• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

    Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

    Оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

    В содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

    Игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

    Воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

    С помощью игровых обучающих ситуаций можно решить различные программные задачи по экологическому воспитанию детей.

    Выделим несколько видов игровой обучающей ситуации, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

    Виды игровой обучающей ситуации

    ИОС с игрушками-аналогами

    ИОС с литературными персонажами

    ИОС типа путешествий

    Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

    Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елочки разного размера, деревья и кустарники из плоскостного театра, грибочки, иногда пенопластовые фрукты и овощи.

    Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами в своей работе мы используем во всех возрастных группах, причем сопоставляем их не только с живыми объектами, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях, а также макеты природных уголков выполненных своими руками.

    Игрушки-аналоги мы включаем в любые игровые обучающие ситуации, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Во всех случаях они помогают в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

    Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

    Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Для реализации целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это прежде всего народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба» «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» . С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработки у них необходимых навыков.

    При разработке ИОС я всегда учитываю, чтобы все слова и действия куклы соответствовали ее литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

    Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

    Игровые обучающие ситуации типа путешествий

    Игра-путешествие мною используется в работе с детьми разных возрастных групп. Путешествие – сюжетно-ролевая игра, в которой дети посещает новые места или учреждения. В этой игре их внимание сосредотачивается на разных моментах, сюжете, ролевых действиях, воображаемых ситуации. Важная особенность игровой обучающей ситуации в путешествии - в ней всегда есть ведущей (экскурсовод, руководитель похода), роль которую берет на себя взрослый. В своей работе я широко сотрудничаю с инструктором ФК, с педагогами дополнительного образования, музыкальным руководителем. Содержание игровой обучающей ситуации не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности. Игровые действия должны проводиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе. Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности.

    В заключении хотелось бы сказать, что в работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию мы с коллегами используем интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной театральной деятельности, физической культуры, игры, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей. Я заметила, что при использовании игр и игровых ситуаций на занятиях по экологии дети становятся более внимательными, они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных, интересующих их вопросов.

