• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Период застоя (эпоха застоя) – период в развитии Советского Союза, который характеризуется относительной стабильностью всех сфер жизни, отсутствием серьезных политических и экономических потрясений и ростом благосостояния граждан.

    Под эпохой застоя обычно понимают период между приходом к власти Л.И. Брежнева в середине 1960-х годов и началом перестройки в начале 1980-х. В среднем, условно можно обозначить годы периода застоя с 1964 по 1986.

    Понятие периода застоя

    Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС, когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

    Следует отметить, что однозначной трактовки термин не имеет, так как под застоем понимают, как положительные, так и негативные явления. С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос, появилась уверенность в завтрашнем дне. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период.

    Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. По удачному стечению обстоятельств произошел так называемый «нефтяной бум» и цены на черное золото выросли, что позволило руководству страны получать прибыль просто от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

    Таким образом, с одной стороны, в это время СССР достигло свое наивысшего рассвета, обеспечил гражданам стабильность и вышел в число мировых держав, а с другой стороны заложил не самый хороший фундамент для экономического развития страны в будущем – в период перестройки.

    Характеристика периода застоя

    Консервация политического режима. За практически двадцать лет периода застоя изменений в административно-управленческом аппарате практически не произошло. Это было следствием того, что во времена Хрущева реформы и перестановки в партии происходили слишком часто, поэтому обозначенный Брежневым курс на стабильность был воспринят буквально и с радостью. В результате не только не произошла реорганизация политической структуры страны, все должности в партии стали почти пожизненными. Это привело к тому, что средний возраст руководителей страны был 60-70 лет, за что СССР называли страной с самыми старыми руководителями. Подобная ситуация привела еще и к тому, что значительно усилился контроль партии над всеми сферами жизни, многие государственные предприятия, даже самые мелкие, полностью подчинялись решению партии. В этот же период возросла внешнеполитическая и внутриполитическая роль КГБ.

    Рост важности военной промышленности. В эпоху застоя СССР находился в состоянии холодной войны с США, поэтому было крайне важно наращивать свою военную мощь. Резко возросло число военных предприятий, стало в огромных количествах производиться оружие, в том числе ядерное и ракетное. Велись разработки новейших боевых систем и промышленность снова, как в годы войны, была направлена на военную сферу.

    Прекращение развития экономики и упадок аграрной сферы. Экономика остановилась в своем развитии практически полностью и требовала срочных реформ, однако попытки провести их не увенчались успехом. Не в самом лучшем состоянии находилось народное хозяйство – это было связано с аграрной реформой, которая вводила известные всем «поездки на картошку», когда студентов отправляли на сбор урожая. Это практически лишило работы крестьян, кроме того, процент испорченного урожая при сборе стал неуклонно расти. Многие колхозы и совхозы приносили лишь убытки, народ стал постепенно переезжать в крупные города, а в стране нарастал дефицит продовольствия, что очень сильно стало заметно уже после ухода Брежнева. Особенно сильно такая ситуация в экономике затронула регионы СССР, такие как Украина, Казахстан и другие, которые жили сельским хозяйством и добывающей промышленностью.

    Социальная жизнь. Несмотря на все негативные явления, рост благосостояния граждан продолжался. Очень многие жители городов имели возможность улучшить свои жилищные условия, многие теперь могли купить хороший автомобиль и другие качественные и дорогие вещи. Вместе с этим росло и число бедных, однако это было не так заметно благодаря низким ценам на продовольственные продукты. В целом, жизнь обычного гражданина была хорошей, обеспеченной и стабильной, что было важнее всего. Жители СССР верили в светлое будущее и были полностью уверены в завтрашнем дне, так как все двадцать лет экономика, обеспеченная нефтью, поддерживала хороший уровень жизни по сравнению с послевоенным периодом.

    Значение и итоги периода застоя

    К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем. С падением цены на нефть обнажились все застойные явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами. Началась тяжелая эпоха перестройки.

    Общественно-политическое развитие СССР до середины 1980-х годов определяли две политические концепции - развитого социализма и советского народа как новой исторической общности. Возрастающее влияние на развитие советского общества, внутреннюю и внешнюю политику страны стало оказывать и диссидентское движение.

    На рубеже 60-х - 70-х годов произошла смена программных вех: заложенную в третью программу партии концепцию развернутого строительства коммунизма заменила концепция развитого социализма. Тем самым КПСС фактически отказалась от данного на XXII съезде партии торжественного обещания, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". Главными ревизионистами прежнего генерального курса стали руководители партии -- Л.И. Брежнев, М.А. Суслов, Ю.В. Андропов. В своей политике они руководствовались принципом: "движение - все, конечная цель - ничто". Новая политическая концепция была ближе к жизни, она создавалась с учетом растущих военных расходов для достижения, а затем удержания военно-стратегического паритета с США и укрепления границ с Китаем.

    Впервые концепция была обнародована в докладе "Пятьдесят лет великих побед социализма", с которым Генеральный секретарь ЦК КПСС Брежнев выступил на совместном торжественном заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 3 ноября 1967 г. В 1971 г., на XXIV съезде КПСС, она была провозглашена высшим этапом развития марксизма-ленинизма. Последний раз к ней обратился Ю.В. Андропов, в статье, посвященной учению К. Маркса и проблемам строительства социализма в СССР, вышедшей в 1983 г. к 165-й годовщине со дня рождения основоположника марксизма. Во второй половине 80-х годов период господства данной концепции был назван М.С. Горбачевым "периодом застоя".

    Суть концепции заключалась в том, что на пути к коммунизму неизбежен этап развитого социализма, на котором он достирает своей целостности, т.е. гармоничного сочетания всех сфер и отношений - производственных, социально-политических, нравственно-правовых, материальных и идеологических. Андропов уточнил, что этот этап будет продолжительным, а СССР находится лишь в его начале. Целостность социализма предполагалось достигнуть путем его совершенствования.

    Конституция СССР 1977 г.

    К 60-й годовщине Октябрьской революции концепция была закреплена в новой Конституции СССР, которая была названа "конституцией развитого социализма". Работа над новым Основным Законом страны была начата еще при Н.С. Хрущеве, после принятия новой партийной программы. В конце 1964 г. она была прервана и возобновилась лишь в 1976 г. по решению XXV съезда КПСС. Проект Конституции был разработан к маю 1977 г. под руководством председателя Конституционной комиссии Л.И. Брежнева и после всенародного обсуждения утвержден Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г. К тому времени Брежнев уже совмещал два поста - Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума ВС СССР. Н.В. Подгорный, глава государства с 1965 г., летом 1977 г. был отправлен на пенсию.

