• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Общественный прогресс внутренне противоречив. Эти противоречия можно разделить на три основных типа:

    1. Глобальные противоречия , разрешение которых есть вместе с тем решение вопроса сохранения человеческой истории, укрепления цивилизации.

    2. Региональные противоречия , суть которых состоит в том, что различные регионы Земли в геополитическом плане противостоят друг другу, пытаясь решить свои проблемы за счет других народов и государств. Так, развитый Север противостоит менее развитому Югу. Так называемый «золотой миллиард» противостоит остальной части человечества, чей уровень жизни на порядок ниже, чем у первых.

    3. Внутригосударственные (внутринациональные) противоречия , выражающиеся, прежде всего, в противоречиях между трудом и капиталом. Это противоречие выражается в росте безработицы в ряде стран Запада: Франции, Германии, США и др. Нынешняя Россия в этом отношении не составляет исключения.

    Все эти противоречия можно конкретизировать, выделив среди них:

    А. «Демографический взрыв» . Ныне на Земле насчитывается примерно 6,5 млрд человек. Рост численности населения происходит в основном за счет народов Азии, Африки, Латинской Америки. Население Китая к концу XX столетия достигло 1,3 млрд человек. Приближается к миллиарду численность населения Индии. Наряду с этим сокращается численность народов европеоидной расы. Американские социологи уже бьют по этому поводу тревогу. П. Дж. Бьокенен считает, что в период с 2000 по 2050 гг. население земного шара возрастет до более чем 9 млрд человек, но за этот же период люди европейского типа будут исчезать. Если в 1960 г. они составляли четверть мирового населения, то в 2000 г. — только шестую часть, а к 2050 г. будут составлять десятую часть населения планеты.

    Сокращение численности европеоидного населения и относительно благополучная жизнь Севера послужили толчком для массовой иммиграции других народов, прежде всего мусульманских, в европейские страны.

    Увеличение численности населения Земли остро ставит проблемы кислорода, продуктов питания, пресной воды, жилищную и др. Возникает вопрос: какое количество людей может содержать Земля? По расчетам специалистов, каждому человеку для осуществления его жизнедеятельности необходимо пространство в 17,5 тыс. кв. м. Это означает, что на 1 кв. км могут проживать 57 человек, а на всей Земле - 5,7 млрд. Следовательно, уже сейчас планета наша перенаселена.

    Б. «Проблема голода». Если «Север» более или менее обеспечил себя продуктами питания, то «Юг» страдает от недоедания. Это относится, прежде всего, к народам Африки, Азии, Латинской Америки и др. Ныне не менее 800 млн человек в мире живут ниже черты бедности. В это же время богатые страны Севера излишки продуктов, ради сохранения прибылей, просто уничтожают. В России, по словам Президента, четверть населения голодает.


    В. «Энергетическая проблема» приобретает все большее значение. Энергетические ресурсы оцениваются числом лет, в течение которых данного ресурса хватит для производства энергии на современном уровне. Если брать оценку энергоресурсов по трем показателям - разведанные, возможные и вероятные, то угля хватит примерно на 600 лет, нефти — на 90, природного газа — на 50, урана, при нынешних реакторах на медленных нейтронах — на 27 лет. По информации Министерства природных ресурсов (МПР) России, запасы эффективных для разработки месторождений закончатся в стране через 10-15 лет. Разведка новых месторождений не производится, ибо разрушена геологоразведочная служба.

    Г. «Экологические проблемы». Сжигание большого количества энергоресурсов ведет к интенсивному засорению атмосферы. На сжигание угля, нефти и газа ежегодно из атмосферы изымается 20 млн. т кислорода, взамен которого в нее вбрасываются сотни миллионов тонн углекислого газа и прочих ядовитых веществ. Предполагается, что в 2000 г. было вброшено в атмосферу не менее 105 млн тонн различных отходов от человеческой деятельности: углекислого газа, твердых частиц, нефтепродуктов, мелких частиц резины, асфальта и т. п.

