• Что можно приготовить из кальмаров: быстро и вкусно

    Политическая власть всегда носит общественный ха­рактер, проявляется через функционирование специаль­ных структур, предполагает использование силы при­нуждения, нравственное влияние, опору на традиции и чувства. Человек на протяжении всей истории пытался сделать общество более организованным и рациональным.

    Макиавелли рассматривает власть как реальную спо­собность правительства повелевать подданными. При этом целью политики является усиление власти любыми средствами. Орудием власти выступает право. Однако власть опирается не только на законы, но и на армию. Недалека власть от насилия и у М. Вебера. Власть он понимает как отношение господства людей над людьми, основывающееся на оправданном насилии.

    Достаточно часто понятие «власть» отождествляется с понятиями «сила», «господство», «авторитет», «право». Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе нет ка­кого-либо единого, общепринятого определения полити­ческой власти. В современных концепциях власти глав­ным является вопрос об источниках, или основаниях, власти. Можно выделить четыре основных подхода к ре­шению этого вопроса:

    1. Марксистская концепция определяет власть как организованное господство одного класса над другими общественными классами.

    2. Элитарная концепция. Власть появляется в резуль­тате разделения общества на элиту и массы. Поэтому власть здесь представляет собой отношения между гос­подствующим меньшинством и подчиненным большин­ством.

    3. Структурно-организационная концепция власти. Политическая власть вторична по отношению к обществу в целом. Она лишь придает форму обществу, организуя его, его структурные элементы.

    4. Поведенческая концепция власти. Власть появляет­ся вследствие взаимодействия индивидов в процессе их политического поведения. Сама власть и стремление к ней - это доминирующая черта человеческой психики.

    Политическая власть - это понятие, обозначающее ре­альную способность определенного класса, иной социальной группы или большинства данного общества, а также пред­ставляющих их организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим группам, отдельным индиви­дам, осуществлять общие интересы и цели насильственны­ми и ненасильственными средствами. Когда мы говорим о политической власти, то прежде всего понимаем, что это власть над людьми, способ реализации общих интересов и достижения общих целей.

    Кроме того, политическая власть обладает рядом при­знаков:

    1. Власть - компонент общественной системы в це­лом. Она зарождается и утверждается в обществе, по­скольку необходима в общественных отношениях между различными социальными группами. Она закрепляет приоритетность интересов и ценностей определенных со­циальных групп, классов или большинства населения как общих, обязательных для всех слоев населения.

    2. Политическая власть, как общественные отношения, содержит противоречие между субъектом и объектом вла­ствования. Властвующий субъект обладает соответству­ющим статусом, влиянием, авторитетом. В то же время власть становится все больше действием и отношением, основанными на обладании знанием и его распределе­нии. Поэтому, чтобы обладать политической властью, ее субъект должен постоянно стремиться к получению достоверной и своевременной информации, в противном случае он может превратиться в объект политических отношений.

    3. Власть - это возможность, поэтому ее нельзя при­своить. Захватив власть, передать ее из одних рук в дру­гие не означает ничего другого, кроме того, что овладеть или передать определенную совокупность средств или право навязывать свою волю другим.

    4. Политическая власть и ее осуществление содержат печать волевого действия. Поэтому при анализе полити­ческой власти следует иметь в виду, что за волевыми дей­ствиями людей всегда стоят объективные отношения, которые обусловливают наблюдаемые взаимодействия индивидов и групп, за субъективно-волевыми отношени­ями скрываются объективные взаимосвязи, потребности и интересы.

    5. Политическая власть связана с принуждением, од­нако ее нельзя с ним отождествлять. Политическая власть предполагает сознательное, добровольное участие масс в принятии аполитичных решений.

    6. Политическая власть существует и функционирует в различных видах: государственная, партийная, регио­нальная, международная и т. д. Государственная власть опирается на специальный аппарат принуждения и рас­полагает монопольным правом издавать законы и утвер­ждать другие нормативные акты, обязательные для всех. В этом состоит ее отличие от других видов власти.

    Политическая власть призвана проводить волю правящего класса или социальной группы посредством политики и правовых норм. Эта власть как понятие значительно шире понятия власти государствен­ной. Она осуществляется не только государственными институтами.

