• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    30Ноя

    Что такое Тоталитарный Режим (Тоталитаризм)

    Тоталитарный режим (Тоталитаризм) – это концепция управления государством, которая характеризуется тотальным контролем за абсолютно всеми происходящими процессами в стране. Понятие тоталитарного режима было окончательно сформировано в политической теории после правления Бенито Муссолини в Италии, и Адольфа Гитлера в нацистской Германии. До этого времени, тоталитарные режимы существовали как явление, но полноценное их определение было сформировано уже в 1900-ых годах.

    Что такое ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ и ТОТАЛИТАРИЗМ – определение простыми словами.

    Простыми словами, Тоталитарный режим или Тоталитаризм – это форма власти, при которой правительство контролирует каждый аспект жизни людей.

    Люди, живущие под этим типом режима, в целом также поддерживают его в силу , идеологии или страха. Граждане обычно боятся критиковать правительство, и имитируют лояльность к власти, чтобы избежать более пристального внимания к своей персоне. А те, кто осмеливаются открыто выступить против режима, как правило, исчезают, и члены их семей находятся под пристальным вниманием.

    Из этого можно сделать вывод, что тоталитаризм – это противоположных подход к управлению государством, где люди лишены большинства прав и свобод. В большинстве случаев, тоталитарный режим имеет множество сходств с диктатурой и авторитаризмом. Довольно часто тоталитарный режим тесно связан с .

    Черты тоталитарного режима.

    Характерные черты тоталитарного политического режима могут разнится в каждом отдельном случаи. Это может зависеть от множества факторов, но есть некоторые основные симптомы или признаки, которые свидетельствуют о наличии в стране подобного режима власти.

    Общие черты тоталитарных режимов:

    • Диктатура (правитель находится очень долго, отсутствует сменяемость власти);
    • У власти находится фактически одна правящая партия;
    • Обществу внушается внешняя или внутренняя угроза. Царит атмосфера страха;
    • Жесткая цензура в средствах массовой информации;
    • Массовая пропаганда в СМИ, государственных и социальных структурах;
    • Запрещена любая критика государства или власти;
    • Существует обязательная военная повинность;
    • Общество подвержено милитаризации;
    • Активно работают секретные правительственные службы;
    • Развиваются националистические партии и идеологии;
    • В обществе наблюдаются настроения;
    • Сильный упор делается на конкретные религиозные или идеологические организации;
    • Ведется контроль воспроизведения населения, в ту или иную строну зависимо от потребностей.
    • Права и свободы граждан могут быть отменены или не соблюдаться по желанию власти;
    • Существует ужесточенная и развитая система тюремных учреждений и трудовых лагерей (пример );

    Тоталитарный режим власти – примеры.

    Пример тоталитарного режима №1.

    Советский Союз под правлением Иосифа Сталина. После окончания гражданской войны, Сталин устранил всех неугодных людей с другой точкой зрения и приступил к построению тоталитарного режима в обществе.

    Пример тоталитарного режима №2.

    Фашистская Италия при правлении Бенито Муссолини. Сразу же после захвата власти в 1922-ом году, Муссолини провозгласил себя лидером нации и стал править в тоталитарной манере.

    Пример тоталитарного режима №3.

    Нацистская Германия . Адольф Гитлер использовал тоталитаризм, как способ добиться покорности нации.

    Тоталитаризм - это система государственной власти , которая основана на всеобъемлющем (тотальном) контроле государства над всеми сферами жизни общества и человека. Обоснованием тоталитаризма служит принцип социального конструктивизма , который фиксирует возможность радикального преобразования общества и человека, осуществляемого с определёнными целями (как правило, утопического характера) по определённым социально-политическим программам. Таким образом, отправной точкой тоталитарной модели является декларация некоторой высшей цели , во имя которой политический режим убеждает и/или принуждает общество расстаться со всеми традиционными (политическими, правовыми, культурными и другими) моделями. После подавления традиционных общественных институтов и замещения их тоталитарно-бюрократическими структурами, основная часть общества методами убеждения и принуждения объединяется (мобилизуется) в стремлении пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. В рамках этой модели высшая цель, как правило, имеет [рациональное] философско-теоретическое обоснование, а стремление к высшей цели составляет идеологическую основу [тоталитарной] политической системы. Сама тоталитарная власть при этом получает гипертрофированное развитие и полностью поглощает гражданское общество.

    К наиболее характерным признакам тоталитарных политических систем относятся следующие:

