• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Нужно ли проповедовать Евангелие Христово в наше время? И какой должна быть православная проповедь сегодня? Эти вопросы волнуют многих верующих. Для России, подвергающейся на протяжении последних двух десятилетий усиленным атакам инославных миссионеров, эти вопросы особенно актуальны. Остро стоят они и в Америке - стране, население которой хотя и придерживается традиционных христианских ценностей в большей степени, нежели в Западной Европе, но исповедует в основном протестантизм. Не случайно 21 октября 2006 года Калифорнийским братством православных клириков в Благовещенской церкви г. Сакраменто (Калифорния, США, юрисдикция Греческой Архиепископии в Америке) была организована конференция на тему «Проповедь Евангелия в современном мире», на которой с докладом выступил насельник монастыря преподобного Германа Аляскинского (Платина, Калифорния, США; юрисдикция Сербской Православной Церкви) иеромонах Дамаскин (Кристенсен) .

    ЗАЧЕМ ПРОПОВЕДОВАТЬ ЕВАНГЕЛИЕ

    Вопрос о том, какой должна быть проповедь Евангелия Христова в современном мире, сегодня волнует не только тех, кто призван произносить проповеди с амвона, но и каждого верующего. Все мы призваны проповедовать Евангелие, свидетельствуя о нем, конечно же, прежде всего своей жизнью. Но мы должны и говорить о Евангелии, рассказывая о нем тем, кто еще далек от религии.

    В Евангелии сосредоточена суть христианской веры. Это добрая весть о том, что Христос спас человечество от вечного рабства греху, что Он победил главное зло мира - смерть - телесно, душевно и духовно через Свои воплощение, смерть и воскресение.

    Известно, что евангельской проповедью давно и успешно занимаются протестанты. Ими разработаны особые проповеднические программы. Организуются своего рода крестовые походы. Их проповедники выступают на стадионах перед многотысячной аудиторией. У них есть мега-церкви, телевизионные каналы, христианские книжные лавки. На них работает христианская музыкальная индустрия. Они располагают значительными финансовыми средствами. Почему бы не оставить протестантам дело проповеди Евангелия неверующим? Пусть православные занимаются только социальным служением.

    Ответ на этот вопрос прост: протестантской проповеди Евангелия недостаточно. Ведь протестанты и католики проповедуют не полное, совершенное и неискаженное Евангелие Христово. Только Православная Церковь существует до сего дня в непрерывной, никогда не пресекавшейся цепочке святой апостольской традиции. Это Церковь, которую, по словам Христа, «врата адовы не одолеют» (Мф 16: 18). Непосредственно перед распятием Христос сказал своим ученикам, что Святой Дух придет и приведет их к полноте истины (см.: Ин 14: 26). Это обетование полностью исполнилось после воскресения Христова. Оно не отменилось и после того, как преставились апостолы. Христос сохраняет это обетование в течение двух тысячелетий. Обетование остается доныне и пребудет до Второго пришествия. На протяжении всей истории Церкви еретические императоры, священники, епископы и даже патриархи стремились нарушить чистоту православной веры, но под водительством Духа Святого Церковь сохранила истину, а еретики были посрамлены.

    Неправославные христианские Церкви часть истины первоначальной христианской веры сохранили. И не важно, что они сохраняют лишь какую-то часть истины, будь это Священное Писание, догмат о Святой Троице или догмат о Христовом воплощении. Они приняли это от первоначальной апостольской Церкви - Православной Церкви, признают они это или нет. Но все же Церкви эти владеют только частью истины, а остальное в их учении искажено. Искажено потому, что они отделены от той Церкви, что основал Христос. Только Православная Церковь является хранительницей неискаженного Евангелия и незамутненного образа Христа.

    Вот потому православные христиане призваны проповедовать Евангелие Христово. Они могут дать то, что вне церковной ограды никто дать не может. Поскольку христианская вера - истинная вера, а православная вера - истинная форма этой истинной веры, православные христиане одни могут дать полноту истины ищущему человечеству наших дней. Да, каждый православный должен заботиться о службах, составляющих для православного христианина центральную часть его жизни как служения Телу Христову. Необходимо также нести социальное служение. Православный христианин прежде всего должен пребывать в братолюбии с другими членами Тела Христова. Но в то же время каждый православный призван делиться своей верой и предлагать ее тем, кто еще не принял великий дар быть частью истинной Христовой Церкви. Это величайшая ответственность, и отрадно, что православные Америки теперь понимают это. Конечно, много уже сделано и многое делается. Так, за последние 25 лет наблюдается мощный рост православной миссии в Америке. Но многое еще только предстоит сделать.

    Как-то, еще в начале 1960-х годов, один из основателей братства святого Германа отец Серафим (Роуз) - он тогда еще был мирянином, звался Евгением и работал в православной книжной лавке братства в Сан-Франциско - спросил святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского: «Евангелие проповедано почти всем людям на земле. Значит ли это, что близок конец света, как сказано в Писании?». «Нет, - ответил святитель, - Евангелие Христово должно быть проповедано на всех языках по всему миру согласно православной традиции. Только тогда наступит конец».

    Это весьма глубокая мысль. Святитель Иоанн, имевший дар пророческий, заповедал не отдавать проповедь Евангелия на откуп протестантам и католикам. Эта задача, безусловно, православных христиан. Недостаточно, например, того, что, согласно последним статистическим данным, каждый день три тысячи китайцев становятся христианами. Их обращают протестанты и католики. Да, это неплохо. Но они не становятся православными! И только от нас, православных, зависит, будет ли проповедано им Евангелие согласно православной традиции.

    Отец Серафим однажды записал: «Когда архиепископ Иоанн впервые прибыл в Париж из Шанхая (в начале 1950-х гг.), то вместо соблюдения простых формальных любезностей, обычных при встрече с новой паствой в церкви, он преподал ей духовное наставление, сказав: “Значение русского беженства состоит в проповеди Евангелия всему миру, и это значит не только проповедовать просто Евангелие, некое "христианство", но Православие”».

    То, что святитель Иоанн сказал про русскую эмиграцию, относится ко всем диаспорам православных стран: болгарам, грузинам, грекам, ливанцам, палестинцам, румынам, сербам, сирийцам и другим.

    Один из величайших подвижников нашего времени - старец Паисий Святогорец. Незадолго до кончины старца в 1994 году один из его духовных сыновей спросил: «Старче, сейчас так много людей - миллиарды, тех, кто не знает Христа. И так мало тех, кто знает его. Что же будет?».

    Отец Паисий отвечал: «Произойдут события, которые сотрясут нации. Это будет не Второе пришествие, но это будет Божественное вмешательство. Люди станут искать тех, кто скажет им о Христе. Они возьмут тебя за руку и скажут: “Приди, сядь и скажи нам о Христе”».

    Уже сейчас люди духовно алчут. Как дать им то, в чем они нуждаются?

    ИЗУЧЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

    Что же должно делать для того, чтобы православная проповедь Евангелия современному миру была успешной? Во-первых, должно изучать Евангелие Христа. Во-вторых, должно жить по Евангелию. И в-третьих, необходимо иметь представление о современном мире, чтобы знать, чему придется противостоять.

    Что же значит - изучать Евангелие Христа? Это значит - изучать Евангелие в православном толковании. Мало знать Богодухновенное Святое Писание, необходимо представлять, как Церковь под водительством Святого Духа объясняет его. Необходимо изучать творения святых отцов, оставивших нам обширные толкования Библии, особенно на книгу Бытия и Новый Завет. Почти все эти толкования сейчас доступны каждому. Они не слишком трудны для понимания.