    Численность населения Земли растет, а площади пригодных для земледелия земель сокращаются. По разным оценкам, пахотная земля составляет от 13 до 15 млн кв. км. Но в результате застройки, горных работ, засоления почвы и опустынивания ежегодно теряется 50-70 тыс. кв. км ценных земель. В нынешней России бывшие пахотные земли, но сейчас заброшенные, зарастают кустарником и выбывают из культурного пользования. Все это вместе взятое ведет к тому, что количество культурной земли, приходящейся на одного человека, сокращается. Если в начале XX в. на одного человека приходилось 9 га, то к середине века — только 6, к концу века — около 3, сейчас же — не более 2 га.

    Д. «Проблема глобализма». Ее суть состоит в том, что на основе современных достижений в областях науки, техники и высоких технологий, развитой системы информации и т. д. происходит сближение, единение народов, наций, стран независимо от имеющихся между ними различий. Глобализм представляет собой объективно-историческое явление, противостояние которому практически невозможно, да и не нужно.

    Следует различать по своему содержанию понятия «глобализм» и «глобализация». Последнее означает процесс осуществления глобализма, во главе которого стоят США, навязывающие всему миру свое видение исторического развития народов и насильственно внедряющие его по всему земному шару. Более того, некоторые авторы говорят о существовании и действиях мирового правительства , в состав которого якобы входят руководители наиболее крупных транснациональных корпораций (ТНК), распространяющих свое влияние по всему миру.

    Наряду с этими двумя категориями употребляется понятие «антиглобализм», выдвинутое представителями одного из социально-политических движений, именующими себя антиглобалистами . Они выступают не против глобализма как закономерного явления, но против глобализации, которая осуществляется американо-европейскими финансово-промышленны-ми и выражающими их стремления политическими кругами.

    Формационный и цивилизационный подходы

    3.2.1.Общественно-экономическая формация - исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа производства материальных благ

    Марксизм : смена формаций первобытно – общинная, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (1930 г. социализм, коммунизм)

    Черты и понятия формационного подхода

    базис (производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ). В основе – отношения собственности

    - надстройка – совокупность правовых, политических, идеологических, религиозных, культурных и иных учреждений и отношений.

    - производственный отношения и производительные силы (люди, орудия труда) = способ производства

    - социальная революция – при развитии производительных сил и старении способа производства

    Принципы подхода: универсальность, закономерность смены общественно – экономических формаций

    3.2.2.Цивилизация – уровень, ступень развития общества, материальной и духовной культуры, следующий за варварством и дикостью. Цивилизации отличаются друг от друга: специфическим образом жизни, системой ценностей, способами взаимосвязи с окружающим миром

    Сегодня ученые выделяют: западную и восточную цивилизации.

    Сравнение западной и восточной цивилизации

    Прогресс

    3.3.1.Прогресс (движение вперед) – переход от низшего к высшему, от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному.

    Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности (дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

    Регресс (движение назад) – переход от высшего к низшему, деградация.

    3.3.2..Виды общественного прогресса

    · Прогресс науки и техники (НТП, НТР)

    · Прогресс в развитии производительных сил (промышленный переворот)

    · Политический прогресс (переход от тоталитаризма к демократии)

    · Прогресс в области культуры (признание человека высшей ценностью)

    3.3.3. Критерии общественного прогресса:

    Критерий показатель, с помощью которого можно оценить что-либо

    § развитие человеческого разума

    § развитие науки и техники

    § развитие производительных сил

    § рост уровня жизни, степени социальной защиты

    § совершенствование нравственности людей (гуманизм)

    § степень свободы личности в обществе

    Противоречивость общественного прогресса

    3.3.5. Показатели прогрессивного развития общества:

    ● средняя продолжительность жизни человека

    ● детская смертность

    ● состояние здоровья

    ● уровень и качество образования

    ● уровень развития культуры

    ● чувство удовлетворенности жизнью

    ● степень соблюдения прав человека

    ● отношение к природе

    Человечество в целом никогда не регрессировало, но на время останавливалось в развитии – стагнация

    Относительность общественного прогресса – понятие общественного прогресса не применимо к некоторым областям общественной жизни. Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.