    1. Монополизация всей полноты государственной власти одной политической организацией, а в ней - одним лидером, объектом культа (руководителем, вождём), либо харизматически ориентированным политическим кланом; правовое закрепление их руководящей роли.
    2. Наличие особого рода квазирелигиозной утопической моноидеологии, претендующей на всеобщность и непогрешимость, подавляющей культурную традицию и обосновывающей необходимость утверждаемого политического режима целями тотального переустройства общества (построение «нового мира», «нового порядка», «нового общества», «коммунизма» и так далее).
    3. Принудительная мобилизация населения для достижения его безусловной лояльности и активного участия в заданном политическом процессе реализации программы тотального переустройства общества (программа построения коммунизма в СССР, программа создания Третьего рейха в Германии, «культурная революция» в Китае и другие) и обусловленная этим тотальная идеологизация и политизация общественной жизни, а также перманентная борьба с внутренними и внешними «врагами».
    4. Опора политического режима на методы массовой пропаганды, принуждения и насилия как универсальные средства внутренней и [по возможности] внешней политики.
    5. Ликвидация самостоятельных политических и общественных организаций.
    6. Упразднение гражданских прав и свобод.
    7. Подавление традиционных общественных институтов и замещение их государственно-бюрократическими структурами.
    8. Огосударствление и бюрократизация общества, гипертрофирование государственно-бюрократического аппарата, проникновение государственного контроля во все сферы общественной и частной жизни.
    9. Централизованная система управления экономикой.
    10. Международная самоизоляция государства.
    11. Всеобъемлющая идеологическая цензура каналов и средств распространения информации, образовательных и научных программ, произведений духовной культуры.
    12. Последовательная политика по деструктуризации общества с целью его социальной унификации.
    13. Устранение границ между государством, обществом и личностью с целью деиндивидуализации человека и его тотального подчинения интересам государственной машины.

    Исторические причины возникновения тоталитаризма связаны с упадком традиционных социальных общностей и становлением массового общества , наряду с его усложнением (в первую очередь в технической и экономической сфере), сопровождающимся так называемым «восстанием масс» (термин X. Ортеги-и-Гассета). В отличие от авторитаризма (см. ), тоталитаризм устанавливается при самом активном участии масс и именно вследствие массовой поддержки его иногда называют «диктатурой массовых движений» и рассматривают как крайнюю [технологизированную] форму коллективизма, утверждающего абсолютный приоритет коллективных интересов (государства - фашизм, нации - нацизм, трудящихся - коммунизм). В политической науке тоталитаризм рассматривается как феномен индустриального массового общества XX века, поскольку практическое осуществление тотального контроля государства над всеми аспектами жизни общества и деятельности индивидуумов стало возможным только в XX веке благодаря развитию техники (см. ), распространению средств массовой коммуникации (см. ) и появлению эффективных методов манипуляции массовым сознанием (в первую очередь, пропаганды). Несмотря на эти объективные тенденции, тоталитаризм возник лишь в отдельных странах. Характерно, что тоталитарные модели получили распространение в ареале стран «второго эшелона модернизации» и «догоняющего развития» (прежде всего в России, Германии, Италии), где имело место опережение процессов формирования массового общества по сравнению со становлением гражданского общества. В этом отношении ряд исследователей интерпретировали тоталитаризм не как отторжение общественной модернизации, свободного рынка и политической демократии, а как своеобразную коллективную реакцию на «неполучаемость» модернизации, рынка и демократии, выразившуюся в стремлении к сверхцентрализации, этатизации, и соответственно в подавлении общественной самоорганизации и индивидуальной автономии.

    Термин «тоталитаризм» введён в политический лексикон итальянским философом Д. Джентиле (1926), который считал наиболее важной задачей государства претворение в жизнь своего национального предназначения, для чего, по его мнению, государственная власть должна стать абсолютной и всеобъемлющей, то есть тоталитарной, разрушив тем самым границы между частной и общественной жизнью граждан. У Джентиле данное понятие позаимствовали идеологи Национальной фашистской партии Италии во главе с Б. Муссолини, которые в одной из своих политических программ определили в качестве основной цели построение «тоталитарного государства». В статье Муссолини «Доктрина фашизма» (La dottrina del fascismo, 1931), частичное авторство которой также приписывается Джентиле, тоталитаризм отождествляется с понятием «сильного государства» и рассматривается как общество, в котором главная государственная идеология обладает решающим влиянием на граждан, а все основные аспекты жизни человека подчинены интересам государственной власти. В 1920-х годах, наряду с идеологами итальянского фашизма, термин «тоталитаризм» также использовался критиками режима Муссолини. После прихода к власти А. Гитлера в Германии этим термином стали называть политические режимы Италии и Германии, причём сторонники итальянского фашизма и немецкого национал-социализма использовали его в положительном контексте, а противники - в отрицательном.

    Начиная с середины 1930-х годов понятие тоталитаризма начали использовать и критики советской политической системы, указывая на определённые черты сходства между политическими системами СССР, Италии и Германии. Отмечалось, что во всех трёх странах установились репрессивные однопартийные режимы во главе с сильными лидерами (И. В. Сталиным, Б. Муссолини и А. Гитлером), стремящиеся к всеобъемлющему контролю, отрицающие культурную традицию и призывающие упразднить институты общества во имя тех или иных высших целей. В конце 1930-х годов некоторые из разочаровавшихся в советской системе западных мыслителей (в частности, Ф. Боркенау, А. Кёстлер, Дж. Оруэлл, Ю. Лайонс, Дж. Дьюи, У. Липпман, К. Гувер), стали распространять понятие тоталитаризма на политический режим, созданный И. В. Сталиным в СССР, придавая ему негативно-осуждающее эмоционально-оценочное звучание. После Второй мировой войны широкую популярность получила точка зрения, согласно которой все три политические системы (итальянский фашизм, немецкий национал-социализм и советский коммунизм) фактически представляют собой разновидности одной системы - тоталитаризма. Впоследствии, однако, эта теория была подвергнута критике за неправомерное отождествление фашизма, нацизма и коммунизма, имеющих столь различное социальное происхождение, общественные функции и цели, несмотря на некоторое «техническое» сходство и ряд общих признаков. В современной политической философии принято разделять эти разновидности тоталитаризма наряду с религиозными и националистическими его разновидностями.

