• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Система МО – относительно устойчивое и длительное состояние МО, которое характеризуется определенным состоянием связей между субъектами и расстановкой сил в мировой политике. Система МО сложилась после ВМВ. Название условно. На конференциях "большой тройки" в Ялте (4–11 февраля 1945) и в Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945) лишь общие контуры послевоенного устройства. Но приняли некоторые конкретные решения (напр. по территориальным вопросам), которые пережили Ялтинско-Потсдамскую систему и действуют до сих пор. Базировалась на новом соотношении сил, сложившемся в результате ВМВ. Усиление международных позиций США и СССР. Германия разгромлена и на некоторое время перестала существовать как независимое государство, Япония капитулировала и превратилась в оккупированную страну. Италия побеждена и утратила свое международное влияние. Франция переживала экономические и политические трудности и не могла более претендовать на ту ведущую роль, как до ВМВ. Великобритания ослаблена финансово и экономически, ее империя непрочна. Биполярный характер. СССР и США гаранты. 60–70-е гг. становление новых центров силы: Западная Европа, Китай, Япония. Не в состоянии конкурировать с СССР и США но все же заставили считаться с ними. Позиции США и СССР асимметричны. США - преобладание в экономике и финансовой сфере. Оплот "западной демократии". Выступали против тоталитарных режимов и классического колониализма. Громадное международное влияние. СССР - победитель нацизма. К концу ВМВ международное влияние СССР возросло. В последний период войны СССР вместе с США и Великобританией играл главенствующую роль в решении проблем мировой политики. Инструмент международной деятельности - коммунистическое движение. Биполярность усиливалась из-за союзников и сателлитов. Международные экономические организации, военно-политические союзы, пропагандистско-идеологические объединения. Биполярность - стабильность. Два полюса уравновешивали друг друга, контролировали союзников, регулировали конфликты. Обе державы заинтересованы в сохранении "правил игры", присущих сложившейся системе. Негласное взаимное признание сверхдержавами сфер их влияния (признание Западом сферы влияния СССР, ибо вне ее в преобладало влияние Запада). Определение границ сферы влияния СССР через напряженную борьбу, ряд международных кризисов. После завершения раскола Европы Запад не вмешивался в события в "социалистическом содружестве" даже в период острых политических кризисов (Венгрия 1956 г., Чехословакия 1968 г.). Антиколониализм в сочетании со стремлением СССР утвердить свое влияние в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки породил серьезные международные конфликты. Важна роль ядерного фактора. Первыми обладателями ядерного оружия стали США (июль 1945 г.). СССР в августе 1949 г. Гонка стратегических вооружений. Ни одна из двух сверхдержав не могла пойти на риск широкомасштабного конфликта перед угрозой ответного удара, способного нанести неприемлемый ущерб. СССР и США блокировали друг друга, обе державы стремились не допускать большой войны. Ядерные потенциалы оказывали стабилизирующее воздействие на ЯПС. Способствовали предотвращению опасной эскалации конфликтов, ранее приводивших к войне. Стабильность в ЯП системы была неустойчивой. Основывалась на равновесии страха и достигалась через конфликты, кризисы, локальные войны, через разорительную гонку вооружений. ЯПС более устойчива, чем ВВ, не породила большую войну.

      Определение холодной войны. Основные характеристики холодной войны.

    Холодная война – противостояние в послевоенном мире двух наиболее мощных сверхдержав – СССР и США; тотальная и глобальная конфронтация, чреватая кризисами и конфликтами:

    1) тотальная, т.к. распространялась на все сферы : социально-экономическую, политическую, военную, идеологическую;

    2) глобальная, т.к. охватывала все регионы мира , так или иначе затрагивала все государства.

    Точки зрения на время появления холодной войны:

      Первые признаки холодной войны проявлялись уже в противоречиях внутри антигитлеровской коалиции в конце Второй мировой войны (1945)

      1946 г. - переход к полномасштабной холодной войне. Речь Черчилля в Фултоне 5 марта 1946. Термин популярен в 1947 г. с выходом в свет под таким названием сборника статей американского журналиста У. Липпмана.

    Основные характеристики.

    1) противостояние не просто двух самых мощных держав, но и различных социально-экономических, политических и ценностных систем : тоталитарного общества с централизованной экономикой против либеральной демократии и рыночной экономики;

    2) международные отношения = «игра с нулевой суммой », любой выигрыш одного из соперников автоматически рассматривался как проигрыш другого;

    3) военно-силовой фактор . Раскручивание гонки вооружений, колоссальное наращивание военных потенциалов, в т.ч. ядерное оружие и средства его доставки;

    4) ядерный фактор . Атомное и водородное оружие - средство давления на противника, его устрашения;

    5) каждая из сторон стремится привлечь на свою сторону сторонников и сателлитов . США, и СССР заключали двусторонние и многосторонние соглашения о союзе и взаимопомощи, создавали военно-политические блоки;

    6) острые международные кризис ы - наибольшая угроза международному миру. (Карибский 1962, Суэцкий 1956, Берлинский – 1948-1949, война в Корее – 1950-1953)

    7) холодная война не переросла в вооруженный конфлик т. СССР и США не ставили задачу полного военного уничтожения противника. Главные цели: оказать давление на противника, ослабить его позиции, изменить его политику.

    ПРИЧИНЫ:

    Основная – глубочайшие различия в социально-политическом строе, в системе ценностей и идеологии

    Различные взгляды на устройство послевоенного мира :

    СССР:

    Предполагал дальнейшее форсирование строительства социализма советского образца в СССР и в некоторых других государствах, обеспечение для себя выгодных границ и надежно контролируемой сферы влияния и стремление приобрести сильные позиции на международной арене и роль равноправного соперника с главными державами Запада.

    Запад:

    Послевоенный мир – торжество принципов рыночной экономики и западной демократии, мир с англосаксонским преобладанием и международной системой безопасности.

    Окончание :

    1991г. – распад СССР, один из соперников перестал существовать

      Первые кризисы холодной войны: причины и результаты. Иранский кризис как пример такого кризиса.

    Причина кризисов - различные взгляды СССР и США на устройство послевоенного мира :

    СССР:

    Предполагал дальнейшее форсирование строительства социализма советского образца в СССР и в некоторых других государствах, обеспечение для себя выгодных границ и надежно контролируемой сферы влияния по всему периметру границ СССР в первую очередь в Европе, не только закрепить, но и расширить ее, и стремление приобрести сильные позиции на международной арене и роль равноправного соперника с главными державами Запада.

    Запад:

    Послевоенный мир – торжество принципов рыночной экономики и западной демократии, мир с англосаксонским преобладанием и международной системой безопасности. Стремление не допустить закрепления советской сферы влияния, т.к. возникала опасность ее последующего расширения, а диктаторский сталинский режим мог лучше консолидировать свою сферу влияния, чем рыхлые западные демократии.

