• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Наиля Насибуллина

    Вы слыхали о воде ?

    Говорят , она везде !

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без неё нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить :

    Без неё нам не прожить (Н. Рыжова)

    Вода играет огромную роль в нашей жизни,она постоянная наша спутница. Наблюдая на прогулках за каплями росы,дождя,снегом,я учу видеть красоту природы . На прогулках дети знакомятся со свойствами воды,различными природными явлениями . Во время прогулок летом,весной,осенью в качестве объекта для наблюдения предлагала детям обыкновенную лужу,от которой мы стараемся отогнать детей,и к которой все они проявляют интерес . Лужа-модель маленького водоема. Мы наблюдали за ее появлением,испарением,замерзанием,тем самым определяли свойства воды. Во время бесед объясняю детям правила поведения в природных условиях . Если для жизни растений и животных нужна вода,значит водоемы должны быть чистыми. Рассматривали с детьми зимние весенние,летние пейзажи. Вода как волшебница может превращаться в дождь,снег,росу,лед и т. д. Провели с детьми вечер загадок и отгадок о воде . Проводили подвижные игры :"Мы-капельки","Мы-большие киты".Читали рассказы,стихотворения о воде . Рассматривали энциклопедии,глобус, карты мира и круговорот воды . На занятиях делали опыты. На математике считали капелек и облака. Наши дети вместе с родителями изготовили книжки-малышки о воде .




    Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

    Станция юных натуралистов Сальского района.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

    «-Вы слыхали о воде? Говорят, она- везде! »

    дата: 28, 29.03.17 г.

    Разработчик: Махлай Е.В., методист по ВР

    2017 г.

    Цель: привлечение внимания детей к бесценности воды.

    Задачи:

    Способствовать закреплению системы представлений учащихся о свойствах воды и ее значении в природе и жизни человека

    Способствовать развитию интереса детей к экспериментальной деятельности способствовать развитию творческих способностей детей.

    Способствовать воспитанию любви к природе, бережного отношения к воде.

    Форма проведения: экологический марафон

    Оборудование: средства ТСО, дидактический материал, раздаточный материал для практической работы (пластиковая бутылка, песок, гравий, марля, вата, бумага, бинт, салфетки).

    Ход:

    Ведущий 1: Здравствуйте, дети, учителя и уважаемые гости! Мы – любители и защитники природы. Сегодня поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете. О воде.

    Ведущий 2: Вы слыхали о воде?
    Говорят, она везде:
    В луже, в море, в океане,
    И в водопроводном кране,
    Как сосулька замерзает,
    В лес туманом заползает,
    Ледником в горах зовётся,
    Лентой серебристой вьётся.
    Удивительно, не так ли?
    В супе, в чае, в каждой капле,
    В звонкой льдинке,
    И снежинке,
    И в росинке.
    Нам откликнется всегда
    Океанская вода.

    Вода – это удивительное вещество. Она способна превращаться из одного состояния в другое. Как в сказке! Но задумаемся, ведь сама вода не может перевоплощаться. Ей помогают в этом солнце, ветер и суша. В природе всё взаимосвязано. Вода есть и в людях, животных и растениях. А некоторые, например рыбы, вообще без воды жить не могут.

    Ведущий 1: « - …,ты так много знаешь всего. Посмотри на глобус, на нем так много синего цвета. Сколько же пространства Земли покрыто водой?

    Ведущий 2: Я думаю больше половины. Хотя я не уверена, что права. ….а ты знаешь ответ на этот вопрос?

    Ведущий 1: Практически все континенты Северная и Южная Америка, Африка, Евразия, это огромные острова в бесконечном пространстве воды. Воды на планете очень много. Идут дожди, тают снега, льды. Образуются ручейки. Они впадают в реки. Реки несут свои воды в моря. Почему же моря не переполняются и не выходят из берегов?»

    Ведущий 2. Сегодня мы постараемся ответить не только на этот вопрос, но и на многие другие. Для этого, вам предстоит принять участие в 3 турах экологического марафона, посвященного Всемирному Дню воды. Туры экологического марафона:

    1 тур «Вода в природе»

    2 тур «Вода в жизни человека»

    3 тур Акция «Чистая вода»

    За правильные ответы в турах, вы будете получать баллы, а в конце нашего мероприятия подведем итог.