    Какими же сущностными чертами обладает политическая власть?

    Во-первых, суверенностью. Она не может быть разделена между субъектами, занимающими разные политические позиции. Даже в тех случаях, когда в стране действуют многопартийный парламент и коалиционное правительство, они осуществляют власть на осно­ве договора, компромисса, но с одной политической позиции.

    Во-вторых, политическая власть обладает (должна обладать) легитимностью (законностью). Указы, директивы, распоряжения исполняются именно потому, что управляемые доверяют властям. Правительства не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную дея­тельность, полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие, скрепленное уважением законности как признака циви­лизованной власти. В наше время легитимность - обязательный признак цивилизованной вла­сти, признания ее гражданским обществом.

    Наконец, в-третьих, политической власти присущи воля и способ­ность принуждения.

    Благодаря этим признакам политическая власть последователь­но реализует государственные программы, законы. В совокупности перечисленные черты делают политическую власть сильной, дее­способной.

    Политическая власть - всякая организованная воля одной группы людей по отношению к другой, которая осуществляет под­чинение во имя общих целей.

    Власть - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия.

    — способность социального субъекта (индивида, группы, слоя) навязывать и проводить свою волю с помощью правовых и норм и специального института — .

    Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

    Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др. Экономическая власть основана на праве и способности собственника каких-либо ресурсов влиять на производство товаров и услуг, духовная — на способности обладателей знаний, идеологии, информации влиять на изменение сознания людей.

    Политическая власть — это могущество (полномочие навязывать волю), переданное сообществом социальному институту.

    Политическую власть можно подразделить на власть государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

    Структурные элементы власти

    Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других , следует выяснить, откуда берется эта способность? Почему в ходе социального взаимодействия люди разделяются на тех, кто властвует и тех, кто подвластен? Для того чтобы ответить на эти вопросы, надо знать, на чем зиждется власть, т.е. каковы ее основания (источники). Их бесчисленное множество. И, тем не менее, среди них есть те, которые относят к разряду универсальных, присутствующих в той или иной пропорции (или виде) в любом властном отношении.

    В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти, и уяснить какой тип власти порождают такие из них, как сила или угроза применения силы, богатство, знание, закон, харизма, престиж, авторитет и др.

    Особо следует остановиться на аргументации (доказательствах) положения о том, что властные отношения — это не только отношения зависимости, но и взаимозависимости. Что, за исключением форм прямого насилия, абсолютной власти в природе нет. Всякая власть относительная. И строится не только на зависимости подвластных от властвующих, но и властвующих от подвластных. Хотя объемы этой зависимости у них разные.

    Самого пристального внимания требует также выяснение существа различий в подходах к трактовке власти и властных отношений среди политологов, представляющих разные политологические школы (функционалистов, систематиков, бихевиористов). А также того, что стоит за определениями власти как характеристике индивида, как ресурсе, как конструкции (межперсональной, причинной, философской) и пр.

    Основные признаки политической (государственной) власти

    Политическая власть — это некий властный комплекс, включающий как государственную власть, которая играет в нем роль «первой скрипки», так и власть всех других институциональных субъектов политики в лице политических партий, массовых общественно-политических организаций и движений, независимых СМИ и т.д.

    Необходимо также учесть, что государственная власть как наиболее обобществленная форма и ядро политической власти отличается от всех других властей (в том числе политических) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер. В этой связи надо быть готовым раскрыть содержание таких понятий-признаков этой власти, как всеобщность, публичность, верховенство, моноцентризм, многообразие ресурсов, монополия на легитимное (т.е. предусмотренное и оговоренное законом) использование силы и др.

    С государственной (или в более широком смысле с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «политическое господство», «легальность» и «легитимность». Первое из этих понятий используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

    Институционализации власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, — с одной стороны, и исполнительной деятельности, — с другой.

    Что касается понятий «легальность» и «легитимность», тохотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются понятиями-синонимами. Первое понятие (легальность) подчеркивает юридически-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений. С четко выраженными ступенями приказа и исполнения.

    Легитимность политической власти

    - политическое свойство органа государственной власти, означающее признание большинством граждан правильности и законности его формирования и функционирования. Легитимна всякая власть, которая опирается на народный консенсус.