    При использовании в настоящее время термина «тоталитаризм», как правило, подразумевается, что политические режимы Бенито Муссолини в Италии, Адольфа Гитлера в Германии, Иосифа Сталина в СССР были однозначно тоталитарными. При этом в рамках трёх основных моделей тоталитаризма (советской, немецкой, итальянской) существовали существенные различия. Собственно тоталитаризм «в чистом виде», при котором действительно удалось достичь тотального контроля над политической, экономической и духовной сферами жизни общества, существовал лишь в СССР на протяжении ограниченного периода времени (со второй половины 1930-х до первой половины 1950-х годов). В рамках же итальянского фашизма и немецкого национал-социализма эти цели хотя и провозглашались, но так и не были достигнуты: и Муссолини и Гитлер смогли достичь тотального контроля над политической жизнью общества, но не упразднили полностью ни рыночную экономику, ни автономию духовной сферы и частной жизни граждан.

    Различные авторы также относят к тоталитарным такие режимы как Иезуитское государство в Парагвае (1610–1768), правление Франсиско Франко в Испании (1939–1975), Антониу ди Салазара в Португалии (1932–1968), Мао Цзэдуна в Китае (1949–1976), Энвера Ходжи в Албании (1945–1985), Ким Ир Сена и Ким Чен Ира в Северной Корее (1948–2011), Хо Ши Мина во Вьетнаме (1946–1969), Иди Амина в Уганде (1971–1979), Пол Пота в Камбодже (1976–1979), Рухоллы Хомейни в Иране (1979–1989), Саддама Хусейна в Ираке (1979–2003), Исламского движения Талибан в Афганистане (1996–2001).

    Иногда термин «тоталитаризм» используется политическими и общественными деятелями как элемент полемики для характеристики отдельных аспектов политики, подразумевающей огосударствление тех или иных сфер общественной жизни и связанных с этим тенденций к этатизму (см. ) и авторитаризму (см. ) в политическом мышлении. Подобное произвольное и часто необоснованное его применение вызывает критику со стороны представителей научного сообщества. В связи с тем, что смысловое содержание и теоретическое обоснование этого понятия периодически менялось в угоду политической конъюнктуре, а единые его критерии до сих пор не сформулированы, некоторые исследователи предлагают считать этот термин клише.

    Тоталитарная модель государственного управления стала предметом исследований, начиная с 1930-х годов. Основы научного анализа этого политического феномена заложили в 1920–1930-х годах теоретики русской эмиграции (В. М. Чернов, И. З. Штернберг, Г. П. Федотов, Ф. А. Степун, Б. П. Вышеславцев, С. О. Португейс и другие). Согласно концепции В. М. Чернова, именно Первая мировая война с её предельным этатизмом и военным психозом создала главные политико-психологические предпосылки характерной для большевистского тоталитарного режима «мистики государства». Г. П. Федотов полагал, что тоталитаризм вырос из порождённого Первой мировой войной соблазна социального конструктивизма. По его мнению, новый социальный идеал оказался родственным идеалу техническому, став как бы социальной транскрипцией техники. Ф. А. Степун сформулировал принципиальное положение о том, что стержневым смыслообразующим элементом тоталитаризма является механизм «смещения исторической вины на Другого». Так, в отношении большевистского режима он отмечал, что «этот режим не знает понятия своей вины, у него виноват всегда Другой: буржуй, империалист, соглашатель, капиталист и так далее». Позднее он же показал принципиальное различие двух практик тоталитаризма (нацистской А. Гитлера и советской И. В. Сталина): вариант Гитлера был ориентирован на смещение вины вовне, на другие народы, а вариант Сталина - на поиск «врагов народа» внутри социума.

    После Второй мировой войны на Западе был предпринят ряд попыток исследовать феномен тоталитаризма и его природу, наиболее известной из которых стала работа Х. Арендт «Происхождение тоталитаризма» (The Origins of Totalitarianism, 1951). Арендт пыталась обосновать тоталитаризм в качестве самостоятельной системы правления, отличной от всех иных форм политического подавления (тирании, деспотии и диктатуры) и базирующейся на принципиально новых политических структурах и механизмах, полагая его спецификой замещение традиционных ценностей государственной идеологией и разрушение социокультурных установок, происходящих в результате атомизации и отчуждения индивидов, готовых сплачиваться в управляемые массы. При этом массы объединяются не путём позитивного осознания общих интересов, а на основе «негативной самоидентификации», которая выражается в отторжении устоявшихся социокультурных ценностей и любых форм их политического представительства. По мнению Арендт, организационно-идеологической основой тоталитарных режимов послужили массовые «тоталитарные движения», вооружённые «тоталитарной идеологией» и требующие «тотальной, неограниченной, безусловной и неизменной преданности от своих членов». В ряде случаев они смогли овладеть государственной структурой и распространить на неё формы тоталитарного управления, фактически упразднив государство (так произошло с большевистским коммунизмом в СССР и гитлеровским национал-социализмом в Германии); в других случаях, напротив, после захвата власти они слились с государственными структурами, породив однопартийные диктатуры фашистского типа, как это имело место в Италии и некоторых других странах Южной Европы. Арендт, таким образом, провела принципиальное различие между собственно «тоталитарным правлением» и «авторитарными диктатурами» (к ним она относит, например, большевистскую однопартийную диктатуру ленинского периода, а также фашистские режимы Южной Европы). Проводя концептуальное размежевание явлений «деспотизма» и «тоталитаризма», Арендт выделила ряд основных отличий между ними:

