• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Урок по математике: «Деление с остатком. Случаи деления, когда делитель больше делимого».

    3 класс. 24.02.2014 г.

      Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята. У нас на уроке сегодня присутствуют гости, поэтому давайте к ним повернемся и поприветствуем их тоже. Молодцы. Теперь все внимание на меня. Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие. Сегодняшний урок не станет исключением. Мы постараемся расширить свои математические знания.

    Математическое выражение 3 5 представляет три группы с пятью элементами в каждой группе. Чтобы найти продукт, учащиеся могут построить модель из трех групп с пятью пунктами в каждой группе, как показано ниже. Студенты также могут использовать повторное дополнение для поиска продукта.

    Помните, что умножение отменяет деление и деление отменяет умножение. Поскольку деление и умножение являются обратными операциями, учащиеся могут использовать модели, похожие на модели, используемые для умножения, для разделения. В выражении 15 3 вы начинаете с пятнадцати пунктов и хотите знать, сколько групп вы можете сделать с тремя элементами в каждой группе. Ответ, или частное, - это количество групп.

      Актуализация.

    Начнем наш урок, как обычно, с повторения. Сегодня оно пойдет в виде разминочного блицтурнира.

    Открываем тетрадь. Число уже записано. Поставили номер задания. Оно у нас первое (№1). Ребята, я буду читать задачу, а вы записываете только пример и решаете его. Пояснения не пишем, ответ не пишем. Впрочем, как мы раньше уже делали.

    III. Создание проблемной ситуации

    Поскольку умножение является формой повторного сложения, деление является формой повторного вычитания. Этот процесс требовал 3 вычитания 5 раз подряд, так что снова мы видим, что 15 3 = Число, которое делится, называется дивидендом, а число, по которому делится дивиденд, является делителем. Ответ на вопрос о разделении - это фактор.

    По мере того, как учащиеся осваивают свои основные факты деления, возникнет потребность в том, чтобы учащиеся могли разделить большие дивиденды. Было бы разумно начать с двузначных дивидендов на 1-значный делитель, чтобы ввести алгоритм длинного деления. Хотя студенты могут знать фактор для проблемы, необходимость тщательно изучить алгоритм деления позволит студентам быстро перейти к большему числу. Посмотрите на проблему разделения ниже.

    Оформляем первый столбик:

      На полке лежало 20 книг со сказками и 10 книг со стихами. Во сколько раз больше книг со сказками, чем со стихами лежало на полке?

      Длина полоски 16 см. Найдите 1/8 часть полоски.

      Площадь прямоугольника 28 см². Длина – 4 см. Найдите ширину.

    Оформляем второй столбик. Отсчитайте 3 клеточки вправо.

    Иногда очень полезно, если вы думаете о делении как умножении. Отсутствующий фактор действительно является ответом или фактором проблемы разделения. Итак, когда мы смотрим, мы пытаемся найти, какое число, умноженное на 6, даст нам. Понимание этой концепции значительно поможет учащимся изучить алгоритм длинного деления.

    Когда вы начинаете алгоритм с длинным делением, понимаете, что задаете такие вопросы, как «какое число раз меньше 6 или меньше 300?» Помните, что 3 находится на сотнях мест. Поскольку ответ равен 5 десяткам, или 50, а 5 можно записать выше 0 в десятках мест, как показано ниже. Процесс повторяется при запросе «какое число раз меньше 6 или равно». Так как ответ равен 1, то 1 записывается выше 6 в одном месте. Так как 6 1 равно 6, 6 отбирается с 6, оставляя проблему завершенной, так как оставшаяся сумма остатка меньше, чем дивизор.

    Аналогичная работа. Я читаю задание, а вы составляете пример и решаете его.

      Во сколько раз 52 больше, чем 4?

      Во сколько раз 96 больше, чем 6?

      Во сколько раз 11 меньше, чем 77?

    Проверка (осуществляется фронтально).

    Молодцы. У кого точно так же? (Поднимают руки). Хорошо. Кто не сделал ни одной ошибки, оцените себя, поставив на полях карандашом «+». У кого ошибки есть, те не расстраивайтесь, впредь будьте более внимательны.