    Власть и властные отношения

    Многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики . Такой точки зрения придерживался, например, немецкий социолог М. Вебер. Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.

    Власть вообще — это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам.

    Власть — не просто отношение кого-то с кем-то, это всегда асимметричное отношение , т.е. неравное, зависимое, позволяющее одному индивиду влиять и изменять поведение другого.

    Основаниями власти в самом общем виде выступают неудовлетворенные потребности одних и возможность их удовлетворения со стороны других на определенных условиях.

    Власть — необходимый атрибут любой организации, любой человеческой группы. Без власти нет организации и нет порядка. Во всякой совместной деятельности людей есть те, кто командует, и те, кто им подчиняется; те, кто принимает решения, и те, кто их исполняет. Власть характеризуется деятельностью тех, кто управляет .

    Источники власти:

    • авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;
    • сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;
    • богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;
    • знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;
    • харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;
    • престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

    Необходимость власти

    Общественный характер жизни людей превращает власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге — к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива — распад данного сообщества.

    Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям — правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т. е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

    Власть - одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве - в последнем случае мы имеем дело с верховной, политической властью.

    Различают политическую и неполитическую власть. Неполитическая власть - это власть в объединениях людей организациях и движениях, не связанных непосредственно с государством и не имеющих непосредственного отношения к нем Неполитическая власть выполняет огромную роль в управлении гражданским обществом. Сферы ее проявления связаны с насущными потребностями людей: прежде всего в области быта, духовного общения, экономики. Особенно активно она проявляется на местном уровне и в мелких социальных системах (семья, религиозная община, жилой комплекс). Важное место она занимает и в процессе производства, в торговых, хозяйственных и иных отношениях, связанных с экономикой.

    Политическая власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели, использовать государственную машину для их реализации. Для осуществления политической власти необходимы все те элементы, которые присущи власти как общественному явлению.

    Политическая власть - это власть, осуществляемая через государство и в государственной системе, в системе политических партий, организаций и движений. Она так или иначе связана с государством и государственным регулированием, но не обязательно является государственной властью.

    Политическая власть осуществляется через аппарат - государство и государственные органы. Субъекты политической власти специфичны. Рассматривая проблему власти в широком плане, необходимо выделить вопрос о разделении власти по разным субъектам, формам и способам ее осуществления и т.д. Традиционными субъектами власти являются государство, политические партии, другие объединения Боровик В. С. Основы политологии и социологии. М., 2004. С. 68..

    Следует отметить, что политическая и государственная власть, во многом совпадая, в то же время не тождественны. Всякая государственная власть является политической властью, однако не всякая политическая власть является государственной.

    В структурном отношении основными компонентами власти являются субъект, объект, средства (ресурсы).

    По мере развития общества ресурсы изменялись. В примитивных обществах власть опиралась на авторитет правителя. Изменение отношений между людьми привело к смене ресурсов власти, которыми стали богатство и сила. В индустриальных обществах преобладающими ресурсами властвования становится организация: бюрократия, партии, движения.

    Необходимо отметить, что ресурсы власти могут быть различными, но не существует единого универсального ресурса власти.

    Ввиду разнообразия ресурсов власти существует несколько их классификаций. Так, А. Этциони подразделяет ресурсы власти на утилитарные (материальные и социальные блага, связанные с повседневными потребностями людей), принудительные (различные меры наказания), нормативные (нормы права, традиции, ценностные ориентации).

    В свою очередь, О. Тоффлер выделил три основных ресурса власти - сила, богатство, знания. По его мнению, в современном обществе решающим ресурсом являются знания. Сила и богатство утрачивают свое влияние. Власть, которую дает человеку сила, он назвал властью «низшего качества», власть, приобретенную и удерживаемую при помощи денег - властью «среднего качества», а власть, которую приносят информация и знание - властью «высшего качества» Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1989. С. 127..

    В соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности ресурсы власти можно разделить на экономические (богатство), социальные (способность изменения статуса в социальной стратификации), информационные (знания и информация), принудительные или силовые (различные средства физического принуждения, оружие).

