммунизма во всём мире. А лишние проявления сексуальности отвлекали бы человека от общественно-полезного труда. Ещё со времён Сталина на первый план выходила семья , всякие похождения «налево» со стороны обоих супругов не только порицались в обществе. Любителей «гульнуть на стороне» ждал серьёзный разговор на партийном собрании.

    Отчасти жёсткая политика в отношение сексуальности и привела к тому, что в 1985 году Горбачёв провозгласил курс на Перестройку, которая также подразумевала и политику гласности. Понемногу советские люди стали привыкать к изменениям. Уже в 1986 году, во время проведения телемоста «Ленинград-Бостон» вся страна услышала слово «секс». И не просто услышала, о нём некоторое время шла речь. Также участники диалога говорили о…порнографии. И это услышала вся страна, которая до этого несколько десятилетий привыкла смотреть с экранов телевизоров классические концерты отечественных исполнителей и фильмы о Великой Отечественной.

    Нельзя сказать, что после этого телемоста произошёл эффект разорвавшейся бомбы. Но общество почувствовало, что произошли сдвиги в политике. Стало возможным говорить, пусть и не так открыто как в наши дни, на ранее запретные темы. Взять к примеру проституцию. До 1986 года она официально не была признана в стране. Такое положение дел существовало с 1936 года, когда была принята Сталинская конституция.

    До начала Перестройки считалось, что в стране победившего социализма нет такого явления, как торговля телом. И поэтому за занятие проституцией судить по уголовной статье просто не могли. «Ночных бабочек» привлекали по административному кодексу, например, за нарушение общественного порядка. О проституции до 1986 года не писали абсолютно ничего в любых газетах. Но в том году ситуация изменилась кардинальным образом.

    Проституция выходит из тени

    В «Московском комсомольце» осенью 1986 года были напечатаны 2 статьи на тему работы проституток Москвы. Причём материал на эту тему авторы собирали не один год. После этого тираж газеты взлетел до небес, а в 1987 году административный кодекс пополнился статьёй 164-2. Она предусматривала 100 рублей штрафа за занятие проституцией. Несмотря на борьбу с этим явлением оно процветало в столице уже не один десяток лет. Так, в 1980 в Москве была открыта гостиница «Международная», как раз к Олимпийским играм.

    Здание сразу стало центром сбора так называемых «валютных проституток». Они отличались от остальных своих коллег тем, что работали под контролем… КГБ. Их задачей было соблазнять видных иностранных туристов, приезжающих из богатых капиталистических стран типа ФРГ или Франции. Делать они это должны были для того, чтобы «комитет» имел компромат на заморского гостя. Счастливым единицам удавалось даже выйти замуж за иностранца и уехать за границу.

    В 1988 году вышла повесть под названием «Интердевочка», напечатанная в журнале «Аврора». В ней было рассказано о работе ленинградских проституток. Автором её был Владимир Кунин. Сначала он хотел назвать свой труд прямым и понятным словом – «Проститутка». Но цензура не пропустила такое название, даже несмотря на то, что Перестройка была в самом разгаре. Поэтому автор заменил название на более приемлемое – «Интердевочка».

    И вот после знакомства с этой повестью произошёл своеобразный «взрыв»: в редакцию стали приходить тонны писем, причём не только с негативными отзывами. Умные люди поняли, что пора экранизировать повесть. Так, летом 1988 года был снят фильм с одноимённым названием «Интердевочка». В нём показана жизнь одной валютной проститутки, которая выходит замуж за иностранца из Швеции. При этом основной темой фильма становится новая жизнь в условиях Перестройки и пережитков прошлого.

    • Проституция в СССР: запрещённая история для миллионов людей

    Показаны все недостатки советской жизни 80-х годов. Молодая девушка хочет всего и сразу – квартиру, деньги, богатого мужчину, автомобиль. Она не скрывает того, что зарабатывает себе на жизнь телом. Отдельно стоит обратить внимание на суровую советскую бюрократическую систему, которая всеми силами препятствовала выезду граждан за границу. До «Интердевочки» ни в одном фильме нельзя было встретить подобного сюжета, в котором было бы столько критики советского строя.

    Было показано противопоставление двух миров – советского, переживающего кризис и благополучного западного, куда стремилась уехать главная героиня. Были затронуты многие запретные темы, вроде проституции, бедности, коррупции, семейных скандалов. В 1989 году фильм посмотрели более 40 миллионов человек. Он стал лидером кинопроката того года. Но более откровенным советским фильмом стала другая картина, выпущенная в марте 1988 года.

    Называлась она «Маленькая Вера». Это была уже самая настоящая эротика, причём своя, советская. А ещё это был первый отечественный фильм, в котором был… секс. Такого не было даже в «Интердевочке». Картину можно назвать ярким примером «прямого кино», которого в предыдущие годы и десятилетия на советском киноэкране не было вообще. Фильм был ярким противопоставлением официальному советскому кинематографу эпохи застоя (1960-1980-е годы). В нём царила атмосфера откровенности: жизнь людей провинциального города показана такой, какой она являлась в реальности, без официального приукрашения действительности.

    Но больше всего советским людям запомнился половой акт. Первый половой акт в советском фильме. Вот после «Маленькой Веры» и произошёл «взрыв бомбы замедленного действия». На экраны телевизоров потоком водопада вылились фильмы, просмотр которых всего каких-то 5 лет назад мог в реальности привести человека на скамью подсудимых, а дальше – за решётку. Ими стали картины, сюжет которых вертелся вокруг секса, насилия, преступности.

    Но посмотреть эти фильмы можно было не по телевизионным каналам. Во второй половине 1980-х годов в крупных городах страны открылось большое количество видеосалонов . В них-то и можно было увидеть ленты на самую разную тематику: эротика, ужасы, боевик, триллер. Такого до Перестройки не было, с таким боролись. Но после прихода к власти Горбачёва ситуация очень быстро изменилась.

    До Перестройки видеосалоны были подпольными, милиция производила обыски и арестовывала всех участников кинопросмотра. А затем видеосалоны «вышли из тени», легализовались. И народ, столько лет не видевший эротики, толпами повалил в новые заведения. Там показывали не только «Интердевочку» и «Маленькую Веру», но и другие, в основном зарубежные фильмы, которые нельзя было ещё показать по телевизору.