    Полная проблема показана ниже. Но часто необходимо отменить этот процесс. Число 24 и один из факторов можно дать, чтобы мы могли найти другое. Операция, с помощью которой это выполняется, называется подразделением. Мы получаем число 4, деля 24 на. Делящееся количество называется дивидендом; данный множитель, делитель; и того, что требуется частному.

    При умножении множитель всегда является числом. И продукт представляет собой такое же количество, как и множитель. Продукт из 3 стержней на 4, составляет 12 стержней. Когда мы придем к разделению, продукт и любой из факторов могут быть даны, чтобы найти другое: это. Делитель может быть числом, а затем частным будет такое же количество, как и дивиденд; или. Дивизор может быть таким же, как и дивиденд; и тогда частное будет числом.

    Мини-итог: Ребята, а что общего в этих примерах?

    Они все на деление.

    Молодцы. А чем они различаются?

    Здесь представлены разные способы деления.

    Хорошо. А на какие 2 большие группы мы можем разделить эти примеры?

    Табличное деление (1 столбик) и внетабличное (2 столбик).

    Сколько способов внетабличного деления можете здесь выделить?

    В первом случае делитель, являющийся числом, показывает, сколько частей дивиденд должен быть разделен; и частное показывает, что представляют собой эти части. Если 12 стержней будут разделены на 3 части, каждый из них будет иметь 4 стержня. И если 12 стержней будут разделены на 24 части, каждый из них будет половиной стержня длиной.

    В другом случае, если делитель меньше дивиденда, первый показывает, в каких частях он должен быть разделен; и фактор показывает, сколько из этих частей содержится в дивиденде. Линия из 3 стержней содержится в одном из 12 стержней четыре раза. Но если делитель больше, чем дивиденд, и все же такое же количество, то частное показывает, какая часть дивизора равна дивиденду.

    Способ подбора и случай, когда мы представляем число в виде суммы удобных (или разрядных) слагаемых и делим каждое из них отдельно.

    Молодцы! А какой еще способ внетабличного деления мы знаем?

    Деление с остатком.

    Давайте вспомним компоненты деления с остатком.

    Делимое, делитель, неполное частное и остаток.

    Верно. А сколько способов деления с остатком нам знакомо?

    Таким образом, одна половина из 24 стержней равна 12 стержням. Так как произведение дивизора и частного коэффициента равно дивиденду, то частное может быть найдено, разрешив дивиденд на два таких фактора, один из которых должен быть делителем. Другим, конечно же, будет фактор.

    Первый из них, будучи делителем, может быть отброшен. Следовательно, когда делитель найден как фактор дивиденда, деление выполняется путем отмены этого коэффициента. Сразу видно, что произведение фактор-делителя равно дивиденду. Если в дивиденде повторяется письмо, следует принять меры к тому, чтобы отклоненный фактор был равен только делителю.

    Два способа.

      Вспоминаем наибольшее число из таблицы умножения, которое можно разделить без остатка

      Находим частное методом подбора.

    Какое самое главное правило должно соблюдаться, независимо от того каким способом мы решаем?

    Остаток всегда должен быть меньше делителя.

    Молодцы! Предлагаю их вспомнить.

    №2. (2 человека у доски)

    Если дивиденд состоит из каких-либо факторов, то исключение одного из них делит на него. При выполнении умножения, если факторы содержат числовые цифры, они умножаются друг на друга. Теперь, если этот процесс должен быть отменен, очевидно, что деление числа в произведении на число в одном из факторов даст число в другом множителе. В делении, если есть числовые коэффициенты, предваряемые буквой, коэффициент дивиденда делится на коэффициент дивизора.

    Когда простой фактор умножается на составной, первый входит в каждый член последнего. Такой продукт легко снова решается в его исходные факторы. Если делитель содержится в каждом члене составного дивиденда, он должен быть отменен в каждом. И если есть коэффициенты, они должны быть разделены и в каждом термине.

      Выписывает те примеры, которые будет делать первым способом, 2- вторым. Класс записывает все примеры. Оформляем в столбик.

    27:6= 4 (ост. 3) 1

    89:22= 4 (ост. 1) 2

    30:4= 7 (ост. 2) 1

    50:15= 3 (ост. 5) 2

    8:9= ???

    Какой пример вызвал затруднение?