    Государственная и политическая власть имеют разное поле для реализации своих полномочий. Во-первых, полем действия государственной власти является собственно государство и его органы. Власть государства распространяется на гражданское общество лишь в части установления реализации политической власти, полем действия власти политической, наоборот, выступает преимущественно гражданское общество. Во-вторых, различие между этими видами власти состоит в методах, используемых ими для достижения поставленных целей. Субъекты политической власти не могут непосредственно использовать метод государственно-властного воздействия (принуждения), присущий исключительно субъектам государственной власти. В-третьих, различаются они объемом своих полномочий. Только субъекты государственной власти имеют право на издание нормативных актов, имеющих общеобязательный характер.

    При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. В принципе власть вполне можно рассматривать и в качестве цели индивидуальной (групповой) активности. Но в таком случае нужны особые, пока еще отсутствующие доказательства, что такое стремление присутствует если не у всех, то у большинства людей. Именно в этом смысле власть может быть признана функционально необходимым в обществе явлением, которое порождено отношениями социальной зависимости и обмена деятельностью (П. Блау, X. Келли, Р. Эмерсон) и служит разновидностью асимметричной связи субъектов (Д. Картрайт, Р. Даль, Э. Каплан).

    Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

    Власть классифицируется прежде всего по субъектам. В этом случае в рамках политической власти особое место занимает государственная власть. Государственная власть иногда определяется как публичная власть. Она характеризуется наличием особого аппарата, представляющего все общество, а также особой материальной базы - государственного имущества, источников доходов в виде налогов.

    Государственная власть определяется как суверенная. Суверенность государственной власти означает ее независимость как от власти других государств, так и от власти различных общественных объединений, партий и подобных корпораций внутри страны.

    Для государственной (публичной) власти характерна система особых инструментов осуществления своей (государственной) воли. Такими инструментами государственной власти являются законы. Именно законы обеспечивают способность государственной власти делать свои веления обязательными. В то же время законы ограничивают и само государство. Эта функция законов носит исторический характер и связана с развитием гражданского общества.

    Власть гражданского общества является корпоративной властью, т. е. властью корпораций - различного рода объединений (общественных организаций, групп, партий). Несмотря на корпоративный характер власти гражданского общества, а во многом именно благодаря этому, она обеспечивает защиту отдельных граждан от левиафана-государства.

    Предметом политической науки выступает не всякая власть, а только власть в публичном смысле, т.е. политическая власть как самая сложная форма власти, которая всегда подразумевает другие формы власти, включает их и в то же время определенным образом отличается от них.

    В первом (широком) смысле политическая власть - это своего рода общественно значимый властный комплекс, структурируемый не только государственной властью, которая выступает в качестве его ядра, но и властью всех других институциональных субъектов политики (политических партий, массовых общественно-политических движений, независимых СМИ и т.д.).

    В узком смысле понятие «политическая власть» чаще всего трактуется как синоним понятия «государственная власть», как власть, которая отличается от всех других, в том числе политических (власти негосударственных институциональных «акторов» политики) рядом существенных признаков, придающих ей универсальный характер, «делающих» ее непохожей на все другие существующие в обществе власти (экономическую, социальную, духовную, религиозную и т.д.).

    Системообразующие характеристики государственной власти

    Всеобщность - характеристика государственной власти в противоположность всем другим формам и видам власти, которые носят «частный» характер, т.е. ограничены отдельными сферами общественной жизнедеятельности (экономической, социальной, религиозной и т.д.). Государственная власть выступает как всеобщая власть, чье «функциональное поле» (то пространство, на которое она распространяет свое влияние), общество в целом. Одновременно это и «инклюзивная власть», т.е. власть, которая проникает во все области и виды человеческой деятельности в качестве силы, придающей им нормированный, юридически-правовой характер.

    Публичность в полной мере присуща политической власти только в форме государственной власти, которая, единственная из всех политических властей, выступает от имени всего общества, как уполномоченная этим обществом организованная сила, призванная обеспечить нормальную среду обитания социума (урегулированность и порядок на основе права). И хотя деятельность всех других институциональных субъектов политики тоже носит публичный характер, эта публичность все же является не всеобщей, а избирательной (частичной).

