• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Особенности социального познания.

    Конкретно-исторический подход к социальным явлениям

    Вариант 1

    Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, Наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, отдельные люди и общество в целом.

    Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов-субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений.

    Социальное познание начинается с установления социальных фактов .

    Виды социальных фактов :

    1. действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
    2. продукты материальной или духовной деятельности людей;
    3. словесные социальные факты : мнения, суждения, оценки людей.

    Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

    Целью социального познания, как и познания в целом, является установлении истины.

    Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:

    1. объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер , ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.
    2. ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

    Главным источником п олучения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

    Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям.

    Основными требованиями конкретно-исторического подхода являются:

    1. изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
    2. рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
    3. анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

    Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей.

    Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

    Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания

    Вариант 2

    Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям

    Термин «социальное познание» интерпретируется как познание общества, социальных явлений и процессов, протекающих в нем. В этом смысле социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности:

    1. общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;
    2. социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;
    3. в социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли, интересы, цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;
    4. еще одна особенность социального познания — это ограниченные возможности наблюдений и экспериментирования при изучении социальной действительности. В данном случае главным источником знаний становится исторический опыт, общественная практика.

    Социальное познание включает в себя не только описание общественных явлений, но и их объяснение, выявление их сущности. Успешное решение этой непростой задачи связывают с применением конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, который предполагает изучение общественных явлений в их многообразных связях, взаимозависимости и историческом развитии. Такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, — их объективные закономерности.

    Вариант 3

    Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком — все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо — в широком смысле — весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
    Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов — субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов:
    1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
    2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
    3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
    Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
    Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
    1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;
    2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
    Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
    Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:
    1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
    2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
    3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
    Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

    Особенности социального поз нания.

    Конкретно-исторический подход к социальным явлениям

    Вариант 1

    Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, Наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, отдельные люди и общество в целом.

    Главной особенностью социаль ного познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов-субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изуче­нии одних и тех же общественных явлений.

    Социальное познание начинает ся с установления социальных фактов .

    Виды социальных фактов :

      действия или поступки от­дельных индивидов или больших социальных групп;

      продукты материальной или духовной деятельности людей;

      словесные социальные фак­ ты : мнения, суждения, оценки лю­дей.

    Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследо­вателя, интересов той социальной группы, к которой он принадле­жит, а также от задач, которые он ставит перед собой.

    Целью социального познания, как и познания в целом, является установлении истины.

    Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако устано вить истину в процессе социаль ного познания нелегко, потому что:

      объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятно стный характер , ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются.

      ограничена возможность при менения такого метода эмпирического исследования, как экспери мент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.

    Главным источником п олучения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

    Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании к социальным явлениям.

    Основными требованиями конкретно-исторического подхода яв­ляются:

      изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;

      рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;

      анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).

    Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей.

    Исто рическими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений.

    Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания

    Вариант 2

    Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям

    Термин «социальное познание» интерпретируется как познание общества, социальных явлений и процессов, протекающих в нем. В этом смысле социальное познание отличается от познания других (не социальных) объектов и имеет следующие особенности:

      общество является самым сложным из объектов познания, поэтому сущность социальных явлений и процессов, закономерные связи между ними обнаруживаются гораздо труднее, чем это происходит при исследовании неорганической и органической природы в рамках естественных наук;

      социальное познание предполагает исследование не только материальных, но и идеальных, духовных отношений. Эти отношения не только являются неотъемлемой частью материальной жизни общества, но и по своей природе значительно сложнее и противоречивее, чем связи в природе;

      в социальном познании общество выступает и как объект и как субъект познания, так как люди являются творцами своей истории, но они же и познают ее. Следовательно, субъект и объект познания совпадают. Это тождество не может быть оценено однозначно. С одной стороны, оно имеет положительное значение, поскольку процессы, протекающие в обществе, наиболее близки познающему субъекту и его непосредственному, личному и приобретенному жизненному опыту, что способствует глубокому осмыслению и правильному познанию этих процессов. С другой стороны, в совокупном объекте познания представлены разные, иногда диаметрально противоположные воли, интересы, цели. В результате и в сами исторические процессы и в их познание привносится определенный элемент субъективизма;

      еще одна особенность социального познания - это ограниченные возможности наблюдений и экспериментирования при изучении социальной действительности. В данном случае главным источником знаний становится исторический опыт, общественная практика.

    Социальное познание включает в себя не только описание общественных явлений, но и их объяснение, выявление их сущности. Успешное решение этой непростой задачи связывают с применением конкретно-исторического подхода к социальным явлениям, который предполагает изучение общественных явлений в их многообразных связях, взаимозависимости и историческом развитии. Такой подход дает возможность понять отдельное социальное событие, выявляя как его неповторимую индивидуальность, связанную с конкретными историческими условиями, так и нечто общее для подобных событий, происходящих в разное время, - их объективные закономерности.

    Вариант 3

    Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком - все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо - в широком смысле - весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.
    Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов - субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных, часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов:
    1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
    2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
    3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей.
    Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой.
    Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что:
    1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;
    2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция.
    Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
    Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:
    1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась;
    2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом;
    3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей).
    Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, которые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

    элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; все то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является. В качестве Я. с. могут выступать предметы, люди, их отношения, действия, мысли и чувства (иными словами, материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и т. д. Многие Я. с. носят латентный характер и выражают не только очевидные характеристики социальной действительности, но и более глубинные ее процессы, связь которых с данным Я. с. непосредственно не наблюдается. Обнаружение этой связи осуществляется в социальной практике, в том числе и с помощью социологических исследований, когда используются определенные приемы, процедуры и методы получения информации о Я. с. Различают Я. с., выражающие второстепенные, случайные связи и отношения, и те, которые свидетельствуют о сущностиых характеристиках социальных объектов. Из совокупности Я. с. социология вычленяет чаще всего последние, т. е. те, которые характеризуют устойчивые, повторяющиеся (массовые) и типичные связи и отношения социальной действительности. Каждое Я. с. отличается определенными эмпирическими признаками, которые могут фиксироваться в покаэчтелях социальных. Массовые (повторяющиеся) Я. с. изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности Я. с. и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерноститенденции (см. Закон социальный). Любое Я. с. может рассматриваться как факт социальный, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, т. е. если зафиксированы его признаки и свойства. В этом случае Я. с. становится исходным моментом социологического анализа. Таким образом, социальный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки. В сложном процессе изучения социальной жизни общества Я. с. выступает, с одной стороны, определенным этапом на пути познания ее сущностных характеристик, с другой наиболее простым и непосредственно наблюдаемым элементом этого процесса, исходным пунктом движения социального познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам.

    Работа добавлена на сайт сайт: 2016-01-17

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">Билет № 9

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">1. Особенности социального познания, конкретно-исторический подход к социальным явлениям.

    2. Государство, его признаки.

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">1, Познанием называется процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом—получение нового знания об окружающем мире. В процессе познания всегда присутствуют две стороны: субъект познания и объект познания. В узком смысле под субъектом познания обычно подразумевают познающего человека, наделенного волей и сознанием, в широком—все общество. Объектом познания соответственно является либо познаваемый предмет, либо— в широком смысле —весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним взаимодействуют отдельные люди и общество в целом.

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">Главной особенностью социального познания как одного из видов познавательной деятельности является совпадение субъекта и объекта познания. В ходе социального познания общество познает себя. Такое совпадение субъекта и объекта познания оказывает огромное влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. Получаемое социальное знание всегда будет связано с интересами индивидов—субъектов познания, и этим обстоятельством во многом объясняется наличие разных* часто противоположных выводов и оценок, возникающих при изучении одних и тех же общественных явлений. Социальное познание начинается с установления социальных фактов. Различают три вида таких фактов: 1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; 2) продукты материальной или духовной деятельности людей; 3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей. Отбор и интерпретация (т. е. объяснение) этих фактов во многом зависят от мировоззрения исследователя, интересов той социальной группы, к которой он принадлежит, а также от задач, которые он ставит перед собой. Целью социального познания, как и познания в целом, является установление истины. Истиной называют соответствие полученных знаний содержанию объекта познания. Однако установить истину в процессе социального познания нелегко, потому что: 1) объект познания, а им является общество, достаточно сложен по своей структуре и находится в постоянном развития, на которое оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы. Поэтому установление социальных закономерностей крайне затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер, ибо даже аналогичные исторические события и явления никогда полностью не повторяются;

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">2) ограничена возможность применения такого метода эмпирического исследования, как эксперимент (воспроизведение изучаемого социального явления по желанию исследователя практически невозможно). Поэтому наиболее распространенным методом социального исследования является научная абстракция. Главным источником получения знаний об обществе является социальная действительность, практика. Поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">Понять и правильно описать происходящие в обществе процессы, открыть законы общественного развития можно только при использовании конкретно-исторического подхода к социальным явлениям. Основными требованиями данного подхода являются:

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">1) изучение не только ситуации, сложившейся в обществе, но и тех причин, результатом которых она явилась; 2) рассмотрение социальных явлений в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом; 3) анализ интересов и действий всех субъектов исторического процесса (как социальных групп, так и отдельных личностей). Если в процессе познания социальных явлений между ними обнаруживаются некоторые устойчивые и существенные связи, то обычно говорят об открытии исторических закономерностей. Историческими закономерностями называются общие черты, когорые присущи определенной группе исторических явлений. Выявление таких закономерностей на основе изучения конкретных социальных процессов в конкретных обществах в определенный исторический период и составляют сущность конкретно-исторического подхода и в конечном итоге являются целью социального познания.

