• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Признали себя лишь 40 человек. Такое количество нянь, домработниц и репетиторов зарегистрировалось в налоговых органах России с начала 2017 года. Об этом Business FM рассказал Уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов .

    Как сообщает газета «Коммерсант», статус самозанятых в первом квартале получили 27 россиян и 13 иностранцев. Причем больше всего обращений - в Белгородской области . Там заявили о себе в налоговую пять домработниц и четыре репетитора. А вот в Москве с населением в 12 миллионов человек официально зарегистрированных самозанятых оказалось всего четверо.

    Учет самозанятых ФНС начала вести с начала 2017 года. Закон распространялся лишь на нянь (сиделок), репетиторов и домработниц. Вставшие на учет получают двухлетние налоговые каникулы. Власти пошли не тем путем, считает бизнес-омбудсмен Борис Титов:

    Борис Титов уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей «Надо делать самозанятых - индивидуальных предпринимателей, то есть считать их бизнесменами, они попадают под законодательство об индивидуальных предпринимателях. Единственное, что они не платят налоги, у них единовременный платеж, от 10 до 20 тысяч рублей в год. Они не попадают под законодательство о проверках, то есть никаких проверок, и никакой отчетности. Максимально удобная регистрация: в МФЦ приходят, в одно окно платят, в течение нескольких минут получают регистрацию и хоть на год, хоть на три, даже меньше можно, по месяцам, в результате не надо даже сниматься с учета, потому что как только заканчивается срок разрешения на работу, автоматически он снимается с учета».

    Но бизнесмен, вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов считает, что пока у самозанятых нет стимула для постановки на учет в налоговую - они туда не пойдут:

    Владлен Максимов вице-президент «Опоры России» «Где нужны документы на предпринимательство? Там, где проверяют. Условно говоря, в торговле, в общепите, в какой-то сфере услуг. Репетитор и няня… Ну как ты проверишь? Я думаю, что им это не надо, полагаю, что вся эта история, пока мы движемся в нынешнем дискурсе, обречена на провал, сколько бы раз это не начинали, и под каким бы соусом это не подавалось. Если говорить о какой-то перспективе, то это будет работать только тогда, когда у самих людей, которые пользуются услугами вот этих самозанятых людей, как мы их называем, у них будет спрос на какие-то документы, условно говоря, есть у тебя регистрация официальная или нет. Пока этого спроса нет, пока действуют только какие-то рекомендации, никто не будет регистрироваться, зачем это нужно?»

    На 2010 год в Зеленограде было зарегистрировано около 80 тысяч автомобилей. При этом только 23% автотранспорта обеспечено местами для парковки. Остальные паркуются, где придется. Для решения этой проблемы московские власти запустили программу «Народный гараж» по строительству «доступных» мест для хранения машин.


    Программа

    О программе «Народный гараж» в московском правительстве заговорили еще в 2004 году. Власти планировали строительство многоэтажных автостоянок за счет собственных денег москвичей. Стоимость одного машино-места, по заявлениям бывшего мэра столицы Юрия Лужкова, должна быть зафиксирована на отметке 12-15 тысяч долларов. При этом каждый из инвесторов получал в собственность готовое машино-место.

    Первая волна строительства «народных гаражей» в 2006-2007 годах завершилась неудачей в связи с завышенными ценами на машино-места. Но из-за дефицита парковок и увеличения количества личного автотранспорта, власти решили возобновить строительство «народных гаражей» с 2009 года.

    Правительство Москвы взяло на себя финансирование проектных работ по строительству гаражей и выделение бесплатных земельных участков в шаговой доступности от жилых домов. Кроме того, администрация города пообещала обеспечить защиту от недобросовестных строительных фирм. Возведение же паркингов планировалось осуществлять за счет средств инициативных групп граждан на условиях долевого строительства.

    «Народные гаражи» представляют собой капитальные строения разной этажности, рассчитанные на 100-500 машино-мест. Цена одного машино-места составит 350 тысяч рублей. Как заверяют власти, это абсолютный минимум, высчитанный специалистами. Предполагалось, что процесс строительства паркинга — от проектирования до сдачи готового объекта — будет занимать 1 год и 10 месяцев.