    Так, менее чем за 10 лет, в общественной жизни Советского Союза произошли кардинальные изменения. Люди, жившие по строгой указке партии и правительства, устали от подобного образа жизни. Изменения, пришедшие с Перестройкой, миллионы граждан восприняли на ура. Ведь стало возможным открыто высказывать свои мысли, смотреть секс по телевизору, не боясь преследования.

    Вам будет интересно:

    • Невероятные интимные истории из жизни советских граждан — одна из главных тайн СССР

    1980-е годы стали переломными в истории СССР. Произошёл кардинальный переход от старой, социалистической системы к новой, которую можно с трудом назвать зародышем демократической. Общественно-политический застой предыдущих двух десятилетий только ускорил начало реформ, названных Перестройкой. Но они принесли людям не просто возможность смотреть первую советскую эротику, они привели к распаду страны. «Пусть впереди большие перемены, я это никогда не полюблю».

    1.1. Факторы смены руководства.

    . Кризисные явления в общественной жизни. Реформы, провозглашенные XXI и XXII съездами КПСС, не распространялись на командно‑административную систему. В ходе преобразований 50‑х гг. не удалось стабилизировать экономический рост. В начале 60‑х гг. наметились кризисные явления в экономике, которые привели к снижению уровня жизни людей.

    Допущенные Н. С. Хрущевым ошибки, волюнтаризм во внутренней и внешней политике, массовые кампании, инициировавшиеся «сверху», вызывали неприятие различных социальных групп.

    В наибольшей степени недовольство распространилось в руководящем партийно‑хозяйственном аппарате как волюнтаристскими методами руководства Хрущева и постоянными перетрясками руководящих кадров, так и его попытками усилить личную ответственность номенклатурных работников за порученное дело.

    Психологическая неподготовленность общества к кардинальным переменам и незавершенность модернизационных процессов исключали действительную инициативу «снизу» и предопределили особую роль центра в развитии событий. Судьба реформ была поставлена в зависимость от расстановки сил в верхнем эшелоне власти. Победа консервативных сил окончательно блокировала нарождавшиеся демократические перемены.

    1.2. Новое руководство КПСС. 14 октября 1964 г. на пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев был смещен с постов Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК и Председателя Совета Министров с формулировкой «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».

    Первым секретарем ЦК стал Л. И. Брежнев, который являлся выразителем интересов партийного аппарата и мощного слоя хозяйственной бюрократии. Председателем Совета Министров СССР был назначен А. Н. Косыгин. В 1966 г. Президиум ЦК вновь был переименован в Политбюро, вместо Первого появилась должность Генерального секретаря. В 1977 г. Брежнев занял еще один пост - Председателя Президиума Верховного Совета СССР.

    2. Общественно‑политическая обстановка

    2.1. «Застойный» характер политической системы. Период 70‑х - начала 80‑х гг. в истории советского общества был охарактеризован как «застойный».

    Причины «застоя» и накапливавшихся кризисных явлений наряду с субъективным фактором (личностью самого Л. И. Брежнева и его окружения) заключались:

    В характере социально‑политической модели советского общества, основа которой сложилась еще в 30‑е гг. Претерпев в 50‑е - начале 60‑х гг. некоторые изменения (ушли в прошлое личная диктатура, массовые репрессии как средство управления социально‑политическими и экономическими процессами), система сохранила свои важные черты;

    В социально‑экономических отношениях, господствовавших в стране. Характерной особенностью общественного производства тех лет являлся высокий удельный вес тяжелой промышленности (преимущественное развитие отраслей группы «А» по сравнению с группой «Б») и военно‑промышленного комплекса. При этом советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно‑индустриальную.

    2.2. Эволюция политической доктрины СССР отвечала задачам стабилизации как общественной, так и личной жизни. Новый курс получил на Западе название неосталинизма.

    . Черты неосталинизма. В попытках преобразований 50‑х - начала 60‑х гг. и элементах либерализации («оттепели») главный идеолог ЦК КПСС М. А. Суслов и другие члены партийного руководства видели причину неудач и некоторой социальной дестабилизации (проявившейся как в рабочих выступлениях, так и в зарождении диссидентства). В результате в 70‑е гг. по инициативе партии происходил отход от политики десталинизации и критики культа личности, намечается возврат к некоторым элементам сталинизма в идеологии, культуре, общественной жизни.

    В документах партии и правительства окончательно закреплялось, в том числе юридически, монопольное положение КПСС в советской политической системе. Впервые в 6‑й статье новой 1977 г. Конституции СССР определялась роль партии как «руководящей и направляющей силы советского общества», «ядра политической системы». За 20 лет численность КПСС возросла с 12,4 млн в 1966 г. до 18,3 млн в 1985 г.

    Партийное руководство через низовые партийные и общественные организации - профсоюзы, комсомол и другие - продолжало осуществлять идеологический контроль над общественной жизнью в государстве. В результате сохранялись всеобщая идеологизация социальной и культурной жизни, идеологический диктат КПСС, навязывалось единомыслие.

    . Концепция «развитого социализма». В рамках курса на стабилизацию партийные идеологи были вынуждены отказаться от утопической идеи о скором переходе к коммунизму и отмирании государства. В новую Конституцию вошло понятие «развитого социализма», дававшее возможность пропагандировать новые достижения «самого передового» строя, выдвигать новые социальные цели без указания сроков их достижения.

    Окончательное оформление получило положение об отсутствии в стране «социальных групп, враждебных, противостоящих или чуждых социалистическому обществу». В Конституции было заявлено о сформировании в СССР «новой социальной и интернациональной общности - советский народ». В условиях развитого социализма КПСС становилась «партией всего народа», Советы - Советами народных депутатов. Даже интеллигенция окончательно стала «народной». Полностью было отброшено ее разделение на «буржуазную» и «рабоче‑крестьянскую».