    В своей основе Конституция СССР 1977 г. повторяла положения Конституции СССР 1936 г., однако они были более развернутыми и учитывали изменения, произошедшие в стране за 40 лет. Прежде всего, была изъята характеристика классового характера государства и партии. СССР из государства диктатуры пролетариата превратился в общенародное государство, Советы депутатов трудящихся - в Советы народных депутатов, КПСС из партии рабочего класса - в партию всего народа.

    Первая глава Конституции впервые подробно излагала политическую систему СССР. Согласно ей, вся власть в государстве принадлежала народу. Он осуществлял государственную власть через Советы, которые составляли политическую основу СССР. Советы составляли и основу государственного аппарата, куда кроме них входили органы государственного управления, комитеты народного контроля, органы прокуратуры и арбитража.

    Статья 6 Конституции в прямой форме юридически закрепила господствующую роль коммунистической партии в политической системе. КПСС характеризовалась как руководящая, и направляющая сила советского общества, ядро Политической системы. К звеньям политической системы относились также профсоюзы, комсомол, кооперативные и другие общественные организации, которые участвовали в управлении государственными и общественными делами в соответствии со своими уставными задачами. Наконец, в качестве первичного звена политической системы Конституция провозгласила трудовые коллективы. Они же являлись первичным звеном и экономической системы СССР.

    Как и прежде, упор в Конституции делался на провозглашение социально-экономических прав граждан СССР, список которых стал шире: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых, пенсионное обеспечение, жилище.

    Конституция закрепила резко усилившиеся политические и экономические права союзного государства ("центра") за счет соответствующих прав союзных республик. Их осуществляли союзные министерства и ведомства, количество которых превысило 150, в то время как в 1924 г. их было 10, в 1936 г. - 20.

    Конституция запрещала частную собственность на средства производства и эксплуатацию человека человеком. В социальной сфере определяющим стал курс на достижение социальной однородности общества.

    Важнейшими задачами союзного государства Конституция провозгласила укрепление "новой социальной и интернациональной общности" - советского народа - и единого народнохозяйственного комплекса как материальной базы этой общности.

    В течение пяти лет после принятия Конституции были разработаны и введены в действие все законы, которые прямо упоминались в ее тексте. В 1978 г. в соответствие с новой союзной Конституцией были приведены конституции пятнадцати союзных республик, в т.ч. РСФСР. Все они приняли новые основные законы.

    Новая Конституция СССР не преодолела недостатков Конституции 1936 г. Они были присущи прежде всего политической системе. Это, во-первых, отсутствие гласности в деятельности как системы в целом, так и отдельных звеньев в частности; во-вторых, смешение функций партии и Советов, подмена Советов партией; в-третьих, подмена партийных организаций партийными комитетами; в-четвертых, подмена выборных органов аппаратом; в-пятых, бюрократизация аппарата (государственного, партийного, общественных и творческих организаций). Все это способствовало отчуждению народа от власти, подрыву авторитета государства и партии, несмотря на численный рост последней. К 1985 г. в составе КПСС насчитывалось 18 млн. коммунистов. Примерно столько же составлял и управленческий аппарат.

    В ноябре 1982 г. после смерти Л.И. Брежнева Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов. В 1983 г. он также был избран Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Новый советский лидер предостерег "от возможных преувеличений в понимании степени приближения страны к высшей фазе коммунизма", признал наличие противоречий развитого социализма и заявил, что "мы не знаем общества, в котором живем".

    В феврале 1984 г, умер Андропов, и на высшие посты в партии и государстве пришел кадровый партаппаратчик К.У. Черненко. Он поставил вопрос о новой редакции программы КПСС, в которой предполагалось дать анализ "стадии развития общества", степень решения национального вопроса. Под его руководством была создана программная комиссия, которую в марте 1985 г., после смерти Черненко, возглавил новый Генеральный секретарь - М.С. Горбачев.

      Нарастание кризиса советской системы (1964 – 1985 гг.)

      «Перестройка» (1985 – 1991 гг.).

    1. Октябрьский 1964 г. Пленум ЦК КПСС избрал Л.И.Брежнева Первым секретарем, Председателем Совета Министров был назначен А.Н.Косыгин. Советская общественность позитивно восприняла смену руководства.

    « Косыгинская» реформа . Решениями мартовского и сентябрьского 1965 г. Пленумов ЦК КПСС была запущена экономическая реформа, вошедшая в историю по имени ее инициатора.

    Необходимость реформы . К средине 60-х гг. состояние экономики ухудшилось: наметился спад темпов роста промышленности, еще хуже дело обстояло в сельском хозяйстве («целинный» хлеб не компенсировал нехватки продовольствия, с 1963 г. СССР приступил к импорту зерна); попытки активизировать экономику бюрократическими реорганизациями и наращиванием капиталовложений не приносили результатов.

    Цель реформы : рост эффективности экономики за счет повышения производительности труда, качества производимой продукции, снижения издержек общественного производства.

    Способ : создание механизма материального стимулирования хозяйствующих субъектов.

    Ограничители : доктринальные основы советской экономической модели: общественная собственность на средства производства, директивное планирование.

    Механизм : реформа системы управления экономикой. Повышалась производственная самостоятельность предприятий.

    В аграрном секторе : снижение планов обязательных поставок продукции государству, повышение цен на сверхплановые закупки, свертывание части ограничений на личное подворье;

    В промышленности : сокращение директивных показателей, хозрасчет - самоокупаемость, использование части прибыли предприятия для модернизации производства, премирования работников, укрепления социальной сферы, ликвидация СНХ и восстановление перестраиваемых отраслевых министерств.

    Результаты реформы . Новые подходы легли в основание пятилетки на 1966 – 1970 гг., утвержденной XXIII съездом КПСС. По данным официальной статистики нововведения позволили лишь замедлить падение темпов экономического роста.

    Причины неудачи : - слабость материальных стимулов (в промышленности премиальный фонд составлял 3% от зарплаты);

    Бюрократическое извращение принципов реформы;

    Критерием работы предприятия оставалось выполнение плановых заданий; реальная перемена могла наступить только при переходе к рыночно - конкурентным отношениям путем свертывания административного управления, что противоречило основам советской экономической доктрины.

    Консервативный поворот . При решении дилеммы: дальнейшая демократизация или консервация, брежневское руководство избрало второе. Критика «культа» была прекращена.

    Идеология поворота . Заявленная в 1967 г. концепция «развитого социализма» сводима к следующему: социализм – самостоятельная стадия коммунистической формации; достижение полной и окончательной победы социализма не означает непосредственного перехода к решению задач коммунистического строительства. Стратегия состоит в «совершенствовании» развитого социализма, что и будет означать эволюционный переход к коммунизму. Идеологические цели: сохранить коммунистическую перспективу; нейтрализовать общественный скепсис; обосновать отказ от решительных перемен («застой»).

