• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Кислова Татьяна

    В реферате ученицы 9 класса отражены различные молодежные группировки, им дана характеристика, основные отличительные черты

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 137

    Автозаводского района г. Нижнего Новгорода

    Неформальные молодежные организации и их влияние на личность подростка

    Выполнила ученица 9 а класса

    МБОУ СОШ №137 Кислова Татьяна

    Проверила

    Преподаватель - организатор ОБЖ

    Землянуха Е.Е.

    г. Нижний Новгород

    2012

    Вступление.................................................................................................................

    1.4. Политические неформальные организации.

    2. Функции молодежных группировок

    Практическая часть

    Заключение.

    Вступление

    Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
    За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы».

    Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
    Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
    Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

    1. Виды молодёжных организаций

    Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

    1.1 Музыкальные неформальные молодёжные организации.

    Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

    Битломания оказала сильное влияние на культуру в целом и на музыку в частности. Многие известные люди в разных странах мира в своё время были «битломанами» и это оказало влияние на их творчество.

    Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты . Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные – «Ария» и т. д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей. Металлисты (металхэ́ды, металлюги или мета́ллеры) - это молодёжная субкультура , вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1970-е годы.

    Субкультура широко распространена в Северной Европе, достаточно широко - в России, Украине, Беларуси, в Северной Америке, есть значительное количество ее представителей в Южной Америке, Южной Европе и Японии. На Ближнем Востоке, за исключением Турции и Израиля, металлисты (как и многие другие «неформалы») малочисленны и подвергаются преследованию.

    Слово «металлист» - русское, производная от слова «металл» с добавлением заимствованного латинского суффикса « -ист ». Изначально оно означало «жестянщиков», работников металлургии . Металлист в значении «поклонник тяжёлого металла » вошло в обиход в конце 1980-х.

    В английском языке аналогом русского «металлист» является metalhead - «металлоголовый», «помешанный на металле». Металлистов также называют жаргонными словами headbanger - «головотряс» и mosher - «толкающийся», в соответствии с поведением фанатов на концертах.

    В каждом языке возникают свои производные от слова metal для обозначения его поклонников. В испанском - metalero , в итальянском - Metallaro , в финском - hevari (от слова «Heavy»), в польском - metalowcy .

    Типичный ремень металлиста:

    1. Длинные волосы у мужчин (распущенные или собранные в хвост).
    2. Преимущественно чёрный цвет в одежде.
    3. Кожаная мотоциклетная куртка « косуха », кожаный жилет.
    4. Банданы.
    5. Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической групп ы.
    6. Напульсники - кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами (порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах. Также на ремне может располагаться пряжка с логотипом какой-либо метал-группы.
    7. Нашивки с логотипами любимых метал-групп.
    8. Короткие или высокие сапоги с цепями - « казаки ». Тяжелая обувь - «камелоты», «керзы», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).
    9. Кожаные штаны, армейские штаны, джинсы
    10. Клёпки и шипы на одежде и аксессуарах
    11. Часто - длиннополая одежда черного цвета (плащи, пальто)
    12. Мотоциклетные кожаные перчатки без пальцев
    1. В отличие от некоторых других субкультур, субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые особенности мировоззрения, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов.
    1. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служит средством отчуждения от «серой реальности», формой молодёжного протеста.
    1. В прессе появлялись исследования, утверждающие, что интеллектуальный уровень металлистов зачастую довольно высок, на основании чего делается вывод, что увлечение металлом может быть признаком интеллектуальности.. По результатам опроса 1000 одарённых подростков, проведённого в 2007 году, многие из них ответили, что слушают металл и другую рок-музыку тяжелых направлений для снятия стресса.
    1. Некоторые исследователи утверждают, что у слушателей тяжёлого рока и металла выше тяга к агрессии и депрессии . Однако психологи сходятся на том, что это не следствие, а причина увлечения тяжёлой музыкой. Более того: респонденты, показывавшие негативные тенденции, чувствовали себя лучше и увереннее после прослушивания любимой музыки. По их словам, тяжёлая агрессивная музыка помогает им выплескивать негативные эмоции, не копить их в себе. Таким образом, некоторые металлисты осознанно или неосознанно используют металл как средство психотерапии

    Не всю субкультуру металлистов, несмотря на бытующее мнение, следует считать деструктивной, так как для многих её представителей причиной объединения является именно увлечение «тяжёлой» музыкой, которая (за исключением некоторых групп) учит человека основополагающим моральным ценностям, таким, как сострадание, терпимость. Многие группы, в частности, отечественные команды Ария , Мастер , Catharsis , Чёрный Кофе , в своём творчестве затрагивают тематику борьбы добра со злом и проблему богоискательства. Агрессия , характерная для «металлических» текстов, в большинстве случаев является метафорой , а для многих групп (напр., Kreator , Metallica , Megadeth и др.) - предостережением, способом обратить внимание на «пороки» современного общества: на войны, терроризм и т. д.

    Особняком стоят группы, которые не пропагандируют что-либо антиобщественное или античеловеческое , но с их идеологией, которую они сами считают созидательной, сложно согласиться большей части общества. Так, многие антихристианские группы искренне считают христианство злом, а себя - борцами за справедливость. Таковы, например, многие пэган-метал группы. Некоторые блэк-металлические группы также пропагандируют нацизм и сами не считают эту идеологию антиобщественной.

    Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ. break-dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование-в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.
    Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.
    Битломаны –течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам – Полу Маккартни и Джону Ленону.

    1.2 Неформальные организации в спорте.

    Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты . Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространено и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т. д.

    Внешне фанатов легко различить.

    Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

    Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками ». Их называют рокеры . Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

    1.3 Философствующие неформальные организации.

    Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.
    Выделяются среди них хиппи . Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда-крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».
    Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именует себя «системой» (системные ребята, пиплз, пиплы). «Система» - это не имеющая чёткой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели «обновления человеческих отношений» через добро, терпимость, любовь к ближнему.

    Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом.
    Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация - чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество-идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.

