• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Основными направлениями внешней политики СССР в 1970-х - начале 1980-х гг. являлись укрепление социалистического содружества; стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами; поддержка международного коммунистического движения, национально- освободительных и революционных сил в третьем мире .

    На начало 70-х гг. приходится поворот в сторону разрядки международной напряженности . Этому способствовал достигнутый к 1969 г.военно- стратегический паритет с США. Важным политическим и дипломатическим успехом СССР стала в этот период нормализация отношений с Западной Германией (договор 1970 г.) и заключение договора о неприменении силы в отношениях между собой (на основе признания послевоенных границ и политического порядка, установленного в Восточной Европе). Практическими шагами на пути потепления международного климата являлись также двусторонние встречи глав государств СССР и США.

    Результатом советско-американских переговоров стало подписание в 1972 г. соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) и в 1979 г. - ОСВ-2. Процесс разрядки был закрепленХельсинкским совещанием по сотрудничеству и безопасности в Европе (1975 г.). Европейские страны, СССР, США и Канада подписалиЗаключительный акт совещания , который зафиксировал военно-политическое и территориальное размежевание, сложившееся в мире после Второй мировой войны. Важным итогом совещания в Хельсинки стало обязательство следовать принципам взаимного уважения национального суверенитета, невмешательства во внутренние дела, что дополнялось договоренностями о соблюдении прав человека в странах-участницах.

    Основным противоречием международных отношений периода 1970-х гг. являлась гонка вооружений , которую поддерживали как Советский Союз, так и его потенциальные противники.

    Приоритетной задачей советской внешней политики стало укрепление позиций СССР в социалистическом лагере. Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 1970-х гг. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь и подчас прямой диктат, стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря, прежде всего, в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) иОрганизации стран Варшавского Договора .

    Продолжалось ухудшение отношений СССР с КНР и Албанией. Конфликт с Китаем вылился в 1968 г. в вооруженное столкновение на пограничном о. Даманском. В дальнейшем сохранялась опасность эскалации вооруженного конфликта.

    СССР осуществлял последовательную поддержку национально- освободительных сил в развивающихся странах , провозгласивших ориентацию на социализм и сотрудничество с СССР. Эта политика была особенно активна в регионах, считавшихся непосредственной сферой влияния СССР. Ежегодная советская военная помощь Афганистану, Анголе, Кубе, Никарагуа, Эфиопии, Вьетнаму составляла 15 млрд. руб. СССР активно занимался продажей оружия в развивающиеся страны.

    Во второй половине 1970-х гг. СССР продолжал глобализацию своей внешней политики, активизируя действия на Ближнем Востоке и в Африке (Ангола, Мозамбик, Эфиопия).

    В 1979 г. произошел новый виток напряженности, связанный с вводом советских войск в Афганистан, что являлось попыткой изменить международный баланс сил в пользу социализма. При этом руководство страны во главе с Брежневым понимало, что этой акцией СССР противопоставил себя большинству стран, прежде всего, США и Китаю.

    Используя афганский фактор, Запад развернул широкую кампанию осуждения советской агрессии. Почти все ведущие страны Запада объявили СССР научно-техническую блокаду в целях ограничения экспорта новых технологий в социалистические страны. В 1980 г. американцы бойкотировали XXII Олимпийские игры, проходившие в Москве. В ответ СССР и его союзники проигнорировали Олимпиаду-84 в Лос-Анджелесе. В 1979 – 1980 гг. США развернули кампанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия . В 1984 г. Советский Союз на территории ЧССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

    В результате, в начале 80-х гг. мир вновь оказался в состоянии острой конфронтации, а основные усилия советской дипломатии были направлены на то, чтобы помешать развертыванию американских ракет средней дальности в Европе и реализации программы стратегической оборонной инициативы (СОИ).

    За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный и противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и опять к новому обострению международной напряженности. В ее основе лежали концепции идеологического противостояния и борьбы двух систем, а также стремление к обеспечению стабильного развития СССР.