    В принятой в 1977г новой Конституции СССР «уточняющие» формулировки и переименования («общенародное государство» вместо «государства диктатуры пролетариат», «советы народных депутатов» вместо «депутатов трудящихся» и т.п.) не могла скрыть неизменную сущность советской системы. Статья 6 Основного Закона закрепила тоталитарную природу режима, определив КПСС как «ядро политической системы».

    Власть . Новое руководство, осуществило частичную ресталинизацию системы. Была ликвидирована уставная норма о ротации партийной номенклатуры, (со временем основу аппаратной власти составили «отраслевики», т.е., хозяйственные руководители). С избранием в 1966 г. Брежнева Генеральным Секретарем ЦК (в 1977г. он становится Председателем Президиума Верховного Совета СССР) началась реанимация вождистской модели, не реализованная в полной мере. Ужесточается идеологический режим. Руководящее звено заполняется бесцветными фигурами, связанными с Брежневым родственно-карьерными отношениями (А.П.Кириленко, К.У. Черненко, Н.К.Щелоков и др.).

    Консервация кадров повлекла рост безответственности, складывание «геронтократии» (власть престарелых). Нарастала коррупция, закладывались основы мафиозных объединений. «Монолитное» советское общество окончательно распадается на две подсистемы - «рядовых» граждан (включая низы партии) и правящую элиту, чей образ жизни копировал «западные стандарты». Завершается - с позиций марксистско-ленинских ценностей - процесс перерождения правящей элиты. Давление властей на проявления несогласия пресекались жестче, чем в период «оттепели».

    «Диссидентство». На полулегальной основе формировались – главным образом, в интеллигентской среде - группы и течения инакомыслящих (диссидентов). Постепенно кристаллизируются направления (национально – религиозные, западнически – демократические, социал-демократические). Режим стремился не допустить диссидентского влияния на настроения в обществе. Гонениям подверглись выдающиеся деятели отечественной культуры и науки: А.И Солженицын, И.А.Бродский, А.А.Сахаров, Ю.П.Любимов, А.А.Тарковский и др., тысячи «простых» граждан.

    Ю.А.Андропов. К.У.Черненко . Будучи долголетним руководителем КГБ Андропов, занявший высшие посты после смерти Брежнева в ноябре 1982 г. провел ряд акций, призванных продемонстрировать разрыв с брежневским наследием. Он искал выход на путях ужесточения «дисциплины» во всех сферах жизни общества, хотя его намерение подвергнуть переосмыслению достигнутое за годы советской власти оказалось созвучно «перестройке». Избрание смертельно больного Черненко (февраль 1984 – март 1985 гг.) Генеральным секретарем продемонстрировало недееспособность режима даже в вопросах самосохранения.

    Экономика . Состоявшийся в 1971 г. XXIY съезд КПСС, казалось, вскрыл одну из ключевых проблем советской экономики. В послеоктябрьский период экономика росла, в основном, экстенсивно (за счет роста затрат). Экстенсивный рост не позволял кардинально повысить жизненный уровень и имел ресурсный ограничитель. Съезд сформулировал долгосрочную программу перевода отечественной экономики на интенсивные рельсы: за счет роста производительности труда, качества продукции обеспечение экономического роста в темпах, опережающих рост производственных затрат.

    Действенный механизм, оптимизирующий соотношение между затратами и результатами в экономической сфере, найти не удалось, не смотря на обилие проводимых мероприятий.

    Продолжился спад темпов экономического роста: в промышленности – по завышенной официальной статистике - с 8,5% среднегодовых в 1966 – 1970 гг. до 4, 4 –в 1976 – 1980 гг (альтернативные сведения – соответственно – 4,5% и 3,0), в сельском хозяйстве с 4,3% - до 1, 4, началось ухудшение продовольственного обеспечения городов.

    Проблема качества экономического роста . Падение темпов усугублялось технико-технологическим отставанием советской экономики. В эпоху научно – технической революции, знаменовавшей начало глобального перехода от индустриальной цивилизации (основанной на фабрично - заводском производстве) к постиндустриальной, в которой основным производственным ресурсом становится наука, информационные технологии, советское руководство оставалось в русле «индустриального» мышления, ориентированного на рост объемных показателей промышленности. В начале 80-х годов страна столкнулась с угрозой стадиального отставания от наиболее продвинутых стран Запада.

    Социальная сфера . Низкая эффективность производства предопределила стагнацию жизненного уровня. В стране консервировалась архаичная «индустриальная» социальная структура. В 1970г. рабочие составляли 57,4% населения, служащие – 12,1, колхозники -20,5%, в 1987 – соответственно – 61,8, 16,2, 12,0. Объемный экономический рост не сопровождался соответствующим ростом жизненного уровня. В 70-е гг. началось падение средней продолжительности жизни.

    Духовная сфера . Наметился процесс снижения качества знаний, что было связано со слабостью материальной базы, падением престижа интеллектуального труда. Проявлением научно – технического отставания стала утрата лидирующих позиций в освоении космоса.

    Сфера гуманитарного знания оставалась под жестким идеологическим контролем.

    Однако, выдающиеся достижения в области художественной культуры, связанные с творчеством В.П. Аксенова, В.Максимова, Ю.Д.Синявского, Ю.П.Любимова, А.В.Эфроса, Г.А.Товстоногова, А.А.Тарковского, А.Г.Германа, поиски мастеров современного изобразительного искусства, «авторской песни» (Б.Окуджава, В.Высоцкий) находили путь к публике.

    Внешняя политика . Советские внешнеполитические ориентиры

    определялись процессами частичной ресталинизации внутри страны и складывающейся международной обстановкой. Сочетание принципа «мирного сосуществования» и расчета на «дальнейшее изменение соотношения сил в пользу социализма» предопределили повороты внешне политики СССР в период «застоя».

    Были достигнуты крупные результаты в нормализации отношений с Западом («разрядка международной напряженности»). В начале 70-х гг. фиксируется нерушимость границ в Европе, заключаются соглашения, сдерживающие гонку вооружений; 1 января 1975 г. состоялось подписание Заключительного Акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    На фоне нарастающего кризиса общественно – политических систем, навязанных «социалистическому лагерю» («бархатная революция» 1968 г. в Чехословакии, подавленная советскими войсками, протестное движение в Польше под руководством профсоюза «Солидарность»), советское руководство стремилось ограничить суверенитет «братских стран», что усугубило кризис мирового социализма (отчуждение во взаимоотношениях с Китаем, Северной Кореей, Албанией, Югославией, Румынией). В 1979 г. – под предлогом оказания «интернациональной помощи» - СССР осуществил вторжение в Афганистан, что серьезно обострило международную обстановку. США, пользуясь ситуацией, попытались втянуть СССР в новый тур гонки вооружений.

    Итоги «застоя». Специфику периода определила частичная ресталинизация – без террора и фигуры харизматического вождя. Поскольку «брежневский» режим не смог добиться позитивных результатов ни в одной сфере общественного развития, обоснован вывод, что кризис системы начался с критики с «культа». Сталинизм являлся наиболее органичной формой советского тоталитаризма.