    В условиях «холодной войны» и господства коммунистической идеологии в СССР невозможно было отказаться от положения о противостоянии двух мировых систем - социалистической и капиталистической. Но в соответствии со временем утверждалось, что борьба двух систем продолжалась главным образом в идеологической сфере. Состояние общества было уже таковым, что когда речь шла о «буржуазном влиянии», то имелись в виду не «иностранные шпионы и диверсанты» (что было характерно для 30-40‑х гг.), а «отдельные отщепенцы», по отношению к которым проводились точечные репрессии и информация о которых редко становилась гласной.

    2.3. Эволюция правящей элиты. В эти годы происходила дальнейшая централизация партийно‑государственного аппарата, усиление власти партократии.

    Прежде всего были приняты меры по консервации личного состава высшего руководящего слоя. В 1966 г. было отменено требование периодической ротации (замены) партийных кадров, их сменяемость по сравнению с предыдущим периодом сократилась в три раза. Назначенные в 60-70‑е гг. руководители занимали свои посты в течение 15-20 лет (в результате средний возраст выдвиженцев составлял более 56,6 лет). Во второй половине 70‑х - начале 80‑х гг. произошла прочная стабилизация партийной элиты и прекращение ее пополнения снизу. Система номенклатуры со своими правами, привилегиями, иерархией стала замкнутой и закрытой. Выросло влияние узкого круга членов Политбюро - руководителя КГБ Ю. В. Андропова, министра обороны Д. Ф. Устинова, министра иностранных дел А. А. Громыко.

    Отсутствие гласности и атмосфера всепрощенчества способствовали разложению части партийно‑государственного аппарата. Развивалась коррупция, происходило сращивание партноменклатуры с элементами преступного мира. Энергия руководителей направлялась не на планомерную работу, а на получение результатов любой ценой (отсюда призывы дать: «6 миллионов тонн узбекского хлопка», «1 миллион кубанского риса», «Казахстанский миллиард зерна» и др.).

    2.4. Национальный вопрос в СССР.

    СССР являлся унитарной федерацией с жестко унифицированной, централизованной системой государственно‑административного управления. В его составе было 53 национально‑территориальных образования - союзные и автономные республики, автономные области и округа. По переписям 1979 и 1985 гг. была выделена 101 этническая группа.

    Основу этого национально‑государственного единства составляла КПСС. Партийные комитеты национальных республик были лишь ее региональными отделениями. При этом бюрократический централизм партийной системы делал национальные элиты надежными помощниками единой властной структуры КПСС.

    За годы социализма в СССР этнонациональным группам были гарантированы территориальная автономия, образование и деятельность культурных институтов на национальных языках, а также создание местных кадров и собственной национальной номенклатуры - кланов (одного из факторов будущего дезинтеграционного процесса на территории СССР).

    В этой ситуации национальный вопрос в СССР считался решенным «полностью и окончательно» (победа социализма как бы автоматически исключала возможность национальных конфликтов и противоречий на территории советского государства). Подтверждением этого становился тезис о формировании новой интернациональной общности - «советский народ».

    Русские в СССР, составлявшие 51,3 % общей численности населения и занимавшие 3 / 4 территории СССР, не пользовались какими бы то ни было преимуществами перед другими нациями и народностями. Наоборот, в РСФСР никогда не было республиканской компартии и, соответственно, центральных органов ее управления (российского ЦК). Поэтому Российская Федерация находилась в сфере прямого (из ЦК КПСС) управления. Это вело к тому, что с русскими ассоциировался центр союзного государства, а в характер взаимоотношений между республиками вошло понятие «старшего» и «младшего брата».

    . Скрытые причины межэтнических конфликтов. За годы советской власти этнические меньшинства в ряде республик (особенно закавказских, например, в Грузии - в отношении мегрельского и сванского языков, в Азербайджане - курдского и лезгинского) подверглись ассимиляции и дискриминации со стороны титульных наций. В этом крылись причины будущих межэтнических конфликтов (армян против азербайджанцев в Карабахе, осетин против грузин и т. д.). Изменение границ автономий и несовпадение, как правило, этнического расселения и политической государственности вели к территориальным спорам между этносами, которые вызвали в будущем конфликты между Чечней и Дагестаном, Чечней и казаками, Ингушетией и Северной Осетией и т. д.

    Комплекс «младшего брата» выдвинул к концу 80‑х гг. на первый план национальные проблемы.

    2.5. Духовная жизнь общества в 70‑е гг. была сложной и противоречивой. С одной стороны, парадность и догматизм, идеологизация науки и культуры, с другой - медленный, но неизбежный рост протеста. «Оттепель» не прошла бесследно, менее плотным стал «железный занавес».

    Все более увеличивался разрыв между рядовыми гражданами и власть предержащими, возрастало социальное расслоение, что негативно сказалось на духовном состоянии общества. В нем нарастала социальная апатия, нормой становилась двойная мораль как «наверху», так и «внизу». При этом у значительной части населения сохранялся оптимизм в отношении социалистического строя.

    Если в рабочей среде это проявлялось в прогулах, пьянстве, анекдотах о высшем руководстве страны, то в среде интеллигенции характерной стала негласная критика советского строя, обсуждения «на кухне» проблем политического, социального и экономического положения в стране.

    Наиболее радикальным, хотя и наименее массовым, выражением несогласия и протеста стало диссидентское движение. В его рядах были представители творческой интеллигенции, национальных меньшинств, верующие. Ко второй половине 60‑х гг. относится зарождение правозащитного движения, активным участником которого стал академик А. Д. Сахаров. На его основе были созданы Комитет прав человека в СССР; Московская Хельсинкская группа, Христианский комитет прав верующих и др. Диссиденты организовывали акции протеста (в частности, в связи с событиями 1968 г. в Чехословакии), пытались наладить выпуск нелегальной литературы. Затем основной формой их деятельности стали протесты и обращения в адрес высших руководителей страны и правоохранительных органов (как, например, «Письмо вождям Советского Союза» А. И. Солженицына). Несмотря на свою немногочисленность, диссидентство представляло моральную и идеологическую угрозу системе.