    Ведущий 1. 1 Тур «Вода в природе». Мы знаем, что вода в природе может встречаться в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном. Жидкая вода на поверхности планеты бывает двух видов: соленая и пресная. Соленая вода находится в морях и океанах, пресная - в реках, озерах, ручьях, водохранилищах, болотах.

    Вода в твёрдом состоянии может быть представлена в виде снега и льда. Наиболее крупные ледники находятся в горах Кавказа, Гималаев, Тянь-Шаня, Памира.

    Газообразная вода - это водяной пар в атмосфере, который мы видим с земли в виде облаков. Облака образуются на разных высотах, и поэтому имеют разный вид и форму.

    Ведущий 2. Сейчас мы проведем разминку . Вам будут задаваться вопросы, вы должны первыми поднять флаг и правильно ответить.

      1 . Как называют водную оболочку нашей планеты? (Гидросфера. Гидро – это вода, сфера – это шар.)

      2. Какие свойства воды вы знаете? (прозрачная, бесцветная, текучая, без запаха, принимает любую форму, в которую её налить, растворяет вещества, может замерзать, может испаряться, расширяется и сжимается.)

      3. Вода вечно движется. Сначала вверх, от земли к небу, в виде водяного пара, потом вниз, с неба на землю, в виде дождя, снега, града. И потом опять вверх, и опять вниз, и так уже многие миллионы лет. Как называется этот процесс? (круговорот воды в природе). Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле.

      4. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан соответственно)

      5. Белое, Красное, Черное, Желтое - что это? (Названия морей)

      6. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)

      7. У какого водоема бывают рукава? (Река)

      8. Какая река самая длинная на Земле? (Нил)

      9. Материк, на котором содержится 80% пресной воды нашей планеты? (Антарктида)

      10. Все вы знаете крупные города: Москва, Париж, Лондон. На каких реках стоят эти города? (Москва – на реке Москва, Париж – на реке Сена, Лондон – на реке Темза)

    Ведущий 1. Важнейшая составная часть водных ресурсов России – реки и озера. Наиболее крупные реки: Лена, Иртыш, Енисей, Обь, Волга, Амур, Дон. Самые большие озера - Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское. В РФ почти 2 млн. пресных и соленых озер. Переходим к конкурс у «Перекличка». Вы должны соединить стрелочкой название водного объекта с его описанием.

    Я занимаю первое место по площади бассейна, то есть самая большая река России(2990 тыс. кв. км) и третье по водоносности (за Енисеем и Леной). Теку по Западной Сибири на протяжении 3650 км, впадая в Карское море. Мое название происходит из языка народа коми, на котором означает «бабушка», «тётушка», «уважаемая пожилая родственница».

    р. Обь

    Я самое «Замёрзшее» озеро! Десять месяцев в году на мне лежит лед, и только два месяца жители моей воды видят солнце. Местами зимой я промерзаю до дна, даже весной меня сковывает двухметровый лед. Бедные мои обитатели- сиги, хариусы, рябушка.

    оз. Таймыр

    Я самая спокойная и медлительная река из-за небольшого уклона по всему пути следования. Из наиболее крупных моих притоков можно назвать Северский Донец, Маныч и Сал. Активно используюсь для получения электроэнергии, судоходства и орошения прилегающих земель.

    р. Дон

    Я самое глубокое озеро мира! 336 рек впадает в меня, а вытекает только одна- могучая Ангара. Во мне находится 80 % всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты?

    оз. Байкал

    Я протекаю по территории России, Монголии и Китая и впадаю в Охотское море. Пересекаю четыре физико-географических зоны: лесную, лесостепную, степную и полупустынную, а на берегах живёт до тридцати различных народов и народностей. На территории Китая меня называют Рекой чёрного дракона, а для России являюсь символом Забайкалья и Дальнего Востока.

    р. Амур

    Я самое – соленое! Такое солёное- что в моей воде никто жить не может. Соль белыми пластами лежит на берегах. На мелководье- белые острова из соли. Соль черпают большими ковшами, добывают специальными комбайнами, вывозят на лошадях, на верблюдах, по железной дороге.