    Вспомним факты из истории XIX-XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами - контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве - реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.)
    Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы не восходящая прямая, а изломанная линия, отражающая подъемы и спады, приливы и отливы в борьбе общественных сил, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран бывали периоды, когда торжествовала реакция, когда гонениям подвергались прогрессивные силы общества, когда разум подавлялся силами мракобесия. Вы уже знаете, например, какие бедствия принес Европе фашизм: гибель миллионов, порабощение многих народов, разрушение центров культуры, костры из книг величайших мыслителей и художников, насаждение человеконенавистнической морали, культ грубой силы. Прогресс науки и техники имел неоднозначные последствия. Рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни - все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний. Наряду с величайшими достижениями человеческого духа в мире наблюдается размывание культурных и духовных ценностей, распространяются наркомания, алкоголизм, преступность.

    :

    1. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях.

    2. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой.

    3. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах.

    4. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.

    Рассмотрим примеры .

    Противоречивость общественного прогресса Примеры
    1.Прогресс в одной области не является прогрессом в другой. Рост производства прогрессивно влияет на материальное благополучие людей→отрицательное влияние на экологию природы.
    Технические устройства, облегчающие работу и быт человека, → неблагоприятное влияние на здоровье человека.
    2.Прогресс сегодня может обернуться катастрофой. Открытия в области ядерной физики (рентгеновские лучи, деление ядра урана) →оружие массового пораженияядерное оружие
    3.Прогресс в одной стране не влечет прогресс в другой. Тамерлан способствовал развитию своей страны → ограбление и разорение чужих земель.
    Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровню развития народов Европы → разорение и стагнация общественной жизни в разоренных странах Востока.


    Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

    Причины глобализации :

    переход от индустриального общества к информационному.

    переход от альтернативного выбора к многообразию выбора.

    использование новых коммуникационных технологий.

    Основные направления :

    деятельность транснациональных корпораций (ТНК), имеющих свои филиалы по всему миру.

    глобализация финансовых рынков.

    международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов.

    создание международных организаций в экономической и финансовых сферах.

    Факторы глобализации :

    изменение средств коммуникации – соединение в единый информационный поток всех регионов планеты.

    изменение транспорта – быстрота и доступность передвижения из одной части света в другую.

    характер современной техники – непредсказуемые последствия прогресса и НТР становятся угрозой всего человечества.

    экономика – экономическая интеграция (производство, рынки и т.д.).

    глобальные проблемы – решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

    Позитивные последствия процесса глобализации :



    стимулирующее влияние на экономику.

    сближение государств.

    стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике.

    возникновение социокультурного единства человечества.

    Негативные последствия процесса глобализации :

    насаждение единого стандарта потребления.

    создание препятствий для развития отечественного производства.

    игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.

    навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.

    оформление идеи соперничества.

    утрата каких-то специфических черт национальных культур.

    Прогресс - понятие противоречивое. На первый взгляд, оно имеет сугубо положительное значение, надо вставать на рельсы и стремиться только вперед к светлому будущему. Однако любые нововведения или реформы всегда вызывали в обществе волнения и страх. Все люди в какой-то степени стремятся к духовному единству с окружающим миром, а результаты научно-технического прогресса становятся инородным телом в этом налаженном механизме.

    Прогресс и регресс

    Это два полюса одного шара. Они тесно переплетены между собой и шагают всегда рука об руку. Но что же они несут?

    Для начала разберемся с понятиями общественного прогресса и регресса. Первое - движение к совершенству, а второе означает возвращение назад, переход к более низким формам организации общества. Это противоположные, но взаимосвязанные понятия. Отделить их друг от друга часто бывает просто невозможно. В этом и кроется противоречивость общественного прогресса.

