• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Контрольная работа по дисциплине

    «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе»

    Тема: Типы целевых комплексных программ


    Введение……………………………………………………………………………...3

    1. Целевые программы как средство реализации политики государства…...…...5

    2. Классификация целевых комплексных программ………………………………9

    Заключение………………………………………………………………………….13

    Список литературы…………………………………………………………………14


    Введение

    В социальной работе применяется программно-целевое управление, - управление процессом разработки программы и управление процессом ее реализации. Необходимость разработки программы как инструмента управления появляется тогда, когда возникает серьезная и широкая проблема, решение которой требует принятия особых мер, сосредоточения усилий, сочетания действий разных организаций.

    Особой важной частью системы программного регулирования являются целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, что позволяет ускорить развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов и привлекать для этого дополнительные ресурсы и инвестиции и имеет своей целью составление проектов программ решения важнейших проблем межотраслевых, отраслевых, региональных и локальных (на уровне хозяйствующих субъектов) проблем .

    Особое место в системе целевых программ, разрабатываемых в процессе планирования, занимают целевые комплексные программы. Исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев под целевой комплексной программой понимают увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки .

    В современном экономическом словаре дается трактовка понятия Целевая комплексная программа как система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) производственно-технического, научно-технического, социального, организационного характера, направленных на достижение единой цели, решение общей проблемы. В такой программе должны быть представлены цели, средства решения программной проблемы. Известны федеративные региональные, научно-технические, социально-экономические экологические целевые комплексные программы .

    Мы видим, что в том и другом определении под целевой комплексной программой понимается комплекс мероприятий связанный ресурсами и сроками исполнения, но при этом в первом случае отводится важная роль исполнителям мероприятий, а во втором – их содержанию.

    Многие исследователи определяют целевую комплексную программу как комплекс мер, направленных на достижение заданных конечных результатов и решений конкретных общественных проблем. Она представляет собой организационную форму целеполагания, которая позволяет определить иерархию целей с учетом имеющихся ресурсов, выделить приоритетные из них и направить их реализацию на достижение главной, или генеральной цели. .

    Мы видим, что в последнем определении как и в предыдущих оговаривается направленность мероприятий на решение проблем и реализацию поставленной цели, используя при этом наиболее эффективные методы, способы и средства.


    1. Целевые программы как средство реализации политики государства

    Программа представляет собой адресный документ, содержащий систему мероприятий (социально-экономических, производственных, финансовых, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и др.) согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям. Реализация программы обеспечивает достижение поставленной цели и задач, наиболее эффективными путями и в установленные сроки.

    Цель программы направлена на решение назревших определенных проблем путем соответствующего преобразования ресурсов. Комплекс разнообразных мероприятий программы является ее содержанием, и развертывается по степени решения задач исполнителями и при определенном ресурсном обеспечении. Взаимосвязь задач и мероприятий в программе обусловлена не только единством цели, но и такими важными видами связей, как общность конечной продукции, технологии, сырьевых ресурсов, производственной базы, потребителей, территории, транспорта. Программы рисуют картину будущего состояния экономики и социального развития государства и его субъектов и путей, способов, средств достижения этого состояния.

    Таким образом, программа носит четко выраженный целевой характер, ориентируется на полное решение поставленной проблемы, характеризуется определенными конечными (целевыми) результатами (показателями). Следовательно, в любой целевой программе должны предусматриваться: конечная цель; комплекс ресурсов необходимых для достижения конечной цели; этапы и сроки реализации программы; головная организация – исполнитель и состав исполнителей; механизм производственно-хозяйственных связей; система ответственности и экономического стимулирования.

    Целевые программы являются одним из средств реализации политики государства, воздействия на производственные, экономические и социальные процессы в пределах полномочий органов власти федерального, регионального и местного уровней. Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегией экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных, первоочередных проблем .

    На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. № 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», под федеральными межгосударственными целевыми программами понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации . Данный нормативно-правовой документ впервые четко обозначил этапы в работе с целевыми программами, порядок их разработки и реализации.

    Выход федеральных целевых программ регламентируется Указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию из средств федерального бюджета на год, вносится Правительством Российской Федерации в Государственную Думу с одновременным представлением проекта Федерального бюджета, разработанного с учетом основных социально-экономических проблем, на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году.

