• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Текст стихотворения «Анчар» Пушкина был написан в 1828 году. Произведение создано после двух южных ссылок. Поэт использует более сложный, торжественный язык и приемы аллегории. В основе стихотворения - сюжет древней легенды о ядовитом дереве, растущем в безлюдной пустыне. В современных Пушкину периодических изданиях появлялись материалы о том, что на востоке для смазки оружия используют яд анчара. Добыча его связана с опасностью для жизни.

    Основная тема, звучащая в произведении - тема свободы, неволи и власти. Она раскрывается в сюжете стихотворения, близкого по стилистике к жанру притчи. В первой части стиха повествуется о природе. В далекой безлюдной пустыне растет дерево анчар. Порожденное природой в день гнева, это дерево несет гибель всему живому. Его крона и корни, мертвые листья пропитаны смертоносным ядом. Ничто живое, ни птицы, ни хищные звери не смеют приблизиться к нему, и даже дождь, попав на ветви, стекает с них уже ядовитыми каплями. Пролетая мимо дерева смерти, его боится коснуться даже черный вихрь. Вторая часть стиха раскрывает отношения людей: всесильного господина и подневольного раба. Один наделен властью, а участь другого – быть его послушным орудием. Поэт показывает социальные отношения в человеческом обществе. Обществе, в котором законы бесчеловечны, а судьбой человека имеет полное право распоряжаться наделенный властью. Господин посылает раба в мертвую долину за ядом. Он знает, что обрекает его на смерть. Об этом знает и раб, который не смеет противостоять воле властного хозяина своей судьбы. Покорный слуга беспрекословно подчиняется приказу и доставив господину черную ядовитую смолу, молча гибнет у его ног. Александр Сергеевич Пушкин рассматривает тему общемирового зла и тирании в общефилософском аспекте. Корень зла - в законах, допускающих полную власть одного человека над другим. Носитель зла – владыка-князь, который использует яд, добытый ценой человеческой жизни для того, чтобы пропитать им оружие и отнять жизни у тысяч других. Но не меньшее зло олицетворяет и безропотный послушный раб, в котором законы сильных мира сего убили волю и личность.

    Проблема человеческого закона, иерархии общества, мирового зла возрастает в стихотворении до вселенских масштабов. А аллегория слишком прозрачна, чтобы не вызвать к поэту множества вопросов от руководителя 3-го Отделения тайной канцелярии. Читать стих Пушкина «Анчар» на уроке по литературе можно на сайте.

    В пустыне чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскаленной,
    Анчар, как грозный часовой,
    Стоит - один во всей вселенной.

    Природа жаждущих степей
    Его в день гнева породила
    И зелень мертвую ветвей
    И корни ядом напоила.

    Яд каплет сквозь его кору,
    К полудню растопясь от зною,
    И застывает ввечеру
    Густой прозрачною смолою.

    К нему и птица не летит
    И тигр нейдет - лишь вихорь черный
    На древо смерти набежит
    И мчится прочь, уже тлетворный.

    И если туча оросит,
    Блуждая, лист его дремучий,
    С его ветвей, уж ядовит,
    Стекает дождь в песок горючий.

    Но человека человек
    Послал к анчару властным взглядом:
    И тот послушно в путь потек
    И к утру возвратился с ядом.

    Принес он смертную смолу
    Да ветвь с увядшими листами,
    И пот по бледному челу
    Струился хладными ручьями;

    Принес - и ослабел и лег
    Под сводом шалаша на лыки,
    И умер бедный раб у ног
    Непобедимого владыки.

    А князь тем ядом напитал
    Свои послушливые стрелы
    И с ними гибель разослал
    К соседам в чуждые пределы.

    А.С. Пушкин 4 года пребывал в ссылке за свое вольнодумство (1920-1924 гг.). После освобождения цензура не только не оставила его в покое, но и усилила контроль. Александр Сергеевич очень скоро увидел, что свободное творчество для тружеников пера его времени – лишь несбыточная мечта. Тем не менее, Пушкин не оставил перо и свои резкие, но справедливые мысли. Известно, что, узнав о гонениях, поэт хотел перебраться на Кавказ, но власть не дала разрешения на переезд.