    Окт. 1964 – освобождение Н.С. Хрущева с руководящих должностей, избрание Л.И. Брежнева Первым секретарем ЦК КПСС и А.Н. Косыгина Председателем Совета Министров.

    1964-1975 – поддержка СССР борьбы Вьетнама против агрессии США.

    1965 – реформы управления сельским хозяйством и промышленностью.

    1968 – ввод войск стран Варшавского Договора в Чехословакию.

    1970 – договор СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе.

    1972-1973 – советско-американские договоры об ограничении ядерных вооружении и систем противоракетной обороны.

    1975 – подписание в Хельсинки Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    1977 – принятие новой Конституции СССР.

    1979 – ввод советских войск в Афганистан.

    1982-1984 – Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю.В.Андропов.

    1984-1985 - Генеральный секретарь ЦК КПСС К.У. Черненко.

    1. А.Н. Косыгин занимал пост:

    1) председателя Президиума ВС СССР

    2) Генерального секретаря ЦК КПСС

    3) Генерального прокурора СССР

    4) министра иностранных дел

    5) председателя Совета Министров СССР

    2. Конституция СССР периода "развитого социализма" была принята в:

    3. Ввод советских войск в Афганистан состоялся в:

    4. Подписание первых крупномасштабных советско-американских документов по контролю над стратегическими вооружениями относится к:

    5. Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе был принят в:

    2. Мартовский 1985 г. Пленум ЦК КПСС избрал Генеральным секретарем М.С.Горбачева.

    Необходимость «перестройки» . При внешней несокрушимости СССР оказался в ситуации системного кризиса.

    В экономике были исчерпаны экстенсивные факторы роста; попытки запустить механизмы интенсивного развития гасились планово - административной системой. В социальной сфере консервировался низкий уровень жизни. В духовной сфере падала эффективность научно-образовательного комплекса, нарастала общественная апатия, коррупция деформировала моральные устои общества. Привилегированный номенклатурный слой оказывался все менее состоятелен в решении общественных проблем. Не совпадение постулатов «научного коммунизма» с реалиями глобального развития вызвало обвальное падение влияния марксистко-ленинской идеологии. Страна втягивалась в серьезный геополитический кризис, проиграв «соревнование» с капитализмом.

    В тоже время, СССР располагал ресурсом обновления: значительным интеллектуальным и материальным потенциалом.

    Периодизация «перестройки». «Перестройка» не имела четкой стратегии, (выработка законченного плана преобразований в недрах советской системы выглядит утопично). Линия нового руководства строилась под воздействием ряда факторов: борьба за лидерство, реакция общества, международное обстановка. Изначальная проблема «перестройщиков» (Е.К.Лигачев, Н.И.Рыжков, А.Н.Яковлев, Э.А.Шеварднадзе), группировавшихся вокруг Генсека, состояла в том, что номенклатура исполняла начинания постольку, поскольку инициативы не затрагивали ее положения. Ресурсом для проведения реформ сверху могло стать общественное движение. Однако долгие годы тоталитаризма не содействовали формированию в обществе навыков конструктивной политической самодеятельности. Переплетение этих обстоятельств предопределило непоследовательность действий «архитекторов перестройки».

    1985 – 1987 гг. – этап «ускорения», 1988- 1989 гг. – собственно «перестройка», 1990 – 1991гг. – ее кризис, завершившийся распадом СССР и ликвидацией советской системы.

    «Ускорение». Первые инициативы нового лидера, с одобрением воспринятые в обществе, находились в русле андроповских подходов: «ускорение социально-экономического развития» путем перераспределения народно - хозяйственных приоритетов и включения «моральных факторов» (повышение дисциплины, ответственности) - по формуле «больше социализма», под чем понималось возвращение к идеализируемым «ленинским истокам». Была провозглашена «гласность», породившая невиданную самостоятельность СМИ.

    Первые позитивные результаты (выросла производительность труда, увеличились капиталовложения в социальную сфере, повышалась популярность нового лидера), предопределили атмосферу на XXYI съезде КПСС (1986г.), принявшем новую редакцию Программы партии, из которой был убраны формулировки о непосредственном коммунистическом строительстве, но сохранялась линия на «совершенствование социализма».

    В «переходный» 1987г. принимается концепция хозяйственной реформы с целью перехода от административного управления к экономическому (посредством допущения ограниченных рыночных механизмов регулирования государственного и кооперативного секторов). Январский 1987 г. Пленум ЦК КПСС поставил задачу «демократизации» как способ преодоления консервативного торможения реформ.

    «Перестройка». XIX Всесоюзная конференция КПСС (1988г.) провозгласила курс на глубокую перестройку политической системы, процесс обновления стал выходить за предполагаемые рамки. Ставилась задача перехода к правовому «социалистическому государству», включая элементы разделения властей в рамках советской системы при сохранении ключевой роли КПСС. Начинается перестройка структуры Советов (на союзном и российском уровнях воссоздаются съезды народных депутатов, формирующие Верховные Советы) и системы выборов. Весной 1989 г. на частично альтернативной основе избираются народные депутаты.

    Новая конструкция Советов обесценила пост Председателя Верховного Совета СССР (с октября 1988г. – М.С. Горбачев). В марте 1990г. III Съезд народных депутатов избирает Горбачева Президентом СССР.

    Кризис «перестройки». Перемены в конструкции власти, явились результатом нарастания кризисных процессов в обществе.

    Экономика. С конца 1989г. определилось абсолютное падение промышленного производства. Дефицит бюджета достиг почти 10% национального дохода. Резко упало производство продовольствия, власти прибегли к частичному карточному распределению. В начале 1990 г. насчитывалось 6 млн. безработных.

    Причины - просчеты в экономической стратегии (увеличение расходных статей бюджета; прямолинейная «конверсия», парализующая производство в военно-промышленном комплексе и др.);

    - «парад суверенитетов» союзных республик, вводивших приоритет собственных законов, разрушал союзную экономическую систему;

    Переходное (трансгенное) состояние экономической модели, ослабление административных рычагов управления при отсутствии рыночных, активизация теневой экономика, в том числе, за счет присвоения государственно-кооперативной собственности представителями партийно-хозяйственной номенклатуры и мафиозными структурами.

    Летом 1990 г. Верховным Советом СССР принимается постановление «О переходе к регулируемой рыночной экономике», допускающей плюрализм собственности на средства производства, что означало отказ от прежде неприкосновенных основ советского строя.

    Общественно - политические процессы . Задача демократического реформирования советской политической системы ставила вопрос о месте КПСС. Партия утрачивала роль двигателя «перестройки», что выражалось в усиливающемся сопротивлении новациям со стороны номенклатуры и в нарастающем влиянии новых политических сил.