    Отказ американских руководителей признать советское господство в Польше, Румынии и Болгарии, вызвал первые кризисы – предвестники войны. Попытки американского руководства изменить просоветскую политическую ориентацию правительств в этих странах натолкнулись на жесткое противодействие Москвы. Именно политическое положение в Румынии и Болгарии стало предметом острых споров в Потсдаме и еще более бескомпромиссных дискуссий на Лондонской сессии СМИД, приведших к ее провалу. США через многостороннюю систему стремились навязать свою модель послевоенного устройства мира. СССР претендовал законно на сферу безопасности, но Сталин использовал грязные технологии, жестокие методы установления власти сфере влияния СССР. Противостояние также наблюдалось на Ближнем Востоке (Турецкий кризис 1945-46, когда СССР настаивал на изменении режима проливов, предоставлении ему в зоне проливов военно-морской базы и ряда территорий на Черноморском побережье, ВБ и СССР противодействовали укреплению позиций СССР в Восточном Средиземноморье) и в Греции (Греческий кризис 1946-47 – несмотря на то, что СССР признал Грецию как сферу влияния ВБ, он оказывал помощь греческим коммунистам в гражданской войне).

    Иран 1945 г. усиливалось советское давление на Иран. Для этого использовалось пребывание войск КА в северной части Ирана. Они были введены в августе 1941 г. в соответствии с советско-иранским договором 1921 г. и по согласованию с правительством Великобритании – британские силы заняли южную часть страны. Целью совместной акции союзников было предотвратить использование Германией территории Ирана для развертывания военных операций и укрепления позиций агрессоров на Ближнем Востоке. В соответствии с англо-советско-иранским договором, заключенным в 1942 г., СССР и Великобритания обязались сохранить независимость и территориальную целостность Ирана и вывести из страны свои войска не позднее, чем через 6 месяцев по окончании войны (ко 2 марта 1946). К концу войны СССР добивался как минимум эксклюзивных прав на разработку нефтяных месторождений в северных провинциях Ирана, как максимум – широкой автономии Иранского Азербайджана и его просоветской ориентации. Правительство СССР стало всячески затягивать вывод своих войск и укреплять влияние просоветских сепаратистских организаций. Выполняя заключённые соглашения, британские и американские войска в начале марта 1946г. покинул Иран. СССР не только не предпринял аналогичных шагов, но и ввел в Иранский Азербайджан дополнительные части КА, оснащённые тяжелым вооружением. Возник острый международный кризис. Руководители Великобритании и США продемонстрировали твердую решимость не допустить упрочения позиций СССР на Среднем Востоке. Они заявляли, что продвижение русских войск к Тегерану «означает войну», и готовы были послать американский военный флот в Средиземное море. Твердая позиция США и Великобритании в сочетании с политическими маневрами иранского правительства побудили Сов. Союз в мае 1946 г. завершить вывод всех своих войск из соседней страны. Натолкнувшись на решительное сопротивление, Сталин отступил – «иранский кризис» был завершен. После этого СССР не получил обещанной ему нефтяной концессии, а его сторонники в Иранском Азербайджане к концу 1946 г. были подвергнуты жесточайшим репрессиям.

      Формирование концепции «сдерживания» и ее оформление в политике США

    Стремление советского руководства закрепить и расширить свою сферу влияния вызывало растущее противодействие Запада. В начале 1946 г. в правящих кругах США были выработаны основы внешнеполитической линии в отношении СССР. Наиболее четко они были изложены в хорошо известной «длинной телеграмме» Кеннана. 22 февраля 1946 г . временный поверенный в делах США в СССР Д.Кеннан телеграфировал в госдепартамент США. Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе. Основное положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и при любых обстоятельствах будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на все новые районы мира. Единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж.Кеннан считал «сдерживание» Москвы, то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара». Ключевая идея: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению и интересам Москвы. «Длинная телеграмма» Дж. Кеннана заложила основы американской политики «сдерживания », которая помимо удержания СССР в уже сложившейся зоне его влияния – ВЕ - предусматривала активное выдвижение Западом более привлекательной идеологической и политической альтернативы в сочетании с военным давлением на СССР. Произошел поворот в политике США в отношении СССР. С февраля 1946 г. руководители американской политики рассматривали СССР как потенциального противника, чьи жизненные интересы противоречили подобным интересам США. 5 марта 46 г. Черчилль произнёс знаменитую речь в Фултоне (США), призвав к созданию «братской ассоциации народов, говорящих на английском языке». Эта ассоциация была признана противостоять укреплению международных позиций СССР -публичное объявление холодной войны СССР. 12 марта 1947 г. президент США Г.Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции - необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма», преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. С этого момента концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США. 14 апреля 1950г . директива СНБ 68 (СССР - «тотальный враг» США, нет концу кризисной конфронтации, пока не произойдет изменений в характере советской системы, США должны осуществлять противодействие советской экспансии с помощью нажима на СССР «с позиции силы», т.о. для последующей политики США необходимо наращивание ядерного арсенала и помощи союзникам в ЗЕ).

    5 . Факторы и процесс формирования социалистического содружества в Центральной и Восточной Европе после Второй Мировой войны

    Сталинское руководство стремилось после войны создать советскую сферу влияния по всему периметру границ СССР, в первую очередь в Европе. Эта задача включала установление близких по духу социально-политических режимов прокоммунистической ориентации. К концу ВМВ КА находилась на территории Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии, Восточной Германии и Восточной Австрии; она приняла участие в освобождении Югославии и Албании. Сталин стремился включить эти страны в советскую сферу влияния, установить в них просоветские и прокоммунистические режимы. Необходимо учитывать социально-политический кризис в странах Восточной Европы, тягу значительной части населения к глубоким преобразованиям. В большинстве восточноевропейских государств до войны существовали те или иные разновидности авторитарных режимов, поэтому простой возврат к довоенной демократии был невозможен. Наибольшим влиянием коммунисты пользовались в Югославии, Албании и Болгарии, наименьшим – в Венгрии и Польше, где существовало довольно сильное антикоммунистическое подполье. Сталин использовал для закрепления советского господства в Восточной Европе жесткие недемократические методы. Опорой этой политики стаи силы КА и советские органы НКВД. Во всех страна ВЕ становление новых политических режимов проходило по указаниям Кремля, а в государствах, являвшихся союзниками гитлеровской Германии, под контролем советской военной администрации и советников СССР. На первом этапе Сталин добивался формирования в странах ВЕ коалиционных правительств, в которых коммунисты играли бы важную роль, в частности контролировали бы органы внутренних дел, службу безопасности и вооруженные силы. Затем представителей некоммунистической оппозиции вытесняли из правительства путём сфабрикованных судебных процессов и фальсифицированных выборов. В 1947 г. были разоблачены якобы имевшие место в Венгрии, Румынии и Болгарии «антиреспубликанские и антидемократические заговоры». Влиятельных политиков, противодействовавших коммунистам. убрали из политической жизни, а некоторых казнили. Наиболее интенсивно социально-политические преобразования осуществлялись в Югославии и Албании, в Польше, Румынии и Болгарии, наиболее замедленно – в Венгрии и Чехословакии. К весне 1948 г. во всех рассматриваемых странах были установлены коммунистические просоветские режимы, во многом копировавшие тоталитарную модель сталинского СССР. Одновременно происходили важные социально-экономические преобразования по советскому образцу: 1) национализация крупной промышленности, 2) введение планирования, 3) создание централизованной государственной системы в экономике, 4) аграрная реформа. Советское руководство во главе со Сталиным упорно осуществляло свою концепцию установления и укрепления режимов «народной демократии» и их сплочения в единый «лагерь». Этому способствовало и то, что СССР заключил с рядом этих государств двусторонние договоры о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. (с Чехословакией 1943г., Югославией 1945г., Польшей.1945г) (1948г. – с Румынией, Венгрией, Болгарией). Все эти договоры были однотипными. Они отмечали стремление обеих сторон развивать и укреплять дружественные отношения, бороться за упрочение всеобщего мира и международной безопасности. Стороны брали на себя обязательство совершенствовать взаимные экономические и культурные связи в дружбе и сотрудничества. Весьма важным было обязательство сторон консультироваться между собой по всем актуальным международным вопросам, затрагивающим их взаимные интересы. Тем самым стала оформляться система договорно-правовых отношений между странами, образовавшими «социалистический лагерь» в Европе. Центром этой системы стала Москва, на которую и ориентировались страны «народной демократии» в МО. Таким образом, СССР возглавил группу стран, сплочённо выступавших во внешнеполитической сфере.