    оз. Баскунчак

    Ведущий 2. Не будем забывать, что вода – среда обитания различных растений, водных животных, пушных зверей и птиц. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды. Это интересно: Рыбы и раки дышат жабрами. Лягушка, находясь под водой, дышит кожей. А вот освоившие водную среду звери, дышат легкими, поднимаясь к поверхности воды для вдоха. Подобным образом ведут себя и водные жуки, только у них, как и у других насекомых не легкие, а трахеи.

    Конкурс «Среда обитания». Ваше задание: Вспомните и напишите название обитателей пресных вод, морей и океанов. В этом вам помогут иллюстрации.

    Обитатели морей и океанов:

    Обитатели пресных вод:

    Ведущий 1 Растения на 80% состоят из воды. Откуда в растениях берётся вода? (её поглощают корни растения из почв). Растения охлаждаются, испаряя воду через листья. Например, одно растение капусты из 1 литра воды испаряет 950 мл. Чем больше пластинка листа, тем больше испаряется влаги. Разные растения испаряют разное количество воды, меньшему испарению подвергаются растения, у которых видоизменные листья, восковой налет, поворот листа к свету ребром, сворачивание листа в трубочку.

    Вода для одних растений является не только необходимым продуктом, но и средой обитания.

    Ваша задача: собрать пазлы растения, на листе написать их название, подчеркнуть линией, только водные.

    (растения: чистотел, кувшинка, рогоз, чабрец, ряска )

    Ведущий 2. 2 тур: «Вода в жизни человека»

    После воздуха, вода второй по значению компонент, необходимый для человеческой жизни. Насколько важна вода, свидетельствует тот факт, что ее содержание в различных органах составляет 70 - 90%. С возрастом количество воды в организме меняется. Трехмесячный плод содержит 90% воды, новорожденный 80%, взрослый человек - 60%.

    На протяжении всей истории люди боролись с водой и за воду.

    Игра «Вода – хорошо, вода – плохо. Почему » Как вы считаете, вода – хорошо почему? (Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, в море, в ванне, поливаем растения, вода необходима животным, птицам, насекомым…)

    Вывод: Без воды прожить невозможно.

    Как вы думаете, вода – плохо почему? Не умеешь плавать – можно утонуть, напьешься холодной воды – можно заболеть, прольешь воду на пол и не заметишь – можно получить серьезную травму, если очень много поливать растения – они могут погибнуть, во время наводнения вода все разрушает на своем пути.

    Чистая вода - главная проблема человечества. Как считает Всемирная организация здравоохранения, половина всех больничных коек в мире занято людьми, заболевшими из-за грязной воды. От некачественной воды погибает больше людей, чем от всех форм насилия, включая войну.

    Представьте такую ситуацию: вы в туристическом походе и у вас закончились запасы воды. Поблизости есть только река. Но вода в реке непригодна для питья. Как вы решите проблему питьевой воды?

    Предположительные ответы детей.

    Ответ: От растворенных в воде примесей воду можно очистить при помощи фильтра, сделанного из подручных материалов. От микробов воду избавит кипячение.

    Предлагаю вам сделать сейчас практическую работу. У вас на столах пакеты с раздаточным материалом. Вы должны подумать и сделать фильтр для воды из подручных материалов и проверить, как он работает. Команда, у которой вода отчистится лучше, получит наибольшее кол-во баллов. Время- 3 мин. Какой самодельный фильтр для воды самый качественный? Ответ прост – многослойный.

    Ведущий 1. Скажите, ребята, а какую воду пьем мы и откуда она к нам поступает?

    Источником питьевого водоснабжения населения г. Сальска являются только подземные воды. Мы пользуемся водой артезианских скважин. Эта вода считается самой чистой, испортить ее качества могут ржавые трубы, по которым она поступает в кран. Поэтому своевременная замена водопроводных труб имеет огромное значение в жизни человека.

    Но почему воду надо беречь? Вода в океанах и морях солёная. А людям, растениям, животным нужна пресная вода. Большая часть воды загрязняется: бытовыми и промышленными стоками, нефтепродуктами, сельскохозяйственными удобрениями и др. Государство создаёт заповедники, заказники, используют очистные сооружения.

    Ведущий 2. А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? Объявляем 3 тур Акции «Чистая вода» . Эту Акцию , вы провели на базе своих школ и подготовили отчет в виде презентации, направленной на природоохранную деятельность.

    Не умыться, не напиться без воды

    Листику не распуститься без воды

    Ведущий 1.