    Начиная с 1988г. – перелом произошел в 1989г.– формируется многопартийность, претендующая на представительство широкого спектра общественных умонастроений: радикально - либеральные (Демократический союз), умеренные (Демократическая партия), лево – социалистические (социал – демократы, анархисты), право-радикальные, монархические («Память», Русская национал – демократическая партия).

    Особенности складывающейся многопартийности:

    Многочисленность мелких организаций;

    Неразработанность платформы межпартийного взаимодействия;

    Отсутствие реалистических программ некоммунистического переустройства общества.

    Кризис КПСС . Многомиллионная КПСС в условиях кризиса ее монопольного положения не была в состоянии сохранить идейно - организационное единство. В период, предшествующий созыву XXYIII съезда (июль 1990г.), высказавшегося в пользу развития рыночных отношений, партия раскалывается на ряд течений, среди которых доминирующую роль играли: консервативное, ориентированное на руководство новосозданной КП РСФСР, отстаивающее «социалистические ценности», и реформистское (ориентировавшееся на Горбачева), сумевшее провести на съезде решения социал - демократической направленности.

    Власть. Избрание в мае 1990г. Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Ельцина проявило общественные предпочтения.

    В июне новое руководство Российской Федерации принимает декларацию о суверенитете, предусматривающую приоритет республиканского законодательства над союзным, инициировав «парад» республиканских суверенитетов. Линия на противостояние союзным структурам, усилившаяся после убедительной победы Ельцина в ходе выборов Президента РСФСР, означала, что исторической России, преобразованной после Октябрьской революции в СССР, бросает вызов ее великорусское ядро, получившее государственный статус (субъект федерации) лишь в советское время.

    Духовная сфера . «Гласность» поставила под вопрос идеологическую монополию КПСС.

    Ликвидируются цензурные ограничения, происходит становление политических свобод. Особый резонанс вызывало «возвращение имен» выдающихся представителей отечественной культура разных поколений, долгие годы находившихся под запретом: русских религиозных философов, литераторов – эмигрантов. Сильнейшее воздействие на общественное мнение оказали публикация «Архипелага ГУЛАГ» А.Солженицина. общественная деятельность А.Сахарова.

    В становлении новых умонастроений возрастающую роль играли религиозные организации, в особенности, Русская Православная Церковь, развертывающие деятельность на основании закона «О свободе совести», покончившего с политикой государственного атеизма.

    Внешняя политика . Внешнеполитический курс «перестройки» был оформлен в концепции «нового политического мышления», заменяющей принцип мирного сосуществования стран социализма и капитализма пониманием целостности мировой цивилизации. Удалось достичь зримых результатов в развитии отношений со странами Запада, минимизировать разрастание региональных конфликтов.

    Линия Запада в отношении СССР основывалась на неизменном стремлении к ликвидации советского строя и на незаинтересованности в неконтролируемом распаде советской системы, учитывая ядерный статус страны.

    Во второй половине 80-х гг. СССР и США удалось достичь соглашений об уничтожении части ядерных вооружений и развитии экономических и гуманитарных отношений. Решение о выводе советских войск из Афганистана в течение 1988 - 1989гг, активное участие советской дипломатии в урегулировании конфликтов в Азии, Центральной Америке, Африке, нормализация отношений с Китаем содействовали укреплению международной безопасности.

    Противоречивые последствия имел стремительный развал «социалистического лагеря» в странах Восточной Европы (1989 – 1990гг.) Условия отказа советского руководства от претензий на гегемонию в бывших «братских странах» свидетельствовали о стремлении за счет односторонних уступок достичь поддержки во внутренних делах – что было использовано консервативными кругами для обвинения Горбачева и его окружения в предательстве.

    «Путч». Референдум весной 1991г. показал, что три четверти принявших участие в голосовании высказались за сохранение «обновленного» Советского Союза как «федерации суверенных республик».

    Весной 1991г. было достигнуто согласие руководства 9 республик на подписание (предположительно 20 августа) Договора о создании Союза Суверенных Государств как «демократической федерации». Консервативные силы решились на противоправные действия, изолировав 18 августа Горбачева на даче в Крыму (многие обстоятельства этой акции остаются не выясненными). В должность президента вступил вице – президент СССР Г.И. Янаев. 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), Объявив в ряде регионов чрезвычайное положение, ГКЧП поставил официальной целью соблюдение норм действующей Конституции СССР, что меняло всю конфигурацию отношений с союзными республиками и ставило под вопрос существование многих новообразованных структур власти, и ввел в столицу войска.

    Руководство России во главе с Ельциным сумело мобилизовать политически активную часть москвичей на защиту «Белого Дома» (резиденция Верховного Совета РСФСР), заговорщики не решились прибегнуть к силовым методам, утратили инициативу и 22 августа были арестованы.

    Причины поражения ГКЧП . События в последующие годы показывают, что ГКЧП мог рассчитывать на поддержку широких слоев общества. Поражение «путча» может быть объяснено личной нерешительностью членов ГКЧП, неверием в общественную поддержку, перевесом либеральных радикалов среди политизированной части общества, особенно, в столице.

    Фундаментальная причина скоротечности «путча» коренилась в недееспособности советских структур. Политическая реформа наделила советы депутатов элементами представительности, что сразу же выявило их неспособность исполнять распорядительно - управленческие функции, Ликвидация весной 1990г. ст. 6 Конституции, закрепляющей руководящую роль КПСС, разрушила механизм, обеспечивающий системное единство советов в масштабах государства.

    Распад СССР . Ликвидация советского строя . Провал «путча» означал фактическую ликвидацию советской власти. 8 декабря 1991г. в Минске лидеры республик–учредительниц СССР (Белоруссии, России и Украины) подписали документы, прекращающие действие Союзного договора 1922г. и учреждающие Содружество Независимых Государств (СНГ); позже к содружеству присоединились 8 бывших союзных республик (без Грузии и стран Прибалтики). Президент СССР 25 декабря 1991 г. ушел в символическую отставку с поста главы несуществующего государства. Советский период отечественной истории завершился.

    Историческое место СССР . Советский Союз был историческим продолжением Российской империи, сумевшим сохранить статус великой державы.

    Советский тоталитаризм возник на основе сочетания коммунистической доктрины с традиционным российским этатизмом. Мобилизационные возможности советской системы позволили стране решить проблемы строительства индустриальной базы, систем образования и науки, выиграть тяжелейшую войну, достичь ядерного паритета в глобальном противостоянии с Соединенными Штатами.

    Эти результаты были достигнуты ценой предельного напряжения всех сил общества, миллионов человеческих жизней, что, с одной стороны, объясняется чрезвычайностью исторических условий, с другой - условий органическими чертами тоталитаризма. Советская модель устройства общества оказалась не в состоянии обеспечить высокие жизненные стандарты и приспособиться к требованиям перехода в постиндустриальное общество. Угроза утраты геополитического статуса, разочарование общества в коммунистической идее, восприятие правящей элитой буржуазных ценностей предопределили завершение «октябрьского эксперимента».