      Формирование системы многостороннего сотрудничества в рамках социалистического содружества.

    Сотрудничество СССР со странами народной демократии развивалось в различных сферах: политической, военной, идеологической, культурной. Важнейшее место принадлежало связям между коммунистическими и рабочими партиями. ВКП(б) бесспорный лидер мирового коммунистического движения, Сталин – признанный авторитетный вождь. Коммунистический Интернационал распущен по указанию Сталина в мае – июне 43 г. Регулярные связи между ВКП(б) и другими компартиями на двусторонней основе. НО! осложнение международной обстановки, холодная война - советскому руководству этого стало недостаточно. Требовалось создать прочную систему союзов и приобрести дополнительные инструменты влияния на соседние государства. 1ая серия - к 1947 г. с 3мя странами у СССР были союзные договоры – с Чехословакией (1943), Польшей (1945) и Югославией (1945), имели антигерманскую направленность и отражали опыт совместной борьбы этих стран и Советского Союза против Германии и Италии в годы войны. В феврале 1948 г. СССР заключил Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с Румынией и Венгрией, а в марте 1948 г. – с Болгарией, были рассчитаны на 20 лет и имели антигерманскую направленность. Возникла почти всеохватывающая сеть двусторонних союзов СССР в Восточной Европе. 2ая серия - урегулированы отношения между странами, имевшими споры (1947). С весны 1948 г. реализация 3ей серии мероприятий – заключение договоров между странами, не имевшими между собой общих границ. (1948-49). Одной из целей договоров было недопущение возникновения в регионе конкурирующих блоков и группировок. Поэтому перекрестные договоры «второй» и «третьей» серий предусматривали взаимную помощь против всякого третьего государства, а не только Германии (как договоры СССР с Чехословакией, Польшей, Югославией, Венгрией, Румынией и Болгарией), и запрещали любому подписавшему договор государству вступать в союз против другого государства. В начале 1949 г. в ВЕ существовала мощная договорная система двусторонних союзов, замкнутая на СССР. 22-28 сентября 1947 г. совещание представителей 9 компартий (ВКП(б), компартии Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии, Югославии, Италии и Франции). Итоги: 1)все компартии должны были последовательно ориентироваться на СССР и безоговорочно поддерживать его внешнюю политику. 2)Создание Коминформа в составе 9 партий , должно было размещаться в Белграде. Коминформ как инструмент контроля Кремля за политикой и идеологией стран народной демократии. Прекратил существование в апреле 1956 г. Руководство СССР уделяло большое внимание экономическому сотрудничеству. Воспрепятствовав участию в плане Маршалла, Москва стремилась переориентировать их торговые и хозяйственные связи на Восток. В январе 1949 г. на совещании в Москве было принято решение о СЭВ, вошли Болгария, Румыния, Венгрия, Польша, СССР и Чехословакия. Задача – организация экономического взаимодействия: развитие внешней торговли, технологические проекты, развитие сотрудничества на организации производства. Была закреплена ориентация на получение энергоресурсов из СССР по льготным ценам. Законы рыночной экономики не распространялись на СЭВ. В рамках СЭВ был создан замкнутый рынок социалистических стран.

      Советско-югославский конфликт в конце 40х – начале 50хгодов ХХ века.

    В первые годы после 2МВ Югославия выступала как пример для других стран народной демократии. Новый режим сложился в результате вооруженной антифашистской борьбы, организованной КПЮ. К концу 1945 г. коммунисты обладали монополией на власть, осуществляли национализацию и создавали систему государственного централизованного управления экономикой, аграрная реформа. Весной 1947 г . югославское руководство во главе с маршалом Тито провозгласило переход к «строительству социализма ». Поддерживали проведение антиимпериалистического курса Москвы на противостояние Западу. Вместе с тем она чувствовало себя более самостоятельным и претендовало на лидирующую роль на Балканах. В январе 1948 Тито направил руководителю Албании предложение подготовить ввод в страну дивизии югославских войск без предварительных консультаций с СССР, недовольство Сталина. Сталин настаивал на обязательных консультациях по международным вопросам с Кремлём. Предложил югославам сначала создать федерацию с Болгарией, а потом с Албаниией. Югославское руководство вроде бы согласилось, но не спешило объединяться с просоветской Болгарией - нарушение директив Кремля. Сталин пошёл на конфликт с югославским руководством из-за стремления не допустить абсолютно никакого отклонении от следования в фарватере Москвы, рассчитывал на просоветскую группировку в белградском руководстве, способную подчинить КПЮ Кремлю. Однако Тито устранил оппозиционеров. Июнь 1948 г. - совещание Коминформа в Бухаресте, обсуждение вопроса о положении КПЮ. Вывод: своими антипартийными и антисоветскими взглядами несовместимыми с марксизмом-ленинизмом, руководители КПЮ противопоставили себя другим компартиям, встали на путь измены делу международной солидарности трудящихся и перехода на позиции национализма. Эти обвинения были безосновательными и беспочвенными. В 1948-49 гг . отношения между КПСС и др. компартиями, с одной стороны, и КПЮ – с др., были прерваны. Нарушились государственные отношения между СССР и Югославией. В сентябре 1949 г. Москва осуществила разрыв советско-югославского договора 1945 г. о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве. Против руководства компартии Югославии была развернута грубая пропагандистская кампания. Вплоть до своей смерти, Сталин пытался организовать физическую ликвидацию Тито. Отношения между СССР и Югославией были нормализованы в мае-июне 1955 г., после чего возобновилось двустороннее сотрудничество. В сентябре 1961 г. в Белграде состоялась 1ая конференция Движения неприсоединения. Неформальные лидеры - Индия (Неру), Египет (Насер) и Югославия (Тито).

    8 . США и Западная Европа в 1945-1949 годах.

