• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    После отмены крепостного права раскол в общественном движении стал еще глубже. В 1860 г. большинство либералов продолжало рассчитывать на добрую волю и реформаторские возможности самодержавия, стремясь лишь подтолкнуть его в нужном направлении. После земской реформы немало сил либеральной оппозиции поглотила деятельность в органах местного самоуправления.

    В то же время значительную часть образованного общества охватили революционные настроения. В известной степени это было вызвано серьезными изменениями в его социальном составе: оно быстро теряло свой сословно-дворянский характер. Границы между сословиями разрушались. Дети крестьян, мещан, духовенства, обедневшего дворянства быстро утрачивали социальные связи с породившей их средой, превращались в интеллигентов-разночинцев, стоящих вне сословий, живущих своей, особой жизнью

    Расставаясь со своим прошлым, интеллигенты новой формации быстро теряли уважение к его устоям и традициям. Им было присуще стремление изменить «проклятую русскую жизнь» как можно скорее и радикальнее. Именно разночинная интелигенция стала основной базой революционного движения в пореформенной России.

    Реформа 1861 г. ни в коей мере не удовлетворила радикально настроенную общественность. В идейном плане 60-е годы прошли для разночинной интеллигенции под знаком нигилизма.

    На рубеже 60-70-х годов XIX века происходит становление идеологии народничества.

    Народничество - ведущее направление в общественном движении пореформенной России, охватившее в основном разночинную интеллигенцию. Основывалось на системе взглядов об особом, самобытном пути развития России, способной, минуя стадию капитализма и опираясь на крестьянскую общину, создать «разумно устроенное» социалистическое общество.

    Народники утверждали, что Россия развивается своим особым путем, отличным от направления развития стран Западной Европы. Самобытность эта выражалась в том, что капитализм в России, по их мнению, представляет случайное явление и не имеет условий для своего развития.

    По мнению народников, реформа 1861 года, сохранившая крестьянскую общину, создала условия для некапиталистического развития России и перехода к социализму, минуя капитализм. Они боялись, что капитализм разрушит общину, поэтому развитие буржуазных отношений воспринимали как зло, ведущее к упадку России. В русской об-щнне народники видели основу экономической и политической организации будущего социалистического строя.

    Главной революционной силой народники считали крестьянство, руководимое интеллигенцией. Они идеализировали крестьянина, считали его социалистом и революционером по природе. Народники не видели процесса расслоения среди крестьянства.

    Пролетариату они отводили роль связующего звена между крестьянством и интеллигенцией, так как многие рабочие вышли из среды крестьянства. Народники считали, что только интеллигенция является активной революционной силой, а крестьяне должны слепо следовать за ней.

    Главными теоретиками народничества 70-х годов были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев.

    М.А. Бакунин, выступал против государственной власти. Он считал, что при социальной революции прежде всего необходимо уничтожить государство и в обществе наступит «безгосударственный порядок». Решающую роль в борьбе за переустройство мира Бакунин отводил народу. Он призывал интеллигенцию идти в народ, чтобы поднять крестьян на бунт. Свои взгляды Бакунин изложил в «Прибавлении А» к книге «Государственность и анархия», изданной в 1873 г.

    Другой теоретик народничества П.Л. Лавров свои взгляды изложил в работе «Исторические письма». По его мнению, двигателем исторического прогресса являются «критически мыслящие личности», которые выходят из среды интеллигенции. Он считал, что русский народ еще не готов к социальной революции. Поэтому революционеры должны были подготовить народ для восприятия новых идей методом пропаганды и разъяснения.

    Особой тактики придерживался П.Н. Ткачев. Он считал, что народ не способен на самостоятельные действия. Вместо народа должна действовать небольшая группа революционеров, которая сможет свергнуть царский режим и начать социалистические преобразования. Ткачев был идеологом тактики заговора в русском революционном движении.

    Первой попыткой прямого обращения к народу с революционной проповедью было «хождение в народ» {отсюда и возник термин «народничество»). В 1874 году сотни людей из разночинной интеллигенции под видом учителей, врачей, ремесленников отправлялись в деревню. Они считали, что крестьяне готовы к восстанию и необходимо просто вести революционную агитацию и призывать к восстанию. Многие из народников поехали в Поволжье, где рассчитывали встретить наибольшую готовность крестьянства к бунту. Ушедшие «в народ», находясь в основном под влиянием бунтарских идей Бакунина, были не в силах в одиночку поднять крестьян на борьбу.

    Это движение потерпело поражение, царское правительство обрушило на народников репрессии. В течение 1874 г. в 37 губерниях России было арестовано около тысячи человек. Результаты «хождения в народ» для народников были незначительны. Революционеры расстались с надеждой на легкую возможность революционного преобразования страны с помощью скорого бунта.

    Поражение «хождения в народ» показало, что без создания прочной революционной организации и серьезной подготовки не удастся поднять народ на восстание. В 1876 г. в Петербурге возникает новая организация - «Земля и воля». Активными её деятелями были А. Михайлов, Н. Морозов, Г. Плеханов, С. Перовская, В. Засулич, Л. Дейч и другие. В течение 1876-1879 гг. «Земля и воля» превратилась во влиятельную организацию, объединявшую революционные кружки Поволжья, центральных и западных губерний, Белоруссии, Польши, Украины, Северного Кавказа и Грузии. Землевольцы издавали журнал «Земля и воля». Основной задачей своей деятельности они считали налаживание связей с крестьянством. В деревнях члены организации создавали свои «поселения», чтобы завоевать доверие крестьян и приступить к подготовке восстания. Но попытки поднять крестьян потерпели неудачу. Группа землевольцев во главе с Я. Стефановичем попыталась взбунтовать крестьян Чигиринского уезда Киевской губернии при помощи подложного царского манифеста, в котором крестьян призывали объединиться и начать восстание. Но и это мероприятие закончилось неудачей. Землевольцы вели пропаганду и среди рабочих. Но они интересовались рабочими только потому, что считали их способными поддержать крестьянское восстание.

    Неудача новых попыток поднятия крестьянства на восстание, расправы царизма с революционерами заставили отдельных народников перейти к террористическим методам борьбы с царизмом.24 января 1878 года Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова, который подверг телесным наказаниям политического заключенного, студента Боголюбова. На суде присяжных В. Засулич был вынесен оправдательный приговор. Вскоре со стороны народников последовал ряд террористических актов против представителей царской власти.

    К концу 70-х годов в «Земле и воле» оформилось два течения. Одно из них включало в себя сторонников борьбы с самодержавием путем индивидуального террора. Другое течение оставалось на прежних народнических позициях - пропаганды социалистических идей и агитации среди рабочих и крестьян.

    Между обеими группами особенно обострились противоречия после покушения землевольца Соловьева на Александра II в апреле 1879 г. Было решено созвать съезд «Земли и воли» для определения дальнейшей деятельности организации. Съезд состоялся в июне 1879 г. в Воронеже. Но за несколько дней до него в Липецке собрались сторонники тактики террора, готовые пойти на раскол организации. В августе 1879 года произошел окончательный раскол «Земли и воли» на две организации - «Народная воля» и «Черный передел».

    В организацию «Черный передел» вошли Плеханов, Дейч, Стефанович, Акселърод и другие. «Черный передел» выступал за пропаганду социалистических идей среди народа и требовал раздела земли между крестьянами. Вскоре эта организация прекратила свое существование.