    Внешняя политика СССР брала в основу решение проблем данного периода - уменьшение противоборства между Востоком и Западом.
    Взаимоотношения между СССР и капиталистических стран приобрели наиболее взвешенный характер.
    Главной целью внешней политики СССР было ослабление международной напряженности и для этого было просто необходимо подписание ряда договоренностей: соглашение по Берлину Западному, подписанное 4-мя сторонами данного соглашения, американо-советский договоренности, связанные с ограничением систем ПРО (противоракетной обороны).
    Осенью 1964 года перед СССР стояли такие главные задачи, как: нарушение единства всех социалистических государств, из-за Карибского кризиса отношения между странами были недоверчивыми, безрезультатные отношения со странами 3-его мира. Руководство Брежнева обозначили перед собой значимые задачи внеш. политике страны, необходимые для срочного разрешения. Задачи были следующие: устранение угроз распада соц. Лагеря и сплочение его теснее в политическом, экономическом и военном смысле, нормализация отношений Восток – Запад, продолжение политики поддержания инновационных движений и режимов по всему миру. Эта политика в основном была направлена на страны, находящиеся под сферой влияния СССР.
    В 1966 году (летом) президент Французского государства Шарль де Голль посетил Москву с визитом, в 1970 году - канцлер ФРГ Брандт В. Посетил столицу СССР с целью подписания договора о неприменению силового воздействия во взаимных отношениях между странами. Во время переговоров было осуществлено подтверждение границ после 2-ой Мировой войны. Ближе к концу декабря 1972 года. Федеративная Республика Германии заявила всем странам о том, что она признает Германскую Демократическую Республику. Обе германские республики были приняты в ряды Организации Объединенных Наций.
    В 1972 году на встрече с президентами США предыдущим Никсоном Р. и занявшим его пост Фордом М.. Начал намечаться курс на разряжение напряженных отношений между двумя сверхдержавами.
    В мае 1972 года в Москве состоялось заключение договора ОСВ-1. Все стороны данного договора согласились на условия, нуждающиеся в ограничении количества межконтинентальных баллистических ракет и ракет против подводного базирования. В 1978 году заключается еще один договор ОСВ-2 о уменьшении ядерных испытаний, проводимых под землей и ПРО: Объем американо-советской торгового оборота вырос в восемь раз.
    В июле 1975 года в столице Финляндии провели СБСЕ - Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству. В этом совещании приняло участие тридцать три государства. В итоге страны-участники подписали договор СБСЕ, в который содержал следующее: равенство и суверенитет государств, целостность территорий, прочность границ, урегулирование споров мирным путем, внутренние дела государства оставались принципами для решения этого государства, но никак не должны вмешиваться в решение этих вопросов другие страны, к правам человека относится с уважением, все народы равноправны, выгодное сотрудничество на взаимных условиях, международное право должно выполняться в обязательном порядке.
    Продолжает свое развитие сотрудничество с народно-демократическими странами. Перед СССР стал вопрос в укреплении страны – было необходимо объединить и укрепить между собой в отношениях как экономических, так и политических и военных.
    В 1971 году плодотворное влияние на преобразование экономической ситуации стран социалистического лагеря оказала программа по экономическому интегрированию стран – участников СЭВ. Также в 1971 году СЭВ принимает программу комплексного углубления сотрудничества, рассчитанную на 20 лет. На самом же деле этой программы «хватило» на 10 лет, после чего страны восточной Европы стали обеспечиваться со стороны СССР дешевыми видами энергоносителей таких как нефтепровод, газопровод и проведение космических программ, строительство промышленных предприятий и заводов в странах востока Европы.
    Но изолирование СЭВ от экономики мира неблаготворно повлияла на темпы развития экономики, что и стало становиться причиной ситуаций кризиса в отношениях между странами социализма.
    В 1969 году произошел конфликт территорий между СССР и Китаем и на острове Даманский это переросло в вооруженное столкновение двух стран.
    Волну протестов, переросших в конфликтную ситуацию, произошла в Польше. Связана она была с резким ростом цен. В декабре 1981 года в Польше вводится военное положение.
    В 1973 году между странами, подписавшими Варшавский договор, и блоком НАТО начинаю снова вестись переговоры об уменьшении вооруженных сил в Европейских странах.
    В 1979 года все усилия по сокращению сил были перечеркнуты после введения войск СССР в Афганистан, что и привело к тупиковой ситуации. Порождение следующего этапа холодной войны стало игнорирование СССР предупреждений странами Запада. В конце 70-х – начале 80-х дипломатия между державами была полностью разорвана, и стороны, как и прежде, перешли к ядерным угрозам.

    Отношения СССР с капиталистическими странами

    Как внутренняя обстановка, так и внешняя политика Советского Союза в конце 60-х — начале 80-х гг. характеризовалась противоречивостью, приводила и к успехам, и к серьезным проблемам в международных отношениях

    Советское правительство поставило своей задачей добиться поворота от "холодной войны", от напряженности в международной обстановке к разрядке и сотрудничеству. В 1969 г. Генеральная ассамблея ООН одобрила предложенный Советским Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. В 1970 г. договор вступил в силу.

    Внешнеполитические задачи нашли свое отражение в принятой в 1971 г. XXIV съездом КПСС Программе мира .

    Полагая, что противоборство двух политических систем исторически неизбежно, КПСС считала своей целью направить эту борьбу в русло, не угрожающее опасными военными конфликтами, конфронтацией социалистических и капиталистических государств.

    Советский Союз в контексте Программы мира внес свыше 150 различных предложений, направленных на обеспечение международной безопасности, прекращение гонки вооружений и разоружение. Однако многие из них не могли быть выполненными и имели пропагандистский смысл.

    Заключение в 1972 г . между СССР и США соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) явилось началом политики “разрядки международной напряженности ”.

    В 1973 г. было подписано бессрочное Соглашение о предотвращении ядерной войны между США и СССР. Кульминацией процесса разрядки стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Руководители 33 государств Европы, США и Канады в Хельсинки подписали Заключительный акт в августе 1975 г .

    Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки)

    В этом документе шла речь о необходимости соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного урегулирования споров, уважения прав человека. Признавалась нерушимость границ европейских государств.

    Несколько ранее (1971 г. ) Советский Союз, Соединенные Штаты, Великобритания и Франция заключили четырехстороннее соглашение по Западному Берлину , признав его независимым городом. Границы ГДР, ПНР, ЧССР признавались нерушимыми.

    Первая половина 70-х гг. показала возможность смягчения международной обстановки, упрочения отношений мирного сосуществования между государствами с различным политическим строем, включая и развитие сотрудничества между ними.