    Желающий зарезервировать за собой место заключает предварительный договор на участие в долевом строительстве гаражного комплекса. Затем, в течение 20 дней после подписания предварительного договора, должен открыть аккредитив в банке и внести на свой личный счет 105 тысяч рублей. Эта сумма составляет 30% от полной стоимости машино-места. Конечная стоимость фиксируется уже в предварительном договоре и изменению не подлежит. Оставшиеся 245 тысяч рублей придется внести в течение 10 дней после заключения основного договора участия в долевом строительстве, который подписывается позже, когда будет окончательно решен вопрос с выделенным участком земли и разрешением на строительство автостоянки по выбранному адресу.


    Начали за здравие...

    В 2009 году чиновники в Зеленограде девять «народных гаражей» на 2362 машино-места: четыре из них должны были появиться в 20-м микрорайоне (корп. 2006, 2021, 2025, 2036); два — в 8-м микрорайоне (корп. 846А, 846Б) и по одному в коммунальной зоне «Александровка» (напротив корпуса 1432), на 2-м Западном проезде (около ПОКа, на месте существующей автостоянки «Виктория» №250) и в 5-м микрорайоне (между Ленинградским шоссе и проездом №5253).

    Многие гаражи планировали расположить на местах уже существующих плоскостных автостоянок. Поэтому автовладельцы, которые ставили там свои машины за полторы-две тысячи рублей в месяц, не только лишались стоянки на время строительства, но и теряли возможность вернуться на привычное место на прежних условиях.

    А «народный гараж» в 5-м микрорайоне и вовсе должен был разместиться , которое местные регбисты использовали для тренировок и турниров. Однако после жалоб спортсменов строительство было , а в последствии и вовсе отменено «в связи с малым количеством заявок и оформленных договоров».

    На 2010 год были подготовлены предложения о строительстве еще 8 гаражей на 1120 мест. Согласно адресному перечню они должны были разместиться в 1-м, 2-м, 3-м, 4-м, 15-м и 16-м микрорайонах Зеленограда: у корпусов 319 (на 280 машино-мест), 101 (на 240 машино-мест), 244 (2 гаража по 100 машино-мест) и у корпусов 453А, 1507, 1614 и 1116 (по 100 машино-мест). Один адрес был определен как резервный: в 12-м микрорайоне у корпуса 1212 для стоянки на 100 машин.

    Каждый объект обсуждался с жителями на публичных слушаниях. И только по двум адресам власти столкнулись с небывалым зеленоградцев. Жители 15-го и 16-го микрорайонов были категорически против строительства «народных гаражей» под окнами их домов. В итоге чиновники отказались от планов по возведению паркингов у корпусов 1507 и 1614. Власти также из адресного перечня гараж у корпуса 1116 «из-за несоблюдения минимально допустимого расстояния до расположенной поблизости спортивной площадки».


    Альтернативные варианты

    Когда в городе катастрофически не хватает парковочных мест, вместительные «народные гаражи» могли бы стать оптимальным решением. Вот только вопрос «народности» гаражей весьма сомнителен: не все могут заплатить за «квартиру» для машины 350 тысяч рублей. Вряд ли спасет ситуацию целевой кредит или «социальная» ипотека. Более того, «народный гараж» представляет собой не традиционный гаражный бокс, а легковозводимую конструкцию, без стен и капитального фундамента, где обслуживание машино-места будет обходиться владельцу, по чиновников, максимум в 700 рублей в месяц (хотя уже сейчас эта сумма достигает 1000 рублей). Большинство потенциальных покупателей считают такое вложение денег как минимум нерациональным. Власти, однако, не спешат использовать альтернативные варианты, хотя они существуют.

    Открытие новых стоянок, помимо реализации программы «Народный гараж», в Зеленограде в ближайшее время не планируется. На сегодняшний день ведутся работы только по подземным гаражам-стоянкам под жилыми домами в 20-м микрорайоне. Стоимость аренды места в подземном гараже — 3000 рублей в месяц, для льготных категорий граждан — до 2000 рублей.

    Существует относительно доступный альтернативный вариант «народным гаражам» — : на специальном участке земли делается укрепление из щебенки и песка, затем туда кладется газонная решетка и высаживается трава. Решетка держится достаточно крепко, чтобы на ней можно было парковать автомобили. При этом машины не вредят ни почве, ни траве. Стоимость самостоятельного обустройства парковочного места составляет порядка 16 тысяч рублей, плюс ежемесячная оплата участка земли.