    1. Тотальная преданность и полное самоотождествление индивида с тоталитарным целым возможно только тогда, когда идейная верность лишена всякого конкретного содержания. Поэтому важной задачей наиболее успешных тоталитарных движений (большевистского и национал-социалистического) стало избавление от конкретных идейно-политических программ, унаследованных от более ранних, предтоталитарных фаз развития. Если нацистское руководство решило эту проблему простым отказом от серьёзной концептуальной проработки своих идейных оснований, то советское добилось аналогичного результата благодаря постоянным зигзагам «генеральной линии» и перетолкованиям марксизма, выхолостившим из этого учения первоначальное его содержание.
    2. Идеей господства тоталитарных режимов является не контроль над обществом как таковой, а само Движение , поддерживаемое в «вечном движении». В этом смысле цель тоталитаризма - организация социума для тотального переустройства общества, программа реализации которого базируется на неколебимой вере в вымышленный мир, состояние которого никогда не будет достигнуто.
    3. Сознательная и последовательная политика по аморфизации и деструктуризации социума. В этом смысле, например, принципиально различается «деспотизм» В. И. Ленина и «тоталитаризм» И. В. Сталина. Если первый полагал полезным удерживать те или иные виды общественной дифференциации и стратификации (социальную, национальную, профессиональную), то второй сознательно проводил атомизацию бесструктурной массы, последовательно уничтожая все основные социальные страты. Более того, Сталин фактически упразднил в качестве автономных корпораций государственную бюрократию и репрессивный аппарат так, что даже проводники тоталитарной политики не могли впредь быть уверенными относительно самих себя в самостоятельности своей власти.
    4. Подобная аморфизация социума, который становится гомогенной бесструктурной массой, принципиально меняет характер взаимоотношений лидера и народа. Поэтому, в отличие от авторитарного диктатора, тоталитарный вождь уже не рассматривается как личность, обладающая неограниченной властью и стремящаяся навязать свою волю подчинённым, а скорее как обезличенный «руководитель масс», которые он ведёт к «светлому будущему». Его функция, разумеется, велика («без него массам не хватало бы внешнего, наглядного представления и выражения себя и они оставались бы бесформенной, рыхлой ордой»), но и при этом относительна, поскольку вождь без масс - ничто, фикция.
    5. Массовая поддержка тоталитаризма создаётся комбинацией двух видов принуждения - внешним политическим принуждением (которая репрессивными методами поддерживает и воспроизводит феномен «массы») и внутренним самопринуждением, «тиранией логичности» тоталитарной идеологии. Этой «тирании логичности» человек «передоверяет» производство своих мыслей, что парализует саму потребность свободно мыслить и действовать, порождая обезличенного индивида, не приемлющего внутренней свободы и природной самопроизвольности человеческого поведения. Поэтому идеальным подданным тоталитарного режима является не столько убеждённый нацист или коммунист, сколько индивид, для которого более не существует реальности опыта и мысли, который не различает факт и фикцию, истину и ложь.

    В 1960-х годах концепция тоталитаризма Арендт была подвергнута критике за преувеличение роли «массы» и, соответственно, недооценку роли других факторов в тоталитарных системах, а также выраженный концептуальный максимализм. Впоследствии получили распространение альтернативные по отношению к идеям Арендт социологоцентричные и институциональные концепции тоталитаризма, определяющие этот феномен на основе соответствия набору базовых характеристик (монополия на политику, идеологию, экономику, репрессивное принуждение и так далее). Однако в 1990-х годах возрождается интерес к культуроцентричному, философско-политологическому содержанию концепции Арендт. Её идеи о саморазрушении сферы политического и другие оказываются востребованными при анализе форм так называемого «нового тоталитаризма» индустриального и постиндустриального массового общества, при котором уже само общество вытесняет государство, перенимая у него функцию тотального контроля.

    totalitarianism). Форма политического управления, при которой власть концентрируется в руках диктатора, опирающегося на преданную ему свиту, терроризирующую всех несогласных с его политикой.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    ТОТАЛИТАРИЗМ

    лат. totalitas - цельность, полнота) - понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 1920-х. В научной литературе Запада вошло в обиход в конце 1930-х. (В дополнительном томе "Оксфордского английского словаря", 1933, впервые упоминается термин "тоталитарный" из журнала "Contemporary review", апрель 1928.)