    Однако конфронтация между СССР и США резко усилилась в связи с вводом ограниченного контингента советских войск в Афганистан в декабре 1979 г . Политическое руководство втянуло Советский Союз в крайне сложную ситуацию, принесшую большие жертвы с обеих сторон. Большинство стран, входящих в ООН, не только не поддержали эту акцию, но и потребовали вывода советских войск.

    Участие СССР в афганской войне повлекло за собой падение его престижа на международной арене. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении ядерных вооружений (ОСВ-2).

    Дальнейший ход событий вел к осложнению международного положения. В ответ на размещение американских ракет в Европе советское руководство принимает решение о размещении в ГДР и ЧССР ракет средней дальности. Начался новый этап в гонке вооружений, в результате которого Европа оказалась в роли заложника.

    В 1983 г. США начали размещать свои ракеты в Западной Европе. Советский союз предпринял аналогичные действия, потребовавшие дополнительных материальных затрат, что не могло не отразиться на состоянии советской экономики, усилив нарастание кризисных явлений.

    СССР и социалистические страны

    Руководство СССР в начале 60-х — 70-е гг. расширяло взаимодействие с социалистическими странами. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции . Это означало международное разделение труда, сближение экономики государств СЭВ, расширение товарооборота. Был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возводились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, строились комбинаты в Венгрии, Румынии.

    Однако взаимоотношения с социалистическим лагерем испытывали и кризисные моменты .

    События в Чехословакии в 1968 г ., получившие название "Пражская весна", были вызваны попыткой чехословацкого руководства во главе с А. Дубчеком построить "социализм с человеческим лицом". Это означало на практике внедрение рыночных механизмов в экономику страны, что вызвало ответную реакцию советского руководства, оценившего такую деятельность как “контрреволюция ”. В Чехословакию были введены войска СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР и Польши.

    Конфронтационные отношения складывались и с КНР . Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого не была четко определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну.

    Общая ситуация в мире накладывала свой отпечаток на взаимоотношения социалистических стран, где Советский Союз занимал доминирующее положение.

    в 1985 г . была принята Комплексная программа научно-технического прогресса стран — членов СЭВ до 2000 г . Решение этой программы должно было способствовать укреплению позиций социализма в мировом содружестве. Но, как показала практика, примерно 1/3 программы не отвечала требованиям мирового уровня развития науки и техники. Программа в ее начальном исполнении оказалась не той, которая могла бы осуществить научно-технический прогресс.

    В социалистических странах назревали серьезные перемены, связанные с радикальным изменением всех сторон жизни.

    Приход к власти М. Горбачева, первоначально не предвещал изменений во внешнеполитических отношениях СССР. Новый Генеральный Секретарь, как и его предшественники, заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой со стороны капиталистических государств и укрепления социалистического лагеря.

    «Новое политическое мышление»

    Изменения в ведении внешней политики произошли с занятием Э. Шеварднадзе поста министра иностранных дел летом 1985 г. Новый министр выработал три основных курса советской дипломатии: нормализация отношений с США, начло двухстороннего сокращения ядерного потенциала и прекращение участия СССР во внутренних противостояниях стран Африки и Азии.

    Подобные предложения были поддержаны Горбачевым и уже в начале 1987 года начали активно внедряться советским правительством. Такая внешнеполитическая концепция получила название «новое мышление».

    Основными принципами «нового мышления» было восприятие мира, как целостной системы и отвержение его полюсного деления, согласно различиям идеологий. Также подобная политика отвергала силовые методы решения противоречий между государствами, отводя решающую роль в этом мирным переговорам.

    В ноябре 1985 года было положено начало политическому потеплению между СССР и США: состоялась официальная встреча лидеров двух враждующих государств, М. Горбачева и Р. Рейгана. Через два года, США и СССР подписали двухстороннее соглашение о ликвидации ядерных боеголовок, наличие которых создавало военную напряженность в мире.

    К началу 1988 года всю меньшую роль в дипломатии играют коммунистические принципы. М. Горбачев понимал, что отсутствие развития экономики можно заместить «прорывом» в дипломатических отношениях с Западом это была единственная возможность продолжить политику «перестройки».

    Правительство СССР вынуждено было принимать все условия, которые выставляли США изменение советской политики касаемо ситуации на Ближнем Востоке и в Африке, отказ от модернизации армии, формирование рынка и федерации, а также демократичное преобразование жизни государства.

    На завершающем этапе «перестройке», правительство США принялось активно вмешиваться во внутреннюю политику СССР. Президент Д. Буш, тайно от Горбачева вел переговоры с лидерами союзных республик.

    О ведении негласной дипломатии США и некоторых социалистических советских республик говорит тот факт, что о решении денонсации союзного договора 1922 года, первым узнал именно президент Д. Буш, а уже после М. Горбачев.

    Дипломатия со странами «третьего мира»

    Главной региональной проблемой СССР была война в Афганистане. Остановить боевые действия в этом государстве требовалось немедленно, так как это было главной причиной раздора с капиталистическими странами. 15 февраля 1989 года начался вывод советских войск из Афганистана. Завершение интернациональной миссии окончательно закрепило сближение СССР и США.

    Экономическая нестабильность в СССР в 1985-1989 году стала причиной сокращение объема материальной и продовольственной помощи развивающимся социалистическим республикам. В этот период была прервана военная поддержка Ирака.