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">2. Государство —важнейший институт политической системы общества. В политической науке до сих пор не достигнут консенсус по вопросу об определении понятия государства. Различные теории выдвигают на первый план один из аспектов социальной сущности государства: либо служение общему благу, интересам общества и личности, либо организованное принуждение, подавление эксплуататорскими классами выступлений эксплуатируемых. Одним из наиболее распространенных является представление о государстве как о политико-территориальной суверенной

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">организации власти в обществе, располагающей специальным аппаратом для осуществления своих функций и способной делать свои веления обязательными для населения всей страны. Государство выступает как политическая, структурная и территориальная организация общества, как его своеобразная внешняя оболочка. Поэтому, когда речь идет о государстве, надо иметь в виду не столько государство как особый аппарат, своеобразную“машину”, сколько государственно-организованное общество (или, иначе, политике-, территориально- и структурно-организованную форму общества). Признаками государства, отличающими его от догосударственных (первобытнообщинной, родовой) форм общества, являются:

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">1) деление населения по территориальному принципу что порождает такой институт, как гражданство (подданство); 2) наличие особой публичной власти, отделенной от общества; 3) наличие специального слоя. разряда людей”профессионально запятых управлением {бюрократия}; 4) налоги, предназначенные для обеспечения осуществления государством своих функций; государственные атрибуты (гимн, герб. флаг). Признаками государства, отличающими его от других политических организаций современного общества (политических партий, профсоюзов и др.), являются: 1) суверенитет (т. е. полновластие государства внутри страны и его независимость на международной арене); 2) правотворчество (только государство может издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения всем населением страны); 3) монополия на легальное применение насилия. Функциями государства называются основные направления его деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным задачам определенного исторического этапа развития. По объекту воздействия функции государства могут быть разделены на внутренние в внешние. К внутренним относятся: экономические (координация экономических процессов, а иногда и управление экономикой),

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">социальные (организация системы социального обеспечения), культурные (формирование условий для удовлетворения духовных потребностей населения), охранительные (поддержание стабильности существующих общественных отношений, охрана прав и свобод человека, охрана правопорядка). Среди внешних функций можно выделить осуществление международного сотрудничества и организацию обороны

    ;font-family:"Arial";color:#5e6669">государства. Попытки превратить государство во всеобъемлющую систему, полностью контролирующую жизнь общества, ведут к установлению тоталитарных диктатур, порабощению личности всесильным государством. Поэтому в демократических обществах в руках государства должна оставаться лишь деятельность по охране основ существующего порядка, защита прав и свобод личности. Государство уступает многие свои функции самоуправляющемуся и самоорганизующемуся гражданскому обществу, “уходя”из экономики, социальной сферы, культуры, лишаясь идеологических и воспитательных функций. Нов кризисные моменты развития страны (например, в годы экономического спада, во время общественных беспорядков и волнений) государство должно прийти на помощь, оказав стабилизирующее внешнее воздействие на общественные отношения.

    Явление социальное - элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; все то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является. В качестве социального явления могут выступать предметы, люди, их отношения, действия, мысли и чувства (иными словами, материальные и духовные продукты человеческой деятельности), социальные институты, учреждения, организации, потребности, интересы, отдельные стороны процессов и т. д. Многие социальные явления носят латентный характер и выражают не только очевидные характеристики социальной действительности, но и более глубинные ее процессы, связь которых с данным социальным явлением непосредственно не наблюдается. Обнаружение этой связи осуществляется в социальной практике, в том числе и с помощью социологических исследований, когда используются определенные приемы, процедуры и методы получения информации о социальном явлении.
    Различают социальные явления, выражающие второстепенные, случайные связи и отношения, и те, которые свидетельствуют о сущностных характеристиках социальных объектов. Из совокупности социальных явлений социология вычленяет чаще всего последние, т. е. те, которые характеризуют устойчивые, повторяющиеся (массовые) и типичные связи и отношения социальной действительности. Каждое социальное явленияе отличается определенными эмпирическими признаками, которые могут фиксироваться в показателях социальных. Массовые (повторяющиеся) социальные явления изучаются с помощью статистических методов. Количественное изучение совокупности социальных явлений и интенсивности проявления их признаков способствует осознанию вероятностного характера социальных связей и отношений, позволяет зафиксировать закономерности-тенденции (см. Закон социальный).
    Любое социальное явление может рассматриваться как факт социальный, если его повторяемость, массовость, типичность, общественная значимость установлены, т. е. если зафиксированы его признаки и свойства. В этом случае социальные явления становится исходным моментом социологического анализа. Таким образом, соци¬альный факт, включенный в систему социологического знания, превращается в научный факт как элемент эмпирического и теоретического знания, становится фактом социологической науки. В сложном процессе изучения социальной жизни общества социальное явление выступает, с одной стороны, определенным эта¬пом на пути познания ее сущностных характеристик, с дру¬гой - наиболее простым и непосредственно наблюдаемым эле¬ментом этого процесса, исходным пунктом движения социаль¬ного познания от простого к сложному, от многообразия свойств проявления социальной жизни к ее сущностным характеристикам.