    В качестве защитной меры властей по предложению председателя КГБ Ю. В. Андропова специально было создано Пятое управление КГБ, которое использовало в своем арсенале борьбы с диссидентством аресты, судебные преследования, высылку за границу, направление на «лечение» в психиатрические больницы, а поначалу и «открытые процессы» (как, например, над писателями А. Д. Синявским и Ю. М. Даниэлем в 1966 г.). Но в 70‑е гг. преследование «отщепенцев» уже не афишировалось, все шире практиковалась их высылка за рубеж.

    3. Социально‑экономическое развитие страны

    Особенностью внутренней жизни СССР рассматриваемого периода являлось сочетание неосталинизма в общественно‑политической теории и практике и поиска путей дальнейшего социально‑экономического развития. Первое время руководство страны еще сохраняло преобразовательные импульсы эпохи Хрущева, но только в плане ограниченной экономической реформы. Затем попытки серьезных хозяйственных преобразований ослабли, хотя и не прекратились полностью.

    3.1. Хозяйственно‑экономическая реформа 1965 г. стала самой крупной за весь послевоенный период попыткой перестройки экономики. Реформа была задумана еще при Н. С. Хрущеве и проводилась под руководством Председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. Она затронула управление, промышленность, строительство, сельское хозяйство.

    Реформа должна была развиваться в нескольких направлениях.

    Реформа началась с проведения новой административной централизации, упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств (отраслевого управления).

    Вторым направлением реформы стало введение хозрасчета на предприятиях, что, однако, не означало реабилитации рыночных отношений или перехода к «социалистическому рынку».

    Существенные изменения произошли в системе управления

    промышленностью и строительством: сократилось число планируемых сверху показателей. Основой оценки деятельности предприятий должны были стать объем реализованной (а не произведенной) продукции, рентабельность производства, размер прибыли. Финансирование промышленного строительства также предполагалось осуществлять не за счет дотаций, а путем кредитования.

    В целях экономического стимулирования на предприятиях образовывались специальные фонды: фонд материального поощрения рабочих и служащих, фонд соцкультбыта (социально‑культурных нужд и жилищного строительства) и фонд самофинансирования предприятия.

    . Итоги реформы в промышленности. В течение 1964-1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были апробированы отдельные механизмы реформы хозяйственного управления. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. По важнейшим социально‑экономическим параметрам период 1966-1970 гг. был наилучшим за последние 30 лет. Объем промышленного производства возрос в полтора раза. Было построено около 1900 крупных предприятий (в том числе Волжский автозавод в Тольятти, КамАЗ и др.).

    Однако с самого начала проявилась противоречивость и непоследовательность реформы. Неудачным был шаг по одновременному расширению прав предприятий и воссозданию министерств (органов административного управления). Реализация реформы встретила мощное сопротивление административно‑хозяйственного аппарата. Оптовые цены на продукцию по‑прежнему устанавливались в директивном порядке. В торговле, сбыте, снабжении реформа проводилась только в виде опыта на отдельных предприятиях. Реформа почти не коснулась финансов и ценообразования. В результате она не затронула основ хозяйственного механизма, а многие ее меры в дальнейшем были свернуты. В 1970‑е гг. начался общий спад темпов развития народного хозяйства.

    3.2. Промышленность и научно‑технический прогресс.

    . Приоритеты в развитии промышленности. Советская промышленность продолжала развиваться по пути расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли. Страна вышла на первое место в мире по объему производства нефти, газа, а также чугуна, стали, тракторов и минеральных удобрений.

    Стержнем экономики оставались топливно‑энергетический и военно‑промышленный комплексы.

    . Топливно‑энергетический комплекс. Форсированными темпами развивалась нефтегазодобыча в Западной Сибири: если в 1971-1975 гг. она составляла 11 % общего объема капиталовложений, то в 1981-1985 гг. - 14 %, а в 1992 г. - уже 21 %. В 1980 г. комплекс давал 10 % мировой добычи нефти и газа. В 1970‑е гг. ускорение получила угледобыча, в частности, были созданы два крупнейших территориально‑производственных комплекса в Казахстане (Павлодарско‑Экибастузский ТПК) и в Краснодарском крае - Канско‑Ачинский топливно‑энергетический комплекс (КАТЭК). Освоение районов Сибири и Дальнего Востока вызвало необходимость сооружения Байкало‑Амурской магистрали (БАМ) протяженностью 3145 км (строительство началось в 1974 г.).

    С 1960 по 1985 г. доля топливно‑сырьевого экспорта в СССР поднялась с 16,2 до 54,4 %, а сложной техники упала с 20,7 до 12,5 %. Получаемые «нефтедоллары» государство использовало крайне неэффективно - они вкладывались в «долгострои» (незавершенное строительство), тратились на закупку западного оборудования и импорт продовольствия.

    . Военно‑промышленный комплекс. С приходом к власти Л. И. Брежнева ускорилось развитие оборонных программ. С 1967 г. началась массовая установка в подземных шахтах баллистических ракет - залог будущего военно‑стратегического паритета с США. Была создана высокоэффективная система противовоздушной обороны (ПВО), в том числе и противоракетной (ПРО), укреплялась военная база авиации и флота. С 1976 г. в Восточной Европе началась установка ядерных ракет средней дальности.

    Паритет в вооружениях с США обеспечивался работой предприятий военно‑промышленного комплекса, на который приходилось около 2 / 3 продукции советского машиностроения. На нужды ВПК расходовалось ежегодно свыше 45 % бюджетных средств, выделявшихся промышленности.

    . Научно‑технический прогресс. Удельный вес отраслей, определявших научно‑технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, электроэнергетики), в валовой (количественной) продукции, вырос с 25 % в 1970 г. до 38 % в 1985 г. В индустриально развитых державах он достигал 55-65 %. На фоне развития мировой экономики осознавалась потребность перехода к интенсивным методам производства, что проявилось в сокращении (в 4 раза) числа сооружаемых крупных предприятий. Создавались научно‑производственные объединения, возникли новые отрасли - роботостроение, микроэлектроника, атомное машиностроение и др.

    Однако определяющими для развития экономики эти тенденции не стали. К 1985 г. в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США - 1,5 млн новейших ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров и ЭВМ). К началу 80‑х гг. в СССР труд 40 % промышленных рабочих и до 75 % работников сельского хозяйства не был механизирован.

    3.3. Развитие сельского хозяйства.