    Что в итоге?

    Из того большого списка «народных гаражей», запланированных к строительству в Зеленограде на 2009-2010 годы, на сегодняшний день с трудом удалось достроить лишь шесть. В декабре 2010 года первые «народные гаражи» в 20-м и 8-м микрорайонах. Их общая вместимость составляет 1246 машино-мест. Большинство остальных паркингов находится на начальной стадии строительства.

    Новых данных о том, сколько машино-мест уже выкуплено в «народных гаражах», пока нет. На начало мая прошлого года было заключено только 250 договоров на покупку мест в таких паркингах (12% от общего количества), что являлось самым низким показателем среди других округов Москвы. По всей видимости, за полгода эта цифра изменилась ненамного. Пока же чиновники решили завлекать потенциальных владельцев баннерами с социальными призывами. Растяжки с текстом «Дай убрать дворнику. Купи машино-место!» или «Спаси машину от вандалов» развешены на зданиях новых «народных гаражей».

    Параллельно с этим власти периодически делают заявления об успешности программы и высоком спросе на «народные» паркинги среди автомобилистов. По мнению чиновников, программа стала объектом необоснованного прессинга со стороны ряда СМИ, которые передергивают факты и искажают реальную информацию. Журналистов обвинили в клевете и попытке сорвать выполнение программы строительства «народных гаражей» в Москве.


    Программа провалилась с треском

    О том, что программа строительства гаражей в Москве скорее антинародная, чем народная, москвичи вместе с общественными деятелями заявляли давно. Многочисленные митинги, акции протеста и жалобы автовладельцев привели к тому, что проверкой строительства «народных гаражей» занялась Контрольно-счетная палата Москвы, сообщают «Новые известия».

    Контролеры пришли к выводу, что программа гаражного строительства потерпела крах: согласно отчету , опубликованному на официальном сайте Контрольно-счетной палаты, на 16 декабря 2010 года из 182 гаражей-стоянок в столице фактически было построено только три объекта общей вместимостью 1691 место, что составляет 1,6% от планового объема. А из 131 объекта, предусмотренного к проектированию и строительству в 2009 году, введено в эксплуатацию всего два. Также специалисты отметили увеличение стоимости строительства одного парковочного места в некоторых районах Москвы (свыше заявленных 350 тысяч рублей), неэффективное расходование бюджетных денег, выделенных на реализацию программы, и отсутствие у москвичей спроса на «народные гаражи».

    Впрочем, как отмечает «Новые известия», отсутствие интереса к программе у населения не заставило городские власти отказаться от нее: московское правительство выразило готовность направить на строительство «народных гаражей» и паркингов в 2011 году 7,8 миллиарда рублей.

    Людмила Денисенко

    Почему государственная программа «Жилье для российской семьи» буксует


    В Счетной палате заявили , что в рамках программы «Жилье для российской семьи» («ЖРС») за 2014—2016 годы в эксплуатацию введено лишь 3,3% от запланированного объема жилья, а квартиры получили лишь около 5% семей. Свое мнение о том, почему так получилось, корреспонденту «Строительства.RU» высказал член рабочей группы по доступному жилью Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ Василий ТИШКОВ.

    — Как Вы считаете, насколько реалистична была программа с самого начала, когда она была заявлена?

    — Абсолютно реалистична — и тогда, и сейчас. Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ почти три года назад подписал соглашение с Минстроем. Для его реализации была создана рабочая группа, в состав которой я вхожу.

    Концепция реализации программы «Жилье для российской семьи» была готова уже тогда, в августе 2014 года. За прошедшее время руководитель этой рабочей группы Евгений Александрович Бобров дважды выступал с предложениями президенту РФ о том, как сделать доступным жилье и как обеспечить низкий ценовой уровень строительства. И оба раза президент поддержал эти предложения и дал устные поручения администрации разобраться с этими вопросами. Но эти устные распоряжения не вылились ни во что — не было подготовлено распоряжение правительству РФ, ничего не было сделано. Причем объяснение такое: «Они все равно ничего не сделают, зачем мы будем бумагу марать».