    Распад СССР показал, что в рамках советского строя оказалось невозможным перейти к устройству органической системы. С падением тоталитарных скреп рухнула и федерация советского типа.

    Постсоветский период (1991г. – начало XXI в.).

    Распад СССР и ликвидация советского строя поставили проблему национально - государственной идентичности: является Российская Федерация (изменение официального названия государства было осуществлено 21 апреля 1992г.) продолжением исторической Руси – России как великой державы имперского типа, или она обречена на превращение в региональную державу с ограниченной ролью. Руководству Российской Федерации предстояло решить комплекс внешне - и внутриполитических проблем, сверхзадачей которых было сохранение мирового статуса России.

    Внешняя политика . Достижением постсоветской дипломатии явилось сохранение за Россией статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, что, наряду с принятием РФ правопреемства по международным обязательствам СССР, обеспечило российскую юрисдикцию в отношении оружия массового поражения на территории бывшего Союза и формальное сохранение статуса великой державы.

    СНГ. Набравшие инерцию центробежные тенденции крайне затруднили реализацию потенциала сотрудничества.

    В хозяйственной сфере усилия по созданию «единого экономического пространства» не увенчались результатами. Больших успехов удалось достичь в военно-политической сфере: были погашены конфликты в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Молдавии. Трудности России на этом важнейшем участке ее внешнеполитических интересов усугубляло нарастающее влияние стран НАТО, прежде всего, США, которые стремятся заполнить «постсоветский вакуум».

    Бывший «социалистический лагерь». Россия бала вынуждена смириться с утратой влияния в странах Восточной и Центральной Европы.

    Отношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки. В 90-е гг. были налажены контакты с Китаем, Японией, Индией и др. В 1998г Россия вступает в организацию стран Тихоокеанского региона, что существенно укрепило ее присутствие в этой динамично развивающейся зоне мира.

    Отношения с Западом . Начиная с 1992 г. - принимается декларация о «прекращении холодной войны», осуществляются мероприятия по взаимному сокращению запасов оружия массового поражения, налаживается сотрудничество с военными структурами НАТО. Россия вступает (по политическим вопросам) в «семерку», преобразованную в «восьмерку – «клуб» ведущих держав мира.

    Достижения в разрядке международной напряженности происходили на фоне падения международного веса России.

    С одной стороны, это следствие ослабления военно-экономического потенциала страны (к концу 90-х гг. НАТО превосходило Россию по военным расходам в 20 раз, по ВВП - в 50). С другой - односторонних подходов российской дипломатии (министр иностранных дел А.В.Козырев), исходившей из того, что ликвидация советского режима интегрирует Россию с Западом. Однако партнеры, с удовлетворением воспринявшие падение советского режима, не были склонны признать Россию страной с либеральной политко - экономической системой. Уступчивость России воспринималась как признак отказа от самостоятельной политики. Не оправдал себя расчет на экономическую поддержку, породив проблему экономической зависимости. Односторонняя «нормализация» не могла не породить кризиса, который определился в 1999г. - в связи с событиями на Балканах. Натовские бомбардировки Югославии, обвиненной в геноциде в отношении мусульманского меньшинства, вызвали негативную реакцию российской общественности.

    Внутриполитическиое развитие. Экономика. В 1992 г. правительство во главе с Е.Т. Гайдаром, в условиях острейшего экономического кризиса осуществило радикальную реформу («шоковая терапия»): переход на свободные (рыночные) цены и тарифы и приватизация (разгосударствление) собственности. Тактическая цель реформы, устранение угрозы экономического паралича, была достигнута: дефицит на потребительском рынке был устранен; ваучерная (ваучер - удостоверение на право владения долей государственной собственности) приватизация 47 тыс. (из 240тыс.) предприятий принесла в бюджет 150 млрд. рублей. Однако общая стабилизация экономических показателей не произошла. Цены за год выросли на 2400%, произошло резкое снижение жизненного уровня населения. В 1992 г. началось абсолютное сокращение населения России.

    Причины : - инерционное воздействие советской экономической модели;

    Развал союзного народнохозяйственного комплекса;

    Острота кризиса к концу «перестройки», препятствующая реализации «мягкого» перехода в рынок;

    Сопротивление части региональной и хозяйственной номенклатуры;

    Просчеты в программе и ходе реализации «шоковой терапии» (недооценка экономической инерционности, лазейки в законодательстве);

    Непоследовательность действий правительства (с лета 1992 в целях преодоления платежного кризиса началось увеличение денежной эмиссии, что вновь усилило инфляцию).

    « Дефолт». Правительство В.С.Черномырдина (с декабря 1992г.) отказалось от борьбы за финансовую стабилизацию, попытавшись с помощью инвестиций стимулировать экономический рост. Политическая нестабильность, инфляция, криминализация экономики, препятствовали притоку средств в реальный сектор. В условиях «сжатия» экономики (в 1990 г. ВВП России составлял 990 млрд. долл., в 1997г. - -580), огромные обязательства государства по выплатам привели летом 1998 г. (правительство возглавлял С.В.Кириенко) к «дефолту» - отказу государства от платы по долгам., сопровождающемуся волной инфляции, кризисом банковской системы, вторичному (после 1992г.) обесцениванию денежных накоплений населения. Правительства Е.М. Примакова, С.В. Степашина справились с непосредственными последствиями «дефолта», начался медленный экономический рост, далеко не удовлетворяющий потребности страны.

    Противоречивые итоги хозяйственного развития России в 90-е гг. свидетельствовали, что ультралиберальные надежды на саморегулирование экономики не оправдались

    Социальные отношения . Складывается качественно новая социальная структура общества, характеризующаяся крайней дифференциацией уровней жизни. Формируется слой частных собственников, внутри которых доминируют «олигархи» - обладатели мультимиллионных состояний, тесно связанные с властными структурами. На другом полюсе - миллионы безработных, бездомных, беженцев, профессиональных нищих. К концу 90 - х гг. богатые составили 3- 5 % населения, «средний» класс - по разным оценкам - от 7 до 15%, бедные - 25 - 40%, нищие - 40 - 60%.

    Политическое развитие . В начале 1992г. сохранялось сочетание советских органов с президентской структурой. Проблемы могли быть решены легитимно путем выработки новой Конституции. Однако российские власти избрали конфронтационный путь, что отражало нарастающее противостояние сторонников (ориентировавшихся на Президента) и противников (представленных большинством депутатов Верховного Совета) радикально - либеральных перемен.