    К концу 2МВ изоляционизм стал утрачивать позиции в политической жизни США, осознание своей зависимости от окружающего мира и необходимости влиять на него. США полагали, что должны сыграть лидирующую роль в создании новых международных институтов для стабилизации валют, смягчения финансовых кризисов и стимулирования мировой торговли. Ключевыми инструментами экономической стабилизации международной системы суждено было стать трем институтам (созданы в июле 1944, ГАТТ 1947) – МВФ (контроль за стабильностью международной валютной системы, восстановление золотодолларового стандарта),МБРР (содействие развитию отстающих стран посредством предоставления целевых кредитов),ГАТТ (либерализация международной торговли через снижение таможенных тарифов и отмену ограничений). ГАТТ вместе с МВФ и МБРР с 40-х годов образовали комплекс мироэкономических регулирующих механизмов -Бреттон-Вудскую систему , ее создание – один из наиболее значимых в XX в. шагов к стабилизации мироэкономического развития. В июне 1947 г. госсекретарь Дж.Маршалл выступил с речью о направлениях преодоления хозяйственного кризиса Европы, заявил, что США готовы профинансировать программу экономического восстановления Европы, если таковая будет представлена европейцами. Хотя «план Маршалла» был рассчитан не только на страны ЗЕ, он был неприемлем для СССР, поскольку он бы встраивал СССР в мировую экономическую политику, ограничивал его самостоятельность и «уводил» бы от него новых союзников в ВЕ, СССР вынудил ВЕ и Финляндию отказаться. Осуществление плана Маршалла создало предпосылки для образования политического союза государств, принявших в нем участие. США активно выступали за формирование западного военно-политического блока. В начале 1948 г. руководители Великобритании и Франции решительно поддерживали заключение военного соглашения между США и Западной Европой и постоянное присутствие американских войск в Старом Свете. Новый военно-политический блок призван было противостоять Советскому Союзу и «коммунистической угрозе». Однако, как и в экономической сфере, Вашингтон предпочитал вначале осуществить военно-политическое объединение самих западноевропейских государств, мобилизовать их собственные усилия.17 марта 1948 г. представители ВБ, Франции, БеНиЛюкса подписали «Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и о коллективной самообороне» (Брюссельский пакт). Важнейшее обязательство - оказать помощь любому участнику соглашения всеми средствами, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению в Европе. Заложены основы Западного союза, призванного противостоять СССР и коммунизму в Европе. 12 марта 1947 г. президент США Г.Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции - необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма», преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. С момента обращения Г.Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США. 11 июня 1948 г. сенат США принял резолюцию Ванденберга, уполномочившую администрацию в мирное время заключать военно-политические союзы вне американского континента. Это было пересмотром принципа изоляционизма. 4 апреля 1949 Вашингтонская конференция с участием США, стран Западного союза, Канады, Дании, Исландии, Норвегии и Португалии, создание НАТО, сильный договор, жесткие военные обязательства, подразумевал создание системы коллективной безопасности. Также было подготовлено соглашение об американской военной помощи его европейским участникам - поставки вооружения на сумму в 1 млрд долларов пяти участникам Брюссельского пакта. Т.о. Североатлантический пакт сразу же стал важнейшим фактором в политике западных государств и способствовал развертыванию гонки вооружений. Это означало реализацию курса на тесный союз между США и Западной Европы. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики «сдерживания». Развитие панъевропейских тенденций способствовало созданию 5 мая 1949 г. Совета Европы – первой межгосударственной организации, созданной для стандартизации европейских подходов к обеспечению гражданских свобод, морально-этических норм, прав человека, принципов социальной политики.

    План Маршалла, и его полит и международное значение.

    5 июня 1947 г. госсекретарь США Джордж Маршалл выступил в Гарвардском университете с программной речью, которая стала исходным пунктом осуществления комплекса экономических и политических мер, известных под названием "план Маршалла".

    Цели плана Маршалла предусматривали стабилизацию социально-политической ситуации в Западной Европе, включение Западной Германии в западный блок и уменьшение советского влияния в Восточной Европе. Страны Восточной Европы могли принять участие в программе восстановления Европы только в случае отказа от ориентации их экономики на Советский Союз.

    Советская делегация на Парижском совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР последовательно руководствовалась директивами, полученными в Москве. Советское руководство полностью исключало выявление и проверку ресурсов европейских стран, составление ими какой-то общей программы стабилизации европейской экономики. Москва стремилась трактовать предложение Маршалла как возможность получения американских кредитов для послевоенной реконструкции. 2 июля 1947г. Парижское совещание министров иностранных дел трех держав завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении плана Маршалла. 4 июля официальные приглашения на участие в Европейской экономической конференции были направлены правительствам 22 стран Европы. Конференцию предлагалось открыть 12 июля 1947 г. в Париже.

    СССР отказался участвовать в конференции и повел линию на ее срыв. В ночь с 7 на 8 июля советским послам в Белграде, Будапеште, Бухаресте, Варшаве, Праге, Софии, Тиране, Хельсинки было дано указание немедленно передать руководителям компартий этих стран директиву отказаться от участия в совещании по плану Маршалла.

    На конференции 16 стран Европы в Париже 12–15 июля было решено создать специальный Комитет европейского экономического сотрудничества и четыре специализированных комитета для разработки баланса ресурсов Европы и ее потребностей.

    В апреле 1948 г. участники плана Маршалла создали Организацию европейского экономического сотрудничества. Осуществление плана Маршалла содействовало стабилизации и консолидации европейского капитализма. Товары и капиталы, направлявшиеся по плану Маршалла в Западную Европу, способствовали преодолению экономических последствий войны. План Маршалла позволил западноевропейским странам получать часть необходимой им американской продукции, помог преодолеть кризисное состояние торгово-финансовой системы в западном мире. С американской помощью правящие круги западноевропейских государств ослабили острый политический кризис.

    9. Формирование западных структур безопасности.