    Добро неразрывно связано со злом, а прогресс - с регрессом. Таковы правила игры в жизнь. Проблема общественного прогресса состоит в том, что положительные изменения в одной сфере практически всегда сопровождаются деградацией или упадком во второй. Знаменитый английский врач-сексолог XX века Генри Хэвлок Эллис говорил, что прогресс является всего лишь заменой одной неприятности на другую.

    О прогрессе писали многие философы: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Франсуа-Мари Вольтер, Жан-Жак Руссо, Николя де Кондорсе и другие. И у каждого из них был свой взгляд на это явление.

    Критерии прогресса

    Маркс отождествлял понятие общественного прогресса исключительно с развитием и совершенствованием производства. Кондорсе считал, что движение вперед есть эволюция человеческого разума, науки и просвещения.

    На сегодняшний день нет универсальных критериев оценки прогресса. У разных философов свое видение проблемы. Наиболее объективными мерилами степени прогресса являются:

    1. Развитие орудий труда и производительных сил. Ученые, придерживающиеся этой точки зрения, считают, что исторический процесс обусловлен степенью превосходства человеком природы (экономический фактор).
    2. Улучшение условий жизни. Чем комфортнее и увереннее чувствует себя индивид, тем благоприятнее среда для его развития (социальный фактор).
    3. Рост степени свободы. Ее осознание помогает личности самореализоваться, происходит нравственное, моральное развитие (духовный фактор).

    Переходим к обсуждению следующего вопроса.

    Поговорим об умозаключениях ученых

    Узнаем о взглядах на источники общественного прогресса «великих умов». Они выделяют их несколько. Итак, это:

    • деятельность самого человека, так как она носит характер преобразований;
    • материальное производство, поскольку социум развивается за счет производительности труда;
    • общественные классы;
    • социальные силы.

    Многие исследователи полагают, что источник прогресса кроется в противостоянии производительных сил и трудовых отношений, в несоответствии материальных и культурных нужд человека. Основной причиной происходящих изменений является разница в потребностях и деятельности людей.

    Поговорим о взглядах поэтов и писателей на проблему

    Продолжаем разбираться в вопросе о противоречивости общественного прогресса. Приведем цитату современного французского писателя-прозаика М. Кундера:

    Люди, зачарованные идеей прогресса, не задумываются о том, что каждый шаг вперед — это шаг на пути к концу.

    Очень часто прогресс в одной сфере становится причиной регресса в другой, поэтому явление невозможно оценить однозначно. Чтобы получить результат, нужно сначала чем-то пожертвовать, иного пути развития просто нет. В этом и состоит главная проблема общественного прогресса.

    У многих писателей и поэтов в произведениях приведены примеры общественного прогресса. Например, Рэй Брэдбери в своей книге «451° по Фаренгейту» рассказывает о потребительском социуме, о людях, которые разучились думать, переживать, страдать, а могут только получать призрачное удовольствие. Прогресс подарил им блага цивилизации, у них есть все: современные машины, квартиры, говорящие стены и много чего еще. Только главного нет - души и духовности, которую они где-то потеряли. Это книга, но она наглядно показывает, к чему может привести прогресс.

    Продолжаем рассуждение с примерами

    Проблемы общественного прогресса лучше всего проиллюстрировать на конкретных примерах. Так, с появлением интернета стала доступна любая информация, значит, фактически каждый человек может узнать все, что захочет. Есть множество вариантов для развития и самосовершенствования. Однако возникновение новых технических возможностей обесценивает человеческие знания. В интернете появляется много мусорной информации, которую приходится тщательно фильтровать. Большая часть материала, содержащегося во Всемирной сети, не проверена, много ошибочных данных. И порой слово превращается в орудие, которым распоряжаются совсем нечестно, организовывая информационные войны и дискредитируя людей.