    — Ничего себе. По их мнению, значит, ничего не надо даже пытаться сделать для решения этой острой проблемы?

    — Примерно в феврале 2015 года мы представили несколько пилотных проектов по реализации программы «Жилье для российской семьи» министерству строительства Московской области. Тогда на словах нам ответили, что заинтересованы. Но на уровне правительства Московской области эти программы утверждали и готовили полтора года. А когда наконец подготовили, отказались использовать предложенные проекты. Я лично готовил эти концепции, поручал архитекторам, платил деньги — все было преподнесено «на блюдечке с голубой каемочкой». Но начался элементарный саботаж.


    — Можете привести примеры?

    Тогда заместителем губернатора Андрея Воробьева по строительству был Герман Елянюшкин . Так вот, он фактически открытым текстом заявлял, что программа нереализуема на территории Московской области: «О чем вы говорите, какая цена реализации 40 тыс. руб., если у нас себестоимость 53 тыс.!».

    И мы в ответ сравнивали: по мнению наших чиновников, в городе Орехово-Зуеве Московской области себестоимость составляет 53 тыс. руб. за м 2 , а рядом, на расстоянии 10 км, во Владимирской области, продажная цена — 32 тыс. руб. И это уже с доходом застройщика! И никого не заботит идиотизм этой ситуации. Елянюшкина убрали, но ничего от этого не изменилось.

    Совет по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ три месяца назад подготовил письмо новому заместителю губернатора по вопросам строительства, предложили готовые проекты, но ответа так и не получили — тишина.

    Счетная палата привела свои доводы, почему программа не была выполнена. По Вашему мнению, эти доводы действительно настолько серьезны, что их нельзя было преодолеть?

    — Почему так получилось с программой по строительству доступного жилья? У АО «АИЖК» оказывается, были подписаны соглашения с большинством субъектов РФ по поводу реализации этой программы. Но почему-то никто не задал вопрос: почему не было программы действий?

    В ней определяется задача и способы ее реализации, механизмы. Переводя на язык строительства, первое, что она должна была в себя включать — ответ на вопрос: для кого собираются построить жилье? Надо было составить списки, и это, кстати, было одним из требований госпрограммы. Но этого не было сделано. Во-вторых, надо было определить площадки, где строить. Далее определить технологии, которые позволят дешево построить, и выбрать способы снижения себестоимости. Ведь строительство состоит не только из стоимости строительства жилья, есть еще стоимость земли, инженерных работ.


    — Что из этого было сделано?

    — Государство дало механизмы исключения затрат: муниципальные земли под государственные программы могут предоставляться бесплатно, два года назад такие положения были включены в Земельный кодекс.

    Но ведь можно исключить и стоимость инженерной инфраструктуры из состава стоимости. Как это сделать? Добившись исполнения Постановления правительства №404 по госпрограмме «Жилье для российской семьи». Там черным по белому написано, что строительство объектов инженерной инфраструктуры для жилья эконом-класса, которое будет использоваться для программы «Жилье для российской семьи», должно осуществляться за счет тарифной составляющей энергопоставляющих компаний. Это первый, самый простой способ.

    Второй способ — инженерную инфраструктуру под такие проекты можно было построить как отдельный объект, как магазин. Только в нем производится и продается электричество, тепло, вода. То есть некая частная компания сама создает генерирующие мощности и продает услуги по ценам, которые установило государство.

    На разных конференциях я дважды присутствовал на выступлениях Александра Баженова , директора Дирекции государственно-частного партнерства Внешэкономбанка. Он просил: «Сформируйте такие проекты для строительства инженерной инфраструктуры!». В программах Внешэкономбанка было прописано финансирование под такие программы. Тишина — никто не захотел этого делать.

    — Как еще можно снизить стоимость строящегося жилья?

    — С помощью технологий строительства. На одной выставке недавно проводили круглый стол, я просил архитекторов, чтобы они сделали расчеты себестоимости строительства жилья: просто дом, без стоимости земли, без «инженерки». Так вот, не было ни одной технологии, по которой стоимость малоэтажного жилья под ключ была бы дороже 20 тыс. руб. за квадрат. Ни одной! Хотя были рассмотрены все технологии малоэтажного строительства — 6—8 современных технологий, не из кирпича.