    Проходят эры – миллионолетья,
    Земля живет и будет жить всегда,
    Пока в артериях ее не иссякает
    Источник Жизни – Чистая вода...

    Берегите эту Землю, эту воду.
    Даже малую былиночку любя,
    Берегите всех зверей внутри природы,
    Убивайте лишь зверей внутри себя!

    Подведение итогов экологического марафона. Награждение победителей.

    Задачи:

    Познание: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объем, как вода, таит в себе много неизвестного. Обратить внимание на значение воды в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу.

    Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы.

    Коммуникация: развивать связную речь детей, пополнять и активизировать словарь на основе углубленных знаний детей об окружающей среде, развивать умение использовать в речи прилагательные, глаголы, совершенствовать навыки монологической речи.

    Чтение художественной литературы: учить детей выразительно читать знакомые стихи об использовании воды.

    Предварительная работа: целевые прогулки на водоемы, рассматривание иллюстраций об обитателях водоема, беседы из личного опыта детей о летнем отдыхе, работа с глобусом.

    Оборудование: глобус, картинки с изображением реки, озера, моря, пустыни, схема круговорота воды в природе, предметные картинки с сюжетами использования воды (стакан с водой, стакан с молоком, палочки или чайные ложки, термос с горячей водой, стекло или зеркало)

    Ход НОД:

    Воспитатель обращает внимание детей на изображения моря, реки, озера. Просит объяснить, что на них изображено. (слайд № 3,4,5)

    Читает стихотворение Н. Рыжовой

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде

    В лужи, в море, в океане

    И в водоворотном кране

    Как сосулька замерзает,

    В лес туманом выползает

    На плите у нас кипит

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею я вам доложить:

    Без нее нам не прожить

    Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что лишнее?», в которой находят объект, который не является водоемом. (слайд № 6)

    Затем дети рассматривают иллюстрации с изображением использования человеком воды. (слайд № 7)

    Вопросы после рассматривания:

    Что вы знаете про воду?

    Какая она?

    Кому она нужна?

    Зачем вода растениям?

    Нужна ли она животным?

    Зачем вода человеку?

    Что он с ней делает?

    Воспитатель просит детей подумать, откуда берется вода в кране?

    Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается. Вода в кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде надо относиться бережно.

    А как рождается речка. Хотите узнать? (приглашает детей подойти и выкладывает короткие и длинные полоски голубой ткани).

    На земле много разных рек – большие и маленькие, все они куда – то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Вот эта длинная полоска ткани – главная река, а короткие ленты ручейки. Расположите их так, чтобы в впадали в большую реку.

    Физминутка «Плавают рыбешки» (слайд № 8)

    Плавают рыбешки

    В нашей речке чистой.

    Плавают рыбешки

    Быстро, быстро, быстро.

    Рыбки, рыбешки все хороши.

    Папы и мамы и малыши

    «Круговорот воды в природе» (слайд № 9)

    Жила была мама Тучка, и были у нее дети – Капельки. И захотелось им путешествовать. Полетели Капельки на землю. Попрыгать, поиграть. Но им скучно стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большое море. Плавали капельки в море, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А их солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (слайд № 10).

    Физминутка «Лягушата» (слайд № 11)

    Раньше мы были икрою, ква – ква.

    А теперь мы все герои, ква – ква.

    Головастиками были, ать – два,

    А теперь мы лягушата, ква – ква.

    Прыгай с берега, ребята, ать – два

    И с хвостом, и без хвоста

    Жить на свете – красота!

    Детям предлагается отгадать загадки о водных обитателях. (слайд № 12,13,14,15)

    1. На ромашку у ворот

    Опустился самолет.

    Золотистые глаза.

    Кто же это?

    2. Прозрачнокрылый самолет

    Свой совершает перелет

    С розовощекой кашки.

    На блюдечко ромашки.

    3. Пучеглазая особа

    Из болота смотрит в оба.

    «Ква-ква-ква да ква-ква-ква»-

    Вот и все ее слова

    4. Она отличная прыгунья

    И превосходная плавунья.

    Зимой ледышкой замерзает,

    Весною снова оживает.

    Игра с экспериментированием.

    Опыт 1 – «Вода прозрачная»

    В одном стакане – молоко, в другом – вода. Рассмотреть обе жидкости. Что было бы если в реках текло молоко? Могли бы в них жить водные обитатели.