    Изначально Т. однозначно отождествлялся с общественным устройством, двумя различными версиями которого являлись фашизм и коммунизм. В идеологии Гитлера и Муссолини термин "тоталитарное государство" содержал позитивное значение. В дальнейшем понятие Т. приобрело (наряду со статусом политологического термина) мощное эмоционально-оценочное звучание. Определяющие характеристики Т.: 1) опора режима на люмпенизированные слои всех классов и социальных групп (люмпен-пролетариат, люмпен-крестьянство, люмпен-интеллигенция и т.п.); 2) наличие особого рода квазирелигиозной утопической идеологии, охватывающей все сферы жизни людей, подавляющей культурную традицию и обосновывающей (в условиях монополизации средств массовой информации) необходимость существующего режима для переустройства общества в целях создания "нового мира", "нового порядка", "преодоления кризисных явлений в политике и экономике" и т.д.; 3) целенаправленное создание и воспроизведение структур социальной мифологии для воздействия на народные массы в интересах господствующих клик; 4) монополизация власти одной политической партией, а в ней - одним лидером, объектом культа ("вождем", "дуче", "фюрером" и т.д.), либо харизматически ориентированным политическим кланом; 5) захват политической верхушкой дискреционных (не ограниченных законом) властных (экономических и политических) полномочий; 6) огосударствление и бюрократизация общества; 7) милитаризация общественной жизни; 8) опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и (по возможности) внешней политики; 9) постулирование возможности формирования Т. исключительно за счет кардинального разрушения ставшего, существующего мира, отрицание позитивной значимости гражданского общества и его институтов.

    Исследование Т. осуществлялось в трудах Аренд "Происхождение тоталитаризма" (1951), К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956), в антиутопии Оруэлла "1984" и др. (По Бжезинскому и Фридриху, тоталитарная диктатура - есть "автократия, основанная на современной технологии и массовой легитимизации".) Статус научной концепции за понятием "Т." стремились, в частности, утвердить участники интернационального политологического симпозиума (США, 1952), предложившие определять Т. как "закрытую и неподвижную социокультурную и политическую структуру, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра". К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, Советский Союз эпохи сталинизма, фашистскую Италию, КНР эпохи Мао Цзэдуна и др. также: Фашизм, Коммунизм, Оруэлл, Новояз, Бегство от свободы, Авторитарная личность, Замятин, Поппер.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    Согласно самому известному, ставшему уже классическим, труду по тоталитаризму Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского под названием «Тоталитарная диктатура и автократия », несмотря на то, что тоталитарные режимы разных стран имеют некоторые особенности и отличия, общих для тоталитарных диктатур признаков можно насчитать шесть, и вкупе они составляют то, что можно условно назвать тоталитарным "синдромом". Я бы хотела рассмотреть все эти черты более подробно проиллюстрировать на примере тоталитарного режима в Советском Союзе.

    Первая характерная черта любого тоталитарного общества – это развернутая идеология , состоящая из официальной доктрины, которая охватывает все жизненно важные стороны человеческого бытия и которой предположительно придерживаются все, живущие в данном обществе; эта идеология характерным образом сфокусирована и спроецирована на некое совершенное конечное состояние общества, иначе говоря, она содержит хилиастический призыв, основанный на категорическом неприятии существующего общества и стремлении завоевать мир ради построения нового общества. Вообще слово «хилиастический» и «хилиазм» обычно применяется к раннехристианским учениям, в которых утверждалось, что идеал справедливости будет осуществлен еще до конца мира. Видимо, в данном контексте, имеется в виду вера в то, что в конце концов социальное неравенство прекратится на земле.

    Что же касается самой идеологии в СССР, то, как известно, это была марксистско-ленинская идеология, которая основывалась на теории научного социализма Маркса и Энгельса, рассматривавшую социализм как низшую ступень коммунизма. Согласно Конституции СССР 77 года, «Высшая цель Советского государства – построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. (Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества)».

    Второй общепризнанной чертой, характерной для тоталитарного общества, является единственная массовая партия , как правило, возглавляемая одним человеком, "диктатором", и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10 процентов);

    Естественно, такой партией стала Коммунистическая Партия Советского Союза. Если население всего Советского Союза составляло 250 млн человек, то 19 млн (почти 10%, 80-е гг.) из них были членами этой партии

    Своего апогея в Советском Союзе тоталитаризм достиг в годы правления Иосифа Сталина, который был генеральным секретарем ЦК КПСС. (ВКП(б))

    Кроме того, как отмечают Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своем труде, партия в тоталитарном обществе организована по иерархическому, олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью переплетена с нею. Как оказалось в нашей стране, КПСС была неотделима от государства, ее даже можно назвать «партией-государством»: Верховный Совет выполнял законодательные и контрольные функции власти, а Совет Министров – исполнительные и распорядительные.

    Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. Вооруженная марксистско-ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР , руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма.

    Третья характерная черта тоталитаризма - это система террористического полицейского контроля , поддерживающего партию, но также осуществляющего надзор над нею самой в интересах вождей и характерным образом направленного не только против "врагов" режима, но также против произвольно выбираемых классов населения, причем террор тайной полиции систематически использует современную науку и в особенности психологию.