    Нет такого вопроса в нынешние смутительные времена, на который не будет найден ответ при внимательном, благоговейном и почтительном чтении творений святых отцов, хотя некоторые из них, например труды святителя Иоанна Златоуста, были написаны 16 столетий назад. Святые отцы дают нам правильное понимание Священного Писания и раскрывают сущность православной веры. Необходимо стать прилежными учениками святых отцов, отложив собственную «мудрость», полученную от современного секулярного мира. Только тогда обретется учение, хранимое в Церкви, познается разум Церковный, который и есть ум Христов, а Христос - Глава Церкви.

    Конечно, нужно знакомиться и с книгами современных православных авторов, так как они, пропуская через себя учение святых отцов, стараются применить его к современным проблемам. Но чтобы приобрести правильный святоотеческий кругозор и различать, какие из современных авторов отражают в большей полноте святоотеческое учение, без обращения напрямую к писаниям святых отцов не обойтись.

    Жития святых и праведных подвижников первых веков христианства так же, как и жизнеописания праведников нашего времени, - такое же необходимое чтение, как и духовные советы святых и подвижников. Жития дают нам рабочую схему нашей собственной христианской жизни, они вдохновляют и вместе поучают нас к жизни во Христе, в общении с Ним и на пути к бесконечному союзу с Ним.

    Святитель Иоанн Златоуст как-то сказал: «Тот христианин, который не читает святоотеческих книг, не может спасти свою душу». Комментируя это высказывание, отец Серафим (Роуз) писал: «Мы должны постоянно питать себя словом Божиим - Священным Писанием и другой христианской литературой, тогда, как сказал преподобный Серафим Саровский, мы станем буквально “плавать в законе Господнем”. Знание о том, как угодить Богу и как спасти свою душу, станет неотъемлемым стержнем нашей жизни.

    Процесс православного образования начинается с детства, с простейших библейских историй и житий святых, по которым названы родители, и он не закончится по эту сторону могилы. Если кто-то, обучаясь земной профессии, посвящает ее изучению всю свою энергию и усиленно практикуется, насколько же старательнее православные христиане должны учиться и готовиться к вечной жизни, Царствию Небесному, которое будет нашим после короткого борения в этой жизни».

    ЖИЗНЬ ПО ЕВАНГЕЛИЮ

    Непременное условие успешной проповеди Евангелия в современном мире - жизнь по Евангелию.

    Отец Серафим (Роуз) писал: «Существует ложное мнение, которое, к сожалению, весьма распространено сегодня, что православный верующий может ограничиться посещением храма и формальной “православной” работой - молиться в определенное время да творить крестное знамение, а во всем другом оставаться таким же, как и все, жить так же, как и все вокруг него, следовать современной культуре, не видя в этом греха.

    Каждый, кто поймет, как глубоко Православие, с какой отдачей нужно жить настоящему православному христианину и какие тоталитарные вызовы современный мир бросает нам, легко поймет и то, насколько это мнение неверно. Православный христианин должен быть православным постоянно, каждый день, в любой ситуации - или он не православный вообще. Наше Православие проявляется не только в наших строго православных взглядах, но во всем, что мы говорим или делаем. Большинство из нас очень беспечно относится к христианской, религиозной ответственности, которую мы несем за кажущуюся секулярной часть нашей жизни. Человек с истинно православным мировоззрением живет жизнью во всех ее проявлениях как православный».

    Когда мы входим глубже в православную христианскую жизнь с ежедневной молитвой, ежедневным чтением духовных книг, регулярным посещением богослужений, регулярной исповедью и причащением святых Христовых таин, мы чувствуем, как меняется вся наша жизнь. Когда мы прибегаем ко Христу каждый день и говорим с Ним с любовью и стремлением к Нему, мы обнаруживаем, что наше общение с Ним углубляется и Он начинает жить в нас более полно. Когда мы ежедневно возобновляем наше соединение с Иисусом Христом таким образом, для нас становится естественным следовать Его заповедям на протяжении дня во всех аспектах нашей жизни. И Его заповеди, даже самые трудные, такие как любовь к тем, кто ополчается на нас (см.: Мф 5: 44), не покажутся обременительными.

    Через благодатную жизнь в Церкви мы постепенно превратимся в подобие Божие, то есть подобие Христа. Наше единство с Богом всегда более полно, если мы идем путем стяжания и восприятия Его благодати, Его нетварной энергии.

    В православной Церкви спасение включает прощение грехов и оправдание перед Богом (см.: Еф 1: 7; Рим 5: 16, 18), но оно есть нечто большее. Это значит жить во Христе-Богочеловеке и иметь Бога, Живущего в нас, соучаствовать в жизни Самого Бога, стать причастниками Божественного естества (2 Пет 1: 4) в настоящей жизни и в вечности. На языке православного святоотеческого богословия «быть спасенным» однозначно обозначает «быть обоженным». По словам румынского православного писателя о. Димитру Станилоае, «обожение - это переход человека от тварных вещей к нетварным, на уровень Божественных энергий… Человек воспринимает более и более Божественных энергий, и без этого нескончаемого восприятия он никогда не сможет воспринять Сам их источник, который есть Божественная Сущность, и не станет Богом по существу, или другим Христом. В той мере, в какой человек усиливает свою способность стать субъектом постоянного обогащения Божественными энергиями, эти энергии, происходящие из Божественной Сущности, являются ему в большей мере».

    В равной мере можно сказать, что быть православным - значит придерживаться правильных взглядов, правильного учения, правильного богопочитания и правильно толковать Писание, но все же это нечто большее. Быть православным - значит быть в Церкви. Нужно не только знать это. Это должно стать основой бытия. По благодати Божией мы, грешные и недостойные, становимся частью Тела Христова; мы члены Его Тела и единственной истинной Церкви. Так мы верим в Церковь.

    Чтобы передать эту веру в Церковь тем, кто находится вне Церкви, необходимо иметь опыт жизни в Церкви. Другими словами, необходимо пережить, что значить постепенно, шаг за шагом становиться преображенным, жить во Христе и иметь Его живущим в нас, жить Его жизнью, быть обоженным.

    Показательно, что из всех христианских конфессий только православная вера понимает под благодатью нетварную Божественную энергию, в которой Сам Бог полностью присутствует. В Православной Церкви благодать известна как Сам Бог. В неправославных конфессиях, с другой стороны, благодать соединяющая признается тварным феноменом. В римско-католическом богословии толкуется, что благодать не может существовать отдельно от души и это есть лишь «свойство» души .

    Когда Православная Церковь учит, что мы исполняемся благодати, это значит, что мы стяжали благодать Святого Духа. Это буквально значит быть наполненным Самим Богом. Только в Православной Церкви мы знаем и исповедуем, что для христианина возможно стать обоженным, то есть стать богом по благодати. Не Богом по природе и превечному бытию, чем обладает только Христос, но богом по благодати и всыновлению. Это то, о чем говорит святой апостол Иоанн в своем Евангелии: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин 1: 12).

    Знаменательно, что только Православная Церковь содержит это учение о благодати и обожении. И знаменательно не только в том смысле, что Православная Церковь имеет правильные взгляды на эти предметы. Более всего важно принять во внимание, почему одна Православная Церковь имеет правильное суждение. Конечно, можно сказать: это потому, что Православная Церковь есть единственная истинная Церковь, которую Христос охранил от ошибок и ересей на протяжении двух тысячелетий. Но не только поэтому. Не потому ли Православная Церковь одна имеет правильное понимание благодати и обожения, что она одна предоставляет возможность во всей полноте соучаствовать в Божественной жизни, предоставляет возможность союза с Богом, обожения? Конечно, вне Церкви возможно иметь опыт Божественной благодати. Так, некоторые святые отцы, например Максим Исповедник, учат, что ничто не может пребывать без Божией благодати. Но полное соучастие в энергиях Бога, насколько это доступно человеческой природе, возможно только в Православной Церкви.