    Верховенство как черта государственной власти вытекает из публичности и обусловленных ею властных полномочий. В лице государственной власти мы имеем дело с универсальной властью, властью над всякой властью, которая является конечной инстанцией, чьи решения обязательны для исполнения всеми другими дейст вующими в обществе властями и властными центрами. При необходимости она может ограничивать влияние этих центров или же ликвидировать их вовсе.

    Монополия на легальное (предусмотренное и оговоренное законом) использование силы в пределах всего социума, той территории, на которую распространяется суверенитет государственной власти при демократической власти реализуется исключительно при помощи права и отождествляется с судом как с органом, функционально предназначенным для него. Что касается средств физического подавления, то их использование также носит легитимный характер и применяется лишь в качестве крайнего средства обеспечения порядка.

    Моноцентризм. В отличие от всех других властей (экономической, социальной, информационной, духовной и т.д.), которые по- лицентричны и дисперсны, т.е. рассеяны между множеством субъектов - их носителей (независимыми собственниками, фирмами и корпорациями, печатными и электронными СМИ, социальными и культурными фондами и т.д.), у этой власти наличествует единый центр принятия решений. В законодательной сфере (на макросистемном уровне - системы высших инстанций власти) этот центр олицетворяет собой парламент, в сфере исполнительной власти - правительство, в судебной системе - Верховный суд и др.

    Многообразие ресурсов. Не впадая в преувеличения, можно утверждать, что государственная власть фактически является верховным собственником и распорядителем всего того, что находится на подвластной ей территории - начиная с природных ресурсов и заканчивая социально-демографическими (людскими). Аккумулируя в своих руках все виды «капитала» (экономического, культурно-информационного, символического, капитала физической силы и т.д.), эта власть предстает как обладатель некоего «мегакапитала». Это дает ей возможность добиваться своих целей разными средствами (с помощью разных «капиталов» - в зависимости от конкретной ситуации).

    Основные функции

    Процесс политического властвования предусматривает реализацию самых многообразных функций, среди которых в качестве исходной выступает функция политического господства.

    В повседневном языке понятие «господство» чаще всего ассоциируется с такими негативными явлениями человеческой жизнедеятельности, как эксплуатация, угнетение, подавление. В политическом же дискурсе это понятие этически нейтрально и используется для обозначения процесса институционализации власти, т.е. ее закрепления в обществе в качестве организованной силы (в виде иерархической системы властных учреждений и институтов), функционально предназначенных осуществлять общее руководство и управление социальным организмом.

    Институционализация власти в форме политического господства означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, приказа и исполнения, организационное разделение управленческого труда и обычно связанных с ним привилегий, - с одной стороны, и исполнительной деятельности - с другой.

    Благодаря этим процессам, властные отношения приобретают устойчивый, упорядоченный характер. Возникает иерархия позиций и рангов (статусов), обладатели которых вправе принимать решения, приказывать и рассчитывать на повиновение.

    С функцией политического господства органически связаны и все другие функции:

    моделирования собственной деятельности на всех уровнях (этажах) властной иерархии: от верхнего (центральные органы власти) до нижнего (местная власть)

    анализа политической и общественной обстановки и конкретных ситуаций (эффективность власти напрямую зависит от степени знания объекта властвования и динамики его развития. Нельзя управлять, не зная общества, в котором живешь);

    определения своей стратегии и частных тактических задач (власть только тогда оказывается на уровне властвующей силы, когда имеет в своем распоряжении выверенные и просчитанные целевые программы деятельности - общие и избирательные);

    надзора и пресечения («репрессивная» функция), отклоняющегося от правовых норм поведения (власть должна не только производить законные социальные приказы и предписания, но и быть способной добиваться их исполнения);

    присвоения и распоряжения необходимыми ресурсами (материальными и духовными, волевыми и принудительными, интеллектуальными и символическими, солидарностью и поддержкой сторонников и др.);

    распределения ресурсов политики: наград и вознаграждений преференций и привилегий, социальных позиций и статусов, мер доверия, соглашений, обмена уступками и преимуществами и т.д.;

    преобразования политического пространства, социального, экономического, правового, культурного, нравственного окружения власти (внешней среды) в ее интересах и интересах ее политики.