    Последний

    Не решали таких

    А может в классе кто-то решил? Давайте попробуем вместе.

    С другой стороны, если составное выражение, содержащее любой фактор в каждом члене, делятся на другие величины, связанные их знаками, фактор будет тем фактором. Первую часть предыдущей статьи. В делении, а также в размножении следует соблюдать осторожность, а не смешивать термины с факторами.

    В делении такое же правило следует соблюдать в отношении знаков, как при умножении; то есть, если делитель и дивиденд являются как положительными, так и отрицательными, фактор должен быть положительным: если один положительный и другой отрицательный, то фактор должен быть отрицательным.

    Проверяем первый способ, затем второй и делаем вывод, что оба не подходят. Почему не подходят?

    Так как делимое меньше делителя (все наоборот). Вот проблема. Не знаем мы такого способа. Что же делать? Чем будем заниматься на уроке?

    Будем учиться решать подобные примеры.

    Конечно. Давайте сформулируем тему урока. Какие случаи деления мы будем сегодня рассматривать:

    Это проявляется в том, что произведение дивизора и частного фактора должно быть таким же, как и дивиденд. Это метод обозначения деления, а не фактическое выполнение операции. Но на цели разделения часто можно ответить эти дробные выражения. Поскольку они имеют одинаковую природу с другими вульгарными фракциями, их можно добавлять, вычитать, умножать.

    Когда дивиденд является составной величиной, делитель может быть либо помещен под весь дивиденд, как в предыдущих случаях, либо может повторяться при каждом члене, взятом отдельно. Бывают случаи, когда удобно будет обменять одну из этих форм выражения на другую.

    «СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ, КОГДА ДЕЛИТЕЛЬ БОЛЬШЕ ДЕЛИМОГО»

      Работа по теме урока.

    Возьмите у себя из пенала ручку и карандаш. Давайте представим, что это стороны треугольника. С помощью этих двух предметов постройте (выложите) на столе треугольник.

    Сколько треугольников у вас получилось?

    Нисколько.

    А нисколько это сколько? 0 (ноль)

    И тот же принцип применим к третьей, четвертой, пятой или любой другой части дивиденда. Для половины разности двух величин равна разности их половин. Если некоторые из букв в дивизоре находятся в каждом члене дивиденда, дробное выражение может быть упрощено, отклоняя равные факторы от числителя и знаменателя.

    Коэффициент любой величины, деленной на себя или ее равной, является, очевидно, единицей. Если дивиденд больше единицы, но если дивиденд меньше дивизора, то коэффициент должен быть меньше единицы. Из характера деления видно, что значение частного зависит как от делителя, так и от дивиденда. При заданном делителе, чем больше дивиденд, тем больше коэффициент. И с данным дивидендом, чем больше делитель, тем меньше фактор. В нескольких последующих частях алгебры, в частности субъектах фракций, соотношений и пропорций, важно иметь возможность определить, какое изменение будет производиться в частном случае, увеличивая или уменьшая либо делитель, либо дивиденд.

    Почему? (Т.к. у треугольника 3 стороны, а у нас было только две палочки)

    Как можно записать это математическим языком?

    Давайте вместе, не бойтесь ошибиться. Озвучивайте все свои идеи. («Корзина идей»)

    (Я записываю все, даже то, что неправильно: местами меняют, еще что-ниб придумают)

    Давайте вместе определимся какая из этих записей составлена правильно

    Если данный дивиденд равен 24 и делитель 6; фактор будет. Но этот же дивиденд может быть умножен или разделен каким-либо другим числом, прежде чем он будет разделен на ИЛИ. Дивизор может быть умножен или разделен каким-либо другим числом, прежде чем он будет использоваться при делении. В каждом из этих случаев, коэффициент будет изменен.

    Во-первых, если заданный делитель содержится в данном дивиденде определенное количество раз, то очевидно, что тот же самый делитель содержится. В два раза больше дивидендов, в два раза больше; В тройном дивиденде трижды. Умножая дивиденд на любую величину, фактически представляет собой умножение частного на эту величину.