    Хи́ппи (англ. hippy или hippie ; от разг. hip или hep , - «понимающий, знающий» (hipster - старое название субкультуры поклонников бибопа ) - философия и субкультура , изначально возникшая в 1960-х годах в США .

    Расцвет движения пришелся на конец 1960-х - начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм . Один из самых известных лозунгов хиппи: « Make love, not war !» , что означает: «Распространяйте любовь вместо войны!» или «Занимайтесь любовью, а не войной!» .

    Хиппи верит:

    • что человек должен быть свободным ;
    • что достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
    • что поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
    • что красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого - чисто духовная проблема;
    • что все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
    • что духовная община - идеальная форма общежития;
    • что все, думающие иначе, заблуждаются.

    В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:

    • Арт-группа « Фризия » (старейшая в Москве , художники).
    • Творческое объединение «Антилир» (Москва).
    • Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
    • «Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat )

    1.4 Политические неформальные организации.

    В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.
    Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

    Пацифи́зм (от лат. pacificus - миротворческий, от pax - мир и facio - делаю) - идеология сопротивления насилию ради его исчезновения. Пацифистское движение, движение за мир - антивоенное общественное движение , противодействующее войне и насилию мирными средствами, в основном осуждением их аморальности. Антивоенная демонстрация на акции против вторжения в Ирак в 2003 в Шеффилде , Великобритания . Часто смыкается с антимилитаристским и антиимпериалистическими движениями.

    Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций.

    Панк берёт своё начало в 60-х годах, когда под влиянием Beatles и Rolling Stones стали появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл.

    Относительно сырой и грубый звук, основанный всего лишь на нескольких аккордах, . К концу 1960-х вызывающе примитивное звучание, в соединении с вульгарной манерой поведения на сцене, стала культивировать американская команда.

    Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска « ирокез ». Носят джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под короткие тяжёлые ботинки (банки) и кеды. Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами, а также носят кеды. Манеру носить кеды начала группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»).

    Подобное отношение вызывало ответную реакцию - стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения зарубежной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.

    2. Функции молодежных организаций.

    Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни определяется потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.
    Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям характеризует молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

    Важнейшая функция молодёжного движения – проводник общественной жизни между местными, региональными, поколенческими зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами. По мере развития общества, усложнения его политической жизни растет количество общественных организаций и общественных движений, нарастает степень их политизации. Вместе с тем увеличивается и количество организаций и движений, вступающих во взаимоотношения друг с другом.

    Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.

    Прежде всего, сам слой «неформальности» как не зарегулированной общественной активности никогда не исчезнут с горизонтов развития человеческого сообщества. Общественный организм нуждается в своего рода живительной подпитке, которая не позволяет социальной ткани иссушаться и становится для человека непроницаемым, обездвиживающим футляром. Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Тогда реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни будет, определятся не только по процентам выполнения производственных заданий, но и потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.

    Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.

    Важнейшая функция молодёжного движения – стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма. Молодёжные инициативы становятся провоником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т.п. зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами.

    3. Особенности психологии неформальности.

    Психология неформальности включает в себя много слагаемых.

    1. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод.
    2. Зарождение и поддержание. Он начинает подрожать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и это его маскарад. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделение из окружающей среды - ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.
    3. Стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.
    4.Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп.
    Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.
    5. Завышение притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

    4. Влияние молодёжных группировок на личность подростка.

    Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

    Ради чего они стали неформалами ?

    Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7 %. Около 15 % находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11 % самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

    Возраст 11-12-15-16лет мы называем подростковым. Это период развития личности от детства к зрелости, к юношеству. Особенности этого периода зависимы отособенностей физического развития подростков. Но этот период обуславливается не только физическим и половым созреванием, но и развитием личности. В этот период идет нравственное развитие, формирование убеждений подростка. И чаще всего эти убеждения не совпадают с общественным мнением.

    В этот период ребенок задумывается над собой как над личностью, что приводит его к процессу самовоспитания. В это время начинается и формирование его характера, подросток сравнивает себя с окружающими сверстниками. В этот период и появляются «трудные» подростки, составляющие большинство в различных неформальных объединениях.

    Неформальное движение является, в какой-то мере, социальной группой –социально организованной общностью людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Правда, многие из них занимают различные позиции в отношении базовых социальных ценностей. Многие из неформальных групп являются асоциальными – ориентированными на удовлетворение потребностей лишь членов этой группы (хиппи, панки, рокеры, брейкеры, металлисты и т.п.), социально ориентированными (неонацисты, бритоголовые, рэдскины) и антисоциальными – откровенно преступными группами.

    Первостепенная причина ухода подростков в неформалы – это потребность в друзьях, конфликты дома или в школе, протест против формализма взрослых, поиск или неосознавание смысла существования.

    Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу контркультуры.

    Причина протеста молодежи и ее противостояния миру взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социальной структуре А они некоторое время еще остаются заняты. Но дело кончается втиранием нового поколения в ту же структуру и, следовательно, ее воспроизводством. Второе направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. Молодежь приходит, взрослея,уже не в тот мир,к которому ее готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже другая, тех позиций в ней нет ".

    В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

    Причины участия подростков в неформальных группах – это: стремление познать необычное, особенно современное западное искусство; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему -либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе, при наличии задержки в умственном развитии отдельных учеников; невнимание к подросткам в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; оригинальность впечатлений, получаемых подростками в группах, внутренняя свобода; возможность проявить протест против положения молодежи в современных условиях.

    Заключение

    В своей работе над неформальными движениями России я решила отталкиваться в от непосредственной литературы о неформалах и общения с участниками неформальных молодежных течений, коих в нашей стране наблюдается немалое количество.

    Я считаю что эта тема "неформалов" очень актуальна в наши дни, она всегда была актуальна. Неформальные объединения по сути целая система, это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать группой, это, скорее социальная среда, круг общения, конгломерат групп или даже их иерархия. Где существует яркое деление на "своих" и "чужих".

    Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы я находила слушая музыку, собирая материал по теме реферата, рассматривая фотографии, просматривая фильмы и общаясь с разными людьми.

    Проведя тестирование по теме реферата в своем классе, я поняла, что склонности к участию в неформальных группировках есть у части моих одноклассниках. И это хорошо, ведь многие неформалы интересные люди, занимаются саморазвитием как физическим, так и духовным. (Ролевики, хиппи, стиляги). Но есть и течения неформалов, которые способны существенно влиять на психику подростка и првести к неожиданным плоследствиям.

    Мое мнение таково:

    я считаю, что необходимо, что бы у подростка была своя компания, в которой было бы интересно, чтобы проводить свой досуг с пользой для здоровья и ума;

    я считаю, что противопоставлять себя обществу взрослых людей не стоит, но и необходимо иметь в жизни активную жизненную позицию;

    я считаю, что жизнь должна быть разнообразной, многогранной, но не в ущерб здоровью и психике, а во благо развития личности.

    Типы и виды неформальных молодёжных группировок


    Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.
    За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем.
    Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
    Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп – соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий.
    Они очень разные – ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.
    Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

    Музыкальные неформальные молодёжные организации.

    Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.
    Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные – «Ария» и т. д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.
    Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ. break-dance- особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование-в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.
    Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.
    В тот же раздел попадают и битломаны –течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам – Полу Маккартни и Джону Ленону.

    Неформальные организации в спорте.

    Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т. д.
    Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.
    Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты – мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

    Философствующие неформальные организации.

    Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.
    Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда-крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе – вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».
    Новое поколение тех, кто разделяет философские поиски хиппи, часто именует себя «системой» (системные ребята, пиплз, пиплы). «Система» - это не имеющая чёткой структуры неформальная организация, в которую входят люди, разделяющие цели «обновления человеческих отношений» через добро, терпимость, любовь к ближнему.
    Хиппи делятся на «старую волну» и «пионеров». Если старые хиппи (их ещё называют олдовые) в основном проповедовали идеи социальной пассивности и невмешательства в общественные дела, то новое поколение склонно к достаточно активной социальной деятельности. Внешне они стараются иметь «христианский» облик, походить на Христа: ходят по улицам босиком, носят очень длинные волосы, подолгу не бывают дома, ночуют под открытым небом.
    Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность. Красота и свобода тождественны, их реализация - чисто духовная проблема; все, кто разделяет сказанное, образует духовное сообщество; духовное сообщество-идеальная форма общежития. Помимо христианских идей. Среди «философствующих» неформалов распространены также буддистские, даосистские и иные древневосточные религиозно - философские учения.

    Политические неформальные организации.

    Неофашисты (скинхэды).

    В 20-30-х годах 20 века в Германии появилось то, что погубило миллионы людей, то, что заставляет вздрагивать нынешних жителей Германии и извиняться за грехи предков перед целыми народами. Имя этому чудовищу – фашизм, названный историей «коричневой чумой». Случившееся в 30-40-е годы настолько чудовищно и трагично, что некоторым из молодых людей иногда даже трудно поверить в то, что им рассказывают жившие в те годы.
    Прошло более 50-ти лет, и история сделала свой новый виток, и настало время повторения ее. Во многих странах мира появляются молодежные организации фашистского толка или, так называемые, неофашисты.
    «Скинхэды» родились в середине 60-х годов как реакция определенной части рабочего класса Великобритании на хиппи и рокеров-мотоциклистов. Тогда им пришлась по душе традиционная рабочая одежда, которую трудно было порвать в драке: черные фетровые куртки и джинсы. Они коротко стригли волосы, чтобы не мешали в потасовках.
    К 1972 г. мода на «скинхэдов» пошла на убыль, но неожиданно возродилась спустя 4 года. Новый виток развития этого движения был обозначен уже бритыми наголо головами, армейскими ботинками и нацистской символикой. Английские «бритоголовые» стали чаще вступать в драки с полицией, фанатами футбольных клубов, такими же «скинхэдами», студентами, гомосексуалистами, иммигрантами. В 1980 г. «Национальный фронт» проник в их ряды, привнеся в их движение неонацистскую теорию, идеологию, антисемитизм, расизм и т. д. На улицах появились толпы «скинхэдов» с татуированной свастикой на лицах, скандирующие «Зиг, хайль!»
    С 70-х годов осталась неизменной униформа «скинов»: черные и зеленые куртки, футболки националистического характера, джинсы на подтяжках, армейский ремень с железной пряжкой, тяжелые армейские ботинки (типа «GRINDERS» или «Dr. MARTENS»).
    Практически во всех странах мира «скины» предпочитают заброшенные места. Там «бритоголовые» встречаются, принимают новых сочувствующих в ряды своей организации, проникаются националистическими идеями, слушают музыку. Об основах учения «скинов» говорят и надписи, весьма обычные в местах их обитания:
    Россия – для русских! Москва – для москвичей!
    Adolph Hitler. Mein Kampf.
    У «скинов» есть четкая иерархия. Существует «низший» эшелон и «высший» – продвинутые «скины», имеющие отличное образование. «Непродвинутые скины» это в основном подростки 16-19 лет. Любой из прохожих может быть избит ими до полусмерти. Повод к драке не нужен.
    Несколько иначе обстоит дело с «продвинутыми скинхэдами», которые также зовутся «правыми». Прежде всего, это не просто распоясавшаяся молодежь, которой нечем заняться. Это своеобразная «скинхэдовская» элита – люди начитанные, образованные и взрослые. Средний возраст «правых скинов» от 22 до 30 лет. В их кругах постоянно муссируются мысли о чистоте русской нации. В тридцатых годах такие же идеи двигал с трибуны Геббельс, но только речь шла об арийцах.

    Функции молодежных организаций.