    21 сентября 1993 г. Президент объявил о роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов РФ и назначении новых парламентских выборов. Отказ парламентского большинства признать эти действия законными (что подтвердил Конституционный суд) и избравшего президентом вице - президента А.В. Руцкого привели к столкновениям в столице, вводу в столицу и обстрелу «Белого дома» (резиденция Верховного Совета) 4 октября, приведшему к многочисленным жертвам. Установился режим президентского единовластия, повлекший формальную ликвидацию советских структур, обязанности которых на местах передавались территориальным администрациям и выборным думам.

    В соответствии с принятой в результате референдума 12 декабря 1993г. Конституцией, Россия объявлялась демократической правой федеративной республикой, в которой гарантируются плюрализм собственности и права граждан. При доминировании структур главы государства - президента, реализовывался принцип разделения властей (исполнительная - правительство и администрации субъектов федерации; законодательная - выборные Совет Федерации и Государственная Дума, образующие Федеральное Собрание, и местные представительные органы; судебная - совокупность судебных органов).

    Президенство В.В. Путина . 31декабря 1999г. Б.Н.Ельцин подал в отставку, исполняющим обязанности президента стал глава правительства (с лета 1999г.) В.В.Путин. По результатам первого тура выборов, состоявшихся в марте 2000г., Путин был избран Президентом РФ.

    Курс нового главы государства, получивший одобрение в обществе, предусматривал продолжение демократических реформ в условиях стабилизации общественно - политической жизни страны и укрепления ее международных позиций.

    В 2000-2004гг в области внутренней политики были предприняты шаги по восстановлению субъектности (властно - регулирующей роли в интересах общества) государственных органов, подорванной в предшествующий период:

    Проведены мероприятия по устранению клановых влияний на государственную политику;

    Учреждено промежуточное звено регионального управления - семь федеральных округов во главе с полномочными представителями президента;

    Путем приведения местного законодательства в соответствие с Конституцией и федеральными законами укреплено единое правовое пространство;

    В целях укрепления «вертикали» исполнительной власти пересмотрен порядок формирования верхней палаты парламента: вместо губернаторов членами Совета федерации стали представители региональных администраций и законодательных собраний;

    Стимулирован процесс укрупнения политических объединений (по итогам выборов в Государственную Думу 2003 г. в нижней палате сформированы четыре фракции: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Родина);

    Продолжено реформирование экономики, направленное на совершенствование механизмов рыночного стимулирование производства;

    Увеличены оборонные расходы и осуществлены шаги по реформированию вооруженных сил;

    Предприняты решительные меры по пресечению вооруженного сепаратизма на Северном Кавказе (1994 - 1996 гг. федеральные силы предприняли неудавшуюся попытку сломить чеченский сепаратизм, фактически выведший республику, превращающуюся в один из центров международного терроризма, из состава России; в 1999 - 2000 г. в результате антитеррористической операции федеральный контроль был восстановлен).

    В области внешней политики - в условиях роста международной напряженности, вызванной, прежде всего, угрозой глобального терроризма, главное внимание уделялось отстаиванию национальных интересов страны, налаживанию международного сотрудничества.

    Выступая сторонником консолидации общественно - политических сил, Путин заручился внушительной поддержкой в обществе, что подтвердили выборы в марте 2004 г., закончившиеся убедительной победой действующего президента.

    В настоящее время Россия сталкивается с комплексом сложных внутри - и внешнеполитических проблем.

    На международной арене : активизация терроризма, угроза «расползания» ядерного оружия, рост экономической конкуренции. Внутри страны : сохраняющийся узел напряженности на Северном Кавказе; бедность - база социальной напряженности; проблемы качества роста экономики, сохраняющей сырьевую направленность; не завершенность политико-правового реформирования.

    Приоритеты второго срока президентских полномочий В.В.Путина:

    Рост качества жизни (жилье, здравоохранение, образование, пенсии);

    Переход к высокотехнологичной экономике (инновационные механизмы, развитие рыночной инфраструктуры, налоговая и земельная реформы);

    Повышение эффективности государства (совершенствование федеративных отношений, судебной системы, государственной службы);

    Укрепление национальной безопасности (продолжение модернизации вооруженных сил, парирование внешних угроз, обеспечение устойчивого мира в Чеченской республике).

    На протяжении своей истории Россия осуществляла модернизационные преобразования по инициативе государства под давлением внешних обстоятельств. Успех современных преобразований зависит от того, в какой мере России удастся преодолеть традиции «закрытого общества», и, сохраняя идентичность, стать «открытой системой», способной к постоянному внутреннему обновлению.

    2 марта 2008 г. Президентом РФ избран Д.А.Медведев, провозгласивший курс на преемственность развития и обновление в соответствии с современными вызовами всех сфер жизнедеятельности российского общества

    Ответы на тестовые задания

    После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

    Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой », т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

    «Застой» в экономической сфере

    В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

    Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

    Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

    С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

    Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

    Причины общей неудачи реформ:

    1. Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.
    2. Продолжающееся падение производительности труда.
    3. Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

    Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

    По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

    Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

    «Застой» в политической сфере

    В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком » для партийно-государственной номенклатуры (привилегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм ». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

    Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества », как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

    7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма »). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

    Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

    Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

    Причины возникновения диссидентского движения в СССР:

    1. Общий кризис коммунистической идеологии. Советский народ начинает терять веру в возможность построения коммунизма.
    2. Подавление Советской армией демократических движений в странах Восточной Европы. Особенно большое впечатление на правозащитников произвели события в Венгрии и Чехословакии (1968 г.).
    3. Позднее росту правозащитного движения способствует подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). По этому международному соглашению СССР обязался соблюдать права человека на собственной территории, однако грубо его нарушал. Создается правозащитная «Хельсинская группа».

    Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

    После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

    В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

    «Застой» в духовной сфере

    Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

    С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка »). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

    «Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

    Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

    Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

    Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция ». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

    Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

    Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг

    Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

    Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

    Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности . Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1 , который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2 , были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО 1972 г.).

    В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

    Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

    В 1983 г. был нанесен еще один удар по переговорному процессу – советский истребитель сбил южнокорейский лайнер Боинг-747, по неизвестным причинам нарушивший границу воздушного пространства СССР. После этого президент США Рейган назвал Советский Союз «империей зла».

    СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

    Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

    В отношениях с европейскими странами соцлагеря основной задачей СССР было устранить угрозу распада лагеря в теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. На этом направлении своей внешней политики СССР руководствовался «Доктриной Брежнева » - доктриной ограниченного суверенитета для социалистических государств, фактически зависимых от Советского Союза.

    Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна ». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

    Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

    Глава XI. Эпоха «развитого социализма» или «годы застоя» (1965 - 1985)?

    Глава XII. Революция Горбачева

    Менее семи лет прошло от избрания М.Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС до сложения им с себя обязанностей президента СССР в связи с формально-правовым прекращением существования этого государства, произошедшим вопреки его воле. За этот краткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены потрясли самую большую страну мира, не только сверху до низу перетряхнув всю совокупность утвердившихся после октября 1917 г, государственных и экономических структур, но и коренным образом изменив европейский и даже всемирный порядок, поддерживавшийся с конца второй мировой войны и изуродованный непримиримым антагонизмом капиталистического Запада и социалистического Востока.