    Классификация игровых ситуаций и характеристика основных видов Игровые ситуации - один из методов активного обучения, отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности. Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия. В педагогической литературе мы видим несколько разных квалификаций игровых ситуаций. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игровой ситуации. Игровые ситуации подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игровые ситуации, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные. Игровые ситуации с правилами - это дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры-забавы. Одни игровые ситуации создаются самими детьми под руководством учителя – это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила – это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Для развития полноценного игрового общения используется такая форма речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. Существуют четыре вида обучающих ситуаций: Ситуации-иллюстрации; Ситуации-упражнения; Ситуации партнерского взаимодействия (ситуации-проблемы) Ситуации-оценки. Ситуации-иллюстрации, чаще всего используют в обучении младших школьников. Педагог разыгрывает простые сценки из жизни детей. Рекомендуется использовать иллюстрации, кукольный театр, игрушки. Параллельно с использованием ситуаций-иллюстраций предлагаются игровые ситуации-упражнения. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет; учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Участие детей в ситуациях партнерского взаимодействия (ситуациях-проблемах), где дети усваивают основные социальные отношения, своего поведения в мире людей. Где ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. С детьми постарше можно использовать ситуации-оценки, оценки со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Например: дети в ходе игр-драматизации берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера (добрый – злой, честный – лживый). Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей. Обучение игровому общению осуществляется в форме сценариев активизирующего общения. Сценарий общения может включать разговор педагога с детьми, дидактические, подвижные, народные игры, инсценировки, игры-драматизации, занятия изобразительной деятельностью, конструированием, имитационные упражнения, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). В таких видах деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. В сценариях активизирующего общения ставятся и решаются следующие задачи: коммуникативное развитие детей; пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми – детской языковой и коммуникативной самодеятельности. Для развития полноценного игрового общения педагоги активно используют такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации. В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего школьного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения. Наряду с ситуациями-иллюстрациями мы успешно используем в образовательном процессе ситуации-упражнения. Теперь у нас ребенок не только слушающий и наблюдающий, но и активно действующий. Включаясь в ситуации-упражнения, дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Использовать такой вид игровых обучающих ситуаций можно на любых уроках начальной школы. Участие младших школьников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит педагогическая ценность таких ситуаций. Одним из эффективных способов решения проблемы является использование в обучении детей младшего школьного возраста игровых коммуникативных ситуаций. Коммуникативная игровая ситуация актуализирует ведущие мотивы ребенка, значительно повышает уровень речевой активности, улучшает качества речевых высказываний школьников и повышает эффективность обучения. В начальной школе можно использовать в работе с детьми ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребенку проанализировать и обосновать принятое решение, оценить его. Как уже показала образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует не сама игровая обучающая ситуация. а то или иное конкретное содержание, которое специально вносится в нее педагогом. Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения игровой ситуации; это разговор педагога с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач. Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи - коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребенка, его языковых игр, диалогов между детьми, то есть детской языковой и коммуникативной самодеятельности. В целях оптимизации образовательного процесса воспитатели конкретизируют эти задачи, выделяя обучающие, развивающие и воспитательные. В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет нашим педагогам успешно реализовать на практике «золотое правило» школьной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались». Это дает нам возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи. Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости - уходить от неприятных ситуаций. Игровые обучающие ситуации позволяют нам успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка ребенка, развитие связной речи. Но чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, педагоги при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать «конкретный языковой материал», специальные игровые задания, проблемные ситуации разной степени сложности. Игровые ситуации, которые решали задачи языкового развития, преобразуются нами так, чтобы одновременно и параллельно решать задачу формирования у детей навыков эффективного (результативного) общения и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми. Из всего существующего многообразия различных видов игровых ситуаций именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе. Дидактическая игровая ситуация (обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Игровая ситуация – драматизация. Для детей младшего школьного возраста наиболее притягателен процесс перевоплощения в конкретный художественный или реальный образ (это стремление к перевоплощению сохраняется на всех этапах развития личности ребенка). Особое внимание педагогу следует обратить на организацию подготовительного периода работы над создаваемой пьесой, в процессе которого решаются не только художественные, но и воспитательные задачи. Именно здесь происходит первое проникновение в замысел автора, понимание типичности или исключительности ситуации, воспроизведение композиции, сюжетных, смысловых кульминаций и понимание героев. Учитель помогает ребятам овладеть культурой языка произведения, проанализировать основные его компоненты. Установка на игровую ситуацию – драматизацию активирует мышление детей в направлении поиска ответов на возникающие вопросы, на решение способа имитации, разыгрывание роли и тому подобное. Вхождение в роль и действие внутри ее согласно сюжету требует от ребенка усиленной игры воображения. Для создания речевой ситуации, позволяющей правдиво раскрыть образ героя, учащемуся необходимо придумать и передать в действиях или слове то, что лишь намечено автором. Творческое воображение в этом случае также должно быть активным, но в строгом соответствии с замыслом автора. Игровая ситуация требует от детей поиска вариативности в применении выразительных средств в соответствии с характерами тех героев, с которыми им приходится общаться. О том, что игра-драматизация как средство формирования навыков выразительного чтения является эффективной, свидетельствует следующее: при работе над другими произведениями с более усложненными сюжетами и характерами персонажей подготовительные этапы занимают значительно меньшее время, так как опыт работы над произведениями у детей накапливается и помогает им проявлять возросшую самостоятельность и элементы творчества в работе над образами, сюжетом, текстами. На последнем этапе игры-драматизации ребята самостоятельно исполняют все роли в произведении. Воспитательная ценность игры-драматизации детей, построенной на максимальном проявлении их самостоятельности, сформулирована в следующих словах Л.С. Выготского: «Так же точно, как пьесу, нужно предоставлять детям делать и всю материальную обстановку спектакля, и точно так же, как навязывание детям чужого текста вызывает ломку в психологической установке детей, так же цель и основной характер спектакля должны быть близки и понятны ребенку. Ребенка будут связывать и смущать подмостки и все внешние формы театра взрослых, прямо перенесенные на детскую сцену; ребенок плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом. Высшей наградой за спектакль должно быть удовольствие, испытываемое ребенком от подготовки спектакля и от самого процесса игры, а не успех или одобрение, выпадающее на долю ребенка со стороны взрослых». Игровая ситуация – соревнование. Под методом соревнования понимают введения дополнительного стимула, направленного на усиления мотивов и активизацию коллективной деятельности учащихся. В ходе правильно организованного соревнования дети всегда оживлены, увлечены, внутренне подтянуты. Изменение внешнего поведения и отношения к выполнению требуемых действий объясняется тем, что в соревновании ребенок выступает в позиции человека, от которого зависит успех коллектива. Именно в силу своей привлекательности эта позиция может изменить сложившееся у ребенка безразличное или отрицательное отношение к воспитываемым формам поведения. Гораздо эффективнее длительное соревнование, рассчитанное на определенный срок – месяц, четверть. Оно побуждает детей относительно долго следить за своим поведением – соблюдать правила вежливости, быть опрятным, прилежным. Среди игровых ситуаций, которые могут применяться педагогами на практике помимо игр-драматизаций и соревнований, можно выделить: творческие игровые ситуации и их разновидности в виде сюжетно-ролевых и деловых игр, дидактические, среди них развивающие и познавательные игры, различные игровые приемы поощрения и контроля, ритмические игровые ситуации и длительные тематические комплексные игровые ситуации. Творческая игровая ситуация предполагает преобразующую деятельность ученика, когда он строит игровой сюжет действия, в который включает участников-детей. Между участниками вырабатываются правила, обязательные для всех. Ребенок, став автором, режиссером и артистом, добровольно и динамично перевоплощался в своих героев, стремясь через них выразить то, что его больше всего волновало и тревожило. Творческая игровая ситуация может быть использована педагогом для формирования коллективистских отношений между детьми. Под ролевой игровой ситуацией понимается ограниченное по месту и времени соревнование в решении коммуникативных задач участников, исполняющих строго заданные роли в условиях четко определенной ситуации. Достижение успеха участника в ролевой игре зависит от сознательности участия (анализ и рефлексия собственного поведения). Отсюда возникают педагогические ресурсы стимулирования самопознания и самосовершенствования школьников. В арсенале банка игр каждого учителя, воспитателя группы продленного дня есть педагогически управляемые коллективные ролевые игры, воспитательный потенциал которых реализуется только при условии педагогического руководства ими. Самостоятельное развертывание их школьниками крайне затруднительно, поскольку они требуют подготовительного периода, продолжаются довольно долго во времени, многие из них предполагают экспертную функцию, осуществление которой не всегда по силам самим школьникам без педагога-руководителя. Как правило, эти игры нацелены на выполнение определенных педагогических задач. Деловая игровая ситуация – метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам. Дидактические игровые ситуации обеспечивают смену видов деятельности на уроке. Дидактическая игровая ситуация представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Игровая ситуация является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Существенный признак дидактической игровой ситуации – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. (Много таких игровых ситуаций встречается на страницах учебника «Математика», автор Акпаева А.Б.) такие игры должны занимать достаточно большое место в учебном процессе, расширяя кругозор детей, повышая их интерес к учебе. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игровой ситуации. Дидактическая игровая ситуация имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игровой ситуации всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игровой ситуации взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает процесс. Многие игровые ситуации такого характера можно использовать на разных уроках, меняя лишь содержание. Используя игровые ситуации на уроках, учитель обучает детей, не переутомляя их, приковывает внимание к материалу урока, заставляет напряженно мыслить. Применение дидактических игровых ситуаций повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если игровая ситуация методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игровые ситуации воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулирует и активирует познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся. В познавательных игровых ситуациях на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игровая ситуация должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие. Развивающие игровые ситуации требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игровой ситуации. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игровых ситуаций достигнута.