    Разговор о неформальном движении молодежи будет не полон, если не коснуться вопроса о том, какие функции выполняют самодеятельные объединения в развитии общества.
    Прежде всего, сам слой «неформальности» как не зарегулированной общественной активности никогда не исчезнут с горизонтов развития человеческого сообщества. Общественный организм нуждается в своего рода живительной подпитке, которая не позволяет социальной ткани иссушаться и становится для человека непроницаемым, обездвиживающим футляром.
    Правильно оценивать состояние неформального движения молодёжи как своего рода социальную симптоматику, помогающую поставить диагноз всему общественному организму. Тогда реальная картина современной, как и ушедшей в прошлое общественной жизни будет, определятся не только по процентам выполнения производственных заданий, но и потому, сколько детей брошено родителями, сколько лежит в больнице, совершают правонарушений.
    Именно в пространстве неформального общения возможен первичный, самостоятельный выбор подростком своего социального окружения и партнёра. А привитие культуры этого выбора возможно лишь в условиях терпимости взрослых. Нетерпимость, склонность к разоблачениям и морализаторство примитивизируют молодёжную среду, провоцируют подростков к протестным реакциям, часто с непрогнозируемыми последствиями.
    Важнейшая функция молодёжного движения – стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма. Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии между местными, региональными, поколенческими и т. п. зонами общественной жизни и её центром – основными социально- экономическими и политическими структурами.

    Влияние молодёжных группировок на личность подростка.

    Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

    Ради чего они стали неформалами?

    Т. к. деятельность официальных организаций в сфере досуга неинтересна.1/5 – т. к. официальные учреждения не помогают в их интересах. 7 % - т. к. их увлечения не одобряются обществом.
    Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, провести свободное время. С социологической точки зрения это неправильно: «балдежь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает молодежь в неформальные объединения, - об этом говорит лишь чуть более 7 %. Около 15 % находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11 % самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

    Особенности психологии неформальности.

    Психология неформальности включает в себя много слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это именно стремление при отсутствии умения быть самим собой. Подросток озабочен поиском смысла «Я», отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни – настойчиво увлекает на путь поиска чего-то необычного. А определить это необычное очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают – вот он, тот самый сладкий плод.
    Второе слагаемое психологии неформальности – зарождение и поддержание . Он начинает подражать, даже не замечая, что постепенно обычным становится и это его маскарад. Зарождение и поддержание облегчают задачу выделение из окружающей среды - ломать голову приходится только первым. Остальные же, как послушное стадо, идут следом.
    Третье слагаемое – стадный инстинкт. Групповым он кажется лишь внешне. Глубинно, психологически это стадное поведение. И пусть стремление выделиться, обрести автономность и независимость носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче – легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, искажает цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.
    Непременный атрибут почти любого стада и одновременно еще одно слагаемое психологии данного типа – наличие конкурентов, оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего двора, и поклонники иной музыки, и просто взрослые. Тут действуют все те же выделения и обособление, но уже не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов» может быть очень много. Поддержание образа врага - одно из условий существования подобных групп.
    Психология неформальности по природе своей носит двойственный, активно-реактивный характер. С одной стороны, это во многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны, мы сами же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия направлялась в не лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому протесту в явно негативных формах.
    Еще одна особенность – завышение притязания. Это то самое «потребительство», которое столь часто ставится молодым в вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь с западной, а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения.

    Старший воспитатель 6 роты суворовцев УГСВУ П.Скворцов


    Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.


    За последние годы в нашей речи укоренилось слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Неформалы – это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.






    Музыкальные Главная цель таких молодёжных организаций – прослушивание, изучение и распространение любимой музыки. Наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Другая известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры.


    Спортивные Ведущими представителями являются знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений.


    Философские Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме. Среди них выделяются хиппи.


    Политические К данной группе относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию. Среди них выделяются пацифисты, нацисты (или скинхеды), панки и другие. Пацифисты: одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью. Панки – относятся к достаточно экстремистскому течению среди неформалов, имеющих вполне определённую политическую окраску.




    Влияние молодёжных группировок на личность подростка Многие из неформалов – люди весьма неординарные, талантливые. Они проводят на улице дни и ночи напролет, не зная, зачем. Этих молодых людей никто не организовывает, не заставляет приезжать сюда. Они стекаются сами – все очень разные, и в тоже время чем- то неуловимо похожие. Многим из них, молодым и полным сил, часто хочется выть по ночам от тоски и одиночества. Многие из них лишены веры, во что бы то ни было и оттого мучаются собственной ненужностью. И, пытаясь разобраться в себе, отправляются на поиски смысла жизни и приключений в неформальные молодежные объединения.