    Легальность и легитимность власти

    С государственной (шире - с политической) властью органически связаны и такие понятия, как «легальность» и «легитимность». Хотя этимология этих понятий сходная (во французском языке слова «legal» и «legitime» переводятся как законный), в содержательном плане они не являются синонимами. Понятие легальность подчеркивает юридиче- ски-правовые аспекты власти и выступает как неотъемлемая составляющая политического господства, т.е. регулируемого законом закрепления (институционализации) власти и ее функционирования в виде иерархической системы государственных органов и учреждений, с четко выраженными отношениями приказа и исполнения.

    Основным в понятии «легитимность» является характер («тональность») отношения к власти со стороны подвластного ей населения. Если население (народ) принимает и положительно оценивает власть, признает ее право управлять и согласен подчиняться ей, то такая власть - легитимная. Если же это не так, и народ власти не доверяет, хотя и подчиняется ей до поры до времени в рамках инстинкта самосохранения (прежде всего из-за страха массовых репрессий), то такая власть предстает как нелегитимная.

    В зависимости от мотивации подчинения, различают три классических типа легитимности, выделенных Максом Вебером.

    Традиционная легитимность обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость издревле существующих порядков. В ее рамках власть предстает сакральной (священной), поскольку она подкреплена авторитетом идущих из глубины веков патриархальных установлений и властителей, а также религиозными нормами. Традиционная легитимность характерна для монархий и отличается большой прочностью. Поэтому М. Вебер считал, что для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

    Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар руководителя, которого нередко обожествляют, наделяют сверхъестественными способностями, превращают в идола. Этот тип легитимности всецело базируется на эмоциональном, личностном отношении лидера-вождя и массы и нередко характеризуется фанатичной преданностью и доверием людей. Харизматическая легитимность характерна для крутых поворотов истории, когда авторитет вождя олицетворяет как саму власть и ее ценности, так и всю систему властных институтов, способствует их признанию и принятию населением.

    Рационально-правовая легитимность имеет в качестве первоисточника осознанный интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В данном случае власть избирается и действует на основе всенародно принятой конституции и олицетворяет собой высшее проявление народной воли.

    Поэтому этот тип легитимности часто называют «демократическая легитимность». Именно такой является легитимность политической (государственной) власти в странах, олицетворяющих собой западную цивилизацию.

    Наряду с этими классическими типами существуют и другие типы легитимности, а, стало быть, и способы легитимации политической власти. В том числе:

    Идеологическая легитимность, которая представляет собой не что иное, как процесс обоснования и оправдания власти с помощью той «официальной» идеологии, которая вносится ею в массовое сознание.

    Онтологическая легитимность, которая предполагает соответствие власти объективному порядку, вносимому в человеческую и социальную действительность в продолжение порядка, установленного внеземным космическим разумом.

    Технократическая легитимность, которая исходит из требования к власти быть профессиональной, компетентной. Для тех, кто осуществляет власть или надеется добиться ее, политика принимает характер ремесла, специализированного рода занятий, что обязательно предполагает наличие особых знаний и опыта.

    Легитимность и эффективность власти

    С проблемами легитимности политической власти органически связан важнейший вопрос об ее эффективности (результативности). Насколько власть выполняет свои функции и оправдывает ожидания граждан в обеспечении нормальных условий для жизни.

    В качестве формулы, отражающей взаимозависимость между легитимностью и эффективностью власти, выступает такое правило: легитимность власти чаще всего прямо пропорциональна ее эффективности, т.е. чем больше эффективности, тем больше легитимности. И наоборот. Изначально легитимная власть, которая не справляется с возложенными на нее задачами, со временем теряет доверие граждан и превращается в их глазах в нелегитимную.

    Выдающийся английский систематик Б. Рассел определял власть как производство намеренных результатов. Суть этой форму лы в том, что А обладает большей властью, чем Б, в случае, когда первый достигнет множества намеренных результатов, а второй останется в зоне благих намерений, т.е. эффективность власти (а следовательно, и ее легитимность) по этой формуле предопределяется способностью политика быть верным своему слову.