    Советское правительство присоединилось к политической блокаде Ливии, как того требовали США и Западная Европа. Благодаря отвержению идеологических барьеров, дипломатические отношения начали налаживаться с Тайванем, Южной Кореей, Израилем и ЮАР.

    Разрядка международной напряженности. Конец 60-х - начало 70-х гг. стало временем разрядки международной напряженности, закрепленной рядом важнейших договоров:

    о космосе (1967 г.), запретившим использование космического пространства и небесных тел в военных целях;

    о перераспределении ядерного оружия (1968 г.);

    о морском дне, запретившим разрешение оружия массового поражения на дне морей и океанов; а также конвенций о бактериологическом оружии (1971 г.);

    о четырехстороннем соглашении по Западному Берлину (1971 г.);

    договор ОСВ-1 с США (1972 г.), ограничившим системы противоракетной обороны, и договор ОСВ-2 (1979 г.) по ограничению ракет средней дальности.

    Кроме того, решение мирной конференции по Вьетнаму (1978 г.) ликвидировало очаг напряженности в Юго-Восточной Азии. Кульминацией процесса "разрядки" стало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) в Хельсинки, в работе которого приняли участие 33 европейские страны, США и Канада. Итоговый документ Совещания (Декларация принципов взаимоотношений и сотрудничества стран) призван был сыграть важную роль в налаживании отношений между странами мира, расширив их экономические, политические, культурные и гуманитарные контакты. Государства обязалась соблюдать в межгосударственных отношениях принципы суверенного равенства, не вмешиваться во внутренние дела друг друга, уважать права человека, урегулировать споры мирным путем. Признавалась нерушимость сложившихся после второй мировой войны границ европейских государств.

    СССР и страны Запада. В условиях наращивания в мире ядерного потенциала советское руководство прилагало усилия для ослабления международной напряженности. В 1969 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила предложенный Союзом проект договора о нераспространении ядерного оружия. Документ запрещал передачу ядерного оружия державам, не владеющим им или военным блоком. В марте 1970 г. договор вступил в силу.

    Происходили сдвиги в отношениях СССР с развитыми капиталистическими странами. В 1966 г. в ходе визита Президента Франции Ш. де Голля состоялось подписание советско-французской декларации. Были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере экономики, в области изучения и освоения космического пространства в мирных целях. Нормализовались отношения между ССР и Федеративной Республикой Германии (ФРГ). Развивались торговые отношения с Италией и другими странами Запада.

    По многим направлениям осуществлялись контакты с США. Так, важную роль в развитии международных отношений сыграл договор между СССР и США, известный как договор ОСВ-1.

    Но процесс "разрядки" оказался недолговечным. Принципиальные различия в подходе к решению проблемы со стороны стран Востока и Запада (в вопросах этапов разоружения, контроля за ним и т.д.) не позволили обеим сторонам продолжить процесс "разрядки". Вскоре в ведущих странах мира началась новая фаза гонки разоружения.

    СССР и социалистические страны. Первостепенное внимание руководство страны уделяло взаимоотношениям с социалистическими странами. Увеличился объем товарооборота между СССР и социалистическими странами. СССР экспортировал топливо, электроэнергию, руды, металлы. СССР импортировал машины, оборудование, транспортные средства.

    В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Она включала международное разделение труда, сближение экономик государств СЭВ, расширение товарооборота между социалистическими странами. В соответствии с планом международного разделения труда и Венгрии развивалось автобусостроение и выпуск автомобильных деталей, в ГДР - судостроение и текстильное машиностроение.

    Расширялись масштабы работ по совместному освоению природных ресурсов и сооружению промышленных предприятий на территории стран - членов СЭВ. В целях концентрации средств для совместного строительства был организован Международный инвестиционный банк (МИБ). При техническом содействии СССР возродились атомные электростанции в Болгарии и ГДР, реконструировался Дунайский металлургический комбинат в Венгрии, строился завод по строительству каучука в Румынии.

    Диктат со стороны ССР, навязывание союзникам по ОВД советской модели развития вызвали недовольство в странах Восточной Европы. Отношения внутри мировой системы социализма были осложнены вооруженным вмешательством стран-участниц ОВД (Организация стран Варшавского договора) по инициативе советского руководства в Чехословакию (1968 г.) с целью остановить процесс демократических преобразований.

    Стали осложняться отношения СССР с Китайской Народной Республикой. Весной 1969 г. произошло вооруженное столкновение между советскими и китайскими воинскими частями в районе пограничной реки Уссури. Конфликт разгорелся из-за острова Даманский, территориальная принадлежность которого четко не была определена. Инцидент едва не перерос в советско-китайскую войну. После конфликта на острове Даманском были предприняты меры по укреплению границы с Китаем. Здесь создавались новые военные округа, была увеличена численность советских войск в Монголии.

    СССР и развивающиеся страны. В 70-е гг. произошел крах колониальной системы, и на её обломках возникли десятки новых развивающихся стран. Эти страны были объектом борьбы СССР и США.

    Авторитет социализма был высок в тех странах, которые получали помощь от СССР: Сомали, Эфиопия, Ангола, Мозамбик и др. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика. Некоторые страны втянулись в длительную гражданскую войну, и нашей стране пришлось поставлять оружие и помогать военными специалистами.

    Борьба арабских стран с Израилем пользовалась поддержкой СССР, а США поддерживали традиционно Израиль. По-прежнему взаимоотношения между этими странами остаются напряженными. Самой жгучей проблемой этих отношений являлась палестинская. Советский Союз всегда поддерживал право палестинцев на национальную государственность.