    «Народную волю» возглавили Михайлов, Желябов, Кибальчич, Перовская и другие. Главной целью своей деятельности народовольцы считали уничтожение самодержавия, завоевание политических свобод. Они считали, что группа революционеров может с помощью террора уничтожить высших руководителей и захватить власть. Их тактика была заговорщической, и политическую борьбу они низвели до политического заговора. Народовольцы издавали газету «Народная воля», образовывали тайные офицерские кружки в Петербурге, Одессе, стремясь привлечь на свою сторону армию.

    Наряду с пропагандой народовольцы принимали участие в стачечной борьбе пролетариата. В 1879 г. они участвовали в стачках рабочих Киева, Серпухова, Иваново-Вознесенска, Воронежа.

    С осени 1879 г. народовольцы стали готовить серию покушений на царя: дважды подкладывались мины на пути следования царского поезда, был организован взрыв в Зимнем дворце. Гибли солдаты, придвор-ные, но царь оставался цел. Полиция устраивала обыски и облавы, задерживая всех подозрительных, цо упуская настоящих заговорщиков.1 марта 1881 г. террористы, под руководством Софьи Перовской, решили совершить новую попытку цареубийства. В этот день император возвращался из Манежа, и на Екатерининском канале разыгралась трагедия. Первая бомба, брошенная Рысаковым, повредила императорскую карету, а второй метальщик, Гриневицкий, смертельно ранил царя. Через час с небольшим Александр II скончался в своем кабинете.

    При Александре II Россия встала на путь реформ. Однако реформы не были доведены до конца, а остановки на этом пути привели к неуправляемым процессам. В какой-то мере Александр II своей нерешительностью и непоследовательностью сам спровоцировал события 1 марта. И все же он остался в памяти народа царем-Освободителем, а его правление - эпохой Освобождения.

    Его преемником стал Александр III. Суть внутренней политики нового императора составляли сохранение и укрепление самодержавного режима и сословного строя. В Манифесте 20 апреля 1881 г. Александр III заявлял о своей «вере в силу и истину самодержавной власти».

    ный удар по народникам. Желябов, Перовская, Кибальчич и другие участники покушения были повешены. В 1884 г. «Народная воля» практически прекратила свое существование. В 80-90-е годы происходит отход народников от революционной борьбы. Либеральное народничество стало преобладающим течением, выступавшим с пропагандой мирных путей общественного преобразования.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Общественно-политические движения в России в начале XX века

    Социальные противоречия и неспособность правительства решать важнейшие политические проблемы привели в начале XX века к глубокому социально-политическому кризису, который выражался:

    · в борьбе трудящихся против самодержавного строя

    · в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса

    · в расширении процесса оформления политических движений и течений в партии

    Р абочее движение

    Начавшаяся в конце XIX в. индустриализация привела к количественному и качественному росту рабочего класса. Это способствовало консолидации рабочего класса, упрощало задачу его объединения и возникновения рабочего движения. Главным требованием рабочих стало ограничение рабочего дня 8 часами. Одним из требований стало создание государственной системы страхования.

    Тяжелые условия жизни и труда заставляли рабочих организовываться и бороться за свои права. С 1900 г. российские рабочие стали проводить митинги и демонстрации, выдвигать свои требования. Забастовки носили в основном экономический характер. В правительстве по рабочему вопросу не было единого подхода. Вместо жестких мер начальник московского охранного отделения С. В. Зубатов предложил власти самой создавать рабочие организации, формировать фонды социальной поддержки рабочих, открывать магазины и школы («зубатовщина»). Зубатовский «кодекс» даже разрешал экономическую стачку. Именно это и послужило основной причиной критики Зубатова и его отставки в 1903 году. Правительство снова пошло по пути силовых мер. Становясь все более массовым и организованным, рабочее движение меняет свой характер. Под влиянием социал-демократии его участники все чаше наряду с экономическими выдвигают политические требования. Организации социал-демократии создаются в Петербурге (1895 г. - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», руководители: А. А. Ванеев П. К. Запорожец, В. И. Ульянов, Лев Мартов), в Москве (1894 г. - «Рабочий союз», 1898 г. - «Российская социал-демократическая рабочая партия», затем комитет РСДРП), а затем и по всей стране. С начала XX в. в рабочем движении намечается переход к массовым политическим выступлениям.

    К рестьянское движение

    Под влиянием аграрного кризиса в начале XX в. заметно выросло крестьянское движение. Большую роль в ухудшении и без того бедственного положения крестьянства сыграл голод, охвативший в 1901 году центральные и южные губернии России. В 1900-1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Однако в эти годы крестьяне редко выдвигают политические требования, выступают, как правило, против отдельных помещиков и требуют раздела помещичьей земли, сокращения налогов и повинностей. Особенно широко крестьянское движение развернулось в марте-апреле 1902 г. в Полтавской и Харьковской губерниях, охвативших более 150 тыс. крестьян. В эти губернии были введены правительственные войска. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под суд, ссылали на каторгу. За нанесенные помещикам «убытки» правительство наложило на крестьян дополнительный налог в 800000 рублей.

    Д вижение интеллигенции

    Важным свидетельством нарастания кризисной ситуации в стране было движение демократической интеллигенции. Она требовала политических свобод (свободу печати, собраний, слова и др.) и выступала против полицейского произвола. Ее участие в общественном движении выражалось в создании легальных обществ (ученых, врачей), на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы; в сборе денежных средств для стачечников и политзаключенных, в предоставлении явочных квартир для революционеров.

    С туденческое движение

    Наибольшую активность проявляло студенчество. В начале XX в. значительная часть революционно настроенного студенчества перешла к открытой политической борьбе, заявив о своей солидарности с рабочим классом. Всероссийские студенческие забастовки в 1899, 1901 и 1902 гг. имели широкий политический резонанс. В процессе борьбы происходило формирование будущих крупных общественных и государственных деятелей.

    О формление партий

    На формирование партийной системы большое влияние оказали: во-первых, существенные отличия (по сравнению с Западной Европой), связанные с социальной структурой общества; во-вторых, своеобразие политической власти (самодержавия); в-третьих, многонациональность населения.

    Особенности формирования политических партий:

    1. На рубеже XIX-XX вв. интенсивно шел процесс формирования единой политической партии рабочего класса - РСДРП,

    2. Образование партии рабочего класса ускорило создание других партий в России. В течение 1900-1901 гг. оформилась партия социалистов-революционеров (эсеров), претендовавшая на роль выразителей интересов крестьянства. Партии господствующих классов сложились в годы первой российской революции. И сразу были вынуждены приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке. Им требовалось определенное время, чтобы осмотреться, выработать свои программные и политические лозунги, стратегию и тактику.

    3. Происходило образование многочисленных национальных партий (в Польше, Литве, Латвии)

    4. Ни одна страна в мире не имела (и не имеет до сих пор!) такого количества партий, как Россия. Если в конце XIX в. было создано всего три политические партии, то только за первые шесть лет XX в. - свыше 50, а в 1917-1920 гг. - около 90. Это объясняется прежде всего многонациональным составом населения и разновременностью созревания самосознания различных слоев населения.