    Усилившийся в военном и политическом отношении СССР рассматривается правящими кругами на Западе как системная угроза стабильности в Европе и, в целом, западной цивилизации. 5 марта 1946 в Фултоне Черчилль произносит речь о "железном занавесе" - предупредить некоммунистическую часть населения Земли об угрозе агрессии со стороны СССР. Напряженность в Европе продолжала нарастать, западноевропейские демократии запросили США о гарантиях безопасности. США: прежде чем обращаться за помощью, европейцы должны объединиться. 4 марта 1947 г. франко-британский Договор о союзе и взаимопомощи сроком на 50 лет (Дюнкеркский пакт ). 17 марта 1948г . в Брюсселе – ВБ, Франция, БеНиЛюкс – подписали Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной обороне – Западный союз (военно-политический и экономический), создан на 50 лет, цель противодействие появлению новой военной опасности со стороны Германии. 4 апреля 1949 Вашингтонская конференция (США, стран Западный союз, Канада, Дания, Исландия, Норвегия и Португалия) создание НАТО, сильный договор, жесткие военные обязательства, подразумевал создание системы коллективной безопасности. Также было подготовлено соглашение об американской военной помощи его европейским участникам - поставки вооружения на сумму в 1 млрд долларов пяти участникам Брюссельского пакта. Т.о. Североатлантический пакт сразу же стал важнейшим фактором в политике западных государств и способствовал развертыванию гонки вооружений. Это означало реализацию курса на тесный союз между США и Западной Европы. Оно стало важным этапом в осуществлении Вашингтоном политики «сдерживания». Октябрь 1950 - французский пре­мьер-министр выдвинул. предложения, полу­чившие по его имени название «план Плевена»: создание «европейской армии» с включением в нее ВС государств-участников небольшими подразделениями. , Командовать должен был европейский министр обороны. В формировании армии согласились участвовать Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. В процессе обсуждения план трансформи­ровался в проект создания ЕОС с наднациональными политическими и воен­ными структурами. Государства-участники передавали в рас­поряжение ЕОС свои ВС, кроме войск, необходимых для ведения операций в колониях и не­больших контингентов для охраны глав госу­дарств. Франция лишалась национальной армии, а ФРГ получала право сформировать дивизии. Договор о ЕОС подписан в январе 1952 г., в августе 1954 г. французский парламент отказался ратифицировать. Лондонская конференция западных держав (28 сентября - 3 октября 1954) приняла решения, открывавшие путь к перевоору­жению ФРГ. Предусматривалось ее вступление (вместе с Ита­лией) в Западный союз, созданный на основе Брюссельского пакта (1948 г.). При этом ФРГ отказывалась от производства оружия массового уничтожения, от создания дальнобойной артиллерии, стратегической бомбардировоч­ной авиации и военных кораблей водоизмещением более 3000 тонн, а Франция согласилась на вступление ФРГ в НАТО. Лондонские решения были развиты и конкретизированы в Парижских соглашениях, подписанных в октябре 1954 года: создание За­падноевропейского союза (Западный Союз + ФРГ и Италия), тесно связанного с НАТО, резолюция о присоединении ФРГ к НАТО, право ФРГ на формирование 12 пехотных ди­визий, ВВС и ВМС. Парижские соглашения укрепляли систему военно-по­литических союзов Запада и соответствовали логике холодной войны.

    В опубликованной в “Журнале мировой политики” статье “Карточный дом”, (“Журнал мировой политики”, том 14, N.3, осень 1997г.; стр. 77-95 ) американский политолог Кристофор Лайн анализирует цели и задачи внешней политики США по отношению к Китаю.

    Хотя субъект данной статьи американо-китайские отношения, тем не менее выводы, которые делает Лайн, применимы и по отношению к другим странам, в частности России и Германии.

    Кристофер Лайн объясняет политику сдерживания Китая гео-стратегической политикой Америки, в проведении которой Америка намерена употреблять военную силу для того, чтобы не допустить развития Китая до статуса супер-державы и заставить, таким образом, Китай следовать диктату Вашингтона.

    Подобное “сдерживание” должно поставить Китай в новые колониальные рамки, наподобие тех, в которых в настоящее время находится Россия.

    Атакующие и защищающие реалисты

    Рассуждая о гео-стратегических концепциях США Кристофер Лайне делает различие между двумя школами стратегического мышления: школой “атакующих” и школой “защищающих” реалистов.

    Как “атакующие” так и “защищающие” реалисты сходятся на том, что сохранение, упрочнение и дальнейшее развитие американской мировой гегемонии не только приемлемо, но и желательно и необходимо. “На повседневном языке политики это означает, что мировое государство-гегемон является преобладающей и подавляющей силой в интернациональной системе. Государство, достигшего такого статуса, становится настолько всесильным, что может делать в мире все, что ему заблагорассудится, и в любое удобное для такого государства время”. Абсолютная, никем и ничем неограниченная односторонность действий на международной арене является прерогативой США.

    “Атакующие” и “защищающие” реалисты не верят в принцип баланса сил в мире. Они считают, что Соединенные Штаты гарантируют себе сохранность и благополучие только при отсуствие баланса сил в мире. Гегемониальная политика США должна быть направленна на предотвращение возникновения нового баланса сил в мировой политической системе. Однополярная мировая система под гегемонией США является основной целью внешней политики США. Возникновение же новой моногополярной системы является потенциальной угрозой для американской мировой гегемонии.

    Соединенные Штаты обязаны поддерживать постоянство в своей мощи и делать все возможное для сдерживания развития других стран, имеющих потенциальную возможность достижения статуса сверх-державы, или же силового паритета с США в международной системе. Американское геополитическое превосходство является ключом к будущему взаимодействию между странами.

    Историческое возникновение и развитие новых Великих держав, должно быть приостановлено на самых начальных этапах его развития.

    В контексте теорий международного права Карла Шмитта, Соединенные Штаты рассматривают самих себя как единственное “политическое государство” наделенное прерогативой casus belle. Нет и не может быть международных норм поведения, которые являлись бы обязательными для США. США - абсолютный суверен, который в одностороннем порядке принимает решения своим волеизявлением создать исключение к существующим нормам международного права. По существу, нормы международного поведения тождественны с волей США! В этом в прошлом и заключалась прибавка Рузвельта к доктрине Монро в отношении стран Западного полушария. Теперь те же принципы должны получить применение во всем мире. Новый мировой порядок - это и есть доктрина Монро для всего мира.

    “Среди великих сил современной истории, которые когда-либо достигали статуса империи, похоже, что только Соединенные Штаты –единственное государство, которое не в состоянии смириться с фактом со-существования с другими великими силами, обладающими потенциальным с ними паритетом”. Тоталитарная исключительность идеологии гегемонии США является уникальной в мировой истории, подчеркивает Кристофер Лайн.

    Разница же между “атакующими” и “защищающими” реалистами заключается в том, что первые считают, что США должны использовать военную силу для предотвращения возникновения нового баланса сил в мире, а вторые считают, что экономическая политика (стратегия открытых дверей) и силовая дипломатия достаточны для достижения этой цели.

    Отталкиваясь от книги Збигнева Бжезинского “Великая шахматная доска” (Zbigniew Brzezinski, “The Grand Chessboard. American Primacy and Its Geostrategic Imperatives, Basic Books, New York, 1997 ), а также от разработок аналитиков Рэнд Корпорайшн влиятельный американский политолог Уильям Пфафф пишет в своей работе “Грядущее столкновение Европы с Соединенными Штатами” (“The Coming Clash of Europe with America”, World Policy Journal, vol. XV, No 4, Winter 1998/99, p.p. 2 ), что стержнем американской геостратегии является так называемая “новая атлантическая инициатива”, которая при помощи экспансии НАТО должна создать американскую атлантическую империю. НАТО отводится роль основного инструмента не только для захвата нового Lebensrauma Соединенными Штатами, но и для сдерживания и подчинения Европы.

    Американская атлантическая империя – “это политический и экономический трансатлантический союз под американской доминацией, включающий в себя всю Центральную и Восточную Европу. Эта империя должна включить в себя или полностью заменить Европейский Союз, ЕС, которому будет отведено место подчиненной региональной групировки”, наподобие Организации Американских Государств (ОАГ) в Западном полушарии, подчеркивает Пфафф. В рамках “атлантической инициативы” и вполне в соответсвие с геополитическими установками разработанными в “Руководстве Пентагона по оборонному планированию” от 1991 года, независимая Европа рассматривается в качестве самой серьезной угрозы Соединенным Штатам. Некоторые аналитики, связанные с Советом по Международным отношениям, заходят так далеко, что рассматривают противостояние между США и Европой, возникшее с созданием Европейского Монетарного Союза, ЕМС, и евро - в качестве конфликта, который может привести к войне (Martin Feldstein “EMU and International Conflict”, Foreign Affairs, November/December 1997 ).