    Так, например, в 2009 году в реализуются следующие федеральные целевые программы, имеют следующие приоритеты: развития социальной инфраструктуры, развитие транспортной инфраструктуры, новое поколение, безопасность и экология, развитие науки и технологий, развитие регионов, развитие государственных институтов .

    В соответствии с законом Российской Федерации «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» перечень федеральных программ содержит:

    Краткую характеристику каждой из принятых к реализации федеральных программ, включая указание целей, основных этапов и сроков выполнения;

    Результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ;

    Требуемые объемы финансирования по годам с указанием источников финансирования;

    Объемы финансирования федеральных целевых программ за счет средств федерального бюджета в предстоящем году;

    Государственных заказчиков программ».

    В зависимости от важности общегосударственных задач, которые призвана решать та или иная целевая программа, зависит ее статус. Если программа решает особо важные проблемы, то ей присваивается статус президентской и инициатором ее разработки выступает Президент Российской Федерации. Разработка, реализация ресурсное обеспечение и контроль осуществляется непосредственно под патронажем Президента. Примером такой программы может служить федеральная программа «Дети России», которая имеет социальную направленность.

    Региональные и местные власти могут принимать участие в вышеназванных программах за счет средств федерального бюджета и средств собственных бюджетов и разрабатывать соответствующие целевые программы по улучшению развития регионов и муниципальных образований. Координатором по реализации президентской программы выступают исполнительные государственные органы (Министерства).

    На сегодняшний день социально-экономическое развитие регионов характеризуется наличием взаимосвязанных различных проблем, обусловленных глобальными преобразованиями в обществе и в силу этого носящих комплексный характер. Узконаправленно проблемы не решаются (экономический кризис, безработица, рост преступности, бедность людей, низкое качество продукции и услуг, неприспособленность к рыночным условиям и др.), что ведет, к их обострению и укреплению их взаимозависимости. Одним из препятствий на пути решения комплексных проблем является ведомственный (отраслевой) характер управления процессами жизнедеятельности общества. Вследствие этого (особенно при дефиците ресурсов) попытки решения проблем одной отрасли забирают средства из другой. В результате проблемы только усугубляются, а сами отрасли оказываются в отношениях конкуренции - борьбы за ресурсы . Возможный путь выхода из складывающейся ситуации видится в разработке целевых межведомственных (межотраслевых) программ регионального развития, направленных на решение комплексных проблем.

    Резюмируя сказанное, можно отметить, что целевые программы являются одним из важнейших средств реализации политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы в пределах субъектов Российской Федерации. Важным условием эффективности решения проблем регионов является комплексность целевых программ.


    2. Классификация целевых комплексных программ

    Программы очень многообразны по характеру, цели, объему, времени и другим признакам. Исследователи А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. выделяют общегосударственные, функциональные, региональные и муниципальные программы . Общегосударственные программы – это программы достижения крупных общенациональных целей, которые зачастую охватывают все сферы общественной жизни (производственной, непроизводственной, финансовой, налоговой, социальной, духовной, международной).

    Функциональные – это многоотраслевые программы, ориентированные на решение крупных проблем развития группы отраслей или выполнение общенациональной задачи усилиями ряда отраслей (развитие, например, топливно-энергетической базы, атомной энергетики, оборонного или строительного комплекса и т.п.).

    Региональные и муниципальные программы разрабатываются в целях преобразования и возрождения регионов и муниципальных образований.

    Исследователи А.И. Жуковский, С.В. Васильев, Д.С. Штрейс классифицируют целевые программы по таким признакам как уровень значимости или государственный статус, территориальная принадлежность, функциональная ориентация, содержание решаемых проблем, отраслевая локализация, характер возникновения проблемы, срок реализации программ и т.д. Мы охарактеризуем часть из них.

    По государственному статусу программы подразделяются на федеральные, реализуемые средствами только Российской Федерации (ФЦП); межгосударственные, которые реализуются совместно с другими государствами, в том числе с государствами-членами СНГ.

    Программы по функциональной ориентации А.И. Жуковский и др. определяют как социальные программы, предусматривающие меры социальной поддержки населения; экологические, направленные на осуществление крупных природоохранных мероприятий; инновационные, обеспечивающие внедрение и распространение научно-технических достижений в производстве и осуществляющие научно-техническую перестройку производства; научно-технические, связанные с развитием новых перспективных направлений науки и техники; фундаментальные, направленные на получение фундаментальных основ науки .

    Программы по характеру подразделяются на сводные, социально-экономические, научно-технические, инновационные, экологические, территориальные, внешнеэкономические, оборонные.