    Ребенок, появившийся в этом мире привыкает к своей культуре, которое передается из поколения в поколение благодаря множеству игр и упражнений.

    Игра – это особый и очень важный вид деятельности, необходимый для гармоничного развития ребенка. Играя, малыш учится общаться с миром людей и предметов, в игре проявляется его личность и складывается характер.

    В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, отношения с людьми. В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону ближайшего развития ребенка».

    Но детей интересует не только игра, гораздо сильнее они стремятся к общению – как между собой, так и с окружающими взрослыми. К ребенку на помощь должен прийти взрослый, чтобы он овладел механизмами эффективного игрового общения. Таким образом именно взрослый может и должен создать для детей условия, необходимые для развития детской игры и полноценного игрового общения. К этим условиям, можно отнести:

    • обогащение детей впечатлениями об окружающем мире;
    • привлечение внимания к содержанию деятельности детей и их взаимоотношений (беседы, организация наблюдений, совместное чтение, обсуждение событий из жизни и т.д.);
    • активную позицию ребенка в деятельности, прежде всего совместной.

    Для развития полноценного игрового общения педагоги могут использовать такую форму речевой работы с детьми, как игровые обучающие ситуации (ИОС).

    Известно четыре вида ситуаций:

    • ситуации-иллюстрации,
    • ситуации-упражнения,
    • ситуации-проблемы,
    • ситуации-оценки.

    В ситуациях-иллюстрациях взрослым разыгрываются простые сценки из жизни детей. Чаще всего такие ситуации используются в работе с детьми младшего дошкольного возраста. С помощью различных игровых материалов и дидактических пособий педагог демонстрирует детям образцы социально приемлемого поведения, а также активизирует их навыки эффективного общения.

    В ситуации-упражнении ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно действует. Дети тренируются в выполнении отдельных игровых действий и связывании их в сюжет, учатся регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового взаимодействия. Такой вид ИОС используется со средней группы.

    Участие старших дошкольников в ситуациях-проблемах способствует усвоению ими основных векторов социальных отношений, их «отработке» и моделированию стратегии своего поведения в мире людей. В таких ситуациях взрослый привлекает внимание ребенка к своему эмоциональному состоянию и состоянию других персонажей. Активно участвуя в ситуациях-проблемах, ребенок находит выход своим чувствам и переживаниям, учится осознавать и принимать их. Он постепенно овладевает умениями предвосхищать реальные последствия своих поступков и на основе этого выстраивать дальнейший сюжет игры, произвольно изменять свое игровое и речевое поведение. В ситуациях-проблемах каждый ребенок находится в активной действующей позиции. В этом и состоит их педагогическая ценность таких ситуаций.