    2:3=0 (т.к. было 2 палочки в делимом, а разделить их надо было на 3 стороны)

    Читаем пример:

    Сколько было предметов? 2

    Сколько сторон у треугольника? 3

    Сколько получилось фигур? 0

    Дети, а ваши 2 предмета, которыми вы пробовали выложить треугольник, у вас остались?

    Чего же не хватает в нашей записи? (ост.2)

    Дописываю.

    Во-вторых, если заданный делитель содержится в данном дивиденде определенное число раз, тот же делитель содержится. Половина этого дивиденда - вдвое меньше; В одной трети дивидендов одна треть столько раз. То есть, если делитель остается тем же, разделив дивиденд, делящий коэффициент на эту величину.

    В-третьих, если заданный делитель содержится в данном дивиденде определенное количество раз, то в том же дивиденде. Дважды этот делитель содержится всего в два раза; Три раза делитель содержит одну треть столько раз. Наконец, если заданный делитель содержится в данном дивиденде определенное количество раз, то в том же дивиденде.

    Молодцы! Теперь возьмите еще один карандаш. Теперь сколько предметов у вас стало? 4

    Постройте квадрат. (Аналогично составляем пример, но уже ребенок у доски). (№3 по ходу записывается первый столбик)

    Мини-итог:

    Ребята, посмотрите внимательно на эти 2 примера и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя?

    Половина этого делителя содержится в два раза больше; Одна треть делителя содержится трижды столько раз. То есть, если дивиденд остается прежним, деление делителя на любую другую величину, по сути, умножает фактор на эту величину. Один из следующих разделов. Мы также увидим, как делать дивизии, где десятичные числа находятся в частном и какие типы дивизий мы представляем в этом случае.

    Деления с десятичными знаками в частном

    Вы просто должны позволить себе руководствоваться мной, вы увидите, как ваша записка и ваше свободное время поднимется, как пена. Мы можем иметь десятичные числа в частном случае в двух случаях. Деления, которые не являются точными, то есть остаток которых не равен нулю, и поэтому результат не является целым делением, где дивиденд меньше дивизора. Давайте посмотрим на каждый из этих случаев медленнее.

    В частном будет ноль, а остаток будет равен делимому.

    Вернемся к нашему забытому примеру, который вызвал у нас затруднение. Как предложите его решить?

    Запишите самостоятельно 8:9 =0(ост.8)

    Молодцы. Ребята, закончите мою мысль: Если делитель больше, чем делимое, то в частном будет… ноль, а остаток будет равен делимому (2-3 человека должны сказать)

    Как нарисовать десятичные знаки в подразделениях, которые не являются точными

    Разделы не точны, когда остальные не равны нулю. В этом случае результат указывается указанием целого числа, а остальное. Первая цифра дивиденда меньше дивизора, поэтому мы начинаем с двух чисел дивиденда, то есть мы делим 25 между ними. Число, которое умножается на делитель меньше 25, равно 4.

    Остальное меньше, чем частное, и мы закончили разделение. Следовательно, результат деления 25 на 6 равен 4, и у меня есть избыток 1. Мы выразили результат, указывающий фактор и остальное. Однако в этом случае, что результат не является точным, мы можем также выразить результат с десятичными знаками, то есть числом, которое будет иметь целую часть и десятичную часть.

      Закрепление

    3 (продолжение). Работа в парах.

    Карточки. Подчеркните только те примеры, в которых допущены ошибки, запишите их правильно и решите. (2-3 мин)

    9:13=0 (ост. 9)

    7:12= 0 (ост. 12) !

    4: 7= 0 (ост. 7) !

    10:11= 10 (ост. 0) !

    15:17= 0 (ост. 15)

    Проверка на доске. Запись в тетрадь во второй столбик. (1 человек на доске записывает с объяснением, потом другой, потом третий, остальные по ходу в тетрадь)

    Мини-итог: Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Ребята, а без чего не обходиться ни один урок математики?

    Без задач. Предлагаю решить задачу.

    (На слайде) 1) Ручка стоит 4 рубля. Сколько таких ручек можно купить на 8 рублей? (устно), на 5 рублей? (пишем) На 1 рубль? (пишем)

    Решение: (вместе)

    8:4=2 (руч.)- на 8 рублей

    Ученик у доски:

    5:4=1 (ост. 1)

    Ответ: 1 ручку можно купить, 1 рубль останется.

