• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    КРАТКИЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

    ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

    Институт государства и права РАН Академический правовой университет

    ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И

    ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

    Краткий учебный курс

    Под общей редакцией академика РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца

    Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М) Москва 2000

    В. Г. Графский , доктор юридических наук, профессор – гл. 12, 14 (3, 4), 17 (2), 18;

    Н. М. Золотухина , доктор юридических наук, профессор – гл. 7, 11, 14 (1, 2);

    Л. С. Мамут , доктор юридических наук – гл. 5 (1–3), 6, 9, 10 (1, 4, 5), 13 (1, 2), 15, 16, 17 (1, 4), 19;

    В. С. Нерсесянц , академик РАН, доктор юридических наук, профессор– введение, гл. 1–4, 5 (4), 8, 10 (2, 3), 13 (3), 17 (3), заключение.

    История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца . – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М), 2000. –352 с. – (Краткие учебные курсы юридических наук).

    ISBN 5-89123-442-4 (НОРМА)

    ISBN 5-16-000322-3 (ИНФРА М)

    Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.

    Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.

    Издательство НОРМА

    ISBN 5-89123-442-4 (НОРМА)

    ISBN 5-16-000322-3 (ИНФРА М) 2000

    Введение

    Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.

    В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.

    В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

    История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.

    По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории политических и правовых учений, которая сегодня актуальна как никогда ранее.

    Задача данного учебного курса и состоит в освещении основных положений всемирной истории политических и правовых учении.

    Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

    1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины

    В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

    Под соответствующими "учениями" в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.

    В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности – таких как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д.

    Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания, хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий.

    Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки как единой науки о праве и государстве.

    Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

    Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств, формах и направлениях административной деятельности и т. д.) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

    История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель,. Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.

    В должной мере учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное в конечном счете спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного исследования. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений (в сравнении с историей философии) освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийного аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно политический и правовой смысл рассматриваемых концепций, на уяснение специфической логики специфического объекта – политических и правовых явлений и отношений.

    Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т. д.) профилей.

    В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

    В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

    В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

    План

    1. Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин
    2. Предмет истории политических и правовых учений
    3. Методы истории политических и правовых учений
    4. Периодизация истории политических и правовых учений

    1.Место истории политических и правовых учений в системе юридических дисциплин

    Наука как важная область человеческой деятельности имеет своей целью систематизацию знаний об объективной действительности. Что такое наука? Это - упорядоченная совокупность знаний о тех или иных изучаемых явлениях. Известно, что наука обладает сложной структурой. Виды наук: технические естественные и общественные. Естественные и технические науки направлены на изучение природных явлений и техники. Общественные имеют целью всестороннее исследование явлений, связанных с развитием общества или с различного рода социальными ценностями. В число этих наук входит и наука юридическая.

    Юридическая наука имеет свою собственную только ей присущую структуру, построенную по предмету изучения. По достаточно устоявшейся схеме юридическая наука делится на несколько больших групп: историко-теоретические, отраслевые, прикладные, науки. История политико-правовых учений является самостоятельной учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профиля.

    О названии курса. Первый в России труд, содержащий систематическое изложение учений о государстве и праве, принадлежит профессору Петербургского университета К.А. Неволину (1806-1855) - «История философии законодательства». Пятитомник Б. Чичерина, издававшийся с 1869 по 1903 г., назывался «История политических учений». Большое распространение получило название «История философии права». Именно так назывались учебники Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева, Г.Ф. Шершеневича, Е.Н. Трубецкого. В СССР в 1950-70-годы было принято название «История политических учений». Сегодня - «История политических и правовых учений», как более точно и полно отражающее содержание курса.

    2.Предмет истории политических и правовых учений

    Политика, государство и право являются объектами исследования многих общественных наук (философии, политологии, социологии и юриспруденции.). Причем каждая из наук отличается своим специфическим подходом к изучению этого общего объекта. Итак, если объект выступает, как правило, общим для ряда наук, то предмет одной науки не может совпадать с предметом другой.

    История политических и правовых учений относится к числу комплексных по своей природе историко-теоретических дисциплин: в нее входят элементы философии, политологии, социологии, истории, религии. Но - это в первую очередь юридическая наука. Объектом ее изучения является государство и право, государственно-правовые явления. В то же время самостоятельные юридические науки отличаются друг от друга своим предметом, который и обусловливает их содержание, специфику подхода каждой из них к изучению одного и того же объекта.