    Евангелие Христово - это благая весть о том, что главное зло мира - смерть, как телесная, так и духовная, - побеждено Иисусовым воскресением. Через Свое воплощение, Свою смерть на кресте и Свое воскресение Христос принес жизнь в этот мир. Он предоставил человеку возможность жить вечной жизнью с Ним в Его Царстве - не только душевно, но также и телесно после его воскресения. Любая христианская конфессия, придерживающаяся основного христианского учения, верит в это. Но только в Православной Церкви мы находим полное понимания и опыт этого спасения, которое Христос принес в этот мир, эту жизнь, принесенную Им в мир (см.: Ин 11: 25), эту воду живую, обетованную Им Своим последователям (см.: Ин 7: 38). Эта жизнь, которую дает Христос, есть жизнь самого Бога: это Сам Бог. И поэтому святые и праведные Православной Церкви буквально наполнены Богом, обожены Им. И при всеобщем воскресении не только души людей будут обожены, но и их тела. Святые отцы выразили эту идею словами, которые могут показаться неожиданными для христиан вне Православной Церкви. «Бог стал человеком, - сказали они, - чтобы человек стал Богом».

    Это утверждение помогает нам в полной мере понять, почему же мы, православные христиане, ответственны за проповедь Евангелия Христова окружающим нас. Наше учение истинно; мы знаем, что значит быть в Церкви и верить в Церковь; нам доступны все возможности, данные Христом человечеству для спасения - спасения, в максималистском смысле являющегося преображением, даже обожением, когда мы становимся способными войти в вечное Царствие Небесное.

    Конечно, для проповеди Евангелия не требуется полного обожения - то есть полного и совершенного исполнения Божественными энергиями. Каждый из нас, кто был крещен и миропомазан в Православной Церкви, уже был обожен в некоторой степени, поскольку мы восприняли нетварные энергии Божии, дарованные нашей душе в крещении. И каждый из нас, кто принимал святое причастие, пережил определенный опыт обожения. Святой Симеон Новый Богослов, который имел опыт обожения в полном и прямом смысле этого слова, утверждает, что все, кто принимает святые таины «с искренностью сердца, оживотворены и обожены», то есть обожены в широком смысле. На протяжении всей своей жизни мы должны стремится к более полному обожению, к более полному участию в Божественной жизни. И на этом пути мы сможем стяжать более и более благодати и передать ее другим, проповедуя Евангелие Христово.

    ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

    Проповедовать Евангелие в современном мире нельзя без знания современного мира, без знания и понимания того, чем живет современное общество. Конечно, Америка, в сравнении с государствами Западной Европы, в большей степени сохранила приверженность к христианству. Но не секрет, что верующих становится все меньше и меньше. Последние опросы свидетельствуют о том, что каждый год в Америке становится на два миллиона христиан меньше. В то же самое время на два миллиона людей больше говорят: «Я не религиозный, я духовный». Другими словами, они отвергают Церковь, предпочитая духовность своего собственного изобретения - персонализированную духовность.

    Отец Серафим (Роуз) определил болезнь современного мира как «нигилизм» - отказ от веры в абсолютную Истину, основанной на вере в Бога. Как писал отец Серафим, философия нынешнего времени может быть сведена к следующей фразе: «Бог мертв, человек стал богом, и потому все возможно».

    Мы должны опасаться воздействия этой нигилистической философии на жизнь вокруг нас и на нас самих. В то же время множество людей не служат Богу искренне, они живут так, словно Его не существует. И мы сами, попадая под влияние духа времени, к сожалению, тоже иногда ведем себя так, как будто Бога нет.

    Если нет Бога, перед Которым мы ответственны и Кто дает смысл и цель нашим жизням, наша жизнь превращается в существование для «мое» - мои желания, мои удовольствия, мои достижения, мое «качество жизни». И потому нет абсолютного или объективного смысла жизни; есть только относительный или субъективный смысл: что это значит для меня , как это мне подходит. Эта идея весьма распространена в современном обществе, ею пропитано абсолютно все.

    Отец Серафим (Роуз) говорил, что нынешнее поколение может быть названо «поколением “мне ”». Многие из нас принадлежат к этому поколению. Но что за поколения пришли после «поколения “мне ”»? Их назвали «поколение Икс» и «поколение Игрек». Эти поколения тоже выросли в обществе, характеризующемся растущей утратой веры в абсолютную Истину и одновременной погруженностью в самоудовлетворение. В то же время в значительно большей мере, чем «поколение “мне”», они ощущают беспокойство, которое приносит с собой их пустая жизненная философия. По мере того как общество удаляется от Бога, все больше появляется изощренных способов отвлечься от боли, возникающей от отдаления от Бога, и больше средств для утоления ее. «Поколение Игрек» имеет больший доступ к зрелищам, чем любое из предыдущих. А своей приверженностью к антидепрессантам оно стяжало славу самого пропитанного лекарствами поколения в человеческой истории.

    Люди оказались в вакууме, который стал следствием отказа от христианской веры. Вот почему так бурно расцвели в последние десятилетия разные виды ложной духовности. Сегодня в США колдовство - самое быстро набирающее популярность верование. Этому, конечно, способствуют и фильмы, и телевизионные шоу, и книги, и игры, убеждающие молодых людей, что колдовство - «классно» и «забавно». Члены языческих и викканских групп говорят, что после выхода в свет очередной книги, фильма или телевизионного шоу на эту тему на них обрушивается шквал телефонных звонков от молодых людей.

    Это знамение времени. Что уж говорить о других, таких как распространение восточных религий, веры в НЛО, псевдохристианских общин, подобных «Благословению Торонто».

    Пропаганда этой псевдодуховности не что иное, как организованная попытка уничтожить христианство. Борьба идет не на жизнь, а на смерть. Не проходит и года без того, чтобы в таких крупных изданиях, как «Тайм», «Ньюсуик» или «ЮС ньюс энд уорлд рипорт», не появилось громкой публикации, в которой под видом «объективного» исследования христианства не предпринималась попытка подорвать веру во Христа. Не только реальность библейского сказания о сотворении мира и всемирном потопе отвергнута, но отрицается и историчность пророка Моисея, оспаривается историчность Евангелий, а жизнь Христа и Его апостолов интерпретирована с точки зрения еретического гностического учения, отвергнутого Церковью много веков назад. Цель этих публикаций - и многого того, что преподносится современными СМИ, - выхолостить христианство. Пригладить его, чтобы оно больше соответствовало нигилистическому, секулярному, себя превозносящему духу времени. Христианство интерпретируют так, чтобы представить его лишенным истины, отвергнуть веру во Христа как Единородного Сына Божия. Христа представляют неким гуру, который будто бы проповедовал, что каждый человек - бог, но не бог по благодати в православном понимании, но бог по природе в «новом веке» в гностическом понимании. В обществе самопоклонения абсолютная истина заменена «я», и это не что иное, как фальшивая форма самообожествления и самоудовлетворения. Именно этим Люцифер искушал Адама и Еву: «Откроются глаза ваши, и вы будете, как боги» (Быт 3: 5).

    Православным, живущим в современном мире, необходимо учитывать, как захлестывает шквал пропаганды людей, заставляя забывать о Боге, отказываться от Христа Истины, заставляя жить для себя самих, жить только для этого мира, жить для сегодня.

    НЕСЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ЕВАНГЕЛИЯ

    Какой же должна быть православная проповедь Евангелия в современной мире?

    Она, конечно же, не должна быть навязчивой, как у протестантов, нередко прибегающих к давлению для обращения в христианство. Этот протестантский подход - следствие отвергающего свободную волю кальвинистского учения, хотя почти все протестантские Церкви отказались от прямого следования этому учению. Православный подход к проповеди иной - уважать свободную волю человека, как уважает ее Бог. Главное - просто нести свидетельство об истине и сделать ее доступной для других. Каждый человек должен сам для себя без внешнего понуждения сделать выбор - прийти или нет к Православию.