    Международный кризис конца 70-х гг. К концу 70-х гг. СССР поддерживал дипломатические отношения более чем со 130 государствами. Почти половина из них составляли развивающиеся страны. СССР оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь, предоставлял льготные кредиты, участвовал в подготовке квалифицированных кадров для народного хозяйства. При финансовой и технической поддержке со стороны СССР сооружались промышленные и сельскохозяйственные объекты в государствах Юго-Восточной Азии и Африки.

    На развитие взаимоотношений СССР и стран мира на рубеже 70-80-х гг. негативное влияние оказала советская политика в Афганистане. В 1978 г. в Афганистане в результате военного переворота пришла к власти народно-демократическая партия (НДПА). Руководство НДПА обратилось к советскому руководству с просьбой оказания военной помощи революционному движению. В декабре 1979 г. в Афганистан были направлены советские войска. Мировая общественность резко отрицательно расценила действия СССР в Афганистане. Отношения СССР со странами Запада резко ухудшились. Сенат США отказался ратифицировать подписанный с СССР договор о дальнейшем ограничении гонки ядерных вооружений (ОСВ-2).

    Таким образом, внешняя политика СССР в 1964-1985 гг. развивалась по пути от жесткой конфронтации с западным миром во второй половине 60-х гг. к разрядке международной напряженности в 70-е гг. и снова к обострению отношений в мире с конца 70-начала 80-х гг.

    Обострение международной обстановки, падение авторитета CССР на мировой арене находились в тесной взаимосвязи с нарастанием общего кризиса в административно-командной системе.

    Общество накануне перестройки. Неэффективность экономики, деформация общественно - политической жизни, социальная апатия населения вызвали озабоченность руководства страны.

    Одним из первых, кто попытался вывести страну из состояния стагнации, грозившим кризису всей стране, был Ю.В. Андропов. В ноябре 1982 г. после кончины Л.И. Брежнева он был избран Генеральным секретарём ЦК КПСС. До этого Ю.В. Андропов в течение полутора десятилетий возглавлял Комитет государственной безопасности при Совмине СССР.

    Широкий резонанс в обществе вызвали мероприятия нового руководителя, связанные с кадровыми перестановками в партийных и государственных структурах. Отстранялись от работы руководители ряда министерств, не обеспечившие запросы народного хозяйства, либо уличённые во взяточничестве. В аппарат нового лидера были привлечены новые партийные работники, в числе которых находился М.С. Горбачёв, руководитель аграрного сектора ЦК партии.

    Пути преодоления экономических трудностей Ю.В. Андропов видел в совершенствовании руководства экономикой. Предполагалось расширить самостоятельность промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Большое внимание уделялось борьбе с коррупцией и бесхозяйственностью. Речь шла об устранении негативных явлений из жизни общества, о его демократизации. Подавляющее большинство советских людей поддерживало этот курс, направленный на наведение порядка в стране. Однако меры по наведению порядка в стране не привели к ощутимым результатам.

    После смерти Ю.В. Андропова (апрель 1984 г.) пост Генерального секретаря ЦК партии занял К.У. Черненко. Новый Генеральный секретарь не стремился к проведению в стране каких- либо реформ.

    Основные этапы перестройки

    12 марта 1985 г. Генеральным секретарём ЦК КПСС стал М.С. Горбачёв. В расцвете сил, энергичный, обаятельный, с живым умом, М.С. Горбачёв был сразу встречен в обществе с большим энтузиазмом. Вскоре были проведены перемены в высшем руководстве страны: председателем Совета Министров стал Н.И. Рыжков, в состав Политбюро были введены Е.К. Лигачёв, В.М. Чебриков; секретарями ЦК стали Б.Н. Ельцин и А.Н. Яковлев. Министр иностранных дел А.А. Громыко был избран председателем Президиума Верховного Совета, а новым министром иностранных дел стал Э.А. Шеварднадзе.

    Вскоре М.С. Горбачёв и его соратники выступили с инициативой "обновления социализма". Суть "обновления социализма" М.С. Горбачёв видел в соединении социализма и демократии.

    Апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС. Начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме была выдвинута задача достижения качественно нового состояния советского общества. Его составляющими были названы: научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, материальной и духовной жизни людей, активизация всей системы политических и общественных институтов. Главным средством для достижения этой цели должно было стать существенное ускорение социально - экономического развития общества, а главное - ускорение научно-технического прогресса, технической реконструкции народного хозяйства на базе новейших достижений науки и техники.

    В феврале-марте 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС. В отчётном докладе М.С. Горбачёв подтвердил, что КПСС взяла курс на "перестройку", "радикальную реформу" экономики и "механизма" её функционирования. Суть реформы состояла в том, чтобы ослабить роль централизованного управления экономикой, предоставив больше возможности для инициативы отдельных предприятий. Но М.С. Горбачёв считал, что никакая экономическая реформа не пойдёт, если в неё не будет вовлечено всё общество. Поэтому следующим шагом должна была стать широкая "демократизация" страны, которая трактовалась как соблюдение государством политических и гражданских прав человека. Что касается КПСС, то она, несмотря на "руководящую роль", должна гарантировать обществу "гласность" при принятии ею решений.