    . Аграрная реформа 1965 г. и ее результаты. Аграрная политика нового руководства характеризовалась крупными капиталовложениями в сельское хозяйство, превысившими Vs часть всех инвестиций. В области сельского хозяйства пленум ЦК КПСС (март 1965 г.) наметил меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов труда. Был ослаблен контроль над колхозами, повышены (в среднем на 20 %) цены на сельхозпродукцию, устанавливался на 6 лет твердый план госзакупок, вводилась 50 % - я надбавка за сверхплановую продукцию, были сняты некоторые ограничения на личные подсобные хозяйства, доля которых в общем объеме сельскохозяйственного производства оставалась значительной. В 1970 г. совокупная рентабельность совхозного производства составила 22 %, а колхозного - 34 %.

    . Спад сельскохозяйственного производства. Колоссальные капиталовложения (в 4 раза больше, чем за все время с начала 20‑х гг.), направлявшиеся в сельское хозяйство, использовались неэффективно, вкладывались не в интенсификацию сельскохозяйственного производства, а в строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, тратились на непродуманную мелиорацию и химизацию почвы. Развернулось освоение Нечерноземной зоны РСФСР, рассчитанное на 15 лет. При этом упор делался на агропромышленную интеграцию - объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают. Созданные на этой основе агропромышленные комплексы тем не менее не стали жизнеспособными экономическими органами, превратившись в очередную административную структуру. В 1985 г. в добавление ко всему был создан Госагропром СССР.

    Со второй половины 70‑х гг. ситуация в сельском хозяйстве стала приобретать кризисный характер. Валовой прирост сельскохозяйственной продукции в СССР составлял: в восьмой пятилетке (1965-1970) - 21 %, девятой (1971-1975) - 13 %, десятой (1976-1980) - 9 %, одиннадцатой (1981-1985) - 6 %. Соответственно темпы роста сельхозпроизводства в первой половине 60‑х гг. составили 4,3 %, в начале 80‑х гг. - лишь 1,4 %. Большинство колхозов и совхозов за годы пятилеток оказались убыточными, в результате государство продолжало осуществлять массовые закупки зерна за рубежом (в среднем 40 млн т в год и более). Не помогла выходу из кризиса и принятая в 1982 г. Продовольственная программа.

    3.4. «Застой» в экономике.

    К началу 70‑х гг. экономика СССР находилась в состоянии стагнации. С 1970 г. началось снижение основных экономических показателей. Темпы прироста национального дохода упали с 7,7 % в восьмой пятилетке (1965-1970) до 3,8 % в одиннадцатой пятилетке (1981-1985). Соответственно с 6,8 до 3 % сократились темпы роста производительности труда.

    Несмотря на усилия по интенсификации производства - кампании по снижению металлоемкости, повышению наукоемкости, фондоотдачи, эффективности и т. д., экономика сохраняла экстенсивный характер. Попытки выработки стимулов «социалистического труда» (организация социалистического соревнования, апелляции к «рабочей совести») не приносили реального результата. Самые эффективные из них, такие как введение «щекинского метода», создавшего экономические стимулы труда рабочих, выхолащивались и ограничивались советскими управленцами.

    В результате ставка делалась на закупки по импорту промышленного оборудования, товаров широкого потребления и зерна в обмен на экспорт энергоносителей (в первую очередь нефти). К концу 70‑х гг. в условиях спада отечественного производства обнаружились признаки товарного голода, увеличился дефицит.

    За годы правления Брежнева проявился кризис централизованного планирования экономики, которое включало в себя до 1,5 тыс. обязательных плановых показателей. Ни один из трех пятилетних планов, принятых в эти годы, не был выполнен. В результате каждый последующий план строился на показателях, заниженных по сравнению с предыдущим.

    В рассматриваемый период продолжился процесс бюрократизации государственного аппарата управления экономикой и другими сферами общественной жизни. Число министерств возросло с 20 (в 1938 г.) до 160 (в 1985 г.), соответственно выросла общая численность управленческого персонала всех уровней (к середине 80‑х гг. - 18 млн человек)

    3.5. Социальная сфера.

    . Демографические проблемы. За весь послевоенный период СССР превратился в одну из наиболее урбанизированных стран. Возросла численность городского населения (62 %) и сократилась доля сельского. В 60-70‑е гг. из‑за снижения рождаемости на 25 % и увеличения смертности на 15 % прирост трудоспособного населения упал к началу 80‑х гг. с 2 до 0,25 %.

    . Уровень жизни в СССР медленно повышался до середины 70‑х гг., а затем более чем пятилетие не изменялся. Возросла заработная плата. Продолжались инвестиции в здравоохранение, образование, спорт, отдых. При этом господство общественной собственности предопределило высокий удельный вес социальных благ, получаемых населением бесплатно (жилье, образование, медицина, отдых).

    . На рубеже 70‑х - 80‑х гг. с развитием кризисных явлений положение в социальной сфере начало ухудшаться. Рост населения и падение темпов сельскохозяйственного производства привели к обострению продовольственной проблемы. Концентрация средств преимущественно в тяжелой промышленности, дорогостоящие военные и космические программы ограничивали возможности решения социальных задач, консервировали уровень жизни советских людей, а затем привели к его снижению.

    Социальная сфера финансировалась по остаточному принципу. К началу 80‑х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал 77‑е место в мире, по продолжительности жизни - 35‑е, по уровню детской смертности - 50‑е.

    4. СССР в системе международных отношений

    4.1. Основные направления внешней политики СССР включали в себя:

    Укрепление социалистического лагеря;

    Стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами;

    Поддержку международного коммунистического движения, национально‑освободительных и революционных сил в странах «третьего мира».

    Изменилось отношение советского руководства к принципу интернационализма, который был заменен политикой с позиции силы (или «ограниченного суверенитета» стран, называвших себя социалистическими). Отказавшись от идеи мировой революции, СССР рассматривал борьбу за собственные геополитические интересы в мире как форму мирного соревнования двух систем.

    С 1957 по 1985 г. министром иностранных дел СССР был А А Громыко.

    4.2. Разрядка международной напряженности. Противоречия курса.