    Со способностью власти производить намеренные результаты, отвечающие социальным ожиданиям граждан, напрямую связаны и

    превращения изначально нелегитимной власти во власть легитимную. Не секрет, что многие авторитарные режимы, первоначально страдающие дефицитом легитимности, затем приобретают ее, благодаря успешной внутренней (экономической и социальной) политике, укреплению общественного порядка и повышению благосостояния народа.

    Власть в постсоциалистической России сформирована по демократическим процедурам (и формально обладает рациональноправовой, демократической легитимностью), но фактически ее легитимность не более чем фантом. Создав «рыночное Эльдорадо» для меньшинства (обновленной правящей номенклатуры и бизнес- элиты), эта власть по существу отбросила большинство на грань биологического выживания. Даже по официальным данным, в сегодняшней России средние доходы в расчете на душу населения не достигают и 10 тыс. руб. в месяц, а в 25 регионах зарплата составляет от 3-4 до 6 тыс. руб. Это уровень уже не бедности. Речь идет о настоящей нищете.

    Фактическая нелегитимность власти в сегодняшней России проявляется и в ее неспособности производить столь необходимые для нормальной жизнедеятельности общества законность и порядок. Криминалитет стал интенсивно конкурирующей с государством властной силой, которая, опираясь на так называемое «кулачное право», все в большей мере подчиняет себе все сферы жизни социума, навязывая ему выстроенные по законам лагерной зоны нормы и ценности «зековской» жизни. И оттесняя их цивилизованные государственноправовые и нравственно-этические аналоги.

    По различным данным, сегодня в России насчитывается от 8 до 12 тыс. организованных преступных группировок. Причем с 1992 г. численность криминального элемента возросла, как минимум, в три раза. При этом произошло огосударствление преступности она прочно срослась с политико-властными структурами.

    Наряду с криминализацией, такой же характер национального бедствия для страны приобрела коррупция, которую президент РФ В.В. Путин в одном из своих Посланий Федеральному Собранию Российской Федерации назвал системой «статусной ренты». Кор рупция резко снижает эффективность экономики, пожирая то, что создано честным трудом сограждан, усиливает нищету и социальное неравенство, расширяет пропасть между обществом и властью, превращает политику в сферу дележа национального богатства, разлагает нравственные устои общества, наносит ущерб престижу страны на мировой арене. По имеющимся оценкам, только прямые потери бюджета от коррупции составляют в сегодняшней России порядка 40 млрд. долларов в год.

    Совершенно очевидно, что такого рода явления, отражающие глубокий кризис технократической легитимности власти в России, ставят под угрозу саму возможность построения в стране демократического общества и правового государства. Именно поэтому столь актуально и необходимо привести политическую волю властей России в соответствие с этой угрозой. Нужно объявить, как когда-то сделал Рузвельт, что идеалы Республики (в данном случае рыночных реформ и демократизации России) не могут вечно мириться ни с незаслуженной бедностью, ни с самодостаточным богатством. Что государство восстанавливается в качестве «особой организации силы», уполномоченного обществом блюстителя законности и порядка, чьи основные функции будут состоять в том, чтобы обеспечить свободу каждого и гарантировать устойчивость социальной жизни, отвечая за безопасность всех.

    Политические отношения - важнейшая составляющая структуры общественных отношений, их особая специфическая форма, в рамках которой наиболее зримо проявляются интересы различных социальных слоев и классов. Ядром политических отношений выступают отношения социальных субъектов по поводу организации и функционирования власти. Эти отношения реализуются в ходе их политического взаимодействия в очень широком диапазоне: от конструктивного сотрудничества до обоюдного противоборства. 2.

    Политика в форме особой государственно-властной сферы общественной жизни по отношению ко всем другими сферам (экономической, социальной, духовной и т.д.) выступает в качестве системы, которая ими управляет, обеспечивая социальные условия жизнедеятельности общества, урегулированность и целостность общественного организма. Без этой верховной «менеджерской» роли политики жизнь людей с неизбежностью приобрела бы форму социального хаоса, вылилась бы в «войну всех против всех». 3.