    По срокам действия различают программы краткосрочные (продолжительность до 2 лет); среднесрочные (от 3 до 5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

    По территориальным масштабам выделяются программы муниципальные, региональные, федеральные и международные.

    Подразделение программ служит для нахождения общих закономерностей в процессе их формирования и реализации. Классификационные признаки отражают содержание проблемы, эффективность финансирования, особенности управления программами и т.д. Каждая целевая комплексная программа может характеризоваться одновременно несколькими признаками.

    Программы конъюнктурного и структурного типа разрабатываются исходя из характера поставленных целей. Программы конъюнктурного характера решают текущие задачи в краткосрочном интервале, продолжительностью до двух лет. А программы структурного характера предполагают решение среднесрочных и долгосрочных проблем, качественных преобразований и глобальных изменений основных структур какой-либо отрасли .

    Целевая комплексная программа может включать в себя несколько подпрограмм различного типа, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

    Так, к примеру, В.Н. Иванов выделяет 5 уровней программ территориального типа:

    Первый уровень предполагает создание комбинированных произ­водств на базе одного вида природных ресурсов. Второй уровень - решает внутритерриториальные межотраслевые проблемы комплексного использования нескольких видов природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственный оборот одновременно. На третьем уровне используется окружающая среда при условии поддержания ее заданного качественного состо­яния. Здесь важно обеспечение взаимосвязи производства и био­сферы. Четвертый уровень включает комплексное развитие социально-экономи­ческой системы, обеспечивающее единство производства, воспро­изводства населения и улучшения условий его жизни, воспроиз­водства природных условий. Пятый уровень - комплексный учет развития данного региона с решением проблем освоения других соседних регионов, с решением крупномасштабных и долгосрочных народнохозяйственных про­блем .

    На 2009 год в Российской Федерации реализуется 53 целевые комплексные программы. Их можно разделить по содержанию на несколько видов .

    Социально-экономические программы – предусматривают решение проблем социального характера и повышение материального уровня жизни населения (11 программ).

    Научно-технические программы – направлены на решение научных и технических проблем, ускорение внедрения в производство достижений науки и техники, позволяющих обеспечить в ближайший период значительный положительный эффект (13 программ). Перечень научно-технических программ формируется исходя из приоритетов развития экономики.

    Производственно-экономические программы – предназначены для решения крупных межотраслевых проблем в области производства, способствующих повышению эффективности действующих и развитию новых производств (3 программы).

    Территориальные программы – направлены на преобразование регионов, комплексное освоение новых территорий и решение других задач в регионах (6 программ).

    Экологические программы – представляют собой комплекс мероприятий по охране природы и общей безопасности (17 программ).

    Организационно-хозяйственные программы - направлены на совершенствование организации управления экономикой, развитие государственных институтов (3 программы).

    Федеральные целевые комплексные программы по своей временной продолжительности в большей степени являются среднесрочными – продолжительностью до пяти лет и долгосрочными, т.е. как говорилось выше разрабатываемыми на период свыше пяти лет.

    Региональные целевые комплексные программы, которые реализуются на сегодняшний день разрабатываются на основе Указа Президента Российской Федерации N 1168 от 13 сентября 2004 г. «О Министерстве регионального развития Российской Федерации», Постановления от 26 января 2005 г. N 40 об утверждении положения «О Министерстве регионального развития Российской Федерации».

    При разработке и утверждении муниципальных целевых комплексных программ Администрация руководствуется нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня.


    Заключение

    Таким образом, целевые комплексные программы являются важнейшим инструментом управления государством. Они выступают и как один из важнейших средств реализации структурной политики и поэтому должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

    Они играют важную роль в решении актуальных проблем развития субъектов Российской Федерации, развития социально-экономических процессов на всех уровнях. Такое комплексное планирование решения проблем способствует повышению улучшения качества материальных благ и услуг, что в результате влечет за собой в целом повышение качества жизни населения страны.

    Поэтому социальное программирование постепенно превращается в эффективную управленческую технологию, которая объединяет различные функции управления: информационную, познавательную, прогностическую, стратегическую и другие. Все они получают организационное ии финансовое обеспечение. Это, требует обоснования и поэтапного применения методов разработки программных решений, выбора содержания мероприятий и ожидаемых результатов от ее реализации. Комплексные целевые программы позволяют соотнести возможные ресурсы с целеполаганием и направить их на решение наиболее приоритетных проблем.