    Как же нести свидетельство о Православии? Незадолго до своей кончины отец Серафим (Роуз) писал: «Мы должны, как говорит апостол, быть готовыми дать ответ о своем уповании вопрошающим. Сейчас нет никого, кто бы не был спрошен о своей вере. Наша вера должна быть глубокой, сознательной и серьезной, чтобы мы сами знали, почему мы православные. И это уже будет ответом для тех, кто не имеет веры.

    В наше время поиска мы должны наблюдать за ищущими. Мы должны быть готовыми обрести их в самых неожиданных местах. Мы должны стать евангельскими, а это не значит вставлять где попало в разговор евангельские стихи или спрашивать каждого: “Ты спасен?” Это значит жить по Евангелию, несмотря на все наши слабости и падения. Жить по православной вере. Многие, увидев, что мы стараемся вести жизнь, отличную от той, которой живет языческое или полуязыческое общество, окружающее нас, только благодаря этому заинтересуются верой».

    Вспоминается несколько случаев из жизни. Однажды несколько православных паломников, посетивших наш монастырь и теперь направлявшихся домой, зашли перекусить в ресторан в Вильямсе в Калифорнии. Перед едой они перекрестились и помолились вслух. Сидевшие за соседним столом спросили их, к какой вере они принадлежат. Позже между ними завязалась дружба, а со временем и те, кто спрашивал о вере, стали православными.

    Даже делая такие простые вещи, как крестное знамение и молитва вслух, можно изменить жизнь тех, кто находится в поиске настоящего христианства.

    Вот еще случай. Около пяти лет назад в Санта Розе в Калифорнии в магазин игрушек зашла молодая мать со своим двухлетним сыном. Она обратила внимание на женщину старше себя, строго одетую, пришедшую в магазин с сыном-подростком. В их поведении было что-то не совсем привычное. Они были тихи, спокойны, но больше всего молодую мать поразило то, как они относятся друг к другу: мальчик с почтением и уважением говорил с матерью, а она была добра к нему и выказывала любовь. Молодая мать подумала: «Как бы мне хотелось, чтобы у нас с сыном, когда он подрастет, сложились бы такие же отношения». Она подошла к женщине и спросила ее: «Вы ходите в церковь?». Оказалось, что женщина - мать подростка - была женой священника и ее церковь находилась в Санта Розе. Она рассказала молодой матери о церкви, о том, что при храме есть православный книжный магазин. Молодая женщина зашла в этот книжный магазин, побеседовала с человеком, работавшим там. Потом стала посещать церковь, ходила вместе с мужем и сыном на службы. Постепенно вся семья стала православной.

    Всегда и везде, проповедуя Евангелие, мы должны действовать и говорить с любовью. Христос сказал Своим ученикам: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин 13: 35). Да, мы обладаем полнотой истины, но истина эта должна преподаваться с любовью, иначе мы невольно исказим ее. Люди будут искать Бога в нас, и если они не увидят любви, они не заметят присутствия Божия, хотя мы и знаем православные догматы и цитируем Евангелие и Символ веры.

    Отец Серафим, подчеркивая это, говорил: «Стремясь быть исполненным евангельского учения и стараясь жить по нему, мы должны иметь любовь и сострадание к немощным людям нашего времени. Вероятно, никогда люди не были так несчастны, как люди нашего времени, несмотря на все внешние удобства и приспособления, которые дает нам наше общество. Люди страдают и умирают с жаждой Бога - и мы можем помочь дать им Бога. Любовь многих охладевает в наше время - но мы не должны охладевать. Христос дает нам Свою благодать и согревает наши сердца, и потому мы не можем быть холодными. Если мы охладели и безразличны, если наш ответ нуждающимся в христианском ответе, тем, кто беден, только: “Почему я? Пусть кто-то другой делает это” (а я слышал, как православные так говорили!), - значит мы - соль, которая теряет свою силу, и лучше выбросить ее вон (см.: Мф 5: 13)».

    Пусть эти слова согреют сердца каждого православного, чтобы дальше нести свидетельство Евангелия с любовью - любовью, которая рождена в нас Иисусом Христом, и благодатью, которую Он даровал нам в Своей Церкви.

    Несколько лет назад я путешествовал по миру и Господь положил мне на сердце сказать вам - Его народу, о важности евангелия, о том почему для Бога оно является приоритетом. Многие люди говорят о сеянии, о жатве, но иногда они забывают о евангелии. Вот почему жатва так и не приходит. Недавно я говорил по телефону с одними людьми и говорил о том, чтобы вновь включить в даяние мотивы распространять евангелие, тогда Бог вернется в сферу ваших финансов. Ко мне стекаются невероятные отзывы людей. Я слышал, что многие начали об этом говорить. Они приходили ко мне и говорили: "нам очень необходимо это послание".

    Я думаю, что для меня пришло время побеседовать с вами как с моими партнерами, теми кто любит наше служение, теми кто рядом с нами уже много лет. Прежде всего мне хотелось бы поблагодарить вас. Я говорю это от чистого сердца и от всей души: Спасибо. Спасибо и еще раз спасибо, за то, что вы сделали и продолжаете делать для Господа. Мы переживаем не легкие времена когда будущее не известно, мир испытывает трудности, вокруг не мало хаоса, люди боятся. Но мы, как народ Божий, должны устремить свой взор на Господа. Потому что, как говорит английская библия о Боге: "Того чем разум пребывает в Тебе, Ты хранишь в совершенном мире. Ибо на Тебя уповает он". Наш разум должен пребывать в Господе и в этом ключ.

    Мы не должны отрывать свой взгляд от Иисуса, мы не должны перестать думать о Нем, потому что иначе будет беда. (02:03) Итак, нам необходимо взирать на Него, наш разум должен пребывать в Господе. Божий приоритет номер один - это евангелие Его Сына Иисуса Христа. Вот зачем Господь пришел на землю и вот почему Он пролил Свою кровь на кресте. Вот зачем Он пострадал став заместительной жертвой за наши грехи. Причиной того зачем Господь пришел на землю являлось наше с вами спасение, чтобы евангелие было проповедано всем народам. Он воскрес из мертвых для нашего с вами оправдания. Господь дал нам привилегию говорить этому миру о том, что Он пришел, умер пролив свою кровь, а затем воскрес из мертвых. Евангелие - это сила Божья. Когда проповедуется благая весть ниспровергается сила сатаны. А если евангелие не проповедуется, то сила сатаны не может быть сокрушена. Знаете кто-то может учить чему-то и ничего не произойдет, никто не придет к спасению, никто не будет исцелен. Конечно же люди получают пищу для размышления и ничего плохого в этом нет. Знаете ли вы что можно учить на библейскую тему без Божьей силы. Это факт. Но не возможно проповедовать евангелие без того чтобы высвобождалась Божья сила. Она будет действовать всякий раз когда провозглашается благая весть. Почему? Потому что евангелие - это сила Божья. Много лет назад Господь сказал мне: "до тех пор пока ты проповедуешь евангелие Я буду оберегать тебя". Многие служители исцеления приходили и уходили, многие из них, к несчастью, впали в грех, я говорю о прошлом. (04:00) Они впадали в грех и уходили. Вы знаете почему это происходило? Потому что многие из них были сосредоточены на служении исцеления, а не на евангелии.