    Еще одним примером общественного прогресса, который наглядно иллюстрирует его противоречивость, являются исследования в области ядерной физики. С одной стороны, появился рентген, флюорография, ученые получили возможность наблюдать за самыми маленькими биологическими частицами, диагностировать болезни на ранних стадиях. А с другой стороны, люди создали и оружие массового поражения - атомную бомбу. Один из разработчиков этого чудовища Роберт Оппенгеймер потом сильно жалел о том, что породил такого монстра. Он выступал за введение международного контроля производства атомного оружия.

    Стоит ли игра свеч?

    За прогресс приходится платить, но иногда цена его оказывается слишком высокой. Продолжаем говорить о проблемах общественного прогресса.

    Изобретение оружия привело к тому, что в войнах стало гибнуть больше людей. Количество человеческих жертв росло прямо пропорционально развитию снаряжения. Что же получится в сухом остатке? Жизни миллионов людей стали всего лишь разменной монетой в руках глав государств, которые вели свою политическую игру. Около 47 миллионов человек погибло во время Второй мировой войны. Все это случилось не лишь по прихоти одного индивида, а стало закономерным результатом прогресса. Катастрофа не может случиться на ровном месте, этому всегда предшествует цепочка определенных действий, событий и явлений.

    Жить становится проще и лучше, но отсутствие одних проблем порождает другие, возможно, более серьезные. Поэтому возникает резонный вопрос: а не теряем ли мы больше, чем приобретаем?

    А что дальше?

    Машина прогресса летит вперед, совершаются все новые открытия, изобретаются удивительные вещи. Но инновации не всегда попадают на подготовленную почву, и у людей просто нет к ним иммунитета. Из-за такого несоответствия и возникают побочные эффекты. Об этом свидетельствует большое количество примеров общественного прогресса, которые привели к неожиданным результатам.

    Глупо было бы пытаться законсервировать сложившуюся систему, прогресс неизбежен просто потому, что жизнь - это постоянное движение вперед. Можно было бы обвинить человекоподобную обезьяну в том, что она взяла в руки палку и вступила на скользкий путь эволюции и развития, но ведь это же неразумно. Все проявления общественного прогресса просто нужно принимать и адаптировать, учиться внедрять в жизнь, не забывая при этом о вечном.

    Тема: «Проблемы общественного прогресса»

    Тип занятия: изучение нового материала

    Форма занятия: урок с элементами технологии развития критического мышления и технологии «деловой игры» .

    Урок 2 из 3.

    Образовательные цели:

    Обучающие:

      на основе изучения нового материала и в ходе повторении уже изученного повторить основные понятия, выяснить видение прогресса в разные эпохи, показать противоречивость прогресса;

      способствовать развитию умения создавать логические схемы.

    Развивающие:

      развивать умение изображать материал в виде схемы, рисунка, читать его;

      развивать умение высказывать свою точку зрения, вести аргументированный спор, делать выводы;

      развивать аналитико-синтезирующее мышление кадет.

    Воспитательные:

      привлечь внимание учащихся к проблеме противоречивости прогресса;

      способствовать повышению уровня культуры общения;

      умение работать в паре, способствовать улучшению взаимодействия внутри учебного коллектива.

    Методические цели:

      изучение нового материала на основе формирования видения противоречивости общественного прогресса;

      активизация познавательной деятельности кадет через применение технологии развития критического мышления; «деловой игры»

      мотивация интереса к обучению через формирование собственного отношения кадет к поставленной проблеме.

    Оборудование занятия

    Презентация в Power Point – «Общественный прогресс»

    Ход урока

    Перед уроком дать вопрос с целью определиться, в какую группу ребята попадут при работе на уроке.

    На экране даны несколько высказываний, ваша задача определить проблему или проблемы обсуждения на сегодняшнем уроке и объяснить логику своего мышления. Ранжирование проблем, формулировка темы урока.

    « История – не тротуар Невского проспекта» Н.Г. Чернышевский.