    В результате работы мы выяснили, что комплексные целевые программы очень разнообразны и не существует их четкой классификации. Но исследователи чаще всего выделяют три типа программ: общегосударственные (на уровне Российской Федерации), функциональные (отраслевые) и территориальные (региональные, муниципальные). Они в свою очередь, содержат подтипы программ. Все программы довольно разнообразны по своему характеру, цели, объему, времени, решаемым задачам. Особое место занимают научно-технические программы, предусматривающие создание новых идей.

    Список литературы

    1. Жуковский А.И., Васильев С.В., Штрейс Д.С. Разработка, реализация и оценка региональных целевых программ (на основе Канадского опыта) / Под. ред. С.Ю. Фабричного. - М., 2006. – 175 с.

    2. Заяц О.В. Организация, администрирование и управление в социальной работе: Учебное пособие. – Владивосток, 2004. - 144 с.

    3. Основы социального управления: Учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова.- М.: Высшая школа, 2001.- 271 с.

    4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.95 г. № 594 «О порядке разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»// ttp://nalog.consultant.ru/doc50946.html

    5. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 495 с.

    6. Стадии разработки программы регионального развития // http://nkozlov.ru/library/s42/d2928/print/?resultpage=16

    7. Федеральные целевые программы/ http://www.programs-gov.ru/


    ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА (ЦКП) - директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленный на реализацию определенной народнохозяйственной проблемы.

    Реализация целевой комплексной программы требует согласованного участия ряда отраслей, ведомств и организаций. Среди требований, которым должна отвечать цель, выдвинутая в ЦКП, выделяются конкретность, реальность и контролируемость. Конкретность цели подразумевает результаты, имеющие количественное выражение, на достижение которых направлена ЦКП. Реальность цели означает их практическую достижимость к определенному сроку. Контролируемость предусматривает возможность осуществления контроля за ходом реализации цели. Достижение цели предполагает решение целого ряда задач, поэтому в ЦКП цель разбирается на подцели и формируется «дерево целей».

    Кроме целевой направленности к числу наиболее характерных особенностей целевой комплексной программы относятся: высокая степень комплексности; ориентация на выполнение конкретной общественно необходимой функции; четкая адресность заданий; детальная привязка к отраслевым и региональным планам; приспособленность к экономико-математическому моделированию и др. По специфике решаемых проблем различаются социально-экономические, научно-технические, производственно-технологические, организационно-хозяйственные, экологические ЦКП.

    С учетом отраслевого принципа управления и в зависимости от масштабности решаемых проблем ЦКП подразделяются на общесоюзные, межотраслевые, отраслевые и подотраслевые. ЦКП, направленные на решение региональных проблем, делятся на общесоюзные, республиканские, областные и районные. По длительности реализации ЦКП бывают долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными. Разработка целевой комплексной программы осуществляется по этапам. На первом этапе разрабатывается исходное задание, определяются потребности в ресурсах, подготавливаются координационный и организационные планы работ, методические и другие материалы. На втором этапе формируются предложения по подпрограммам и программе в целом, составляется проект целевой комплексной программы.

    На третьем этапе решаются вопросы увязки показателей ЦКП с показателями планов, утверждается программа. Целесообразность разработки целевой комплексной программы определяется прежде всего экономическим эффектом, который может быть получен в результате ее реализации. В двенадцатой пятилетке ЦКП разработаны и утверждены практически во всех отраслях промышленности. Их реализация будет содействовать успешному решению социально-экономических задач, поставленных XXVII съездом КПСС.

    Сфера применения целевой комплексной программы все более расширяется. Это объясняется усложнением задач развития производства, участием в их решении большого числа организаций, предприятий, министерств и ведомств, координация деятельности которых лучше всего обеспечивается с помощью ЦКП. Благодаря ЦКП ускоряется интенсификация производства и рост его эффективности (см. также Программно-целевое управление).

    Целевые комплексные программы и их назначение

    Связующим звеном между целью и средствами ее достижения выступают комплексные программы.

    Они составляются на весь период, необходимый для реализации поставленных целей, с выделением плановых периодов и основных этапов осуществления предусматривают все необходимые мероприятия социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера для достижения конечных целей.

    Целевая комплексная программа – это документ, в котором отражаются цель и комплекс различных задач и мероприятий, направленных на реализацию наиболее эффективным путем народнохозяйственных проблем и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

    Практическая реализация программно-целевого подхода обеспечивается путем включения целевых комплексных программ в прогнозные и плановые документы, а также посредством разработки и утверждения федеральных и региональных программ социально-экономического развития.