    Вывод: вода прозрачная. (слайд № 16 рис.1)

    Опыт – 2 «У воды нет вкуса»

    Предложить попробовать воду. Объяснить, что у морской воды соленый вкус. Ее пить нельзя.

    Вывод: обычная питьевая вода не имеет вкуса. (слайд № 16 рис.1)

    Опыт – 3 «Вода жидкая, может течь»

    Дети переливают воду из одного стакана в другой.

    Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью. (слайд № 16 рис.2)

    Опыт – 4 «Вода может быть теплой, может быть холодной»

    Предложить стаканы с водой разной температурой. Определить в каком холодная, теплая, горячая.

    Вывод: подчеркнуть, что в реках, озерах, морях тоже бывает вода с разными температурами. Некоторые водные обитатели могут жить только в теплой, другие – только холодной воде. (слайд № 16 рис.3)

    Проблемные вопросы:

    1) Если бы вы были рыбами, то какую воду вы выбрали – теплую или холодную?

    2) Где больше растений и животных – в теплых или холодных краях?

    Вывод: вода в водоемах разная, а значит в ней живут разные растения и животные.

    Берегите воду (слайд № 17)
    Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
    Что силы и бодрости нам придает.
    Кристально чиста или очень грязна.
    В любом состоянье полезна она.
    Где водится грязь, там лягушки живут.
    Для них лишь в болоте покой и уют.
    Для нас же вода должна чистою быть,
    Что б мы не боялись и мыться, и пить.
    Не менее, впрочем, полезна вода
    Которая в виде замерзшего льда.
    Она охлаждает, морозит, бодрит.
    И в зной нам прохладу и радость дарит.
    Давайте же воду все будем беречь.
    От трат неразумных ее все стеречь.
    Иначе закончится может вода,
    И жизнь на планете затихнет тогда.
    С. Олегова

    (Презентация прилагается)

    Познакомьтесь, мой дружок -
    Маленький и быстрый
    Синеглазый ручеек
    Чубчик серебристый.
    Он бежит издалека,
    По камням и сучьям.
    Я завидую слегка:
    Ах, какой везучий!
    Он увидит океан,
    Корабли и чаек.
    Каждый мальчик-капитан
    О таком мечтает.
    Поспешает ручеек
    По траве и шишкам
    А на спинке он везет
    Лодочку мальчишки.

    Рано, рано поутру
    Выгляни в окошко:
    Дождик бегал по двору,
    Поиграл немножко.
    Он деревья поливал,
    Тротуар, лужайки,
    И Максимкин самосвал
    Отыскал под лавкой.
    Сделал две больших реки
    У подъезда Васи,
    Взял потом мои мелки -
    Радугу раскрасить.

    Небо хмурится сердито,
    Гонит со двора ребят,
    У меня окно открыто,
    Тучи в комнату глядят.
    Хоть совсем я не трусишка,
    Спрячусь быстро под плащом.
    Тучи смотрят - нет мальчишки,
    И заплакали дождем.
    Барабанят капли-палки,
    На дворе темным-темно.
    Мне тогда их стало жалко,
    И я выглянул в окно.
    "Тучки, хватит, перестаньте!
    Вас никто не обижал.
    Под плащом я был, в серванте!!!"
    Странно, дождик перестал.

    С. Джус
    Дождевые капельки
    Прозрачные, прохладные,
    А от солнечных лучей –
    Блестящие, нарядные!
    Дождевые капельки
    По лужицам танцуют
    И кружочки разные,
    Веселые рисуют.
    Дождевые капельки
    Все помыли чисто
    И вокруг, теперь красиво,
    Ярко и лучисто!
    И меня всю намочили
    Дождевые капельки.
    Я на них не обижаюсь
    И не злюсь, ни капельки!