    Интересен тот факт, что Билли Грэм был защищен от этого. Это произошло по одной причине, он проповедовал евангелие. Его сын Франклин Грэм тоже проповедует евангелие. Люди которые несут благую весть находятся под защитой, тогда как те кто не проповедуют евангелие не могут быть на столько не уязвимыми. Много лет назад я провел целый день с Франклином Грэммом. Мне никогда не забыть этого драгоценного молодого человека. Конечно он и сейчас молод. Тогда Франклин сказал мне: "Бенни, сосредоточься на спасении. Я знаю что ты молишься за больных. Но сконцентрируй все свое внимание на спасении." Это был наилучший из всех советов данных мне когда либо. С тех пор я так и делаю. На каждом крусейде, на каждом служении мое внимание сосредоточено на спасении душ. Совершая заграничные поездки я говорю людям, что величайшее чудо - это спасение. И тысячи человек рождаются свыше. Несколько дней назад мы видели как это происходит в Бразилии. В течении всего года я буду ездить по разным странам. Я обещаю вам, как пообещал это уже Богу, что продолжу проповедовать евангелие, потому что я знаю этому Господь отводит первое место. Павел сказал что он должен всем и горе ему если он не проповедует евангелие.

    Несколько месяцев назад на одной конференции ко мне подошла одна женщина и сказала: "Пастор Бенни, вы говорили что мы должны жертвовать для евангелия" и затем она добавила "я даю чтобы получить" так ее уж научили. К несчастью она думала что этому учит Библия. Эта женщина была наставлена так: ты должна давать чтобы получать. Я спросил: "подождите минутку. Почему вы даете?" (06:01) Она ответила: "чтобы получить." Я уточнил: "Подождите-ка. Почему вы даете?!" Она ответила: "чтобы получить." Я сказал: "Это ошибка. Если вы даете чтобы получить вам лучше отправиться в Лас-вегас и поиграть в казино. Делайте то что делает этот мир. Потому что люди едут в Лас-вегас и дают для того чтобы получить." Причина нашего даяния должна быть - евангелие. И когда вы даете ради евангелия, Бог увидит это и только тогда Он благословит вас. Посмотрите-ка, Бог не благословляет только потому что человек жертвует. Вы должны жертвовать именно для Божьих целей, для евангелия Иисуса Христа. Вашим мотивом должно стать распространение благой вести. Сердцем вашего даяния должно стать евангелие. И вот что Бог повелел мне передать вам. Он говорил: "Скажи моему народу пусть мотивом ваших даяний будет проповедь евангелия. И Я снова стану Господом ваших финансов" (07:02) Вы думаете что Господь не может восполнить вашу финансовую нужду? Он способен сделать это очень просто. Бог больше чем ваши проблемы. Он больше чем ваши финансы. Он больше чем ваши долги. Он больше всего с чем вы сможете столкнуться. Все что вам необходимо сделать - снова позволить Господу стать главой вашей жизни. Иисус сказал: ищите прежде.. прежде, а не после всего прочего. Ищите прежде Царства Божьего (то есть евангелия) и правды Его и это все приложиться вам. Либо мы верим слову Господа, либо нет. Но что же происходит в теле Христовом? Мы слышим послания, сеем и пожинаем, сеем и пожинаем, даем и получаем до тех пор, пока не забываем для чего даем и для чего сеем. Давайте вернем в наше даяние евангелие. Конечно же вы получите. Иисус сказал: и дано будет вам. Конечно же. Но зачем вы даете? Евангелие должно вернуться в ваше даяние. Послушайте меня внимательно.

    Богу ничего не стоило сотворить мир. Задумайтесь об этом. Богу ничего не стоило сотворить звезды, небо, луну и солнце. Я думаю Он наслаждался создавая этот мир. И также Господу ничего не стоило сотворить человека. Но чтобы спасти одну душу - это стоило Богу всего. Спасение одной души стояло Ему жизни. Что является важным? Души людей. Вот в чем суть евангелия Иисуса Христа.

    Я никогда не забуду один случай. Я был в Мумбаи городе Индии. Передо мной собралось 2 миллиона человек. (09:00) Но перед служением ко мне подошел шеф полиции и сказал, что в соответствии с законами Индии я не могу призвать ко спасению ни одного человека. Он указал мне на закон. Передо мной стоял полицейский, он хотел убедиться, что я буду исполнять закон. Мне было понятно что если допущу хоть одну ошибку, то на меня оденут наручники. В тот вечер это не давало мне покоя. Затем одна женщина поднялась на платформу. Она была индуска. Ее дочь только что исцелилась. Женщина посмотрела на меня, ее глаза были полны слез и она сказала: "В своем выступлении вы говорили об одной книге, мне она нужна." И затем женщина добавила перед большим собранием народа: "Что написано в этой книге?" В этой книге евангелие. За 3 часа до этого шеф полиции, который сейчас стоял рядом, сказал: помни что в соответствии с законом я не могу призвать к покаянию не одного человека. У меня даже не было права сказать: кто хочет обрести спасение поднимите руки. Это нарушение закона. Можно совершить совместную молитву, но нельзя призывать людей ко Христу. Вы не можете сказать: если ты хочешь стать христианином... Это противоречит закону. И вот стоит эта женщина, 2 миллиона людей, полицейские... Она спрашивает: "Что написано в этой книге?" А это книга - евангелие. Когда женщина задала вопрос передо мной встал выбор. Либо я ей скажу о том что написано в Библии, буду проповедовать евангелие и в конце концов окажусь за решеткой, либо солгу и скажу что не знаю о чем говориться в этой книге и буду судим за это Богом. Я принял решение проповедовать ей евангелие несмотря на то что шеф полиции сказал мне незадолго до того, что я не могу призывать людей ко спасению. Мне было известно как следует поступить. (11:00) Я помню слова: горе мне если я не благовествую. И я проповедовал этой женщине евангелие со всеми подробностями. Сказал что Иисус пришел и умер за нас, пролив свою кровь за наши грехи. Он удалил их и воскрес из мертвых. Все это время я думал о том, что придет шеф полиции и меня заберут. Но ничего не произошло. Я начал плакать потому что понял: Господь поместил это призвание в мою жизнь. У меня нет выбора кроме как быть Ему послушным. На моих плечах лежит обязанность. Я проповедовал этой женщине евангелие Иисуса Христа, и затем обратился к толпе народа: "Кто из вас хотел бы принять Иисуса?" Все люди подняли руки включая полицейских и шефа полиции. Я подумал: вот какова сила благой вести. Только посмотрите. В тот день я пообещал Господу что буду проповедовать евангелие не взирая не на что, до дня своей смерти, до последнего вздоха я буду проповедовать евангелие Иисуса Христа всем людям в этом мире.