    5. Как и в других странах, в России партии не появились сразу в готовом виде. Вначале в передовых группах класса или даже классов возникали определенные идейно-политические настроения. Они чаще всего закреплялись созданием кружков. Затем оформлялись направления общественно-политической мысли, представители которых группировались вокруг журналов или газет, имеющих литературно-художественный или общественно-политический характер. Среди этих аморфных образований как в области мировоззрения, так и в организации постепенно происходило классовое и политическое размежевание, и чаще всего образовывалась не одна, а несколько партий.

    В зависимости от политических целей, средств и методов достижения целей партии следует разделить на несколько категорий:

    · левые (социал-демократическая (эсдеки) - меньшевики; социалистическая (пролетарская) - большевики; неонародническая (социалисты-революционеры) - эсеры, трудовики)

    · либеральные (кадеты (конституционные демократы))

    · монархические («Союз русского народа», «Русский народный союз имени Михаила Архангела»)

    · анархические (более 20 групп, разделявших идеи П. А. Кропоткина, М. А. Бакунина)

    Усиление рабочего движения в России способствовало распространению социал-демократических идей среди радикальной интеллигенции. На повестку дня был поставлен вопрос о создании в стране партии, выражающей интересы рабочего класса. Так называемые экономисты (Е. Д. Кускова, С. Н. Прокопович, В. П. Акимов, Л. С. Мартынов) полагали, что рабочим следует выдвигать только экономические требования и что ведущую роль в рабочем движении должны играть профсоюзы. Главной же задачей партии они считали борьбу за расширение политических прав и свобод пролетариата. Печатные органы -- газета «Рабочая мысль», журнал «Рабочее дело». Свои взгляды экономисты изложили в документе, получившем название «Кредо». Авторы -- члены заграничного «Союза русских социал-демократов» Е. Д. Кускова и С. Н. Проколович. В ответ на «Кредо» В. И. Лениным был написан «Протест», подписанный находившимися в сибирской ссылке 16 членами социал-демократического движения. В нем резкой критике были подвергнуты идеи, изложенные в «Кредо», и подчеркнута необходимость создания самостоятельной рабочей партии, нацеленной на захват пролетариатом политической власти для организации социалистического общества. Серьезными противниками социал-демократов были «легальные марксисты» (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, С. И. Булгаков, И. А. Бердяев). Некоторое время революционные социал-демократы сотрудничали с легальными марксистами, критикуя народничество. Легальные марксисты полагали, что борьба рабочего класса за свои права должна проходить в рамках борьбы за демократию. И «экономисты» и «легальные марксисты» были противниками крайних, насильственных методов борьбы, выступали за отказ от идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата.

    Лидером радикально настроенных социал-демократов стал В. И. Ульянов (Ленин). Он полагал, что партия должна стать передовым борцом за права рабочих. Она должна организоваться, сплотиться и повести борьбу за свержение самодержавия. Подготовить объединение социал-демократических групп р партию должна была газета «Искра».

    1 съезд РСДРП прошел в 1898 г. в Минске (9 участников). В июле-августе 1903 г. был созван II съезд РСДРП, который проходил сначала в Брюсселе, затем в Лондоне. В дискуссиях, разгоревшихся на съезде, участвовали «экономисты», «мягкие искровцы» (Л. Мартов, Г. В. Плеханов), «твердые искровцы» (В. И.Ленин). Съезд принял программу партии, состоявшую из двух частей: программа-минимум (свержение самодержавия и установление демократической республики, меры по улучшению положения рабочих (в том числе 8-часовой рабочий день), демократическое решение национального и аграрного вопросов) и программа-максимум (провозглашала в качестве конечной цели РСДРП социалистическую революцию и установление диктатуры пролетариата). В программе предусматривались и такие требования демократического характера, как всеобщее равное и прямое избирательное право, широкое местное самоуправление, неприкосновенность личности и жилища, неограниченная свобода совести, слова, печати, собраний, стачек и союзов. Кажущиеся на первый взгляд простыми и легкими, многие из этих требований сохраняют свою актуальность и в настоящее время, поскольку не все из них воплотились в жизнь (а многие только провозглашены Конституцией, но им далеко до реального исполнения).

    В программу партии было внесено положение о признании за всеми нациями, входившими в состав многонационального российского государства, права на самоопределение вплоть до выхода из его состава и образования самостоятельного государства. Это требование в значительной мере носило декларативный характер и было продиктовано потребностью объединения всех революционно-демократических сил в борьбе против царизма, а затем и буржуазии. В конечном счете идеализация права наций на самоопределение привела к развалу России после прихода к власти большевиков.

    Наиболее несовершенной была аграрная часть программы. Дебаты по первому параграфу Устава партии крайне обострили отношения между сторонниками Ленина и Мартова на съезде и тем ускорили раскол, завершившийся во время выборов центральных органов партии -- ЦК и Совета партии. Сторонники Ленина - твердые искровцы - получили большинство, а сторонники Мартова - мягкие искровцы - меньшинство. Первых стали называть большевиками, вторых - меньшевиками.

    Раскол имел более глубокие корни, которые проявились задолго до съезда. Они были связаны с различной опорой как сторонников Ленина, так и Мартова на разные пласты наследия Маркса-Энгельса. По-разному ими оценивалась социально-экономическая и политическая ситуация в стране а отсюда предлагался различный выбор средств и методов борьбы.

    Летом 1900 г. началось возникновение ПСР - партии социалистов-революционеров (эсеров), в 1902 г. было провозглашено создание партии. Ее учредителями были В. М. Чернов,

    А. Р. Гоц, М. А. Натансон, Е. К. Брешко-Брешковская. Идеологической платформой эсеров являлось неонародничество. На проходившем в декабре 1905 - январе 1906 г. I съезде партии были приняты ее программа и устав. Главным теоретиком и лидером стал В. М. Чернов.

    Своей основной задачей эсеры считали подготовку народа к «социалистической» революции. Главную движущую силу этой революции они видели нерабочем классе», под которым понимали всех живущих своим трудом. Эсеры выступали за установление народовластия в стране. Решать вопрос о форме правления должно было Учредительное собрание. Партия отстаивала демократические права и свободы, федеративное устройство страны по национальному принципу, право наций на самоопределение. Центральным требованием аграрной программы эсеров являлась «социализация» земли: земля должна была быть изъята из рыночного обращения и стать общенародным достоянием. Право распоряжаться землей получали крестьянские обшины, которые должны были уравнительно распределять ее «по едокам», т. е. по количеству рабочих рук. В качестве действенного средства борьбы с властями эсеры признавали индивидуальный террор. Осуществляла его боевая организация партии, которой руководили Г. А. Гершуни и Е. Ф. Азеф (агент царской охранки). За 1905--1907 гг. эсеры провели 204 террористических акта.

    В начале XX в. начинается формирование многочисленных национальных партий: Всеобщий еврейский союз Литвы, Польши и России (Бунд), Революционная украинская партия (РУП), Белорусская революционная партия, Латышский социал-демократический союз, в Польше - Лига народова (Народная лига), Армянский революционный союз (Дашнакцутюн).