    Збигнев Бжезинский идет еще дальше и концептуализирует новую атлантическую империю в глобальном атлантико-евразийском масштабе. Для него она должна включить всю Евразию (sic!) и в первую очередь республики бывшего Советского Союза – и прежде всего Украину. То, что принято называть стратегией Бжезинского, для Украины и Белоруссии является стратегией по осуществлению этого плана.

    12 марта 1947 года президент США публично огласил свою знаменитую «Доктрину Трумэна», направленную на «сдерживание» СССР и уничтожение коммунистического режима.

    Сдерживание СССР

    Одной из целей доктрины Трумэна было создание «полосы» подконтрольных Соединенным Штатам государств вокруг Советского Союза, которые бы стали мощной преградой на пути распространения советского влияния в мире. Правительства данных стран должны были беспрекословно подчиняться США, в обмен они получали серьезную финансовую поддержку со стороны американского руководства. Такое подчинение обеспечивалось за счет установления финансового и политического контроля со стороны американской администрации. Бедность и голод, царившие в этих странах после Второй мировой войны (Греция), или давно существовавшие социально-экономические противоречия, связанные с экономической отсталостью (Турция, Корея), стали главными доводами, почему данные государства пошли на сотрудничество с США и согласились на всеобъемлющее подчинение им.

    Сам Трумэн отмечал в своей речи перед Конгрессом 12 марта 1947 в отношении Греции: «Когда войска союзников освободили Грецию, они увидели, что отступающие немцы разрушили практически все железные и шоссейные дороги, портовые сооружения, коммуникации и торговый флот. Было сожжено более тысячи деревень. Инфляция уничтожила практически все сбережения».

    Очевидны были экономические проблемы, с решением которых готовы были помочь США, но только лишь при условии установления полного финансового и политического контроля. «Просьба о помощи» представлялась как добровольный шаг правительств нуждающихся стран. Территория этих стран должны были стать зоной, где могли бы быть размещены американские военные контингенты, которые вместе с войсками союзников смогли в случае необходимости выступить против СССР.

    Геополитическая блокада

    США понимали, что в Греции и Турции реальна была возможность установления просоветских режимов. В этих странах все большую силу набирали коммунистические партии, поддерживаемые географически близкими странами, которые уже попали под советское влияние (Болгария, Румыния, Югославия). По мнению Трумэна, «террористические действия нескольких тысяч вооруженных партизан, возглавляемых коммунистами, бросают вызов власти правительства». Попадание в сферу влияния Советского Союза Турции и Греции означало бы геополитическую победу СССР и установление контроля над проливами Босфор и Дарданеллы, что, в свою очередь, создало бы угрозу интересам США и союзникам (Франции и Великобритании) в данном регионе, ускорило бы распад французской и английской колониальных империй в Африке.

    Защита экономических интересов США

    После Второй мировой войны страны Западной Европы оказались в сложнейшей экономической ситуации: разрушенная экономика, огромные долги (особенно перед США). В этих условиях в странах Европы все большую популярность набирали коммунистические партии. Возможный приход этих сил к власти привел бы к тому, что американские кредиты на вооружение и ведение войны не были бы отданы, США потеряли бы огромный и емкий рынок сбыта американских промышленных товаров и сфер приложения капиталов американских компаний. Нужды стран Западной Европы в промышленной продукции могла удовлетворить советская промышленность. Америка не могла этого допустить. Как продолжение доктрины Трумэна был создан «план Маршалла» - проект финансовой помощи европейским странам, согласно которому США предоставили Европе льготные кредиты в виде поставки готовой промышленной продукции, а европейские страны давали возможность американским компаниям создавать на их территории собственные производства. Этот план стал следствием утверждения Трумэна «помощь должна быть, прежде всего, экономической и финансовой, которая приведет к экономической стабильности и таким образом окажет свое влияние на политические процессы».

    Создание нового мирового порядка

    Своей доктриной Трумэн объявлял весь мир – сферой исключительных интересов только лишь США. В этом мире «свободные народы будут сопротивляться внешнему давлению», США «должны помочь в освобождении народов, чтобы они сами могли решать свою собственную судьбу». И средством этой помощи могло стать даже применение ядерного оружия, которым на тот момент обладали только лишь США. Таким образом, доктрина Трумэна стала, своего рода, продолжением доктрины Монро. Но если последняя объявляла сферой исключительных интересов только Новый Свет, то с новой доктриной таковой стал весь мир.

    Навязывание «американской мечты»

    Один из способов, который мог бы сдержать распространение советского влияние в мире – заменить идеалы коммунизма, которые воодушевляли многих рабочих, не только в европейских странах, но и в США, на идеалы так называемой «американской мечты», американского образа жизни. Трумэн в своей речи так и говорит: «мы и другие страны способны обеспечить образ жизни, свободный от принуждения».

    Прощение бывшего врага

    Дабы воспрепятствовать росту влияния СССР в Европе, США пошли на восстановление экономики Западной Германии (вопреки мнению, что Германия могла в будущем стать угрозой безопасности в Европе), которая должна была стать форпостом капиталистического мира против нависшей коммунистической угрозы.

    Публичная пропаганда

    Трумэн испытывал личную неприязнь к коммунизму, сравнивая коммунистов с собаками, которых он так же терпеть не мог. В своей речи к Конгрессу он говорил: «Мы осудили в прошлом, и мы осуждаем теперь, любые экстремистские меры в отношении инакомыслящих и призываем к большей терпимости». Под экстремистами в прошлом он понимал нацистов, в настоящем – коммунистов. Таким образом, недопущение распространения влияние СССР было делом личной чести. Через девять дней после произнесения речи Трумэн издал Исполнительный приказ № 9835, вводящий в действие Программу проверки лояльности федеральных служащих. В течение четырех лет были проверены согласно этому указу 3 млн. государственных служащих. Несколько тысяч были вынуждены уйти в отставку, а 212 человек заставили это сделать. При этом не было найдено ни одного признака шпионажа. Жене он пообещал, что «сможет предотвратить создание НКВД или Гестапо».