    В. Черняева

    Голубую Капельку Тучка родила.
    По размеру Капелька крошечной была.
    Полетела Капелька на землю с небес.
    И упала Капелька на зелёный лес.
    Но послало Солнышко на неё свой жар.
    И боялась Капелька превратиться в пар.
    Покачал легонько Ветер стебелёк.
    И упала Капелька прямо в Ручеёк.
    Побежала Капелька вместе с Ручейком.
    Пела песню Капелька звонким голоском:
    «Мама Тучка милая, стану Морем я.
    Пролетай над Морем, поцелуй меня»

    О. Скворцова
    Тучка по небу летала,
    Капли на поля роняла.
    Их решила сосчитать:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Сбилась, начала сначала...
    Целый день она считала.
    Трудно капельки считать:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Тучке кто помочь желает,
    Кто все капли сосчитает?
    Ветерок считать хотел,
    Но ошибся – улетел.
    Даже солнце понарошку
    Предложило ей ладошку.
    Стало пальцы загибать:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Оказалось, пальцев мало:
    Нужно начинать сначала
    Капли в воздухе считать:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Ты до десяти, дружок,
    Капли сосчитать бы смог?
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Вместе весело считать!

    Г. Ильина
    Заглянула Капелька в окошко,
    На полу увидела Антошку -
    Он вздыхал и плакал, что есть силы.
    - Это Тучка! - Капелька решила.
    Вниз скользнула по оконной ручке,
    Улыбаясь, покатилась к "Тучке":
    - Вот и снова вместе мы! Везенье!
    А Антон застыл от изумленья.
    Тучка-мальчик? Разве так бывает?
    Мама Солнцем сына называет.

    А. Алферова
    Там за горизонтом
    Облачко плывёт...
    В облачке весёлом
    Капелька живёт.
    Вот она проснулась
    Утром спозаранку,
    В гости поспешила
    К пчёлке на полянку.
    С облака на землю
    Капелька спустилась
    И в цветах лаванды
    С пчёлкой веселилась.
    Травы зазвенели,
    С ветерком играя,
    В улей улетела
    Пчёлка золотая.
    Капелька купалась
    В синем океане
    И в цветах осталась
    На лесной поляне

    Татьяна Николаевна Юталова
    Конспект НОД «Вы слыхали о воде?»

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха

    «Вы слыхали о воде

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

    Составила : воспитатель

    Юталова Т. Н.

    с. Боровиха

    Цель :

    1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды. Обобщить знания детей о воде : состояниях и свойствах воды, ее значении в жизни растений, животных и человека.

    2. Развивать любознательность, познавательную активность в процессе экспериментирования, мышление, речь детей.

    3. Воспитывать бережное отношение к воде .

    4. Создать педагогические условия для потребности получать новую информацию о знакомых предметах.

    Предварительная работа :

    Разучивание пословиц о воде , опыты с водой, рассматривание глобуса, беседы о воде .

    Материал и оборудование.

    Яблоко, глобус, стаканчик с водой, пустой стаканчик, пипетка, масло, салфетки, картинки о гибели дельфинов, театр на фланелеграфе «Сказка о нефтяной рыбке» , таблица «Вода в природе» .

    Ход занятия.

    Восп-ль. Давайте возьмемся за руки. Улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга. Послушайте, я загадаю вам загадку :

    Она и в озере,

    Она и в лужице,

    Она и в чайнике у нас кипит

    Она и в реченьке бежит, шуршит.

    Дети : Вода.

    Восп-ль. Правильно. Вы догадались, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

    Дети : Да. О воде .

    Восп-ль : А что вы знаете о воде ?

    (ответы детей)

    Восп-ль : дети, как вы думаете, сколько времени человек может прожить без пищи?

    Дети : Месяц.

    Восп-ль : А без воды?

    Дети : Неделю.

    Восп-ль : Как вы думаете, много ли воды на земле? Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду?

    Дети : Синим.

    Восп-ль : покажите на глобусе воду. А кто знает, сколько на земле океанов?

    Дети : Четыре.

    Восп-ль : А сколько морей?

    Дети : Тридцать.

    Восп-ль : Как вы думаете, много это или мало? А какую часть занимает суша?

    Дети : Четвертую часть.

    Восп-ль : Давайте проверим. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Четвертая ее часть – суша. А это большая часть – вода. Так много или мало воды на планете?

    Дети : Много?

    Восп-ль : А кому нужна вода? Сейчас мы поиграем в игру «Кому нужна вода?» Я буду кидать мяч, кто его поймает, то отвечает.

    д/и «Кому нужна вода»

    Восп-ль : Посмотрите на картинки и отыщите, где спряталась вода в природе.

    Представьте, что вода исчезла. Что тогда произойдет?

    (ответы детей)

    д/и «Хорошо – плохо»

    А теперь представьте, что из крана течет не вода, а лимонад. Подумайте и скажите, что в этом хорошего, а что плохого.