    Тогда ещё инициаторы перестройки не ставили задачи слома административно-командной системы, они хотели "обновить", "улучшить", "усовершенствовать" уже, как считалось, построенный в СССР "развитой социализм".

    Реформа политической системы. В 1985 г. началась борьба с нарушениями производственной дисциплины и коррупцией. За взяточничество и хищения были наказаны ряд высших государственных деятелей.

    Как средство борьбы с недостатками социализма стала проводиться политики гласности. Была снята цензура, с 1986 г. её роль была ограничена неразглашением "государственных тайн". На страницах газет, журналов печатались ранее запретные материалы, воспоминания; на телевидении устраивались дискуссии, "круглые столы". Общество стало размышлять о своей истории, насущных проблемах, искать дальнейшие пути развития. Началась реабилитация первой волны русской эмиграции (Н. Гумилёв, Г. Иванов, В. Ходасевич, В. Набоков), увеличился выход в свет ранее запрещённых изданий ("Реквием" А.А. Ахматовой, "Доктор Живаго" Б. Пастернака, "Софья Петровна" Л. Чуковской и др.), был снят запрет с творчества представителей "третьей волны" эмиграции, покинувших страну в 70-е гг.(И. Бродский, А. Галич, В. Некрасов, А. Солженицын и др.). Началась реорганизация различных творческих союзов, органов прессы, телевидения, театров. В мае 1986 г. председателем Союза кинематографистов был избран Э.Г. Климов. Вскоре на Учредительном съезде театральных деятелей сторонник реформ М.Ф. Шатров был избран его секретарём. Главными редакторами журналов стали: "Нового мира" - С.П. Залыгин, Г.Я. Бакланов - "Знамени", В.А. Коротич - "Огонька". С осени 1986 г. журналы стали печатать всё более смелые статьи.

    На октябрьском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС по настоянию М.С. Горбачёва было принято решение о "заполнении белых пятен" в истории СССР. При Политбюро ЦК КПСС создавалась Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий во главе с А.Н. Яковлевым. Комиссия начала работу по дополнительному изучению документов репрессированных в 30-х - начале 50-х гг. граждан. Были реабилитированы многие, осуждённые по процессам 30-х гг., в том числе Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, группа профессоров - экономистов и др. Чтобы способствовать моральной и политической реабилитации пострадавших в годы сталинский репрессий, возникло общество "Мемориал". Причём, реабилитация, как и в хрущёвские времена, велась без разбора, без внимательного изучения истинных обстоятельств дела. Были освобождены все политические заключённые.

    Общество всё более охватывал эффект ниспровержения. Гласность привела к дискуссиям о таком феномене русской истории, как сталинизм, его истоках, роли личности И.В. Сталина, истории возникновения социалистического строя, о законности партийной власти. Причём, при оценке сталинского периода российской истории пользовались, прежде всего, моральным фактором.

    Гласность из инструмента критики и "улучшения" социалистического строя стала превращаться в инструмент его разрушения.

    С самого начала перестройки в стране были как сторонники, так и противники нового курса. Гласность привела к резкой поляризации общества. В 1987 г. возник конфликт между сторонниками и противниками реформаторского курса в высших эшелонах власти.

    В сентябре 1987 г. секретарь Московского горкома партии Б.Н. Ельцин, пользовавшийся огромной популярностью, подал заявление о выходе из Политбюро, куда он входил в качестве кандидата, мотивируя это тем, что встречает много непонимания и противодействия в своей реформаторской деятельности. В октябре 1987 г. на октябрьском Пленуме ЦК Б.Н. Ельцин вновь поднял вопрос о своём выходе из Политбюро, на этот раз, по причине складывания "культа личности" вокруг М.С. Горбачёва. На самом деле у Б.Н. Ельцина уже складывалась своя политическая платформа. При обсуждении выхода Б.Н. Ельцина из Политбюро значительная часть участников Пленума буквально обрушилась него с обвинениями в предательстве. Б.Н. Ельцин был снят с поста секретаря Московского горкома КПСС, переведён на второстепенные посты, но именно в это время вокруг него стал возникать ореол мученика, который потом так помог ему в его дальнейшей политической карьере.

    В то же время выявились серьёзные разногласия между М.С. Горбачёвым и одним из его ближайших сподвижников Е.К. Лигачёвым. Е.К. Лигачёв стал выражать несогласие с характером и размахом проводимых реформ. Расхождения между ними были и по поводу так называемых "белых пятен" в советской истории. 13 марта 1988 г. газета "Советская Россия" поместила статью ленинградской преподавательницы химии Нины Андреевой под заголовком "Не могу поступиться принципами". Статья, как полагают, была напечатана по прямому указанию Е.К. Лигачёва. Суть публикации была в том, что Н. Андреева открыто защищала И.В. Сталина, а авторов антисталинских произведений (драматурга М. Шатрова, писателя А. Рыбакова и др.) называла "фальсификаторами истории", которые заимствовали у Запада свою антисоциалистическую концепцию "гласности", чтобы подвергнуть полному пересмотру историю партии и советского общества. Письмо Н. Андреевой было напечатано целям рядом центральных газет. Только 5 апреля газета "Правда" опубликовала редакционную статью, в которой содержалась критика положений, выдвинутых Н. Андреевой. Острая полемика между сторонниками и противниками Н. Андреевой свидетельствовала о том, что раскол общества стал достаточно глубоким.