    В 1828 г. власть обвинила поэта в создании произведений с противоправительственными тенденциями. Их обнаружили в поэме «Гаврилиада» и стихотворении «Андрей Шенье». За Пушкиным приказали установить секретное наблюдение. Оказавшись заложником таких тяжких обстоятельств, Александр Сергеевич взял в руки свое традиционное оружие против гонений властей – перо и бумагу. Так и появилось стихотворение .

    На момент создания стихов поэт находился в имении Вульфов Малинники под Тверью. Над произведением автор работал на протяжении сентября-ноября 1828 г. Результатом кропотливого труда стал лаконичный, но емкий текст. Все благодаря оригинальной аллегории. Пушкин использовал рассказы путешественников, побывавших на острове Ява. Они утверждали, что на острове есть дерево анчар. Оно способно источать вещество, отравляющее воздух, а его сок может запросто лишить жизни. Аборигены отравляли соком анчара стрелы, предназначенные для убийства врагов. Собирали же сок только те, кого вожди приговорили к смертной казни.

    На наших землях первые упоминания о ядовитом дереве появились на рубеже XVIII –XIX. В периодических изданиях распространились публикации об анчаре, поэтому Пушкин имел о нем достаточно сведений. Исследователи предполагают, что главным источником для поэта стала заметка Ф.П. Фурша, врача, работавшего в Ост-Индийской компании. Рассказы путешественников считаются полулегендарными, но они стали прекрасной почвой для создания аллегорического образа деспотичной власти, убивающей тех, кто ставал на ее пути.

    Следует учесть и те, что незадолго до появления «Анчара» Пушкина, П. Катенин (поэт-современник Александра Сергеевича) создал поэму «Сожаления». В ней говорится о «дереве жизни», которое толковалось как милосердие, добро царя. Многие исследователи считают, что анчар – антитеза к образу из поэмы Катенина, так как, по сути, его можно считать «деревом смерти».

    1832 г. – дата появления «Анчара» в печати в альманахе «Северные цветы». Даже «экзотическая» аллегория не смогла скрыть настоящий смысл произведения. Глава третьего Отделения Бенкендфорд в образах всемирного зла увидел отображение тирании царской России. Пушкину пришлось объясняться.

    Стихотворение получило широкое распространение только после смерти Александра Сергеевича. Ее, например, использовал философ И. Ильин, чтобы охарактеризовать переворот, который привел царскую России к гибели. Исследователи творчества поэта называли «Анчар» выстрелом, от которого Пушкин медленно погибал.

    «Анчар» Александр Пушкин

    В пустыне чахлой и скупой,
    На почве, зноем раскаленной,
    Анчар, как грозный часовой,
    Стоит - один во всей вселенной.

    Природа жаждущих степей
    Его в день гнева породила
    И зелень мертвую ветвей
    И корни ядом напоила.

    Яд каплет сквозь его кору,
    К полудню растопясь от зною,
    И застывает ввечеру
    Густой прозрачною смолою.

    К нему и птица не летит
    И тигр нейдет - лишь вихорь черный
    На древо смерти набежит
    И мчится прочь, уже тлетворный.

    И если туча оросит,
    Блуждая, лист его дремучий,
    С его ветвей, уж ядовит,
    Стекает дождь в песок горючий.

    Но человека человек
    Послал к анчару властным взглядом:
    И тот послушно в путь потек
    И к утру возвратился с ядом.

    Принес он смертную смолу
    Да ветвь с увядшими листами,
    И пот по бледному челу
    Струился хладными ручьями;

    Принес - и ослабел и лег
    Под сводом шалаша на лыки,
    И умер бедный раб у ног
    Непобедимого владыки.

    А князь тем ядом напитал
    Свои послушливые стрелы
    И с ними гибель разослал
    К соседам в чуждые пределы.

    Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»

    Александр Пушкин по праву считается одним из выдающихся русских поэтов. Причем, его талант был по достоинству оценен еще при жизни автора, что в литературных кругах 19 века являлось редкостью. Однако у Пушкина было достаточно много врагов, и среди них – правящая элита царской России , к которой поэт также испытывал далеко не самые теплые чувства. Однако, наученный горьким опытом и не желающий вновь оказаться в изгнании, Александр Пушкин в своем творчестве более позднего периода воздержался от открытого обличения властей, завуалировав его тонкими аллегорическими образами.