    — Неужели никто даже не пытался реализовать программу доступного жилья?

    — Недавно администрация поселка Монино отправила на рассмотрение межведомственной комиссии документы по первому и единственному пока проекту, который вписывается в программу «Жилье для российской семьи» на территории Московской области. В этом проекте себестоимость — 32 тыс. руб. за м 2 , а продавать собираются, как написано в программе, за 40—42 тыс. руб. Прибыль — 30%.

    На каждую квартиру по такой цене будет 100 покупателей, не надо заботиться о сбыте. Вложений в этот проект 150 млн руб. — это и все затраты. Дом строится за четыре месяца. Когда такая программа сформирована, то и с деньгами проблем нет — инвесторы готовы вложить и больше.

    Кроме того, не возникнет проблем с обманутыми вкладчиками — в этой программе вообще не предполагается заключение никаких договоров долевого участия. В них нет смысла. Надо просто построить дом, и человек заплатит, когда будет оформлять на себя готовую квартиру.

    Сформированные программы станут механизмами реализации права граждан на доступное жилье, прописанное в Конституции. Подобные программы могут способствовать реализации других государственных программ, например, по обеспечению жильем сирот. Сейчас программа прописана так, что администрация не может найти сироте готовую однокомнатную квартиру площадью 30 м 2 за 1 млн 200 тыс. руб.

    Единственный способ бороться с этим — сформировать программу на уровне региона, тоже со статусом государственной, благодаря чему будет снижена цена. Мы этого добьемся. Высокая экономическая эффективность проекта даст возможность неограниченного привлечения инвестиций. Так будут исполнены конституционные права людей.

    А почему это никому не надо? Приведу пример. Президент Фонда многодетных семей Елена Фоминых , мать шестерых детей, имея хорошие отношения с губернатором (Андрей Воробьев вручал ей орден как многодетной матери) добивалась, чтобы он дал поручение Герману Елянюшкину рассмотреть мои предложения по доступному жилью. Было пять или шесть встреч, но меня на них не пригласили.

    Елянюшкин говорил: «Не надо звать Тишкова». И все разговоры на этих встречах сводились к тому, как бы натянуть программу «Жилье для российской семьи» на интересы «Мортона» и других застройщиков. Как бы «втюхать» квартиры в Балашихе под нее. Правительство области было заинтересовано в поддержании застройщиков, в удержании монопольно высокой цены.


    — Вы считаете, тут есть все признаки коррупции?

    — Я не готов делать обвинения по поводу коррупционной составляющей, но очевидно, что какой-то интерес существует. Поэтому предложения по доступному жилью так и не были реализованы. До тех пор, пока не сформированы рычаги, которые заставят власть исполнять интересы людей, ничего не будет сделано.

    Сейчас губернаторы бодро рассказывают, как они исполняют Майские указы. А это в том числе и Указ № 600 о доступности жилья. И уже у всех от зубов отскакивает, как у них хорошо с жильем, но при этом программа «ЖРС» не реализуется.

    Счетная палата говорит, что эта программа исполнена на 5%. Я думаю, это приписки, и она исполнена на 0%. Потому что программа «ЖРС» была совмещена с программой ветхого и аварийного фонда. Чиновники получили деньги на реконструкцию ветхого и аварийного фонда, израсходовали их и жилье построили. Но включили эту цифру в две отчетности.

    Государственным исполнителям невыгодно заниматься программой «ЖРС», это ломает существующую модель. Мне не раз приходилось встречаться по этому поводу с известными застройщиками — представителями комитетов по строительству очень уважаемых общественных организаций.

    Я говорил: «Я рассказываю, как реализовать программу «ЖРС», и как член общественного комитета ты должен ее реализовывать. Ты не чувствуешь противоречия? Ты строишь дома и продаешь квартиры по 70 тыс. руб. за м 2 . Я уверен, если бы была возможность, продавал бы по 270 тыс. руб. Как можно это совместить — продажу по 70 тыс. и по 40 тыс.?».

    Если появится жилье за 40 тыс. руб. за 1 м 2 , то никогда не купят жилье за 70 тыс. руб. Сегодняшняя строительная элита не заинтересована в том, чтобы эта госпрограмма была реализована. Это для них смерть. Они могут существовать только в условиях монопольно высоких цен.