    Своеобразие ее предмета по сравнению с предметами других юридических наук теоретического (теория государства и права) и исторического (история государства и права) профиля выражается в том, что она ориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве и государственном управлении. То есть предметом истории политических и правовых учений является именно история возникновения и развития теоретических знании о государстве, праве, политике, законодательстве.

    История учений о праве и государстве - это история возникновения и развития, концептуально оформленных взглядов, идей, теорий, учений, как отдельных мыслителей, так и различных социальных групп, которые выражают отношение к общественному строю, государственной власти, праву и сложившиеся в обществе на определенном этапе его развития.

    3.Методы истории политических и правовых учений

    История политических и правовых учений - наука гуманитарная, значит в ней используются те же методы, что в других гуманитарных науках, с учетом ее специфики и особенностей, т.е. философские и специальные научные методы. С классификацией существующих методов вы были ознакомлены в курсе теории государства и права. Поэтому подробно на их характеристике мы останавливаться не будем. Обратим внимание лишь на специфические методы, с помощь которых изучается данная дисциплина.

    Для исследования политико-правовых учений применяются:

    • исторический метод , позволяющий понять и оценить учение в историческом контексте, с учетом специфических условий данной эпохи;
    • сравнительный метод , позволяющий сравнивать однотипные политико-правовые явления, и при их сравнении можно выявить сходство или различие между ними, дать оценку этим теориям;
    • системный анализ , позволяет изучать проблемы политики, государства, права, их отдельных явлений с позиции их системности, взаимосвязи;
    • структурный метод позволяет анализировать составные части учения и их связи.

    Наряду с этими методами часто выделяют: хронологический, проблемно-теоретический, портретный и страноведческий . В качестве специфического метода называют и контекстный метод исследования . Он ориентирует на рассмотрение каждого учения в контексте обстоятельств личной жизни мыслителя, каждое учение и направление мысли - в контексте социально-политических и иных условий жизни страны в тот или иной период ее развития.

    Данные и иные методы помогают выделить общее и особенное в учениях мыслителей, понять преемственность и развитие тех или иных идей.

    4.Периодизация истории политических и правовых учений

    Разделение истории политических и правовых учений на эпохи, периоды облегчает усвоение материала, позволяет соотнести данное учение с конкретным этапом развития человечества, т.е. проблема периодизации данной дисциплины тесно связана с проблемой периодизации самой истории человечества. Здесь существуют несколько подходов.

    1. Исторический подход был предложен французскими историками XVII -XVIII вв. В соответствии с ним история делилась на следующие эпохи: Древний мир, Средневековье, Новое время.

    Условность такой периодизации очевидна, т.к. основана она преимущественно на западноевропейском материале и не может быть в полной мере применена к России и странам Востока - Египту, Индии, Китаю, Персии. Исторические исследования последних показывают, что у этих стран был свой древний мир, свое средневековье и новое время. Причем эти эпохи не совпадали ни по времени, ни по содержанию с европейской периодизацией, которая не может быть признана универсальной.

    2. Формационный подход предложен марксизмом в середине XIX в. В основе его лежит классовый критерий, смена общественно-экономических формаций, т.е. история рассматривается как переход от одной, низшей формации, к другой, более высокой. Подробнее с этим подходом вы были ознакомлены при изучении теории государства и права. В СССР и других социалистических странах было принято различать два основных этапа в развитии политико-правовых учений - домарксистский и марксистский. В рамках последнего говорилось о ленинизме как марксизме эпохи империализма.

    3. Технологический подход предлагал более укрупненную периодизацию истории. В основе ее лежала и концепция Э.Тоффлера , который рассматривал тенденции развития общественных систем, используя фактический материал о новых технологиях. В его основных работах проводится тезис о том, что человечество переходит к новой технологической революции, то есть на смену первой волне (аграрной цивилизации) и второй (индустриальной цивилизации) приходит новая волна, ведущая к созданию сверхиндустриальной цивилизации. Здесь основным критерием является технологический способ производства. В истории, таким образом, выделялось три эпохи, три общества: доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное.

    4. Цивилизационный подход исходит из того, что история человечества - это история разных цивилизаций, разных культур и религий. При этом идеи и ценности, которые выработаны и принимаются одной цивилизацией, могут быть абсолютно чужды другой.

    Каждый их этих подходов имеет свои плюсы и минусы. Как и в теории государства, существующие два подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный, не противопоставляются, а взаимно дополняя друг друга, применяются комплексно. Мы будем пользоваться наиболее распространенной периодизацией исторического процесса:

    В то же время эти крупные периоды будут детализированы и рассматриваться всесторонне, с учетом мнения авторитетных авторов учебников и научных исследований и разработок в области истории политических и правовых учений.