    В нашей стране существовала развитая система такого контроля – система органов государственной безопасности. Самыми известными элементами этой системы был Наркомат государственной безопасности (НКГБ), также значительную роль играло подразделение НКВД, известное как ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения), осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей. Всем хорошо известно о страшных репрессиях и расправах над людьми, «инакомыслящими», «врагами народа », а иногда и преданных, но неугодных граждан. «Архипелаг ГУЛАГ» (1973).

    Представителей советского общества, осуждавших сталинский режим и его политику, часто судили за умысел, неприятие, негативное отношение, что не являлось по сути преступлением, подлежавшим суровым мерам наказания, которые применялись в те годы (расстрел, ссылка ГУЛАГ, тюрьма и др.). Кроме того, приветствовались любые доносы, клевета, дискредитация, к чему нередко прибегали некоторые люди, руководствуясь нередко чувствами зависти, мести, личной неприязни, желанием сделать карьеру и т. п. Постоянно совершенствовалась и использовалась система перлюстрации – тайного вскрытия пересылаемой по почте корреспонденции: некоторые письма конфисковывались, в других вычеркивали некоторый текст.

    Старая интеллигенция: ограничение политических прав, аресты, национализация собственности, трудовая повинность.

    Четвертая характерная особенность тоталитаризма – это технологически обусловленный и почти всеобъемлющий контроль партии и ее преданных кадров над всеми средствами массовой коммуникации – прессой, радио, кино. В частности, в СССР таким контролем занимался отдел культуры при ЦК КПСС. Все литературные, кинематографические произведения подвергались жесткой цензуре , зарубежные капиталистические произведения искусства не были доступны гражданам страны. Полный контроль над СМИ обеспечивал постоянную пропаганду, насаждение марксистско-ленинской идеологии. Человек, родившийся в такой стране, просто не мог думать иначе – он не видел реальной картины, доступ к некоммунистическим идеям был закрыт. В большой степени, тоталитаризм основывался на безграничной вере и преданности советских людей. А для тех, кого все-таки посещали «неправильные» мысли, проводились показательные судебные процессы (муссировались-распространялись слухи о репрессиях), заставляя подчиниться режиму, основывая это подчинение на страхе.

    Не сами ученые формулировали задачи и пути их решения, они зависели от партийной номенклатуры, которая диктовала науке свои представления и требования, излагавшиеся в партийных документах по вопросам идеологической работы коммунистической партии, ее понимания задач идейной борьбы, противников, подвергавшихся разгромной критике. Эти подходы отрицали возможность дальнейшего теоретического продвижения вперед в области научного знания, упрощали проблему, что вело к догматизму и примитивизму, которые стали главной чертой всей научной литературы .

    Так или иначе, «утверждается, что идеология настолько вошла в плоть и кровь граждан СССР, что они стали бессознательно руководствоваться ею в своих мыслях и действиях. Можно спорить с этим или соглашаться, но ясно, что существенный уровень консенсуса в этой стране был достигнут, и он лежит в основе популизма Хрущева».

    Следующий признак тоталитарного общества, который называют Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский, - это технологически обусловленный почти полный контроль над всеми вооруженными силами. Хотя этот признак обнаруживается не только в тоталитарных, но и во всех других системах: все современные государства держат под контролем свои вооруженные силы. Однако стоит заметить, что министром обороны в Советском Союзе обязательно должен был быть Член ПолитБюро. Да и вообще, как известно, устроится на хорошую работу, да и просто спокойно жить, не члену КПСС было практически невозможно.

    И наконец, последняя черта, присущая тоталитарному режиму – это централизованный контроль и руководство всей экономикой посредством бюрократической координации ее ранее независимых составных частей; этот контроль, как правило, распространяется также на большинство других общественных организаций и групп. Однако эта черта тоже присутствует не только в тоталитарных, но и, например, в конституционных системах (Великобритания в период правления социалистов (имеется в виду лейбористское правительство гг. – прим. ред.) имела централизованное управление экономикой). В Советском же Союзе централизованный контроль включал в себя множество элементов. К примеру, существовали экономические программы, утверждаемые съездами. Также составной частью директивного централизованного планирования были пятилетние планы экономического и социального развития СССР, т. н. пятилетки. Кроме того, стоит заметить, что в Советском Союзе не было частной собственности, вся собственность была обобществлена.

    Как утверждают многие ученые, в СССР тоталитаризм проявился в наивысшей степени, достигнув своего апогея при Сталине. Однако тоталитаризм, как впрочем и демократия, - это преимущественно нормативное понятие, обосновывающее и (или) отражающее социальный идеал, который нигде и никогда в полной мере не был реализован. В более или менее полном, завершенном виде тоталитаризм как определенная социальная система представлен в основном лишь в литературных тоталитарных антиутопиях (Евгений Замятин роман-антиутопия «МЫ»). В реальности же, даже в считавшихся классическими примерами тоталитаризма сталинистском государстве, власти не удавалось обеспечить полный контроль за гражданами и целиком устранить индивидуальную свободу.

    Тоталитаризм – управление социальной системой как целым и всеми ее элементами, в том числе людьми, их сознанием.

    Тоталитаризм означает подчинение части – индивида целому – государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины.