    В подготовительной к школе группе используются ситуации-оценки, предполагающие анализ и обоснование принятого решения, его оценку со стороны самих детей. В этом случае игровая проблема уже решена, но от взрослого требуется помочь ребёнку проанализировать и обосновать решение, оценить его.

    Основу игровой обучающей ситуации составляет сценарий активизирующего общения. Сценарий общения может включать различные формы проведения ИОС: это разговор воспитателя с детьми, игры-путешествия, игры-беседы, игры-драматизации, игры-импровизации. Такие формы предполагают включение в сценарий изобразительной деятельности, конструирования, имитационных упражнений, обследование предметов (рассматривание игрушек, предметов, картин). Именно в таких видах детской деятельности речь выступает во всех своих многообразных функциях, несет основную нагрузку при решении практических и познавательных задач.

    Разрабатывая сценарии активизирующего общения, мы решаем важные задачи: коммуникативное развитие детей и пробуждение собственной речевой активности каждого ребёнка, его языковых игр, диалогов между детьми, т.е. детской языковой и коммуникативной самодеятельности.

    В процессе игрового общения дошкольник учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Необходимо не накапливать их, а решать с их помощью важные жизненные задачи.
    Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными, например, для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи. Чтобы активизировать игровое общение между детьми, их инициативные высказывания, воспитатели при составлении сценариев активизирующего общения стараются подбирать специальные речевые занятия, решающие задачи языкового развития и установления эмоциональных личностных контактов между детьми и окружающими взрослыми.

    В сценариях активизирующего общения обучение совершается в основном с применением косвенных методов обучения, имеет не учебную, а игровую, коммуникативную мотивацию. Такой подход позволяет успешно реализовать на практике Это дает возможность синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, взаимообогащающими развитие ребенка. Ведь в процессе игрового общения ребенок учится вырабатывать различные поведенческие стратегии, позволяющие ему увидеть целесообразность и значимость результатов собственной деятельности и поведения. В этом случае знания становятся не самоцелью, а условием личностного развития. Важность их заключается не в их накоплении, а в возможности с их помощью решать важные жизненные задачи.

    Так как занятия активизирующего общения содействуют обогащению детей впечатлениями об окружающем мире и эффективно используют один из словесных методов – беседу, т.е. целенаправленное обсуждение с детьми каких-­либо явлений, то можно определить ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя. Ведь научить детей самостоятельно мыслить гораздо сложнее, чем сообщать им готовые знания. Вот почему многие воспитатели охотнее рассказывают и читают детям, чем беседуют с ними.

    С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе учу ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развиваю умение слушать собеседника. Она имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

    В беседе объединяю детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка), но и средством социально­нравственного воспитания.

    Основное различие между обучающим занятием и сценарием активизирующего общения состоит в том, что взрослый в игровой обучающей ситуации выступает как партнер по общению, который стремится к установлению равноправных, личностных взаимоотношений. Он уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие именно его темы, а при необходимости – уходить от неприятных ситуаций.

    Вывод:

    Игровые обучающие ситуации позволяют успешно решать задачи, которые являются уже традиционными для методики развития речи: обогащение и активизация словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя языка, развитие связной речи.

    Приведенные примеры четырех ситуаций.

    I. Ситуация-иллюстрация (на примере занятия).

    Тема: Домашние животные.

    Программное содержание:

    • Обогащать речь детей словами: кошка, котенок, собака, корова, теленок, коза, козленок, курочка, цыпленок, хвост, рога, уши, ноги, лапы, ест, пьет.
    • Умение слушать, отвечать на вопросы.
    • Воспитывать интерес и ухаживание за животными.

    Предварительная работа

    Рассматривание иллюстраций домашних животных и детенышей; рассматривание игрушек – животных; беседа о домашних животных; чтение стихов, рассказов, потешек, дидактическая игра "кто как кричит".

    Ход занятия

    Логопед: Дети, кто-то постучал в дверь (Дверь открывается. Заходит почтальон и здоровается).
    Почтальон: Здравствуйте дети. Я Вам принес посылку от Волшебника (отдает посылку и уходит).
    Логопед: Посмотрим, что же в ней находится?
    Дети: О – это картинки.
    Логопед: Какие красивые иллюстрации с домашними животными. Давайте посмотрим и назовем этих животных. Кто это?
    Дети: Собака; корова; коза; кошка.
    Логопед: Правильно кошка. Дети, Вы знаете стишок про кошку.
    Дети:
    Киска, киска, киска брысь!
    На дорожку не садись
    А то Машенька пойдет
    Через киску упадет. (И т.д. про каждого животного)
    Логопед: Молодцы. Дети, назовите мне детеныша собаки, коровы, козы, кошки.
    Дети: Щенята, телята, козлята, котята.

    Физминутка

    Давай коза попрыгаем – три раза.
    И ножками подрыгаем – три раза.
    Глазками похлопаем – три раза.
    И ножками потопаем – три раза.