    Учебно-методическая литература

    1. Антология мировой политической мысли. - М., 1997. Т.1-5.
    2. Антология мировой правовой мысли. - М., 1999. Т.1-5.
    3. История государственно-правовых учений. Учебник. Отв. ред. Лазарев В. В. - М., 2006.
    4. История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 2003 (любое издание).
    5. История политических и правовых учений. Под ред. О. В.Мартышина. - М., 2004 (любое издание).
    6. История политических и правовых учений. Под ред. О. Э.Лейста. - М., 1999 (любое издание).
    7. История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
    8. История политических и правовых учений. Под ред. В. П.Малахова, Н. В.Михайловой. - М., 2007.
    9. Рассолов М. М. История политических и правовых учений. - М., 2010.
    10. Чичерин Б. Н. История политических учений. - М. 1887-1889. Т.1-5.
    1. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория //Философские науки. 1992. № 2
    2. Зорькин В. Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений //Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. - М. 1986.
    3. Лазарев В. В. Курс истории политических учений: значение, предмет и метод //Ленинградский юридический журнал. 2005. № 3.
    4. Луковская Д. И. О предмете науки истории политических и правовых учений //Политические и правовые учения: Проблемы исследования и преподавания. - М. 1978.
    5. Луковская Д. И. Политические и правовые учения: историко-теоретический аспект. - Л.1985.
    6. Луковская Д. И. Традиции в истории правовой мысли //Введение в теорию права (историко-методологический аспект): Учебно-научное пособие. СПб. 1996.
    7. Рыбин А. В. Предмет, метод и структура истории политических учений //Уч. зап. Пермского ун-та. Т.XXV.1. Юридические науки. Пермь. 1962.
    8. Сергевнин С. Л. О соотношении политической науки. Науки о государстве и правоведения //Правоведение. № 6. 1991.

    Вопросы для самоконтроля и подготовки к тестированию

    1. Что является объектом истории политико-правовых учений?
    2. Как можно определить предмет истории политико-правовых учений?
    3. Какое место занимает история политико-правовых учений среди юридических наук?
    4. Что такое учение, теория, доктрина?
    5. С помощью каких методов изучают историю политико-правовых учений?
    6. Какие виды периодизации вы знаете?

    История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. Нерсесянца В.С.

    М.: 2000 . - 3 52 с. (Краткие учебные курсы юридических наук)

    Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.

    Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.


    Формат: doc / zip

    Размер: 2 ,0 Мб

    / Download файл

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение 2
    Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений 2
    1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины 2
    2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений 4
    Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока 6
    1. Политическая и правовая мысль Древней Индии 6
    2. Политико-правовая мысль Древнего Китая 8
    Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 10
    1. Общая характеристика 10
    2. Политико-правовая мысль раннего периода (IX–VI вв. до н. э.) 11
    3. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли 12
    (V – первая половина IV в. до н. э.) 12
    4. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV – Ц в. до в. э.) 19
    Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 20
    1. Учение Цицерона о государстве и праве 20
    2. Политико-правовые воззрения римских стоиков 23
    3. Учение римских юристов о праве 24
    4. Политико-правовые идеи раннего христианства 27
    5. Политико-правовые взгляды Августина 28
    Глава 5. Политические и правовые учения в Средние века 30
    1. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве 30
    2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 32
    3. Средневековая юридическая мысль 33
    4. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли 34
    Глава 6. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 36
    1. Введение 36
    2. Новая наука о политике. Н. Макиавелли 36
    3. Политические и правовые идеи Реформации 39
    4. Боден и его учение о государстве 41
    5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 43
    Глава 7. Политико-правовые учения в России в XI – первой половине XVII в. 45
    1. Политико-правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" 45
    2. Политическая программа Владимира Мономаха 46
    3. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) 46
    4. Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим" 48
    5. Политическая программа И. С. Пересветова 49
    6. Политическое учение Ивана Тимофеева 52
    Глава 8. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. 54
    1. Учение Греция о государстве и праве 54
    2. Политическое и правовое учение Спинозы 57
    Глава 9. Политические и правовые учения в Англии в XVII в. 59
    1. Политико-правовое учение Гоббса 59
    2. Учение Локка о государстве и праве 61
    Глава 10. Политические и правовые учения европейского Просвещения 63
    1. Введение 63
    2. Политико-правовое учение Монтескье 63
    3. Политико-правовое учение Руссо 67
    4. Естественно-правовое учение С. Пуфендорфа 71
    5. Политико-правовое учение Ч. Беккариа 72
    Глава 11. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII вв. 72
    1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича 73
    2. Политические идеи Феофана Прокоповича 76
    3. Политические взгляды М. М. Щербатова 78
    4. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого 81
    5. Политико-правовое учение А. Н. Радищева 83
    Глава 12. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII–XX вв. 85
    1. Политико-правовые идеи Т. Пейна 85
    2. Политические взгляд Т. Джефферсона 87
    3. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона 88
    4. Политические идеи Дж. Адамса 88
    5. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона 89
    6. Учение Холмса о праве 91
    Глава 13. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. 92
    1. Учение И. Канта о государстве и праве 92
    2. Историческая школа права 95
    3. Учение Гегеля о государстве и праве 96
    Глава 14. Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX в. 101
    1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского 101
    2. Политические программы декабристов 103
    3. Политические идеи П. Я. Чаадаева 107
    4. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников 108
    Глава 15. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в. 112
    1. Английский либерализм 112
    2. Французский либерализм 113
    Глава 16. Политико-правовое учение марксизма 116
    1. Государство и право как надстроечные явления 117
    2. Классовый характер государства и права 117
    3. Судьбы государства и права в коммунистической формации 118
    Глава 17. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX – первой половины XX в. 119
    1. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 119
    2. Учение Дж. Остина о праве 122
    3. Политико-правовое учение Ф. Ницше 123
    4. Политико-правовая идеология национал-социализма 127
    Глава 18. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине XX в. 129
    1. Русский утопический социализм 129
    2. Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина 131
    3. Либералы. Б. Н. Чичерин 133
    4. Политико-правовые взгляды В. С. Соловьева 135
    5. Политико-правовые взгляды П. И. Новгородцева 137
    6. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 138
    7. Политико-правовые идеи Н. А. Бердяева 140
    8. Политико-правовые взгляды И. А. Ильина 142
    Глава 19. Политико-правовая идеология большевизма 144
    1. Введение 144
    2. Политическое учение В. И. Ленина 145
    Заключение 147