    Возникновение традиционалистских монархических партий и групп было связано с усилением оппозиции самодержавию. Своей главной задачей они считали защиту существующих в стране порядков, В 1900 г. в Петербурге создано общество «Русская беседа», одним из лидеров которого стал молдавский помещик В. М. Пуришкевич. Впоследствии партии подобного толка получили название «черносотенные», так как считали себя выразителями интересов простых русских людей («черная сотня» -- податное посадское население). Монархические партии стали возникать в России после выхода в свет Манифеста 17 октября. Крупнейшими из них были «Союз русского народа» (А. И. Дубровин) и «Русский народный союз имени Михаила Архангела» (В. М. Пуришкевич).

    Среди помещичье-монархических партий и организаций особое место занял «Всероссийский союз земельных собственников», образованный в ноябре 1905 г. В него вошли 53 крупных землевладельца. В программе этого союза нет ни демагогии, ни неясностей: все точки поставлены над «i», отброшены все условности (внешний лоск, «культурность»). Когда помещичьему классу стала угрожать потеря власти и собственности, он заговорил языком неприкрытой грубой силы. Так, в уставе союза земельных собственников не было ни слова о наделении крестьян землей, как будто этого вопроса вообще не существовало. В целях борьбы с революцией собственники ратовали за введение военного положения и применение военно-полевых судов, сокращение срока следствий, увеличение численности сельской полиции, защиту имений военной силой, возмещение убытков, понесенных помещиками. Эта программа и легла в основу деятельности царскою правительства, возглавленного после отставки графа С. Ю. Витте П. А. Столыпиным.

    Программы монархических партий основывались на классической теории официальной народности графа Уварова (православие, самодержавие и народность) и содержали следующие основные положения:

    · сохранение самодержавной формы правления как исконной и единственно возможной в России

    · сохранение единой и неделимой России: по мнению монархистов, федерализм мог привести только к расколу и гибели страны

    · отстаивание интересов единственного «государственного» народа - великороссов

    · критика бюрократических порядков в стране как компрометирующих самодержавие

    · предоставление крестьянам права приобретать землю в частную собственность при сохранении общинных порядков

    · запрещение евреям иметь собственность и выезжать за пределы «черты оседлости», а также выселение в будущем всех российских евреев в Палестину.

    В отношении Государственной думы мнения разделились. Часть монархистов (А. И. Дубровин, Н. Е. Марков) считали, что она должна быть только законосовещательным органом, другие (В. М. Пуришкевич) - законодательным. Значительное внимание черносотенцы уделяли борьбе с хаосом и анархией в стране и наведению в ней жесткого порядка. По данным прессы, только за осень 1905 г. от рук черносотенцев погибло около 4 тыс. человек, в том числе большевики Н. Э. Бауман и Ф. А. Афанасьев. В I и II Государственных думах представительство черносотенцев было незначительным, однако в 111 и IV Думах они были представлены достаточно широко.

    Либеральное движение было представлено несколькими организациями. Ведущими были «Союз земцев-конституционалистов» (И. И. Петрункевича) и «Союз освобождения» П. Б. Струве. В начале революции 1905-1907 гг. в этих организациях выделилось умеренное и более радикальное крыло. Завершилось оформление либерально-демократичееких партий после выхода в свет Манифеста 17 октября.

    Партией, выражавшей интересы «левых» либералов (интеллигенции, части дворянства), стала конституционно-демократическая партия (КД - кадеты), или партия «народной свободы». Ее программа была основана на западноевропейских либеральных идеях и отстаивала экономическую и политическую свободу личности, ценности конституционализма и демократии.

    Учредительный съезд кадетов состоялся в октябре 1905 г. в Москве. У истоков партии стояли историк П. И. Милюков, экономист П. Б. Струве, князь Г. Е. Львов, видный ученый

    В. И. Вернадский. Главной целью кадеты видели превращение России в демократическое государство, в котором будут гарантированы равенство всех граждан перед законом и основные демократические права и свободы (совести, слова, печати, собраний, союзов, неприкосновенность личности и жилища). В области государственного устройства они отстаивали демократическую избирательную систему и законодательные полномочия Государственной думы. Программа кадетов по аграрному вопросу (составил бывший министр земледелия Н. Н. Кутлер) предусматривала обязательную продажу сдаваемой помещиками в аренду земли и формирование специального фонда из казенных и удельных земель для передачи малоземельным крестьянам. Кадеты стояли за упразднение общины и передачу земли крестьянам в собственность.

    По рабочему вопросу они выступали за принятие социального законодательства и 8-часовой рабочий день.В годы революции, когда идеи парламентаризма были популярны в народе, партия кадетов получила довольно широкую поддержку. В партию октябристов, или «Союз 17октября», вошли представители промышленной и финансовой буржуазии и помещиков. Учредительный съезд партии состоялся в феврале 1906 г. Лидерами октябристов стали А.И. Гучков, Д.И. Шипов, М. В. Родзянко. Программа партии выражала взгляды и требования русских предпринимательских кругов: сильная, пользующаяся доверием народа власть; единство и неделимость Российского государства; конституционный строй и демократические права для граждан России; основа экономики - частная собственность; уравнение крестьян в правах с другими сословиями, переселенческая политика, продажа крестьянам государственных и удельных земель, в крайнем случае - частичное отчуждение помещичьей земли за выкуп. Октябристы выражали готовность к диалогу с властью и надеялись, что монархия пойдет на более тесный союз с предпринимательскими и финансовыми кругами, передав им часть властных полномочий.

    И кадеты, и октябристы приняли активное участие в предвыборной кампании в I и II Государственные думы. III Дума (1907-1912) даже получила название «октябрьский маятник», так как октябристы балансировали между правыми (монархистами) и кадетами. Хотя реальная роль либеральных партий в политике была невелика, и. создание означало возникновение в России легальной многопартийной сие темы, способствовало политическому созреванию российской буржуазии и интеллигенции.

    социальный политический партия правительство

    Заключение

    Таким образом, к началу первой русской революции в стране были созданы или находились в процессе формирования политические партии, представлявшие интересы различных социальных слоев общества. Особенности системы политических партий России в начале XX в. были следующими:

    · ни помещики, ни деловая торгово-промышленная буржуазия, ни крестьянство не имели в то время «своих», выражавших их интересы партий

    · не было правительственной (в западном понимании) партии, поскольку Совет министров назначался не Думой, а лично царем и все российские партии в той или иной мере находились в оппозиции правительству, критикуя его политику либо слева, либо справа

    · ни одна российская политическая партия до февраля 1917 г. не прошла испытания властью

    · слабым местом политической системы России начала XX в. был механизм функционирования многих партий (нелегальный или полулегальный)

    · в Государственной думе были представлены далеко не все партии, особенно национальные

    · крестьянская Россия, российская «глубинка» была слабо охвачена процессом партийно-политического строительства, который шел в основном в административных и промышленных центрах страны.

    Однако, несмотря на специфику образования как общероссийских, так и (особенно) национальных политических организаций, партии возникали и развивались в русле общих закономерностей. Тем самым было положено начало многопартийности в России.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Общая географическая и социально-экономическая характеристика положения Енисейской губернии во второй половине XIX-начале XX в. Общественно-политические движения, действующие на данной территории - одном из главных в России мест политической ссылки.

      реферат , добавлен 07.05.2012

      История британского рабочего движения, влияние на его развитие "великой депрессии". Сущность и основные идеи чартистского движения. Формирование рабочего движения в середине XIX века. Возникновение социалистических партий в конце XIX – начале XX веков.