    ХIХ Всесоюзная партийная конференция (28 июня-1 июля 1988 г.). Вопрос о необходимости глубокой реформы политической системы впервые за годы советской власти был поставлен на XIX Всесоюзной партийной конференции. На конференции вновь развернулась борьба между сторонниками и противниками перестройки. Но большинство делегатов поддержали М.С. Горбачёва и его сторонников. Конференция высказалась за необходимость экономической реформы. Её главным итогом стала резолюция о всеобъемлющей реформе государственной власти.

    Согласно решениям XIX Всесоюзной партийной конференции учреждался высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который должен был избираться тайно и по очень сложной системе. Часть депутатов избиралась по территориальным округам, часть - по национально-территориальным, а ещё одна часть - от признанных общественных организаций и от Академии Наук. В свою очередь Съезд народных депутатов избирал президента СССР и новый Верховный Совет, который должен был заниматься текущей законотворческой работой. 1-2 октября 1988 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета, которая внесла в Конституцию необходимые изменения и приняла новый закон о выборах. Отныне выборы в Советы должны были быть тайными и проходить на альтернативной основе. Весной 1989 г. прошли выборы на I Съезд народных депутатов на новых избирательных принципах, большинство на них получили активные сторонники перестройки.

    25 мая 1989 г. состоялось открытие I Съезда народных депутатов СССР. Уже в первый день его работы было принято решение о прямой трансляции со Съезда. На Съезде был сформирован Верховный Совет, председателем которого был избран М.С. Горбачёв. На Съезде группа радикально настроенных депутатов образовала политическую оппозицию КПСС под названием "Межрегиональная депутатская группа". В числе сопредседателей этой группы были А.Д. Сахаров, Ю.Н. Афанасьев, Г.Х. Попов и др. Эта группа стала бороться за отмену 6 статьи Конституции 1977 г. (эта статья впервые содержалась в Конституции 1936 г.) о руководящей роли КПСС. М.С. Горбачёву на время удалось сохранить руководящую роль КПСС. На II Съезде народных депутатов было принято решение не обсуждать этот вопрос. На III Внеочередном съезде народных депутатов (12-15 марта 1990 г.) были приняты поправки к Конституции об отмене 6 статьи. На III Съезде первым президентом СССР был избран М.С. Горбачёв.

    В июле 1990 г. состоялся последний XXVIII съезд КПСС. К этому времени партия фактически раскололась на сторонников радикальных реформ, выступавших за превращение КПСС в партию парламентского типа, и так называемых "консерваторов", обвинявших М.С. Горбачёва в отказе от коммунистической идеологии. М.С. Горбачёв пытался удерживаться в центре, но центра по существу уже не было. На съезде Б.Н. Ельцин предложил переименовать КПСС в партию демократического централизма и разрешить в ней свободу фракций. Его предложение не встретило поддержки, тогда он объявил о своём выходе из КПСС. Примеру Б.Н. Ельцина последовали его сторонники. На съезде М.С. Горбачёв вновь был избран Генеральным секретарём, но это уже не играло никакой роли. Его авторитет стремительно падал. Полки магазинов оставались пустыми, в страну стала поступать западная гуманитарная помощь, по всей стране стали проходить митинги под лозунгами "Долой КПСС!".

    Создание политических партий и движений. Отмена 6 статьи Конституции явилась стимулом для возникновения новых политических партий и движений. В течение нескольких месяцев в стране возникло множество различных партий. Советское общество начало становиться многопартийным.

    Возникли партии демократической ориентации: Крестьянская, Аграрная, Народная партия России, Демократическая партия России и др. Они выступали за демократическое государство, за проведение экономических и политических реформ.

    В результате раскола в рядах КПСС возникло несколько партий коммунистической ориентации: Коммунистическая партия РСФСР (КПРФ), Российская партия коммунистов (РКП), Российская коммунистическая рабочая партия. Они видели свою задачу в возврате к коммунистической идеологии, а также в усилении роли государства в экономике.

    Возникли также партии социал-демократического направления.

    Партии национально - патриотической ориентации (Республиканская народная партия России и др.) выступали за сильное государство и возрождение национального самосознания.

    Партии попросту перенимали форму партий Запада и не имели социальной базы в обществе, зачастую они выражали амбиции некоторых самоутверждающихся деятелей. Ни одна из них не выражала интересов какого-либо слоя или движения. Время существования многих партий оказалось кратким. Они распадались одна за другой, тут же возникали новые.

    Экономическая реформа. Темпы экономического развития страны замедлились уже в 70-е гг. Первое время новый Генеральный секретарь надеялся поправить экономическую ситуацию, используя административные рычаги - повышение дисциплины и ответственности и усиление централизованного управления экономикой.

    Поэтому в экономической сфере продолжилась борьба с "нетрудовыми доходами" и взяточничеством, начатая ещё при Ю.В. Андропове.

    В мае 1985 г. в стране была начата широкая антиалкогольная кампания. В некоторых районах было введено запрещение алкоголя. В Крыму и Армении, специализирующихся на производстве вина, некоторые руководители приказали вырубить целые плантации виноградников, создаваемых в течение десятилетий. Кампания была непродуманной и не учитывала отечественного и мирового опыта подобных мероприятий, и последствия её были негативными. Сразу же выросло подпольное изготовление спиртного. В итоге пьянство в обществе искоренить не удалось, но бюджету государства был нанесён ощутимый урон, так как продажа спиртного составляла один из важнейших источников дохода государственного бюджета.