    Для того чтобы понять подростков и юношей из неформальных молодежных групп, надо знать историю возникновения и развития этих групп, их современные виды, причины возникновения. Только после этого можно выработать к ним свое отношение и наметить средства воспитательного воздействия.
    nbsp; Неформальные молодежные группы приобрели наибольшую выраженность в настоящее время. Возникновение их связано с неприятием подростков и молодежью сложившихся в их странах общественно-экономических систем, социальных и духовных ценностей. Это протест против существующих порядков и поиск более справедливых и достойных форм человеческого существования.
    Этот протест значительно усиливался в период общественных переломов и кризисов. Стали появляться в значительном количестве небольшие группы молодежи, стремящиеся обособиться от окружающего общества, противопоставить себя ему. У них появились особые прически и одежда, специфические жесты, язык, способы поведения и особые формы искусства, в первую очередь музыки. Для них характерен пристальный интерес к самому себе и себе подобным, к музыке и в то же время пробуждающееся стремление к участию в политической жизни. Таковыми есть, битники, не имеющие постоянного места жительства, обитающие в подвалах, носят примитивные одежды. Свой образ жизни они демонстративно противопоставляют презираемому ими буржуазному комфорту. Они заняты поисками смысла жизни и не отвергают работу, но лишь по желанию и насколько это необходимо для поддержания жизни. Многие из них прямо говорят о своем разочаровании во взрослых и, не найдя своего решения важных политических проблем, сознательно отстраняются от участия в политической жизни общества.
    «Лови кайф! Ни о чем не думай!» - такова мораль довольно значительной части молодежи. Растет количество сатанистов, стремящихся ниспровергнуть самые глубокие основы духовности. Во многих молодежных коммунах стала внедряться идея. сексуальной революции, новых и свободных отношений между полами, некоторые из них имеют общих сексуальных партнеров. Бросая вызов существующему обществу, фальшивым формам интимных отношений. Проповедники «сексуального освобождения» публично совершают половые акты. Предприимчивые дельцы используют этот взрыв интересов подростков и молодежи к сексу: появились в большом количестве сексмагазины, сексжурналы, эротические центры.
    Выражением крайнего отчаяния и протеста возникшая «революция озарения посредством наркотиков». Утверждается, что лишь путем систематического принятия наркотических средств становится возможным развитие чувственности, познания мира, установление связей между людьми. Для многих в этом видится единственный путь разрешения их трудных жизненных проблем.
    Возникают разнообразные религиозные секты. Они стремятся «евангелизировать контркультуру». Получают также распространение и другие религиозные взгляды и верования, особенно связанные с индуистской философией.
    Возникают и более «мирные», целеустремленные виды молодежного несогласия с обществом: движение «зеленых», группы новой демократии, защиты всяких прав и т.п. Подростки и молодежь проводят кампании:
    «Рок против пумаранчовых и т.п.»
    «Нет стартовым площадкам для третьей мировой!»
    Таким образом, насущные, животрепещущие проблемы современного общества попадают в центр внимания молодежи, активно включающейся в движение протеста.
    С середины 70-х годов и до настоящего времени распространяется движение рокеров.
    Рокеры и байкеры всегда с мотоциклами. Они не только прекрасно водят мотоциклы, но и совершают на них акробатические трюки, например едут некоторое время только на заднем колесе, а также прыгают на мотоцикле с трамплина, «джигитуют» и т. д.
    Ездят большими группами по ночным улицам на большой скорости (подчас до 140-160 км/ч), со снятыми глушителями. Нередко на заднем сиденье находится рокерша. Мчась на них с головокружительной скоростью по пустынным улицам больших городов, рокеры испытывают «чувство сладостного освобождения от оков общества». Рокеры стремятся найти удовлетворяющие их идеалы жизни в общении с себе подобными, в своих рок-клубах. Многие рокеры не имеют водительских прав. Отмечены случаи угона ими чужих мотоциклов, заправки из бензобаков чужых автомобилей. В некоторых случаях вступают в связь с уголовными элементами, нанимающими их для эскорта своих автомобилей и других неблаговидных дел.
    Наставнику следует использовать интерес рокеров к технике и автоспорту для переключения их на общественно полезную деятельность.
    Массовое распространение в настоящее время получили клубы болельщиков, так называемые фэн-клубы.
    Подчас члены этих клубов - не просто спортивные болельщики, а пропагандисты экстремизма и насилия, межнациональной розни.
    Еще более крайние позиции занимают «бритоголовые», «скинхэдз», «скинз». Тяжелое существование породило у них слепую ненависть к более состоятельным людям и стремление к ничем не прикрытому насилию по отношению к окружающим. Из них формируются основные «кадры» неонацизма. Однако ряды их неоднородны. Не всякий «бритоголовый» - фашист. Для многих из них участие в этих группах - лишь средство выразить свой протест против равнодушного отношения к ним общества. Известны и группы попперов, отрицающих отрицание. Они осуждают критичное и протестующее поколение своих «левых» отцов, стремятся не видеть плохое в жизни и наслаждаться имеющимися благами. Большую известность в современном мире получили панки. Чувствуя себя брошенными и преданными обществом, они, негодуя, сознательно стремятся вызвать у членов этого общества отрицательную реакцию, даже отвращение к себе. «Шокировать и провоцировать!» - их лозунг. В особенности сказанное относится к группам панк-рока. Подобные взгляды находят выражение даже во внешнем облике панков, разительно отличающемся от всех других людей: у них гладко выбритые черепа, экстравагантные прически, причудливо расписанные красной или черной краской лица. Разностилье в одежде: кожаный пиджак на голом теле, холщовая ткань на тонкой рубашке с жабо. Разодранная одежда (джинсы, кожаные куртки), цепочки на лице, вызывающее на шеях ошейники для собак и цепи от унитаза. Многие из них мрачно и безнадежно смотрят в будущее, но некоторые группы находят выход в прогрессивных формах политической борьбы. Жаргон панков груб, поведение часто вызывающе непристойно. Многие из них употребляют наркотические вещества и токсины. Они перемещаются из города в город, устанавливают между собой связи. Появление их в городе связано обычно с увеличением количества драк, грабежей и других форм насилия с целью надругательства над личностью.