    Начало 70‑х гг. было отмечено радикальным поворотом в сторону разрядки международной напряженности. Этому способствовал и достигнутый к 1969 г. Советским Союзом военно‑стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между ними (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись двусторонние встречи глав СССР и США.

    Результатом советско‑американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ‑1 ) ив 1979 г. - ОСВ‑2. В 1972 г. был заключен договор между СССР и США по противоракетной обороне (ПРО). Процесс разрядки был закреплен Хельсинкским Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.). Европейские страны, в том числе СССР, а также США и Канада подписали Заключительный акт совещания, который зафиксировал военно‑политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после Второй мировой войны. Важным итогом Хельсинки было обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах‑участницах.

    Основным противоречием международных отношений 1970‑х гг. являлась не прекращавшаяся гонка вооружений, ответственность за которую несли как американская, так и советская сторона, первоначально преследовавшая цель «догнать» Соединенные Штаты по стратегическим вооружениям, а затем поддерживать «военно‑стратегический паритет».

    Создание новых видов вооружений и содержание огромной армии изматывали СССР значительно больше, чем западные страны, обладавшие во много раз большим экономическим потенциалом. Так, рост военных расходов США со 122 млрд долл. в 1979 г. до 284 млрд в 1985 г. подтолкнул СССР к затратам за пятилетие на сумму более триллиона долларов.

    4.3. СССР и социалистический лагерь.

    Приоритетной задачей в этой области дипломатии стало укрепление пошатнувшихся в связи с десталинизацией позиций СССР в социалистическом лагере. Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70‑х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь, а подчас и прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

    В условиях, когда в странах Восточной Европы зрело недовольство советской политикой вмешательства, США в отношении стран Восточной Европы проводили собственную политику «мирного проникновения», которая дала результаты уже к концу 70‑х гг.

    В рассматриваемый период продолжилось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном острове Даманском, в ходе которого с советской стороны погибло 152 человека. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта, учитывая, что в идеологической сфере китайское руководство продолжало выступать против «советского ревизионизма», а СССР, в свою очередь, критиковал «китайский гегемонизм».

    4.4. СССР и страны «третьего мира».

    Советский Союз осуществлял последовательную поддержку национально‑освободительных сил в развивающихся странах, провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР.

    Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд руб. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны (удерживая в этой области первое место в мире с конца 50‑х - до середины 80‑х гг.). Ежегодные поставки оружия осуществлялись на сумму 12 млрд долл. (при этом многие «братские» страны брали в долг, который исчисляется миллиардами долл.).

    В странах Азии, Африки и Латинской Америки противостояние СССР и США разворачивалось особенно широко, несмотря на разрядку. США, как и СССР, оказывали широкую помощь, в том числе военными специалистами, своим сторонникам в странах «третьего мира». Эта борьба отнимала у Советского Союза огромные средства.

    В странах «третьего мира» интересы СССР столкнулись также с интересами Китая, который заметно укрепил здесь свои позиции.

    Во второй половине 70‑х гг. СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Анголе, Мозамбике, Эфиопии).

    . Вторжение в Афганистан. В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан. Это была попытка изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство во главе с Брежневым понимало, что своей интервенционистской акцией СССР противопоставил себя подавляющему большинству стран, прежде всего США и Китаю.

    4.5. Обострение «холодной войны». Используя «афганский фактор», Запад развернул широкую антисоветскую кампанию. Почти все ведущие капиталистические страны объявили СССР научно‑техническую блокаду, используя Комитет по экспортному контролю (КОКОМ), созданный в 1949 г. в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американцы бойкотировали XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве (в ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду‑84 в Лос‑Анджелесе). В 1979-1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС‑20).

    В результате в начале 80‑х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы СОИ (стратегической оборонной инициативы).

    4.6. Итоги внешней политики.

    За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и от нее к новому обострению международной напряженности.

    В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

    В советской внешнеполитической концепции действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские. Тезис о советской экспансии служил основой для сплочения государств иной социальной системы против СССР (прежде всего в рамках НАТО).

    У советского руководства было два серьезных достижения: обеспечение военно‑стратегического паритета с США и политика разрядки первой половины 70‑х гг. Но к началу 80‑х гг. СССР втянулся в очередной виток гонки вооружений, который еще более подрывал и без того ослабленную советскую экономику.

    5. Выводы

    1. В результате экономических реформ второй половины 60‑х гг. и отказа от крайностей политики 40‑х и 50‑х гг. СССР в начале 70‑х гг. удалось активно развивать социальные, образовательные и прочие программы, благодаря чему было достигнуто ощутимое повышение уровня жизни населения.

    2. В то же время первоначальные попытки руководства во главе с Брежневым совместить административно‑командную систему с материальным стимулированием показали, что возможности советской экономической модели уже исчерпаны. Советская экономика (за исключением ВПК) осталась на индустриальной стадии, между тем как экономика ведущих стран мира поднялась на стадию постиндустриальных научно‑информационных технологий.

    3. На смену реформе 1965 г. пришли контрреформы, усилившие централизацию и позиции ведомственной бюрократии. Возраставшее несоответствие директивного планирования и внеэкономических методов хозяйствования требованиям развитого индустриального и зарождавшегося научно‑индустриального производства вызывали объективную потребность в изменении экономических порядков в СССР.

    4. Замедление экономического роста, свертывание социальных программ к началу 80‑х гг. в значительной степени было связано с огромными военными затратами и проведением военно‑стратегической и внешнеполитической линий на закрепление за СССР статуса супердержавы.

    5. В целом усилия руководства страны к стабилизации в существующих социально‑экономических и политических условиях привели к «застою». Нараставшие кризисные явления в экономике и внешней политике, противоречивость национальной политики свидетельствовали о приближении общего кризиса. При этом подобные процессы могли развиваться еще многие годы, поскольку реальный политический кризис в сложившейся духовной и социопсихологической атмосфере не угрожал властной системе, а уровень социально‑экономического развития воспринимался большинством населения как приемлемый.