    Литература:

    ФРИДРИХ К., БЖЕЗИНСКИЙ ЗБ. «ТОТАЛИТАРНАЯ ДИКТАТУРА И АВТОКРАТИЯ» FRIEDRICH CARL. J., BRZEZINSKI ZB. Totalitarian dictatorship and autocracy. – Cambridge (Mass.): Harvard university press, 1965. – xiii, 438 p. «Власть – интеллегенция – идеология в России». . «Тоталитаризм как феномен Российской истории ХХ века». ., . Введение в политологию.

    Тоталитаризм - что такое? При таком устройстве государство в принудительном порядке регулирует жизнь всей страны. Нет права на самостоятельные мысли или деяния.

    Власть контроля и репрессий

    Нет таких областей жизни государства, которые бы не хотела контролировать власть. Ничто не должно укрываться от ее пристальных взоров. Если в демократическом понимании правитель должен выражать волю народа, то тоталитарные главы государств не стеснялись производить передовые идеи по своему разумению и навязывать их.

    Люди должны безоговорочно подчиняться всем приказам и указаниям, которые поступают свыше. Человеку не предлагаются на выбор идеи и варианты мировоззрения, из которых он может выбрать то, что будет импонировать ему больше всего. Ему навязывали конечный вариант идеологии, которую он должен был принять или пострадать за свои убеждения, ибо не подлежали идеи государства ни оспариванию, ни сомнениям.

    Где зародился тоталитаризм

    Первым термин «тоталитаризм» начал использовать приверженец Дж. Джентиле. Это произошло в начале 20-го века. Италия - первое поле, где пустила ростки тоталитарная идеология.

    Приемником стал Советский Союз, пребывая под правлением Сталина. Также популярна эта модель правления была в Германии, начиная с 1933 года. Каждая страна окрашивала тоталитарную власть теми чертами, которые были свойственны именно данному укладу, однако есть и общие особенности.

    Как распознать тоталитаризм

    О подобной системе можно говорить, если вам встретятся следующие черты тоталитаризма:

    1. Как правило, провозглашают официальную идеологию. Все должны выполнять правила, предписанные ею. Контроль тотален. Похоже, будто полицейские следят за узниками или преступниками. Суть тоталитаризма заключается в том, чтобы найти злоумышленников и помешать им творить действия, которые могут повредить государству.

    2. Органы власти могут всецело диктовать, что разрешено, а что - нет. Любое неповиновение строго карается. В основном функции надзирателя выполняет партия, устанавливающая монополию на управление страной.

    3. Особенности тоталитаризма состоят в том, что нет такой сферы человеческой жизни, которая бы не подверглась наблюдению. Государство отождествляется с обществом для пущего контроля и регламентации. Ни в коей форме не дает ответа тоталитаризм, личности, право на самоопределение.

    4. Демократические свободы здесь не пользуются популярностью. Человеку остается очень мало пространства для собственных интересов, устремлений и желаний.

    По каким признакам можно определить тоталитаризм

    Наиболее характерными для этой системы управления являются следующие признаки:

    1. Демократия, тоталитаризм, авторитаризм - все это разные режимы. В том устройстве, которое мы рассматриваем, свобода не то что не берется в расчет как необходимость для человека, но и считается чем-то неприличным, деструктивным и разрушительным.

    2. Черты тоталитаризма включают в себя наличие идеологического абсолютизма. То есть свод правил и идей, выработанный правящей верхушкой, возводится в рамки божественной нерушимой истины, аксиомы, которую нет никакой возможности оспорить. Это то, что нельзя изменить. Так было и так будет, потому что это правильно, и иначе быть не может. Демократия и тоталитаризм откровенно враждуют.

    Нерушимая власть

    Если при более свободных схемах власти можно менять правителей, вносить свои предложения и комментарии, то в ситуации единовластия конкретной партии даже мысль о подобных переменах наказуема вплоть до ссылки или даже казни. Так что если кому-то что-то не нравится, это его проблемы, и лучше об этом помалкивать для собственной же безопасности.

    Есть единая партия, которая лучше знает, как должен жить народ. Она создает специальные структуры, шаблоны и схемы, по которым должно работать общество.

    Жестокость управления

    Понятие тоталитаризма не включает в себя бережное и заботливое отношение к гражданам. Организуют террор, возможны репрессии и прочие устрашающие действия. Характерна жестокость. Партия всесильна и неоспорима. Народ - зависимый и ведомый.

    Власть держит за своей спиной силовую структуру, которая всегда сможет помочь своими услугами по притеснению граждан. Запуганные люди повинуются и подчиняются. На самом деле, как правило, большинство народа ненавидит подобную власть, но боятся открыть рот и заявить об этом.

    Монополизирует правление в свою пользу тоталитаризм. Что такое граждане страны обычно не знают. Контролируются все информационные источники. Люди не узнают больше, чем хотелось бы правящим лицам.

    Информационная скованность

    Все СМИ служат партии и распространяют только ту информацию, которая должна быть обнародована. Инакомыслие жестоко карается и пресекается очень быстро. Все, что остается - обслуживать власть имущих.