    Ученик у доски:

    1:4= 0 (ост. 1)

    Ответ: ни одной ручки нельзя купить на 1 рубль, 1 рубль останется.

    А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает лист с заданием. На листе ряд чисел. Ваша задача 1) вычеркнуть те числа, которые не являются табличными. 2) Из оставшихся чисел прямо на листе составить все возможные примеры по нашей теме. То есть какие? (чтобы делитель был больше делимого) Кто больше составит, тот и победил. Вопросы есть? Начали. (5 мин максимум, хожу и смотрю в каждую группу)

    1,3 группы

    12,13,24,27,31,37,42,47,54,55

    13,31,37,47,55

    13:31=0 (13) 31:37=0 (31) 37:55=0 (37)

    13:37=0 (13) 31:47=0 (31) 47:55=0 (47)

    13:47=0 (13) 31:55=0 (31)

    13:55=0 (13) 37:47=0 (37)

    2,4 группы

    21,23,34,35,44,48,56,57,68,72

    23,34,44,57,68

    23:34=0 (23) 34:44=0 (34) 44:68=0 (44)

    23:44=0 (23) 34:57=0 (34) 57:68=0 (57)

    23:57=0 (23) 34:68=0 (34)

    23:68=0 (23) 44:57=0 (44)

    Молодцы! Каждая группа дополняет. Оформление у доски. Если время остается, то записать любые 6 примеров (3- в 1 столбик, 3 – во второй).

    5. Подведение итога. Рефлексия.

    Что изучали на уроке?

    Продолжите фразы

    Сегодня на уроке я узнал (а) что,

    Мне было трудно…

    Больше всего мне понравилось…

    Спасибо за урок. Мне больше всего на уроке понравились вы и ваша активность. Спасибо вам, ребята.

    ТЕМА УРОКА : Случаи деления, когда делитель больше делимого.

    ТИП УРОКА : урок открытия нового знания

    ЦЕЛИ УРОКА:

    Образовательная: создать условия для раскрытия конкретного смысла действия деления с остатком, когда в частном получается ноль (делимое меньше делителя); закреплять приёмы внетабличного умножения и деления, умения решать задачи изученных видов.

    Развивающая: создать условия для развития и коррекции мыслительных операций, внимания;

    Воспитательная: воспитывать интерес к предмету.

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):научатсяприменять частные случаи деления с остатком, решать задачи, вычислять значение выражения с одной переменной, находить корень уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок.

    Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником.

    Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов при выполнении заданий.

    ОБОРУДОВАНИЕ: учебник « Математика» 3 класс, карточки, диск, интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

    СТРУКТУРА УРОКА:

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний.

    III. Целеполагание и мотивация.

    IV. Первичное усвоение новых знаний.

    V. Осознание и осмысление учебного материала.

    VI. Первичное закрепление.

    VII. Контроль и самопроверка.

    VIII. Подведение итогов, рефлексия.

      Организационный момент.

    Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие. Сегодняшний урок не станет исключением. Мы постараемся расширить свои математические знания.

    Наш урок пройдёт под девизом:

    «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».

    Эти слова принадлежат известному французскому математику 17 века Рено Декарту.

    Как вы понимаете это выражение?

      Актуализация знаний.

      Блицтурнир.

    Начнем наш урок, как обычно, с повторения. Сегодня оно пойдет в виде разминочного блицтурнира. Открываем тетрадь. Число уже записано. Отступили две клетки вниз. У нас задание без номера.

    Оформляем первый столбик:

      На полке лежало 20 книг со сказками и 10 книг со стихами. Во сколько раз больше книг со сказками, чем со стихами лежало на полке?

      Длина полоски 16 см. Найдите 1/8 часть полоски.

      Площадь прямоугольника 28 см². Длина – 4 см. Найдите ширину.

    Оформляем второй столбик. Отсчитайте 3 клеточки вправо.

    Иногда очень полезно, если вы думаете о делении как умножении. Отсутствующий фактор действительно является ответом или фактором проблемы разделения. Итак, когда мы смотрим, мы пытаемся найти, какое число, умноженное на 6, даст нам. Понимание этой концепции значительно поможет учащимся изучить алгоритм длинного деления.