      реферат , добавлен 24.08.2015

      Развитие крестьянского вопроса в начале ХIХ века. Исследование положения крестьян в отечественной историографии, отрицание кризиса крепостного права, закономерности его падения. Обоснование необходимости изменения политического строя дореформенной России.

      контрольная работа , добавлен 29.01.2010

      Основные течения общественной мысли и движения в России в XIX веке. Официальные и оппозиционные течения. Славянофилы и западники. Идеологи российского либерализма. Этапы движения радикалов второй половины XIX века. Восприятие идей Герцена и Чернышевского.

      реферат , добавлен 21.10.2013

      Социально-экономическое развитие России в начале ХХ века и основные предпосылки революции. Политические движения и особенности формирования партий. Этапы первой русской революции (1905-1907 гг.). Основные причины поражения революции и ее последствия.

      курсовая работа , добавлен 08.11.2010

      Изучение социально-экономического и общественно-политического развития России в первой половине XIX века. Проявление кризиса всей феодально-крепостной системы царской власти. Особенности внутренней и внешней политики Александра I. Движение декабристов.

      курсовая работа , добавлен 21.02.2012

      Анализ причин и положительных итогов социально-политического кризиса в Индии в конце 1960-х – начале 1970-х гг. Расстановка политических сил; этнические конфликты между центром и штатами. Автономистские движения и эволюция партийно-политической системы.

      курсовая работа , добавлен 01.02.2012

      Причины гражданской войны 1917-1918 годов: свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания; экономические и социально-политические мероприятия Советского правительства. Характеристика, периодизация и основные этапы Белого движения.

      курсовая работа , добавлен 25.12.2013

      Оценка положения Российской империи на мировой арене в начале ХХ века. Политические и социальные перевороты, происшедшие в данный период в истории государства, общая характеристика и направления деятельности тогдашних правителей, ее основные результаты.

      презентация , добавлен 18.11.2012

      Особенности социального строя России к началу XX века: социально-политический кризис. Формирование политических партий и особенности этого процесса. Революционно-радикальные и монархические партии и движения. Либеральные варианты преобразования России.

    На уроке, посвященном общественным движениям России в начале XX века, даётся развёрнутая характеристика трех политических лагерей в России - консервативного, либерального и радикального. Особое внимание уделяется рассмотрению революционных движений - народнического, социал-демократов (большевиков и меньшевиков) и эсеров.

    Тема: Россия на рубеже XIX-XX вв XX в.

    Урок: Общественное движение России в начале XX в.

    Общественное движение в России в начале XX в. приобрело совершенно иную силу. Империя оказалась в ситуации выбора: или радикальные перемены, или попытаться «законсервировать» модель.

    1. Основные направления общественно-политической мысли

    Начавшийся процесс модернизации Российской империи не мог не породить дальнейшую дифференциацию общественного сознания. Видных представителей правящей элиты страны, оппозиционных и революционных кругов с особой остротой волновали проблемы дальнейшего развития страны, ее места в мировом сообществе, соотношения традиционных ценностей и новых идей. По своим идейным убеждениям российская общественная элита была крайне неоднородна:

    1.1. Государственный консерватизм был представлен именами К.П. Победоносцева, Л.А. Тихомирова, Д.И. Иловайского, В.П. Мещерского и других видных русских традиционалистов, выступавших с позиций защиты самодержавной формы правления, православной веры и многовековых народных традиций и ценностей.

    Рис. 1. Шествие активистов Союза Михаила Архангела ()

    1.2. Славянофильская традиция нашла свое дальнейшее развитие в трудах выдающихся русских философов В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, братьев С.Н. и Е.Н. Трубецких и других видных представителях этого течения, которые делали особый акцент на идеях религиозно-нравственного обновления страны и русского общества с опорой на традиционные ценности: патриархальность русской общины и семьи, духовность, религиозность и т. д.

    1.3. Западническая доктрина нашла своих ярких представителей в лице видных русских либералов, среди которых особое место занимали крупные русские историки и обществоведы П.Н. Милюков, В.О. Ключевский, Н.И. Кареев, А.А. Корнилов, В.Д. Набоков, Д.Н. Шипов, В.И. Вернадский и др. В отличие от своих многолетних оппонентов, они выступали за установление конституционной формы правления в виде парламентской (конституционной) монархии и становление правового государства, основанного на принципе разделения властей.

    1.4. Революционный лагерь был представлен сторонниками социалистической доктрины — народниками, анархистами и марксистами, в недрах которого существовало несколько основных течений:

    либеральные (легальные) народники и революционные неонародники, которые по-прежнему исповедовали теорию «крестьянского социализма». Видными идеологами легальных народников были Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, С.Н. Южаков, Н.Ф. Даниельсон и С.Н. Кривенко, а общепризнанными лидерами и идеологами нелегальных народников являлись В.Я. Чернов и Н.Д. Авксентьев;

    Рис. 2. Земское собрание Приамурья ()

    анархисты, в недрах которых обозначились два основных течения — революционный анархизм («хлебовольцы») (П. Кропоткин, М. Дайнов, Г. Гогелия, М. Гольдсмит) и ненасильственный анархизм («толстовцы») (Л. Толстой, П. Николаев, В. Чертков), — продолжали исповедовать идеи ликвидации любого государства, которое являлось главным носителем всех существующих форм угнетения и деспотизма;

    социал-демократы, которое было представлено двумя основными течениями:

    легальными марксистами (П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков) и экономистами (М.И. Туган-Барановский, Е.Д. Кускова), отвергавшими неизбежность социалистической революции как необходимого условия построения социализма;

    революционными марксистами, в рамках которого традиционно выделяют: умеренное крыло (Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич), считавшее социалистическую революцию делом отдаленного будущего; радикальное крыло (В.И. Ленин, Ю.О. Мартов), утверждавшее, что социалистическая революция в России возможна в обозримой исторической перспективе.

    2. Становление первых политических партий и движений

    Со второй половины 1890-х гг. в России начинался заметный рост оппозиционного и революционного движения, отличительной особенностью которого стало возникновение первых политических партий и движений различной идейной направленности.

    2.1. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП)

    В середине 1890-х гг. в столицах Российской империи возникли два новых нелегальных марксистских кружка — «Московский рабочий союз» и «Петербургский союз борьбы за освобождение рабочего класса», основной задачей которых стала пропаганда идей марксизма в рабочей среде. Однако вскоре деятельность этих кружков была пресечена полицией, и многие их руководители, в том числе В.И. Ленин, Ю.О. Мартов В.Д. Бонч-Бруевич, Г.М. Кржижановский взяты под арест, осуждены и сосланы в Сибирь.

    В марте 1898 г. в Минске был созван I Учредительный съезд социал-демократов, на котором 9 делегатов от шести марксистских кружков приняли решение об образовании Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), одобрили ее партийный манифест, автором которого был П. Струве, и избран Центральный Комитет в составе трех человек: С.И. Радченко, Б.Л. Эйдельмана и А.И. Кремера.