    Задания и мероприятия целевых комплексных программ обеспечиваются всеми видами ресурсов в первоочередном порядке.

    Разработка целевой комплексной программы с использованием программно – целевого метода осуществляется в определенной последовательности:

    Макроэкономическое планирование и прогнозирование 1.Составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели программы, лимиты ресурсов, участники реализации программы и другая необходимая информация.

    2.Уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы и определяются задачи ее реализации по отдельным периодам.

    Основная цель программы, как правило, разрастается по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы.

    3.Формируется состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы. Состав

    основных заданий программы устанавливается, исходя из построенной иерархии целей. По каждому

    из заданий разрабатываются последовательные этапы их выполнения.

    4.Рассчитываются основные показатели и ресурсное обеспечение программы. Производится оценка полных затрат ресурсов (материальных, трудовых и финансовых) на реализацию программы. Формируется перечень материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект.

    5.Осуществляется оформление программных документов , согласование и утверждение программы.

    Программы увязываются по времени, по ресурсам и исполнителям. Обычно охватывается ряд отраслей, регионов, которые должны обеспечивать решение наиболее важных задач. Задания по выполнению программы, рекомендации доводятся до соответствующих министерств и ведомств.

    Важнейшими характерными чертамипрограммного Подхода являются:

    Единство целевой и четкой ориентации;
    - комплексность намеченных программ;
    - определенность сроков осуществления;
    - адресность и указание источников ресурсов.

    Целевые программы реализуются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, привлекаемых для выполнения этих программ.

    Математический метод базируется на использовании экономико-математических моделей и решении задач с помощью электронно-вычислительных машин. Использование математики в экономики позволяет решить целый комплекс взаимоувязанных проблем: выделить и формально

    описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов, методы математики и статистики позволяют путем индукции получать новые знания об объекте, использование математической терминологии позволяет точно и компактно излагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.

    Математические модели , используемые в экономике, можно подразделить на классы по ряду признаков, относящихся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария. Это модели макро- и микроэкономические, теоретические и прикладные, равновесные и оптимизационные, статические и динамические, детерминированные и стохастические.

    Показатели планов представляют собой форму количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели определяют структуру и

    адресность плановых документов. Их роль в процессе подготовки и обоснования управленческих решений зависит от того, на сколько полно и последовательно они отражают особенности системы хозяйствования, механизм действия экономических законов, увязывают цели плана с ресурсами и эффективностью их использования, возможностями развития производства, общегосударственные интересы с интересами отдельных субъектов рыночного хозяйства.
    Все плановые показатели по своему назначению, содержанию и форме можно подразделить на количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные, утверждаемые, индикативные и расчетные, синтетические и индивидуальные. Система показателей зависит от целей и задач планового периода, поэтому она не может быть неизменной.
    Логика планирования – упорядоченная последовательность и обоснованность процедур связанных с любой проблемой планирования. К основным составляющим логики можно отнести следующие компоненты:

    1.Определение или формирование целей или системы целей планирования.

    2.Анализ исходного уровня развития, т.е. состояние планируемого объекта в прошлом и настоящем, уточнение параметров и оценки уровней его развития.

    3.Определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде.

    4.Выявление структуры и объемов ресурсов общества, имеющихся на начало планируемого периода и которые могут быть вновь созданы в планируемом периоде.

    5.Согласование сбалансированных потребностей и ресурсов общества и выработка плановых решений.

    В практике макроэкономического планирования могут использоваться различные виды программ.

    Следует остановиться на двух видах программ, которые в условиях рыночной экономики можно назвать программами государственного регулирования.

    Обзор комплексных образовательных программ

    До 1991 года комплексная программа была только одна - Типовая. Именно строго по ней работали все советские детские сады, и благодаря ей нашу систему дошкольного образования признавали лучшей в мире. Однако Типовая программа сильно ограничивала творчество педагогов, не позволяла подходить к каждому ребенку индивидуально, да и содержание ее не соответствовало стремительным изменениям в нашем обществе. Поэтому в 1991 году разрешили не только внести в нее изменения, но и создавать комплексные, «с вариациями», и авторские программы. Типовая программа, созданная коллективом лучших отечественных педагогов и психологов, «жива» до сих пор. Она многократно переиздана, в нее внесены коррективы, соответствующие современным требованиям дополнения. Многие детские сады работают по ней и сейчас.