    Когда вы начинаете алгоритм с длинным делением, понимаете, что задаете такие вопросы, как «какое число раз меньше 6 или меньше 300?» Помните, что 3 находится на сотнях мест. Поскольку ответ равен 5 десяткам, или 50, а 5 можно записать выше 0 в десятках мест, как показано ниже. Процесс повторяется при запросе «какое число раз меньше 6 или равно». Так как ответ равен 1, то 1 записывается выше 6 в одном месте. Так как 6 1 равно 6, 6 отбирается с 6, оставляя проблему завершенной, так как оставшаяся сумма остатка меньше, чем дивизор.

    Аналогичная работа. Я читаю задание, а вы составляете выражение и решаете его.

      Во сколько раз 52 больше, чем 4?

      Во сколько раз 96 больше, чем 6?

      Во сколько раз 11 меньше, чем 77?

    Проверка (осуществляется фронтально. Ответы заранее записаны учителем на обратной стороне доски).

    20: 10 = 2 52: 4 = 13

    16: 8 = 2 96: 6 = 16

    28: 4 = 7 77: 11 = 7

    У кого точно так же? (Поднимают руки). Хорошо. Кто не сделал ни одной ошибки, оцените себя, поставив на полях карандашом «+». У кого ошибки есть, те не расстраивайтесь, впредь будьте более внимательны.

    2. Обобщение.

    Ребята, а что общего в этих примерах?

    (Они все на деление.)

    А чем они различаются?

    (Здесь представлены разные способы деления.)

    Хорошо. А на какие 2 большие группы мы можем разделить эти примеры?

    (Табличное деление (1 столбик) и внетабличное (2 столбик).)

    Сколько способов внетабличного деления можете здесь выделить? (2)

    (Способ подбора и случай, когда мы представляем число в виде суммы удобных (или разрядных) слагаемых и делим каждое из них отдельно.)

    А какой еще способ внетабличного деления мы знаем?

    (Деление с остатком.)

    Давайте вспомним компоненты деления с остатком.

    (Делимое, делитель, неполное частное и остаток.)

    Верно. А сколько способов деления с остатком нам знакомо?

    (Два способа.)

    (1. Вспоминаем наибольшее число из таблицы умножения, которое можно разделить без остатка

    2. Находим частное методом подбора.)

    Какое самое главное правило должно соблюдаться, независимо от того каким способом мы решаем?

    (Остаток всегда должен быть меньше делителя.)

    Предлагаю их вспомнить.

    III. Создание проблемной ситуации.

    Продолжаем устный счёт

      человека у доски

    1 - записывает те выражения, которые будет делать первым способом, 2- вторым. Класс записывает все примеры. Оформляем в столбик.

    27: 6 = 4 (ост. 3) 1

    89: 22 = 4 (ост. 1) 2

    30: 4 = 7 (ост. 2) 1

    50: 15 = 3 (ост. 5) 2

    Какое выражение вызвало затруднение? (Последнее.)

    (Не решали таких. Делимое меньше делителя (все наоборот).

    Вот проблема. Мы не знаем такого способа. Так что же делать? Чем будем заниматься на уроке?

    (Будем учиться решать подобные примеры.)

    Конечно. Давайте сформулируем тему урока. Какие случаи деления мы будем сегодня рассматривать:

    «СЛУЧАИ ДЕЛЕНИЯ, КОГДА ДЕЛИТЕЛЬ БОЛЬШЕ ДЕЛИМОГО»

    IV. Работа по теме урока.

      Практическая работа. Построение треугольника.

    Возьмите 2 цветных карандаша. Давайте представим, что это стороны треугольника. С помощью этих двух предметов постройте (выложите) на столе треугольник.

    Сколько треугольников у вас получилось? (Нисколько.)

    А нисколько это сколько? (0 (ноль)

    Почему? (Т.к. у треугольника 3 стороны, а у нас было только две палочки)

    Как можно записать это математическим языком? Давайте вместе, не бойтесь ошибиться. Озвучивайте все свои идеи. (Я записываю все, даже то, что неправильно: местами меняют, еще что-нибудь придумают)

    Давайте вместе определимся, какая из этих записей составлена правильно.