    После продолжительной эпохи застоя и правления Л.И. Брежнева в СССР постепенно накапливались внутренние и внешние проблемы, наступал кризис. В первую очередь это был экономический кризис, связанный с всевластием чиновников, бюрократией, геронтократией в руководстве страны. Также это был кризис экономический - спад советской экономической системы и производительности труда. На фоне всего этого в Советском Союзе развился также социально-духовный кризис - из-за безысходности и отсутствия альтернативы. Кроме того, СССР во внешней политике явно начинал сдавать свои позиции и проигрывать холодную войну к 1980-м гг. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.

    Рис. 2. Ю.В. Андропов - Генеральный секретарь ЦК КПСС ()

    Рис. 3. К.У. Черненко - Генеральный секретарь ЦК КПСС ()

    Кроме политического, Советский Союз постиг также идеологический кризис. Марксистско-ленинское учение не обновлялось уже много лет. Ответственные за идеологию люди в партии во главе с М.А. Сусловым (рис. 4) считали, что любое обсуждение или сомнение в идеалах коммунизма - это плохо. В СССР присутствовал некий догматизм и формализм в государственной идеологии. Капитализм в Советском Союзе считали загнивающим строем (рис. 5). Но без объяснений оставался тот факт, что на Западе люди при капиталистическом, более отсталом, по мнению руководства СССР, строе жили лучше, чем в СССР при социализме.

    Рис. 4. М.А. Суслов - руководитель отдела идеологии ЦК КПСС ()

    Рис. 5. Советский антикапиталистический плакат ()

    Еще один кризис, затронувший советское общество в 1980-х гг., был кризисом власти. Советские граждане перестали к этому времени верить властям из-за насаждавшейся идеологии и регламентации поведения сверху. Люди на работе говорили одно, что они преданы идеалам социализма, а с друзьями и близкими обсуждали запрещенных авторов, слушали не одобряемую властями музыку, вели беседы в русле совсем других взглядов и интересовались диссидентским движением. Поэтому они уставали от постоянной скрытности, лицемерия и вранья. Все это говорило о том, что кризис имел место быть в Советском Союзе того времени.

    Последним фактором кризиса в СССР середины 1980-х гг. было то, что граждане Советского Союза начали слушать не советские радиопередачи, а зарубежные, например передачи радиостанций «Голос Америки», «Радио Свобода», «Немецкая волна» и др. Людям хотелось узнать, как им казалось, правду о том, что происходит в окружающем мире.

    Показатель экономики - производительность труда - в СССР в 1970-1980 гг. стала неуклонно падать. Это говорило о том, что люди стали хуже работать, что научно-технический прогресс и организация труда отставали в своем развитии. Таким образом, СССР в своем экономическом развитии отставал от Запада.

    Также было показательным то обстоятельство, что многие заводы в Советском Союзе работали неэффективно и не окупались. Эти заводы поддерживались государством. Это было еще одним показателем того, что экономика СССР шла на спад.

    Огромный дефицит товаров в магазинах СССР в 1970-1980 гг. тоже характеризовал состояние советской экономики (рис. 6). Причем, это были товары первой необходимости, в том числе продовольственные. Кроме того, система распределения товаров в стране дала сбой, поэтому власти ввели карточную систему.

    Рис. 6. Очередь в магазине СССР за хлебом ()

    Наконец, в то время возникла такая проблема, как инфляция - обесценивание денег. Это случилось потому, что денег у населения Советского Союза было много, а товаров мало; власти не решались повышать цены, поэтому происходило обесценивание денежной массы.

    Также в СССР существовала скрытая безработица - такая ситуация, когда рабочая сила в стране официально была оформлена, но почти не использовалась и получала минимальную зарплату.

    Все эти черты показывали, что в СССР к середине 1980-х гг. существовал экономический кризис.

    Политические и экономические недостатки 1970-1980 гг. нашли свое отражение и в социальной сфере государства. Достаточно серьезно росли социальные проблемы. Одной из них был рост алкоголизма среди населения (рис. 7), на почве которого возникали и другие проблемы. Ели люди не начинали пить, то они уходили в себя. Все эти явления наблюдались среди населения из-за проблем в жизни и отсутствия перспектив.

    Рис. 7. Советский плакат борьбы с алкоголизмом ()

    Несмотря на кризис советского общества, в СССР он проходил не так жестко как в странах Восточной Европы. Это было возможно благодаря размерам Советского Союза - в такой огромной стране людям все-таки возможно было найти работу или подработку, чтобы заработать себе средства для существования, например, можно было поехать на Север, на строительство БАМ (рис. 8) или на Юг.

    Рис. 8. Строительство БАМ ()

    После прихода к власти в Америке Р. Рейгана (рис. 9), в Великобритании - М. Тэтчер (рис. 10), в Германии - Г. Коля (рис. 11) отношения у Л.И. Брежнева, а затем и у Ю.В. Андропова и К.У. Черненко с западными странами нарушились. С их стороны проводилась всемерная антисоветская пропаганда. Лозунги этой пропаганды на Западе были очень популярны среди населения этих стран.

    Рис. 9. Р. Рейган - президент США ()

    Рис. 10. М. Тэтчер - премьер-министр Великобритании ()

    Рис. 11. Г. Коль - канцлер Германии ()

    Кроме того, во время холодной войны 1970-х - 1980-х гг. между странами социализма и капитализма происходили небольшие военные столкновения в Анголе, Эфиопии, Конго. Однако СССР попросту растрачивал себя, так как не мог экономически обеспечивать активную внешнюю политику и участвовать в гонке вооружений.

    С одной стороны, СССР проигрывал гонку вооружений с западными странами и холодную войну к 1980-м гг. Но с другой стороны, Советский Союз практически в одиночку противостоял крупнейшим западным экономикам мира в течение сорока лет. Это говорит о том, что, безусловно, внешнеполитический кризис СССР имел место быть в это время, однако не нужно преувеличивать его масштабы.

    Но была одна проблема, которая беспокоила всех граждан СССР в 1980-е гг. - Афганская война. Люди ощущали на себе ведение этой незримой для них войны как внутренне, так и внешне.

    Итоги развития СССР в период застоя были очень противоречивыми. С одной стороны, у Советского Союза в то время было второе место в мире по мощи, значимости и влиянию. СССР, безусловно, являлся сверхдержавой. В стране было повышено качество жизни советских людей. С другой стороны, в СССР к середине 1980-х гг. было обнаружено много проблем, которые показали, что нужно было что-то менять в стране.