    В последние годы возникло и стало широко распространяться новое молодежное неформальное движение - киберпанкизм. Оно происходит от слов «кибернетика» и «панк». Фантаст и математик. Р. Оаккер назвал это «синтезом человека и машины».
    Киберпанкизм характеризуется как «греховный альянс технического мира с низшими проявлениями поп-культуры и уличной анархией».
    Имеется 2 категории киберпанков: осознающие и не осознающие свою принадлежность к киберпанкам. Вторых значительно больше.
    Это люди разных профессий, возрастов, социальной принадлежности, страстно влюбленные в компьютеры. Полотна киберпанков, выполненные средствами компьютерной графики, уже выставляются в картинных галереях.
    Журналы киберпанков издаются на компьютерах и передаются на экраны по компьютерным сетям. Несколько популярных эстрадных групп пропагандируют музыку киберпанков. Они записываются на компакт-диски. Новая техника позволяет им выходить в пространство телефонных номеров и факсов, используемых для компьютерной связи. Тем самым перед ними открываются все временные, государственные и социальные границы. Киберпанки сжились с техникой, чего не смогли сделать все предшествующие неформальные молодежные движения. Они хотят использовать ее для установления связи искусства и науки, литературы и промышленности. Киберпанки решили или мы подчиним технику себе, или она подчинит нас.
    Все эти перечисленные группы показывают, что нельзя по обывательски сводить сущность неформального молодежного движения к причудам и странностям «бесящейся от жира», «неизвестно чего желающей», «похотливой и развратной» молодежи.
    Причины возникновения движения неформалов
    Трудности нахождения подростками и молодежью своего места в жизни
    Обостренное восприятие социальных несовершенств и несправедливостей
    Юношеский максимализм
    Своеобразное сочетание рассудочности с большой эмоциональностью и т. д.
    Социальное преломляется через возрастное и индивидуально-личностное. Понятно, что это преломление в сознании и воплощение в поведении далеко не всегда бывает правильным: если бы юность знала, если бы старость могла!
    Поэтому зрелых людей поражает своеобразие и неожиданность форм молодежного протеста, которые заслоняют от них содержание, смысл его. В то же время нельзя закрывать глаза на то, что некоторые неформальные молодежные группы под влиянием слепой ненависти встают на путь преступления и насилия. Сегодня молодежное движение, как и многие общественные движения современности, имеет глобальный характер. Наша молодежь, переставая быть молодежью закрытого общества, широко включилась в него, перенимая достоинства и недостатки неформалов других стран.
    В то же время у наших неформальных молодежных движений имеется и своя специфика. А нередко и свои, особые формы. Районные места сборищ находятся, как правило, на окраинах. Там собираются металлисты, панки, волнисты, брейкеры, рокеры, обычно дружески относящихся друг к другу, и враждующие с ними левые, экстремисты.
    Исследователи различают конструктивные и неконструктивные неформальные объединения. Первые нередко выступают за более радикальные реформы общества. Некоторые неформалы ставят более узкие задачи: сохранение и, восстановление памятников истории и культуры, защита природы, физического и психического здоровья и пр.
    Система делится на группы «тусовки». В них бывает два слоя: «пионеры» и «одцовые» или «мамонты».
    К первым относятся подростки, недавно ставшие хиппи, старательно усваивающие эту роль. «Одцовые» - старые члены системы, серьезно вникающие в проблемы политики, религии, мистики, художественного творчества.
    Все хиппи носят длинные, распущенные волосы «хайр», обычно расчесывая их на прямой пробор. Нередко лоб и затылок хиппи охватывает тонкая повязка (-«хайратник». Многие отпускают бороду.
    Известны три основных причины ношения длинных волос этими людьми:
    1. Это более естественно, ближе к природе
    2. Иисус Христос носил длинные волосы и бороду, хиппи ему подражают
    Длинные волосы позволяют лучше улавливать излучения космического разума, являясь своего рода индивидуальными «антеннами».
    Хиппи носят джинсы, свитера, футболки, вышедшие из моды пальто. Одежда нередко рваная и потрепанная или ей специально придают такой вид.
    Искусственно делают дырки, ставят яркие заплаты на джинсах и куртках. На одежде нередко делают надписи на английском языке.
    Все хиппи носят украшения («реньки»):
    браслеты на руках (из бисера, кожаные или деревянные)
    бусы на шее
    крестики на кожаных шнурках
    изображения знаков зодиака, черепа и т.п.
    У современного хиппи на груди повешен «ксивник» это небольшого размера прямоугольный мешочек из джинсовой ткани. В нем находятся документы и деньги. В холодное время хиппи живут в городе, ходят на «тусовки», а летом путешествуют на попутных машинах, разбивают палаточные городки.
    Хиппи считают, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне. Раньше свобода любви у хиппи сводилась к возможности открыто вступать в интимную связь с тем, кого любишь. Теперь хиппи говорят о любви, способствующей единению людей.
    Проповедуют пацифизм: они призывают не отвечать на насилие насилием, выступают против службы в армии. Верят в иную, «высшую» реальность, существующую наряду с обыденной, в которой мы все живем. Выйти к ней можно через изменение состояния сознания посредством медитации или искусства. Отсюда большой интерес к проблемам религии и творческой деятельности.
    Характерным для современных является стремление к естественности. Это выражается у них в желании не изменять того, что происходит само собой:
    например, не стричь волос
    не производить каких-то целенаправленных, активных действий, бездействовать
    быть непритязательными в быту, уметь переносить невзгоды и лишения
    Романтики, любят все яркое, оригинальное, творческое. Они хотят быть свободными личностями, независимыми от общественных условностей. Поэтому в жизни действуют импульсивно. В то же время они стремятся к новым отношениям в обществе, построенном на любви к другим людям. Однако декларируемая ими естественность демонстративна, пародийна. Она является известным вызовом современному обществу, которое их критикует.
    Получили известность и группы мажоров: «псевдоамериканы», «псевдоангличане», «псевдофранцузы» и т. д.
    Они носят одежду и обувь, изготовленные в соответствующей западной стране. Использование носильных вещей производства какой-либо иной страны осуждается.
    В среде мажоров формируется образ активного, предприимчивого, сильного человека, знающего 2-3 иностранных языка. Мажоры против наркотиков, многие из них активно занимаются спортом. Имеется заметный слой подростков, подражающих мажорам. Они называются «реднеки».