    КОНСПЕКТ КУРСА «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

    лекции + учебники

    1. Предмет и метод ИППУ

    Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

    Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».

    Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

    Две главных области в истории:

    1)теоретическая

    2)практическая

    В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

    Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

    По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

    1. Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

    Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

    Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

    Что такое государство, как оно создается: по воле людей или высшими силами

    Служит общему благу или отдельным социальным группам

    Компетентность правителей или наследственное право монарха

    Что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

    Предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

    В чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

    Как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

    Соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

    Какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

    В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

    В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

    В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

    Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

    Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

    Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

    Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.

    Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

    1. Распределение собственность

    2. Характер политических учреждений

    3. Религия

    4. Быт и традиции народа

    5. Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

    6. Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

    7. Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»

    Методологические установки ИППУ:

    1. Общенаучные методы исследования:

    Формально-логический

    Диалектический

    Системный

    Сравнительно-исторический

    2. Философские методы (?):

    Теоретический

    Метафизический

    В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

    Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.

    2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии (не лекция).

    Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) –подчиненные.

    Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.

    Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя- быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

    Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

    С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

    3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая (не лекция)

    Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно- политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ». Традиции дао - проявление небесной силы. В отличии от них, Лао-Цзы характеризует дао как независимость от небес владыки, естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба как закон природы общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и справедливость. Существенную роль в даосизме отводится принципу недеяния , воздержания от активных действий (недеяние в этом учении выступает как призыв богатых воздерживаться от притеснения народа). Все неестественное (культура,законодательство) согласно даосизму это откланяется от дао и есть ложный путь. Влияние естественных факторов на общественную и политическую жизнь по данной концепции осуществляется таким следованием дао, которое означает отказ от культуры и простое возвращение к естественному образу жизни, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, закона на основе и с учетом требований дао. Лао-цзы критикует войны, насилие. Однако восхваляя недеяние, лао призывал к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселениях, отказу от письменности.

    Фундаментальная роль в политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ в книге «Беседы и высказывания». На протяжении многих веков она влияла на мировоззрение китайцев. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших. Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления.(темные люди, простолюдины, низкие,младшие дети). Подчиненные благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторон ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв обращался прежде всего к правящим, поскольку соблюдение ими требований добра играло важную роль в отношениях с подданными. К подданным призыв состоял в послушании и почтенности к старшим. Политическая этика Конфуция направлена на достижение мира между верхами и низами, стабильность правления. Отрицание относился он и к внешним войнам, завоевательным походам. В целом добродетель трактовалась как комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуала, заботы о людях, преданности и т.д.


    КОНСПЕКТ КУРСА «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

    лекции + учебники

    1. Предмет и метод ИППУ

    Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

    Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».

    Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

    Две главных области в истории:

    1)теоретическая

    2)практическая

    В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

    Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

    По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

      Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

    Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

    Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

      что такое государство, как оно создается: по воле людей или высшими силами

      служит общему благу или отдельным социальным группам

      компетентность правителей или наследственное право монарха

      что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

      предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

      в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

      как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

      соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

      какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

    В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

    В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

    В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

    Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

    Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

    Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

    Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.

    Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

      Распределение собственность

      Характер политических учреждений

    1. Быт и традиции народа

      Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

      Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

      Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»

    Методологические установки ИППУ:

    1. Общенаучные методы исследования:

      формально-логический

      диалектический

      системный

      сравнительно-исторический

    2. Философские методы (?):

      теоретический

      метафизический

    В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

    Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.

    2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии (не лекция).

    Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) –подчиненные.

    Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.

    Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя- быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

    Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

    С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

    3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая (не лекция)

    Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно- политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ». Традиции дао - проявление небесной силы. В отличии от них, Лао-Цзы характеризует дао как независимость от небес владыки, естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба как закон природы общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и справедливость. Существенную роль в даосизме отводится принципу недеяния , воздержания от активных действий (недеяние в этом учении выступает как призыв богатых воздерживаться от притеснения народа). Все неестественное (культура,законодательство) согласно даосизму это откланяется от дао и есть ложный путь. Влияние естественных факторов на общественную и политическую жизнь по данной концепции осуществляется таким следованием дао, которое означает отказ от культуры и простое возвращение к естественному образу жизни, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, закона на основе и с учетом требований дао. Лао-цзы критикует войны, насилие. Однако восхваляя недеяние, лао призывал к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселениях, отказу от письменности.

    Фундаментальная роль в политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ в книге «Беседы и высказывания». На протяжении многих веков она влияла на мировоззрение китайцев. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших. Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления.(темные люди, простолюдины, низкие,младшие дети). Подчиненные благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторон ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв обращался прежде всего к правящим, поскольку соблюдение ими требований добра играло важную роль в отношениях с подданными. К подданным призыв состоял в послушании и почтенности к старшим. Политическая этика Конфуция направлена на достижение мира между верхами и низами, стабильность правления. Отрицание относился он и к внешним войнам, завоевательным походам. В целом добродетель трактовалась как комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуала, заботы о людях, преданности и т.д.

    Законодателю он уделял вспомогательную роль. Социально-политическую нагрузку несет принцип изменения имени т. е. приведение имени в соответствие с реальностью, обозначая место, ранг и т.д. Канфуцианство было признано влиятельным течением политической мысли и стало играть роль государственной религии.

    Мо-цзы основал школу моистов. Он выражал интересы мелких собственников, ремесленников чье положение было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства т.к. считали, что люди равны. На государственную службу следует выдвигать более мудрых, независимо от происхождения. Источником мудрости является не знания из книг, а жизненный опыт. Поэтому управление государством не требует обучения. В противовес Конфуцианским принципам человеколюбия, они выдвигают принцип всеобщей любви т.к. считают что истинное человеколюбие должно быть одинаково для всех независимо от сословия. Всеобщая любовь истолковывается как взаимовыгода. Из бескорыстной добродетели всеобщая любовь превращается в расчетливое услужение для получения выгод. Идеальным организацией власти считается государство с мудрым правителем и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государству предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Поддерживать данный порядок необходимо посредством наказаний и наград. Таким образом идеи равенства были отброшены. Ученый мо-цзы занимает промежуточное положение между Конфуцием и легистами. Интересы имущей и служивой знати отстаивают легисты.

    Представители Шан Ян, инициировали реформу узаконения частной собственности. Легисты разработали учение о технике отправления власти, руководство стремлением служивой знати. Другие особенности составляли элементы, исторически подходящие к общественным явлениям. Идеология легизма намечала проведение общественных комплексных экономических и политических реформ. Всю власть предлагали сосредоточить в руках правительства, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднение передачи должности по наследству. На административные посты выдвигали тех, кто зарекомендовал себя верным государству. Предусматривалась продажа должностей. Легисты считали необходимым подчинять семейные кланы местной администрации. Предлагали установить единые для всего государства законы. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждебных сторон. Высшая деятельность государя – создание могущественной власти. Легизм содержал более полную программу централизованного государства. Применение легистких учений привело к усилению деспотизма. Конфуцианство дополнилось новыми идеями и утвердилось в качестве государственной религии. Моисты постепенно отмирают. Конфуцианство оставалось официальным политическим учением до 1913г.