    Логопед: Какую пользу приносит корова, коза, собака, кошка.
    Дети: Корова, коза (молоко), собака (охраняет дом), кошка (ловит мышей).
    Логопед: Дети, а как зовет своих детей: мама-корова, мама-собака, мама-коза, мама-кошка.
    Дети: Муу...; Гав-гав; Мее...; Мяу-мяу.
    Логопед: Д ети! Что же любят кушать животные?
    Дети: Корова, коза – травку.
    Собака – косточку.
    Кошка – молоко.
    Логопед: Дети давайте мы с Вами тоже попьем молоко, ведь оно полезное и мы будем сильными и здоровыми.
    Логопед: Дети, а сейчас мы пойдем на прогулку и покормим маленького щенка, которого принес Алешин папа.

    II. Ситуации-упражнения (дидактическая игра в средней группе, так как д/сад находится рядом с лесом)

    Тема: Мы идем в лес.

    Дидактические задачи:

    1. Расширить представления дошкольников о диких животных.
    2. Познакомить с животными занесенными в красную книгу.
    3. Способствовать использованию в играх представление о редких животных.
    4. Развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами.
    5. Воспитывать бережное отношение к животным.

    Материал: игрушки, картинки зверей, пропуск, корм для ежика, флешка с записью голосов птиц и животных, Мини MP3-плеер USB.

    Из картонной коробки логопед делает "домик для ежика". На входе в лес встречаем лесника, где по пропуску лесник пропускает детей (эту роль на себя берет логопед), который беседует с ними рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в красную книгу и охраняются государством. Лесник рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.
    Дети спросили у лесника не видел ли он ежа, которого они видели на прошлой экскурсии. Лесник предложил детям вместе найти ежа, так как дети сделали для него домик и принесли корм.
    Найдя ежа, дети покормили его яблоком и молочком, подарили ему домик.
    Лесник ведет с детьми разговор, что они знают про этого животного, задавая ему вопросы. Дети рассказывают стихотворение про ежа, которое выучили на занятии.

    Ежик в доме жил, жил.
    Малым ростом был, был.
    В доме он пол мыл, мыл.
    Палец ежик занозил.
    Палец его ныл, ныл.
    Ежик йод открыл, открыл.
    И палец ежик помыл, помыл.

    (Закрепление произношения звука "ы" в словах).

    Лесник похвалил детей и предложил игру

    Экологическая игра "Как вести себя в лесу"

    На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Лесник бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям.
    Лесник: А сейчас приглашаю Вас немного поиграть, ведь я очень люблю игры, а еще больше люблю загадывать загадки. А вы любите? Тогда слушайте внимательно загадки. (После каждой загадки дети находят отгадку и показывают картинку животного.)

    Загадки

    Длинные ушки, быстрые лапки.
    Серый, но не мышка.
    Кто это?.. (Зайчишка.)

    Рыже-огненный комочек,
    С хвостиком как парашют,
    По деревьям быстро скачет,
    Был он там...
    Теперь уж тут.
    Быстрый он как стрелочка.
    Так ведь это... (Белочка.)

    Рыжая плутовка
    Спряталась под елкой.
    Зайца ждет хитрюга та.
    Как зовут ее?.. (Лиса.)

    Серый, страшный и зубастый
    Произвел переполох.
    Все зверята разбежались.
    Напугал зверят тех... (Волк.)

    Бурый, косолапый
    По лесу бредет.
    Любит "одолжить"
    У лесных пчел мед. (Медведь.)

    Лесник: Ну, ребята, вы порадовали меня. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю.

    III. Ситуации-проблемы (в играх)

    Проблемные ситуации:

    • Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Поле. Что произойдет? (младшая группа)
    • Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
    • Почему ёж колючий?
    • Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
    • Смогут ли существовать люди, животные, растения без солнца?
    • Что случится, если не будет растений?
    • Как папа узнал, что ночью был дождь?
    • Помоги собрать грибы для доброй феи и злой колдуньи. Какие и почему?
    • Почему заяц и белка линяют?

    Проблемную ситуацию я создаю побуждая детей выдвигать свои предположения, делать предварительные выводы и обобщения.

    Игра "Кому нужна вода? – знакомит детей с местожительством растения. В каких местах любит расти; на солнечной полянке или на затемненной опушке леса, рядом с водой или в воде(какое оно – влаголюбивое, засухоустойчивое, светолюбивое, теневыносливое)?

    В ходе игры происходит знакомство с разнообразием внешнего вида растения, особенности строения корня, листьев и т.д.

    Игра "Чудо-цветок" – направлена на закрепление знания детей о внешнем виде растения, о его строении (корень, стебель, листья, цветок и плод).

    В игре "Приготовь лекарство" дети продолжают закреплять знания о строении растения, о том, где оно растет, об особенностях его строения, а также узнают о лекарственных свойствах.