    Беседу вела Анна ЖУРБА

    Каждую неделю The Village вспоминает самые важные и популярные новости за последние семь дней. В этом выпуске: расследование аварии у «Славянского бульвара», отмена повесток в военкомат, новый дефект iPhone X и еще 11 событий.

    Расследование ДТП у «Славянского бульвара»

    Следственный комитет об исправности автобуса, который 25 декабря в подземный переход у «Славянского бульвара». Водителя автобуса Виктора Тихонова задержали. Записи видеорегистратора пока исследуются.

    Такси в Атлантику за 270 тысяч рублей

    Москвичи на очередной сбой в работе GPS, из-за которого различные сервисы посчитали, что они находятся в Атлантическом океане. Из-за этого, например, они получили счета за такси на сотни тысяч рублей.

    Студенты - за Путина

    Петербургские студенты на принуждение к сбору подписей за Владимира Путина. Первокурсникам раздали подписные листы, потребовав собрать минимум по 14 подписей и отметив их «важную роль в сессии». В самом Политехе заявили, что не давали таких заданий учащимся.

    Провал программы капитального ремонта

    Источники «РБК» в мэрии Москвы , что к реновации жилья чиновников подтолкнул провал программы капитального ремонта. Подрядчики зачастую не могли получить доступ в квартиры, что мешало проведению работ во всем доме. Еще одной причиной желание снизить преступность в районах с пятиэтажками.

    Угроза призывникам

    Призывников являться в военкомат без получения повестки. Также предлагается разрешить отправлять документы по почте. Повестка будет считаться принятой, даже если ее получит не сам призывник, а совершеннолетний член семьи.

    Запрет на выброс окурков

    Правительство изменения в правилах противопожарного режима, запрещающие выбрасывать окурки из окон автомобилей и поездов. Пока что запрет носит декларативный характер, однако в будущем нарушения начнут фиксировать с помощью регистраторов, установленных в салоне автомобиля.

    Профессии будущего

    Специалисты HeadHunter , что профессии юриста, медсестры, полицейского, экономиста и бухгалтера находятся под угрозой исчезновения. Спрос на IT-архитекторов, бизнес-аналитиков, HR-специалистов, разработчиков мобильных приложений, стоматологов и электриков, наоборот, будет расти.

    Новый дефект iPhone X

    Обладатели iPhone X очередной недостаток смартфона. На этот раз они пожаловались на то, что в щели гаджета между дисплеем и корпусом зажимаются усы и борода. Решить проблему помогает чехол. Или бритва.

    Айпад за участие в выборах

    В Кремле разыгрывать среди россиян айфоны и айпады за публикацию селфи с избирательных участков. Таким образом планируется повысить явку граждан в возрасте от 18 до 40 лет на президентских выборах 18 марта.

    Референдум об объединении Марьина и Люблина

    В день президентских выборов, 18 марта, в Москве референдум об объединении Марьина и Люблина в один муниципальный округ. , что таким образом власти хотят повысить явку на голосовании.

    Возобновление рейсов в Египет

    В расписании аэропортов Шереметьево и Домодедово рейсы в египетский Каир. Полеты будут выполняться с 1 февраля до конца марта, но купить билеты на них пока по-прежнему нельзя. Одним из перевозчиков выступит EgyptAir, вторым - «Аэрофлот».

    Новогодние траты

    За новогодние праздники россияне 23 миллиарда рублей. При этом каждый пятый на каникулах , а 18 % провели все праздники дома. Путин за это время в Сибири.

    подорожавшие продукты

    Росстат данные об изменении цен на продукты за 2017 год. Сильнее всего подорожало сливочное масло - на 20,6 %. Также увеличилась стоимость молочных продуктов, алкоголя, морепродуктов и хлебобулочных изделий. Цены на сахар, крупу, куриные яйца и подсолнечное масло, наоборот, упали.

    Любимое порно россиян

    Pornhub о предпочтениях россиян в 2017 году. В сравнении с другими пользователями они проявляют повышенный интерес к порно с косплеем, мультикам для взрослых и видео с двойным проникновением. Самой популярной порноактрисой в России по-прежнему остается Саша Грей.