    Стихотворение «Анчар», созданное в 1828 году, является одним из таких произведений. Его конечный вариант вполне благопристоен и напоминает средневековую балладу. Однако до наших дней дошли черновики этого стихотворения, где недвусмысленно проводится параллель между российским царем и грозным восточным правителем, который отправляет на смерть ни в чем не повинного раба.

    Анчар — смертельно опасное дерево, сок которого с незапамятных времен использовался для смазывания наконечников стрел , которым восточные воины поражали врага. Возле ядовитого анчара ничего не растет, а звери стараются обходить стороной место, где расположено это дерево. Однако это не останавливает могущественного воина, желающего добыть сок анчара. Одним взглядом он направляет в гиблое место своего слугу, заранее зная, что ему суждено умереть. Но что значит жизнь раба, когда на карту поставлен успех военной операции?

    Такое поведение характерно не только для восточных владык, но и для русских самодержцев. Однако обличать в открытую российского царя, для которого жизнь простого крестьянина или же солдата не стоит и гроша, Александр Пушкин все же не рискнул. В итоге стихотворение «Анчар», если не пытаться проводить параллель с действительностью, можно отнести к разряду красивой и мрачной былины. Тем не менее, черновые варианты этого произведения недвусмысленно свидетельствуют о том, что автор на самом деле имел ввиду, когда создавал это эпическое произведение, наполненное безысходностью, жестокостью и неотвратимостью происходящего.

    Исследователи творчества поэта проводят еще одну параллель между стихотворением «Анчар» и политической ситуацией в России первой половины 19 века . По их мнению, грозный восточный правитель отождествляет собой не столько царя, сколько всю страну, которая готова рассылать «послушливые стрелы», отравленные ядом, в различные страны мира. Иными словами, Россия стремится развязывать войны, чтобы упрочить мировое господство. И при этом не намерена считаться с жизнями тысяч солдат, которых отправляет на верную гибель ради осуществления своих захватнических планов.

    Однако если в черновом варианте «Анчара» поэт выражает надежду на то, что мгла отступит, и грозный восточный правитель все же потерпит поражение, то в окончательной версии предугадывать ход развития событий Пушкин предоставляет самим читателям. И дело не только в том, что автор не хочет в очередной раз дразнить цензуру, которая и без того весьма придирчиво относится к каждому его произведению. Вероятно, Александр Пушкин осознает, что свергнуть самодержавие нынешнему поколению еще не под силу, и подобная идея нежизнеспособна хотя бы потому, что Россия еще не готова к столь кардинальным переменам. При этом любые попытки изменить ситуацию будут тут же пресекаться, а самым ярым патриотам и реформаторам страны предстоит пасть от стрел, отравленных соком анчара. А попросту – быть сосланными в Сибирь, невзирая на титулы, звания и благородное происхождение.

    Лирическое стихотворение «Анчар» А.С. Пушкин написал, находясь в Тверском имении Вульфов. Год создания произведения — 1828 -й. В течение двух месяцев, с сентября по ноябрь, великий поэт сочинял свое мятежно-философское произведение, которое облек в форму небольшого стиха.

    В этом году за «неблагонадежным» Александром Сергеевичем была установлен секретный полицейский надзор, который привел к душевному разочарованию поэта и желанию противостоять цензуре . Что беспокоило поэта, когда он писал «Анчар», анализ имеет глубочайший философский смысл.

    Экзотическая сказка о вселенском зле

    Восточную легенду о грозящем гибелью всему живому дереве Анчар поэт облекает в поэтическую иносказательную форму, отражающую собственные переживания.

    Важно! После двух политических ссылок за поэтом были организованы преследования со стороны секретного полицейского ведомства, поэтому мятежный революционный протест со своей стороны Александр Сергеевич кодирует фольклорным сюжетом в трагическом стихотворении.

    История создания стихотворения Анчар Пушкина выражает кардинальную смену гражданской позиции поэта.

    Меняется либеральное воспевание свободомыслия на острую критику государственной власти, облеченную в форму сказочной аллегории .

    В основу повествования заложена легенда о том, что на острове Ява произрастает ядовитое растение «древо яда», отравляющее воздух и почву своими испарениями.