    Мне хочется попросить вас сделать что-то очень простое. Верните в ваши даяния мотивы распространять евангелие. Я знаю что некоторые из вас уже поступили так, и Слава Богу за вас! Но сейчас я обращаюсь к тем кто возможно еще не задумывался об этом. Вы давали и ничего не получали. И знаете почему? В вашем даяние отсутствовало евангелие. Начните жертвовать сейчас и скажите Богу я даю это ради евангелия твоего Сына Иисуса. Если вы любите Бога то будете любить и Его дело. Не возможно любить Бога и быть равнодушным к Его делу. А дело Божие - это евангелие Его Сына Иисуса. (13:04) Во 2м послании к Коринфянам во 2 главе апостол Павел призывает поместную церковь, чтобы верующие совершили пожертвование для живущих в Иерусалиме. И все мы как христиане знаем о чем говорится в 6-11 стихах. Здесь Павел пишет что те кто сеет скупо, скупо и пожнет, а кто сеет щедро, щедро и пожнет. Но часто мы не обращаем внимание на то что говорится в следующих стихах. Ведь если вы продолжите читать, то увидите что в 13 стихе написано следующее: видя опыт сего служения (это говорится о даянии) они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами евангелию Христову. В этом стихе Павел выражает суть послания. Он говорит что даяние выражает вашу покорность евангелию Иисуса Христа. Итак, вы читаете о том, что кто сеет скупо скупо и пожнет, кто сеет щедро щедро и пожнет. Вы читаете великие обетования которые записаны там. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы всегда и во всем имея всякое довольство были богаты на всякое доброе дело. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу, подаст обилие посеянному вами.. Это замечательно! Но причина даяния в 13 стихе, потому что смысл сказанного Павлом таков: ...вот теперь вы явили, когда давали, показали всему миру, что ваша жизнь находится в покорности евангелию Иисуса Христа. Когда вы жертвуете имея в сердце благую весть, являя евангелие в своем сеянии и в своем даянии, то Бог выйдет на сцену, уверяю вас и Он не подведет. Библия говорит: я не видел праведника оставленным и просящем хлеба. (15:06) А праведные любят евангелие. Ищите прежде Царства Божьего и правды Его (вот слова о евангелии) и все это приложится вам. Иисус сказал: не заботьтесь о завтрашнем дне... Не переживайте о будущем, просто повинуйтесь Богу. Убедитесь что евангелие это также и ваш приоритет. Пусть Божьи интересы будут также и вашими. И Господь вознаградит вас до избытка. Так говорит Библия. Иисус сказал, что мерою доброю, утрясенною, нагнетенною, переполненною отсыплют вам в лоно ваше.

    Смотрите, я проповедовал 34 года. Господь оберегал меня в независимости от моего положения. Это на самом деле так. Средства массовой информации были против меня. Обо мне говорили много всего. Но я все еще здесь, я все еще проповедую по одной причине. Я сказал Господу, что посвящаю себя проповеди о Его Сыне Иисусе Христе. По сравнению с этим служение исцеления не так уж и важно. Но евангелие - вот что имеет величайшее значение. Евангелие Иисуса Христа более важно, чем все в этом мире, во всей вселенной. Кровь Иисуса важнее чем помазание Святого Духа. Услышьте, что я говорю! Кровь Иисуса важнее помазания. Мы все хотим его и молимся: "Дай мне Твое помазание, Господь." Но на самом деле более всего важна кровь Иисуса. Потому что именно кровь Христа производит искупление души. (17:05) Люди постоянно ищут силы Божьей, однако именно драгоценная кровь Иисуса является самым важным предметом наших разговоров. И где кровь Христа там и помазание. Если вы на самом деле хотите иметь помазание Святого Духа, то ищите крови Иисуса а не самого помазания. Потому что там же где кровь Христа найдете и Святого Духа. Там же где кровь Христа найдете и помазание. Помните, что говорится в последней главе книги левит? Я чувствую помазание просто говоря об этом.

    В 14 главе книги левит говорится о том, что священник должен окропить прокаженного кровью и только после этого Бог велит принести масло и окропить больного им. Где кровь там же и масло - помазание. Библия говорит нам, что трое свидетельствуют на земле. Один из этих элементов кровь. Затем Дух Святой. Он реагирует на евангелие Иисуса Христа. Когда проповедуется евангелие, там пребывает Дух Святой. Когда евангелие не проповедуется, то Святой Дух не придет. Это относится не только к жизни но и к данной ситуации. Я нахожусь здесь, но я давно мог умереть. Обо мне все уже могли бы забыть. Уже давно могла бы произойти какая-нибудь случайность. Если бы я не проповедовал евангелие, то был бы уже покинут. Потому что служение исцеления не оберегает. Но служение без евангелия может разрушить вас. Посмотрите на многих служителей исцеления. Где они сейчас? очень не многие из них остались в служении, сохранили верность Богу, лишь некоторые. Одни из них - это Орал Робертс, Кетрин Кульман. Некоторые умерли в раннем возрасте. Потому что когда вы забываете евангелие, Бог забудет вас. Но если вы помните евангелие, то Бог будет помнить вас. (19:05) Что касается моей жизни, я знаю меня хранила благая весть. Я проповедую евангелие, поэтому я все еще здесь. Это факт.

    Что вы можете сказать о вашем даянии Господу? Отдаете ли вы Богу не получая ничего взамен? Сеете ли вы думая почему это не работает? Позвольте мне кое-что сказать: Слово Божье живо и действенно. В этом нет сомнений. Слово Божье действенно.

    Послушайте, то что вы делаете должно соответствовать слову Божьему, а не вашему мнению о том, что сказал Господь. Не надо жертвовать только по тому, что какой-то человек сказал: вы должны давать чтобы получать. Вся суть в распространении благой вести. Верните в даяние евангелие, и тогда закон сеяния и жатвы будет работать. Я призываю вас сейчас сделать следующее. Скажите сейчас Господу... Пожалуйста не переключайте канал не игнорируйте то что я говорю. Это может спасти вашу жизнь и финансовое будущее. Я хочу чтобы вы сделали сейчас паузу и сказали Богу: "Господь, с этого дня я обещаю Тебе вернуть евангелие в свое даяние, в свою жизнь и во все что я делаю. С этого дня евангелие станет также и моим приоритетом." Скажите это Господу. Скажите, Иисус с этого дня евангелие Твоего Сына будет на первом месте в моей жизни и в моих словах, в том что я делаю, а также в моем даянии. Верните евангелие в свою жизнь и увидите что делает Бог. (21:05) А сейчас давайте помолимся и будем верить. Я хочу чтобы вы подошли и положили руки на экран. Давайте, положите руки на экран. Это шаг веры. Ничего не исходит от экрана телевизора. Сила также не исходит из моих рук. Или просто прострите руки в мою сторону если вы не хотите вставать. Хорошо просто прострите свои руки этого достаточно. Он видит ваше сердце.

    "Драгоценный Господь, мы соглашаемся что с этого дня евангелие станет нашим приоритетом, сутью нашей жизни в нашем хождении и в нашем даянии. Я молюсь чтобы Твоя сила могущественным образом вернулась в наши дома и в наши финансы.

    Дорогой Иисус, я молюсь чтобы евангелие стало средоточием и приоритетом в нашей жизни, чтобы Ты начал могущественно благословлять нас. Благословлять спасением, защитой наших домов и наших детей. Мы призываем кровь Иисуса на свои дома, на своих родных и молимся чтобы Твоя сила вернулась в наши финансы потому что Ты любишь отвечать на просьбы Своего народа. Твое слово говорит что рабов своих Ты делаешь успешными. Тебе нравится благословлять нас. Ты сказал, что благословения захватят Твой народ. Ты сказал, ищите прежде Царствия и все это приложиться вам. Это Твое обещание Господь и пусть Твоя сила могущественно действует в наших жизнях. Во Имя Иисуса! И народ Божий да скажет: Аминь!

    Записала с аудио Алина Мингалеева

    Страница 1 из 4

    "Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слышали? Как слышать без проповедующего? Как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!"

    Послание к Римлянам 10:13-15

    В начале прочитанного нами отрывка стоит одно простое утверждение. Чтобы человеку спастись, достаточно просто призвать имя Господне. Но вы, наверное, заметили, что после такого ясного и простого утверждения апостол ставит так много вопросов. Эта цепочка вопросов приводит нас к самому началу дела Божьего на земле. Кто-то может подумать, что начало спасения, начало веры - это проповедник, который проповедует Слово Божье. Но это не совсем так. Сам Бог и только Он является Альфой и Омегой нашего спасения, началом и концом (Откровение 1:8). Именно Он посылает проповедников и без Его помощи и благословения кто бы мог это делать? Слава нашему Господу, что Он это поручение дал всем Его последователям, начиная с апостолов и заканчивая каждым из нас. И если Бог со своей стороны делает все хорошо и безупречно, то мне хотелось бы поговорить о человеческой стороне этого дела Божьего. Другими словами, хотелось поговорить о благовестии в нашей жизни.