    Однако этот съезд из-за серьезных разногласий так и не смог принять ни программы партии, ни ее устава, поэтому местные марксистские кружки продолжали работать в автономном режиме. Организационной раздробленности соответствовала и идейная неразбериха: внутри социал-демократического движения обозначился новый раскол между сторонниками «чистого марксизма» и «ревизионистами». В 1899 г. вышла знаменитая брошюра под названием «Credo» («Верую»), автором которой были члены заграничного «Союза русских социал-демократов» Е. Кускова и С. Прокопович. В этой работе была впервые сформулирована концепция «экономизма» («тред-юнионизма»), суть которой состояла в следующем: поскольку российский пролетариат еще не созрел для участия в сознательной политической борьбе, то следует на базе профсоюзов создать легальную рабочую партию, которая будет отстаивать исключительно экономические и социальные интересов рабочего класса. Против этой платформы категорически выступила большая часть видных деятелей российской социал-демократии, в том числе Г.В. Плеханов и В.И. Ленин, которые в своем «Протесте» назвали эту платформу «политическим самоубийством» и призвали к созданию революционной рабочей партии.

    Новая попытка создания такой партии была предпринята в конце 1900 г., когда В. Ульянов-Ленин в своей знаменитой статье «С чего начать?» предложил приступить к созданию партии нового типа через идейный разгром оппортунистов — «легальных марксистов» и «экономистов» — и разработку единых программных целей и тактических задач партии. По замыслу В. Ленина эту важнейшую работу должна была выполнить общерусская политическая газета.

    После возвращения из ссылки он вплотную занялся этой проблемой, и уже в декабре 1900 г. в Лейпциге вышел первый номер газеты российских социал-демократов «Искра». В состав ее редакции с российской стороны вошли В. Ленин, Ю. Мартов и А. Потресов, а с зарубежной стороны члены знаменитой женевской группы «Освобождение труда» В. Плеханов, П. Аксельрод и В. Засулич. Деятельность «Искры» и новая ленинская работа «Что делать?» (1902 г.) создали необходимые идейные и организационные предпосылки для созыва нового партийного съезда.

    В июле-августе 1903 г. в Брюсселе, а затем в Лондоне состоялся II съезд РСДРП, делегатами которого стали 43 представителя 26 региональных марксистских кружков. На съезде довольно быстро была принята первая программа партии (в ленинской редакции), которая состояла из двух частей:

    «программы минимум», в которой содержались задачи партии на этапе буржуазно-демократической революции (ликвидация самодержавной монархии, установление демократической республики, решение аграрного вопроса путем полной ликвидации помещичьего землевладения);

    «программы максимум», в которой ставилась задача завоевания политической власти пролетариатом путем организации и проведения социалистической революции.

    Однако довольно острые дебаты разразились по уставу партии. Камнем преткновения стал вопрос о членстве в партии: жесткий партийный устав, основанный на принципах «демократического централизма», предложенный В. Ульяновым (Лениным), был отвергнут большинством делегатов съезда, и принят более либеральный устав, автором которого стал Ю. Цедербаум (Мартов).

    На съезде были избраны руководящие органы партии: Центральный орган (ЦО) — газета «Искра», в редакцию которой вошли В. Ленин, Ю. Мартов и Г. Плеханов, и Центральный Комитет (ЦК) в составе Г. Крижановского, В. Ленгника и В. Носкова. Председателем совета партии, который должен был координировать деятельность ЦО и ЦК, стал старейший русский марксист — Георгий Валентинович Плеханов.

    На II съезде впервые возникло деление партии на меньшевиков (сторонников Ю. Мартова и Г. Плеханова) и большевиков (сторонников В. Ленина), что вскоре будет оформлено организационно. Не случайно чуть позже В. Ленин прямо укажет, что «большевизм как течение политической мысли и как политическая партия существует с 1903 г.».

    После съезда между двумя течениями российской социал-демократии начнется острая борьба за влияние в центральных партийных органах, победу в которой одержат меньшевики: на рубеже 1903-1904 гг. Ю. Мартов, Г. Плеханов, П. Аксельрод и Л. Бронштейн (Троцкий) возьмут под свой контроль «Искру» и ЦК. В связи с этим обстоятельством в мае 1904 г. в своей новой работе «Шаг вперед, два шага назад» В. Ленин призвал своих сторонников немедленно размежеваться с меньшевиками, и уже в декабре 1904 г. вокруг новой газеты «Вперед», редакцию которой возглавили В. Ленин, В. Воровский и А. Луначарский, организационно оформится фракция большевиков - РСДРП(б).

    2.2. Партия социалистов революционеров (эсеры)

    Другим мощным революционным движением в России стало революционное неонародничество. Еще в конце 1890-х гг. началось второе рождение народнических организаций, разгромленных царским правительством в начале 1880-х гг. Основные положения народнической доктрины практически остались без изменения. Однако ее новые теоретики, прежде всего Виктор Михайлович Чернов, Григорий Андреевич Гершуни, Николай Дмитриевич Авксентьев и Абрам Рафаилович Гоц, не признавая самой прогрессивности капитализма, все же признали его победу в стране. Но будучи абсолютно убежденными в том, что российский капитализм есть совершенно искусственное явление, насильно насажденное российским полицейским государством, они по-прежнему истово верили в теорию «крестьянского социализма» и считали поземельную крестьянскую общину готовой ячейкой социалистического общества.

    На рубеже XIX-ХХ вв. в России и за рубежом возникло несколько крупных неонароднических организаций, в том числе бернский «Союз русских социалистов-революционеров» (1894 г.), московский «Северный союз эсеров» (1897 г.), «Аграрно-социалистическая лига» (1898 г.) и «Южная партия социалистов-революционеров» (1900 г.), представители которых осенью 1901 г. договорились о создании единого ЦК, куда вошли В.М. Чернов, М.Р. Гоц, Г.А. Гершуни и др.

    Рис. 6. Групповое фото членов партии социалистов-революционеров ()

    В первые годы своего существования, до проведения Учредительного съезда, который состоялся только зимой 1905-1906 гг., эсеры не имели общепринятой программы и устава. Их взгляды и основные программные установки отражали два печатных органа — газета «Революционная Россия» и журнал «Вестник русской революции».

    От народников эсеры переняли не только основные идейные принципы и установки, но и тактику борьбы с существующим самодержавным режимом — террор. Осенью 1901 г. Григорий Андреевич Гершуни, Евно Фишелевич Азеф и Борис Викторович Савинков создали внутри партии строго законспирированную, фактически независящую от ЦК «Боевую организацию партии эсеров». В 1901-1906 гг. члены этой откровенно террористической организации совершили более 200 террористических актов, которые потрясли всю страну. В эти годы от рук террористов погибли министр народного просвещения Николай Павлович Боголепов (1901 г.), министры внутренних дел Дмитрий Сергеевич Сипягин (1902 г.) и Вячеслав Константинович Плеве (1904 г.), уфимский генерал-губернатор Николай Модестович Богданович (1903), московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович (1905 г.) и многие другие высшие сановники империи. В августе 1906 г. боевики эсеров совершили покушение и на жизнь председателя Совета министров России П.А. Столыпина, в результате которого были убиты и стали калеками несколько десятков ни в чем не повинных людей, в том числе его семнадцатилетняя дочь Наталья, которой оторвало обе ноги.

    2.3. Либеральное движение

    В середине 1890-х гг. заметно оживилось оппозиционное к самодержавию либеральное движение, основной сферой деятельности которого стали земства. В русском либерализме того периода существовали два основных идейных центра.