    О неблагополучном состоянии советской экономики свидетельствовал взрыв 26 апреля 1986 г. ядерного реактора на Чернобыльской АЭС. Подобной аварии в мировой практике не было, и власти в те трагические дни проявили полную беспомощность. Население на поражённой местности своевременно не было оповещено о произошедшем, службы Гражданской обороны действовали неэффективно, а в это время продолжался выброс радиоактивных веществ из горящего после взрыва реактора, что увеличивало количество человеческих жертв.

    Экономическая ситуация продолжала ухудшаться. С 1988 г. заметно сократилось сельскохозяйственное производство, рост промышленного производства в 1989 гг. достиг нулевого уровня и сократился на 10% в первой половине 1991 г. Дефицит бюджета в 1988-1989 гг. достиг 100 млрд. руб. Стремительно нарастали инфляционные процессы. Чтобы смягчить воздействие инфляции на покупательную способность населения, государство и отдельные предприятия пошли на резкое увеличение в 1988 г. личных доходов. Но рост производства отсутствовал, личные доходы населения росли, и спрос на товары и услуги увеличивался. Вследствие этого товары на прилавках исчезали моментально, в магазинах выросли очереди. Чтобы удовлетворить спрос, государство увеличивало импорт на кредитной основе. В результате долги государства росли.

    В течение долгого времени в советской экономической науке наблюдался застой, и учёные не могли предложить М.С. Горбачёву свежих и эффективных экономических идей. Реформирование экономики решено было начать с расширения сферы деятельности частного сектора и самостоятельности государственных предприятий.

    19 ноября 1986 г. был принят закон об индивидуальной трудовой деятельности, позволявший частную деятельность более чем в 30 видах производства товаров и услуг. В том же году некоторые ведомства и предприятия получили право создавать совместные предприятия с иностранными фирмами. Уже весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято 7 млн. граждан (5% активного населения). Но развитие частной инициативы сталкивалось с самыми различными трудностями: сопротивлением чиновничества, дефицитом материальных ресурсов, враждебным отношением (из-за высоких цен) населения. Правительство наталкивалось на трудности, пытаясь расширить сферу частной инициативы и в сельском хозяйстве. В 1988 г. сельские жители получили право брать землю в аренду на 50 лет и полностью распоряжаться произведённой продукцией. В марте 1988 г. было принято новое положение о колхозах, по которому площадь индивидуального участка и поголовье скота в личном подсобном хозяйстве отныне могли устанавливаться коллективом каждого колхоза.

    Но эти меры не привели к возрождению духа предпринимательства у крестьян: к лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было только 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Сказались и отсутствие техники у крестьян, и стремление местных властей подавить крестьянскую инициативу.

    1 января 1989 г. вошёл в силу "Закон о государственном предприятии", по которому предприятия переходили на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Отныне предприятия могли сами планировать свою деятельность, получили право действовать напрямую с другими предприятиями, заключали контракты с поставщиками и потребителями.

    Но эти меры по реформированию экономики успеха не приносили. Старые связи между производственными предприятиями рушились, но на смену им новые отношения не складывались. Правительство не смогло привести в действие новые рычаги грамотного управления экономикой. 1989 г. начались мощные забастовки шахтёров Кузбасса и Западной Сибири.

    В 1989 г. группе видных экономистов - С.С. Шаталину, Н.Я. Петракову было поручено руководство Комиссией по проведению реформы. Были выработаны различные проекты реформы: один - под руководством директора Института экономики РАН Л.И. Абалкина, другой - группой специалистов из Госплана под руководством председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова. Оба эти проекта были обобщены и одобрены Съездом народных депутатов в декабре 1989 г. Малоизвестный экономист Г.А. Явлинский с помощью западных специалистов разработал свой проект "программа 500 дней", представлявший собой попытку решения экономических проблем посредством молниеносной акции: децентрализация экономики, перевод предприятий на аренду и приватизация. Эти меры, по замыслу Г.А. Явлинского, должны были реформировать советскую экономику в течение 500 дней. Дискуссия по поводу этих проектов превратилась в политическую борьбу. Программа Г.А. Явлинского "500 дней" была взята на вооружение Советом Министров РФ и противопоставлена проекту центрального правительства. С.С. Шаталин и Н.Я. Петраков поддержали программу "500 дней", Н.И. Рыжков с Л.И. Абалкиным поддерживали старый проект. Ректору Академии народного хозяйства при правительстве Российской Федерации академику А.Г. Аганбегяну было поручено найти приемлемое решение, но ему это не удалось. Экономическая реформа оказалась заблокированной.

    Один из иностранных советников, при помощи которых разрабатывались проекты экономической реформы, заявил, что быстро поднять народное благосостояние можно только с приходом капитализма. Это была уже не перестройка, шла речь об изменении социального строя. Но М.С. Горбачёв был намерен сохранить социализм, он отказался от программы "500 дней".

    Ситуация в экономике ухудшалась. Неудачные попытки реформирования экономики имели большие социальные издержки. Резко сократилось производство, уменьшились доходы населения, обострились жилищная, продовольственная, экологическая и др. проблемы. Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства, сформировался слой граждан, владеющих значительным финансовым капиталом. Появилось понятие "новые русские".

    В итоге "перестройка" ухудшила положение основных слоёв населения.