    (2: 3 = 0 (т.к. было 2 палочки в делимом, а разделить их надо было на 3 стороны)

    Проверяем выражение:

    Сколько было предметов? 2

    Сколько сторон у треугольника? 3

    Сколько получилось фигур? 0

    А ваши 2 карандаша, которыми вы пробовали выложить треугольник, у вас остались?

    Чего же не хватает в нашей записи? (ост.2) Дописываю.

      Практическая работа. Построение четырёхугольника.

    Теперь возьмите еще один карандаш. Теперь сколько предметов у вас стало? (4) Постройте квадрат. (Аналогично составляем пример, но уже ребенок у доски).

    Сделаем вывод:

    Посмотрите внимательно на эти 2 примера и сделайте вывод: каким будет результат деления, если делимое меньше делителя?

    (В частном будет ноль, а остаток будет равен делимому.)

    Вернемся к нашему забытому примеру, который вызвал у нас затруднение. Как предложите его решить? Запишите самостоятельно 8: 9 = 0 (ост.8) Записываем в этот же столбик.

    Закончите мою мысль: Если делитель больше, чем делимое, то в частном будет… ноль, а остаток будет равен делимому (2-3 человека должны сказать)

    ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Повторяем 2 раза)

    Мы танцуем «Хлопай-топай (хлопаем в ладоши)

    Утром, днём и вечером. (топаем ногами)

    Лучший танец «Хлопай-топай», (хлопаем в ладоши)

    Когда делать нечего. (топаем ногами)

    Кем бы ни был ты – отличник (повороты влево-вправо)

    Иль совсем наоборот, (повороты влево-вправо)

    Разучите этот танец (хлопаем в ладоши)

    И танцуйте целый год (топаем ногами)

      Работа с интерактивной доской.

    Итак, повторим наш вывод: как выполнить деление, если делитель больше делимого?

    Проверим наши выводы.

      Закрепление

      Работа в парах.

    Карточки. Подчеркните только те примеры, в которых допущены ошибки. (2-3 мин)

    9: 13 = 0 (ост. 9)

    7: 12 = 0 (ост. 12) !

    4: 7 = 0 (ост. 7) !

    10: 11 = 10 (ост. 0) !

    15: 17 = 0 (ост. 15)

    Проверка на доске. Решим их правильно и запишем в тетрадь во второй столбик. (1 человек на доске записывает с объяснением, потом другой, потом третий, остальные по ходу в тетрадь)

    2. Задача № 2 с. 31 учебника.

    Ребята, а без чего не обходиться ни один урок математики? (Без задач.) Предлагаю решить задачу № 2 с. 31 учебника.

    Сколько вопросов в задаче? Сколько простых задач здесь? Решаем первую простую задачу.

    Ученик у доски:

    10: 3=3 (ост. 1)

    Ученик у доски:

    5: 3 = 1 (ост. 2)

    Ответ: 1 ручку можно купить, 2 рубля останется.

    1: 3= 0 (ост. 1)

    Ответ: ни одной ручки нельзя купить, 1 рубль останется.

    3) Работа в паре

    А теперь ещё раз поработаем в паре. Каждая пара получает лист с заданием. На листе ряд чисел. Ваша задача 1) вычеркнуть те числа, которые являются табличными. 2) Из оставшихся чисел прямо на листе составить все возможные выражения по нашей теме. То есть какие? (чтобы делитель был больше делимого) Кто больше составит, тот и победил. Вопросы есть? Начали. (5 мин максимум, хожу и смотрю в каждую группу)

    12, 13, 24, 27, 31, 37, 42, 47

    13, 31, 37, 47

    13: 31=0 (13) 31: 37 = 0 (31)

    13: 37=0 (13) 31: 47 = 0 (31)

    13: 47=0 (13) 37: 47 = 0 (37)

    Каждая группа дополняет. Оформление у доски. Если время остается, то записать любые 6 примеров (3- в 1 столбик, 3 – во второй).

      Подведение итога. Рефлексия.

    Что изучали на уроке?

    Продолжите фразы

    Сегодня на уроке я узнал (а) что …

    Мне было трудно…

    Больше всего мне понравилось…

    Спасибо за урок. Мне больше всего на уроке понравились вы и ваша активность.

    Домашнее задание: № 5 (1), № 7 с. 31