    Часть деятелей земско-либерального движения, в частности Дмитрий Николаевич Шипов, Петр Александрович Гейден и Николай Николаевич Львов, которые отрицали радикализм в политике и, с уважением относясь к славянофильской традиции, стремились соединить либеральную концепцию взаимоотношения личности и государства с консерватизмом. Таким образом, они пытались примирить теорию «неограниченной свободы личности» с признанием исторических традиций как универсальных национальных ценностей. Впоследствии на этой идейной базе возникнет несколько крупных политических партий либерально-консервативного толка, в том числе знаменитый «Союз 17 октября», или партия октябристов.

    Другая часть либеральных деятелей, в частности Павел Дмитриевич Долгоруков, Петр Дмитриевич Долгоруков, Василий Алексеевич Маклаков и Павел Николаевич Милюков, которые являлись прямыми наследниками западнической традиции, более последовательно выступали с чисто либеральных позиций.

    В отечественной исторической науке (Н. Пирумова, В. Шелохаев) первый этап в организационном оформлении земско-либерального движения в России традиционно связывают с началом деятельности в Москве знаменитого кружка земских деятелей «Беседа» (1899-1905 гг.), членами которого были братья Петр и Павел Долгоруковы, Евгений и Сергей Трубецкие, Василий Маклаков, Дмитрий Шипов, Александр Бобринский и др.

    Второй этап в становлении либерального движения был связан с выходом в июне 1902 г. в немецком Штутгарте первого номера журнала «Освобождение», редактором которого стал Петр Струве. С именем этого журнала уже четко было связано размежевание среди либералов на «консерваторов» и «конституционалистов». В известном программном заявлении «От русских конституционалистов», автором которого стал Павел Милюков, были довольно четко заявлены основные требования либеральной оппозиции: принятие конституции, создание общероссийского выборного органа представительной власти, законодательное закрепление основных политических прав и свобод и т. д.

    В феврале 1903 г. в журнале «Освобождение» была опубликована новая программная статья П. Милюкова «К очередным вопросам», в которой было заявлено об окончательном разрыве со славянофильской традицией в либеральном движении.

    Третий этап в развитии либерального движения начался со второй половины 1903 г., когда возникли первые полулегальные и конкурирующие между собой организации либералов: московский «Союз земцев-конституционалистов» (ноябрь 1903 г.) и петербургский «Союз освобождения» (январь 1904 г.), которые возглавили И. Петрункевич и П. Струве. Позднее в своих мемуарах П. Милюков заметил, что такая ситуация в либеральном движении возникла потому, что либеральная интеллигенция не желала объединяться с земцами-конституционалистами, а те, в свою очередь, не хотели идти на уступки интеллигентскому радикализму.

    В ноябре 1904 г. с «высочайшего позволения» в столице состоялся I Земский съезд, на котором либеральная оппозиция впервые открыто призвала власти начать реформы в стране и учредить верховный орган «народного представительства». Часть членов русского правительства, в том числе новый министр внутренних дел князь Петр Дмитриевич Святополк-Мирский, назначенный на этот пост с подачи матери царя Марии Федоровны, поддержали требования либералов, и в конце ноября 1904 г. он представил на имя государя доклад о политической программе правительства, в котором предлагалось включить «выборных представителей земств» в Государственный Совет. Обсуждение этого доклада на специальном совещании под председательством Николая II вызвало резкое размежевание в среде правящей элиты страны. Ряд влиятельных членов Государственного Совета, в том числе Д.А. Сольский, А.С. Ермолов и Э.М. Фриш поддержали эту программу. Однако из-за резко негативной позиции великого князя Сергея Александровича, К. Победоносцева, С. Витте, В. Коковцева и Н. Муравьева предложение министра внутренних дел было отклонено. Более того, 12 декабря 1904 г. вышли императорский указ «О мерах к усовершенствованию государственного порядка» и «Правительственное сообщение», в которых в достаточно жесткой форме было заявлено о недопустимости «шумных сборищ» либералов и выдвижения ими неприемлемых для правительства требований.

    В январе 1905 г. П. Святополк-Мирский был отправлен в отставку и заменен генералом Александром Григорьевичем Булыгиным, не склонного к каким-либо компромиссам с либералами. После крушения так называемой «эры доверия П. Святополк-Мирского» либералы перешли в более жесткую оппозицию к самодержавному режиму и приступили к созданию полноценной политической партии.

    1. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (конец XIX — начало XX в.). М., 2000

    2. Городницкий Р. А. Боевая организация партии социалистов-революционеров. М., 1998

    3. Гусев К. В. Рыцари террора. М., 2003

    4. Ильин И. А. О сопротивлении злу силой. М., 2005

    5. Леонтович В. В. История либерализма в России (1762-1914). М., 1995

    6. Логвинов В. Т. Владимир Ленин: выбор пути. М., 2005

    7. Пирумова Н. М. Земское либеральное движение: социальные корни и эволюция до начала XX века. М., 1977

    8. Тютюкин С. Г. Меньшевизм: страницы истории. М., 2002

    9. Шацилло К. Ф. Русский либерализм накануне революции 1905-1907 гг.: организация, программы, тактика. М., 1985.

    10. Шелохаев В. В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии. М., 1991

    1. Издательство «Русская идея» ().

    5. Эсеры, социалисты-революционеры ().

    В общественно-политическом движении в России начала XX в. участвовали различные силы, по-разному представлявшие себе пути дальнейшего развития страны. Определились три политических лагеря: правительственный во главе с К. П. Победоносцевым и В. К. Плеве (незыблемость, сохранение самодержавия), либеральный (против неограниченного произвола самодержавия, но и против революционных методов борьбы, за проведение реформ, предоставление политических свобод, расширение прав земств и т. д.) и революционный (за насильственное свержение самодержавия, радикальные преобразования). Первыми создали свои организации революционные силы. В основе их деятельности лежали социалистические идеи (в начале века в России широко распространился марксизм, особенно среди интеллигенции, студенчества и т. д.), которые понимались и толковались по-разному. “Легальные марксисты” (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.) развивали идею постепенного, эволюционного развития общества и естественной смены общественного строя. Русские марксисты (Г. В. Плеханов, В. И. Ленин, П. Б. Аксельрод, В. И. Засулич, Л. Мартов, А. Н. Потресов и др.) разделяли идеи К. Маркса об исторической миссии рабочего класса, насильственном ниспровержении существующего строя путем социалистической революции. Радикально настроенные социал-демократы созвали съезд своих организаций, чтобы попытаться объединить их в партию (Минск, 1898 г.). Ее создание было завершено на II съезде РСДРП (Лондон, 1903 г.) в ходе ожесточенных дискуссий (экономистов, “мягких” и “твердых” искровцев и др.). Съезд принял устав и программу партии, состоявшую из двух частей: программы-минимум (свержение самодержавия, установление демократической республики, улучшение положения рабочих, решение аграрного и национального вопросов и т. д.) и программы-максимум (социалистическая революция и установление диктатуры пролетариата). Сторонники Ленина - большевики одержали верх по большинству дискуссионных вопросов. Из народнических кружков в 1902 г. возникла партия социалистов-революционеров (эсеров), защищавших интересы трудового народа - крестьянства, пролетариата, учащейся молодежи и т. д. Их программа предусматривала организацию общества на общинно-социалистических началах, “социализацию” земли. Способы достижения целей - революция и революционная диктатура, тактика - индивидуальный террор. Лидеры - В. М. Чернов и др. В годы революции, после выхода Манифеста 17 октября, оформились либеральные партии. В октябре 1905 г. была создана конституционно-демократическая партия (кадеты), или партия “народной свободы”. Ее программа, исходившая из идей западноевропейского либерализма, включала в себя положения о введении в стране конституции, гарантирующей основные демократические права и свободы, придании парламенту (Государственной думе) законодательных функций, передаче общинных земель крестьянам в собственность и т. п. Добиться выполнения своей программы кадеты предполагали путем мирной, парламентской борьбы. Лидеры - П. Н. Милюков, П. Б. Струве, Г. Е. Львов, В. И. Вернадский и др. В 1906 г. была организована партия октябристов (“Союз 17 октября”), в которую вошли представители промышленной и финансовой буржуазии и помещиков. Ее программа была направлена на установление в стране сильной власти, пользующейся поддержкой народа: сохранение “единой и неделимой России”, принятие демократической конституции и т.п. Основой экономики октябристы считали частную собственность. Способ действий - диалог с властью в надежде на передачу части функций по управлению государством в их руки. Лидеры - А. И. Гучков, Д. Н. Шипов, М. В. Родзянко и др. Монархические, “черносотенные” партии возникли в 1905 г. Крупнейшие из них - “Союз русского народа” (А. И. Дубровин) и “Русский народный союз имени Михаила Архангела” (В. М. Пуришкевич). Идейная основа - теория официальной народности (“православие, самодержавие и народность”): сохранение самодержавной формы правления, защита интересов великороссов и т. д. В борьбе за претворение в жизнь своей программы черносотенцы не только использовали думскую трибуну, но и прибегали к насильственным методам (еврейские погромы и т. п.). Таким образом, в России сложилась многопартийная система, действовали разные политические силы.

    Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века

    В конце XIX в. основную роль в либеральной оппозиции по-прежнему играли земства. Своей главной задачей либералы считали введение конституции в России. На этой платформе в 1904 ᴦ. возникает организация ʼʼСоюз Освобождения ʼʼ, объединившая либеральных земцев и интеллигенцию. Выступая за конституцию, ʼʼСоюзʼʼ выдвигал и другие требования: отчуждение части помещичьих земель за выкуп, ликвидация отрезков и т.п.

    Тяжелый кризис переживает в эти годы народничество. В нем значительно усиливается либеральное крыло, представители которого (Н.К. Михайловский, С.Н. Кривенко и др.) надеялись воплотить народнические идеалы в жизнь мирным путем. В среде либерального народничества возникла ʼʼтеория малых дел ʼʼ, ставившая перед интеллигенцией задачу постепенного улучшения положения крестьян. В отличие от либералов либеральные народники преследовали в основном социально-экономические цели.

    В 1902 ᴦ. на базе либерального народничества возникает Партия социалистов-революционеров (эсеров ) под руководством В.М. Чернова. Наиболее важной частью программы эсеров была социализация земли, ᴛ.ᴇ. уничтожение частной собственности на землю и передача ее общинам. Эсеры вели активную пропаганду среди рабочих и крестьян. При этом эсеры не были мирными пропагандистами. В недрах партии существовала законспирированная террористическая ʼʼБоевая организация ʼʼ, возглавляемая сначала Г. Гершуни и Е. Азефом (оказался провокатором и был казнен эсерами), а затем Б. Савинковым (российский ʼʼтеррорист номер одинʼʼ). В 1902-1904 гᴦ. террористы убили министров внутренних дел Сипягина и Плеве, Московского генерал-гу6ернатора великого князя Сергея Александровича.

    В конце XIX в. в России всœе большее распространение получает марксизм. В 1895 ᴦ. в Петербурге возникает ʼʼСоюз борьбы за освобождение рабочего класса ʼʼ во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В 1898 ᴦ. в Минске состоялся I (учредительный) съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии), однако принять программу и устав партии тогда не удалось. Только в 1903 ᴦ., на II съезде в Брюсселœе и Лондоне, были приняты программа и устав РСДРП. Программа, включала в себя две части: программы минимум и максимум. Программа-минимум определяла ближайшие задачи партии: свержение самодержавия и установление демократической республики; введение 8-часового рабочего дня; возвращение крестьянам отрезков и отмену выкупных платежей и была рассчитана на двадцатилетний срок. Программа-максимум была нацелœена на установление диктатуры пролетариата и построение коммунизма. Срок реализации этой части программы партии определœен не был.

    На съезде было принято решение об издании партийного печатного органа – газеты ʼʼИскра ʼʼ.

    В процессе обсуждения проектов программы и устава среди депутатов съезда произошел раскол на радикально настроенное большинство во главе с Лениным (большевики ) и более либеральное меньшинство во главе с Ю.О. Мартовым (меньшевики ).

    В начале XX в. возникло черносотенное движение. Оно состояло из множества организаций. Самой крупной из них был ʼʼСоюз русского народа ʼʼ, которым руководил В.М. Пуришкевич. Движение носило ярко выраженный националистический и шовинистический характер.
    Размещено на реф.рф
    Группы боевиков организовывали погромы нерусского и неправославного населœения, нападали на рабочие и студенческие демонстрации. Черносотенцев открыто поддерживали император (Николай II был почетным членом ʼʼСоюзаʼʼ) и русская православная церковь (РПЦ).

    Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общественное движение в конце XIX - начале ХХ века" 2017, 2018.

  • - Портрет XIX века

    Развитие портрета в XIX веке предопределила Великая Французская революция, которая способствовала решению новых задач в этом жанре. В искусстве довлеющим становится новый стиль - классицизм, и поэтому портрет теряет пышность и слащавость работ XVIII века и становится более... .


  • - Кёльнский собор в XIX в.

    В течение нескольких веков собор продолжал стоять в незавершённом виде. Когда в 1790 году Георг Форстер прославлял устремлённые ввысь стройные колонны хора, который уже в годы его создания рассматривали как чудо искусства, кёльнский собор стоял незаконченным каркасом,... .


  • - Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

    Вариант №1 Инструкция для студентов КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ Оценка «5»: 53-54 балла Оценка «4»: 49-52 баллов Оценка «3»: 45-48 баллов Оценка «2»: 1-44 баллов На выполнение работы необходимо 1 час 50 мин. – 2 часа.Уважаемый студент! Вашему вниманию... .


  • - XIX век

    Социалистический реализм Неопластицизм Пуризм Кубофутуризм Арт... .


  • - Консерватизм в России XIX столетия

  • - Физиологическая проза в русской журналистике XIX в.

    Физиологический очерк - жанр, основной целью которого является наглядное представление определённого социального класса, его жизни, среды обитания, устоев и ценностей. Жанр физиологического очерка зародился в 30-40годах XIX века в Англии и Франции, а позднее появился и в... .


  • - Чепец с вырезом на макушке оленных чукчей (рубеж XIX - XX вв.).

    Одеяние Одежда для боя.На наличие специальных типов боевой одежды источники прямо не указывают. Вероятно, у чукчей еще не было четкой специализации мирной и военной одежды. Вообще же, на взгляд европейцев, чукчи одевались легко для их сурового климата. Мужчина обычно...