    Что такое «длинная телеграмма Кеннана»? Какое значение она имела для внешней политики США?
    2. Когда была оформлена «доктрина Трумэна»? Как развивалась внешняя политика США в конце 1940-х годов?
    1. Зимой-весной 1946 г. в западном общественном мнении начался перелом в отношении сотрудничества с СССР. На критические позиции стали переходить представители либеральной части западных интеллектуалов. 22 февраля 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан направил в государственный департамент США в Вашингтон донесение в форме знаменитой «длинной телеграммы» (8 тыс. слов), в которой он дал развернутую оценку возможностям развития отношений США с Советским Союзом.
    Кеннан предостерегал американское руководство от продолжения «рузвельтовской» политики доверительного партнерства с СССР и призывал скорее избавиться от иллюзий и завышенных ожиданий в отношении возможности сотрудничать и договариваться с Москвой на общепринятой дипломатической основе - т.е. основе взвешивания и рациональной оценки аргументов сторон, учета интересов партнера, переговорной «торговли» и соблюдения принципа верности принятым обязательствам. В телеграмме твердо заявлялось: советское руководство уважает только силу, и поэтому диалог с ним надо вести в невызывающей, но твердой манере, давая понимать, что США не пойдут ни на какие уступки без гарантированной взаимности со стороны Москвы. Характеризуя взгляды советского руководства, автор телеграммы писал: «...Мы имеем... дело с политической силой, фанатично приверженной мнению, что с США не может быть достигнут постоянный
    Важнейшее положение телеграммы заключалось в выводе об органическом экспансионизме, присущем советским руководителям, который побуждает и, при любых обстоятельствах, будет побуждать их к внешней экспансии, распространению сферы своего влияния на новые районы. Соответственно, единственным адекватным ответом на подобные устремления СССР Дж. Кеннан считал «сдерживание» Москвы.
    Ключевое слово
    Сдерживание - удержание Советского Союза в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести, и бескомпромиссное противодействие любым попыткам СССР выйти за их пределы посредством противопоставления советским поползновениям «несгибаемой силы в любой точке Земного шара».
    Хотя «длинная телеграмма» была предназначена только для государственного секретаря США, с ней в течение нескольких месяцев ознакомились несколько тысяч человек, которые определяли внешнюю политику Вашингтона. Морской министр Джеймс Форрестол, которому копия этой телеграммы была направлена послом США в СССР Аве- реллом Гарриманом, распорядился размножить ее на мимеографе и направить другим членам кабинета и высшим офицерам вооруженных сил США. Одновременно по распоряжению руководства государственного департамента текст Дж. Кеннана был разослан в порядке ключевой политической информации во все зарубежные посольства США.
    В июле 1947 г. текст Кеннана за подписью «мистер Икс» был опубликован в ведущем американском журнале и стал предметом полемики в широких слоях политической общественности США. Дж. Кеннан первым сформулировал ключевую идею администрации Гарри Трумэна: не провоцировать СССР, но демонстрировать ему твердость США, отстаивать собственное американское видение, даже если оно противоречит мнению Москвы. В марте 1945 г. Советскому Союзу доверяло 55% опрошенных американцев, в марте 1946 - только 33%.
    2.21 февраля 1947 г. Лондон уведомил американскую администрацию о том, что из-за финансовых трудностей Британия не сможет продолжить оказание помощи Греции и Турции. В Вашингтоне были уверены, что политический вакуум в случае ухода Британии из Восточного Средиземноморья займет Советский Союз. Ситуация казалась тревожной из-за положения в Греции, где королевское правительство не могло побороть коммунистов. Возможная победа греческих левых казалась началом революционной волны, способной захлестнуть Италию и Францию, в которых компартии сохраняли большое влияние.
    12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн запросил у конгресса 400 млн долл. на оказание срочной помощи Греции и Турции. Конгресс одобрил эти предложения, и к концу мая 1947 г. средства были выделены. Обосновывая запрос, Г. Трумэн ссылался на необходимость сдержать натиск «мирового коммунизма». Сделать это президент предлагал преимущественно экономическими методами. В этом состояла суть его доктрины. В президентской речи были использованы аргументация и терминология «длинной телеграммы» Дж. Кеннана. Принято считать, что с момента обращения Г. Трумэна к конгрессу в марте 1947 г. концепция «сдерживания» была официально принята в качестве основы внешней политики США.
    До конца 1940-х годов США успешно реализовывали свои преимущества первой экономической державы мира. Этот период был временем гегемонического преобладания США. Повторно сходная ситуация в мире возникла лишь в конце 90-х годов XX в., после распада СССР,
    После нескольких веков господства изоляционизма началась пора преобладания философии американского интернационализма (по-другому называемого в зарубежной литературе интервенционизмом). Он был основан на идее моральной предназначенности Соединенных Штатов Америки как первого в мире государства, основанного на идее свободы для исполнения высокой миссии зашиты свободы и демократии. Соединенные Штаты были готовы ради исполнения этого предназначения идти на затраты, оправдывая их необходимостью защиты американских идеалов, национальных интересов США и американского народа.
    14 июня 1948 г. сенат США принял так называемую «резолюцию Ванденберга» (по имени предложившего ее сенатора А. Ванденберга), согласно которой допускалось «участие Соединенных Штатов в соответствии с конституционной процедурой в таких региональных и прочих коллективных соглашениях, которые основаны на оказании продолжительной и коллективной взаимопомощи в вопросах, затрагивающих национальную безопасность». Принятие этой резолюции означало отказ от изоляционистских концепций внешней политики и взятие курса на создание постоянных блоков с участием США.
    Минимум знаний
    1. В феврале 1946 г. временный поверенный в делах США в СССР Джордж Кеннан направил в Вашингтон «длинную телеграмму», в которой он призвал к ужесточению политики США в отношении СССР и сформулировал концепцию «сдерживания»-удержания СССР в приобретенных им зонах влияния. Кеннану удалось угадать сдвиг в настроениях американской элиты, и его письмо послужило основой изменения подходов США к внешнеполитическому курсу.
    2. В 1947 г. «сдерживание» было официально закреплено в рамках «доктриныТрумэна», которая предполагала оказание существенной экономической поддержки странам, которые подвергаются коммунистической угрозе. ПриТрумэне американская внешняя политика перешла на основы интервенционизма.

    Еще по теме Зарождение концепции «сдерживания СССР» и ее официальное оформление в «доктрине Трумэна»:

    1. Распад СССР и зарождение новой геополитической ситуации в Евразии
    2. В чем суть концепции Л. Д. Троцкого о «бюрократическом перерождении советской власти» в СССР?
    3. Нормализация дипломатичесетда отношений СССР с Японией и позиция СССР по вопросу о Совместной декларации 1956 года