    Говоря об ограниченности и провалах хрущевского проекта, об отторжении системой предпринимавшихся с середины 60-х гг. попыток провести экономическую реформу, иностранные обозреватели изначально были весьма скептически настроены в отношении реформаторских намерений Горбачева. Сомнения вызывала сама возможность проведения каких бы то ни было серьезных изменений в системе, которая почти единодушно воспринималась как окостеневшая, полностью исчерпавшая свой потенциал и обреченная в лучшем случае на длительную стагнацию.

    Такая оценка была естественным следствием глубоко антиисторического подхода к феномену «советского государства», характерного для сторонников «тоталитарной школы». По их мнению, главными чертами такого государства являются политические структуры, лишенные социальной основы, неподвижные, склонные к применению террора; покорное и лишенное внутренних социальных связей общество; господство вездесущей и сплоченной бюрократии; плановая и сверхцентрализованная экономика; всепроникающий идеологический контроль в условиях монополии государства на средства массовой информации и венчающее все «государство, господствующее над всеми другими сферами жизни и даже над самой историей» (М.Левин).

    Изменения, если допустить возможность таковых, в этом обществе могли бы носить лишь самый поверхностный характер; предположение же, что такое государство способно выступить инициатором серьезных реформ, казалось немыслимым. Длительный период политической косности и консерватизма, в условиях которых Советский Союз прожил 20 лет (1965 - 1985 гг.), казалось, подтверждал правоту этой точки зрения. С одной стороны, «олигархия стариков», отождествлявших собственное реакционное правление со «смыслом истории», уверенный в себе аппарат, освященный и вдохновляемый «научным марксизмом», олицетворяющим «знание»; с другой - горстка диссидентов, безрассудных оппозиционеров, осуждаемых и гонимых. А между ними - аморфная полуобразованная масса индивидов, свыкшихся с двойной моралью. В каком-то смысле налицо было удивительное сходство между картинами, рисовавшимися советской пропагандой и предлагавшимися доминировавшей тенденцией в западной советологии; единственная разница была в их зеркальной противоположности друг другу. Обе схемы, далее, игнорировали одни и те же явления: существование богатой и сложной, непрерывно эволюционирующей социальной ткани; наличие «контркультуры» и различных субкультур, способствовавших формированию умонастроений, стремлений и ожиданий вне и вопреки пропаганде средств массовой информации; развитие самодеятельных объединений и «неформальных» организаций, в которых шли споры о будущем. В результате и советологи, и ревнители идеологической чистоты были захвачены врасплох внезапным рождением реформы, инициатором которой стал Горбачев.

    Эта реформа родилась не на пустом месте. Ее основные направления широко обсуждались сначала в частном и неофициальном порядке, потом в недрах руководящих партийных инстанций, что подтверждает, в частности, судьба «Новосибирского доклада». Те, кто в марте 1985 г. взяли руководство государством и партией в свои руки, не могли не знать о глубоком кризисе советской экономики и о связанном с ним ослаблении международных позиций страны, когда международная напряженность достигла своего пика. Масштаб кризиса, сама его природа требовали настоящей «встряски» всей страны. Реформа уже не могла быть, как при Хрущеве в середине 60-х гг., делом маленькой группы «реформаторов», пытавшихся путем частных изменений улучшить функционирование системы. Теперь задачи были значительно шире. Речь шла о том, чтобы коренным образом изменить условия производства и методы управления экономикой, отношение к СССР на международной арене, избавиться от наследия сталинизма и оков «административно-командной» системы, насажденной в 30-е гг. В известном смысле, указывал Б.Керблей, первоначально эти перемены можно было сравнивать с отменой крепостного права (1861 г.) вследствие шока, пережитого после поражения в Крымской войне.

    Сравнивать ли период 1985 - 1990 гг. с 60-ми гг. или же, как некоторые, с периодом 1928 - 193 3 гг. - во всех случаях реформы проводились сверху. Реформа Горбачева началась под тремя лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». «Гласность» можно было бы определить следующим образом: сделать достоянием людей то, что до сих пор скрывалось (или же открыто сказать то, о чем многие думали, знали и говорили только в своем кругу); признать наконец, после десятилетий самодовольства и лжи, наличие не только «проблем», но и общего кризиса системы: экономического кризиса, кризиса партии, ставшей полной копией министерской бюрократии, частью экономического аппарата, давно уже переставшей быть действенной силой, способной предложить и осуществить настоящую политическую реформу; наконец, кризиса идеологической системы, от которой не осталось ничего, кроме никого не убеждавшего «суконного языка».

    Вслед за гласностью, с самого начала бывшей не только лозунгом, но и обещанием смягчить цензуру и облегчить доступ к информации, новое руководство выдвинуло лозунг «ускорения» (впрочем, быстро забытый), на первый взгляд выглядевший весьма традиционно - как призыв к ускорению темпов развития экономики. Венчала же все «перестройка», определявшаяся как настоящая «реконструкция» всего здания советского общества в целом, но на деле приведшая к разрушению и распаду системы.

    Никогда еще и нигде декреты и лозунги не были способны радикально изменить положение вещей и ход событий. Новые ценности утверждались лишь при условии их поддержки достаточно мощными социальными силами. Однако в середине 80-х гг. социальный кризис был столь глубок, что призыв к реформе тотчас нашел отклик в чаяниях «низов», выношенных в течение двух предшествующих десятилетий. Наряду с этим призыв к реформе вызвал и бурю недовольства и сопротивления, вынудившую сторонников перемен, и прежде всего Горбачева, постоянно приспосабливать свои программы к требованиям и специфическому ритму движения, определявшимся диалектикой реформирования, а также инициированным освобожденной прессой «разнобоем» в рецептах решения социальных и национальных проблем. Начатое движение становилось все более и более трудно удерживать в первоначально намеченных границах. По мере того как процессы обновления ускорялись и приобретали размах и глубину, «архитектор перестройки» превращался в подмастерье, бессильного эффективно управлять ходом событий и постоянно вынужденного более или менее ловко лавировать между приверженцами реформ и сторонниками возврата к старому. Понемногу - но особенно заметно с 1990 г. - отказываясь от сколько-нибудь целостной, определенной и решительной программы реформ, Горбачев был вынужден, несмотря на международное признание его исторической роли вдохновителя перестройки, уступать власть тому, кто, на ходу вскочив на поезд истории, сегодня (в конце 1991 г.) в глазах очень многих предстает «добрым гением», последним, способным предотвратить наступление экономического хаоса и государственного распада, - избранному президентом России Б.Ельцину.