    Смертельный яд сочится с ветвей его, и коварные предводители туземных племен заставляют своих рабов собирать этот яд для того, чтобы напитывать им губительные стрелы.

    Лексика

    В описании аскетичной природы местности, где произрастает анчар, звучат трагические нотки одинокой судьбы и дикого вселенского ужаса:

    «В пустыне чахлой и скупой,

    На почве, зноем раскаленной…»

    Мрачная характеристика, представляющая читателю само дерево, слышится в парадоксальной фразе, описывающей это чудовищное растение: «зелень мертвая ветвей». Традиционно зелень символизирует процветание и жизненную силу, но зелень в кроне грозного Анчара несет мучительную смерть. Поэт использует яркие художественные средства , с помощью которых иллюстрирует фатальную трагическую развязку легенды в стиле восточного фольклора. Для этого он применяет архаичные старославянские выражения, усиливающие негативную торжественность и гнетущую эмоциональность текста:

    • «вихорь черный»;
    • «по бледному челу»;
    • «лист его дремучий».

    Древняя легенда, не имеющая названия, об источнике вселенского зла, растущем «на краю пустыни», написана Пушкиным в литературном стиле эпического философского сочинения . Некоторые эксперты жанр стихотворения называют балладой – песней, с драматическим развитием сюжета.

    Смысловая линия

    Основная мысль стихотворения – несправедливость мироустройства и трагические отношения между свободным человеком и непоколебимой властью тирана. Властелин, правящий безмолвными подданными – готовит смертельное оружие против соседей:

    «А князь тем ядом напитал

    Свои послушливые стрелы

    И с ними гибель разослал

    К соседям в чуждые пределы»

    Покорный раб, рожденный вольным человеком, сам осужденный на смертную казнь, послушно поддерживает злобного деспота в его коварных и агрессивных замыслах .

    «И тот послушно в путь потек

    И к утру возвратился с ядом»

    Особенность сюжета

    Сюжет стихотворения отражает личные представления Александра Сергеевича Пушкина о добре и зле, является типичной иллюстрацией гражданской лирики великого русского поэта начала девятнадцатого века. Анчар, символизирующий смертельное зло, полезен для тирана, обладающего абсолютной властью, который использует покорного раба для уничтожения других людей. Грозное дерево, «порожденное природой» в пустыне, символизирующее жизнь, становится источником смерти в руках властительного злодея и бессловесного раба – соучастника бесчеловечного преступления.

    Построение композиции

    В процессе написания стихотворение Анчар структурно разделено автором на две части. В начале сочинения дается описательная характеристика самого «древа зла» и сурового пейзажа, в котором оно произрастает, источая ядовитую смолу и отпугивая животных.

    В финальной части жестко и хлестко излагаются преступные действия владыки – вершителя судеб и его послушного раба, коих поэт уравнивает в совместном молчаливом преступлении:

    • «Но человека человек послал к анчару властным взглядом»;
    • «И умер бедный раб у ног непобедимого владыки».

    Важно! В мире людей царь-тиран является метафорой Анчара, смертельной опасности и омерзительного коварства преступного порабощения для живущих людей, имеющих активную гражданскую позицию.

    Главная тема

    Центральный образ стихотворения – дикое одинокое дерево Анчар, растущее в пустыне и творящее погибель всему живому – и зверям, и людям.

    Тема одиночества явно просматривается в описании дерева, порожденного природой в день гнева.

    Произведение звучит как глубокая библейская притча, в которой заключен тайный смысл несправедливого угнетения деспота и раба с молчаливого согласия сторон.

    Ритмический строй

    Размер стихотворения – четырехударный ямб, в котором ударение падает на второй слог. Это традиционная пушкинская манера написания поэтических драм, состоящая из четырехударных и двухударных строк. Художественный ритм стихотворения литературные эксперты соотносят с манерой трагических поэм великого английского поэта Вильяма Шекспира.

    Изучаем русскую литературу — стих Пушкина Анчар

    Анализ стихотворения Анчар

    Вывод

    Стихотворение несет в себе философский смысл. В «Анчаре» Пушкин показал не только собственное видение добра и зла, тирании и рабства, но и создал живописный образ легендарного ядовитого древа, расширяющийся до символа зла вселенского масштаба.