    «Прогресс указывает только направление движения, и ему безразлично, что ожидает в конце этого пути – благо или зло» (Й. Хейзинга).

    « Прогресс – это движение по кругу, но всё более быстрое» (Л.Левинсон)

    «Прогресс технологии одаряет нас всё более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли)

    «Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Спенсер)

    «Если кричат: « Да здравствует прогресс!», всегда справляйся: « Прогресс чего?» С. Лец.

    « Каждый прогресс… является вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие во многих других направлениях» Ф. Энгельс.

    Итог- запись проблем обсуждения на доске:

    Возможные варианты

    По какому пути идет человечество: Циклический круговорот? Череда подъёмов и спадов? Восхождение от низшего к высшему? Движение от высшего к низшему?

    Имеет ли место общественный прогресс?

    Прогресс – это добро или зло?

    Как измерять общественный прогресс?

    Универсальный критерий прогресса – утопия или реальность?

    Учитель- Т. о. наша задача на занятии обсудить обозначенные проблемы, сделать выводы и самоопределиться в отношении каждой из них.

    Тема – Проблема направленности общественного развития. Проблема общественного прогресса.

    Предлагаю вам начертить нашу проблему урока в виде схемы

    Опираясь на полученные ранее знания, назовите известные вам направления общественного развития.

    Переведите материал из словесной формы в графическую. Объянить причины разночтений и можно ли данные сценарии считать взаимоисключающими друг друга. Попробуйте поспорить с авторами высказываний.

    Возможные варианты ответов.

    Гесиод, Ницше, Гегель,Маркс, Тойнби, Вико, Платон, Аристотель

    Поппер Кондорсе, Тюрго Шпенглер

    Итог – сформулировать определение прогресса и регресса.

      дайте определение понятию «прогресс»;

      подберите синонимы к этому термину;

      дайте определение понятию «регресс»;

      подберите синонимы к этому термину.

    Изучение новой темы:

    Сегодня речь пойдет о понимании общественного прогресса. Существует два таких понимания.

    Первый – когда общественный процесс понимают как развитие, прогресс, как переход от низших ступеней социальных систем к высшим, от менее совершенных форм общественного устройства к более развитым формам. Такой подход получил название "линейного" или "поступательного" прогресса.

    Второй подход основан на циклическом понимании исторического процесса, на представлении о повторяемости основных процессов общественной жизни. Это есть так называемая теория круговоротов.

    (изобразить в тетради схематически два подхода к общественному прогрессу) . Объяснение схем.

    Итак, Мы пришли к выводу, что основными направлениями общественного развития учёные обществоведы называют ЧТО?–прогресс и регресс . А какой позиции будем придерживаться мы? На этот вопрос мы ответим в конце занятия после обсуждения промежуточных проблем.

    (элемент деловой игры) В последнее время у нас на ТВ проходит много передач, где вместе с экспертами проблемы обсуждают и зрители, для самоопределения по проблеме урока давайте представим себе такую ситуацию: вы стали участниками открытой студии, где обсуждается острый вопрос о последствиях изменений в России после распада СССР. Для начала давайте вспомним те сферы, которые составляют жизнь общества. Сколько их? ( 4: экономическая, социальная, духовная, политическая).

    перед уроком я попросила вас определиться с оценкой последствий изменений в России с 1991 по 2015 год). Часть кадет считают их позитивными, часть- негативными. И я попросила вас сесть согласно вашим ответам. В результате у нас возникли 2 группы.

    Сейчас задача ваших групп: обсудить свою позицию позитивных или негативных последствий и высказать свое мнение по схеме ответа: тезис- аргумент- пример)

    После обсуждения, таким образом мы сможем сделать вывод, что мы имеем в наличии сторонников и противников прогресса. Почему мы одни явления оцениваем по-разному?

    Ответ- Прогресс противоречив. Давайте докажем это.