    Детям предлагаются различные игры:

    • игры для ознакомления с флорой и фауной, направленные на ознакомление детей с образом жизни растений и животных;
    • игры для ознакомления с окружающей средой, направленные на ознакомление со взаимосвязями между живыми объектами и окружающей средой;
    • игры для ознакомления с созданной человеком средой обитания людей и животных, направленные на ознакомление детей с различными профессиями и разнообразной деятельностью человека в окружающем мире.

    Игры, использованные в учебно-воспитательном процессе – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания, а с другой стороны – своеобразная практическая деятельность ребенка по освоению окружающей деятельности.

    Перечисление игр:

    • "Растения нашего леса"
    • "Узнай гриб"
    • "Парные картинки"
    • "Опиши животное"
    • "Когда это бывает"
    • "Найди маму"
    • "Птичья столовая"
    • "Домик для животных"
    • "Расскажи сказку"
    • "Путешествие в лес"

    Дети подготовительной группы задали вопрос: что такое многолетние травы? Логопед предложила экскурсию на семеноводческую станцию, так как станция находится вблизи детского сада. Во время экскурсии агроном рассказал о многолетних травах (клевер, люцерна, донник, просо, рапс, костер, овсяница) и дети увидели как работает сортировочный стол, сортируя семена рапса. Детям показали семена люцерны и клевера и задали вопрос, чем по внешнему виду похожи семена и чем отличаются? (Ответы детей) .

    Во время экскурсии возникла проблема: забило сортировочный стол при сортировке рапса. Что делать? Один мальчик сказал: нужно что-то покрутить и сортировочный стол будет работать. Другой сказал: может убрать семена со стола, почистить его и снова включить? Третий предложил позвать мастера. и т.д. Агроном-семеновод выслушал их ответы показал, как отрегулировать сортировочный стол.

    В конце экскурсии подошла машина с семенами овсяницы и детям стало интересно, что делает агроном с семенами? Проверяет. Семена оказались влажными. Что делать? Один ребенок предложил оставить семена на воздухе под солнцем – они высохнут. Второй предложил включить обогреватель, чтобы их высушить. Агроном показал детям большую сушилку, где сушат семена, так была решена проблема. Детям раздали семена овсяницы и костра для кормления зимующих птиц. Дети сказали "спасибо".

    Вывод: все ситуативные проблемы решаемы.

    IV. Ситуации-оценки (по сказкам и играм)

    Сказки – это неисчерпаемый источник вдохновения. Сказки укрепляют иммунитет доброты, нравственного и психического здоровья. Ведь в них прослеживается причинно-следственная связь, понятая детьми, воспитываются настоящие человеческие чувства. Герои каждой сказки встречаются со злом и побеждают его, потому что имеют доброе, чуткое сердце; им на помощь приходят звери, птицы и даже солнце.

    Предлагаю детям игровые ситуации, направленные на развитие социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста. Все они основываются на сюжетных сказках, поступках сказочных героев.

    Например: Придумай сказке другой конец.

    Вспомните, как же закончилась сказка "Сивка-Бурка", что произошло в конце, подумайте: какие были у всех лица, когда они увидели кольцо у Иванушки? Покажите их удивительные взгляды. А какое лицо было у Иванушки? (Показывают) .

    Подумайте: как еще могла бы закончиться сказка? Как иначе могли поступить царь, царевна, Иван, братья? Как бы поступили вы, если бы были на том пиру?

    Ситуации-оценки со стороны самих детей, например, дети в ходе игр-драматизаций берут на себя роль отрицательных персонажей, умеют моделировать свое поведение в соответствии с характеристиками героя, сравнивают различные черты характера: добрый – злой; честный – лживый.

    Педагог создает установку на формирование положительных черт характера у детей.

    Примеры ситуации-оценки:

    – Кто в доме главный?
    – Как можно узнать настроение человека?
    – Мои поступки.
    – Если бы я был (была) волшебником?

    Предлагаю детям игру "Пирамида добра"

    Детям встать в круг. Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам? Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит её сверху на мою ладонь. Затем следующий кладет руку на ладонь следующего ребенка, уже высказавшего свое пожелание. Я начинаю (например: "Желаю всем быть дружелюбными, веселыми"). Как только выскажете все пожелания, возводя пирамиду добра, я тихонько раскачиваю ее со словами: "Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!" – подталкиваю лежащие ладони на моей руке вверх, рассыпая пирамиду.

    Вывод: дети подготовительной группы умеют оценивать разные ситуации (каждый по-своему).

    Литература:

    1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников: Учебн. пособие для студ. и сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр "Академия", 1999.
    2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Кн. для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999.– М.: «Мозаика-Синтез», 2004.
    3. Арушанова А.Г. Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
    4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль "Академия развития", 1996.
    5. Кыласова Л.Е. Дидактический материал по развитию речи. Занятия со старшими дошкольниками. Волгоград: Учитель, 2006
    6. Курицына Э.М., Тараева Л.А. Игры на развитие речи. Говорим правильно. Москва "РОСМЭН" 2007
    7. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль "Академия развития", 1996.
    8. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. метод, пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.: (уманит, изд. центр "ВЛАДОС", 2003.
    9. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: методическое пособие с иллюстрациями. Екатеринбург "АРГО", 1996.