    Вы скажете, наверное, что уже нет такого человека на земле, который не слышал бы о Боге. По крайней мере, в тех странах, которые называют себя "христианскими". Но на самом деле очень мало людей, которые слышали об истинном Боге и Его спасении. А еще меньше тех, которые приняли Евангелие и знают Господа лично!

    Один человек сказал, что сейчас очень мало проповедуется Благая Весть, а все чаще ужасная весть (искаженная истина о благодати, спасение через заслуги людей) или же, наоборот, очень хорошая весть, но которая не несет в себе страха Божьего, послушания и покорности Богу, что приводит к распущенности, греху и самообману.

    Многие из нас могут подумать: "Да, Господь избирает Себе благовестников. Это такие духовные братья или сестры, которые едут в далекие страны к язычникам или мусульманам, там организовывают миссии, живут там и проповедуют Евангелия. Или же такие люди, которые ездят по тюрьмам, интернатам, больницам и т.д. Но я так не могу, это не для меня!" Но мы забываем, что язычников много и среди нас. Также вокруг нас есть люди, которые нуждаются в Спасителе не меньше, чем люди в тюрьмах и больницах. Вокруг нас люди тоже больны, смертельно больны. Эта болезнь называется грех. И нет ни одного человека, который не болел бы этой болезнью (К Римлянам 3:9-18). И все они погибнут, если не найдут исцеления в крови Господа Иисуса Христа. Среди нас есть много преступников, которые в глазах Бога ничем не лучше, чем те, которые сидят в тюрьмах. Это люди осужденные на смерть, хотя сами могут об этом даже не подозревать. Но слава Господу, что они еще могут получить помилование и не только помилование, но и оправдание в Иисусе Христе.

    Прочитаем 9 и 10 стихи 10 главы этого же послания:

    "Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению "

    Некоторые могут подумать, что исповедовать Иисуса Господом нужно всем верующим, а вот благовестие - это особенное служение... Я убежден, что эти два понятия неразрывно связанны. Неужели можно благовествовать и не исповедовать Христа? Или исповедовать Христа и не благовествовать? Задайте себе эти вопросы и честно ответьте на них. Я думаю, что это невозможно.

    Шаги

    Часть 1

    Подготовка
      • Избегайте евангелизации возле церквей или других религиозных мест. В 8 утра на станции метро с вами вряд ли кто-то захочет общаться. Все зависит от вас. Возможно, хорошей идеей будет пойти в пятницу вечером в панк-клуб и евангелизировать там, если вам подходит такой формат; в противном случае, это может привести к конфликту и ссорам.
      • Убедитесь, что вы не нарушаете правил той собственности, на территории которой находитесь, и следуете всем нормам поведения. Если вас попросят уйти, будьте вежливы и уйдите.
      • Любимые стихи и истории
      • Важные стихи
      • История вашей веры
      • История знакомства с церковью
    1. Подготовьте ряд наводящих вопросов. С помощью наводящих вопросов можно перейти от простой беседы к разговору о вере; полезно будет составить список, чтобы в нужный момент вам не пришлось вспоминать эти вопросы. Вот несколько примеров:

      • Верите ли вы в жизнь после смерти?
      • Как вы думаете, что произойдет, когда вы умрете?
      • Если бы вы умерли в эту секунду, пошли бы вы на небо? Почему?
      • Можете ли вы сказать, что вы счастливый человек?
      • Приходило ли к вам ощущение пустоты и недостатка?
      • Вы молитесь?
    2. Подготовьте себя. Вы можете провести время в молитве, чтобы подготовить себя к проповеди Евангелия. Некоторым людям очень трудно говорить о своей вере и хождении в церковь; нужна смелость, чтобы говорить о вашей вере с теми, кто может отреагировать негативно.

      • Соберите евангелизационную группу. Не подходите к людям всей группой, но разделяйтесь, и общайтесь с людьми наедине. Всегда хорошо иметь поддержку других, обмениваясь с ними своим опытом и успехами.

      Часть 2

      Разговор
      1. Не начинайте разговор со свидетельства. Спросите у человека, что происходит у него в жизни. Не ожидайте, что люди сразу начнут вам доверять. Может пройти некоторое время, прежде чем человек откроется.

        • Ассоциация Билли Грэма утверждает, что 90% новообращенных остаются в церкви, если находят там друга. Поэтому если вы учитесь в школе или университете, вы можете провести эксперимент: в течение трех дней общайтесь с одним человеком и станьте ему хорошим другом. Затем расскажите о своей вере. Результат может удивить вас: этот человек может начать делиться самым сокровенным и задавать вам много вопросов.
      2. Задайте наводящий вопрос. Задайте вопрос, который наводит человека на размышление о вечных вопросах бытия и побуждает к тому, чтобы он поделился своей точкой зрения. Например: «Как вы думаете, что произойдет, когда вы умрете?» или «Верите ли вы в жизнь после смерти?». С помощью этих вопросов вы сможете направить разговор в нужное русло.

        • Одним из наиболее эффективных инструментов евангелизации является опрос. Вы можете задать человеку четыре вопроса о его личных взглядах, и после того, как получите ответ, поделитесь своим мнением на этот счет.
        • Не давите на людей, если они закрыты к вам; лучше проявляйте настойчивость с теми, кто открыт. Если вы внимательно слушаете человека, он откроется вам еще больше.
        • Очень важно относиться к этому, как к разговору двух людей. В целом, если вы хотите избежать длительных теологических дискуссий, сфокусируйтесь на важности веры и спасения.
      3. Поговорите о десяти заповедях. Большинство людей наверняка слышали о заповедях, к тому же, разговор о “правилах” может быть хорошим переходом к духовным темам. Даже неверующие люди согласны с тем, что убийство, обман и воровство являются плохими вещами, поэтому, затронув эту тему, вы сможете найти с человеком общий язык.

      4. Ознакомьте людей с пошаговым списком действий. Некоторые евангелисты знакомят потенциальных новообращенных с простой системой, в которой пошагово изложено, как стать христианином; обычно людям проще выполнить эти шаги, чтобы быть уверенными в том, что они приобрели веру. Этот список может выглядеть следующим образом:

        • А. Признайте, что вы грешник.
        • Б. Поверьте, что Иисус Христос является Сыном Божьим, умершим за ваши грехи.
        • В. Верьте в Христа.

      Часть 3

      Дальнейшие действия
      1. Подарите Библию и подходящую литературу тем людям, которые заинтересовались. Вам нужно заранее подготовить несколько Библий, чтобы вы могли подарить их людям, с которыми удался разговор.

        • Если ваша церковь распространяет буклеты или специальные листовки, раздавайте их всем без исключения.
      • Помните, что новообращенный не станет духовно зрелым после вашего разговора. Дайте ему время на рост.
      • Не проповедуйте ложное Евангелие. Проповедуйте истинное Евангелие, Благую весть. Люди, которые говорят, что после покаяния жизнь становиться совершенной и исчезнут все проблемы, никогда не читали Новый Завет.
      • Если человек не хочет вас слушать и вести беседу, поговорите с кем-то другим.
      • Не проповедуйте Ад, Огонь и Геенну. Кроме того, не проповедуйте послание процветания. Проповедуйте лучше основы Евангелия и благой вести. Начните с простого рассказа об Иисусе.
      • Проповедуйте с правильными мотивами. Если вашими мотивами является получение прибыли, будь то социальная или материальная прибыль, вы ничем не отличаетесь от бизнесменов. Бог всегда хочет достигать неверующих, но вы можете помешать ему своим лицемерием.
      • Проповедуйте истинное Евангелие нелицеприятно. Не используйте чужое мнение и небиблейские доктрины, чтобы объяснить Евангелие неверующим, или представителям других религий/деноминаций.

      Предупреждения

      • Не ввязывайтесь в ненужные споры с представителями других религий, которых устраивает их вера. Это приводит только к конфликтам. Избегайте этого.

    С максимальным эффектом? Книга Деяний дает нам ответ на этот вопрос.

    Следует отметить, что книга Деяний имеет два основных назначения, которые могут помочь нам сегодня. Она предназначена:

    1. для нашего образования , как христиан, поскольку нам дается описание развития ранней Церкви и связанных с этим событий.
    2. для примера нам , как проповедникам, христианским служителям, миссионерам, поскольку нам показан способ, с помощью которого апостолы послушно выполняли Великое Поручение.

    Если исследовать книгу Деяний в этом свете, т.е. как нам стоит проповедовать в смешанной культуре или в нашей собственной, то мы обнаружим нечто удивительное.

    Любовь Бога

    Во-первых, ни в одной проповеди книги Деяний ни одним проповедником не упоминается о любви Божьей . В Симфонии можно увидеть, что слово «любовь» ни разу, и ни в каком контексте в этой книге не встречается. Вместо этого Павел и другие проповедники снова и снова говорят о смерти и воскресении Христа, о Божьем суде, и необходимости личного покаяния и веры в Христа. Объяснения Павлом Божьей любви, включая великое заявление в Послании к Римлянам 5:8 , что Бог возлюбил нас, когда мы были еще грешниками, были написаны для христиан и, по-видимому, не проповедовались нехристианам.

    Ни в одной проповеди книги Деяний не упоминается о любви Божьей. Вместо этого апостолы снова и снова говорят о смерти и воскресении Христа, о Божьем суде, и необходимости личного покаяния и веры в Христа.

    Две отправные точки

    Второй удивительной особенностью проповеди Павлом Евангелия, записанной в книге Деяний, есть то, что в зависимости от публики, он использовал две совершенно разные отправные точки (т.е. то, с чего он начинал свою проповедь).

    1. Когда Павел проповедовал иудеям, он «поучал их от Писаний, объясняя и доказывая, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» . Основным моментом этого послания было то, «что это – Христос, Тот Иисус, Которого я возвещаю вам» [то есть Мессия] (Деяния 17:2–3 ).
    2. Когда Павел проповедовал язычникам, например ликаонцам (Деяния 14:6 ) и грекам (Деяния 17:22–31 ), он начинал с сотворения , говорил о роли Бога как Творца и о том, что все, что можно увидеть в природе, является свидетельством этого.

    Почему между методом проповедования Павла иудеям и методом проповедования язычникам существует такое отличие? Причина этого и является нашим ключом к пониманию того, почему проповедь о погибающем положении человека или даже весть о кресте, часто оказывает незначительное влияние на общество сегодня.

    Иудаизм имел креационное основание - Бытие. На основании Писаний Старого Завета иудеи верили в одного истинного Бога и знали Его как Творца, Законодателя и Судью. Иудеи уже знали и верили в библейское описание событий сотворения и грехопадения: они знали, что такое грех и что плата за грех – смерть. Им только нужно было показать на основе Писания и Воскресения, что Иисус и является обещанным Христом.

    Греки … эволюционисты

    С другой стороны, язычники (греки в частности) имели эволюционное мышление. Профессор Фэарфилд Осборн из Колумбийского университета и Американского музея истории естествознания сказал, что Эмпедокла, который жил в V столетии до н.э., «можно справедливо назвать отцом эволюционной идеи». Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своей работе под названием Физика «говорит, что Эмпедокл был первым, кто показал возможность происхождения сильнейших форм жизни путем случайности, а не Замысла».

    И сам Аристотель учил эволюционной последовательности организмов.

    Когда Павел был на Марсовой Горе (Ареопаге), он встречался «кое с кем из эпикурейских и стоических философов» (Деяния 17:18 ). Эпикурейцы были последователями Эпикура (342–270 гг. до н.э.), который отрицал существование какой-либо намеренной формы в природе и учил, что все на земле эволюционировало непосредственно из самой земной материи. Не удивительно, что эпикурейцы верили в то, что удовольствие, и особенно плотские удовольствия, являются величайшим благом существования. Таким образом, греческое общество было эволюционным в своем мышлении и идолопоклонническим в жизни.

    У этих язычников не было иудейских Писаний. Поэтому Павел должен был проповедовать им, используя понятия, которые они смогли бы понять, то есть их основные знания о Творце как о Создателе, почти разрушенные их философиями и идолами, но все равно существующие и подтверждаемые природой и их совестью (Римлянам 1:20; 2:15 ). И поэтому в своем обращении к людям на Марсовой горе (Деяния 17:22–31 ) Павел начал свою проповедь, говоря о силе Бога в творении, а затем говорил о божественной природе Бога в Своем промысле. Затем Павел выступал против языческих идолов и убеждал их покаяться, потому что Бог всем управляет и все судит, и день суда приближается. И только после этого он говорил о Воскресении. Вероятно, если бы его не перебили, он продолжал бы рассказывать о том, что это Воскресение последовало за смертью Христа на кресте, и он объяснил бы, что Божью благодать можно увидеть через воскресшего Спасителя. Но обратите внимание, в какой последовательности Павел раскрыл свои доводы.

    Павел потерпел неудачу?

    Некоторые толкователи говорят, что через свою проповедь Павел не смог достучаться до афинян, потому что он и не основал там церкви. Но на Марсовой горе произошло, по меньшей мере, шесть обращений, а может быть и больше, как мы читаем: «Но некоторые люди, примкнув к нему, уверовали: между ними и Дионисий Ареопагит и женщина, по имени Дамарь, и другие с ними» (Деяния 17:34 ). Позже в Афинах была основана церковь, а Дионисий, который был членом Верховного Суда Ареопага, обратился к Богу и был таким искренним, что стал лидером этой церкви. Евсевий Кесарийский говорит о Дионисии как о «первом епископе Церкви в Афинах». Это вряд ли можно назвать неудачей со стороны Павла или со стороны Святого Духа!

    Мир сегодня

    Современный мир мало чем отличается от мира, в котором жил Павел. Эволюция является доминирующей системой взглядов. В результате отрицания единого истинного Бога и отвержения Его правил святой жизни эпикурейская идея гедонизма (поиск наслаждений) стала преобладающим образом жизни. В то же время многие люди сегодня обращаются к индуистской философии движения Нового Века или к оккультизму, чтобы заполнить жизненную пустоту, являющуюся следствием их собственного атеизма.

    Подобным образом в большинстве стран, в которых сегодня трудятся миссионеры, господствуют религии, которые отвергают существование святого трансцендентного Творца. А что касается происхождения, то все они имеют эволюционное начало . Например, в основе всех этих религий лежит вера в изначальное существование материи или какого-либо существа. Эти религии, как правило, связаны с задабриванием злых духов или заслуживанием похвалы путем поклонения, как например, в индуизме, буддизме, синтоизме, анимизме и т.д., так же как это делали и греки.

    Проповедники и христиане-миссионеры могут вынести из этого урок. Бог дал нам в книге Деяния пример того, как эффективно проповедовать сегодня людям . Нам показан способ проповедования, который апостол Павел использовал для того, чтобы наилучшим образом вписаться в культурную среду его слушателей (как иудеев, так и язычников), чтобы они понимали его. Мы также видим способ проповедования Павла, где используется креационный евангелизм с целью как можно глубже проникнуть в мышление греков. Креационный евангелизм – это способ проповедования, который реально работает. Современное общество в своем эволюционном мышлении не знает единого истинного живого Бога, а сексуальная озабоченность сегодняшнего мира намного больше, чем та, которая была у греков и иудеев. Поэтому те, кто сегодня проповедуют Евангелие, могут также использовать этот способ, чтобы их слушатели поняли их.