    Пока в столице ломаются копья и нервы в спорах о том, через сколько лет все же начнут сыпаться пятиэтажки , в провинции, похоже, этот процесс уже начался. Утром 22 декабря в 06−15 утра на пульт дежурного Центра управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Ивановской области поступило сообщение об обрушении части дома 33а по улице Пушкина в Юрьевце. Прибывшие на место аварии спасатели зафиксировали обрушение двух внешних стен и межэтажных перекрытий пяти квартир первого подъезда пятиэтажного негазифицированного кирпичного здания 1978 года постройки.

    Фактически процесс разрушения стен начался гораздо раньше, когда все жители мирно спали в своих постелях. Обойтись в результате обрушения без жертв и пострадавших удалось лишь по счастливой случайности. Один из жителей дома, 59-летний Владимир Галочкин , проснулся, услышав сильный треск. Выйдя на улицу и обнаружив трещину в фундаменте, он бросился будить всех жителей подъезда и организовал их эвакуацию. «Они сами вышли … Одну бабушку только пришлось вывести, помогли выйти на лестничную площадку. Только вышла — и рухнуло все», — рассказал сам мужчина представителям СМИ.

    По словам старшего помощника прокурора области Валентины Кручининой , дом входил в категорию «образцово-показательных» и даже награждался грамотой за санитарно-эпидемиологическое состояние.

    Не исключено, что некоторые особо горячие защитники московской реновации будут использовать это событие как железный аргумент в доказательство правоты своих слов о том, что подобные дома представляют серьезную опасность для жильцов. Однако столь однозначно трактовать происшествие не стоит.

    Конечно, окончательную точку в вопросе о том, что стало первопричиной обрушения, установят следственные органы и соответствующие комиссии, которые уже начали соответствующую работу, так что какие-либо четкие выводы в отсутствие компетентной информации делать ни в коем случае не стоит. Но нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что, несмотря на свой «образцово-показательный» статус, проблемы у здания все-таки были, причем серьезные. На этом фоне, пожалуй, можно порассуждать о неприятном событии на классические для всей России темы «кто виноват?» и «что делать?».

    Так, по информации местной прессы, в сентябре 2017 года в доме проводилось укрепление несущих конструкций пострадавшего дома в связи с жалобами жителей на трещины в стенах. К тому же в процессе эксплуатации здания управляющей компанией систематически осуществлялась откачка грунтовых вод (кстати, зампред областного правительства Сергей Зобнин поставил задачу обследовать остальные подобные дома на предмет грунтовых вод и технического состояния фундамента).

    Временно исполняющий обязанности губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский , дал поручение детально разобрать ситуацию в Юрьевце с главами управляющих компаний. По его словам, управляющая компания не довела информацию о трещинах в стенах ни до руководства района, ни тем более до руководства области. В то же время некоторые другие источники утверждают, что перед администрацией Юрьевецкого района, как перед собственником жилых помещений, вопрос о необходимости проведения работ по обеспечению устойчивости фундамента представителями УК ставился. К сожалению, подтвердить или опровергнуть этот факт в сами представители ОАО «Домоуправление» в беседе с корреспондентом «СП» отказались, сославшись на то, что все, что нужно, руководство организации уже сказало. Но поверить, что администрация образования была абсолютно не в курсе событий, довольно сложно. Во-первых, управляющая компания является единственной в данном муниципальном районе. Во-вторых, как пояснили корреспонденту «СП» в Ассоциации строителей Подмосковья, резко разрушения такой степени в зданиях подобного масштаба не происходят, это однозначно был долгий процесс.

    А между тем не лишним будет вспомнить, что, отмечает ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Аванесов , несущие конструкции многоквартирного дома относятся к общему имуществу собственников помещений в нем (статьи 290 Гражданского и 36 Жилищного кодексов РФ). К РФ МКД. И бремя содержания этого имущества возлагается, в соответствии с 210 статьей Жилищного кодекса, именно на собственника.

    Да, жители дома, зная об имеющейся проблеме, могли бы попытаться решить ее, попытавшись приблизить сроки проведения на объекте капитального ремонта, тем более, согласно постановлению Правительства Ивановской области от 30 апреля 2014 года № 164-п в редакции от 25 января 2017 года (имеется в распоряжении редакции «СП» ), его капремонт должен был проводиться в несколько этапов: в 2026 году — кровля, в 2037 году — инженерные сети, а очередь фасада настала бы только в 2042 году.