    «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года) является государственным программным документом , который подготовлен с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования и представляет собой современную вариативную программу, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

    В программе на первый план выдвигается развивающая функция образования , обеспечивающая становление личности ребенка и раскрывающая его индивидуальные особенности.

    Программа строится на принципе культуросообразности . Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка.

    Главный критерий отбора программного материала - его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической, как отечественной, так и зарубежной), возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.

    Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

    Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой.

    Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие задачи :

    Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

    Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

    Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

    Креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

    Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

    Уважительное отношение к результатам детского творчества;

    Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

    Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;

    Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом;

    Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного возраста.

    Структура программы : программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей:

    Ранний возраст - от рождения до 2 лет (первая и вторая группы раннего возраста);

    Младший дошкольный возраст - от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие группы);

    Средний возраст- от 4 до 5 лет (средняя группа);

    Старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе группы).

    В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей, предусмотрено формирование необходимых представлений, жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.

    В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.

    Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.

    Программа «Радуга ». Авторский коллектив - сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института общего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. Программа разработана под руководством к.п. н. Т.Н. Дороновой.

    Откуда такое название? Авторы назвали свою программу, образно сравнивая ее с настоящей радугой: семь важнейших видов деятельности детей и занятий , в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка. Речь идет о: физической культуре, игре, ИЗО (на основе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством), конструировании, занятиях музыкой и пластическим искусством, занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, математике. Одна из основных идей программы заключается в создании «поисковой» развивающей среды во всех помещениях садика. Считается, что, обладая от природы пытливым умом, малыш будет «докапываться» до цели, затем стремиться к новым достижениям.

    Программу «Развитие » создал авторский коллектив сотрудников Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО. А начинал ее разрабатывать доктор психологических наук Л.А. Венгер. Основная идея программы заключается в том, что дошкольное детство - уникальный период в жизни человека . Авторы подчеркивают, что на ребенка ни в коем случае нельзя давить, навязывая чуждые дошколенку школьные формы обучения. А стоит, опираясь на данные малышу от природы способности, формировать у него в игре представления об окружающем мире. Особое внимание авторы программы уделяют умственному и художественному развитию малышей.

    Программа «Одаренный ребенок » разработана тем же авторским коллективом, что и «Развитие». Это своего рода «вариация» предыдущей идеи, но предназначенная для работы с детьми шести-семи лет , обладающими высоким уровнем умственного развития . Программа также направлена на развитие художественных способностей таких малышей.

    Авторы программы «Детский сад - дом радости» - к.п.н. Н.М. Крылова и В.Т. Иванова, воспитатель-новатор. В основе «Дома радости» лежит принцип взаимодействия родителей, воспитателей и малышей . Специфика программы заключается в том, что воспитатель работает не по плану, а по разработанным авторами сценариям 12-и часового рабочего дня . Каждый день в таком саду для ребенка - маленький спектакль, где каждый малыш играет свою роль. Цель - воспитать в ребенке индивидуальность. Особое внимание в каждой возрастной группе уделяется развитию тех видов деятельности, которые требуют от ребенка максимальной самостоятельности: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, игры, продуктивная деятельность, общение.

    «Истоки » - одна из самых популярных программ в современных садах. Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Она основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях, проводимых под руководством академика А.В. Запорожца. И Программа позволяет педагогу найти к каждому ребенку индивидуальный подход . Цель - разностороннее развитие малыша, формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей. А также сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

    Программу «Детство » разработал авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность малышу не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности. Программа включает в себя четыре основных блока: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».

    Авторский коллектив Нижегородского гуманитарного центра под руководством кандидата педагогических наук Г.Г. Григорьевой разработал программу «Кроха». Это программа комплексного развития и воспитания детей в возрасте до трех лет . Ее цель - помочь родителям осознать самоценность и особую значимость раннего периода жизни человека, оказать помощь в понимании собственного ребенка, в поиске и выборе адекватных путей и средств, методов воспитания.

    «Из детства в отрочеств о» - так назвал свою программу авторский коллектив под руководством к.п.н. Т.Н. Дороновой. Программа задумана и разработана для родителей и педагогов, воспитывающих детей от 4 до 10 лет. Ее принципиальное отличие от других в том, что она предусматривает тесную взаимосвязь детского учреждения с семьей по всем направлениям развития личности ребенка.