    Игровые ситуации

    Игровые ситуации - один из методов активного обучения , отличающийся тем, что при его осуществлении используются некоторые, обычно один-два, игровые принципы (из принципов активного обучения), реализация которых происходит в условиях свободной, не регламентированной формальными правилами и организационной структурой деятельности.

    Наиболее типичными игровыми ситуациями являются учебные ролевые игры и дискуссионные занятия .

    Учебные ролевые игры


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Игровые ситуации" в других словарях:

      Игровые приемы и процедуры (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие… … Википедия

      - (их также называют блиц играми, мини играми) относятся к методам активного обучения и включают игровые действия или отдельные, единичные элементы активизации незначительной или дискретной продолжительности, не имеющие правил, не предусматривающих … Википедия

      МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ - – основной объект исследования математических теорий конфликтных процессов как раздела математической теории игр. Самая элементарная конфликтная ситуация может наблюдаться на примере салонных игр. А с т. зр. наибольшей приближенности к реальности … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

      МЕТОДЫ ИГРОВЫЕ (ИГРОТЕХНИКА) В СОЦИОЛОГИИ - игровые методы в социологии прикладной (см.) были созданы в ответ на затруднения, с к рыми столкнулись социологи, работающие на предприятиях народного хозяйства: как проводить исследования при часто меняющихся требованиях заказчика, как учитыть… … Российская социологическая энциклопедия

      Активные методы обучения - (АМО) методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить обучаемого к творческому участию в нем. Задачей АМО является обеспечение развития и саморазвития личности обучаемого на основе выявления его индивидуальных особенностей и… … Российская энциклопедия по охране труда

      - (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала … Википедия

      У этого термина существуют и другие значения, см. Мафия (значения). Это статья о салонной ролевой игре 1986 года. Статья о компьютерной видеоигре 2002 года здесь М А Ф И Я Разработчик(и) Дмитрий Давыдов … Википедия

      F.E.A.R. 2: Reborn … Википедия

      Игра в снукер ведётся ударами битка по шарам на столе двумя (или более) игроками, которые, по очереди выполняя удары, пытаются набрать больше очков, чем противник в рамках правил игры. Игра пр … Википедия

      Современная пластиковая коробка доска для игры в тогыз кумалак Тогыз кумалак (каз. Тоғыз құмалақ девять камешков) казахская народная … Википедия

    Книги

    • , Михайлова З., Полякова М., Чеплашкина И.. Парциальная программа и ее методическая реализация в условиях ДОО представлена с учетом современных требований к организации познавательного развития детей. Особое внимание уделено способам…

    На сегодняшний день педагогический процесс дошкольного образования обогащен различными видами мероприятий интегрированного характера. Они позволяют преследовать различные цели воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. В ФГТ игра – это основная форма работы с детьми и ведущий вид деятельности. Если игра специально организованна воспитателем и привнесена в процесс познания природы и взаимодействия с ней, такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, называют игровой обучающей ситуацией (ИОС). Ее характеризуют следующие моменты:

    — она имеет короткий и несложный сюжет;

    — оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой, для нее специально организованно игровое пространство;

    — в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача;

    — воспитатель проводит и руководит всей игрой.

    Можно выделить несколько типов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные образовательные задачи ознакомления детей с природой.

    1. Игровые обучающие ситуации с игрушками — аналогами

    Аналоги — это игрушки, которые изображают объекты природы. Существует огромное разнообразие резиновых и пластмассовых муляжей животных и растений. Главный смысл использования такого рода игрушек — это сопоставление живого объекта с неживым аналогом, географическая удаленность животного или растения. С помощью игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом, с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

    2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.

    Данные ситуации связаны с использованием кукол, хорошо знакомых детям, которые являются персонажами литературных произведений (Петрушка, Незнайка, Буратино и многие другие). Их только увлечь детей и поддерживать это увлечение во время игры.

    3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий.

    Путешествия — это собирательное название различного рода игр в посещение леса, зоопарка, музеи, фермы, экскурсии, поездки, походы,. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природ.

    Хочется предложить вашему вниманию конспекты ИОС типа путешествий.

    Помнится был такой мультипликационный фильм «Лошарик», сказочный персонаж -лошадка сделанная из воздушных шариков. Он и послужил героем нашей игры

    Тема «Путешествие Лошарика в лес»

    Старшая группа

    Дидактические задачи:

    О.о.«Познание»:

    — формировать обобщенное представление о диких животных, птицах;

    — уточнить представления детей о лесных зверях – медведе, волке, лисе, зайце;

    — формировать представление о лесе как сообществе;

    — убеждать детей в полезности всех видов животных и растений;

    — учить устанавливать причинно — следственные связи между флорой и фауной смешанного леса.