    Тоталитаризм - режим, при котором экономика контролируется централизованно и характеризуется командно-административным характером. Она принадлежит государству, выражает цели политики, а не отдельных лиц или предприятий.

    Страна постоянно живет в состоянии готовности к войне. Если поселиться в государстве, где царит тоталитаризм, вы вряд ли узнаете. Создается ощущение, будто живешь в военном лагере, со всех сторон которого враги. Они пробираются в ваши ряды и готовят вражеские планы. Либо ты уничтожаешь, либо уничтожают тебя.

    Такую нервную обстановку создают главы стран своим гражданам. При том пропагандируется идея лучшего будущего, рисуется маяк, на чей свет люди должны идти. И только партия знает, как это сделать. Именно поэтому ей нужно всецело довериться и следовать приказам, если не хочешь потеряться, сойти с дороги и быть растерзанным хищными зверями, которые так и околачиваются вокруг, полные жажды крови.

    Корни тоталитарной политики

    Тоталитаризм кратко можно описать как свежее веяние прошлого века. Благодаря техническим достижением, стала доступной массовая пропаганда. Теперь есть больше возможностей для принуждения и подавления. В большинстве случаев такая смесь получается при сочетании экономических кризисов и связанных с ними периодов, когда особо высоко и активно промышленное развитие.

    Тогда до культуры, социальных структур и прочих вещей, относящихся более к духовному и возвышенному спектру, никому особо дела нет. На повестке дня борьба за дележ территорий.

    Человеческая жизнь теряет ценность в глазах самих людей, они готовы идти по головам и жертвовать чужими жизнями. Для того, чтобы столкнуть народные массы лбами, им нужно промыть мозги, лишить возможности мыслить, превратить в стадо, пришпорить, как лошадей, и погнать на достижение собственных целей.

    В таких плачевных условиях человек - все-таки живое, думающее и чувствующее существо, как бы это не мешало партии - ощущает себя плохо и потерянно, ему хочется понимания и покоя. Он ищет защиты.

    Волк в овечьей шкуре

    Рушатся старые традиции. Царит насилие и вандализм в прямом смысле слова. Самое интересное, что варварство подается под благородным предлогом заботы и опеки. Ведь впереди светлое будущее, нужно лишь потерпеть.

    Не верите партии? Придется избавиться от такого человека, иначе он своими умными мыслями отвлечет страну от достижения новых пиков развития.

    Люди видят в своем правлении добро и зло, покровителя и терзателя. Это как отчим, который бьет ребенка. Он вроде и мороженное иногда покупает, и на аттракционы водит, но пятой точке от этого все равно не легче. Так что лучше бы не водил, а оставил в покое.

    Людям хочется этой самой отцовской защиты, но в качестве бонуса они получают еще и ремень с огромной железной бляхой, который очень больно бьется. С помощью такой дисциплины должны быстро решаться социальные проблемы, но на деле появляются новые.

    Большие скопления людей поддерживают партию, но сами же перед ней несут ответ, она же и связывает им руки в момент, когда хочется немного свободы. Народ сам возводит идола на пьедестал, гнет перед ним спину, боготворит и боится, любит и ненавидит. В основе этого лежит еще и желание отдать ответственность в одни руки. Но кто же согласится принять на себя большие обязанности без возможности извлечь из этого свободу властвовать и управлять бесконтрольно?

    Видимый мотив

    Чтобы убедить людей в правильности происходящего, говорят о теориях общей воли. Таким образом, один класс или нация должны воплотить все желания и идеалы человечества.

    Инакомыслие в таком случае отвлекает людей с верного пути и должно быть искоренено, ведь слишком многое стоит на кону, просто нельзя допустить отвлечение от главной цели. Свободы и права человека имеют все меньше значения.

    Все более пышно цветут утопические идеи, в которые верят, надеясь, что еще удастся дожить до их воплощения. Когда-то в счастливом будущем будет построено прогрессивное общество. Ну а сейчас для этого нужно немного поднапрячься и пролить пару капель крови тех, кто не понимает важности операции и осмеливается мешать ее ходу.

    Тоталитарные системы, как правило, царствуют в тех государствах, где склоняются к идеологиям диктатуры и коммунизма. Муссолини - главарь фашистов в Италии - первым ввел это определение в обиход. Именно им государство было провозглашено главной ценностью для всех граждан, усилился контроль и репрессии.

    Близкие схемы правления

    Встречались даже примеры того, как абсолютный контроль сочетался с некоторыми свободами и авторитарной властью.

    Под тоталитарной демократией подразумевается тот период, когда проводились массовые репрессии с Советском Союзе. Проходила повсеместная слежка, в которой принимали участие представители самых разных слоев населения. Целью наблюдения была частная жизнь сослуживцев, людей, живущих по соседству или родственников. Тогда широко использовалось понятие «враг народа», которым клеймили провинившихся на частых собраниях. Это считалось относительно демократическим стилем правления. Люди верили в целесообразность подобных акций и охотно принимали в них участие.

    Что касается тоталитарного авторитаризма, эта форма власти имеет место тогда, когда не делается опора на силы широких масс. Повсеместный контроль ведется уже другими методами, преимущественно военными, присутствуют черты, характерные для диктатуры.