    Представьте, что в реках и озерах только соленая вода. Что в этом хорошего, а что плохого?

    Если вместо обычного дождя пойдет дождь из шишек? Что хорошего, а что плохого?

    ф\м «Дождик»

    Дождик капнул на ладошку (правой рукой касаемся левой)

    На цветы – (круговое движение правой рукой)

    И на дорожку – (обе руки перед собой)

    Льется, льется – ой, ой, ой! (покачивание головой)

    Побежали мы домой (бег на месте)

    Восп-ль : Ребята, подумайте и скажите, как вода помогает человеку.

    (ответы детей)

    Восп-ль : Ребята, расскажу я вам сейчас сказку о рыбке, да не о золотой, вы ее все знаете, а о нефтяной. С чем пришел невод у старика в сказке о золотой рыбке?

    Дети. С тиною морской.

    Восп-ль : Правильно. А если бы закинул старик свой невод сегодня? Пришел бы невод не только с тиною, а еще с… ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором. Закинул бы во второй раз – выловил бы рваный башмак и изношенную шину.

    В третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а известно золотая. И заговорила бы она человеческим голосом.

    Но вот чудо : не стала бы золотая рыбка просить : мол отпусти меня, старче. В море. А наоборот, стала бы молить : только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою – отслужу за это тебе любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною» , а хочу остатьс

    Я рыбкой золотою!

    …Грустная сказка! Но к несчастью, и быль не радостней. Раньше, возвратясь из дальних странствий, моряки, бывало. Рассказывали о дольних странах да о заморских диковинах. Теперь же твердят одно : пропадают, братцы, моря – океаны! Кораблей на водных путях – как автомобилей на шоссе. И с каждого даже самого маленького суденышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку.

    А когда море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти – совсем плохо. Помыл танкер – нефтевоз свои громадные баки – танки, грязную воду – в море. Вот беда, так беда! От этой отравы гибнут рыбы. Дельфины.

    Посмотрите на эти экологические знаки. Посмотрите на них и скажите как мы можем помочь воде ?

    Дети : Не бросать мусор в водоемы, не сливать отходы, экономить воду.

    Восп-ль : А сейчас нас приглашают в нашу лабораторию. Скажите какие вещества растворяются в воде ?

    Дети : Соль, сахар.

    Восп-ль : А все ли вещества могут растворяться в воде , как вы думаете? Если в воду налить масло оно так же исчезнет как соль и сахар? Добавьте в ваши баночки с водой несколько капель масла. Что произошло с маслом в воде ?

    Дети : Масло не растворилось в воде : оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

    Восп-ль : Молодцы, ребята. Какой можно сделать вывод? Все ли вещества растворяются в воде ?

    Дети : Нет

    Восп-ль : Ребята, скажите можно ли пить такую воду и почему?

    Дети : Нет. она пахнет маслом и неприятна я на вкус.

    Восп-ль : Да, действительно, такая вода не пригодна для питья. А что нужно сделать, чтобы вода стала чистой?

    Дети : Очистить от масла.

    Восп-ль : А вы знаете, воду можно очистить, но только с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами из обычной салфетки. Посмотрите как я это сделаю. Затем устанавливаем его в баночку. А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно. У всех все правильно получилось, какие вы молодцы! Давайте попробуем, как работают наши фильтры. Мы очень осторожно, понемногу, будем лить масляную воду в баночку с фильтром. Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала?

    Дети : Вода стала чистой.

    Восп-ль : Куда же исчезло масло?

    Дети : Все масло осталось на фильтре.

    Восп-ль : Мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. А теперь вернемся на свои места.

    Вода добрый друг и помощник человека. Давайте вспомним пословицы о воде .

    Слезами горю не поможешь.

    По капельке дождь, дождь реки поит, реками море стоит.

    Ложкой моря не вычерпаешь.

    Песком море не засыпешь.

    Под лежачий камень вода не течет.

    Как с гуся вода.

    Вода камень точит.

    Воду в ступе толочь – вода и будет.

    В рот воды набрал.

    А сейчас я прочту вам стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода»

    Вы слыхали о воде ?

    Говорят она везде!

    Вы в пруду ее найдете,

    И в сыром лесном болоте.

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,

    На плите у вас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить :

    Без нее нам не прожить!