    Работа в группах

    1 группа текстом учебника (п.2 параграфа 15) и

    2 группа с текстом документа и составление таблицы

    Противоречивость прогресса

    Проявление противоречивости

    прогресса

    Позитивные последствия

    Негативные последствия

    Вывод: Прогресс противоречив и относителен. А почему?

    1.противоречивость критериев

    2. многоликость, сложность и динамичность самого общества

    3. субъективность оценивания одних и тех же явлений (относительность прогресса)

    Сейчас я предлагаю вам вернуться к нашей схеме проблемы урока, и т.к. , проблема, которая перед нами стояла в начале урока решена в качестве вывода предлагаю Вам заполнить эту схему

    Противоречивость прогресса:

    1. В «голове» рыбы записать проблему, которую мы рассмотрели:

    Процесс исторического развития противоречив

    2. на верхних «костях» записать положительные достижения прогресса:

    Прогресс техники, развитие индустрии,

    открытия в области ядерной физики,

    использование персональных компьютеров,

    рост городов (урбанизация)

    3. на нижних «костях» записать отрицательные последствия прогресса, в пару верхним:

    Экологический кризис,

    атомное оружие,

    болезни (снижение зрения, психические расстройства, гиподиномия),

    социальная изоляция,

    нагрузки на человеческий организм (стресс, сердечно-сосудистые заболевания, болезнь органов дыхания, и т.д.)

    4. в «хвосте» рыбы сформулировать вывод:

    общество, конечно, развивается, прогрессирует, но при этом прогресс имеет и свои противоречия, которые заключаются, прежде всего, в последствиях.

    А от чего это зависит мы будем изучать на следующем уроке.

    1. пар. 15 п.2,4

    2. Работа с источником с. 155-156 письменно.

    Приложение 2.

    Прочитайте текст, заполните таблицу

    Противоречия прогресса

    Нынешняя, полная чудес и противоречий, фаза прогресса, принеся человеку множества щедрых подарков, в то же время глубоко изменила всю нашу маленькую человеческую вселенную, поставила перед человечеством невиданные доселе задачи и грозит ему неслыханными бедами.

    Человечеству и сейчас, по сути дела, не остается ничего иного, как возможно быстрее приблизиться к следующей фазе своего развития - той, где он, сочетая свое могущество с достойной этого мудростью, научится поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией».

    Было бы величайшей, а возможно и фатальной ошибкой, если бы именно сейчас до конца не осознали важность и настоятельную необходимость такой эволюции, ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина и следствие неприспособленности человечества к новой реальности нашего времени. Проблемы демографии, безработица, недоиспользование социальных и экономических возможностей общества, дефицит и нерациональное управление ресурсами, неэффективность, инфляция, отсутствие безопасности и гонка вооружений, загрязнение среды и разрушение биосферы, заметное уже сегодня воздействие человека на климат и многие-многие другие проблемы, сцепившись друг с другом, подобно щупальцам гигантского спрута, опутали всю планету. Опасность столь велика и реальна, что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов. Но до сих пор, несмотря ни на какие предостережения, не предпринято никаких эффективных мер, для решения хотя бы одной из этих проблем. А тем временем число нерешенных проблем растет, они становятся все сложнее, сплетение их все запутаннее, и их «щупальца» с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету.

    Только качественный скачок во всей эволюции человеческого мышления и поведения может помочь нам проложить новый курс, разорвав тот порочный круг, в котором мы оказались. Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно.

    А. Печчеи.

    Приложение 3.

    Противоречивость прогресса (заполните таблицу)

    Проявление противоречивости

    прогресса

    Примеры (факты социальной действительности)

    Позитивные последствия

    Негативные последствия

    Приложение 1.

    Вопрос: Как вы думаете, каковы последствия общественных изменений в России в постсоветское время? (с 1991 по 2015 гг)?. Если Вы считаете, что они положительны, садитесь за 1 ряд; если вы считаете, что они отрицательны, то садитесь за 3 ряд?