    Включение в деятельность мажоров вело у большей части подростков к падению интереса к учебе в школе, к нежеланию осваивать какую-либо профессию. Напротив, другая часть мажоров считала свое пребывание в группе временным, до накопления какого-то минимума материальных средств.
    Получили распространение молодежные группы, объединенные увлечением каким-либо определенным занятием. Среди них наиболее известны брейкеры - поклонники брейкданса, скейтбордисты, которые ездят на специальных досках.
    Сателлиты, включающие в себя поклонников определенного певца ансамбля, жанра.
    Существуют приверженцы определенных кумиров - «Фанаты», «фэны». Подобные группы не имеют обычно какой-то своей «философии». Уже сам их внешний вид вызывающ и агрессивен: в черной одежде, с остро отточенными шипами, большим количеством металла, помещенном на груди перевернутым крестом, на майках написанное краской слово «сатана» на английском языке. Они исповедуют культ сатаны, часто называя себя сатанистами.
    Сатанисты поддерживают ансамбли, призывающие к насилию, жестокости, проповедующие расизм, шовинизм. Они склонны к хулиганским поступкам, к провоцированию враждебных столкновений различных молодежных групп и участию в них.
    К ним примыкают группы подростков, которых привлекает не столько музыка, сколько модный костюм неформалов или желание прикрыть им свои неблаговидные поступки. Они получили название «лохи». Поверхностно разбираясь в проблемах рока, «лохи» выступают блюстителями «чистоты» правил металлиста, ведут себя с окружающими очень вызывающе и агрессивно.
    Индивидуальный подход к подросткам-неформалам
    Как относиться к ним? Одни люди считают, что все неформальные группы молодежи следует запретить и немедленно распустить. Другие, призывают способствовать развитию неформальных групп, дающих возможность старшим подросткам и юношам «перебеситься» и найти себя в жизни. Эти воззрения ошибочны. Нельзя дать рекомендации правильного отношения ко всем группам. Слишком различны они по своим устремлениям: от просоциальных до общественно опасных и противоправных. Поэтому начинать надо с изучения особенностей тех неформальных групп, с которыми вам приходится сталкиваться.
    К каждому члену неформальной группы надо найти свой особый, индивидуальный подход. Для этого надо разобраться в особенностях его личности, биографии, причинах и обстоятельствах его вхождения в данное молодежное объединение.
    Необходимо выработать умение ставить себя на место подростка-неформала, вести с ним диалог на равных, добиваться взаимопонимания.
    Начинать следует с получения самых общих сведений о них:
    сколько подобных неформальных объединений в данной местности
    каково количество участников в каждом из них
    кто в них входит (возраст, пол, национальность, социальное происхождение, образование, семья)
    связаны ли они с антисоциальными группами, правонарушителями, наркоманами, хулиганами
    имеется ли у членов группы стремление к алкоголизму или развратному поведению.
    Далее, следует получить ответы на вопросы социологического характера:
    интересы и культурный уровень членов группы
    социальные и нравственные ценности (идеалы, убеждения, стремления) и т. д.
    Желательно выяснить структуру и динамику группы:
    кто может быть членом группы
    требования к нему
    правила приема и выхода
    постоянен ли состав группы
    как определяется лидер объединения молодежи отношение к внешнему миру, наличие тенденции к росту или распаду группы.
    Затем следует получить фактический материал для разработки психологической характеристики наблюдаемого неформального объединения молодежи. Очень, важно понять мировосприятие членов группы. Например, как смотрят на окружающую среду, людей и предметы эти любители? Можно ли сравнивать их взгляд на вещи с взглядом профессионалов?
    Необходимо также выявить, какие личностные особенности развивает у себя на деле представитель той или иной неформальной группы. К примеру, определить, действительно ли добры, а фанаты - агрессивны.
    Важно также выяснить, как смотрят на неформалов окружающие: другие подростки и взрослые люди. А как сами члены молодежных групп представляют себя в глазах окружающих?
    Нужно установить типологию существующих групп, их взаимодействие между собой в районе и перспективу развития. Теперь об индивидуальном подходе к подростку-неформалу.
    Начинать следует с выяснения причин вхождения в определенную неформальную группу каждого конкретного ее члена. Участие значительного количества подростков в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем юношам и взрослым, а также с их ярко выраженным интересом к игровым элементам деятельности, которых много у неформалов, атрибуты одежды и групповые ритуалы.
    Важно также учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности. Следует учитывать потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников, и желание уподобиться им.
    Ко всему этому нередко добавляется отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне ее, недостаток престижного общения и позитивных стимулов к активной и эмоционально напряженной деятельности, невозможность самоопределения и самовыражения имеющимися средствами.
    Отрицательное влияние на подростков оказывают семьи, целиком поглощенные добыванием материальных средств существования или стремящиеся лишь к обогащению, с низкими духовными потребностями и малой общественной активностью. Это стало особенно явным в последние годы, выявившие многие недостатки нашей жизни. Нужно найти с неформалами общий язык, разбираться в интересующих их проблемах, знать историю конкретных молодежных групп, их положительные и отрицательные стороны. В дискуссиях с неформалами следует признавать и уважать равноправие сторон, проявлять терпимость. Это особенно необходимо в настоящее время, когда все большее количество учащихся средних и старших классов выражает неудовольствие существующими формами внеклассной и внешкольной работы.
    ЭМО /розовые/ «эмо гёл, эмо бой, эмо розовый отстой». Одежда розовое с чёрным желательно в клеточку. Недовольны на свою жизнь, режут вены красным карандашом ходят хвастаются: «Я вчера порезала вены». Постоянно плачутся. Унылые лица и чёрные круги под глазами.
    ГОТЫ Ходят только в чёрной одежде, цвет волос тоже чёрный. Украшают себя серебряными изделиями.
    Косметикой пользуются и юноши: на лицо накладывают светлый тональный крем, глаза обводят чёрным контуром. Любимое место для прогулок кладбище, т.к. люди их раздражают, а там они могут посидеть спокойно и подумать о делах житейских. Если на кладбище есть склеп, то там они проводят свои тусовки.