    Правда, каких-то иных, более адекватных сроков, ожидать от этой программы, как, впрочем, и от остальных региональных, ожидать не приходится. Как рассказали «СП» в пресс-службе НП «ЖКХ-Контроль», достаточную для проведения капитального ремонта всего дома сумму, при существующих размерах взносов, практически нереально накопить за более короткое время. Прежде всего потому, что инфляция приводит к постоянному удорожанию строительных материалов и услуг. Кроме того, ситуацию усугубляет еще и тот факт, что руководство целого ряда регионов принимает решение установить размер ежемесячного взноса на эти цели ниже, чем рекомендовано федеральным центром (к слову, Ивановская область как раз входит в их число). Причем решающим фактором при совершении подобных шагов является не экономическая целесообразность, а политические или иные конъюнктурные соображения. Например, боязнь вызвать массовое недовольство граждан накануне выборов. Только вот такие меры, по сути дела, являются самыми настоящими минами замедленного действия, подведенными под рядовых граждан. И если они «рванут», то последствия могут быть в разы более катастрофическими.

    Впрочем, даже если бы жители пострадавшего юрьевецкого дома и захотели ускорить процесс, в этом случае, подчеркнули в «ЖКХ-Контроле», им пришлось бы проделать несколько тяжелых шагов.

    Прежде всего, предстояло бы собрать и провести общее собрание собственников жилых помещений в МКД в полном соответствии с действующим регламентом. А это, как отмечают многие активисты, весьма проблематично сделать так, чтобы не давать ни малейшего повода для обвинений в непредвзятости и фальсификации .

    Однако это, уточнили представители «ЖКХ-Контроль», еще полбеды. Затем жильцам предстояло бы принять непростое решение об увеличении обязательных взносов на капремонт с тем расчетом, чтобы собранных средств хватило в следующем календарном году на выполнение всех работ согласно смете (ее составление — процесс тоже не бесплатный). Иначе, констатировали в «ЖКХ-Контроле», ускорить капитальный ремонт просто не получилось бы, потому что, по большому счету, выбор у всех российских собственников не очень большой — либо сиди и жди, пока в «общем котле» до твоего дома дойдет установленный срок, либо плати в разы больше, чтобы собрать быстро.

    Если бы собираемые с жильцов злополучного дома средства уходили на спецсчет, а не в «общий котел», то можно было бы, в принципе, попытаться взять под капремонт кредит в каком-нибудь банке. Но в этом случае собственникам вновь пришлось бы принимать трудные решения о сроках возврата немаленькой суммы с учетом процентов, что вновь привело бы к вопросу об увеличении, а главное — собираемости взносов.

    К сожалению, «СП» неизвестно, каково в пострадавшем доме соотношение приватизированных физическими лицами к предоставляемым по договору соцнайма квартирам. Возможно, если бы последних насчитывалось 2/3 или даже больше, рассуждения о степени о степени добросовестности и ответственности собственников жилья потекли бы по иному руслу.

    Естественно, кому-то в данном конкретном случае ответственность за случившееся нести придется. «Только перед этим, — справедливо замечает Юрий Аванесов, — рассматривая вопрос о наличии возможности потребовать от кого-либо каких-то компенсаций кроме мер, направленных на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, необходимо определиться с причинами, по которым произошло обрушение. В том числе выяснить, состояние каких конструктивных элементов послужило причиной ЧП, и кто ответственен за их состояние».

    Как с горькой иронией сказал корреспонденту «СП» один из представителей юридического сообщества, при обсуждении этого происшествия пожелавший остаться неназванным, «скорее всего, все стрелки переведут на какого-нибудь рядового инженера, а то, что сама действующая система приводит к таким фатальным сбоям, предпочтут, как водится, умолчать». И в его словах есть весомая доля правды, ведь даже сам Минстрой (глава которого Михаил Мень занимал пост губернатора Ивановской области в период с 2005 по 2013 годы) официально признал , что программа капремонта в 2016 году регионами провалена. Причем, судя по некоторым результатам, еще и с треском.