    В чем состояли основные положения концепции «отбрасывания коммунизма»?
    2. Какова была военная составляющая концепции «отбрасывания»?
    1. В последние годы президентства Трумэна США ужесточили свои подходы во внешней политике, это было вызвано как далеко не полным успехом в Корейской войне, так и осложнением внутренней ситуации («охота на ведьм» - антилевая и антикоммунистическая истерия, оказавшая сильное давление на политическую позицию американской администрации).
    В Вашингтоне внимательно следили за переменами в Москве. Новое республиканское руководство не исключало, что смена власти в СССР может пойти во благо США. Поэтому в Вашингтоне были готовы к диалогу с Москвой - хотя бы с целью прозондировать позиции новых советских лидеров.
    Новая администрация пришла к власти под лозунгами критики демократов за их «примиренчество» по отношению к «коммунистической экспансии». Республиканцы считали концепцию «сдерживания» неадекватной, потому что она будто бы обрекала США на оборонительную роль, неэффективную, как полагали в новой администрации, перед лицом «всемирного наступления коммунизма». Республиканцы стремились предложить доктрине сдерживания альтернативу в наступательном духе. Эту роль должна была выполнить концепция «отбрасывания коммунизма», по-другому называемая концепцией «освобождения».
    Ключевое слово
    Отбрасывание коммунизма - концепция внешней политики США, принятая при администрации Д. Эйзенхауэра и предполагавшая масштабное давление, в частности, угрозу ядерно-силового удара, на социалистические страны с целью заставить их отступить от уже существующих рубежей сфер влияния, сократить их пределы, пойти на уступки, в том числе по вопросам внутренней жизни.
    Впервые ключевые идеи новой концепции были сформулированы в мае 1952 г. в журнале «Лайф» в статье деятеля республиканской партии Дж. Ф. Даллеса, озаглавленной «Политика смелости». После того как в 1953 г. в новой администрации республиканцев он был назначен на пост государственного секретаря, выдвинутые в 1952 г. постулаты стали во многом определять реальную внешнюю политику США. Идея Дж. Ф. Даллеса состояла в оказании на СССР и другие социалистические страны давления посредством угрозы применить массированный ядерный удар. Таким образом Дж. Ф. Даллес предполагал сковать активность социалистических государств и заставить их учитывать возможность удара США в своей внутренней политике. Имелось в виду, что коммунистические власти «из страха» перед Вашингтоном станут проводить менее репрессивную политику в отношении своих граждан.
    Ожидалось, что и сами граждане, поняв причины страхов «своих» правительств, будут активнее бороться против них «снизу». Благодаря этому в коммунистических обществах потенциал «освободительных тенденций» станет расти, а репрессивных - уменьшаться. Все это приведет к «освобождению» социалистических стран от «гнета коммунизма». Примером, на который ссылался Дж. Ф. Даллес в подтверждение утопических гипотез, была Югославия, отошедшая от союза с Москвой после советско-югославского конфликта. Югославский случай должен был иллюстрировать «отбрасывание», «оттеснение» СССР вглубь Евразии, подальше от Западной Европы, Балкан и Ближнего Востока.
    Официально Дж. Ф. Даллес представил свое видение международных реалий 15 января 1953 г. в выступлении перед сенатской комиссией по иностранным делам. Он заявил о намерении заменить политику «сдерживания» на новую - «более динамичную». Даллес призывал к «освобождению» от коммунизма народов восточноевропейских стран и
    Советского Союза. Хотя минусы подхода Дж. Ф. Даллеса-теоретика к оценке международных реалий были очевидны американским экспертам, его назначение на пост главы внешнеполитического ведомства США означало, что новая администрация намерена пользоваться угрозой применения ядерного оружия против своих оппонентов. С1953 г. и до Карибского кризиса 1962 г. ультиматумы, содержащие прямые угрозы применения военной силы, были распространенным явлением в отношениях между ведущими державами и международных отношениях в целом.
    2. С концепцией «отбрасывания», которая была призвана дать общее обоснование внешнеполитической платформе США, были связаны две военные доктрины - «нового взгляда» и «массированного возмездия».
    Ключевое слово
    Доктрина массированного возмездия - военно-политическая доктрина США, принятая при администрации Д. Эйзенхауэра, и предполагавшая в ответ на даже ограниченное нападение СССР на США нанести ответный удар всей мощью американского ядерного потенциала страны.
    Смысл доктрины «нового взгляда» (изложена в докладе СНБ 8 августа 1953 г.) состоял в констатации: ядерная составляющая вооруженных сил страны обходится бюджету дешевле, чем содержание обычных вооруженных сил, применение которых способно обеспечить эффект, сравнимый с эффектом от применения ядерного оружия. Это было циничное, но точное наблюдение. Из него следовало, что Соединенным Штатам не нужно содержать большую армию в Европе, а достаточно нарастить количество ядерных боезарядов и средств их доставки на национальной территории США.
    Американская администрация считала ошибкой «размазывание» американских воинских контингентов по периферии границ СССР. Она считала нужным побудить концентрировать вдоль советских границ войска те страны, которые могут быть в этом непосредственно заинтересованы по соображениям собственной безопасности. Советский Союз предполагалось окружить силами приграничных с ним союзных Вашингтону стран. Предлагалось «разделение труда»: американские союзники должны были оказывать давление на СССР силами обычных вооружений, а на США возлагалась задача нанесения «возмездного» удара по потенциальному агрессору с американской национальной территории. В таком случае Соединенным Штатам не имело смысла сохранять в Европе свое массивное присутствие живой силой. Военный контингент США в Старом Свете молено было сократить, к чему и стремился Д. Эйзенхауэр.
    Доктрина «массированного возмездия» (провозглашена 12 января 1954 г. в выступлении Дж. Ф. Даллеса в нью-йоркском Совете по международным отношениям), в понимание американской администрации, была инструментом психологического давления. На каждый случай «коммунистической экспансии» Даллес предлагал «отвечать немедленно, немедленно по нашему собственному усмотрению». Вашингтон оповещал о своей готовности в случае даже ограниченного нападения на США применить всю мощь ядерного потенциала в качестве возмездия за посягательство на безопасность Соединенных Штатов.
    Открывался вопрос о возможности вертикальной эскалации конфликта («стратегия быстрой эскалации», принята странами НАТО 17 декабря 1954 г.): случайный конфликт с участием США мог перерасти в большую войну с использованием ядерного оружия. Устанавливался очень низкий порог ядерного конфликта. Опасность доктрины заключалась в том, что она легализовала «превентивный удар» - даже малый конфликт с СССР теперь предполагал применение против него всех сил и средств США в порядке предупреждения новых ударов с его стороны. Доктрина массированного возмездия в литературе именуется еще и доктриной «массированного превентивного удара».
    Американские новации были рискованными. С осени 1949 г. СССР был ядерной державой, в августе 1953 г. он успешно испытал термоядерное оружие (водородную бомбу). Западные исследователи отмечали, что хотя США провели испытание своего термоядерного устройства в 1952 г., «полноценная», т.е. пригодная для боевого применения, водородная бомба была построена и испытана в Советском Союзе раньше, чем в США. В мае 1954 г. на военном параде в Москве конструкторское бюро А. Н. Туполева продемонстрировало первые четыре межконтинентальные бомбардировщика, способные достигать территории США через Северный полюс и возвращаться обратно. Правда, Соединенные Штаты сохраняли превосходство по количеству ядерных зарядов и средств их доставки.
    Минимум знаний
    1. Концепция «отбрасывания», по мысли ее создателей, должна была носить более наступательный характер, чем «сдерживание». Используя угрозу массированного ядерного удара, предполагалось устрашить коммунистические режимы, заставить их пойти на уступки и поддержать внутренние антикоммунистические движения, которые смогли бы «сбросить» репрессивные режимы.
    2. Военные доктрины «новый взгляд» и «массированное возмездие» делали упор на развитие ядерного потенциала США. Эти доктрины исходили из относительной дешевизны ядерного оружия по сравнению с обычными вооружениями. Допускалось массированное применение ядерного оружия в ответ даже на ограниченный удар со стороны СССР