    Существует ряд молодёжных общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.

    За последние годы в нашу речь влетело и укоренилось в ней теперь уже знакомое слово «неформалы». Пожалуй, именно в нем аккумулируются ныне подавляющее большинство так называемых молодежных проблем. Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.

    Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторая особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Молодой человек стремиться сделать что-то лучше, чем другие, опередить в чем-то даже самых близких ему людей. Это приводит к тому, что внутри молодежные группы неоднородны, состоят из большого числа микрогруппировок, объединяющихся на основе симпатий и антипатий. Они очень разные - ведь многообразны те интересы и потребности, ради удовлетворения которых тянутся друг к другу, образуя группы, течения, направления. Каждая такая группа имеет свои цели и задачи, иногда даже программы, своеобразные «правила членства» и моральные кодексы.

    На основании психолого-педагогических критериев подростковые неформальные формирования можно условно разделить на музыкальные, спортивные, философствующие, политические :

    Музыкальные неформальные молодёжные организации.

    Главная цель таких молодежных организаций - прослушивание, изучение и распространение любимой музыки.

    Среди «музыкальных» неформалов наиболее известна такая организация молодых людей как металлисты. Это группы, объединенные общим интересом к прослушиванию музыки в стиле рок (так же имеют название «Хэви металл»). Самыми распространёнными группами, играющие рок-музыку, являются «Кисс», «Айрон Мейден», «Металлика», «Скорпионз», и отечественные - «Ария» и т.д. В тяжелом металлическом роке присутствуют: жесткий ритм ударных инструментов, колоссальная мощность усилителей и выделяющиеся на этом фоне сольные импровизации исполнителей.

    Другая наиболее известная молодёжная организация пытается сочетать музыку с танцами. Это направление носит название брейкеры (от англ. break-dance - особый вид танца, включающий разнообразные спортивно-акробатические элементы, которые постоянно сменяют друг друга, прерывая начавшееся было движение). Есть и другое толкование - в одном из значений брейк означает «изломанный танец» или «танец на мостовой». Неформалы этого течения объединены самозабвенной страстью к танцам, стремление их пропагандировать и демонстрировать буквально в любой ситуации.

    Политикой эти ребята практически не интересуются, их рассуждения о социальных проблемах носит поверхностный характер. Стараются поддерживать хорошую спортивную форму, придерживаются очень строгих правил: не употреблять алкоголь, наркотики, отрицательно относятся к курению.

    В тот же раздел попадают и битломаны - течение, в рядах которого когда-то стаяли многие и родителей и учителей нынешних подростков. Их объединяет любовь к ансамблю «Битлз», его песням и наиболее известным его участникам - Полу Маккартни и Джону Ленону.

    Неформалы в спорте.

    Ведущие представители данного течения - знаменитые футбольные фанаты. Проявив себя как массовое организованное движение, спартаковские болельщики 1977 года стали основоположниками неформального течения, которое ныне распространенно и вокруг других футбольных команд, и вокруг иных видов спорта. Сегодня в целом это достаточно хорошо организованные группировки, отличающиеся серьезной внутренней дисциплиной. Входящие в них подростки, как правило, хорошо разбираются в спорте, в истории футбола, во многих его тонкостях. Их лидеры решительно осуждают противоправное поведение, выступают против пьянства, наркотиков и других негативных явлений, хотя в среде фанатов подобные вещи встречаются. Бывают и случаи группового хулиганства со стороны фанатов, и скрытый вандализм. Вооружены эти неформалы довольно воинственно: деревянные палки, металлические пруты, резиновые дубинки, металлические цепи и т.д.

    Внешне фанатов легко различить. Спортивные шапочки цветов любимых команд, джинсы или спортивные костюмы, футболки с эмблемами «своих» клубов, кроссовки, длинные шарфы, значки, самодельные плакаты с пожеланиями успехов тем, за кого они болеют. Они легко отличаются друг от друга по этим аксессуарам, собираясь перед стадионом, где обмениваются информацией, новостями о спорте, определяют сигналы, по которым будут скандировать лозунги в поддержку своей команды, разрабатывают планы других действий.

    Близки к спортивным неформалам по целому ряду признаков и те, кто сами именуют себя «ночными всадниками». Их называют рокеры. Рокеров объединяют любовь к технике и антиобщественное поведение. Их обязательные атрибуты - мотоцикл без глушителя и специфическая экипировка: разрисованные шлемы, кожаные куртки, очки, металлические заклепки, молнии. Рокеры часто становились причиной дорожно-транспортных происшествий, в ходе которых были жертвы. Отношение к ним общественного мнения почти однозначно негативное.

    Философствующие неформальные группировки.

    Интерес к философии - один из весьма распространенных в неформальной среде. Наверное, это естественно: именно желание понять, осмыслить себя и свое место в окружающем мире выводит его за рамки устоявшихся представлений, и толкают к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

    Выделяются среди них хиппи. Внешне их узнают по неряшливой одежде, длинным непричёсанным волосам, определенной атрибутике: обязательные голубые джинсы, вышитые рубашки, майки с надписями и символикой, амулеты, браслеты, цепочки, иногда крестики. Символом хиппи на долгие годы стал ансамбль «Битлз» и особенно его песня «Земляничные поляны навсегда». Взгляды хиппи заключаются в том, что человек должен быть свободен, прежде всего, внутренне, даже в ситуациях внешнего ограничения и закабаления. Раскрепоститься в душе - вот квинтэссенция их взглядов. Они считают, что человек должен стремиться к миру и свободной любви. Хиппи считают себя романтиками, живущими естественной жизнью и презирающими условности «добропорядочной жизни мещан». Стремясь к полной свободе, они склонны к своеобразному бегству от жизни, уклонению от многих социальных обязанностей. Хиппи используют медитацию, мистицизм, наркотики как средства, позволяющие добиться «открытия самого себя».

    Основными принципами идеологии хиппи стала свобода человека. Достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; освобождению души способствуют наркотики; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность.

    Политические неформальные организации.

    В данную группу неформальных молодёжных организаций относятся объединения людей, которые имеют активную политическую позицию и выступают на различных митингах, участвуют и проводят агитацию.

    Среди политически активных молодёжных группировок выделяются пацифисты, скинхеды и панки.

    Пацифисты одобряют борьбу за мир; против угрозы войны, требуют создания особых отношений между властью и молодежью.

    Скинхеды - агрессивное течение неформальных молодежных организаций. Они считают себя истинными патриотами родины, ведут непримиримую войну с людьми другой расы, устраивают погромы. Скинхеды носят черную одежду, кованые армейские ботинки с белой шнуровкой, нацистские символики, коротко стригут волосы.

    В настоящее время в России действует около 300 неформальных организаций общей численностью около 3 миллионов человек. По данным Генпрокуратуры, из них около 200 объединений экстремистского характера численностью до 10 тысяч человек. Основную массу из их участников составляют молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет, учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений.