• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Данный вопрос при кажущейся своей простоте и формальности, на мой взгляд, является довольно сложным, так как большинство людей (и в этом нет ничего предосудительного!) приходят в храм только по воскресеньям и двунадесятым или большим праздникам (если не считать служб Великого поста).

    Это, конечно же, в силу трудовой и семейной занятости вполне объяснимо и нормально. Слава Богу, что современный христианин при скоростях и технологиях нынешнего мира выполняет этот главный необходимый минимум.

    Известно, что во дни воскресные, время от Пасхи до вечерни Пятидесятницы, от Рождества Христова и до Крещения Господня (святки) и в двунадесятые праздники земные поклоны запрещены Уставом. Об этом свидетельствует святитель Василий Великий в послании к блаженному Амфилохию. Он пишет о том, что святые апостолы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны в вышеупомянутые дни. То же самое утвердили и правила I и VI Вселенских Соборов. То есть мы видим, что высшим церковным авторитетом – апостольскими постановлениями и соборным разумом – земные поклоны в данные дни не приняты.

    Отчего это?

    На этот вопрос отвечает святой первоверховный апостол Павел: «Уже неси раб. Но сын» (Гал. 4:7). То есть земной поклон прообразует собою раба – человека, совершившего грехопадение и на коленях вымаливающего себе прощение, в глубоких смиренных и покаянных чувствах кающегося в своих грехах.

    А Воскресение Христово, весь период Триоди Цветной, малые пасхи рядовых воскресений, святки и двунадесятые праздники – это время, когда «Уже неси раб. Но сын», – то есть Господь наш Иисус Христос восстанавливает и исцеляет в Самом Себе образ падшего человека и восстанавливает его в сыновнем достоинстве, снова вводя его в Царствие Небесное, устанавливая Новый Завет-союз между Богом и человеком. Потому земные поклоны в периоды вышеупомянутых праздников – это оскорбление Бога и будто бы отвержение человеком этого восстановления в сыновстве. Человек, делающий земной поклон, в праздник словно говорит Богу слова, противоположные стихам Божественого Павла: «Не хочу быть сыном. Хочу остаться рабом». К тому же такой человек прямо нарушает каноны Церкви, установленные благодатью Святого Духа апостольскими правилами и Вселенскими Соборами.

    Я лично слышал мнение о том, что, мол, часто мирянин не ходит в храм на будничное богослужение, то пусть поделает земные поклоны хоть в воскресенье. Не могу с этим согласиться. Так как апостольские постановления и Вселенские Соборы запрещают это, а Церковь с Божьей помощью стоит на послушании. К тому же обычай становиться в храме на колени по собственному произволению также строго запрещен.

    Людям, которые не ходят в храм на вседневные богослужения (повторюсь, что это не грех. Занятого человека можно понять), я бы рекомендовал взять на себя подвиг земных поклонов в келейной домашней молитве в будничные дни. Сколько кто понесет, чтобы со временем это также не стало бременем неудобоносимым: пять, десять, двадцать, тридцать. А кто может – и больше. Установите норму с Божьей помощью для себя сами. Земной поклон с молитвой, особенно с Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – очень полезная вещь. Но, как говорится, всему свое время.

    На воскресной же Литургии земной поклон делается в двух местах богослужения. Также примерно и смыслово их кладет и священник в алтаре перед Престолом. Первый момент: при окончании пения «Тебе поем», когда происходит кульминация евхаристического канона и всей Божественной литургии, – на Престоле пресуществляются Святые Дары; хлеб, вино и вода становятся Телом и Кровью Христовыми. Второй момент: при выносе Чаши для причастия верующих, так как священник перед причащением в алтаре также делает земной поклон. В период от Пасхи до Пятидесятницы эти земные поклоны заменяются поясными. Больше на воскресной Божественной литургии или Литургии в иной вышеобозначенный период земные поклоны не делаются.

    Если же вы, дорогие братья и сестры, находитесь на Литургии будничного дня, то тогда земные поклоны разрешаются Уставом в двух уже вышеназванных случаях, а также при начале пения «Достойно и праведно»; конец молитвы «Достойно есть», или задостойника; в конце Литургии при возглашении священником «Всегда, ныне и присно», когда батюшка в последний раз на Литургии появляется с Чашей с Телом и Кровью Христовыми в руках в Царских вратах и переносит ее с престола на жертвенник (символ Вознесения Господня). На вечернем же богослужении земной поклон разрешается (на утрене), когда священник или диакон выходит с кадилом из алтаря после восьмой песни рядового канона и возглашает перед иконой Девы Марии на иконостасе «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим». Далее поется песнь преподобного Космы Маиумского «Честнейшую Херувим», во время нее тоже принято стоять на коленочках из-за любви и благоговения перед Пресвятой Богородицей, так как считается, что Она в это время пребывает в храме и посещает всех молящихся в нем.

    Будем же, дорогие братья и сестры, стараться соблюдать Устав церковный. Он – наш золотой фарватер в мутной воде внешнего мира и внутреннего сердечного с его эмоциями и чувственностью. С одной стороны, он не дает нам уклониться в леность и нерадение, с другой – в прелесть и духовное заблуждение «прижизненной святости». И по этому фарватеру корабль церковный плывет в Царствие Небесное. Наше же дело на его борту – благодатное послушание. Ведь все святые отцы ставили его и ценили очень высоко. Ведь непослушанием первые люди отпали от Бога, а послушанием мы соединяемся с Ним, видя пример, конечно же, Богочеловека Иисуса, Который был послушлив до смерти и даже смерти крестной.

    Иерей Андрей Чиженко

    Человек - существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.

    Молитва тела - это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:

    • молитвенная поза
    • коленопреклонение
    • воздевание рук
    • поклоны
    • крестное знамение

    В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

    Важность участия тела в молитве

    Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся . Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой .

    Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

    Труд в молитве

    Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

    Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.

    Без телесного утомления невозможно восхождение к Богу!

    Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами .

    Положение лежа ниц практикуется только один раз в году - во время чтения молитв на вечерне .

    Как читать дома молитвы - стоя или сидя?

    В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя . Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

    Главное условие совершения молитвы – это благоговение и сосредоточенность.

    Молитва стоя

    Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

    • прямо,
    • благоговейно,
    • не переминаясь с ноги на ногу,
    • не делая суетливых движений.

    Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

    На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

    Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

    • чтения Евангелия
    • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
    • во время возгласов священника «Благословенно царство...»

    Молитва на коленях дома

    Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

    На коленях дома можно молиться в любое время,

    кроме воскресенья и периода от Пасхи до Пятидесятницы.

    Нельзя становиться на колени и в день после Святого Причастия

    Вкусивший человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

    Коленопреклонения на литургии в православии

    В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

    • в праздник Пятидесятницы,
    • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

    В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

    В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

    Коленопреклонений на Литургии не полагается В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

    Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

    Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом .

    Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

    В молитвослове всегда указывается, когда нужно делать поклон.

    Как правильно совершать земной поклон?

    Земной поклон - это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается .

    В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

    • два земных поклона до прикладывания и
    • один земной поклон после прикладывания.

    В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны , поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными .

    Это воскресные и полиелейные дни, и особо строго запрещаются земные поклоны в период с Пасхи до Дня Святого Духа (понедельник после праздника Пятидесятницы).

    Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос...» совершается один поклон.

    Как правильно совершать поясной поклон?

    Поясной поклон - это поклон в пояс , когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени .

    • Обычно делается сразу после крестного знамения
    • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм .

    Молитвенные жесты

    Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, - это крестное знамение .

    Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения .

    О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

    В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься .

    Крестное знамение - это напоминание о Кресте , на котором был распят . Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

    Церковь учит, что крестное знамение оберегает христианина, потому что сила Креста Христова побеждает всякое зло.

    Как совершать крестное знамение?

    Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой .

    Сначала складывают пальцы :

    • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
    • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

    Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

    • сначала лба, освящая свои мысли,
    • затем живота - во освящение сердца и чувств,
    • затем правого плеча
    • и, наконец, левого плеча - во освящение телесного здоровья и поступков.

    После этого должен следовать наклон головы или поклон .

    Нельзя кланяться, не закончив крестного знамения.

    Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

    Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие .

    Для этого жеста

    • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
    • мизинец и безымянный прижимают к ладони.

    Сложенные три перста символизируют Святую Троицу - , безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.

    В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.

    Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец - три Лица Святой Троицы.

    После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

    Именословное перстосложение

    Существует еще один молитвенный жест - именословное перстосложение.

    Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.

    Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:

    • указательный палец вытянут,
    • средний слегка согнут, образуя букву С,
    • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
    • мизинец также согнут в виде буквы С.

    Церковная службы совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершать поклоны с внутренним благоговением и внешним благообразием, не спеша и «не коснея» (т.е. не замирая, например, с рукой, воздетой ко лбу), единовременно со всеми молящимися в храме. Перед совершением поклона нужно осенить себя крестным знамением, и потом делать поклон. При малом поклоне наклоняются так, чтобы голова была на уровне пояса (поясной поклон), при великом поклоне нужно преклонить оба колена и главой достигнуть земли (земной поклон).

    Поклоны в храме следует совершать тогда, когда это указано Церковным уставом, а не от своего грешного самоволия. «Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя». (Мф. 6, 6) (свт. Филарет, митр. Московский)

    Креститься без поклонов следует :

    1.​ В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу… » три раза и в середине на «Аллилуиа » три раза.

    2.​ В начале пения или чтения «Верую » .

    3.​ На отпусте «Христос, истинный Бог наш… » .

    4.​ В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.

    Креститься с поясным поклоном следует :

    1.​ При входе в храм и при выходе из него - три раза.

    2.​ При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй », «Подай, Господи », «Тебе, Господи ».

    3.​ При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.

    4.​ При возгласах «Приимите, ядите… », «Пийте от нея вси… », «Твоя от Твоих… ».

    5.​ При словах «Честнейшую Херувим… ».

    6.​ При каждом возглашении слов «поклонимся », «поклонение », «припадем ».

    7.​ Во время чтения или пения «Аллилуиа », «Святый Боже » и «Приидите, поклонимся » и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже » , перед отпустом - по три раза.

    8.​ Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.

    9.​ При окончании пения или чтения каждой стихиры.

    10.​ На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.

    Креститься с земным поклоном следует :

    1.​ В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.

    2.​ В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа » после слов «Тя величаем ».

    3.​ На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть… ».

    4.​ По окончании пения «Тебе поем… ».

    5.​ После «Достойно есть… » или задостойника.

    6.​ При возгласе «Святая святым ».

    7.​ При возгласе «И сподоби нас, Владыко… » перед пением «Отче наш ».

    8.​ При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите » , и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно… ».

    9.​ В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся… » и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.

    10.​ В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего… ».

    11.​ В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем » полагаются три земных поклона.

    Поясной поклон без крестного знамения кладется :

    1.​ При словах священника «Мир всем », «Благословение Господне на вас… », «Благодать Господа нашего Иисуса Христа… », «И да будут милости Великаго Бога… ».

    2.​ При словах диакона «И во веки веков » (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш » перед пением Трисвятого).

    Не допускаются земные поклоны:

    — в дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения;

    — при словах «Главы наша Господеви приклоним » или «Главы ваша Господеви приклоните » все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.

    Крестное знамение – не просто один из религиозных обрядов; прежде всего, это – великое оружие: патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

    Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением (Димитрий Ростовский, святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

    Преподобный Антоний Великий говорит о силе крестного знамения против демонов: «Посему, когда демоны приходят к вам ночью, хотят возвестить будущее или говорят: “Мы – ангелы”, не внимайте им – потому что лгут. Если будут они хвалить ваше подвижничество и ублажать вас, не слушайте их и нимало не сближайтесь с ними, лучше же себя и дом свой запечатлейте крестом и помолитесь. Тогда увидите, что они сделаются невидимыми, потому что боязливы и особенно страшатся знамения креста Господня. Ибо, крестом отъяв у них силу, посрамил их Спаситель» (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах, 35).

    В «Лавсаике» (книге, написанной на рубеже IV-V веков, повествующей о жизни египетских подвижников) рассказывается о том, как авва Дорофей, сотворив крестное знамение, выпил воду, взятую из колодца, на дне которого был аспид: «Однажды авва Дорофей послал меня, Палладия, часу в девятом к своему колодцу налить кадку, из которой все брали воду. Было уже время обеда. Придя к колодцу, я увидел на дне его аспида и в испуге, не начерпав воды, побежал с криком: “Погибли мы, авва, на дне колодца я видел аспида”. Он усмехнулся скромно, потому что был ко мне весьма внимателен, и, покачав головой, сказал: “Если бы диаволу вздумалось набросать аспидов или других ядовитых гадов во все колодцы и источники, ты не стал бы вовсе пить?” Потом, придя из кельи, он сам налил кадку и, сотворив крестное знамение над ней, первый тотчас испил воды и сказал: “Где крест, там ничего не может злоба сатаны”» .

    Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543 гг.) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Вскоре некоторые люди, которым преподобный пришелся не по нраву, решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою Святого Креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать Животворящего Креста» (Димитрий Ростовский, святитель. Житие преподобного отца нашего Венедикта. 14 марта).

    Протоиерей Василий Шустин (1886–1968 гг.) вспоминает о старце Нектарии Оптинском: «Батюшка говорит мне: “Вытряси прежде самовар, затем налей воды, а ведь часто воду забывают налить и начинают разжигать самовар, а в результате самовар испортят и без чаю остаются. Вода стоит вот там, в углу, в медном кувшине; возьми его и налей”. Я подошел к кувшину, а тот был очень большой, ведра на два, и сам по себе массивный. Попробовал его подвинуть, нет – силы нету, тогда я хотел поднести к нему самовар и налить воды. Батюшка заметил мое намерение и опять мне повторяет: “Ты возьми кувшин и налей воду в самовар”. – “Да ведь, батюшка, он слишком тяжелый для меня, я его с места не могу сдвинуть”. Тогда батюшка подошел к кувшину, перекрестил его и говорит: “Возьми”, – и я поднял и с удивлением смотрел на батюшку: кувшин мне почувствовался совершенно легким, как бы ничего не весящим. Я налил воду в самовар и поставил кувшин обратно с выражением удивления на лице. А батюшка меня спрашивает: “Ну, что, тяжелый кувшин?” – “Нет, батюшка. Я удивляюсь: он совсем легкий”. – “Так вот и возьми урок, что всякое послушание, которое нам кажется тяжелым, при исполнении бывает очень легко, потому что это делается как послушание”. Но я был прямо поражен: как он уничтожил силу тяжести одним крестным знамением!» (См.: Шустин Василий, протоиерей. Запись об Иоанне Кронштадтском и об Оптинских старцах. М., 1991) .

    Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу , а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, Иисус Христос, по воплощении Своем, будучи Богом, стал Человеком, то есть означают Его две природы - Божественную и Человеческую. Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон. (Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земными, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли). Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу — для освящения нашего ума, к животу — для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам — для освящения наших телесных сил.

    О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или машут рукой по воздуху или по своей груди, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

    Человек - творение духовно-телесное. Положение тела в молитве влияет на душу, помогая настроиться на нужный лад. Без труда невозможно достичь Царствия Божия, очиститься от страстей и грехов. Земной поклон - это тела, которая способствует смирению, терпению и сокрушению внутреннего человека перед Создателем. Сам Господь наш Иисус Христос молился с коленопреклонением, а уж нам тем более нельзя пренебрегать таким полезным духовным упражнением. Важно знать, как делать земной поклон правильно, по канонам Церкви.

    Земные поклоны не разрешаются Церковью:

    • в период от Воскресения Христова до Дня Святой Троицы;
    • от Рождества Христова до Крещения (Святые дни);
    • в дни двунадесятых праздников;
    • воскресные дни. Но есть исключения, когда благословляется земной поклон на литургии в воскресенье: после фразы священника «Преложив Духом Твоим Святым» и в момент выноса из алтаря Чаши со Святыми Тайнами Христовыми к народу со словами «Со Страхом Божиим и верою приступите»;
    • день причастия до вечернего богослужения.

    Во все остальные периоды земные поклоны делают, но перечислить эти случаи не представляется возможным из-за их множества. Важно придерживаться простого правила: во время богослужения следите за священниками и повторяйте за ними. Особенно изобилуют коленопреклонениями Великопостные богослужения. Когда звонит специальный колокольчик, нужно опускаться на колени.

    В домашней обстановке делать земные поклоны на молитве можно в любые дни, кроме периодов, когда это не благословляется Церковью. Главное, соблюдать меру и не переусердствовать. Качество поклонов важнее их количества. Также в православной практике недопустимо молиться, длительно стоя на коленях, это практикуется в католической церкви.

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал о земных поклонах: "Господь повергался на колени во время молитвы Своей - и ты не должен пренебрегать коленопреклонениями, если имеешь достаточно сил для совершения их. Поклонением до лица земли, по объяснению отцов, изображается наше падение, а восстанием с земли - наше искупление".

    Земной нужно делать не спеша, со вниманием и сосредоточенностью. Встать прямо, благоговейно перекреститься, опуститься на колени, положив ладони впереди, и коснуться лбом пола. Затем встать с колен прямо и повторить при необходимости. Творить поклон принято с краткой молитвой, например с Иисусовой, « помилуй» или своими словами. А также можно направить слово к Царице Небесной или Святым.

    Важно уяснить, что земной поклон - это не самоцель, а инструмент для обретения потерянного богообщения и благотворных даров Духа Святого. Поэтому ответ на вопрос "Как делать земной поклон?" будет заключаться в правильном покаянном расположении сердца, наполненного Страхом Божиим, верой, надеждой на неизреченное милосердие Господне к нам грешным.