    Список литературы

    1. Арбатов, Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953-1985 гг.) Свидетельство современника / Г.А. Арбатов. - М., 1991.
    2. Безбородов, А.Б. Власть и научно-техническая политика в СССР середины 50-х - середины 70-х годов / А.Б. Безбородов. - М.: Мосгорархив, 1997.
    3. Восленский, М. Номенклатура, господствующий класс Советского Союза / М. Восленский. - М.: Советская Россия, 1991.
    4. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX - начала XXI в. 9 класс. - М.: «Просвещение», 2012.
    5. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. - М.: «Вентана-Граф», 2012.
    6. Пихоя, Р.Г. СССР: История власти. 1945-1991 / Р.Г. Пихоя. - М., 1998.
    7. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века / под ред. В.А. Золотарева. - М., 2000.
    8. Советское общество: Возникновение, развитие, исторический финал: в 2 т. / под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. - М., 1997.
    1. Kabanik.ru ().
    2. Studopedia.ru ().
    3. Studopedia.ru ().
    4. Histerl.ru ().

    Домашнее задание

    1. Расскажите о политическом кризисе СССР середины 1980-хх гг. Чем он был вызван? Какие последствия этого кризиса вы можете назвать?
    2. Охарактеризуйте положение экономики СССР в 1970-1980 гг.
    3. В чем заключался социальный кризис в СССР в середине 1980-х гг.? Какие явления в общественной жизни Советского Союза его породили?
    4. Каково было положение СССР на международной арене в 1970-1980 гг.?

    Начало эпохи застоя

    Несмотря на неприятие брежневской системой реформ, во время правления Брежнева не произошло реставрации сталинского режима. Важнейшие преобразования системы, которые произошли после смерти Сталина, сохранились и после свержения Хрущева. Так, например, не произошло возвращения к массовому террору. Партийная олигархия стремилась всячески препятствовать появлению деспотического произвола, так как понимала, что сама может стать его жертвой. Бюрократический аппарат, прочно стоявший у руля, не нуждался в чрезвычайных методах для укрепления своей власти. Теперь людей XX съезда или просто смелых реформаторов не расстреливали, как в 30-е годы. Их молча смещали, оттесняли, подавляли. Везде царила «посредственность».

    Важнейшие различия между хрущевским и брежневским периодами лежат, скорее, в идеологической сфере. Вера Хрущева в коммунистические идеалы, в превосходство социалистической системы над капиталистической до конца оставалась нерушимой. Он свято верил в то, что светлое будущее действительно скоро наступит. Такими же идеалистами были поколения XX и XXII съездов партии, так называемые «шестидесятники», которые верили в возможность реформирования «реально существующего социализма».

    Для бюрократов, пришедших к власти после «шестидесятников», вера в коммунистические идеалы не играла почти никакой роли. Стремление к светлому будущему они рассматривали как пустую мечтательность. Они только симулировали веру в коммунистические идеалы, а убежденные коммунисты воспринимались ими как нарушители спокойствия.

    Кризис СССР и эрозия коммунистических идеалов

    Эрозия коммунистических идеалов, наблюдавшаяся в эпоху Брежнева, не представляла реальной угрозы для стабильности режима. Напротив, многие полагали, что под давлением модернизации коммунизм станет прагматическим и технократическим и, тем самым, в большей мере будет похож на современные индустриальные общества Запада. Так родилась теория конвергенции.

    Брежневское руководство также не осталось бездеятельным в области интерпретации марксизма -ленинизма и разработало теорию «развитого социалистического общества».

    В преамбуле к Конституции СССР 1977 года записано:

    «В СССР построено развитое социалистическое общество... Это – общество, в котором [...] постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные условия для всестороннего развития личности. Развитое социалистическое общество – закономерный этап на пути к коммунизму».

    Замечание 2

    Несмотря на то, что брежневский режим конституционно закрепил руководящую роль КПСС в гораздо большей степени, чем его предшественники, стабильность этого режима была обманчивой.

    Экономически и технологически Советский Союз начал все больше отставать от Запада. Сверхцентрализованные структуры системы планового хозяйства СССР усилили бюрократическую косность режима, стремление к инновациям было практически задушено.

    Все эти обстоятельства привели к резкому замедлению экономического роста:

    • в 1966-1970 годах средний годовой рост национального дохода составлял 7,7%,
    • в 1979-1982 годах – только 3,1%.

    Границы так называемого «экстенсивного роста», то есть экономического развития без повышения производительности труда и капитала, были уже достигнуты.

    Брежнев, здоровье которого с 1974 года пошатнулось, практиковал, как уже было сказано, стиль руководства, основанный на консенсусе с партийно-государственным аппаратом, что полностью соответствовало чаяниям правящей элиты. Эта элита нуждалась не в руководителе, а в выразителе своих интересов. Им и был Брежнев. Бурлацкий писал: «Окружавшие его люди жаждали только одного: – чтоб жил этот человек вечно – так хорошо им было».

    Неудачи реформирования государства Андроповым

    Замечание 3

    Слишком активный генеральный секретарь, каким был Ю. В. Андропов, принявший партийное руководство в ноябре 1982 года после смерти Брежнева, только мешал правящей элите. Мероприятия Андропова по укреплению дисциплины, отставка восемнадцати министров и тридцати семи местных партийных руководителей, вызывали недовольство правящей бюрократии.

    Поэтому смерть Андропова в марте 1984 года – а он и без того половину своего правления провел на больничной койке – и выбор на пост генсека слабовольного и престарелого К. У Черненко партийная бюрократия восприняла с облегчением.

    Символичным показателем страха партийной олигархии перед принципиальными изменениями брежневской системы было то обстоятельство, что в первой половине 80-х годов во главе сверхдержавы по очереди находились трое престарелых Генеральных секретарей, которые больше боролись со своими болезнями, чем управляли государством. И только с третьей попытки Политбюро решилось на смену поколений. Генеральным секретарем был избран самый молодой член Политбюро – пятидесятичетырехлетний М. С. Горбачев