    В разных общественных системах (способах воспроизводства общественной жизни) проблемы взаимоотношения политики и экономики решаются по-разному. Но ни в одной из них развитие экономики не обходится без государственного вмешательства. Различия касаются только объема и характера этого вмешательства, а также используемых «интервенционистских» технологий и методик. Так называемый экономический антиэтатизм, т.е. полное изгнание государства из экономики - не более чем миф. 4.

    Политика никогда не существует (и, похоже, не сможет существовать) без идеологии как системы ценностей, имеющих мобилизационный эффект, будь она хоть тысячу раз плюралистичной. Поэтому далеко не случайно политическая борьба в качестве одной из перманентных своих форм принимает форму борьбы идеологий. По отношению к политике идеология выполняет две важнейшие функции: программно-политическую (функцию ориентации) и прагматическую (функцию оправдания действий). 5.

    Политика тесно и неразрывно связана с борьбой за власть как институциональным средством политики и ее наиболее концентрированным (обобществленным) выражением. Государственная власть являет особой тип универсальной власти, распространяющей свое влияние практически на все общество и выступающей в нем в качестве конечной власти, власти над всякой властью - с особыми (наделенными обществом) полномочиями, в том числе монополией на легальное использование силы. 6.

    Любая власть нуждается в институционализации своего политического господства (права управлять страной) путем создания и юридически-правового (конституционного) закрепления иерархической системы властных органов и учреждений (властной вертикали) с разделением их на законодательные, исполнительные и судебные органы и четким разграничением между ними сфер компетенции и властных прерогатив. 7.

    1) легальность в использовании силы и других средств властвования;

    2) верховенство - т.е. обязательность решений для всего общества;

    3) публичность - т.е. всеобщность, означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

    4) моноцентричность - т.е. наличие одного центра принятия решений.

    Источники - сила, богатство, занимаемое положение, знание.

    Ресурсы:

    1) социально-экономические (материальные ценности, деньги и т.д.),

    2) культурно-информационные (знания и информация),

    3) принудительные (силовые).

    Функции - господство, руководство, управление, контроль обществом, обеспечение стабильности в стране.

    8.ФАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ. ЛЕГАЛЬНОСТЬ. ЛЕГИТИМНОСТЬ. ВИДЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ПО М.ВЕБЕРУ

    Легитимная - власть, которая поддерживается обществом. Понятие относительное. Легальная - законная власть. Любая власть, издающая законы - легальная. Власть может быть легальная, но не легитимная (политическая власть Временного правительства в России с февраля по октябрь 1917).

    Типология легитимности по м.Веберу:

    1) традиционная - основана на вере в священный характер обычаев, норм, которые рассматриваются как нерушимые (существовала в средневековой монархической Европе);

    2) харизматическая - основана на вере, в то, что вождь обладает особым даром, т.е. харизмой (существовала в СССР в период правления И.В. Сталина и др.);

    3) легальная - основана на признании добровольно установленных норм, регулирующих отношения управления и подчинения. Характерна для демократических государств.

    9.ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. ФУНКЦИИ. МОДЕЛЬ ФУНКЦИОНИРО-ВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ Д.ИСТОНА

    Политическая система - система политических институтов и организаций, политических идей и взглядов, политических, правовых норм и традиций, избирательного права и др. элементов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается давление на нее.

    Модель функционирования политической системы Д.Истона:

    Окружающая среда

    ___________________________________

    «Вход» - любое событие, которое влияет на политическую систему. Это могут быть требования (повышение зарплаты и т.д.) и поддержка (выражение лояльности членов общества к политической системе). На «выходе» из политической системы проявляются результаты ее работы – законы, постановления и т.д.

    Функции политической системы:

    1) целеполагающая (состоит в определении целей политического, экономического, культурного развития общества);

    2) властно-интеграционная (состоит в объединении всех элементов социальной структуры на базе ценностей господствующих политических сил);

    3) организаторская (состоит в мобилизация ресурсов для достижения каких-либо целей);

    4) регулятивная (состоит в легитимации политики).

    10. ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

    Термин «тоталитаризм» происходит от латинского «тоталис» - весь, целый. Означает полный контроль со стороны государства над всеми сферами общественной жизни. Его автор – итальянский диктатор Б.Муссолини (1925г.) Возник как тип политической системы только в ХХ в. в связи с вступлением общества в индустриальную стадию развития.