    О.о.«Социализация»:

    — способствовать творческому использованию в играх представление о природе.

    О.о.«Здоровье»

    О.о.«Коммуникация»:

    — развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами,

    Воспитательные задачи:

    — воспитывать у детей способность положительно относится к природе;

    — воспитывать бережное отношение к природе.

    Материалы, оборудование:

    Картинки диких животных, лесных птиц, деревьев, билеты на автобус, магнитофон, запись голосов птиц.

    Лошарик вбегает со словами:

    Лошарик к детишкам в дет.сад прибежал

    «Я по лесу бегал, кого-то встречал

    Но так и не понял – кто встретился мне?

    Быть может детишки — поможете мне?»

    Воспитатель знакомит детей с Лошариком, пришедшим к ним в гости.

    Лошарик здоровается с детьми и рассказывает, что был в лесу и встретил там кого-то, но кого точно не знает.

    Воспитатель удивлён, что Лошарик не знает что такое лес и как там живут звери которые ему повстречались?

    Выясняется, что он про лес совсем ничего не знает!

    Воспитатель предлагает Лошарику отправиться вместе с ребятами в лес на экскурсию. Дети садятся на стульчики (автобус), покупают у кондуктора билеты и доезжают до станции «Лесная».

    Лес - это сообщество многих обитателей - представителей растительного и животного мира.

    Воспитатель загадывает детям загадки о диких животных и о лесе.

    Дети называют лесных животных, и показывают их на картинке.

    Воспитатель рассказывает детям, что в каждом лесу много различных птиц.

    Воспитатель загадывает детям загадки про птиц.

    Дети называют птиц, и показывают их на картинке.

    Воспитатель благодарит детей за правильные ответы.

    Воспитатель продолжает свой рассказ и поясняет, что главными в лесу всё-таки являются деревья, от них зависит, какие звери живут в лесу, какие кустарники, грибы, ягоды в нем растут. По деревьям различают: березовую рощу, сосновый бор, дубраву, смешанный или хвойный лес. В лесу все его обитатели хорошо приспособлены к жизни. Животные находят себе пищу, место для выведения потомства, могут спасаться от врагов.

    Ребятам предлагается рассказать гостю о жизни зверей, которые ему повстречались.

    Дети рассказывают про волка, медведя, лису и зайца как они проводит лето и зиму.

    Воспитатель подводит всех к выводу, что же объединяет этих зверей и как они называются.

    Ответы детей.

    Воспитатель уточняет у детей, почему их называют дикими.

    Ответы детей.

    (Самостоятельно добывают себе пищу, строят себе жилище, ухаживают за своими детёнышами).

    Воспитатель предлагает детям объяснить Лошарику основные правила поведения в лесу. (Не ходить в лес одному, в лесу нельзя шуметь, бросать мусор, ломать ветки и т.п.)

    Лошарик благодарит детей за помощь, прощается и уходит.

    Дети садятся в автобус, и возвращаются в детский сад. По пути воспитатель спрашивает детей о том, что им запомнилось, что понравилось в лесу.

    По приезду в детский сад ребятам предлагается выразить свои впечатления в рисунках, и организовывается выставка детских творческих работ.

    Тема « Мы идём в зоопарк»

    Средняя группа

    Дидактические задачи:

    О.о.«Познание»

    — расширить представления дошколь​ников о диких животных;

    — познакомить с животными, занесен​ными в Красную книгу;

    О.о. «Социализация»

    — способствовать использованию в играх представление о редких животных

    О.о.«Здоровье»

    — формировать начальные представления о здоровом образе жизни

    О.о.«Коммуникация»

    — развивать речь детей, умение сравнивать, выражать свои эмоции словами

    — поощрять попытки делиться с детьми и взрослыми своими впечатлениями.

    Воспитательные задачи:

    — Воспитывать бережное отношение к животным.

    Материалы, оборудование: картонные коробки, игрушки (картинки) зверей, билеты, корм для животных, скребки, совочки, магнитофон, диски с записью голосов птиц и животных.

    Из картонных коробок воспитатель делает «клетки», в которых находятся «животные» (игрушки или картинки). На входе в зоопарк работает касса, где кассир продаёт билеты. Кон​тролер, пропуская посетителей и отрывая билеты, просит де​тей не подходить близко к «клеткам», не кормить животных. На территории зоопарка детей встречает экскурсовод (эту роль берет на себя воспитатель), который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том, что они едят, как себя ведут, какой у них характер). Особое внимание животным, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством. Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.

    Экскурсовод возле каж​дой «клетки» ведет с детьми разговор: выясняет, что они зна​ют про это животное, задавая им вопросы.

    Ответы детей.

    А затем коротко дает новую, небольшую по объему информацию.

    При посетителях зоопарка организовать раздачу корма, чистку «клеток». Эти ролевые действия, выполняемые детьми, поддерживают игро​вую ситуацию и позволяют ребятам получать новые сведения.